Индра деви: «не как-нибудь, а не так, как все…» – вегетерианство

Удивительный жизненный путь женщины-йога Индры Деви

Индра деви: «не как-нибудь, а не так, как все…» – вегетерианство

Индра деви: «не как-нибудь, а не так, как все…» – вегетерианство

Одна из первых женщин-йогов. Человек популяризировавший культ йоги по всему миру. Женщина которая, несмотря на непреклонность власти, досла советскому народу истинное понятие индийской культуры. Это и многое другое заслуги одной леди по имени – Индра Деви.

Жизнь Индры до Индии

Евгения Васильевна Петерсон, родилась 12 апреля 1899 года в Риге, в семье Василия Петерсона (обрусевший швед) и Александры Лабунской (русская дворянка). Отец — служащий банка, мать – актриса оперетты. Во времена Первой мировой войны семья переехала в Петроград (ныне Санкт-Петербург). С детства Евгения мечтала быть актрисой, чему препятствовала её бабушка.

По окончании петроградской гимназии в 1917 году, девушка всё-таки смогла поступить в театральную школу Комисаржевского. В скором времени Евгения уже играла главные роли в театре. Знаменитый артист Александр Вертинский говорил о новоиспечённой актрисе: «Девочка не как-нибудь, а не так как все».

Сам Фёдор Фёдорович Комисаржевский пророчил своей любимице большое будущее.

Знакомство с восточной культурой

Ещё в 1915 году девушка переехала в Москву, где увидела первую книгу о йоге под названием “Четырнадцать уроков по философии йоги и восточному оккультизму”.

Уже тогда Женя поняла, что рано или поздно судьба приведёт её в Индию, и она познакомится с йогой воочию.В 1920 году семья Евгении эмигрировала в Польшу, затем в Германию, где она начала работать в труппе Дягилевского театра.

Выступала почти во всех столицах Европы. На гастролях в 1926 году увидела вывеску “Теософическая литература”.

Оказалось, собирался съезд Теософского общества, но в Голландии. Девушка не раздумывая отправилась в путь. Съезд представлял собой недельный лагерь, который располагался в поместье одного из теософов.

На нём присутствовали 4000 человек. Будущая женщина-йог изначально отнеслась скептически к индуистской философии, которая некогда ей так понравилась. Особой дикостью ей показалась вегетарианская еда.

Но после одного вечера, её мнение переменилось.

Философ Джид Кришнамуррти в кругу единомышленников исполнил священные гимны на санскрите. Евгения вспоминала:

Знакомство с Индией

Евгения Васильевна пользовалась большой популярностью у мужчин. Вскоре ей сделал предложение банкир Герман Больм. Но невеста ставит перед ним условие, что выйдет за него, только после посещения Индии. Больм был согласен на авантюру, ведь был уверен, что его возлюбленная в скором времени вернётся.

Впервые, Евгения Петерсон посетила Индию в 1927 году. Объехав всю страну, она смогла привыкнуть и понять их культуру.

Уже через пару месяцев она вернулась в Голландию, чтобы попрощаться с прошлым. Она отдала кольцо несостоявшемуся мужу, продала все свои драгоценности и навсегда, как думалось ей тогда, уехала обратно в свой новый духовный дом.

По возвращении в страну её мечты девушка отправилась на занятия по классическому индийскому танцу. Но уже через пару уроков её знаменитый преподаватель Инакшираме Рау сообщила, что занятия окончены, добавив: “вы итак это всё знаете”. Будущая девушка-йог с первого занятия поняла суть танца. После этих событий ей стало казаться, что она уже здесь была и переживала эти моменты.

Богиня небес

В Адьяре Евгении предлагают сняться в кинофильме “Арабский рыцарь”. Знаменитый кинорежиссёр Бхагвати Мишра увидел в утончённой леди главную героиню своей картины.

Он не ошибся, и уже в 1930 году после выхода картины в прокат эмигрантка становится актрисой индийского кино. Осталось дело за малым — имя. Мишра дал девушке на выбор список имён, она же, не долго думая, выбрала первое попавшееся имя тыкнув в него пальцем.

Индра Дев — в переводе с санскрита означает “Богиня небес”. И именно это имя было указано в титрах.

Первое замужество

На светском балу Индру познакомили с завидным холостяком Яном Стракати. Сорокалетний сотрудник чехословацкого консульства. В скором времени он делает предложение своей возлюбленной, и она даёт своё согласие. Самой главной привилегией этого брака Женя считает возможность общаться с народом разных каст. Но в скором времени светская дама поняла, что это не та жизнь, которую она искала.

Первое исцеление

В их доме гостил друг семьи, внезапно у него защемило в груди. Индра вспомнила, как индийские йоги показывали свои методы исцеления. Эти воспоминания дали возможность вылечить больного, но к сожалению сама целительница на долгое время слегла с сильной болью в сердце.

Несмотря на лечение, она не поправлялась. Диагноз: сердечная недостаточность. Муж не находил себе места, возил любимую в Европу к светилам медицины, но и они не смогли помочь. Евгении Васильевне становилось хуже. В таких мучения Индра Деви прожила четыре года.

Какое-то время ей казалось, что жизнь её подходит к концу.

Счастливый случай

Во время отпуска Ян отправился с женой в Прагу. На прогулке девушка упала без сознания, в чувства её привёл прохожий, который оказался студентом медиком. После разговора выяснилось, что он давно изучает йогу.

Индра поведала молодому человеку о своём неизлечимом недуге и с чего всё началось. Молодой человек объяснил, что если она пользовалась приёмами йогов, ей нужно обратиться именно к ним.

Молодая семья немедленно возвратилась домой.

Первые шаги к познанию

Девушка решила заняться йогой для исцеления и познания новой жизни, в качестве учителя она выбрала знаменитого Шри Кришнамачарье. Евгения понимала, что женщины не имеют права заниматься йогой в Индии.

Поборов себя, она всё решилась отправиться к гуру, но Шри был непреклонен. Давление на гуру оказал сам махарадж Майсуры, он был другом семьи.

Индра стала ученицей йогошалы, но суровый учитель йоги относился к ней также как к остальным ученикам.

Евгения Васильевна соприкоснулась с огромным количеством правил:

  • не питаться “мёртвым”;
  • отказаться от сахара, мучного, консервации, риса;
  • не употреблять овощи растущие в земле: картофель, свеклу, морковь;
  • запрещается после десяти часов вечера отходить ко сну;
  • принимать в пищу разрешалось только продукты растущие под лучами солнца;
  • подъём до восхода солнца.

По началу было очень трудно, но девушка была сильна духом, и знала чего она хочет. Эти качества помогли ей справиться с трудностями. Через короткий промежуток времени загадочная болезнь отступила. Обучение протекало быстро, вскоре гуру обучал Индру тайным учениям йогов, которые позволяли контролировать дыхание.

В 1938 году Индра Деви стала первой женщиной, которой присвоен статус йога. И получила право на преподавание.

Первая школа Индры Деви

Яну предложили работу в Шанхае. В 1940 году семья переезжает. В этом же году женщина открывает первую школу йогов. Большинство учеников знаменитые эмигранты из разных стран. Её стали называть матаджи — матушка, так в Индии называли женщин-учителей.

Во время одной из командировок скоропостижно умер Ян Стракати. Индра, в скором времени, распродаёт всё имущество в Шанхае. Перед ней стоит нелёгкий выбор – куда отправиться, как жить дальше. Единственным выходом из ситуации ей показалось, взять билет на первый пароход, который будет отходить от пристани. Так она оказалась в Калифорнии.

Голливуд

Знакомство с Элизабет Арден открывает невидимые горизонты. Индра создаёт студию йоги в Голливуде, и в каждом салоне Элизабет создаёт кружок йоги. Для того, чтобы популяризировать йогу Индра Деви делает акцент на знаменитостях, и это у неё выходит. Привлекая звёзд, она создала культ йоги и среди жителей. Со временем выходит в свет методика для “людей Запада”, которая соединила в себе:

  • дыхательную гимнастику;
  • диету;
  • медитацию;
  • физические упражнения йоги.

В последствие сформировалось много общин а Америке называющих себя «люди йоги».

Второе замужество

В 1953 году женщина-йог вновь выходит замуж. Избранник – врач Зигфрид Кнауэр. Муж помогает и поддерживает её во всех начинаниях и становится приемником.

Возвращение в Россию

В 1959 году в одном из выпусков журнала “Огонёк” она увидела статью о йоге. У российских гастролёров женщина пытается расспросить о йоге в СССР. Оказалось, йога в умах советского народа представляла собой религию.

Для Индры этот факт стал вызовом, и несмотря на отговоры своих родных, она отправилась на родину. Переубедить и объяснить элите советского союза понятие йоги оказалось сложной задачей.

Посредством знакомств и связей Евгения Васильевна всё же попала на приём к Алексею Косыгину и Андрею Громыку. В течение нескольких часов она повествовала им смысл йоги. В конечном итоге ей удалось развеять их предвзятое отношение к индийской культуре.

В 1960 году выходит газета с заголовком “Отважная женщина-йог, поставившая Кремль с ног на голову”. Этот выпуск выходит огромным тиражом и распространяется по всему миру.

Мексика–Аргентина–Москва

Перед смертью муж дарит жене ранчо в Мексике. Здесь она работает над Международным центром йоги. Через два года после его открытия Индру тянет в Аргентину, в страну где царит страсть.

Женщина-йог и дальше продолжала путешествовать по миру устраивая лекции, семинары и не только. Написала несколько книг, которые, в последствие, стали бестселлерами в нескольких странах и были переведены на 10 языков. Одна из них «Питание от Индры Деви».

В 1990 женщина приезжает в СССР, где живёт до своего столетия.

Всю свою жизнь Евгения Васильевна отдала йоге и воспитанию новых последователей.

Вертинский. Поэзия

Индра деви: «не как-нибудь, а не так, как все…» – вегетерианство

Некоторые нравящиеся произведения Александра Вертинского.

Девочка с капризами

Мы читаем Шницлера. Бредим мы маркизами. Осень мы проводим с мамой в Туапсе. Девочка с привычками, девочка с капризами,

Девочка не “как-нибудь”, а не так, как все.

Мы никем не поняты и разочарованы. Нас считают маленькой и теснят во всем. И хотя мы мамою не очень избалованы,

Все же мы умеем поставить на своем.

Из-за нас страдают здесь очень-очень многие. Летом в Евпатории был такой момент, Что Володя Кустиков принял грамм цикория.

Правда, он в гимназии, но почти студент.

Платьица короткие вызывают страстные Споры до истерики с бонной и мама. Эти бонны кроткие- сволочи ужасные.

Нет от них спасения. Хуже, чем чума!

Вечно неприятности. Не дают возможности, Заставляют волосы распускать, как хвост. Что это, от глупости иль от осторожности?

А кузен Сереженька все острит, прохвост!

Он и бонна рыжая целый день сопутствуют. Ходишь, как по ниточке,- воробей в плену!.. Девочка с капризами, я Вам так сочувствую.

Вашу жизнь тяжелую я один пойму!

Концерт Сарасате

Ваш любовник скрипач, он седой и горбатый. Он Вас дико ревнует, не любит и бьет. Но когда он играет «Концерт Сарасате»,

Ваше сердце, как птица, летит и поет.

Он альфонс по призванью. Он знает секреты И умеет из женщины сделать «зеро»… Но когда затоскуют его флажолеты,

Он божественный принц, он влюбленный Пьеро!

Он Вас скомкал, сломал, обокрал, обезличил. Femme de luxe он сумел превратить в femme de chambre. И давно уж не моден, давно неприличен

Ваш кротовый жакет с легким запахом амбр.

И в усталом лице, и в манере держаться Появилась у Вас и небрежность, и лень. Разве можно так горько, так зло насмехаться?

Разве можно топтать каблуками сирень?..

И когда Вы, страдая от ласк хамоватых, Тихо плачете где-то в углу, не дыша, — Он играет для Вас свой «Концерт Сарасате»,

От которого кровью зальется душа!

Безобразной, ненужной, больной и брюхатой, Ненавидя его, презирая себя, Вы прощаете все за «Концерт Сарасате», Исступленно, безумно и больно любя!..

1927

Пикколо-Бамбино
Стихи – Ю.Н.Зубовского

Вечерело. Пели вьюги. Хоронили Магдалину – Цирковую балерину. Провожали две подруги, две подруги – акробатки. Шел и клоун. Плакал клоун, закрывал лицо перчаткой. Он был другом Магдалины. Только другом – не мужчиной. Чистил ей трико бензином, И смеялась Магдалина: “Ну какой же ты мужчина! Ты, мужчина, пахнешь псиной.”

Бедный Пикколо-Бамбино…

На кладбище снег был чище, голубее городского… Вот зарыли Магдалину, Цирковую балерину.

И ушли от смерти снова. Вечерело. Город ник…

В темной сумеречной тени поднял клоун воротник. И, упавши на колени, вдруг завыл в тоске звериной. Он любил, он был мужчиной, Он не знал, что даже розы на морозе пахнут псиной! Бедный Пикколо-бамбино!

1933

Дансинг-гёрл

Это бред. Это сон. Это снится… Это прошлого сладкий дурман. Это Юности Белая Птица,

Улетевшая в серый туман…

Вы в гимназии. Церковь. Суббота. Хор так звонко, весенне поет… Вы уже влюблены, и кого-то

Ваше сердце взволнованно ждет.

И когда золотые лампады Кто-то гасит усталой рукой, От высокой церковной ограды

Он один провожает домой.

И весной и любовью волнуем, Ваши руки холодные жмет. О, как сладко отдать поцелуям

Свой застенчивый девичий рот!

А потом у разлапистой ели, Убежав с бокового крыльца, С ним качаться в саду на качели –

Без конца, без конца, без конца…

Это бред! Это сон! Это снится! Это юности сладкий обман! Это лучшая в книге страница,

Начинавшая жизни роман!

Дни бегут все быстрей и короче, И уже в кабаках пятый год С иностранцами целые ночи

Вы танцуете пьяный фокстрот.

Беспокойные жадные руки И насмешка презрительных губ, А оркестром раздавлены,- звуки

Выползают, как змеи, из труб.

В барабан свое сердце засунуть – Пусть его растерзает фокстрот! О, как бешено хочется плюнуть

В этот нагло смеющийся рот!

И под дикий напев людоедов, С деревянною маской лица, Вы качаетесь в ритме соседа

Без конца, без конца, без конца…

Это бред! Это сон! Это снится! Это чей-то жестокий обман! Это Вам подменили страницы И испортили нежный роман!

1937

Старомодный романс
(По стихам неизвестного автора)

Ты смотри никому не рассказывай, Как люблю я тебя, ангел мой, Как тебя, в твоем платьице газовом

По ночам провожаю домой.

Как, глядя в твои очи зеленые, Я весь мир забываю, любя, Как в осенние ночи бессонные

Я тоскую один без тебя!

Никогда мы уже не расстанемся, Нас никто не разлучит с тобой. Только в сердце навеки останется

Эта память о злобе людской.

Только людям молчи, что ты нежная, Что ты любишь меня одного, Что из нашего счастья безбрежного

Не отнимут они ничего.

Все пройдет, как проходит ненастие, Будут радости полны года, Мы с тобой сохраним наше счастие.

Знай, любовь побеждает всегда.

Будь спокойна, моя ясноглазая, Об одном только помни всегда: Никому про любовь не рассказывай, Никому, ничего, никогда!..

1940

Доченьки

У меня завелись ангелята, Завелись среди белого дня! Все, над чем я смеялся когда-то, Все теперь восхищает меня! Жил я шумно и весело — каюсь, Но жена все к рукам прибрала. Совершенно со мной не считаясь,

Мне двух дочек она родила.

Я был против. Начнутся пеленки… Для чего свою жизнь осложнять? Но залезли мне в сердце девчонки, Как котята в чужую кровать! И теперь, с новым смыслом и целью Я, как птица, гнездо свое вью И порою над их колыбелью

Сам себе удивленно пою:

«Доченьки, доченьки, доченьки мои! Где ж вы, мои ноченьки, где вы, соловьи?» Вырастут доченьки, доченьки мои…

Будут у них ноченьки, будут соловьи!

Много русского солнца и света Будет в жизни дочурок моих. И, что самое главное, это То, что Родина будет у них! Будет дом. Будет много игрушек, Мы на елку повесим звезду… Я каких-нибудь добрых старушек

Специально для них заведу!

Чтобы песни им русские пели, Чтобы сказки ночами плели, Чтобы тихо года шелестели, Чтобы детства забыть не могли! Правда, я постарею немного, Но душой буду юн как они! И просить буду доброго Бога,

Чтоб продлил мои грешные дни!

Вырастут доченьки, доченьки мои… Будут у них ноченьки, будут соловьи! А закроют доченьки оченьки мои — Мне споют на кладбище те же соловьи.

1945

Книги Автора Деви Индра

Индра деви: «не как-нибудь, а не так, как все…» – вегетерианство

Индра Деви (англ.  Indra Devi, настоящее имя — Евгения Васильевна Петерсон (латыш.  Eizenija Petersone); 12 мая 1899,  Рига,  Российская империя — 25 апреля 2002,  Буэнос-Айрес,  Аргентина) — одна из первых женщин-йогов, популяризатор йоги в разных странах мира.

Родилась в Риге в семье Василия Петерсона,  банковского служащего шведского происхождения, и русской дворянкиАлександры Лабунской, известной в дореволюционной России актрисы оперетты, которая несмотря на своё происхождение, блистала на сцене. Александр Вертинский, который был частым гостем у актрисы Лабунской, называл её маленькую дочь «Девочка не как-нибудь, а не так как все».

(стихотворение «Девочка с капризами»)[1] Во время 1 мировой войны семья из Риги переехала в Петербург. Там она окончила гимназию и, уже тогда мечтая стать актрисой, поступила в театральную студию Комиссаржевского. Бабушка, правда, была против такого решения, но Евгения не сдавалась, и вскоре ей уже стали давать главные роли. В 1915 году Евгения Лабунская-Петерсон переехала в Москву.

Именно тогда ей и попалась на глаза первая книга о йоге. В 1920 году Евгения вместе с матерью эмигрировала из Латвии в Германию, где начала театральную карьеру, войдя в труппу Дягилевского Русского театра, с которой побывала во многих европейских столицах.

Поворотным моментом в её жизни стало посещение лекций Джидду Кришнамурти в Голландии, пробудившее у неё интерес к индийской культуре и религии.

В 1927 году Евгения Петерсон посетила Индию, познакомившись с такими людьми, как Джавахарлал Неру,  Махатма Ганди и Рабиндранат Тагор. Окончательно переселившись туда, она сменила имя на Индра Деви и некоторое время снималась в болливудских фильмах.

Параллельно она училась йоге в Бомбее и Майсуре; её учителем стал Тирумалай Кришнамачарья, основатель йогашалы в Джаганмоханском дворце в Майсуре.

Переехав вместе с мужем-дипломатом в Китай, она открыла студию йоги в Шанхае в феврале 1939 года; энтузиастам йоги покровительствовала Сун Мэйлин, жена диктатора Чан Кайши. Там она прославилась и как исполнительница индийских храмовых танцев, которым обучалась в Бомбее.

После окончания Второй мировой войны Индра вернулась в Индию, продолжив совершенствоваться в искусстве йоги и вскоре приобрела известность как первый человек Запада, который обучает йоге в Индии.

В 1947 году, после смерти мужа, Индра Деви перебралась в Голливуд, где начала популяризировать йогу среди кинозвёзд. Среди её учеников — Рамон Новарро,  Дженнифер Джонс,  Грета Гарбо,  Глория Свенсон. Лекции и книги Индры Деви пользовались большой популярностью и немало способствовали распространению йоги в США.

Есть сведения о том, что в 1960 году по приглашению индийского посла она приезжала в СССР и встречалась с крупнейшими советскими государственными деятелями: Косыгиным,  Громыко,  Микояном. В западной прессе её называли «женщиной, которая познакомила с йогой Кремль»[2].

В 1961 году Индра Деви создала центр индуизма в мексиканском городе Текате, где занималась подготовкой учителей йоги.

В 1982 году она впервые посетила Аргентину, а в 1985 году решила остаться там, начав работу по распространению йоги, проводя лекции и семинары в различных городах Латинской Америки и Европы. В июне 1988 года она основала Фонд Индры Деви, который организует встречи инструкторов йоги и способствует распространению учения по всему миру.

В мае 1990 года Индра Деви снова приехала в СССР. Она посетила родную Ригу,  Москву и другие города, а ведущий популярной во эпоху перестройки передачи «До и после полуночи» Владимир Молчанов взял у неё интервью. Позднее Индра Деви побывала в России ещё дважды: в 1992 году по приглашению Олимпийского комитета России и в 1994 году по приглашению аргентинского посла в России.

В 1999 году она отметила свой столетний юбилей, на котором присутствовало 3000 человек.

Прожив последние 17 лет своей жизни в Аргентине, Индра Деви скончалась в Буэнос-Айресе на 103-м году жизни.

Она владела 12 языками, 5 из которых: русский, немецкий, английский, испанский и французский оставались в её активном пользовании до самых последних дней её жизни.

Индра Дэви

Индра деви: «не как-нибудь, а не так, как все…» – вегетерианство

Индра Дэви, «первая леди йоги», как называли ее в свое время, — уникальная, яркая личность, непохожая на всех остальных последователей индийской философии, вышедших из России.

Предельная ясность изложения ее трудов, возможность их практического применения и абсолютная искренность преданного служения людям — вот портрет этой удивительной женщины, распахнувшей перед западными людьми двери в йогу.

За свой долгий век Евгения Петерсон несколько раз кардинально меняла свою жизнь — от светской дамы до матаджи, то есть «матушки», духовной наставницы.

Она объездила полмира, и среди ее знакомых были и голливудские звезды, и индийские философы, и советские партийные деятели.

Она знала 12 языков и считала своей родиной три страны — Россию, где родилась, Индию, где родилась заново и где раскрылась ее душа, и Аргентину — «полюбовную» страну матаджи Индра Деви.

Евгения Петерсон, известная всему миру как Индра Деви, стала «первой леди йоги», человеком, который открыл йогические практики не только Европе и Америке, но и СССР.

Евгения Петерсон родилась в Риге в 1899 году. Ее отец — директор рижского банка, швед по происхождению, а мать — актриса оперетты, любимица публики и звезда светских салонов. Хорошим другом Петерсонов был великий шансонье Александр Вертинский, который уже тогда заметил «особенность» Евгении, посвятив ей стихотворение «Девочка с капризами»:

«Девочка с привычками, девочка с капризами,

Девочка не «как-нибудь», а не так, как все…»

Во время Первой Мировой войны семья Евгении переезжает из Риги в Петербург, где девушка с отличием заканчивает гимназию и, лелея мечты о сцене, поступает в театральную студию Комиссаржевского, который быстро приметил талантливую ученицу.

Начало XX-го века было временем перемен не только на политической арене, но и периодом глобальных перемен в человеческом сознании. Появляются спиритические салоны, в моде литература по эзотерике, молодые люди зачитываются трудами Блаватской.

Юная Евгения Петерсон не стала исключением.Как-то в руки ей попалась книжка «Четырнадцать уроков по философии йоги и научному оккультизму», которую она прочла на одном дыхании. Решение, которое родилось в голове восторженной девушки, было четким и ясным — она должна ехать в Индию. Однако война, революция и эмиграция в Германию надолго отодвинули ее планы.

В Германии Евгения блистает в труппе театра Дягилева, и однажды на гастролях в Таллинне в 1926 году она во время прогулки по городу видит небольшую книжную лавочку «Теософская литература». Там она узнает, что скоро в Голландии состоится съезд теософского общества Анны Безант, и одним из гостей будет Джидду Кришнамурти — известный индийский оратор и философ.

На съезд в голландском местечке Оман собралось более 4000 человек. Условия были спартанские — палаточный лагерь, вегетарианская диета. По началу Евгения воспринимала все это как забавное приключение, но вечер, когда Кришнамурти пел на санскрите священные гимны, стал поворотным моментом в ее жизни.

После недельного пребывания в лагере Петерсон вернулась в Германию с твердым решением изменить свою жизнь.

Она поставила условие своему жениху, банкиру Больму — подарком по случаю помолвки должна стать поездка в Индию.

Тот соглашается, думая, что это лишь минутная блажь молодой женщины, а Евгения уезжает туда на три месяца. Объехав Индию с юга на север, по возвращении в Германию она отказывает Больму и возвращает ему кольцо.

Оставив все и распродав внушительную коллекцию мехов и драгоценностей, она уезжает на свою новую духовную родину.

Там она общается с Махатмой Ганди, поэтом Рабиндранатом Тагором, а с Джавахарлалу Неру ее на долгие годы связала крепкая дружба, почти влюбленность.

Евгения хочет узнать Индию как можно лучше, посещает уроки храмовых танцев у самых известных танцовщиц, обучается йоге в Бомбее. Однако и актерское мастерство ей не удается забыть — известный режиссер Бхагвати Мишра приглашает ее на роль в фильме «Арабский рыцарь», специально для которого она выбирает псевдоним Индра Деви — «небесная богиня».

Она снимается еще в нескольких болливудских фильмах, а затем — неожиданно для самой себя — принимает предложение руки и сердца от чешского дипломата Яна Стракати. Так Евгения Петерсон в очередной раз кардинально меняет свою жизнь, став светской дамой.

Уже как жена дипломата она держит салон, который быстро становится популярным у верхушки колониального общества. Бесконечные рауты, приемы, суаре выматывают мадам Стракати, и она задумывается: о такой ли жизни в Индии мечтала юная выпускница гимназии Женя? Наступает период депрессии, из которого она видит один выход — йога.

Начав заниматься в Институте Йоги в Бомбее, Индра Деви знакомится там с махараджем Майсора, который знакомит ее с гуру Кришнамачарьей — основателем аштанга-йоги, одного из самых популярных направлений в наши дни.

Учениками гуру были только молодые мужчины из касты воинов, для которых он разработал строгий режим дня: отказ от «мертвых» продуктов, ранний подъем и отбой, усиленная практика, аскетичный образ жизни.

Женщину, а уж тем более иностранку, гуру долго не хотел допускать в свою школу, но упорная жена дипломата добилась своего — она стала его ученицей, но поблажек ей Кришнамачарья давать был не намерен.

Поначалу Индре было невыносимо тяжело, тем более что учитель относился к ней скептически и не оказывал никакой поддержки.

Но когда ее мужа переводят на дипломатическую работу в Шанхай, Индра Деви получает благословление от самого гуру на ведение самостоятельной практики.

В Шанхае она, уже в ранге «матаджи», открывает свою первую школу, заручившись поддержкой жены Чан Кайши — Сун Мэйлин, страстной почитательницей йоги.

После окончания Второй Мировой войны Индра Деви едет в Гималаи, где оттачивает свое мастерство и пишет свою первую книгу «Йога», которая будет опубликована в 1948 году.

После неожиданной смерти мужа матаджи в очередной раз меняет свою жизнь — распродает имущество и переезжает в Калифорнию. Там она находит благодатную почву для своей деятельности — открывает школу, которую посещают такие звезды «Золотой эпохи Голливуда» как Грета Гарбо, Юл Бриннер, Глория Свенсон. Особую поддержку Индре Деви оказывала Элизабет Арден, глава косметологической империи.

Метод Деви был максимально адаптирован для европейского тела, а его основе классическая йога мудреца Патанджали, жившего во II веке до н.э.

Также матаджи популяризировала йогу и среди простых людей, разработав комплекс асан, которые легко можно выполнить дома, чтобы снять напряжение после трудового дня.

Индра Дэви во второй раз выходит замуж в 1953 году — за известного врача и гуманиста Зигфрида Кнауэра, который на долгие годы становится ее правой рукой.

В 1960-х годах западная пресса много пишет об Индре Деви как об отважной йогине, открывшей йогу для закрытой коммунистической страны. Она посещает СССР, встречается с высокопоставленными партийными чиновниками. Однако первый визит на историческую родину приносит только разочарования — йога так и остается для СССР таинственной восточной религией, неприемлемой для страны со светлым будущим.

В 90-х годах, после смерти мужа, оставив в Мексике Международный Тренировочный центр для преподавателей йоги, она едет с лекциями и семинарами в Аргентину и влюбляется в Буэнос-Айрес.

Так матаджи обретает третью родину, «полюбовную страну», как она сама ее называет — Аргентину.

Далее следует турне по странам Латинской Америки, в каждой из которых уже весьма пожилая женщина ведет по два урока йоги и заряжает всех своим неиссякаемым оптимизмом и позитивной энергией.

В мае 1990 Индра Деви во второй раз посещает СССР, где йога наконец-то утратила нелегальный статус.

Этот визит был весьма продуктивным: ведущий популярной «перестроечной» передачи «До и после полуночи» Владимир Молчанов приглашает ее на эфир. Индра Деви удается побывать и на своей первой родине — она посещает Ригу.

Матаджи еще два раза приезжает с лекциями уже в Россию — в 1992 году по приглашению Олимпийского комитета и в 1994 при поддержке аргентинского посла в России.

До конца своей жизни Индра Деви сохранила ясный ум, прекрасную память и потрясающую работоспособность, ее Фонд способствовал распространению и популяризации практики йоги по всему миру. На ее столетнем юбилее присутствовало около 3000 человек, каждый из которых был благодарен матаджи за те изменения, которые принесла в его жизнь йога.

Однако в 2002 году здоровье пожилой женщины резко ухудшилось. Она умерла на 103 году жизни в Аргентине.

Текст подготовила Лилия Остапенко.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *