Как осуществить демонтаж сплит-системы своими руками: особенности и порядок выполнения работ
Table of Contents
Как осуществить демонтаж сплит-системы своими руками: пошаговый инструктаж
Большая часть классических сплит-систем монтируются стандартным образом, когда внутренний модуль размещается внутри помещения, а внешний модуль, соответственно, снаружи помещения. Оба модуля связываются системой трубопроводов и электрической схемой.
Между тем, наряду с монтажом, при определённых ситуациях требуется демонтаж сплит системы силами самого владельца. Как решить такую задачу своими руками без ущерба для демонтируемой техники? Рассмотрим этот момент в подробностях.
Причины демонтажа бытовой сплит-системы
Казалось бы, очевидной и главной причиной вывода модулей кондиционера из эксплуатации является полное истечение заявленного срока работы этой техники.
Действительно, отработавший свой срок климатический прибор лучше всего заменить новым. И такая практика встречается среди владельцев отработавших кондиционеров довольно часто.
Не самый лучший пример демонтажа внешнего модуля бытовой сплит системы. Такой способ съема – прямое нарушение техники безопасности. Следует использовать иные способы съема
Между тем демонтировать сплит-систему приходится также, если выходит из строя основное технологическое оборудование, к примеру, холодильный компрессор.
Обратите внимание
Такое может случиться в любое время, независимо от установленных сроков эксплуатации. Во всяком случае, появляется необходимость демонтажа внешнего блока техники.
Не исключается съём блоков кондиционера и с целью переноса системы на другое место установки. К примеру, при смене владельцем прибора одного места жительства на другое.
Подобный вариант демонтажа пусть нечасто, но отмечается в быту. В любом случае, чтобы самостоятельно демонтировать кондиционер без порчи техники, нужно владеть определёнными знаниями.
Что нужно знать до начала работ?
Людям, поставившим перед собой задачу демонтировать сплит-систему своими руками, как минимум, необходимо знать устройство (схему) такой системы.
Кроме того, следует учитывать такой момент: рабочие узлы техники находятся под высоким давлением хладона – газа, представляющего опасность для здоровья.
Такую схему необходимо внимательно изучить каждому потенциальному владельцу кондиционера из тех, кто своими руками планирует монтировать или демонтировать систему
Также предметом изучения должны стать электрические цепи устройства кондиционирования воздуха, тем более, если предполагается после завершения демонтажа вновь монтировать аппарат в другом месте.
Наконец, необходимы соответствующие технические навыки и умение владеть слесарным, электрическим и специальным инструментом холодильщика.
Производство работ, направленных на съем внутреннего и внешнего модулей, не завершается только лишь отключением этих модулей и удалением.
Основной инструмент холодильщика, необходимый как при выполнении обслуживания бытовой холодильной техники, так и в случае монтажа-демонтажа модулей сплит систем
После отключения и демонтажа каждый из модулей необходимо надёжно герметизировать по линиям контура фреона. Делается это с целью исключения попадания внутрь контура частиц грязи и пыли.
Облегчению демонтажных работ способствуют знания классики монтажа сплит-систем. Традиционно рабочие модули — внутренний и внешний — располагают как можно ближе один к другому, несмотря на тот факт, что два компонента разделяются стеной (несколькими стенами).
Важно
Длина контурной магистрали при классическом монтаже, как правило, не превышает двух метров. Это характерный показатель для бытовых систем.
Трубопроводы контура помещаются в изоляцию (каждый отдельно), группируются вместе с электрическим кабелем и через канал выстраивают рабочую линию, соединяющую два модуля.
Вентильный узел классической сплит-системы. На картинке вентили показаны в условиях снятых (скрученных) латунных колпачков. Внутри хорошо заметны внутренние штоки под шестигранный ключ
Трубка контура, имеющая меньший диаметр, — это линия нагнетания хладагента компрессором. Соответственно, трубка большего диаметра является линией всасывания хладагента.
Каждая из трубок подключается к внешнему блоку через системные вентили. Причём один из вентилей, как правило, всасывающей линии, обязательно оснащается сервисным портом.
Так называемый сервисный порт представляет собой обычный трубный отвод с резьбой, на которую накручивается штуцер заправочного шланга или штуцер шланга манометрической станции. Этот отвод (сервисный порт) пригодится в процессе демонтажа системы.
Подробный инструктаж по демонтажу
Итак, если всё вышеизложенное принято к сведению, можно приступать к работам, связанным с выводом кондиционера из работы и последующим удалением с его «рабочего места». Рассмотрим пошагово этот процесс для лучшего понимания и представления.
Шаг #1 — освобождение контура системы от хладагента
Категорически запрещается пытаться освобождать рабочий контур установки от фреона банальным методом – выбросом хладагента в окружающую среду.
Только «далёкий» от темы человек может воспользоваться методикой, когда достаточно освободить (частично открутить) любую гайку крепления контурных труб и таким способом выпустить фреон наружу.
Каждая сплит система заправлена холодильным агентом, который присутствует в контуре системы под высоким давлением.
Работы по демонтажу предусматривают освобождение контура от фреона
Всё делается намного проще путём сбора фреона в конденсаторе кондиционера. Причём этот же фреон успешно используется на новом месте установки.
То есть налицо не только простая процедура освобождения контура от хладагента, но также фактор экономии на заправке фреоном.
Совет
Поэтому для того, чтобы освободить систему, необходимо при работающем в режиме охлаждения кондиционере закрыть вентиль на линии нагнетания. Под вращение штока вентиля используется шестигранный ключ. Предварительно нужно снять (открутить) защитный латунный колпачок вентиля.
В таком режиме сплит-система будет работать до момента срабатывания защиты по низкому давлению. Однако рекомендуется воспользоваться манометрической станцией, чтобы иметь возможность контролировать давление в контуре. Манометрическую станцию включают на соответствующий сервисный порт.
Рекомендуется применять контроль давления хладагента в контуре использованием манометрической станции на случай исполнения демонтажа бытового кондиционера
После того как остаточное давление в контуре составит минимум возможного (0 Бар), нужно отключить кондиционер, если не сработает защита.
Выждать некоторое время и если давление в контуре поднимется, повторить процедуру. Так полностью удаляется хладагент из рабочего контура непосредственно в конденсатор аппарата.
На завершающем этапе:
- закрыть вентиль на всасывающей линии;
- снять манометрическую станцию;
- отвернуть гайки крепления медных трубок.
Затем нужно герметизировать отводы на вентилях и герметизировать концы отсоединенных трубок.
Шаг #2 — отключение электрических цепей
Теперь, когда контур свободен от хладагента, логично выполнить работы по демонтажу электрических цепей. В принципе, каждый аппарат имеет схему электрических соединений, которая обычно находится на обратной стороне крышки блока вентилей наружного модуля.
Если же схема отсутствует или есть какие-то сомнения относительно подключения, рекомендуется зарисовать контактную разводку в процессе отключения.
Электрическую схему соединений модулей сплит системы приходится нарушать в процессе демонтажа аппарата.
Желательно фиксировать на бумаге каждую точку подключения, чтобы облегчить монтаж в последующем
Отключать электрические проводники наружного модуля следует только те, что приходят к модулю внешнему от внутреннего модуля.
Также, скорее всего, придётся отключить сетевую подводку, учитывая, что в большинстве случае эта линия заводится внутрь зданий.
После отключения требуемых цепей можно приступать непосредственно к съему наружного модуля с металлических кронштейнов.
Шаг #3 — съем внутреннего и внешнего модулей
Очередность съема модулей – внутреннего и наружного — не критична. Однако рекомендуется прежде снимать всё-таки наружный блок.
Для выполнения операции съема полностью отключенного внешнего модуля нужно:
- развинтить болтовые крепления на опорных кронштейнах;
- обвязать модуль надежным транспортировочным канатом (если на высоте);
- аккуратно сдвинуть с кронштейнов и опустить наземь;
- демонтировать опорные кронштейны.
Далее переходят к модулю внутреннему. Здесь, прежде чем снять непосредственно внутренний блок, аккуратно освобождают от препятствий место перехода медных труб контура и электрических проводников.
По возможности электропроводку рекомендуется извлечь из перехода.
Демонтировать внутренний модуль сплит-системы бытового назначения достаточно просто. Это объясняется как более удобным подходом к блоку, так и более легким весом по сравнению с внешним модулем
Внутренний блок бытовой сплит-системы, как правило, закрепляется на монтажную панель, входящую в комплект установки. Причем крепление осуществляется методом подвеса без дополнительного крепежа.
Поэтому для съема блока достаточно приложить небольшое тяговое усилие «на себя» и затем немного поднять модуль кверху.
Обратите внимание
Снятый с монтажной панели блок остается прикрепленным к медным трубкам контура. Необходимо развинтить крепежные гайки и отключить трубки. Следует учесть, что эту работу приходится выполнять на весу.
Возможно, потребуется подставка или помощь соседа, друга или знакомого. После отключения обязательно герметизировать места соединения трубопроводов.
Пример монтажной панели внутреннего блока одной из моделей систем бытовых кондиционеров.
Внутренний блок, как правило, попросту одевается на эту панель и фиксируется защелками
Наконец, останется демонтировать со стены монтажную панель внутреннего модуля, извлечь из перехода в стене медные трубки и прочие аксессуары соединения. На этом демонтаж бытовой сплит-системы можно считать завершенным.
Выводы и полезное видео по теме
Видеоролик, где демонстрируется процедура демонтажа, станет дополнительной помощью для людей, стремящихся снять систему собственными руками.
https://www.youtube.com/watch?v=PJdWyD0g9K8
Видео наглядно демонстрирует все тонкости исполнения работ:
Решение задачи съема (демонтажа) бытовой сплит-системы собственноручно — вполне реализуемый процесс. Главное – иметь представление относительно устройства подобного оборудования и о том, каким образом выполняется его монтаж. Очевидно, что демонтаж предстоит выполнить в обратном порядке.
Как демонтировать кондиционер своими руками: инструкция по снятию устройства с видео
За демонтаж самой популярной разновидности кондиционеров — сплит-системы — специалисты берут плату из расчёта 1 р. за каждый киловатт мощности. Многие владельцы охлаждающих устройств, которым приходится переезжать, с целью сэкономить свои кровные берутся демонтировать кондиционер своими руками. Сделать работу чисто, избежав фатальных ошибок, поможет ряд полезных рекомендаций.
Возможные проблемы при самостоятельном снятии
Рассказ о том, как демонтировать кондиционер своими руками, следует начать с предупреждения о подводных камнях, ожидающих неподготовленного мастера. Вот что может случиться:
- Утечка хладагента: улетучившийся в атмосферу фреон причиной экологической катастрофы не станет, этого бояться не нужно. Но и даром такое событие не пройдёт: при установке кондиционера на новом месте придётся оплатить его заправку. Поэтому весьма желательно демонтировать прибор так, чтобы весь имеющийся хладагент остался внутри него.
- Попадание во внутренний контур воды или пыли: такая «добавка» к хладагенту быстро приводит компрессор в негодность. Возможно, на первый взгляд вода может показаться вполне безобидным веществом, но нужно учесть, что в испарителе она будет замерзать, превращаясь в лёд. А это уже твёрдые частички, наличие которых «не совместимо с жизнью» компрессора. Чтобы свести риск попадания влаги во внутренний контур к минимуму, следует избегать производить демонтаж кондиционера во время дождя или снегопада.
- Падение наружного блока: даже если внешний блок висит рядом с балконом или окном, работать с ним крайне неудобно. При этом данный узел является довольно тяжёлым, так что, не рассчитав свои силы, его легко можно уронить. Профессионалы от подобных случайностей застрахованы, так как при работах выше первого этажа пользуются автовышкой или снаряжением для промышленного альпинизма. Обывателю же для надёжности следует пригласить помощника.
- Повреждение элементов прибора: наиболее ощутимыми являются повреждения, вызывающие разгерметизацию контура. Трещина может быть совсем незаметной, но вполне достаточной для утечки фреона или попадания внутрь грязи и воды. Чтобы избежать подобных неприятностей, в первую очередь следует быть аккуратным.
При выполнении своими руками такой сложной операции, как отсоединение испарителя внутреннего блока, весьма желательно пользоваться не подручными инструментами — отвёрткой и пассатижами, а профессиональными, предназначенными специально для неё.
Набор необходимых инструментов и материалов для демонтажа
Пользователи же на этом этапе зачастую орудуют, чем придётся, в результате чего повреждаются трубки испарителя, расположеные близко к креплениям. Проблема в том, что профессиональный инструмент стоит довольно дорого и даже его аренда может обойтись в сумму, вполне соизмеримую со стоимостью услуг квалифицированного мастера.
Подготовка кондиционера: «упаковываем» фреон
Итак, прежде всего, необходимо обеспечить сохранность хладагента. Чтобы понять, как это делается, нужно вспомнить устройство сплит-системы. Она представляет собой заполненный фреоном замкнутый контур, который состоит из компрессора, двух условно говоря, камер (испаритель и конденсатор) и связывающих эти элементы фреонопроводов (медные трубки).
Схема устройства сплит-системы
Из конденсатора в испаритель хладагент поступает в жидком виде, поэтому трубка, по которой он течёт, имеет меньший диаметр.
По второму фреонопроводу — из испарителя в компрессор — фреон следует уже в газообразном состоянии, поэтому диаметр этой ветки увеличен.
Чтобы осуществить демонтаж без потери газа, необходимо собрать его в конденсаторе:
- во время работы кондиционера на охлаждение перекрывают вентиль между конденсатором и тонкой трубкой;
- когда весь хладагент благодаря работе компрессора «переберётся» в конденсатор, нужно будет закрыть ещё и вентиль между толстой трубкой и компрессором.
Перекрываем хладагент
Важный момент: через какое время следует перекрывать второй вентиль? Правильнее всего отслеживать давление газа по вакуумному манометру. Но для этого придётся одолжить у мастеров специальный инструмент — манометрический коллектор.
Те, у кого такой возможности нет, просто выжидают около минуты: как показывает опыт, за это время бытовой кондиционер обычно успевает закачать в конденсатор почти весь фреон.
Манометры для контроля давления при перекачке фреона
Переходим от теории к практике:
- Если вам удалось раздобыть манометрический коллектор, присоедините его к ниппелю (клапан шредера) на штуцере, к которому подсоединён «газовый» фреонопровод. При отсутствии такого инструмента этот пункт просто пропускаем.
- Включаем кондиционер и вводим с пульта настройки: работа на охлаждение, режим «турбо», температура — как можно более низкая (допустимый минимум нужно уточнить в паспорте). Так прибор должен отработать 10 мин.
- На внешнем блоке найдите вентиль, к штуцеру которого подключён жидкостный фреонопровод (напомним, что он является тонким). Под защитным колпачком, который необходимо снять, обнаружатся шлицы под шестигранник. Вставив ключ, вентиль необходимо закрыть.
- Теперь следует наблюдать за манометром либо, если его нет, за часами. В первом случае ожидаем, когда прибор покажет наличие вакуума; во втором — засекаем 1 минуту.
- Далее нужно произвести снятие защитного колпачка со второго вентиля на наружном блоке, к которому подсоединена толстая «газовая» магистраль, и также закрыть его при помощи шестигранника. Кондиционер после этого сразу же выключаем. Защитные колпачки возвращаем на свои места.
Всё, теперь фреон в ловушке и систему можно смело разбирать и демонтировать.
Инструкция по демонтажу кондиционера своими руками
Переходим непосредственно к деинсталляции.
Наружный блок
Отсоединяем фреонопроводы. Это можно сделать путём отвинчивания гаек, которыми магистрали прикручены к штуцерам наружного блока. К такому способу прибегают в том случае, если длина трубок позволяет использовать их на новом месте. Открытые штуцеры нужно надёжно заклеить изолентой или скотчем — это предотвратит их засорение.
Демонтаж наружного блока
Но в большинстве случаев фреонопроводы повторно не используют, тем более что их наращивание не допускается. Тогда трубки просто обрезают труборезом на расстоянии в 150–200 мм от штуцеров, сразу же зачеканивая их концы слесарными тисками.
Зачеканенные магистрали
Совет. Если известно, что кондиционер будет храниться в разобранном виде достаточно долго, трубки можно заполнить азотом и плотно закупорить. В отличие от воздуха, точнее, содержащегося в нём кислорода, азот не приводит к окислению материала.
После всех манипуляций с наружной части фреонопроводов необходимо снять теплоизоляцию.
Убедившись, что прибор отключён от сети, снимаем защитную крышку над местом присоединения электрокабеля. Его клеммы необходимо каким-либо образом пометить, чтобы избежать путаницы при подключении на новом месте.
После этого нужно открутить зажимы, при помощи которых жилы прикручены к контактам наружного блока.
Освободившийся конец кабеля прикручивают к фреонопроводам, которые после этого вручную выпрямляют, чтобы иметь возможность вытащить их через отверстие в стене.
Теперь откручиваем гайки, удерживающие наружный блок на кронштейнах, и вместе с помощником снимаем его, а затем и сами кронштейны.
Обратите внимание! Во время хранения и перевозки наружный блок должен быть в вертикальном положении. При транспортировке очень важно избежать тряски и ударов — для этого лучше поместить блок в коробку с предварительно уложенным в неё пенопластом.
Отсоединение компрессора
Если демонтаж кондиционера производится с целью ремонта компрессора, последний нужно правильно отсоединить. Делается это так:
- С наружного блока снимаются крышки.
- После этого можно будет отсоединить от компрессора трубки всаса и нагнетания.
- Отключаем провода, питающие компрессор и вентилятор.
- Откручиваем крепления, удерживающие вентили и конденсатор.
- Снимаем конденсатор, получая доступ к креплениям компрессора.
- Снимаем компрессор.
Действуя таким образом, вы исключите риск повреждения трубопроводов обвязки. Ещё один плюс: появляется возможность вести ремонт нескольких элементов наружного блока одновременно, что позволит справиться с задачей быстрее.
Чтобы с компрессором можно было работать, нужно вылить имеющееся в нём масло.
В случае с поршневой моделью оно без проблем сливается через всасывающий патрубок. У спиральных и роторных моделей приходится просверливать днище (диаметр отверстия — 5–6 мм). Насквозь сверлить нельзя, иначе внутрь попадёт стружка. Оставляют тонкую перегородку, которую затем протыкают пробойником.
Как снять внутренний блок
Чтобы получить доступ к фиксаторам внутреннего блока, необходимо снять с него лицевую панель. Затем отсоединяют фреонопроводы, электропровода, отщёлкивают фиксаторы и снимают блок с направляющих.
Демонтаж внутреннего блока
Обратите внимание! На этом этапе обыватель сталкивается с некоторыми трудностями: при неосторожных действиях легко можно повредить защёлки испарителя.
Соблюдать осторожность следует и при отщёлкивании фиксаторов, удерживающих блок на направляющих. Если их повредить, прибор не удастся прочно зафиксировать на новом месте и он быстро выйдет из строя из-за вибраций.
Соблюдайте осторожность с защелками!
Сняв внутренний блок, откручивают монтажную пластину, извлекают из стены фреонопроводы с питающим кабелем и откручивают декоративный короб, уложенный вдоль наружной стены.
Особенности работы в зимнее время
При низких температурах нет возможности перекачать фреон в конденсатор: масло в компрессоре становится густым и попытка включить в таких условиях кондиционер приведёт к поломке нагнетателя. Такая опасность не грозит только моделям, оснащённым так называемым зимним комплектом, в котором имеются подогрев картера компрессора и дренажа, а также замедлитель скорости вращения вентилятора.
Манометрическая станция для сбора хладагента
Те, у кого подобной системы нет, могут изъять хладагент при помощи манометрической станции для сбора фреона. Подключается она, как и манометрический коллектор, к клапану шредера.
Видео: демонтируем кондиционер с последующей установкой на новом месте
Процедура демонтажа кондиционера технически является достаточно простой.
Сложность, с точки зрения обычного пользователя, состоит в том, что некоторые операции трудно выполнить без профессионального инструмента.
Если вы все же твёрдо решили не обращаться к специалистам, рекомендуем пригласить ещё одного человека в помощь — тогда даже без специнструментов задача окажется вполне посильной.
Статьи по теме
Демонтировать сплит-систему, состоящую из наружного и внутреннего блока, сложнее, чем моноблочный кондиционер. Основной нюанс заключается в замкнутой схеме циркуляции хладогена, которую при снятии надо разгерметизировать.
Целесообразно ли заниматься такой работой самостоятельно или лучше доверить ее профессионалам? Какова технология демонтажа кондиционера? Ответы на эти вопросы описаны в статье.
Демонтаж сплит системы: плюсы и минусы самостоятельного снятия кондиционера
Как правило, основным поводом для снятия кондиционера является переезд или замена морально устаревшего устройства на новое. Меняя место жительства или офис, не хочется оставлять новым владельцам купленную за собственные средства сплит систему. В таком случае можно пригласить бригаду специалистов для демонтажа кондиционера или попробовать выполнить эту работу самостоятельно.
Профессиональные монтажники сделают демонтаж кондиционеров (сплит систем) за 15 минут, но за такую скорость и гарантию, что устройство не выйдет из строя придется заплатить.
Ценовая политика зависит от мощности оборудования: снятие квартирного кондиционера обойдется в 2500-4000 р., большой офисной сплит системы – до 10000 р.
Важно
Стоимость демонтажа встроенного в подвесной потолок или кассетного «кондера» увеличивается на 5-15%.
В принципе, человеку, который знаком с технической темой и общим устройством кондиционера, будет, более ли менее, понятно, как отвинтить штуцеры, откачать хладоген, отсоединить коммуникации, снять блоки сплит системы и упаковать элементы по коробкам. Однако не все так просто. Существуют некоторые риски, о которых надо знать:
- Главная опасность – не откачанный фреон. Без манометра, измеряющего давление на газовой магистрали, выполнить перекачивание хладогена не получится. Замерзание паров воды приведет к поломке насоса и дорогостоящему ремонту.
- Используя непрофессиональные инструменты можно повредить трубы испарителя внутреннего блока, расположенные очень близко возле места фиксации кондиционера в стене.
- В случае если трубопровод обрезан чересчур коротко, есть вероятность, что при последующей установке он не подойдет по длине. Наращивание нового выведет оборудование из строя.
- Блоки испарения канальных кондиционеров дополнительно нуждаются в аккуратном отсоединении с воздуховодами. Выполнить подобную работу, не имея опыта, сложно.
- При снятии сплит системы не обойтись без специальных дорогостоящих инструментов. Иногда стоимость проката выше, чем оплата за труд профессиональных демонтажников.
- Промышленные кондиционеры имеют немалые габариты и вес. Выполнить снятие самостоятельно физически сложно, а иногда не реально. Кроме того, квартирные внешние блоки кондиционеров, могут размещаться очень высоко на фасаде дома далеко от окна. В этих случаях от идеи демонтаж без помощи специалистов и промышленных альпинистов придется отказаться.
Если перечисленных доводов не достаточно и желание самостоятельно снять устройство не пропало, то необходимо ознакомится с устройством кондиционера и понять технологию его демонтажа.
Устройство кондиционера
От понимания работы сплит системы зависит 50% успеха ее снятия. Современная сплит система состоит из наружного и внутреннего блоков, каждый из которых содержит набор соответствующего оборудования и выполняет свою функцию.
Наружный блок включает следующие узлы:
- теплообменник – конденсатор;
- вентилятор, прогоняющий воздух через теплообменник;
- компрессор, который нагнетает давление;
- осушитель, соединительные медные трубки и расширительный клапан;
- электротехнические элементы (запитка от электросети) и средства автоматизации.
Внутренний блок кондиционера содержит:
- теплообменник – испаритель с вентилятором;
- жалюзи, направляющие поток воздуха;
- фильтрующие элементы;
- емкость для сбора конденсата.
Блоки соединены между собой двумя магистралями для хладоносителя. По большой трубе хладоноситель передвигает в виде газа, а по трубе с меньшим диаметром – в жидком состоянии.
Общий принцип работы кондиционеров: Компрессор работает с парами фреона. При включении пары хладогена нагреваются и поступают в наружный блок, где совершают теплоотдачу на радиатор. Затем хладоген возвращается во внутренний блок, вбирает в себя тепло из дома, нагревается и передает тепло радиатору. Таким образом, происходит циклическая работа.
Демонтаж сплит системы своими руками: последовательность действий
Необходимые инструменты
При обслуживании сплит системы и ее демонтаже важно соблюдать основные правила техники безопасности: работать с помощником и использовать страховочное оборудование.
Чтобы снять квартирный кондиционер надо запастись такими инструментами:
- рожковые ключи;
- разводные ключи;
- торцевые ключи с трещеткой;
- отвертка РН2;
- бокорезы;
- строительный нож;
- набор шестигранников;
- шуруповерт;
- труборез;
- манометрический коллектор.
Удаление хладогена
Перед тем как снять кондиционер необходимо «перегнать» хладоген:
- Включить кондиционер в режиме охлаждения, на пульте установить самый низкий температурный режим.
- На внешнем блоке сплит системы найти два вентиля разных размеров и разводным ключом открутить заглушки.
- После запуска компрессора шестигранником перекрыть меньший вентиль. К большему вентилю сразу подсоединить манометрический коллектор.
- Отслеживать на монометре падение давления. Как только стрелка опуститься ниже нуля закрутить большой вентиль.
После выполнения этих действий кондиционер выключить – теперь весь хладоген выведен в наружный блок. Следующий этап – отсоединение провода от внешнего блока.
Отсоединение коммуникаций
Последовательность действий:
- Открутить трубку меньшего размера. Как правило, этот процесс не вызывает каких-либо сложностей.
- Большую трубку откручивать аккуратно, прикладывая небольшие усилия, чтоб не сорвать резьбу.
- После отключения фреонопровода вентили закрыть заглушками – это убережет внешний блок кондиционера от попадания вовнутрь влаги и мусора. При отсутствии специальных заглушек можно воспользоваться обычной изолентой.
- Отсоединить электрические коммуникации.
Снятие наружного и внутреннего блока кондиционера
Открутить внешний блок сплит системы от горизонтальных кронштейнов. Обычно наружная часть кондиционера прикручена четырьмя болтами М8, М6 или М10. После того, как болты откручены внешний корпус снять и отставить в сторону. Снаружи на фасаде здания должен остаться только фреоноотвод, который пока не снимается.
https://www.youtube.com/watch?v=vku06MgrHgY
Следующий шаг – демонтаж внутреннего блока сплит системы. Неопытному специалисту процесс снятия со стороны покажется простым: отсоединить от стены и открепить трубки. На самом деле, чтобы грамотно демонтировать эту часть кондиционера надо соблюдать рекомендованный порядок действий:
- Определить конструкцию креплений, защелок и пр. У разных моделей кондиционеров способы фиксации корпуса к монтажной пластине могут несколько отличаться друг от друга.
- Обычно в нижней части блока отмечены стрелочки, указывающие место соединения корпуса с монтажной пластиной. В зависимости от модели в этой точке надо оттянуть/надавить или открутить саморезы. Точная информация о методе крепления указана в инструкции к кондиционеру. Производители устанавливают специальную систему защелок, потому что рядом с креплением располагается блок для испарения. Внешние колебания этого блока могут стать причиной поломки прибора. Для снятия защелок производители рекомендуют использовать специальный прибор. При отсутствии такого расщелкивание выполняется самостоятельно при помощи небольшого инструмента. Действия должны быть последовательными и аккуратными, чтобы не деформировать трубки испарителя.
- После того, как отстегнули нижнюю часть корпуса, надо его немного отодвинуть от стены. За блоком расположен фреонопровод в теплоизоляторе, электрический межблочный кабель и дренажный патрубок.
- От внутреннего корпуса отсоединить межблочный электрический кабель – открутить крышку электрочасти блока, отсоединить кабель от клемм, вытянуть провод из блока.
- Отсоединить дренажную трубку. Заранее надо подготовить небольшую емкость, так как из патрубка может вытекать вода (100-200 гр.).
- Далее – отсоединить фреонопровод. Как и на внешнем блоке понадобится отсоединить две трубки разного диаметра. Эти коммуникации спрятаны за термоизолятором.
- Последовательно открутить одну, а потом вторую трубку. После отсоединения каждую трубку надо «заглушить», чтоб в контур не попала влага и пыль.
- Когда межблочные коммуникации полностью отсоединены, внутренний блок немного приподнимается вверх и снимается с монтажной пластины. Корпус отставить в сторону. На стене останется только пластина.
- Открутить саморезы и снять монтажную пластину – она понадобится при повторной установке кондиционера.
- Чтобы не потерять пластину рекомендуется надеть на внутренний блок и в таком виде транспортировать.
На фасаде здания осталась старая фреоновая магистраль. Для дальнейшего монтажа сплит системы понадобятся гайки с фреоновода – их надо выкрутить из трубы.
Особенности демонтажа кондиционеров разного типа
Выше был приведен порядок демонтажа настенной сплит системы своими руками – по сути, бытового кондиционера. Сложнее дело обстоит со снятием канальной сплит системы – устройство очень тяжелое, а его демонтаж требует отсоединения воздуховодов от блоков.
Порядок выполнения работы следующий:
- Снять приточно-вытяжные адаптеры с решеткой.
- Воздуховоды отсоединить от внутреннего блока – открутить саморезы или снять хомуты (зависит от модели кондиционера).
- Выполнить закачку фреона во внешний блок.
- Продолжить снятие по описанной схеме демонтажа настенного устройства.
Колонная сплит система снимается в той же последовательности, что и настенная по схеме:
- Контроль давления и перекачивание фреона.
- Отсоединение связующих магистралей и снятие внешнего блока.
- Отсоединение коммуникаций внутреннего блока и его демонтаж.
Комнатный блок колонник не имеет монтажной пластины ни шпилек крепления (как консольный, кассетный), поэтому процесс демонтажа несколько упрощен.
Снятие кассетной сплит системы происходит по схеме канальной. Демонтаж внутреннего модуля начинается с ослабления гаек крепления и последовательного отсоединения коммуникаций. Отличие от канальной состоит в том, что у кассетной сплит системы нет воздуховодов.
Внутреннее крепление консольной (напольно-потолочной) происходит с помощью шпилек – этот момент надо учесть, отсоединяя блок от стены или потолка. В остальном, процесс демонтажа аналогичен снятию настенного кондиционера.
Общие рекомендации по демонтажу кондиционеров
- При отсоединении проводов, трубок их концы желательно промаркировать и дополнительно зарисовать схему соединения. Если повторная сборка будет выполняться не сразу после демонтажа, то есть риск забыть порядок их крепления.
- Нарушение правил демонтажа может привести к выкачке фреона.
Стоимость закачки хладогена и ремонт сплит системы могут обойтись дороже, чем вызов специалиста для квалифицированного снятия кондиционера.
- Перевозку сплит системы надо выполнять с особой осторожностью. Самая восприимчивая и уязвимая часть системы – вакуумный насос. Его ремонт или замена обойдутся дорого.
- Демонтаж внутреннего блока лучше выполнять втроем. Двое держат, один – откручивает коммуникации и т.д.
- При снятии внутреннего блока сложнее всего добраться к защелкам. Часто приходится убирать крышку испарителя.
За неимением специальных инструментов, некоторые выходят из положения, используя крестовую отвертку и пассатижи.
Демонтаж сплит системы: видео
Демонтаж сплит системы своими руками
Постоянно обновляющийся рынок сбыта радует потребителей все новыми новинками в индустрии производства кондиционеров. Также с наступлением сезона холодов все больше владельцев сплит – систем отказываются от их использования в зимнее время года.
Поэтому актуальной становится тема: демонтаж сплит системы своими руками. Многие ошибочно полагают, что демонтаж – достаточно сложный и невозможный в осуществлении процесс.
На самом деле каждому вполне под силу выполнить процесс снятия кондиционера собственноручно.
В каких случаях действительно требуется демонтаж кондиционера
Основной повод для проведения процедуры снятия устройства – переезд. При смене места жительства или переезде в новый офис не хочется оставлять в помещении приобретенный за свои личные деньги кондиционер.
Если новый владелец не желает приобретать недвижимость с включением в цену стоимости за сплит систему, можно попробовать произвести демонтаж сплит системы самому.
В случае снятия прибора бригадой специалистов, стоимость процедуры может составить цену за новый кондиционер. В этом случае смысла полагаться на специалистов нет.
В конце летнего периода многие владельцы стремятся демонтировать использованную сплит систему, чтобы к следующему летнему сезону приобрести и установить более современную модель. Устаревший же кондиционер можно реализовать, при этом оставшись с прибылью.
Особенности процедуры демонтажа
Демонтаж сплит системы своими руками условно можно разделить на два важных этапа:
- Демонтаж внутреннего блока
- Демонтаж внешнего блока
Перед процедурой следует поставить перед собой важную задачу: главное, при демонтаже сохранить хладагент устройства. Т.е. следить, чтобы не произошла утечка фреона. Следует также следить за уровнем хладагента и своевременно дозаправить его. Эту процедуру можно также провести самостоятельно.
Устройство кондиционера
Чтобы понять, как снять сплит систему самостоятельно, следует обязательно ознакомиться с внутренним устройством прибора. От его знания зависит 50% успеха всей процедуры. А вот неосторожное повреждение кондиционера приведет к плачевным и порой необратимым последствиям.
Изучив основные действия при работе устройства, можно отметить самое уязвимое место в приборе, которое при демонтаже может подвергнуться поломке. В данном случае это вакуумный насос от компрессора. Т.к.
кондиционер зачастую работает длительное время, производители монтируют насос повышенной мощности. Его основанием служат кулачковые роторы. Обычно используется от 2 до 4 одновременно. Они расположены в камере с высокой герметичностью.
Резкие перепады температуры, повышенное давление не оказывают влияния на вакуумный насос. Поэтому при обычном состоянии насоса поломка кондиционера невозможна.
Но любое механическое повреждение насоса способствует снижению производительности кондиционера. Царапина, пыль, грязь, посторонние предметы мешают нормальной работе кондиционера. Прибор затрачивает излишнюю электроэнергию не на непосредственные функции, а на преодоление препятствий. Именно поэтому так важно при демонтаже не повредить важнейший элемент устройства.
Демонтаж внутреннего блока
Неопытному специалисту покажется процедура снятия достаточно простой: открепить от стены и выдернуть трубки. На самом же деле, чтобы правильно снять внутренний блок, надо соблюдать основную последовательность действий и рекомендации:
- Внутренний блок сплит системы крепится на специальной системе защелок. Устройство любого кондиционера снабжено защитой от снятия защелок. Производители ставят охранную систему потому, что на верхних частях защелок находится блок для испарения. Любое внешнее колебание этого блока приводит к поломке прибора. Производители рекомендуют пользоваться специальным прибором для снятия защелок. Можно самостоятельно, пользуясь небольшим инструментом, окончательно произвести процедуру расщелкивания. Рекомендуется действовать очень аккуратно и внимательно, чтобы не повредить трубки испарителя.
- Чтобы снять систему защиты, стоит убрать внешнюю крышку устройства. Крепления крышки имеют направление на стену. Чтобы беспрепятственно снять крышку, стоит воспользоваться крестовой отверткой, а проворачивать крепежные винты следует, удерживая их пассатижами.
- Демонтаж внутреннего блока нельзя проводить одному. Необходимо 2 человека для удержания конструкции и 1 для проведения процедуры снятия. В случае демонтажа внутреннего блока одним человеком, возникает высокий риск падения всей конструкции со стены и ее неизбежной поломке.
Не менее важно проведение качественного демонтажа внешнего блока сплит системы. Здесь также нужна особая аккуратность, внимательность и четкая последовательность действий. Потребуются базовые навыки работы с механикой, электричеством и знание внутреннего устройства прибора.
Этапы демонтажа:
- Чтобы беспрепятственно снять внешний блок, рекомендуется выполнять действия строго по инструкции. Сплит систему следует включить и перевести ее на режим «холод».
- Открутить гайки на шлангах прибора
- К порту на внешнем блоке надо подключить манометр для контроля давления.
- Необходимо перекрыть подачу высокого давления на прибор. Для этого необходимо повернуть вентиль. В этом случае при отсутствии давления фреон не будет поступать, и кондиционер перейдет на режим работы «всос». При этом насос произведет засасывание всего фреона в контур блока.
- За контуром также следует внимательно следить и контролировать его давление. Когда манометр покажет уровень давления – 0, следует закрыть порт с низким давлением. Он расположен также на внешнем блоке.
- Устройство надо отключить от сети и снять все провода.
- Открутить все трубы устройства, как на внешнем, так и на внутреннем блоках.
- Убрать слив.
- Трубы блоков необходимо обрезать. Это можно совершить с помощью кусачек. Таким образом, можно добиться полнейшей герметизации и предотвратить попадания в трубы грязи, пыли, влаги и т.д.
- Крепежные винты блока следует открутить. Это поможет снять устройство со стены. Стоит помнить, что внешний блок может достигать 60 кг веса, поэтому стоит действовать с максимальной осторожностью. Оптимальный вариант – проведение процедуры вдвоем.
- Упакуйте прибор в крепкую упаковку.
Основные риски при проведении демонтажа
- Помните, что кондиционер с находящимся внутри него хладагентом нельзя транспортировать. Фреон в кондиционере циркулирует под высоким давлением. Если в этот момент попытаться его транспортировать, это приведет к взрыву. Это может выглядеть, как громкий хлопок, мощный взрыв, а может быть и просто в виде шипения. В любом случае это означает безвозвратную порчу сплит системы.
- При демонтаже следует работать крайне осторожно. В прибор может попасть грязь, пыль, влага. Влага может попасть в камеру испарения и в трубы. Все это приводит к поломке устройства.
- Необходимо внимательно следить за уровнем давления. Сильно резкий его скачок в любом направлении влечет за собой непоправимые потери.
- При транспортировке стоит следить за состоянием труб от кондиционера. Они не должны ломаться, изгибаться, подвергаться проколам.
- Пользуйтесь только проверенным и рекомендованным оборудованием. Инструменты не должны нарушить внутреннее устройство прибора.
Процесс демонтажа сплит системы нельзя назвать слишком сложным. Однако следует отнестись к нему со всей серьезностью. После снятия устройства следует определиться с местом его хранения. Оно должно быть комфортной комнатной температуры без излишней влажности.
При соблюдении этих условий хранения кондиционеру ничего не повредит.
Как демонтировать кондиционер своими руками?
Встречаются ситуации, когда требуется демонтаж системы кондиционирования. К примеру, вы запланировали капитальный ремонт, перенос кондиционера или переезд.
Чтобы демонтировать сплит-систему, необходимо знать особенности данной операции. Рассмотрим последовательность действий при демонтаже кондиционера, а также последствия некорректного демонтажа системы кондиционирования.
В каких случаях не нужно снимать кондиционер
Исходя из масштабов планируемого ремонта и плотности прилегания внутреннего блока к стенке, вместо того, чтобы сразу начать демонтировать систему кондиционирования, можно прибегнуть к другому способу решения вопроса.
Случай № 1
Если вы планируете переклеить обои и промежуток между стенкой и внутренним блоком достаточно большой, то необязательно демонтировать весь кондиционер, достаточно отсоединить блок от пластины.
Случай № 2
Если при ремонте вы планируете штукатурить и выравнивать стены, то можно также демонтировать только внутренний блок. По окончании ремонта протяжённости коммуникации должно хватать для обратного монтажа модуля.
Случай № 3
Встречаются случаи, когда блок необходимо демонтировать с трассой. Это может быть вызвано рядом обстоятельств:
- запланировано «понижение» потолка;
- гайки присоединения трассы к модулю располагаются в стене;
- с целью недопущения соединения гаек внутри стенки после ремонта;
- для перемещения внутреннего блока.
Случай № 1Случай № 2
Как снять кондиционер со стены самостоятельно: инструкция
Перед началом снятия сплит-системы, нужно подготовить не только обычные бытовые инструменты, но и профессиональные.
К необходимым инструментам для демонтажа сплит-системы относятся:
- труборез;
- бокорез;
- строительный нож;
- крестовая и интегральная отвёртки;
- торцевые ключи-шестигранники;
- манометрический коллектор;
- рожковые и разводные ключи;
- дрель;
- шуруповёрт.
В ряде случаев может понадобиться страховочное снаряжение.
Подготовительный этап
После подготовки инструмента изучите рекомендации специалистов по правильному демонтажу системы кондиционирования. Большинство пренебрегает рекомендациями профессионалов, после чего кондиционер демонтируется с множеством ошибок.
Интересно:
Демонтаж без закачки фреона в устройство приводит к его утечке. Восстановить фреон затем достаточно непросто и дорого. Минимальная сумма финансовых затрат — четыре тысячи рублей.
Спуск фреона
Предусмотрено три основных метода, как произвести демонтаж кондиционера собственноручно:
- разбор с выпусканием фреона;
- сохранение фреона в приборе;
- сбережение хладагента в полном объёме благодаря применению особой методики и специализированного оборудования.
Последний метод позволяет получить максимальный эффект без потерь, но остальные методы также широко используются.
Полезно:
По компетентному мнению специалистов, рекомендуется сохранять фреон в полном объёме для того, чтобы при повторной установке не возникли проблемные вопросы.
Перед проведением работ внимательно рассмотрите конструктивные особенности системы кондиционирования. Она представляет собой замкнутый контур с хладагентом и включает компрессор, испаритель с конденсатором и систему медных трубок для соединения всех составляющих элементов и обеспечения подачи и отбора хладагента.
Совет
Для отключения системы кондиционирования без потери хладагента нужно закачать его в конденсатор.
Это возможно при функционировании в режиме охлаждения посредством перекрытия вентиля от изделия к трубочке. Для перекачки фреона в полном объёме потребуется не более одной минуты.
После перекачки необходимо перекрыть вентиль на трубке. С помощью данной операции вы сможете прекратить полную подачу газа.
Демонтаж
Работы начинаются со снятия внешнего блока. Для этого сначала необходимо отсоединить медные трубки. Трубки обрезаются на расстоянии порядка двадцати сантиметров от штуцера, а после зачеканить срезы для полной герметизации.
Совет:
При длительном хранении устройства в разобранном состоянии медные трубки заполняются азотом, обеспечивают герметичность для предотвращения окисления.
Работы начинаются со снятия внешнего блока
Наружный блок
После отсоединения медных трубок устраните тепловую изоляцию. Желательно, чтобы операция производились двумя людьми: один будет работать снаружи здания, а другой внутри помещения. Это значительно упростит и ускорит процесс.
Так, один человек произведёт отключение электрической энергии, а другой отсоединит провода.
Трубки следует выпрямить, чтобы они смогли пройти сквозь отверстия в стенке. Далее, к ним прикручивается конец кабеля, перетаскиваемого в помещение. После этого откручиваются гайки, которые поддерживают внешний блок на кронштейнах.
В завершении операции блок снимают и перетаскивают в здание. Хранение его возможно только вертикально.
Отсоединение компрессора
Компрессор очень важно демонтировать правильным образом. Для этого необходимо произвести следующие операции:
- Снять крышку с внешнего модуля.
- Отсоединить трубки всасывания и нагнетания.
- Обесточить электропроводку.
- Открутить крепёж конденсатора и вентилятора.
- Вытащить конденсатор.
- Удалить крепления и произвести демонтаж компрессора.
При данной последовательности мероприятий устраняется возможность дефекта труб и становится возможным проведение ремонта прочих узлов.
Внутренний блок
Имеются случаи, когда хозяева ограничиваются демонтированием только внешнего блока. К примеру, при ремонте компрессора. Когда требуется удаление всей сплит-системы, важно учитывать имеющиеся нюансы демонтажа внутреннего блока.
Чтобы демонтировать внутренний модуль кондиционера, необходимо выполнить следующие действия:
- Снять крышку корпуса, ориентируясь на указатели, находящиеся в нижней части изделия.
- Отсоединить электрокабель путём откручивания от клемм, после чего осторожно вынуть из сплит-системы.
- Отцепить патрубок, установив заранее резервуар, оттуда может вытечь жидкость.
- Снять теплоизолятор и отсоединить трубопровод с хладагентом.
- Открутить осторожно трубки как при снятии внешнего блока, и замотать их изолирующей лентой, либо закрутить крышками.
Совет! Трубки также можно обрезать, стиснуть и после этого закрутить. Главная цель — предотвращение их загрязнения.
- Аккуратно демонтировать внутренний модуль и удалить установочную пластинку.
Особенности работы в зимнее время
В холодную погоду закачать хладагент в конденсатор практически невозможно: масло сильно густеет, и при попытке подключить кондиционер в данной ситуации, легко может возникнуть неисправность нагнетателя. Эта ситуация не страшна моделям кондиционеров, которые оснащены специальным зимним комплектом. Комплектация включает подогрев картера компрессора и дренажа, а также замедлитель скорости вращения вентилятора.
Если же у вас установлена модель без данной комплектации, то фреон можно перекачать посредством манометрической станции для сбора газа.
Подключение данной станции производится к клапану шредера, подобно манометрическому коллектору.
Последствия неправильного демонтажа
Приведём ряд вероятных последствий при некорректном демонтировании системы кондиционирования вручную:
- Потеря герметичности охладительного контура и утечка фреона. Устранение этой неприятной ситуации потребует значительных финансовых вложений.
- Засорение внутреннего контура системы пылью, проникновение внутрь влаги. Эти обстоятельства особенно воздействуют на функционирование компрессора, и на работу кондиционера в общем. Поэтому, нельзя выполнять снятие изделия в дождливую и снежную погоду.
- Падение тяжёлого внешнего блока с высоты. Даже если изделие упадёт с небольшой высоты, в большей части случаев это приведёт к его поломке и замене.
- Механическое повреждение поверхности внешнего модуля и других элементов, которое способно вызвать разгерметизацию контура. Даже малейшая трещина может вызвать утечку газа, и попадание внутрь пыли и влаги.
Посмотрите видео о том, как снять кондиционер4 ноября 2018, 12:12 Окт 28, 2018 16:13 О правонарушениях Ссылка на текущую статью