Иероним босх “сад земных наслаждений”: главные монстры картины – все о живописи

Презентация по МХК: «”Сад земных наслаждений” Иеронима Босха». Работа ученицы 10а класса Александры Смирновой

Иероним босх “сад земных наслаждений”: главные монстры картины – все о живописи

Инфоурок › ИЗО, МХК ›Презентации›Презентация по МХК: «”Сад земных наслаждений” Иеронима Босха». Работа ученицы 10а класса Александры Смирновой

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха Работу выполнила Смирнова Александра, 10 «А» класс гимназии № 405 Преподаватель: Дудкина Н.В. Санкт-Петербург, 2011
2 слайд Описание слайда:

Иероним Босх Настоящее имя Иеронимус Ван Акен. Псевдоним “Босх” происходит от сокращенного названия родного города мастера – Гертогенбос, в то время числившегося среди крупнейших городов Брабантского герцогства. Потомственный художник … но ни одной работы художников этой династии неизвестно. Предположительно Босх прожил около 65 лет (около 1450 – 1516). Также есть предположение, что творческую независимость ему обеспечила выгодная женитьба.
3 слайд Описание слайда:

Ныне Босх считается автором примерно 30 произведений из тех, что дошли до наших дней. Вот собственно и все. Отсутствие подлинной биографии неизменно возбуждает аппетит сочинителей. Одни называют его сюрреалистом из Средневековья. Почитают человеком первым, без помощи теории Фрейда, оценившим значение образов подсознания. Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, не сотканы из зыбкой ткани сновидений. Его кошмары реальны. Особой популярностью пользуется версия, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов, колдунов той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком, членом Братства Девы Марии. И. Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент
4 слайд Описание слайда: Обратите внимание

Главная тема творчества Босха – борьба Добра со Злом за душу слабого и грешного человека. Его произведения вызывают смятение в умах и по сей день. В них многофигурные религиозные и аллегорические композиции, полные алхимических и астрономических символов. Картины Босха сочетают гротеск, иронию, фольклорно-сатирические и нравоучительные мотивы. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял символы в ином или противоположном значении, изобретал свои собственные. Босх был и остаётся очень трудным художником, даже сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку его сюжетов и образов. И. Босх. Слушаюший лес и смотрящее поле
5 слайд Описание слайда:

Триптих «Сад земных наслаждений» Этот триптих самый крупный (2.1х3.9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Он был создан в 1503 году, и в нём своеобразное видение мира Босхом отразилось в полной мере. Название картине дано уже в современности, но во второй половине XVI века её называли «Многообразие мира». В это время картина была в собственности короля Филиппа II. В XVII веке картину называли «Тщеславие и слава». Левая часть триптиха – это Рай. Центральная – это собственно и есть «Сад земных наслаждений». Правая сторона – это Ад.
6 слайд
7 слайд Описание слайда:

Рай Левая часть изображает сцену «Сотворения Евы». Сам рай блестит и переливается яркими красками. Он заполнен разнообразными животными и выглядит нереально, фантастически. На фоне этого Босх изображает Адама, увидевшего Еву. Но на светлую и радостную картину Рая отбрасывают тень несколько моментов: пожирание львом оленя (1), преследование диким вепрем какого-то животного (2). 1 2
8 слайд Описание слайда:

Над всем этим возвышается источник Жизни – гибрид скалы и растения. На самом верху её – едва заметный месяц, но уже изнутри выглядывает вестник несчастья – сова.
9 слайд Описание слайда:

Сад земных наслаждений Это центральная часть триптиха, на которой изображен грандиозный ландшафт с множеством обнажённых мужских и женских фигур. С человеческими фигурами смешались всевозможные звери неестественных пропорций, огромные фрукты и цветы, птицы, рыбы, бабочки.
10 слайд Описание слайда:

В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев. На фоне такого пейзажа, казалось бы, ничто не может быть целомудреннее любовных игр пар, но не всё так просто. Сонники того времени приоткрывают истинное значение этих наслаждений. Вишни, клубника, земляника и виноград символизируют греховную сексуальность; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.

11 слайд Описание слайда:

В нижней части картины человек обнимает огромную земляничину. На самом деле земляника является в западноевропейском искусстве символом чистоты и девственности. Сцена с виноградом – это причастие. Вишня в клюве пеликана (любовь к ближнему), которой он дразнит людей – это чувственность.
12 слайд Описание слайда:

Художник зачастую христианским символам придаёт конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план. В башне Прелюбодеяния среди рогов спят обманутые мужья. Сфера и стеклянный купол укрывают трёх грешников – это символизирует голландскую пословицу – «Счастье и стекло – как они недолговечны!» Также это символизирует еретическую природу греха и опасность, которую он приносит в мир.
13 слайд Описание слайда:

Ад Последняя створка триптиха – Ад – мрачная, тёмная, тревожная. Она идёт в резком контрасте по цветовой и эмоциональной гамме с двумя другими частями. В центре Ада находится сатана – он своеобразный гид. Его ноги – это два полых дерева, опирающиеся на две лодки, тело – яичная скорлупа. На шляпе сатаны то ли ведьмы, то ли демоны прогуливаются и танцуют с грешными душами.
14 слайд Описание слайда: Важно

Или же они водят вокруг волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе.
15 слайд Описание слайда:

Вокруг властителя Ада происходит наказание грешников. Наказание обжор и чревоугодников
16 слайд Описание слайда:

Третья створка триптиха представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля стала Адом, а то, что раньше было орудием греха, превратилось в наказание. Химеры, изображённые на картине, обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений. Заяц в христианстве был символом бессмертной души. На картине он играет на рожке и опускает грешника головой и адский костёр.
17 слайд Описание слайда:

Гигантские уши служат предвестником несчастья. Огромный ключ, прикреплённый к древку монахом символизирует стремление последнего к браку, запрещённому монахам.
18 слайд Описание слайда:

В отдалении сидит человек, черты которого напоминают самого Иеронима. Если смотреть на картину с этой точки зрения, то можно предположить, что весь этот ужас, все эти муки и агонии происходят в душе создателя. Некоторые искусствоведы придерживаются именно этой точки зрения, например Ш. де Тольнай. Однако Босх был набожным человеком, и его стоит искать на стороне Света, недаром он принадлежал к Братству Богородицы. Внутри сатаны находится таверна, над которой развевается флаг с всё той же волынкой.
19 слайд Описание слайда:

Нам не понять всех действий персонажей картин Босха, но для его современников они были наполнены глубоким символизмом. Его картину часто устрашают сочетанием человеческого и звериного и одновременно забавляют. Его образы – кошмарные, отвратительные и ужасные, похожие на образы Апокалипсиса, и в то же время забавные. При всём множестве толкований «Сада земных наслаждений» ни одно из них не может полностью охватить смысл этой картины.
20 слайд
21 слайд
22 слайд Описание слайда:

Иероним Босх – Сад земных наслаждений – интерактивное полотно

Иероним босх “сад земных наслаждений”: главные монстры картины – все о живописи

Иероним Босх – Сад земных наслаждений – интерактивное полотно[янв. 25, 2017|06:53 pm]
Kartazon Dream
Какой точный, нарочитый, безжалостный штрих… Босх не рисует, он разрезает твой ум скальпелем своей кисти.Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение. Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей. Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно. Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти. Центральная часть, полагает Харрис, — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном. Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.1 Христос. Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального. Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых — первая женщина.2 Кошка с мышью. Зверек, попавший в зубы к хищнику, — намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.3 Сова. Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, — это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.4 Фонтан духовной смерти. Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера — символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.5 Люди. Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, — отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.6 Жемчужина. В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.7 Музыкальные инструменты. Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди — пленники материального мира.Музыка из “Сада земных наслаждений” Босха (нотная запись с задницы грешника, придавленного большой мандолиной)8 Клубника. Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов — все они означают земные соблазны.9 Хоровод всадников. Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.10 Древо смерти. Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, — высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.10 символов, зашифрованных в картине «Сад земных наслаждений»п.с.«Босх пережил одну из худших из описанных эпидемий [эрготизма] в Европе, — пишет Диксон. — А эрголиновые алкалоиды — мощные галлюциногены»

10 неизвестных: монстры, лестницы, воронки и ключи Иеронима Босха

Иероним босх “сад земных наслаждений”: главные монстры картины – все о живописи

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.

ru запустила новую рубрику “10 неизвестных”, в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

Иероним Босх, Алтарь “Сад земных наслаждений”, 1504–1505

9 августа исполняется 500 лет со дня смерти величайшего художника Северного Возрождения Иеронима Босха, чьи фантастические герои до сих пор оставляют искусствоведам больше загадок, чем ответов.

Иероним Босх “Святые отшельники”, триптих, 1505

Иероним Босх “Святые отшельники”, триптих, 1505

Совет

О Босхе на сегодняшний день мы знаем не так много. Этот художник родился в городе Хертогенбос, который расположен в Северной Фландрии.

Сегодня там открыт крупнейший центр по изучению творчества великого живописца с копиями всех его произведений, но даже здесь, на родине мастера, исследователи затрудняются дать однозначный ответ на вопрос – откуда на картинах XVI века могли появиться все эти монстры.

Иероним Босх Иероним Босх, Алтарь “Сад земных наслаждений”, внешние створки, 1504–1505

Иероним Босх, Алтарь “Сад земных наслаждений”, внешние створки, 1504–1505

Судя по всему, Босх прославился еще при жизни, но величайшим мастером Северного Возрождения его стали считать не так давно. Конечно, большой вклад в эту популярность внесли художники XX века – футуристы, кубисты и сюрреалисты, для которых творчество Босха стало буквально источником вдохновения. Авангардисты считали Босха если не своим предтечей, то единомышленником уж точно.

Иероним Босх “Ecce Homo”, 1485

Иероним Босх “Ecce Homo”, 1485

О происхождении Босха практически мы практически ничего не знаем. Скорее всего, его отец и дед были художниками и даже могли содержать собственную мастерскую, выполнявшую различные заказы на религиозные образы для церквей или частного использования.

Иероним Босх “Распятие Христа”, 1480–1485

Иероним Босх “Распятие Христа”, 1480–1485

Возможно, Босх учился именно у своего отца Антония ван Акена. Псевдоним Босх, произошедший от сокращенного названия города Хертогенбоса, впервые упоминается в документах 1480 года. Этот псведоним Иероним и перенял у отца.

Иероним Босх “Святой Иоанн на Патмосе”, 1505

Иероним Босх “Святой Иоанн на Патмосе”, 1505

Так как до Босха в живописи ни у одного другого художника подобные образы не встречаются, то скорее всего, Босх заимствовал эти идеи не в отцовской в мастерской.

Нужно понимать, что набожное религиозное общество северных европейских стран считало образы, созданные Иеронимом Босхом “чертовщиной”.

Но на самом деле, в них был заложен куда более глубокий смысл, чем желание спровоцировать прихожан в церкви к конфликту на религиозной почве или заработать себе дурную славу.

Иероним Босх “Извлечение камней глупости”, 1480

Иероним Босх “Извлечение камней глупости”, 1480

Обратите внимание

Подтверждения тому мы находим во множестве свидетельств, оставленных современниками.

Доминик Лампсоний в 1572 году писал, что “инфернальный” характер образов Босха стал результатов духовного прозрения: “С таким мастерством твоя правая рука раскрывает Всё, что содержится в таинственных недрах Ада, Что я верю, что глубины жадного Плутона открылись тебе, И далёкие области Ада были тебе показаны”.

Иероним Босх “Молитва святого Иеронима”, 1505

Иероним Босх “Молитва святого Иеронима”, 1505

Искусствоведы уже несколько десятилетий исследуют произведения Босха, чтобы составить универсальный словарь образов и их трактовок.

Так они пришли к выводу, что лестница может служить символом пути к познанию в алхимии или полового акта, перевернутая воронка является атрибутом мошенничества или ложной мудрости, а ключ оказывается прообразом познания или полового органа. Но это не значит, что образы Босха действительно универсальны.

Иероним Босх “Страшный суд”, центральная часть триптиха, 1504

Иероним Босх “Страшный суд”, центральная часть триптиха, 1504

Скорее всего, помимо религиозных источников и религиозной философии, Босх черпал вдохновение из нидерландского фольклора, преданий и пословиц.

Иероним Босх “Мученичество святой Либераты”, 1500–1503

Иероним Босх “Мученичество святой Либераты”, 1500-1503

Стиль Иеронима Босха уникален и не имеет аналогий ни в нидерландской, ни в какой либо другой современной художнику живописной традиции.

По всей видимости, у него не было учеников и последователей, и вокруг его творчества не сложилось какой-то стилистической школы.

Все это, безусловно, усложняет интерпретацию: будь у художника хоть один ученик, его творчество при сопоставлении с картинами Босха, могло бы пролить свет на значения загадочных символов.

Иероним Бос, “Воз сена”, центральная часть алтаря, 1500-1502

Иероним Бос, “Воз сена”, центральная часть алтаря, 1500-1502

Наверное, искусствоведы, медиевисты и философы, никогда не разгадают всех загадок, оставленных Босхом, но, по крайней мере, мы должны быть благодарны им за то, что во многих музеях мира шедевры, вышедшие из-под кисти этого художника, бережно охраняются и доступны самой широкой аудитории.

Сюжет: 10 неизвестных: шедевры московских музеев

Картина Сад земных наслаждений (триптих Босха)

Иероним босх “сад земных наслаждений”: главные монстры картины – все о живописи

«Сад земных наслаждений» — самый узнаваемый триптих Иеронима Босха, получивший своё заглавие по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria.

Оригинальное заглавие этой работы Босха доподлинно непонятно. «Садом земных наслаждений» триптих окрестили исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодня истолкований картины не признано единственно верным.

Большая часть теорий о значении картины развиты в XX веке.

Содержание

1 Введение
2 Центральная часть
3 Левая створка
4 Правая створка («Музыкальный Ад»)
5 Наружные створки
6 Литература
7 Ссылки

§Введение

Конкретно эту работу Босха, в особенности куски центральной картины, обычно приводят в качестве иллюстраций, конкретно тут уникальное творческое воображение художника проявляет себя полностью. Непреходящее очарование триптиха состоит в том, как живописец выражает главную идею через огромное количество деталей.

На левой створке триптиха изображён Бог, представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном и мирном Раю.

В центральной части ряд сцен, по-разному трактовавшихся, изображает настоящий сад удовольствий, где с райским спокойствием движутся таинственные фигуры.

В правой створке запечатлены самые жуткие и тревожные образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток и чудовища, порождённые его фантазией.

Важно

Картина переполнена прозрачными фигурами, умопомрачительными сооружениями, монстрами, обретшими плоть галлюцинациями, адскими карикатурами действительности, на которую он глядит испытующим, очень острым взором.

Некие учёные желали созидать в триптихе изображение жизни человека через призму её тщеты и образы земной любви, другие — торжество сладострастия.

Но простодушие и некая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигуры, также благорасположенное отношение к этому произведению со стороны церковных властей принуждают колебаться, что содержанием его могло быть прославление телесных удовольствий.

Сад земных удовольствий — это изображение Рая, где упразднён естественный порядок вещей и полновластно царствуют хаос и сладострастие, уводя людей от пути спасения.

Этот триптих нидерландского мастера является самым лирическим и таинственным его произведением: в сделанной им символической панораме христианские аллегории смешиваются с алхимическими и эзотерическими знаками, что породило самые экстравагантные догадки касательно религиозной ортодоксальности художника и его сексапильных склонностей.

Федерико Дзери

§Центральная часть

На 1-ый взор центральная часть представляет чуть ли не единственную в творчестве Босха идиллию.

Пространное место сада заполнено обнажёнными мужиками и дамами, которые лакомятся великанскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — сначала — открыто и нескромно предаются любовным развлечениям во всём их многообразии.

Наездники длинноватой вереницей, как на карусели, движутся вокруг озера, где купаются обнажённые девицы; несколько фигур с чуть видными крыльями парят в поднебесье.

Совет

Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть больших алтарных образов Босха, и беззаботное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, умеренно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, броским, насыщенным колоритом.

На фоне травки и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледноватые тела жителей сада, кажущиеся ещё белоснежнее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, расставленными в этой массе. Сзади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и зданий, окружающих озеро на заднем плане, на горизонте показывается плавная линия равномерно тающих бугров. Маленькие фигуры людей и фантастически большие, необычные растения кажутся настолько же невинными, как узоры средневекового орнамента, вдохновившего художника.

Основная цель художника — показать тлетворные последствия чувственных наслаждений и их эфемерный нрав: алоэ впивается в оголенную плоть, коралл крепко захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в собственных пленников.

В башне Прелюбодеяния, чьи оранжево-желтые стенки сверкают подобно кристаллу, обманутые супруги дремлют посреди рогов.

Стеклянная сфера, в какой предаются ласкам хахали, и стеклянный колокол, укрывающий 3-х грешников, иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло — как они недолговечны»

Шарль де Тольнай

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и животные умиротворенно существовали плечо о плечо, без мельчайшего усилия получая плоды, которые в обилии даровала им земля. Но не стоит считать, что масса обнажённых любовников должна была по плану Босха стать апофеозом непорочной сексапильности.

Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились в конце концов принимать как естественную часть людского бытия, был почаще подтверждением того, что человек утратил свою ангельскую природу и низковато пал. В наилучшем случае на совокупление смотрели как на неминуемое зло, в худшем — как на смертный грех.

Вероятнее всего, для Босха сад земных удовольствий — мир, растленный любострастием.

Обратите внимание

Босх полностью верен библейским текстам в других собственных работах, мы с уверенностью можем представить, что центральная панель также базирована на библейских мотивах. Такие тексты вправду можно отыскать в Библии.

До Босха ни один живописец не осмелился вдохновиться ими, и на другими словами весомая причина.

Тем паче, что они расползаются с принятыми правилами библейской иконографии, где может быть только описание уже происшедшего либо того, что произойдет в дальнейшем согласно Откровению.

Ханс Бельтинг

§Левая створка

Левая створка изображает последние три денька сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет 10-ки живых созданий, посреди которых можно узреть жирафа, слона и сказочных животных наподобие единорога.

В центре композиции подымается Источник Жизни — высочайшее, тонкое, розовое сооружение, далённо напоминающее готический табернакль, увенчанный причудливой резьбой.

Сверкающие в тине драгоценные камешки, так же как фантастические животные, возможно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского. Было народное и довольно распространённое поверье о том, что конкретно в Индии находится утраченный человеком Эдем.

На фронтальном плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображена не сцена искушения либо изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена»), а их соединение Богом.

Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только-только очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот глядит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения.

Сам Бог еще молодее, чем на иных картинах, он предстаёт в виде Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.

§Правая створка («Музыкальный Ад»)

Правая створка получила своё заглавие из-за изображений инструментов, использованных тут самым странноватым образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты нотки мелодии. Её исполняет хор окаянных душ во главе с регентом — монстром с рыбьей рожой.

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная реальность. Это самое стршное видение Ада: дома тут не просто пылают, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багровой, как кровь.

На фронтальном плане зайчик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых любимых мотивов Босха, но тут кровь из вспоротого животика не течёт, а хлещет, как будто под действием порохового заряда.

Важно

Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты обычные связи, некогда существовавшие в мире, а самые обыденные и безопасные предметы ежедневной жизни, разрастаясь до страшенных размеров, преобразуются в орудия пытки.

Их можно сопоставить с великанскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

Литературным источником босховского Ада музыкантов считается сочинение «Видение Тундала» (см. ссылку понизу), изданное в Хертогенбосе в 1484 г., тщательно описывающее магическое посещение создателем Рая и Ада, откуда, видимо происходит образ покрытого льдом пруда, по которому грешники обязаны постоянно скользить на шатких санках либо коньках.

На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на большущем коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник.

Эти образы навеяны древней нидерландской поговоркой, смысл которой идентичен с нашим выражением «по узкому льду».

Чуток выше изображены люди, как мошкара слетающиеся на свет фонаря; на обратной стороне «обречённый нескончаемой погибели» висит в «ушке» дверного ключа.

Дьявольский механизм — вычлененный из тела орган слуха — составлен из пары проткнутых стрелой великанских ушей с длинноватым лезвием в центре. Существует несколько вариантов толкования этого умопомрачительного мотива: по воззрению одних, это намёк на людскую глухоту к словам Евангелия «имеющий уши да услышит».

Выгравированная на лезвии буковка «М» обозначает или клеймо оружейника либо инициал живописца, по любым причинам особо противного художнику (может быть, Яна Мостарта), или — слово «Mundus» («Мир»), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, или имя Антихриста, которое, в согласовании со средневековыми предсказаниями, будет начинаться с этой буковкы.

Странноватое существо с птичьей головой и огромным полупрозрачным пузырём поглощает грешников и потом низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму. Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора — безостановочно извергать съеденные сладости.

Совет

Мотив беса либо беса, сидячего на высочайшем стуле, взят из текста «Видение Тундала», У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую даму с жабой на груди обымает чёрный бес с ослиными ушами.

Лицо дамы отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного беса, — таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.

§Наружные створки

Наружные створки

Смотря на гризайлевые изображения с наружной стороны, зритель ещё не ведает, какое буйство цвета и образов прячется снутри. В нахмуренных тонах изображён Мир на 3-ий денек после того, как Бог сотворил его из величавой пустоты.

Земля уже покрыта зеленью, окружена водами, освещена солнцем, но на ней ещё нельзя повстречать ни людей, ни животных. Надпись на левой створке говорит: «Он произнес, и сделалось»(Псалтирь 32:9), на правой — «Он повелел, и явилось»(Псалтирь 148:5).

§Литература

Баттилотти, Д. Босх. М., 2000
Бозинг, В. Иероним Босх: Меж Адом и Раем. М., 2001
Дзери, Ф. Босх. Сад земных удовольствий. М., 2004
Зорилья, Х. Босх. Aldeasa, 2001
Игумнова, Е. Босх. М., 2005
Коплстоун, Т. Хиеронимус Босх. Жизнь и творчество. М., 1998
Мандер, К ван. Книжка о художниках.

М., 2007
Марейниссен, Р. Х., Рейфеларе, П. Иероним Босх: художественное наследство. М., 1998
Мартин, Г. Босх. М., 1992
Никулин, Н. Н. Золотой век нидерландской живописи. XV век. М., 1999
Тольнай, Ш. Босх. М., 1992
Фомин, Г. И. Иероним Босх. М., 1974. 160с. Belting, Hans.

Hieronymus Bosch: Garden of Earthly Delights. Munich, 2005
Dixon, Laurinda. Bosch A&I (Art & Ideas). NY, 2003
Gibson, Walter S. Hieronymus Bosch. New York; Toronto: Oxford univ. press, 1972
Harris, Lynda. The Secret Heresy of Hieronymus Bosch. Edinburgh, 1996
Snyder, James.

Bosch in perspective. New Jersey, 1973.

§

10 символов, зашифрованных в знаменитой картине “Сад земных наслаждений”

Иероним босх “сад земных наслаждений”: главные монстры картины – все о живописи

30.09.2017, 13:00

 (2)
wikipedia

Самый загадочный художник Северного Возрождения, возможно, всю жизнь держал фигу в кармане: в картинах благоверного католика зашифрованы убеждения тайного еретика. Догадайся об этом современники, Босха наверняка отправили бы на костер. Портал “Вокруг Света” предлагает разгадать все загадки.

Картина “Сад земных наслаждений”Дерево, масло. 220 х 389 смГоды создания: 1490–1500 или 1500–1510

Хранится в музее Прадо в Мадриде

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины “Иеронимус Босх”, считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.

Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей.

Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно.

Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха “Сад земных наслаждений” Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти.

Обратите внимание

Центральная часть, полагает Харрис, — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном.

Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.

1 Христос.

Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального.

Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых — первая женщина.

2 Кошка с мышью.

Вокруг Света

Зверек, попавший в зубы к хищнику, — намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.

3 Сова.

Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, — это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

4 Фонтан духовной смерти.

Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия. Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера — символ мира. Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.

5 Люди.

Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, — отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету “сад любви”. Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном “раю” в ожидании новых воплощений.

6 Жемчужина.

Вокруг Света

В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.

7 Музыкальные инструменты.

Важно

Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение “телесная музыка” было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди — пленники материального мира.

8 Клубника.

Искусствовед Елена Игумнова отмечает, что во времена Босха эта ягода считалась манящим плодом без настоящего вкуса и символизировала иллюзорные удовольствия. На картине множество и других ягод и плодов — все они означают земные соблазны.

9 Хоровод всадников.

Вокруг Света

Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.

10 Древо смерти.

Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, — высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Иероним Босх «Сад земных наслаждений»

Иероним босх “сад земных наслаждений”: главные монстры картины – все о живописи

В этом году исполняется 500 лет со дня смерти Иеронима Босха – одного из самых интересных и в то же время самых загадочных художников во всей истории мирового искусства.

Сад земных наслаждений» — самый известный триптих Иеронима Босха, получивший своё название по теме центральной части, посвящён греху сладострастия — Luxuria. Едва ли триптих мог находиться в церкви в качестве алтаря, однако все три картины, в общем, согласуются с другими триптихами Босха. Возможно, он выполнил эту работу для какой-то небольшой секты, исповедовавшей «свободную любовь».

ИЗОБРАЖЕНИЯ НА СТВОРКАХ, ЗА КОТОРЫМИ НАХОДЯТСЯ ОСНОВНЫЕ МОТИВЫ ТРИПТИХА

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ТРИПТИХА

На первый взгляд центральная часть представляет едва ли не единственную в творчестве Босха идиллию.

Обширное пространство сада заполнено обнажёнными мужчинами и женщинами, которые лакомятся исполинскими ягодами и плодами, играют с птицами и животными, плещутся в воде и — прежде всего — окрыто и бесстыдно предаются любовным утехам во всём их разнообразии.

Всадники длинной вереницей, как на карусели, едут вокруг озера, где купаются обнажённые девушки; несколько фигур с едва заметными крыльями парят в поднебесье.

Этот триптих сохранился лучше, чем большая часть крупных алтарных образов Босха, и беспечное веселье, парящее в композиции, подчеркивается её ясным, равномерно распределённым по всей поверхности светом, отсутствием теней, ярким, насыщенным колоритом.

На фоне травы и листвы, подобно диковинным цветам, сверкают бледные тела обитателей сада, кажущиеся ещё белее рядом с тремя-четырьмя чернокожими фигурами, там и сям расставленными в этой толпе. Позади переливающихся всеми цветами радуги фонтанов и построек. окружающих озеро на заднем плане, на горизонте виднеется плавная линия постепенно тающих холмов. Миниатюрные фигурки людей и фантастически огромные, причудливые растения кажутся столь же невинными, как узоры средневекового орнамента,  вдохновившего художника.

Может показаться, что на картине изображено «детство человечества», «золотой век», когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

Совет

Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем — как на смертный грех.

Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений — мир, растленный любострастием.

ЛЕВАЯ СТВОРКА ТРИПТИХА – РАЙ НА ЗЕМЛЕ

Левая створка изображает последние три дня сотворения мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога. В центре композиции поднимается Источник Жизни — высокое.

тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского.

Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем

На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего допотопный мир, изображёна сцена искушения или изгнания Адама и Евы из Рая (как в “Возе сена”), а их соединение Богом.

Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только что очнувшемуся ото сна Адаму. и кажется, что тот смотрит на это создание со смешанным чувством удивления и предвкушения.

Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы и воплощённого Слова Бога.

ПРАВАЯ СТВОРКА ТРИПТИХА –  МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД

Правая створка получила своё название из-за изображений инструментов, использованных здесь самым странным образом: на арфе распят один грешник, ниже лютня становится орудием пытки другого, лежащего ничком «музыканта», на ягодицах которого оттиснуты ноты мелодии. Её исполняет хор проклятых душ во главе с регентом — монстром с рыбьей мордой.

Обратите внимание

Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке — кошмарная действительность. Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, — это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.

Жертва становится палачом, добыча — охотником, и это как нельзя лучше передаёт хаос, царящий в Аду, где перевёрнуты нормальные взаимосвязи, некогда существовавшие в мире, а самые обычные и безобидные предметы повседневной жизни, разрастаясь до чудовищных размеров, превращаются в орудия пытки.

Их можно сравнить с исполинскими ягодами и птицами центральной части триптиха.

BIRD-HEADED MONSTER

liveinternet

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *