Нейчунг – буддийский оракул – вегетерианство
Table of Contents
«Буддизм России №1 (1992)»
В середине августа с.г. начнется визит Его Святейшества Далай-ламы XIV в Россию. Планируется, что Его Святейшество примет участие в Международной конференции (16-19 авг.
) – “Перед лицом Третьего Апокалипсиса: харизма власти и священная война”, одним из организаторов которой является парламент России.
Для подготовки визита в Москву прибыл представитель Его Святейшества д-р Наванг Рабгъял.
В конце сентября Его Святейшество посетит Калмыкию и Бурятию. В программе визита проповедь Ламрима и Порождения Бодхичитты.
Его Святейшество Далай-лама
Краткая биография
Его Святейшество Далай-лама XIV Тензин Гьяцо родился в семье крестьянина 6 июля 1935 года в небольшой деревне Тагцер, расположенной в Амдо, на северо-востоке Тибета. В возрасте двух лет Он был признан перерождением Великого XIII Далай-ламы и привезен в Лхасу, где 22 февраля 1941 года был официально возведен на трон как духовный и светский глава Тибета.
В возрасте 6 лет Он начал изучение религии и в 1959 году в присутствии 20000 монахов сдал экзамен на звание геше, что соответствует докторской степени по буддийской философии.
Незадолго до того, как Далай-лама принял на себя всю полноту власти (ноябрь 1950 года), армия КНР заняла Тибет (конец 1949 года). В 1950-59 годах Далай-лама предпринимал все возможные усилия для того, чтобы его народ мирно сосуществовал с китайцами.
В 1954 году по приглашению китайского правительства Его Святейшество побывал с визитом в КНР и встречался с Мао Цзедуном, Чжоу Эньлаем, Дэн Сяопином. Он также имел встречи с Н.С.Хрущовым, Дж.Неру, которые в тот период также находились с визитами в Пекине.
Однако усилия Его не увенчались успехом, и в 1959 году Далай-лама был вынужден выехать в Индию.
Около 100000 тибетцев последовали за своим лидером. В Индии Далай-ламой было создано тибетское правительство в изгнании, которое приняло не себя заботу об адаптации тибетских беженцев в условиях Индии и о сохранении национальной религиозной культуры.
На протяжении 30 лет, прошедших с этого времени Его Святейшество Далай-лама в своих многочисленных лекциях и книгах, переведенных на десятки языков, несет послание любви, сострадания и мудрости, призывает к всеобщей ответственности и решению спорных вопросов ненасильственными методами.
В 1979 году был вновь начат диалог с китайской стороной.
21 сентября 1987 года Его Святейшество выдвинул Мирный план из 5 пунктов по Тибету, который заключается в следующем:
1. Превращение всего Тибета в зону мира.
2. Прекращение массового переселения в Тибет китайцев.
3. Уважение к основополагающим правам человека в Тибете.
4. Восстановление и защита естественной окружающей среды в Тибете и прекращение использования Китаем Тибета для производства ядерного оружия и захоронения ядерных отходов.
5. Начало серьезных переговоров о будущем статусе Тибета и об отношениях между тибетским и китайским народами.
Этот мирный план был широко поддержан во всем мире, в том числе конгрессом США, бундестагом ФРГ, парламентами Голландии и Швеции, Европейским парламентом. В 1989 году миротворческая деятельность Далай-ламы была удостоена Нобелевской премии мира.
II. Ответ Государственного Оракула Тибета
1. Одним из главных Божеств-Защитников буддизма и Тибета со времен Гуру Падмасамбхавы является Пехар. Одно из основных пяти проявлений Пехара – Дорже Дракден доступно для общения через посредство медиума Государственного оракула Тибета из монастыря Нейчунг.
Тибетское правительство и высшее духовенство обращается за советами к Дорже Дракдену довольно часто, и Его Святейшество Далай-лама говорит, что его предсказания всегда верны. Будучи в Дхарамсале в апреле 1991 г. мы передали оракулу вопрос для Дорже Дракдена: “Что нужно сделать, чтобы устранить препятствия для распространения Дхармы в СССР?”
Ответ дошел только через год:
“ХРИХ:! Очень хорошее средство для этого – старательно начитывать как можно больше Дхваджагракеюру и шестислоговую мантру-дхарани Арья Махакаруники (т.е. Авалокитешвары)”.
Лунг на Дхваджагракеюру петербургским буддистам передал Намкхай Норбу Ринпоче, а шестислоговая мантра ОМ-МА-НИ-ПАД-МЕ-ХУМ известна всем.
Призываем всех присоединиться к выполнению указания Дорже Дракдена и включить эти мантры в ежедневную практику. (М.Кожевникова, А.Терентьев).
2. Медиум Государственного Оракула Тибета из Нейчунга.
Предыдущим медиумом широко известного Государственного оракула Тибета из монастыря Нейчунг был Достопочтимый Лозанг Жигме – тринадцатый в линии Государственных медиумов из Нейчунга.
В 1959 году, вследствие китайского вторжения и последовавших репрессий, он вынужден был покинуть Тибет, но продолжал выполнять свои обязанности медиума Государственного оракула в Индии вплоть до своей смерти в 1984 г.
, существенно помогая в духовной и мирской деятельности тибетскому эмиграционному правительству в напряженные времена переселения тысяч тибетских беженцев в Индию.
Вскоре после его кончины Его Святейшество Далай-лама составил специальные молитвы для обнаружения нового медиума. Эти молитвы с великой набожностью читались монахами монастыря Нейчунг, а также монахами других религиозных центров тибетской общины.
В течение веков Оракул Нейчунга имеет тесную связь с Дрепунгом – самым большим тибетским монастырем (сейчас находится на юге Индии). Весной 1987 г. настоятели Дрепунга вместе с другими высшими ламами и монахами были в Дхарамсале, присутствуя на ежегодном учении, даваемом Его Святейшеством Далай-ламой.
31 марта в монастыре Нейчунг они совершили специальный ритуал перед священной статуей государственного Оракула. Во время ритуала один из монахов Нейчунга – Дост. Тхубтен Нгодруб – мгновенно и самопроизвольно вошел в транс. Об этом случае было немедленно доложено Его Святейшеству. Дост.
Тхубтен Нгодруб был приглашен в резиденцию Его Святейшества и получил наставление совершить созерцание мандалы Хаягривы с множеством повторений мантры, огненных подношений и т.д. Все было выполнено согласно наставлениям. После этого наедине Его Святейшество предложил Дост.
Тхубтену Нгодрубу войти в транс в Его присутствии, во время которого Его Святейшество испытал нового медиума, следуя традиции.
Затем 22 мая в храме Тхекчен Чхойлинг (главном храме Дхарамсалы) Дост. Тхубтен Нгодруб официально осуществил транс в присутствии Его Святейшества, членов Правительства, представителей тибетской народной ассамблеи, а также большого количества высших лам и монахов.
Это было его первым официальным публичным появлением в традиционном костюме Оракула Нейчунга. 25 июля Правительство передало ему его официальное утверждение Его статуса в качестве Государственного Медиума Нейчунга.
4 сентября на аудиенции у Его Святейшества Далай-ламы он был официально возведен на трон как Четырнадцатый Медиум Нейчунга.
Дост. Тхубтен Нгодруб родился в Пхари в Тибете (отец – Жамьянг Кунзанг, мать – Кидзом). Его отец – потомок знаменитого ламы-тантриста Нга-дак Ньянг-релва – последователя школы Сакья.
После вторжения Китая Тхубтен Нгодруб со своей семьей оказался среди беженцев в Индии. В 1971 он стал монахом монастыря Нейчунг, восстановленном в Дхарамсале.
Здесь он прошел строгую школу духовной и художественной традиции этого монастыря. После окончания обучения он был назначен старшим по ритуалам.
Именно во время службы в этом качестве святые силы избрали его Четырнадцатым Медиумом Государственного Оракула Нейчунга (писал Шарпа Тулку V).
IV. Новый глава буддистов Монголии
Оказывается, когда в 1924 г. Народный Хурал Монголии попросил умершего главу теократической Монголии Богдо-гегена больше не перерождаться – тот не послушался и переродился в Тибете, хотя и не был признан перерождением в то время. Однако, как нам сообщили из Дхарамсалы, недавно Его Святейшество Далай-лама подтвердил Его статус.
Питание в религиях: язычество, зороастризм, буддизм
16 Сентября 2013 0 0 2071
Человеку необходимо питание. Как бы мы не стремились обойтись без пищи, пока это удается лишь на короткий срок и далеко не всем. В последнее время тема здорового питания стала актуальна, можно сказать, что модна. Из-за этого сразу появилось (или вышло из тени) вегетарианство, раздельное питание, сыроедение, диеты по крови и так далее.
Все чаще стали подниматься нравственные аспекты питания: как можно есть убитое животное? Все больше людей, имеющих те или иные религиозные убеждения, стали задумываться: а как правильно? Чему учит Бог? Религиозные принципы – это образ жизни. И не может быть, чтобы в религии не рассматривался такой важный для человека аспект, как питание.
Попытаемся разобраться в этом вопросе и мы. Действительно, все религиозные течения в большей или меньшей степени регламентируют виды пищи, которую можно употреблять в пищу верующему человеку.
Вначале о ритуальной и жертвенной еде. С древних времен в праздники и при совершении обрядов пища приносилась в жертву богам (жертвоприношение). Это могла быть как растительная пища, так и животное.
Индусы и сейчас вначале предлагают пищу богам, а затем освященную пищу едят. Обычай жертвоприношения существует у евреев и мусульман, в этих религиях в жертву могут приноситься только определенные виды животных. Жертвенную пищу освящают и едят.
Ритуалы, связанные с пищей, предложением ее богам или освящением есть во всех религиях.
Мы рассмотрим питание в различных религиозных течениях. Отразить все аспекты в одной статье невозможно, поэтому автор приносит извинения за некоторые неточности и не полное отражение всех видов пищи, а также за высказывания, которые могут каким-то образом задеть чувства верующих.
Язычество
Язычество – одушевление природы, существование множества богов, отвечающих за различные аспекты жизни. Сейчас язычеством называют многобожие. В язычестве богов считают частью природы, им не поклоняются, с ними советуются. Язычники толерантны к другим религиям, ведь у них самих богов множество.
Выраженных запретов в язычестве нет, человек совершенен, как и все, что окружает его. Говорить о каком-то особом ритуальном питании в язычестве не приходится, ведь распространено оно было повсеместно. С приходом христианства язычество на Руси стало искореняться всеми возможными способами.
Тогда и появился миф о человеческих жертвоприношениях Перуну, Велесу и богине смерти.
На Руси существовало жертвоприношение, но из дошедшей до нас книги Велеса (дощечка №4) известно, что боги русов не принимают жертв людских, животными, птицами и рыбой, в жертву приносились лишь плоды, овощи, цветы, молочная сыворотка, всевозможное питье, настоянное на травах, и мед.
Зороастризм
Зороастризм – религия, обожествляющая солнце (Бог Митра). Сейчас практически исчезла, но некоторые астрологи, хироманты, экстрасенсы и предсказатели считают себя адептами этой религии, поэтому мы немного расскажем о питании в зороастризме.
В пищевой традиции зороастризма нет строгих запретов на пищу, но некоторые продукты соответствуют природе человечества, поэтому называются благими.
К ним относятся: хлеб – как источник жизни, молочные продукты – как придающие силу, овощи и фрукты – как божественные дети (они вырастают только в теплое время, значит, солнце им благоволит). Еда должна быть умеренной и не мешать духовным практикам. Во время медитаций рекомендуется голодание.
Мясо в пище допускалось, но регламентировалось. Можно есть баранину, свинину, конину. Нельзя говядину, так как корова – священное животное в зороастризме. Яйца не считаются благой пищей, но есть их можно, если в них нет зародыша.
Нельзя есть собак, волков, орлов – как нечистых животных и поедателей трупов. В зороастризме существуют посты, когда мясо есть нельзя. Мясо птицы и рыба допускаются в разрешенные дни. Зороастризм категорически против кровавых жертв.
Из алкогольных напитков разрешено вино. Существуют дни, когда вино рекомендовано, и дни, когда запрещено. Пьянство, курение, наркотики – грех.
Если нет возможности выбрать благую пищу, разрешено есть все, потому что жизнь человека представляет большую ценность, чем возможное осквернение пищей.
Очень большое значение имеет приготовление пищи, она должна готовиться только с благими и светлыми мыслями. Если вы раздражены, лучше пищу не готовить совсем. Нельзя спешить при приготовлении и употреблении пищи. Употребление пищи – ежедневный обряд.
Рассмотрим зороастризм с точки зрения здорового питания:
Обилие овощей и фруктов – большой плюс. Хлеб вызывает некоторые сомнения у диетологов, но если учесть, что религия появилась тогда, когда существовала мука только грубого помола, то хлеб также можно отнести к продуктам здорового питания. Рыба, яйца, курица допустимы в меру, это очень хорошо. Большое ограничение на мясо.
Какие здесь плюсы: запрет на животных, питающихся падалью – хорошо, потому что можно заразиться паразитами. Редкое потребление мяса – тоже хорошо. Удивляет разрешение употребления свинины, возможно, тогда она не была столь жирной, но поклонникам зороастризма в наше время можно порекомендовать редкое употребление свинины и только постной.
Употребление только вина и в умеренных количествах, тоже плюс. Недостатки: разрешение на ежедневное употребление молочных продуктов. Опять-таки, раньше холодильников не существовало, молоко быстро сквашивалось, употреблялись кисломолочные продукты, что вполне допустимо.
Умеренность в пище, ограничения на некоторые виды пищи (чаще всего это мясо), периодическое голодание – несомненные плюсы питания. Периодическое голодание улучшает здоровье. Зороастризм можно считать здоровым образом жизни.
Буддизм
Буддизм – скорее философия, чем религия. Это путь духовного искания и самосовершенствования. Ограничений на пищу в буддизме нет. Пищу выбирать надо осмотрительно, употреблять только свежие продукты. Будда и его последователи питались только тем, что им подадут люди. Мясо есть можно, но адепты не должны видеть и даже подозревать, что животное убито ради них.
Но буддисты отмечают, что на пути духовного самосовершенствования отказ от мясной пищи – переход к более высокой ступени развития. Сострадание – тоже ступень к совершенству. В идеале человек не должен убивать животных. Но осуждение мясоедов – больший грех, чем мясоедство.
Понятия греха, подобно иудаизму, индуизму, христианству, в буддизме нет, есть путь к просветлению, и есть шаги назад.
О еде не надо много думать, главное – ум и его непрерывное развитие. Думы о еде – бессмысленная трата времени, важна пища для ума, пища не может прибавить или убавить святости. Главная мысль о еде: пищей я пользуюсь только для поддержания тела, а тело – опора для чистой жизни.
Вполне разумное отношение к еде, призывающее на ней не зацикливаться. Несмотря на то, что употреблять можно любую пищу, приветствуется умеренность, в идеале – лакто-вегетарианство с употреблением рыбы (ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ).
похожие статьи
Центр предвосхищения
Туптен Нгодуп – главный государственный оракул Тибета. Тибетцы на протяжении почти четырех веков советуются с оракулом. Нечунг – монастырь государственного оракула Тибета в Дхарамсале, Индия.
Туптен Нгодуп стал оракулом в 1987 году после посвящения в шаманы. Государственный оракул является членом кабинета министров, а без его совета не принимается ни одно важное решение. Как государственный советник участвует в принятии государственных решений.
Занимает должность, предполагающую способности ясновидящего.
Туптен Нгодуп родился в Тибете, 13 июля 1958 года. Его родители были крестьянами. В связи с оккупации Тибета в 1959 году им пришлось в 1966-м бежать в Бутан.
Правда, несмотря на свое крестьянское происхождение, отец был выходцем из знаменитого рода тантристов (нгакпа), принадлежавшего к школе сакья.
На протяжении всей своей жизни он делал практику чод – одну из самых мощных тибетских практик отсечения привязанностей, и достиг в ней больших успехов.
“Вскоре после нашего приезда в Бутан, он начал постоянно говорить нам с мамой, что хочет отправиться в Индию, получить благословение Далай-ламы и затем стать отшельником. И тогда в 1969 году вместе с другими тибетскими беженцами, мы отправились из Бутана в Индию, в Дхарамсалу. Сначала я жил с родителями в лагере беженцев. Чтобы как-то заработать себе на пропитание, мы работали на строительстве дорог.”
Туптен Нгодуп с детства мечтал стать монахом, часто говорил об этом отцу, и осенью 1969 года ео приняли в монастырь Гадонга (другого тибетского оракула), где он провел около года. При этом каждый день он ходил на ритуальные богослужения в монастырь Нечунга, а вечером возвращался назад.
Постепенно он начал ощущать внутреннюю связь с Дордже Дракденом, и в 1971 году – перешел в монастырь Нечунга. Именно там Туптен Нгодуп получил свое религиозное образование. У него был выбор, стать мастеров ритуалов или совершенствоваться в горловом пении, и он выбрал ритуалы.
В 24 года Туптен Нгодуп достиг высшей степени и стал ритуальным лидером.
На вопрос: какие у вас были знаки и видения, о чем вы рассказывали Далай-ламе, Туптен Нгодуп отвечает следующее:
– Я уверен, что медиумами становятся в результате кармических связей с тем или иным божеством в предыдущих жизнях и в результате молитв. Когда я был маленьким, я чувствовал сильную связь с Дордже Дракденом и очень сильную веру в него.
После того, как умер предыдущий оракул, мне несколько раз снились монахи в трансе, в которых вселялся Дордже Дракден, но это был не я. Иногда мне снился предыдущий оракул, а иногда лицо человека было невозможно разобрать. В 1985 году осенью Далай-лама давал в Бодхгайе посвящение Калачакры.
Именно в этот момент у меня начались очень сильные кровотечения. Кровь текла изо рта и из носа, и я уже потерял всякую надежду на излечение. Я начал думать о смерти, и понял, что совсем не боюсь ее. Со мной стали происходить разные странные вещи, о которых я не могу рассказывать подробно.
Я чувствовал, что мне даются какие-то знаки, но не понимал их значения, и поэтому все больше удивлялся и недоумевал, что могут означать эти необычные эмоциональные переживания. Постепенно, незадолго до посвящения, кровотечения прекратились, и я смог присутствовать на ритуале.
Затем, в одну из ночей в Бодхгайе, мне приснился сон.
Мне снилась длинная лестница, на которой сидело множество обезьян, собравшихся в ожидании начала церемонии. Обезьяны держали в лапах фрукты, и одна из них взяла меня за руку и повела на самый верх лестницы.
Наверху была платформа, на котором я увидел большое дерево с дуплом, в которое мне нужно было зайти. Считается, что если во сне тебе снятся обезьяны, то это означает связь с Защитником Дхармы.
И хотя в то время я еще не знал об этом, у меня осталось очень мирное и спокойное ощущение от этого сна. Это было очень приятное ощущение и очень непривычное для меня.
Кроме этого сна у меня было еще несколько, и после каждого из них я просыпался в экстатическом состоянии. Мое сердце было полно мира и безмятежности. Прошел год, и за неделю до того, когда в меня впервые вошел дух Нечунга, я начал испытывать сильное беспокойство.
В то время Далай-лама читал лекции по ламриму. Я помимо своей воли чувствовал себя очень неуютно в обществе других монахов и по дороге к храму, где проходили учения, я старался отстать от них и идти в одиночестве позади.
Точно также после окончания лекции Его святейшества я старался как можно дольше задержаться в храме.
За неделю до вхождения в меня божества это состояние усилилось, а за день до этого у меня началась чрезвычайно сильная головная боль. И это состояние нервозности, тревоги и дискомфорта сохранялось до того момента, когда в меня вошел Дордже Дракден
Когда предыдущий государственный оракул Лобсанг Джигме ушел из жизни в 1984 году, возник довольно долгий перерыв в три года, во время которого божество никак себя не проявляло в человеческой форме.
Но поскольку Дордже Дракден по-прежнему очень сильно связан с монастырем Дрепунг, каждый год монахи и верховный тибетские ламы собирались во второй день второго лунного месяца в монастыре Дрепунг в Дхарамсале, чтобы получить благословение от изображения Нечунга, которое хранится в большом монастыре.
В тот день я шел по монастырскому двору с благовониями, когда увидел шар света, несущийся на меня с гор, а потом я потерял сознание и когда пришел в себя ничего не помнил.
После этого события, которое случилось со мной, я попросил аудиенции у Далай-ламы и рассказал ему о случившемся, и он предположил, что я могу являться следующим кутеном Нечунга.
Он сказал, что должен пройти одиночный ретрит, и во время этого затворничества меня должны будут признать главы двух тибетских школ: ньигма и гелугпа. Ретрит длился два с половиной месяца, и в том же году, в сентябре, я был официально признан государственным оракулом, в которого входит дух Нечунга.
На вопрос: вы помните, что говорит через вас божество, пока вы находитесь в трансе, Туптен Нгодуп отвечает следующее:
Нет, конечно, нет. Перед тем, как войти в транс, я чувствую и вижу, что происходит вокруг, но постепенно мои ощущения растворяются, и я впадаю в некое подобие сновидческого состояния, божество полностью захватывает мое сознание. На выходе из этого состояния, я не помню, что со мной происходило и что я говорил.
Обычно, в начале ритуала я сижу на троне в ритуальном костюме, медитирую и повторяю мантры Хаягривы – божества-защитника Дхармы. Постепенно мое сознание и моя личность начинают растворяться, я чувствую, как расплывается и удаляется мое окружение. Это как если бы вы увидели сон, но утром никак не могли вспомнить, что же вам снилось.
Вот точно также я чувствую себя до и после транса.
Иногда медиумы Нечунга впадают в спонтанный транс. Это случалось раньше, происходит и теперь.
Перед тем, как меня официально признали государственным оракулом, Дордже Дракден входил в меня еще один или два раза без предупреждения.
И я знаю, что предыдущий оракул иногда впадал в спонтанный транс, но с ним это обычно происходило у воды, когда он отправлялся купаться в реке или в озере.
До недавнего времени Нечунг говорил лишь по-тибетски. Но я, как это не парадоксально звучит, не знаю, что случится в будущем. Пожилые монахи вспоминают, что раньше все пророчества были очень поэтичными – они изобиловали метафорами, и их было очень трудно понять.
Постепенно предсказания становились все более и более ясными, и уже во времена моего предшественника Нечунг начал говорить очень понятным языком. Но обычно его речь напоминает стансы или стихотворение в прозе или некую комбинацию того и другого. Но это безусловно не тот язык, на котором мы с вами говорим в обычной жизни.
А главное, интонации Нечунга ни на что не похожи.
Мне неизвестны случаи, когда бы оракулы Нечунга ошибались. Оракул никогда не входит в транс и не делает предсказания по заказу частных лиц – это государственный оракул, и он консультирует лишь тибетское правительство. В тех случаях, когда возникают значительные расхождения во мнениях оракула и правительства, окончательное решение принимает Его Святейшество Далай-лама.
Как вы знаете, в последние годы структура тибетского правительства сильно поменялась. У нас теперь есть парламент, который избирается из представителей тибетского народа, и в основном вопросы политики решаются именно парламентом. Но если они не могут прийти ни к какому мнению, то обращаются с просьбой к государственному оракулу. И его святейшество обычно соглашается с оракулом.
На вопрос: почему оракула никогда не спрашивали о том, когда Тибет снова станет свободным, Туптен Нгодуп ответил следующее:
Оракулу задавали вопрос, который был сформулирован несколько иначе: когда жизнь в Тибете станет более счастливой, и он ответил, что эти времена не за горами. Но для этого тибетский народ должен следовать буддийским принципам и наставлениям Далай-ламы.
Если посмотреть на мою сегодняшнюю жизнь, у меня гораздо больше обязанностей и ответственности: за государственные вопросы, за жизнь монахов в моем монастыре, за содержание монастыря.
При этом я должен выполнять определенные практики, чтобы входить в транс и находиться в контакте с Дордже Дракденом. Но когда ко мне обращаются за предсказанием, я это делаю исходя из взаимной веры, но также из желания служить всем живым существам.
Поскольку я монах, и я давал обет действовать на благо всех живых существ во всех мирах, я понимаю, что как оракулу мне выпала большая честь, потому что я могу помочь гораздо большему числу существ, нежели если бы я был просто монахом.
С самого начала моей жизни я постоянно молюсь за всех живых существ, которые подвержены страданию. И я молюсь, чтобы они освободились от страданий, чтобы их жизнь стала легче и радостней. И именно этого я желаю вам и всем читателям ….
Каждый год, во время праздника тибетского Нового года, в монастыре Нечунг, ставшем приютом тибетского правительства в изгнании и Его Святейшества Далай-ламы – происходит следующий ритуал.
По звуки труб, тарелок и барабанов, а также пение молитв и мантр, настоятель монастыря, облаченный в специальные одежды, впадает в транс и предсказывает тибетскому правительству главные события, ожидающие его в этом году, а также отвечает на вопросы Далай-ламы.
Тибетцы верят, что в этот момент устами содрогающегося в конвульсиях монаха говорит главное божество-защитник Тибета Дордже Дракден, а потому без консультации с ним не принимают никаких важных решений.
Этой традиции без малого четыре века, но началось все гораздо раньше, почти 1200 лет назад.
Именно тогда в Тибет из Индии пришел легендарный учитель Падмасамбхава (или Гуру Ринпоче), принесший буддийское учение и, согласно легенде, обративший в буддизм гневных языческих божеств.
Тогда же царь Тибета Трисонг Децен повелел заложить первый буддийский монастырь Самье ….
Прошло почти 700 лет, прежде чем в 1544 году божество впервые вошло в человека, и лишь во времена Пятого Далай-ламы, в середине XVII века был учрежден институт государственных оракулов. А в 1681 году на месте маленького монастыря заложили большой монастырь Нечунг. С тех пор государственный оракул является членом кабинета министров, а без его совета не принимается ни одно важное решение.
Тибетские представления об оракулах сильно отличаются от западных. Во-первых, целью тибетских оракулов не является простое предсказание будущего.
Они выступают прежде всего в роли хранителей, иногда – как целители, но главная функция любого оракула прежде всего в том, чтобы своими советами и действиями помогать людям практиковать Дхарму. Второе отличие заключается в том, что на Западе принято считать, будто есть некие люди, обладающие необычными способностями предсказания.
В Тибете же верят, что есть мужчины и женщины, которые выступают в роли посредников меду миром природы и духа. Их называют «кутенами», что буквально означает «физическая основа», и они лишь предоставляют свое тело божеству. Фактически, оракулы – это не люди, а духи, которые оказываются связанными с определенным ритуальным предметом или местом.
Когда-то число тибетских оракулов исчислялось сотнями, но сегодня сохранились лишь несколько из них, и самым знаменитым является оракул Нечунга, через которого говорит божество-хранитель Далай-ламы.
Считается, что первый Далай-лама изначально не собирался возвращаться вновь в человеческом облике.
Но после своей смерти он встретился с Гуру Ринпоче, который попросил его вернуться и делать это снова и снова, чтобы помогать всем живым существам, а взамен пообещал, что рядом с ним всегда будет находиться дух-защитник.
Даже сегодня, в начале XXI века, Его Святейшество обязательно встречается с ним несколько раз в год. Несмотря на свое увлечение квантовой физикой и нейрофизиологией, он объясняет это очень просто: оракул никогда не ошибается.
Перед началом церемонии оракул облачается в ритуальный костюм, весящий почти 40 кг. Он состоит из нескольких слоев нижней одежды, на которую сверху надевается богато украшенное одеяние из шелковой золотой парчи, покрытое узорами красного, синего, зеленого и желтого цвета.
На грудь одевается большое круглое зеркало в оправе из бирюзы и аметистов, а на его отполированную поверхность нанесена санскритская мантра, обращенная к Дордже Дракдену.
Затем на медиума надевается тяжелая корона, и до тех пор, пока он не вошел в транс, кутен едва может двигаться.
До недавнего времени посторонним посетителям или запрещалось присутствовать на ритуале, но Далай-лама XIV изменил это правило. Теперь, если вы окажетесь в Дхарамсале во время очередной церемонии предсказания, у вас есть шанс задать свой личный вопрос оракулу. Ну а кроме того, иногда Достопочтенный Туптен Нгодуп встречается с журналистами.
Источники:
1. Фильм “Осторожно, мозг”. Первые фразы фильма: Молодой монах тибетского монастыря Ничунг неожиданно потерял сознание, когда разносил чай в монастырской столовой.
За несколько дней до этого у него были сильные головные боли, такие что он весь дрожал. И в тот вечер все произошло быстро, его опять начало трясти, а потом как бы удар током и он моментально потерялся.
Этот обморок стал судьбоносным, с него началась карьера знаменитого в Тибете ясновидящего, с которым советуется сам Далай Лама.
2. Обмен разумами: интервью с государственным оракулом Тибета. Центр тибетской культуры и информации.
‹ Тревога вверх Уайтхед, Альфред Норт ›
Нейчунга – оракул Тибета. Он не предсказывает будущее отдельного человека
Автор: Марина Монгуш
Бурятия в ожидании двухдневного визита Государственного оракула Тибета. В преддверии события, очерк Марины Монгуш – доктора исторических наук, научного сотрудника Российского института культурологии о традиции оракулов в тибетской духовной культуре. По мнению ученого, раньше она была известна многим народам, но сохранилась только у тибетцев.
Как-то однажды профессиональный интерес к буддизму привел меня в город Дхарамсалу в Северной Индии. Здесь я была принята в Библиотеку тибетских рукописей и архивов (Library of Tibetan Works and Archives) в качестве иностранного слушателя курса буддийской философии.
Скромная квартира, которую я снимала, находилась между комплексом библиотеки и монастырем Нейчунги – оракула Далай-ламы ХIV. Если в библиотеке я пополняла теоретические знания, то в монастыре уже соприкасалась с «живым» буддизмом.
Оттуда каждое утро доносились звон колоколов и песнопения буддийских монахов. Иногда я видела самого хозяина монастыря, он всегда улыбался и вежливо здоровался.
Кто он такой? И какую роль он играет в тибетском правительстве в изгнании?
У них с давних пор существуют мужчины и женщины, которые действуют как посредники между миром людей и миром духов. Их целью является не только предсказание будущего, как можно было бы предположить.
Помимо этого оракулы могут быть призваны как охранители, а в некоторых случаях к ним прибегают как к целителям. И хотя принято говорить об оракулах как о людях, это делается только для удобства.
Согласно буддийской традиции они могут быть определены как «духи», которые входят в физические тела конкретных людей и через них общаются с миром людей.
Самые значительные из них – те, услугами которых пользуется тибетское правительство. Главным из них является оракул Нейчунга, через него вещает Дорже Дракден, один из божеств-хранителей Далай-лам.
Когда Далай-лама IV (1617–1682) стал духовным и светским правителем Тибета, Дорже Дракден впервые установил с ним контакт. В честь него Далай-лама IV построил специальный монастырь и назвал его Дорже Драйанг Линг.
Обитель была оформлена как официальная резиденция Государственного оракула Тибета. Дорже Дракден был назначен личным покровителем всех последующих Далай-лам.
Во времена культурной революции в Китае монастырь оракула Нейчунги был полностью разрушен, а его монахи изгнаны из страны.
Благодаря спонсорской помощи зарубежных гуманитарных организаций тибетцы восстановили монастырь – но уже в Дхарамсале в Индии. Он был официально открыт и освящен Далай-ламой ХIV 31 марта 1985 года.
В настоящее время в нем насчитывается свыше 70 монахов, возглавляемых Нейчунгой.
О двух последних оракулах монахи рассказали мне следующее. Лобсанг Жигме, в тело которого во время транса входил Дорже Дракден, то есть Нейчунга, был тринадцатым оракулом Далай-ламы. Он умер в 1984 году в Индии, достигнув преклонного возраста и честно послужив тибетскому народу.
В течение последующих трех лет монастырь жил без своего оракула, но его монахи по просьбе Далай-ламы многократно устраивали специальные церемонии, призванные вернуть его. Однажды во время очередной церемонии монах Тубтен Нгодуб, сидевший среди своих собратьев, внезапно впал в транс.
Согласно тибетской традиции это означало, что его телом овладел дух Нейчунга, который таким образом дал понять, что до тех пор, пока жив Тубтен Нгодуб, он будет приходить к ним через его тело.
О случившемся незамедлительно доложили Далай-ламе, он встретился с новым медиумом и дал ему, как полагается в таких случаях, несколько советов, в частности, пройти трехмесячный ритрит – особый вид буддийской медитации, помогающий подготовить ум и тело к контакту с духом.
Официально Тубтен Нгодуб был признан Государственным оракулом Тибета с сентября 1987 года. Тогда ему было 29 лет.
Поскольку я жила в двух шагах от монастыря оракула, то иногда общалась с ним. В жизни Тубтен Нгодуб был обычным человеком, не склонным к многословию, но всегда подчеркнуто вежливым и доброжелательным. Быть оракулом, по его признанию, очень сложно. Особенно трудно ему дается восстановление физического тела после транса, когда в нем побывал дух Нейчунга.
Как-то я поинтересовалась у Тубтена, не происходили ли в детстве с ним какие-нибудь вещи, которые предвещали о таком будущем. Он сказал, что рос самым обыкновенным мальчиком, разве что иногда видел вещие сны. Об одном из них он рассказал следующее:
Далай-лама советуется с Нейчунгой при решении особо важных дел. «Сам я встречаюсь с ним несколько раз в году, – рассказывает Далай-лама ХIV. – Это может звучать неестественно для западного читателя XXI века.
Даже некоторые тибетцы, особенно те, которые считают себя «прогрессивными», имеют предубеждение против использования мною этого древнего метода получения информации. Но я делаю это по той простой причине, что ответы оракула всякий раз, когда я задавал ему вопрос, оказывались верными.
Не хочу сказать, что полагаюсь исключительно на совет оракула. Вовсе нет. Я спрашиваю его мнения так же, как советуюсь с собственной совестью. Я считаю божество своей «верхней палатой». Нижнюю палату составляет Кашаг (Парламент).
Как и всякий другой лидер, я консультируюсь с ними обеими, перед тем как принять решение по государственным вопросам. Иногда в дополнение к совету Нейчунги я принимаю во внимание определенные предсказания».
Как-то однажды я спросила его, не собирается ли он приехать в Россию, на что получила ответ: «Я уже несколько раз бывал в вашей стране.
Когда впервые приехал к вам, это было во время перестройки, очень сложно было разговаривать с людьми, сильно сказывались последствия атеистической идеологии.
Но с тех пор многое изменилось в России, сейчас вы стали более открытыми и восприимчивыми к духовным знаниям. Поэтому мне есть о чем с вами говорить в следующий раз».