Медитация: индуизм vs буддизм – вегетерианство
Table of Contents
Миф о вегетарианстве в индуизме / Индуизм, буддизм, йога, тантра, шиваизм
Ресурс посвящён антикультовому движению внутри индуизма, исследованию уничтоженных допатриархальных религий и универсальным сравнительным психопрактикам.
О чарующей и загадочной Индии, ходит много легенд и слухов, одним из них является распространённый стереотип, что в Индии существует поголовное строгое вегетарианство.
При посещении Индии сразу бросается в глаза расхождение этого стереотипа с действительностью: активной рыбной ловлей, разводом и забоем кур. Реже, как правило в северных штатах, встречается развод и употребление в пищу крупного скота.
Если повезёт, можно увидеть отшельников-садху, вылавливающих человеческие трупы из ганга, и обгладывающих их кости. Так как же на самом деле обстоит дело с вегетарианством в Индии?
Мясоедение в ведийский период
Арии были скотоводческим и кочевым народом, ореал которых проходил и в холодных северных регионах. Наивно полагать, что разводимый ими скот не использовался как еда. Мясо использовалось не только как пища, но и играло важную роль в системе ритуального жертвоприношения. Свидетельств об употреблении мяса в ведах и примыкающим к ведам текстам упанишад и грихьясутр достаточно.
Ригведа I.161.10: «Один гонит вниз к воде хромую корову, один разделывает мясо, привезенное в корзине»
Ригведа I.162.12-13: «(Те,) кто осматривает коня, когда он готов, Кто говорит: Он пахнет хорошо. Снимай (его). И кто ожидает угощения мясом скакового коня, – Их воспевание пусть также нам благоприятствует! Та палочка, чтобы пробовать из котла при варке мяса, Те чаши для наливания жижи, Дымящиеся крышки горшков, Крюк, блюда – (все они) служат коню.»
Ригведа IV.33.4: «Когда в течение года Рибху охраняли корову, Когда в течение года Рибху резали мясо»
Ригведа V.43.7: «Словно раскладывая (жертвенную солому), словно варя на огне (мясо) с пленкой»
Ригведа X.86.14: «Ведь мне готовят сразу пятнадцать–двадцать быков, затем я ем также жир. Мне наполняют обе стороны живота. Индра – выше всего!»
Атхарваведа V.29.5-6: «Для тела мы добываем мясо, жизненный дух! В сыром, в хорошо сваренном, в созревшем… Да будет этот (человек) без болезни!»
Брихадараньяка-упанишада VI.4.18: «И если он желает: «Да родится у меня ученый, прославленный, посещающий собрания, говорящий приятные речи сын; да будет он изучать все веды и достигнет полного срока жизни», – то, сварив рис с мясом, пусть, они [с женой] едят его вместе с очищенным маслом. Поистине, тогда они смогут родить [такого сына] – с помощью мяса бычка или быка»
В примыкающим к ведам текстам под названием Калпа, по мнению учёных, составленых в период с V по II века до н. э, тоже есть свидетельства употребления мясной пищи.
Апастамба-грихьясутра I.3.9: «Поводы для забоя коровы: (приход) гостя, (жертвоприношение) предкам и свадьба».
Гобхила-грихьясутра IV.2.14–15: «На одном огне пусть он готовит рисовую кашу и мясо, перемешивая их по отдельности справа-налево двумя черпаками»
Ашвалаяна-грихьясутра I.16; Шанкхаяна-грихьясутра I.27: «Даже первой твердой пищей ребенка должно было быть мясо.
На церемонии аннапрашана отец кормил ребенка мясом птицы бхарадваджи, если желал для ребенка плавности речи, мясом птицы капинджалы и маслом – если хотел изобилия еды, рыбой – если хотел быстроты, мясом птицы крикаша, смешанным с медом, – если хотел долгой жизни, мясом ати и куропатки – если хотел священного блеска, маслом и рисом – если хотел великолепия, простоквашей и рисом – если хотел большого ума, и всем вместе – если хотел всего этого для ребенка».
Джайнизм и Буддизм: распространение доктрины ненасилия (ахимса) и вегетарианства
В период когда арийско-ведическое влияние в Индии стало ослабевать (период упанишад), на арену вышли ранее вытесняемые индийские культы.
Снова получила широкое признание йога, культ богини-матери, идея кармы, психопрактики.
В религиях восставших против авторитарности Вед, в джайнизме и буддизме, торжествует идея взаимообусловленного существования всех существ и общей кармической ответственности. Идеи вегетарианства в них становятся базовыми.
Сохранилось стихотворение, которое некоторыми считается единственным текстом, написанным самим Буддой: Для безногих тварей есть место в моем сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснется зло.
В то время как на юге полуострова Индостан процветал буддизм, на севере развивался джайнизм, учение Махавиры.
Джайны так строго придерживались закона о неприкосновенности любой жизни, что тщательно осматривали всю свою пищу, боясь случайно проглотить червя или насекомое,— не ради собственного здоровья, а ради безопасности этих существ.
И джайнистские, и буддийские монахи, прежде чем пить, процеживали воду, чтобы не проглотить какое-нибудь маленькое создание вместе с питьем.
Вообще джайны традиционно более строго, чем буддисты, придерживаются принципа ахимсы и непричинения зла живым существам; однако нужно знать, каким образом в буддийской традиции появились послабления на этот счет.
После физической смерти Будды его первые последователи решили, что в его учении важнее «намерения», а не «поступки». Практические исследования этого решения зашли очень далеко. Согласно этой трактовке, убежденный буддист может, к примеру, поесть мяса, если убил животное кто-то другой.
Тем не менее, сам Будда недвусмысленно осуждал мясоедение,— его первые биографы утверждают, что он считал желание есть мясо «прихотью невежд».
Идеи вегетарианства стали популярны при императоре Ашоке (III век до н.э.), убеждённом вегетарианце, подчинившем большую часть Индии империи Маурьев, и в качестве основной религии государства принявший буддизм.
В этот период сокращается жертвоприношение животных и людей.
Буддизм и джайнизм не являются основными религиями Индии сегодня, но влияние их идеи непричинения вреда живым существам (ахимсы) распространено в Индии повсеместно.
Роси Филип Капло, один из первых западных мастеров дзен-буддизма, высказывается в книге “Буддизм и вегетарианство” так:
В буддизме первая заповедь, гласящая “не убий”, или “не причиняй вреда ничему живому” (фу-сессё на японском, ахимса на санскрите), имеет скорее религиозное, нежели моральное или метафизическое происхождение. Я имею в виду, что положение это заложено в присущей всем нам Природе Будды — матрице всего сущего, — из которой и возникает наше чувство сострадания, морали, добра и справедливости.
Иными словами, эта заповедь зиждется на принципе взаимного тяготения и праведности, свойственных всему живому. То же самое можно сказать и о других основных заповедях, каждую из которых можно трактовать как продолжение первой или раскрытие её отдельных, специфических аспектов. Именно в Природе Будды все формы сущего, как одушевлённые, так и неодушевлённые, — едины и гармоничны.
Все живые организмы стараются поддерживать это единство посредством собственной кармы. Отнимать жизнь по своему усмотрению — значит грубо вторгаться и разрушать эту внутренне-присущую целостность, заглушая чувства уважения и сострадания, исходящие из Ума Будды, который пребывает в каждом из нас.
Первая заповедь, запрещающая убийство, — это по сути зов жизни и творения, по форме же — порицание смерти и разрушения.
Ритуальноеподношение и употребление мяса: Панчамакара и Ганапуджа
При рассмотрении мяса в контексте сложных индуистских верований, трудно обойти вниманием такой тантрический ритуал как Панчамакара (санскр. पञ्चमकर, pañca-makara IAST — «Пять букв М»). Второе, менее известное и реже употребляемое, название — Панчататтва (санскр. पञ्चतत्त्व, pañca-tattva IAST — Пять принципов).
Основная форма заключается в последовательном предложении Божеству небольшого количества вина, мяса, рыбы, жареных зёрен (которые после окончания предложения съедаются) и ритуального соития. Обычно в качестве божества выступает партнёрша, которой выполняющий ритуал мужчина предлагает четыре первых элемента; пятым элементом — соитием — ритуал завершается.
Подобное использование в тантре не обязательное, чаще всего это используется адептами т.н. «пути левой руки». Противопоставленный ему правый путь, включает в себя символическую замену животных продуктов.
Например в культе тантрического божества Джаганнатха (санскр. जगन्नाथ, Jagannātha IAST) вместо рыбы используются зелёные овощи с добавлением асафетиды, вместо мяса – имбирь. Заменой вину служит сок зелёного кокосового ореха, который предлагают Господу в металлических горшочках.
И наконец, половой акт (Майтхуна) здесь замещается танцем храмовых танцовщиц (Дэвадаси). Тантрический почерк в ритуалах поклонения также можно наблюдать в Храме Вималы, когда на Маха Аштами здесь в жертву приносят животное. Это действо ещё известно под названием «Вамачар Паддхати».
В буддизме есть похожая парктика – ганапуджа, в процессе которой практик вкушает мясо и алкоголь. Одно из назначений практики, преодоление собственных запретов.
Ритуальный канибализм в психопрактиках
Некоторые живые традиции индуизма самыми яркими представителями которых является Капалика (санск.: носящие череп) и Агхора (санск.:бесстрашные), используют в своих практиках употребление человеческого мяса. Основным мотивом для таких практик является преодоление брезгливости, отвращения, выход за перделы двойственного восприятия хорошее-плохое, чистое-нечистое, красивое-безобразное.
Буддизм и вегетарианство
Все буддисты – вегетарианцы, верно? Ну, нет. Некоторые буддисты – вегетарианцы, но некоторые – нет. Отношение к вегетарианству отличается от одного направления буддизма к другому, а также – от личности к личности. Если вам интересно, обязуемся ли мы быть вегетарианцами, чтобы стать буддистами, ответ: может быть, да, но, может быть, и нет.
Вряд ли ее исторический Будда был вегетарианцем. В ранних записях своего учения “Трипитака” Будда не запрещал категорически своим ученикам есть мясо. В самом деле, если мясо клалось в качестве милостыни в его миску, монах должен был съесть его, приняв с благодарностью, как и другие продукты.
Исключения
Впрочем, исключением из этого правила был отказ – в случае, если монахи знали или подозревали, что животное было убито специально, чтобы накормить их. С другой стороны, даже в этом случае, остатки мяса забитого животного можно было употреблять в пищу семье мирянина.
Заметим, что Будда перечислял определенные виды мяса, запрещенные к поеданию. Они включали мясо коня, слона, собаки, змеи, тигра, леопарда и медведя. Но постольку, поскольку какое-то мясо было специально запрещено, мы можем заключить, что есть другие виды мяса было допустимо.
Вегетарианство и первая заповедь
Первая заповедь буддизма – не убивай. Будда завещал своим последователям не убивать, не участвовать в убийстве и не быть причиной гибели живого существа. Но, кто ест мясо, говорят некоторые, тот принимает участие как бы в убийстве по доверенности.
В ответ, он утверждал, что если животное уже было мертво и человек не убивал его специально, чтобы прокормить себя, то это не совсем то же самое, что убийство животного для себя. Это могло бы быть подтверждением того, что Будда ел мясо.
Заметим, что и исторический Будда, и монахи и монахини, которые следовали за ним, были бездомными скитальцами, живущими на подаяние.
Буддисты не сразу после Будды начали строить монастыри и организовали какие-либо постоянные сообщества.
Но трудно спорить с тем, что, хотя мясо, поставляемое в монашескую общину, было пожертвовано или даже куплено монахами, оно являлось частью животного, которое не было специально убито по разрешению или указанию этого сообщества.
Однако многие секты буддизма, махаяны в частности, все же настаивают на вегетарианстве. А некоторые махаяна-сутры, такие как ланкаватара, строго проповедуют вегетарианское учение.
Буддизм и вегетарианство сегодня
И в наши дни отношение к вегетарианству отличается от секты к секте и даже внутри сект.
В целом, последователи тхеравады полагаают, что буддисты не должны сами убивать животных, но быть ли вегетарианцем – это личный выбор каждого человека.
В школах ваджраяны, которое включает в себя тибетский и японский буддизм, поощряется вегетарианство, но оно не считается абсолютно необходимым для буддийской практики.
В школах махаяны чаще встречаются вегетарианцы, но даже в и здесь существуют разнообразные практики. К примеру, некоторые буддисты не могут купить для себя мясо или выбрать на базаре живого омара и съесть его в отварном виде, но они же могут отобедать мясным блюдом, предложенным им в доме друга.
Срединный путь
Буддизм препятствует фанатичному перфекционизму. Будда учил своих последователей нахождению среднего пути между крайними точками различного опыта и разных мнений. По этой же причине, буддисты, как правило, не являются фанатичными приверженцами вегетарианства.
В буддийской практике проявляется доброжелательность ко всем существам – без эгоистических привязанностей. Буддисты, в общем, воздерживаются от мясной пищи из милости к живым животным, но при некоторых обстоятельствах, даже из сострадания к близким, им допускается нарушать правила.
К примеру, вы посетили вашу пожилую бабушку, которую не видели долгое время. Вы пришли к ней домой и обнаружили, что она готовит вами с детства любимое блюдо – фаршированные свиные отбивные.
Сама она стара, ест совсем мало, и себе она не стала бы готовить отбивные. Но желанием ее сердца было угостить вас чем-то особенным, любимым.
Так вот, если вы сомневаетесь хоть секунду, съесть ли эти свиные отбивные, вы не буддист.
Бизнес страдания
Когда я была девушкой, выросшей в сельской местности штата Миссури, домашний скот пасся на открытых лугах, и куры бродили за пределами птичника. Это было много лет назад. Вы все еще можете увидеть свободное содержание скота в мелких хозяйствах. Но большие “фабрики-фермы” могут быть жестоким местом для животных.
Свиноматки живут здесь большую часть жизни в клетках, которые настолько малы, что они не могут там повернуться. Несушки, содержащиеся в “батареях клеток”, не могут расправить крылья. Эта практика делает подход к мясоедению более подверженным критике.
Как буддисты, мы должны рассмотреть вопрос, было ли привнесено страдание в пищевые продукты, и вещи, которые мы покупаем. Это включает в себя и человеческие страдания от жестокой эксплуатации рабочей силы, и страдания животных.
Жить, помня об этом
Дело в том, что жить невозможно без того, чтобы не убить. Этого нельзя избежать. Даже выращивание фруктов и овощи требует уничтожения насекомых, грызунов и других животных. Электричество и тепло в наших домах может исходить от объектов, которые наносят вред окружающей среде.
Даже автомобили, на которых мы едем, приносят вред природе. Мы все запутались в паутине убийства и разрушения. И пока мы живем, мы не можем быть полностью свободными от этого.
Наша роль, как буддистов, заключается в том, чтобы не бездумно следовать правилам, написанным в книгах, но – чтобы помнить зло, которое мы приносим, и делать его так мало, как только возможно.
Вегетарианство в Индуизме
К вегетарианству индуизм более чем склонен – многие направления индуизма прямо предписывают такой образ питания. Индуисты составляют подавляющее большинство населения Индии (700 млн. жителей) – почти все они вегетарианцы.
Азию поистине можно назвать континентом рекордов: она обладает самой большой площадью суши, самыми высокими горами, самым большим народонаселением и т. п.
Именно она провозгласила вегетарианство неотъемлемой частью жизни верующего – и именно она остаётся сегодня лидером в этом аспекте: 80 % населения Индии – приверженцы ведической традиции, и подавляющее большинство из них – вегетарианцы.
В рамках индуизма главным направлением, согласно самим Ведам, считается бхагавата-дхарма (вайшнавизм), поклонение Всевышнему Господу Вишну (Шри Кришне), и о вегетарианстве вайшнавов стоит говорить отдельно.
Бхагавата-дхарма (вайшнавизм)
Ведические писания Индии, появившиеся задолго до буддистского периода, утверждают, что принцип ахимсы является этической основой вегетарианства. «Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, – говорится в „Ману-самхите“, древнем своде законов для человечества, – поэтому пусть каждый воздерживается от употребления мяса». В другом разделе «Ману-самхиты» (5.
49) даётся совет: «Помня о том, каким отвратительным способом добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе обречённые живые существа, человек должен раз и навсегда отказаться от употребления в пищу мяса». «Ману-смрити» также гласит (6.60): «Тот же, кто не лишает жизни ни одного из существ, сам заслуживает спасения». «Ригведа» (10.87.
16) предписывала царю остановить или – если это не удаётся – жестоко наказать человека, который «вкушает мясо лошади или иного животного». В «Аюрведе» (12.32) говорится: «Не смей использовать дарованное тебе Богом тело для убийства тварей Его – будь то люди, животные или кто-нибудь другой».
В «Падма-Пуране» сказано: «Человек, услышь суть праведности и следуй ей: не делай другим того, чего ты не хочешь, чтобы сделали тебе».
В «Махабхарате» (эпической поэме, которая считается самой большой поэмой в мире) есть множество предписаний, запрещающих убивать животных.
Вот некоторые из них: «Тот, кто наращивает своё мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он ни родился»; «Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных»; «Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твёрдую память и хорошее здоровье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи».
Веды осуждают не только мясоедов. Не меньшая вина лежит на тех, кто соучаствует в убийстве живого существа, санкционирует его, разделывает (обрабатывает) мёртвую плоть, покупает, продаёт мясо и даже подаёт на стол. Только тот, кто не участвует ни в одном из этих деяний, может считаться человеком, следующим принципам ахимсы.
Всякая жизнь достойна почитания, так говорят Веды. Согласно ведическим текстам, существует 8 миллионов 400 тысяч видов жизни, хотя, безусловно, часть из них относится к более высокоразвитым, нежели все остальные. Однако жестокое обращение с любыми видами противоречит принципу ахимсы.
Интересно, что задолго до того, как св.
Франциск был признан европейцами покровителем животных, мудрецы Индии признавали наличие души абсолютно у всех живых существ! Веды утверждают, что вечная душа переходит из тела в тело, от существа к существу, пока, наконец, не воплотится в форму человека, обладающего способностью познать Абсолютную Истину. Тем самым завершается цепь рождений и смертей. Душа получает шанс вернуться в царство Господа.
В «Бхагавад-гите», главном ведическом священном писании, говорится, что душа является источником сознания и животворящей силой в теле каждого живого существа.
Согласно Ведам, живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднимается по эволюционной лестнице, пока в конце концов не получает человеческое тело. Только та душа, которая обрела тело человека, может обратить своё сознание к Богу и перенестись в момент смерти в духовный мир.
Чтобы достичь этого, человек должен подчиняться всем основным законам вселенной. Иначе говоря, убийство животного замедляет эволюцию сознания, а убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греха.
Господь Шри Кришна говорит в «Бхагавад-гите» (9.26): «Предложи Мне листок, цветок, плод или воду с любовью и преданностью, и Я приму их». В противном случае, если человек ест невегетарианскую пищу или не предлагает пищу вначале Господу, он навлекает на себя дурные кармические последствия.
В другом месте «Бхагавад-гиты» утверждается, что пища в благости, которая рекомендована для человека, – это вегетарианская пища, а пища в невежестве – животная, убойная (амедхьям – «неприкасаемая»).
Овощи, злаки, бобовые, фрукты и молоко вместе с молочными продуктами – вот пища, которую должны принимать люди, поскольку так предписано Самим Всевышним.
Летописец Бардесан (2–3 вв. н.э.), происходивший из вавилонских земель, так описывает пищу, которую употребляли брахманы в Индии ещё с древнейших времён: «Употребление в пищу чего-либо другого (кроме вегетарианских продуктов), равно как и прикосновение к животной пище, рассматривается ими как верх нечистоты и бесчестия… Пища их состоит из риса, пшеничного хлеба, плодов и зелени».
Благодаря высокому духовно-нравственному развитию общества древняя Индия была страной, в которой запрещалось потребление мяса и жестокое обращение с животными.
Согласно религиозным воззрениям индусов, последователей бхагавата-дхармы, все животные, пернатые и рыбы считаются младшими братьями людей, поскольку их отец – тот же Всевышний Господь (индийские Веды утверждают монотеизм). Поэтому и существует предписание гуманного обращения с животными. Всё живое на земле является одной семьёй.
Этот принцип ахимсы (ненасилия) проповедовали все святые и мудрецы Индии. Ахимса – это и неубийство, и позитивная любовь. Другими словами, это такое отношение к миру, которое необходимо для совершенствования души.
В ведических писаниях принцип гуманного отношения к животным определяется словами сарва-бхута-хита (доброта ко всем существам), в противоположность более ограниченной морали – лока-хита (доброта только к человеку). Первый принцип естественным образом включает в себя и второй, ничуть не умаляя его.
В Ведах напрямую говорится, что те люди, которые совершают насилие над безвинными животными, будут караться после смерти. Животные, убитые людьми, будут съедать их в последующем рождении. Слово мамса в санскрите означает «мясо». Мамса буквально переводится «меня (мам) также (са)», и оно было частью такого утверждения: мам сах кхадатити мамсах.
Эти слова предписывалось произносить во время заклания животного – если кто-то не мог прожить без мяса, ему следовало самому убить животное, но произнося такие слова. В этом слове, мамса, и отражена вся суть мясоедения – «сначала я тебя, а потом ты меня». Идея кармы поддерживает убеждение в необходимости гуманного отношения к животным.
А поедающий мясо – даже если он не убивает животное сам – также становится соучастником преступления и должен будет понести соответствующее тяжёлое наказание вместе с убийцей, мясником или продавцом мяса. Святые и мудрецы Индии много сделали для защиты животных и осознания их прав.
Они, по сути, опередили нравственное сознание европейцев и народов других континентов. Те идеи, которые пытаются донести до сознания западного человека ведущие гуманисты нашей эпохи, уже несколько тысячелетий назад были достоянием народа в Индии.
Бхактиведанта Свами Прабхупада, приехав из Индии в западные страны, порой говорил: «Вначале прекратите убивать (есть мясо), только после этого возможны обсуждения глубоких вопросов религиозной философии». Современная западная цивилизация и официальная христианская религия не признают, что у животных есть душа, но животным от этого не легче – их беспощадно убивают на скотобойнях тысячами и миллионами, чтобы человеку, «центру мироздания», было «сытно и радостно». Разве в момент смерти в глазах этих животных нет выражения горя, страха, боли? Откуда появились у них эти чувства, если они «бездушны»? Бездушными можно назвать только их убийц и тех, кто санкционирует такую бойню.
Религия Гаудия-вайшнавов не поощряет даже религиозные жертвоприношения животных.
В своих наставлениях царю Прачинабархи, которого приводили в восхищение пышные жертвоприношения, мудрец Нарада Риши раскрывал кармические последствия мясоедения: «О правитель, посмотри на небеса – и ты увидишь там животных, принесённых тобою в жертву – без жалости и сострадания убиенных.
Смотри – все эти животные ждут твоей смерти, чтобы отплатить тебе за страдания, причинённые им. Как только дни твои будут сочтены, они с гневом набросятся на тебя, пронзят твоё тело железными рогами и примутся за твоё мясо» («Шримад Бхагаватам», 4.25.7–8).
Разумеется, все эти впечатляющие цитаты из священных писаний мы приводим здесь не для того, чтобы повергнуть читателя в ужас. Страх – оружие сильное, но, так сказать, «из-под палки» вегетарианцем не станешь. Личное дело каждого – решить, продолжать есть мясо дальше или всё же остановиться.
Истинные приверженцы ведического знания никогда не изменяли своей преданности вегетарианству. Это объясняется в значительной мере тем, что идея вселенского милосердия занимает центральное место в ведической литературе, с точки зрения этической ценности.
Веды учат, что человек должен уметь видеть во всех живых организмах единый жизненный источник, независимо от того, во что «облачена» душа. Тот, кто не способен узреть в братьях меньших источник жизни, не способен понять, что есть сущность жизненного начала – от такого человека трудно ждать гуманности.
Одним из высших этических идеалов Веды провозгласили стремление делать добро всем живым существам. Идеал этот по-прежнему является одной из главных заповедей ведической религии.
Санскритские рукописи утверждают, что в некоторых случаях души, облачённые в тела животных, достигали освобождения от перерождений. Это лишний раз доказывает, какой высокой степени достигало равноправие людей и животных с точки зрения Вед.
Ни одна другая мировая религия не оставляет права душам животных достичь Царства Божьего! Согласно ведическим писаниям, душа животного достигает освобождения, когда удостаивается дружеского расположения великого святого либо Господа. Такие события случаются нечасто, поэтому приобретают особую значимость.
Самый недавний пример – из жизни Шри Чайтаньи Махапрабху, воплощения Самого Господа Кришны. Во время паломничества в Южную Индию Шри Чайтанья шёл через лес Джхарикханда.
«Шри Чайтанья-чаритамрита», бенгальский текст, датируемый XVI веком, рассказывает, что в этот момент Чайтанья исполнился любви к Богу и стал танцевать, вдохновенно воспевая Харе Кришна маха-мантру. И тогда слоны, тигры, олени и птицы подхватили это пение и принялись танцевать вместе с Ним.
Столь велика была любовь Шри Чайтаньи к Господу, что подвигла бессловесных тварей воспевать славу Всевышнему – каждого на своём языке. Далее сообщается, что все эти животные впоследствии были спасены, то есть избавлены от необходимости воплощаться в новых телах в материальном мире, и достигли Царства Бога.
В «Чайтанья-чаритамрите» имеется ещё одно весьма любопытное повествование о Шри Чайтанье и собаке, приручённой Им. В рукописи рассказывается, как паломники, пришедшие поклониться Чайтанье Махапрабху, увидели собаку, лежащую у Его ног. Великий учитель кормил животное мякотью кокосового ореха.
«Восславь имя Кришны! – сказал Чайтанья собаке, и она отчётливо пролаяла: „Кришна! Кришна!“» Рукопись повествует, что душа животного удостоилась великого блага – освободилась из этого мира и пришла в духовный мир.
Нелишне отметить, что «Шри Чайтанья-чаритамрита» признана вайшнавами частью ведического канона.
Таким образом, ведическая религия в целом и религия вайшнавов, как её основное направление, проповедует вегетарианство и духовное равенство всех живых существ.
Как можно поднять руку на львов и слонов, танцующих в духовном блаженстве, или на собаку, ставшую способной произнести имя Бога и войти в Его Царство?! Только исповедуя религиозное вегетарианство можно утверждать, что ты считаешь всех Божиих тварей равноправными.
Для строгих последователей Вед принятие в пищу любого мяса является грехом, но самым тяжким грехом считается поедание мяса коров и быков. В ведической духовной традиции корове отведено особое место. Корова считается священным животным, особо любимым Шри Кришной.
Вайшнавская религия есть первоначало ведической религии, а потому воспевание особой благосклонности Кришны к коровам встречается в священных текстах повсеместно.
Священное писание повествует о том, что первая корова, Мать Сурабхи, была создана посредством пахтания космического океана, и с той самой поры считается, что пять продуктов, даваемых коровой – молоко, творог, топлёное масло (гхи), моча и навоз – обладают очищающей силой.
Люди должны чтить корову как одну из семи матерей (семь матерей человека – это мать, дарующая рождение, его кормилица, жена его гуру (если гуру женат), жена брахмана, царица, земля и, наконец, корова). Ведь она вскармливает человека молоком точно так же, как и его собственная мать.
Корова играет важнейшую роль в осуществлении ведического идеала жизни, приближенной к Богу, построенной по принципу «простой жизни и возвышенного мышления», предлагаемого Ведами. До недавнего времени индийцы жили за счёт небольших земельных наделов и коров, способных обеспечить их всем необходимым. Навоз – недорогое и безвредное удобрение.
Заключённый в подземные резервуары, он вдобавок способен выделять метан, используемый для отопления. В Европе немногие знают, что чистый не коснувшийся земли навоз обладает дезинфицирующими свойствами на тонком и грубом плане бытия.
По этим причинам корова удостоена в ведическом словаре целых девяти имён, три из которых – агхнья (та, что не должна быть убита), ахи (то же значение) и адити (не могущая быть зарезанной) – содержат в себе строгий запрет отправлять это животное на бойню. Обобщая оттенки всех этих синонимов, великий индийский эпос «Махабхарата» заключает: «Имя всех коров – агхнья, и оно говорит о том, что недопустимо убивать это животное. Кто же посмеет совершить это? Только тот, кто готов сотворить самое отвратительное из злодеяний».
Невозможно себе представить, на какие страдания обрекает себя человек, поедающий корову, кормилицу человечества. Причём Веды утверждают это не только для тех, кто родился в Индии, но вообще для всех людей Земли, homo sapiens.
Хотя корова занимает столь особое место в традиционной культуре Индии, удивительно, что на Западе к ней не проявляют никакого сострадания или внимания (помимо так называемой «заботы» ради своих корыстных интересов по отношению к ней – получению её молока и плоти).
Даже большие «любители животных» могут спокойно поедать мясо коровы, говядину. Но Праматерь-корова (го-мата) даёт человеку незаменимые продукты, необходимые для жизни, – молоко, сыр, творог, масло и даже навоз.
Шри Кришну также называют «Говинда» и «Гопал» (Тот, кто делает коров счастливыми; Защитник и Хранитель коров).
Из книги «Духовный свет Истины»
Индуизм
Индуизмчасто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.
Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.
Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков.
Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей.
Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.
Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках “Индуизма” ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы…Приблизительно в 1500 до н.э.
, когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем “синкритизации” и “брахманизации”, и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет.
А теперь и в каждой части мира.
Индуизм – это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге – их много, все равной важности – или на словах одного или многих пророков.
Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств.
Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.
Основными школами в индуизме являются , , смартизм и шактизм.
Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.
Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе.
Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет.
Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.
Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.
Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути – это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были “услышаны” мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.
К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников.
К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга – руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.
В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.
Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, “душа мира”).
Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.
Видео:
Мантра (музыка):
Книги:
Цитаты:
))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.
«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.
«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий – ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.
Вопрос к зашедшим йогину(е):
Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?
Вегетарианство и буддизм
Вегетарианство и буддизм.
Современный буддизм — система воззрений и обрядов, выработанных последователями Сиддхартхи Гаутамы (563—483 до н. э.), более известного как Будда. Титул «Будда» происходит от санскритского корня budh, что значит «знать», «осознавать» или «пробуждаться». Поэтому «Будда» означает «просветленный».
Будда достиг высочайшей степени просветления, а его милосердие простиралось на все живые существа. Он известен своей проповедью, направленной против убийства животных и провозгласил ахимсу (неприченение вреда живому) и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования.
Сохранилось одно древнее стихотворение, написанное самим Буддой: «Для безногих тварей есть место в моем сердце. И для тех есть место, у кого две ноги, и для тех, у кого множество ног. Пусть никогда ни одно живое существо, каково бы оно ни было, не узнает горя. Пусть никогда его не коснется зло».
Махапаринирвана Сутра: «Тот, кто ради своего блага терзает или убивает живые существа, которые также ищут блага, не обретет блага после смерти. Когда человек возымеет жалость ко всякой живой твари, тогда он будет называться святым. Тот, кто ест мясо, губит семя великого сострадания».
В “Дхаммападе”, предвидя возможные отступления от его учения, Господь Будда говорит: “Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что (…) я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого”. Другой афоризм “Дхаммапады” предупреждает о пе¬чальных последствиях употребления в пищу мяса: “Тот, кто в надежде об¬рести счастье мучит или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни”.
«Махаяна», наиболее влиятельное и широко распространенное учение современного буддизма, включает в себя множество текстов, проповедующих вегетарианство как идеал. Считается, что некоторые произведения из «Махаяны» содержат подлинные высказывания Будды, например:
В «Ланкаватаре» говорится: «Во имя любви к чистоте боддхисатва («человек, достигший просветления») должен воздерживаться от поедания плоти, рожденной из крови и семени… Дабы не внушать ужас живым существам, пусть боддхисатва, который стремится развить в себе сострадание, воздерживается от мясной пищи.
…Может случиться, что в будущем некоторые люди из-за пристрастия к мясу попытаются придумать сложные оправдания, чтобы добиться разрешения есть его… Но… поедание мяса в любом виде, при любых обстоятельствах, в любом месте недопустимо и должно быть навсегда запрещено… Я никому не дозволял есть мясо, не дозволяю и никогда не дозволю».
Кроме того, в «Сурангама Сутре» сказано: «Мы учимся дхьяне (медитации) и пытаемся достичь самадхи, чтобы уйти от страданий земной жизни.
Но если мы сами стараемся избавиться от боли, почему же мы причиняем ее другим? Пока мы не научимся владеть собой настолько, что даже самая мысль о жестокости и убийстве станет нам ненавистна, мы не сможем сбросить оковы земной жизни… Как может ищущий, который надеется стать избавителем остальных, жить за счет плоти существ, наделенных чувствами?»
Вегетарианство и буддизм.
Буддистское отношение к животным нагляднее всего проявляется в притчах Джатака, где рассказывается о прежних воплощениях Будды,— не только в человеческих телах, но и в телах животных.
Традиционно эти притчи приписываются самому Будде; смысл в том, что не только Будда, но и каждый человек в одном из своих воплощений был животным.
Следовательно, у каждого существа есть возможность достигнуть просветления в одном из будущих рождений, поэтому убийство животного — такое же преступление, как убийство человека.
БУДДА В ВЕДИЧЕСКИХ ПИСАНИЯХ
Огромное значение имеет тот факт, что за 2500 лет до рождения Будды его жизнь и служение были предсказаны в «Бхагавата Пуране», или «Шримад-Бхагаватам». Авторство этого текста принадлежит Вьясадеве, составителю Вед и автору их классического толкования, «Веданта Сутры».
«Шримад-Бхагаватам» содержит свод всех ведических знаний и предсказывает появление всех воплощений Бога; «Бхагаватам» перечисляет все Его воплощения — прошлые, настоящие и будущие, вместе с их ярчайшими характерными чертами и целью их появления в этом мире.
Относительно Будды этот текст, которому уже пять тысяч лет, гласит:
«В начале Кали-юги воплощение Господа явится в области Гайя под именем Господа Будды, сына Анджаны, чтобы поразить демонов, которые враждебно относятся к последователям религии» (Бхаг., 1.3.
24).
Следовательно, тексты подтверждают, что Будда по справедливости считается воплощением (аватарой) Верховного Господа. Далее особенно значимо слово бхавишъяти, «появится», поскольку оно указывает, что данное событие произойдет в будущем. Будда действительно явился в мир как сын Анджаны приблизительно две с половиной тысячи лет спустя.
Миссия Будды излагается в творчестве Джаядевы Госвами, признанного духовного учителя и поэта конца XII века. В известном религиозном гимне «Гита Говинда», воспевая десять известнейших воплощений Бога, Джаядева писал:
«О, мой Господь! О, Воплощенная Божественность! Слава Тебе! Ты милостиво явился в облике Господа Будды, чтобы осудить жертвоприношения, предписанные в Ведах».
Ко времени пришествия Будды ведические обряды были переосмыслены и искажены. Народы Индии забыли о главной цели Вед, о преданности Верховному Господу, и под предлогом ведических жертвоприношений устраивали массовые убийства животных.
Тайное значение таких жертв передавалось из поколения в поколение в особых династиях посвященных, и только тот, кто обучался у одного из законных представителей такой ученической преемственности, мог достичь полного и совершенного понимания Вед.
В эпоху, когда родился Будда, обладатели истинного знания почти исчезли, и бездумное убийство животных и поедание их плоти стало религиозным обрядом невежественных приверженцев ведических учений. Заповеди Будды положили конец массовому истреблению живых существ, и подлинный индийский буддизм до сих пор знаменит своей установкой на мирный образ жизни и уважение ко всему сущему.
4 причины, приводящие людей к вегетарианству
Дата публикации 29 июня 2018. Опубликовано в Вегетарианство
Сколько вегетарианцев, столько и поводов для вегетарианства, но все же мы выделим несколько основных причин, по которым люди становятся вегетарианцами.
Прежде всего стоит упомянуть о вегетарианстве религиозном
Конечно же, религиозный отказ от мяса связан прежде всего с индийскими религиями – буддизмом и индуизмом.
В буддизме, как мы выяснили в упомянутой статье, не все верующие – вегетарианцы, и сама религия налагает запрет не на употребление мяса в пищу (хотя есть разные точки зрения на это – обратитесь к Википедии за подробностями), а на убийство животных с этой целью. Связано это с принципами ненасилия и с осмыслением того факта, что в результате реинкарнации душа человека может оказаться в теле животного.
Индуизм тоже придерживается определенных ограничений в отношении животной пищи. Запрет на нее связан, опять-таки, с идеей ненасилия, и, что столь же важно с точки зрения традиционного индуизма, с принципамивегетарианство индуизм ритуальной чистоты.
Мясо с этой точки зрения считается пищей нечистой, поэтому последователям религии употреблять его в пищу не пристало. Особо стоит отметить тот факт, что корова в Индии – животное священное, и поэтому говядина – наиболее табуированный продукт.
Тот, кто употребляет говядину, с точки зрения индуса отягощает свою карму чрезвычайно.
Говоря о религиозных поводах к вегетарианству, упомянем вскользь об исламе и иудаизме с их запретом на свинину, и о христианстве, где животная пища исключается из рациона во время постов.
Духовные и йогические практики
Для успешного продвижения в йоге, к примеру, исключение из пищи определенных продуктов (и мяса в том числе) необходимо чисто технически. Вот что говорит о диете йога классический трактат “Хатха-йога прадипика”:
“Умеренная диета – это молочная сладкая пища, посвященная Шиве и оставляющая четверть желудка свободной. Йогинам нельзя есть острое, соленое, кислое, пряное и горячее; орехи и листья бетеля, рисовое масло иЙогическая диета сезам (кунжут восточный), горчицу, вино, рыбу, мясо животных, творог, сливочное масло, мелкий горох, плоды Chaasa (тропическое растение) и чеснок…”
То есть, мы видим, что в список диетических ограничений входит мясо любых животных. Однако связано это с тем фактом, что неправильно построенный рацион требует чрезвычайно много энергии для переваривания пищи и, к тому же, чрезвычайно вредит здоровью.
Переваривание мяса же требует особенно много энергии. А для йогина это недопустимо – ведь вся энергия, которую он аккумулирует в результате практики, должна быть им направлена на расширение сознания и выход его на новый уровень.
Как писал Карлос Кастанеда, “воин должен стать скрягой по отношению к своей энергии”.
В отношении “технологической” причины вегетарианского выбора хочется порекомендовать книгу А. Сидерского “Третье открытие Силы”, где автор среди других затрагиваемых вопросов развивает, расширяет и усовершенствует диетические принципы йоги.
Еще одна причина – этическая
Люди, руководствующиеся этими соображениями, мыслят примерно так же, как и буддисты или последователи индуизма, но не придают своим устремлениям никакого эзотерического подтекста.
Конечно же, массовый забой скота на скотобойнях, транспортировка туш убитых животных, да и сам факт, что животное выращивают, откармливают его, даже заботятся о нем только для того, чтобы затем убить и съесть – это совершенно неприглядные явления. Особого порицания заслуживает своеобразное детоубийство – когда в пищу идет мясо телят или ягнят. Бр-р.
Меня, кстати, очень раздражала реклама мясопродуктов одной фирмы, в которой колбасы, сосиски и прочее рекламировала мультипликационная корова – вполне довольная своей участью и счастливая.
И, наконец, последняя причина, приводящая людей к вегетарианству – собственное здоровье
Диета без мяса в общем благоприятно сказывается на состоянии организма, снижает риск возникновения хронических заболеваний, уменьшает опасность накопления в тканях тела вредных веществ.
Помимо этого, некоторые заболевания, которыми болеют животными, и которые передаются человеку вместе с их мясом, не страшны для вегетарианца.
Хотя относительно медицинских аспектов диеты существуют различные мнения – и “за”, и “против”.
Итак, мы рассмотрели некоторые причины, по которым люди становятся вегетарианцами. Конечно же, существуют и другие, но я считаю самыми существенными именно перечисленные мною.
Александр, www.vitamarg.com
Будда учил вегетарианскому образу жизни
«Тот, кто ест мясо, губит семя великого сострадания».
Махапаринирвана Сутра
Современный Буддизм – система воззрений и обрядов выработанных последователями Сиддхартхи Гаутамы (563-483 до н.э.), более известного как Будда. Титул «Будда» происходит от санскритского корня, что значит «знать», «осознать» или «пробуждаться». Поэтому «Будда» означает «просветленный».
Нынешние буддисты нередко занимают разные позиции по отношению к учениям Будды; как и Христос, он ничего не записывал сам. Но ученики запоминали его слова и передавали другим людям.
Многие аспекты его учения все еще вызывают споры в сообществе буддистов, но есть 2 постулата, безоговорочно принятых всеми: Будда достиг высочайшей степени просветления, а его милосердие простиралось на все живые существа.
Покойный Судзуки, выдающийся специалист по буддийским учениям, в своей книге «Сущность Буддизма» пояснил: «грандиозное здание Буддизма покоится на двух столпах: “великой мудрости” (махапраджна) и “великом сострадании” (махакаруна). Мудрость проистекает из сострадания, а сострадание – из мудрости, ибо они двое едины».
Вероятно, именно доктор Судзуки имел в виду, когда писал в небольшой работе «Цепь сострадания»: «Буддисты должны стараться учить уважению и сочувствию ко всем созданиям – сострадание есть основа их религии…
» Сама жизнь Будды служит олицетворенным примером этого великого сострадания, и вегетарианский образ жизни был существенной частью той мудрости, которой учил Будда.
Просветление
Как гласят буддийские тексты, Сиддхартха Гаутама, еще не ставший Буддой, был сыном великого царя, который держал его в удалении и оберегал от соблазнов внешнего мира. В юности Сиддхартха вел волшебную жизнь за высокими стенами отцовского дворца, не ведая тягот земного существования.
Однако, достигнув двадцати девяти лет, Сиддхартха впервые отважился выйти за пределы царских хором и увидел старика, больного, мертвеца и, наконец, санньяси (монаха-аскета), который объяснил царевичу, что старость, болезнь и смерть – не редкое зрелище, а обычный скорбный удел всех живых существ в этом мире. Сиддхартха огорчился и погрузился в думы. Он решил найти способ победить человеческие страдания.
Сначала он стал поститься и умерщвлять плоть. Он недостатка пищи он заболел так тяжело, что едва не умер. Он пришел к выводу, что самоистязание не приводит к искомому совершенству. Отчаявшись, Сиддхартха сделался странствующим нищим.
Согласно буддистской традиции, однажды вечером (вероятно, около 531 г. до н.э.), медитируя в лесу в Будх Гайя, Сиддхартха достиг порога просветления. Это значит, что теперь он, наконец, увидел, что материальная жизнь иллюзорна и что все в этом мире непостоянно. Там же, в Будх Гайя, под знаменитым Древом Бодхи, Сиддхартха поклялся добиться полного просветления.
Он 6 лет практиковал садхану (упражнения для духа) и достиг своей цели. Тогда он открыл Четыре Благородных Истины материальной жизни:
Этот Путь включает в себя верное понимание, верную цель, верную речь, верное поведение, верные дела, верные усилия и верное созерцание.
Он известен так же как Срединный Путь (между крайней привязанностью к миру и полным отречением от него); путь должен вывести человека из царства страданий и привести в «пустоту» (shunyata).
Философия Будды была направлена на избавление от страданий для всех живых существ, что, естественно, подразумевает, особенно в раннем Буддизме, и страдания животных.
Таково, в упрощенном виде, учение Будды; тем не менее, это все, что достоверно известно о его пути к просветлению. Есть также еще одно учение, которое считается основополагающим в доктрине Буддизма и до сих признается его Первым Принципом: «Не убивай, но сохраняй и оберегай все живое».