«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

Содержание

«Ирисы» Ван Гога. В чем уникальность картины?

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

Винсент Ван Гог. Ирисы. 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

«Ирисы» Ван Гог создал в сложный момент своей жизни. Находясь в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми (юго-восток Франции).

За несколько месяцев до этого он отрезал себе бритвой мочку уха, испытав сильнейший нервный срыв. С тех пор где-то раз в месяц с ним случались припадки. Он впадал в забытье на несколько часов.

Принято считать, что после этого случая Ван Гог потерял рассудок. А значит «Ирисы» написаны безумцем.

«Ирисы» созданы сумасшедшим?

Никто не знает, какая болезнь поразила художника. Возможно, он страдал эпилепсией (как его дядя и сестра). Но это значит, что между припадками он был абсолютно вменяем.

А может это были панические атаки. Но когда они проходят, то человек также вполне адекватен.

В любом случае, достаточно посмотреть на его «Ирисы», чтобы убедиться, что это написал человек в здравом уме.

Обратите внимание

Более того, человек, который всеми фибрами души хотел выздороветь и продолжить работать.

Винсент Ван Гог. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г. Цюрих Кунстхаус музей, Частная коллекция Ниархоса. Wikipedia.org

Ведь у Ван Гога была мечта. Он хотел изменить живопись и доказать другим, что его метод работы имеет право на жизнь.

В конце концов, он хотел продавать свои работы, чтобы получить материальную независимость и расплатиться с братом Тео (тот выплачивал ему ежемесячное содержание).

Когда Ван Гог создавал «Ирисы», все эти надежды ещё теплились в нем. Он был уверен, что живопись поможет ему преодолеть недуг.

Поэтому картина такая светлая, позитивная. В ней отражается настрой художника на лучшее.

В чем особенность «ирисов» ван гога?

На картине мы видим цветочный ковёр. Нет горизонта и неба. Ван Гог сделал так, чтобы внимание зрителя было приковано только к цветам. Это очень необычный ракурс, который до него почти не встречался в западной живописи.

Но не Ван Гог придумал так писать. Такой ракурс часто встречается у японских мастеров. Когда художник очень близко приближает зрителя к объекту. А фон при этом нейтральный. Так работал знаменитый Кацусика Хакусай.

Кацусика Хакусай. Ирисы и кузнечик. 1820-е гг. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

А вот после Ван Гога такая техника встречается чаще.

Клод Моне напишет не одну подобную картину. В том числе с ирисами.

Клод Моне. Ирисы и кувшинки. 1914-1917 гг. Частная коллекция

Эту же идею подхватят и представители модерна. Среди которых самым ярким был Густав Климт.

Густав Климт. Цветущий сад. 1907 г. Фонд Ро для стран третьего мира, Цюрих

Но «Ирисы» Ван Гога интересны не только ракурсом.

Важно

Если их сравнивать с работой Моне, то сразу бросается в глаза разница в изображении цветов.

У Моне цветы написаны нечетко, в импрессионистской манере. Лишь сочный, почти светящийся цвет выделяет их в пространстве.

У Ван Гога цветы более реалистичные и правдоподобные.

При этом земля написана совсем в другой технике. Раздельными, разноцветными мазками. В результате у нас создаётся впечатление рыхлости почвы.

Только каких оттенков здесь нет. Пудровый, розовый, красный, желтый, коричневый. И даже местами синий. Такая техника чем-то похожа на пуантилизм.

Ван Гог. Ирисы (деталь). 1889 г. Музей Гетти, Лос-Анджелес

Это когда художник рисует отдельными точками или мазками разных цветов. С расчетом, что на расстоянии несмешанные краски соединятся в единую цветовую массу.

Одним из самых знаменитых пуантилистов был Поль Синьяк. Который как раз и познакомил Ван Гога с техникой разделения цвета.

Поль Синьяк. Красный буек. 1895 г. Музей д’Орсе, Париж

Это весьма интересно. До Ван Гога ещё никто не соединял на одном полотне две такие разные техники. Реализм и пуантилизм.

Но он их как бы смягчил. Поэтому ничего не отталкивает. Как будто только так и можно было написать эти ирисы и почву.

Совет

Это ещё раз говорит о том, насколько Ван Гог стремился учиться у других. Но при этом все перерабатывал на свой лад. Он сознательно искал новый путь.

Согласитесь, на такое сумасшедший человек вряд ли способен.

Проверьте свои знания, пройдя тест «Знаете ли Вы Ван Гога?»

Есть ли в «Ирисах» зашифрованное послание?

Наверняка вы обратили внимание, что среди синих цветов растёт одинокий белый ирис. Что Ван Гог хотел этим сказать? Нас так и подмывает искать в этом скрытый смысл.

Может художник так обозначает собственное одиночество?

Ведь никто не верил в него. Кроме его брата Тео и его самого.

Вряд ли. Ван Гог не любил символику. Стремился рисовать только реальный мир.

Ему была важнее выразительность. То есть возможность через цвет и форму выразить суть вещей. То, как он ее видел и понимал.

Поэтому он так легко отступал от реалистичности ради этой сути. Яркие цвета («Подсолнухи»). Гипертрофированные черты лиц («Едоки картофеля»).

А вот специально что-то добавлять, чтобы зашифровать некое послание, он не хотел. Поэтому почти всегда писал с натуры, а не по памяти.

Исключением является лишь «Звездная ночь». И то лишь потому, что Ван Гог не мог выйти ночью из лечебницы. И невольно ему пришлось подключать воображение.

Так что белый ирис художник добавил для того, чтобы подчеркнуть природное разнообразие. Не более того. Недаром помимо ирисов на картине есть ещё и бархотки.

История «Ирисов» со смерти Ван Гога до наших дней

Нам очень повезло, что «Ирисы» дошли до нас.

Дело в том, что Ван Гог немало работ, созданных в Сен-Реми, подарил его обитателям. Главному врачу, его сыну и даже некоторым больным.

Судьба многих этих картин весьма печальна. Ведь все думали, что это лишь картинки больного человека. И обращались с ними соответствующе.

Так, сын врача использовал картины Ван Гога в качестве мишеней, нещадно их расстреливая. А местный фотограф, увлекающийся живописью, соскоблил краску с десятка картин Ван Гога.

Обратите внимание

После смерти художника «Ирисы» оказались у его матери. И опять чудо, что они это пережили.

Дело в том, что мать Ван Гога не понимала творчества сына. Когда после смерти мужа она переезжала в другой город, то оставила на чердаке несколько десятков его ранних работ. Они ей были просто не нужны. Их судьба до сих пор неизвестна.

После ее смерти в 1907 году картину купил коллекционер за 300 франков. А уже в 1990 году она досталась музею Гетти (Лос-Анджелес). За … 54 млн. долларов.

Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.

Картина Ирисы Ван Гога: описание, где находится оригинал

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

“Ирисы” Винсента Ван Гога – один из самых известных и запоминающихся сюжетов великого нидерландского живописца. Написанные за год до смерти художника, “Ирисы” стали словно отдушиной в его творчестве, поражающие своей живостью, нежной передачей цвета и общим умиротворением сюжета.

Сам художник отзывался об этой картине как о “громоотводе своей болезни”, так как она была написана во время лечения в больнице при монастыре Сен-Реми де Прованс, “Ирисы” Ван Гога действительно положительно повлияли на общее психологическое состояние художника.

Винсент страдал от биполярного расстройства личности, но лечение в Сен-Реми как будто и впрямь шло ему на пользу. В письмах к брату художник писал, что его вдохновляли деревенские пейзажи, юные жизнерадостные селянки и цветы, пышными клумбами раскинувшиеся по всей территории лечебницы.

Современное фото больницы Сен-Реми де Прованс представлено ниже.

Также представляем вашему вниманию Сен-Реми де Прованс на картине Ван Гога. Эта работа стала достаточно знаменитой.

Во время написания “Ирисов” художник почувствовал, что может сдерживать приступы болезни во время работы. Это осознание, наверное, и придало картине такое непреодолимое ощущение жажды жизни и тяги к прекрасному.

К сожалению, эта картина стала не отправной точкой, а завершающей – после нее сюжеты стали напряженнее и экспрессивнее, пока не достигли высшего накала в картине “Пшеничное поле с воронами”, ставшей последней в жизни художника.

“Ирисы” Ван Гог будто создал в последнем приступе жизнелюбивой гармонии, написав их за год до своей смерти.

Также мир увидел такое произведение, как “Пшеничное Поле с Воронами” (1890). Его вы можете увидеть ниже.

Данное полотно содержит в себе все черты, характерные стилистике живописца: быстрые, изогнутые мазки, придающие написанному иллюзию движения, жизни. Всем его пейзажам присуще ощущение легкого ветерка, колышущего деревья, траву и цветы.

Важно

Так же и в “Ирисах” – они будто шевелятся, раскачиваемые порывами ветра. Присутствует и так любимое Ван Гогом смешение жанров японской гравюры и импрессионизма.

Но есть нечто, что все-таки отличает картину от других: во-первых, это ракурс – художник будто лежит на земле, глядя на цветы прямо перед собой, даже слегка снизу вверх.

Горизонта не видно, и центр картины визуально смещается вправо – здесь букет ирисов наиболее четко и выразительно прописан, в то время как слева и в глубине цветы слегка размыты и отдалены.

Скопление ирисов справа уравновешивается участком голой, оранжевого оттенка земли слева. Яркие, жизнерадостные ирисы, закрывающие горизонт, позволяют зрителю буквально погрузиться в цветник.

Насыщенные пятна фиолетово-синих цветков изысканно сочетаются с длинными, изящными ярко-зелеными листьями (явная отсылка к декоративному японскому стилю).

Японская гравюра с изображением ирисов передает всю красоту этих цветов.

Полотно, которое искренне любил Ван Гог – “Ирисы”, музей Гетти выставляет с 1990 года. Это одна из немногих картин художника, выставленная на показ при его жизни.

Стараниями брата художника – Тео Ван Гога – картина была представлена в “Салоне независимых художников” в Париже, в сентябре 1889 года.

Через год после смерти художника, в 1891 году, “Ирисы” приобрел Октав Мирбо – французский писатель и ценитель искусства. Фото его представлено ниже.

Совет

Он купил ее не одну, а вместе с другой известной картиной Ван Гога – “Подсолнухи”. За две картины он заплатил 600 франков.

В 1987 году оригинал картины Ван Гога “Ирисы” был продан с аукциона за рекордную на тот момент сумму – 53,9 млн долларов. Покупателем был бизнесмен и криминальный авторитет Алан Бонд, однако у него неожиданно не хватило денег для завершения сделки. Картина была снята с торгов, и только в 1990 году “Ирисы” Ван Гога приобрел музей Гетти в Лос-Анджелесе.

Этот музей был основан нефтяным магнатом Жаном Полом Гетти и по сей день является самым крупным музеем искусств на всем западном побережье США. Оригинал “Ирисов” Ван Гога – единственное полотно этого художника, представленное в музее.

“Ирисы” 1889 года являются не единственной картиной художника, изображающей эти красивые весенние цветы. Годом ранее им было написано “Поле ирисов близ Арле”.

Эта картина является классическим пейзажем в стиле Ван Гога: яркое небо, поле, цветы, деревья и верхушки зданий вдали. В картине преобладают любимые желтые и голубые цвета живописца.

Создается ощущение, будто ирисы являются фрагментом данной картины, однако здесь цветы прописаны более небрежно, они – всего лишь часть большого пейзажа.

Две другие картины написаны позже, в год смерти художника. На обеих изображены букеты ирисов, собранные в вазы. Первая так и называется – “Букет ирисов”. Огромный букет цветов на ярко-желтом фоне собран в глиняный деревенский горшок. Ирисов так много, что несколько стеблей выпали из горшка на стол.

Эта картина все еще производит приятное впечатление за счет яркости цвета и прежнего сочетания японизма и импрессионизма. Однако срезанные цветы не дают такого жизнелюбивого эффекта, как пышно растущие на клумбе.

Возможно, выпавшими из вазы ирисами художник хотел подчеркнуть свое печальное настроение – он чувствует себя “выпавшим” из общества, лишним, чужим.

Обратите внимание

Другая картина хоть и повторяет название “Ирисы”, но производит совсем противоположный эффект чем первая и предыдущая. На этот раз цветов не так много, они хорошо вмещаются и не выпадают; букет помещен в белый кувшин для воды.

Четко очерченная зеленая скатерть и белая стена, занимающая большую часть фона, производят удручающее впечатление – они ассоциируются с больницей, нежилым помещением. Сами цветы также не столь ярки и слегка помяты – они будто уже увядающие, от них исходит ощущение смерти.

Четкие черные контуры стеблей и лепестков – выразительно декоративные, опять намекающие на японское искусство. Отсутствие ярких цветов, напротив, отдаляет картину от импрессионизма.

Возможно, художник хотел подчеркнуть, что даже любимые цветы перестали вдохновлять его – теперь они всего-навсего часть безжизненной картины.

По сей день Винсент Ван Гог остается спорным художником. Одни его ненавидят, другие боготворят. Но нельзя не признать, что свежесть его картин, неординарность цвета и сюжетов делают его одним из самых влиятельных и актуальных в современном мире. “Ирисы” – одна из самых ярких картин великого голландского живописца.

В ней настолько выразительна уникальность и самобытность художника, что даже зрители, далекие от импрессионизма и не признающие гениальности “Звездной ночи” или красочных портретов и автопортретов, непременно будут очарованы ею.

В ней будто слились воедино все творческие находки, выработанные Ван Гогом в течение творческого пути.

В наше время мало кто покупает репродукции известных картин для украшения интерьера – пыльные картины в массивных рамах подходят для музеев, но не для современного жилья.

Важно

Однако творчество Ван Гога сопровождает современного человека другими способами, ведь его актуальность сейчас как никогда популярна.

Например, картина Ван Гога “Ирисы” была использована в качестве принта в коллекции Ив Сен Лорана в 1989 году.

Также актуальны и другие дизайнерские решения с использованием сюжета “Ирисов” – они могут стать репродукцией на всю стену или складываться в виде мозаики из витражных стекол (например, в ванне или на кухне).

Или они могут быть использованы как принты на футболках, чехлах для телефонов, серьгах, сумках и многом другом. Многим известны “Ирисы” Ван Гога.

Оригинал в музее или репродукция на майке – не важно, главное – прикоснуться к душе великого художника.

Описание картинаы “Ирисы” Винсент Ван Гог

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

    История написания картины “Ирисы”
  Картину «Ирисы» художник Винсент Ван Гог создал в 1889 году.

Это одно из первых полотен, написанное Ван Гогом в лечебнице, куда он приехал по собственному желанию, для того, чтобы справиться с одолевавшей его болезнью. Лечебница находилась неподалеку от Сен-Реми-де-Прованс.

На картине изображены цветы, увиденные Ван Гогом по дороге к больнице.
 

 Написана картина за год до смерти Ван Гога. Страдая от нервной болезни, он усиленно занимался живописью, надеясь с ее помощью сдерживать свой недуг. Картина полна мягкости, воздушности, она выполнена в нежных пастельных тонах.

  “Громоотвод для своей болезни”
  Картину “Ирисы” Ван Гог назвал «громоотводом для своей болезни» (биполярного расстройства личности), так как именно в ней практически не узнается рука того самого Ван Гога, который поражал своей напряженностью цвета, густотой и даже едкостью оттенков.

    Смотря на картину, мы еще не наблюдаем ту мощную энергию и напряженность, которую с особой силой будет ощущаться в работах, созданных чуть позже. Силой и энергией наделена исключительно природа. Художник пытался донести свои чувства и эмоции до людей с помощью изображения на полотне, тонко чувствуя взаимосвязь всех элементов природы.

   Описание картины

  Пурпурно-синие ирисы контрастны зеленому тону листьев, ярким цветам на клумбе. Терракотово-красная почва словно манит растения к себе, а намек на нефритово-зеленый луг на заднем плане заставляет ирисы тянуться и к нему. Картина наполнена импрессионистичными эмоциями и впечатлениями.   У «Ирисов» нет фона, есть лишь теплые мягкие оттенки земли, изображенной размытыми полосками и согревающее сияние клумбы цветов. Такой, какая проникает с картины во внешний мир и придает ему зримость и нежность. Использование различных оттенков зеленого, желтого и фиолетового создает настоящий ритм красок, а правильность линий придает рисунку завершенность. Насыщенная и одновременно нежная подборка красок настолько поразительная, что цветы кажутся невесомыми.

  Ван Гог по-особому смешивает оттенки масла, словно он ими играет. Мягкая округлая форма ирисов перекликается с оранжевыми цветами, плавностью очертаний листьев. Колористика самих ирисов напоминает красочные умиротворяющие волны, плавно перетекающие друг в друга. Неповторимая энергетика ирисов создает хрупкость, легкость и воздушность полотна.

 

  Ракурс изображения довольно необычен
 Цветы заполняют практически все пространство картины. Художник выбрал очень низкую точку зрения – как будто он рисовал, сидя на земле. Картина выражает восхищение и любование нежными цветами, колышущимися от легкого летнего ветра.

  Влияние японского искусства на создание полотна
  В картине четко прослеживается влияние японского искусства, которым Ван Гог был очень увлечен. Сходство с японской гравюрой проявляется в усилении контуров деталей, появлении широких плоскостей, залитых сплошным цветом.

Совет

В то же время, некоторые участки картины, к примеру, почва на переднем плане, выполнены в импрессионистической манере, размашистыми мазками. Но такое смешение техник вовсе не нарушает общую гармонию полотна.

  Французский искусствовед Октав Мирбо некогда заплатил 300 франков за картину, изображавшую не совсем обычную клумбу с цветущими ирисами.

В 1987 году это же полотно на аукционе Сотбис уже оценили в почти 54 миллиона долларов. «Ирисы» Винсента Ван Гога попытался купить Алан Бонд, но денег для завершения сделки у него не оказалось. В игру вступил музей Гетти в Лос-Анжелесе, перекупив картину в 1990 году.

Культурное учреждение многое выиграло, ведь теперь одной из самых загадочных картин нидерландского художника может полюбоваться каждый желающий.

Ван Гог. «Ирисы»

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

Автор:
admin

«Ирисы» являются одной из самых известных и дорогих картин ван Гога .

Сам художник называл эту картину «громоотвод для моей болезни». Из этой статьи вы узнаете с какой болезнью сражался знаменитый голландец при создании одной из самых дорогих картин.

Картина «Ирисы» была написана Винсентом Вон Гогом в 1889 году — в то время, когда он жил в лечебнице для душевнобольных.

Лечебница Святого Павла Мавзолийского, где была написана одна из самых известных и дорогих картин художника, располагалось близ Сен-Реми-де-Прованс.

Началось все с того, что где то в середине февраля 1888 года художник решает покинуть Париж и перебраться на юг Франции – в Арль. Здесь он намеревался создать “Мастерскую Юга” – своеобразное братство художников-единомышленников.

 25 октября 1888 года в Арль приезжает Поль Гоген, так как самую важную роль в создании южной мастерской живописи Ван Гог отводил именно ему. Однако мирное обсуждение очень быстро переросло в конфликты и ссоры В конце концов Гоген, решает уехать, но вечером 23 декабря после очередной ссоры Ван Гог вдруг набрасывается на друга с бритвой в руках.

Совершенно случайно Гогену удается остановить Винсента.

В продолжении темы: одно из самых популярных произведений Ван Гога — «Подсолнухи» До сих пор неизвестна вся правда об этой ссоре и обстоятельствах нападения, но точно известно, что в ту же ночь художник отрезал себе мочку уха. По общепринятой версии, это было сделано в порыве раскаяния.

Но некоторые исследователи считают, что это было не раскаянием, а проявлением безумия, вызванного частым употреблением абсента. На следующий день, 24 декабря, Винсента отвезли в психиатрическую лечебницу, где приступ повторился с такой силой, что врачи поместили его в палату для буйных больных.

В периоды ремиссии Винсент просит отпустить его назад в мастерскую, чтобы продолжать работу, однако жители Арля направили просьбу, мэру города, изолировать художника. Ван Гогу было предложено отправиться в поселение для душевнобольных Сен-Реми-де-Прованс,недалеко от Арля, куда Винсент и прибыл 3 мая 1889 года.

Там он прожил год, неустанно работая над новыми картинами. За это время им было создано более ста пятидесяти картин и около ста рисунков и акварелей, среди них и знаменитые “Ирисы”

Почти через сто лет, а именно в 1987 году «Ирисы» стали самой дорогой картиной, установив рекорд, который продержался на протяжении двух с половиной лет. В то время картина была продана за 53,9 млн долларов Алану Бонду.

Но оказалось, что у него не хватает денег, чтобы завершить сделку.. «Ирисы» Ван Гога были перепроданы в 1990 году музею Гетти в Лос-Анджелесе. А первым владельцем полотна был французский искусствовед и анархист Октав Мирбо, заплативший за полотно 300 франков.

Возможно вам интересно будет почитать о неизвестной работе Ван Гога — «Натюрморт с луговыми цветами и розами».

Ван Гог — Ирисы

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

Картина «Ирисы» Винсента Ван Гога написана художником в 1890 году. На сегодняшний день натюрморт хранится в «Музее Винсента Ван Гога» в Амстердаме.

Для натюрморта Ван Гога «Ирисы» характерно контрастное изображение жёлтого и синего цветов, их особое колористическое совмещение. У ирисов мягкая округлая форма, перекликающаяся отчасти с плавными нерезкими очертаниями вазы.

Изображение ирисов напоминает волнообразный красочный поток цвета, что воссоздаёт атмосферу динамики, перетекания, переливания колористической энергии полотна.

Обратите внимание

Одновременно с этим рождается впечатление хрупкости, воздушности, «пористости» рисунка.

Фон, рисунок вазы и плоскости стола прорисованы с применением художником тёплых, мягких цветов. Фоновый план картины заполнен единым цветом без излишней детализированности и орнаментальности.

При этом подлинная сила цвета, его наполненность светом согревает, проникая во многие предметы окружающего мира и придавая воздуху зримость и цвет. Использование оттенков жёлтого выстраивает особый красочный ритм, выстраивает реальность полную гармонии и правильных черт.

Цветовая подборка отличается насыщенностью, открытостью, без дробления на множество оттенков. Автор отдаёт большее предпочтение силе чёрного контура в обрисовке ярко-синих лепестков, свежих листков ириса в вазе.

Особенно тщательно проработано изображение цветов ириса. Штрихи белого цвета вырисовывают глубину и выразительность теней, объём и нежность сложных соцветий. Преобладание синих оттенков в изображении цветов не носит тотального характера. Скорее, можно сказать, что синий цвет ирисов тонально смягчён различными сочетаниями охры, жёлтого и голубого.

Написание рисунка вазы слегка смещено вправо, при этом подобное художественное решение подкреплено излишней «живостью» и пышностью рисунка букета в левой части полотна.

Дальний план имеет одноцветное локальное решение и расцвечен жёлтым цветом, что смотрится довольно просто, аскетично, колористически односложно. Движения кисти художника следуют в своём движении очертаниям предметов, вылепливая саму «ткань» изображаемой вещи и выполняя функцию формообразования.

Теневой рисунок не выписан, сведены до минимума законы классического построения светотени. Однако, «Ирисы» поражают яркостью и динамичностью визуального ряда, выразительностью красок, внутри которых существует глубинная сила цвета и линейного рисунка.

Важно

Полотна Винсента Ван Гога отличны от многих работ академической классической живописи, а кроме того, от большинства работ импрессионистического искусства. Несмотря на это, его творчество полно жизненной силы.

Главной особенностью творческого метода Ван Гога выступает яркость, подчас агрессивность, цвета, трепет линий, ощущение «дребезжания» образа, созданного на картине. В работах Ван Гога жизнь неудержима, словно поток сознания или бурливый неспокойный рой мыслей, идей, чью красоту нужно ещё уметь почувствовать и оценить.

Описание картины Ван Гога «Ирисы»

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

Французский искусствовед Октав Мирбо некогда заплатил 300 франков за картину, изображавшую не совсем обычную клумбу с цветущими ирисами. В 1987 году это же полотно на аукционе Сотбис уже оценили в почти 54 миллиона долларов.

«Ирисы» Винсента Ван Гога попытался купить Алан Бонд, но денег для завершения сделки у него не оказалось. В игру вступил музей Гетти в Лос-Анжелесе, перекупив картину в 1990 году.

Культурное учреждение многое выиграло, ведь теперь одной из самых загадочных картин нидерландского художника может полюбоваться каждый желающий.

«Громоотвод для болезни» (биполярного расстройства личности), как называл картину сам Ван Гог настолько не вписывается в его художественную манеру, что до сих пор поражает зрителей. Здесь нет густых и едких, даже ядовитых оттенков – «Ирисы» наполнены воздушной мягкостью пастели.

И даже странно, что написано полотно было в 1889 году, когда живописец находился на лечении в Сен-Реми-де-Прованс. Столь странно, сколь загадочно то, что написал он ее за год до смерти.

Уединение и неповторимая архитектура французских деревушек навеивали на него умиротворенность, ставшую излечением от болезни.

Ирисы, как известно из французского фольклора, означают пробуждение природы и воскресение всего мертвого, ведь Ван Гог замечал, что, когда он пишет, болезнь затихает. Картина выполнена с непередаваемым искусством виртуоза, который играет свой последний концерт.

В «Ирисах» явственно проступает влияние японских укиё-э, изящных гравюр с выделенными контурами предметами, представленными в необычном ракурсе. Их детали прорисовывались, а некоторые части гравюр были наполнены ирреальным внеземным свечением.

Ирисовое поле полно такого умиротворения, такой легкости и прозрачности, что, кажется это вовсе не Ван Гог. «Ирисы» просты и уникальны, они поражают своей безмятежностью и способностью снимать внутреннее напряжение у каждого, кто увидел хотя бы репродукцию.

Совет

Картина просто дышит акварельностью, полупрозрачностью и заставляет рассматривать ее не один час.

Ракурс на холсте, тем не менее, необычен даже для Ван Гога. Простой пейзаж – цветы и куст похожи на то, что мог увидеть и воспринять маленький ребенок или присевший на землю человек.

Все пространство картины укрыто ирисами, только желтовато-зеленая трава дает легкий намек на то, что у лужайки есть продолжение. Красно-оранжевая земля словно повторяет оттенки цветов на клумбе.

Кажется, что такая диспропорциональность будет продолжаться бесконечно, но одинокий белый ирис уравновешивает всю картину, создавая ее гармонию.

Интересно и то, что «Ирисы» – это не статичная замершая картина, а полотно, которое имеет своеобразное, ван-гоговское движение, построенное таким образом, что смотреть на него нужно ровно по диагонали – слева наверх.

Асимметричность и диспропорциональность произведения на самом деле показная: земля в правом нижнем углу уравновешена оранжевыми и желтыми цветам на клубе.

Четкость горизонтали картины удержана белым и бледно-голубым ирисами.

Примечательно, что влияние японских гравюр не целиком отражается на картине. В ней те же изящные тонкие линии укиё-э, удивительным образом сплетенные с импрессионистичными переходами и полутонами.

Причем, подобное смешение стилей у Ван Гога не грубое, а достаточно гармоничное, то, которое дарит картине неповторимость и притягательное очарование.

Обратите внимание

Благодаря такому синтезу утонченности Востока и свободомыслия Европы художник смог передать свежесть ирисов, их выразительную колоритность.

Он по-особому смешивает оттенки, словно играет ими. Мягкая округлая форма ирисов перекликается с оранжевыми цветами, плавностью очертаний листьев. Колористика самих ирисов напоминает красочные умиротворяющие волны, плавно перетекающие друг в друга. Их неповторимая энергетика создает хрупкость, легкость и воздушность рисунка.

У «Ирисов» нет фона, есть лишь теплые мягкие оттенки земли, изображенной размытыми полосками и согревающее сияние клумбы цветов. Такой, какая проникает с картины во внешний мир и придает ему зримость и нежность.

Использование различных оттенков зеленого, желтого и фиолетового создает настоящий ритм красок, а правильность линий придает рисунку завершенность.

Насыщенная и одновременно нежная подборка красок настолько поразительная, что цветы кажутся невесомыми.

Тем не менее, картина яркая и динамичная, она может замирать и через секунду оживать. Простые, но одновременно роскошные ирисы помимо нежности и воздушности имеют насыщенную спелость и великолепную сочность.

Это, пожалуй, единственная картина Ван Гога, где обыграны контрасты. Пурпурно-синие ирисы контрастны зеленому тону листьев, ярким цветам на клумбе.

Терракотово-красная почва словно манит растения к себе, а намек на нефритово-зеленый луг на заднем плане заставляет ирисы тянуться и к нему.

Важно

Картина «Ирисы» наполнена не только импрессионистичными эмоциями, а и впечатлениями. Невозможно достоверно определить, какие «переживания» в этот момент у цветов, можно уловить только само впечатление от этого переживания. Ирисы одновременно склоняются к силе земли и хотят устремиться в высь к лугу.

В картине есть особая жизненная сила, что характерно для каждого из произведений Ван Гога. Он выступает «за» яркость, даже агрессивность, несколько дребезжащий образ и неудержимость жизни. В «Ирисах» нет безумного потока идей и попыток заглушить голоса бесов – в них присутствует тонкая неоценимая красота, которую не каждый может оценить и почувствовать.

И хоть говорили критики о том, что картины этого художника ошеломляют своей экспрессией, что цвет в его изображении становиться настоящей драгоценностью, Ван Гогу было уготовано посмертное признание.

В 37 лет он покончил жизнь самоубийством, а его брат Тео создал музей, прославивший Винсента.

Когда-то искусство было утешением для терзаемого демонами художника, сейчас он стал одним из уже признанных гениев, который любил жизнь и умел видеть в ней необычную красоту.

Шоу «Ван Гог: ирисы и розы» проливает свет на исчезающий красный цвет

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

Шедевры живописи вечны, но вот краски, которыми они написаны, — нет. Этот факт как нельзя более ярко иллюстрирует шоу «Ван Гог: ирисы и розы» (Van Gogh: Irises and Roses), в центре внимания которого маленький букет кисти любимого голландского художника в музее Метрополитен (Metropolitan Museum of Art).

Шоу уникально тем, что здесь можно увидеть четыре великолепных натюрморта, которые художник написал почти 125 лет назад, и которые никогда не выставлялись вместе.

(Две картины из коллекции Метрополитен, одна — из Национальной галереи в Вашингтоне, и одна — из музея Ван Гога в Амстердаме). Благодаря этому шоу, мы можем увидеть эти картины такими, какими их нарисовал художник.

К сожалению, все картины сегодня потеряли оригинальный цвет — известно, что Ван Гог очень любил использовать в работах нестабильный во времени оранжево-алый оттенок.

 Ван Гог – Розы (1890)

Ван Гог на нашем сайте

Совет

Организаторы шоу — Сьюзен Элисон Стайн (Susan Alyson Stein), куратор отдела европейской живописи музея Метрополитан и Шарлотта Хейл (Charlotte Hale), один из реставраторов живописи, — использовали в своей работе новейшие цифровые технологии. На слайд-шоу можно видеть сохранившийся и отреставрированный вариант всех четырёх картин.

В мае 1890 года Ван Гог собирался покинуть убежище в Сен-Реми, где он провел год, восстанавливаясь после приступа психического заболевания.

Менее чем за неделю, прежде чем переехать в Овер, он завершил четыре картины, почти идентичные по размеру (29 на 36 дюймов).

Как он писал брату Тео, на двух полотнах он изобразил ирисы, ещё на двух — розы, в горизонтальном и вертикальном положении для каждого варианта. Они остались в Санкт-Реми, чтобы краска могла высохнуть, и были отправлены в Овер в конце июня.

Не секрет, что зачастую развитие живописи идет благодаря ключевым изменениям в обработке краски и кистей, и что это развитие можно проследить от Тициана до Ван Гога. Основные толчки в развитие истории живописи внесли, конечно, Веласкес, Гойя, Тернер, Мане, Сезанн, Моне и Кассат.

После Ван Гога уже трудно говорить о фовизме и немецком экспрессионизме не упомянув его быстрой, насыщенной, энергетически заряженной манеры письма. его сила наглядно видна в разнообразии мазков, применении кистей различной ширины.

Мазки для фона, как правило, шире, передний план прорисован тщательнее а по углам картины мазки похожи на вихри фрактальной энергии.

Но картины, которые мы видим сегодня, не совсем те же, которые рисовал Ван Гог. Он использовал один из красных пигментов, полученных из синтетического красителя, зная, что он может исчезать.

Обратите внимание

Он смешивал его с синим, чтобы получить фиолетовые ирисы и использовали его же, чтобы добавить оттенки красного к букету из белых роз.

Он смешал его с белым, чтобы получить розовый фон для горизонтального натюрморта и для розового стола в вертикальном натюрморте с розами.

Ван Гог проиграл пари с химией. Красный пигмент исчез с годами. Сильнее всего разложился тот, который был смешан с другими цветами. Ирисы превратились из фиолетовых в синие.

Розы стали почти полностью белыми, как и когда-то розовые фон и стол. Этот факт может показаться излишне мелодраматичным, но цвета на картинах Ван Гога исчезли спустя почти 3 месяца после его смерти.

Даже эксперты сходятся во мнении, что он мог бы выбрать куда более стойкий пигмент, но не сделал этого.

Анна Сидорова © Gallerix.ru

10 самых известных написанных художниками цветов

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

12.09.2017

Элементы природы, такие как животные, деревья и цветы, служили основными мотивами живописи на протяжении веков. В зависимости от времени цветочные картины часто носили мифологический, религиозный или медицинский смысл.

В древнегреческих обычаях, например, гвоздика представляла собой символ любви, а плющ воплощал супружескую верность в Средневековье. Давняя  традиция цветочных росписей, распространенных в современной эпохе, и растительные элементы нашли свое место почти в каждом жанре искусства.

Написание картин цветов и растений особенно процветало в XV и XVI веках, когда появились первые художники, специализирующиеся на природных образах.

Важно

Произведения из этого периода обладали не только высокими декоративными свойствами, но и символическим оттенком, который придавал картинам философские коннотации.

Голландия имеет давние традиции цветочной живописи. Пожалуй, самый реалистичный художественный букет, созданный в XIX веке, который у всех на устах, – красочные дикие подсолнухи Ван Гога. Большинство самых известных и любимых цветочных картин имеют корни из «земли тюльпанов».

В XIX веке Клод Моне создал свою знаменитую серию живописи с водяной линией, которая захватывает постоянно меняющимися свойствами естественного света весной, летом, зимой и осенью и вызывает что-то на подобие медитативного состояния, которое гипнотизирует зрителей при наблюдении за картиной.

Наконец, яркие крупные планы Джорджи О'Киффе и Марка Квина вытаскивают цветы из своего естественного окружения, чтобы привлечь внимание зрителей к красоте расцветки и уникальной сингулярности, присущей каждому экземпляру.

От комплексной цветочной композиции XIX века до увлекательной розовой масляной живописи Алекса Каца и Марка Квина – мы представляем Вам «букет» цветочных картин, который заставит Вас заново полюбить различные цветы.

Амбросий Босчарт – Натюрморт с цветами, 1614

Амбросий Босчарт– это один из первых художников, который специализировался на живописи цветочных элементов. Он входил в число основоположников написания очень подробных цветочных композиций, обычно изображавших яркие и реалистичные букеты, состоящие из тюльпанов и роз розового цвета.

Его реалистичные работы очень симметричны и написаны с почти научной точностью. Художественный акцент сделан на белой розе, розовой гвоздике и желтом тюльпане, которые расположены перед корзиной с разнообразными яркими цветами.

Поразительная картина символизирует краткое существование собранных растений и их мимолетной красоты, а также представлены недолговечные насекомые, которые разделяют с ними одну и ту же судьбу.

Джудит Лейстер – Тюльпан из ее Книги о тюльпанах, 1643

В 1600-е года луковица тюльпана стала чрезвычайно дорогой, поэтому написанные картины этих красивых цветов стали удобной и дешевой заменой настоящих образцов.

Высокий спрос на специализированные каталоги тюльпанов побудил художницу Джудит Лейстер создать собственную цветочную книгу.

Несмотря на то, что голландская художница в основном славилась своими потрясающими портретами, она писала прекрасные натюрморты и смогла создать свою фантастическую серию работ.

Мэри Кассат – Сирень в окне, около 1880-83

Мэри Кассат является одной из основателей американского импрессионизма. Она часто писала элементы, тесно связанные с домашней жизнью. Хотя ее картины обычно изображали человеческую фигуру, букеты цветов и цветочные сады также смогли отразиться в ее произведениях искусства.

Ваза цвета баклажана, наполненная белым и фиолетовым букетами сирени, украшает открытое окно, наиболее вероятно, расположенное в теплице рядом с ее мастерской.

Образ красочного букета белой и фиолетовой сирени представляет собой прекрасный пример угловой плавности художника и умелого академического стиля живописи.

Винсент Ван Гог – Натюрморт с двенадцатью подсолнухами, 1888

Подсолнухи являются основной темой двух отдельных серий масляных работ на полотнах Ван Гога и, вообще, самым распространенным мотивом в работе этого известного голландского живописца.

Работа носит название «Натюрморт с двенадцатью подсолнухами» и принадлежит его серии живописи Арля, созданной в 1888 году. Он написал около четырех версий этого натюрморта, и эта последняя работа была переделана художником – Ван Гог добавил дополнительные цветы.

Поэтому не стоит обращать внимание на название «Натюрморт с двенадцатью подсолнухами», потому что на этой картине присутствуют 15 цветков и не все из них подсолнухи.

Клод Моне – Водяные лилии, 1919

«Водяные лилии» Клода Моне – это самая известная работа художника. Серия картин на холсте, изображающая цветник самого художника в его доме в Живерни, была изображена как бесконечная водная поверхность.

Художнику нравилась способность водного растения отражать солнечный свет, поэтому он написал серию картин, демонстрирующих перевоплощения цветка и окружающего его пруда в различное время дня и ночи и в различные сезоны года. Его водяные лилии варьировались от образного до абстрактного стиля, открывая дверь для дальнейшей абстракции в живописи.

Эта картина 1919 года была закончена, подписана и продана самим художником, а многие другие произведения из той же серии остались незавершенными.

Джорджия О'Киффе – Красный мак, 1927

На протяжении всей своей карьеры Джорджия О'Киффе создала более 200 исключительных цветочных картин. Художница работала в основном с акварельными красками до 1918 года, а затем полюбила масляные краск и вскоре начала ими создавать крупные цветы на близком расстоянии, как если бы смотреть на них сквозь увеличительное стекло.

Эта поразительная картина «Красный мак», датируемая 1927 годом, является прекрасным примером работ Джорджии О'Киффе. Увлекательная крупномасштабная живопись имеет яркие красные и оранжевые тона, которые заставляют зрителя с первых секунд влюбиться в художественную работу.

В 1992 году почтовое отделение США решило отдать дань уважения личности великого искусства, сделав серию марок, основой которым послужила эта картина.

Эмиль Нольде – Пионы и ирисы, 1936

Когда экспрессионистский художник Эмиль Нольде с женой переехал в немецкое государство Шлезвиг-Гольштейн, они удивились красочным садам в этом районе.

Поля, заполненные желтой рудбекией, георгинами и ярко-розовыми розами, резко изменили образ Эмиля Нольде. Он начал рисовать множество цветов на холсте с мощными и эмоциональными брызгами яркой масляной краски и акварели.

Его знаменитая картина «Пионы и ирисы» прекрасно изображает красоту современного сада.

Энди Уорхол – Цветы, 1970

Известный поп-артист Энди Уорхол часто вдохновлялся цветами для написания картин и изображал разнообразные их виды – от белых ромашек до японской икебаны. Его серия цветочных картин 1964 года особенно поразительна, поскольку он использовал инновационную технику и яркие цвета, чтобы подчеркнуть гибкость формы гибискуса.

Хотя эта серия подняла достаточно большую шумиху, так как фотограф, работы которого служили основой для цветочной серии, пытался подать на художника в суд, эта серия картин продолжала расцветать в течение следующих 20 лет.

За эти два десятилетия Энди Уорхол создал множество цветочных картин в разных цветовых схемах и с различными уровнями абстракции, включая акриловую живопись с шелковистой поверхностью 1970 года под названием «Цветы».

Алекс Кац – Красные розы на синем фоне, 2001

Американский художник Алекс Кац знаменит своим изучением трехмерного пространства с упрощенными портретными и пейзажными образами.

В 1960-х годах он впервые написал картину с цветами и изобразил необычный цветок в крупном масштабе. Позже он в изобилии начал изображать цветы и создавать работы, как в 60-х.

В 2001 году талантливый художник покрыл большой синий холст розами красного цвета для создания своей лучшей цветочной картины – «Красные розы на синем фоне».

Марк Куинн – Радиоактивный сад Энцелада (в Ночном саду), 2010

Интересные и красочные цветы часто повторяются в произведениях Марка Куинна. Британский художник изображал все виды цветов, включая ирисы, антуриумы, подсолнухи и орхидеи. Его увлечение флорой началось в 2000 году, Марк создал свою знаменитую садовую экспозицию с множеством замороженных цветочных скульптур.

Но художник также создал серию цветочных картин и рисунков, одна из которых нашла свое место в нашем списке. Картина «Радиоактивный сад Энцелада» (в Ночном саду) – это гиперреалистичное изображение клубники и ярких цветов в полном расцвете.

В картине одновременно изображено стремление художника сохранить окружающую среду и человеческую потребность контролировать ее.

Почему не нужно смотреть Ван Гога в музеях. Цифровая реставрация

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

?

lilac2012 (Анна Парчинская) Музей на дому
lilac2012
2017-04-02 20:14:00 Category: Оригинал взят у spitzruten в Почему не нужно смотреть Ван Гога в музеях.

Цифровая реставрацияНе только Ван Гога, других тоже. Но его особенно.
Как это ни покажется кощунственным, но смотреть его надо не в подлиннике, а в фотошопе, и вот почему.

“Жизнь нужно искать в цвете. Подлинный рисунок есть моделирование цветом”.”Художником будущего может стать лишь невиданный еще колорист”.

“Я понял, как важно научиться доводить колорит до предельной яркости”.

К счастью Ван Гог оставил после себя большое литературное наследство. Это лишь часть его рассуждений о значимости цвета.Вряд ли можно ли предполагать, что художник, пытавшийся доводить колорит до предельной яркости и моделирующий цветом, рисовал те блёклые невыразительные картины, которые мы видим висящими в музеях.

В 2015 году в Музее Ван Гога в Амстердаме была осмотрена и восстановлена ​​картина «Вид на Арль с ирисами на переднем плане». Ван Гог нарисовал её в 1888 году.

Совет

В этой работе основной акцент был сделан ​​на контрастные цвета: красные крыши и зеленые деревья, синяя полоса неба и прежде всего контраст желтых и фиолетовых цветов на поле.

В 1927 году, спустя почти 40 лет после того, как Ван Гог завершил работу над картиной, она была покрыта лаком – обычная практика того времени. На протяжении многих лет этот слой лака значительно пожелтел.

Этот тусклый, пожелтевший блеск притупил первоначальные цвета.В процессе реставрации был удален слой лака, скрывавший яркие цвета.

Картинка: (c) Van Gogh Museum

Вид на Арль с ирисами на переднем плане, до (слева) и после (справа) восстановления:

Картинка: (c) Van Gogh MuseumОднако этого оказалось недостаточно: не все цвета были восстановлены в полной мере. В частности, красные пигменты оказались обесцвечены под воздействием света. Это обнаружилось, когда картину осматривали без рамы. Ирисы у нижнего края картины имели гораздо более глубокий красно-пурпурный оттенок. Будучи защищены от света под рамой, они сохранили свой первоначальный цвет значительно лучше.Специалисты музея уверены, что лишь цифровая реставрация позволит увидеть картину хотя бы приблизительно в том виде, как она была нарисована в 1888 году.Знаменитую “Спальню” Ван Гог нарисовал вскоре после переезда в Арль в октябре 1888 г.  В письмах к брату он подробно описал свою комнату, указав что мебель желтого цвета, покрывало красное, стены сиреневые, а двери фиолетовые. Все эти цвета предназначены для выражения абсолютного покоя и сна.Однако на картине мы вмдим не фиолетывые и сиренеые стены и двери, а бледно-голубые:
Картинка: (c) Van Gogh MuseumВзяв микроскопические образцы краски и исследовав их, эксперты увидели остатки исходного пигмента. На стенах это в смеси с синим кармин или кошениль, который даёт яркий красный цвет, но быстро обесцвечивается со временем. Другой пигмент эозин использовался в изображении досок пола. Его выцветание привело к тому, что пол потерял изначальный розоватый оттенок, став более коричневым.

Будучи всю жизнь стесненным в средствах, Ван Гог не мог позволить себе приобретать дорогие материалы. Работая много и плодотворно, он вынужден был покупать дешевые краски, которые к нашему времени потеряли свой цвет. Сотрудникам музея эти факты теперь хорошо известны, но ничего поделать с ними они не могут.

Реставрация в виде перекраски шедевра, чтобы он выглядел ближе к его оригинальной версии, широко запрещена в музейном мире.Идея цифровой реставрации состоит в том, чтобы:1. Выяснить химический состав картины.2. Понять, как ведут себя со временем те или иные пигменты.3. Создать компьютерную модель цветового пространства картины.4.

Восстановить её в первоначальном виде в цифровой копии.На основе этой схемы при сотрудничестве со специалистами в области компьютерной цветокоррекции Музей Ван Гога выпустил цифровую версию “Спальни”.До (слева) и после (справа) восстановления:
Картинка: (c) Van Gogh Museum

Но даже эта весия является, разумеется, приблизительной.

Как в действительности выглядела какртина в 1888 году, мы уже не узнаем. С большой долей вероятности она скорее всего выглядела так.

Серия картин «Подсолнухи» – пожалуй, самые известные картины Ван Гога. Недавние исследования картин показали, что подсолнухи медленно начинают приобретать коричневый цвет.

Обратите внимание

Группа ученых во главе с Коэном Янсеном из университета Антверпена выяснила, что солнечный цвет вызывает нежелательную химическую реакцию на картине. Ван Гог использовал белый пигмент на основе сульфата для высветления оттенков желтого цвета в этой своей картине.

Теперь из-за этого пигмента работе грозит потеря оригинальных цветов.

В Европейском центре синхротронного излучения в Гренобле (Франция), команда Янсена провела глубокие исследования, в результате которого выяснила, что именно ультрафиолетовое излучение приводит к изменению цвета картины на темно-шоколадный оттенок. Грубо говоря, желтые подсолнухи становятся коричневыми.

Шедевры Ван Гога с удивительной судьбой

«ирисы» ван гога. о цветочном шедевре художника – все о живописи

Ван Гог был одиноким, странным, бедным и – одержимым работой. Рисовал буквально сутки напролет. Написав порядка тысячи картин на холсте, при жизни художник продал десятки из них.

“Глядя на звезды, я всегда мечтаю. Почему, спрашиваю я себя, эти точки света на небосводе недостижимы для нас? Может быть, чтобы вознестись к ним, нужно умереть?” – писал Ван Гог брату Тео.

Винсент Ван Гог умер рано, в возрасте 37 лет, в 1890 году, полагая, что дело его жизни – живопись обречено на провал. Судьба яркого гения была трагичной. А что можно рассказать о судьбе его шедевров?

“Подсолнухи”, 1888

Национальная галерея Лондона. Куплены в 1924 году за 1308 фунтов.

Начнем с подсолнухов, поскольку, они визитная карточка художника. Ван Гог нарисовал три серии картин с подсолнухами: лежащие цветы – в Париже в 1887-м, подсолнухи в вазе – в Арле в 1888-м и несколько их копий. Всего было 11 картин, но сохранилась лишь часть.

Есть сведенья, что натюрморты в Арле, художник задумывал иначе, с натурщицами. Но барышни не явились, еще и ветер поднялся. Винсент взял охапку ярких цветов, сунул в вазу и стал их рисовать. Четырьмя натюрмортами с подсолнухами украсил свой дом к приезду Поля Гогена. Два из них Гоген впоследствии купил.

“Ночная терраса кафе”, 1888

Музей Креллер-Мюллер, Оттерло, Нидерланды

“Ночь гораздо живее и богаче красками, чем день”, – поделился Ван Гог в письме к брату. 

Желтый цвет и ночное небо – в этой картине соединились две страсти Ван Гога. Эту картину он писал три ночи подряд. Прямо на улице. Кстати, рисуя ночное небо, художник не использовал ни грамма черной краски. В 90-х кафе было отреставрировано, выкрашено в желтый цвет. И называется “Кафе Ван Гога”.

“Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой”, 1889

Частная коллекция в Чикаго. Продан в конце 1990-х годов за $80-90 млн.

Ван Гог мечтал создать школу-мастерскую для единомышленников, главным в которой будет Гоген. Два мастера стали работать вместе под одной крышей. Но ужиться не смогли. Слишком эмоциональный Ван Гог постоянно спорил. Самоуверенного Гогена это раздражало. Не выдержав ежедневных ссор, он уехал. Обезумевший Ван Гог отрезал себе мочку уха.

Этот поступок не такой уж странный, как может показаться. В Арли, где тогда жил художник, во время корриды быков не убивали, как в Испании, а отрезали ухо и вручали трофей тореадору. Смысл жеста Ван Гога – я проиграл. А мочку он отнес и вручил проститутке, которая предпочитала ему “победителя” Гогена.

После того нервного срыва и был написан автопортрет.

“Звездная ночь”, 1889

Музей современного искусства в Нью-Йорке.

Важно

Картина создана в лечебнице для душевнобольных в Сен-Реми, где Ван Гог лечился после истории с отрезанным ухом. Работа, одна из немногих, написане не с натуры. Ведь ночью пациентов на улицу не выпускали, только днем. Из окна своей палаты Ван Гог видел кусок неба и звезды.

Остальное “дорисовало” воображение. Художник считал, что и цветок, и камень, и даже космос – все в мире имеет душу. Вот и его “Звездная ночь” как будто “дышит”. К слову, вихри на небе Ван Гога, считают некоторые исследователи, не что иное как турбулентность.

Подобные завихрения изображал еще один гений – Леонардо да Винчи.

“Ирисы”, 1889

Музей Гетти в Лос-Анджелесе. Проданы в 1990-м за $54 млн.

Стоит сказать, “Ирисы”  чудом дожили до наших дней. Дело в том, что немало работ того периода художник просто раздаривал – врачам, пациентам, знакомым. Люди же считали их картинками сумасшедшего и обращались как ни попадя. После смерти Ван Гога “Ирисы” были переданы его матери.

Но она никогда не ценила ни сына, ни его творчество. Переезжая, попросту бросила на чердаке несколько его ранних работ. “Ирисы” все же забрала с собой. В 1907 году картину купил коллекционер за 300 франков, а почти через 80 лет она досталась музею за баснословные 54 миллиона долларов.

“Ветки цветущего миндаля”, 1890

Музей Ван Гога в Амстердаме

Это подарок брату к рождению сына, названного Винсентом, в честь дяди. Ван Гог хотел, чтобы молодые родители повесили картину над своей кроватью как символ новой жизни, ведь миндаль начинает цвести очень рано. К тому же ветки нарисованы так, как будто ты лежишь под деревом и видишь сквозь них небо.

“Портрет доктора Гаше”, 1890

Частная коллекция. Продан в 1990 году за $82,5 млн.

Картина написана незадолго до смерти. На ней изображен Поль Гаше, последний лечащий врач художника. Он сидит с веточкой растения дигиталис, из которого готовил лечебное снадобье для Ван Гога. Портрет сменил несколько музеев, пока не попал к японскому коллекционеру.

Тот заплатил на аукционе рекордную сумму, целых 15 лет картина считалась самой дорогой в мире и завещал кремировать картину после его смерти. Потребовалось вмешательство ЮНЕСКО и правительства Японии, чтобы шедевр был сохранен. Имя нынешнего владельца не называется.

Вторая версия портрета украшает коллекцию музея Орсе в Париже.

Напомним, 5 знаменитых картин, которые необходимо знать “в лицо”.

Как сообщал портал “Знай.ua”, попробуйте представить себе Зигмунда Фрейда, Мао Цзэдуна или, скажем, Ганди молодыми. Сложно представить исторических личностей в другом облике. Но благодаря сохранившимся фото мы сможем узнать, как выглядели знаменитые личности в свои юные годы.

Также “Знай.ua” писал, сколько картин продал Винсент Ван Гог при жизни.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *