Эгон шиле. много таланта, мало времени – все о живописи
Table of Contents
Отпуск в Австрии. Эгон Шиле: «слишком много таланта» и мало времени
Egon Schiele, Die Umarmung (Liebespaar II), 1917, Öl auf Leinwand 100 x 170 cm © Belvedere / Wien
Эгон Шиле (1890-1918) – один из самых провокационных австрийских художников начала XХ века. Шиле писал портреты и пейзажи, наполненные символами, но больше всего он любил изображать обнаженных людей.
Нарушенные пропорции, неестественные позы, порывистые жесты передают ощущение страдания, душевной тревоги, боли и одиночества. Улицы и поля в его пейзажах пустынны, словно их покинули навсегда и осталась лишь звенящая тишина.
Шиле прожил короткую, но яркую и плодотворную жизнь – 28 лет хватило для создания множества глубоких и неоднозначных шедевров. Он оставил после себя более 300 картин и тысячи рисунков, которые и сегодня с успехом демонстрируют в самых известных музеях мира. Картины Шиле продаются на аукционах по баснословным ценам.
Знаменитый пейзаж «Дома с пёстрым бельём», написанный в 1914 году, был продан почти через сто лет на аукционе Sotheby's в Лондоне за рекордные 40 млн. долларов.
- Egon Schiele: Bildnis Wally Neuzil, 1912 © Leopold Museum Wien / Wien
Чтобы понять творчество Шиле, ощутить эмоции, которые художник отражал в своих произведениях, нужно побывать в тех местах, где прошла его жизнь, и увидеть своими глазами работы мастера.
Тульн – место, где родился и провёл детство художник (Donaulände 28, Tulln)
Прямо на стене вокзала в городке Тульн установлена мемориальная табличка, сообщающая, что 12 июня 1890 года в этом здании родился Эгон Шиле. Отец мальчика был начальником станции и получил здесь жильё. Современная мультимедийная экспозиция в здании вокзала знакомит с историей семьи Шиле и первыми десятью годами жизни художника.
От железнодорожной станции проложена круговая тематическая тропа – в течение полутора часов посетители проходят по всем местам, связанным с детством будущего живописца, слушают увлекательные истории, узнают, зачем были сожжены рисунки Эгона Шиле и почему семье пришлось покинуть Тульн.
В бывшей городской тюрьме Тульна находится Музей Эгона Шиле. Место выбрано не случайно – в 1913 году Шиле провел здесь почти месяц, получив срок за «нарушение общественной морали». В коллекции музея детские рисунки и графика, выполненная в годы обучения в Академии искусств.
Венская Академия искусств – где учился мастерству (Schillerplatz 3, Wien)
В Академии искусств Шиле проучился всего три года с 1906 по 1909. Он был ярким, но проблемным учеником и нигде не задерживался надолго.
Именно тогда он познакомился со своим кумиром Климтом и показал ему рисунки, поинтересовавшись, есть ли в них талант. “Даже слишком много!» – ответил ему Климт.
Обратите внимание
Мастер стал всячески поощрять молодого художника – покупал рисунки, находил натурщиц, представил его членам Сецессиона.
Студии и места, где жил художник
Студия Шиле с 1909 по 1912 годы находилась в 13-м округе Вены – Хитцинге. В небольшом окружном музее Hietzing District Museum (Am Platz 2, Wien) сегодня находятся бронзовый бюст Шиле, выполненный самим художником, и один из его мольбертов.
В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Валли Нойциль, которая стала его музой и моделью. Они переехали из Вены в провинцию, но были неодобрительно встречены местными жителями, не понимавшими их образ жизни. Пара была вынуждена вернуться в столицу. Вскоре Шиле охладел к Валли и в 1915 году женился на прелестной соседке.
С 1912 года до самой смерти мастерская Шиле располагалась в Вене по адресу Hietzinger Hauptstraße 101, прямо напротив дома родителей жены. На обоих зданиях сегодня установлены мемориальные таблички.
Место захоронения мастера (Ober St. Veit, Gemeindeberggasse 26, Wien)
Шиле скончался в 1918 году в Вене. Он умер совсем молодым во время эпидемии «испанки» в Европе, в тот момент, когда его творчество получило признание. Художник похоронен на кладбище Обер Санкт Файт в Хитцинге.
- Bild: Leopold Museum Exterior Egon Schiele © ANTO Korea
- Egon Schiele © Albertina / no name
- Egon Schiele Zeichnung “Sitzende Frau” © Österreich Werbung / Gerhard Trumler
- Рисунок Шиле “Лежащая на животе женщина” © Albertina
- Bild: Leopold Museum Exterior Egon Schiele © ANTO Korea
- Egon Schiele © Albertina / no name
- Egon Schiele Zeichnung “Sitzende Frau” © Österreich Werbung / Gerhard Trumler
- Рисунок Шиле “Лежащая на животе женщина” © Albertina
Музей Леопольда
Выставка Шиле и Климта
Время чтения: 2 минуты
С 10 октября по 14 январе в Пушкинском музее пройдёт выставка графики Эгона Шиле и Густава Климта.
Климт у многих ассоциируется со сложными узорами и завораживающими женскими образами. Однако до того, как прийти к подобной эстетике, художник писал иначе. Нельзя сказать, что между графикой Климта и его более зрелыми полотнами нет ничего общего.
Однако заметна разница и в настроении, и в идеях, которые Климт вкладывал в свои работы. По мнению исследователей, Климт и Шиле в своей графике очень близки к идеям психоанализа. Художники выражали подавленные инстинкты и тем самым их освобождали.
Портреты современников, написанные ломаной линией Шиле и неестественно плавной – Климта, как будто созданы для того, чтобы глубже понять природу этого страдания.
Однако исследование подавленных инстинктов не было единственной темой картин Климта и Шиле. Также творчество художников выявило и другую проблему: непонимание между деятелями искусства и государством. Выражение идей психоанализа в работах Климта и Шиле мало кому приходилось по вкусу. Такой рисунок не понимали: он отталкивал зрителей и не устраивал государство.
Однако в это время Климт параллельно писал в стиле модерна, и ему поступил государственный заказ. В 1900 году он начал работу над тремя картинами: «Юриспруденция», «Философия» и «Медицина». Все три были отвергнуты правительством, что стало причиной конфликта.
Борьба со «Сверх-Я» (государством во фрейдистской терминологии) всегда будет сопровождать художников по жизни, хотя не станет непосредственно темой их графики.
Климт «Медицина» Климт «Философия» Климт «Юриспруденция»
Эгон Шиле был последователем Климта. Когда юный Шиле решился показать Климту свои работы, тот сказал:
«В них есть талант и… даже слишком много таланта».
Но ни схожие идеи, ни восхищение Шиле Климтом не сделало их стили сильно похожими. Порой между работами художников чувствуется связь. Например, выражение лица и худое тело с автопортрета Шиле 1910 года как будто взяты у персонажа климтовской «Юриспруденции». Но, несмотря на очевидные параллели, Шиле – самобытный и талантливый художник.
Важно
Конфликт Шиле с государством был очевиден: некоторые его работы были названы «порнографией» и сожжены, а самого художника обвиняли в отношениях с юными девушками.
Современного зрителя сложно удивить чрезмерной откровенностью или провокационными темами. Но для Вены того времени и работы Шиле, и его стиль жизни были поводом для сплетен и осуждения.
Обвинения не были беспочвенными: художник действительно не раз изображал девушек в двусмысленных позах.
Шиле нередко ставят в вину его самовлюбленность. Объясняют это тем, что художник очень любил фотографироваться и часто писал автопортреты. Однако его картины далеки от самолюбования. На них Шиле может предстать в разных образах, но он никогда не пытался приукрасить себя: создавая один автопортрет за другим, Шиле как будто пытался понять свою натуру.
Шиле «Автопортрет» 1912 Шиле «Автопортрет с гримасой» 1910
Карл Э. Шорске писал о Климте:
«Сама его дерзость была пронизана духом бессилия».
То же можно сказать и о Шиле. Художники создавали картины не для того, чтобы эпатировать публику – они анализировали человеческую сущность. Персонажи Климта и Шиле освобождены от исторического контекста и социальных ролей и, хотя отражают дух бессилия того времени, они скорее являются вневременными образами.
Посетители выставки смогут увидеть «скандальные» работы Шиле, которые возмущали его современников, а также открыть для себя новые стороны творчества Климта.
Эгон Шиле
“Alles ist lebend tot” – живя, все мертво Эгон ШилеЭгон Шиле (нем. Egon Schiele, 12 июня 1890, Тульн-на-Дунае — 31 октября 1918, Вена) — австрийский живописец и график, один из ярчайших представителей австрийского экспрессионизма.
Автопортрет, 1911 год
“Жить – значит прыснуть семенем; жить – значит выбрасывать семя,расточать, – для кого? –для других, бедных, может быть, для вечных школяров. Я приносил дары, посылал и дарил глаза. Выражающий и есть художник.
Живущий – один-единственный”
Э. Шиле “Автопортрет”.
Эгона Шиле многие современники рассматривали как наследника Густава Климта, но который умер раньше, чем смог выполнить свое предназначение. Его отец Адольф Шиле работал на австрийской Государственной железной дороге, и отвечал за важную станцию Tully, где его сын и родился в июне 1890.
Так как не имелось никакой соответствующей школы в Tully, Эгон Шиле был отослан в 1901, сначала к Krems, потом в Klosterneuberg в северных предместьях Вены. В 1904 все семейство последовало за ним туда из-за ухудшения здоровья его отца. Безумие Адольфа Шиле быстро прогрессировало и в следующем году он умер, в возрасте пятидесяти четырех лет.
Шиле впоследствии всю жизнь чувствовал на себе влияние своего отца.
1916 годВ течении его запоздалой юности, эмоции Шиле были направлены к его младшей сестре Герте, которые не обошлись и без кровосмешения. Когда ему было шестнадцать, и ей было двенадцать, они на поезде ездили в Trieste, где проводили ночи в двухместном номере в гостинице.
Совет
В другом случае, его отец сломал дверь запертой комнаты, чтобы увидеть, что два его ребенка там делают вместе.
Эгон Шиле «Осеннее солнце и деревья»В 1906 Эгон Шиле преодолел сопротивление своего опекуна, дяди по матери, и получил место в Школе Изобразительного искусства в Вене, где до этого учился Густав Климт.
Там в нем почувствовали проблемного ученика и отправили его в более традиционную Академию искусств. Шиле должным образом сдал вступительный экзамен и ему было в этот момент шестнадцать лет. В следующем году он разыскал своего идола, Климта, и показал ему некоторые из своих рисунков.
“В них есть талант? Да, Даже слишком много!” – отметил Климт.
1910 годГустав Климт любил поощрять более молодых художников, и он сильно помог Эгону Шиле, покупая его рисунки, или предлагая обменять их на некоторых из его собственных, устраивая модели для него и представляя его потенциальным патронам. Он также представил Шиле в цех ремесел связанных с Сецессионом. Эгон Шиле делал случайные работы для них, он сделал проекты для мужской одежды, для женских ботинок, и рисунки для открыток.
1914 годВ 1908 он открыл свою первую выставку, в Klosterneuberg.В 1909 он оставил Академию искусств, после завершения его третьего года. Он нашел квартиру и организовал там студию. В это время предметом его картин часто становились дети на грани полового созревания, особенно девочки, как вспоминал Paris von Guetersloh, молодой художник, который был современник Шиле, что его студия была наводнена ими:
“ Они там спали, укрывались от биений учиняемых родителями или полицией, просто лениво слонялись там целыми днями, расчесывали волосы, чинили одежду и обувь, мылись… подобно животным в клетке, которая удовлетворяет их, они были оставлены на их собственное усмотрение, или во всяком случае им верилось что самостоятельное.”
1911 годУже превосходный рисовальщик, Шиле сделал много рисунков этих юных моделей, некоторые из которых были чрезвычайно эротические. Он, делает это своим доходом снабжая распространителей и коллекционеров порнографии, которых изобиловало в Вене в то время. Шиле был также очарован его собственным телом, и делает огромное количество автопортретов. Но впечатлил он не только самого себя, но и всех с кем входил в контакт.
Автопортрет, 1913 годАвтор Артур Роесслер, один из его защитников и покровителей, описывал его таким образом:
“Даже в присутствии известных людей с экстремальными наклонностями, необычные взгляды Шиле выделились… Он имел высокое, тонкое, податливое тело с узкими плечами, длинными руками и длинными пальцами на костистых руках. Его лицо было загорело, безбородо, и окружалось длинными, темными, непослушными волосами.
Его широкий, угловой лоб прорезали горизонтальные линии. Особенности его лица обычно замечались при серьезном, почти грустном выражении, как если бы вызванный болями, которые заставили его плакать внутри….
Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось.
”
1914 годВ течение этого периода, и впоследствии, Шиле любил производить впечатление чрезвычайной бедности. Но его утверждения, что в это время, он был фактически в тряпках, имеют разногласия не только с тем, что его современники говорят, но и с его оставшимися фотографиями.
Его письма однозначно дают понять, что он страдал от мании преследования – например, он написал в письме от 1910:
“Как отвратительно здесь! Каждый завидует мне и сговаривается против меня. Прежние коллеги разглядывают меня злорадными глазами.”
Эгон Шиле «Молодая мать»В 1911 Шиле встретил семнадцатилетнюю Уолли Невзила, которая стала жить с ним и послужила моделью для некоторых из его лучших картин. Уолли была уже немного известна тем, что была до этого моделью для Климта, и возможно была одна из любовниц старшего живописца. Шиле и Уолли хотели выйти из клаустрофобии Венской обстановки, и переехали в маленький город Krumau, в котором Шиле имел семейные связи, но были вытеснены неодобрением местных жителей. Они тогда переехали в такой же маленький город Neulengbach, тридцать минут из Вены поездом. Также, как это было в Вене, студия Шиле опять стала сборищем для всех неблагополучных детей окрестности.
Шиле, пишущий обнажённую натуру перед зеркалом, 1910Его стиль жизни неизбежно пробудил враждебность, и в апреле 1912 он был арестован. Полиция захватила больше чем сотню рисунков, которые они рассмотрели порнографическим, и Шиле был заключен в тюрьму, по обвинению в совращении. На суде обвинения в похищении и совращении были отклонены, но художник был признан виновным в показе эротических рисунков в месте, доступном для детей. Поскольку двадцать один день он уже провел в заключении, это было принято во внимание, и он был приговорен только заключению на три дня. Хотя судья счел обязательным для себя лично сжечь один из рисунков Шиле перед собравшейся толпой, он был очень рад так легко отделаться.
Портрет, 1910 годВ то время, как он был в тюрьме, он нарисовал ряд автопортретов, подписанных саможалостливыми фразами:
“я не чувствую себя наказанным; только очищенным”; “ограничить художника – преступление. Это должно убить прорастающую жизнь.”
Neulengbach дело не имело никакого эффекта на его карьеру, и очевидно не отразилось на его характере. В 1912 он был приглашен показать свои работы на Sonderbund выставке в Кельне, и он познакомился с важным дилером Хансом Гольцем в Мюнхене. Их отношения были постоянной борьбой за цены на картины, Шиле который всегда требовал самые большие гонорары за свои работы.
1913 годТем временем он хвастливо писал матери, в марте 1913:
“Все красивые и благородные качества были объединены во мне …, я буду плод, который оставит вечную жизнь позади даже после ее распада. Насколько большой должен быть ваша радость, поэтому вы родили меня.”
Самовлюбленность Шиле, эксгбиционизм и мания преследования могут весь быть обнаружены в эмблеме, которую он нарисовал для его первой индивидуальной выставки в Вене, проходившей в галерее Арно в самом начале 1915, в котором он изобразил себя как Cвятого Себастьяна.
Смерть и девушка, 1915 годГод 1915 стал поворотным пунктом в жизни Шиле. В этом году он встретил двух девочек среднего возраста, которые жили напротив его студии. Эдит и Адель был дочери слесаря, владельца мастерской. Шиле привязался к им обоим, но в конечном счете остановился на Эдит; к апрелю 1915 он был очень увлечен ею, и Уолли Невзил была довольно равнодушно уволена.
1917 годПоследняя встреча Шиле к Уолли имела место в их местном кафе Eichberger, где они играл в бильярд почти каждый день. Он вручил ей письмо, в котором он предложил, чтобы, несмотря на их разделение, они брали отпуск вместе каждое лето – без Эдит. Не удивительно, что Уолли отказалась. Она присоединилась к Красному Кресту как медсестра и умерла от скарлатины в военной больнице около Раскола в Далмации как раз перед Рождеством 1917.
Агония, 1912, Neue Pinakothek, MunichШиле и Эдит стали супругами, несмотря на протесты ее семейства, в июне 1915. Мать Шиле к тому времени уже умерла. Через четыре дня после свадьбы Шиле был призван в армию. По сравнению с большинством его современников, он легко пережил войну. Он был передан отделению, транспортирующему Российских военнопленных к и из Вены, и позже стал клерком в тюремном лагере для Российских офицеров в нижней Австрии.
1917 годНаконец, в январе 1917, он был переброшен в Вену непосредственно, чтобы работать для “Имперской и Королевской Комиссии для Армии в Области” – склад, который снабжал продовольствием, спиртными напитками, табаком и другими продуктами Австрийскую армию. В стране, где продовольствие все более и более дорожало, это было привилегированное место.
Беременная женщина и смерть, 1911Армейская служба для Шиле не останавливала роста его популярности – о нем теперь говорили как о ведущем Австрийском художнике молодого поколения, и попросили принять участие на поддержанной правительством выставке в Стокгольме, и Копенгагене намереваясь улучшить образ Австрии в нейтральных Скандинавских странах.
Четыре дерева, 1917В 1918 он был приглашен быть главным участником на 49-ой выставке Сецессиона. Для этого он нарисовал проект эмблемы, напоминающей Тайную Вечерню, с его собственным портретом вместо Христа. Несмотря на войну, показ вызвал настоящий триумф. Цены за рисунки Шиле росли, и ему предлагали много портретов. Он и Эдит переехали в новый великолепный дом-студию. Но их удовольствия в нем были кратки. 19 октября 1918 Эдит, которая была беременна, заболела гриппом, тогда свирепствовавшим в Европе. 28 октября она умерла.
«Семья» Умирающий художник Эгон Шиле изобразил трёх жертв испанки себя, свою беременную жену и её нерождённого ребёнкаШиле, который, кажется никогда не написал ей настоящего любовного письма и который посреди ее болезни написал достаточно холодное письмо её матери, что, вероятно, она не останется жива, был опустошен потерей. Почти немедленно он слег с той же самой болезнью, и умер 31 октября, тремя днями после своей жены.(с)
“Искусство долго формируется, прежде чем сделаться красивым, и все равно это подлинное, великое искусство, часто более подлинное и великое, чем искусство красивое” Гете – 1771 год.Источник – Edward Lucie-Smith, “Lives of the Great 20th-Century Artists”
Девять фактов, которые меняют представление о художнике Эгоне Шиле
Известный своими вызывающими картинами и страдальческими автопортретами, художник Эгон Шиле остаётся весьма противоречивой фигурой в истории искусства из-за почти порнографических рисунков. Вашему вниманию — несколько фактов об этом человеке и творце.
«Я не отрицаю, что рисовал и писал акварели эротического содержания.
Но это всегда были произведения искусства. Есть ли хоть один художник, который не делал эротические работы?», спрашивал Эгон Шиле в своём дневнике.В начале учёбы ему было всего 16 лет. Он не получил диплом, потому что через три года бросил школу, недовольный консервативными методами обучения.
Вместе с несколькими сокурсниками Шиле основал общество под названием «Группа нового искусства» (Neuekunstgruppe). Проведя несколько персональных выставок, встретил критика и писателя Артура Рёслера (Arthur Roessler), который представил художника крупным коллекционерам и меценатам.
Первой из известных любовей Шиле была дочь учителя Маргарита Партонек (Margarete Partonek), жившая по соседству. Хотя о ней известно немного, похоже, его чувства к ней не были полностью безответными. Как сообщает The Guardian, Маргарита хранила шесть писем художника и некролог.
В одном из посланий говорится, что он отдаст «свою правую руку искусству», но «обе руки — прекраснейшей из девушек».
Старейшина Венского сецессиона был наставником Эгона Шиле, несмотря на то, что за тем закрепилась дурная слава.
Густав Климт (на фото слева) ввёл молодого художника в «Венские мастерские» (Wiener Werkstätte) — объединение архитекторов, живописцев, ремесленников и коммерсантов, основанное сецессионистами Йозефом Хоффманном и Коломаном Мозером. Климт также представлял Шиле заказчикам и сам покупал его рисунки. Знакомил и с моделями. История с одной из них в свое время наделала шуму…
Шиле встретил свою музу Валери (Валли) Нойцель в 1911 году. В поисках вдохновения они переехали в город Нойленгбах к западу от Вены. По стечению обстоятельств его студия стала местом сбора для малолетних правонарушителей. Впоследствии с художника сняли обвинение в соблазнении девочки, но он провёл 24 дня за решёткой за преступление против нравственности из-за своих откровенных рисунков. Шиле был глубоко травмирован, и после этого случая дети редко появлялись на его работах.
- Эгон Шилле, «Автопортрет с цветами-фонариками»
- Эгон Шилле, «Портрет Валли»
Согласно данным Sotheby’s, самой дорогой работой Эгона Шиле, выставленной на аукцион, является «Дома с пёстрым бельём» (Häuser mit bunter Wäsche), написанный в 1914 году маслом на холсте. На распродаже импрессионистов и искусства периода модерна в Лондоне 22 июня 2011 года за него отдали почти $ 40 млн. Картина была продана, чтобы музей Леопольда смог воссоединить два полотна, которые вы видите выше: «Автопортрет» Шиле и написанный им портрет Валли Нойцель.Шиле увидел Эдит Хармс из окна своего дома в венском пригороде Хитцинг. Он решил жениться на ней, поскольку её социальное положение было более приемлемым, чем у его любовницы Валли Нойцель — модели и бывшей проститутки.
Валли Нойцель был предложен компромисс: Шиле документально заверил, что они будут отдыхать каждое лето без Эдит. Впрочем, Валли отказалась — и они больше не виделись. В начале Первой мировой войны, в 1915 году, Эдит и Эгон поженились.
Иллюстрация: Эгон Шиле, «Влюблённые» (1914)
Служба в армии для Шиле была достаточно лёгкой, он никогда не участвовал в боях. У художника была возможность рисовать, когда он охранял русские военнопленных и нёс караульную службу. К 1917 году он полностью сосредоточился на своей творческой карьере в Вене. За это время Шиле создал множество работ и участвовал в 49-й выставке Сецессиона в австрийской столице.
- Эгон Шиле, афиша 49-й выставки Венского Сецессиона
В апреле 1918 года, незадолго до смерти, Шиле написал: «…Я считаю, что каждый художник должен быть поэтом». Его литературные сочинения были такими же яркими, своеобразными и экспрессивными, как и картины. Сборник стихотворений Шиле, вышедший недавно в Великобритании, сопровождается рисунком автора.
Я для себя и того, для которого свободы со мной есть всё, и также для каждого, потому что каждого и тех, кто расплачивается, расплачивается больше всех. *приведены переводы стихов Эгона Шиле, выполненные Еленой ЗинскиВ 1918 году испанский грипп распространился по Австрии, как лесной пожар. Местные газеты сообщили о двух тысячах двухстах смертях за неделю. Эдит умерла, будучи на шестом месяце беременности, а Шиле последовал за ней три дня спустя.«Его лаконичный стиль говорить афоризмами в сочетании с его взглядом производили впечатление глубокого внутреннего благородства, которое казалось более убедительным, потому что это было очевидно естественно и никоим образом не симулировалось», — писал об Эгоне Шиле его друг и покровитель Артур Рёслер. щебетали трепетные птицы. — Большими шагами и с красными злыми глазами я двигался по мокрой земле.
Перевод стихов — Л. Зински.
Эгон Шиле – жизнь и творчество художника
Эгон Шиле – знаменитый австрийский экспрессионист, выдающийся художник эпохи модернизма. Всего 28 лет жизни отвела ему судьба, но за это время Шиле успел написать картины, которые навеки впечатали его имя в историю искусства. Его предсмертные дни были омрачены глубокой потерей любимой жены – и озарены последним пиком вдохновения.
Юные годы Эгона Шиле: На бунтарской волне
Будущий художник родился 12 июня 1890 года в городе Тульн-на-Дунае. Отец его желал мальчику стабильной и респектабельной судьбы, а потому настаивал на инженерном образовании. Эгон же мечтал стать художником. Его талант проявился уже во время обучения в лицее, где велись занятия по изобразительному искусству.
В 15 лет он потерял отца, умершего от сифилиса, и воспитывался у дяди по материнской линии. Дядя, хотя и не слишком одобрял «художества», всё же согласился оплатить племяннику обучение согласно его призванию.
Художественный талант привёл шестнадцатилетнего юношу в Венскую школу искусств и ремесел. Успешно её закончив, он поступил в Академию изобразительного искусства. Но наставник Эгону достался самый неподходящий: профессор Грипенкерль совершенно не одобрял принципы современной живописи.
Обратите внимание
Эгон даже подумывал бросить Академию, а Грипенкель не стеснялся в выражениях, оценивая ученика, «посланного преисподней». Тем не менее, диплом Шиле он всё же подписал. Но потребовал, чтобы юноше никогда и никому не говорил, что учился у профессора Гринпенкеля. Эгон и не возражал: в историю искусств он вошёл как ученик Климта.
Истинным наставником Шиле стал основоположник австрийского модерна Густав Климт. В отличие от Грипенкерля, Климт был смел, работал в модерновой эстетике и сумел разглядеть талант молодого бунтаря. Он ввёл его в художественные мастерские Вены, помог с организациями выставок и даже делился натурщицами: оба, и Климт и Шиле, с энтузиазмом работали над обнажённой натурой.
Первая выставка Шиле состоялась в 1908 году, в небольшом городке Клостернойбурге. (В этом городе Эгон учился в школе). Начало скромное, но уже через год картины Шиле демонстрировались совершенно на ином уровне: они были выставлены в Художественной галерее Вены. Рядом экспонировались картины Густава Климта, Эдварла Мунка и Ван Гога.
Так Эгон Шиле, ещё не достигнув двадцатилетнего возраста, заявил о себе как о ярком и многообещающем представителе европейского модернизма, бунтаре и… порнографе.
«Порнограф из Вены»
В технике Эгона Шиле проявилось внимание к линии, к силуэту. В его палитре превалировали коричневые, бежевые, охряные, серые тона. Неяркая гамма позволяла художнику делать акцент на линиях: чётких, выразительных и провокационных.
Шиле любил работать над картинами эротического содержания. В начале ХХ века его работы шокировали почтенную публику. В 1912 году полиция арестовала Эгона Шиле по обвинению в растлении несовершеннолетней – его модели Валерии Нойзель. Рисунки художника были объявлены порнографическими, а сам он заключён в тюрьму – к счастью, на короткий срок.
Перипетии жизни художника стали основой для книг и фильмов. Ему посвящены романы Джоанны Скотт и Люиса Крофтса – «Высокомерие» и «Порнограф из Вены». О сложной и трагической жизни Эгона Шиле снят фильм «Эксцесс и наказание».
Непонимание мещан преследовало Шиле, но всё же его жизнь была озарена и пониманием, славой, признанием. Ему покровительствовал известный австрийский коллекционер Генрих Бенеш.
Его картины успешно демонстрировались на выставках в Вене и Праге, Будапеште и Цюрихе, Мюнхене и Штутгарте, Гамбурге и Дрездене, Берлине и Кёльне, Риме и Брюсселе; даже в Париже.
Австрия, Германия, Италия, Бельгия, Франция признали в нём выдающегося модерниста.
Трагедия и вдохновение
Жизнь Эгона Шиле оборвалась на пике славы: молодого творца уже считали одним из крупнейших художников Австрии, ставя вровень с Густавом Климтом. А может быть, смерть оборвала работу Шиле всего лишь в начале пути к вершине? Ведь ему было всего 28 лет, когда мир накрыла эпидемия «испанки».
Эта эпидемия гриппа унесла миллионы жизней. Три из них – Эгон Шиле, его жена Эдит и нерождённый ребёнок. Последней картиной художника стала «Семья», на которой он изобразил всех троих. В этой последней вспышке вдохновения совместился эпический драматизм глобальной эпидемии и лирический драматизм переживаний человека, теряющего семью и уходящего вслед за ней.
Через три дня после потери беременной жены Эгон Шиле завершил свой жизненный путь, оставив миру в наследство около трёхсот картин. Его техника и художественные принципы до сих пор вдохновляют художников. Одним из последователей Шиле в России является Василий Лесков, в творчестве которого часто звучат аллюзии на работы венского модерниста.
Венский декадент в Чешском Крумлове
?
bohemicus (bohemicus) wrote,
2010-08-14 10:20:00 bohemicus
bohemicus
2010-08-14 10:20:00 Categories:
- история
- искусство
- путешествия
- Cancel
Побывать в самом сказочном из богемских городов стоит хотя бы ради того, чтобы убедиться, что в действительности улицы Крумлова выглядят как на рекламных проспектах турагентств, а не как на баснословно дорогих картинах Эгона Шиле.
Эгон Шиле. “Вид на Чешский Крумлов”. Продано в 2003 г. за 12 миллионов 700 тысяч фунтов стерлингов
Чешский Крумлов
Уроженкой Крумлова была мать Эгона Шиле Мария Соукупова. Она принадлежала к чешскому меньшинству этого города, в то время совсем немногочисленному. Крумлов был населён по преимуществу немцами и носил название Крумнау. Отец Шиле Адольф работал начальником железнодорожной станции в австрийском городке Тульн. Там в 1890 г. и пришёл на свет Эгон. Адольф Шиле страдал душевной болезнью, по-видимому вызванной сифилисом, и умер довольно рано. Некоторые биографы Эгона Шиле задаются вопросом, не была ли его наследственность отягощена этим обстоятельством.
Эгон провёл детство в окружении трёх своих сестёр. Часто пишут, что он был единственным сыном Адольфа. Это неточность. Tрое его братьев умерли во младенчестве. А самая старшая сестра Эльвира не дожила до десяти лет.
Важно
Говорят, сёстры рассматривали его, как свою игрушку. Он рос в мире женщин, и их тайны не были для него тайнами. До конца своей жизни Эгон пытался воспроизвести атмосферу этого странного детства, окружая себя одновременно несколькими женщинами, часто совсем девочками. Hо кажется, самой большой его любовью так и осталась младшая сетра Гертруда, обычно называемая Герти.
Эгон Шиле. Автопортрет с палетой. 1905 г. Эгон Шиле. Портрет сестры Мелании. 1908 г.
Когда Эгону было шестнадцать, а Герти двенадцать, он буквально похитил её и увёз в Триест, по маршруту свадебного путешествия их родителей, и провёл с ней ночь в отеле.
Эгон Шиле. Автопортрет. 1910 г. Эгон Шиле. Портрет сестры Герти. 1910 г.
Эгон Шиле родился через год после того, как в замке Мейeрлинг были найдены мёртвыми кронпринц Рудольф и его семнадцатилетняя любовница баронесса Мария Вечера. При ретроспективном взгляде кажется, что вся культура поздней Австро-Венгрии была пропитана эротизмом и темой смерти. И создавали её художники, разрывавшиеся между Эросом и Танатосом.
Георг Тракль, выдающийся поэт, которого называют двойником Шиле, жил в инцестной связи со своей сестрой Маргаритой и в конце концов лишил себя жизни, преднамеренно передозировавшись кокаином. Несколько лет спустя покончила с собой и Маргарита.
Рихард Герстль, художник, которого порой считают единственным соперником Шиле в живописи, был влюблён в жену композитора Шёнберга Матильду и совершил самоубийство, когда та его отвергла.
Оскар Кокошка, оставленный своей любовницей Альмой Малер (бывшей женой Густава Малера и коллекционершей славных мужчин), сделавшей от него аборт, ушёл добровольцем на фронт и был тяжело ранен в Галиции.
Недаром Фрейд был их современником и соотечественником. Он располагал богатейшим материалом.
Совет
Эгон Шиле стал кем-то вроде Фрейда живописи.
Эгон Шиле
Когда в 1906 г. он приехал поступать в Венскую Академию, там не хотели верить, что его рисунки сделаны шестнадцатилетним юношей. Интересно, что экзамены у Шиле принимал профессор Христиан Грипенкерль, у которого год спустя провалился молодой человек по имени Адольф Гитлер.
Когда работы Шиле показали Густаву Климту и спросили, есть ли у автора талант, тот ответил: “У него слишком много таланта”
В ранний период Шиле подражал Климту. Но очень скоро у него появилась собственная манера. В моду как раз входил экспрессионизм, словно созданный для Шиле.
У него есть и пейзажи, и натюрморты. Запечатлённая на них природа мертва.
Эгон Шиле. Осенние деревья. 1911 г.
Эгон Шиле. Увядшие подсолнухи. 1914 г. Продано в 2006 г. за 11 миллионов 800 тысяч фунтов.
Он умел передать эмоции.
Эгон Шиле. Мать и дитя. 1912 г. Продано в 2008 г. за 2 миллиона 900 тысяч фунтов.
И любил изображать смерть.
Эгон Шиле. Девушка и смерть, 1916 г.
Он много рисовал женщин, часто обнажённых. Некоторые из его натурщиц были явно слишком юными для подобного позирования. Один из посвящённых Шиле романов носит название “Венский порнограф”. Это не случайно. У него действительно есть работы, выложить которые мне не позволили бы соображения нравственности. Обратите внимание
Стоящая девушка, 1910 г. Две девушки в переплетённой позе, 1915 г.
Но самое неожиданное в творчестве Шиле – серия “Мёртвый город”. Таким он увидел Чешский Крумлов.
Мёртвый город, 1911 г. Дома и крыши Чешского Крумлова, 1911 г.
Дома и крыши Чешского Крумлова. Вид с вертолёта.
Он находил образы смерти повсюду, даже там, где их не видел никто другой.
При этом в частных письмах Шиле утверждал, что оставил Вену, потому что это чёрный город, где все ему завидуют, и переселился в Крумлов из-за его солнца, зелени, воздуха и великолепной природы.
По картинам можно было бы сделать вывод, что Шиле был мрачным и депрессивным типом. Ничего подобного. Современники описывали его как весельчака и жизнелюба, любителя изысканно одеться и хорошо провести время.
В Крумлов разочаровавшийся в Вене Шиле переехал в 1910 г. Его сопровождала семнадцатилетняя Валли Нойцель, бывшая прежде натурщицей и любовницей Климта. А также Эрвин Доминик Оссен, мим, сценограф и театральный художник, крайне эксцентричный молодой человек, тоже приехавший со своей подругой.
Отношения внутри этой четвёрки были загадкой для жителей семитысячного городка. В местное общество наши герои очевидно не вписывались.
О них ходили самые невероятные слухи, выдвигались скандальные обвинения вроде похищения детей и совращения малолетних.
Важно
Кончилось тем, что крумловчане составили петицию с требованием выдворить декадентов из города. Говорят, её подписало всё население Крумлова.
Портрет Осена, 1910 г. Портрет Валли, 1912 г.
Впоследствии, уже после изгнания из Крумлова, Шиле арестовывался по подозрению в растлении малолетних и распространении порнографии. Обвинения в растлении были сняты, но один его рисунок был торжественно сожжён как безнравственный. Он получил три дня тюрьмы.
В 1915 г. Шиле познакомился с сёстрами Адель и Эдит Хармс. И не мог между ними выбрать. Наконец, он женился на Эдит, но продолжал рисовать их обеих. Шиле обожал рисовать женщин в чулках разных цветов – чёрных, красных, зелёных.
На одной из подобных картин, “Женщина в сиреневых чулках”, запечатлена Адель, сестра его жены. Перед свадьбой, расставаясь с Валли Нойцель, он предложил своей натурщице ежегодно проводить вместе отпуск. Без Эдит.
Валли предпочла уйти санитаркой в военный госпиталь.
Эгон Шиле. Женщина в сиреневых чулках. 1917 г. Продано в 2008 г. за 4 миллиона 800 тысяч фунтов.
Через четыря дня после свадьбы Шиле мобилизовали. Он сначала охранял русских пленных, потом служил на продовольственном складе. Слава его неизменно росла на протяжении всей войны.
Его картины хорошо продавались, он стал состоятельным человеком. В 1918 г. Австро-Венгрия организовала имиджевую пиар-кампанию в нейтральных странах.
Совет
В её рамках в Швеции, Дании и Голландии прошли выставки современного австрийского искусства. Работы Шиле пользовались огромным успехом…
А потом участники этой истории умерли.
На Рождество 1917 г. в военном госпитале в Далмации от скарлатины скончалась Валли Нойцель, муза двух великих художников, Климта и Шиле.
В феврале 1918 не стало и Климта. Кровоизлияние в мозг. Шиле оказался в положении величайшего из австрийских живописцев. Не надолго.
28 октября Австро-Венгрия объявила о прекращении огня без предварительных условий. Это был конец империи.
В тот же день не стало Эдит Шиле. Её скосил испанский грипп, эпидемия которого охватила Европу. Она была на шестом месяце беременности. На одной из свои последних картин Шиле изобразил их втроём – себя, Эдит и ещё не рождённое дитя.
Эгон Шиле. Семья. 1918 г.
Он пережил Эдит на три дня. Причиной смерти стала всё та же испанка. Перед смертью Эгон Шиле оставил записку, полную уверенности, что потомки будут ценить его талант исключительно высоко. Он успел создать около трёхсот картин и трёх тысяч рисунков. Ему было 28 лет.
Эгон Шиле
Обратите внимание
В этом году в Чешском Крумлове проходит выставка, приуроченная к стодвадцатилетию со дня его рождения.
Я ехал в Крумлов с намерением побывать в замке и в галерее. В замке побывал, в галерее – нет.
Находившись по покоям замка и улицам Крумлова, я добрался до галереи и понял, что не войду вовнутрь. Причин тому было две. Во-первых, из нас четверых Шиле, судя по всему, всерьёз интересовал только меня. Во-вторых, этот город оказался настолько живым, а день выдался такой солнечный, что думать о мёртвом художнике из погибшей империи, рисовавшем смерть, не хотелось даже мне.
Мы уселись за столиком в одном из ресторанов на берегу Влтавы. Вoт это место:
Второй снимок сделан через бойницу крепостной стены, ведущей к замку. Если же смотреть с противоположного берега, оттуда, где мы сидели, то сама эта стена выглядит так:
Мы сидели за столом из грубого дерева, ели штрудель, который там подаётся горячим с двумя шариками мороженого, и запивали его кофе из пузатых глиняных кружек.
Каждыe пять минут по реке проносились любители экстремального спорта на лодках всевозможных видов. Влтава в этом месте делает крутой поворот, и как раз на повороте лодки проходят порог.
Течение там бурное, а порог довольно высокий, так что большинство сплавляющихся с визгом переворачивалось, чем вызывало оживлённую реакцию туристов.
В этот день я сбросил усталость, накопившуюся за много недель.
Шиле и его друзья, ровно сто лет назад пытавшиеся поселиться в этом городе и не прижившиеся в нём, были очарованы Эросом и одержимы Танатосом. Но в последующие сто лет Эроса было хоть отбавляй, а от Танатоса просто деваться некуда. Зато слишком часто не хватало Штруделя.
Важно
Я конечно побываю в музее Шиле. Hе на этой выставке, так на следующей. Возможно, я приеду в Крумлов зимой. Говорят, он неподражаем, когда покрыт снегом. Но в этот день мне было не до Шиле.
Где-то в глубине души я всегда считал величайшим из философов Эпикура. Думаю, он тоже выбрал бы штрудель.
Эгон Шиле и Густав Климт в ГМИИ
?
Слава Шадронов (_arlekin_) wrote,
2017-10-15 03:29:00 Слава Шадронов
_arlekin_
2017-10-15 03:29:00 Category: Мне думалось, что обещания новой “очереди на Серова” – преувеличение, причем сознательное, ради рекламы и в целях создания ажиотажа, но очередь, пусть и не “на Серова”, в том смысле что не фантастическая, действительно стоит, и это в дождливый будний день; к тому же очень медленно движется, зато внутри против опасений достаточно комфортно, без особой толкучки. Однако, предполагаю, большие любители искусства клюют на Климта, а Шиле мало кто знает – хотя Шиле и в принципе-то намного Климта интереснее, а на этой выставке Климт рядом с Шиле вовсе “пропадает”. Я для себя Шиле открыл сравнительно недавно, несколько лет назад в венском музее Леопольда попал на его выставку, и хотя в тот же приезд, единственный раз, когда мне довелось побывать в Вене, там повсюду, в каждом музее, отмечалась тем или иным спецпроектом годовщина Климта, был живописью Шиле совершенно поражен, на Климта после него в других местах уже и смотреть не хотелось:
http://users.livejournal.com/-arlekin-/2358485.html
Впечатление оказалось настолько мощное, что позднее я и в Чески-Крумлов из Праги сознательно отправился, где Шиле недолго жил с любовницей-подростком, которую увел, кстати, у Климта; и где есть его персональный музей, хотя музейчик так себе, одно название, да и не музей официально, скорее “культурный центр”, а все же:
https://users.livejournal.com/-arlekin-/2645196.html
Выставка в ГМИИ целиком сформирована из собрания венской “Альбертины”, а основной, наиболее значительный Шиле, особенно живопись – все-таки в Леопольде, тогда как в “Альбертине” преобладает именно графика, и там Шиле идет в комплекте… с Рубенсом, по крайней мере на момент моего посещения:
https://users.livejournal.com/-arlekin-/2359521.html
К тому же чисто графическая экспозиция и Шиле представляет несколько однобоко, про Климта нечего и говорить, убери его – от выставки не убудет (разве что очередь на улице подсократится). Но можно позавидовать тем, для кого первое знакомство с Шиле произойдет благодаря графике – есть к чему стремится дальше. Меня графика Шиле, приехавшая из Вены, тоже привела в восторг – но не сравнимый с тем, что при первом соприкосновении с его живописью. Построена экспозиция в сознательном нарушении хронологии, и в то же время сгруппирована не по тематике, но на некоем не вполне явственном “контрапункте”. Шиле и Климт принципиально вперемежку, бок о бок, что для Климта тут крайне невыигрышно. Его этюды, эскизы – очевидно прикладного, технического характера, почти сплошь наработки к живописным полотнам или росписям, сами по себе малопривлекательные. То есть как бы и видна “рука мастера”, но в отрыве от конечного результата показывать и смотреть их, по-моему, большого смысла нет, ну может как раз соседство с Шиле его отчасти и номинально прибавляет… а может и наоборот.Причем период “модерна” для Климта, и по возрасту старшего, начался раньше, так что в первом зале ранний Шиле 1909 года (крошечные, еще не вполне самостоятельные, в модерново-декоративном духе выдержанные, но где-то уже пробивается индивидуальность – “Композиция с двумя фигурами”, “Двое мужчин с нимбами”, “Мужчина в набедренной повязке”, этот у меня косвенно ассоциируется с распятием, и совершенно чудесный “Ребенок с нимбом на цветочном поле”) вклинивается в прикладную графику Климта конца 19-го века: “Две пары борцов”, “Обнаженный мужчина с распростертыми руками”, “Обнаженная старуха на коленях”, “Сидящая женщина, опирающаяся на руки” (этюд к картине “Философия”), а также эскизы к росписям Бургтеатра – “Театр Шекспира”, “Театр в Таормине”, “Алтарь Диониса”, не позволяющие судить о конечном результате, впрочем (довелось мне побывать однажды и в Бургтеатре…), тоже вычурно-пошловатом. В дальнейших залах уже “настоящий” Шиле – анорексичные, изломанные, “остроугольные”, словно наизнанку вывернутые человеческие фигуры. Вместе с тем можно проследить хронологически, что элементы “экспрессионизма” проникают в его творчество не сразу, фактура тела искажается постепенно, чем дальше, тем сильнее, тем больнее. На рисунках “Стоящая обнаженная на фоне геометрических форм” и “Шиле и обнаженная модель перед зеркалом” (1911) еще в меньшей степени, как и восхитительные в своей нездоровой, ну только что не предсмертной эфемерности “Трое уличных мальчишек” (1910). При этом на Климта с его “нюшками”, женскими головками, эскизами к живописным аллегориям и этюдами к заказным портретам (“Обнаженная на коленях с вытянутыми руками” и др. этюды к “Бетховенскому фризу”, эскизы к картинам “Дева”, “Надежда II”, стоящая беременная – к “Надежде I” и т.д.) уже и глядеть-то неохота, голову лень от Шиле отворачивать.Впрочем, и у Шиле есть на удивление благостных форм, плавные, статичные женские портреты – “Мария Штайнер” и “Ева Штайнер” (1918), “Портрет танцовщицы Моа” (1911), портрет будущей жены “Эдит Хармс” (1915). Однако их не сравнить с “настоящим”, узнаваемым Шиле – взять хотя бы “Обнаженную со скрещенными руками” (1910), черный мел, раскрашенный акварелью в красно-оранжевых тонах, совершеннейшая чума (чума почти в прямом, медицинском смысле, как фатальный диагноз); или “Объятие” (1914), где героиня старается обхватить руками пустоту. На выставке есть и другой, очень ранний Шиле – ученическая штудия-зарисовка “Бюст Вольтера” (1906) и “романтический” юношеский автопортрет, выполненный углем (тоже 1906, автору 16 лет!). Но вершина Шиле – совсем иного сорта автопортреты, их здесь несколько, обнаженные и полуобнаженные, незабываем “Автопортрет в обнаженном виде, гримаса” (1910). Поблизости – “Портрет художника Макса Оппенгеймера”, коллеги и товарища (тоже 1910), этот изображен вроде бы в черном строгом костюме, даже при галстуке, но на лицо наложены такие желто-зеленые тона, что страшно делается, и не за героя, и не за автора, а за себя. Да и “наивная” как будто бы “Девочка в охристо-желтом платье” (1911), и “Поясной портрет рыжеволосой девушки” (1910) не успокаивают. Портрет – основной жанр и вообще для Шиле, и в экспозиции, но есть исключения: “интерьерная” зарисовка – “Наружная дверь” (1912) и полуабстрактный натюрморт “Мой путь пролегает над бездной” (1912) – уж не эти ли два листа – всего их 13 – из числа тех, что Шиле создал в период 24-дневного тюремного заключения? Есть также морской вид “Пароход и парусники в порту Триеста” и незавершенный этюд “Молодое дерево с подпоркой (то и другое 1912), но, понятно, они могут заинтересовать лишь как “добавка”, как “приправа”, для разнообразия. Потому что невозможно подряд наблюдать “Скорбящую” (1914), “Скорчившуюся” (1918), “Сидящую пару” (1915). Мужские портреты, а Шиле рисовал друзей, помогавших ему в жизни, поспокойнее, но и они на свой лад не менее выразительны – три варианта портрета Артура Ресслера (на одном из них Ресслер словно старается закрыться ладонями от взгляда художника), Генри Бенеш и др. Климт все время мелькает попутно, но зацепиться не за что (ну этюд к “Юдифи” – и что? без той самой “Юдифи” на него и смотреть незачем).
Эгон шиле автопортреты
ЖИВОПИСЬ. ЗНАМЕНИТЫЕ ХУДОЖНИКИ
Эгон Шиле написал много автопортретов, среди них безусловно выделяется «Автопортрет с китайским фонариком и фруктами», написанный в 1912 году. Выдающийся шедевр художника, где безупречная техника живописи и полная гармония образа производят неотразимое впечатление.
Этим портретом хочется долго любоваться и, наконец, понять, что именно рассматривает он так пристально, о чем так сосредоточенно думает.
Здесь нет ни изломанных линий, ни ярких цветовых пятен, только нежнейшее сочетание цветов, а китайский фонарик просто околдовывает своей изысканной крастотой.
Совет
На этом портрете художник погружен в себя, в свои размышления. Взгляд очень отстраненный и эти громадные темные глаза отражают движение души, вечный поиск новатора.
Эгон Шиле. Автопортрет с китайским фонариком и фруктами, 1912 дерево, масло, гуашь, 32.2 × 39.8 см Музей Леопольда, Вена, Австрия
Насколько контрастно выглядит автопортрет, написанный в 1914 году.
Прошло всего два года, но как изменился мир и художник, а главное изменилось отношение к миру, здесь нет философской созерцательности или самопогружения, только очень пристальный взгляд.
Он здесь как оголенный нерв, ему почему-то больно и эта боль передается нам через время и пространство. И только истинный художник может это состояние выразить скупыми живописными средствами.
Белый фон листа абсолютно нейтрален. Мастер, работая жесткой линией и броским цветом, лишает свое тело уверенности и придает движениям резкий, нервозный характер. Очертания фигуры неправильны и угловаты. Единственный яркий, кричащий оранжевый тон усиливает экспрессию.
Эгон Шиле.
Автопортрет, 1914 Бумага, гуашь, черный мел. 46 x 30,5 см Частная коллекция
Автопортрет с вытянутыми руками написан в 1911 году. Перед нами юноша, открытый и смелый, он готов открывать новые миры и противостоять неудачам. Он полон энергии и решительности.
Взгляд немного удивленный – как много нового и неожиданного вокруг.
Эгон Шиле. Автопортрет с вытянутыми руками, 1911 бумага карандаш, акварель, гуашь 48 x 31,7 см Музей графики Альбертина, Вена, Австрия
Автопортрет, написанный в 1911 году поразителен. Художник изобразил себя обнаженным и абсолютно беззащитным. Руки с растопыренными пальцами не могут остановить враждебность окружающего мира. Тело с вывернутыми руками, открыто для мира и для боли, он изломан, скручен внутри и снаружи. Он словно обжегся обо что-то…
Эгон Шиле. Автопортрет, 1911 бумага карандаш, акварель, шуашь, 525 мм х 280 мм Музей Леопольда, Вена, Австрия
Глядя на автопортереты Эгона Шиле, поражаешься, насколько они разные. Обнаженный юноша, почти мальчик, очень худой с тонкой талией и разбросанными руками… А в глазах обжигающая растерянность. А в фигуре кричащая беззащитность, он хочет открыться миру, который его неприемлет.
Эгон Шиле. Автопортрет, 1912
Биография Эгона Шиле →
Наверх