Картины пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Содержание

«Голубые танцовщицы» и «Мадонна с младенцем». 7 шедевров Пушкинского музея

Картины пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Чтобы увидеть шедевры мирового уровня, многие стремятся попасть в заграничные музеи. При этом не всем известно, что за Винсентом Ван Гогом не обязательно ехать в далёкий Амстердам, а за Эдгаром Дега — в Париж.

Наоборот, любители живописи из разных стран специально прилетают в Москву, чтобы в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина оценить одно из крупнейших художественных собраний зарубежного искусства.

Сегодня в коллекции ГМИИ находится около 700 тысяч произведений разных эпох — АиФ.ru рассказывает о самых знаменитых шедеврах постоянной экспозиции.

Винсент Ван Гог «Красные виноградники в Арле. Монмажур»

Обратите внимание

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков».

В Пушкинском музее хранится сразу 7 картин Ван Гога, в том числе одно из его самых известных произведений — «Красные виноградники в Арле. Монмажур». Долгое время считалось, что это единственная работа, которую знаменитому постимпрессионисту удалось продать при жизни.

На самом же деле, их было больше, а пейзаж «Красные виноградники в Арле» за приличные по тем временам 350 франков приобрела бельгийская художница Анна Бош. После этого Ван Гог с восторгом писал своему брату Тео, что его картины, наконец-то, начали покупать.

Впервые «Красные виноградинки» были выставлены на экспозиции символистов в Брюсселе, где привлекли внимание своими яркими красками и тревожным эмоциональным состоянием. Если внимательно присмотреться к картине, можно увидеть, что солнце будто вылеплено из мазков. Очевидно, нидерландский художник выдавливал краски прямо на холст.

Пабло Пикассо «Девочка на шаре»

Обратите внимание

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков».

Пабло Пикассо сегодня считается одним из самых дорогих художников мира, а его знаменитая картина «Девочка на шаре» — ещё один предмет гордости Пушкинского музея.

На картине испанского мастера изображена бродячая группа акробатов. Почти весь холст занимают двое: хрупкая гимнастка, балансирующая на шаре, и мощный атлет, — благодаря которым художник обыгрывает контраст движения и неподвижности.

Ещё в 1913 году картину приобрёл в Париже московский предприниматель Иван Морозов, а в 1948-ом она попала в коллекцию Пушкинского музея.

Важно

Примечательно, что из-за своей ценности «Девочка на шаре» очень редко покидает пределы нашей страны.

Например, Пикассо лично обращался в музей с просьбой временно вывезти картину, чтобы представить на одной из своих последних персональных выставок, но советские чиновники отказали автору.

Только в 2011 году, когда проходил год Испании в России, картина была вывезена в музей Прадо в Мадриде.

Пьер Огюст Ренуар «Портрет Жанны Самари»

Обратите внимание

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков».

Одной из самых любимых моделей знаменитого француза Пьера Огюста Ренуара в 1870-е годы была Жанна Самари. Молодую актрису театра «Комеди Франсез» Ренуар писал четырежды, но портрет, который хранится в ГМИИ, искусствоведы единогласно называют лучшим (хотя он считается подготовительным этюдом к её большому парадному портрету, хранящемуся сегодня в Эрмитаже).

«Её радостный смех, её очаровательный детский характер, её милые шутки, всё в ней привлекало Ренуара, который никогда не делал портрета с большим удовольствием, чем этот», — вспоминал друг Ренуара Жорж Ривьер.

Известно, что оригинал картины обладает необычным оптическим эффектом, который не способны передать репродукции: при взгляде под определенным углом зелёное платье Жанны становится синим.

Лукас Кранах Старший «Мадонна с младенцем (Мадонна в винограднике)»

Где находится: Главное здание ГМИИ им. А. С. Пушкина — зал № 8.

«Мадонна с младенцем» — один из трёх шедевров Лукаса Кранаха Старшего, хранящийся в Пушкинском музее. Картина была написана ещё в 20-е годы XVI века и дошла до нас повреждённой (утрачены нижняя и правая часть композиции, изображающие беседку, увитую виноградом).

Знаменитый немецкий мастер написал Мадонну в образе самой обычной земной женщины. Но в картине всё равно были сохранены общехристианские символы: виноградная лоза — истинная церковь, кисть винограда, которой касается младенец — его будущая жертвенная смерть, струя воды, выбивающаяся из скалы — источник новой жизни.

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы»

Обратите внимание

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков».

Совет

Знаменитого француза Эдгара Дега не занимали пейзажи, он рисовал сюжеты из обычной жизни, а одной из его излюбленных тем стал балет.

Самой известной «балетной» картиной художника считаются «Голубые танцовщицы», которые сегодня находятся на втором этаже Пушкинского музея.

Впервые увидев полотно так близко, зрители отмечают, что движения танцовщиц создают ощущение танца, поэтому трудно сказать, изображены на картине четыре балерины или это фигура одной и той же танцовщицы, но в разных поворотах. Кроме того, картина походит на кадр, не сумевший вместить всё происходящее.

Считается, что здесь сказалось увлечение художника фотографией, однако современники смеялись над этой манерой Дега, приписывая ему «неумение» уложиться в размеры полотна.

Клод Моне «Завтрак на траве»

Обратите внимание

Где находится: Отдел искусства стран Европы и Америки XIX—XX вв. — зал «Галерея искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков».

В постоянной коллекции Пушкинского музея можно увидеть более 10 работ одного из основоположников импрессионизма Клода Моне. Но среди них есть одна, которую не случайно путают с одноимённой картиной Эдуарда Мане — «Завтрак на траве».

Моне задумал огромное полотно (шириной более шести метров) для участия в Салоне 1866 года на ту же тему, с которой его коллега за пару лет до этого произвёл настоящий фурор.

Но если Мане изобразил пикник с участием одетых джентльменов и обнажённых дам, Моне запланировал скандал иного рода — создать импрессионистскую картину, которая бы получила официальное признание в Салоне.

Героями своего полотна он сделал друзей (один из них даже изображён дважды), а женские модели, в основном, взял с обложек модных журналов.

Обратите внимание

Однако накануне выставки художник, неудовлетворённый своей работой, забросил почти оконченное монументальное полотно и разрезал холст на три части (два сохранившихся фрагмента находятся в Музее Орсэ в Париже). Позже мастер вернулся к этой теме и написал уменьшенный вариант композиции, оказавшийся в собрании ГМИИ.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Артаксеркс, Аман и Эсфирь»

Где находится: Главное здание ГМИИ им. А. С. Пушкина — зал № 10.

«Артаксеркс, Аман и Эсфирь» — самая «многострадальная» картина Рембрандта.

В 1819 году она была повреждена при пожаре, после чего её переносили на новый холст и реставрировали целых четыре раза.

В Пушкинский музей картина крупнейшего представителя золотого века голландской живописи попала в 1924 году, а создавалась она в последнее десятилетие жизни мастера.

В её основе лежит библейский сюжет: жена персидского царя Артаксеркса, иудейка Эсфирь, обвиняет во время пира любимца царя царедворца Амана в желании истребить её народ.

Не случайно на пиршественном столе лежат яблоко и виноград, символы греха и искупления, а круглое блюдо, по которому катится яблоко, напоминает о колесе Фортуны.

20 картин, которые должен знать каждый (история живописи)

Картины пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

История живописи

Сегодня вашему вниманию представляем  двадцать картин, которые достойны внимания и узнаваемости.  Эти картины написали знаменитые художники, и их должен знать не только тот человек, кто занимается искусством, но и просты смертные люди, так как искусство красит нашу жизнь, эстетика углубляет наш взгляд на мир. Дайте должное место в своей жизни искусству…

1. «Тайная вечеря». Леонардо Да Винчи, 1495 — 1498

Монументальная роспись работы Леонардо да Винчи, изображающая сцену последней трапезы Христа со своими учениками. Создана в 1495—1498 годы в доминиканском монастыре Санта-Мария-делле-Грацие в Милане.

Роспись была заказана Леонардо его патроном, герцогом Лодовико Сфорца и его супругой Беатриче д’Эсте. Гербом Сфорца расписаны люнеты над росписью, образованные потолком с тремя арками.

Роспись была начата в 1495 году и завершена в 1498 году; работа шла с перерывами.

Дата начала работы не является точной, поскольку «архивы монастыря были уничтожены, и ничтожная часть документов, которыми мы располагаем, датируется 1497 годом, когда роспись была почти закончена».

Важно

Роспись стала вехой в истории Ренессанса: правильно воспроизведенная глубина перспективы изменила направление развития живописи Запада.

Считается, что в этой картине скрыто множество секретов и намёков — например, есть предположение, что образ Иисуса и Иуды списаны с одного человека. Когда Да Винчи писал картину, в его видении Иисус олицетворял добро, в то время как Иуда был сущим злом.

И когда мастер нашёл «своего Иуду» (пьяницу с улицы) оказалось, что, согласно историкам, этот пьяница за несколько лет до этого послужил прототипом для написания образа Иисуса.

Таким образом, можно сказать, что эта картина запечатлела человека в разные периоды его жизни.

2. “Подсолнухи”. Винсент Ван Гог, 1887 год

Название двух циклов картин нидерландского художника Винсента ван Гога. Первая серия выполнена в Париже в 1887 году. Она посвящена лежащим цветам. Вторая серия выполнена через год, в Арле. Она изображает букет подсолнухов в вазе. Две парижских картины приобрёл друг ван Гога Поль Гоген.

Художник писал подсолнухи одиннадцать раз. Первые четыре картины были созданы в Париже в августе – сентябре 1887 г. Крупные срезанные цветы лежат, подобные каким-то диковинным, умирающим на наших глазах существам.

3. “Девятый вал”. Иван Константинович Айвазовскии?, 1850 год

Одна из самых знаменитых картин русского художника-мариниста Ивана Айвазовского, хранится в Русском музее.

Живописец изображает море после сильнейшего ночного шторма и людей, потерпевших кораблекрушение. Лучи солнца освещают громадные волны. Самая большая из них — девятый вал — готова обрушиться на людей, пытающихся спастись на обломках мачты.

Несмотря на то, что корабль разрушен и осталась только мачта, люди на мачте живы и продолжают бороться со стихией. Тёплые тона картины делают море не таким суровым и дают зрителю надежду, что люди будут спасены.

Созданная в 1850 картина «Девятый вал» сразу же стала самой знаменитой из всех его марин и была приобретена Николаем I.

4. «Маха обнажённая». Франциско Гойя, 1797-1800 гг

Картина испанского художника Франсиско Гойи, написанная около 1797—1800 годов. Составляет пару с картиной «Маха одетая» (La maja vestida).

На картинах изображена маха — испанская горожанка XVIII—XIX веков, один из излюбленных объектов изображения художника.

«Маха обнажённая» является одним из ранних произведений западного искусства, изображающих полностью обнаженную женщину без мифологических или отрицательных коннотаций.

5. “Полет влюблённых”. Марк Шагал, 1914-1918 гг

Работа над картиной «Над городом» началась ещё в 1914, а последние штрихи мастер нанёс только в 1918 году. За это время Белла из возлюбленной превратилась не только в обожаемую супругу, но и мать их дочери Иды, навсегда став главной музой живописца.

Союз богатой дочери потомственного ювелира и простого еврейского юноши, чей отец зарабатывал на жизнь, разгружая селёдку, иначе как мезальянсом не назовёшь, но любовь была сильнее, и поборола все условности. Именно эта любовь и окрыляла их, вознося к небесам.

Совет

Карина изображает сразу две любви Шагала – Беллу и дорогой сердцу Витебск. Улицы представлены в виде домиков, разделённых высоким тёмным забором.

Не сразу зритель заметит козла, пасущегося в левой стороне от центра картины, и простого мужика со спущенными штанами на переднем плане – юморок от живописца, вырывающийся из общего контекста и романтического настроения работы, но в этом весь Шагал…

6. “Лицо войны”. Сальвадор Дали, 1940 год

Картина испанского художника Сальвадора Дали, написанная в 1940 году.

Картина была создана по дороге в США. Впечатленный трагедией, разыгравшейся в мире, кровожадностью политиков, мастер приступает к работе еще на пароходе. Находится в Музее Бойманса-ван Бёнингена в Роттердаме.

Потеряв всякую надежду на нормальную жизнь в Европе, художник из любимого Парижа уезжает в Америку. Война накрывает Старый Свет и стремится захватить весь оставшийся мир. Мастер еще не знает, что пребывание в Новом Свете на протяжении восьми лет сделают его по-настоящему знаменитым, а его работы – шедеврами мировой живописи.

7. «Крик». Эдвард Мунк, 1893 год

«Крик» (норв. Skrik) — созданная в промежутке между 1893 и 1910 годами серия картин норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка. На них изображена кричащая в отчаянии человеческая фигура на фоне кроваво-красного неба и крайне обобщённого пейзажного фона. В 1895 г. Мунк создал литографию на тот же сюжет.

Красное, огненно горячее небо накрыло холодный фьорд, который, в свою очередь, рождает фантастическую тень, схожую с неким морским чудовищем. Напряжение исказило пространство, линии сломались, цвета не согласуются, перспектива уничтожается.

Многие критики полагают, что сюжет картины – плод больной фантазии психически нездорового человека. Кто-то видит в работе предчувствие экологической катастрофы, кто-то решает вопрос о том, какая именно мумия вдохновила автора на эту работу.

8. «Девушка с жемчужной серёжкой». Ян Вермеер, 1665

Картина «Девушка с жемчужиной серёжкой» (нидер. «Het meisje met de parel») написана около 1665 года. В данное время хранится в музее Маурицхёйс, город Гаага, Нидерланды, и является визитной карточкой музея. Картина, получившая прозвище голландской Моны Лизы, или Моны Лизы Севера, написана в жанре Tronie.

Благодаря фильму Питера Уэббера «Девушка с жемчужиной серёжкой» 2003 года, огромное количество людей, далёких от живописи, узнали о замечательном нидерландском художнике Яне Вермеере, а также о его самой известной картине «Девушка с жемчужиной серёжкой».

9. «Вавилонская башня». Питер Брейгель, 1563 год

Известная картина художника Питера Брейгеля. Художник создал как минимум две картины на этот сюжет.

Картина находится – Музей истории искусств, Вена.

В Библии есть рассказ о том, как жители Вавилона попытались выстроить высокую башню, чтобы добраться до неба, но бог сделал так, что они заговорили на различных языках, перестали понимать друг друга, и башня осталась недостроенной.

10. «Алжирские женщины». Пабло Пикассо, 1955 год

«Алжирские женщины» — серия из 15 полотен, созданная Пикассо в 1954–1955 годах по мотивам живописи Эжена Делакруа; картины различаются по присвоенным художником литерам от А до О. «Версия О» была написана 14 февраля 1955 года; какое-то время она принадлежала известному американскому собирателю искусства XX века Виктору Ганцу.

Картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» была продана за $180 млн.

11. «Новая планета». Константин Юон, 1921 год

Русский советский живописец, мастер пейзажа, театральный художник, теоретик искусства. Академик АХ СССР. Народный художник СССР. Лауреат Сталинской премии первой степени. Член ВКП с 1951 года.

Это удивительная, созданная в 1921 году и совсем не характерная для художника-реалиста Юона, картина “Новая планета” – одна из ярких работ, воплотивших образ перемен, которыми во втором десятилетии XX века стала Октябрьская революция.

Новый строй, новый лад и новый образ мышления только что зародившегося советского общества.

Что ждет теперь человечество? Светлое будущее? Об этом тогда еще не думали, но то, что Советская Россия и весь мир вступает в эпоху перемен очевидно, как и стремительное рождение новой планеты.

12. «Сикстинская Мадонна». Рафаэль Санти, 1754 год

Картина Рафаэля, которая с 1754 года находится в Галерее старых мастеров в Дрездене. Принадлежит к числу общепризнанных вершин Высокого Возрождения.

Огромное по размерам (265 ? 196 см, так обозначен размер картины в каталоге Дрезденской галереи) полотно было создано Рафаэлем для алтаря церкви монастыря Святого Сикста в Пьяченце по заказу папы Юлия II.

Существует гипотеза, что картина была написана в 1512—1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн, и последующего включения Пьяченцы в состав Папской области.

13. “Кающаяся Мария Магдалина”. Тициан (Тициано Вечеллио), написанная около 1565 году

Картина, написанная около 1565 года итальянским художником Тицианом Вечеллио. Принадлежит Государственному Эрмитажу в Санкт-Петербурге. Иногда дата создания указывается как «1560-е годы».

Моделью картины стала Джулия Фестина, поразившая художника копной отливающих золотом волос. Готовое полотно сильно впечатлило герцога Гонзага, и он решил заказать его копию. Позже Тициан, меняя фон и позировку женщины, написал еще пару подобных работ.

14. «Мона Лиза». Леонардо Да Винчи, 1503-1505 гг

Портрет госпожи Лизы дель Джокондо, (итал. Ritratto di Monna Lisa del Giocondo) — картина Леонардо да Винчи, находящаяся в Лувре (Париж, Франция), одно из самых известных произведений живописи в мире, которое, как считается, является портретом Лизы Герардини, супруги торговца шёлком из Флоренции Франческо дель Джокондо, написанным около 1503—1505 года.

Согласно одной из выдвигавшихся версий, «Мона Лиза» — автопортрет художника.

15. “Утро в сосновом лесу”, Шишкин Иван Иванович, 1889 год

Картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий написал медведей, но коллекционер Павел Третьяков стёр его подпись, так что автором картины часто указывается один.

Замысел картины был подсказан Шишкину Савицким, который позже выступил в роли соавтора и изобразил фигуры медвежат. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах. Животные получились у Савицкого столь удачно, что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным.

16. «Не ждали». Илья Репин, 1884-1888 гг

Картина русского художника Ильи Репина (1844—1930), написанная в 1884—1888 годах. Она является частью собрания Государственной Третьяковской галереи.

Картина, показанная на XII передвижной выставке, входит в повествовательный цикл, посвященный судьбе русского революционера-народника.

17. «Бал в Мулен де ла Галетт», Пьер Огюст Ренуар, 1876 год

Картина, написанная французским художником Пьером Огюстом Ренуаром в 1876 году.

Место где находится картина – Музей д’Орсе. Мулен де ла Галетт это недорогой кабачок на Монмартре, где собирались студенты и трудовая молодежь Парижа.

18. «Звёздная ночь». Винсент Ван Гог, 1889 год

De sterrennacht — картина нидерландского художника Винсента Ван Гога, написанная в июне 1889 года, с видом предрассветного неба над вымышленным городком из восточного окна жилища художника в Сен-Реми-де-Прованс. С 1941 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке. Считается одной из лучших работ Ван Гога и одним из самых значительных произведений западной живописи.

19. «Сотворение Адама». Микеланджело, 1511 год

Фреска Микеланджело, написанная около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы. В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её.

Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию.

Обратите внимание

Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела.

Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

20. «Поцелуй в звёздном небе». Густав Климт, 1905-1907 гг

Картина австрийского художника Густава Климта, написанная в 1907—1908 годах. Полотно принадлежит к периоду творчества Климта, названному «золотым»,  последнее произведение автора в его «золотом периоде».

На скале, на краю цветочной поляны, в золотой ауре, стоят полностью погружённые друг в друга, отгороженные от всего мира влюблённые.

Из-за неопределённости места происходящего кажется, что изображённая на картине пара переходит в неподвластное времени и пространству космическое состояние, по ту сторону всех исторических и общественных стереотипов и катаклизмов.

Полное уединение и повёрнутое назад лицо мужчины лишь подчеркивают впечатление изоляции и отрешённости по отношению к наблюдателю.

20 картин, которые должен знать каждый (история живописи) обновлено: Ноябрь 23, 2016 автором: interesno-vse.ru

Рубенс, Серов, Шагал и другие великие художники, которых можно увидеть бесплатно

Картины пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Этой осенью 18 крупнейших музеев России, включая Пушкинский, Русский музей и Дворец Меншикова, откроют бесплатный вход: это подарок Сбербанка в честь своего 175-летия. «Афиша Daily» рассказывает про 20 примечательных работ в этих музеях — от Ростова-на-Дону до Владивостока

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Симоне Мартини «Мария Магдалина», 1322-1323-е года

Самая ранняя картина Итальянского Возрождения

© Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Коллекция итальянской живописи — одна из ключевых в собрании Пушкинского: здесь собрано более 500 шедевров из Италии Средневековья и Раннего Нового времени.

Среди них есть «Благовещение» суперзвезды Итальянского Возрождения Сандро Боттичелли, но, вероятно, самой ранней подписной работой коллекции станет «Мария Магдалина», написанная замечательным мастером Симоне Мартини в 1320-х годах придворным художником папы Бенедикта XII в Авиньоне и другом поэта Франческо Петрарки.

«Давид», слепок статуи Микеланджело Буонаротти

Самый фотографируемый экспонат музея

Каждый девятый снимок с геотегом Пушкинского музея будет на фоне исполинской статуи Давида — чаще всего в интересном ракурсе.

Причина исключительного внимания к «Давиду» очевидна: 5,5-метровый обнаженный гипсовый красавец, подлинник которого был создан величайшим мастером в истории искусства, доминирует в Итальянском дворике как веховой столб на перекрестке экскурсионных троп от Средневековья к Новому времени, из Италии в Северные страны, и с первого этажа на второй.

Рембрандт, «Артаксеркс, Аман и Эсфирь», 1660 год

Самая дорогая

© Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Если попытаться выбрать самого дорогого художника из коллекции Пушкинского, им будет недавний рекордсмен аукционов Поль Гоген (300 млн за картину «Когда свадьба»), а вслед за ним пойдет Пабло Пикассо (104 млн за «Мальчика с трубкой») — но они расположены в галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков.

Самой дорогой картиной собрания в основном здании будет Рембрандт: его работы в частных коллекциях так редки, что каждая создает свой прецедент на рынке и оценивается не менее, чем в 40-60 млн долларов.

А год назад парные портреты были выкуплены вскладчину двумя знаменитыми музеями, парижским Лувром и амстердамским Рейксмузеумум, за рекордные 180 млн.

Дворец Меншикова (филиал Эрмитажа)

«Сад земных наслаждений», копия картины Иеронима Босха, XVI век

Самая детализированная картина

По «Саду земных наслаждений» Босха проводят интерактивные экскурсии, чтобы как следует рассмотреть работу и изучить всех персонажей. Оригинал представляет собой триптих со складными панелями, на левой расположен рай, на правой — ад.

Средняя же, заглавная панель, копию которой можно будет увидеть, представляет собой собственно «Сад земных наслаждений», который можно разглядывать бесконечно, — с куполом, накрывающим любовников вслед за фламандской поговоркой «Счастье, как стекло, однажды разбивается», и людьми, которые, по мнению некоторых искусствоведов, сошли с ума за свои грехи. Автор копии неизвестен, но, скорее всего, он был нидерландским художником школы Босха.

Русский музей

Василий Кандинский «Композиция VI», 1913 год

Самая дорогая картина русского художника в коллекции

Самые дорогие отечественные художники на рынке — Ротко, Малевич и Кандинский. «Фуга» последнего была продана на Sothebyʼs за почти $20 млн, а «Белый звук» — за 23. «Композиция VI» недавно побывала на гастролях в Третьяковке вместе с «Композицией VII».

Эти две работы признаны лучшими произведениями художника и объединяют его главные темы и мотивы. Отправной точкой для «Композиции VI» стала композиция на стекле «Потоп», которую художник пытался переосмыслить.

Как объяснял он сам в одной из лекций, в этих работах его начала интересовать неумелость: он лишил краски яркости и уменьшил саму выразительность, сократив выразительность элементов.

Казимир Малевич «Черный квадрат», 1923 год

Одно из самых важных произведений искусств в мире

Возможно, самая важная картина в истории искусства и ключевая для экспозиции Русского музея.

«Черный квадрат» Малевича — неисчерпаемый источник смыслов и одновременно точка, с которой берет начало современное искусство. Мир знает как минимум четыре живописных «Черных квадрата».

В Русском музее хранится второй и самый большой (106×106 см), созданный Малевичем в 1923 году для Международной выставки в Венеции.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Художник флорентийской школы XIV века, мастерская братьев ди Чоне, «Мадонна с младенцем»

Самая загадочная картина

© Екатеринбургский музей изобразительных искусств

Смысловое ядро коллекции западноевропейского искусства Екатеринбургского музея составляют произведения, полученные из собрания Эрмитажа.

Среди них самый ранний и интересный шедевр — «Мадонна с младенцем», или «Мадонна Смирение», флорентийской школы XIV века. Атрибуция произведения представляет собой загадку, однако еще большей тайной для научного отдела музея стала иконография образа: младенец надевает на палец Богоматери кольцо.

Этот жест должен означать символическое обручение Богоматери. В музее полагают, что известных аналогов этой композиции не существует.

Ярославский художественный музей

Ярославская школа, «Спас Вседержитель», середина XIII века

Совершенное творение древних мастеров

© Ярославский художественный музей

Написанная, вероятно, в самом начале XIII века, икона «Спас Вседержитель» была династической реликвией ярославских князей.

До XX века служила молитвенным образом в придворном Успенском соборе Ярославля, а потом уже была отдана музею.

Великий советский реставратор и художник Игорь Грабарь называл ее за гармонию композиции и чистоту тонов «совершенным творением» владимиро-суздальских мастеров.

Новосибирский художественный музей

Николай Рерих «Красные кони», 1925 год

Самая главная работа Рериха на фоне других работ Рериха

© Новосибирский художественный музей

Еще в советское время Новосибирский музей заработал себе репутацию главного центра рериховедов: в его коллекции почти 70 картин Святослава и Николая Рерихов, отца и сына, полученных от Третьяковской галереи и Эрмитажа. Николай Рерих не только кумир странствующих мистиков всего мира, но и чрезвычайно любим в США. Неслучайно творческое наследие художника входит в топ самых дорогих произведений искусства.

Хорст Янссен «Автопортрет», 1995 год

Самая новая работа в разделе современного европейского искусства

© Новосибирский художественный музей

Янссен — замечательный немецкий график, чья выставка проходила в Новосибирском музее в 1996 году, спустя год после его смерти.

Его отдельная серия была посвящена России — с портретом Гоголя и туфелькой Плисецкой, а экспрессионистский «Автопортрет», одна из последних в творчестве художника работ, стала частью постоянной коллекции музея.

Музей изобразительных искусств Республики Татарстан, Казань

Михаил Врубель «Полет Фауста и Мефистофеля», 1896 год

Самый ценный эскиз

© Музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Окончательный вариант панно размерами почти 3×2,5 метра хранится в Третьяковке — и своими полупрозрачными оттенками и прерывистым, словно стежки, контуром напоминает старинный гобелен.

Гордость казанского музея, не менее масштабная по размеру, — эскизный вариант произведения Михаила Врубеля, который интересно рассматривать, сравнивая с оригиналом.

Стилистическая имитация древних техник прикладного искусства, таких как витраж и гобелен, не случайна: панно предназначалось для готического особняка Алексея Морозова.

Рембрандт Харменс ван Рейн «Петр и Иоанн у врат храма», 1659 год

Самая ценная гравюра

© Музей изобразительных искусств Республики Татарстан

Как это часто бывает с наследием старых мастеров, количество шедевров, авторство которых документально подтверждено, — невелико, а вот вещей, приписанных великим именам, куда больше. Наследие Рембрандта Харменса ван Рейна не исключение.

Если количество его законченных живописных произведений поддается подсчету, то подсчитать авторские графические листы, особенно отпечатки — всегда сложно. Заново открытый Рембрандт неизбежно привлечет в музей толпу туристов.

Гравюра «Петр и Иоанн у врат храма» как раз тот самый случай, когда в подписи гения можно не сомневаться.

Краснодарский художественный музей им. Коваленко

Валентин Серов «Портрет Красильщиковой», 1906 год

Самый народный художник России

© Краснодарский художественный музей им. Коваленко

Двухметровый портрет Красильщиковой хранится в музее уже 91 год и таких очередей, как в Третьяковке, конечно же, не собирает. Поздний портрет Елизаветы Красильщиковой кисти Валентина Серова выполнен в редкой для парадного портрета технике пастели.

Ростовский музей изобразительных искусств

Питер Пауль Рубенс «Сусанна и старцы», 1607–1608 годы

Самое приятное открытие музея

© Ростовский музей изобразительных искусств

Знаменитый фламандец был крайне плодовит, и шедевры его мастерской хранятся чуть ли не во всех крупных музеях мировых столиц.

В рамках советской программы распределения в 1940-х годах Рубенс попал и в музей Ростова-на-Дону: несколько картин фламандцев приехали сюда из Эрмитажа.

Важно

С Рубенсом, как и Рембрандтом, вопрос атрибуции всегда стоит остро: у художника была солидная мастерская, и разобраться, где рука самого художника, а где — его учеников, бывает непросто. «Сусанна» в советские годы числилась в инвентарных книгах как полотно одного из учеников школы.

Но в 2000-х картина была направлена на экспертизу в Москву, где было установлено авторство самого Рубенса. Картина была в очень плохом состоянии: обширные загрязнения и широкий разрез по центру полотна. В 2006 году ее торжественно вернули отреставрированной в постоянную коллекцию музея.

Владимир Вейсберг «Портрет Поповой», 1978 год

Самая дорогая работа музея из коллекции современного искусства

© Ростовский музей изобразительных искусств

В Ростове-на-Дону неплохая коллекция современного отечественного искусства: есть и Кошляков, и Тер-Оганьян. Самым дорогим на рынке из тех, что здесь представлены, будет Вейсберг: его рекорд на аукционных торгах в докризисном 2007-м — почти $400 000 (за картину «Обнаженная»).

Приморская картинная галерея, Владивосток

Марк Шагал «Портрет брата Давида с мандолиной», 1914 год

Первый советский музейный Шагал

© Приморская картинная галерея

Единственная работа Шагала, экспонируемая в азиатской части России, долгое время хранилась в коллекции художественного отдела Краеведческого музея, а потом уже вошла в собрание галереи.

Картина много гастролировала — от Флоренции до Брюсселя, и провела за границей два года.

Интересно, что первая выставка Шагала случилась в Москве только в 1989 году, а во Владивостоке его показывали с 1970-х, что было настоящим чудом.

Пермская художественная галерея

Ян Брейгель «Сельский пейзаж с дорогой»

Единственный Брейгель на Урале

© Пермская художественная галерея

Арт-дилеры шутят, что работы знаменитой династии такая же общепринятая валюта, как Уорхол на торгах современным искусством, и интересно, что рекордные суммы за них часто отдавали покупатели из России.

Самый дорогой в семействе Брейгелей — Питер, но работы Яна Брейгеля-старшего тоже представляют собой серьезные инвестиции: его натюрморт недавно был продан за почти 4 миллиона, а «Райский сад с грехопадением» два года назад ушел почти за 7.

Минимальная цена за «Сельский пейзаж с дорогой» составит миллион.

Астраханская картинная галерея им. Догадина

Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею», 1889–1890 годы

Самая знаменитая картина музея

© Картинная галерея им. Догадина

«Видение отроку Варфоломею» рассматривалось как истинное воплощение русского православия и духовности — и потому вошло во все учебники.

Несмотря на то что Михаил Нестеров создал целый цикл живописных полотен, посвященных Сергию Радонежскому (отрок Варфоломей — имя святого до принятия монашеского пострига), художник считал именно эту композицию своим лучшим произведением.

Картина небольшого формата, что раньше была в коллекции Третьяковской галереи, хранится в музее Астрахани.

Красноярский художественный музей им. Сурикова

Василий Суриков «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге», 1870 год

Первая работа Сурикова

© Художественный музей им. Сурикова

В красноярский музей следует отправляться смотреть на Сурикова: здесь собрано около 80 его произведений. «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге» — первая самостоятельная работа художника.

Выставка «Extension.kr» в зале «Арсенал», Нижний Новгород

Чхве Су Ан «Лесные мечтатели», 2016 год

Самый инновационный экспонат

Совсем новая работа знаменитого корейского скульптора станет премьерой выставки в Нижнем Новгороде. Суана Чхве волнует слом эпохи и стремительно наступающее новое время — с биотехнологиями, генной инженерией и искусственным интеллектом.

Его гиперреалистичные скульптуры — ответ на вызов, с которым сталкивается как отдельная личность, так и общество в целом.

Интересно, что его скульптуры — результат долгой работы, когда он разбирает на части и собирает заново в новом порядке первоначальный эскиз.

Выражаем свою благодарность искусствоведу и оценщику Ульяне Добровой за помощь в подготовке этого материала.

Этот материал мы подготовили совместно со Сбербанком, который в честь своего 175-летия организует бесплатный вход в 18 российских музеев в 17 городах России. Акция началась 1 октября и продлится до конца ноября. Подробнее со списком музеев, участников юбилейной программы Сбербанка, можно ознакомиться здесь.

Нам не нужны ключи, чтобы афишировать главное! Новости культуры, Москвы и политики, а также лучшие материалы редакции — в основном телеграм-канале «Афиши Daily».

Пушкинский музей хочет выкупить картину Тициана у российского коллекционера

Картины пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Полотно «Венера и Адонис», ныне представленное на выставке «Венеция Ренессанса. Тициан, Тинторетто, Веронезе» в ГМИИ, совсем недавно было приписано Тициану.

Пушкинский музей надеется собрать деньги на покупку картины через интернет и спонсоров

Работу «Венера и Адонис» в 2005 году приобрел на торгах в Сен-Жермен-ан-Ле (городке в 19 км от Парижа) некий российский коллекционер. На продажу она шла как работа неизвестного венецианского мастера, копия с картины Тициана из Прадо.

Новый владелец решил сделать повторную экспертизу у научного сотрудника ГМИИ искусствоведа В. Э. Марковой. Она пришла к выводу, что купленное в Сен-Жермен-ан-Ле полотно не копия, а оригинал и, возможно, даже первоисточник работы в Прадо. С атрибуцией Марковой согласился эксперт по венецианской живописи Франческо Валькановер.

Двухлетняя реставрация картины, проведенная в Венеции, выявила большое количество авторской правки, особенно на изображении лиц и рук. Также в составе красочного слоя был найден редкий, но использовавшийся в арсенале Тициана пигмент smaltino на основе лазурита.

Совет

Еще один аргумент в пользу авторства Тициана — характерный для его зрелого периода метод наложения нового сырого слоя краски на еще не просохший предыдущий слой (bagnato su bagnato — буквально, «сырой по сырому»).

В 2014 году музей Прадо провёл исследование своей картины Тициана «Венера и Адонис». Рентгенограмма показала минимальное количество авторской правки.

Более того, подготовительный рисунок под красочным слоем мадридской картины, как оказалось, был переведен методом калькирования с московской картины «Венера и Адонис».

Проводившие исследование сотрудники Прадо, в том числе куратор итальянской живописи Мигуэль Фаломир, а также британский эксперт Пол Йоаннидес, пришли к выводу, что именно российский Тициан послужил образцом для мадридского и всех последующих многочисленных авторских повторений.

На волне этого сенсационного открытия Пушкинский музей объявил о своих планах по выкупу новообретенной картины Тициана в свою коллекцию.

Директор Пушкинского музея Марина Лошак выразила надежду, что собрать необходимые на приобретение «десятки миллионов долларов или евро» удастся в том числе и через Интернет.

«Такие вещи осуществляются, безусловно, обществом сообща, это не может быть только миссией людей, музея или узкого круга попечителей. У музея слишком много нужд, и наши друзья меценаты всячески помогают нам», — сказала М. Лошак.

Прецеденты выкупа картин известных мастеров в государственные музеи многочисленны, но не у нас. Особенно по этой части выделяются британские граждане. Как правило, речь о выкупе англичане заводят, когда какой-то общеизвестный шедевр, десятки лет висевший на правах аренды в музее, его владелец — некий лорд или герцог — вдруг решает продать за границу.

Тогда британский минкульт накладывает временный запрет на вывоз этой картины с тем, чтобы дать британцам шанс её выкупить.

Обратите внимание

Зачастую это удается сделать (как это было с работами Эдуара Мане, Питера Брейгеля Младшего и того же Тициана), но нередко желающих выкупить картину для народа не находится (как это было с рекордным Тёрнером, уплывшим в итоге в Гетти, или первым портретом свободного чернокожего кисти Уильяма Хоара).

Похожие истории случаются не только в Британии, но и во Франции, например, где общественный сбор пожертвований помог выкупить для Лувра работу Лукаса Кранаха Старшего «Три грации». От европейских прецедентов наш случай с Тицианом отличает, пожалуй, только одно: слишком свежая и еще не осевшая в умах музейного сообщества атрибуция работы, подлежащей выкупу.

Материал подготовила Мария Онучина, AI

Источники: пресс-релиз ГМИИ им. А.С.Пушкина, tvkultura.ru, artinvestment.ru

Пушкинский музей. Часть 1

Картины пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Московский Музей имени Пушкина я впервые посетил в студенческие годы в конце 70-х. Тогда я с интересом открывал для себя, что помимо творений передвижников и мастеров соцреализма существует и другая живопись. В те годы вся русская и советская живопись кроме скуки, никаких других чувств во мне не вызвала.

Такое стойкое отношение было выработано в школе, где на уроках нас заставляли рассказывать, а еще хуже описывать в сочинении, что мы видим на выставленной репродукции какой-нибудь картины.

  Для этих “школьных пыток” подбирались произведения обязательно с социальным звучанием, например, “Тройка” Перова, “Бурлаки на Волге” Репина или “Допрос коммунистов” Иогансона.

 При этом можно было совсем не касаться художественной ценности картины, гораздо важнее описать, как трудно жилось простому рабочему люду до революции, или отметить героизм коммунистов и злобную сущность белогвардейщины.

Сейчас я, конечно, понимаю, что и у передвижников есть шедевры, а некоторые из них, например Левитан, Серов в своей живописи приблизились к импрессионизму, но осадок, как говориться остался. Именно по этой причине я до сих пор не люблю Третьяковскую галерею, единственное, что мне там нравиться это Карл Брюллов.

Тем с больший интересом в юности я пытался понять другие направления в живописи. Пушкинский музей был тогда, да и сейчас наверное остается, единственным местом в Москве, где можно увидеть воочию импрессионистов, Пикассо и очень немного картин, буквально один зал, более поздних направлений, а также несколько эротичных скульптур Родена и Майоля.

Я часто бывал там и шел сразу на третий этаж главного здания, где все это тогда располагалось. До сих пор хорошо помню в каком месте месте висела та и иная картина.Тогда же в студенческие годы мне посчастливилось прослушать курс лекций об импрессионистах общества “Знание”.

  Лекторы рассказывали о художниках этого направления, их приемах, подробно с использованием слайдов разбирали некоторые их картины. Этих лекции помогли глубже понять живопись импрессионистов и Эдуарда Мане от Клода Моне я стал отличать с легкостью ?

Позже я посмотрел импрессионистов в Эрмитаже, увидел большое собрание этих художников в музее Орсе в Париже, побывал на выставках их картин в венской Альбертине, но Пушкинский музей был остается для меня самым близким и родным. Сейчас живопись 19-20 веков выставлена в отдельном здании музея. Как и прежде, я регулярно, хотя бы раз в 1-2 года, бываю там.

Важно

Последний раз был в ноябре прошлого года и с удивлением узнал, что в музее можно фотографировать. Вспышку использовать нельзя, освещение в залах музея не везде достаточно для нормальной съемки. Выкладываю здесь только, что получилось с приемлемой резкостью.Начну с импрессионистов.

Пьер Огюст Ренуар (1841-1919).

Купание на Сене (1869).Беседка в Мулен де ла Галлет (1876)Портрет актрисы Жоан Самари (1877)Две девушки в черном (1881)Обнаженная (1876)

Альфред Сислей (1839-1899)

Мороз в Лувесъенне (1873)

Клод Моне (1840-1926)

Бульвар Капуцинок в Париже (1873)Руанский собор вечером (1894)Руанский собор в полдень (1894)Чайки. Река Темза в Лондоне (1904)Скалы в Бель-Иль.Белые кувшинки (1899)Сирень на солнце (1873)

Эдуард Мане (1832-1883)

В баре (1879)Эдгар Дега (1834-1917)Голубые танцовщицы (1898)Танцовщица у фотографа (1874-1877)

Пьер Каррье Беллез (1851-1933)

Танцовщица (1890)

Поль Гоген (1848-1903)

Королева. Жена Короля (1893)Таитяне в комнате (1896)Матамое (1892)

Поль Сезанн (1830-1906)

Натюрморт с персиками и грушами (1890)

Винсент Ван Гог (1853-1890)

Красные виноградники в Арле (1888)Пейзаж в Овере после дождя (1890)На лекции о Ван Гоге на примере этой картине нам объясняли мастерские приемы художника.

Буквально несколькими мазками кисти, он показал отражение повозки в луже на дороге, и сразу становится понятно, что пейзаж написан после дождя.

Еще это любимая картина герой Юрия Никулина Мячикова в фильме “Старики разбойники”. ? Морской пейзаж в Сент-Мери (1888)

Продолжение

В пушкинском музее показали картины для слабовидящих

Картины пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Мастерски выполненные рельефные копии полотен Поля Гогена, Пабло Пикассо, Сандро Боттичелли и других великих художников для слабовидящих и незрячих впервые выставлены в России.

Обычно картины в музеях берегут: посетителям не только нельзя их трогать , но даже порой запрещено приближаться, заходить за ограждение. Самые ценные произведения защищают стеклом. Иногда – особо крепким, антивандальным.

Вадим Эйленкриг: Прекрасно, что IT-технологии облегчают жизнь инвалидов

Но картины, выставленные в Итальянском дворике Государственного музеея изобразительных искусств имени Пушкина, не только можно, но и нужно трогать: они предназначены для незрячих любителей искусства. Такая необычная выставка организована впервые, на ней представлено шесть уникальных репродукций, которые можно воспринимать на ощупь, руками.

“В нашей стране живут 12,7 млн людей с ограниченными возможностями и 63 тыс. человек, которые не могут видеть, – сказала на открытии выставки вице-премьер Ольга Голодец. – Важно, чтобы эти люди чувствовали себя частью нашего общества и общество чувствовало, что они его часть.

Совет

Поэтому такие проекты помогают быть едиными с людьми, нуждающимися в нашем особом внимании и заботе”.

По словам Ольги Голодец, проект поможет незрячим людям прикоснуться к ранее недоступному для них пласту культуры, и потому важно, чтобы эти произведения увидело как можно большее количество людей.

Эти картины можно и нужно трогать: они предназначены для незрячих любителей искусства

Стать ближе и доступнее для людей, которые могут “видеть” лишь руками, стараются и другие российские музеи. Например, в “Коломенском” не так давно появилась рельефная карта музея-заповедника, снабженная пояснениями на языке Брайля. С ее помощью легко познакомиться с архитектурными шедеврами заповедника.

Директор Пушкинского музея Марина Лошак сказала, что открытие тактильной выставки – это новый важный этап в развитии музея. “Эти шесть шедевров дают возможность разным людям понять, что представляет собой конкретное произведение искусства.

Безусловно, для них откроется много нового, что было прежде закрыто”, – сказала Лошак. Обычные посетители тоже смогут открыть для себя опыт восприятия предмета искусства через прикосновение.

А если к тому же захотят попытаться понять проблемы незрячих, получат возможность при посещении зала надеть темные очки.

Для инвалидов предложили организовать спецтранспорт

“Мы очень благодарны и Пушкинскому музею, и благотворителям, которые помогли осуществиться этому проекту, – сказал “РГ” глава Фонда поддержки слепоглухих “Со-единение” Дмитрий Поликанов. – Эти картины приехали в Москву из Музея Прадо в Мадриде. За рубежом разработаны технологии, позволяющие получать точные рельефные копии художественных произведений.

Но мы планируем осуществить собственный аналогичный проект по созданию тактильных картин. Хотим пойти дальше: дополнить рельефное изображение различной текстурой материалов на поверхности картины. А еще добавить возможность почувствовать запах. У нас уже собрана технически сильная команда, поскольку задача поставлена сложная.

Обратите внимание

А тестировать образцы репродукций в процессе отработки технологии их создания будут наши подопечные”.

Проекты для слабовидящих и незрячих осуществлял не только Прадо. Аналогичные выставки, включавшие экскурсии и даже рисовальные классы, проходили в Музее Метрополитен, Национальной галерее в Лондоне. А в Лувре есть постоянно работающая экспозиция: в специальной Тактильной галерее собраны миниатюрные копии скульптур из собрания знаменитого музея.

25 шедевров русской живописи, которые должен знать каждый

Картины пушкинского музея. 7 шедевров, которые стоит увидеть – все о живописи

Картины, знакомые вам с детства

Ажиотаж вокруг выставок русских художников в последнее время превысил все ожидания.

Так, «очередь на Серова» стала не менее известной, чем картины Валентина Серова. Посмотреть на выставку в Третьяковской галерее на Крымском валу в начале 2016 года пришло столько людей, что в итоге ее признали самой посещаемой в истории музеев СССР и России.

Подобный интерес вызвала и экспозиция полотен Ивана Айвазовского. Третьяковка даже продлила время работы — галерея теперь закрывается не в 18:00, а в 21:00.

Поэтому предлагаем вам освежить в памяти ваши знания о русской живописи: мы вам название картины, а вы определяете ее автора, делая выбор из двух предложенных вариантов.

1

«Девятый вал»

А) Левитан          Б)  Айвазовский2

«Утро стрелецкой казни»

А) Суриков          Б) Павленский 3

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

А) Шишкин          Б)Репин 4

«Богатыри»

А) Репин        Б)  Васнецов 5

«Бурлаки на Волге»

А) Серов            Б) Репин6

«Последний день Помпеи»

А) Брюллов      Б) Айвазовский

7

«Девочка с персиками»

 А) Серов             Б) Репин

8

«Охотники на привале»

А) Перов           Б) Васнецов

9

«Купание красного коня»

А) Петров-Водкин   Б) Серов 10

«Явление Христа народу»

А) Репин      Б) Иванов 11

«Сватовство майора»

А) Федотов        Б) Саврасов 12

«Черный квадрат»

А) Малевич            Б) Айвазовский 13

«Опять двойка»

А) Решетников        Б) Репин 14

«Неравный брак»

А) Пукирев         Б) Павленский 15

«Лунная ночь на Днепре»

А) Шишкин            Б) Куинджи 16

«Царевна-Лебедь»

А) Куинджи           Б) Врубель 17

«Грачи прилетели»

А)Саврасов           Б) Коржев 18

«Утро в сосновом лесу»

А) Кустодиев         Б) Шишкин 19

«Неизвестная»

А) Крамской         Б) Кустодиев 20

«Боярыня Морозова»

А) Шишкин         Б) Суриков 21

«Фуга»

А) Кандинский            Б) Кустодиев 22

«Апофеоз войны»

А) Кипренский        Б) Верещагин 23

«Золотая осень»

А) Куинджи       Б) Левитан 24

«Портрет Ф. И. Шаляпина»

А) Серов      Б) Кустодиев 25

«Портрет А.С. Пушкина»

А) Кипренский       Б) Кандинский

Ответы: 1 – Б,  2 – А, 3- Б, 4- Б, 5-Б, 

6-А, 7-А, 8-А, 9-А, 10-Б, 1

1-А,12-А, 13А, 14-А, 15-Б, 

16-Б, 17-А,18-Б, 19-А, 20-Б, 

21-А,22-Б, 23-Б, 24-Б, 25-А. 

Румпельштильцхен ученик

  • Активность: 2421
  • Репутация: 19
  • Пол: Женщина

Румпельштильцхен ученик

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *