Пушкинский музей детям. о 5 картинах доступным языком – все о живописи
Table of Contents
В продажу поступили детские экскурсионные абонементы
Абонемент 59. «Каким языком говорит красота»
Памяти Аллы Сергеевны Стельмах
Цикл экскурсий для учащихся 3-4 классов.
Чтобы понять, о чем говорят искусства, нужно овладеть их языком. Цикл экскурсий дает базовые представления об основных видах изобразительного искусства, собранных в едином пространстве художественного музея.
Начав с темы «Дом муз» (Что такое художественный музей?), дети узнают, кто такие музы, как устроен их дом, какие в нем собраны сокровища, и кто и как о них заботится. На экскурсии «Как вещь становится искусством» (Что такое прикладное искусство?) ее участникам расскажут об окружающих нас вещах – украшениях и одежде, посуде и мебели.
Дети узнают, что такое амулет, зачем на одежде орнамент, как назначение предмета влияет на его форму и с какими материалами работают ремесленники.
Обратите внимание
На экскурсии «Остановись, мгновенье!» (Что такое скульптура?) детям покажут, чем скульптура отличается от пластики, а статуя от рельефа, какие памятники размещают на открытом воздухе, а какие внутри зданий, почему некоторые мастера предпочитают дерево и камень, а другие выбирают металл.
В завершении на экскурсии «Если видишь на картине…» (Что такое живопись?) юные посетители познакомятся с различными видами и жанрами живописи, узнают о том, как создается картина, какие инструменты использует художник и как, отображая на картине окружающий мир, он воплощает в произведении искусства свое понимание красоты.
Экскурсии включают творческие задания.
Продолжительность экскурсии 1 час 30 минут.Абонемент 59.3. проходит по средам 7, 14, 21, 28 февраля в 15.00.Абонемент 59.10 проходит по субботам 10, 17, 24 февраля, 3 марта в 12.00.Абонемент 59.11 проходит по субботам 3 марта, 7 апреля, 5 мая, 2 июня в 12.00.Абонемент 59.4. проходит по средам 7, 14, 21, 28 марта в 15.00.
Абонемент 59.12 проходит по субботам 10, 24 марта, 14, 28 апреля в 12.00. Абонемент 59.5. проходит по средам 4, 11, 18, 25 апреля в 15.00.Абонемент 59.6. проходит по средам 16, 23, 30 мая, 6 июня в 15.00.Место проведения – Главное здание.Сбор возле экскурсионного бюро.
Абонемент 60.
«И камни древние заговорят»
Цикл экскурсий для учащихся 3-4 классов.Гробница-дворец-храм-город – важнейшие архитектурные и художественные комплексы, на основе которых формируется представление о культурах древности.
На экскурсии «Древнеегипетская гробница» юные посетители смогут соприкоснуться с таинственным миром Древнего Египта, почувствовать себя археологами, спускающимися в гробницу египетского вельможи, узнать о повседневной жизни древних египтян и познакомиться с выдающимися произведениями искусства страны Кемет.
Перемещаясь в «Дворец Ассирийского царя», они узнают об устройстве дворца, увидят украшавшие его статуи и рельефы, глиняные таблички из библиотеки и предметы обихода, которые позволяют представить, как протекала жизнь в царских покоях.
Побывав в «Древнегреческом храме», учащиеся узнают, как он был устроен, какие типы колонн придумали греки, каким богам были посвящены храмы и почему творения эллинских мастеров нас восхищают до сих пор.
Важно
В завершении цикла – «Пантикапей – греческий город» – дети увидят найденные археологами предметы, хранящие память о событиях, связанных с основанием древнего города, находившегося на территории современной Керчи, узнают о том, как он выглядел, какие отношения складывались между переселенцами-эллинами и местными племенами варваров.
Экскурсии включают творческие задания.Продолжительность экскурсии 1 час 30 минутАбонемент 60.3. проходит по четвергам 1, 8, 15, 22 февраля в 14.00.Абонемент 60.7. проходит по субботам 10, 24 февраля, 10, 24 марта в 14.00.Абонемент 60.8. проходит по субботам 17 февраля, 3, 17, 31 марта в 14.00.Абонемент 60.
4 проходит по четвергам 1, 15, 22, 29 марта в 14.00Абонемент 60.5 проходит по четвергам 5, 12, 19, 26 апреля в 14.00Абонемент 60.9 проходит по субботам 7, 21 апреля, 5, 19 мая в 14.00.Абонемент 60.10 проходит по субботам 14, 28 апреля, 12, 26 мая в 14.00. Абонемент 60.6 проходит по четвергам 10, 17, 24, 31 мая в 14.00.Место проведения – Главное зданиеСбор возле экскурсионного бюро.
Подробную информацию можно прочитать в разделе «Экскурсии».
Купить абонемент можно онлайн на сайте музея.
Как рассказать детям о живописи? – дети и живопись
Все родители хотят, чтобы их дети росли умными, любознательными, а их кругозор постоянно расширялся.
Умение ценить прекрасное и понимать искусство нужно прививать с самого раннего возраста.
И очень важно делать это правильно. Книга «Картины. Моя большая выставка» поможет рассказать детям о живописи в игре.
Вот несколько простых и любопытных фактов о направлениях живописи.
Стиль искусства объединяет картины художников, работающих в схожей манере.
Ренессанс – возрождение древних традиций
С XIV по XVII века в Европе возрождается интерес к науке, искусству и литературе. Искусство становится ближе к жизни. «Ренессанс» в переводе с французского означает «возрождение».
Леонардо да Винчи, «Мона Лиза», 1503-1506 гг
Барокко – динамичность и драматизм
Датой рождения барокко считают начало XVII века. В то время церковь призывала художников яркои динамично изображать библейские сюжеты. Художники использовали смелые световые эффекты, создавая реалистичные, исполненные драматизма картины.
Микеланджело да Караваджо, «Ужин в Эммаусе», 1601 г.
Классицизм – держанность и верность античным канонам
Классицизм зародился незадолго до Великой французской революции 1789 года. Художники этого направления старались копировать образцы греческого и римского искусства с их точным рисунком и почти неразличимыми мазками.
Жак-Луи Давид, «Клятва Горациев», 1784 г.
Романтизм – пафос и эмоциональность
Романтизм – это художественный и литературный стиль, ставший популярным в Европе в конце XVIII века. Романтические произведения драматичны, живописны и, как правило, показывают мощь и красоту природы, а также героизм человеческого духа.
Франсиско Гойя, «Третье мая 1808 года в Мадриде», 1814 г.
Реализм – объективность и прямота
Совет
Реалисты выступали против чрезмерно возвышенного стиля романтизма. Они стремились показать мир таким, каким мы его видим, изображать повседневную жизнь и людей без эмоциональных преувеличений.
Жан-Франсуа Милле, «Анжелюс», 1857-1859 гг.
Импрессионизм – стремление запечатлеть ускользающий миг
Импрессионизм зародился во Франции в 1870-х годах. Импрессионисты старались отобразить на холсте мимолетное впечатление, рисуя картины быстрыми, яркими мазками. Часто художники работали на природе, а не в мастерских.
Клод Моне, «Сад художника в Ветёе», 1881 г.
Постимпрессионизм – смелость цвета и простота формы
В 1880-е годы во Франции импрессионизм сменяется постимпрессионизмом. Постимпрессионисты писали яркими красками, упрощая форму, чтобы подчеркнуть свои чувства. Они меньше опирались на впечатления от натуры.
Винсент ван Гог, «Автопортрет с перевязанным ухом», 1889 г.
Экспрессионизм – искаженные формы и сильные эмоции
Экспрессионизм зародился в Германии в начале XX века. Экспрессионисты старались показать на холсте эмоции – например, гнев или страх, для чего сознательно искажали формы изображаемых предметов.
Франц Марк, «Судьба животных», 1913 г.
Кубизм – принцип совмещенных точек зрения
Первыми в стиле кубизма стали писать Брак и Пикассо в 1907 году. Этот стиль был популярен до 1920-х годов. Кубисты стремились показать предмет одновременно с разных ракурсов. Для этого они раскладывали его на простые геометрические фигуры.
Хуан Грис, «Натюрморт на клетчатой скатерти», 1915 г.
Футуризм – динамика и стремление передать движение
Появившись в начале ХХ века, футуризм просуществовал недолго. Футуристы были влюблены в скорость и мощь новых машин (автомобилей, поездов и самолетов). Художники стремились передать движение реального мира на плоскости.
Умберто Боччони, «Город встает», 1910 г.
Сюрреализм – совмещение сна и реальности
Сюрреализм возник в начале 20-х годов XX века. В переводе с французского это слово означает «больше, чем реальность». Картины сюрреалистов часто кажутся странными, так как здесь нелогично сочетаются причудливые образы, видения и сны.
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931 г.
Поп-арт – использование образов популярной культуры
Поп-арт появился в 1950-е в Великобритании и США. Художники этого направления изображали в своих произведениях знакомые образы из повседневной жизни – упаковки продуктов, газеты, комиксы, фотографии знаменитостей.
Энди Уорхол, «Банка с супом “Кэмпбелл” (томатный)», 1968 г.
Гмии им. пушкина, изображений: 60
31 мая 1912 года при Московском университете был открыт для публики с торжественной церемонией Музей изящных искусств Александра III.
Обратите внимание
Советское правительство переименовало музей в Государственный музей изобразительных искусств в 1932 году. В 1937 году, в ознаменование 100-летия со дня смерти великого русского поэта Александра Пушкина, музей был переименован в его честь.
С тех пор официальным названием был Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Репин, Илья Ефимович – Летний пейзаж . 1879Ван Гог, Винсент – Красные виноградники в АрлеБуше, Франсуа – Геркулес и ОмфалаРепин, Илья Ефимович – Портрет писателя Л. Н. Толстого. 1887Ван Гог, Винсент – Пейзаж в Овере после дождяМоне, Клод Оскар – Завтрак на травеРембрандт Харменс ван Рейн – Артаксеркс, Аман и ЭсфирьВинтерхальтер, Франц Ксавьер – Принцесса БаденскаяВан Гог, Винсент – Морской пейзаж в Сент-МариДавид, Жак-Луи – Андромаха, оплакивающая ГектораВинтерхальтер, Франц Ксавьер – Княгиня Елизавета Александровна БарятинскаяВаснецов, Виктор – Песнь князя Олега Боттичелли, Сандро – БлаговещениеВан Гог, Винсент – Ночное кафе в Арле Давид, Жак-Луи – АвтопортретБрейгель Младший, Питер – Зима, катание на конькахВан Гог, Винсент – Портрет доктора Феликса РеяВан Гог, Винсент – Прогулка заключенных Брейгель Младший, Питер – Зимний пейзаж с ловушкой для птицМане, Эдуард – БарПуссен, Никола – Ринальдо и АрмидаПуссен, Никола – Святое семействоШарден, Жан-Батист Симеон – Натюрморт с атрибутами искусствДавид, Жак-Луи – Жан-Огюст-Доминик ЭнгрЭнгр, Жан Огюст Доминик – Мадонна перед чашей с причастиемБрейгель Младший, Питер – Весна, работа в садуБрейгель Младший, Питер – Драка картёжниковПуссен, Никола – Битва израильтян с амореямиПуссен, Никола – Великодушие СципионаБрейгель Младший, Ян – Нападение разбойниковБрейгель Старший, Ян – Пейзаж с мельницейБрейгель Младший, Ян – Пейзаж с всадникамиТьеполо, Джованни Баттиста – Двое святыхГригорьев, Борис Дмитриевич – Антре!Фрагонар, Жан Оноре – ШарманщицаПуссен, Никола – Пейзаж с Геркулесом и КакусомБрейгель Старший, Ян – Пейзаж с мельницамиЛепаж, Жюль Бастьен – Сельская любовь [Rural Love] 1882Фрагонар, Жан Оноре – У очагаСеребрякова, Зинаида Евгеньевна – Так заснул Бинька Женя СеребряковБрейгель Старший, Ян – Пейзаж с кузницейПуссен, Никола – Нимфа и СатирТьеполо, Джованни Баттиста – Возвращение блудного сынаФрагонар, Жан Оноре – Приготовление обеда Тьеполо, Джованни Баттиста – Смерть ДидоныСеребрякова, Зинаида Евгеньевна – Катя в голубом у елкиДюплесси, Жозеф Сиффред – Людовик XVI Мейлен, Адам Франс ван дер – Людовик XIV у ВенсанаМейлен, Адам Франс ван дер – Королевский кортежВинне, Винсент Лауренс ван дер – Ванитас с хрустальным шаромРомано, Джулио – Битва у Замы, 202 г. до н.э.Гамильтон, Гэвин – Похищение ЕленыНатье, Жан-Марк – Полтавская битва в 1709 годуВиже-Лебрён, Элизабет-Луиз – НаядыМане, Эдуард – Портрет Антонена ПрустаРени, Гвидо – Святая Вероника
31 мая 1912 года при Московском университете был открыт для публики с торжественной церемонией Музей изящных искусств Александра III.
Обратите внимание
Советское правительство переименовало музей в Государственный музей изобразительных искусств в 1932 году. В 1937 году, в ознаменование 100-летия со дня смерти великого русского поэта Александра Пушкина, музей был переименован в его честь.
С тех пор официальным названием был Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.
Сегодня Музей Пушкина, наряду с Эрмитажем Санкт-Петербурга, известен тем, что в нём хранятся крупнейшие в России коллекции шедевров западного искусства, охватывающие широкий диапазон периодов от древних времён до наших дней. Музей расположен в нескольких минутах ходьбы от Кремля.
Музей Пушкина является домом для постоянных выставок древнего и современного искусства и предлагает экскурсии на английском, французском, немецком, испанском, итальянском и китайском языках. Туристы со всего мира посещают этот музей, чтобы восхититься его сокровищами.
Музей был создан как учебно-воспитательное учреждение для художников и студентов художественных вузов. По этой причине ещё до строительства здания были изготовлены копии всемирно известных скульптур и архитектурных шедевров из лучших мастерских Европы.
Эти сделанные в масштабе отливки и копии оригинальных произведений искусства выставлены по всему музею. Греческий Двор показывает мраморные репродукции статуй из Парфенона и южного портика Эрехтейона.
В итальянском дворе хранятся три разных репродукции версий Давида с головой Голиафа в стиле ренессанс (Микеланджело, Донателло и Андреа дель Верроккьо), а также вы можете изучить копии романских ворот из собора Либфрауенкирхе во Фрайбурге в Германии, а также северные ворота Флорентийского баптистерия.
В начале 20-го века российские промышленники и меценаты Сергей Щукин и Иван Морозов не пожалели денег на покупку недавно произведённых картин у парижских купцов. Так в их музее появились коллекции выдающегося качества.
Важно
После революции 1917 года эти картины были объединены под крышей Музея нового западного искусства. Этот музей был закрыт советскими властями в 1948 году, а коллекция была поделена между Пушкинским музеем и Эрмитажем.
В Москве сохранилось несколько шедевров, в том числе: «Портрет актрисы Жанны Самари» Пьера-Огюста Ренуара, «Голубые танцоры» Эдгара Дега, репрезентативные работы из серии Клода Моне («Бульвар Капуцинов», «Стога сена», «Руанский собор» и «Водяные лилии»), «Красный Виноградник» Винсента Ван Гога, «Ночное Кафе в Арле» и «Таитянки» Поля Гогена, «Красная Рыба» Анри Матисса и «Девочка на шаре» Пабло Пикассо.
«Пушкинский музей XXI» – это программа, в которой представлены экспозиции современного искусства и интервенционные выставки, в которые входят классические картины, а также сопоставимые по контексту произведения современных художников. В программе уже демонстрировались выставки Вима Дельвуа, Виктора Пивоварова, Ясумаса Моримуры и других. На венецианской биеннале музей Пушкина дебютировал с международной выставкой современных художников.
За прошедшее столетие Музей Пушкина расширял как свои коллекции, так и здания, в которых они размещены.
В настоящее время объекты, открытые для публики, включают главное здание с его классическим портиком (экспонаты с древних времён до начала 20-го века), галерею европейского и американского искусства XIX и XX веков, частные коллекции, Музей образовательного искусства Ивана Цветаева Музей и мемориальную квартиру, посвящённые выдающемуся пианисту Святославу Рихтеру.
Коллекция оригинальных шедевров Пушкинского музея охватывает несколько тысячелетий истории искусства, начиная от древнеегипетских мумий и саркофагов, произведений Сандро Боттичелли и Паоло Веронезе, до работ современных художников. Как и в других крупных музеях, таких как Лувр или Эрмитаж, невозможно осмотреть всю экспозицию всего за один день.
В планах музея увеличение выставочных площадей: к 2024 году вокруг главного здания будет построен «музейный город» с историческими и современными зданиями, насчитывающими десятки тысяч экспонатов разных эпох.
В музей с ребёнком – малыш
Даже эстетически одаренные дети не рождаются с интересом искусству. Он появляется постепенно. Чем раньше вы начнете знакомство ребенка с прекрасным, тем лучше.
Вести в художественный музей можно уже трех-четырехлетнего малыша. Не бойтесь, что вас сочтут белой вороной.
Вы не будете одиноки – по статистике, в большинстве музеев России дети сегодня составляют основную часть публики. В том числе и совсем маленькие.
Совет
Это неудивительно – ребята, с раннего возраста приученные ходить в музеи, любят это занятие. Кроме того, это их среда – каждый ребенок с рождения мыслит образами и живет в мире, где перемешаны вымысел и реальность. То есть в том самом мире, где живет и искусство.
Остается только понять, что именно стоит показывать детям в художественных музеях, когда они окажутся там в первый раз? Разумеется, то, что вызовет их наибольший интерес.
Эрмитаж
Множество поколений мальчиков (да и девочек) приходили и приходят в восторг от Рыцарского зала, где выставлены фигуры рыцарей в доспехах XVI века на конях, покрытых броней. Эта роскошная кавалькада воссоздает облик настоящего рыцарского войска, готового к сражению.
Неизменно восхищают детей и знаменитые часы «Павлин» – один из символов Эрмитажа. Позолоченные фигуры павлина, петуха и совы, входящие в композицию этих часов, снабжены механизмами, приводящими птиц в движение.
Сова вертит головой, хлопает глазами, поднимает лапы, а ее клетка вращается, звеня колокольчиками. С шумом распускается великолепный павлиний хвост. Хрипло кукарекая, пробуждается петух. Подобного чуда нет ни в одном нашем музее.
Что еще первым делом показывать ребенку в Эрмитаже, как и в любом другом музее мирового уровня, полностью зависит от самого ребенка, от его увлечений и пристрастий.
Кого-то восхитят роскошные парадные залы Зимнего дворца, кого-то – залы античного периода. Один ребенок будет счастлив увидеть настоящую египетскую мумию, другой – «Восковую персону» Петра Великого.
«Галерея 1812 года» запомнится детям постарше, увлекающимся военной историей.
Ну и, разумеется, стоит показать эрмитажные шедевры живописи – Леонардо да Винчи, Рафаэля, Рембрандта, Тициана, Рубенса, Веласкеса, Эль Греко, импрессионистов. Только не надо стремиться обрушить на ребенка сразу все, тем более что у вас это все равно не получится.
Обратите внимание
Коллекции Эрмитажа необъятны – около 3 миллионов музейных ценностей. Посмотрите буквально несколько залов, не больше, продумав заранее, что будет интересно вашему ребенку именно сейчас.
В следующий раз придете в гости к другим шедеврам – возвращаться в Эрмитаж можно до бесконечности, всю жизнь.
Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина
Самое впечатляющее в Пушкинском музее – это богатая коллекция скульптуры, а также залы, посвященные древним цивилизациям. Кто не добрался до эрмитажных мумий, может посмотреть египетские находки здесь. Дети, имеющие представление об античных богах и героях, с интересом увидят их воочию в виде великолепных слепков.
А в филиале Пушкинского музея, Музее личных коллекций, находящемся по соседству, ребятам стоит показать коллекцию произведений импрессионистов, лучшую в России. Причем не просто показать, но и рассказать о том, кто такие импрессионисты и в чем была новизна их искусства. О том, как над ними поначалу смеялись, не понимали…
Если у вас получится интересно, малыши навсегда запомнят эту весьма поучительную историю. Детям в Пушкинском музее вообще всегда рады. Это традиция: его первый директор Иван Цветаев задумывал свой музей как образовательное учреждение.
При музее и сегодня открыт детский центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», куда вы можете привести ребенка в изостудию или в искусствоведческий кружок.
Третьяковская галерея
Третьяковская галерея полна шедеврами. Причем, как вполне реалистичными произведениями передвижников из собрания самого Третьякова, так и великими произведениями русского авангарда и новаторским искусством советского времени (в Третьяковке на Крымском валу). Очень богатое в Третьяковской галерее и собрание русских икон.
Что показывать – тут все целиком и полностью зависит от ваших вкусов, от того, какое именно искусство вы хотите сделать близким вашим детям, вкус к какой живописи им привить.
Важно
Не надо только думать, что они обязательно предпочтут суровый реализм Шишкина, Ярошенко и влюбятся в картину «Опять двойка». У малышей как раз с абстрактным мышлением все в порядке, пожалуй, даже и получше, чем у большинства взрослых. В этом легко убедиться, вспомнив, как рисуют дошкольники. Так что и Шагал, и Ларионов, и Малевич, и Кандинский могут им очень даже прийтись по душе.
Разумеется, смотреть картины не стоит бессловесно. Нужно рассказать – хотя бы немного – об их авторах, о времени, когда создавались эти произведения, исподволь фиксируя в сознании ребенка определенное представление о художественных стилях и жанрах. А понять и запомнить, чем, например, пейзаж отличается от натюрморта, способен и четырехлетний.
Музей для детей
Во многих современных музеях детей сегодня ждут не только традиционные экскурсии и лекции, но и интерактивные игровые занятия, театрализованные программы, фольклорные праздники, творческие мастерские и лаборатории.
На Западе широко распространены и специальные «музеи для детей». Первый такой музей был создан в 1899 г. в Бруклине (США), а сегодня их насчитывается уже около четырехсот. Большая часть их находится в США, но есть такие музеи и почти во всех европейских столицах.
Самые известные из них – «Музей на траве» в Булонском лесу Парижа и «Инвенториум» в городе науки и промышленности Ла-Виллет (Франция), Детский музей в музейном квартале Вены и музей «Детский мир» в замке Вальхен (Австрия), «Фабрика открытий» в Лондоне и «Эврика» в Галифаксе (Великобритания).
Эти музеи не похожи на взрослые – в них часто нет витрин, а музейные экспонаты можно запросто брать в руки. Подобная практика существует и в некоторых российских музеях, при которых активно работают детские центры – например, в Русском музее, во Всероссийском музее декоративно-прикладного искусства, Государственном музее А. С. Пушкина.
Музей Прадо
Этот крупнейший музей мира ждет вас и вашего ребенка, если вы окажетесь в Мадриде. Особенность его коллекции – самое большое в мире собрание испанской живописи. Но и шедевров, созданных художниками из других стран, здесь тоже бездна.
Самостоятельно выбирать, что показывать детям в этом огромном музее, невероятно сложно, особенно иностранцу. Одно дело – сообразить, куда повести ребенка в Эрмитаже или Третьяковке, другое дело – Прадо. Для этих целей здесь выпущен специальный детский аудиогид.
Его можно получить бесплатно – в дополнение к аудиогиду для взрослых.
Русский музей
Совет
В Русском музее очень активно работает детский центр, где проходят занятия и с юными художниками, и с любителями искусства. Здесь есть и специальные экскурсии для детей от 4-х лет, увлекательные и познавательные. Экскурсоводы абсолютно профессионально показывают малышам экспозицию, при этом не загружая их специальной терминологией, а ведя разговор на доступном языке.
Родители тоже приглашаются на эту экскурсию. Не только чтобы вместе с малышами посмотреть на Боровиковского, Серова и Петрова-Водкина, но и чтобы поучиться тому, как говорить с детьми об изобразительном искусстве.
Если же вы решите сами показать ребенку Русский музей, имейте в виду, что здесь более богатые, чем в Третьяковке, коллекции живописи XVIII века и русского авангарда.
Лувр
Самостоятельно идти с ребенком в Лувр, не имея определенной программы, тоже очень рискованно. Ребенок быстро утомится и устанет – музей громадный, и в нем всегда толпа. Так что этот маршрут нужно продумать заранее, вооружившись подробным планом музея и идя строго по проложенному курсу.
На проспекте с планом музея указано, где находятся самые знаменитые экспонаты. Понятно, что ребенку просто необходимо показать Джоконду и прочие шедевры Лувра. Но не в меньший восторг детей обычно приводит и подлинная корона Людовика XV в окружении великолепных украшений со сверкающими драгоценными камнями.
Любой поход в музей требует от ребенка немалых сил. Нельзя бегать, шуметь – долго он таких испытаний не выдержит. Кроме того, от любого человека – и маленького тоже – в музее требуется концентрация внимания.
Ребенку сложно длительное время быть сосредоточенным на каком-то одном занятии. Помните об этом и не затягивайте подобный поход, иначе вместо любви к искусству у ребенка появится утомление и скука.
Лучше посмотреть всего несколько картин и даже, может быть, вернуться к понравившимся, чем нестись по залам, стремясь охватить взором все и сразу.
Обратите внимание
Хорошая идея – уходя домой, купить в киоске открытки с репродукциями понравившихся ребенку картин. Так он быстрее их запомнит.
Детские Музейные Программы
Этой осенью посещение музея будет особенно захватывающим. Ребятам предлагается принять участие в фестивале детских музейных программ, который подготовил для них много интересного.
В Петербурге это игра-путешествие «1-2-3-4-5 – я иду искать», охватывающая 20 музеев города, которые разработали специальные «маршруты» по своим экспозициям. Для знакомства с музеем дети смогут пользоваться специальными путеводителями – «маршрутными листами» с заданиями, рисунками, доступными комментариями.
Тематические маршруты объединят разные музеи города в единое путешествие для разных возрастных групп от 5 до 15 лет. Фестиваль будет проходить в Петербурге с 29 октября по14 ноября.
Игровая программа московских музеев «Семейное путешествие. Всей семьей в музей» пройдет с 25 сентября по 14 ноября.
Посетители смогут принять участие в программе, придя в любой из музеев-участников, купив входной билет и получив бесплатно Паспорт, Карту Путешественника и игровой путеводитель.
Тема этого года – «По лабиринтам заблуждений» – посвящена различным заблуждениям, недостоверным фактам, расхожим мнениям.
Пушкинский музей для детей и их родителей
Пушкинский музей все 103 года своей жизни был, в первую очередь, музеем учебным — сюда приходили те, кто изучал историю искусства. И сегодня главная аудитория музея — школьники, студенты и неравнодушные к искусству люди.
Устройство музея и его коллекции располагают к тому, чтобы провести здесь целый день — в здании на Волхонке, 12, можно посмотреть всё западноевропейское искусство, начиная с Древней Греции и Рима, до конца XVIII века.
Важно
А ведь есть ещё целый корпус, где можно увидеть картины импрессионистов, а также дальнейшие направления живописи XIX-XX веков. Коллекция живописи музея — это подлинные шедевры, которые собирали всю свою жизнь крупнейшие учёные, меценаты и ценители искусства.
Особенной гордостью являются также подлинные коллекции древностей Египта и Месопотамии.
Программа экскурсии
Если вы первый раз в музее, то лучше всего познакомиться с ним как следует, поговорив о самом интересном и самом известном.
- Мы начнем с Древнего Египта. ведь это сотни предметов — статуи и саркофаги, мумия, сфинкс, амулеты и многое другое, созданное более четырёх тысяч лет назад. Жемчужина египетской коллекции — это статуи жрецов, которым уже 35 веков. Мы поговорим про них и раскроем их тайны и смыслы.
- Обязательным в нашем путешествии будет зал искусства Междуречья. который открылся два года назад после реставрации и стал одним из самых привлекательных в музее. Здесь мы познакомимся с самыми загадочными существами Востока — волшебными быками Шеду. Нас ждут золотые сокровища, найденные самым знаменитым археологом в мире — Генрихом Шлиманом!
- А ещё мы увидим залы, где расположены полотна великих живописцев. Питера Брейгеля Младшего, Якоба Йорданса и Рембрандта, постараемся объяснить их смысл и разгадать секреты. Мы научимся различать виды и жанры живописи, узнаем, чем отличается историческая картина от мифологической, и узнаем, какие картины писали в XVII веке в удивительной стране под названием Фландрия.
- Особенным пунктом в нашей экскурсии станет разговор о греческих статуях — мы вспомним, кто придумал Олимпийские игры и зачем, а кроме того — я расскажу самые интересные мифы о Зевсе, Афине и знаменитых героях Эллады.
Не обойдётся и без повторения за великими мастерами прошлого — мы зарисуем понравившиеся шедевры! А ещё поиграем в пантомиму, чтобы ни дети, ни родители не забыли увиденное в музее.
Организационные детали
- Рекомендуемый возраст детей для этой программы — 6-12 лет. Также я могу предложить вам другую программу для взрослых или порекомендовать прекрасного экскурсовода, много лет работающего с самыми маленькими детьми.
- Экскурсия будет веселее, если Вы пригласите с собой друзей с детьми, тогда возможностей для игр и впечатлений будет больше!
Дополнительно оплачиваются входные билеты — 300 руб. для взрослых, 150 руб.
для детей.
Бронирование экскурсии
- Экскурсия индивидуальная, гид проведет ее для вас и вашей компании
- Вы можете присоединиться к другим путешественникам со скидкой 33% в дни, отмеченные знаком
Чтобы забронировать экскурсию, выберите свободный день в календаре. Приятной встречи и новых открытий!
Написать отзыв могут только посетившие экскурсию путешественники
Оксана 22 мая 2016
Экскурсия на тему “Мифы Древней Греции” была нами ориентирована на ребенка 8-ми лет, увлекающегося древнегреческой мифологией, рисованием, лепкой. Хотелось усилить ее интерес и обогатить знания целенаправленным посещением музея по данной тематике.
Наш экскурсовод Алина великолепно провела экскурсию для нашей семьи, увлекательно рассказывая историю Древней Греции, сопровождая свой рассказ показом роскошных музейных экспонатов: скульптур, сокровищ древности, керамики, мозаик.
Алина профессионально отвечала на наши вопросы, дополняла имеющиеся у нас знания новой информацией.
Итог экскурсии – у ребенка усилился интерес и желание продолжать изучать не только мифологию, технику рисунка, но и историю в целом! Полторачасовая экскурсия пролетела как миг и было немного грустно, что древнегреческая сказка так быстро закончилась. Обсуждая по пути домой увиденное и услышанное мы поняли, что для нас эта сказка только начинается! Спасибо, Алина! Удачи Вам!
Ольга 20 апреля 2016
Все было здорово! Экскурсия проводилась для учеников 8го класса, и ребятам очень понравилось. После экскурсии они делились впечатлениями “. ну как так можно много знать все и обо всем” ) Дарья прекрасный экскурсовод, все было очень интересно и главное она смогла увлечь ребят, а это ох, как непросто. Еще раз спасибо за высокий профессионализм и любовь к своему делу!
Антон 15 апреля 2016
Посетили данную экскурсию. Ходили всей семьей включая ребенка (6 лет). Алина очень приятный и интересный экскурсовод, ребенку очень понравилось, видно было как она захватила его внимание и рассказывала именно ему, на понятном для него языке, подстраиваясь под его вопросы и пожелания. Спасибо ей огромное, нам всем очень понравилось!
Лариса 14 апреля 2016
Совет
Наша группа осталась в восторге от посещения данной экскурсии! Нам ПОВЕЗЛО. Чудо-человек, профессионал, обаятельнейшая девушка – Алина – настолько грамотно и интересно провела нас по музею, что мы долго не отпускали её и просили продолжить. Наш коллектив Государственной Столичной Гимназии выражает огромную благодарность Алине и рекомендует её как экскурсовода с оценкой “великолепно”!
Аня 14 апреля 2016
Алина умничка. С учетом разновозрастности группы экскурсия была интересна всем. Подумываем дальнейшее сотрудничество с гидом. в соответствии со школьной программой:)))
Анна 24 февраля 2016
Спасибо! Это была прекрасная экскурсия! Много интересного и детям, и родителям!
Екатерина 28 ноября 2015
Хочу выразить слова благодарности Алине, за проведённую экскурсию.Участвовали 12 взрослых которые никогда не были в Пушкинском музее, Алине удалось рассказать о действительно потрясающим музее, об основных направлениях представленных в нём, и не отпустить внимание посетителей с начала и до конца экскурсии.Все очень профессионально, чётко, ненавязчиво с улыбкой и позитивным посылом.
Татьяна 10 октября 2015
Спасибо большое Алине за чудесную экскурсию. Большинство деток были впервые в музее поэтому экскурсия прошла, как ознакомительная по жанрам изобразительных искусств. Детки побывали в разных древних странах (залах музея). Алина задавала много вопросов и дети с удовольствие отвечали.
Надеемся вскоре снова побывать в музее и послушать чудесного экскурсовода.
Nadezhda 27 августа 2015
Были на экскурсии с двумя детьми 10 и 11 лет. Алина молодец! Взрослым было также интересно, как и детям. Детей позабавило задание в конце экскурсии. Из пожеланий (не критика): было бы здорово добавить какие-нибудь задания и в процессе экскурсии. Остались приятные воспоминания. Спасибо.
Моника 9 августа 2015
Добрый день! Вчера были на экскурсии с Алиной.Спасибо большое, все прошло отлично, динамично. Алина составила экскурсию по музею так, что интересно было и взрослым, и ребенку. Хочется вернуться снова.
Мы обязательно обратимся снова.
Игорь 15 июля 2015
Светлана 5 июня 2015
Спасибо Алине за прекрасную экскурсию по музею! Все доступно и понятно, динамично, информация адаптирована для детского восприятия! А заключительный конкурс очень развеселил немного уставших детей. И главное – мы хотим продолжить знакомство с замечательным музеем!
Елена 24 мая 2015
Все прошло замечательно. Экскурсовод, Алина, отлично работает с детьми, при чем было интересно не только тем, кто уже был и не раз в музее, но и деткам, которые были впервые (и настроены были крайне скептически).
Обратите внимание
Она не перегружала информацией, но, в то же время, давала некие базовые сведения в интересной для детей форме.
А викторина в конце экскурсии помогла закрепить материал – очень креативно!))) Да и нам, взрослым, также было, что подчерпнуть для себя нового. Спасибо.
Алла 17 апреля 2015
Были на экскурсии в музее с пятью детьми от 8 до 13 лет. Все прошло замечательно! Экскурсовод Алина просто чудесная. Рассказывала очень интересно, постоянно владела вниманием детей. Дети были увлечены, постоянно задавали вопросы.
В конце создавали собственные шедевры по мотивам увиденного (Алина дала каждому задание, а остальные должны были распознать). Сказали, что это была лучшая экскурсия из всех, на которых они бывали ранее. За что еще раз огромное спасибо Алине.
Мы обязательно еще раз придем к ней в гости)
37 отзывов на другие экскурсии гида
Юлия → Создание интереса к искусству 5 октября 2015
Детям о живописи
Как приобщить малыша к миру прекрасного? Какие картины показать? Какие книги о художниках можно прочитать? На каких выставках побывать? Попробую ответить на Ваши вопросы.
Почему непременно надо рассказать детям об открытии пещерной живописи?
Потому что это открытие сделали именно дети! Представьте себе, именно детское любопытство разделило рамки художественной культуры на десятки тысячелетий…
прочитать
От цветного рисунка к живописи
Самое простое использование цвета для детей пяти-шести лет – искусство раскраски. Рисунок с цветной раскраской ограничивает творческие возможности ребёнка, так как способствует пониманию цвета как свойства, зависимого от очертания предмета…
прочитать
Сказка про краски
Есть на свете замечательная страна Рисовалия. А живут в этой стране…кто бы вы думали? А живут в этой стране разные-разные краски..
.прочитать
Откуда берутся краски
На современных тюбиках или коробочках с красками можно увидеть надписи: “белила цинковые”, “умбра жжёная”, “кобальт синий”. Это – названия пигментов.
Прочитайте ребёнку о том, как получают краски…
прочитать
Первые шаги в рисовании
Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном возрасте. Каждый ребёнок на определённом отрезке жизни увлечённо рисует…
прочитать
Что такое живопись
Само слово “живопись” означает живописать, то есть писать жизнь. Мир живописи является одним из самых древних и одним из основных видов изобразительного искусства. Прочитайте об этом вместе с ребёнком…
прочитать
Как появился пейзаж
В давние времена человек начал изображать природу. Только тогда эти изображения были фоном для портрета или какой-то сцены. О пейзаже тогда никто не знал. И лишь в XII веке появились пейзажи – картины, в которых природа стала главным объектом.
Расскажите об этом малышу…
прочитать
Что такое натюрморт
“Натюрморт” – слово французское, буквально оно означает “мёртвая природа”. Натюрмортом называют картины, на которых изображены фрукты, цветы, рыба и тому подобное.
Поговорите с ребёнком о натюрморте…
прочитать
Знакомим детей с историей искусства
Искусство оказывает на людей, а тем более на маленьких детей благотворное влияние. Как же знакомить малышей с историей мирового искусства: живописи, скульптуры, архитектуры? Познакомьтесь с советами замечательного педагога Лены Даниловой…
прочитать
Идём в музей с ребёнком
Как сделать семейное посещение музея ярким запоминающимся событием, чтобы встреча с искусством была для ребёнка интересной и насыщенной?
Советует педагог Лена Данилова..
.прочитать
История портрета
Художественное произведение, изображающее человека, называется портретом. Художник, создавая образ, отбирает самые важные черты его характера, раскрывает внутренний мир…
прочитать
Сказки картинной галереи. Карл Брюллов
Сказки картинной галереи. Иван Шишкин
Сказки картинной галереи. Илья Репин
Сказки картинной галереи. Василий Суриков
Сказки картинной галереи. Виктор Васнецов
Сказки картинной галереи. Исаак Левитан
Сказки картинной галереи. Алексей Саврасов
Сказки картинной галереи. Алексей Венецианов
Сказки картинной галереи. Игорь Грабарь
Сказки картинной галереи.Иван Айвазовский
Главный экспонат: Как ходить с детьми в музей
Какие книги читать, как выбирать картины для первого знакомства и что брать с собой
В детских гидах по выходным мы рассказываем о мероприятиях и мастер-классах, которые устраивают музеи для самых маленьких посетителей: часто это короткие интерактивные занятия, во время которых дети знакомятся с художниками, историей картин или устройством экспозиции.
Но как быть, если вы решили приобщить ребенка к миру прекрасного самостоятельно? Искусствовед Виктория Цибульская рассказала The Village, как сделать посещение музея или картинной галереи познавательным и увлекательным для дошкольника.
Виктория Цибульская
педагог-искусствовед, автор блога об искусстве детям @mini___art
Многие родители хотят, чтобы их дети понимали и любили изобразительное искусство. Но часто музеи, в которых нельзя бегать, кричать и трогать предметы, воспринимаются детьми как не самое дружелюбное место — оттуда хочется поскорее уйти.
С чего начать и какие приемы взять на вооружение?
Чтобы ребенку было понятно, что такое музеи и зачем туда ходить, проведите дома подготовительную работу: покажите ему художественные альбомы и расскажите о том, что вас самих привлекает в живописи, архитектуре или музыке.
Есть несколько книг, которые я часто советую родителям: «Как говорить с детьми об искусстве» и «Пойми, почему это шедевр» Франсуазы Барб-Галль. Они рассчитаны на детей от пяти до 13 лет, и для каждого возраста в них много интересных фактов, неожиданных интерпретаций и нестандартных ответов на вопросы, которые часто ставят взрослых в тупик.
Другая хорошая книга — «Почему в искусстве так много голых людей?» Сьюзи Ходж. В ней автор объясняет, почему нельзя шуметь в музее, почему на картинах все плоское, зачем картинам нужны рамы, как отличить хорошее искусство от плохого и многое другое.
Все ответы — состоятельные и доступные детям, а замечательные юмористические иллюстрации превращают чтение в интересную игру. Важно
Для малышей до пяти лет есть несколько красочных раскрасок-путеводителей от издательства Clever: «Музеи Москвы», «Музейные лабиринты» и «Музеи и парки».
Вооружившись карандашами и фломастерами, дети смогут дорисовать картины Пикассо и Моне, раскрасить «Девочку с персиками», а потом создать свою картину на специально отведенном для этого развороте. Если рисовать надоело, то можно заняться поиском клада монет, снарядить в поход Илью Муромца или помочь мишкам вернуться в их любимый сосновый бор.
Так дети отлично проведут время и узнают много интересных вещей, а в музее будут чувствовать себя в знакомой обстановке.
Планируя посещение, узнайте больше об экспозиции и коллекциях музея и потратьте несколько минут на то, чтобы узнать, где расположены выбранные вами произведения.
Ребенок будет чувствовать себя спокойнее, если вы уверенно ведете его по залам, и меньше устанет в процессе поиска той или иной картины или экспоната.
Не стремитесь охватить всю экспозицию, начните с малого. Выберите заранее несколько произведений, которые вы хотите показать.
Узнайте об их авторах, о времени, в котором они жили, о важнейших событиях, которые тогда происходили, и о том, как они повлияли на этих художников вообще и на конкретные произведения в частности. Подключайте ребенка к вашей исследовательской работе — так ему будет гораздо интереснее познакомиться с картиной вживую.
Большинство произведений искусства старые, из-за чего детям довольно сложно их воспринимать. Найдите в истории то, что знакомо вашему ребенку, тот звоночек, который пробудит в нем ассоциации, и поместите произведение искусства в этот контекст. Свяжите искусство с историей любимого литературного персонажа или члена вашей семьи.
Совет
Например, если дети слышали истории о своей прапрапрабабушке, которая родилась в XlX веке, получила образование в Европе, интересовалась искусством, объездила в юности Италию, Францию и Германию, где посещала музеи, то она могла бы стать вашим историческим ориентиром.
Глядя на картину, вы бы обсудили, произошло ли изображаемое событие до или после ее рождения, могла ли она видеть эту картину, могла ли она быть одета как на картине, видела ли она ландшафт или пейзаж, изображенные на картине, и так далее. Все это поможет ребенку понять контекст произведения, поэтому важно найти свой пример и использовать его.
Попробуйте связать искусство с детской непосредственностью и превратите поход в музей в квест. Для начала вспомните такие фильмы, как «Индиана Джонс», «Мумия» или «Ночь в музее»: любой музей можно представить как сундук, полный таинственных сокровищ, и использовать эту метафору для семейного расследования.
Квест можно придумать самостоятельно или отправиться на интерактивную экскурсию, которую проводят работники музея.
Еще одна интересная игра — вместе искать на картинах своих друзей.
Это отличное упражнение на внимательность — находить портретное сходство между персонажами картин и одноклассниками, друзьями и знакомыми; оно заставит ребенка всматриваться в лица на полотнах, а не пробегать мимо. Когда такие двойники отыщутся, обязательно сделайте фото для своих реальных друзей или купите открытки в подарок — такая память останется надолго.
Не будьте слишком серьезными: музей — это прекрасное место для игр. Правда, здесь стоит сделать оговорку: игры должны быть тихими и не мешать другим посетителям. Предложите детям подражать произведениям искусства: пусть они примут позу статуи или разыграют сценку, изображенную на картине. Участвуйте в их действиях, разделите с ними этот опыт. Имитация — это забавная игра и отличный способ оценить произведение, почувствовать его.
И последнее: не дайте ребенку проголодаться. Ничто не заставит его бежать к выходу быстрее, чем голод. Поэтому обязательно найдите способ покормить ребенка прежде, чем он потеряет интерес к происходящему. Во время перекуса в кафе можно обсудить все то, что вы успели увидеть, расспросить, что кому понравилось, и это отличное время для планирования остальной части вашего визита.
фотографии: обложка — JackF — stock.adobe.com, 1, 2 — Pavel Losevsky — stock.adobe.com
Музеи Москвы. Фотообзор. ГМИИ имени А. С. Пушкина
Поскольку на улице довольно прохладно и техника быстро замерзает, я предлагаю Вам фотоэкскурсии по более теплым местам Москвы – музеям и выставкам, благо их в нашей столице немало. Сегодня мы с Вами посетим Государственный Музей Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.
Точнее – маленькую его часть – Галерею Искусства Стран Западной Европы и Америки XIX-XX веков.
Однако, мой скромный фотоотчет даже язык не поворачивается назвать экскурсией – скорее, это просто краткий обзор.
Ибо каждый зал этого чудесного музея, каждый его экспонат достоин отдельной статьи, а сам музей – такого же большого ресурса как и Livejournal.
Сразу признаюсь, что я не искусствовед и не экскурсовод , поэтому прошу Вас отнестись к моему очерку снисходительно. Я просто как чукча – пою о том, что вижу. Надеюсь, Вам это будет интересно. Один из выставочных залов…
Краткая историческая справка
Обратите внимание
Впервые речь о создании в Москве музея изящных искусств зашла еще в XIX веке. В 1893 году профессор И. В. Цветаев предложил на основе Кабинета изящных искусств и древностей Московского университета создать публичный музей, который, к тому же, должен был играть роль хранилища для слепков и копий с классических произведений мирового искусства.
Торжественная церемония закладки музея состоялась в 1898 году, а в 1912 году он открыл свои двери для первых посетителей. Тогда он назывался Музеем изящных искусств имени императора Александра III. Надо отметить, что государство практически не финансировало строительство и деятельность музея – практически полностью он строился и содержался на деньги спонсоров и меценатов.
В 1932 году он был переименован в Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Одно время музей закрыли и сделали в его помещениях выставку «Подарки Великому Сталину от народа и дружественных стран», но, как сами понимаете, идея эта не прижилась, и вскоре здание музея на Волхонке стало служить тому, для чего, собственно, и предназначалось.
Коллекция музея – это более чем 560 тысяч экспонатов, в основном живопись и скульптура. Рассказать обо всем у меня не хватит ни сил, не времени, поэтому я расскажу лишь о некоторых, наиболее запомнившихся из них. Главная лестница в музее…
Несомненно, жемчужина коллекции Пушкинского Музея – это собрание полотен известных художников: Пикассо, Гоген, Ренуар, Шагал, Моне и т. д. Однако, здесь есть и менее именитые их коллеги. Но начнем мы, все же, с известных.
Поль Гоген (1848-1903)
В 35 лет он оставил карьеру преуспевающего биржевого маклера и покинул семью, чтобы целиком посвятить себя искусству. Начав с модного тогда импрессионизма, он быстро в нем разочаровывается. Его увлечением становится иное направление – оторванное от цивилизации, с немыслимым сочетанием красок и простотой форм. В 1881 году Гоген уезжает на Таити.
Некоторые работы его знаменитого таитянского цикла Вы можете увидеть ниже: “Цветы Франции”, 1891. Это первая картина, где Гоген использует таитянскую надпись (именно в 1891 году он уехал на Таити) “Великий Будда”, 1899. Основная идея картины – слияние мировых религий и таитянского мифа о конце света.
Обратите внимание, что помимо Будды здесь есть еще и Иисус Христос (слева сцена из Тайной Вечери), и мусульманские символы… Важно отметить, что 1899 год – это последний год XIX века, после которого многие ждали конца света. “Королева. Жена короля”, 1896. Есть мнение, что эту идею этой картины Гоген скопировал у Эдуарда Мане (“Олимпия”).
“О, Таити, чудесный край! Сбор плодов”, 1899. В связи с теми же ожиданиями конца света, столь распространенными в 1899 году, Гоген все чаще обращается к религиозным мотивам, облачая их в не совсем традиционную форму. В целом же Поль Гоген вернул в европейскую живопись простоту форм и яркость красок, он открыл выразительную силу неевропейских культур.
Важно
Заложенное им новое направление под названием “примитивизм” в последующем двадцатом веке найдет много сторонников и ценителей.
Поль Сезанн (1839-1906)
Будучи и художником, и философом, Поль Сезанн своим творчеством пытался передать философскую сущность живописи, отразив в каждой из своих работ различные стороны бытия.
Считая натурный компонент универсальным ключом, позволяющим показать “что-угодно”, он предпочитал “властвовать над моделью”, создавая, подчас, удивительные образы и раскрывая сложную сущность простых вещей: Автопортрет, 1885. Каждый автопортрет Сезанн превращал с своеобразный эксперимент, исследование.
“Пьеро и Арлекин”, 1888-1890. При создании этого шедевра Сезанну позировали его сын и друг сына. Картина нашла множество поклонников и подражателей, в первую очередь за счет того, что впервые удалось за счет костюмов показать не только характер персонажей, но и их судьбу. “Купанье”, 1890-1894.
Это – любимый сюжет позднего Сезанна. Картина так и дышит гармонией, и, когда смотришь на нее, в голову приходит только одна фраза: “Все мы – дети природы”.
Винсент Ван Гог (1853-1890)
Наверное, гениальные художники долго не живут. Ведь шедевров не может быть много, верно?. Это относится и к Винсенту Ван Гогу, который за свою короткую жизнь оставил множество противоречивых работ, загадок и тайн. Будучи человеком не только непостоянным, но и душевнобольным, Ван Гог сменил множество профессий.
Ему практически всегда не хватало денег, а последние годы жизни он провел в психиатрической лечебнице. Но везде и в любой момент своей жизни он оставался художником. “Красные виноградники в Арле. Монмажур”, 1888. Это, пожалуй, единственная картина, которую Ван Гогу удалось продать при жизни. За нее он получил 350 франков.
Угадайте, сколько она стоит сейчас? “Море в Сент-Мари”, 1888. В июне 1888 года на протяжение нескольких дней Ван Гог пребывал в рыбацкой деревушке Сент-Мари, где успел написать три картины маслом и сделать несколько рисунков. Сам художник считал этот пейзаж очень удачным и в последствии неоднократно его копировал. “Пейзаж в Овере после дождя”, 1890.
Другое название картины: “Пейзаж с повозкой и поездом”. “Портрет доктора Рея”, 1889. Эту картину Ван Гог написал во время приступа душевной болезни, во время которого он поранил себе ухо бритвой. Доктор Рей был практикантом в больнице, куда Ван Гога доставили вскоре после начала приступа, эту картину он получил в знак благодарности за заботу о пациенте.
Совет
Будучи не очень большим любителем искусства, доктор Рей сослал свой портрет на чердак, а позже закрывал им дыру в курятнике.
Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919) Он стремится превратить увиденное в живописное зрелище светотеневых и красочных рефлексов. В живописи Ренуара жизнь представет легкой и беззаботной.
В своих картинах он уходит от четких контуров и деталировки, заменяя их легкими мазками и почти невесомыми оттенками. При этом он не грешит простотой, наполняя свои произведения глубоким смыслом. Правда, смысл этот выражен в свойственной импрессионистам манере.“Портрет актрисы Жанны Самари”, 1877.
Один из многих портретов звезды и примы парижского театра. Она жила недалеко от мастерской художника. “Купание на Сене”, 1869. Другое название картины: “Лягушатник”. Это произведение раннего Ренуара, когда он только-только осваивал новое направление в живописи. Позже этому направлению дадут название “импрессионизм”.
“Букет хризантем и японский веер”, 1880-1882. “Обнаженная”, 1876. Это – одна из самых значительных картин Ренуара, за особую красоту получившая название “Жемчужина”.
Камиль Писсарро (1830-1903)
Писсарро является еще одним именитым представителем импрессионизма. В отличие от Ренуара, выражающего основные идеи в портретах и жанровых композициях, Камиль Писсарро пытается найти динамику в пейзажах, особенно городских: “Оперный проезд в Париже”. 1898.
Писсаро за сравнительно небольшое время создал целую серию картин, посвященную Театральному проезду и Площади Французского Театра. В свойственной импрессионистам манере он экспериментировал, рисуя с натуры одну и ту же сцену в разное время суток и разном состоянии атмосферы.
Клод Моне (1840-1926)
Клода Моне можно назвать не только признанным лидером объединения импрессионистов – даже само слово “импрессионизм” появилось благодара его произведению “Впечатление. Восход солнца”. Увидев впервые эту картину на выставке, один из критиков тут же назвал действо “выставкой импрессионистов” – и название прижилось.
Как и все импрессионисты, Моне экспериментировал не столько с цветом и формой, сколько с техникой живописи – отсюда столь непохожие одна на другую картины: “Руанский Собор вечером”, 1894 “Руанский Собор в полдень”, 1894 “Городок Ветей”, 1901. Это небольшой городок на Сене, под Парижем. Моне часто бывал здесь, одно время жил вместе с семьей.
Своему любимому городу он посвятил серию полотен, одно из которых Вы можете увидеть в Пушкинском Музее. “Завтрак на траве”, 1866. Это одна из самых известных картин художника. Первоначально Моне задумывал полотно размером 6 метров, но по каким-то причинам оно ему не понравилось – он разрезал картину на три части.
Обратите внимание
Позже он снова вернулся к этому сюжету, воплотив его в меньшей по размеру картине.
Эдгар Дега (1834-1917)
Один из выдающихся художников XIX столетия. Его картины поражают, прежде всего, техникой исполнения и ясностью замысла – наряду с масляными красками он часто использовал пастель. “Танцовщицы на репетиции”, 1875-1877.
Излюбленный сюжет Дега – у него множество картин, посвященных театру. “Голубые танцовщицы”, 1898. Мотив танцовщиц, выходящих на сцену, Дега неоднократно повторял во многих своих произведениях. Эта картина считается одной из самых лучших работ художника.
Иногда ее называют “Голубой Дега” за яркость и цвет.
Эдуард Мане (1832-1883)
Мане неоднократно вступал в художественную полемику со своим “почти однофамильцем” Клодом Моне.
Прямого соперничества между художниками не было, однако в произведениях со схожими мотивами чувствуется дух если не конкуренции, то некоторой разности, к которой стремились эти непохожие друг на друга люди. “Кабачок”, 1878-1879.
Несколько противоречивая по происхождению картина является одной из целой серии “ресторанных” работ Мане.
Анри Матисс (1869-1954)
Главой группы фовистов (“примитивистов”) был Анри Матисс. В коллекции Пушкинского Музея много его картин – связано это, в первую очередь, с тем, что Матисс некоторое время работал в Москве, где его покровителем и “идеальный патроном” был видный коллекционер и меценат Щукин С. И.
В Музее сохранились даже палитры Матисса: Мы же с Вами посмотрим несколько его картин: “Синий кувшин”, 1901-1904. Натюрморты с синим кувшином встречаются довольно часто в творчестве Матисса. “Фрукты и бронза”, 1901. Еще одна картина из серии “Московских натюрмортов”.
Важно
На ней присутствует скульптура Матисса “Две негритянки”. Русский художник Серов, когда писал портрет мецената С. Морозова, изобразил его как раз на фоне этой картины (см. Третьяковская Галерея) “Испанка с бубном”, 1909. На самом деле, на картине изображена цыганская танцовщица.
Пабло Руис Пикассо (1881-1973)
Много ли можно назвать художников, чьи фамилии стали именами нарицательными и чье творчество столь сильно повлияло на всю живопись в целом. Несомненно, их очень мало, но одним из таких художников является Пабло Пикассо. Его новаторство, первоначально отторженное и скандальное, позже принесло ему огромную славу.
В коллекции Пушкинского Музея представлено несколько картин Пикассо 1900-1910 годов, принадлежавших ранее С. И. Щукину: “Портрет поэта Сабартеса”, 1901. Пикассо писал портреты Сабартеса на протяжение всей жизни, экспериментируя с цветами и формами. Данный портрет относится к “голубому периоду”. “Дама с веером”, 1909.
Пикассо является также основоположником кубизма в живописи, его опыты в этом направлении – на этой картине. “Скрипка”, 1912. Пикассо создал серию картин музыкальных инструментов в кубическом стиле, одной из этих картин является “Скрипка”. “Испанка с острова Майорка”, 1905. Принадлежность модели к жителям Майорки подчеркивает головной убор.
Этот персонаж встречается в картинах Пикассо неоднократно. “Девочка на шаре”, 1905. Картина относится к розовому периоду и это – одно из самых известных полотен Мастера. Признаться, я никогда не думал, что увижу ее “вживую”. Она также является частью серии “Семья Странствующих Комендиантов”, работе над которой Пикассо посвятил несколько лет своей жизни.
Марк Шагал (1887-1985)
Один из самых ярких и необычных художников двадцатого века. Его картины… сказочны, они как будто легкий и приятный сон – обволакивают и уносят вдаль. Впрочем, увидите сами:“Белая лошадь”, 1960 “Художник и его Невеста, 1980. По сути это – автопортрет Шагала.
В облике Невесты угадываются черты второй жены Мастера – Валентины Бродской. Признаться честно, взявшись за написание этого обзора, я и не думал, что он окажется настолько большим и настолько бестолковым. Ибо, как я уже говорил, о каждом экспонате этого музея, о каждой картине можно очень долго рассказывать и рассказывать…
А ведь есть еще Руссо, Тулуз-Латрек, Дерен, Бастьен-Лепаж, Лункачи, Роден, Кандинский…. И все это – в Москве, буквально рядом с Вашим домом! Уж поверьте – лучше один раз все это увидеть самому, чем рассматривать кривые фотографии в ЖЖ. Тем более, что сейчас на улице прохладно и особо делать нечего.
Так давайте используем это время с толком!
Луи Легран, “В отпуске”, XIX век. И действительно… что еще делать в отпуске? Постепенно в своем блоге я буду выкладывать наиболее интересные и понравившиеся мне картины из коллекции Пушкинского Музея. Уже ясно, что в одну запись их не уложишь.
Спасибо за внимание!!!