Берта моризо. жертва предрассудков или хозяйка своей судьбы? – все о живописи
Table of Contents
Берта Моризо: жизнь в красках
Отец Берты Моризо был чиновником высокого ранга, мать — преданной мужу и детям хозяйкой дома. Берта, родившаяся в 1841 году, и ее старшие сестры, Ив и Эдма, получили образование, полагающееся девушкам из приличного общества: музыка, танцы, вышивание, уроки рисования. Эдма и Берта проявили способности к живописи. Для них наняли учителя.
Мадам Моризо хотела, чтобы дочери смогли нарисовать что-нибудь ко дню рождения отца. Уроки шли своим чередом, но однажды преподаватель высказал свои опасения в письме к мадам: «У девочек такие способности… Они станут художницами. Вы понимаете, что это значит? В вашем кругу это будет революцией, даже катастрофой».
Эдуард Мане.
Балкон. 1869
Учитель несколько драматизировал ситуацию, но был не так далек от истины. Одно дело живопись как развлечение для барышень, другое — профессия.
Обратите внимание
Слишком многие были готовы подписаться под словами Эдмона де Гонкура: «Гениальных женщин не существует, те, кто демонстрирует признаки гениальности, обманывают природу, потому что на самом деле они мужчины». Художницам не разрешалось учиться в Академии изящных искусств, рисовать обнаженную натуру, не рекомендовалось изображать мужчин, даже одетых.
Француженка Роза Бонер была вынуждена переодеваться в мужской костюм, чтобы свободно писать с натуры на ярмарке лошадей. Девушки даже не могли показаться без сопровождения в Лувре, чтобы копировать работы мастеров, как того требовали каноны обучения художников.
Берта Моризо в 1875 г.
Мадам Моризо проигнорировала предупреждение учителя и позволила дочерям реализовать их таланты. В саду их дома была построена студия для юных художниц, а путешествия семьи планировались с тем расчетом, чтобы девушки могли работать на пленэре.
Полезные связи
В 1868 году в Лувре Берта Моризо познакомилась с Эдуардом Мане. Тогда написать обнаженную женщину, пририсовать рядом амурчика и сказать, что это Венера, было в порядке вещей. А вот обнаженная женщина в такой же позе, которая дает понять, что это современница и куртизанка (как сделал Мане в знаменитой «Олимпии»), абсолютно неприлично.
Эдуард Мане. Отдых.
Портрет Берты Моризо. 1870
Несмотря на одиозность своих картин, Эдуард Мане был респектабельным представителем высшей буржуазии, настоящим денди и завсегдатаем модных салонов и кафе. Он впечатлился талантом мадемуазель Моризо, ее особенной красотой и тотчас же уговорил ее позировать. В общей сложности он написал не менее 10 портретов Берты.
Несмотря на взаимное притяжение, между ними не могло быть ничего, кроме дружбы: Мане был женат. Берте оставалось отпускать язвительные замечания о его жене в письмах сестре и разделять с Эдуардом общую страсть к живописи. Мане нельзя назвать учителем Берты, хотя его идеи оказали на нее сильное влияние.
Девушка была достаточно самостоятельна, чтобы понимать значимость собственного стиля. Однажды она собиралась отправить свою работу на выставку, но была не удовлетворена картиной. Мане, едва увидев полотно, вызвался исправить погрешности. Результат привел Берту в отчаяние: картина стала, возможно, более совершенной, но это было уже не ее творчество.
Она признавалась сестре: «Мама находит ситуацию забавной, меня же она раздражает. Единственная надежда, что жюри отвергнет работу».
Эдуард Мане. Портрет Берты Моризо с букетом фиалок. 1872
Мане познакомил Моризо с импрессионистами.
Моне, Ренуар, Сислей, Дега, Писсарро, Сезанн — их живопись отличалась от всего, что считали эталонным: краски слишком ярки, линии недостаточно четки, сюжеты, взятые из повседневной жизни, совсем не возвышенны. Их картины не покупались, и те, кто не имел другого дохода, были вынуждены жить впроголодь. Берта была принята в их круг.
Порой ее присутствие смягчало жаркие споры, которые рисковали перейти в рукопашную. Даже язвительный женоненавистник Дега отзывался о Берте с уважением.
Берта Моризо. Порт в Лорьяне. 1869 Важно
Известными широкой публике становились лишь те, кто выставлял свои работы в Салоне — на ежегодной парижской выставке Академии изящных искусств.
В жюри, которое занималось отбором работ, входили художники старой школы, не признававшие новых веяний и отвергавшие картины, которые не соответствовали классическим канонам. Берте повезло, и первые два пейзажа, которые она отправила в Салон, были приняты. И потом она выставлялась неоднократно.
Картины Моне и Ренуара чаще отвергались, чем принимались, работы Мане вызывали насмешки, Сезанн не был принят ни разу.
Эдуард Мане. Берта Моризо с веером. 1872
В апреле 1874 года открылась первая выставка импрессионистов. Берта была единственной женщиной среди тридцати ее участников.
Мане отказался выставляться, пытался отговорить от этого и Берту, убеждал ее, что, связывая свое имя с кучкой отверженных художников, она навсегда закроет себе дорогу к настоящему признанию. Экспозиция вызвала скандал, критики соревновались в остроумии, советуя беременным женщинам воздержаться от посещения, чтобы не родить раньше срока от пережитого потрясения.
Через два года состоялась вторая выставка, критики были по‑прежнему неумолимы: «Пять или шесть сумасшедших, среди них одна женщина, сговорились выставить свои работы на обозрение». Берте тоже досталось: «Мадам Моризо — женщина, и я когда-то читал, что женщин нельзя бить ничем, даже цветами. В таком случае мне будет тяжело сочетать долг критика и галантного джентльмена».
Берта Моризо. Женщина с ребенком на балконе. 1872
С 1874 по 1886 год состоялось восемь выставок импрессионистов, Берта пропустила только одну из них, когда приходила в себя после рождения дочери. Все эти годы Моризо оставалась верной самой себе и своим друзьям, для чего требовалось немалое мужество и сила духа.
Сейчас картины Моне, Ренуара, Сислея стоят миллионы, тогда же они ценились едва ли не меньше, чем сам холст. Однажды известный ресторатор и приятель художников устроил лотерею, где главным призом была работа Писсарро. Женщина, вытянувшая выигрышный билет, предпочла взять вместо картины пирог.
Берта Моризо. Гавань в порту Фекан.
1874 Совет
Лишь к середине 80-х новое направление начало завоевывать признание. Берту Моризо называли импрессионисткой par excellence — в полном смысле слова. Ее нежные, меланхоличные картины, изображающие жизнь женщины из высшего общества, как нельзя лучше передавали идеи течения.
Критик писал о ее работах: «Берта Моризо никогда не заканчивает картину, она будто создает предисловия к книгам, которые никогда не напишет». Но многие находили эти предисловия прекрасными. «Мадам Моризо — единственная женщина-художник, чьи картины нельзя уничтожить, не нанеся невосполнимую потерю в истории живописи», — писал другой ценитель.
Берта Моризо. Охота на бабочек. 1874
В начале 1890-х годов признание стало более ощутимым: организуется персональная выставка работ Берты Моризо, одну из ее картин купил государственный музей. Через год после смерти художницы ее дочь и друзья открыли вторую персональную выставку, которая имела небывалый успех у публики и критиков.
Семейные сцены
Члены семьи Моризо были очень близки друг с другом. Когда Эдма вышла замуж за морского офицера, ей пришлось забыть про живопись, она писала сестре: «Я с тобой, дорогая Берта, в мыслях я следую за тобой по студии. Как бы мне хотелось сбежать пусть даже на четверть часа, чтобы вдохнуть воздух, которым мы дышали столько лет». Пример замужества сестры (кстати, счастливого замужества!) не вдохновлял Берту: она не мыслила свою жизнь без живописи, а для женщины считалось невозможным совмещать карьеру и семью. Мать беспокоилась: Берте исполнилось 30, но о браке она не помышляла, хотя недостатка в поклонниках не было. «Она казалась бесконечно гордой и сдержанной, но ее холодность была так пленительна, что было невозможно остаться равнодушным», — говорил поэт Стефан Малларме.
Берта Моризо. Летний день. 1879
Мы вряд ли узнаем, как удалось Эжену Мане, младшему брату Эдуарда Мане, убедить Берту изменить скептическое отношение к браку, но вскоре после их свадьбы в 1874 году она писала: «Я вышла замуж за прекрасного, честного молодого человека. Думаю, он искренне меня любит. Я долго гонялась за иллюзиями, которые не сделали меня счастливой, теперь начинается настоящая жизнь». Эжен носил ее мольберт, когда она работала на пленэре, заказывал рамы для картин, следил, как развешивают ее работы на выставках, подбадривал жену и восхищался ее талантом. Их единственный ребенок родился через четыре года после свадьбы, когда Берте было уже 37 лет.
Берта Моризо. Эжен Мане с дочерью в саду. 1883
Семейные сцены были ее излюбленным сюжетом, моделью выступала сестра Эдма, позднее — муж и дочь Жюли. Любимое дело помогло Берте пережить раннюю смерть Эжена в 1892 году. Три года спустя она умерла от воспаления легких. Ее последнее письмо было к дочери: «Моя маленькая Жюли, я люблю тебя, я буду любить тебя, даже когда умру. Умоляю, не плачь, это расставание было неизбежным».
Елена Коровушкина
Из: Cosmo.ru
Берта Моризо
egulОтличная и обширнаяпубликация о женских портретахкисти Берты Моризо
(Berthe Morisot, 1841-1895
[Автор публикации — Galyshenka (Спасибо!)]
“Портрет Берты Моризо”, 1872, Эдуард Мане
Итак,
“Женский взгляд на импрессионизм Берты Моризо”смотрите здесь:
http://www.liveinternet.ru/community/excaliburclub/post356328709/или здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/egulumbek/post356334074/
Берта Моризо.
Берта Моризо(Morisot Berthe; 1841-1895) – французская художница, рисовальщица, акваримистка, представительница импрессионизма.
Чрезвычайно талантливая внучка художника Ж.О.Фрагонара, училась живописи у К.Коро. Впервые ее работы были выставлены в Салоне в 1864 г., когда Берте было всего 23 года.
Woman and Child on a Balcony
Б.Моризо никогда не стремилась к изображению обнаженной натуры, ей был чужд шумный и беспорядочный мир кафе-шантанов, театра и парижских улиц.
Содержание ее творчества ограничено темами, интересующими женщину из добропорядочной буржуазной семьи: материнство, домашний уют, сад, деревня, прогулки на природе. Легкая, наполненная светом и радостным ощущением жизни живопись Б.Моризо создает манящие образы, вызывающие в душе ощущение гармонии и красоты. Тем более странно, что именно ее считали разрушительницей устоев.
Но и единомышленники ценили ее скорее как красивую женщину, чем как художницу.
Тем не менее ценители живописи и сейчас славят Берту Моризо за удивительный белый цвет, играющий всеми оттенками радуги, но при этом сверкающий своей белизной.
The Artist's Sister at a Window.1869; National Gallery of Art, Washington
В середине апреля 1874 года в ателье фотографа Надара открылась выставка, буквально взорвавшая художественную жизнь Парижа. Тридцать молодых художников выставили 165 работ, разительно отличавшихся от тех, к которым привыкли французские ценители живописи. Вокруг нового направления, названного импрессионизмом, тут же разгорелись яростные споры.
Перемывая кости молодым бунтарям от живописи, газетчики не преминули отметить, что среди них оказалась и одна женщина, Берта Моризо, причем, представительница уважаемой и добропорядочной буржуазной семьи.
Тут же вспомнили её деда, известного французского живописца Жана Оноре Фрагонара, который, по мнению газетчиков, должен был в гробу перевернуться от экстравагантной выходки внучки.
Жозеф Гишар, у которого Берта училась основам живописи, так описал в письме её матери свои впечатления от посещения выставки: «Когда я вошел туда, дорогая мадам Моризо, меня охватило чувство подавленности при виде работ Вашей дочери в этом нездоровом окружении… Если смотреть добросовестно, то, конечно, можно кое-где найти отличные работы, но все они в той или иной мере не совсем нормальны. Мадемуазель Берта тоже оказалась жертвой этого помешательства, у нее несколько свихнулись мозги…». Несмотря на такое неприятие её живописи, Берта Моризо с выбранного пути не свернула, а время вскоре все расставило по своим местам, навечно вписав её имя в историю импрессионизма.
Paule Gobillard PaintingLucie Leon at the PianoМорской пейзаж (Порт в Лорьяне), 1869 г.View of Paris from the Trocadero HeightsReading with Green UmbrellaPortrait of Madame HubbardThe BathStudying the ViolinJulie Playing a Violin. 1893. Public collectionOn a BenchOn The Veranda. 1884. Private collectionIn a Villa at the Seaside
Portrait of Jeanne Pontillon
На знаменитой выставке 1874 г. показывает 9 своих работ, одной из которых была картина “У колыбели” (1872, Музей Орсэ, Париж). В отличие от традиционных со времен средневековья изображений Марии с младенцем Иисусом, на картине Б.
Моризо нарисована ее современница, охраняющая сон своего спящего ребенка. Особую прелесть картине придает голубовато-красный свет, проникающий через тонкие воздушные занавески и окрашивающий полог колыбели нежно-розовым цветом.
У колыбели, 1872 г.The Black Finger BandageJulie with Her NurseThe PianoThe Sewing Lesson (also known as The Artist's Daughter, Julie, with Her Nanny)Girl Sewing in a GardenReadingPortrait of JulieThe Quay at BougivalYoung Girl with a BirdPortrait de Mademoiselle M.T. (Young Girl with a Parrot). 1873.
Обратите внимание
Private collection, New YorkPortrait of ChildrenYoung Girl with DollYoung Girl with DollYoung Woman Picking OrangesOn the LakeIn the Garden at MaurecourtYoung Woman and Child, Avenue du BoisWoman and ChildChild with a Red ApronYoung Woman Powdering Her FaceYoung Woman on a CouchYoung Woman in Grey RecliningChasing ButterfliesYoung Woman Dressed for the BallPortrait of EdmaPortrait of Madame PontillonPortrait of Marguerite Carre (also known as Young Girl in a Ball Gown)Little Girls at the Window (Jeanne and Edma Bodeau)Little Girl at Mesnil (Jeanne Bodeau)At the BallYoung Woman at the Mirror (also known as Young Girl Getting Dressed, Seen from the Back)В парке, 1874 г.On the TerraceLilacs at MaurecourtPasie Sewing in the GardenYoung Woman Watering a ShrubMadame Boursier and Her DaughterThe HairdresserThe Little Girl from Nice. 1888-1889. Private collectionGetting UpGirl with FanGirl with CatИгра в прятки, 1873 г.The Lesson in the GardenWinter aka Woman with a MuffWoman Wearing Gloves (also known as The Parisian)Mother and Sister of the Artist. 1869-1870. National Gallery of Art, Washington
Jeanne Pontillon Wearing a Hat
В 1868 г. в Лувре она знакомится с Эдуардом Мане. Под впечатлением от общения с Манэ Берта Моризо увлеклась импрессионизмом. Бэрта обладала очень яркой и привлекательной внешностью.
Иногда это даже мешало ей в искусстве – мужчины художники смотрели на нее, а не на ее картины и не очень серьезно воспринимали ее работы. Манэ восторженно относился не столько к ее живописи, сколько к самой Берте.
Черты ее лица хорошо известны знатокам и исследователям современного искусства, так как он часто изображал ее на своих картинах.
В 1874 г. Берта выходит замуж за его младшего брата Эжена, с той поры Манэ перестал писать ее портреты.
Дочка Берты Жюли тоже стала талантливой художницей, причем её манера живописи была близка к той, в которой предпочитала работать её мать.
Портреты Берты Моризо, выполненные Э.Манэ
lol54.ru/made-in-internet/; territa.ru;
Берта Моризо: жизнь и творчество художника
Берта Моризо (14 января 1841, Бурж — 2 марта 1895, Париж) — французская художница.
Содержание
Биография Берты Моризо
Творчество Моризо
Работы художника
Картины Берты Моризо
Она доводилась внучатой племянницей Жану Оноре Фрагонару и была замужем за Эженом Мане, братом своего друга и коллеги Эдуарда Мане.
Моризо родилась в Бурже, департамент Шер, в богатой буржуазной семье. Она и её сестра Эдма Моризо стали художницами.
Художница родилась в семье с богатыми культурными традициями, к которой принадлежал, в частности, знаменитый мастер стиля рококо Фрагонар, чьё искусство повлияло на многие поколения художников.
В возрасте двадцати лет Берта повстречалась со знаменитым ландшафтным живописцем Барбизонской школы Камилем Коро.
Коро давал Берте и её сестре Эдме частные уроки живописи и познакомил их с другими живописцами; однако сестра оставила живопись вскоре после замужества. Тем не менее Эдма морально поддерживала работу сестры, их семьи всегда оставались в близких отношениях.
Творчество Моризо
Работы Берты Моризо не обладают отчётливо выраженной индивидуальностью, её стиль подражателен. Развитие живописной техники художницы остановилось на стадии ученичества.
Первыми работами, выставленными Моризо в рамках Парижского салона, были два пейзажа.
Важно
В 1864 году она впервые выставила свои работы на одной из самых престижных художественных выставок Франции — Парижском салоне, официальной ежегодной экспозиции парижской Академии изящных искусств.
Её работы отбирались для участия в шести Парижских салонах подряд, пока в 1874 году она не примкнула к группе «отверженных» импрессионистов, созданной Сезанном, Дега, Моне, Моризо, Писсарро, Ренуаром и Сислеем, и приняла участие в их первой экспозиции в студии фотографа Надара.
Работы художника
- «Гавань в Лорьене»(1869)
- «Колыбель»(1872)
- «Женщина и ребёнок на балконе»(1872)
- «Чтение»(1873)
- «Охота на бабочек»(1874)
Колыбель
Летний день
Охота на бабочек
- «Эжен Мане на острове Уайт»(1875)
- «Психея»(1876)
- «Летний день»(1879)
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Берта Моризо: картины художника
Берта Моризо – все картины
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Берта Моризо: жизнь и творчество художника
Проголосуйте
Берта Моризо Французская художница. Родилась в семье крупного правительственного чиновника, приходилась родной внучкой знаменитому французскому худ..
Берта Моризо
Французская художница. Родилась в семье крупного правительственного чиновника, приходилась родной внучкой знаменитому французскому художнику Фрагонару. После того, как в 1852 году семья Моризо переехала в Париж, Берта и ее сестра Эдма стали брать уроки рисования и живописи — сначала у Шокарна, затем, с 1857 года, у Гишара.
Девушки много копировали в Лувре, что было обязательным в академическом образовании. Они занимались живописью серьезнее и усерднее, нежели большинство женшин их положения, для которых искусство служило лишь приятным времяпрепровождением. Особенно посетителей Лувра поражала смелость, с какой Берта копировала Веронезе и других мастеров.
В 1859 году во время занятий в Лувре Гишар познакомил ее с Бракмоном и Фантен-Латуром.
Однако уроки Гишара, основанные на копировании и рисовании по памяти, скоро перестали их устраивать, и сестры отказались от его услуг, заявив о своем желании писать на пленэре. Берта Моризо добилась знакомства с Камилем Коро, и с 1861 года сестры приступили к работе на пленэре под руководством мэтра и его ученика Удино.
Лето 1863 года обе молодые художницы провели между Понтуазом и Овером, совершенствуясь в пленэрной живописи. Каждое утро они вставали очень рано и отправлялись на мотив, послушно следуя совету Коро: «Надо работать с твердостью и упорством, не думая слишком много о папаше Коро; природа сама по себе лучший советчик».
У своего нового учителя Берта Моризо переняла характерную манеру передачи света и трактовки пейзажа, словно подернутого дымкой. Коро симпатизировал новой ученице настолько, что, вопреки своим привычкам одинокого человека, согласился обедать по понедельникам в доме ее родителей. Работая в Овере, она познакомилась с Добиньи.
На выставку в Салон 1864 года Берта Моризо представила два пейзажа, написанных летом, назвавшись ученицей Гишара и Удино.
Совет
Легкая, изяшная живописная техника и лирическая атмосфера ее работ привлекли внимание Эдуарда Мане, лидера молодых оппозиционеров. Ее «Вид Парижа», показанный в Салоне 1867 года, произвел на него большое впечатление. В 1868 году Фантен-Латур познакомил их. Мане, который не любил профессиональных натурщиков, попросил ее позировать ему для новой картины, «Балкон», которую он в то время писал.
Берта согласилась и стала регулярно приходить на сеансы в его мастерскую в сопровождении своей матери. Позднее она неоднократно позировала Мане, который написал с нее несколько портретов. Они по праву считаются одними из лучших в портретной галерее художника.
Об одном из них Поль Валери написал: «Я не знаю ничего в творчестве Мане выше портрета Берты Моризо… Прежде всего: черное, черное траурной шляпки и завязок этой шляпки, которые смешиваются с каштановыми волосами… поразило меня.
Всемогущество этого черного цвета, простота холодного фона, бледные и розовые блики света на коже… Эти яркие места интенсивной черноты обрамляют и подчеркивают лицо, с чрезмерно большими черными глазами, рассеянными и словно бы отсутствующими, — все вместе образует в некотором роде „присутствие отсутствия“».
Мане и Моризо связывали теплые дружеские отношения. И хотя она считала себя его ученицей, но и он многому научился у нее. Светлый колорит ее работ оказал влияние на палитру художника и отразился на яркости световых эффектов его пейзажей. В декабре 1874 года Берта Моризо породнилась с Мане, выйдя замуж за его брата Эжена.
В 1874 году художница приняла решение участвовать в Первой выставке импрессионистов: в знак поддержки новых соратников она отказалась выставляться в Салоне.
Мане, который сам ввел Берту в круг импрессионистов, решительно воспротивился ее решению игнорировать Салон, и особенно, выставлять свои работы с импрессионистами, которые в то время были объектом едких насмешек.
Тем более что до этого момента работы художницы регулярно принимались в Салон и имели там успех.
Обратите внимание
Однако Берта Моризо своего решения не изменила, и на Первой выставке импрессионистов было представлено десять ее полотен. Одно из них, пожалуй, самое известное — «Колыбель», удивительно лиричное и приподнятое произведение.
Выставив картины в ателье на бульваре Капуцинок, Берта Моризо вместе со своими друзьями стала мишенью критиков, наперебой бросившихся соревноваться в остроумии.
Нашлось место для нее и в знаменитом фельетоне «Выставка импрессионистов», автор которого, Луи Леруа, писал: «Вот взгляните — мадемуазель Моризо! Эту юную даму не интересует изображение мелких деталей. Когда она пишет руку, то делает ровно столько длинных мазков, сколько на ней пальцев — и дело с концом.
Дураки, которые с мелочной придирчивостью требуют, чтобы рука была нарисована, ни черта не понимают в импрессионизме, и великий Мане выгнал бы их из своей республики…».
Мать Берты Моризо, встревоженная статьями в прессе, обратилась к Гишару, с просьбой посмотреть картины на выставке и сообщить ей свое мнение. Ответ не замедлил прийти: «Я видел залы Надара и хочу немедленно поделиться с вами моим искренним впечатлением.
Когда я вошел туда, уважаемая госпожа, у меня сжалось сердце при виде произведений вашей дочери в этом убийственном окружении. Я сказал себе: „Нельзя безнаказанно жить вместе с сумасшедшими“. Мане был прав, когда противился тому, чтобы она выставлялась.
Изучая и честно анализируя выставленные работы, можно, конечно, найти там и сям великолепные куски, но все в целом выглядит сумасбродством».
В дальнейшем Берта Моризо активно участвовала во всех выставках импрессионистов, кроме Четвертой (1879), которую пропустила из-за болезни. Также участвовала в выставке импрессионистов в Нью-Йорке (1886), выставках в галерее Пти (1887), брюссельской «Группы двадцати» (1887), галерее Буссо и Валадона (1892).
Важно
Солнечные, свежие пейзажи и сиены с изображением женшин и детей внесли существенный вклад в живопись импрессионистов, нашли также многочисленных приверженцев за пределами этого движения.
При этом в ее работах, особенно позднего периода, вместо характерной для импрессионистов воздушности появляется более плотный мазок и более четкая линия, что сближает ее новую манеру с более поздними художественными течениями, в частности, с экспрессионизмом.
Появление ее работ на выставках импрессионистов сопровождалось чаше всего положительными, хвалебными отзывами. Критики отмечали «очаровательно тонкие и, главное, такие женственные картины мадемуазель Берты Моризо» (Жорж Ривьер), характеризовали ее как «тонкую колористку, которая умеет подчинить все обшей гармонии трудно сочетаемых оттенков белого и не впасть при этом в слащавость».
При жизни Берты Моризо ее картины нередко покупались по более высокой иене, чем произведения ее собратьев, у которых она пользовалась единодушным признанием.
Всю свою жизнь она оставалась своеобразным центром притяжения для художников, литераторов и критиков, так или иначе связанных с импрессионизмом.
До конца своих дней художница сохраняла верность раз и навсегда выбранному творческому методу — импрессионизму.
Ее дом был всегда открыт для гостей. В 1881—1883 годах ее парижская квартира стала местом встречи друзей, собиравшихся у нее по четвергам. Среди постоянных гостей были Дега, Кайботт, Моне, Писсарро, Уистлер. Пюви де Шаванн, Дюре, Ренуар и Малларме также были частыми гостями в ее доме. Последний был ее самым близким другом и преданным поклонником.
В 1892 году Берта Моризо овдовела. Она умерла три года спустя во время эпидемии гриппа, оставив после себя богатое творческое наследие, важную часть которого составляет ее переписка, содержащая тонкие замечания о движении импрессионистов, о личности и творчестве Эдуарда Мане, об уникальной эпохе в мировом искусстве.
Совет
В память о Берте Моризо в галерее Дюран-Рюэля состоялась большая ретроспективная выставка художницы, включившая 300 полотен. Предисловие к каталогу написал Малларме.
Он же, на правах самого близкого друга, стал опекуном ее шестнадцатилетней дочери, которая пятью годами позже, в 1900 году, вышла замуж за сына Анри Руара, Эрнеста.
Центр современного искусства “Облака”
Пару столетий назад заниматься искусством для женщины означало стать объектом осуждений со стороны родственников и общества.
И сейчас, когда слабая половина добилась равенства в обществе, среди художников все еще преобладают мужчины.
Связано ли это с изначальным, природным назначением женщины – воспроизведение рода и сохранение домашнего очага? Остаются ли женщины, сделавшие выбор в пользу искусства, одинокими?
Одной из первых женщин, вошедших в историю изобразительного искусства и занявших в ней уверенную позицию, стала итальянка Ангиссола Софонисба (1532-1625). Ее отец, принадлежащий к знатному аристократическому роду, воспитывал детей один: мать Ангиссолы умерла, когда девочке было всего пять лет.
Мужчина поставил перед собой цель дать им хорошее образование и поощрял увлечение живописью. Однако, ввиду особенностей эпохи, Ангиссола не могла изучать анатомию, поэтому она начала писать портреты родственников. Совершенствовать мастерство ей и ее младшей сестре Елене помогал живописец Бернардино Кампи.
Творческий путь Софонисба оказался интересным: в Риме она знакомится с Микеланджело, который высоко оценил ее способности; король Испании Филипп II сделал ее придворным художником; ее обеспеченный муж всячески старался создать комфортную атмосферу для развития таланта; Она стала ведущим портретистом в Генуе; искусствоведы приписывают ей создание собственному стиля, который впоследствии копировали многие художники.
Француженка Берта Моризо (1841-1895) – яркая представительница импрессионизма. Нередко она становилась моделью для брата своего мужа Эдуарда Мане.
Обратите внимание
Семейное окружение не препятствовало ее увлечению живописью, поэтому Берте удалось реализовать себя как талантливого художника. Первая выставка с ее участием, которая прошла в 1864 году в Парижском салоне, стала отправной точкой для дальнейшего выхода на публику.
Позже она вступила в ряды «отверженных» импрессионистов, идеи которых продвигали Моне, Сазанн, Дега, Писсаро и другие известные мастера того времени.
Картины Моризо гармоничны, свежи и жизнерадостны. Она старалась создать на своих полотнах теплую атмосферу, в которую зрителю невозможно не погрузиться с головой. В отличие от большинства импрессионистов, предпочитавших мелкие мазки и четкие цветовые границы, она тяготила к свободному и широкому мазку.
Одной из первых российских художниц, получивших признание, стала уроженка Полтавской губернии Мария Башкирцева (1858 — 1884) К сожалению, ее жизнь закончилась рано: в 25 лет Мария умерла от туберкулеза. В десятилетнем возрасте девочка вместе с мамой переезжает в Европу, где она получила образование.
С 12 лет и до смерти Мария ведет на французском языке дневник, который впоследствии был издан и переведен во многих странах. Девушка увлекалась феминистическими взглядами, что в то время считалось неуместным, поэтому ее мать выдернула из дневника рассуждения на эту тему.
К сожалению, большая часть принадлежавших авторству Марии холстов, были утеряны в годы Первой мировой войны.
Позже другая представительница женской половины человечества в искусстве, поэтесса Марина Цветаева посвятила Башкирцевой сборник «Вечерний альбом».
Яркую, неповторимую мексиканскую художницу Фриду Кало (1907-1954) сложно не узнать: характерный почерк ее работ сразу говорит нам об авторстве.
Важно
Жизнь Фриды с самого детства превратилась в борьбу с обстоятельствами: полиомиелит, который она перенесла в возрасте шести лет; страшная автомобильная авария, за которой последовали многочисленные операции и невозможность иметь детей. Писать картины юная Фрида начала именно после дорожного происшествия, запертая в четырех стенах наедине с искалеченным телом.
Первой работой начинающей художницы стал автопортрет, что отложило отпечаток на все ее дальнейшее творчество. «Я пишу себя, потому что много времени провожу в одиночестве и потому что являюсь той темой, которую знаю лучше всего», – объясняла она.
Во всех работах Кало чувствуется внутренний раскол: напряжение и страхи соседствуют со стремлением к гармонии и принятии жизни.
Она получила известность незадолго до своей смерти. Однако сегодня ее произведения стоят миллионы.
Будущая известная художница прусского происхождения Лотта Лазерштайн (1898 – 1993 )еще будучи ребенком знала, что хочет посвятить свою жизнь искусству. Жертвой стала ее личная жизнь.
Лотта с отличием окончила Берлинскую Академию изящных искусств, а затем открыла собственную студию, куда приглашала молодых девушек-моделей.
Она присоединилась к художественному направлению «новая вещественность», процветающему в Германии в середине 20-х.
В 1931 году состоялась ее первая персональная выставка в галерее Фрица Гурлитт в Берлине. Однако вскоре наступил переломный в истории Германии момент – к власти пришли национал-социалисты.
Совет
Лотте, наполовину еврейке, предписали бросить художественную деятельность. В конце 30-х годов она переехала в Стокгольм, куда забрала все свои работы. В 1943 году в концлагере погибла ее мать.
Лотте пришлось вступить в фиктивный брак и просить в Швеции политического убежища.
Международное признание Лазерштейн получила только в 1987 году. Художница умерла в возрасте 95 лет, оставив после себя богатое художественное наследие.
Еще одна художница трагической судьбы – Ана Медем (1962-2001), сестра известного испанского режиссера Хулио Медема. Ее творчество большинству известно по фильму «Хаотичная Ана», который брат посвятил сестре после ее смерти. Ана родилась в 1962 году в Мадриде.
В 16 лет начала увлекаться рисованием, профильного образования так и не получила – все осваивала самостоятельно. Ее работы настораживают: яркость и насыщенность цветов соседствуют с пугающими смыслами.
Все изображенные ею персонажи – оболочки, за которыми отчетливо чувствуются глубоко переживающие, сломленные души.
7 апреля 2001 года Ана погибла в автокатастрофе по дороге на открытие своей крупной выставки.
Художница Берта Моризо. Почему её считают первой женщиной-импрессионистом?
Перемывая кости молодым бунтарям от живописи, газетчики не преминули отметить, что среди них оказалась и одна женщина, Берта Моризо, причем, представительница уважаемой и добропорядочной буржуазной семьи. Тут же вспомнили её деда, известного французского живописца Жана Оноре Фрагонара, который, по мнению газетчиков, должен был в гробу перевернуться от экстравагантной выходки внучки.
Даже люди, которые хорошо знали Берту, не смогли сразу оценить её новаторский путь в живописи. Жозеф Гишар, у которого Берта училась основам живописи, так описал в письме её матери свои впечатления от посещения выставки: «Когда я вошел туда, дорогая мадам Моризо, меня охватило чувство подавленности при виде работ Вашей дочери в этом нездоровом окружении… Если смотреть добросовестно, то, конечно, можно кое-где найти отличные работы, но все они в той или иной мере не совсем нормальны. Мадемуазель Берта тоже оказалась жертвой этого помешательства, у нее несколько свихнулись мозги…». Несмотря на такое неприятие её живописи, Берта Моризо с выбранного пути не свернула, а время вскоре все расставило по своим местам, навечно вписав её имя в историю импрессионизма.
Берта (Berthe Morisot) родилась в 14 января 1841 году в Бурже, где ее отец занимал высокую должность префекта. Девушка получила прекрасное образование. Еще в детстве она вместе с сестрой Эдмой увлеклась живописью. Вскоре обычные уроки рисования Берту перестали удовлетворять, она просто переросла этот уровень. К счастью, произошло её знакомство с признанным мэтром французской живописи Камилем Коро, увидевшем в еще несовершенных работах юной художницы проблески несомненного таланта. Коро не только начал давать Берте советы, внимательно следить за её становлением как художника, но и стал другом её семьи, что даже вызвало пересуды, так как мэтр славился замкнутостью и нелюдимостью.Обратите внимание
Ученица не разочаровала маститого учителя, её успехи в живописи были очевидны. Берта многое переняла у Коро, особенно умение передавать в картинах игру света и своеобразную манеру пейзажной живописи. Уже в 1864 году несколько пейзажей Берты, которой было всего 23 года, были выставлены в Салоне, а это если еще и не признание, то явный путь к нему. Кстати, отбор картин для выставления в Салоне был весьма строгим, но работы Берты Моризо в нем экспонировались в течение нескольких лет.
Сотрудничество с Салоном она прекратила сама, когда близко сошлась с кружком молодых художников, увлеченно экспериментировавших с цветом. Её близким другом стал Эдуар Мане, восторженно относившийся не только к живописи Берты, но и к ней самой. Мане создал более десятка портретов Берты, но, когда она вышла замуж за его младшего брата Эжена, писать её перестал. А произошло все это в год открытия знаменитой выставки.
Стоит отметить, что живопись Берты все-таки отличалась от работ остальных основателей импрессионизма, в ней были нотки лиричности и даже сентиментализма, созвучные с живописью предыдущих эпох. В отличие от большинства импрессионистов, писавших мелкими мазками с четким разделением цветов, Моризо предпочитала писать широкими свободными мазками, используя традиционные приемы смешения цветов. Кстати, подобным способом живописи пользовался и Мане.
Картины Берты Моризо, представленные на первой выставке импрессионистов, были вполне добропорядочны. Если бы не манера письма, её полотна «У колыбели», «Игра в прятки», «Чтение» (всего 9 картин) не вызвали бы нареканий. Собственно, к ней у критиков, ругавших выставку, претензий было меньше, чем к другим художникам. В своих работах Берта воспевала обыденную жизнь обеспеченной буржуазной семьи — материнство, домашний быт, отдых с детьми на природе и т. п. Верность этой теме она сохранила до конца своих дней.
Так, как изображала жизнь обеспеченной женщины Берта Моризо, раньше практически не писали. В её картинах не было социальных мотивов и всплесков эмоций, но они заставляли по-новому вглядываться в обыденные и привычные события повседневной жизни, от них веяло теплом, уютом и тихим семейным счастьем. Это направление живописи оказалось востребованным, картины Берты охотно покупали, они неизменно вызывали интерес зрителей на выставках. У художницы оказалось много последователей по всему миру, особенно среди женщин-живописцев. Ради интереса сравните работы Моризо и нашей знаменитой соотечественницы Зинаиды Серебряковой.
Казалось, все в жизни Берты Моризо складывается удачно, и впереди её ждут долгие годы счастливой семейной жизни и творчества. В её гостеприимном доме часто собирались друзья-художники Клод Моне, Гюстав Кайботт, Эдгар Дега, Пьер-Огюст Ренуар, Джеймс Уистлер, Пюви де Шаванн. Подрастающая дочь Жюли делала успехи в живописи и явно собиралась пойти по стопам матери. Но в 1893 году умер Эжен Мане, муж Берты, а через два года сама художница заболела и 2 марта скоропостижно скончалась. Ей было всего 54 года.
На похороны Берты смогли приехать многие из тех, с кем она стояла у истоков импрессионизма, и кто теперь тяжело переживал её уход из жизни. О тех горьких днях осталось много свидетельств. Вот что писал сыну Камиль Писсарро: «Я остался в Париже, чтобы быть на похоронах нашего старого товарища Берты Моризо; она умерла от инфлюэнцы. Ты не представляешь себе, как мы были поражены и огорчены смертью этой очаровательной художницы, с таким прелестным женственным талантом украшавшей нашу импрессионистическую группу».
Дело Берты Моризо продолжила дочь Жюли. Она и на самом деле стала талантливой художницей, причем её манера живописи была близка к той, в которой предпочитала работать её мать.
Берта Моризо, Изображений: 68
Когда вторая выставка импрессионистов открылась весной 1876 года в Париже, один остроумный критик назвал своих участников «пятью или шестью сумасшедшими, одна из которых – женщина».
Женщина, конечно, была Берта Моризо, которая, несмотря на свой пол, стала ведущей фигурой самого известного художественного движения девятнадцатого века.
Берта Моризо и ее дочь Жюли Мане, 1894
Берта и Беатрис Моризо
Берта Моризо с букетом фиалок
Берта Моризо с веером
Берта Моризо в трауре
Отдых. Портрет Берты Моризо
Молодая женщина с вуалью (Берта Моризо)
Берта Моризо
Берта Моризо на софе
Трюмо (Психея)
Berthe MORISOT Jeune femme Г sa toilette 49559 1146
Berthe Morisot Jeune femme a leventail 99599 20
Berthe Morisot Jeune fille au chat 99619 20
Berthe Morisot Jeune fille etendue 28484 20
By the Toilette
Head of English Woman, 1884-85
Paule Gobillard Drawing, 1886
The Forest of Mesnil, 1892
The Thicket, 1894
Young Woman and Child, Avenue du Bois, 1884
Young Woman with the Dog, 1892
Девушка на диване
Летний день
Сестра художницы Эдма, сидящая в парке
Девушка в лодке и гуси
Сестра художницы у окна
Молодая женщина в соломенной шляпе
Молодая девушка в фартуке
Мать и сестра художницы
Молодая женщина за вязанием
Молодая женщина, сидящая на диване
Берта Моризо с веером
Берта Моризо
Берта Моризо с веером
Когда вторая выставка импрессионистов открылась весной 1876 года в Париже, один остроумный критик назвал своих участников «пятью или шестью сумасшедшими, одна из которых – женщина».
Женщина, конечно, была Берта Моризо, которая, несмотря на свой пол, стала ведущей фигурой самого известного художественного движения девятнадцатого века. Однако ярлык «сумасшедшего» был аберрацией.
Важно
Моризо культивировала свои художественные таланты и добилась успеха в раннем возрасте с принятием на Салон в 23 года, и упорно держалась за своё звание на переднем крае французского искусства до своей смерти 30 лет спустя.
Хотя Морисо часто самокритично относилась к своей собственной работе и не позволяла социальным соглашениям заниматься тем же предметом, что и её коллеги-мужчины, она, тем не менее, развивала связи и семейную поддержку, что позволило ей выстраивать свою независимую карьеру в качестве художника более чем три десятилетия и оставить неизгладимый след во французском искусстве.
Моризо, из-за её пола, был закрыт доступ к некоторым аспектам жизни, доступным её коллегам-импрессионистам-мужчинам, особенно к более старшим аспектам городской жизни – кабаре, кафе, барам и борделям. И наоборот, её картины раскрывают её доступ практически ко всем аспектам женской жизни в конце девятнадцатого века, даже к частным, интимным, которые обычно были закрыты для её коллег-мужчин.
Моризо создала полотна, которые изображали самые разнообразные объекты в конце XIX века во Франции, включая пейзажи, уличные и городские сцены, обнажённую натуру, натюрморты и портреты.
Как и её коллеги-мужчины, она тоже работала с любимыми моделями, в том числе с собственной дочерью Джули, участвовала в художественных обменах, благодаря своим связям в кругу импрессионистов и за его пределами, оставаясь новатором в живописи вплоть до своей смерти.
Берте Моризо выпала удача не только вступить в творческую семью, но и получить поддержку своего мужа Эжена Мане (младшего брата Эдурада Мане), который пожертвовал собственными амбициями, чтобы управлять творческой карьерой жены.
Она получила высокую оценку общества и в результате её работы продавались хорошо, и при её жизни и впоследствии.
Её талант и мастерство принесли ей общественное уважение и уважение её коллег-мужчин, воспринимавших Берту на равных – достижение, которое было очень необычным для того времени.
Совет
Берта Моризо родилась у Эдме Тибурса Моризо и Мари-Жозефины-Корнелии Томас в Бурже, Франция, в 1841 году. Семья была состоятельной, а её отец работал старшим администратором местного самоуправления.
Её мать имела связи с художником рококо Жан-Оноре Фрагонаром. У Берты были две старшие сестры: Ив и Эдма, а также младший брат Тибурс.
В 1852 году семья переехала в Париж, где Берта прожила всю оставшуюся жизнь.
Ожидалось, что, как девушки из буржуазной семьи, Берта и её сестры получат художественное образование. Художник Джозеф Гишар, один из их частных преподавателей, отвёз их в Лувр, где он учил их живописи, копируя картины на стенах. Гишард особенно предупреждал родителей девочек о том, что продолжение их художественного образования может быть проблематичным.
Тем не менее, Эдма и Берта продолжали учиться даже после этого предупреждения. Через некоторое время Эдма вышла замуж за военно-морского офицера и уехала, отказавшись от серьёзных творческих занятий. Но она продолжала поощрять Берту (с которой она была очень близка) продолжать работать.
На протяжении всей своей карьеры Берте Моризо приходилось бороться с предубеждениями относительно роли женщин в обществе.
Она была необычна в своём решении быть художником, но также была женой и матерью, из-за чего многие неизбежно видели её, прежде всего, в традиционно женских ролях.
Поэтому до недавнего времени считалось, что Мане был «хозяином», а Моризо – «учеником» в их отношениях, но несомненно, что они влияли друг на друга по-разному.
Берта Моризо оказалась важной фигурой в создании импрессионизма как движения. Она участвовала в первой выставке импрессионистов и была ключевой художественной и социальной фигурой в их кругу. Моризо оказала сильное вдохновляющее влияние на других женщин-импрессионистов, живущих в Париже в то время, таких как Мэри Кассат и Ева Гонсалес.
Несбывшееся…. Берта Моризо (1841-1895)
November 15th, 2008
02:03 pm – Несбывшееся…. Берта Моризо (1841-1895)Кто о чем, а я опять про женщин и про художников..В данном случае, про художников и про художницу…Знакомство Берты Моризо с Эдуардом Манэ, который был тогда кумиром всех молодых художников, произошло в залах Лувра в 1868 году. Берта восхищалась Манэ и считала его гениальным живописцем. Теперь же она попала под обаяние его личности и влюбилась. Сам художник заметил Берту еще несколько лет назад, потом видел ее пейзажи, один из которых понравился ему настолько, что он написал картину с того же места, что и она. Легкая, изящная техника и лирическая атмосфера ее работ вскоре привлекли внимание Мане, лидера оппозиции академизму. К моменту знакомства с Манэ Берте Моризо было двадцать семь лет. Чрезвычайно талантливая внучка Ж.О.Фрагонара,Берта Моризо родилась в Бурже в семье префекта. Её и сестру Эдму учил живописи художник Гишар, который после первых же уроков отметил незаурядные способности обеих девушек и сразу высказал мадам Моризо своё беспокойство за их будущее(ибо не пристало приличным девушкам заниматься живописью). В 1861 Берта знакомится с Камилем Коро и берёт у него уроки, а через три года начинает выставляется в Салоне. С 1868 начинается дружба Моризо с Эдуардом Мане. Они сразу нравятся друг другу, но между ними стоят преграды респектабельности и светских привычек. Это явно взаимная симпатия, но запретная, невысказанная и обречённая таковой остаться до конца. Оставаясь наедине, они ведут беседы обо всём на свете и особенно о живописи, но никогда не позволяют вспыхнуть огню, лихорадившему обоих и увеличивающемуся с каждым днём.Эдуард Манэ, весьма чувствительный к женской красоте, по-настоящему увлекся Бертой. Вскоре он попросил ее позировать для своей новой картины «Балкон», и девушка стала приходить в мастерскую художника, но… всегда в сопровождении матери. Когда картина была показана в Салоне 1869 года, Берту стали называть «роковой женщиной», хотя сама она находила себя скорее странной в изображении Манэ. В течение нескольких лет Берта Моризо продолжала позировать художнику, но даже оставаясь наедине с ним, умела держать себя в руках. Удивительно, что Манэ, легко и не раз изменявший своей жене Сюзанне, в данном случае строго придерживался правил, принятых в респектабельном обществе. Его невысказанная любовь вылилась в полотна. Художник изобразил свою любимую модель в четырнадцати картинах, большая часть из которых осталась в его мастерской. Последняя работа серии была написана в 1874 году. К другим женщинам, окружающим Мане, Берта относилась с ревностью, особенно раздражала Берту Эва Гонзалес, ученица художника. В начале 1870 года она писала сестре: `Мане читает мне лекции, и в качестве примера приводит эту вечную мадмуазель Гонзалес… она, мол, преуспевает. Тем временем он вновь принимается за ее портрет – уже в двадцать пятый раз! ” В конце 1874 года Берта Моризо вышла замуж за младшего брата Эдуарда Манэ и больше никогда не позировала ему. Почему же она согласилась стать женой Эжена Манэ? Возможно, чтоб быть ближе к любимому человеку, а может быть, поддавшись на уговоры матери. Мадам Моризо хоть и считала Эжена «на три четверти сумасшедшим», полагала, что лучше, принеся некоторые жертвы, выйти замуж (в 33 года), чем оставаться независимой, но одинокой. Бертой был также увлечен Пюви де Шаванн.Писал ее и Пьер Огюст Ренуар Портрет Берты, 1892 год. Портрет Берты Моризо с дочерью В 1883 году умирает Эдуард Мане, смерть друга была большим потрясением для Берты, к тому же ей ещё довелось присутствовать у постели умирающего и видеть страшные мучения этого человека Автопортрет Берта Моризо умерла в 54 года, после короткой болезни, неожиданно для всех. «Мы работали с Сезанном в Эксе, – писал Ренуар. – Узнав из телеграммы о ее кончине, мы, побросав кисти, бросились на вокзал. Мне казалось, что я остался один в пустыне». более 70 картин Берты Моризо Я уже писала об этом пост, давно, год назад….И эти страсти бурлили во второй половине 19 века… Люди жили, любили, страдали, сдерживали свои порывы….Через 80 лет бельгийский художник Рене Магритт, яркий представитель такого течения в живописи,как сюрреализм, написал такую картину…Все в этой жизни не долговечно…” Балкон Манэ”,1950. |
|
Спасибо, надо как-то выбрать холодный вечер и с чашечкой хорошо заваренного чая как следует прочитать все Ваши посты о женщинах и художниках.
А пока – ждём ещё!
|
пажаласта))) я еще собираю картины по одной теме-кто как видел один и тот же сюжет…сама периодически просматриваю и добавляю)))
(Reply) (Parent) (Thread)
|
увидела в ленте портрет Моризо и чего-то даже обрадовалась… :)очень рада знакомству с Вами!
?
|
спасибо))) я как наткнулась на Ваш ЖЖ-тоже очень обрадовалась)))он очень мне близок показался)))
(Reply) (Parent) (Thread)
|
Как она мне нравится, потрясающая женщина!.. И как всё было и радостно. и грустно в то время. Спасибо за встречу с ними ещё раз!
|
не перестаю удивляться, как много на просторах жж интересно пишущих людей. как жаль, что мы не встретились раньше
|
)))))я по большей части компелирую-собираю информацию с миру по нитке и составляю пост прежде всего потому, что самой интересно) спасибо)
(Reply) (Parent) (Thread)
|
Блин, Джек Лондон какой-то. Они любили друг друга, но даже не поцеловались ни разу, потому что боялись, что любовь умрет. Нет, блин, лучше так – гореть и… перегореть. Жалко.
А картины – нра. ?
|
))))))))))))))))))))))ну тогда может и не было бы этого ореола- загадочного и печального….было б все банально и пошло)
(Reply) (Parent) (Thread)
|
Познавательное чтение:) Спасибо:))
Все сразу осилить не смогла, так несколько дней держала в закладках:)