Таинственная популярность Моны Лизы: почему это полотно так знаменито

Предыстория

Картину написал Леонардо да Винчи, знаменитый итальянский живописец, между 1504-м и 1519-м. На ней по пояс изображена молодая женщина по имени Лиза Герардини. Считается, что портрет великому мастеру заказал ее муж, Франческо дель Джокондо, поэтому изображенную даму также называют Джокондой. А «Мона Лиза» буквально означает «Госпожа Лиза». Работа да Винчи вывешена в парижском музее Лувре.

Лиза Герардини происходила из известной семьи, которая пользовалась влиянием в Тоскане и Флоренции. Она вышла замуж за Франческо дель Джокондо, преуспевающего купца, торговавшего шелком. Портрет Лизы был заказан Франческо по случаю рождения их второго сына и должен был стать украшением их жилища. Личность изображенной на картине женщины стала известна лишь в 2005-м, а до тех пор выдвигалось бесчисленное количество версий относительно того, кто на самом деле нарисован на портрете.

Репутация картины

«Мона Лиза» является одной из наиболее знаменитых картин. Ее репутация была тесно связана не только с ее хорошими художественными достоинствами, но и с определенной ноткой загадочности.

Вероятно, Леонардо влюбился в девушку, изображенную на портрете, и умышленно затягивал работу, чтобы как можно дольше оставаться с ней рядом. Некоторые считают, что в этом произведении искусства художник нашел то, чего ему хотелось после многолетних творческих исканий.

Несмотря на большую славу полотна, в дальнейшем ажиотаж по отношению к нему немного прошел. Возрождение славы произошло в начале 20-го века, после таинственного исчезновения и счастливого возвращения картины. В свое время покровителем этого произведения искусства была первая леди Америки Жаклин Кеннеди.

Что же означает «Мона»?

Но не все подчинялись общим правилам. Всё-таки род Герардини считался выше и статуснее, чем род Джокондо, и за Лизой долго ещё тянулась её девичья фамилия. Именно этот деликатный момент и был отражён в одной записи, которая позволяет точно сказать, что на знаменитом портрете изображена именно супруга Франческо дель Джокондо.

Запись была найдена исследователями Гейдельбергского университета в 2005 г. Это маргиналия, пометка на полях книги, которой владел флорентиец Агостино Веспуччи, знавший Леонардо. В этой записи он сравнивает своего современника с древнегреческим художником Апеллесом и как бы вскользь замечает:

«Сейчас да Винчи работает над тремя картинами, одна из которых — портрет Лизы Герардини». Поскольку запись датируется промежутком между 1503 и 1505 гг., можно предположить, что портрет был заказан в честь рождения сына Франческо и Лизы. Именно поэтому в название картины проникло слово «мона», как сокращение от mia donna, то есть «моя госпожа» — так обращались к замужним женщинам, имевшим детей. А зовут героиню именно Лиза.

Мона Лиза: чего ожидать?

Многие посетители ожидают, что картина «Мона Лиза» в Лувре будет огромной картиной, но это крошечный шедевр.

Его размеры составляют 77 см × 53 см (30 дюймов × 21 дюйм).

Лувр приложил большие усилия, чтобы сохранить и защитить картину; посетители могут увидеть его в специально спроектированном помещении с климат-контролем.

Картина находится за толстым слоем пуленепробиваемого стекла, и для ее сохранности приняты меры безопасности.

Стеклянная крышка была мерой предосторожности с начала 1950-х годов, когда посетитель облил ее кислотой.

В 2019 году Лувр поместил портрет за прозрачное пуленепробиваемое стекло, изготовленное по последнему слову техники, благодаря чему картина кажется ближе.

Кратко описание картины

На картине представленной в виде прямоугольного формата видно изображение женщины в темной одежде. которая находится в положении вполоборота. Они сидит в кресле, а руки ее сложены вместе, одна рука опирается на пдлокотник кресла, а другая находится сверху первой.

Женщина изображена лицом к зрителю. Лежащие волосы женщины разделены пробором и представлены зрителю в виде гладких и плоских, отчетливо видимых сквозь лежащую на них прозрачную вуаль. Платье на девушке зеленого цвета с тонкими сборками и рукавами желтого цвета в кладках. Голова находится в слегка подвернутом положении.

Искусствовед Борис Виппер при описании картины подчеркнул, что лицо Моны Лизы отображает моду кватроченто: у Моны Лизы выбриты брови вместе с волосами на верхушке лба.

Нижняя часть картины обрезает другую половину ее тела, и в результате портрет получился поясным. В раннем времени картина могла иметь более широкие размеры и могла вместить пару боковых колонн лоджии, от которых на сегодняшний день осталась лишь пара баз колонн, xbm фрагменты отчетливо наблюдаются на краях парапета. Лоджия ведет к пустынной дикой местности в присутствии извилистых потоков и озер, которые окружены множеством снежных гор, которые видны позади всех фигур.

Художник представил Мону Лизу в сидящем положении на фоне прекрасного пейзажа, и уже при первом взгляде ассоциация ее сильно увеличенной фигуры с просматривающейся вдалеке большой горы и ландшафтом придает образу присутствие необыкновенного величия.

Кроме того этому образу посодействовало наличие контраста в виде повышенного пластической осязательности персонажа и его плавного силуэта в присутствии уходящего в туманную даль, похожего на пейзаж с присутствием причудливых скал и выдающихся среди них водных протоков.

Портрет »Джоконды» по праву успел заслужить звание самого лучшего образца относящегося к портретному жанру эпохи итальянского Высокого Ренессанса.

Почему Мона Лиза так знаменита?

Наряду с тайнами личности натурщицы и ее загадочного взгляда, причиной популярности работы является одна из ее многочисленных загадок. Хотя многие теории пытались точно определить конкретную причину такой известности этого произведения искусства, самые убедительные из них говорят о том, что нет единого объяснения. Слава Моны Лизы является результатом многих случайных обстоятельств в сочетании с присущей картине привлекательностью.

Нет сомнений, что Мона Лиза – очень хорошая картина. Она была высоко оценена еще тогда, когда над ней работал Леонардо. Писатель Джорджо Вазари позже превозносил способность Леонардо подражать природе. Действительно, Мона Лиза – очень реалистичный портрет. Скульптурное лицо женщины на картине показывает умелое обращение Леонардо со сфумато – художественной техникой, в которой используются тонкие градации света и тени для моделирования формы объекта.

И, хотя пристальный взгляд и сдержанная улыбка натурщицы не считались загадочными до XIX века, зрители сегодня могут оценить ее двусмысленное выражение. Многие ученые, однако, отмечают, что превосходного качества Моны Лизы было недостаточно само по себе, чтобы сделать картину такой знаменитой. В конце концов, есть много хороших картин. Внешние события также способствовали славе произведения искусства.

То, что домом картины является Лувр, один из самых посещаемых музеев мира, является случайным обстоятельством, которое сделало работу еще более знаменитой. Она прибыла в Лувр окольным путем, начиная с Франциска I, короля Франции, при дворе которого Леонардо провел последние годы своей жизни.

Картина стала частью королевской коллекции, и в течение столетий после этого портрет находился во французских дворцах, пока в результате революции королевская коллекция не была объявлена собственностью народа. После пребывания в спальне Наполеона Мона Лиза была установлена в Лувре на рубеже XIX века. С ростом покровительства Лувра росло и признание картины.

Личность натурщицы портрета вскоре стала более интригующей. Хотя многие ученые считают, что на картине изображена Лиза Герардини, жена флорентийского купца Франческо дель Джокондо, никаких записей об этом не существует, и натурщица никогда не была окончательно идентифицирована. Таким образом, неизвестность личности придавала фигуре Моны Лизы любой шарм, который люди хотели в ней видеть.

В романтическую эпоху XIX века простая флорентийская домохозяйка, которая, возможно, была изображена на этой картине, превратилась в таинственную соблазнительницу. Французский писатель Теофил Готье описывали ее как «странное существо… ее взгляд сулил неведомые наслаждения», а другие твердили о ее коварных губах и чарующей улыбке.

Английский писатель Уолтер Патер зашел так далеко, что назвал ее вампиром, который «много раз был мертв и узнал тайны могилы». Атмосфера тайны, которая окружила Мону Лизу в XIX веке, продолжает определять живопись и привлекать спекуляции.

«Мона Лиза» в СССР

Доктор искусствоведения Ирина Антонова участвовала в подготовке выставки картин Пабло Пикассо и полотна Леонардо да Винчи «Мона Лиза». В 1974 году в прессе появилась информация относительно того, что в Японии экспонируется «Джоконда». Обратно во Францию полотно должны были переправлять через Москву.
Искусствоведу пришла в голову идея организовать выставку. Антонова рассказала об этом Е. Фурцевой, которая в то время была министром культуры.

Фурцева переговорила с французским послом, и все получилось. Через месяц министр культуры сказала о том, что французы дали согласие на выставку, но поставили условие, что витрина для экспозиции должна состоять из 5 слоев стекла. Кроме того, оговорены были климатические условия, такие как освещение, влажность, температура.

В России требуемое стекло не производили, только в Украине. Процесс изготовления и доставки стекла курировал лично Хрущев.

Рядом с местом, где должна была быть выставлена картина, находились несколько вооруженных солдат. Для осмотра полотна был предусмотрен круговой обход. То есть посетители входили, стояли какое-то время перед полотном, пока их не подпирали сзади другие посетители, а затем выходили в другую дверь. Выставка работала на протяжении 6 недель.

Местонахождение

Ко дню смерти ассистента Леонардо да Винчи по имени Салаи среди его личных бумаг находился портрет женщины с названием «Джоконда», завещанный ему мастером. Салаи оставил полотно своим сестрам, проживающим в Милане.
Неизвестно, как портрет попал из Милана во Флоренцию. Король Франциск I приобрел полотно у наследников Салаи и хранил его длительное время в замке Фонтенбло, где оно и оставалось до времен Людовика XIV. Он привез картину в свой версальский дворец, а после Французской революции в 1793 году она оказалась в Лувре. Наполеон повесил полотно в своей спальне во дворце Тюильри, а затем она снова возвратилась в музей.

В 1911 году картина была похищена, а спустя два года ее обнаружили в Италии, и спустя несколько выставок она вернулась в 1914 году в Лувр. Во время Второй мировой войны судьба полотна не слишком ясна, но сотрудники Лувра рассказали о том, что «Мона Лиза» была отправлена на хранение вместе с другими произведениями искусства.
В 1963 году картина побывала в США, в 1974-м – в Японии. По пути из Японии во Францию полотно было выставлено в музее им. А. С. Пушкина в Москве. После этого путешествие картины закончилось.

Загадки «Моны Лизы»

Ученые и искусствоведы объединенными усилиями бьются над разгадыванием тайн, которые хранит произведение да Винчи. Главная из них – поразительная улыбка изображенной женщины. Дело в том, что уголки рта лишь самую малость приподняты, поэтому глядя только на губы Моны Лизы, сложно утверждать, что она улыбается. А вот если оценивать портрет целиком, то кажется, что улыбка действительно есть. Более того, с разных ракурсов выражение лица меняется.

Объяснить этот феномен непросто. Кое-кто выдвигал версию, что изображенная женщина ждет ребенка и это придает ее улыбке такую загадочность. Теория не выдерживает критики: как известно, Мона Лиза как раз незадолго до этого произвела на свет второго сына.

Многие верят, что Леонардо изобразил на картине самого себя в женском обличье, но и этому нет доказательств. Другие утверждают, что да Винчи, будучи нетрадиционной ориентации, тайно написал портрет своего возлюбленного.

Есть и еще одно объяснение загадочной улыбки, которое, кстати, не сразу бросается в глаза. Дело в том, что у изображенной женщины полностью отсутствуют брови; ресницы тоже не прорисованы. Одни объясняют это веянием моды: многие дамы того времени не только удаляли брови, но и сбривали часть волос на голове, чтобы визуально увеличить высоту лба. Однако французский искусствовед Паскаль Котт, изучивший картину, утверждает, что брови изначально были, просто со временем краски или выцвели, или же были счищены.

Ученый и врач индийского происхождения Мандип Мехра привел свое объяснение отсутствию бровей. Изучив отдельные черты, такие как цвет лица, линии шеи, очертания пальцев и особенности роста волос, он пришел к неожиданному заключению. По его мнению, изображенная женщина страдала от гипотиреоза – заболевания щитовидной железы. И таинственная улыбка – лишь результат мышечной слабости.

Интересно, что улыбка Моны Лизы вызывает не только положительные впечатления. Многие находят ее отталкивающей, тревожной, неприятной и даже «бесовской». В любом случае, чем дольше зритель вглядывается в ее лицо, тем более широкий спектр ощущений у него появляется.

Еще одна загадка картины – ее оригинал. Известно, что изначально изображение выглядело несколько иначе, но позже Леонардо сам закрасил и видоизменил отдельные участки.

Было обнаружено, что поменялось положение пальцев на руке и покрывала на коленях женщины. Открытия были сделаны с помощью инфракрасной и лазерной визуализации. В 2015-м было даже обнаружено, что и выражение лица модели было другим. Кто был изображен изначально, остается тайной.

Источники

  • https://dzen.ru/a/X_RPW7sU1U_7KYXA
  • https://FB.ru/post/culture/2021/8/17/324012
  • https://dzen.ru/a/Y8qtr7brYXwxWFPE
  • https://thebettervacation.com/ru/%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%B0-%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0-%D0%BB%D1%83%D0%B2%D1%80-%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9/
  • https://portrets.ru/izvestnye-hudozhniki/leonardo-da-vinchi/mona-liza-kartina-leonardo-da-vinchi.html
  • https://www.techinsider.ru/design/1545647-pochemu-mona-liza-tak-znamenita-sekret-legendarnoy-kartiny/

[свернуть]

Читайте также: