Магистральный газопровод: нюансы проектирования и строительства
Table of Contents
Особенности проектирования магистральных газопроводов
На сегодняшний день природный газ используется очень широко, как в промышленных целях, так и в быту, а также в производстве различной продукции, в том числе и сельскохозяйственной.
Такая популярность газа, как производственного ресурса, объясняется его дешевизной, полнотой сгорания, простотой и быстротой транспортировки, а также экологичностью, что не менее важно при современных требованиях по защите окружающей среды.
Транспортировка газа из мест добычи до потребителей происходит при помощи газопроводов, которые разделяются на магистральные, по ним происходит доставка сырья на большие расстояния, и системы распределительных сетей, передача газа от распределительных станций к конечным потребителям. В месте с высокой востребованностью магистральных газопроводов, их строительство и проектирование является очень сложным процессом.
Обратите внимание
Проектирование систем магистральных газопроводов – сложнейший этап в строительстве систем газификации объектов, который требует от инженеров-проектировщиков и подрядчиков полного следования нормативным документам.
Благодаря процессу проектирования можно уже на первоначальных этапах определить маршрут прокладки трубопровода и размер необходимых труб, установить основные показатели и особенности источника газоснабжения, а также выявить потенциальные проблемы при прокладке системы.
Проектирование газопроводов проходит в 6 этапов:
– предпроектный период;
– непосредственное проектирование;
– выбор соответствующего оборудования и его монтаж;
– тестирование системы;
– пуско-наладочные работы;
– дальнейшее техспоровождение.
При этом каждый из этапов требует соблюдения строительных норм и соответствующих ГОСТов.
В частности на этапе проектирования принимается во внимание различные характеристики участка, по которому будет осуществляться прокладка газопровода, такие как грунтовые, архитектурные и ландшафтные условия.
Кроме того проектировщик должен предусмотреть возможность дальнейшего развития территории, например строительства на ней промышленного предприятия или жилых объектов.
Исходя из этого, устанавливается тип системы. Так для обеспечения газом жилых или общественных объектов будет достаточно газопровода низкого давления.
Кроме того, к нему можно будет подсоединить огромное число мелких потребителей, и даже небольшие отопительные котельные.
Если на участке располагаются крупные коммунальные организации и производственные предприятия, то целесообразна прокладка газопровода среднего и высокого давления, которые довольно часто используются для снабжения ресурсом различных населенных пунктов.
Перед тем как осуществляют монтаж системы и определяются с трассой, проводят технические расчеты, которые позволяют установить требуемый диаметр труб исходя из будущих объемов потребления газа всеми потребителями в пиковые часы.
Важно
При прокладке трубопровода подрядчики должны четко следовать установленным строительным нормам и правилам, а сами работы выполняться с использованием специализированного оборудования и техники.
Газопровод может быть проложен, как под землей, так и над ней. Здесь важно определить тип грунта, а также степень его размыва и промерзания.
Это делается с целью предупреждения вероятных неисправностей и повреждений.
После того как весь газопровод будет смонтирован необходимо провести, с помощью продувки трубопровода воздухом в течение определенного времени, тестирование автоматики и всей системы в целом.
Без надлежащего технического обслуживания нельзя гарантировать бесперебойную и продолжительную работу газопровода.
Во время техобслуживания происходит визуальный осмотр системы и установленного оборудования, проверяется состояние резьбовых соединений, работа сигнализации и различных схем защиты.
Кроме того, при необходимости производят чистку фильтров, заменяют устаревшие детали, а также проводят другие восстановительные мероприятия.
Поделиться статьей в социальных сетях
Рекомендации при формировании проектных решений по строительству газопровода
В структуру ЕСГ (Единой системы газового снабжения, — ред.) Российской федерации входят добывающие предприятия, транспортная магистральная сеть, а также комплексная система распределения углеводородных ресурсов со всей производственной инфраструктурой.
Все эти элементы находятся в тесной технологической связи, управление и координацию которых обеспечивает государственная корпорация ОАО «Газпром».
Именно эта организация координирует деятельность всех своих структурных подразделений и принимает решение по их развитию (модернизация, реконструкция, новое строительство и т.д.).
Совет
Одним из важных направлений всей этой системы является проектирование, строительство и развитие, а также эксплуатация газовых магистральных трубопроводов. При создании новых участков газотранспортной сети, в первую очередь, смотрят на перспективу развития мощностей.
Кроме того, в этом случае необходимо ориентироваться на состояние и динамику параметров всей газовой системы в целом (в части ее касающейся), а именно: системы распределительных газопроводов, в том-числе отводящих и перемыкающих, комплексов газовой добычи, ПХГ (Подземные газовые хранилища, — ред.), ГРС (Газово-распределительные станции, — ред.) и др.
Есть и обратная связь – когда система показателей проектируемых магистральных систем сама влияет на показатели газовых производственных объектов.
В настоящее время при разработке проектных решений по строительству магистрального газопровода применяется нормативный технологический регламент, который предусматривает проведение соответствующих оптимизационных и гидравлических расчетов. После их проведения выбирается самый дешевый сценарий строительства.
Причем в этом нормативе все производственные элементы проектируемого газового производственного объекта рассматриваются в автономном режиме, исходя из того же принципа экономичности.
Но, практика показывает, что данный подход для строительства магистральных газовых трубопроводов явно недостаточный – он не отражает все возможные особенности и нюансы, которые могут возникнуть при эксплуатации объекта.
Для решения этой проблемы специалистами отрасли были разработанные специальные рекомендации, которые имели уже системный характер и учитывали следующие факторы:
- Финансово-экономическая эффективность (производительность, объемы, рентабельность и др.)
- Оптимальная и рациональная система распределения продукта как внутри страны, так и для экспортных поставок. Причём этот процесс должен быть ориентирован на спрос, в том числе перспективный.
- Оптимальная (наиболее полная) загрузка всей газотранспортной сети.
- Оценка изменения колебаний спроса во всей системе газораспределения, в том числе необходимых запасов и резервов на всей технологической стадии производственного процесса.
- Обеспечение высокой степени надежности функционирования всех производственных элементов единой системы газового распределения.
- Обеспечение системы бесперебойного снабжения топлива потребителей, даже в случае централизованного снижения поставок газа или возникновения аварий и других технических инцидентов, происшедших на магистральном трубопроводе.
Для эффективного развития газотранспортной системы, прежде всего, необходимо оценить потребности в продукте на внутреннем рынке (с учетом перспективного развития регионов), а также экспортный потенциал отрасли.
Следующий этап предполагает уже конкретные варианты развития единой системы газораспределения, а именно: более эффективную разработку действующих газовых месторождений, освоение новых, а также реконструкция и строительство магистральных газовых транспортных объектов, а также газовых распределительных систем.
Именно на этой стадии и начинается система отбора вариантов исходя из их эффективности. Здесь необходимо учитывать следующий момент – рентабельность нового производственного объекта должна рассматриваться только в рамках единой замкнутой системы, а не по отдельным ее элементам.
Обратите внимание
Для этого, как раз и необходимо полное системное исследования газовой транспортной системы со всей ее производственной инфраструктурой.
Проектные решения по объекту должны приниматься поэтапно. Причём основные параметры исчисляются исходя из системных показателей, а касающиеся отдельного технического участка оцениваются на локальном уровне.
Документом, который согласован между всеми заинтересованными сторонами, а также принят и утверждён ими, является техническое задание.
Строительство магистральных трубопроводов – методы и этапы работ
13.11.2016 17:53
Магистральные трубопроводы – это трубопроводы, а также различные отводы от основной трубы, диаметр которых может быть различным (максимально до 1420 миллиметров), в зависимости от того, что они будут транспортировать. И конечно трубы должны выдерживать давление, под которым будет транспортироваться вещество, оно может быть от 1,2 МПа и до 10 МПа.
Данная система может быть использована для различной продукции, например: чистая нефть или ее продукты обработки, электроэнергию, воду для отопительных систем и водоснабжений, газ и прочее.
Подборка труб осуществляется только, после полного исследования необходимых нюансов: интенсивность движения транспортных средств, минимальный и максимальный их вес, состава земельного грунта, климатических условий, естественных препятствий (надземные и подземные воды, неровности в земной поверхности и многое другое).
Согласно общей классификации магистральные трубопроводы могут быть подземными, надземными, подводными. Надземный трубопровод строится в специальных возведенных конструкциях, которые будут защищены от внешних факторов и повреждений.
И при этом никаких неудобств, для проходящего по магистрали транспорта. Для подземных трубопроводов сооружаются специальные траншеи, в которые закапывают трубы.
Но необходимо учитывать многие факторы – состав земельного грунта, глубину самой траншеи или канавы, диаметр труб. На низ канавы должен быть засыпан песок или же другой материал. Засыпают трубы несколькими шарами укладки.
Но прежде чем подземный трубопровод будет засыпан его обязательно, проверяют на наличие трещин или других различных повреждений, что конечно, обеспечит его безопасность и длительность в использовании.
Подготовительный этап
Строительство магистральных трубопроводовочень сложный и длительный процесс. В первую очередь необходимо подготовить все соответствующие документы. Одним из главных есть – проект трубопровода.
Он включает в себя целый комплекс документов технического характера (расчеты, сметы, чертежи прохождения самого трубопровода и много еще других, которые нужны для начала строительства).
Важно
В данной документации в обязательном порядке указывается все точные характеристики труб (диаметр, рабочее давление, количество станций, которые будут заниматься перекачкой продукции).
Но кроме технико-экономической документации, должен быть еще создан проект, который включает в себя все исследования внешней среды (экологические факторы, изучение грунтового состава, географическое расположение и другие данные). Весь этот комплект документации в обязательном порядке должен быть создан для удобства и полной безопасности транспортным средствам, ближайшим населенным пунктам и внешней среде.
Проект – является основным конечным документом, в котором указываются не только технические, но и экономические расчеты. Учитывая при этом сохранение окружающей среды и организационные вопросы по строительству, общая стоимость всего строительства трубопровода.
Ограничения в строительстве
При строительстве магистрального трубопровода существует множество ограничений, которые указаны во многих законопроектах, стандартах и технических требованиях.
Следует знать, что трубопроводы ни в коем случае нельзя прокладывать в различных населенных пунктах, на земельных территориях, которые занимаются сельскохозяйственными работами, аэродромах, железнодорожных станциях, портах, пристанях.
А также, нельзя совмещать магистральные трубы с электрическими кабелями, кабелями, которые служат для связи и, конечно же, с другими трубопроводами.
Если возникает потребность провести трубопровод совместно с кабелями связи, тогда для этого нужно согласование с Министерством связи Российской федерации. Все расстояния указаны в соответствующих государственных стандартах, которые нельзя ни в коем случае нарушать.
А заглубление трубопровода в полной мере зависит от рабочего диаметра труб, которых нужно проложить. Но основные ограничения это – от 0,8 метра и до одного метра глубиной.
И как во всех правилах есть исключения – если территория, на которой будут прокладываться трубы, подлежит осушению (торфяной грунт, болота), тогда глубина канавы должна быть не меньше 1,1 метра.
А вот в местности, где превосходство имеют скалы и болота, где нет проезжей части, глубина траншеи составляет всего 0,6 метра.
Правильный выбор труб
Единственный материал, из которого должны быть изготовлены данные трубы это – сталь. Классифицируют их три составных – без швов, с прямым швом, которые свариваются электрической сваркой и трубы со спиральным швом их можно сваривать обычной сваркой.
Для труб различных диаметров, в свою очередь, также используют различные виды стали. Например, если рабочий диаметр трубы будет до пятисот миллиметров, тогда можно использовать спокойные и полуспокойные углеродистые и низколегированные виды стали.
Когда диаметр достигает одной тысячи двадцать миллиметров, тогда используется спокойные и полуспокойные низколегированные виды стали. А вот для диаметра тысячи четыреста двадцать миллиметров – низколегированные стали, термически или же термомеханически упрочненном состоянии. Само спаянное место труб, должно по прочности соответствовать основному металлу.
Совет
Неровность шва, не может быть более, чем полтора миллиметра на один метр длины трубы. Исходя из этого, общая кривизна составляет 0,2 процента всей длины трубы. Заводы, которые занимаются производством данных изделий, имеют свои стандарты и выпускают трубы длиной от 10,5 до 11,6 метра.
Но прежде чем попасть в эксплуатацию трубы проходят обязательную проверку – «рентген», который позволяет вовремя заметить дефектные места и предотвратить расхождение шва во время эксплуатации трубы.
Общие положения охраны магистрального трубопровода
Существуют основные правила охраны магистральных трубопроводов, разработанные специальными службами. Эти правила обеспечивают соответствующие условия эксплуатации трубопроводов, возможность избежание несчастных случаев во время транспортировки нефтяной продукции, различных видов газов.
Данные положения есть обязательными для соблюдения, и выполнения их предприятиями трубопроводного транспорта. Органы местного управления должны владеть определенными документами, и соответственно, предоставлять их личностям или же организациям, которые хотят проводить различные действия в районе строительства трубопровода.
Население, не реже одного раза в три месяца, должно получать полную информацию от предприятия трубопроводного транспорта через местные информационные органы (печатные издания, радио, местное телевидение) о четких местах прохождения магистрального трубопровода.
Кроме общих правил к каждому трубопроводу должны быть разработаны определенные нормативные документы, которые будут обеспечивать безопасность магистральных трубопроводов.
Объекты, подходящие по структуре к данным правилам, относятся к объектам с повышенной опасностью. Это определяется совокуплением процесса перекачки, и небезопасных свойств, самого перекачиваемого вещества.
Если происходит, нарушение конструкции трубы, тогда возможен разрыв стали и даже грунта, которым накрыта труба. Возможность возгорания, взрыв, который может привести к большим разрушениям вокруг трубопровода, выход токсических веществ в окружающую среду, удушающий дым, пожар и другие опасные факторы для людей и природы.
Обратите внимание
По всей трассе, где проходит трубопровод, должны стоять специальные указатели, высота которых соответствует полтора – два метра от земли. Такие указатели должны хорошо быть видны и очередность их через каждые пятисот метров, плюс на всех углах поворотах.
На таких щитах указывается наименование и состав сооружений, технические характеристики, размеры охранной зоны, номера телефонной связи и адреса аварийных служб, которые занимаются эксплуатацией данного участка. Если проходит пересечение шоссе и трубопровода, тогда на таких местах устанавливаются дорожные знаки, запрещающие парковку транспортных средств.
Охранные зоны
Для того что бы избежать различного рода повреждений, устанавливаются охранные зоны магистральных трубопроводов.
Они включают в себя огражденные земельные участки, длиной двадцать пять метров от основной оси трубопровода, с каждой его стороны, в том случае если транспортируется газ природного происхождения, нефть или продукты ее переработки.
Если по трубам подается газы сжиженного характера, нестабильный бензин – тогда участок занимает сто метровую длину с каждой стороны. Даже если эти участки земли используются для сельскохозяйственных работ или других целях, работы на них не прекращаются.
Но со стороны хозяев требуется полное соблюдение технических правил в целях безопасности.
Но категорически запрещается проводить различные работы, которые могут привести к повреждению целостности трубопровода и нормальной его функциональности (повреждение специализированных знаков, открытие люков, калиток, дверей и прочее). Устраивать на охранных зонах мусорные свалки, утилизировать разнообразные химические вещества.
Без письменного разрешения нельзя проводить различного рода постройки ближе, чем тысячу метров от оси трубопровода, а также организовывать массовые спортивные мероприятия с участием большого количества людей, загоны животных.
Запрещается проводить высадку деревьев, кустарников. Строить амбары для хранения кормов, удобрений, сена.
Предприятиям, которые занимаются трубопроводным транспортом, разрешается подъезжать к объекту только по установленным схемам подъезда.
Важно
Но когда возникают аварийные ситуации, тогда разрешается подъезд со всех сторон оси трубопровода для своевременной доставки необходимой техники материалов для полного устранения неполадок.
Впоследствии аварий составляется акт, в котором фиксируется весь материальный ущерб и какой погашается за счет землевладельца.
Когда трубопровод проходит через запретные зоны для общего пользования, тогда работники обслуживающие конкретный участок трубопровода получают специальные удостоверения, обеспечивающие им свободный проход в этой зоне, для технических работ.
При необходимости предприятия трубопроводного транспорта имеют право на вырубку деревьев, кустарников в охранных зонах, но только с оформлением билетов, которые дают разрешение на данную процедуру.
Все работы в охранных зонах могут производиться, только при получении специального разрешения, которое выдается после предъявления всей необходимой исполнительной технической документации, где изображены действующие магистральные трубопроводы.
Большая Энциклопедия Нефти и Газа
Cтраница 1
Строительство магистральных газопроводов имеет существенные особенности.
Большая часть газопроводов строится в необжитых районах страны, на значительных расстояниях от населенных пунктов и благоустроенных транспортных коммуникаций.
Работы по сооружению собственно трубопровода имеют линейный характер, при котором продукт труда ( трубопровод) не движется, а средства труда ( люди, механизмы) перемещаются. [1]
Строительство магистральных газопроводов в СССР начато в годы Отечественной войны. В 1943 г. были введены в эксплуатацию газопровод Похвистнево – Куйбышев ( из месторождений Куйбышевской области) и газопровод в г. Саратов. [2]
Совет
Строительство магистральных газопроводов и ожидаемое увеличение подачи природного газа в Ленинград, хотя и существенным образом изменит структуру топливного баланса Ленинградского экономического района, но тем не менее в ней по-прежнему главное место будет занимать твердое, в том числе и дальнепривозное топливо, причем невысокого качества. Доля природного и сланцевого газа в общем потреблении естественных ( первичных) топливных ресурсов Ленинградского экономического района может достигнуть значительной величины ( до 46 %), что, конечно, само по себе будет большим успехом в борьбе за технический прогресс и быстрейшее развитие производительных сил. [3]
Строительство магистральных газопроводов позволяет широко использовать для различных процессов химической переработки природный газ не только в местах его добычи, но и в других районах, что создает условия для равномерного размещения заводов по территории страны. [4]
Строительство магистральных газопроводов позволило транспортировать газ на далекие расстояния, однако достаточного опыта для эффективного транспорта сжиженного раза по системе трубопроводов еще нет, хотя этот способ имеет несомненные преимущества. [5]
Строительство магистральных газопроводов, как и вообще магистральных трубопроводов, является линейным строительством ( фиг.
Основные его особенности – это большая протяженность фронта работ с многократным повторением всех технологических операций строительства, производство работ на неподготовленной территории, при различных климатических условиях и неизбежность выполнения работ под открытым небом при подвижности фронта работ; все это требует оперативности в руководстве работами, четкой организации материально-технического снабжения и бытового обслуживания рабочих. [6]
Строительство магистрального газопровода Уренгой-Грязо – вец протяженностью 2240 км было начато ( период подготовки) в 1979 г.
Трасса характеризуется высоким уровнем заболоченности и обводненности, залесенностью практически на всем протяжении.
Достигнутый потоками темп строительства в среднем 8 1 км в месяц характерен для старой ( подрядной) структуры строительных организаций и соответствует средним показателям десятой пятилетки. [8]
Обратите внимание
Длястроительства магистральных газопроводов используют трубы диаметром 1420 мм, которые изготавливают на Харцыз-ском ( ХТЗ) и Волжском ( ВТЗ) трубных заводах. Первый выпускает прямошовные трубы с двумя сварными швами, второй – спиральные трубы из сваренных встык листов. Некоторое количество труб поставляется по импорту. [9]
Длястроительства магистральных газопроводов, а также трубопроводов компрессорных и газораспределительных станций применяют трубы стальные бесшовные, электросварные прямошовные, спиральношовные и трубы специальных конструкций, изготовленные из спокойных и полуспокойных углеродистых сталей диаметром до 500 мм включительно и из спокойных и полуспокойных низколегированных сталей диаметром более 500 мм. [10]
Управлениестроительством магистральных газопроводов сосредоточено в Государственном производственном комитете по газовой промышленности СССР.
В ведении комитета имеются крупные проектные организации, ведущие изыскания и комплексное проектирование газопроводов. Строительно-монтажные работы выполняют специализированные по видам работ тресты.
Функции генеральных подрядчиков возложены на тресты, выполняющие изоляционные и укладочные работы, а также работы по строительству наземных сооружений. [11]
Пристроительстве магистральных газопроводов, которые нередко приходится прокладывать по бездорожью и в различных климатических зонах ( тайга, пустыня, горные районы и др.), а дальность доставки труб от железнодорожных станций и пристаней достигает десятков и даже сотен километров, особое значение имеет четкая работа автотранспорта. [12]
Качающаяся опора подвесного трубопровода. [13] |
Пристроительстве магистральных газопроводов в некоторых случаях применяется наземная укладка трубопровода путем подвешивания его на опорах. [14]
Настроительстве магистральных газопроводов для сварки труб применяются: автоматическая дуговая сварка под слоем флюса, полуавтоматическая – в струе защитных газов, электроконтактная и ручная дуговая сварка. Однако при ремонте магистральных газопроводов и ликвидации различного рода аварий применяется исключительно ручная дуговая сварка. [15]
Страницы: 1 2 3 4
Магистральный газопровод: классификация и определение :
Магистральный газопровод представляет собой комплекс специальных сооружений. Он предназначен для транспортировки горючего сырья с участка добычи либо производства к конечным потребителям. Магистральный газопровод может быть высокого, среднего и низкого давления. Соответственно, различают комплексы 1, 2 и 3-го классов.
Производительность
Она определяется в соответствии с данными по топливно-энергетическому балансу тех районов, в которых предполагается строительство магистральных газопроводов, по показателям годового рационального количества сырья. При этом учитывается объем его использования в перспективе.
Для повышения производительности на различных участках могут сооружаться лупинги. При расчете стационарного режима работы в процессе решения ряда задач их расположение не имеет значения.
Существенному увеличению производительности способствуют центробежные нагнетатели с приводами от турбин либо электромоторов высокой мощности.
Автоматическое регулирование
Чтобы охарактеризовать управление магистральных газопроводов, необходимо установить устойчивость всей системы и проанализировать несформированные процессы в комплексе, осуществляющем дальнюю транспортировку сырья.
Последнее выступает в качестве одного из основных факторов, влияющих на выбор конкретного автоматического регулирования производительности. Течение переходных процессов не должно происходить произвольно. Как правило, они обладают затухающим характером.
Важно
В процессе расчета и последующего изучения динамики процессов управления производительностью магистральных газопроводов специалисты имеют дело с инерцией. Она обусловлена движением потока горючего сырья. Вместе с этим работа магистральных газопроводах сопровождается малоинерционными процессами.
Они возникают под воздействием масс подвижных деталей компрессионных аппаратов. В связи со сложностью устройства автоматизированного комплекса, допускается рассмотрение воздействия этих факторов по отдельности. Руководство всей системой осуществляется госкомпанией. В РФ это ОАО “Газпром”.
Магистральные газопроводы: обозначения
Знаки выступают в качестве предупреждающих и информационных средств. Они обеспечивают визуальное распознавание комплексов, определяют участок, по которому проходит магистральный газопровод, в ходе выполнения каких-либо мероприятий в пределах его охранной зоны. Знаки являются неотъемлемым элементом комплексов.
Их наличие указывает на то, что предприятие соблюдает правила магистральных газопроводов. Знаки закрепления нитей трассы на местности устанавливаются для привязки комплекса на конкретной территории, обозначения площади охранной зоны, а также глубины залегания элементов. Они выглядят как столбики, оборудованные двумя плакатами.
На первом приведена информация о ширине территории, находящейся под охраной, месте залегания и дополнительных технических характеристик. Его закрепляют вертикально. Второй плакат используется для визуального обнаружения необходимых участков с воздуха. Он закрепляется под небольшим уклоном к поверхности земли (не больше 30- град.).
На нем указывается расстояние по всей трассе (в километрах).
Проектирование
Магистральный газопровод создается в несколько этапов. В первую очередь проводится предпроектная подготовка. Этот процесс базируется на выборе основного оборудования. При проектировании учитывается объем топлива, которое будет использоваться, мощность, которой будет обладать станция.
Магистральный газопровод разрабатывается в соответствии с показателями давления, необходимого для функционирования горелок и прочих систем потребления. При наличии расчетов по тепловой нагрузке необходимо уточнение возможности газификации. Для этого следует иметь в распоряжении ситуационную карту территории.
Все условия, в которых будет осуществляться эксплуатация магистральных газопроводов, должны соответствовать положениям СНиП.
Точка врезки
Она определяется инженерами, которые учитывают большое количество различных факторов. Если магистральный газопровод расположен возле объекта, где находятся потенциальные потребители, это еще не означает, что врезка будет осуществляться именно к нему. Точка может располагаться в трассе, которая располагается и в отдалении, вплоть до нескольких километров.
При определении участка врезки учитываются технические возможности обеспечения потенциальных потребителей необходимым объемом сырья с определенным давлением. Кроме этого, должны предусматриваться условия, при которых можно будет осуществить ремонт магистрального газопровода. Проектирование является сложным и достаточно трудоемким процессом.
Целесообразнее доверить его компетентным специалистам.
Подключение
Для врезки в газопровод необходимо:
- Получить документацию и техусловия на присоединение к уже действующей системе.
- Согласовать проект с контрольными инстанциями.
- Выполнить монтаж внешнего и внутридомового газопроводов.
- Разработать и передать исполнительно-технические документы на предприятия, обслуживающие здания.
- Получить книжку абонента.
Переходы
Они могут быть даух типов: под- и надводными. Первые устраиваются перпендикулярно оси водного потока. При обустройстве переходов предусматриваются допустимые промежутки между параллельно расположенными трубопроводами в зависимости от их диаметра.
Глубина залегания при этом должна быть не менее полуметра от уровня предположительного размыва дна до поверхности трассы и не менее 1 м от проектных отметок. В процессе строительства переходов через обводненные либо водные участки для предотвращения всплытия трубы оснащают специальными грузами.
Также может осуществляться сплошное бетонирование либо засыпка минеральным грунтом.
К участкам проходов через разного рода препятствия (как естественные, так и искусственные) предъявляются требования, соблюдение которых обеспечивает надежность эксплуатации трубопроводов и безопасное их использование в дальнейшем.
Метод сооружения выбирается в соответствии со сравнительным анализом показателей нескольких способов. Полости переходов очищаются с помощью промывки. Надземные элементы могут быть арочными, висячими либо балочными.
Выбор в данном случае зависит от условий, в которых осуществляется строительство.
Надземные переходы используются на переходах через овраги, небольшие реки и пр. В балочной конструкции предусматривается самонесущая труба. Переход висячего типа могут быть вантовыми, провисающими и гибкими. В последних крепление осуществляется с помощью подвесок к нескольким (или одному) тросам. Они перекидываются через пилоны.
В вантовых системах удержание трубы в проектном положении осуществляется за счет наклонных тросов либо жестких ферм. Арочные переходы используются преимущественно при пересечении каналов. В их составе присутствуют жесткие конструкции. В провисающих переходах газопровод свободно провисает под собственным весом и массой топлива.
Компрессорные установки
Такие станции применяются для поддержания давления, обеспечения перемещения газа в установленных объемах. Они сооружаются по пути всей трассы. В компрессионных станциях осуществляется очистка газа от примесей, осушение, компримирование и охлаждение.
После этого под необходимым давлением он возвращается в трубу. Как правило, компрессорные станции сооружаются в комплектно-блочном исполнении. Это означает, что оборудование поставляется в виде блоков, полностью готовых к монтажу.
Перекачивающие установки монтируются в отдельных либо групповых зданиях, а также в специальных укрытиях.
Особенности сооружени
Здания для станций оснащаются облегченными стальными каркасами. Крыши и стены таких сооружений выполняются из легких 2- или 3-слойных панелей. В последнем случае элементы имеют специальную рамку-каркас.
Она закрывается с обеих сторон стальными оцинкованными, асбестоцементными или алюминиевыми листами. В соответствии с производительностью давления в коллекторах, станции могут функционировать по схемам, состоящим из одного, двух или даже трех последовательно введенных нагнетателей.
В процессе работы допускается использование их групп, включающих две-три последовательно соединенные единицы.
Положение дел в отрасли сегодня
Современные магистральные газопроводы являются сложными по своей конструкции сооружениями. Их использование может осуществляться только при наличии автоматизированных систем. Их эксплуатация, в свою очередь, должна базироваться на результатах технического анализа трубопроводов.
Сооружение современных трасс требует от предприятия немалых финансовых и материальных затрат. Большие расходы обуславливаются значительной удаленностью основных месторождений от конечных потребителей. В отрасли существует достаточно много проблем. Они связаны, в частности, с физическим и моральным устареванием оборудования.
Многие участки требуют реконструкции и обновления технического оснащения. Все это сопряжено с немалыми финансовыми затратами.
Заключение
Газ сегодня считается в России одним из ключевых топливных материалов. Он поступает к огромному количеству потребителей, удаленных на самые различные расстояния от месторождений. Такая популярность этого сырья обуславливается сравнительно невысокой его стоимостью.
В качестве ключевого предприятия, отвечающего за поставку, выступает сегодня ОАО “Газпром”. Именно эта компания обеспечивает большую часть населения данным видом топлива. Для удовлетворения нужд потребителей по всей стране проходят газопроводы, к которым подключены те или иные инфраструктурные объекты.
Ключевой задачей поставщика выступает обеспечение бесперебойной транспортировки топлива пользователям. Для этого необходимо поддержание газопроводной системы в надлежащем состоянии. В отрасли функционирует множество предприятий, осуществляющих обслуживание тех или иных участков трасс.
Именно от их деятельности зависит состояние магистралей.
Проектирование газопроводов
Важным этапом газификации всякого коммерческого или производственного объекта любого масштаба является профессиональное проектирование газопроводов. От качества и четкости каждого пункта разработанного проекта зависит бесперебойность работы объекта и безопасность его эксплуатации.
Этапы проектирования всех типов газопроводов (высокого/среднего/низкого давления)
Проектные работы при газификации объекта – это сложный процесс, выполнения которого требует строгого соблюдения нескольких основных этапов:
- Оценка объекта газификации и определение факторов, оказывающих влияние на специфику проекта;
- Документальное оформление разрешений на присоединение нового объекта к сети или разработка/согласование ТУ на изменение схемы газоснабжения;
- Разработка и согласование с заказчиком всех этапов технического задания (требования к оборудованию и специфике его эксплуатации);
- Выбор и согласование маршрута пролегания магистрали;
- Проектирование газопроводов с учетом условий, согласованных с заказчиком и владельцами инженерных коммуникаций и подготовка бумажного варианта комплектов проектной документации;
- Согласование готового проекта во всех инстанциях (надзорных органах) которые выдают необходимую разрешительную документацию;
- Государственная экспертиза или получение заключений экспертов в сфере промышленной безопасности (при необходимости).
Данные и документы для разработки проекта
Для полной оценки объекта газификации и разработки четкой проектной документации требуются основные/дополнительные исходные данные, документы и материалы:
- Исходные данные для подготовки проекта;
- Постановление о согласовании трассы прохождения газопровода;
- Данные о проведенных геологических изысканиях;
- Топосъемка объекта (М 1:500);
- Ситуационный план и геоподоснова участка, по которому проходит трубопровод;
- ТУ на пересечение проектируемым газопроводом магистральных трубопроводов, автомобильных и железнодорожных путей;
- План здания/сооружения в разрезе с нанесенными коммуникациями и газопотребляющим оборудованием.
В процессе проектирования учитывается множество факторов, оказывающих влияние на последующую безопасную эксплуатацию газопровода:
- Специфика грунта и глубина залегания грунтовых вод;
- Удаленность объекта от действующего магистрального газопровода;
- Предполагаемый объем газа, который будет использоваться за определенный период;
- Варианты расположения трубопровода;
- Вид газоиспользующего оборудования.
Нормативная база для подготовки проекта газопровода
Грамотное и безопасное проектирование газопроводов осуществляется с соблюдением всех пунктов нормативных документов:
ГСН (газоснабжение наружное). | |
ГОСТ 21.610-85 Система проектной документации для строительства. Газоснабжение. Наружные газопроводы. Рабочие чертежи. | |
ГОСТ Р 53865-2010 Системы газораспределительные. Термины и определения. | |
Технический регламент о безопасности сетей газораспределения и газопотребления. | |
Правила охраны газораспределительных сетей. | |
СП 42-101-2003 Общие положения по проектированию и строительству газораспределительных систем из металлических и полиэтиленовых труб. | |
СП 42-103-2003 Проектирование и строительство газопроводов из полиэтиленовых труб и реконструкция изношенных газопроводов. | |
СП 42-102-2004 Проектирование и строительство газопроводов из металлических труб. | |
ФНП Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления. | Действует с 27.07.2014 г. |
ФНП Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы. | |
СП 62.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы. |
Проектирование и строительство газопроводов
Проектирование и строительство газопроводов осуществляется нашей организацией с использованием металлических труб, при этом мы руководствуемся требованиями СНиП 42-01, а также СП 42-101.
Для того, чтобы конечный потребитель мог беспрепятственно пользоваться газом, квалифицированными специалистами проводится очень сложный и весьма трудоемкий процесс проектирования и укладки газопровода.
Однако современная техника и новейшие технологии позволяют выполнить строительство газопровода в самые сжатые сроки.
Совет
Проектирование газопровода
Грамотно составленный проект газопровода, с соблюдением всех требований, норм и технических условий — залог дальнейшей безопасной эксплуатации. В проект мы обычно включаем газопроводы высокого, среднего и низкого давления, а также газовые объекты — регуляторные установки и пункты.
Проектирование осуществляется действительно высококвалифицированными специалистами, работающими в нашей организации многие годы. При составлении проекта прежде всего предусматривается безопасная и бесперебойная подача газа, возможность отключения некоторых элементов газопровода для проведения профилактики и ремонта, а также простота и удобство эксплуатации конечными потребителями.
Перед строительством составленный нашей организацией проект проходит экспертизу в уполномоченных инстанциях, включая «Ростехнадзор», в «Мосгаз», «Мособлгаз», далее специалисты надзорных органов либо дают разрешение на строительство газопровода, либо отклоняют проект.
Строительство магистральных газопроводов
Строительство магистральных трубопроводов состоит из целого ряда этапов, на каждом из которых осуществляется строгий контроль на соответствие производственных работ и материалов ГОСТам, техническим условиям, нормам и правилам.
1. Контроль материалов
Перед укладкой производится внешний контроль всех труб (проверяется каждая труба из партии), изоляционного материала, фитингов и всех остальных используемых материалов.
Трубы, имеющие трещины, вмятины и коррозионные повреждения забраковываются.
Кроме внешнего осмотра изоляционного покрытия, по требованию заказчика или генерального подрядчика может применяться приборный метод проверки изоляции по ГОСТ 9.602.
Для строительства надземных газопроводов чаще всего используются стальные трубы, для подземных — стальные и полиэтиленовые, для внутренних — стальные и медные. Нередко предпочтение отдается именно полиэтиленовым, которые не только устойчивы к коррозии, но и более долговечны, к тому же они не требуют антикоррозионной защиты.
2. Транспортировка труб
Транспортировка труб для строительства газопроводов производится нашей организацией при помощи специальных автомобилей с прицепами-роспусками, крепежными устройствами и турникетными кониками.
Обратите внимание
Прицеп имеет надежную сцепку с автомобилем, а кабина водителя в обязательном порядке оснащена предохранительным щитом для защиты водителя от продольного перемещения труб.
При транспортировке соблюдаются все требования безопасности.
3. Сборка трубопровода
Сети газопровода собираются опытными специалистами из готовых узлов и фасонных частей заводского изготовления, в числе которых:
- секции труб,
- отводы,
- полу-отводы,
- заглушки,
- переходы,
- узлы для колодцев.
Такая организация сборки обеспечивает герметичный и наиболее быстрый монтаж всей конструкции газопровода. Все используемые конструктивные элементы и размеры сварных соединений стальных газопроводов соответствуют ГОСТ 16037.
Технология сварки газопроводов обычно включает:
- подготовку труб к сварке,
- сборку стыков,
- сварку труб в секции,
- сварку секций в нитку.
Для соединения труб мы применяем газовую и дуговую сварку, стыковую контактную сварку оплавлением, сварку в среде CO2 и пайку.
К сварочным работам при строительстве газопровода допускаются только опытные сварщики, которые аттестованы в соответствии с РД 03-495.
К пайке внутренних газопроводов из медных труб допускаются аттестованные в установленном порядке паяльщики труб не ниже 4-го или 5-го разряда.
Готовые сварные соединения газопроводов подвергаются не только внешнему осмотру, но и механическим испытаниям, а также контролю физическими методами в соответствии с требованиями СНиП 42-01. Сваренные дуговой или газовой сваркой стыки соответствуют ГОСТ 16037.
4. Монтаж и укладка
Укладку подземного газопровода осуществляют либо одиночными трубами (секциями) с дальнейшей сваркой в траншее, либо длинномерными плетями, сваренными предварительно на берме траншеи.
5. Балластировка магистральных газопроводов
Для обеспечения требуемого положения газопровода в траншее на специальных проектных отметках производится его предварительная балластировка и закрепление.
Балластировка обычно производится одним из следующих методов:
- бетонирование труб,
- грунтовая засыпка,
- навеска железобетонных утяжелителей,
- навеска полимерно-грунтовых контейнеров.
Заключительное закрепление газопровода специалисты нашей компании производят анкерными устройствами нескольких типов в несущих грунтах.
Испытание трубопровода на прочность и герметичность
После окончания работ по строительству газопроводы испытываются на прочность и герметичность в соответствии с действующими правилами и стандартами. Перед испытанием газопровода на герметичность внутренняя полость труб должна быть очищена. Очистка производится в два этапа:
- на первом этапе очищаются отдельные трубы или секции непосредственно перед сваркой в плети;
- на втором этапе производится продувка газопровода при завершении строительства.
Специалисты нашей компании проводят комплекс испытаний газопровода в присутствии технадзора заказчика, а также представителя газового хозяйства.
Защита от коррозии
Проект защиты газопровода разрабатывается нами одновременно с проектом строительства или реконструкции. Все виды защиты от коррозии проводятся нами до сдачи газопровода в эксплуатацию.
Сдача газопровода в эксплуатацию
После проведения всех испытаний производится сдача магистрального газопровода в эксплуатацию. После приемки газопровода районная эксплуатационная газовая служба может пускать газ. Перед пуском необходимо предварительно вытеснить воздух из трубопровода.
Строительство и проектирование газопроводов, в том числе магистральных
Наша организация занимается в том числе строительством газопровоов. таким образом мы выполняем весь спектр услуг в этой отрасли. К сожалению, на текущий момент материал для этой страницы, информация об этой услуге, ещё не до конца готов, поэтому, если у вас есть вопросы, просим вас написать нам или позвонить.
Конечно же газопровод должен вести к котельным, а мы также оказываем и эти услуги, а именно строительство и проектирование газовых котельных
Проектирование и строительство магистрального газопровода – сложный и трудоемкий процесс, требующий квалифицированного подхода, знания новейших технологий, наличия специализированного программного обеспечения и оборудования. Кроме того, необходимо помнить о соответствии реализуемого проекта техническим нормативам, государственным и отраслевым стандартам, а также требованиям пожарной и экологической безопасности.
Качественно и грамотно разработанный проект магистрального газопровода гарантирует не только его бесперебойную работу в будущем, но и максимально безопасную эксплуатацию.
Важно
При проектировании наши специалисты предусматривают возможность отключения системы для проведения профилактики или ремонта, а также многие другие нюансы для максимального комфорта конечного потребителя.
После того как проект разработан, согласован с заказчиком и одобрен в уполномоченных инстанциях, можно приступать к его реализации. Процесс строительства магистрального газопровода включает в себя несколько этапов:
- Проверка качества материалов. Каждая труба из партии, а также изоляционный материал, фитинги и другие комплектующие проверяются на наличие дефектов и тщательно отсортировываются;
- Транспортировка труб;
- Подготовка и сборка стыков, а затем их сварка в секции;
- Укладка подземного газопровода и сборка отдельных секций в единую сеть;
- Балластировка – закрепление труб на определенных проектом отметках для обеспечения их правильного расположения в траншее.
После окончания всех строительных работ выполняется полная очистка и продувка внутренней полости труб, а затем готовый трубопровод испытывается на герметичность и прочность. Испытания проводятся под надзором представителей газовой службы, которые проверяют соответствие объекта действующим стандартам отрасли.
Финальный этап строительства магистрального газопровода – сдача его в эксплуатацию. Для этого из труб вытесняется весь воздух, после чего районная газовая служба может пускать по ним газ.
Магистральные газопроводы
Для транспортирования природного газа из районов добычи к пунктам потребления используются магистральные газопроводы. Это основное средство передачи газа на значительные расстояния. Магистральные газопроводы — один из основных элементов газотранспортной системы и главное составное звено Единой системы газоснабжения России.
Все магистральные газопроводы по рабочему давлению делятся на два класса: класс I – рабочее давление от 2,5 до 10 МПа включительно; класс II – рабочее давление от 1,2 до 2,5 МПа включительно.
Для повышения пропускной способности с учетом прочности труб рабочее давление в газопроводах принимается 5,0 – 5,5 МПа, а для вновь строящихся – до 7,5 МПа.
По мере снижения этого давления при движении газа по газопроводу до 3,0 – 3,5 МПА первоначальное давление восстанавливается на компрессорных станциях.
По характеру линейной части различают газопроводы:
- магистральные, которые могут быть однониточными простыми (с одинаковым диаметром от головных сооружений до конечной газораспределительной станции) и телескопическими (с различным диаметром труб по трассе), а также многониточными, когда параллельно основной нитке проложены вторая, третья и последующие нитки;
- кольцевые, сооружаемые вокруг крупных городов для увеличения надежности снабжения газом и равномерной подачи газа, а также для объединения магистральных газопроводов в Единую газотранспортную систему страны.
Трасса магистрального газопровода прокладывается по незастроенной местности, по кратчайшему пути между начальным и конечным пунктами и с наименьшим пересечением естественных и искусственных преград (рек, озер, оврагов, железных дорог, автострад и др.).
В зависимости от рабочего давления и диаметра трасса газопровода в целях безопасности должна быть удалена от населенных пунктов, промышленных предприятий и различных сооружений.
В этой зоне отчуждения, называемой охранной зоной, не разрешается размещать постоянные или временные сооружения, полевые станы, загоны для скота, склады и т. п. Допускаются лишь вспашка земли и производство посевов.
Совет
Монтируют магистральные газопроводы из высококачественных бесшовных или электросварных труб, изготовленных из малоуглеродистых или низколегированных сталей диаметром 720–1420 мм на рабочее давление 5,4–7,5 МПа с пропускной способностью до 30–35 млрд куб. м газа в год.
Прокладка магистральных газопроводов бывает: подземная (на глубину 0,8–0,1 м до верхней образующей трубы); надземная — на опорах; наземная — в насыпных дамбах. Для транспортирования газа с морских газовых промыслов на берег сооружаются подводные магистральные газопроводы.
К линейной части магистрального газопровода относят собственно магистральный газопровод с линейной арматурой, переходами через естественные и искусственные преграды, линиями технологической связи и электропередачи, вдольтрассовыми и подъездными дорогами, защитными сооружениями, отводами к промежуточным потребителям, водо- и конденсатосборниками и другими узлами, системой электрохимической защиты; лупинги, аварийный запас труб, вертолетные площадки и дома линейных ремонтеров-связистов.
В состав наземных объектов магистрального газопровода входят компрессорные станции (КС), газораспределительные станции (ГРС) и газораспределительные пункты (ГРП).
Основные сооружения КС – компрессорная станция, ремонтно-эксплуатационный и служебно-эксплуатационные блоки, площадка с пылеуловителями, градирня, резервуар для воды, масляное хозяйство, установки охлаждения газа и др. При КС, как правило, сооружают жилой поселок.
Головные сооружения и головная КС часто представляют собой единый площадочный комплекс. КС отстоят друг от друга на расстоянии примерно 125 км.
Газ, поступающий на ГРС, дополнительно обезвоживается, очищается, редуцируется (до 1,2 МПа), одоризуется, замеряется и распределяется по трубопроводам отдельных потребителей или групп их.
Подземные хранилища газа (с КС или без них) предназначены для регулирования сезонной неравномерности потребления газа (летом газ в них накапливается, а зимой подается потребителям).
Подземные хранилища газа сооружают вблизи крупных городов и промышленных центров.
Обратите внимание
Обычно газ закачивают в водоносные горизонты пористых пород, выработанные нефтяные и газовые месторождения или в специально разработанные (вымытые) хранилища в соляных отложениях значительной мощности.
ООО «СервисТеплоГаз» ежегодно выполняет строительно-монтажные работы по прокладке (выносу, реконструкции) газопроводов высокого давления, принадлежащих газораспределительным организациям (ОАО «Газпром газораспределение», ГУП МО «Мособлгаз», АО «Мосгаз»).