5 стадий любви согласно древнему индуизму – вегетерианство
Table of Contents
Индуизм. Философия, Суть, Принципы и Основные идеи
Множество различных религиозных и философских направлений, божества и ритуалы – все это вмещает слово Индуизм. Сегодняшняя тема не проста, и все же мы постараемся разобраться в философии индуизма, а также принципах, сути и основных идеях этого весьма разнообразного индийского религиозного учения.
Корни индуизма настолько глубоки, что многие уже даже и не знают, откуда и когда возникла та или иная традиция. Последователей данных индуистских традиций насчитывают более 1 миллиарда, и конечно большая часть их живет в Индии.
История возникновения Индуизма
История развития Индуизма уводит нас в далекие века – 5400-2500 года до нашей эры. И как считается, Индуизм произошел от вед – священных писаний, содержащих мантры и молитвы, а также различные ритуалы.
И конечно, в те древние времена многие цивилизации опирались на силы природы и обожествляли ее.
Веды передавались в виде стихов, которые впоследствии были записаны. Сами веды были преданы людям от святых мудрецов, которых называют Риши, а уже они в свою очередь получили их как божественное откровение, другими словами от Бога.
Основные идеи индуизма
Все разнообразие учений индуизма и их основные идеи мы можем найти во множестве текстов и писаний, которые условно делятся на два типа: Шрути – изначальные тексты откровений богов, к которым можно отнести Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу.
Смрити – священные тексты, состоящие из Шастр (законов), Сказаний и Древних былин, Веданги и Агамы.
Так если брать изначальные тексты или Шрути, то в них можно выделить такие основные или главные идеи индуизма:
- восхваление богов с помощью различных жертвенных ритуалов. Основными богами считаются Индра, Агни, Вишну, Митра, Варуна и Ашвины. Также существуют разнообразные боги различных стихий и даже рек;
- использование различных мантр при проведении священных ритуалов;
- особые песнопения в священных ритуалах;
- использование священных слов чтобы войти в божественное знание.
Почему в Индуизме так много школ, Богов и направлений?
Похоже, что древние люди или мудрецы прошлого действительно были в ладу с силами природы. Они жили в гармонии с ней, и возможно именно это давало им какие-то запредельные или божественные знания.
Возможно, даже они умели подчинять себе различные стихии, такие как вода, огонь, ветер и пространство. И они использовали какие-то свои наработанные веками священные слова, фразы, молитвы и ритуалы.
В каком-то виде это и сохранилось до настоящего времени. А поскольку природных стихий было много, то и традиций, церемоний, обрядов и школ Индуизма также получилось предостаточно.
А вот уже в святых текстах Смрити мы находим различные предписания, как вести себя представителям разных каст и сословий установленных в Индии.
В более поздних веках на индуизм большое влияние оказал буддизм, так из него перешли некоторые учения Будды, такие как закон кармы, сансара и нирвана, а также основные моральные заповеди буддизма, о которых мы уже рассказывали в предыдущих статьях.
Суть учения Индуизма
Поскольку в индуизме нет единого направления или единого бога, то и суть всего индуизма можно рассматривать лишь в контексте какой-то отдельной школы или течения.
И по ходу нашей статьи мы рассмотрим некоторые традиционные школы индуистской религии.
Однако в целом суть всего учения индуизма можно выразить, и состоит она в идеи слиянии с богом, возвращения к богу, постижения чистой любви к богу, свобода от сансары (круговорота бытия) и нахождение своего подлинного «я».
Несомненно, что такие понятия как карма, перевоплощение, сансара и понятие об истинном «я» индуизм заимствовал из буддизма. Конечно, практика буддизма почти полностью отличается от индуизма.
Рассмотрим некоторые традиционные направления индуизма
Шиваизм
Школа индуистского шиваизма распространена по всей Индии и основана естественно на поклонении богу Шиве.
Во многих храмах Индии вы найдете величественные статуи бога Шивы. И, наверное, многие слышали хотя бы раз известную мантру «ом намах Шивая», которая означает: «я привержен Шиве или что весь мир есть Шива».
Особенно в шиваизме выделяются странствующие саньясины или монахи-аскеты. Кстати для Индии обычное дело увидеть странствующих монахов совсем без одежды, то есть голых.
Если вы выйдите на Красную Площадь голыми, то сами знаете, что с вами будет. В этом плане там очень даже свободная страна. В более ранние времена среди аскетов шиваизма были и очень продвинутые мастера, обладающие сверхспособностями, которые использовали йогу, медитации и пранаямы, хотя возможно они есть и сейчас, но уже в меньше степени.
Вайшнавы
Также одно из основных направлений индуизма это Вайшнавизм, здесь поклоняются богу Вишну. Это школа построена на любви к Богу и на служении ему. Также в священных текстах отмечается, что это самый быстрый и доступный метод постижения бога. Что кстати очень похоже на христианство, о сути которого мы также уже писали.
Давайте объясним, в чем выражается любовь к богу и служение ему. А суть в том, что практикующий повторяет имя Бога или воспевает его.
Многие, наверное, слышали, как красиво поют киртаны (песни воспевания Бога). В данной практике также, например, смотрят на изображение Вишну или Шивы и поют соответствующие мантры или формулы-слова почитания. Это их метод слияния с Богом, и иногда он действенен.
Шактизм
Данная традиция основана на мистике и частично связана с тантризмом. Иногда, такие «Шактистские» ритуалы заканчивались, скажем, одним словом – оргии.
Но, в целом Шактизм это хорошее направление Индуизма, поскольку основано на поклонении богине Шакти или Богине Матери – это женский аспект изначального Бога.
Ведь, по сути, все мы из чего-то возникли и вот это то из чего мы возникли, можно обозначить как Изначальную Пустоту или Женский аспект всего сущего. Каждый может убедиться в этом принципе на себе.
Философия шактизма
Вот у нас есть тело так, так. А если мы исследуем тело: вот кожа, вот волосы, вот череп и мозг, вот мышцы и кости – рассмотрев тело таким образом, мы увидим, что все органы и ткани тела зависят друг от друга и не существуют сами по себе и поэтому какое-либо «я» или самостоятельная сущность отсутствует в нашем теле.
И в этом великая пустота тела – «я» отсутствует в физическом теле, это общий космический принцип для всех форм и живых и неживых. Тем не менее, несмотря на то, что все есть пустота – все же мы видим, ощущаем и слышим нашим телом. Бог он пуст по природе – но проявляется во всем.
В этой школе индуизма по их философии, через блаженство и экстаз познают единство или слияние с Богом или Богиней. В этом экстазе теряется чувство «я» и остается только слияние, только постижение Бога.
Принципы индуизма
ActionTeaser.ru – тизерная рекламаМожно сказать, что в индуизме одним из основных принципов утверждается теория бессмертия души, что наш дух вечен и существует изначально.
И целью жизни человека является познание или осознание себя Атманом (нерушим изначальным духом или душой).
И вот все движения и принципы индуизма и направлены на служение Богу, чтобы обрести слияние с ним. Сюда входят и различные ритуалы, и песнопения и мантры, а также йога и медитации.
В данной религии Бог может иметь как личностный аспект, например, Шива или безличностный аспект – Атман или Брахман.
Философия индуизма
То есть изначальный Бог может принимать какую-то форму или иметь безличностный аспект. Вся религия и практика индуизма основана на данной философии.
Вся разница в том, как происходит поклонение Богу, в какой форме или отсутствии ее. Например, вы пришли в храм и там есть статуи, изображения или иконы (если церковь) и вот это уже поклонение по форме. Которое считается немного более поверхностным.
Но, вот вы вышли на улицу и формы, конечно, нет, но вы поете песни восхваления или читаете мантры или проявляете любовь – вот это и есть служение или слияние через безличностный аспект Бога.
В большинстве религиозных традиций мира, Бог – как внутри каждого человека, так и снаружи, то есть он во всем и познание Его возможно либо через ритуалы, восхваления, песнопения и мантры, через йогу и медитации.
Вывод
Всех индуистов можно сказать объединяет одно – Бог изначально существует в каждом, и в чистом виде это наш Дух, Душа или Атман – наше подлинное состояние, где существует «действительное Я».
Похоже, что согласно традициям, принципам, сути и философии индуизма, в общем люди приходят на землю по двум причинам: получить опыт на земле и лишь, затем в будущем начать поиск Бога внутри, а другая причина – поскольку этот опыт больше не нужен или получен в прошлом, поиск Бога внутри начинается уже в этой жизни.
Ну а на этом сегодняшнюю статью придется закончить, естественно это далеко не все знания об индуизме, так что более конкретно, мы еще будем обращаться к его философии, истории и говорить о конкретных школах индуизма в последующих статьях в соответствующем разделе нашего портала обучения и саморазвития. А пока можете прочесть например о сути Буддизма, как мудрого религиозного учения сильно повлиявшего на Индуизм
Индуизм
Индуизмчасто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.
Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.
Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков.
Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей.
Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.
Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках “Индуизма” ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы…Приблизительно в 1500 до н.э.
, когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем “синкритизации” и “брахманизации”, и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет.
А теперь и в каждой части мира.
Индуизм – это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге – их много, все равной важности – или на словах одного или многих пророков.
Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств.
Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.
Основными школами в индуизме являются , , смартизм и шактизм.
Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.
Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе.
Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет.
Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.
Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.
Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути – это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были “услышаны” мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.
К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников.
К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга – руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.
В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.
Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, “душа мира”).
Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.
Видео:
Мантра (музыка):
Книги:
Цитаты:
))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.
«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.
«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий – ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.
Вопрос к зашедшим йогину(е):
Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?
Религия
Согласно Библии на заре создания человечества, не только люди, но и все животные были вегетарианцами. В книге Бытия можно встретить следующие строки: “В идеальном мире люди не ели животных (Быт. 1:29-30). Такую ненасильственную (ахимса) жизнь Бог назвал добром (Быт. 1:31).”
Бог создал людей вегетарианцами и до Потопа люди не ели мясо. Климат на всей земле был гораздо мягче современного и земля во всех районах обильно плодоносила.
Однако после Потопа, с изменением климата, люди стали поедать мясо и это в некоторых районах, со ставшей скудной растительностью, было оправдано.
На смену идеальному миру пришли смутные времена, наполненные годами упадка нравственности, когда мясоедение, убийство, в том числе и животных стало нормой.
Веды – источник самых древних исторических и духовных знаний человечества, об этом периоде говорят похожее. Сначала продолжительность жизни измерялась сотнями тысяч лет, все люди были вегетарианцами и отличались завидным здоровьем.
По ходу развития человечества, пороков становилось всё больше и перед всемирным потопом люди сильно деградировали, продолжительность жизни резко сократилась и в наказание получили всемирный потоп.
Последовало резкое ухудшение климата, люди стали употреблять в пищу плоть.
Посланники Бога во все времена пытаются вернуть человечество в правильный мир, одно из непременных условий при этом является ненасилие и вегетарианство. Это можно проследить на примере многих пророков и просветлённых людей.
Не так давно миру стали известны доказательства того, что Иисус Христос был вегетарианцем.
Первоисточники Библии, такие как “Скрижали мёртвого моря” а также апокрифы, времён первых христиан, не вошедшие в официальную версию христианства, ясно указывают на вегетарианство Христа и на вегетарианство – как на одну из основных заповедей, проповедываемых Иисусом.
Существует множество официальных документов времён римской империи, в которых говорится о преследовании некоторых христианских движений за проповедование учения Иисуса Христа и вегетарианства как одну из главных заповедей.
Великий отец церкви Иероним (331-420 гг. до н.э.) в одном из своих трудов писал о вегетарианстве следующее: “До Потопа само поедание мяса животных было неизвестно. После Потопа наши уста испачканы в крови животных, а мы источаем запах их мяса… Иисус Христос, пришедший в нужное время, положил этому конец, и по сей день поедание мяса запрещено нам”.
Основоположник буддизма, Будда (Сиддхартха Гаутама 563—483гг. до н. э.), сам был убеждённым вегетарианцем, запрещал есть мясо своим ученикам и строго осуждал употребление мяса и убийство животных по любому поводу.
“Буддизм”, на сегодняшний день является одной из мировых религий, но, как и в большинстве случаев, люди усмотрели в этом учении некоторые послабления относительно употребления мяса. Никто не ставит под сомнение факт вегетарианства Будды, его мистические знания и способности, и в то же время находятся приверженцы буддизма, которые оправдывают поедание мяса.
Последователи ведической культуры, такие как индуизм и джайнизм, также рекомендуют вегетарианство как единственно правильное питание для здорового образа жизни.
Существует множество фактов того, что древние славяне, проживавшие на современной российской и прилегающей территории, задолго до прихода христианства, жили по славянским ведическим законам (“Велесова книга”), которые во многом схожи с индийскими.
“Велесова книга” служит доказательством схожести индийской и славянской культуры, то есть вегетарианство было одним из основных нравственных законов наших предков.
На сегодняшний день немногие предпочитают жить по “ведическим” законам наших разумных предшественников.
Современный мир, обеспокоенный всё возрастающим количеством различных заболеваний, экологических катастроф, и исследуя причину этого, приходит к единственно правильному выводу, о заблуждении необходимости поедания мяса. Вегетарианский образ жизни человечества сегодня становится единственно правильным выходом для гармоничного существования как отдельных народов, так и жизни в целом на планете Земля.
Новости
Новые блюда
Мохито безалкогольный
- тоник (или газированная минеральная вода) 2/3 стакана
- 3 веточки мяты (нужны только листья)
- 2 ч. ложки сахара
- сок ¼ лайма
- лед 2/3 стакана
Салат с йогуртово-чесночной заправкой
- 10-12 помидоров черри (либо 2 средних сладких помидора)
- 2 горстки свежего шпината
- 2 горстки рукколы
- 10 листьев зеленого базилика
- соль, перец
Для заправки:
- 4 ст. ложки простого йогурта (не сладкого)
- 1 зубчик чеснока
- 1 ч. ложка сока лайма
- 2-3 щепотки соли
Капуста маринованная за сутки
- капуста (лучше молодая) — 1 кг
- морковь среднего размера — 2 шт.
- чеснок — 4 зубчика
Для маринада:
- подсолнечное масло — 150 мл
- уксус 9% — 150 мл
- сахар — 100 г
- соль — 2 ст.ложки
- лавровый лист — 3 шт.
- перец черный горошек — 6 шт.
- вода — 0,5 л
Вегетарианство и религия
Последним аргументом в пользу той или иной системы питания для многих была и остается религия. Изучая священные писания, люди убеждаются в том, что одни продукты есть правильно, в то время как другие – грешно, и… часто ошибаются.
Виной тому, по мнению специалистов, является неправильное толкование прочитанного, вызванное порой неверным переводом.
Между тем более детальное изучение позволяет не только найти ответы на все интересующие вопросы, но также понять, как на самом деле относятся те или иные религии к вегетарианству.
Об исследованиях
Несмотря на то, что любая из религий основана на вере, каждая из них располагает определенными учениями, обрядами и традициями, которые чтят верующие.
С одной стороны все эти религии кажутся абсолютно разными, но уже при ближайшем рассмотрении видны их общие черты.
Во всяком случае, в этом уверен религиовед Стивен Роузен, который пытался выявить истинное отношение различных конфессий к вегетарианству.
Изучая всевозможные религиозные учения, он пришел к выводу, что чем старше сама религия, тем большее значение для нее имеет отказ от животной пищи. Судите сами:
- Самой молодой и в то же время одной из самых крупных систем вероисповеданий, которой является ислам, более 1300 лет. И она не считает вегетарианское питание единственно верным.
- Немного другого мнения придерживается христианство, которому более 2000 лет. Оно поощряет отказ от мяса.
- Древнейшая монотеистическая религия, которой является иудаизм, располагает даже сложившейся традицией вегетарианства. Ей, к слову, уже 4000 лет. Того же мнения придерживаются и буддизм, и джайнизм, учения, родившиеся из иудаизма 2500 лет назад.
- И только древние писания Веды, возраст которых насчитает 5000 – 7000 лет, выступают полностью «за» отказ от мяса в пользу растительной пищи.
Правда, ученый напоминает о том, что эти сведения обобщены, и у них есть также исключения из правил.
К примеру, существуют определенные христианские течения, к которым относятся мормоны или адвентисты, придерживающиеся строгого вегетарианского образа жизни.
И среди мусульман есть сознательные вегетарианцы, которые проповедуют бахаизм. И пусть их учения не запрещают употреблять мясо, тем не менее, всячески рекомендуют от него отказываться.
Но лучше узнать о мнении проповедников тех или иных религий позволяют факты.
Ислам и вегетарианство
Никто не говорит, что эта религия всячески поддерживает вегетарианство. Тем не менее, людям наблюдательным все понятно без слов.
Согласно сложившимся традициям, в Мекке, являющейся родным городом Магомеда, запрещены убийства. Иными словами, все живое здесь должно жить в согласии.
Отправляясь в Мекку, мусульмане облачаются в ритуальные одежды – ihram, после чего им запрещается кого-либо убивать, пусть даже это будет вошь или саранча.
Что делать, если они окажутся на пути паломника? Обходить насекомых и предупреждать о них своих спутников, чтобы те ненароком не наступили на них.
Еще один весомый аргумент в пользу вегетарианства – это учения, описывающие жизнь Магомета.
Согласно им, тот запрещал лучникам целиться в птиц-матерей, читал нравоучения тем, кто плохо обращался с верблюдами, наконец, заставлял всех, кто съел мясо, ополоснуть рот перед молитвой.
Почему он вообще не запретил мясоедение? Ученые говорят, что все дело в терпимости к пристрастиям своих потенциальных учеников и постепенном их выходе на путь духовного просветления. Кстати, таких же взглядов придерживается и Библия.
Интересно, что исследуя страницы священных писаний можно найти еще много примеров, описывающих пищевые привычки самого пророка. Разумеется, они целиком и полностью относились к вегетарианству. Более того, даже его смерть всячески подчеркивала важность отказа от мясной пищи.
По легенде, Магомед со своими спутниками принял приглашение женщины-немусульманки и согласился съесть поданное ею отравленное мясо.
Разумеется, духовное озарение позволило ему понять, что угощение – яд и своевременно запретить остальным притрагиваться к еде. Сам же он ее ел, даже, несмотря на то, что прежде не любил мяса.
После того случая, он прожил около 2 лет и после умер, на собственном примере попытавшись доказать упрямым людям вредность мясоедения.
Христианство и вегетарианство
В основе священного писания, Библии – милость и сострадание ко всем живым существам. Лишним тому подтверждением является закон о еде, раскрывающий волю Божью. Согласно ему, Всевышний сказал: «Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя,— вам сие будет в пищу».
И все бы ничего, вот только в Книге Бытия кто-то нашел слова, позволяющие людям употреблять в пищу все, что живет и движется. А в Новом Завете кто-то наткнулся на просьбы Христа дать ему мяса.
А в Евангелие и вовсе говорилось о том, что ученики пошли купить мяса.
Все эти слова и дали возможность любителям мясной пищи подкреплять свои гастрономические пристрастия библейскими цитатами, а миру – миф о том, что Библия поддерживает употребление в пищу мяса.
Однако религиоведы все же развеяли его. Оказывается, слова, написанные в Книге Бытия, относились к временам, когда начался Всемирный потоп. В тот момент Ною необходимо было любой ценой пережить бедствие. Как это сделать в условиях, где вся растительность вымерла? Начать есть мясо. Для этого было дано разрешение, но не повеление.
Истолкование странной просьбы Христа и не менее странных слов его учеников о покупке мяса религиоведы объясняют неверным переводом. Дело в том, что греческое «broma» дословно переводится как «пища», а не как мясо.
Соответственно по тексту, встречаются слова, под которыми подразумевается «нечто съедобное» или «питание».
В обычных условиях человек, помнящий о законе о еде, все истолковал бы правильно, между тем на деле появился неверный перевод и противоречия.
Подтверждают эти слова и результаты дальнейших исследований исторических документов. Согласно им:
- первые христиане отказывались от мяса из соображений чистоты и милосердия;
- принципов вегетарианства придерживались и 12 апостолов;
- в «Милосердных проповедях», датируемых II веком нашей эры говорится о том, что поедание плоти животных отождествляется с язычеством;
- наконец, призвание к вегетарианству является основой шестой заповеди, гласящей: «Не убий».
Все это дает возможность утверждать, что первые христиане были вегетарианцами, точнее, приверженцами молочно-растительной диеты.
Почему же все изменилось? По мнению исследователей, во время Никейского Собора, датируемого 325 годом нашей эры, священники и политики внесли изменения в подлинные христианские тексты, дабы сделать их угодными императору Константину. В дальнейшем планировалось добиться признания христианства религией Римской империи.
В одном из своих переводов Гидеон Джаспер Ричард Оусли пишет, что подобным корректировкам подверглись те Божьи веления, которым власти не хотели следовать. Кстати, после внесения всех правок наряду с мясоедением разрешалось также употребление спиртного.
В качестве последнего же аргумента в пользу вегетарианства хочется привести еще один пример неверно истолкованного перевода. Известная всем молитва Господу начинается словами: «awoon dwashmaya», которые чаще всего люди произносят как «Отче наш, сущий на Небесах».
Между тем, правильнее было бы говорить «Отче наш общий, сущий на Небесах». Просто потому, что Бог является отцом всех живых существ, и его любовь – всеобъемлюща.
Для истинных вегетарианцев также имеют огромное значение другие слова молитвы: «хлеб наш насущный даждь нам днесь».
Иудаизм и вегетарианство
На сегодняшний день иудаизм обычно не считает вегетарианство заповедью. Между тем, это просто лишний раз доказывает то, что было написано в Писаниях: «каждое новое поколение неправильно истолковывает Тору».
Тем более что первый закон о еде, предписанный в Торе, известной также как Ветхий Завет, настаивает на необходимости следования принципам вегетарианства. Согласно ему Бог дал людям в пищу травы, сеющие семя, и плодоносящие деревья.
И даже после Всемирного потопа, во время которого давалось разрешение на употребление мясных продуктов, Господь попытался снова привить человечеству любовь к вегетарианству.
Об этом свидетельствует посланная им «манна небесная», которая на деле являлась растительной пищей. Разумеется, довольствовались ею далеко не все, так как среди странствующих были и жаждущие мяса.
К слову, последним Бог его таки дал, правда, вместе со смертельной болезнью, о чем свидетельствует запись в Книге Чисел.
Интересно, что многих ввело в заблуждение владычество, которое было дано людям над сотворенным миром. Им часто прикрывались те, кто не мог отказать себе в удовольствии и дальше поедать плоть животных. Между тем, ответил на все вопросы впоследствии Доктор Ричард Шварц в своих трудах. Он объяснял, что владычество значит лишь попечение и заботу об этом мире, однако никак не убийство ради еды.
В пользу вегетарианства свидетельствуют и законы о пище, включающие ограничения на употребление мяса. Согласно им, вся растительная и молочная еда считается кошерной, или дозволенной. В то же время мясная, для того чтобы стать ею, должна соответствовать особым требованиям и быть приготовлена специальным образом.
Также особого внимания заслуживает история Даниила. По преданию, он вместе с 3 другими отроками стал пленником Вавилонского царя.
Последний прислал юношам слугу с настоящими лакомствами, в числе которых были и мясо с вином, однако Даниил от них отказался. Свой отказ он объяснил желанием показать царю опытным путем пользу употребления в пищу исключительно овощей и воды.
Молодые люди ели их 10 дней. И после этого их тела и лица действительно стали красивее, нежели у людей, питающихся царскими яствами.
Нельзя не вспомнить и происхождение слова «basar» – «мясо», которое описывается в Талмуде.
По мнению древних, оно было составлено из первых букв следующих слов: «bet» – «позор», «sin» – «процесс гниения», «resh» – «черви».
Просто потому, что в итоге слово «basar» должно было напоминать известную цитату из священной книги, осуждающую чревоугодие и гласящую, что мясо приводит к развитию червей.
Веды и вегетарианство
Священные тексты, написанные на санскрите, всячески поощряли вегетарианство. Просто потому, что причинять вред живым существам запрещалось. Причем осуждались не только люди, которые решились на убийство животного, но также те, кто позже к нему прикасался, например, когда резал мясо, продавал его, готовил или просто ел.
Согласно древним учениям, любая жизнь почитаема, так как в любом теле живет душа. Интересно, что последователи Ведического учения верили, что в мире есть 8 400 000 форм жизни. Не все они высокоразвиты, между тем все заслуживают почтительного обращения.
Из всего вышеописанного следует, что вегетарианство – старо, как мир. И пусть споры вокруг него не утихают, его пользу преуменьшают, а вред – преувеличивают, оно всячески помогает людям. Становиться здоровее, крепче, выносливее. Оно заставляет их ставить новые цели и побеждать. Оно делает их счастливее и в этом, пожалуй, и заключается его основная заслуга!
Глава 7 индуизм
Учитывая происхождение мясных блюд и жестокость пленения и убийства живых существ, человеку лучше полностью отказаться от поедания животной плоти.
Манусмрити 5.49
Азия — континент, где все «самое»: самая большая площадь суши, самые высокие горы, самое большое количество обитателей, самые древние цивилизации, письменность, сельское хозяйство; самые первые города и своды законов, самые старые монархические династии и самые древние религии в мире. Индуизм, патриарх азиатских вероучений, раньше и активнее всех начал проповедовать вегетарианство.
Основатели главных мировых религий известны всем; корни индуизма уходят в такую глубокую древность, что назвать имена тех, кто стоял у его истоков, невозможно. И все же индуизм, несомненно, берет начало в ведических Писаниях. Слово «хинди» (индусы), впрочем, в ведических трактатах не встречается.
Это название пошло от мусульман из пограничных областей — Афганистана, Белуджистана и Персии. Оно обозначало народы, жившие за рекой Синдху, отделяющей северо-западные индийские провинции от мусульманских территорий. Жившие там исламские народы произносили «с» как «х». Вот почему «синдхи» превратились в «хинди».
Название Реки со временем стало звучать как «Инд».
Название «индусы» очень неточное и даже неправильное, поскольку оно относится к народам, расселившимся в долине реки Синдху, – народам, исповедовавшим различные Религии. Единой «индусской религии» не существует.
Изначальные ведические учения достаточно сильно отличаются от современного индуизма. Однако и старая и новая религии придерживаются одинаковой точки зрения на вегетарианство.
Нижеследующие цитаты — лишь малая часть ведических высказываний против мясоедения:
Тому, кто вкушает плоти человека, лошади или другого животного и, убивая коров, лишает людей молока, о царь, если такого демона нельзя образумить другими мерами, ты должен, не дрогнув, отрубить ему голову («Риг Веда», 10.87.16).
Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий — ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ («Яджур Веда», 12.32).
Человек должен быть любим всеми, даже зверями («Атхарва Веда», 17.1.4).
Лишь те благородные души, что усердны в медитации и других науках йоги, что оберегают всех животных и заботятся обо всех существах, лишь они ответственно относятся к духовному совершенствованию («Атхарва Веда», 19.48.5).
Избегая убийства живых существ, мы готовим себя к спасению («Манусмрити», 6.60).
Покупающий мясо творит химсу (насилие) своим богатством; тот, кто ест мясо, творит зло, наслаждаясь его вкусом; мясник творит химсу, связывая животное и убивая его. Итак, есть три вида убийства.
Тот, кто приносит мясо или посылает за ним, тот, кто расчленяет тело животного, и тот, кто покупает, продает или готовит мясо и ест его,— все они должны считаться пожирателями мяса («Махабхарата», Ану.
115:40).
Тот, кто желает укрепить собственную плоть, поедая плоть других существ, влачит жалкое существование, в каком бы облике он ни воплотился («Махабхарата», Ану. 115:47).
Те, кто не знают истинной дхармы и считают себя праведными, хотя на деле они порочны и надменны, убивают животных, не раскаиваясь и не боясь наказания. Позже, в следующих воплощениях, эти грешники будут съедены теми же существами, которых они убивали в этом мире (Бхаг., 11.5.14).
ЖЕРТВЕННЫЕ ЖИВОТНЫЕ
Несмотря на то что в стихах, подобных приведенным выше, содержатся однозначные призывы к вегетарианству, в ведической традиции существовало другое направление, где при некоторых обстоятельствах разрешалось приносить в жертву животных.
(Будда, как мы помним, реформировал индуизм и осудил такие жертвоприношения.) Эти жертвы должны были привлечь любителей мяса к более праведному образу жизни, заставляя их следовать предписанным правилам и законам.
В отличие от других мировых религий, смягчившихся в отношении мясной пищи, ведические учения настаивают на том, что кровавые жертвы — это низшая форма поклонения.
В некоторых ведических текстах можно найти описания ритуалов и церемоний, в ходе которых на особой площадке в жертву Богу приносилась лошадь. Этот обряд не имел целью освятить поедание конины. Скорее это делалось для того, чтобы доказать эффективность ведических мантр (мистических вибраций звука).
Старую лошадь возводили на жертвенный костер, опытные брахманы (жрецы) читали священные мантры, и лошадь выходила из костра с омоложенным телом. Животному не причиняли ни малейшего вреда, только омолаживали его.
Сегодня, конечно, уже не существует достаточно искусных жрецов, которые могли бы совершить такое сложное мистическое жертвоприношение, да и сами Веды подчеркивают, что эти обряды могли быть выполнены только в древние времена.
Для других жертвоприношений, упоминающихся в Ведах, требовался козел, которого убивали в присутствии богини Кали.
Этот обряд описан в «Маркандея Пуране», тексте, который предписывает проведение определенных ритуалов для постепенного возвышения тех, кто невежествен духовно. Те, чья духовность находилась на более высокой ступени развития, преподносили богине красные цветы вместо кровавой жертвы и ублажали ее, давая увидеть нужный цвет 1.
Интересно также, что в текстах, где описано приношение в жертву козла, разрешается есть лишь мясо животных, убитых на алтаре. Как и в раннем иудаизме, где изначально дозволялось есть только мясо жертвенных жвачных, заколотых в Первом Храме, в ведической и пуранической традиции никогда не поощрялось массовое убийство животных, так широко распространенное сегодня.
Поклонники Кали должны были, прежде чем перерезать козлу горло, сказать ему на ухо санскритское слово, обозначающее мясо (mamsa). В этом слове заключен глубокий смысл. Этимологически mamsa состоит из слов mam (меня) и sa (он).
Традиционно индийские филологи трактуют это следующим образом: «Как я ем его сейчас, так он съест меня в будущем» 2. Это пример закона кармы: для каждого действия есть равное ему противодействие.
Хотя слово «карма» буквально означает «поступок», оно также подразумевает причины и следствия этого поступка (см. Послесловие).
Полный текст санскритского стиха, в котором появляется слово mamsa, таков:
мамса са бхакшаяитамутра ясья мамсам ихадмй ахам этан мамсая мамсатвам
праваданти манисинаха
Существо, чью плоть я ем здесь и сейчас, поглотит меня в будущей жизни. Поэтому ученые люди называют мясо mamsa.
Санскритское существительное пашу-гхна («тот, кто убивает живое тело»), слово, которое также тесно связано с мясоедением и родственными ему понятиями, означает одновременно и «любитель мяса», и «самоубийца». Это еще раз подтверждает, что всякого, кто ест мясо, ждет суровая расплата.
Наставляя царя Прахинабархи, любившего пышные жертвоприношения, мудрец Нарада Муни разъясняет кармические последствия мясоедения: «О правитель народа, дорогой мой царь, взгляни на небо, и ты увидишь тех животных, которых ты принес в жертву, без жалости и сочувствия, на священной арене. Все эти животные ждут твоей смерти, чтобы отомстить за боль, которую ты им причинил. Когда ты умрешь, они растерзают твое тело железными рогами и пожрут твою плоть» (Бхаг., 4.25.7—8). Эти слова вполне совместимы с традиционным пониманием слова mamsa.
Несмотря на всеобщую осведомленность о роковых последствиях мясоедения, обычай употреблять невегетарианскую пищу широко распространился среди индусов после вторжений извне — сначала мусульман, затем англичан.
Вместе с ними пришло желание «цивилизоваться», есть мясо, как делают сахибы. Но те, кто действительно обладал ведическими знаниями, никогда не включали в рацион мясных блюд, и благочестивые индусы до сих пор считают вегетарианство религиозным долгом. (В Индии живет 680 млн.
человек, 83 процента из них индусы; большинство индусов — вегетарианцы 3.)
Высокий процент вегетарианцев среди индуистов в значительной степени объясняется тем, что ведическая традиция призывает к всеобъемлющему состраданию.
Выделяя два различных уровня этического долга, «Веды» ставят сарва-бхута-хиту (доброе отношение ко всему сущему) выше лока-хиты (доброго отношения к человечеству). Первая этическая система, говорится в Ведах, включает в себя вторую. Тот, кто заботится обо всех живых существах, естественным образом заботится и о человечестве.
С точки зрения Вед, человек должен во всех созданиях видеть одну и ту же жизненную основу — независимо от «внешней оболочки» (тела).
Тот, кто не способен постигать жизненный принцип в низших существах, может в конечном итоге утратить понимание всеобщей жизненной основы и лишиться человечности.
Поэтому сарва-бхута-хита, стремление делать добро всем существам, является высшим нравственным принципом, заданным в Ведах, и остается центральным постулатом индуизма.
ЗАЩИТА КОРОВ
Из всех животных в индуистской религиозной традиции особое место занимают коровы. По словам Махатмы Ганди, «мать-корова во многом лучше, чем та мать, которая дала нам жизнь.
Родные матери кормят нас молоком один-два года и ждут, что мы будем служить им, когда вырастем. Мать-корова не ждет от нас ничего, кроме зерна и травы. Наши матери часто болеют и ожидают от нас заботы и ухода. Мать-корова болеет редко.
Когда наши матери умирают, они ждут от нас затрат на похороны и кремацию. Мать-корова и мертвая полезна нам как живая» 4.
Традиционно корова также считается любимицей Господа Кришны, который прославляется в ведических и постведических текстах как Верховный Господь.
Вайшнавизм, или поклонение Вишну или Кришне,— изначальная религия Вед, и любовь Кришны к коровам превозносится во всех ведических текстах.
Поэтому неудивительно, что в ранних текстах ведического канона постоянно подчеркивается важность ахимсы и особенно защиты коров.
Согласно традиционным для Индии историческим Писаниям, первая корова, Мать Сурабхи, была одним из сокровищ, попавших к нам из космического океана, и все «пять продуктов коровы» (панча-гавия) — молоко, творог, масло, моча и навоз — считались очищающими 5.
Несмотря на все почтение к коровам, в индуистском пантеоне нет «богини-коровы», и ни один храм не был построен специально в ее честь. Корова, скорее, почитается сама по себе, как одна из семи матерей 6, потому что она поит нас молоком, как родная мать.
Корова играет основную роль в ведическом представлении о гуманности: «простая жизнь и возвышенное мышление»; жизнь, близкая к природе и к Богу. Вплоть до недавнего времени большинство индийцев жило за счет собственных земельных участков.
Таким образом, коровы играли и продолжают играть важнейшую роль в экономике Индии. Например, коровий навоз — очень дешевое удобрение. При хранении в подземных бункерах он выделяет газ метан, используемый для отопления и приготовления пищи.
Коровий навоз, кроме того, оказывает обеззараживающее воздействие и используется как лечебная припарка и дезинфицирующее средство.
По этим и другим причинам ведический словарь «Нигханту» предлагает для обозначения коровы девять имен, три из которых — агхнья ахи (та, кого нельзя убивать) и адити (та, которую нельзя резать) — категорически запрещают убийство.
Эти синонимы слова «корова» рассеяны по всем ведическим текстам и перечисляются в эпической поэме «Махабхарата»: «Самое имя коровы, агхнья, указывает, что ее нельзя убивать.
Как же тогда назвать того, кто способен ее убить? Бесспорно, тот, кто убивает корову или быка, совершает отвратительное злодеяние» («Шантипарва», 262.47).
Миф о вегетарианстве в индуизме / Индуизм, буддизм, йога, тантра, шиваизм
Ресурс посвящён антикультовому движению внутри индуизма, исследованию уничтоженных допатриархальных религий и универсальным сравнительным психопрактикам.
О чарующей и загадочной Индии, ходит много легенд и слухов, одним из них является распространённый стереотип, что в Индии существует поголовное строгое вегетарианство.
При посещении Индии сразу бросается в глаза расхождение этого стереотипа с действительностью: активной рыбной ловлей, разводом и забоем кур. Реже, как правило в северных штатах, встречается развод и употребление в пищу крупного скота.
Если повезёт, можно увидеть отшельников-садху, вылавливающих человеческие трупы из ганга, и обгладывающих их кости. Так как же на самом деле обстоит дело с вегетарианством в Индии?
Мясоедение в ведийский период
Арии были скотоводческим и кочевым народом, ореал которых проходил и в холодных северных регионах. Наивно полагать, что разводимый ими скот не использовался как еда. Мясо использовалось не только как пища, но и играло важную роль в системе ритуального жертвоприношения. Свидетельств об употреблении мяса в ведах и примыкающим к ведам текстам упанишад и грихьясутр достаточно.
Ригведа I.161.10: «Один гонит вниз к воде хромую корову, один разделывает мясо, привезенное в корзине»
Ригведа I.162.12-13: «(Те,) кто осматривает коня, когда он готов, Кто говорит: Он пахнет хорошо. Снимай (его). И кто ожидает угощения мясом скакового коня, – Их воспевание пусть также нам благоприятствует! Та палочка, чтобы пробовать из котла при варке мяса, Те чаши для наливания жижи, Дымящиеся крышки горшков, Крюк, блюда – (все они) служат коню.»
Ригведа IV.33.4: «Когда в течение года Рибху охраняли корову, Когда в течение года Рибху резали мясо»
Ригведа V.43.7: «Словно раскладывая (жертвенную солому), словно варя на огне (мясо) с пленкой»
Ригведа X.86.14: «Ведь мне готовят сразу пятнадцать–двадцать быков, затем я ем также жир. Мне наполняют обе стороны живота. Индра – выше всего!»
Атхарваведа V.29.5-6: «Для тела мы добываем мясо, жизненный дух! В сыром, в хорошо сваренном, в созревшем… Да будет этот (человек) без болезни!»
Брихадараньяка-упанишада VI.4.18: «И если он желает: «Да родится у меня ученый, прославленный, посещающий собрания, говорящий приятные речи сын; да будет он изучать все веды и достигнет полного срока жизни», – то, сварив рис с мясом, пусть, они [с женой] едят его вместе с очищенным маслом. Поистине, тогда они смогут родить [такого сына] – с помощью мяса бычка или быка»
В примыкающим к ведам текстам под названием Калпа, по мнению учёных, составленых в период с V по II века до н. э, тоже есть свидетельства употребления мясной пищи.
Апастамба-грихьясутра I.3.9: «Поводы для забоя коровы: (приход) гостя, (жертвоприношение) предкам и свадьба».
Гобхила-грихьясутра IV.2.14–15: «На одном огне пусть он готовит рисовую кашу и мясо, перемешивая их по отдельности справа-налево двумя черпаками»
Ашвалаяна-грихьясутра I.16; Шанкхаяна-грихьясутра I.27: «Даже первой твердой пищей ребенка должно было быть мясо.
На церемонии аннапрашана отец кормил ребенка мясом птицы бхарадваджи, если желал для ребенка плавности речи, мясом птицы капинджалы и маслом – если хотел изобилия еды, рыбой – если хотел быстроты, мясом птицы крикаша, смешанным с медом, – если хотел долгой жизни, мясом ати и куропатки – если хотел священного блеска, маслом и рисом – если хотел великолепия, простоквашей и рисом – если хотел большого ума, и всем вместе – если хотел всего этого для ребенка».
Джайнизм и Буддизм: распространение доктрины ненасилия (ахимса) и вегетарианства
В период когда арийско-ведическое влияние в Индии стало ослабевать (период упанишад), на арену вышли ранее вытесняемые индийские культы.
Снова получила широкое признание йога, культ богини-матери, идея кармы, психопрактики.
В религиях восставших против авторитарности Вед, в джайнизме и буддизме, торжествует идея взаимообусловленного существования всех существ и общей кармической ответственности. Идеи вегетарианства в них становятся базовыми.
Сохранилось стихотворение, которое некоторыми считается единственным текстом, написанным самим Буддой: Для безногих тварей есть место в моем сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснется зло.
В то время как на юге полуострова Индостан процветал буддизм, на севере развивался джайнизм, учение Махавиры.
Джайны так строго придерживались закона о неприкосновенности любой жизни, что тщательно осматривали всю свою пищу, боясь случайно проглотить червя или насекомое,— не ради собственного здоровья, а ради безопасности этих существ.
И джайнистские, и буддийские монахи, прежде чем пить, процеживали воду, чтобы не проглотить какое-нибудь маленькое создание вместе с питьем.
Вообще джайны традиционно более строго, чем буддисты, придерживаются принципа ахимсы и непричинения зла живым существам; однако нужно знать, каким образом в буддийской традиции появились послабления на этот счет.
После физической смерти Будды его первые последователи решили, что в его учении важнее «намерения», а не «поступки». Практические исследования этого решения зашли очень далеко. Согласно этой трактовке, убежденный буддист может, к примеру, поесть мяса, если убил животное кто-то другой.
Тем не менее, сам Будда недвусмысленно осуждал мясоедение,— его первые биографы утверждают, что он считал желание есть мясо «прихотью невежд».
Идеи вегетарианства стали популярны при императоре Ашоке (III век до н.э.), убеждённом вегетарианце, подчинившем большую часть Индии империи Маурьев, и в качестве основной религии государства принявший буддизм.
В этот период сокращается жертвоприношение животных и людей.
Буддизм и джайнизм не являются основными религиями Индии сегодня, но влияние их идеи непричинения вреда живым существам (ахимсы) распространено в Индии повсеместно.
Роси Филип Капло, один из первых западных мастеров дзен-буддизма, высказывается в книге “Буддизм и вегетарианство” так:
В буддизме первая заповедь, гласящая “не убий”, или “не причиняй вреда ничему живому” (фу-сессё на японском, ахимса на санскрите), имеет скорее религиозное, нежели моральное или метафизическое происхождение. Я имею в виду, что положение это заложено в присущей всем нам Природе Будды — матрице всего сущего, — из которой и возникает наше чувство сострадания, морали, добра и справедливости.
Иными словами, эта заповедь зиждется на принципе взаимного тяготения и праведности, свойственных всему живому. То же самое можно сказать и о других основных заповедях, каждую из которых можно трактовать как продолжение первой или раскрытие её отдельных, специфических аспектов. Именно в Природе Будды все формы сущего, как одушевлённые, так и неодушевлённые, — едины и гармоничны.
Все живые организмы стараются поддерживать это единство посредством собственной кармы. Отнимать жизнь по своему усмотрению — значит грубо вторгаться и разрушать эту внутренне-присущую целостность, заглушая чувства уважения и сострадания, исходящие из Ума Будды, который пребывает в каждом из нас.
Первая заповедь, запрещающая убийство, — это по сути зов жизни и творения, по форме же — порицание смерти и разрушения.
Ритуальноеподношение и употребление мяса: Панчамакара и Ганапуджа
При рассмотрении мяса в контексте сложных индуистских верований, трудно обойти вниманием такой тантрический ритуал как Панчамакара (санскр. पञ्चमकर, pañca-makara IAST — «Пять букв М»). Второе, менее известное и реже употребляемое, название — Панчататтва (санскр. पञ्चतत्त्व, pañca-tattva IAST — Пять принципов).
Основная форма заключается в последовательном предложении Божеству небольшого количества вина, мяса, рыбы, жареных зёрен (которые после окончания предложения съедаются) и ритуального соития. Обычно в качестве божества выступает партнёрша, которой выполняющий ритуал мужчина предлагает четыре первых элемента; пятым элементом — соитием — ритуал завершается.
Подобное использование в тантре не обязательное, чаще всего это используется адептами т.н. «пути левой руки». Противопоставленный ему правый путь, включает в себя символическую замену животных продуктов.
Например в культе тантрического божества Джаганнатха (санскр. जगन्नाथ, Jagannātha IAST) вместо рыбы используются зелёные овощи с добавлением асафетиды, вместо мяса – имбирь. Заменой вину служит сок зелёного кокосового ореха, который предлагают Господу в металлических горшочках.
И наконец, половой акт (Майтхуна) здесь замещается танцем храмовых танцовщиц (Дэвадаси). Тантрический почерк в ритуалах поклонения также можно наблюдать в Храме Вималы, когда на Маха Аштами здесь в жертву приносят животное. Это действо ещё известно под названием «Вамачар Паддхати».
В буддизме есть похожая парктика – ганапуджа, в процессе которой практик вкушает мясо и алкоголь. Одно из назначений практики, преодоление собственных запретов.
Ритуальный канибализм в психопрактиках
Некоторые живые традиции индуизма самыми яркими представителями которых является Капалика (санск.: носящие череп) и Агхора (санск.:бесстрашные), используют в своих практиках употребление человеческого мяса. Основным мотивом для таких практик является преодоление брезгливости, отвращения, выход за перделы двойственного восприятия хорошее-плохое, чистое-нечистое, красивое-безобразное.