Амедео модильяни. в чем уникальность художника

Содержание

Амедео Модильяни

Амедео модильяни. в чем уникальность художника

Амедео Модильяни – представитель экспрессионизма, художник, биография которого сравнима с романом.

Картины мастера вдохновляют публику не меньше, чем любовная история, сделавшая живописца объектом воспевания в творческой среде.

Модильяни имел уникальный авторский стиль и не отказывался от призвания, несмотря на превратности судьбы. Известность пришла к художнику посмертно, а картины сегодня стоят баснословных денег.

Детство и юность

Амедео Модильяни родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Его судьба была отчасти предрешена происхождением. Отец Амедео – знаменитый итальянский живописец с еврейскими корнями.

Когда мальчику было несколько лет отроду, отца настигло банкротство, и заботы о воспитании и содержании детей взяла на себя мать. В четвертом, младшем, ребенке она не чаяла души.

Болезненность Амедео добавляла материнской заботы, а он отвечал ей привязанностью, традиционной для еврейских семей.

Обратите внимание

Автопортрет Амедео Модильяни / Museu de Arte Contemporânea da Universidade de São Paulo

Евгения Модильяни, в девичестве Гарсен, имела отличное образование и прививала детям тягу к знаниям. Она знала несколько иностранных языков, и переводы стали дополнительным доходом для семьи.

Заметив склонность сына к изобразительному искусству, мать поначалу не предала этому значения. Но в 11 лет Амедео заболел тифом и в бреду говорил только о живописи. Евгения сделала единственно правильный выбор.

Когда Модильяни-младшему исполнилось 14, его отдали на обучение местному художнику Гульельмо Микели.

Став самым младшим среди учеников наставника, Амедео быстро определился с интересовавшими его сюжетами. Главным направлением его творчества стали портреты. В 1900 году Модильяни заболел туберкулезом.

Чтобы восстановить здоровье, мать увезла сына на остров Капри, и уроки были временно приостановлены.

Путешествуя по Италии, мальчик знакомился с произведениями выдающихся живописцев. Он побывал в Риме и Флоренции.

Здесь начинающий художник поступил в школу живописи, а спустя год перебрался в Венецию, где стал студентом «Свободной школы обнаженной натуры».

Художник Амедео Модильяни / Википедия

В 1906 году Амедео с помощью матери перебрался в Париж, ставший столицей искусств в эти годы.

Публика в то время увлекалась кубизмом, поэтому работы, выставлявшиеся Модильяни на продажу, не пользовались спросом.

Важно

Поселившийся в дорогих апартаментах, молодой человек был вынужден вскоре съехать на дешевую съемную квартиру, где писал картины на заказ. Параллельно он брал уроки в Академии живописи Коларосси.

Единственным источником дохода для Амедео оставались деньги, высылаемые матерью. Часто ему было нечем платить за проживание, поэтому из съемных квартир приходилось сбегать, оставляя в счет оплаты картины. Зато в мире искусства он постепенно завоевал признание, хотя на финансовом состоянии это никак не сказывалось.

Творчество

В 1907 году Амедео Модильяни дебютировал на «Осеннем салоне» в Париже. Спустя год его работы выставили в «Салоне независимых». В эти годы художник вырабатывал собственный стиль. Он подружился с Пабло Пикассо, Жаном Кокто, написал их портреты и создал картины «Еврейка», «Виолончелист» и другие.

Амедео Модильяни, Пабло Пикассо и Андре Сальмон, 1916 год / Museo Thyssen-Bornemisza

В 1909 году знакомство с Константином Бранкузи заставляет Амедео обратить внимание на скульптуру. В отсутствие денег на материалы Модильяни крадет песчаник и дерево на стройках. Увлечение этим направлением искусства ему пришлось оставить из-за больных легких.

Творчество Модильяни сопряжено со слабостями, к которым склонны многие художники. Он любил гашиш, а со временем пристрастился и к алкоголю.

Оставшись в Париже в 1914 году, когда мужчин призывали на фронт Первой мировой войны, художник чувствовал себя на грани. Состояние физического и психического здоровья оставляло желать лучшего.

Амедео продолжал писать на заказ, но критики по-прежнему не желали видеть в нем талант.

Произведения Модильяни несут отпечаток уникальной авторской манеры. Изображаемые им люди, кажется, вместо лица имеют плоскую маску, за которой скрывается индивидуальность. Чтобы увидеть ее, у картины стоит задержаться. В поздний период творчества мастер добавлял округлости вытянутым овалам лиц.

Картины Амедео Модильяни «Портрет Леопольда Зборовского» и «Алиса» / Museu de Arte de São Paulo, Statens Museum for Kunst

Работая не с пространством, а с натурой, Модильяни создавал печальные, трогательные образы и увлекался визуализацией обнаженной натуры, сочетая гармонию цвета и линии.

Совет

Самыми знаменитыми произведениями автора в этом направлении стали «Обнаженная, сидящая на диване» и «Лежащая обнаженная с голубой подушкой».

В одинаковом стиле выполнены работы «Портрет Зборовского», «Алиса». Автор пренебрегал соотношением пропорций в угоду внутреннему настроению персонажа. Художник часто изображал детей и подростков с меланхоличной грустью на лице. Яркими примерами таких работ стали «Портрет девочки», «Девочка в голубом», «Маленький крестьянин».

Картина Амедео Модильяни «Портрет Жанны Эбютерн» / Norton Simon Museum

Вдохновение мастеру приносили переживаемые им чувства. Главную любовь своей жизни Жанну Эбютерн он неоднократно изображал на полотнах.

Одной из последних работ живописца стала картина «Жанна Эбютерн в красной шали». На ней возлюбленная мастера изображена в ожидании второго ребенка.

В произведениях, посвященных ей, переданы высокая степень чувственности, восхищение натурщицей и любовь.

Фортуна улыбнулась Модильяни перед смертью. Его работы, наконец, привлекли внимание критиков, которые стали называть автора «начинающим художником, подающим надежды». Амедео Модильяни на тот момент было 35 лет.

Личная жизнь

При рассмотрении автопортрета Модильяни сложно сказать, был ли автор хорош собой. Но сохранившиеся фото подтверждают, что иначе и быть не могло.

Привлекательный мужчина пользовался вниманием дам, и его личная жизнь всегда была окутана романтическим флером. Несмотря на бедность, Модильяни был невероятно чистоплотен и элегантен.

Утонченный художник с этюдником в руках привлекал взоры красавиц, и его обаяние не оставляло спокойным ни одно сердце. Независимый и непризнанный, Модильяни манил многих.

Рисунок Амедео Модильяни «Портрет Анны Ахматовой» / Музей Анны Ахматовой в Фонтанном Доме

Одним из громких романов, о котором общество узнало много позже его завершения, стал союз с Анной Ахматовой.

Взаимное притяжение, возникшее между ними, сопровождалось созданием портретов поэтессы, приехавшей в Париж с супругом Николаем Гумилевым. Амедео создал несколько полотен, вдохновившись образом Анны, и среди них наброски обнаженной натуры, хотя Ахматова отрицала, что они писались с нее.

Большая часть изображений поэтессы была утрачена при отправке в Россию, но один портрет она любовно хранила долгие годы.

В 1914 году Модильяни познакомился с журналисткой Беатрис Гастингс. Все парижское общество было свидетелем их бурно развивавшихся отношений. Ревность, флирт, побои и измены сопровождали этот роман. Беатрис пыталась избавить Амедео от пагубных пристрастий, но они оказались сильнее. Спустя 2 года кризисов и примирений Гастингс покинула Модильяни.

Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн / Wikipedia

1917-й оказался переломным для художника. Он встретил юную студентку Жанну Эбютерн. Музе живописца было 19 лет, и она стала его самым верным другом. Чувствам влюбленных не мешали протесты родителей девушки, которые не желали, чтобы дочь стала женой нищего художника, ведущего разгульный образ жизни.

Обратите внимание

Спустя год после знакомства пара перебралась в Ниццу. Местный климат был полезен пошатнувшемуся здоровью Амедео, но последние стадии туберкулеза не поддавались лечению. В том же году у влюбленных появилась дочь.

Радостный отец сделал Жанне предложение стать его супругой. В этот период публика заинтересовалась работами художника, и казалось, что эта история обретет счастливый финал. В 1919 году пара вернулась в Париж, но дни художника были сочтены.

Он прожил 7 месяцев и скончался в больнице для бездомных.

Смерть

Плохое самочувствие сопровождало Модильяни всю жизнь. Он списывал его на слабое здоровье в детстве, а затем на влияние алкоголя. Говорить о туберкулезе было нельзя – иначе ему пришлось бы отстраниться от общества. Болезнь и стала причиной смерти художника. 24 января 1920 года Амедео Модильяни скончался от туберкулезного менингита.

В тот момент его возлюбленная ждала второго ребенка. Не желая жить без Модильяни, она попрощалась с жизнью, выбросившись с 6-го этажа. Смерть Модильяни потрясла весь Париж.

Его провожали в последний путь многочисленные друзья.

Могила Амедео Модильяни / Wikipedia

Жанну похоронили в скромной могиле вдали от названного супруга.

Лишь спустя 10 лет родные позволили перенести ее прах в могилу Модильяни, вновь соединив влюбленных.

Кроме дочери Жанны, у Амедео Модильяни не было детей. Она посвятила себя изучению творчества отца. Спустя 2 года после кончины Амедео его работы резко взлетели в цене, а самого мастера уже называли великим.

В 2004 году вдохновленный биографией художника режиссер Майкл Дэвис снял биографический фильм о жизни и творчестве Модильяни.

Картины

  • 1909 – «Нищий из Ливорно»
  • 1914 – «Потрет Диего Риверы»
  • 1915 – «Портрет Пабло Пикассо»
  • 1915 – «Антония»
  • 1916 – «Жених и невеста»
  • 1917 – «Обнаженная на синей подушке»
  • 1917 – «Рыжеволосая женщина»
  • 1918 – «Алиса»
  • 1918 – «Девочка в голубом»
  • 1919 – «Певица из Ниццы»

Амедео Модильяни картины и мои ассоциации

Амедео модильяни. в чем уникальность художника

?

kovlam (kovlam) wrote,
2017-03-07 19:09:00 kovlam
kovlam
2017-03-07 19:09:00

Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani) – великий итальянский художник. Родился в Ливорно в 1884 году – умер в Милане в 1920 году. Принадлежал к Парижской школе живописи и кубизма.

Первые уроки живописи получил в школе Габриэле Микеле, который был учеником Джованни Фаттори. Затем посещал школу рисования при Академии художеств Флоренции, где преподавал сам Фаттори. Первые его работы – Дорога в Сальвиано, Сидящий мальчики др. – привлекли к его творчеству ценителей живописи. Уже тогда было понятно, что искусство этого художника уникально и не похоже ни на что другое.

В 1906 году Модильяни перебирается в Париж. Несмотря на то, что он не хотел жить во Франции, здесь, как нигде больше, развивалось изобразительное искусство. Кроме того, если можно так сказать, в Париже собиралась вся богема от живописи. Где, как не здесь, было жить молодому и преуспевающему художнику!? В Париже он постоянно пребывал в творческом поиске.

Здесь же познакомился с творчеством Тулуз-Лотрека и Пикассо, которые очень сильно повлияли на его мировоззрение и подход к живописи. Это очень хорошо заметно из произведений того времени: Еврейка, Виолончелист.

Немалое влияние на него оказало и увлечение африканской скульптурой, в которой одновременно сочетается простота, минимализм, кубизм и грация, красота, глубокий смысл.

Важно

Особенно полно раскрылся талант Амедео Модильяни в портретном жанре. Он считал, что человек – наивысшее создание природы и человеческое лицо есть самое прекрасное что есть на свете.

Удивительно, но он никогда не делал портреты на заказ, а подчинялся только собственным желаниям. Писал портреты лишь тех людей, которых хорошо знал и которых хотел писать.

Среди тех, кто удостоился быть запечатленным рукой мастера, были: Диего Ривера, Пабло Пикассо, Хаима Сутина, Макс Жакоба, Жана Кокто и др.

Даже слабый стебелек Жизни в настоящем
может породить в Бущем целый Мир

Всякая замысловатость в настоящем может   породить неопредеокнн ость в Будущем
Только взаимная приязнь служит основой совместному благоприятневствованию
Не всегда жизненный опыт из прошлого способен обеспечить надежное будущее

Жизненные перипетии оставляют во внешности заметные меты побед и поражений

Каким бы не было  настоящее оно  способно породить только подобное Будущее

Внешность человека отражает его мечтания и интересы

Красота женского тела
радует глаз и будит воспоминания из прошлого

Всякая надежда порождается настоящим и подкрепляется будущими ожиданиями

умудренная женщина – источник сентенций порожденных жизненным опытом

Какими  бы не были ожидания о Будущем они имеют свои корни в Прошлом

каждый мужчина уверен  в своей способности поббедить любые неприятия

Средиземноворье – источник  несбыточных надежд и поле для неисполнимых планов

Любое мировозрение основывается на несбывшихся надеждах и сохраняется усилиями адептов

Союз  двух порождается общностью взглядов и подкреплчется  взаимным доверием

Виолончелист

Ищете вдохновения в городских джунглях? Максимальное умиротворение вы найдёте в стиль лофт фото. Искусство оформления чердаков – это новый шаг в дизайне интерьеров.

Юная девушка в блузе

Амедео Модильяни: биография, фото и интересные факты :

Амедео модильяни. в чем уникальность художника

Этот непризнанный гений умер в страшной нищете, а сейчас за его картины на аукционах выкладывают целые состояния.

Имя скандального художника, о котором один из коллег сказал, что “самобытный живописец был звездным мальчиком, и для него не существовала реальность”, окутано легендами.

Творчество великого творца, ничего не делавшего напоказ, невозможно уложить в рамки одного художественного направления.

Амедео Модильяни: краткая биография

Итальянский живописец и скульптор Amedeo Modigliani родился в городе Ливорно в 1884 году в еврейской семье.

Его отец объявляет себя банкротом, и главой семьи в тяжелое время становится получившая прекрасное образование мать мальчика.

Обладающая сильным характером и несгибаемой волей, женщина, прекрасно знающая несколько языков, подрабатывает переводами. Младший сын Амедео – очень красивый и болезненный ребенок, и Евгения Модильяни души не чает в своем малыше.

Мальчик сильно привязан к своей матери, которая быстро распознает у него способности к рисованию. Она отправляет 14-летнего сына в школу местного художника Микели. Подросток, получивший к тому времени разностороннее образование, забывает обо всем, он только и делает, что сутками рисует, полностью отдаваясь своей страсти.

Знакомство с шедеврами мирового искусства

Часто болеющего мальчика, у которого к тому же обнаружили туберкулез, в 1900 году мать увозит на остров Капри, чтобы поправить его здоровье.

Амедео Модильяни, побывавший в Риме, Венеции, Флоренции, знакомится с величайшими шедеврами мирового искусства и в своих письмах упоминает о том, что “прекрасные образы с тех пор тревожат его воображение”.

Учителями юного живописца становятся признанные итальянские мастера, в том числе и Боттичелли. Позднее художник, мечтающий посвятить свою жизнь искусству, воскресит в своих работах утонченность и лиризм их образов.

Через два года юноша переезжает во Флоренцию и поступает в школу живописи, а позже продолжает учебу в Венеции, где, как полагают исследователи творчества гения, пристрастился к гашишу. Молодой человек вырабатывает индивидуальную манеру письма, которая кардинально отличается от существующих художественных направлений.

Богемная жизнь в Париже

Через несколько лет Амедео Модильяни, потерявший вдохновение в Италии, задумывается о богемной жизни во Франции.

Он жаждет свободы, а его мать помогает любимому сыну переехать в Париж на Монмартр и поддерживает все его творческие поиски.

С 1906 года Моди, как называют художника новые друзья (кстати, слово maudit с французского переводится как “проклятый”), наслаждается особым духом города. Симпатичному живописцу, у которого нет отбоя от поклонниц, не хватает денег.

Совет

Он скитается по самым дешевым меблированным комнатам, много выпивает и пробует наркотики. Однако все отмечают, что пристрастившийся к алкоголю художник отличается особой любовью к чистоте, и единственную свою рубаху стирает каждый день.

Никто не мог соперничать по части элегантности с неотразимым Амедео Модильяни. Фото художника, которые дошли до наших дней, как нельзя лучше передают его удивительную красоту и утонченность. Все дамы сходят с ума при виде шагающего по улице одетого в велюровый костюм высокого живописца с этюдником наперевес.

И ни одна из них не могла устоять перед обаянием бедного мастера.

Многие принимают его за итальянца, однако Модильяни, противостоящий антисемитам, не скрывает того, что является евреем. Независимый человек, считающий себя изгоем в обществе, никого не вводит в заблуждение.

Непризнанный гений

Во Франции Амедео ищет свой стиль, пишет картины, а на вырученные от их продажи деньги угощает новых приятелей в барах. За три года, проведенные в Париже, Модильяни не получает признания зрителей и критиков, хотя друзья художника считают его непризнанным гением.

В 1909 году Амедео Модильяни, биография которого наполнена драматическими событиями, знакомится с весьма эксцентричным скульптором Бранкузи и увлекается работой с камнем. Денег на дерево или песчаник для будущих шедевров у молодого человека не хватает, и он крадет ночью со стройки городского метро нужный материал. Позднее он бросает заниматься скульптурой из-за больных легких.

Платонический роман с Ахматовой

Новый период в творчестве мастера начинается после знакомства с А. Ахматовой, приехавшей в Париж с мужем Н. Гумилевым. Амедео увлекается поэтессой, называет царицей Египта и бесконечно восхищается ее талантом.

Как позже признается Анна, их связывали лишь платонические отношения, и этот необычный роман подпитывал энергией двух творческих людей.

Вдохновленный новым чувством, пылкий мужчина пишет портреты Ахматовой, не дошедшие до наших дней.

Большинство работ, отправленных в Россию, пропали во время революции. У Анны остался один портрет, которым она невероятно дорожила и считала главным своим богатством. Недавно были найдены три уцелевших наброска обнаженной поэтессы, хотя сама Ахматова утверждала, что никогда не позировала без одежды, и все рисунки Моди – это лишь его фантазия.

Новые отношения

В 1914 году художник Амедео Модильяни знакомится с английской путешественницей, поэтессой, журналисткой Б. Гастингс, и за бурными выяснениями отношений двух людей следит весь Париж. Эмансипированная муза гения была под стать своему любимому, и после яростных ссор, оскорблений, скандалов, сотрясавших город, следуют перемирия.

Эмоциональный живописец ревнует свою подругу, избивает, подозревая во флирте и изменах. Он таскает ее за волосы и даже выбрасывает женщину из окна. Беатрис старается избавить своего любовника от пагубных привычек, однако у нее это плохо получается. Уставшая от бесконечных ссор журналистка через два года бросает Модильяни, написавшего в этот период свои лучшие работы.

Больше они никогда не виделись.

Главная любовь всей жизни живописца

В 1917 году скандальный художник знакомится с 19-летней студенткой Жанной, которая становится его любимой натурщицей, музой и самым преданным другом. Влюбленные селятся вместе, несмотря на протесты со стороны родителей девушки, которые не хотят видеть своим зятем ведущего разгульный образ жизни еврея.

В 1918 году пара перебирается в Ниццу, где комфортный климат благоприятно влияет на подорванное алкоголем и наркотиками здоровье мастера, однако запущенный туберкулез лечению уже не поддается.

Осенью счастливые Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн становятся родителями, и влюбленный живописец предлагает подруге зарегистрировать брак, но стремительно развивающаяся болезнь рушит все планы.

Обратите внимание

В это время агент художника устраивает выставки и занимается продажами картин, а интерес к творчеству гениального творца возрастает вместе с ценами на художественные произведения. В мае 1919 года молодые родители возвращаются в Париж. Моди совсем слаб, и через семь месяцев умирает в больнице для бездомных в абсолютной нищете.

Узнав о смерти любимого, Жанна, ждущая второго ребенка, выбрасывается с шестого этажа. Жизнь без Амедео ей кажется бессмысленной, и Эбютерн мечтает присоединиться к нему, чтобы наслаждаться вечным блаженством в ином мире.

Свою любовь девушка пронесла до последнего вздоха, и в самые сложные минуты именно она была единственной опорой для любимого бунтаря и являлась его верным ангелом-хранителем.

В последний путь художника провожал весь Париж, а его возлюбленную, которую богемный круг признал женой, скромно похоронили на следующий день. Спустя десять лет семья Жанны согласилась перенести ее прах в могилу к Амедео Модильяни, чтобы души влюбленных наконец-то обрели покой.

Дочь Жанна, названная в честь матери, скончалась в 1984 году. Она посвятила свою жизнь изучению творчества родителей.

Человек – это целый мир

Художник ничего не хочет знать, кроме самого человека, личность которого является для него единственным источником вдохновения. Он не пишет натюрморты и пейзажи, а обращается к портретной живописи. Абстрагированный от реалий жизни творец работает и днем и ночью, за что получает прозвище “лунатик”.

Живущий в своем мире, он не замечает, что происходит за окном и не следит за тем, как течет время. Совсем не так, как остальные, видит людей восхищающийся телесной красотой Амедео Модильяни. Произведения мастера это подтверждают: на его полотнах все персонажи подобны древним богам.

Художник заявляет, что “человек – это целый мир, который стоит многих миров”.

На его полотнах живут не только погруженные в тихую грусть герои, но и их ярко выраженные характеры.

Художник, который частенько расплачивается карандашными набросками за еду, позволяет своим моделям смотреть в глаза творцу, словно в объектив фотоаппарата. Он пишет знакомых людей, детей на улицах, натурщиц, и его ничуть не занимает природа.

Именно в жанре портрета автор развивает индивидуальную манеру письма, свой канон живописи. И когда он его находит, то уже больше не меняет.

Уникальный талант

Творец восхищается обнаженным женским телом и находит гармонию между ним и трепетной душой героинь. Изящные силуэты, по словам исследователей его творчества, выглядят как “фрагменты фрески, написанные не с определенных моделей, а словно синтезированные из других натурщиц”.

Амедео Модильяни прежде всего видит в них свой идеал женственности, а его полотна живут в пространстве по своим законам.

Важно

Прославляющие красоту человеческого тела произведения становятся известными после кончины мастера, а коллекционеры со всего мира начинают охоту за его полотнами, на которых у людей немыслимо вытянутые головы и длинные шеи идеальной формы.

Как считают искусствоведы, такие удлиненные лица появились из африканской пластики.

Собственное видение героев полотен

Амедео Модильяни, произведения которого нельзя рассматривать бегло, пристальное внимание уделяет характерным лицам, на первый взгляд напоминающим плоскую маску. Чем больше вглядываешься в полотна мастера, тем отчетливей понимаешь, что все его модели индивидуальны.

Многие портреты гения, создающего собственный мир, скульптурны, видно, что мастер тщательно прорабатывает силуэт. В более поздних работах живописец добавляет округлости вытянутым лицам, тонирует розовым цветом щеки героинь. Это типичный ход настоящего скульптора.

Непризнанный при жизни Амедео Модильяни, фото полотен которого передают его уникальный талант, пишет портреты, нисколько не похожие на отражение в зеркале. Они передают внутренние ощущения мастера, не играющего с пространством.

Автор сильно стилизует натуру, но что-то неуловимое он ухватывает. Талантливый мастер не просто срисовывает черты моделей, он сверяет их со своим внутренним чутьем. Живописец видит овеянные печалью образы и использует утонченную стилизацию.

Скульптурная цельность сочетается с гармонией линии и цвета, а пространство впрессовано в плоскость холста.

Амедео Модильяни: произведения

Картины, созданные без единого исправления и впечатляющие точностью форм, продиктованы натурой. Своего друга-поэта он видит погруженным в мечты (“Портрет Зборовского”), а коллегу – импульсивным и открытым для всех людей (“Портрет Сутина”).

На полотне “Алиса” перед нами предстает девочка с лицом, напоминающим африканскую маску. Обожающий удлиненные формы Модильяни рисует вытянутый силуэт, и понятно, что пропорции героини далеки от классических.

Автор передает внутреннее состояние юного создания, в глазах которого читается отстраненность и холодность. Видно, что не по годам серьезной девочке мастер симпатизирует, и зрители ощущают теплое отношение к ней живописца.

Совет

Он часто рисует детей и подростков, и от его персонажей веет произведениями Достоевского, которыми зачитывался Амедео Модильяни.

Картины с названиями “Обнаженная”, “Портрет девочки”, “Дама с черным галстуком”, “Девочка в голубом”, “Желтый свитер”, “Маленький крестьянин” известны не только в Италии, но и других странах. В них ощущается сострадание к человеку, и каждый образ таит особую тайну и удивительную красоту. Ни одно полотно нельзя назвать бездушным.

“Жанна Эбютерн в красной шали” – одна из последних работ автора. Женщина, которая ждет второго ребенка, изображена с большой любовью.

Модильяни, боготворящий свою любимую, с сочувствием относится к ее желанию отгородиться от недружелюбного внешнего мира, а одухотворенность образа в этом произведении достигает небывалых высот.

Амедео Модильяни, творчество которого освещено в статье, проникает в саму сущность человеческих переживаний, и его Жанна, кажущаяся беззащитной и обреченной, смиренно принимает все удары судьбы.

Невероятно одинокий гений, к сожалению, прославился лишь после смерти, а его бесценные работы, которые он частенько раздаривал прохожим, получили мировую известность.

Амедео Модильяни: гений-шлимазл

Амедео модильяни. в чем уникальность художника

Амедео Модильяни. Автопортрет, 1919 Красивый, харизматичный, чахоточный, несчастный Модильяни был воплощением художника-парижанина, прожигающего жизнь в тумане гашиша и алкоголя.  Немецкий художник Людвиг Мейднер назвал его «последним истинным представителем богемы».

Когда он умер в 35 лет, его беременная любовница выбросилась из окна, убив себя, будущего ребенка и оставив сиротой их малышку-дочь. «Холсты Модильяни о многом расскажут последующим поколениям. А я гляжу, и передо мной друг моей далекой молодости. Сколько в нем было любви к людям, тревоги за них! Пишут, пишут — „пил, буянил, умер“…

Не в этом дело. Дело даже не в его судьбе, назидательной, как древняя притча…»

Илья Эренбург

Модильяни родился в 1884 году в итальянском городке Ливорно, недалеко от Пизы. Он был четвертым и самым младшим ребенком в семье Фламинио Модильяни, торговца углем и деревом.

Будущему художнику не повезло сразу же — в год его рождения отец обанкротился.

В возрасте 11 лет Модильяни заболел плевритом, а в 1898 году — тифом, который в то время считался неизлечимым. Он выздоровел, но именно эта болезнь навсегда изменила его жизнь.

Обратите внимание

По рассказам его матери, лёжа в лихорадочном бреду, Модильяни бредил шедеврами итальянских мастеров и распознал своё предназначение стать художником. После выздоровления, родители позволили Амедео бросить школу, чтобы тот мог начать брать уроки рисования и живописи в ливорнской Академии искусств.

В детстве у него диагностировали и туберкулёз, в конце концов убивший его. И всё же он был настоящим красавцем и успел за свою короткую жизнь разбить немало сердец.

Рисовать Модильяни учился в родном Ливорно, во Флоренции и в венецианском Институте искусств.

В 1906 году, когда ему исполнилось двадцать два, Амедео с небольшой суммой денег, которую смогла собрать для него мать, переехал в Париж, о котором мечтал уже несколько лет. Сначала он поселился в приличном отеле, но уже очень скоро переехал в крохотную комнатку на Монмартре.

Город сделал его нищим, голодным, несчастным — и подарил вдохновение. Первые годы он работал чуть ли не круглые сутки, рисуя до 150 эскизов в день.

«Париж меня вдохновляет, — писал Модильяни, — в Париже я несчастлив, но уж что верно, то верно — работать я могу только тут». Именно здесь через четыре года он познакомится с русской поэтессой по имени Анна.

Модильяни, художник и еврей

«Модильяни, художник и еврей» — так представился Амедео Анне Ахматовой в 1910 году. Та говорила, что их первая встреча была словно «укус звенящей осы», а спустя много лет написала в эссе о художнике: «Я знала, что такой человек должен просиять».

Они читали друг другу стихи французских поэтов, ходили в Лувр смотреть египетский отдел, гуляли по ночному Парижу. Модильяни рисовал карандашные портреты Анны Андреевны, а в стихотворениях Ахматовой 1910 и 1911 годов появился сероглазый лирический герой.

Есть даже версия, что и сам знаменитый Сероглазый король — не кто иной, как Модильяни.

Анна Ахматова на рисунке Модильяни

Долго быть вместе им было не суждено. Ахматовой пришлось вернуться к мужу в Россию. Влюблённые расстались навсегда.

Важно

В течение четырех лет с 1910 года Моди занимался, главным образом, скульптурой, лишь изредка возвращаясь к живописи, но с началом войны в Париже прекратилось новое строительство, и камня достать уже было практически невозможно.

Окончательное обращение Модильяни к живописи по времени совпадает с новым романом — с Беатрис Хастингс, бисексуальной британской журналисткой. Они провели два весьма бурных года вместе, прежде чем она ушла от него, не в силах наблюдать, как он разрушает себя беспробудным пьянством.

Амедео Модильяни.

Портрет Беатрис Хастингс

Беатрис была женщиной весьма незаурядной – яркой интеллектуалкой, язвительной и независимой. Подробности их романа, встречающиеся в описаниях современников, включают бурные ссоры и даже драки.

Когда Гастингс ушла, Модильяни сошелся с нежной молоденькой Симоне Теру, которая родила ему сына, впрочем признать его своим Амедео отказался.

Последняя муза и шекспировский финал

В апреле 1917 Модильяни повстречал девятнадцатилетнюю студентку Жанну Эбютерн. Голубоглазая и с косичками, «она была в основном беременна большую часть времени, которую они прожили вместе». Её родители были в ужасе от того, что её избранник — нищий алкоголик и наркоман, к тому же еврей — и отреклись от дочери.

Амедео Модильяни. Портрет Жанны Эбютерн

Модильяни посвятил Жанне Эбютерн больше всего работ и именно её лицо мы, скорее всего вспомним, когда речь зайдёт о портретах кисти «последнего богемного художника Парижа».

К сожалению, любовь девушки уже не могла спасти Амедео, хотя и вдохновила его на создание множества шедевров.

Фотографии Жанны Эбютерн и её портреты кисти Модильяни

К моменту знакомства со своей последней музой, Модильяни уже много лет был запойным алкоголиком, начинающим утро с рюмки или трубки гашиша. Жили они очень бедно: картины художника почти не продавались.

Отчасти причиной этого был его исключительно скверный характер. Непонимание зрителей приводило Модильяни в бешенство («Почему глаза без зрачков? — спрашивали они. — Почему такие огромные шеи?»). Но и тех немногих коллекционеров, что интересовались его картинами, он умудрялся отпугнуть откровенным хамством.

Известна история о том, как одна богатая барышня купила рисунок Модильяни и обнаружила, что он не подписан. Девушка подошла к художнику в кафе и попросила подписать работу. Но Модильяни был не в духе. Он взял перо и начертал свою фамилию поверх рисунка, испортив его и напугав покупательницу.

Художник умер без гроша в кармане в благотворительной больнице от туберкулезного менингита. Его беременная жена выбросилась из окна. Их годовалая дочь осталась сиротой. Девочку, которую тоже звали Жанна, приняла сестра Модильяни. Но это было все, что осталось в семье от гениального художника: каждый набросок, каждую картину он менял на еду, алкоголь и аренду.

Зато слух о трагедии в духе Шекспира мигом облетел Париж, коллекционеры начали охоту за полотнами художника, портреты, которые он писал, стали знамениты.Теперь они принадлежат арт-дилерам, которые продают их по неуклонно растущим ценам. В 2015 году картина Модильяни была продана за рекордные $ 170 млн на аукционе Christie’s. Всю жизнь Жанна изучала своего отца, его судьбу, рисунки и картины. Итог её работы — большая биография «Модильяни: человек и миф».

По материалам: tanjand.livejourna, modernartconsulting, booknik

Амадео Модильяни: маленькая жизнь большого художника

Амедео модильяни. в чем уникальность художника

Амедео Модильяни родился 2 июля 1884 года в Ливорно, городе моряков, корабельных мастеров и торговцев. Еврейская община города состояла, в основном, из сефардов, появившихся в 16 веке по приглашению герцогов Медичи. Просвещенные и лишенные многих предрассудков своего века Медичи призвали евреев, дабы оживить торговлю в подвластных им землях.

И евреи с лихвой оправдали ожидания своих покровителей – энергичные и образованные, имеющие надежные связи с Амстердамом, Турцией и всем Востоком они быстро превратили маленькую приморскую деревушку в крупный порт, которому через сто лет был дан статус вольного города. В Ливорно евреям жилось вольготно и свободно.

С основания города они пользовались такими привилегиями, каких евреи не имели нигде.

Совет

Со стороны матери, Евгении Гарсен, Амадео происходил из богатого старинного рода просвещенных негоциантов.

15-летней девочкой Евгению Гарсен сосватали за Фламинио Модильяни, с которым до этого она даже не была знакома. Она попала в семью, оставившую время своего расцвета далеко позади.

К моменту рождения мальчика, финансовое положение семьи стало настолько плачевным, что синьор Модильяни вынужден был объявить себя банкротом.

Амадео появился на свет в тот момент, когда в родительский дом явились чиновники забрать описанное за долги имущество.

Но, по счастью, в итальянских законах сущ
ествовала статья, запрещавшая конфисковать кровать роженицы, поэтому домочадцы навалили на мать и дитя гору семейных пожитков.

Мать увидела в этом событии дурное предзнаменование для новорожденного, и оказалась права, нужда и бедствия впоследствии ходили за Амадео по пятам всю его недолгую жизнь.

Энергичная, блестяще образованная Евгения Модильяни оставляет мужа и поселяется с детьми отдельно. Владея несколькими европейскими языками, она организовала для детей частную школу, зарабатывая еще литературными переводами.

Амадео унаследовал не только красоту матери, но и ее неукротимую тягу к духовной свободе и творчеству. Он получил блестящее домашнее образование и свободно владел несколькими европейскими языками. Внимательная и обожающая Амадео мать заметила увлечение сына живописью.

Обратите внимание

Модильяни поступает в художественную школу, а в 1906 году отправляется в Париж, тогдашнюю столицу авангардного искусства.

22-летний, ослепительно красивый Амадео, селится в респектабельном отеле, как и положено молодому человеку из приличной семьи.

Но не прошло и месяца, Амадео перебирается в крохотную мастерскую на Монмартре, респектабельный костюм отправляется к старьевщику и его сменяет богемный наряд – вельветовая куртка, шелковая рубашка и широкополая черная шляпа.

Современники всегда отмечали что Модильяни, даже в периоды самой непроглядной нищеты, сохранял привычки аристократа. Особенно всех удивляла редчайшая для той поры привычка – ежедневно мыться в тазу.

С этим тазом он никогда не расставался, таская его с собой в бесконечных скитаниях из мастерской в мастерскую. Художники не случайно облюбовали Монмартр.

В те годы это был по-деревенски уютный, тихий, район, где можно было за копейки снять для работы крохотную мастерскую, а с высокого парижского холма можно было увидеть весь город как на ладони.

Модильяни поступает в Академию живописи и быстро становится своим среди парижской богемы.

Моди, так сократили длинную итальянскую фамилию его друзья, учится в академии художеств, много и напряженно работает, участвует в выставках и салонах, занимается не только живописью, но и скульптурой.

Важно

Когда ему задавали вопрос о его творческой манере, то он отвечал: «Это стиль Модильяни. Если художнику нужна этикетка, то он погиб».

Художник пишет только портреты и обнаженную натуру. «Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник». У Модильяни всегда была обостренная чуткость к чужому страданию и невероятной нежностью, любовью и грустью полны его картины.

«Творить как Б-г, владеть как король, работать как невольник», – говорил он, заполняя свои тетради бесчисленными рисунками. О покое и гармонии его работ пишут все исследователь его творчества, но мало кто знает, какой ценой достигалась эта гармония.

В 1914 году Моди знакомится с Леопольдом Зборовским, ставшим для него другом, нянькой, врачом и ангелом хранителем. В искусство Модильяни Зборовский влюбился с первого взгляда и сразу уверовал в его великое будущее. Збо и его жена, как могли, заботились о Моди.

Они приютили его в своей квартире, кормили его, снабжали красками и моделями. Эта маленькая семья проявляла необычайную и трогательную терпимость по отношению к художнику, умевшему быть и невыносимым и бесцеремонным.

Только понимание грандиозности его таланта и доброта, которой обладали Зборовские помогли всем троим сохранить трогательную и нежную дружбу.

В 1910 году в знаменитом кафе «Ротонда», Моди встретил Анну Ахматову. Позже поэтесса воспоминала: «У него была голова греческого Б-га и глаза с золотыми искрами – он был не похож ни на кого на свете. Я знала его нищим, и было непонятно чем он живет. Как художник он
 не имел ни тени признания.

Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его – очень короткой, моей – очень длинной. Дыхание искусства еще не обуглило его. Но будущее, которое бросает свою тень задолго перед тем, как войти, стучало в окно.

И все божественное в Амадео искрилось сквозь какой-то мрак».

Модильяни осаждали толпы влюбленных женщин, а он ждал ту, чей образ не раз приходил к нему во сне. Это произошло в 1917 году, он встретил художницу Жанну Эбютерн. Амедео было тридцать три, Жанне – девятнадцать. Женственная, маленькая с длинной лебединой шеей, с тяжелыми темно-золотыми косами и светлыми глазами, кроткая, молчаливая, она полюбила Моди и пошла за ним и на жизнь и на смерть.

29 ноября 1918 года у них родилась дочь. Любовь Жанны, рождение ребенка никак не изменило жизни художника. Никакого уюта, никакого быта в промозглой и холодной мастерской. Денег не было. Но Жанна не жаловалась, ни слова упрека. А он как одержимый писал ее портреты один за другим. Жанна была центром его творческой вселенной и любимой моделью. Он написал около 20 ее портретов.

Совет

Дела Моди никак не хотели поправляться, а единственная выставка, организованная в 1917 году, не имела успеха и закончилась скандалом. «Большая обнаженная», выставленная в витрине галереи, показалась полицейскому комиссару неприличной: картину пришлось убрать, а выставку закрыть.

Надежда сменялась отчаяньем, и в иные минуты Моди казалось, что он чувствует за своей спиной дыхание смерти. Вспоминают, как однажды он зашел в кафе, попросил что-то выпить, а потом вдруг хриплым голосом пропел кадиш. О самом себе.
Жизнь стремительно катилась к финалу.

Наступила роковая зима 1919 года. В это время Моди стал уже пугающе худ и слаб, кашлял, но лечиться отказывался наотрез. 19 января 1920 года холодным, бурным и ветреным вечером он бродил по улицам и надрывно кашлял. Ледяной ветер раздувал за спиной его куртку.

Друзья советовали отправиться домой, но он продолжал бессмысленное ночное кружение.

На другой день ему стало совсем плохо, и он слег. Навестившие Моди соседи по мастерской увидели его лежащим в горячке. Беременная на восьмом месяце Жанна примостилась тут же рядом. В комнате холодно. На мольберте просыхала его последняя работа – портрет беременной Жанны. Бросились за врачом. Положение все ухудшалось. Он был уже без сознания.

22 января 1920 года Моди положили в больницу Шаритэ для бедных и бездомных.

Через два дня его не стало. На следующий день, придя в больницу, Жанна долго всматривалась в его лицо, а потом вышла, так и не повернувшись к нему спиной.
Родные забрали Жанну домой. Под утро домашние проснулись от стука ставень – Жанна выбросилась из окна шестого этажа.

Старое кладбище Пер Лашез. «Амадео Модильяни, художник. Родился в Ливорно 12 июля 1884 года. Умер в Париже 24 января 1920 года. Смерть настигла его на пороге славы».
А рядом надпись «Жанна Эбютерн. Родилась в Париже в апреле 1898 года. Умерла 25 января 1920 года. Верная спутница Амадео Модильяни, не захотевшая пережить разлуку с ним».

«Лежащая обнаженная» Амадео Модильяни, одна из самых дорогих картин в мире и сегодня оценивается в 170 миллионов долларов.

Оставить комментарий

Читайте также

Амедео модильяни: в письмах и воспоминаниях

Амедео модильяни. в чем уникальность художника

Как-то раз мы, вероятно, плохо сговорились, и я зайдя за Модильяни, не застала его и решила подождать его несколько минут. У меня в руках была охапка красных роз. Окно над запертыми воротами мастерской было открыто. Я, от нечего делать, стала бросать в мастерскую цветы. Не дождавшись Модильяни, я ушла.

Когда мы встретились, он выразил недоумение, как я могла попасть в запертую комнату, когда ключ был у него. Я объяснила, как было дело. «Не может быть, — они так красиво лежали…»

(Анна Ахматова, «О Модильяни», Болшево, 1958 – Москва, 1964)

«Моди!»

Так обращаются к Амедео Модильяни в кинофильме Майкла Дэвиса 2004 года о жизни художника. Так он подписывал свои холсты. Есть даже миф, связанный с именем «Моди» (что означает «проклятый»). Однако в жизни Амедео называли Дэдо. «Дэдо» – так подписывал он свои личные письма.

Амедео Модильяни

Обратите внимание

Существует невероятное количество слухов о личности Модильяни. К тому же они начали существовать уже при его жизни, не говоря о периоде, когда к нему посмертно пришло мировое признание.

Потому письма художника, воспоминания его близких и дневник матери, который она начала вести вскоре после рождения Амедео, является одним из немногих документальных источников о жизни художника и позволяют нам приблизится к истинной натуре Дэдо.

Потому мой очерк будет ориентироваться на фрагменты, на более «правдивые участки» из того что мы знаем о великом Модильяни.

В 1910 году Модильяни выставил в «Салоне независимых» пять картин «Виолончелист», «Нищий из Ливорно», «Нищенка» и два этюда.

Некоторые из этих полотен дали предлог говорить критикам до сегодняшнего дня о «сезаннизме», стилистической близости к манере Поля Сезанна. Однако, изображенные фигуры лиричны, «не по-сезановски взволнован ими художник».

Выставленные Модильяни полотно привлекли определенное внимание критиков, в отличие от предыдущих показов. Даже нашелся один покупатель, доктор и друг художника.

Виолончелист. 1909. масло на холсте. Частная коллекция.

Нищий из Ливорно , 1909, холст, масло

II.

В этом же 1910 году Модильяни знакомится с поэтом Анной Ахматовой. В Париж она приехала со своим мужем, Николаем Гумилевым по случаю их свадебного путешествия.

Однако это не повлияло на дальнейшее общение Ахматовой с Модильяни.

«Вероятно, мы оба не понимали одну существенную вещь: все, что происходило, было для нас обоих предысторией нашей жизни: его — очень короткой, моей — очень длинной» (Анна Ахматова).

Амедео был, очевидно, вдохновлен личностью поэтессы о чем и свидетельствуют его рисунки, запечатляющие образ Анны. Ахматова пишет, что их всего было 16, однако некоторые погибли в Царскосельском доме в первые годы революции.

Амедео Модильяни, Анна Ахматова, 1911, рисунок

Также из воспоминаний Анны Ахматовой перед нами открывается обычная жизнь художника, его быт: «Я знала его [Амедео. – Ред.] нищим, и было непонятно, чем он живет. Как художник он не имел и тени признания. Жил он тогда в тупикe Фальгьера.

Важно

Беден был так, что в Люксембургском саду мы сидели всегда на скамейке, а не на платных стульях, как было принято. Он вообще не жаловался ни на совершенно явную нужду, ни на столь же явное непризнание».

Однажды режиссер Жан Кокто метко заметил, что Модильяни оказался одним из тех художников, которые «позволяли себе роскошь быть бедными». Тем не менее, такое положение вещей не мешало Модильяни быть увлеченным, скажем, древнеегипетским искусством и называть Ахматову «моя египтянка».

«В это время Модильяни бредил Египтом. Он водил меня в Лувр смотреть египетский отдел, уверял, что все остальное – недостойно внимания. Рисовал мою голову в убранстве египетских цариц и танцовщиц и казался совершенно захвачен великим искусством Египта».

Также тяжелое материальное положение не мешало ему же сидеть под зонтом на скамейке в Люксембургском саду, когда идет теплый летний дождь и в два голоса читать Верлена, которого он хорошо помнил наизусть с Ахматовой, и радоваться, что помнит с ней одни и те же вещи.

Мария, дочь народа, 1918, холст, масло, Kunstmuseum Basel

III.

Амедео никогда не стремился к тому, чтобы нравиться и делать так, чтобы всеми возможными способами достичь признания. Потому он не и создавал обыденные портреты, чтобы обеспечить себе нормальный быт. Художник тщательно избирал для своих портретов преимущество только тех, кого хотел изобразить. И в некотором смысле, портретированные Модильяни – «похожи».

Однако эта схожесть кроется на более глубоком уровне: речь идет о внутренней содержательности. «Через таинство своего внутреннего творческого слияния с моделью он «властительно», по слову Гоголя, пробивается к постижению психологического «второго плана» очевидности, к синтезу личности, и очень часто к ее скрытой внутренней драме» (M. Козинцева – Эренбург).

Дама в шляпе. 1917-1918 гг. Холст, масло. 55х38. Париж. Частная коллекция

Искусствоведы часто норовят «определить» художника в какое-то течение в искусстве того времени. Однако, всегда есть художники, которые находятся вне устоявшейся стилистике, вне основных течений своего времени. Так было, например, с Рембрантом (в эпоху барокко), так случилось и с Амедео Модильяни.

Девочка в голубом. 1918 г. Холст, масло. 117х72,5. Париж. Частная коллекция

IV.

Пабло Пикассо обращал внимание на невероятную трудоспособность Модильяни. Поскольку для того, чтобы оставить столько работ, необходимы были часы провождения у мольберта, имея при этом свежую голову и душу распахнутую, потому что моделей своих он будто просвечивал, рассказывая о них все.

Подтверждением этого может быть и личное письмо в канун Пасхи Амедео к своему другу Оскару Гилья из Рима: «Приступы напряженнейшей энергии охватывают меня целиком, но потом проходят. А мне бы хотелось, чтобы моя жизнь растекалась по земле бурным радостным потоком. Тебе ведь можно сказать все: что-то плодоносное зарождается во мне и требует от меня усилий».

Обнаженная. 1916 г. Холст, масло. 92х60. Лондон. Институт Курто

V.

Совет

Одно время зрители знали Модильяни как скульптора, а не художника. Известно, что любимым его материалом был песчаник. Из его глыб Амедео, вероятно, выбирал блоки в форме колонн или столбов. Поскольку связь между фактурой камня и образом, который возникает благодаря видению художника, более, чем явная.

Tête, 1910-1912, известняк, частная коллекция (продана на аукционе Christie’s 14 июня 2010 года за 43,2 миллиона евро)

И, конечно же, не могу не упомянуть о последней любви Амедео Мольяни. О Жанне  Эбютерн. Родители девушки не одобряли её выбор, потому она уходит из благополучного и обеспеченного дома, горячо влюбленная в Амедео, она терпит все его выходки. Известно, что Жанна была скромной в своих неброских платьях, но при этом бесконечно изящной.

Она носила туфли на «немодном низком каблуке, а ее лицо казалось еще трогательней и прозрачней оттого, что на нем никогда не было ни пудры, ни краски». Такой ее и полюбил Модильяни. Жанна подарила Модильяни ребенка. И готовилась подарить второго.

Однако, не выдержав известия о смерти Модильяни, она заканчивает свою жизнь самоубийством, будучи на 9 месяце беременности.

«Вы знаете что такое любовь? Настоящая любовь? Любили ли вы так неистово, что готовы были шагнуть в пламя Преисподнии? Я – да», – слова героини Жанны Эбютерн, с которых режиссер начинает повествование о Модильяни в одноименном фильме и, одновременно, замыкает круг их жизней.

Жанна Эбютерн в карнавальном костюме, 1917

10 неизвестных: Амедео Модильяни – от романа с Ахматовой до спора с Пикассо

Амедео модильяни. в чем уникальность художника

Жанна Эбютерн “Портрет Амедео Модильяни”, 1919

По понедельникам большинство московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.ru запустила новую рубрику “10 неизвестных”, в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства, объединенных одной тематикой. Несколько работ Модильяни вы можете увидеть в ГМИИ имени Пушкина.

12 июля исполнится 132 года со дня рождения французского художника, скульптора и графика Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни “Портрет Поля Александера”, 1909

Амедео Модильяни “Портрет Поля Александера”, 1909

В истории французской живописи начала XX века есть огромное количество имен, без упоминания которых говорить о современном искусстве практически невозможно.

Обратите внимание

Так или иначе корни будут упираться в историю невероятных встреч в кафе “Ротонда”, выставок в парижском “Салоне независимых”, нищих художников с бульвара Монпарнас, путешествий между Францией и Италией и личных трагедий и разочарований, связанных с Первой мировой войной.

И одним из важнейших художников Парижской школы, чья жизнь оказалась на пересечении всех этих линий, безусловно, является Амедео Модильяни.

Амедео Модильяни “Портрет Жозефа Леви”, 1910

Амедео Модильяни “Портрет Жозефа Леви”, 1910

Модильяни родился в итальянском Ливорно и учился в флорентийской “Свободной школе обнаженной натуры”, но главным городом для него, как и для всех его современников-интеллектуалов, поэтов и художников, стал Париж.

Сюда он приехал в 1906 году, не имея практически никаких средств к существованию. Он снял небольшую студию на Монмартре, где обитала вся творческая элита, и начал посещать занятия в Академии Коларосси, а также занимался копированием живописных произведений в Лувре и парижских церквях.

Он быстро вошел в художественные круги, познакомился с художником Пабло Пикассо, поэтом Максом Жакобом, немецким художником Людвигом Мейднером.

Мейднер писал о нем: “Наш Модильяни, или Моди, как его называют, был типичным и вместе с тем очень талантливым представителем богемного Монмартра; скорее, даже он был последним истинным представителем богемы”.

Амедео Модильяни “Портрет Анны Ахматовой”, 1911

Амедео Модильяни “Портрет Анны Ахматовой”, 1911

Одним из главных мест Монпарнаса было кафе “Ротонда”, в любой день там можно было встретить не только Модильяни, но и Пикассо, Дерена, Мориса Вламинка и т.д. Причем популярно оно было не только среди французской богемы, но и среди русских авангардных художников, поэтов и революционеров. Однажды в кафе зашла высокая, очень тонкая, горбоносая дама.

“Она была то ли поразительно красива, то ли дурна собой – этого так просто не разобрать,” – впоследствии вспоминал Модильяни. Она была “Царственна!” – подобрал верное слово Модильяни, вспоминая свою первую встречу с Анной Ахматовой. Поэтесса приехала в свадебное путешествие с Николаем Гумилевем, но это не могло остановить тех чувств, которые возникли между нейи Модильяни.

Художник оставил 14 графических портретов Анны Андреевны.

Амедео Модильяни “Портрет Диего Риверы”, 1914

Амедео Модильяни “Портрет Диего Риверы”, 1914

В 1911 году в Париж приехал мексиканский политический деятель Диего Ривера. Он познакомился с художественной богемой и подружился с Модильяни. Их вместе часто видели в кафе: они выпивали и иногда дебоширили, бросали неприличные фразы вслед прохожим.

Важно

В 1914 году с началом Первой мировой войны Модильяни собирался отправиться на военную службу, но вопреки желанию художника его не взяли из-за слабого здоровья, поэтому он оставался в Париже, где работал над портретами своих друзей поэтов и художников.

Так появился портрет Диего Риверы.

Амедео Модильяни “Портрет Поля Гийома”, 1915

Амедео Модильяни “Портрет Поля Гийома”, 1915

Поль Гийом стал одним из первых арт-дилеров, который оказывал финансовую поддержку художникам Парижской школы и покупал их картины, а также привозил во Францию африканское искусство, оказавшее колоссальное влияние на кубистов и экспрессионистов, в частности на Модильяни. Вместе с Гийомом Аполлинером они часто приходили в кафе “Сирано”, где собирались художники, и знакомились с их творчеством. Именно Гийом организовал первую в Париже выставку русских художников Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой.

Амедео Модильяни “Портрет Хаима Сутина”, 1917

Амедео Модильяни “Портрет Хаима Сутина”, 1917

Художник Хаим Сутин перебрался в Париж, окончив Школу изящных искусств в Вильнюсе, в 1913 году. Первые годы парижской жизни он работал в “Улье”, общежитии для бедных художников, где и познакомился с Амедео Модильяни. Общежитие располагалось в бывшем здании винных погребов, выкупленном Альфредом Буше. Здесь жили Фернан Леже, Марк Шагал, Гийом Аполлинер, Макс Жакоб и многие другие.

Амедео Модильяни “Портрет Жана Кокто”, 1917

Амедео Модильяни “Портрет Жана Кокто”, 1917

Жан Кокто стал еще одним олицетворением эпохи. Поэт, художественный критик, драматург, завсегдатай “Ротонды” и друг художников, Кокто всегда был элегантно и со вкусом одет. Именно таким изображает его на портрете Модильяни.

Вообще Модильяни сумел как никто другой создать коллективный портрет своей эпохи, изобразив главных представителей парижской богемы начала XX века.

Среди его моделей были не только поэты и художники, но и галеристы, художественные критики, коллекционеры, меценаты, актрисы и модели.

Амедео Модильяни “Лежащая обнаженная с руками, сложенными под головой”, 1917

Амедео Модильяни “Лежащая обнаженная с руками, сложенными под головой”, 1917

Одной из главных тем творчества художника была обнаженная натура. Начиная с обучения во Флоренции в “Свободной школе рисования с обнаженной натуры”, Модильяни никогда не прекращал писать обнаженных женщин.

Женская красота была для него чем-то вроде камня преткновения и неисчерпаемого источника вдохновения. Он писал: “Меня интересует человеческое существо. Ее лицо – величайшее творение природы. Я им без устали пользуюсь”.

Коллекция женских обнаженных образов по праву считается жемчужиной его наследия.

Амедео Модильяни “Портрет Лунии Чеховской”, 1919

Амедео Модильяни “Портрет Лунии Чеховской”, 1919

Про жизнь в 2004 году Модильяни был снят художественный фильм.

Главную роль в нем исполнил актер Энди Гарсиа, который прекрасно вжился в образ французского художника еврейского происхождения, жишего в полной нищете, пытавшегося свести концы с концами и вызывавшего на художественное состязание Пабло Пикассо.

Совет

Нужно сказать, что картина получилась очень достоверной, даже несмотря на подчеркнуто утрированную драматическую развязку. Хотя, возможно, именно так все и было. В картине появляются все главные художники и завсегдатаи кафе “Ротонда” – от Мориса Утрилло до Диего Риверы.

Амедео Модильяни “Портрет Жанны Эбютерн”, 1919

Амедео Модильяни “Портрет Жанны Эбютерн”, 1919

Главной линией фильма становится не столько соперничество двух художников – Пикассо и Модильяни, а история любви художника и юной Жанны Эбютерн.

При этом создатели картины поэтизируют тот факт, что в большинстве случаев Модильяни писал портреты оставляя глаза модели непрописанными, пустыми.

К любому разговору о Модильяни эпиграфом можно сделать сказанную им самим фразу: “Когда я познаю твою душу, я нарисую твои глаза…”

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *