Фрески джотто. между иконой и реализмом возрождения – все о живописи

История одного шедевра: “Поцелуй Иуды” Джотто

Фрески джотто. между иконой и реализмом возрождения – все о живописи

?

Вадим Алешин (vakin) wrote,
2018-03-21 14:02:00 Вадим Алешин
vakin
2018-03-21 14:02:00 Categories:
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.

Фрагмент фрески в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия“Поцелуй Иуды”. История вероломного предательства учеником своего учителя. Изображение этого сюжета из Нового Завета часто встречается и на фресках, и в псалтырях, и на холстах. Историю эту не раз изображали и до Джотто, и после него.Но “Поцелуй Иуды” Джотто (1303-1305 гг.) особенный.

Разница между его фреской и работами его предшественников колоссальная. Судите сами. Ниже – миниатюра из псалтыри 12 века.

Поцелуй Иуды Псалтырь Мелисенды
Миниатюра “Поцелуй Иуды”. Псалтырь Мелисенды. Иерусалим (Византийская империя). 12 век (1131-1143 гг.). Хранится в Британской библиотеке, Лондон
Плоские фигуры. Лики вместо лиц.

Складки одежды как будто живут своей жизнью. Неествественный полукруг из голов людей. Персонажи как будто висят в воздухе. А фигуры святого Петра и раба в правом углу рисунка раза в три меньше остальных фигур.Дело в том, что средневековый мастер пренебрегал реалистичностью изображения. Так как физический мир был гораздо менее важен духовного.

Обратите внимание

Зритель должен был сосредоточиться только на библейском сюжете.А эта работа старшего современника Джотто. Гвидо да Сиена. Она была написана за 20 лет до “Поцелуя Иуды” Джотто.
Гвидо да Сиена. Поцелуй Иуды. 1275-1280 гг.
Хранится в Национальной пинакотеке г. Сиена, Италия
У Гвидо да Сиена фигуры уже хотя бы не висят в воздухе.

Но иконописные каноны ещё явно преобладают. Лики вместо лиц. Золотой абстрактный фон.Представьте, что подобные работы Джотто и видел. Но он смог каким-то чудом создать совершенно иное. Посмотрите на его фреску.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.
Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Впервые художник делает фигуры объёмными. Впервые появляется композиция.

Впервые мы видим настоящие эмоции. Много вот таких “впервые”.Как ему это удалось? Очевидно, он должен был обладать незаурядным мышлением. Один случай из его жизни это подтверждает.

Характер Джотто

Вазари, биограф Эпохи Возрождения, пишет о вот такой истории из жизни мастера.Однажды к Джотто пришёл посланник Папы Римского. Чтобы взять у художника пару рисунков. По ним оценили бы его мастерство. И решили бы, стоит ли его приглашать в Рим. Как вы понимаете, выполнять заказы Папского двора было очень престижно.
Паоло Уччелло.

Джотто ди Бондони.
Фрагмент картины “Пять мастеров флорентийского Возрождения”. Начало 16 века. Лувр, Париж
Выслушав посланника, Джотто взял кисть и нарисовал на листе бумаги идеально ровный круг. Какие-либо другие рисунки он передавать отказался. Посланник был уверен, что над ним подшутили.

Но все-таки решил лист с кругом оставить в пачке рисунков других художников.В Риме же мастерство художника оценили по достоинству. Джотто несколько лет выполнял заказы Папы и кардиналов.Эта история раскрывает характер Джотто. Он был человеком дерзким, смелым, остроумным. Явно с оригинальным взглядом на жизнь.

Это может обьяснить его склонность к новаторствам.

Джотто и Чимабуэ

Давайте сравним фреску Джотто с работой его учителя Чимабуэ. Тот также делал робкие попытки отойти от иконописных канонов. Но в этом ученик явно превзошёл учителя.
Чимабуэ. Поцелуй Иуды. 1277-1280 гг.
Фреска в церкви Сан-Франческо, г.

Ассизи, ИталияУ Чимабуэ мы уже видим синеву неба и элементы пейзажа вместо абстрактного золотого фона. Лица изображённых уже более-менее отличаются друг от друга.Но все же Чимабуэ далеко до Джотто. В его фреске нет самых главных новаторств Джотто. Эмоций. И объема.

Важно

А значит реалистичности.Его фигуры плоские. Иуда словно приклеен к Иисусу. Да ещё и не дотягивается ногами до земли. Лицо Христа ничего не выражает. Фигуры Святого Петра с рабом в левом углу фрески очень малы по сравнению с другими персонажами.

Новаторства Джотто.

Композиция. Объём.

А теперь взглянем ещё раз на фреску Джотто. Чтобы в полной мере осознать все его новаторство.Джотто создаёт продуманную композицию. Композиционный центр совпадает с центром картины. Это головы Христа и Иуды.

Джотто выделяет центр поднятой рукой священника и рукой с ножом святого Петра. Если мысленно провести линии от их рук, то они как раз сойдутся на головах главных героев.До Джотто о композиции и не помышляли. Главных героев помещали посередине.

Их выделяли большими размерами или парящими над всеми остальными. Второстепенные же герои изображались мельче или ниже.Посмотрите, насколько фигуры у Джотто объемны. Мастер смело пользуются приёмом светотени. Конечно, его фигуры тяжеловесны и грузны.

Ведь в то время живописцы не изучали анатомию человека. Зато драпировка одежды уже гораздо естественнее.

Немой диалог Христа и Иуды

Лица его героев индивидуальны. А главное они выражают эмоции. Чего только стоит немой диалог Христа и Иуды.Это уже не просто застывшие лики. Это два очень разных лица. Два разных взгляда. Благородное лицо Христа. Некрасивое лицо Иуды. Сила духа и принятие своей судьбы одного. Слабохарактерность и вероломство другого.

Иуда должен был по договорённости с охраной указать на Христа своим поцелуем. Он не стал показывать на него издалека, чтобы его не спутали в темноте с другим.Однако сам поцелуй Джотто не показывает. Он показывает момент за секунду до этого. Иуда протянул своё лицо к лицу Христа. И тут пауза…Их взгляды встретились.

Мы словно видим, как маленькие глаза Иуды бегают по лицу Христа. Он ищет что-то в лице учителя. Он ждёт какой-то реакции. Возможно, осуждения или отвращения. Но не находит этого. Христос не отвечает ему.Он смотрит спокойно. В его взгляде нет того, что предатель ожидает. Он не опускается до его уровня. Он выше этого.

Вот это столкновение высокого и низменного Джотто удалось показать очень выразительно.

Святой Петр и раб с отрезанным ухом

Совет

А теперь посмотрите на фигуры святого Петра и раба. И вспомните, как их изображали предшественники Джотто.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг.
Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия
Их фигуры нормальных размеров.

Они гармонично вписаны в композицию. Мы верим, что святой Петр пытается броситься на защиту Христа. Вытащил нож, чтобы поразить Иуду. Но отрезал ухо попавшего под руку человека. Он уже не просто прилеплен где-то сбоку. Он в толпе. Он зол.

Другие персонажи и скрытые символы

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, ИталияЕще один необычный момент. Это то, как Джотто передаёт напряжение людей. Обратите внимания на солдата в чёрном шлеме и красном плаще. Он весь подался вперёд. Он даже не замечает, что наступил на ногу сзади идущего. А тот тоже так сосредоточен, что не замечает боли.Ещё один красивый элемент в своё творение вносит Джотто. На дальнем плане какой-то человек поднял вверх рог и трубит. Это означает скорое вознесение в Рай.То есть Иуда ещё не успел поцеловать Христа, а ангел уже трубит об его воскрешении. Перед нашими глазами как бы проносятся все предстоящие страдания Христа. От поцелуя до воскрешения. Необыкновенно.***Джотто считается отцом Возрождения. До него – столетия иконописи. Когда человек был недостоин реалистичного изображения. И вдруг такой прорыв в лице одного мастера! У Джотто человек – главное действующее лицо. Именно такая центричность человека будет основной чертой Возрождения.Правда произойдёт это только через пару столетий. А вот почему после Джотто Возрождение не наступило сразу, читайте в статье “Фрески Джотто. Между иконой и реализмом Возрождения”. В этой же статье вы найдёте ещё один наинтереснейший факт о фреске “Поцелуй Иуды”.
Паола Волкова. Мост над бездной. Джотто. Поцелуй Иуды

Автор Оксана Копенкина
Источник – arts-dnevnik.ru

Джотто ди Бондоне, Изображений: 175

Фрески джотто. между иконой и реализмом возрождения – все о живописи

Джотто ди Бондоне – самый известный, «крупнейший» живописец Предвозрождения. Благодаря решительности своей натуры, целеустремлённости, отхода от традиций Византийской живописи, Джотто стал родоначальником нового искусства. Художник создал яркую, узнаваемую манеру, определившую дальнейшее развитие западноевропейской живописи.

Вехи биографии художника

Сведения о годе и месте рождения великого живописца разнятся. Согласно одним источникам, Джотто появился на свет в 1267 году, согласно другим – в 1276-м.

Некоторые источники утверждают, что в начале XIV века Джотто служил священником в Риме. Скорее всего, именно тогда он создал масштабную мозаику «Навичелла», сделавшую его известным во всей Италии. В этой картине впервые проявилась склонность Джотто к реализму: персонажи достоверно передают зрителю своё состояние – они живут, общаются, проявляют всю гамму эмоций.

Много работал Джотто и для неаполитанского короля, создавая для его личной часовни фрески, расписывая капеллы и храмы.

К концу жизни Джотто, благодаря своим обширным знаниям и великолепному мастерству в области живописи, был приглашён на должность главного архитектора Флоренции, в рамках которой должен был руководить масштабными городскими работами.

Основные произведения

Творчество Джотто не ограничивается многочисленными фресковыми циклами. Великий живописец оставил после себя внушительный ряд произведений – кресты, алтарые картины, полиптихи. Далеко не все произведения художника имеют подпись.

Только столетия спустя исследователям удалось по уцелевшим историческим свидетельствам и сложнейшему стилистическому анализу атрибутировать произведения флорентийского мастера.

Датировка многих полотен Джотто также неточна, имеет чрезвычайно широкий временной диапазон, что существенно затрудняет научное изучение его работ.

Свои станковые картины Джотто писал на деревянных досках, которые обрабатывались согласно византийской технике изготовления икон, когда на специально подготовленном холсте тонким пером наносилась роспись темперой. Именно в такой технике и выполнены ранние работы Джотто, среди которых особенно выделяются «Расписной крест» и «Полиптих».

Шестиметровый «Расписной крест» был создан художником в 1290-1300 гг. и практически сразу вызвал волну подражания среди многочисленных живописцев.

Выполненное в духе реализма, тело Христа сначала было воспринято как недостойное Джотто, автора многочисленных фресок.

Несмотря на то, что распятие не имеет подписи своего создателя, сомнений в том, что оно принадлежит руке Джотто ни у кого не возникает.

Трехметровый «Полиптих», написанный Джотто примерно в 1300 году, создавался для флорентийской церкви. Полотно отобразило Мадонну с младенцем и святых.

Картина дошла до наших времён в очень плохом состоянии, но даже по тому, что удаётся увидеть, можно судить о серьёзности и многозначительности, которыми художник наделил своих персонажей.

Удивительное величие святых, неизменно повторяющееся на всех пяти частях полиптиха, привело искусствоведов к заключению о том, что это произведение является одним из лучших творений Джотто.

Обратите внимание

К середине жизни Джотто достиг пика своего художественного развития. Именно в этот период им были созданы знаменитые фрески часовни Скровеньи, которые справедливо считают квинтэссенцией духа творчества художника. Тогда же были написаны и лучшие живописные произведения Джотто, в которых в полной мере нашло отражение стремление мастера к реалистической передаче визуального ряда.

Одним из наиболее прославленных алтарных произведений художника справедливо считается «Мадонна Оньисанти». Создание огромного полотна было отнесено искусствоведами к первым десятилетиям XVI века. Появись картина чуть ранее, и она бы ничем не отличалась от тех, которые были так характерны для дученто, где образы были невероятно возвышенны, лишены чего бы то ни было земного.

«Мадонна Оньисанти» во многом «земная» – это матерь человеческая, с открытым светлым лицом и улыбкой, приоткрывающей зубы. Однако подобное приземление, так нехарактерное для искусства XIII века, совсем не означает у Джотто обеднения, простоты.

Облачение Мадонны Джотто все также дорого, её трон великолепен, но при этом правдив и убедителен, а ангелы обнаруживают сходство с придворными кавалерами.

Вторым знаковым произведением Джотто этого периода считается «Полиптих Стефанески», написанный для римского кардинала. Дошедшее до наших дней в хорошем состоянии полотно представлено большим двухсторонним триптихом.

Искусствоведы убеждены, что работая над полотном, Джотто отошёл от своих принципов, следуя вкусам заказчика. Художнику удалось совместить основные принципы дученто с новыми веяниями в живописи.

Изображённый в центре полотна Спаситель похож на византийского идола, его окружают ангелы, изображённые в стиле живописи XIII века, на переднем плане – сам заказчик полотна.

Мадонна с младенцем в окружении ангелов даёт стойкие ассоциации с панелью святых, всем отлично знакомым по знаменитой византийской храмовой живописи.

Тыльная сторона триптиха также весьма необычна. На ней Джотто изобразил и фигуры апостолов, и Святого Петра на троне и Христа. Наместника Иисуса на земле апостола Павла по задумке Джотто окружают архангелы и святые. Живописец ввёл в свою картину и вполне реальных людей – канонизированного в начале XIV века папу Целестин V и, как ни странно, вновь заказчика полотна.

Важно

По стойкому убеждению искусствоведов, это произведение Джото сильно выбивается из общего ряда его полотен, как по качественному исполнению, так и по замыслу. Все в нём необычно, современно, и, в то же время, архаично. «Полиптих» выполнен в яркой цветовой гамме, его отличают почти готическая изысканность, необычайная тонкость и выразительность изображённых персонажей.

Очень интересна и группа из семи сцен, посвящённая жизни Христа. Любопытно, что позднейшие исследования картины, позволившие использовать спектральный анализ, подтвердили, что первоначально все сцены были написаны на единой доске, которая, возможно, представляла собой самостоятельный алтарный образ.

Учёные-искусствоведы предполагают, что центральным изображением было «Распятие Христа», остальные располагались от него по бокам в порядке смены жизненных этапов Спасителя. Тщательное изучение стилистики дало возможность предположить, что над полотном вместе с Джотто работали несколько его ассистентов.

Сегодня серия разрозненна и находится в разных собраниях.

Ближе к концу жизни Джотто был вынужден совмещать должность главного архитектора Флоренции с выполнением важных и дорогостоящих заказов, которые поступали к нему из различных городов Италии. Он работал для королей и правителей крупных аристократических домов. В этом период художником были созданы такие полотна, как «Болонский полиптих» и «Полиптих Барончелли».

Болонья этого времени была крупным научным и торговым городом, находилась под сильным влиянием Франции. Возможно, именно этим объясняется наличие ярких готических тенденций в творчестве Джотто, нашедших своё отражение и «Болонском полиптихе».

Архитектура трона, на котором восседает Мадонна с младенцем, имеет явственный отпечаток готики. Богатство её украшений и наряда, драгоценные камни, яркие, блестящие краски вносят общее великолепие в картину. На боковых панелях изображены архангелы и апостолы Павел и Пётр.

Полиптих имеет подпись своего создателя.

Признание и влияние на развитие европейского искусства

С момента выхода знаменитых «Жизнеописаний» Вазари художника неизменно воспринимают как крупнейшего мастера искусства Нового времени. К XIX веку работы Джотто окружаются особым почитанием, его авторитет непререкаем.

Восприятие мира Джотто, основанное на гуманистических началах, в итоге заложило фундамент школы живописи Флоренции периода Раннего Возрождения. Работая в различных регионах Италии, художник повсеместно оставлял последователей, восхищённых и вдохновлённых его мастерством. Коллеги признали и оценили передовые идеи Джотто, что в последующие столетия только усилило интерес к его творчеству.

Влияние Джотто на современную ему живопись Италии было колоссальным. Творчество мастера отразилось в работах художников по всей стране.

Все художественные направления XIV века (кроме, пожалуй, венецианской школы, подавленной влиянием искусства Византии) восприняли и воплотили в жизнь наработки Джотто.

Совет

Многолетняя и плодотворная работа Джотто существенно возвысила статус живописи над другими видами искусства. Благодаря мастерству художника итальянская живопись буквально за несколько лет радикально изменилась, чего не происходило несколько столетий до этого.

Именно Джотто своим новаторским видением определил направление развития западноевропейского искусства на многие годы вперёд. В середине XIV века европейские художники познакомились с понятием объёма и перспективы, пространства, в которое могут быть помещены предметы, тонким подчёркиванием индивидуальных черт реальность.

Все это Джотто подарил европейскому искусству, к которому постепенно все пристальнее стали присматриваться художники всего мира.

Джотто стал первым западноевропейским живописцем, которому удалось порвать с устоявшимися канонами искусства Средневековья, ввести, наконец, в живопись элементы реализма. Джотто удалось нарушить восприятие искусства как помощника-комментатора Священного Писания. Благодаря новаторским идеям и мастерству художника, живопись приобрела самостоятельное значение.

Даже на картинах с библейским сюжетом мы видим не безэмоциональные лица, а живые характеры, индивидуальности. Современникам живопись Джотто вполне может показаться простой и примитивной, но для тех времён он был революционером, сумевшим придать плоскости объём, пространство, перспективу.

Именно с Джотто начался новый этап в развитии искусства, где качества предметов приобрели невероятное значение.

Средневековье и живопись, часть 3

Фрески джотто. между иконой и реализмом возрождения – все о живописи

Фреска под названием “Отправление Марии в дом Иосифа”. Мастер подает изображение свадебной процессии во главе с Марией, направляющейся к дому Иосифа, изображенному фрагментарно: зритель видит лишь балкон с прикрепленной к нему пальмовой ветвью.

Акцентируя внимание зрителя на главной героине, живописец отделяет ее от остальных персонажей двумя пространственными паузами. Величие Марии подчеркивается также ее белыми одеждами с длинным, прозрачно-белым шлейфом.

Особенность фрески, отличающей ее от византийских икон, заключается в том, что герои картины лишены нимбов. Это не абстрагированные от жизни, обезличенные герои, а реально существующие люди, представленные итальянским мастером во всем многообразии их чувств и страстей.

В отличие от фигур в «Отправлении Марии в дом Иосифа», данных на плоскости, образы фрески «Рождение Христово» представлены в перспективе. Содержание картины как бы разворачивается по направлению от зрителя и уходит в глубь стены.

Обратите внимание

Реализм наиболее полно представлен в “Тайной вечере”. Здесь, как и во всех работах Джотто, главная фигура — Иисус Христос — расположена не в центре композиции, а смещена немного в сторону. Все персонажи картины — апостолы — имеют нимбы темного цвета, и только голова Христа окружена золотистым сиянием.

Пространственность здесь задается с помощью точно и тонко выписанного интерьера с навесом, уходящим в глубь композиции. Несмотря на обновление техники художественного письма, образы Джотто все же несколько статичны и не выражают того разнообразия чувств, которые будут представлены значительно позднее, в “Тайной вечере” Леонардо да Винчи.

Однако умалять технические достоинства фрески Джотто нельзя. Именно творчество этого великого мастера во многом определило становление Итальянского Возрождения и появление реалистических, психологически верных образов, коренным образом отличающихся от схематичных героев средневековой живописи.

На смену плоскостному изображению в его произведениях пришел объем, передающий во всей полноте красоту человеческого тела. С уверенностью можно говорить о том, что творчество Джотто было связующим звеном между античным искусством и живописью эпохи Возрождения.

Заслуга Джотто заключается не только в решении проблем художественно-изобразительной формы, но и в попытке отразить душевное состояние героя. Во “Встрече Марии и Елизаветы” чувства героинь переданы автором через жесты. Именно они являются здесь ярким выражением характера и темперамента персонажей.

Пространственность и драматизм происходящего выведены во фреске “Бичевание Христа” посредством определенного расположения фигур: один из палачей показан коленопреклоненным, другой наклоняется к Христу, третий показан в полный рост, последний стоит спиной к зрителю. Эти фигуры даются по-разному: то в профиль, то в трехмерном изображении.

Все движения показанных Джотто фигур естественны и подчинены решению общей проблемы — передать суть повествования и усилить драматический эффект содержания картины. С точки зрения реалистической передачи образов наибольший интерес представляет группа, изображенная немного в стороне от Христа и палачей: Пилат и фарисеи.

Примером яркой и тонкой передачи психологизма образов, движений человеческой души является фреска “Поцелуй Иуды”. Два главных персонажа картины показаны на фоне жестикулирующих людей, машущих увесистыми дубинками и копьями. Они оказываются отделенными от массы второстепенных героев белым широким плащом, накинутым на плечи Иуды.

Весь драматизм сюжета передан расположением фигур: ясное, светлое, открытое, с правильными чертами лицо Христа максимально приближено к уродливому Иуде.

Важно

Необычайная выразительность образов в композиции создается именно за счет контраста: высокий лоб, спокойный и уверенный взгляд больших глаз, правильные линии подбородка, носа, скул Христа и низко расположенные над узкими глазами надбровные дуги обезьяноподобного лица Иуды с усеченным, почти тупым подбородком, шапка длинных волос на голове.

На первый план здесь выступает не повествовательность, а душевное состояние обоих героев. Фреска необычайно глубока по содержанию и психологической наполненности образов. С тем же драматизмом передана сцена “Оплакивание Христа”. Герои, окружившие Иисуса, полны скорби и печали. Мастер передает всю гамму чувств и переживаний людей через жесты и позы.

Пространство создается здесь за счет размещения в перспективе композиции горного пейзажа. Образы скорбящих даны в обобщенной манере художественного изображения, которая исключает возможность проявления каких-либо индивидуальных черт человеческих характеров. Стену у входа, расположенную напротив алтарной арки, украшает фреска с картиной Страшного суда.

Манера ее исполнения во многом близка к традициям византийской иконописи.

В центральной части композиции показана фигура Христа, заключенная в овальный медальон. С обеих сторон от нее находятся святые. Слева и справа от Христа изображены отцы церкви. В нижнем ряду размещены фигуры праведников и грешников, ожидающих решения своей участи.

Наиболее живописно представлена зрителю группа праведников. Несмотря на то что они похожи один на другого, их образы далеки от абстрагирования. Это вполне реальные люди. В передней части композиции расположена группа добродетелей, больше похожих на древнегреческие статуи, чем на символические образы Средневековья. На полотне Энрико Скровеньи преподносит в дар добродетелям небольшую модель капеллы дель Арена. Переосмысление средневековых аллегорических образов происходит почти во всех произведениях Джотто.

‹‹ к списку статей

Джотто

Фрески джотто. между иконой и реализмом возрождения – все о живописи

Картина написана художником в период с 1304 года по 1305 год. Джотто изображает особое событие в Христианстве – Евхаристию (Причастие), момент установления Нового Завета. Из-за угрозы со стороны Первосвященства встреча была тайной. […]

Итальянский художник Джотто, в своих картинах отражал библейские сюжеты. «Сретение господне» одна из представительниц искусства Ди Бондоне. Картина была написана художником в период с 1320г. по 1325г. Изображение выполнено с высокой степенью […]

Итальянский художник Джотто-ди-Боне изобразил принесение во храм Христа. Джотто западно-европейский живописец средневековья. Художник никогда не придерживался канонам живописи того времени. Он стал первым в истории художником, который внёс в свои произведения реализм. […]

1330 г.; доска, темпера; Муниципальный музей Страсбурга. Роль Джотто ди Бондоне в становлении итальянского живописного искусства сложно переоценить. Именно благодаря ему появился совершенно новый подход к изображению пространственного измерения на картинах, они […]

Фреска “Страшный суд” великого представителя Возрождения Джотто, вот уже более 500 лет украшает стены небольшой церкви в Падуе. Церковь или капелла Скровеньи именно благодаря Джотто стала известна на весь мир, и превратилась […]

В большинстве своих работ художник Джотто очень часто выбирал такую разновидность многофигурных композиций, в которых к основному сюжету приписывается очень много сопутствующих ему же побочных эпизодов. Как может показаться при первом, поверхностном […]

«Поклонение волхвов» – одно из самых известных произведений искусства во всем мире, написанное итальянским мастером живописи и архитектором Джотто ди Бондоне в эпоху Проторенессанса. Джотто знаменит своим влиянием на все западноевропейское искусство, […]

Знаменитое изображение Мадонны, сидящей на троне, было написано во Флоренции искусным живописцем Джотто Ди Бондони. Как установили историки, работа над фреской была завершена примерно в 1310 году. Художник изготовил ее специально для […]
Совет

Художник Джотто в своей работе рассказывает о событии, которое относится к младенчеству Иисуса Христа. Ангел явился во вне его отцу Иосифу и сообщил волю Божию, о бегстве святого семейства в Египет. В […]

Фрески итальянского живописца и архитектора Джотто знаменовали своим рождением открытие совершенно иной страницы в повествовании художественной истории. До момента расцвета его творчества ваятели Италии следовали правилам средневековой и римской античной традициям рисования. […]

Благовещение и фрески Джотто – Православный журнал “Фома”

Фрески джотто. между иконой и реализмом возрождения – все о живописи

– Здравствуйте, это радио «Фома». 7 апреля – праздник Благовещения Пресвятой Богородицы. Он характерен не только для Восточной Церкви, но и для Западной, его любят не только в России, но и в Западной Европе тоже.

И в западноевропейской живописи есть масса тому подтверждений. Вот, например, в итальянском городе Падуя находится особая часовня, которую называют капелла Скровеньи, в которой можно увидеть потрясающие по красоте фрески. Вся эта часовня посвящена Пресвятой Богородице.

И она была освящена в праздник Благовещения. Расписывал эту часовню Джотто, великий мастер. Почему именно он? Кто такие Скровеньи? И почему все это связано с Благовещением – об этом попытаемся поговорить. У нас на связи по скайпу Тимофей Китнис, историк, богослов.

Здравствуйте.Часовня Скровеньи в Падуе: история создания и особенности.

– Здравствуйте!

– Насколько я знаю, часовню Скровеньи освятили в 1305 году на Благовещение. Почему именно с этим праздником все связали?

– Дело в том, что у этой истории очень интересное начало. Эта капелла посвящена одному из очень известных ростовщиков, Реджинальдо Скровеньи. Он был отец того человека, который построил капеллу, – Энрико Скровеньи. Ростовщичество было тяжким грехом. Но многие, тем не менее, им занимались.

Таковы были представления на XII, XIII, начало XIV века. Давать деньги в рост считалось очень большим грехом. И хотя люди этим занимались, они это переживали как грех. Великий Данте даже поместил Реджинальдо Скровеньи в седьмой круг ада в своей «Божественной комедии» – настолько это был известный ростовщик.

И вот его сын Энрико Скровеньи решает совершить акт покаяния. Это не случайно происходит именно в начале XIV века. Дело в том, что в 1300 году Римский папа объявляет юбилейный год. Это означает, что все те люди, которые искренне хотят покаяться, прийти ко Христу, обязательно получат прощение грехов.

Именно в этот период Энрико Скровеньи и задумал построить капеллу, которую решил посвятить Благовещению.

Фрагмент фрески Джотто “Благовещение”

-Почему именно Благовещению?

– Дело в том, что этот праздник что в западной, что в восточной традиции не зря называется началом нашего спасения. Начиная с Иринея Лионского Сама Матерь Божия называется «Новой Евой». То есть тем человеком, с которого начинается наше спасение.

Несколько позже Блаженный Иероним скажет: как от ветхозаветной Евы пришла к человечеству смерть, так от «Новой Евы», Пресвятой Богородицы, приходит к человеку спасение, воплощается Спаситель.

Вот на чем базируется сюжетная, богословская линия этой капеллы.

– И праздник Благовещения считается особым для этой капеллы. Что происходило там в этот день?

– Сам Энрико Скровеньи действительно переживал свою жизнь и жизнь своего отца как глубоко греховную. Но благодаря этому празднику, Благовещению, даже такие грешники как он и его отец могли получить спасение.

Поэтому он так особым образом этот праздник и почитал. Часовня Скровеньи была устроена именно для частного пользования, частной молитвы. Но один раз в году она была открыта для всеобщего посещения. Это было именно в праздник Благовещения.

Вот таким образом и Джотто, и Скровеньи этот праздник почтили.

– А можно вопрос, связанный с фресками, которые внутри этой часовни? Честно говоря, я там была и обратила внимание, что фресок очень много, причем огромное количество сюжетов посвящено различным эпизодам из жизни Пресвятой Богородицы. И тут возникает вопрос. Для христиан главным источником информации о тех событиях является Евангелие, Священное Писание.

Но в Священном Писании сказано о Богородице буквально несколько слов. О Ее детстве, о родителях нет никакого упоминания. Откуда у Джотто такие подробности? Например, одна фреска посвящена тому, как отца Пресвятой Богородицы изгоняют из храма. У них была бесплодная семья, а по иудейскому закону, если в семье нет детей, то Господь, значит, эту семью не благословил.

Откуда у Джотто знание о таких вещах?

– Ко времени Джотто, XIII – началу XIV века, уже была довольно сформировавшаяся традиция, Предание, которое рассказывало о детстве Пресвятой Богородицы, о Ее Рождении, о том, как Она выросла… Это Предание имело два источника. Первый – протоевангелие Иакова, которое специалисты датируют серединой II века.

Это апокрифический текст, он не был включен в канон Евангельских книг.

Но вместе с тем его использовали как источник, как Предание, освященное давней традицией, где довольно подробно рассказывалось о детстве Пресвятой Богородицы, о том, как проходило Ее воспитание и как Она жила до того момента, пока не получила от Архангела Гавриила радостную весть, что именно от Нее родится Спаситель мира.

Второй источник – так называемая «золотая легенда», которая была написана в 1260 году. Ее автор – Иаков Ворагинский. Надо сказать, что она очень пестрая, в ней очень много фантастического.

Но, тем не менее, этим текстом пользовались, в том числе, в западном искусстве – в живописи, литературе – как источником вдохновения. И там нашла свое отражение история, изложенная в протоевангелии Иакова.

Вот два этих источника и вдохновляли Джотто, когда он стал расписывать капеллу Скровеньи.

Обратите внимание

Кстати, сюжеты для капеллы выбирал один очень известный в то время богослов – Альтеградо де Катанеи, он также изображен на фресках – вместе с Энрико Скровеньи. Вообще, то, что мы наблюдаем в этой капелле, – это, можно сказать, прорыв. И в живописи, и в богословии.

– А почему прорыв? Что там такого принципиально нового, чего не было до Джотто?

– К примеру, в этой капелле возникает портретная живопись. Портрет Энрико Скровеньи – это по сути первый портрет, который нашел свое отражение в средневековой живописи.

– А как же так? Энрико Скровеньи и упомянутый богослов изображены в этой капелле среди святых людей. Есть сонм святых, Пресвятая Богородица, Архангел Гавриил… И есть два вот этих вполне себе смертных человека. Отец одного из них даже помещен Данте в седьмой круг ада. То есть папа в аду, а сын – в капелле Джотто среди святых. Как все это возможно?

– Но там есть один интересный момент. Сам Энрико Скровеньи изображен в лиловых одеждах. Лиловый – это цвет покаяния. То есть он изображен там в качестве кающегося грешника. Богослов же помогает ему.

Если сам Энрико просто дал деньги на часовню, призвал Джотто, уже известного к тому времени мастера, то богослов помогал ему преподнести этот дар Пресвятой Богородице. Именно в таком аспекте он там и был изображен.

Наверное, это отчасти его извиняет.

– Так что же там было нового?

– Да все. Джотто ужалось создать принципиально иной тип живописного мышления. Именно там рождается тип стенного панно. То есть появляется последовательное, осмысленное, четко спланированное изображение сюжетов на фресках.

Именно в капелле Скровеньи получает наиболее гармоничное развитие и другая тенденция. Надо сказать, что для средневекового искусства был присущ последовательный теоцентризм. То есть Господь – в центре всего: в центре познания, в центре мышления… И это правильно.

Но очень часто при этом личность человека как бы отодвигалась на второй план. И Джотто не зря называют отцом проторенессанса.

Он почувствовал те тенденции, которые будут характерны именно для раннего ренессанса, когда человеческая воля, человеческое участие, человеческая личность так же важны для искусства и для Бога.

Именно поэтому в творчестве Джотто, в творчестве раннего ренессанса была найдена очень удачная точка, когда божественная мысль, одухотворенность сочетается с очень ярким человеческим присутствием. Даже сами краски, которыми изображаются люди, имеют очень интересное название. С латыни оно переводится как плотские краски, телесный цвет появляется. Карнация – даже такой термин вводится в искусстве.

Кроме того, он очень много находок делал. К примеру, чтобы расширить пространство – капелла сама по себе была небольших размеров, Джотто впервые применяет так называемую иллюзорную архитектурную декорацию.

– А что это значит?

– Он таким образом расписывает и распределяет пространство, что возникает ощущение, что там – мраморный барьльеф.

– Точно! Он же там «рисует» колонны!

– Да, и за счет этого получается объемное пространство. То есть он там впервые начинает этим заниматься. То, что потом получит такое развитие у Леонардо да Винчи, Рафаэля, – все это заложено именно там, в часовне Скровеньи. И конечно, она во всех смыслах, и с точки зрения богословия тоже, – одно из ярчайших произведений средневекового искусства.

Джотто как основоположник живописи возрождения

Фрески джотто. между иконой и реализмом возрождения – все о живописи

Флорентийская школа, одна из основных художественных школ Италии.

Интенсивно развивалась с 13 по 16 вв., пройдя путь от Раннего Возрождения к кризису ренессансной культуры. Фактическим родоначальником Ф. ш. в живописи был Джотто, творчество которого выдвинуло Флоренцию в авангард искусства Проторенессанса. Творчество последователей Джотто (Таддео Гадди, Мазо ди Банко и др.) развивалось в русле поставленных им проблем. Однако к середине 14 в. во Ф. ш.

были утрачены лаконизм и ясность образов (А. Буонаюти), усилились тенденции к линеарности и плоскостности (Нардо ди Чьоне, отчасти А. Орканья). К последней трети 14 в. в Ф. ш. победило направление интернациональной готики (Аньоло Гадди, Лоренцо Монако). Гуманистическое мировосприятие стало идейной основой искусства Ф. ш. Раннего Возрождения.

Ведущую роль в сложении раннеренессансного искусства Италии сыграли такие представители Ф. ш., как архитектор Ф. Брунеллески, скульптор Донателло, живописец Мазаччо (а также архитектор Л. Б. Альберти, архитектор и скульптор Микелоццо ди Бартоломмео, скульпторы Л. Гиберти, Лука делла Роббиа, А. Росселлино, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно). Живопись Ф. ш.

Важно

кватроченто отличалась последовательностью реалистических исканий, страстной увлечённостью теорией и практикой перспективы и др. проблемами взаимосвязи искусства и эмпирические науки (Верроккьо, А. дель Кастаньо, Поллайоло, П. Уччелло); вместе с тем во флорентинской живописи 15 в. проявились реминисценции позднеготического декоративизма (Б.

Гоццоли), черты мистической созерцательности (фра Анжелико) и лирической камерности образов (фра Филиппе Липпи). В конце 15 в. во Ф. ш. сохранялись демократические традиции (Д. Гирландайо), но преобладающими стали аристократические тенденции искусства, сложившегося при дворе Лоренцо Медичи (Боттичелли, Филлиппино Липпи, Пьеро ди Козимо).

Творчество Леонардо да Винчи и Микеланджело, выйдя за пределы локальных границ Ф. ш., ознаменовало собой вершину искусства Высокого Возрождения. Стилистическая целостность искусства Ф. ш. этого периода (скульптор А. Сансовино, живописцы фра Бартоломмео, Андреа дель Сарто) нарушилась, когда Ф. ш. стала одним из центров распространения маньеризма (архитектор и живописец Дж.

Вазари, живописцы Бронзино, Я. Понтормо, Россо Фьорентинои др.). В 17 в. искусство Ф. ш., переживавшее период упадка, было представлено лишь немногими примечательными именами (живописцы К. Дольчи, Ф. Фурини).

Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone) (ок. 1266 или 1276-1337), флорентийский художник и архитектор; родился в Веспиньяно. Согласно Вазари, Джотто был учеником Чимабуэ. Об ученичестве и раннем периоде творчества художника ничего не известно.

Первое упоминание о Джотто относится к 1298; оно содержится в документе о полученной им оплате за мозаику Навичелла в старом соборе св. Петра в Риме; при перенесении из собора она, к сожалению, утратила свой первоначальный облик. Самые ранние из сохранившихся работ художника – сцены из жития св.

Франциска в верхней церкви в Ассизи (1300-1304). Однако эти фрески сильно переписаны, и многие исследователи не признают их подлинными произведениями мастера. Стиль Джотто достиг зрелости во фресках капеллы дель Арена в Падуе (1304-1306).

Капелла перекрыта коробовым сводом; на торцовой стене помещено изображение Страшного суда, а на боковых – сцены из жизни Христа и Богоматери, расположенные в три регистра.

Совет

Сдержанность и достоинство в трактовке сюжетов, пластическая моделировака объемов, четкость пространственных построений, выразительность жестов и поз, светлый праздничный колорит и внутреннее художественное единство делают эти росписи уникальными в истории монументально-декоративной живописи.

Среди других упоминающихся в документах и приписываемых Джотто фресок сохранились только росписи капеллы св. Магдалины в нижней церкви св. Франциска в Ассизи (между 1314 и 1329) и капелл Барди и Перуцци в церкви Санта Кроче во Флоренции (после 1317). Во фресках Санта Кроче, открытых в 20 в.

под слоем штукатурки, представлены сцены из жития св. Франциска, композиции которых с небольшими изменениями заимствованы из фресок в Ассизи, а также эпизоды из житий Иоанна Крестителя и Иоанна Богослова. Из алтарных образов Джотто сохранился только один – Мадонна во славе (ок. 1310, Уффици).

Джотто был человеком светским и практичным. У него было шестеро детей.

В последние годы жизни Джотто достиг вершины славы; в 1330 король неаполитанский Роберт пожаловал ему титул придворного, а в 1334 он был назначен главным архитектором Флорентийского собора.

В этом же году был заложен фундамент кампанилы, которую обычно называют кампанилой Джотто, хотя, насколько нам известно, рисунки мастера сыграли крайне незначительную роль в сооружении этой постройки. Умер Джотто во Флоренции 8 января 1337.

Колокольня Джотто во Флоренции. Одной из самых красивых итальянских кампанил является колокольня собора Санта Мариа дель Фьоре во Флоренции, известная как башня Джотто. Художник Джотто (ок.

1266-1337), автор проекта кампанилы, не дожил до завершения строительства, и она была закончена в 1387 Франческо Таленти, который внес в проект Джотто ряд изменений.

По общей композиции масс это обычная ломбардская кампанила, однако снаружи башня облицована чередующимися плитами белого и зеленого мрамора с мозаичными вставками, выполненными братьями Космати.

Обратите внимание

Проемы с готическим обрамлением изысканно вплетены в орнаментовку стен, а скульптуры, навесы и собранные в пучки мелкие крученые колонны относятся к художественным шедеврам эпохи. Благодаря сочетанию силы и изящества, простоты и богатства декора кампанила занимает одно из ведущих мест в архитектуре колоколен.

Самые известные картины Джотто :

Фрески джотто. между иконой и реализмом возрождения – все о живописи

Среди великих мастеров эпохи Возрождения особое место отводится гению Джотто ди Бондоне. Оставленное им миру гениальное художественное наследие до сих пор привлекает и восхищает знатоков живописи из всех уголков мира в музеи, где хранятся эти сокровища. В этой статье мы представим лишь некоторые картины Джотто с названиями.

Джотто – один из..

Джотто – представитель флорентийской живописной школы, шедший к этому статусу издалека, через Милан и Рим, Неаполь и Падую.

Еще до поступления во флорентийское цеховое живописное братство он успел не только выучиться художественному ремеслу, но и обзавестись учениками. Вместе с ними он поступает на обучение к Чимабуэ во Флоренции.

Вместе с учителем участвует в создании его самых известных полотен, дописывая по традиции того времени наименее значимые элементы.

Интересна бытующая легенда о начале его обучения у мастера: считается, что Чимабуэ заметил его и позвал в ученики, благодаря рисунку на скале, оставленному юным пастушком Джотто.

Постепенно в процессе обучения он овладевает уникальным мастерством универсалиста, его живописные работы становятся новаторскими, а их автор – реформатором живописи того времени, переломившим устойчивые средневековые традиции. Кроме живописи осваивает он и мастерство архитектора, которое с успехом применит в руководстве строительством флорентийского Дуомо и его колокольни.

Особенности творческого наследия

Основным направлением творчества Джотто ди Бондоне становятся фресковые росписи церквей Ассизи, Падуи и Флоренции на библейские и евангелийские сюжеты. Его новаторской кисти принадлежит идея восстановления традиции написания образов с натуры.

Активное использование аллегорий позволило живописцу говорить на такие вечные темы, как добросердечие, терпение, терпимость, взаимопонимание, коварство, предательство, любовь, преданность, смирение, кротость.

Картины художника Джотто по сравнению с полотнами современников выделялись особым драматическим накалом и психологичностью.

Новаторство Джотто

Впервые, благодаря Джотто, в культовой живописи появляется объемное изображение, пришедшее на смену плоскостному или обратной перспективе. Интересен и прием, с помощью которого мастером достигался нужный эффект – использование поэтапного обесцвечивания основного цвета.

Еще одна находка живописца – концентрация внимания зрителя на тщательности прорисовки персонажей, их колоритности за счет условности изображения фона, заднего плана картины: Джотто ди Бондоне заменяет пейзажи неким подобием холмов или архитектурных элементов.

Сюжет, начиная с произведений Джотто, перестает быть статичным, появляется повествовательность, развитие.

Кроме монументального культового наследия “отец итальянского Возрождения” создавал значимые произведения в жанре “дереянных досок”, писал станковые картины. Скульптурность и пластичность персонажей Джотто гармонично дополняется архитектурностью решения композиции и пространства. И здесь важную роль играет несомненный архитектурный талант мастера.

Санта-Мария дель Фьоре

Доминантой исторического центра Флоренции стала знаменитая колокольня главного флорентийского собора – базилики Санта-Мария дель Фьоре, расположенной на центральной площади города. Ее автором и стал маэстро Джотто, который работал над колокольней вместе с Андрео Пизано.

И хотя проект строительства кампаниллы принадлежал Арнольфо ди Кампио, сооружение получило название по имени Джотто, отвечавшего за возвдение первого яруса.

Важно

После смерти ди Камбио Джотто усовершенствовал проект, но весь свой талант направил в основном на решение оформления внутреннего пространства базилики.

Что касается фасадов кампаниллы, Джотто выполнил их в стиле всего собора, декорировав панелями из мрамора раличных цветов и красными плитами с белым контрастным рисунком.

Сюжет и описание картины Джотто ди Бондоне “Поклонение волхвов”

Это – одна из знаменитых фресок Джотто ди Бондоне. Ее сюжет взят из Евангелия, в котором сказано, что двигающиеся с Востока с торговым караваном волхвы-предсказатели увидели в небе яркую звезду и поняли: родился Мессия. Они отправились вслед за звездой.

Та привела путников в иудейский город Вифлеем и указала им путь к младенцу. Новорожденный Иисус лежал в яслях в сарайчике на окраине Вифлеема. Рядом была его мать – Мария. Волхвы принесли младенцу богатые дары.

И именно эта история была рассказана Джотто на стене капеллы Скровеньи (по другому – капеллы дель Арена) в Падуе, Италия.

Интересно, что в произведении художника каждый персонаж проработан тщательно, будто бы является единственным или главным. Даже два ослика написаны так, что являются активными действующими лицами происходящих событий.

Одна из самых известных картин Джотто ди Бондоне построена на цветовых контрастах. Особенно ярко выделяются синее небо, находящаяся в нем комета Галлея и белоснежные одежды ангела.

“Поцелуй Иуды”

Это еще одно знаменитое произведение работы Джотто. Фреска также написана для капеллы Падуи. Именно в них живописец впервые стал использовать свтотень, уйдя от средневекового цветосвечения. Фигуры его произведений приобретают объемность, а пространство – глубину.

Интересно, что свои фрески Джотто впервые стал располагать ярусами в членениях, на которые были разделены стены собора. Как и картины, их обрамляют рамы. Именно благодаря такому решению зародился в творчестве мастера новый вид живописи – монументальное панно.

В панно “Поцелуй Иуды” Джотто вновь обращается к тексту Евангелия и рассказывает историю страшного предательства одного из учеников Христа – Иуды Искариота, который выдал его страже, поцеловав в полумраке. Об этом предательстве Иисус знал заранее и дал возможность Иуде отказаться от намерения предать, сообщив о грядущем в беседе с апостолами. Но Иуда не воспользовался шансом.

Совет

Молчаливый диалог между Учителем и одним из его учеников и изображает Джотто во всей его психологической напряженности. Он противоставляет образ чистого и прекрасного ликом Иисуса предателю Иуде, почти что уроду с точки зрения изображенной внешности. По сути, живописец представляет здесь извечное противостояние в мире Добра и Зла.

Среди прочих картин этого цикла картина Джотто “Поцелуй Иуды” занимает особое место и поднимает проблемы, волнующие людей всех эпох и народов.

Джотто ди Бондоне: “Распятие”

Для капеллы дель Арена было создано и живописное панно “Распятие”. Оно выполнено в технике нанесения краски на влажную оштукатуренную поверхность, что дает крепкое сцепление красителей с поверхностью стены и делает произведение более прочным и долговечным.

На плоскости в самом центре и почти во всю ее высоту изображен крест, на котором распят Иисус Христос.

Мы почти не видим следов крови на его ладонях и стопах. Голову уже осеняет нимб святости. Он как бы отделяет фигуру от крестовой основы, и кажется, будто тело Христово вот-вот – и вознесется на Небо, где парят ангелы с лампадками в руках, будто бы освещая Иисусу путь. Вместе с тем, свет от лампад освещает и земных персонажей.

Все они тяжело переживают смерть Мессии, их лица полны скорби и надежды.

К сюжету распятия Иисуа Христа Джотто ди Бондоне за весь творческий путь обращался неоднократно. Менялись персонажи и композиция, цветовая гамма и особенности светотени, но то важное, что объединяло произведения – психологизм происходящего, чувства и переживания героев.

Знаменитые картины Джотто: “Мадонна во славе”

Другое название этой картины, написанной на дереве и хранящейся сейчас во Флоренции в галерее Уфицци – “Мадонна Оньисанти”. Оно связано с церковью, для которой создавался этот алтарный образ. Датируют картину началом XIV века.

Джотто в своей работе композиционно не стал отходить от византийских канонов.

Но его новаторство проявилось в светотеневой проработке фигур, делающих их более скульптурными и выпуклыми, а также в цветовой гамме. Живописец отошел от традиционного использования одежды культовых персонажей, в его картине они больше похоже на обычных людей. Прежде всего это достигается глубоким психологизмом персонажей. При этом сохраняется их величие.

В частности, за счет традиционного приема иерархии фигур.

Мадонна для Санта-Кроче

Одной из самых известных картин Джотто считается “Коронование Марии Христом со святыми и ангелами”.

Она написана в стиле полиптиха темперой на деревянной основе. Вытянутый по горизонтали прямоугольник условно разделен на пять частей, выполненных в форме стрельчатых готических арок, причем центральная часть самая крупная, а размеры прочих к краям уменьшаются.

Обратите внимание

В “арках” изображены ангелы, присутствующие на короновании Христом Марии, поющие и играющие на музыкальных инструментах. Над ними вверх уходят ряды святых, разделяющих торжество. Главные персонажи располагаются в центре средней “арки” и явно выделяются размерами.

Сверху между панелями, выполненными Джотто, располагаются фигурки “красных херувимов”, авторство в изображении которых приписывают другому мастеру. Резное обрамление панно также было создано гораздо позже и другим мастером.

Франциск Ассизский в творчестве Джотто

Особое место в творчестве Джотто ди Бондоне занимает образ Франциска Ассизского – основателя монашеского ордена францисканцев. История этого святого и человека настолько впечатлила Джотто, что он создал целый цикл фресковых росписей, ему посвященных.

Франциск (в миру Франческо) родился в Италии в области Умбрия в семье купца.

Имея много странностей, был причислен к сумасшедшим. Отец от него отказался. После юношеских лет, полных веселья и мотовства, юноша вдруг в корне изменил принципы своей жизни. Он стал спать на голой земле, отказался не только от роскоши, но и от элементарных вещей, делающих быт человека устроенным. Он одевался в нищенское платье и много путешествовал.

Жил милостыней и подаяниями.

В своих странствованиях он не только проповедовал христианское учение как его понимал, но и смог обзавестись подражателями и сподвижниками. Франциск создал нищенскую общину из присоединившихся к нему, с разрешения папы Иннокентия III создал монашеский орден и разработал его устав.

Во время крестовых походов отправлялся в миссионерские поездки и поддерживал миссионерское движение среди братьев ордена. Судьба не даровала ему возможности принять мученический венец от мусульман. В Иерусалиме Франциск основал еще один монастырь своего ордена, целью которого была охрана Гроба Господня.

Он читал не очень логичные, но заразительные в своей страстности и преданности вероучению проповеди, оплакивал человеческие грехи, в результате чего ослеп и со временем умер от общего истощения.

Этот трагический момент кончины и последовавшего за ней вознесения стал одним из сюжетов цикла картин Джотто для церкви Святого Франческо в Ассизи. В прочих фресках изображены сцены из жизни святого.

Наследие Джотто и формирование живописных школ

В статье невозможно перечислить все картины Джотто ди Бондоне с названиями, так как закончивший творческий и жизненный путь в 1337 году во Флоренции, художник оставил своим последователям богатое творческое наследие.

Мастера, работавшие в последствии во Флоренции, Сиене и Падуе, опирались в своем творчестве на принципы живописи, разработанные мастером, и постепенно в этих центрах искусства итальянского Возрождения сформировались крупные живописные школы.

На основе его разработок творили такие мастера Ренессанса как Микеланджело, Рафаэль, Мазаччо и даже сам Леонардо.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *