Хусепе рибера “бородатая женщина”. аллегория или портрет? – все о живописи

Рассказ о «Портрете бородатой женщины» Хусепе Риберы

Хусепе рибера “бородатая женщина”. аллегория или портрет? – все о живописи

Развернутое название картины «Портрет Магдалены Вентура с мужем [и сыном]». Известна также как «Портрет бородатой женщины», а по-испански «Magdalena Ventura con su esposo e hijo», «Mujer barbuda». Она является типичным примером интереса эпохи барокко к диковинкам и уродству.

Совет

По сути, это полотно – семейный портрет: на нем изображена бородатая женщина по имени Магдалена Вентура, родом из городка Абруцци, её муж Феличе де Амиче, а также младенец в возрасте примерно года-полутора, которого она прижимает к обнаженной груди, будто бы для кормления.

Рибера начал эту картину в 1629 году, а закончил в 1631 году. Он писал её в Неаполе, где проживал, будучи придворным художником вице-королей Неаполитанского королевства (находившегося тогда под властью Испании).

Обратите внимание

В тот момент таким вице-королем и одновременно патроном художника был Фернандо Афан де Рибера и Энрикес, 3-й герцог Алькала (Fernando Afán de Ribera y Enríquez, III Duque de Alcalá; 1570-1637).

Именно он заказал мастеру эту картину: услышав о существовании Магдалены Вентура, герцог специально поселил эту необычную женщину в своем дворце, чтобы живописец имел возможность написать это «великое чудо природы», обнаруженное во время правления вице-короля.

Заказчик портрета, аристократ эпохи барокко, был коллекционером с академическими и научными склонностями. Он принадлежал к старинному роду собирателей и меценатов, владел множеством научных и математических инструментов.

Это доказывает сохранившийся каталог 1637 года коллекции в его дворце в Севилье (325 картин, 42 бронзовых предмета, археологические находки), а также список той части его собрания, которая пошла с молотка в Генуе между 19 мая и 13 июня 1637 году после его кончины.

Из них ясно, что кроме данной картины Риберы герцог владел несколькими портретами карликов и гигантов, и также картинами с другими феноменами природы, например, трехрогим быком[1] .

ИСТОРИЯ КАРТИНЫ

После написания картина оставалась в семейной коллекции герцогов Алькала. С 1637 года картина висела в столовой герцогов Алькала в их дворце в Севилье (т. н.

«Дом Пилата» — дворец, который герцог построил, посетив Иерусалим, якобы в точности по образцу дворца Понтия Пилата, поэтому каждый год из этого дворца начинается Крестный ход). Наследником заказчика картины стала его племянница Ана Мария Луиса Энрикез де Рибера, вышедшая замуж за 7-го герцога Мединачели.

В коллекции этого рода, унаследовавшего все состояние династии Алькала, она оставалась до 1808 года. Во время наполеоновского нашествия картина была отослана в Париж для Музея Наполеона, где была выставлена. В её возвратили в 1813 году.

По 1829 год картина находилась на хранении в Королевской Академии Сан-Фернандо, где упоминается в каталогах. Коллекция в итоге была унаследована семьей герцогов Лерма и сегодня она хранится в их собрании, экспонирующемся в музее Госпиталя Таверы в Толедо.

Важно

Периодически полотно отправляется на длительные выставки в Прадо.
С картины было сделано несколько реплик и копий, в том числе рисунок Гойи (частная коллекция, США). Одна копия картины находится в Севилье, в «Доме Пилата»; также упоминаются копии во дворце Ла Гранха, в коллекции Руис де Альда (Мадрид).

Все имена, даты и обстоятельства создания «Портрета бородатой женщины» известны из длинной латинской надписи, начертанной на блоках камня в правой части картины. Она гласит[2] :

EN MAGNV[M]
NATVRA
MIRACVLVM
MAGDALENA VENTVRA EX-
OPPIDO ACVMVLI APVD
SAMNITES VVLGO, EL ABRVZZO REGNI,
NEAPOLI-TANI ANNVRVM 52 ET
QVOD INSOLENS EST CV[M]
ANNVM 37 AGERET COE
PIT PUBESCERE EOQVE
BARBA DEMISSA AC PRO-
LIXA EST VT POTIVS
ALICVIVS MAGISTRI BARBAT
ESSE VIVEATVR QVAM MV-
LIERIS QVAE TRES FILIOS
ANTE AMISERIT QVOS EX
VIRO SVO FELICI DE AMICI
QVEM ADESSE VIDES HA-
BVERAT.IOSEPHVS DERIBERA
HISPANVS CHRISTI CRVCE
INSIGNITVS SVI
TEMPORIS ALTER APELLES
IVSSV FERDINANDE IJ
DVCIS IIJ DE ALCALA
NEAPOLI PROREGIS
ADVIVVM MIRE DEPINXIT
XIIIJ KALEND. MART.
ANNO MDCXXXI

Это переводится следующим образом: «Великое чудо природы Магдалена Вентура из города Аккумоли у самнитов, в просторечии г. Абруцци, в королевстве Неаполитанском, в возрасте 52 лет.

И примечательно, что в 37 лет она начала становиться волосатой и отрастила бороду столь густую и длинную, что скорее таковую увидишь на бородатом мужчине, чем на женщине, которая родила перед этим троих детей от своего мужа, Феличе де Амичи, которого вы рядом видите.

Хусепе де Рибера, испанец, [орденом] Креста Христова награжденный, второй Апеллес своего времени, нарисовал это с натуры для Фернандо II, 3-го герцога Алькала, вице-короля Неаполя, 16 февраля года 1631».

Между описанием сюжета полотна и длинной «подписью» художника оставлен большой «пробел».

Подпись пространная, она включает не только его имя, но и гордое упоминание того, что он получил Орден Христа, а также сравнение себя с великим мастером античности Апеллесом (герцог Алькала таким образом соотносится почти что с Александром Македонским, покровителем Апеллеса, но это остаётся непроизнесённым). В середине постамента большая трещина, которая разделяет слова «POTIVS» и «ALICVIVS», создавая цезуру между описанием волос Магдалены и сравнением с «бородатым мужчиной».

Упоминание Ордена Христа, которым был награжден художник, на некоторое время внесло путаницу в датировку картины. Дело в том, что следуя указаниям Паломино в его биографии Риберы, искусствоведы считали, что награждение произошло в 1644 году, то есть на 13 лет позже даты окончания картины, указанной в подписи.

Поэтому была выдвинута версия, что либо картина на самом деле написана намного позже, и «1631 год» указан ошибочно с какой-то неустановленной целью; либо же надпись была добавлена позднее.

Согласно другому предположению, латинское выражение «Christi cruce insignitus» следовало толковать не как «Христовым крестом награждённый», а в переносном смысле, как обозначение верующим Риберой того духовного состояния, в которым он находился, создавая это полотно.

Но в середине ХХ века был обнаружен документ, из которого стало ясно, что Паломино ошибся и награждение Орденом Христа художника Риберы имело место 29 января 1626 года из рук папы Урбана VIII, за пять лет до указанной в подписи даты. Это свидетельство сгладило все противоречия[3] .

Совет

После своего создания картина обратила на себя внимание публики — так, венецианский посол Маркантонио Падованино написал на родину из Неаполя 11 февраля 1631 года (за несколько дней до окончания полотна), о том, что бородатая женщина позировала художнику во дворце вице-короля.

Он описывает свое удовольствие при виде этого прекрасно выполненного портрета: «В комнатах вице-короля был очень знаменитый художник, писавший портрет замужней женщины из Абруццо, родившей много детей, у которой было полностью заросшее лицо с бородой, длиннее, чем в ладонь.

Все её груди волосаты, и Его Превосходительство имел удовольствие продемонстрировать мне её, как необыкновенную вещь, каковой она действительно и является»[4]. Этот источник подтверждает дату, указанную на полотне.

Хотя современному зрителю этот портрет кажется весьма необычным и, пожалуй, уникальным, эта картина на самом деле принадлежит к обширной испанской традиции изображения монстров, уродцев и карликов, возникшей еще в период Возрождения — той же самой традиции, которая включает цикл шутов Веласкеса.

Не является это произведение и уникальным – до наших дней дошел еще один испанский портрет бородатой женщины, который написал сорока годами ранее фра Хуан Санчес Котан — «Портрет Бригиды дель Рио, бородачки из Пеньяранды» (Retrato de Brígida del Río, la Barbuda de Peňaranda, 1590 год, Прадо).

Хуан Санчес Котан. «Портрет Бригиды дель Рио, бородатой женщины из Пеньяранды». Прадо, 1590.
В отличие от барочной и полной живописных приёмов картины Риберы, данный портрет, написанный на 40 лет раньше, прост и несет отпечаток несколько провинциального Ренессанса.

Упоминается, что еще раньше испанский король Филипп II (1527-1598) имел портрет подобной уродливой женщины в дворце Эль Пардо, написанный нидерландцем Антонисом Мором (ок. 1520 – 1576/1578), своим придворным живописцем [5].

Возможно, речь идет о картине, ныне хранящейся в Старой Пинакотеке (Мюнхен), которая, как считается, является копией ныне утраченной[6] картины фламандца Виллема Кея (ок. 1515-1568) — «Портрета Маргреты Халсебнер из Базеля, или Женщина с двумя бородами»[7].

Таким образом, речь идет о традиции изображения, которая насчитывает около ста лет, и в период барокко находит максимально эффектное выражение в творчестве Риберы, который создал более сложное произведение, чем его предшественники.

Обратите внимание

Речь идет о появившейся в его картине психологической глубине, а также об усложнении композиции, начиная с отказа от погрудного или поколенного формата ради изображения в полный рост.

Донна Магдалина изображена в центре полотна. Она одета как кормящая женщина, дающая обнаженную грудь своему младенцу. За её плечом стоит пожилой муж. В правой части картины написаны блоки камня, на которых высечена рассмотренная нами выше надпись. Сверху на этих камнях лежит пряжа на веретене. Это символ женской доли, его задача – подчеркивать пол Магдалены, вопреки её бороде.

Современная американская исследовательница У.

Бёрд считает, что игра с атрибутами еще более глубокая — по-испански «веретено» звучит как «barva», что созвучно слову «борода» — «barba», то есть Рибера играет словами и подчеркивает гермафродитизм своей модели[8].

Прялка помещена в некий объект, который ряд исследователей считают морской ракушкой — символ гермафродитизма, хотя такая идентификация принимается не всеми (более традиционные исследователи указывают, что это просто моток шерсти).

Привлечение к изучению этого портрета специалистов из другой отрасли – медиков, позволяет разглядеть некоторые аспекты авторского замысла с нового ракурса.
Точно установить диагноз, благодаря которому у Магдалены выросла борода, не представляется возможным.

Безусловны её гирсутизм (оволосение) в связи с вирильностью (появлением мужских черт в связи с увеличением андрогенов). Но причин этому может быть много: упоминают возможность эндокринного заболевания, синдром поликистозных яичников, андроген-продуцирующую опухоль, врожденную гиперплазию надпочечников, увеличение свободных андрогенов в крови и тому подобное.

По только лишь визуальному осмотру внешности, доступному благодаря картине, врачи окончательно поставить диагноз не могут.
Из надписи известно, что борода у Магдалены Вентура начала расти, когда ей было 37 лет.

Как считается, пятнадцатью годами позже у 52-летней Магдалены и её мужа родился ребенок, которого, если толковать надпись буквально, она и держит на руках. Всего у пары было трое детей.

Важно

По некоторым предположениям, её последний ребенок не был новорожденным к моменту написания картины, но художник предпочел изобразить его младенцем, может быть, даже вручив ей для позирования чужого ребенка.

Испанский врач, изучавший эту картину, подтверждает догадки искусствоведов.

Он предполагает, что её оволосение (гирсутизм) в связи с вирильностью в 37-летнем возрасте могло быть связано с менопаузой. То есть, её последнему ребенку должно было быть как минимум 15 лет, потому что после менопаузы она не могла бы рожать.

Другой врач соглашается с тем, что вряд ли ребенок был рожден непосредственно Магдаленой, поскольку её вирильность, то есть проявление мужских черт, имеет уже крайнюю степень (например, она начала заметно, «по-мужски», лысеть со лба), что заставляет усомниться в том, что она еще способна зачать и родить[9]. Испанские искусствоведы в каталоге выставки Прадо соглашаются с тем, что ребенок вряд ли её: «Таким образом, чужой младенец становится парадоксальным атрибутом и её женственности, и её материнства наравне с её платьем, головным убором, обручальным кольцом, веретеном и прочими эмблемами домашней женской жизни»[10].

В любом случае, поскольку картина писалась три года — с 1629 по 1631, младенец, позировавший для первого сеанса, безусловно, успел подрасти. Таким образом, бесспорно, что Рибера прибег к допущению в своей работе, создав «постановочную» картину. Это вручение Магдалене «подкидыша» было необходимо Рибере, чтобы иметь повод изобразить обнаженную грудь женщины и еще раз подчеркнуть её пол, не ограничиваясь возможностями атрибутов и одной женской одежды и головного убора (как это делали его предшественники).
«Постановка» не ограничивается только этим: по указаниям врачей, оволосение должно было коснуться и груди — то есть для позирования грудь женщины, скорей всего, побрили (это совпадает со словами венецианского посла, который пишет о её волосатой груди).
Сравнение с более ранними портретами бородатых женщин, созданных нидерландцем Антонисом Мором, представителем Северного Возрождения, и Санчесом Котаном, мастером раннего барокко, основной специализацией которого являлись типичные испанские натюрморты – лаконичные и сухие бодегоны, позволяет увидеть, насколько по-новому Рибера подошел к вопросу подачи личности модели. Создать по-настоящему драматическую вещь ему помогло его любимое новшество – караваджизм.

Манера, использованная Риберой в этой картине, следует традициям типичного для его стиля тенебризма караваджистского происхождения.

Он применяет освещение, которое усиливает контраст светотени и её интенсивность, благодаря чему в картине подчеркивается напряженность повествования.

Этот свет выделяет морщины и усталость на лицах Маделины и её мужа, делая их в чём-то близкими к рембрандтовским старикам.

Обращает внимание то, что, хотя по сути, сюжет этой картины —паноптикум, цирк уродцев, подобного ощущения благодаря подаче Риберы не создается. Он изображает бородатую женщину с жалостью и внимательностью — также, как Веласкес пишет своих карликов. Он видит в ней человеческую личность. Лицо Магдалены демонстрирует горечь и удрученность.

Позади неё изображен её муж, на чьем лице также заметна усталость; он выглядит утомленным и слегка задумчивым.
Их лица, руки и одежда, а также предметы написаны с абсолютным натурализмом и тонкой передачей деталей. В результате портрет этой бородатой женщины представляет собой пример уникальной документалистики, практически в научной манере.

Совет

Не идеализируя моделей, Рибера одновременно старается передать их психологическое состояние. Испанский искусствовед Перес Санчес пишет, что художнику «удается трансформировать этот ненормальный уродливый медицинский случай в произведение искусства, которое соединяет красоту подачи темы с заставляющей задуматься загадочностью».

В начале 1986 года, в честь дарения музею «Портрета карлика» Хуана ван дер Хамена, в Прадо была организована выставка под названием «Уроды, карлики и шуты при дворе испанских Габсбургов» (Monstruos, enanos y bufones en la corte de los Austrias). На ней удалось собрать 37 картин на эту тему.

Комментируя данную выставку, художник Антонио Саура написал в своей статье, озаглавленной «Los monstruos del Prado», следующее: «Мы говорим, без сомнения, об одной из самых красивых выставок, организованных музеем; некоторые из экспонатов показывают нам как, в первый раз за всю историю, урод прекратил быть предлогом для морализаторства, и стал отражать, главным образом, человеческий характер»[11]. Эти слова о новом понимании испанскими художниками человеческого уродства, позволяющими заглянуть в страдающую душу карикатурной модели, справедливы и для данного полотна Риберы.

Морщины и следы душевных переживаний, а также симпатия, которую чувствует художник, делают этих пожилых людей не предметом для смеха, а поводом задуматься и почувствовать жалость к Магдалене. Ведь она – женщина, которая почти до сорока лет была нормальной, а потом вдруг потеряла свой пол. И теперь они вдвоем с мужем, и по сегодняшним меркам пожилые люди, а для XVII века тем более, вынуждены покинуть родной дом и семью по приказу вице-короля. Их судьба теперь – несколько лет позировать, как в стеклянной витрине, выставляя на обозрение нынешнюю ненормальность всей их семейной жизни, и показывать обнаженную грудь 52-летней женщины не только художнику, но и венецианскому послу и, возможно, многим другим посетителям.

София Пономарева

ПРИМЕЧАНИЯ:
[1] Jonathan Brown, Richard L. Kagan. The duke of Alcalá: his collection and its evolution. // The Art Bulletin, Vol. 69, No. 2 (Jun. 1987). Pp. 231-255.
[2] Цит. по: Will Fisher. The Renaissance Beard: Masculinity in Early Modern England. Renaissance Quarterly, Vol. 54, 2001.
[3] Pérez Sánchez A. E., Spinosa N. L’opera completa del Ribera. Milano, 1978. P.

100.
[4] 11. II.1631: «Nelle stanze de V. Re stava un pittore famosissimo facendo un ritrato de una donna Abruzzese maritata e madre di molti figli, la quale hala faccia totalmente virile, con più di un palmo di barba nera bellissima, ed il petto tutto peloso, si prese gusto sua Eccellenza di farmela veder, comecosa meravigliosa, et veramente e tale» (G. de Vito. 1983, p.

43).
[5] Vicente Suárez de Deza y Ávila, Esther Borrego Gutiérrez. Teatro breve. 2000, V. 2. P. 478
[6] Украдена в 1972 году из Суермондтского музея, Аахен.
[7] Ricardo Azziz, John E. Nestler, Didier Dewailly. Androgen excess disorders in women. 2006, p. 6
[8] Wendy Bird.

The bobbin & the distaff: erotic imagery and the meaning of Velazquez’s ‘Las Hilanderas’ // Apollo № 4, 2007
[9] Dr. Juan Falen Boggie. En torno a la mujer barbuda de José de Ribera // Revista Peruana de Pediatría. v.60 n.2 Lima may./agos. 2007
[10] The Spanish Portrait from El Greco to Picasso. Catalogo de exposicion. 2004. P.

340—341

[11] «Pintura española de El Greco a Picasso. El tiempo la verdad y la historia», Calvo Serraller, Francisco Gimenez, Carmen. 2006. P.364

История одного шедевра: «Бородатая женщина» Хосе де Риберы

Хусепе рибера “бородатая женщина”. аллегория или портрет? – все о живописи

Сюжет

Жизнь Магдалены Вентура шла своим чередом. Муж, трое детей, хлопоты по хозяйству. И однажды что-то произошло с ней. Сегодня мы можем назвать ее выросшую бороду следствием гормонального сбоя.

В XVII веке о подобных «шутках» природы еще не знали и воспринимали произошедшее с Магдаленой как кару или испытание свыше.

На таких и сегодня смотрят с любопытством, а несколько веков назад люди были готовы платить, только бы поглазеть на диво-дивное.

Источник: wikipedia.org

Обратите внимание

Одним из тех, кто тоже был готов платить, оказался вице-король Неаполя Фернандо Афан де Рибера и Теллес-Хирон. Увидев как-то необычную женщину на улице, он поручил придворному художнику Хосе де Рибера написать ее портрет. Картина задумывалась как шутка, развлечение, но вышло все иначе.

Три года ушло у Риберы на этот портрет. Он выписал чуть ли не все морщины на лице женщины. В глазах ее застыли слезы. Добавив в композицию младенца и мужа Магдалены, художник наполнил полотно драматичным содержанием.

Женщина выглядит большим мужчиной, чем ее супруг. И дело не в бороде. Ее поза и взгляд выглядят более устойчивыми, нежели робкая фигура мужчины, который стоит за ее спиной, как за каменной стеной.

Образ женщины заставляет задуматься, как непредсказуема природа, как тщетны попытки человека управлять ею.

«Страдания святого Андрея», 1628. Источник: wikipedia.com

Судьба художника

Хосе де Рибера родился в Испании, но большую часть жизни провел в Италии. Всячески подчеркивая свое испанское происхождение, Рибера при этом на родину не спешил, и когда позднее получил приглашение поработать в Испании, предпочел остаться в Италии.

«Кающаяся Магдалина», 1641. Источник: wikipedia.org

О ранних годах жизни художника неизвестно почти ничего: ни кем были его родители (отец был, по одним данным, сапожником, по другим, — военным), ни образование, ни время переезда в Италию. Первая дата в биографии Риберы, в которой можно не сомневаться, — год его женитьбы бы неаполитанке, 1616-й. Вероятно, до этого он 3−4 года учился у итальянских мастеров, возможно, в Парме и Риме.

В качестве сюжетов Рибера по молодости выбирал в основном подвиги первых христиан. Будучи поклонником Караваджо, художник с шокирующим натурализмом изображал страдания и следы пыток. Драматизм усиливался за счет свето-теневой работы, заимствованной опять же у Караваджо.

Хосе де Рибера за работой. Источник: britannica.com

Постепенно круг его заказчиков расширялся, включая испанский двор, римскую католическую церковь, а также частных лиц всех национальностей. Тем временем в Испании его работы активно копировались, и к 1620-м образовалась масса подражателей.

Важно

В начале 1630-х он познакомился с Веласкесом во время его визита в Неаполь. Эта встреча заставила Риберу пересмотреть свои художественные взгляды.

С того момента гамма его полотен «теплеет», натурализм сглаживается, сюжеты становятся менее драматичными. К этому же периоду относится и портрет Магдалены Вентура.

Видимо, та теплота, с которой написана эта женщина, тоже результат влияния Веласкеса.

Источники:

Encyclopedia Britannica
Museo del Prado
Fundación Casa Ducal de Medinaceli, Toledo

Фото для анонса на главной странице и лида: wikipedia.org

На лицо ужасные, добрые внутри

Хусепе рибера “бородатая женщина”. аллегория или портрет? – все о живописи

Что там Кончита Вурст с «Евровидения»! История знала немало настоящих бородатых женщин

Магдалена Вентура, её сын и муж. Художник Хусепе де Рибера. 1631 г.

Портрет небритой мамаши

В 1631 году был написан портрет Магдалены Вентуры. Эта итальянка привлекла внимание вице-короля Неаполя Фернандо II, известного собирателя диковин, владельца галереи картин с изображением трёхрогого быка, людей-карликов, великанов и т.п.

Завидев однажды на улице бородатую женщину, он тут же приказал своему придворному живописцу Хусепе де Рибера запечатлеть облик этой ничем более не примечательной жительницы города Абруцци. Чтобы угодить заказчику, художник изобразил Магдалену с младенцем на руках.

Против правды он погрешил лишь в одном: к этому времени у неё было уже трое взрослых сыновей.

На картине есть пояснительная надпись, из которой явствует: сначала Магдалена Вентура выглядела как обычная женщина, но в 37 лет у неё на подбородке пробилась борода, к 50 годам целиком обрамившая лицо.

Кстати, на картине Рибера запечатлён и муж Магдалены – синьор Феличе де Амиче.

Неунывающая Клементина

В ХIХ – начале ХХ веков бородатых женщин было в достатке. Каждый мало-мальски уважающий себя цирк имел в своей афише демонстрацию каких-нибудь необычных людей, так как это приносило немалую прибыль. Некоторые бородатые женщины приобрели поистине легендарную славу.

Клементина «Борода» Деле

Во Франции самой известной из них была Клементина Деле. Она родилась в 1865 году в маленьком городке. С 18 лет ей пришлось привыкнуть ежеутренне тщательно бриться. Девушка нрава лёгкого и весёлого, она в 20 лет без труда выскочила замуж за пекаря, что позволило ей открыть маленькое кафе.

Совет

Однажды Клементина услышала восторженный рассказ о бородатой женщине, которую за деньги показывали на рынке в Нанте. И она, предварительно заключив с рассказчиком беспроигрышный для себя спор, доказала, что переплюнуть нантское чудо ей ничего не стоит, нужно только некоторое время.

Когда её борода достигла зримых размеров, она дала своей кофейне звонкое название «Cafе de la Femme Barbe» («У бородатой женщины»). Клиентов только прибавилось. А Клементина, став местной достопримечательностью, ничуть не комплексовала: «У меня великолепная борода, кудрявая и обильная, и она раздваивается книзу», – описывала она наиболее заметную часть своего лица.

Всю жизнь эта никогда не унывающая дама предпочитала женскую одежду и даже на велосипеде ездила в юбке.

Ей не раз предлагали участие в ярмарках. Но она записала в дневнике: «У меня никогда и мысли не было быть каким-то диковинным экспонатом женского пола. Я была гораздо выше и лучше этого».

Однако в 1928 году, после смерти супруга, Клементина отправилась-таки показать себя за деньги, захватив с собой приёмную дочь. Бесплатную поездку она использовала как возможность посмотреть мир.

Умерла Клементина в 1939 году, оставив после себя трогательные записи фиолетовыми чернилами в школьной тетрадке. По завещанию, на её надгробии высекли: «Здесь лежит Клементина Деле, бородатая женщина».

Анни Джонс

Особо приближённые

Жозефина Клоуфола родилась в 1831 году в Женеве. Впервые её выставил на всеобщее обозрение родной отец. Крупнейший антрепренёр XIX века, организатор небывалых зрелищ Финеас Тейлор Барнум пригласил её в свой цирк.

Позже вместе с Жозефиной иногда выступал её сын Альберт, с малолетства покрытый густыми волосами. Известно, что в Париже и Лондоне Клоуфолу посмотрели более 800 тысяч желающих. Она была лично знакома с Наполеоном III, и он подарил ей бриллиант.

Обратите внимание

В знак благодарности Жозефина некоторое время даже придавала своей бородке форму, любимую императором.

Необычная слава вознесла до знакомства с сильными мира и Анни Джонс из Вирджинии. Она родилась в 1865 году уже с бородкой.

Огорчению родителей не было предела, пока всё тот же Барнум не предложил им выгодный трёхлетний контракт – 150 долларов в неделю.

Анни не исполнилось и года, когда Барнум стал показывать её публике, дав малышке эффектное сценическое имя Маленький Исав (библейское имя Исав означает «волосатый»).

В итоге Анни объездила весь мир и не знала недостатка в поклонниках. Первый раз она вышла замуж в 15 лет, но в 1895 году полюбила друга детства Вильяма Донована. Чувство оказалось взаимным.

Ей, обладательнице прекрасных музыкальных способностей и знатоку придворного этикета, довелось познакомиться с семьёй русского царя в Петербурге, с королём и принцессой Италии, с германским императором Вильгельмом Вторым, который даже расщедрился на подарок.

Кстати, на гастролях в России иконописцы дважды, но безуспешно, уговаривали её позировать в образе Иисуса Христа

В начале ХХ века Анни выступала в Германии, Будапеште, Голландии и Бельгии, демонстрируя не только бороду, но и двухметровую гриву волос. Её фотографии печатались на почтовых открытках. Однако успешное турне стало роковым: она простыла и в 1902 году умерла от пневмонии.

Добрая, обаятельная Юлия Пастрана к тому же знала несколько языков

Звезда советского учебника

Но самой известной в России стала Юлия (Джулия, Хулиа) Пастрана (1834–1860). Она родилась в Мексике, в горных лесах Сьерра-Мадре. Если судить по её собственным рассказам, мать была похищена враждебным племенем и оказалась в районе, кишащем дикими зверями.

Важно

Когда пропавшую обнаружили, при ней уже была четырёхлетняя девочка, похожая на гориллу – вся покрытая густыми чёрными волосами, с большими ушами и носом. Мать крестила её, записав как Хулиу Пастрану.

Девочка выросла довольно смышлёной и после смерти матери работала служанкой в семье губернатора штата Синалоа.

Однажды странную проворную работницу ростом всего 138 сантиметров увидел предприимчивый американец М. Райтс, предложивший ей новую работу – в цирке уродов. Пастрана впервые явила себя как артистка в Нью-Йорке и, быстро обретя популярность, в конце концов оказалась в Лондоне. Её новый хозяин Теодор Лент обучил её танцам и игре на музыкальных инструментах.

Вот как описывал её в это время Чарльз Дарвин: «Руки её красивы, ноги стройны, но поражало лицо! Уши у неё огромные, глаза чёрные, быстрые и в очертании длинные и узкие. Лоб низкий и сплющенный, нос широкий и совершенно без хряща, волосы на голове, бороде и бакенбардах чёрные как смоль, и вообще всё лицо покрыто ими».

Вероятно, более чем странная внешность не лишила её обаяния – Юлия получала множество предложений выйти замуж. Ведь она к тому же была добра и общительна, знала несколько языков. А к 1857 году она так разбогатела, что её хозяин Лент сам женился на ней!

В начале лета 1858 года мисс Юлия прибыла в Россию, где дала с десяток концертов, выступив, в частности, в московском саду «Эрмитаж» (билет стоил рубль с полтиной серебром).

Знаменитый юрист А.Ф. Кони описал её так: «Красиво сложенная женщина, с приятным голосом и с лицом большой мохнатой обезьяны, напоминавшей нечто среднее между гориллой и павианом».

Гораздо более резко высказался в письме к жене Фёдор Тютчев: «Так, недавно на большом собрании, бывающем два раза в неделю в парке, все могли любоваться отвратительной Юлией Пастраной, которую пригласили обедать за 200 рублей и заставили вечером гулять под руку с господами из этого элегантного общества. Есть известный хамский (canaille) стиль, который очень хорошо выделяется на золотом фоне» (21 июня 1858 г.).

Совет

Пастрана оставила и другой след в русской литературе: она упоминается в повести Льва Толстого «Поликушка», романе Всеволода Крестовского «Петербургские трущобы» и рассказе Аркадия Аверченко «На «Французской выставке за сто лет».

В 1860 году Юлия родила в России волосатого мальчика, не прожившего и трёх дней, а ещё через пять умерла и она сама. Лент обратился в Московский университет с просьбой мумифицировать обоих, чтобы продолжить турне уже с мумиями. Однако дикие экспонаты успеха не имели и вскоре были забыты. Сам же Лент навсегда осел в Петербурге и со временем попал в психиатрическую лечебницу.

Мумия Пастраны нашлась в 1921 году в Норвегии, где демонстрировалась в «Комнате ужасов». Затем хранилась в Институте судебной медицины в Осло. Недавно после настойчивых запросов Мексики норвежский сенат постановил вернуть останки знаменитости на историческую родину.

В апреле 2012 года они были захоронены в штате Синалоа. Губернатор штата в своём выступлении на церемонии подчеркнул: «Представьте, с какой агрессией и жестокостью ей пришлось столкнуться, но она преодолела их с гордостью и достоинством».

Мексиканцы завалили гроб Пастраны белыми розами.

Читатели старшего поколения, возможно, помнят портрет Юлии, который в 1950е годы приводился в советском школьном учебнике анатомии в главе «Атавизм».

Баронесса Сидония де Барчи – единственная знатная носительница бороды

Баронесса, леди и учёная дама

Единственной знатной особой с бородой была Сидония де Барчи. Она родилась в 1866 году в Будапеште. Вышла замуж за барона.

Собственно, борода у неё выросла в 19 лет, после родов, в результате которых на свет появился сынкарлик. Мужбарон решил демонстрировать свою семью публике с целью наживы.

Тем более что и сам он, человек непомерной толщины, являл собою колоритное дополнение сей картины для зевак.

Обратите внимание

После его смерти Сидония вышла замуж вторично, на этот раз за индейца, выступавшего в цирке в амплуа Тарзана. Но ей не повезло ещё больше – Тарзан обходился с ней и её сыном исключительно грубо. Сидония, измученная несчастной жизнью и многолетним диабетом, умерла в 1925 году и похоронена рядом с бароном де Барчи.

Прославилась и Джейн Барнелли, известная как леди Ольга. Если не врут источники, борода у неё выросла уже в два года. Дело было в Вилмингтоне, штат Южная Каролина.

Мать, простая женщина, наполовину ирландка, наполовину индианка, по секрету от отца продала четырёхлетнюю дочку в бродячий цирк.

Полиция в конце концов обнаружила её в берлинском приюте, но она по своей воле в 1892 году вернулась в цирк, где проработала до 1940 года – до самой своей смерти.

Имя Бетти МакГрегор, автора труда об особо одарённых детях, интересует нас прежде всего потому, что её борода росла с огромной скоростью: несчастная брилась пять раз в день.

Однажды, пропустив плановое бритьё, она была задержана в банке, так как полицейский принял её за грабителя, переодетого в дамское платье

Наконец, Бетти оставила свои старания стать образцовой женщиной и подалась в странствующий цирк, избрав себе псевдоним Стелла, то есть звезда. Она с успехом прирабатывала торговлей своими фотографиями с автографом, имеющимися даже у наших современников. Умерла она в 1973 году.

Наиболее известная бородатая женщина сегодня – Дженнифер Миллер, огнеглотательница из НьюЙорка. Гжа Миллер предпочитает мужскую одежду и совершенно справедливо борется за права людей, «не похожих на всех».

Непревзойдённая Присцилла

Присцилла в детстве и с мужем Эммиттом Бежано

Но, конечно, всем этим дамам далеко до Присциллы! Она родилась в 1911 году в ПуэртоРико. В придачу к сильному оволосению через положенное время у неё выросло два ряда зубов.

Отец малышки, видя фантастический интерес к ней не только светил науки, но и, главное, множества зевак, решил поставить прибыль на поток, обратившись к предприимчивому антрепренёру Карлу Лаутеру. Настолько предприимчивому, что отца Присциллы вскоре прибили в пьяной драке.

Важно

Лаутер усыновил сироту, дал ей образование. Присцилла складно мыслила и говорила, прелестно пела и танцевала. Но на сцену Лаутер выпускал её вместе с шимпанзе…

В конце 1930х годов Присцилле несказанно повезло. В одном из очередных представлений уродов она познакомилась с Эммиттом Бежано, который вошёл в мировую историю цирка как «мужчина с крокодильей кожей». Эммитт оказался нежным и любящим созданием, и в 1938 году пара отверженных поженилась. Через год Присцилла родила дочь, но та вскоре скончалась, не дожив и до полугода.

А Эммитт и Присцилла продолжали выступать. Их номер назывался «Самая странная супружеская чета в мире». То были настоящие артисты: не стыдясь потешать публику, заплатившую за право поглазеть на «не таких, как все», они свято оберегали от чужого вторжения свою частную жизнь. А в конце 1950х переехали во Флориду, где жили в полной любви и согласии.

Когда в 1995 году Эммитт ушёл в мир иной, Присцилла первый раз в жизни побрилась.

И – в буквальном смысле слова – тряхнула стариной: 85летняя бывшая звезда цирка приняла участие в нескольких телешоу, особенно полюбившись новому поколению исполнением песни «Долгая дорога в Типперери».

Вероятно, очень нужны были деньги. А может… может, она и в самом деле была прирождённой актрисой. И неизвестно ещё, кому в жизни повезло больше – ей или Мэрилин Монро.

Кира Толмачёва

Мир и мы

Хусепе рибера “бородатая женщина”. аллегория или портрет? – все о живописи

Начнём, пожалуй, с одного из самых необычных произведений художника Хусепе Риберы – «Портрет бородатой женщины».

Его полное название звучит как «Портрет Магдалены Вентура с мужем (и сыном)» («Magdalena Ventura con su esposo e hijo»; «Mujer barbuda»).

Эта картина, хранящаяся в Госпитале Тавера (Толедо, Испания), является типичным примером интереса эпохи барокко к диковинному и уродливому.

Совет

По сути, это полотно – семейный портрет: на нем изображена бородатая женщина по имени Магдалена Вентура, родом из городка Абруцци, её муж Феличе де Амиче, а также младенец в возрасте примерно года-полутора, которого она прижимает к обнаженной груди, будто бы для кормления.

Рибера начал эту картину в 1629 году, а закончил в 1631 году. Он писал её в Неаполе, где проживал, будучи придворным художником вице-королей Неаполитанского королевства (находившегося тогда под властью Испании).

В тот момент таким вице-королем и одновременно патроном художника был Фернандо Афан де Рибера и Энрикес, 3-й герцог Алькала (Fernando Afan de Ribera y Enriquez, III Duque de Alcala; 1570-1637).

Именно он заказал мастеру эту картину: услышав о существовании Магдалены Вентура, герцог специально поселил эту необычную женщину в своем дворце, чтобы живописец имел возможность написать это «великое чудо природы», обнаруженное во время правления вице-короля.

Ну и как вам эта семейная пара ?

Заказчик портрета, аристократ эпохи барокко, был коллекционером с академическими и научными склонностями. Он принадлежал к старинному роду собирателей и меценатов, владел множеством научных и математических инструментов.

Кроме данной картины Риберы герцог владел несколькими портретами карликов и гигантов, и также картинами с другими феноменами природы, например, трехрогим быком.

Все имена, даты и обстоятельства создания «Портрета бородатой женщины» известны из длинной латинской надписи, начертанной на блоках камня в правой части картины. Она гласит:

EN MAGNV[M] NATVRA
MIRACVLVM MAGDALENA VENTVRA EX-
OPPIDO ACVMVLI APVD
SAMNITES VVLGO, EL ABRVZZO REGNI,
NEAPOLI-TANI ANNVRVM 52 ET
QVOD INSOLENS EST CV[M]
ANNVM 37 AGERET COE
PIT PUBESCERE EOQVE
BARBA DEMISSA AC PRO-
LIXA EST VT POTIVS
ALICVIVS MAGISTRI BARBAT
ESSE VIVEATVR QVAM MV-
LIERIS QVAE TRES FILIOS
ANTE AMISERIT QVOS EX
VIRO SVO FELICI DE AMICI
QVEM ADESSE VIDES HA-
BVERAT.  IOSEPHVS DERIBERA
HISPANVS CHRISTI CRVCE
INSIGNITVS SVI
TEMPORIS ALTER APELLES
IVSSV FERDINANDE IJ
DVCIS IIJ DE ALCALA
NEAPOLI PROREGIS
ADVIVVM MIRE DEPINXIT
XIIIJ KALEND. MART.

ANNO MDCXXXI

Это переводится следующим образом: «Великое чудо природы Магдалена Вентура из города Аккумоли у самнитов, в просторечии г. Абруцци, в королевстве Неаполитанском, в возрасте 52 лет.

Обратите внимание

И примечательно, что в 37 лет она начала становиться волосатой и отрастила бороду столь густую и длинную, что скорее таковую увидишь на бородатом мужчине, чем на женщине, которая родила перед этим троих детей от своего мужа, Феличе де Амичи, которого вы рядом видите.

Хусепе де Рибера, испанец, [орденом] Креста Христова награжденный, второй Апеллес своего времени, нарисовал это с натуры для Фернандо II, 3-го герцога Алькала, вице-короля Неаполя, 16 февраля года 1631».

Совет

После своего создания картина обратила на себя внимание публики — так, венецианский посол Маркантонио Падованино написал на родину из Неаполя 11 февраля 1631 года (за несколько дней до окончания полотна), о том, что бородатая женщина позировала художнику во дворце вице-короля.

Он описывает свое удовольствие при виде этого прекрасно выполненного портрета: «В комнатах вице-короля был очень знаменитый художник, писавший портрет замужней женщины из Абруццо, родившей много детей, у которой было полностью заросшее лицо с бородой, длиннее, чем в ладонь.

Все её груди волосаты, и Его Превосходительство имел удовольствие продемонстрировать мне её, как необыкновенную вещь, каковой она действительно и является». Этот источник подтверждает дату, указанную на полотне.

Хотя современному зрителю этот портрет кажется весьма необычным и, пожалуй, уникальным, эта картина на самом деле принадлежит к обширной испанской традиции изображения монстров, уродцев и карликов, возникшей еще в период Возрождения — той же самой традиции, которая включает цикл шутов Веласкеса.

Не является это произведение и уникальным – до наших дней дошел еще один испанский портрет бородатой женщины, который написал сорока годами ранее фра Хуан Санчес Котан — «Портрет Бригиды дель Рио, бородачки из Пеньяранды» (Retrato de Brigida del Rio, la Barbuda de Penaranda, 1590 год, Прадо).

Санчес Котан, Хуан – Бригита дель Рио, бородачка из Пеньяранды. Музей Прадо, Мадрид

Но вернёмся к картине Риберы. Донна Магдалина изображена в центре полотна. Она одета как кормящая женщина, дающая обнаженную грудь своему младенцу. За её плечом стоит пожилой муж.

В правой части картины написаны блоки камня, на которых высечена рассмотренная нами выше надпись. Сверху на этих камнях лежит пряжа на веретене.

Важно

Это символ женской доли, его задача – подчеркивать пол Магдалены, вопреки её бороде. 

Современная американская исследовательница У.

Бёрд считает, что игра с атрибутами еще более глубокая — по-испански «веретено» звучит как «barva», что созвучно слову «борода» — «barba», то есть Рибера играет словами и подчеркивает гермафродитизм своей модели.

Прялка помещена в некий объект, который ряд исследователей считают морской ракушкой — символ гермафродитизма, хотя такая идентификация принимается не всеми (другие предполагают, что это просто моток шерсти).

Вот она, эта странная штуковина

Бесспорно, что Рибера прибег к допущению в своей работе, создав «постановочную» картину (ребёнок не принадлежит бородатой женщине). Это вручение Магдалене «подкидыша» было необходимо Рибере, чтобы иметь повод изобразить обнаженную грудь своей модели и еще раз подчеркнуть её пол. 

«Постановка» не ограничивается только этим: по указаниям врачей, оволосение должно было коснуться и груди — то есть для позирования грудь женщины, скорей всего, побрили (это совпадает со словами венецианского посла, который пишет о её волосатой груди). 

Обращает внимание то, что, хотя по сути, сюжет этой картины — паноптикум, цирк уродцев, подобного ощущения благодаря подаче Риберы не создается.

Он изображает бородатую женщину с жалостью и внимательностью — также, как Веласкес пишет своих карликов. Он видит в ней человеческую личность. Лицо Магдалены демонстрирует горечь и удрученность.

Позади неё изображен её муж, на чьем лице также заметна усталость; он выглядит утомленным и слегка задумчивым.

В начале 1986 года, в честь дарения музею «Портрета карлика» Хуана ван дер Хамена, в Прадо была организована выставка под названием «Уроды, карлики и шуты при дворе испанских Габсбургов» (Monstruos, enanos y bufones en la corte de los Austrias).

На ней удалось собрать 37 картин на эту тему.

Совет

Комментируя данную выставку, художник Антонио Саура написал в своей статье, озаглавленной «Los monstruos del Prado», следующее: «Мы говорим, без сомнения, об одной из самых красивых выставок, организованных музеем; некоторые из экспонатов показывают нам как, в первый раз за всю историю, урод прекратил быть предлогом для морализаторства, и стал отражать, главным образом, человеческий характер». Эти слова о новом понимании испанскими художниками человеческого уродства, позволяющими заглянуть в страдающую душу карикатурной модели, справедливы и для данного полотна Риберы.

Посмотрите на технику письма! Необыкновенная реалистичность.

Морщины и следы душевных переживаний, а также симпатия, которую чувствует художник, делают этих пожилых людей не предметом для смеха, а поводом задуматься и почувствовать жалость к Магдалене. Ведь она – женщина, которая почти до сорока лет была нормальной, а потом вдруг потеряла свой пол.

И теперь они вдвоем с мужем, и по сегодняшним меркам пожилые люди, а для XVII века тем более, вынуждены покинуть родной дом и семью по приказу вице-короля.

Их судьба теперь – несколько лет позировать, как в стеклянной витрине, выставляя на обозрение нынешнюю ненормальность всей их семейной жизни, и показывать обнаженную грудь 52-летней женщины не только художнику, но и венецианскому послу и, возможно, многим другим посетителям.

София Пономарева
2009

Хосе де Рибера

Хосе или Хусепе де Рибе́ра (исп.

José de Ribera) по прозвищу Спаньолетто (Lo Spagnoletto — «маленький испанец»); 12 января 1591, Хатива — 2 сентября 1652, Неаполь) — испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в испанском Неаполе.

Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях (в частности, в соборе св. Януария).

Натуралистичность полотен Риберы сделала его героем жутких легенд и сплетен. Многие годы он делал зарисовки во время допросов в тюрьмах, наблюдая, как ведут себя люди под пытками. В творческом наследии Риберы преобладают мифологические и религиозные темы. Его влекли античная история, события Ветхого и Нового Заветов, сцены из жизни святых. Сохранилось также несколько портретов.

(отсюда)

***

А теперь – главное. И это не борода несчастной мадам на полотне и даже не “тема сисек”, которая как обычно раскрыта не полностью. Уважаемая Вероника Ассукарейра побывала в музее, где выставлена другая картина Рибейры “Портрет философа” и описала свои ощущения. Смотрим:

Национальный дворец г. Синтра.

Это – рука философа.

Обратите внимание

Очень странно – вторая фотография этой же самой руки получилась совсем по-другому, хотя с того же самого ракурса:

Мистика какая-то.

Вот “клешня” в хорошем качестве. Полюбуйтесь на цвет, кончики пальцев и вообще на объект в целом.

 

Но самая мистика начинается, когда заглянем ему в глаза:

тут картина в очень хорошем качестве

Братцы, или лыжи сломались, или радужка у него во весь глаз и белков даже не видать. а?

Вот его чертеж:

***

А ведь у мужа бородатой женщины тоже подозрительные глазки.

А вот фрагмент картины Риберы “Пьяный Силен”:

Крайне неприятный тип, разве нет?

Все эти черноглазые граждане непременно ассоциируются с демонами из сериала “Сверхъестественное”:

Вроде бы, такие вот неприятные граждане иногда встречаются людям и в реальной жизни. Как обычно, реальных доказательств этому нет. Но ведь Хусепе Рибера нарисовал именно такого типа! И по всей видимости – не одного.

О бороде

Хусепе рибера “бородатая женщина”. аллегория или портрет? – все о живописи

ngasanova

April 8th, 2016

Известные бородачки в истории – 1 (начало)

На конкурсе «Евровидение 2014» победителем оказалась «бородатая женщина» Кончиты Вурст- 25-летней австрийского мужчины Томас Нойвирт, выступающий под псевдонимом в образе

бородатой секс-вамп.

В отечественном шоу-бизнесе довольно много своих трансвеститов – достаточно вспомнить«новых русских бабок», Верку Сердючку или же персонажей шоу «Наша Russia». Почему вдругмногие стали считать Кончиту Вурст символом морального падения Европы совершенно не понятно.

Бородатые женщины испокон веков являются привычной частью европейской карнавальной культуры– такой же, как бродячие циркачи, фокусники, шпагоглотатели и чревовещатели.

В XIX векебородатая женщина обязательно должна была присутствовать в каждом цирке — подобных дамочекбыло так много, что зрители «клевали» только на тех, кто имел какие-то дополнительные уродстваили выращивал свою бороду до совершенно невероятных размеров.

Важно

Кстати, многие из женщин-бородачек смогли подняться над уровнем циркового фрик-шоу иобеспечить себе весьма приличное место в мировой истории.

МАГДАЛЕНА ВЕНТУРА

Имя этой домохозяйки из итальянского города Абруцци прославилось в веках благодаря герцогуФернандо II, вице-королю Неаполя, который был страстным коллекционером всяких необычныхвещей.

Например, герцог обожал собирать портреты карликов и гигантов, картины мс изображениямитрехрогих быков и других феноменов природы. И вот, увидев на улице Неаполя бородатую женщину,повелел придворному художнику Хусепе де Рибера и нарисовать ее портрет. Картина была готовав 1631 году.

Помимо самой синьоры Вентура, которую художник изобразил с грудным младенцем наруках (у самой Магдалены к моменту написания картины было уже трое взрослых сыновей), накартине также можно заметить ее супруга – синьора Феличе де Амиче.

Кстати, как следует из пояснительной надписи на самой картине, до 37 лет Магдалена была самойобычной женщиной. Потом случился какой-то гормональный сбой, и к 50 годам у нее вырослагустая черная борода.

* * *

БРИГИДА ДЕЛЬ РИО

Еще одна историческая бородатая женщина, оставившая след в мировом искусстве, это Бригидадель Рио, женщина из города Пеньяранда. Нарисовал его в 1590 году художник Хуан Санчес Котан.

* * *

ДЖУЛИЯ ПАСТРАНА

Наиболее известной бородатая женщина в истории стала мексиканка Джулия Пастрана,переселившаяся в Россию, где она не знала отбоя от поклонников.Пастрана относилась к коренным жителям Мексики — индейцам, родилась предположительно в1834 году, где-то в горных лесах Сьерра-Мадре мексиканского штата Синалоа.

Она страдалагипертрихозом, то есть её лицо и тело, кроме ладоней и подошв, были полностью покрытыпрямыми чёрными жёсткими плотными волосами. Её уши и нос были необычайно большими, а зубы— неровными, что делало её похожей на гориллу. Рост её был совсем небольшим — всего 138сантиметров.

Описание её внешности и характера оставил, в частности, Чарльз Дарвин:

«Руки ее красивы, ноги стройны, но поражало лицо! Уши у нее огромные, глазачерные, быстрые и в очертании длинные и узкие.

Совет

Лоб низкий и сплющенный, носширокий и совершенно без хряща, волосы на голове, бороде и бакенбардах

черные, как смоль, и вообще, все лицо покрыто ими».

При этом Джулия не была умственно отсталой, более того, знала несколько языков, могланеплохо поддерживать разговоры на любые темы. Она замечательно танцевала и быладоброй и приветливой.Настоящая история Джулии Пастраны неизвестна. В брошюрах XIX века, сопровождавших еёвыступления, она описывается примерно следующим образом.

Индейская девушка по имениЭспиноса была в 1830 году разлучена со своим племенем: соплеменники думали, что онаутонула. Эспиноса впоследствии, когда её нашли, говорила, что она была захвачена вплен и заключена в пещеру группой враждебных индейцев в районе, полном хищных зверей,хотя этот факт никогда не был подтверждён.

Эспиносу сопровождала девочка в возрастепримерно четырёх лет, и Эспиноса утверждала, что это не её дочь, что она нашла девочкув лесу (как она оказалась там — неизвестно) и привязалась к ней.Позднее Эспиноса вышла замуж и крестила ребёнка как Джулию Пастрану. Затем Эспиноса умерла,а Джулия переехала в соседнюю деревню.

В конце концов девушка стала служанкой в семьегубернатора штата Синалоа Педро Санчеса, где работала в течение многих лет, но в апреле1854 года предпочла вернуться в родные места.По дороге домой она встретила американца М. Райтса, который в её необычной внешности сразуувидел возможность заработка, и в том же году Джулия, согласившаяся на его предложение,отправилась в США.

Её первое появление в качестве экспоната на шоу уродов состоялось вГотическом зале Нью-Йорка. Затем она оказалась в Кливленде, но уже с другим менеджером(а скорее всего — хозяином) по фамилии Бич. Там она принимала участие в торжественныхбалах и военных парадах, и якобы солдаты выстраивались в очередь, чтобы потанцевать с ней.

Затем она отправилась в Лондон, в Великобританию, с очередным менеджером — Теодором Лентом(также известный как Льюис Б. Лент), который выкупил её у прежнего хозяина.До прибытия в Лондон в газетной рекламе она описывалась как «неописуемая».Лент научил её танцевать, играть на музыкальных инструментах и взял в мировое турне подназванием «бородатые и волосатые леди».

Вскоре Джулия стала настоящей звездой, онаполучила множество предложений о браке. Тем не менее, все они были отвергнуты, так каквсе претенденты, по словам Джулии, не были достаточно богаты. Считается, что она давалаотказы под влиянием Теодора, желавшего выдать её замуж за как можно более богатого человека,которого он старался найти.

Обратите внимание

Однако к этому времени Пастрана сама заработала много денег,и на ней решился жениться сам Теодор в 1857 году.Во время гастролей в Москве, которые начались в 1859 году, Пастрана забеременела и в1860 году родила мальчика, очень похожего на неё саму, то есть также всего покрытоговолосами.

Ребёнок прожил только три дня (по другим данным — 35 часов), а Пастранаумерла в результате послеродовых осложнений пять дней спустя.Лент связался с профессором Суколовым из Московского университета, попросил мумифицироватьжену и сына и поместил после этого их мумии в стеклянный шкаф, чтобы продолжать выставки.

Скоро, однако, интерес к мумиям пропал, после чего они были переданы в странствующий музейкурьёзов.Позже он нашёл другую женщину с подобной внешностью, женился на ней и назвал её СенораПастрана, которую также выставлял на турах и представлял сестрой Джулии. Он вернулсданные в аренду странствующему музею мумии жены и сына и начал выставлять их на выставкевместе с живой женой.

В конечном счёте он поселился в Петербурге в 1880 году и попалв психиатрическую больницу. Мумии же исчезли из поля зрения общественности. Они появилисьв Норвегии в 1921 году у некоего господина Лунда, который демонстрировал их в своей«Комнате ужасов».

В 1943 году, во время оккупации Норвегии войсками Третьего Рейха, нацистыпостановили уничтожить коллекцию Лунда, но он сумел убедить их, что демонстрирование«женщины-обезьяны» сможет принести в казну Рейха хорошие деньги, и в итоге мумии Джулиии её сына демонстрировались публично в оккупированной Норвегии.Мумии были выставлены до 1970-х годов, когда начались многочисленные протесты противправительства в связи с предполагаемым туром с мумиями по США, и они были выведены изполя зрения общественности. Мумия Джулии хранилась в Институте судебной медицины в Ослодо тех пор, пока сенат Норвегии не рекомендовал похоронить её. В итоге Джулию Пастранупохоронили в Мексике спустя 150 лет после её смерти.

* * *

АННИ ДЖОНС

Маленькая Анни родилась уже с довольно длинными волосами на лице, что очень беспокоило исмущало её родителей. Но их отношение к особенностям дочери быстро переменилось, когдачерез 9 месяцев после рождения девочки к ним приехал господин Барнум, – известный шоумени собиратель человеческих редкостей.

Он предложил родителям Анни баснословную по темвременам сумму 150 долларов в неделю за право показывать Анни в своём цирке.

Надо лиговорить, что родители тут же согласились?Во время путешествий по миру Анни не раз представляли венценосным особам: так, еёпредставили царской семье во время гастролей в Санкт-Петербурге, в Италии онавстречалась с королём и принцессой,а германский император Вильгельм II даже сделал ей подарок.Молодая Анни не знала недостатка в поклонниках. Она была дважды замужем.

Важно

Первый – заРичардом Эллиотом, антрепренёром. Она вышла за него замуж в возрасте 15 лет и ради этогобрака подделала свои документы. Однако в 1895 году она развелась для того, чтобы выйтизамуж за своего друга детства,- Вильяма Донована. Но во время тура по Европе 1898-1899 гг.Вильям неожиданно умер.

Анни, совершенно потерянная после утраты любимого мужчины, всё же продолжила путешествие сцирком. 1900 год она провела в Германии, а в 1901 выступала в Будапеште, Голландии иБельгии. Во время этого путешествия она сильно простудилась, врач поставил диагноз”туберкулёз” и в 1902 году Анни умерла.Анни Джонс была настоящей поп-звездой своего времени – с ее портретами выпускались дажепочтовые открытки.

* * *

КЛЕМЕНТИНА ДЕЛЕЙТ

Клементина Клатте (такова ее девичья фамилия) родилась в 1865 году в небольшой деревушке впровинции Лотарингия, что на востоке Франции. В своих мемуарах она рассказывает, что волосына лице у нее начали расти в период полового созревания. «Когда у меня появилась борода? –писала она. – Я не знаю. Могу только заверить вас, что уже в 18 лет я стала подбриватьмои усики на верхней губе».В 1885 году она вышла замуж за местного пекаря, сменив фамилию на Делейт, и открыласобственное кафе в селе Таон-ле-Вогеза.Долгое время Клементина добросовестно брила свою бороду, пока однажды она не побывала наярмарке и не поразилось тому, как много людей идет поглазеть на бородатую женщину.И для успеха своего заведения Клементина решила больше не бриться.”Успех не заставил себя ждать, – пишет она в своих воспоминаниях. – Все посетители были безума от меня». Она быстро переименовала свое кафе в «Кафе Бородатой женщины».”У меня был великолепная борода, – пишет мадам Делейт, – вьющиеся и густые волосы, которыея обожаю расчесывать каждый день».Клементина стала первой женщиной в истории, ставшей полноправным членом “мужского”велосипедного клуба Thaonnais.Владелица знаменитого “Кафе у бородатой женщины” скончалась в 1939 году, в день, когдаАдольф Гитлер праздновал свой юбилей. И, как отмечали остряки, французские газеты уделилиравное внимание этим двум событиям.Продолжение следует…

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *