“сливы” эдуарда мане и загадочное убийство – все о живописи
Table of Contents
“Сливы” Эдуарда Мане и загадочное убийство – Дневник живописи
Эдуард Мане. Сливы.1880 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США.
Хочу рассказать об одной картине Эдуарда Мане “Сливы”. Что может быть интересного в каких-то сливах, спросите вы. Однако этот натюрморт был свидетелем невероятных событий в жизни своих владельцев и даже одного убийства.
Эдуард Мане больше известен как портретист. Однако его кисти принадлежит довольно много вот таких натюрмортов: небольших по размеру, с одним или несколькими объектами (парой яблок, одной дыней или булочкой бриошь) на тёмном однородном фоне.
Я уже задавалась вопросом, почему Мане их создавал особенно под конец своей жизни, в посте “Зачем Мане написал натюрморт со стеблем спаржи”.
Утеряные “Сливы” Эдуарда Мане
Так же просто, без лишних деталей Мане изобразил и свои сливы. Но перед вами натюрморт, нарисованный повторно в 1880 году. Впервые же он их нарисовал в 60х годах 19 века и подарил своему другу Эдгару Дега.
Однако через некоторое время друзья поссорились из-за неблаговидного поступка Мане.
Дега подарил ему картину “Портрет Эдуарда Мане с женой”, а вскоре обнаружил, что герой картины оторвал треть полотна. Об этом интересном случае я писала в статье “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины”.
Обратите внимание
Конечно, Дега был очень расстроен и в сердцах отправил своему другу его подарок “Сливы”, мол, раз вы так поступаете с моими картинами, то ваши мне тоже не нужны.
Когда друзья помирились, Дега, конечно, пожалел о том, что вернул картину “Сливы”. Он попросил её у Мане обратно.
Но было поздно – художник видимо также на эмоциях, не подумав её быстро продал.
В результате картина была утеряна. Возможно, этого бы не случилось, если бы картина осталась у Дега. Ведь известно, что он был страстным поклонником таланта Мане и коллекционировал его картины.
О том, какие картины Эдуарда Мане принадлежали Дега, я также писала в посте “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины”.
Видимо, картина была утеряна ещё при жизни Мане. Иначе как объяснить то, что Мане решил написать в 1880 году её копию, которая и сохранилась до наших дней.
“Сливы” Эдуарда Мане и Выстрел века
Сейчас “Сливы” 1880 года создания находятся в музее Хьюстона, штат Техас. Примечательно, что музею картину подарила Энн Вудворд (Ann Woodward) в 1974 г. Сальвадор Дали. Портрет миссис Вудворд (Woodward). 1953 г. Мурохаши музей современного искусства, Фукусима, Япония.
Скорее всего, картина досталась ей в наследство от покойного мужа, представителя благородного и состоятельного семейства. Энн Вудворд была до замужества танцовщицей в ночном клубе и начинающей актрисой. Уже будучи в браке, вела активную светскую жизнь.
Но больше всего миссис Вудворд печально известна тем, что убила своего мужа Уильяма Вудворда в 1955 году. Она застрелила его из охотничьего ружья, приняв его по ошибке в темноте за грабителя.Важно
Газеты назвали это происшествие Выстрелом века. А высший свет тут же отверг миссис Вудворд, не веря в случайность убийства. Поговаривали, что мистер Вудворд хотел развестись с ней. Якобы Энн так не хотела лишиться денег мужа, что была готова на все, вплоть до убийства.
Однако убийство было признано судом непреднамеренным, так как Энн смогла пройти проверку детектором лжи. Также был задержан человек, который признался, что действительно пытался залезть в дом Вудвордов с целью ограбления в тот роковой день. Но общество было непреклонно – родилась даже версия, что этого несостоявшегося грабителя подговорили адвокаты семейства Вудвордов, чтобы замять скандал.
Энн провела остаток жизни, путешествуя и крутя романы с мужчинами моложе себя. Будучи склонной к депрессиям, её подкосило очередное обвинение в преднамеренности убийства. На этот раз со стороны знаменитого писателя Трумена Капоте, который в своём романе “Отвеченные молитвы” представил Энн Вудворд как циничного убийцу, ловко обманувшего правосудие и избежавшего наказания. В 1975 году Энн Вудворд покончила жизнь самоубийством, приняв цианистый калий.
История этой семьи ещё печальна тем, что оба сына супругов Вудвордов также ушли из жизни, совершив самоубийства. Один из них выбросился из окна в 1978 году, будучи зависимым от героина. Второй под гнётом неразрешенных личных проблем после развода с женой также выбросился из окна в 1999 году.
***
Картины иногда интересны не только сами по себе, но и благодаря своим владельцам. Хотя даже если бы “Сливы” не принадлежали семейству Вудворд, она все равно являлась бы ещё одним маленьким шедевром импрессиониста Мане, таким притягательным в своей простоте.
Слива, эдуард мане – описание картины – Музеи мира
Эдуард Мане. Сливы.1880 г. Музей изобразительных искусств, Хьюстон, США.
Хочу рассказать об одной картине Эдуарда Мане “Сливы”. Что может быть интересного в каких-то сливах, спросите вы. Однако этот натюрморт был свидетелем невероятных событий в жизни своих владельцев и даже одного убийства.
Эдуард Мане больше известен как портретист. Однако его кисти принадлежит довольно много вот таких натюрмортов: небольших по размеру, с одним или несколькими объектами (парой яблок, одной дыней или булочкой бриошь) на тёмном однородном фоне. Я уже задавалась вопросом, почему Мане их создавал особенно под конец своей жизни, в посте “Зачем Мане написал натюрморт со стеблем спаржи”.
Утеряные “Сливы” Эдуарда Мане
Так же просто, без лишних деталей Мане изобразил и свои сливы. Но перед вами натюрморт, нарисованный повторно в 1880 году. Впервые же он их нарисовал в 60х годах 19 века и подарил своему другу Эдгару Дега.
Однако через некоторое время друзья поссорились из-за неблаговидного поступка Мане. Дега подарил ему картину “Портрет Эдуарда Мане с женой”, а вскоре обнаружил, что герой картины оторвал треть полотна. Об этом интересном случае я писала в статье “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины”.
Конечно, Дега был очень расстроен и в сердцах отправил своему другу его подарок “Сливы”, мол, раз вы так поступаете с моими картинами, то ваши мне тоже не нужны.
Совет
Когда друзья помирились, Дега, конечно, пожалел о том, что вернул картину “Сливы”. Он попросил её у Мане обратно. Но было поздно – художник видимо также на эмоциях, не подумав её быстро продал.
В результате картина была утеряна. Возможно, этого бы не случилось, если бы картина осталась у Дега. Ведь известно, что он был страстным поклонником таланта Мане и коллекционировал его картины. О том, какие картины Эдуарда Мане принадлежали Дега, я также писала в посте “Дружба Дега с Мане и 2 порванные картины”.
Видимо, картина была утеряна ещё при жизни Мане. Иначе как объяснить то, что Мане решил написать в 1880 году её копию, которая и сохранилась до наших дней.
“Сливы” Эдуарда Мане и Выстрел века
Сейчас “Сливы” 1880 года создания находятся в музее Хьюстона, штат Техас. Примечательно, что музею картину подарила Энн Вудворд (Ann Woodward) в 1974 г.
Сальвадор Дали. Портрет миссис Вудворд (Woodward). 1953 г. Мурохаши музей современного искусства, Фукусима, Япония.
Скорее всего, картина досталась ей в наследство от покойного мужа, представителя благородного и состоятельного семейства. Энн Вудворд была до замужества танцовщицей в ночном клубе и начинающей актрисой. Уже будучи в браке, вела активную светскую жизнь.
Но больше всего миссис Вудворд печально известна тем, что убила своего мужа Уильяма Вудворда в 1955 году. Она застрелила его из охотничьего ружья, приняв его по ошибке в темноте за грабителя.
Газеты назвали это происшествие Выстрелом века. А высший свет тут же отверг миссис Вудворд, не веря в случайность убийства. Поговаривали, что мистер Вудворд хотел развестись с ней. Якобы Энн так не хотела лишиться денег мужа, что была готова на все, вплоть до убийства.
Однако убийство было признано судом непреднамеренным, так как Энн смогла пройти проверку детектором лжи. Также был задержан человек, который признался, что действительно пытался залезть в дом Вудвордов с целью ограбления в тот роковой день. Но общество было непреклонно – родилась даже версия, что этого несостоявшегося грабителя подговорили адвокаты семейства Вудвордов, чтобы замять скандал.
Энн провела остаток жизни, путешествуя и крутя романы с мужчинами моложе себя. Будучи склонной к депрессиям, её подкосило очередное обвинение в преднамеренности убийства.
Обратите внимание
На этот раз со стороны знаменитого писателя Трумена Капоте, который в своём романе “Отвеченные молитвы” представил Энн Вудворд как циничного убийцу, ловко обманувшего правосудие и избежавшего наказания.
В 1975 году Энн Вудворд покончила жизнь самоубийством, приняв цианистый калий.
История этой семьи ещё печальна тем, что оба сына супругов Вудвордов также ушли из жизни, совершив самоубийства. Один из них выбросился из окна в 1978 году, будучи зависимым от героина. Второй под гнётом неразрешенных личных проблем после развода с женой также выбросился из окна в 1999 году.
***
Картины иногда интересны не только сами по себе, но и благодаря своим владельцам. Хотя даже если бы “Сливы” не принадлежали семейству Вудворд, она все равно являлась бы ещё одним маленьким шедевром импрессиониста Мане, таким притягательным в своей простоте.
ИМПРЕССИОНИЗМ.Ч.3. ЭДУАРД МАНЕ
Эдуард Мане (1832-1883, Manet, Édouard), – всемирно известный французский художник: живописец и график
Эдуард Мане и импрессионисты
Эдуард Мане считается одним из зачинателей импрессионизма.
Во многом являясь предшественником вдохновителем импрессионистов, Мане в то же время расходится с ними в некоторых важных моментах: в своих произведениях он сохраняет конструктивную ясность рисунка, ритмически организующего плоскость, оставляет в своей палитре серые и чёрные тона и в целом не изменяет бытовому жанру с его литературно-ассоциативной подосновой.
Оказав большое влияние на импрессионистов, Эдуард Мане сам не остался безучастен к их революционным поискам и открытиям.
Художник выбирает из бесконечного потока бытия лишь мимолетный фрагмент, стремясь передать свежесть впечатления, создать у зрителя особое ощущение, что он свидетель всего происходящего сейчас, что каждое мгновение жизни может быть исполнено поэзии и художественной ценности.
В картинах импрессионистов, и у Эдуарда Мане «случайность» выбранного момента, ничем не выделяющегося среди предшествующих и последующих, специально подчеркивалась композицией, изобилующей срезами фигур и предметов, предполагающей в этом случаЕ возможность продолжения изображенного за пределы холста. На полотнах Мане светотеневая моделировка заменяется цветовой, палитра становится все более светлой, красочной; мазок — широким, свободным, передающим трепетность живого дыхания жизни; контуры изображаемого теряют четкость, как бы растворяются в световоздушной среде. Пространство картины пронизано светом, наполнено воздухом. Мане, подобно импрессионистам, пробует писать на открытом воздухе, на пленэре, всю картину целиком, иногда он работает вместе с Клодом Моне над одним и тем же пейзажным мотивом или пишет товарища на природе: Клод Моне в своей лодке на Сене (1874, Мюнхен, Новая пинакотека).
Особенности творчества Эдуарда Мане
В своём творчестве Эдуард Мане часто использует и переосмысляет сюжеты и мотивы живописи старых мастеров. Мане стремится наполнить их современным звучанием, решить новые живописные задачи( «Завтрак на траве», «Олимпия», «Бой быков в Мадриде», «Балкон»)
Живописная манера Мане постепенно на протяжении 1860-х годов освобождается от присущих ей ранее глухих и плотных тонов, чёрных теней, однако в ней сохраняются и даже усиливаются контуром контрасты между тёмными и светлыми зонами, отчего при восприятии возникает некоторая плоскостность изображения; живопись становится более свободной и вместе с тем более изощрённой, всё чаще живописная ткань обогащается прозрачными рефлексами и валёрами.
Обновляя бытовой жанр 19 века, Эдуард Мане поэтизирует заурядную на первый взгляд жизненную ситуацию, мир окружающих человека вещей, выявляет скрытую гармонию бытия. Жанр многих произведений Мане трудно даже определить. Художник в одной картине мог объединить жанровые сценки и пейзаж. Картина «Завтрак в мастерской», например, удачно сочетает портрет, натюрморт и бытовую сцену.
Важно
В 1870-е годы Мане много работает в области портрета, перенося в неё основные проблемы своих сюжетных композиций, расширяя возможности этого жанра и превращая его в своего рода исследование внутреннего мира современника.
Самые знаменитые картины: «Олимпия», «Завтрак на траве», «Бар «Фоли-Бержер»», «Арджантей», «В лодке», «Флейтист», «Портрет Эмиля Золя», «Казнь императора Максимилиана», «Букет сирени», «Кабачок».
Фотография Эдуарда Мане
Биография Эдуарда Мане
Эдуард Мане родился в Париже, в богатой буржуазной семье. Его родители надеялись, что их сын получит респектабельное юридическое образование. Но Эдуард попытался стать моряком (и даже совершил в качестве юнги путешествие в далёкре Рио-де-Жанейро). В конце концов победила его приверженность к искусству.
В течение шести лет (1850-1856) Эдуард Мане посещал мастерскую известного в то время исторического живописца Тома Кутюра, с которым у молодого художника вскоре сложились весьма напряженные отношения. Трудно было найти что-либо более противоположное, чем стремление Мане к живому и современному искусству и академический, мертворожденный «историзм» Тома Кутюра.
Эдуард Мане: жизнь и творчество художника
Эдуа́рд (Эдуа́р) Мане́ (фр. Édouard Manet; 23 января 1832, Париж — 30 апреля 1883, Париж) — французский живописец, гравёр, один из родоначальников импрессионизма.
Содержание
Биография Эдуарда Мане
Творчество Мане
Работы художника
Картины Эдуарда Мане
Библиография
Эдуар Мане родился в Париже 23 января 1832 года в довольно респектабельной семье. Отец будущего художника, Огюст Мане, служил в министерстве юстиции, а мать была дочерью дипломата.
Отец желанию сына учиться на художника яростно воспротивился. В конце концов, полем для его дальнейшей карьеры выбрали морскую службу. Но юноша провалил вступительные экзамены в морское училище. Оказавшись не у дел, он устроился юнгой на торговое судно. В декабре 1848 года новоиспеченный юнга оказался на борту парусника, отправлявшегося в Рио-де-Жанейро.
Вернувшись во Францию, Эдуар наконец-то смог победить стойкую неприязнь отца к занятиям искусством. Бунтарский дух заставлял его искать не совсем обычные пути в жизни.
Вместо того чтобы, подобно другим мечтающим об артистическом призвании, поступить в Школу изящных искусств (на этом настаивал и отец Мане), он пошел учиться в мастерскую Тома Кутюра, незадолго до того прогремевшего в Салоне 1847 года своей картиной «Римляне эпохи упадка» с изображением античной оргии. Юношу привлекла эта скандальная слава. Он закончил у Кутюра полный шестилетний курс обучения (1850—1856), однако все это время отношения между учителем и учеником оставляли желать лучшего. Мане явно скучал в мастерской Кутюра.
Последовавшая в том же году смерть отца освободила художника от многих ограничений, сковывавших его жизнь. Полученное наследство позволяло ему теперь не думать о том, как заработать себе на жизнь.
В создавшихся условиях Мане почувствовал себя достаточно свободным для того, чтобы жить и писать так, как ему хочется. Следствия этого проявились очень быстро. Новую его картину «Завтрак на траве».
К концу 1860-х годов Мане приобрел двусмысленную репутацию. Многие считали его каким-то исчадием ада — между тем как это был воспитанный человек с безукоризненными манерами.
Совет
Выставленные в Салоне картины Мане продолжали подвергаться нападкам критики, а его персональную выставку, организованную в рамках Всемирной парижской выставки 1867 года, попросту освистали.
В этих обсуждениях и были сформулированы основополагающие принципы импрессионизма.
Но начавшаяся в 1870 году франко-прусская война заставила на время забыть о живописи. Мане поступил в артиллерию в звании лейтенанта.
После войны «банда Мане», как называли художников-«батиньольцев» обыватели от искусства, вновь собралась в Париже.
Мане поддерживал импрессионистов, однако никогда не выставлялся вместе с ними, считая, что битва за современное искусство должна разворачиваться только в рамках официального Салона. Впрочем, это не помешало ему взять на вооружение некоторые чисто импрессионистические приемы письма.
В 1874 году он поехал в Аржантей, где работал на пленэре рука об руку с Моне и Ренуаром. Следы всего этого без труда обнаруживаются в его работах того времени.
В 1879 году у Мане появились грозные признаки атаксии, при которой, вследствие поражения головного мозга, нарушается координация движений. Чуть позже он уже не мог писать. По иронии судьбы именно в эти годы к художнику пришло долгожданное признание.
Обратите внимание
В 1881 году он получил медаль Салона, а чуть позже был награжден орденом Почетного легиона.
Весной 1883 года Мане ампутировали левую ногу. Операция прошла неудачно, и вскоре Мане скончался. Произошло это 30 апреля, как раз накануне открытия очередного Салона.
Творчество Мане
С середины 50-х годов Мане начал создавать собственные оригинальные произведения, героями которых были завсегдатаи парижских кафе, прохожие.
Характерным композиционным приемом Мане стал неожиданный срез картины рамой, кадрирование изображения. Такой прием вносил в композицию элемент неустойчивости, динамики.
Одновременно Мане боролся с традиционной академической манерой письма и, отступая от мягкой моделировки формы, лепил ее свежими, выразительными мазками.
Этюд «Кабачок», относящийся уже к концу 70-х годов, демонстрирует интенсивность и сочность цветного подмалевка художника.
Вокруг Мане начали группироваться Дега, Писсарро, Клод Моне, Ренуар и Сислей. Им импонировало не только новаторство Мане, но и его профессионализм, образованность, глубокие познания в области истории живописи, овладение всеми приемами живописной и графической техники.
В 1863 году Мане выставил в знаменитом «Салоне отверженных» свою картину «Завтрак на траве», ее содержание и необычность живописной техники вызвали негодование публики. С этого момента Мане становится признанным вождем «независимых» художников.
За картиной «Завтрак на траве» последовала «Олимпия», где натурщица Викторина Меран была изображена обнаженной на кровати. Картину приняли в салон в 1865 году, но ее постигла та же участь, что и «Завтрак на траве».
The Luncheon on the Grass
Olympia
A Bar at the Folies-Bergere
Важно
В этих произведениях Мане утверждал право на изображение в живописи своих современников без всякой идеализации, открыв тем самым новую тематику для Ренуара, Дега, Писсарро и других художников, стремившихся к правдивому воссозданию действительности.
Защитника и ценителя своего творческого метода Э. Мане нашел в лице молодого Эмиля Золя.
Писатель первым признал значение искусства талантливого художника для будущего развития европейской живописи и неоднократно выступал с разбором творчества Э. Мане в печати.
Золя понимал несправедливость нападок на картины Мане со стороны публики и салонных живописцев, предсказывая, что со временем они будут выставлены в Лувре.
В 1873 году Мане представил жюри салона картину «За кружкой пива», традиционную как по трактовке сюжета, так и по манере письма.
Этот противоречивый живописец всю свою жизнь стремился создать новый «большой» стиль в современной живописи. Невзирая на нападки и упреки как художественных критиков, так и его друзей импрессионистов, Мане упорно продолжал выставляться один.
В 1882 году он закончил одно из самых значительных произведений в европейской живописи 70-х—80-х годов прошлого века «Бар в Фоли-Бержер», за которое был награжден орденом Почетного легиона. Признание пришло уже к смертельно больному художнику.
Совет
Не считая себя импрессионистом и отказываясь участвовать в выставках этого объединения, Мане тем не менее дал толчок импрессионизму, став его вдохновителем.
В 50-е—60-е годы XIX века будущие импрессионисты ориентировались на его оригинальную творческую манеру. Но в отличие от них Мане всегда стремился к созданию картины, главное место в которой принадлежит человеку.
Работы художника
- Олимпия
- Сливы
- Скачки в Булонском лесу
- Испанский певец
- Натюрморт с лососем
- Белые пионы
- Концерт в Тюильри
- Мадам Мишель-Леви
- Женский портрет
- Лола из Валенсии
- Эмиль Золя
- Клематис в хрустальной вазе
- Бар в Фоли-Бержер
- Сирень и розы
- Букет сирени
- Дом в Рюйе
- Завтрак на траве
- Бегство Рошфора
- Булонский порт при лунном свете
- Жанна
Библиография
- Мане Э. Жизнь. Письма. Воспоминания. Критика современников. — М.: Искусство, 1965.
- Перрюшо А. (пер. М. Прокофьевой) Эдуард Мане. — Серия «Мастера». — М.: Терра, 2000. — 400 с. — ISBN 5-300-02940-8.
- Перре Катрин.Модернизм Фуко (Лекция М. Фуко о живописи Э. Мане) // Искусство versus литература: Франция — Россия — Германия на рубеже XIX—XX веков: Сб. ст. — М.: ОГИ, 2006, с. 148—165
- Чернышева М. А. Мане. — СПб.: Бельведер, 2002.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: impres-paint.ru, ru.
wikipedia.org, eduardmane.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Эдуард Мане: картины художника
Эдуард Мане – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Эдуард Мане: жизнь и творчество художника
3.8 (75%) 4 голос(ов)
Эдуард Мане. 18+
?
kolybanov (kolybanov) wrote,
2017-07-20 23:47:00 kolybanov
kolybanov
2017-07-20 23:47:00 Автор – truskovalent. Это цитата этого сообщения
Эдуард Мане
Ранее о художнике:http://www.liveinternet.ru/users/truskovalent/post408591280
Эдуард Мане
Эдуард Мане родился 23 января 1832 года в Париже в достаточно респектабельной семье. Отец Мане работал в министерстве юстиции, а мама была дочерью дипломата.
Родители яростно противились желанию сына стать художником. Поэтому полем его дальнейшей деятельности выбрали морскую службу. Однако юный Мане провалил вступительные экзамены и его не приняли в морское училище. После провала юноша стал юнгой на торговом судне. В 1848 году Мане оказался на борту парусника, который отправлялся в Рио-де-Жанейро.
По возвращении во Францию, Э. Мане победил неприязнь отца к занятию искусством.
Однако бунтарь по натуре Мане не стал учиться в Школе изящных искусств (на чем настаивал его отец), он учился в мастерской Тома Кутюра, который незадолго до этого прогремел в Салоне 1847 года со своей картиной «Римляне эпохи упадка», изображающей античную оргию.
Юношу влекла скандальная слава. Он проучился у Кутюра шесть лет, пройдя весь курс обучения, но все это время его отношения с учителем оставляли желать лучшего. Мане было скучно в мастерской Кутюра.
В год окончания обучения умирает отец будущего художника, что снимает с него оставшиеся ограничения, сковывавшие его жизнь. Эдуард получает наследство и теперь может не думать о том, как и на что ему жить. В данных условиях Мане почувствовал себя свободным человеком, способным жить и писать так, как того хочется именно ему. Вследствие этого появляется картина «Завтрак на траве».
В 1860-х годах Мане приобретает двусмысленную репутацию. Многие считают его неким исчадием ада, при том, что он является воспитанным человеком с безукоризненными манерами. Картины Мане, которые он выставляет в Салоне, постоянно подвергаются критике, а его персональная выставка в 1867 году, попросту освистывается.
Начавшаяся франко-прусская война в 1870 году заставила на некоторое время забыть художника о живописи, так как он поступает в артиллерию.
В 1879 году у художника появляются признаки атаксии, когда вследствие поражения головного мозга наблюдается нарушение координации движений. Художник не может писать.
Обратите внимание
Самое печальное, что именно в это время к нему приходит долгожданное признание общественностью. В 1881 году он получает медаль Салона, а позже его награждают орденом Почетного легиона. В 1883 году Мане ампутируют левую ногу.
Операция проходит неудачно, и Манеумирает 30 апреля, накануне открытия очередного Салона.
Амазонка
Аржантей
Берта Моризо
Блондинка с обнаженной грудью
Букет пионов
В кафе
В консерватории
В саду
Ваза с пионами
Весна (Жанна)
Всемирная выставка в Париже в 1867г
На балконе
На берегу
На железнодорожной станции
Нана
Натюрморт с рыбой
Картина «Олимпия»
Официантка
Палуба
Пасущиеся коровы
Побег Рошфора
Погребение
Портрет Маларме
Причал в Булонь-сюр-Мер
Розы и тюльпаны
Сливовое бренди
Сливы
Солдаты, издевающиеся над Христом
Умерший Христос и ангелы
Спаржа
Старый музыкант
Удивленная нимфа
Улица Монир с флагами
Фиалки
Флейтист
Хорошая кружка пива
Цветы в стеклянной вазе
Цветы в хрустальной вазе
Цветы в хрустальной вазе
Цыганка с сигаретой
Читающая женщина
Эрнест Хошеде с дочерью Мартой
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Читать онлайн Мои живописцы. Лимонов Эдуард
Лимонов Эдуард. Мои живописцы читать онлайн
На главную
К странице книги: Лимонов Эдуард. Мои живописцы.
© ООО Издательство «Питер», 2018
* * *
Пояснение
Множества живописцев не существует. Есть один на всех — живописный гений, живший сквозь века, вселявшийся в различные души.
Живопись — это визуальное проявление мечты, некоего символа, сконцентрированного в образ. Умение создать такой образ-символ есть гениальность. Поэтому лучшие живописцы — все символисты. У них одна и та же душа, точно искры божии, распределённые неравномерно во времени.
Таким образом, лучшая живопись — вся символизм. Бёклин и Врубель — один и тот же художник. Более того, и Дюрер — тот же художник, что Бёклин и Врубель. И Ван Гог — символизм, и Мунк — символизм.
Периоды гениальных озарений в живописи сменяются периодами свинцовой глупости и механического изготовления однажды сложившихся форм.
Сколько тупых Мадонн с жирными резиновыми младенцами оставила после себя эпоха так называемого Возрождения? Десятки тысяч.
Сколько вполне бездарных икон появилось после Андрея Рублёва? (Их спасает только повреждённость временем.) Также — десятки тысяч.
Живопись — это не только живопись. И не столько живопись, сколько мировоззрение. Сколько полусон. Сколько сознание, в котором они — живописцы — обитали.
Миры.
Важно
Мир Бёклина. Мир Ван Гога. Мир Фрэнсиса Бэкона. Но в сущности — это один мир. Мир острова мёртвых и жёлтого ночного кафе.
Помню, в горах Алтая мы вышли как-то на поляну. Там было молчаливо и загадочно. Там стояла одинокая повозка без лошади. В траве лежали оглобли. В повозке лежали травы и корни. Мы подошли и уставились на загадочную повозку.
Никто не мог знать, что в будущем нас здесь же, но уже в снегу, арестуют и наши жизни будут проходить далее в тюрьме. На той поляне мы нашли тогда наше трагическое будущее.
Не так ли и магические полотна зазывают нас в свою глубь, чтобы изменить наши жизни?
Джотто ди Бондоне
Европейская живопись, конечно же, родилась в Италии. В Италию я попал осенью 1974 года в поезде, идущем из Австрии через альпийские тоннели. Наш вагон охраняли, помню, краснолицые австрийские полицейские в штатском с небольшими чёрными автоматами.
В те годы как раз активизировалась «Палестинская Организация Освобождения» (в 1972-м они захватили и расстреляли израильских спортсменов на Олимпиаде в Мюнхене), и потому существовала, видимо, реальная опасность, что палестинцы могут совершить нападение на вагон, перевозивший из Австрии в Италию бывших российских граждан, ищущих политического убежища, большинство пассажиров нашего «пломбированного», как мы шутили, вагона были советские евреи.
Бегство в Египет 1304–1306 гг.
Каждый раз, когда вагон выныривал из тоннеля, австрийские полицаи, помню, стояли в открытых дверях вагона, сжимая свои автоматы и напряжённо вглядываясь в окружающее полотно ж/д дороги через Альпы.
В Италии оказалось холодно. Шедевры изобразительного искусства были на месте, как раз открыли после реставрации Сикстинскую капеллу, но в Италии оказалось холодно. Под слёзы моей молодой жены я провёл тогда в Риме всю зиму. Это был Рим.
Зима оказалась поразительно солнечной, но холодной. Мяса мы не могли себе позволить. Сардельки с картошкой означали праздник. Я сооружал себе и молодой жене душераздирающие салаты из лука, помидоров и лимонов.
И до упаду слонялся я по ледяному Риму, до заклинивания икроножных мышц. Я нюхал древности, лежал на итальянском грунте, щупая мрамор. С музеями было хуже, за них нужно было платить.
Я как-то исхитрялся.
Первым, я знал, я вычислил это ещё из русских книг, в СССР, первым был Джотто.
В документе 1301 года Джотто назван владельцем дома во Флоренции. Он уже женат. Жену зовут восхитительно: ЧИУТА ди Лапо дель Пела. А? Ди Лапо дель Пела!!! Лапочка! У пары было ВОСЕМЬ детей.
Совет
Джотто умер в 1337 году. Родился не то в 1266-м, не то даже в 1276-м, то есть десять лет туда-сюда, в городке неподалёку от Флоренции, от божественной Firensa, умер во Флоренции, во время работы над фреской «Страшный суд».
«Поцелуй Иуды», конечно же, восхитителен. Мы видим высоко-высоко поднятые факелы, взметённые ввысь дубины, несколько спин обращены к нам, остальные фигуры — все в профиль. Иуда в жёлтом плаще целует благородного Иисуса. Над профилем Иисуса жёлтый сияющий нимб.
Джотто ди Бондоне, сын кузнеца, член корпорации врачей и аптекарей, куда входили также художники. Интересно, что историки живописи пишут о нём: «Преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи».
Тут возникает вопрос, а почему, если столицей Италии был Рим, то итальянские художники прото-возрождения не следовали римской какой-нибудь традиции иконописи? Потому что таковой традиции не было.
А почему её не было, таковой традиции, и итальянская живопись образовалась от византийской, с окраины Империи, если верить традиционной истории?
Даты. Даты могут быть искажены, неточны, не сохранились, но такой мощный факт возрождения (или умнее сказать «зарождения») итальянской живописи из византийской иконописной традиции — его невозможно оспаривать.
Тут скорее хочется оспаривать другое. А был ли Рим реальной столицей Древней Римской Империи?
Тайная вечеря 1304–1306 гг.
Может быть Рим был только военной столицей, а культурной столицей был Константинополь? Тогда понятно, отчего итальянская живопись началась со следования византийской иконописной традиции.
Взглянув на «Тайную вечерю» Джотто даже невнимательно, убеждаешься, что «Тайная вечеря» ещё не оторвалась от племени икон. Те же цвета, множество красного и золотого. Джотто, кстати сказать, не стесняется помещать фигуры спинами к зрителю, к потребителю искусства. Половина апостолов сидят спинами к потребителю искусства.
«Поклонение Волхвов» — ещё икона, «Бегство в Египет» — уже не икона, но эпизод истории Богородицы и младенца-Христа.
Оплакивание Христа 1304–1306 гг.
«Положение во гроб» — полуикона, а наполовину уже итальянская живопись. Десяток ангелов, сокрушающихся в небе, их различного стиля полёты — выдают смятение и более десятка фигур, из них семеро — женщины, наклонённые и сидящие над белым телом Христа (опять мы лицезрим две спины на переднем плане — фирменный стиль Джотто).
И, конечно, блистательный опять и опять «Поцелуй Иуды».
Обратите внимание
Никаких проверенных данных о дружбе двух современников флорентийцев, Джотто и Данте Алигьери (1265–1321), не существует. Вероятно, дружба Данте и Джотто — легенда. Скорее всего, они принадлежали к разным политическим партиям Флоренции и так и не встретились.
Данте был не бытовым человеком, его благоговейно почитали уже при жизни. Джотто, напротив, был остроумен и прост, его величие состояло в его новаторстве, в поисках новых путей выражения в изобразительном искусстве.
Как Джотто выглядел, неизвестно. Есть фильм Пазолини «Декамерон», в котором Джотто играет сам Пазолини — небольшого роста, тощий, но мускулистый, с бешеным лицом.
Помню, что Пазолини-Джотто перебегает пустынную, как у де Кирико, площадь, ночь, он в средневековом костюме, на голове — белая повязка мастерового. Мне представляется, что Джотто таким и был, как Пазолини.
Член корпорации врачей и аптекарей.
Андрей Рублёв
Итальянская живопись началась с подражания византийским иконам. О Джотто пишут, что он «преодолев византийскую иконописную традицию, стал подлинным основателем итальянской школы живописи».
Наш Андрей Рублёв, родившийся около 1360 года и умерший в 1428 году в Андрониковом монастыре в Москве, недалеко ушёл по времени от Джотто, который умер в 1337 году, но он не преодолевал византийскую иконописную традицию, а развил её в русскую иконописную традицию.
А с Андрониковым монастырём меня связывают личные воспоминания. Во-первых, в 2001–2002 годах меня возили в находящийся в двух сотнях метров от монастыря Лефортовский суд. Для смены меры пресечения. Так никогда и не сменили, но так как я сидел в тюрьме Лефортово, то возили туда.
А когда я вышел из-за решёток летом 2003-го, то волею судеб поселился неподалёку в районе, называемом Сыры, на Нижней Сыромятнической улице, где прожил до октября 2008 года.
К Андроникову монастырю я частенько ходил гулять, приезжал туда с охранниками и гулял вокруг монастыря и заходил вовнутрь, лицезрея остатки саркофагов, сваленные у стены. Спасский собор, стоящий в центре монастыря, всегда был закрыт. А по уверению проф. Фоменко, находившиеся в соборе когда-то фрески Рублёва были сбиты.
Утверждают, что на фресках изображена была всякая ересь в виде генеалогического древа Адама, на древе этом был и такой плод, как Иисус Христос.
В монастыре было тихо, из будки высовывался тихий милиционер, видел знакомые наши лица и успокаивался, да и грабить в монастыре было нечего. Я там несколько десятков раз прогуливался. Не из-за Рублёва, но ища необыденного места.
Важно
Где-то возле колокольни там, в Андрониковом и похоронен был живописец Рублёв, умерший 17 октября 1428 года во время морового поветрия. Сословием он был «чернец», то есть монах, и возрасту ему было 68 лет.
А родился он где-то либо в Московском княжестве, либо в городе Великий Новгород, скорее всего, в семье ремесленников.
«Апостол Павел» из Звенигородского чина целиком и полностью соответствует моему представлению об Апостоле Павле, сумрачные мелкие черты лица, пол-лица, заросшие дремучей бородой, высокая лысина, озабоченные запавшие глаза. Левая нижняя часть иконы исчезла, как растаяла. Удивительная голубизна рубахи.
«Троица» — три фигуры, затронуты все три голубым.
Андроников монастырь был основан в 1357 году митрополитом Алексием на левом берегу Яузы и назван по имени первого игумена Андроника, ученика Сергия Радонежского.
Спасский собор монастыря — древнейший из сохранившихся якобы московских храмов. Я бы сказал из предмосковских, так как города Москвы в 1357 году ещё не было, город был заложен Дмитрием Донским в 1382 году на месте Куликовской битвы, которая на самом деле происходила на месте Москвы.
Монастыри появились ранее города, это логично, ибо старцы стремились скрыться от людских глаз, дабы предаваться аскезе и молитвам, а не прилепляться к городам. Вначале появлялись монастыри, а уж потом где-то рядом появлялся и город.
Монаси были тогда не только молящиеся, но и были вооружённым войском, и их содействие в случае нашествия враждебных злых людей было немаловажно для городов.
Спасский собор Андроникова монастыря
Это города лепились к монастырям, а не наоборот.
У Рублёва хороши мистические выбросы лавы, все эти редкие голубые рубахи и красные небеса и запавшие глаза святых, но вообще-то он грубоват, его иконы — такие средневековые плакаты, как и большинство икон. «Мазня» — применимо и к его гениальным иконам. Гениальное не исключает мазни.
Спасский собор и Архангельский храм
Ничегошеньки мы не знаем подлинно о нём самом. Скорее всего, он был некрасивым, увечным человеком, возможно, у него что-то постоянно болело — и потому он отличался от здоровых остолопов своего времени некоей святостью, меньше них ел, может быть, и бывал задумчив.
Совет
Рублёв вполне мог, родившись в Московском княжестве, строить Москву, в 1382 году ему было 22 года, в таком возрасте легко тесать камни и таскать их куда нужно.
А Андроников монастырь стоит на холме, с него удобно обозревать окрестности и видеть, что едут или плывут лихие люди, и приготовиться к битве.
Взять щит как большую сковородку и рубило, этот секущий бритвой меч-саблю, и с другими мужиками побежать к врагу, если их немного, или запереться от них в монастыре, если их много.
Обычные люди, даже лихие воины исчезают с лица земли без следа, даже если ты сотню врагов зарубил, а вот голубые пятна рубах и замученные глаза святых — остаются.
Стихи о Эдуарде Мане
«Девушка в платье с загнутыми уголками воротничка» Эдуарда Мане
Пред нами женщина. Ей лет не больше двадцати.
Взгляд откровенный широко раскрытых глаз.
Прическа скромная невьющихся волос. Почти
Высокий лоб прикрыт чуть прядью, напоказ.
Cовсем не выделяется дуга её бровей.
Но зелень видится её округлых глаз
Рот небольшой и мало привлекателен скорей,
А губки мило сжаты тоже напоказ.
Как парижанка тех времен, за модою следит
Она.В нарядном платье, где воротничок
С углами, что так загнуты — Новинка, просто хит.
Одежду украшает этот пустячок.
Она поклонница Мане и творчества его.
Он с нею очень мил. Ей с ним совсем легко.
Заказан ею лишь портрет и больше… ни-че-го.
Всё это познаешь, взглянув на полотно.
Ханин Борис
*****
«Эдуард Мане» Эдуарда Мане
Тряпичник будто к нам идёт,
Старик, уставший и забытый,
Под грузом тягот и забот,
Согнулся он, с судьбою квиты.
С мешком он и клюкой своей
Всё вдаль идёт, как прежде было,
Почти забытый средь людей,
Но в этом есть святая сила.
Пусть беден он, не в этом суть,
Одежда грязна, ну и что же.
Он продолжает вечный путь,
Иначе быть совсем не может.
Тряпичник, где былые дни?
Они умчались белой птицей.
Но нам так дороги они,
От них нельзя освободиться.
В том есть судьбы святая суть,
Он вдаль идёт, назло утратам,
Не в силах он с пути свернуть,
Что избран был тобой когда-то.
Тебе, поверь мне, не дано,
Всё изменить в судьбе так скоро.
Судьбы и жизни полотно
Теряет вновь свои узоры.
И ты опять идёшь вперёд,
Порой, не говоря ни слова,
Не знаешь ты, что завтра ждёт,
Но ты идёшь тропою снова.
Ахременко Дмитрий
*****
«Портрет мадам Эжени Мане» Эдуарда Мане
Открытый взгляд, чуть острый нос,
Слегка поджаты губы.
Пряди уложенных волос.
Вид волевой натуры.
Пред нами Эжени Мане —
Мамаша Эдуарда.
Здесь много благородства в ней,
Как в жизни — это правда.
Её он в кресло поместил.
Во всём одета черном.
Вуалью голову прикрыл
Она в молчанье скорбном.
Недавно умер муж её
И траур по супругу
Сопровождает бытиё.
Его видать повсюду.
Но на коленях две руки
Всё ж с этим не смирились.
В них много жизни, нет тоски,
С работою сроднились.
В дипломатической семье
Ей Бог велел родиться.
И Карл триннадцатый был ей
Крестным отцом. Гордиться
Она могла б всю свою жизнь
Таким «большим наследством».
Но чем могла все заслужить,
Лишь пребывая в детстве?
Но такова её судьба.
И за юриста вышла
Замуж. Ребенка родила:
Весь мир о нём услышал.
Ханин Борис
*****
«Портрет Евы» Эдуарда Мане
Пробудившись, она предавалась грёзам
С непонятным самой предвкушением счастья…
Утро солнечно и морозно.
Тонкий лучик коснулся ее запястья,
Пробежал по белоснежной руке,
Оставив нетронутым след поцелуя.
Букетик фиалок в простом горшке,
Терпкий запах тревожит. И так волнует…
Любимый… Он уже встал
И колдует у окна над мольбертом.
Он болен. Он совсем не стар –
Но едва ль доживет до лета.
Обратите внимание
Единственный… От слез туманится взор.
Он когда-то мечтал о признаньи, о славе…
Но в удел получил лишь забвенье, позор.
Господи, лишь бы Ты его мне оставил…
Как он смотрит… Он полон огня.
Сколько во взгляде нежности, ласки…
Господи, пощади его и меня!
В его жизни есть только я. И краски…
В это утро он счастлив вдвойне.
Никогда он не был так близок к небу.
И, отвергнутый всеми, художник Мане
Взмахом кисти дарит Вечности Еву…
scorpio
*****
«Антонин Пруст» Эдуарда Мане
Ты просто журналист от Бога,
Но только труден жизни путь.
Пусть нелегка судьбы дорога,
Но не жалеешь ты ничуть.
Ты не умеешь по-другому,
Над властью назначая суд,
Тебе всё это так знакомо,
Но снова люди не поймут.
Ты шёл вперёд, назло утратам,
Клеймя врагов своим пером,
Но ты хранил всё то что свято,
Всё то, чем в жизни мы живём.
Твой враг повержен был, а значит,
Не зря в газетах ты писал,
И ты живёшь, души не пряча,
Не возводя на пьедестал.
Но время поменялось скоро,
Теперь ты к власти приближён,
И ты глядишь орлиным взором,
Как будто жизнь всего лишь сон.
Но вот ты пред судом, но снова
Ты невиновен признан был,
Но в мире нет пути иного,
Найти его не хватит сил.
Ты отошёл от дел мгновенно,
Дожил ты до преклонных лет,
Но схватку с Миром и Вселенной
Решил обычный пистолет.
Ахременко Дмитрий
*****
«Мальчик со шпагой» Эдуарда Мане
Мальчишке, может, где-то десять лет.
Стоит, с трудом удерживая шпагу.
В костюм пАжа королевского одет,
В напряге, демонстрируя отвагу.
Не только весом шпага тяжела.
На ней висит и груз воспоминаний
О схватках жарких. Еще жива молва
О войнах и о море испытаний,
Которые пришлось тем пережить,
Владел кто виртуозно этой шпагой,
Стремясь, и своею честью дорожить,
И защитить дома свои отвагой.
Важно
Бывала на клинке у шпаги кровь,
Когда тела другие поражала
В сраженьях за славных женщин, их любовь.
Она исход сражений всех решала.
Большая честь держать ее в руках,
Не уронить ее в обоих смыслах —
Задача мальчика. Мал еще пока.
Но образ замечательно написан.
Таланту дань Веласкесу видна.
Его уже Мане переосмыслил.
Все — таки привязанность к нему сильна.
К его поклонникам себя причислил.
Ханин Борис
*****
«Женщины с веерами» Эдуарда Мане
С улыбкой милой и простой
Ты ждёшь в который раз кого-то,
Ты хочешь вновь найти покой,
Забыв про все свои заботы.
Но только снова не поймут
Души прекрасные стремленья,
Лишь только несколько минут
Для счастья есть порой весенней.
Потом забудут, как всегда,
Не вспомнив ласковое имя,
Но ты сияешь как звезда,
Уже Любимая другими.
Ты знаешь, нашей жизни путь
Никто за нас пройти не сможет,
Но счастья хочется чуть-чуть,
А может, стать чуть-чуть моложе.
Но ты опять идёшь на суд,
Надеясь на Любовь земную,
Но только снова не поймут,
Тебя, в который раз целуя.
А ты надеешься вот-вот
Любовь, как снежная лавина,
Вдруг на тебя одну сойдёт
И душу сделает невинной.
Но только просто не дано
Любить тебя, от бед спасая,
Горчит ушедших дней вино,
Давно закрыты двери Рая.
Ахременко Дмитрий
*****
«Художник» Эдуарда Мане
Какой-то даже странный облик
У Марселена Дебутена,
Что на картине. Он художник
И друг Мане. Но перемена
В судьбе его так изменила.
Он, получив в наследство замок,
Всё ж разорился. Знаменитость
В миг растворилась. Он стал жалок.
Нашел прибежище в Париже,
Где за гроши писал картины.
Здесь он с Мане и стали ближе.
Здесь подружилися мужчины.
Пред нами образ человека
В поношенной короткой куртке.
И в шляпе старой, что из фетра.
В руках его табак для трубки.
Под шляпой виден волос пышный.
Лицо же в бороде небрежной.
Вид затрапезный, некудышный.
Глаза в печали неизбежной,
И тяжесть век, взгляд опустелый.
Видны черты аристократа
Через платок на шее белый.
Следы духовного заката
Видны в лице его печальном.
Образованьем и культурой
Лицо светилось изначально.
Он был известною фигурой.
Уже давно всё изменилось
Его натруженные руки
Картины пишут лишь за «милость».
Живёт, как нищий. Все потуги
Уйти от нищеты — бесплодны.
Бывает, словно пес бродячий
Кто рядом с ним, и он голодным.
В картине образ многозначен.
Ханин Борис
*****
«Голова собаки» Эдуарда Мане
Прелестное создание природы.
Чуть виден глаз, лишь чётко виден нос.
Комочек шерсти. Но, какой породы?
Не задаю ненужный здесь вопрос.
Созданье вызывает лишь улыбку,
Желание погладить, приласкать.
Ещё ему понравится. Попытку
Такую нужно также предпринять.
Оно на нас глядит сквозь щёлки в шерсти,
Пытаясь всё получше рассмотреть.
Свой обостряя нюх и слух. Поверьте,
Не просто человека лицезреть.
Совет
Глядит оно довольно осторожно,
Понять пытаясь друг пред ней иль враг
Без этого общаться невозможно,
Не сделаешь друг к другу первый шаг.
Ты первый всё ж протягиваешь руку,
Даешь её понюхать, облизнуть.
Как свою душу раскрываешь другу.
Здесь главное — созданье не спугнуть.
А дальше начинается общенье:
Взгляд преданный, хвост ходит ходуном
Испытывают двое восхищенье.
Но лишь один виляет здесь хвостом.
Ханин Борис
*****
«Пучок спаржи» Эдуарда Мане
Лежит пучок спаржи на зелени яркой,
Обвязанный тонкой бечёвкой.
Полезным и вкусным он будет подарком
И станет закускою легкой.
Всего 800 заработанных франков
Получит из рук мецената
Художник. Заказчику денег не жалко:
И 1000 франков в оплату
За холст получает нежданно художник
Такое случилось однажды.
Мане человек был весьма осторожный.
И всё ж несмотря на соблазны,
Он холст написал с одинокою спаржей,
Лежащей на мраморной полке.
Картину отправил он в виде демарша,
Как знак погошения долга.
При том написал он в записке к картине,
Отправленной им меценату,
Чтоб этот росток был прибавлен отныне
К пучку спаржи за переплату.
Ханин Борис
*****
«Флейтист» Эдуарда Мане
Звучит мелодия для флейты:
По инструменту суетятся пальцы,
Вовнутрь вдувают губы ветры
И звук рождает нежный — сеть канальцев.
А музыкант собою молод.
Ребёнок, в общем, лет ему тринадцать.
Его лицо рождает повод
От нежных чувств к нему поулыбаться.
Он непосредственен и важен,
По-детски неуклюж и откровенен.
В мундир двухцветный он наряжен.
В своей готовности играть — уверен.
Обратите внимание
Штаны с лампасом мешковаты,
Мундир его пока готов на вырост.
Носки из ткани грубоватой,
Чтоб избежали его ноги сырость.
Прост, гармоничен цвет костюма.
Фигура выглядит довольно просто.
В японском стиле был задуман
Портрет, где с флетою стоит подросток.
И силуэт фигуры броский
В картине. Фона нет — он испарился.
Туманом окружен подросток
И в нем внезапно как бы проявился.
Ханин Борис
*****
«Мадам Мане за пианино» Эдуарда Мане
Сюзанна родом из Голландии,
Была хорошей пианисткой.
Они с Мане давно «поладили»,
Скравая это всё от близких.
Прослывший в обществе угодником
Парижских дам, женился вскоре
Он, музыки не став поклонником,
В чём и признался в разговоре.
Сюзанна, скоро ставшей матерью,
Поправилась по Божьей воле,
Уменьшив внешнюю симпатию,
Чем муж был очень недоволен.
Не будь общественного мнения,
Мане давно бы с ней развёлся,
Но он лишился б уважения.
Во мненье общества упёрся.
Он приукрасил без сомнения
В своей картине вид Сюзанны.
В холсте не видно располнения
И это кажется нестранным.
Он отличался равнодушием
К игре жены на фортепьяно.
Мане картина, в этом случае,
Одна, где за игрой Сюзанна.
Ханин Борис
*****
«Музыка в Тюильри» Эдуарда Мане
Парк Тюильри. Неподалеку от дворца,
Где круг придворных роскошью блистает.
А в парке — место сбора светского лица.
Куда оно посплетничать «слетает».
Парижский свет сюда стремится, как в салон,
На стульях можно где расположиться,
Иль дефилируя, болтать о том, о сём
И в модные одежды нарядиться.
В цилиндрах черных здесь гуляют господа.
Видны со штрипками их панталоны.
И в длинных модных платьях дамы здесь всегда,
Встречаясь, мило раздают поклоны.
Важно
От группы к группе дружно все переходя,
Рождают сплетни о друзьях, знакомых.
Активно обсуждают все событья дня:
От всех новейших — до совсем не новых.
Здесь обсуждают Вагнера в Париж приезд,
И от веснушек крем здесь обсуждают,
Модели кофточек — новинку здешних мест,
И кринолин для платьев здесь ругают.
Сверкает модных туалетов красота.
Здесь видишь переливы света, тени:
Цилиндров черных, шляпок женских пестрота
И зелени бульвара в день весенний.
Но наступают в парке модные часы,
Когда для публики дают концерты.
И поглощает музыка шум суеты
В обмен на редкие аплодисменты.
Ханин Борис
*****
«Испанский гитарист» Эдуарда Мане
Струна под пальцами его
Поёт и стонет, душу бередит,
Она волнует самого,
Других — притягивает, как магнит.
И он поёт, а вместе с ней
Испытывает сердце на разрыв.
Он увлечен игрой. Важней
Всего в гитаре — звуков перелив.
Тревожит струны гитарист,
Скользит по грифу чуткая рука
И извлекает звук. Он чист,
Как звук воды, что издаёт река.
Порою слышим, как поёт,
Бренча струною, сельский музыкант,
О том, как он любовь найдёт.
И понимаешь, в чём его талант.
У гитарреро голова
Под розовым фуляром, а над ним
И шляпа черная видна.
Как над святошей, только черный нимб.
Он в куртку и штаны одет.
И альпоргаты на его ногах.
Испанец этот средних лет,
С гитарой звонкой, с песней на устах
Раскован. Cтруны не спеша
Перебирает твёрдою рукой.
Но приглядитесь: он — левша.
Не замечаешь это за игрой.
Ханин Борис
*****
«Сливы» Эдуарда Мане
Как будто кем-то сорванные сливы
Оставлены на синей плоскости стола.
Они свежи, пикантны и красивы.
Всё лучшее плодам природа отдала.
Они ещё покрыты тем налётом,
Что характерен для созревшего плода.
Их хвостики из одного «помёта»,
Что слива-матушка на свет произвела.
Дега подарена была картина
Художником Мане, как долгой дружбы знак.
Подарок этот вроде бы невинный,
Но меж двумя друзьями вскоре стал разлад
Из-за Мане, подаренной картины
Ему, написанной художником Дега.
Портрет жены Мане уполовинил
И вызвал этим у Дега упрёков град.
Придя домой, Дега в миг отсылает
Мане подаренный недавно натюрморт.
Друзья помирятся. Но кто же знает,
Что с натюрмортом тем потом произойдёт.
А в ярости Мане продал картину.
Когда всё улеглось к нему пришел Дега,
Забыв про все обиды, их причину,
И попросил вернуть ту вещь, что дорога,
Как память о нетленной, крепкой дружбе.
Но дело сделано, картина продана.
Уж у других она теперь на службе
У искусства и будет век тому верна.
Ханин Борис
*****
«Казнь Максимилиана» Эдуарда Мане
Раздался залп и пули засвистели
В пороховом дыму стрелявших ружей.
Летя к одной единственой лишь цели,
Чтобы убить. Нет назначенья хуже.
Одни — уже поражены фигуры,
Другие — своей пули ждут недвижно.
Нет драматичней этой процедуры.
Ни криков, даже стонов здесь не слышно.
Трагичность этой сцены возрастает,
Когда глядишь на группу любопытных,
Что безразлично, молча наблюдает
Из-за стены за смертной казнью скрытно.
Совет
Расстрел идёт здесь Максимилиана
Главы у мексиканского престола.
Республиканцы бились с ним упрямо
И, победив, расправились с ним скоро.
БольшАя часть пространства на картине
Отведена солдатам в час расстрела.
В самбреро император, в середине
Своих приверженцев его и дела.
За обречённой группой нет пространства,
То словно признак загнанности в угол,
В спасении нет никакого шанса.
И не предвидится здесь даже чудо.
Уж после смерти мэтра — Эдуарда,
Сюзанны сын — жены Мане, разрезал
Картину на четыре части. Правда,
Эдгар Дега уговорил повесу
Продать ему все части от картины.
Их бережно хранил до самой смерти,
Как память о художнике любимом
И верном друге, что он в жизни встретил.
Ханин Борис