Дега и мане. дружба и две порванные картины – все о живописи
Table of Contents
Импрессионизм. Клод Моне, Эдуард Мане, Эдгар Дега, Пьер Огюст Ренуар
?
barucaba (barucaba) wrote,
2012-03-14 19:57:00 barucaba
barucaba
2012-03-14 19:57:00 Category:
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression — впечатление) — направление в искусстве последней трети XIX — начала XX веков, зародившееся во Франции и затем распространившееся по всему миру, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолётные впечатления. Обычно под термином «импрессионизм» подразумевается направление в живописи, хотя его идеи также нашли своё воплощение в литературе и музыке.
Термин «импрессионизм» возник с легкой руки критика журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов», взяв за основу название этой картины Клода Моне. Художники приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца. 1872, музей Мармоттан-Моне, Париж.(Impression, soleil levant)
Сегодня любой музей мира рад не только обладать их картинами, но и просто выставлять их. Коллекционеры платят сумасшедшие деньги за них. Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Камилл Писсарро, Альфред Сислей, Берта Моризо – импрессионисты – самые популярные художники современного мира. Их полотна воспроизводятся столь же часто как Мона Лиза Леонардо.
Обратите внимание
Художники Монмартра – изменившие искусство.Рисунок, бывший основой всех основ на протяжении столетий, начиная с эпохи Возрождения, был изгнан. Живопись – это цвет. Пятна красок, громоздящиеся друг на друге. Отныне даже тень имеет цвет. Только черной краске не было места на их холстах. Мир стал набором красок на палитре. Цвет и свет – главными персонажами их картин.
Они писали только то, что видели. Не просто делали этюды. Они начинали и заканчивали картину за один сеанс, сохраняя свежесть и непосредственность первого впечатления. Детали не были важны. Место темных полотен мэтров академической живописи заняли их искрящиеся всеми мыслимыми цветами и оттенками холсты.
Они ушли из мастерских рисовать жизнь. Современную жизнь.
Своих героев они искали не в древней истории и мифах, боги Греции и Рима (во всяком случае, в ту пору) не интересовали их. Своих героев они искали и встречали на парижских бульварах, в кафешантанах, просто по соседству среди обитателей чердаков Монмартра. Они писали не вечность, мгновение.
Сломав традиционную систему ориентиров мира прекрасного, научили и зрителей, и художников по-новому смотреть на мир и искусство.
Эдуард Мане (1832-1883)
Эдгар Дега (1834-1917)
Пьер Огюст Ренуар (1841-1919)
(no title)
?
Previous Entry | Next Entry
una_ferretАнекдоты о художниках и их друзьях. Снова Дега
“Я работаю…”
Жанна Февр, одна из племянниц Дега, вспоминала:”Братьяхудожника сохранили дворянскую частицу “де”. Свои первые картины Дегаподписывал “де Га”, но вскоре стал писать свою фамилию слитно. Когдаодин из друзей спросил, почему он так поступает, дядя ответил:”В дворянстве не привыкли трудиться, а я работаю; поэтому мне больше пристало имя простолюдина”.
Портрет жены Мане
Осенью1865 года Дега написал портрет Эдуарда Мане с женой Сюзанной Мане(урождённая Леенхофф, 1829-1906), играющей на фортепиано, и подарил егосвоему другу.
Мане не понравилось изображение жены, и он отрезал правуючасть холста. Оскорблённый Дега забрал картину обратно и довольно долгобыл в ссоре с Мане.
Дега хотел восстановить портрет в первоначальном виде, но так и не собрался проделать эту работу.
Рисунок Энгра
Однаждыжурналист Джордж Мур (1852-1933) в мастерской Дега рассматривал недавнокупленный художником рисунок Энгра. Заметив интерес Мура к рисунку,Дега сказал:”Это рисунок женской руки, сделанный Энгром.
Взглянитена ногти, как они прорисованы; вот что значит гений! Руку человека онвидит такой прекрасной, такой удивительной и такой необыкновенно сложнойдля выражения, что он мог бы уединиться на долгие годы, довольствуясьтолько прорисовыванием ногтей!”.
Скучно развлекатьсяКогда Дега перевалил за 70, доктор заявил художнику, что воздух мастерской ему вреден:”Вам нужно больше гулять. К тому же эти прогулки могут вас развлекать”.Дега ответил:”Но, друг мой, мне скучно развлекаться”.
Рамы Дега
Цвета рам для своих картин Дега всегда подбирал самостоятельно, пользуясь красками, которыми обычно красили садовые стулья.Джеймс Уистлер (1834-1903) частенько подшучивал над Дега:”Ваши садовые рамы…”
Бабочки Ренуара и Лами
Важно
В художественной лавке Нуази-ле-Гран некий любитель рассматривал акварели Эжена Лами (1800-1890). Он показал одну из них Дега:”Посмотрите, мсье Дега, правда, это похоже на крылья бабочек, как вы сказали однажды о полотнах Ренуара?”Дега сухо ответил:”Да, но Ренуар сажает бабочек на свой холст, а Лами прибивает их гвоздями”.
“Дом нового искусства”
Французский историк Даниель Алеви (1872-1962) так написал об отношении Дега к “новому” искусству [“l’art nouveau”]:”Дегасчитал, что гомосексуализм и “вкус” неотделимы друг от друга.
Совсемнедавно [1895 год] открылся “Дом нового искусства”, где молодые женщиныпродают красивые вещи. Дега говорит:”Хорошо сделали, что поставили туда женщин.
Если бы там были мужчины, полиция бы уже прикрыла его”.
Об искусстве
Дега:”Искусство для народа! Какое убожество! Прекрасное – это тайна”.
Рабочие принадлежности
Одинбогатый любитель живописи как-то сманил танцовщицу, позировавшуюхудожникам. Он угощал её портвейном и бисквитами, чего бедные художникине могли ей предложить. Встретив этого господина в опере, Дега сказалему:”Мсье, вы не имеете права отнимать у нас наши рабочие принадлежности”.
Ослеплённый Дега
КогдаДега и Мане помирились после трёхлетней ссоры, Дега пришёл в мастерскуюМане. Он рассматривал эскизы Мане, его пастели, мало говорил и всёжаловался, что у него устали глаза, что он плохо видит.
Через несколько дней Мане встретил одного своего приятеля, который сказал ему:”На днях я встретил Дега, когда он выходил от Вас. Он был в восторге, он был просто ослеплён всем, что вы ему показали”.
Мане ответил:”Ах, свинья! Ведь он мне ничего не сказал”.
(c) abhoc.com
9 историй о “Голубых танцовщицах” Дега
Автор: Эдгар Дега (1834 – 1917). Настоящее имя художника – Илер-Жермен-Эдгар де Га
Шедевр: Голубые танцовщицы (Danseuses bleues)
Дата создания: около 1897 года
Материал: Бумага, пастель
Размеры: 64х65 см
Музей: ГМИИ имени А.С. Пушкина. Здание Галереи искусства стран Европы и Америки XIX – XX (Москва, Волхонка, 14)
Коллекционер Сергей Щукин
1 – история картины
“Голубые танцовщицы” Дега находились почти всегда после написания на территории России благодаря московскому купцу и коллекционеру Сергею Щукину. Ему удалось собрать лучшие образцы современного ему французского искусства, такой коллекции нет даже во Франции. Сергей Щукин признавался своей дочери:
“Если, увидев картину, ты испытываешь психологический шок — покупай её”.
Зал Моне с “Голубыми Танцовщицами” Дега в московском особняке Сергея Щукина. Начало XX века. Реконструкция Кристины Делок-Фурко
Дега после написания “Голубых танцовщиц” передал на хранение ее в коллекцию арт-дилера импрессионистов Дюран-Рюэля в Париже. У последнего полотно приобрел Щукина для своей коллекции.
Картина постоянно висела в московском особняке коллекционера на Большом Знаменском переулке до 1918 года, пока коллекция не была преобразована в Государственный музей нового западного искусства, просуществовавший до 1948 года.
После прекращения работы музея коллекция Щукина была разделена между ГМИИ Пушкина в Москве и Эрмитажем.
Так выглядел зал импрессионистов в щукинском особняке. Реконструкция Кристины Делок-Фурко
Все работы Эдгара Дега в ГМИИ Пушкина (Москва) происходят из коллекции Щукина.
Совет
Знаменитый художник Морис Дени, посетивший Москву в 1909 году, увидев “Голубых танцовщиц” Дега в домашней галерее Щукина, так отозвался о ней: “В большом салоне – голубой Дега, самый прекрасный, самый звонкий и самый новый”.
Художник происходил из обеспеченной семьи. Отец художника, Огюст де Га, управлял французским отделением крупного банка, основанного в Италии дедом Эдгара Дега, Рене Илером де Га.
Илер де Га эмигрировал в Италию в годы Французской революции, полагая, что его жизнь в опасности. Мать Эдгара, Селестина Мюссон, была родом из французской семьи, обосновавшейся в Америке.
Её отец был брокером на хлопковой бирже в Новом Орлеане.
Эдгар Дега
Мы привыкли к тому, что художник постоянно нищ и бос, но не в случае Дега. Удивительно, но талант импрессиониста Дега был оценён при жизни. Его работы хорошо раскупались.
«Голубые танцовщицы» были приобретены за баснословные деньги – 60 000 франков! За картины Дега Щукин с маршанами (так в те времена называли арт-дилеров) почти не торговался. Для сравнения – средняя зарплата на заводе обычного работника составляла в месяц 108 франков.
Эдгар Дега “Четыре танцовщицы” 1899. Национальная галерея искусств (Вашингтон, США)
Не смотря на расточительность, Сергей Щукин в остальных случаях любил говорить: «Хорошая картина — дешевая картина».
Что же о художнике: деньги особого счастья Дега не приносили. У него не было семьи. Он был отшельником. Он редко выходил из своей мастерской. На двери его квартиры была замысловатая щеколда. Дега мог управлять ей из своей мастерской со второго этажа. Если гость был не ко двору, щеколда на двери так и не поднималась. Она очень часто не поднималась.
Эдгар Дега “Голубые танцовщицы” Около 1897. ГМИИ Пушкина (Москва)
3 история – о балете
В истории живописи имя Дега навсегда связано с балетной темой. Он стал первым, кого очаровала не конкретная прима, а балет как искусство и труд, Дега не только увидел, но и показал балет с другой стороны.
Четыре балерины на картине “Голубые танцовщицы” – неразрывное целое, своей пластикой передают идею гармоничного, слаженного и развивающегося движения. Трудно даже сказать, изображены ли на полотне четыре балерины. Это может быть фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах.
Эдгар Дега “Танцовщицы” Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США)
Мотив передачи сложного движения интересовал Дега на протяжении всего его творчества. Нередко он как бы развертывал его во временной последовательности, показывая его различные этапы, как в этой группе балерин.
Обратите внимание
Художник несколько раз возвращался к подобной композиции, варианты которой находятся в Лувре и в частном собрании во Франции.
Однако, по выразительности, чистоте и гармонии московские “Голубые танцовщицы” представляют наиболее удачное решение этой темы.
Театральный мир балета на его полотнах показывает непривычные уголки театра, иногда видимые только в приоткрытую дверь. Знаменитая картина «Голубые танцовщицы», написана с совершенно необычного ракурса, словно художник, а за ним и зритель, подсматривает за балеринами.
Эдгар Дега “Две отдыхающие танцовщицы” (1905—1910), Музей Орсе (Париж, Франция)
4 история – о потерянном зрении Дега
В 36 лет (1870 год) франко-прусская война приближалась к Парижу. Вместе с Эдуардом Мане Эдгар Дега уходит в армию. Он пошел добровольцем в пехотный полк. Вскоре был обнаружен дефект зрения правого глаза (начало слепоты) и Дега был переведён в артиллерию, где и закончил войну.
Картина “Голубые танцовщицы” относится к позднему периоду творчества Дега. Он написал ее, когда ему было примерно 63 года. В эти годы зрение его ослабело настолько, что он стал писать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины, что отчетливо прослеживается в картине.
Эдгар Дега “Балерины” Британская национальная галерея
5 истории – о личной жизни
Не сохранилось никаких свидетельств стремления Дега к физической близости к танцовщицам балета или какой-либо из его натурщиц, впрочем, как и каких-либо иных сведений о личной жизни художника. Никто не знал, есть ли у Дега любовница. Сам Дега никогда не рассказывал о своих отношениях с женщинами.
В личной жизни Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым; с ним случались приступы гнева. Друзья и члены его семьи отзывались о Дега как о неуклюжем прямом человеке.
И действительно, его иногда с нежностью назвали «медвежонком» за частое ворчание и брюзжание. Отношение Дега к собственному телу было свободным от условностей.
В самом деле, ванна, которую мы часто видим на его многочисленных поздних картинах моющихся женщин, была смело поставлена им посередине мастерской.
Эдгар Дега. Автопортрет
К концу 80-х годов Дега, по существу, реализовал своё желание «стать знаменитым и неизвестным». Он был практичным и умел распорядиться своим влиянием, постоянно контактировал со многими художниками, и такая активность начинала раздражать некоторых из его коллег.
Как лишнее доказательство того, что он уверен в своем таланте и спокоен за свою позицию, Дега замыкается в узком кругу близких друзей. Он выставляется лишь в немногих избранных публичных местах, что вызывает интерес к нему со стороны респектабельных художественных журналов Парижа.
Растет продуктивность Дега, количество законченных работ, предназначенных для продажи, одновременно он тщательно планирует с группой надежных торговцев свою стратегию на торгах.
Эдгар Дега “Танцевальный класс” Музей Орсэ (Париж, Франция)
6 история – о Дега и импрессионистах
Дега мало интересовал пейзаж, занимавший центральное место в творчестве импрессионистов, и он не стремился запечатлеть на полотне ускользающую игру света и тени, так завораживавшую Моне. Дега вырос из традиционной живописи, которая так мало значила для других импрессионистов.
Дега можно отнести к импрессионизму только благодаря трепещущей, светящейся игре красок.
Общим, как для Дега, так и для остальных импрессионистов, был, пожалуй, только жадный интерес к живописным сюжетам современной жизни и стремление запечатлеть её на полотне каким-то новым, необычным способом.
Важно
Ирония судьбы, но именно в 1890-х, после распада группы импрессионистов, работы Дега стали наиболее близки по стилю именно к импрессионизму. Однако размытые формы и яркие тона, которые он начал использовать в эти годы, были скорее следствием прогрессирующей потери зрения, чем стремлением художника к характерным для импрессионизма цветам и формам.
Эдгар Дега “Танцовщицы в розовом и зеленом” 1894. Частное собрание
Дега никогда не имел никаких учеников, но многие художники, например, Поль Гоген, Жорж Сера, Анри Тулуз-Лотрек, признавали его влияние на своё искусство.
7 история – цитаты Дега о живописи и балете
“Живопись требует небольшой тайны, некоторой неопределённости, некоторой фантазии. Когда вы вкладываете совершенно ясное значение, людям становится скучно.”
“Ничто в искусстве не должно казаться случайным, ни один жест.”
«Меня называют живописцем танцовщиц. Балерины всегда были для меня лишь предлогом, чтобы изобразить замечательные ткани и ухватить движение».
Эдгар Дега “Розовые танцовщицы”
8 – Интересные факты о жизни Дега
- Дега родился в семье богатого банкира, увлекавшегося искусством
- В 1853 году Дега начинает изучать право по желанию отца, одновременно по своему желанию – берет уроки живописи в мастерской Барриаса. С 1855 года он регулярно посещает Школу изящных искусств, где работает в мастерской Ламотта, ученика Энгра
- Его родовая фамилия – аристократическая, де Га, но он поменял её на более «народную» — Дега
- Дега был перфекционистом. Друзья шутили, что он прекратит работу над картиной, только если отобрать её силой
- Его называют «живописцем танцовщиц», и не зря. Он написал более полутора тысяч полотен, где так или иначе были изображены танцовщицы, а в первую очередь – балерины
- Художник был признанным мастером пастели. Он не только довел до совершенства существующие способы работы с ней, но и создал новые, к примеру, обработку картин паром и разведение пастели
Эдгар Дега “Танцовщика выгибается” 1883
9 история-анекдот из жизни Дега (или как Дега снимал мастерскую)
Молодой Эдгар Дега, скитаясь по парижским углам, решил снять мастерскую.
После долгих поисков он наконец нашел в небогатом районе подходящую комнату, но хозяин квартиры сразу же выставил целый ряд условий:
– Я могу вам сдать эту комнату, но предупреждаю: здесь должно быть тихо,
– Я спокойный человек, месье, – скромно ответил Дега.
– Никаких гостей, никаких криков, – продолжал хозяин.
– Обещаю, – сказал художник.
– Домой не возвращайтесь поздно, потому что пол скрипит, – добавил хозяин.
– Хорошо, постараюсь, – обещал Дега.
– Вы храпите? Стены здесь тонкие, и я не смогу уснуть.
– Нет, я сплю спокойно, – ответил Дега, уже теряя терпение.
– Тогда все в порядке. Я сдам вам эту комнату, – сказал довольный хозяин.
– Но я должен вас честно предупредить, – заметил Дега, – что я художник.
– И что же?
– Боюсь, вас может встревожить плеск воды, в которой я мою свои кисти!
Великий Дега без балерин. Художник Эдгар Дега (1834-1917)
Великий Дега без балерин.
Художник Эдгар Дега (1834-1917)
Пристанет иногда клише на годы и даже на века, будь то простой человек или знаменитый художник, и несет он это груз на себе, изнемогая, а изменить ничего не может.
.. Вот так и с Эдгаром Дега случилось. Когда называют это имя, что сразу представляется? Конечно, балерины… А у него столько картин талантливейших на другие темы!!!
Предлагаю посмотреть только на малую их часть. Оговорюсь сразу, преобладание женской тематики в подборке – на моей совести))) Концерт в кафе, 1877
Ф.Лист – Утешение
ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский живописец, один из самых оригинальных и выдающихся представителей импрессионизма. Родился в Париже в обеспеченной банкирской семье аристократического происхождения. Он был старшим из пятерых детей.
Его мать умерла в 1847 году, так что отец мальчика, Огюст де Га, и дед, Илер де Га, были наиболее влиятельными фигурами в его ранней жизни. Позже, в молодости, под влиянием новых социальных идей, Эдгар изменил свою фамилию с де Га на менее «аристократическую» Дега.
Слева – автопортрет художника (фрагмент), 1963
Женщина примеряет шляпку, 1884
В 1855 г. Дега поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Луи Ламота, ученика великого живописца Ж.Д. Энгра. Но в 1856 г.
неожиданно для всех бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А.Мантенья и П.
Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.
Женщина расчесыват волосы
Совет
В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Э.Дега знакомится с Э.Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства.Э.Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин.
Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э.
Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы.
Дети на пороге, 1872
Вернувшись во Францию, Э.Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Э.Мане, О.Ренуара и К.Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства.
Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Э.Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин. И он с головой уходит в работу.
Как нельзя кстати, пригодилось знакомство с импрессионистами – Дега участвовал почти во всех их выставках, начиная с 1874 года.
Женщина в ванне, 1884
Будучи выдающимся рисовальщиком, Дега умел изображать современную ему жизнь с мастерством, достойным кисти художников былых времен.
Финансовый кризис, который Дега пережил после смерти отца, оказался после нескольких лет напряжённой, ежедневной работы преодолённым, и уже к 1880 году Дега стал заметной и уважаемой фигурой в парижском мире искусств.
Обратите внимание
После заключительной выставки импрессионистов в 1886 году художник перестал публично выставлять свои работы, предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов.
Женщину причесывают, 1895
При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими. В середине 1880-х годов Э.
Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры.
Женщина расчесыват волосы, 1889
В последние годы жизни, когда прогрессирующая болезнь глаз (он начал терять зрение – сначала ослеп на один глаз, а позже – на оба) заставила почти отказаться от живописи, художник много работал в скульптуре.
Стоит отметить, что Эдгар Дега был практически универсальным художником не только в плане жанров, но и в плане техники, в которой он выполнял свои работы.
Почти за десять лет до своей смерти Дега практически перестал писать.
Женщина, сидящая рядом с вазой с цветами, 1865
Он жил один. В то время как Ренуар и Моне наслаждались теплом семейного очага, Дега жил все более одиноко в своей холостяцкой квартире, захламленной хаотическим нагромождением роскошных и пыльных холстов, вещей и редких ковров.
Смерть унесла многих его ближайших старинных приятелей, а скверный характер лишил общества немногочисленных оставшихся в живых друзей. Поль Валери, иногда заходивший навестить Дега в мастерской, оставил описание безрадостного существования почти ослепшего художника, который уже не мог писать, и лишь немного рисовал углем.
Однако к 80 годам он был уже признанным художником, его картины продавались по баснословным для того времени ценам.
Мадемуазель Дидо за фортепьяно, 1869-1872
Важно
Эдгар Дега скончался 27 сентября 1917 г. в Париже в возрасте 83 лет, будучи признанным мастером и авторитетным живописцем, по праву считавшимся одним из ярчайших представителей импрессионизма, оригинальным творцом.
Согласно последней воле Дега похороны прошли скромно, хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, среди которых были Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.
Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Женщина в ванной моет ногу, 1883-1884
Эдгар Дега обладал сложными личностными качествами. Одновременно он мог быть и сдержанным и эмоциональным. Любая опасность потерять независимость вызывала у Дега приступы ярости.
Уединение, 1883
Дега был человеком невысокого роста, с грустным, но, в то же время, чуть насмешливым взглядом и любил носить круглые широкополые шляпы. Предпочитал тишину и спокойствие, не переносил шум и суету. Художник избегал повышенного внимания к себе и был достаточно скрытым.
Мадемуазель Мало, 1877
Дега был неуклюжим, неловким и искренним человеком, о чем не раз свидетельствовали его друзья и родные. Из-за частого бухтения и ворчания его ласково называли «медвежонком». Несмотря на свою неуклюжесть, Дега с легкостью владел мимическим актерским мастерством. Французский поэт Поль Варлен отметил, что этот дар он унаследовал благодаря своему итальянскому происхождению.
Женщины на террасе кафе вечером, 1877
Эдгар Дега был скрытен в своей личной жизни. Об этой части его жизни нет практически никаких свидетельств. Он не был женат, никто не мог предположить, есть ли у него любовница.
Нет также подтверждений о том, были ли какие-то любовные отношения с его натурщицами, красоту тел которых он так прекрасно передавал в своих произведениях.
Совет
Для многих исследователей его биографии, эта скрытая часть его жизни дала повод к версии, что Дега не нуждался в физической близости.
Площадь Согласия, 1875
Художник любил глазами, получал наслаждение любованием красотой женского тела. Но и это всего лишь предположение. Так же можно предположить, что в силу своей замкнутости и скрытности, и не желания сплетен, Дега мог пользоваться услугами проституток.
Этих женщин редко интересовало искусство и разговоры, поэтому для него это могло быть оптимальным способом для сохранения тайны своей личной жизни. Но и это – предположение. С ранней юности художник не желал ощущать на себе навязчивого интереса окружающих.
Педикюр, 1873
Возможно, высказывание Э.Мане о том, что Дега не способен любить женщину, небеспочвенно.
Сюзанна Валадон, неоднократно позировавшая художнику, на вопрос, была ли она его любовницей, ответила: ” Никогда! Он слишком боялся! Никогда мужчина не делал мне столько комплиментов по поводу моей кожи, моих волос, моих мускулов акробатки. Его восхищение было исключительно духовным…” Всю свою жизнь Эдгар Дега так и оставался одиноким: он ни разу не был женат и не имел детей.
Женщины, облокотившиеся на перила, 1890
Его желание стать знаменитым, получать все блага от этого, но при этом оставаться в тени от суеты, разговоров и пересуд о нем. Поэтому гипотеза об использовании услуг проституток тоже имеет место. Об этой тайне его личной жизни многие исследователи строили и будут строить много предположений…
Коляска на скачках, 1872 Портрет мадемуазель Мало, ок.1877 Анри Дега и его племянница Люси Дега, 1876 Мадам Жантод в зеркале, 1875 После купания, 1885-1886 Мадам Рене Дега, 1872-1873 Мадемуазель Мари Дихо, 1868 После купания, 1890-1895 Мадемуазель Фиокр на балете Источник, 1867-1868 Меланхолия, 1874 Эдмонд и Тереза Морбийи, 1865-1866 Модистки, 1882 Начало охоты, 1863-1865 Эмма Добиньи, 1869 Обед на балу, 1879 Обиженная, 1869 Женщина с зонтиком, 1876 Пляжная сцена, 1877 Портрет мадам Рене Дега, уродженной Эстеллы Муссон, 1872-1873 Мисс Ла-Ла в цирке Фернандо, 1879 Русские танцовщицы, 1899 Семья Беллели, 1860-1862 Портрет Жозефины Гойелен, 1867 Скачки в Лонгшамп, 1873-1875 Скрипач и молодая женщина, 1872 Портрет после костюмированного бала (Портрет мадам Дитз-Моннен), 1879 У зеркала, 1885-1886 У модистки, 1883
Импрессионизм. Эдга́р Дега́ (фр. Edgar Degas)
Разрешение: ~ 1000 x 800
Количество работ: 524
Вес: 108 мб
Работы в архиве без названий.
Уточнение для тех, кто пишет: почему без названий? / эта новость теряет всякий смысл! и т.д. и т.п. Не смотрите эти публикации, вот вам лекарство от разочарований.
ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) – французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма. Родился в старинной банкирской семье. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великогоо французского живописца Ж.Д.Энгра. Но в 1856 г.
неожиданно для всех Э.Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А.Мантенья и П.Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника.
Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание). Вернувшись в Париж, Э.
Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле (“Спартанские девушки вызывают на состязание юношей”, 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон).
Обратите внимание
Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разорачивается на фоне обычного повседневного пейзажа. В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Э.Дега знакомится с Э.Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Э.
Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафешантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э.
Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы (“Мисс Лала в цирке Фернандо”, 1879, Национальная галерея, Лондон).
Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство (“Оркестр Оперы”, 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; “Две танцовщицы на сцене”, 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; “Абсент”, 1876, Музей Орсэ, Париж). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет, изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную (“Кафешантан в “Амбассадёр”, 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион; “Певица с перчаткой”, 1878, Музей Фогт, Кембридж). Этот прием впоследствии использовал А. де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж. Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Э.Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал “Портрет в хлопковой конторе” (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка. Вернувшись во Францию, Э.Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Э.Мане, О.Ренуара и К.Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Э.Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин. Э.Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин. Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни (“Танцевальный класс”, 1873-1875; “Танцовщица на сцене”, 1878 – обе в Музее Орсэ, Париж; “Танцовщицы на репетиции”, 1879, МГИИ, Москва; “Голубые танцовщицы”, 1890, Музей Орсэ, Париж). Та же отстраненность наблюдается у Э.Дега и в изображении обнаженной натуры. При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки (“Чтение письма”, 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; “Гладильщицы”, Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими. В середине 1880-х гг. Э.Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом (“После ванны”, 1885, частное собрание). Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г. В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст. Одна из излюбленных тем Э.Дега – изображение лошадей перед стартом. Для того чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований (“Скаковые лошади перед трибуной”, 1869-1872; “На скачках”, 1877-1880 – обе в Музее Орсэ, Париж; “Жокеи перед скачками”, 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем). В личной жизни Э.Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.
Хронология жизни
1834Родился в Париже, в семье Огюста де Га, банкира, и его жены Селестины, дочери брокера на хлопковой бирже.1847Смерть матери.1854Начинает брать уроки живописи у Луи Ламотта, ученика Энгра.1855Встреча с Энгром.1856Едет в Италию изучать искусство эпохи Ренессанса. Посещает Флоренцию, Неаполь и Рим.1859Возвращается в Париж. Открывает собственную мастерскую.1862Знакомится с Мане. Тот сводит его с художниками, впоследствии образовавшими группу импрессионистов.1870Начало Франко-прусской войны. Записывается в пехотный полк, где у Дега обнаруживаются дефекты зрения.1872Посещает своих родственников в Новом Орлеане.1873Возвращение в Париж.1874Отец художника умирает, оставив после себя огромные долги. Чтобы заплатить кредиторам, Дега продает дом и собрание картин. Помогает в организации первой выставки импрессионистов.1880Становится одной из ведущих фигур в мире искусства Парижа.1886Прекращает публично выставлять свои картины и начинает продавать их через торговых агентов.1894Скандал, связанный с делом Дрейфуса, приводит к разрыву Дега с несколькими старинными друзьями.1908Зрение художника ухудшается настолько, что он почти перестает писать.1912Дега вынужден покинуть свой дом, который подлежит реконструкции. Не оставляет попыток продолжить работу. Его картина “Танцовщицы в баре” приобретена нью-йоркским музеем Метрополитен за рекордную для работ импрессионистов сумму.1917
Умирает в Париже 27 сентября. На его похоронах присутстуют Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.
Энциклопедия живописи – Французская школа – Амбруаз Воллар (воспоминания)
Нужно ли говорить, что Дега не выносил, когда его отвлекали от работы, Ренуар же относился к посетителям терпимо; их присутствие не мешало ему рисовать. Но уйти из мастерской и развлечься – об этом не было и речи…
Как-то я сказал ему :
– Я знаю человека, всецело преданного живописи, это Вальта, он постоянно живёт в Антеоре, и к нему никто не ходит. Его единственное развлечение – охота…
– Что? – воскликнул Ренуар. – Вальта ходит на охоту?.. Он отлучается из мастерской? Если бы папаше Коро предложили поохотиться!..
Действительно, когда после года напряжённой работы Ренуар устраивал себе отпуск и уезжал куда-нибудь, то в Варжемон, к своему другу Берару, то в Эсуа, на родину своей жены, а позднее в Маганьоск, в Грас, прежде чем он окончательно обосновался в Кане, режим оставался неизменным : мастерская утром, мастерская в послеобеденное время, за исключением тех погожих дней, когда его мастерской становилось чистое поле.
Что касается Дега, то во время редких отпусков, которые он себе позволял, художник обычно уезжал в Сен-Валери-сюр-Сомм, к своим друзьям Бракавалям, или же а Кё-ан-Бри, к Руарам. За город он отправлялся, только когда чувствовал потребность в пешей прогулке. Можно было видеть, как он шагает по аллеям имения в тёмных очках с толстыми стёклами.
Важно
Приехав однажды как раз в Кё0ан-Бри, я застал его работающим над одним из пейзажей, “эпатировавших” папашу Писсарро. Художник рисовал в гостиной, сидя спиной к окну.
– Мсье Дега, когда видишь, как вы изумительно “передаёте” природу, невозможно поверить, что вы делаете это, отвернувшись от неё.
– О, мсье Воллар, в поезде я иногда поглядываю в окошко…
* * *
В то время улица Лаффит была улицей картин. Если кто-то говорил : “Я пройдусь по улице Лаффит”, то можно было не сомневаться, что имеешь дело с любителем живописи.
Так же и когда Мане говорил : “Стоит сходить на улицу Лаффит” – или, напротив, Клод Моне вопрошал : “Зачем ходить на улицу Лаффит?”, это означало, что художник стремится или считает ненужным быть в курсе того, чем занимаются его коллеги.
Что касается Дега, то он любил по окончании рабочего дня заглянуть на улицу Лаффит.
Обычно он садился в омнибус, следовавший маршрутом “Пигаль – Винный рынок”, и выходил за церковью Нотр-Дам-де-Лоретт, расположенной совсем рядом с улицей Лаффит. Однажды я увидел, как Дега спустился с империала омнибуса вместе с одним из своих друзей художником Зандоменеги.
Дега негодовал на своих соседок по омнибусу, двух “мерзавок”, которые ехали с букетами в руках.
Он не выносил запаха цветов, зато каким взглядом художника смотрел он на них! Поднимаясь по улице Лаффит, мы остановились перед лавкой Темпелера; в витрине была выставлена работа Фантен-Латура, изображающая женщину с розами на корсаже, и Дега, показав на этот холст, сказал, обращаясь к Зандоменеги :
– Большой талант этот Фантен! Но я готов биться об заклад, что в действительности он никогда не видел цветов на корсаже у женщины.
Зандоменеги вошёл в лавку Дюран-Рюэля. Я же продолжил прогулку с Дега. Когда мы подошли к магазину Бернхейма, где были выставлены 2 полотна Коро и 1 картина Делакруа, он спросил :
– Скажите, Воллар, сколько могут стоить подобные вещицы?
Я сознался в том, что мне это неизвестно.
– Ну что ж! Я сам во всём удостоверюсь. И прямо сейчас попытаю счастья.
Через несколько минут дверь в мой магазин отворилась : это был Дега.
– Мне не повезло, – сказал он. – Картины Коро проданы, но я куплю работу Делакруа!
Совет
Он действительно её приобрёл. Как-то я зашёл к нему во время завтрака. Зоэ, которая выходила за покупками, тут же вернулась вся запыхавшаяся.
– Мсье, несут “делакруа”, – выпалила она.
Дега резво вскочил с салфеткой на шее и побежал встречать работу Делакруа.
Сезанн считал, что художник “выигрывает”, рассматривая полотна других художников; но те, кого он называл “другими художниками”, были старыми мастерами, и его улицей Лаффит был Лувр. Посвятив вторую половину дня рисунку с произведения Греко, Делакруа или кого-то ещё из своих кумиров, он с необыкновенной гордостью говорил вам : “Кажется, сегодня я сделал кое-какие успехи”.
Колдовские чары Лувра испытал на себе позднее и Ренуар. Однако, уже будучи автором таких картин, как “Ложа”, “Завтрак лодочников”, он воскликнул, выходя из музея : “Из-за всех этих дурацких рассуждений о новой живописи я потратил 40 лет, чтобы обнаружить, что королевой красок является чёрный цвет! Посмотрите на Мане, он многое потерял, общаясь с импрессионистами…”
Дега тоже упрекал Мане за то, что тот отказался от своего великолепного “черносливового сока” и стал рисовать в светлых тонах. Но разве сам Дега не достиг, по мнению Ренуара, своих вершин благодаря общению с импрессионистами, создав необыкновенные пастели, напоминающие переливы цвета на крыльях бабочек?
Для всех молодых художников улица Лаффит была своего рода Меккой. Сколько раз я видел там Дерена, Матисса, Пикассо, Руо, Вламинка и многих других.
Вспоминаю выразительную внешность старого художника, папаши Мери, который рисовал птичек, цыплят, утят – словом, всякую мелкую живность, обитающую на птичьем дворе. Можно было увидеть, как он стоит перед витриной магазина с большой папкой под мышкой и терпеливо дожидается, когда торговец знаком предложит ему войти.
Устав от ожидания, бедный художник иногда уходил своей ещё бодрой походкой на поиски более справедливого ценителя “настоящей” и искренней живописи. Прохожих он упрекал в том, что они слишком медленно ходят по тротуарам.
Это ещё была та счастливая эпоха, когда люди располагали временем для того, чтобы пофланировать по улицам, и когда нередко можно было натолкнуться на господина, читающего газету.
Обратите внимание
Папаша Мери изобрёл оригинальный способ “восковой живописи”, она обладала удивительной способностью сохранять первоначальный тон и высыхала только после смачивания водой. Он опубликовал небольшую книжку, где раскрыл свои секреты.
Но поскольку агент, который приобрёл этот труд, и через год не продал ни одного экземпляра, Мери, отчаявшись, уничтожил весь тираж. Старый художник часто отлучался из мастерской, чтобы порисовать в зоологическом саду.
Устроившись на складном стульчике перед вольерами, он умудрялся сделать наброски своенравных животных, запечатлеть которых было очень непросто, ибо они никогда не сидели на месте.
– Если бы я мог держать их в мастерской, то заставил бы этих паршивых животных сохранять одну и ту же позу, – ворчал он.
Вспоминаю, как однажды, пригласив к себе на обед гостей, он купил живого цыплёнка, которого думал использовать в качестве модели, прежде чем отправить на кухню. Но птица всё время двигалась.
Дочь художника то и дело приоткрывала дверь в мастерскую и говорила : “Папа, поторопись, так мы никогда её не сварим”. От этого художник ещё больше злился на птицу.
“Вы видите, – говорил он, призывая меня в свидетели, – эта тварь нарочно суетится!”
Мери имел зуб на буржуа не только потому, что они не любили его живопись.
Нередко люди спрашивали, глядя на его ощипанных птиц или молодых кур без хвостов : “Что это за животные такие?” Однако папаша Мери хвалился тем, что рисует свои модели с безукоризненной точностью, не дающей повода для сомнений. Я старался его успокоить, говоря, что городской житель не бывает на фермах, где мог бы познакомиться с обычными моделями художника.
Как-то раз, когда я находился в мастерской Мери, мой взгляд упал на один пейзаж.
– Вы смотрите на этот холст, мсье Воллар, он совсем крошечный. Так вот, я не отдам его и за 50 франков (в то время это была приличная цена). Вы должны меня понять : я рисовал этот этюд в Шавиле, как вдруг ко мне подошёл гулявший по лесу пожилой господин и попросил разрешения посмотреть на то, что я делаю. “Это очень красиво. – сказал он. – Я ведь тоже художник, меня зовут Коро”.
После смерти папаши Мери его мастерская была распродана. Через некоторое время, проходя мимо лотка старьёвщика, я вновь увидел тот небольшой холст. Думая купить его на память, я спросил у продавца, сколько он стоит.
– Вы знаете, это хорошая вещица, – сказал он. – Моя жена, которая разбирается в искусстве, увидела в одной из витрин на авеню Опера холст, подписанный Труйбером, очень похожий на этот. Поэтому, уступая вам картину за 10 франков…
10 франков! Именно такую цену я запросил когда-то на моей первой выставке Сезанна за маленький этюд, на котором была изображена банка с вареньем. Спешу добавить, что клиент не стал торговаться.
Важно
Но с другими произведениями Сезанна, в частности тремя крупноформатными полотнами, на каждом из которых был изображён крестьянин, мне повезло меньше. Возле картин задержался один посетитель. “Сразу узнаёшь наших южных крестьян”, – сказал он, повернувшись ко мне.
Некоторое время спустя я узнал, что этот коллекционер приезжает на следующий день утром в Париж 8-часовым поездом. В метель, уже с без четверти 8 я прохаживался по перрону Лионского вокзала, вглядываясь в прибывающих пассажиров.
Наконец я заметил нужного мне человека. Я подошёл к нему, мы разговорились, и я постепенно дошёл до своих “сезаннов”, предложив ему купить все 3 работы за 600 франков. – Вот уж никак не ожидал, что, сойдя с поезда, займусь покупкой картин, – сказал он.
– Хорошо, я готов творить безумства; даю вам 500.
Картины обошлись мне в 540 франков. Поэтому я не снижал цены, однако клиент стоял на своём, и денег я ещё не получил.
Но даже когда покупатель вынимает из кармана вожделенную сумму, даже когда он протягивает вам деньги, ещё рано говорить, что вы их получили. Ведь ничего не стоит отдёрнуть руку! На первой выставке Сезанна я продавал великолепный пейзаж за 400 франков. В этом полотне было всё.
что может понравиться коллекционеру : река, лодка с людьми, дома на заднем плане, деревья. “Наконец-то! – воскликнул покупатель. – Вот хорошо скомпонованная картина”. Достав бумажник, он извлёк из него 4 бумажки по 100 франков и протянул их мне; я протянул руку… В этот момент дверь магазина открылась.
Клиент обернулся и узнал в вошедшем одного из своих друзей.
– Я только что купил эту картину у Воллара…
– Вы правильно сделали, – сказал друг. – Это одно из лучших полотен Сезанна. Оно написано в тот период, когда он находился под влиянием импрессионистов.
Покупатель вздрогнул :
– У меня дома такие хорошие вещи, я не могу повесить рядом с ними картину ученика.
И банкноты вернулись в бумажник.
Однако через несколько дней кто-то рассказал мне, что, когда в присутствии этого любителя искусства произнесли моё имя, он воскликнул :
– Этот чёртов Воллар чуть было меня не надул! Если бы не счастливая случайность, он всучил бы мне какого-то недоделанного “гийомена”.
Когда творчество Сезанна несколько поднялось в цене, господин Пеллерен приобрёл это полотно за 700 франков. Через 25 лет он говорил мне по поводу той же самой картины :
– Один из ваших коллег попытался меня провести. Представляете, у него хватило наглости предложить мне 300 франков за этого “сезанна”!
Совет
Доктор Гаше как-то сообщил мне, что у одного столяра есть целая коллекция Домье; этот славный малый в качестве вознаграждения за свою работу согласился принять от мадам Домье несколько этюдов, которым вдова художника не придавала никакого значения. Среди прочих там была, если мне не изменяет память, картина “Зал ожидания”, которая находится ныне в музее Диона. Столяр запихнул эти шедевры куда-то под комод.
– Поймите, они занимают много места… А в моей квартире не развернёшься. У меня есть шкаф. Красивое зеркало, я купил его, когда женился, а ещё портрет моей жены, сделанный из её волос. И красивый старый ковёр… Да, да, очень старый, его расшила моя бабушка. И потом, будь у меня просторнее, я повесил бы на стенах только те вещи, на которые приятно смотреть…
Я как-то осмелился спросить у него, почему он не избавится от полотен, доставляющих ему столько хлопот.
– Чёрт возьми! Ведь надо сперва найти покупателя, – ответил он.
Я сразу сообразил, что предложение, исходящее непосредственно от торговца, вызовет у него подозрения. Поэтому я не стал настаивать и решил зайти к столяру позже, полагая, что о существовании этих картин никто не догадывается.
Но как ни прячь сокровища, их в конце концов обнаружат. О владельце работ Домье каким-то образом пронюхал один торговец. Также понимая, сколь сложно будет заключить сделку ему лично, он придумал гениальный план.
Нарядив в богатую одежду своего служащего, он нанял коляску и отправился к столяру домой.
– Я привёз вам одного из королей Америки, – сказал он.
Увидев картины Домье, ассистент произнёс :
– 10000…
Поскольку столяр медлил с ответом, лжеамериканец сделал вид, что хочет уйти и занять место в своём экипаже. Предложение вскоре было принято.
Назначенная цена – в будущем она возрастёт более чем стократно – уже превосходила, и намного, ту сумму, которую получила мадам Домье, продав за несколько лет до этого большую партию этюдов своего мужа : за целый фургон картин ей заплатили 1500 франков.
Вспоминаю, что в то время одна газета, возмущалась тем, как бессовестно ограбили вдову художника… Однако, после того как он намучился со своей “добычей”, предлагая её чуть ли не каждому встречному, покупатель был рад избавиться от картин, хотя бы вернув затраченные 1500 франков.
Обратите внимание
Когда мне рассказали об уловке, к которой с таким успехом прибегнул мой коллега, я подумал : “В следующий раз, когда мне придётся иметь дело с недоверчивым продавцом, я выряжу своего консьержа джентльменом…”
Но нам не всегда удаётся исполнить задуманное. Как-то я зашёл в гости к господину Гюставу Жеффруа.
– Кстати, Воллар, – сказал он мне, – сколько стоят “сезанны” сегодня?
– Ну, та картина, за которую вы заплатили 5 или 6 лет назад 300 франков, стоит теперь 3000…
– Неужели?
Я перечислил другие работы Сезанна и сказал :
– Итого, 35000 франков, не считая, разумеется, вашего портрета… Если вы намерены продать холсты, то я их покупаю.
– Продать моих “сезаннов”! Одна эта мысль терзает мне душу!
– И всё же если вы решитесь, – сказал я, – то отдайте предпочтение мне.
Кажется, он в самом деле переживал душевные муки.
– Вы торговец, – простонал он. – Для вас важно только одно – купить, чтобы потом перепродать! Я же, предложи мне даже мешок золота…
Через некоторое время один из моих коллег узнал от кого-то, что у Жеффруа есть “сезанны”. Чтобы устроить это дельце, он послал к нему светского человека, да ещё самых благородных кровей – принца!
Со снисходительной фамильярностью вельможи последний осведомился у Жеффруа, не хочет ли он продать ему свои картины.
Писатель, которому его непримиримые республиканские убеждения не помешали плениться обликом его высочества, дрожащим голосом назвал гостю указанную мною цену – 35000 франков.
По заключении сделки Жеффруа, пребывавший в сильно волнении, позволил к тому же унести самую значительную работу Сезанна – портрет, который я не включил в расчёты.
– Я чувствовал, что надо сделать. чтобы картина приобрела законченный вид, – сказал мне однажды Сезанн. – Но во время сеанса Жеффруа без умолку болтал о Клемансо. И тогда я не выдержал и удрал в Экс.
– Значит, Клемансо не ваш герой? – спросил я.
– Послушайте, мсье Воллар, у него есть темперамент, но я, будучи слабым человеком в жизни, предпочитаю опираться на Рим.
Гюстав Жеффруа был не только художественным критиком и коллекционером, сумевшим разглядеть незаурядный талант Сезанна.
Журналист, автор романов, он приобрёл сторонников среди социалистов, опубликовав книгу “Заключённый”, посвящённую Бланки. Но Жеффруа проповедовал идеи старого революционера ещё и устно.
Важно
Однажды я увиделся с ним на мануфактуре Гобеленов, директором которой его назначил Клемансо.
– Сейчас работники отдыхают; господин директор, должно быть, беседует с ними, – сказал мне привратник.
Действительно, в одном из садиков, отданных в распоряжение персонала, я нашёл мсье Жеффруа. Он непринуждённо беседовал с одним из ковровщиков, который был занят посадкой салата.
Вероятно, речь шла о Бланки, и, по-видимому, собеседник довольно рассеянно слушал автора “Заключённого”, рассказывавшего о жизни своего героя, его борьбе, тюремных заключениях, ибо, когда я подошёл, рабочий произнёс :
– Теперь я понимаю, кто такой этот Бланки : ещё один ловкач, который отсиживался в тюряге, тогда как простые дурни били друг другу морду…