Маки клода моне. 3 загадки картины. – все о живописи
Table of Contents
Цветы в творчестве Клода Моне
Великий французский художник-импрессионист Клод Моне (Oscar-Claude Monet), (1840—1926 гг.) очень любил рисовать цветы. Он писал цветы на протяжении всей своей жизни, в разные периоды творчества. Чаще садовые и полевые цветы, реже – срезанные цветы в вазах. Цветы были его страстью.
Моне говорил, что больше всего в жизни он обожает две вещи: живопись и садоводство. Поэтому наибольшее наслаждение он испытывал, когда изображал на своих картинах именно цветы. Даже членов своей семьи он всегда писал в окружении цветов, подчеркивая тем самым свою искреннюю любовь к ним.
“Возможно, именно благодаря цветам, я и стал художником”, – говорил о себе Клод Моне.
Одна из ранних работ Клода Моне “Женщины в саду”, 1866-1867 гг., Музей Орсэ, Париж. Фигуры женщин изображены на этом полотне очень стилизованно. Весь акцент художник делает на игре света и тени, на листве деревьев и цветах. Моне еще ищет свой стиль, до официальной даты зарождения импрессионизма остается еще пять лет.
Обратите внимание
Моделью для всех трех женщин послужила 19-летняя Камилла Донсье, будущая жена Клода Моне. Полотно очень большое, его размеры 2,05 на 2,55 м. Художник намеревался выставить эту картину на Парижском Салоне в 1967 году, но жюри отвергло его.
В конце жизни Клода Моне, когда он был уже признанным и прославленным мастером, французское правительство выкупило в 1921 году картину “Женщины в саду” у художника за 200 тыс. франков.
Сент-Андресс
Аржантей, 1872 – 1977 гг.
Клод Моне всегда хотел иметь свой собственный сад, где бы он мог спокойно работать на пленэре. В конце 1871 Клод Моне с семьей поселился в Аржантёе. Тогда это был небольшой курортный поселок близ Парижа, в 12 км от центра города, расположенный на живописном берегу Сены. Сейчас Аржантёй входит в Большой Париж.
В Аржантее у Моне был свой дом и свой первый сад. Мне кажется, что именно в Аржантее были созданы лучшие картины Клода Моне. Это был самый светлый период его творчества. У Моне живопись вообще светлая, но именно в Аржантее его полотна просто светятся радостью. По-видимому, это были самые счастливые годы его жизни.
Почти на всех полотнах, написанных в Аржантее, изображена Камилла, любимая первая жена Клода Моне.
В те годы Аржантей был любимым местом отдыха парижан, там регулярно проводились парусные регаты. В Аржантёй вела железная дорога, добраться из Парижа туда можно было быстро и легко.
Не только Моне, но и другие художники-импрессионисты Мане, Ренуар, Сислей, Кайботт писали свои пейзажи в Аржантее.
“Женщина с зонтиком в саду в Аржантее”, 1875 год. | “Прогулка, Аржантей”, 1875 год. | “Прогулка в Аржантее”, 1875 год, Музей Мармоттан-Моне, Париж. |
“Сад”, 1872 год. | “Камилла Моне в саду”, 1873 год. | “Камилла Моне в окне. Аржантей”, 1873 год. |
“Берег Сены возле моста в Аржантее”, 1874 год. | “Камилла и Жан Моне в саду в Аржантее”, 1873 год. | “Камилла Моне в саду у дома в Аржантее”, 1876 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. |
“Гладиолусы”. ок. 1876 года. Институт Искусств, Детройт, США. | “Девушки в саду”, 1875 год, Национальная галерея в Праге. | “Камилла с зеленым зонтиком”, 1876 год. |
“Ворота сада в Ветее”, 1876 год. | “Сад”, 1876 год. | “Сад, Мальвы”, 1877 год. |
Очень интересная серия “Сирень”. Сравните:
Маковые поля
Одна из самых известных картина Клода Моне “Поле маков” (1873 год, музей Орсэ, Париж) была написана в Аржантее, неподалеку от дома художника. На картине изображены жена Моне Камилла и его сын Жан. Предположительно, что для фигур дамы с ребенком на заднем плане также послужили моделями его жена и сын.
Посмотрите, как выразительно художник нарисовал алые маки и желтые лютики. Камилла с Жаном буквально утопают в маках, образуя полную гармонию с природой солнечного летнего дня. Моне выбрал очень удачный ракурс для своей картины – алые маки располагаются в левой нижней части картины, по диагонали, вдоль которой идут Камилла с Жаном.
Создается ощущение, что маки выходят за пределы полотна. Поля маков увлекали Моне. Он неоднократно возвращался к ним в своем творчестве. Его привлекал контраст красных маков и зеленой травы.
“Лето. Маковое поле”, 1875 год, частная коллекция.
“Маковое поле близ Ветея” 1879 год.
“Поле маков в лощине близ Живерни”, 1885 год. Музей изящных искусств, Бостон.
“Поле маков”, около 1890 года. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
“Овсяное поле с маками”, 1890 год. Музей современного искусства, Страсбург.
“Поле маков в Живерни”. 1890-1891 гг. Институт Искусств, Чикаго.
“Поле красных маков близ Живерни”, 1895 год. Музей изящных искусств Вирджинии, Ричмонд, США.
Поля тюльпанов
Клод Моне несколько раз посещал Голландию. И, конечно, не мог остаться равнодушным к тюльпанам. Он создал серию картин, изображающих главные достопримечательности Голландии – поля тюльпанов и ветряные мельницы.
“Поля тюльпанов в Сассенхейме, близ Лейдена”, 1886 год, Институт Искусств Кларка (Clark Art Institute), Вилльямстаун, Массачусетс, США.
“Поля тюльпанов и ветряные мельницы в Рейнсбурге”, 1886 год, частная коллекция.
“Поля тюльпанов в Голландии”, 1886 год. Музей Орсэ, Париж.
“Поле тюльпанов в Голландии”. 1886 г. , Музей Мармоттан-Моне, Париж.
Ветёй, 1879 – 1881 гг.
“Сад художника в Ветёе”, 1880 год. Национальная галерея, Вашингтон. В 1879 году семья Моне переехала в Ветёй, небольшой поселок на берегу Сены в 65 км к северо-западу от Парижа. Здесь у Клода Моне родился второй сын, Мишель, но, к сожалению, вскоре умерла первая жена Камилла. В Ветёе семья Моне прожила до 1881 года.
Клод Моне сходится с семьей Алисы Гошеде (Alice Hoschedé), с которыми уже был знаком несколько лет. Они живут вместе, впоследствии Алиса стала его второй женой. Но на картинах Клода Моне Алиса Гошеде, в отличие от Камиллы, встречается очень редко. Моделями для полотен художника служили ее дочери, падчерицы Клода Моне.
“Цветы на берегу Сены близ Ветея”, 1880 год. | “Алиса Гошеде в саду”, 1881 год. Будущая вторая жена Клода Моне. | “Лестница в Ветее”, 1881 год. |
“Остров цветов вблизи Ветея”, 1880 год, Метрополитен-музей, Нью-Йорк. | “Цветы в Ветее”, 1881 год. | “Цветы в Ветее”, 1881 год. |
Цветы в вазе
Больше всего Клод Моне любил садовые и полевые цветы, но иногда писал и натюрморты, букеты срезанных цветов.
“Весенние цветы”, 1864 год. Местонахождение картины в настоящее время не известно.
Конечно, в этом полотне еще трудно узнать будущего великого художника-импрессиониста.
“Хризантемы”, 1878 год. Музей Орсэ, Париж.
“Букет из мальвы”, 1880 год.
“Подсолнухи”, 1881 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
“Хризантемы” 1882 год. Музей Метрополитен, Нью-Йорк.
“Фиолетовые маки”, 1883 год. Музей Бойманса-ван Бёнингена, Роттердам, Нидерланды.
“Анемоны”, ок. 1885 года, частная коллекция.
“Две вазы с хризантемами”.
1888 год, частная коллекция.
Живерни 1883 – 1926 гг.
В 1883 году семья Клода Моне переезжает в Живерни. Это небольшая деревушка в живописнейшем районе на берегу реки Эпт, в месте ее слияния с Сеной, примерно в 80 км от Парижа. В Живерни Клод Моне проживет до конца своей жизни. К этому времени он уже стал известным художником и вполне обеспеченным человеком. В 1890 году он смог выкупить дом в Живерни, в котором жила его семья. В доме он оборудовал просторную мастерскую. Клод Моне значительно расширил свой сад, устроил в нем пруд, вода в который поступала из специального водозаборного резервуара, построенного на реке Эпт. В те годы Клод Моне увлекся японской культурой, японскими гравюрами, особенно гравюрами великого японского художника Хокусая. Для ухода за садом Моне нанял японского садовника, который помогал ему обустраивать сад в японском стиле. Сам Моне принимал непосредственное участие в планировке сада. Художник выписывал журнал Revue horticole (Журнал садоводства), заказывал для своего сада растения и цветы из разных стран мира. Именно этот сад стал главной любовью в последние годы жизни художника. В нем он работал, его он и писал во всех видах, с разных точек, в разное время суток. Сад стал для художника главным источником вдохновения. В саду Моне выращивал различные цветы, в пруду росли кувшинки, через пруд был перекинут знаменитый “Японский мостик”. Он мог часами любоваться своим садом, наблюдать за малейшими изменениями освещения, погоды. Осенью 1899 года Клод Моне начал писать свою знаменитую серию “Кувшинки”, над которой работал до конца своих дней.
Клод Моне в своем саду на фоне пруда с кувшинками, 1905 год.
Летние заметки о Клоде Моне: как нарисовать впечатление
Лето. Солнышко. Жарко. Хочется, наконец, расслабиться и прожить эту «маленькую жизнь» так, как будто на свете не будет осенней слякоти, высоких сугробов и тяжёлых шуб. И о картинах хочется говорить лёгких, летних, томных. Поэтому – Клод Моне.
Проживший непростую жизнь, много лет шедший из крайней бедности к признанию и славе, в молодости переболевший в армии брюшным тифом, а затем похоронивший умершую от туберкулёза в 32 года первую жену, широкой публике Оскар-Клод Моне не в последнюю очередь известен благодаря своей небольшой картине, которая «нечаянно» дала название целому художественному направлению.
В 1874 году в мастерской фотографа Надара в Париже в экспозиции группы художников был выставлен этюд Моне со сложным названием «Впечатление. Восходящее солнце» (фр. «Impression, soleil levant»).
В ответ один из критиков, желая выразить максимальное пренебрежение увиденным на выставке, обозвал её участников «импрессионистами».
Важно
Никто из оппонентов, разумеется, не ожидал, что этот термин приживётся и останется в истории живописи.
Основной смысл импрессионизма состоит в том, что предметом изображения здесь является не столько сама живописуемая натура – во всех её фотографических подробностях и деталях, – сколько особенности конкретного момента – освещение, создающее определённые оптические эффекты, состояние атмосферы и, в конечном счёте, впечатление художника. Так было уже в самом первом, «заглавном», этюде Моне, который писался с натуры в порту Гавра, и где художнику удалось несколькими мазками отразить тот короткий миг, когда ночь переходит в утро – солнечный свет пробивает густой туман, окрашивает воду и воздух.
Ещё одна знаменитая серия Моне – это написанные в 1892-1895 годах многочисленные изображения Руанского собора. Ракурс на них почти всегда один и тот же, и это ещё раз показывает, что главным предметом интереса для художника был отнюдь не сам собор, очертания которого за столько лет можно было выучить наизусть.
Главным в этой серии является свет и, конечно же, оно – впечатление. Именно поэтому полные названия работ оказываются весьма некоротки – например, «Руанский собор, портал и башня, эффект утра; белая гармония».
Серия картин позволила художнику, скрупулёзно работая с цветом, последовательно отобразить стены собора в самом разном освещении – от пасмурного туманного утра до жаркого полудня, когда глазам открывается гармония голубого с золотом, и далее – до заката – когда холсты начинает заливать синим и пурпуром. Кстати, а вы знали, что «соборов» у Моне – больше тридцати?
Кроме стремления уловить и перенести на холст какие-то особенные, запоминающиеся мгновения, импрессионистов отличала также особая техника работы с цветом.
Если художники предшествующих школ цвет всегда тщательно смешивали на палитре, то «впечатленцы» заметили, что на ярком солнце человеческий глаз обычно разделяет световой поток на волны разного спектра – и в результате вместо простого белого луча мы видим множество разноцветных бликов.
В итоге у художников, которые смело вышли со своими этюдами на пленэр и, в большинстве своём, почти никогда не дорабатывали затем написанное в мастерских, вместо сложных оттенков на холстах оказываются положенные рядом мазки чистых простых цветов.
[1] При этом особенно охотно использовались сочетания оттенков, противолежащих друг другу в цветовом круге, – жёлтый – фиолетовый, синий – оранжевый, красный – зелёный. Оказавшись в соседстве, такие цвета усиливают друг друга, что и придавало полотнам импрессионистов необычную яркость и словно бы излучаемый свет.
Совет
При этом чёткие контуры предметов нередко исчезали, размывались, превращая картины в своеобразную световую мозаику.
“Завтрак на траве”
Впрочем, свет был не последним героем работ Моне даже тогда, когда импрессионистический период «официально» ещё не был открыт.
В его «Даме в саду», несмотря на чёткость линий и продуманную, почти академическую композицию, мы уже видим массу знакомых черт – мощные потоки света падают с неба, отражаются от кустов и словно бы заставляют сверкать молодую зелень травы, на которой лежат недлинные поздноутренние тени.
Кстати, не случайно со временем с полотен художника, начинавшего как портретист и оставившего нам, например, массу прекрасных портретов своей супруги Камиллы, люди почти исчезают, уступая место пейзажам.
Поздний период жизни художника, помимо полотен с собором в Руане, был отмечен ещё и целой садовой серией. Природу он чрезвычайно любил и раньше, и в его картинах то и дело мелькали пейзажи то Нормандии, то окрестностей Парижа.
В середине 1880-х в жизнь художника приходит, наконец, давно ожидаемая популярность, а с ней и достаток, и он поселяется в норманнской деревушке Живерни, где со временем обустраивает огромный сад.
Не на шутку увлекшись садоводством и воспользовавшись возможностями пересылки семян по почте, которая тогда только появилась, Моне высаживает у себя массу как обычных, так и экзотических для Франции растений, подбирая их именно с точки зрения художника-колориста.
По картинам Моне этого периода также бегут многочисленные садовые дорожки.
Поскольку половина сада была со временем переделана в водяной парк в японском стиле, в жизни художника начинается ещё один живописный цикл – он пишет водяные лилии. К сложным световым эффектам солнечных бликов здесь добавляются отражения и отсветы от глади воды. Таким образом, новый цикл оказывается для художника новым поводом совершенствовать своё мастерство в работе с солнечным светом.
Обратите внимание
Кстати, именно «Кувшинки» Моне привлекут затем внимание искусствоведов, и вот по какому поводу. В 1900-х зрение мастера начинает довольно быстро ухудшаться, в итоге в 1912 ему приходится перенести две операции по удалению катаракты. Зрение после них восстанавливается не полностью и, главное, художник перестаёт с прежней тонкостью различать цвета.
Сначала он пытается работать по памяти, уже в мастерской воспроизводя картины любимого сада, различая краски по порядку разложенных по местам тюбиков.
Затем на его полотнах появится новая манера, которую позднейшие критики посчитают близкой к экспрессионизму, и лишь с появлением компьютерных методов обработки изображения, некоторые исследователи выскажут мысль о том, что причиной этой перемены художественного метода были именно проблемы художника со зрением.
Впрочем, давайте лучше остановимся и ещё раз мысленно пройдёмся по дорожкам волшебного сада в Живерни. И запомним свои впечатления – красивые цветы, блики солнечного света, истома… Лето.
Развитию такой живописной техники удивительным образом способствовало также произошедшее как раз в этот период появление…металлических тюбиков с красками.
До этого момента краски хранили в виде сухих пигментов в специальных мешочках, откуда их надо было достать, развести, смешать на палитре в небольшом количестве и успеть нанести на картину до того, как они начнут высыхать.
Теперь же, доставая нужное количество уже разведённой краски прямо из тюбика, цвета можно было смешивать прямо на холсте. Возникавшее при этом неполное наложение мазков и давало тот эффект «пульсирующего» цвета, который так характерен для импрессионистов.Дарья Менделеева (Матроны.ру) источникИ ещё у картины
“Собор в Руане” “Руанский собор” 1894 “Руанский собор. Гармония в коричневых тонах” 1892 Пьер Огюст Ренуар “Художник Клод Моне” 1875
“Сирень” “Эффект садящегося солнца на снегу” “Le Jardin de l`artiste a Vetheuil”
“Завтрак” 1868 “Лодки в Этрета (Три рыбачьих лодки)”
“Ребёнок в саду”
“Маковое поле” 1873
“Семья художника в саду”
“Река”
Маки в Аржантее
Оригинальное название: Poppies at argenteuil
Год создания: 1873 год
Музей д'Орсэ, Париж.
Оскар Клод Моне (14 ноября 1840 — 5 декабря 1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма.
На картине “Поле маков” (1873), представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалеку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руках, и его изящные очертания придают картине особое очарование.
Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур (моделями для которой также послужили Камилла и Жан), на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой. Моне писал “Поле маков” на пленэре, на небольшом переносном холсте.
Важно
Хотя картина передает естественное, спонтанное ощущение, она тщательно скомпонована.
Это выражается не только в том, что художник дважды повторил на ней фигуры, но и в выборе ракурса, который установлен таким образом, что яркие маки, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали, вдоль которой идут Камилла и Жан, словно выходя при этом за рамки картины.
Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с переднем планом композиции.
Описание картины Клода Моне «Маки» (У Аржантея)
Произведение Моне «Маки», второе его название «Поле маков у Аржантея», было написано художником в 1873 году. Пейзаж макового поля, изображенный на картине, с небольшой грядой деревьев, словно отделяющей небо от земли, поначалу дает ощущение незамысловатости сюжета. Но всматриваясь в картину глубже, понимаешь, что первое впечатление было обманчивым.
Картину можно образно разделить двумя перпендикулярными линиями на четыре участка. Линия горизонтали, словно грубо и четко выделенная, перерезает слегка зримую, виртуальную линию вертикали. Изображенный на полотне домик является своеобразным центром пересечения двух линий, соединяя композицию в одно целое.
Примечательна картина своей смысловой и чувственной нагрузкой, отображаемой силуэтами женщин с детьми, находящихся на вершине холма и его склоне. Женщина и мальчик, которых мы видим на переднем плане картины, никто иные, как жена и сын художника.
Необычная композиция дает иллюзорное видение картины в картине. Повторяющееся изображение силуэтов, дает ощущение движения женщин с детьми по незаметной тропке.
Дерево, возвышающееся над холмом, увеличивает наполненность и немаловажность этой части произведения.
Совет
Правая, почти бесцветная, часть контрастирует на фоне цветущего макового поля и является фоном для женского силуэта, изображенного на пересечении смежных участков картины.
Всего лишь несколькими штрихами кистью художник обозначил небо. Не тронутые краской части холста показывают нежелание автора акцентировать внимание на верхней части полотна.
В совокупности картина воспринимается, как приверженность земным ценностям, имеющим первостепенное значение. Чтобы решить поставленную перед собой задачу, художник прибег ко всем имеющимся в его запасе возможностям передачи его видения сюжетной линии картины.
Клод Моне — человек солнца
14 ноября 1840 года в Париже родился Оскар Клод Моне, французский живописец, один из основателей импрессионизма. Его знаменитые кувшинки, маковые поля, здание Парламента относятся к самым дорогим и почитаемым картинам мира.
Моне запомнился в мировой истории прежде всего как революционер в искусстве. Он первым развил новые технические приемы письма, первым использовал новую теорию цветовой гаммы, первым стал изображать объект несколько раз при различном освещении и погодных условиях.
Картина «Впечатление. Восход солнца» стала отправной точкой для творчества всех импрессионистов. |
Однако как и у большинства новаторов, жизнь художника складывалась непросто. Еще в зрелом возрасте у него начались проблемы со зрением, а к концу своей жизни он и вовсе ослеп из-за двойной катаракты. Но то наследие, которое Клод Моне оставил после себя, считается настоящим достоянием всего человечества и разбросано по самым лучшим музеям и галереям мира.
Ниже приведены истории создания лучших картин художника и его самые известные цитаты.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Один из ранних шедевров Моне, эта картина представляет собой не только художественную, но и биографическую ценность. Она написана в тот период, когда страдающий от безденежья художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом.
Две фигуры, сидящие в креслах, — это отец Моне и, вероятно, тетка. Перед ними стоит кузина художника с неизвестным.
В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ более позднего периода.
Музей д’Орсэ, Париж
Клод Моне нарисовал серию картин Вестминстерского дворца, здания британского Парламента, во время пребывания в Лондоне с 1900 по 1905 гг. Картины имеют одинаковый размер и точку зрения — окно Моне в больнице Св.
Томаса, выходящее на Темзу. Они, однако, окрашены в разное время дня и при различных природных обстоятельствах. В этот период он оставил свою раннюю рабочую практику- доводить картины до конца на месте перед объектом.
Музей д’Орсэ, Париж
Обратите внимание
Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа — Аржантее. Прекрасный сад и небольшой дом — все, о чем художник только мог мечтать. На картине — жена и сын Моне.
Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой.
Кажется, что фигуры женщины и мальчика будто вырастают прямо из поля.
ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва
В 1865 году Клод Моне работал недалеко от Парижа над большой картиной «Завтрак на траве». Законченное полотно не удовлетворило художника, и он уехал в Париж, оставив ее в качестве залога хозяину дома в Шайи.
По возвращении Моне нашел холст сильно пострадавшим от сырости и, спасая картину, разрезал ее на три части.
Потом он решил все-таки написать картину на эту тему, и, будучи в 1866 году снова в Шайи, он создает уменьшенный вариант большой композиции.
Музей д’Орсэ, Париж
Клода Моне называли «человеком солнца» из-за яркого света, которым отличается большинство его пейзажей. Моделью для «Дамы» послужила Сюзанна Гошеде, ставшая приемной дочерью Моне после того, как он женился на ее матери. «Дама» отличается эффектной позой, отчетливым изображением, энергичной манерой письма. Одним словом — это настоящий Моне в его лучших проявлениях.
Несмотря на то что «Женщины в саду» — одна из самых больших по размеру картин, когда-либо написанных импрессионистами (ее размеры 255×201 см), Моне работал над ней на пленэре, для чего ему пришлось выкопать в саду канаву и поднимать или опускать холст с помощью ворота. Моделью для всех четырех женских фигур послужила его будущая жена, Камилла.
Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников еще с XVIII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.
Национальный музей Западного искусства, Токио
Важно
Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках.
Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта.
На самом деле эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать ее красоту в своей живописи.
Побережье возле Сент-Адресс, 1867 |
Дама в саду Сент-Адресс, 1867 |
Мост в Аржантее, 1874 |
Весна в Живерни, 1880
Стога сена в Живерни, 1884 |
Антиб, вид из садов Салис, 1888 |
Японский мостик, 1899 Прогулка по краю скалы Дорожка в саду Живерни, 1900 Водяные лилии. Облака, 1903
Моне, рисующий в своем саду в Аржантее, Огюст Ренуар |
Ученые почти разгадали 3 загадки «Моны Лизы»
Шедевр Леонардо да Винчи волнует и интригует не одно поколение не только искусствоведов, но и ученых. С их легкой руки «Мона Лиза» овита сетью бесчисленных предположений и немыслимых гипотез.
Первой из загадок «Моны Лизы» является невероятная техника великого живописца, называемая сфумато, которая отличается объемностью и реалистичностью, и что самое завораживающее – отсутствием на полотне видимых следов кисти.
Помимо самого да Винчи этой техникой владели и другие художники эпохи Возрождения, а сейчас ученые-химики приблизились к разгадке ее секретов.
На сей раз для анализа использовался флуоресцентный метод, позволяющий досконально изучить шедевр, оценив состав используемых художником красок, толщину лессировочных слоев и последовательность нанесения мазков.
Исследования показали, что лессировочный слой, создаваемый Леонардо да Винчи, составляет лишь 30 – 40 микрометров, а размер мазка не превышает 1 – 2 микрометров! Можно отметить, что великий мастер обладал не только талантом, но и огромным терпением.
Создавая «Мону Лизу», художник не прекращал совершенствоваться во владении техникой сфумато, постоянно экспериментируя с лессировкой и приемами передачи полутонов.
Интересно, да Винчи предполагал, что спустя сотни лет шедевр, созданный его руками, будет известен всему миру, а его репродукции будут украшать фоны для презентаций и рекламные постеры.
Второй загадкой «Моны Лизы» итальянские ученые смогли удивить и заинтриговать общественность. Сильвано Винчети – президент национального комитета культурного наследия Италии объявил, что при тщательном рассмотрении лица Джоконды удалось обнаружить скрытый в ее глазах шифр.
Так, правый зрачок содержал буквы LV, либо L 2, которые, возможно, являются инициалами великого гения. К сожалению, не удалось распознать символы, изображенные в левом зрачке. Ученые предположили, что буквы могут заменять цифры, так как в Средние века был распространен такой шифр.
Совет
Напомним, что ранее Сильвано Винчети обнаружил цифру 72, тщательно скрытую в своде арочного моста. Нам остается только гадать, что именно хотел донести великий живописец этим посланием. Хотя, следует заметить, что большинство ученый склоняются к тому, что символы – это всего лишь появившиеся на красочном слое микротрещины.
Наконец, третья загадка «Моны Лизы» – чей портрет все-таки изображен на картине? Помимо основной версии о том, что Леонардо да Винчи запечатлел знатную флорентийку Лизу Герардини дель Джокондо, существуют и другие, иногда даже весьма экстравагантные.
Широко распространены версии, что художник написал автопортрет или портрет своей матери.
Но Сильвано Винчети выдвинул предположение, что загадочная «Мона Лиза» – это портрет мужчины, а именно молодого подмастерья Леонардо Джан-Джакомо Капротти, который проработал у художника около двадцати лет.
Как утверждает исследователь, «Мона Лиза» не единственная картина, на которой изображен Джакомо. Он нашел достаточно большое сходство между двумя Иоаннами Крестителями, одним ангелом и Джокондой. Это позволяет утверждать, что моделью для всех перечисленных шедевров являлся один и тот же человек.
Но итальянские исследователи не захотели оставлять загадку «Моны Лизы» неразгаданной до конца, и объявили о планируемых на конец апреля поисковых работах останков женщины-натурщицы, позировавшей Леонардо да Винчи. Найдя останки, ученые смогут реконструировать лицо Джоконды и поставить, наконец, точку в череде предположений.
Джузеппе Палланти, известный историк, сумел изучить всю биографию Моны Лизы, начиная со дня ее рождения (15 июня 1479 года) и до дня кончины в возрасте шестидесяти трех лет. Из документов, найденных Джозеппе, стало доподлинно известно, что она умерла и была захоронена в монастыре Святой Урсулы, который в наши дни представляет собой заброшенное здание в самом центре Флоренции.
Среди этих документов Палланти обнаружил завещание, в котором муж Лизы Франческо дель Джокондо просит Мариетту, младшую из пяти детей, позаботиться о его дорогой супруге. На момент оглашения завещания Мариетта была монашкой и потому забрала мать ближе к монастырю, в котором находилась сама.
Обратите внимание
Согласно записям «Книги мертвых» – учетном документе, найденном в архиве монастырской церкви, Лиза пережила своего супруга на 4 года и умерла, когда ей было 63 года. В записях также указано место погребения – монастырь Святой Урсулы.
И вот на днях, спустя всего два дня с начала раскопок, итальянские археологи подтвердили указанные выше сведения, обнаружив предполагаемый склеп, из которого уже удалось извлечь на поверхность два обветшалых гроба. Ученые уверенны, что несколько найденных костных фрагментов принадлежат именно легендарной леонардовской натурщице.
Целью ученых является сравнение выделенного из найденных останков ДНК с уже имеющимися данными о ДНК потомков рода Герардини и воссоздание компьютерной модели лица Лизы Джокондо. И может тогда наука возьмет верх над главной загадкой «Моны Лизы».
Пиши как Моне! Изучаем технику мастера
Клод Моне – самый обласканный вниманием публики импрессионист, да и, наверное, самый авторитетный. Его полотна, стремящиеся поймать мимолетное отражение солнечных лучей в разное время дня и в различной обстановке, поражают воображение и через сто лет после смерти художника. Сейчас, когда все вокруг перегружено визуальными образами, мир глазами Моне даже сильнее цепляет зрителя.
Что из себя представляет импрессионизм?
Импрессионисты появились около 1870-го года, когда группа художников время от времени собиралась вместе на пленэры и пыталась воспроизвести на холстах эмоции и впечатления, которые в них рождал пейзаж.
Их манера письма оказалась новаторской, разительно отличающейся от принятой до той поры: их работы не были ни детально прописанными, ни реалистическими, а тематика не относилась ни к классическим, ни к историческим сюжетам.
В то время это было серьезным отступлением от традиций, и художники подвергались насмешкам критиков и публики.
Какие техники использовал Моне?
Самый главный принцип импрессионизма – сложный, переливающийся цвет, достигаемый минимальным смешением красок, нанесением мазков разного цвета рядом и позволяющий получить эффект «светящихся» объектов, набирающих объем при наблюдении издали.
Многие картины импрессионистов при разглядывании с близкого расстояния выглядят довольно размыто и раздробленно, но стоит отойти на пару шагов – и вот он, волшебный эффект! Непрозрачные краски, которые использовали импрессионисты, куда эффективнее отражали свет.
Две краски, наносимые рядом друг с другом, по тогдашней теории цвета, усиливали друг друга, а смешиваемые – теряли яркость. Кроме того, импрессионисты часто не использовали контуры объектов.
Моне писал по большей части маслом, но временами работал и пастелью, а также всегда имел при себе альбом для набросков. Он пользовался весьма ограниченным набором цветов, совершенно отказавшись от коричневого и других «земляных» оттенков.
К 1886 году исчез с его палитры и черный.
Когда в 1905 году у Моне спросили, какие цвета он использовал в очередной работе, художник ответил: «Главное – знать, как правильно использовать цвета, а когда знаешь, выбор определенного цвета – лишь дело привычки».
Согласно книге Джеймса Херда «Пиши как Моне», художник использовал всего девять цветов: свинцовые белила (ближе всего к ним современные титановые), желтый кром (современный аналог – кадмий желтый светлый), кадмий желтый, виридоновую зеленую, изумрудную зеленую, французский ультрамарин, синий кобальт, краплак красный (или ализарин), киноварь и черную слоновую кость (последнюю – только до 1886-го года).
Моне писал только на светлой основе – белой, светло-желтой и бежевой, и использовал непрозрачные краски.
Важно
Подробное изучение одной из картин дает понять, что художник зачастую наносил краску на холст из тюбика, или смешивал краски прямо на холсте.
Кроме того, он использовал лессировки, нанося участками тонкие слои краски поверх нижнего слоя, который проглядывал снизу. Мазки Моне были и широкими, и тонкими, а также точечными в светах, что создавало уникальную текстуру.
Существует два распространенных заблуждения о Моне
Первое из них – это то, что будучи импрессионистом, Моне писал спонтанно, подчиняясь порывам вдохновения.
На самом же деле он очень тщательно готовился к работе, планировал каждую картину и очень много и усердно трудился для достижения результата.
Нередко он писал целые серии работ на одну и ту же тему при разном освещении и разной погоде, только чтобы поймать изменчивые световые эффекты.
Второе заблуждение – это что все полотна Моне написаны прямо на месте, где он находил натуру. В реальности многие свои картины он заканчивал в своей студии. Сам Моне говорил так: «Сделаны ли мои виды соборов, Лондона и другие с натуры, или нет – никого не касается, да и не имеет ровно никакого значения».
Как же научиться писать, как Моне?
Нет ничего проще и ничего сложнее. Просто возьмите ваши самые яркие и светлые краски, полюбите природу и волшебство света до глубины души и работайте, как проклятые – именно такая стратегия принесла успех Клоду Моне. Удачи в творчестве!
Большая часть статьи – перевод с английского.
Почему Клод Моне уничтожал свои картины?
Первоисточник Наталья Рыкова http://www.livemaster.ru/topic/516327-pochemu-klod-mone-unichtozhal-svoi-kartiny
Затрагивать тему жизни и творчества Клода Моне очень волнительно, поскольку это огромный пласт мировой культуры.
Моне прожил 86 лет, очень много работал, наследие оставленное художником составляет около двух тысяч картин.
Оскар Клод Моне один из величайших учителей в истории человечества, формально никого не учил. Моне показывал нам мир не таким, как мы его видим, а таким каким мы его чувствуем.
Совет
Оскар Клод Моне родился в Париже 14 ноября 1840 года в семье бакалейщика. Детство и юность он провел в Гавре. В детстве Моне был вполне обычным лоботрясом, и на берегу моря проводил гораздо больше времени чем в учебном классе. На уроках он развлекал себя тем, что изображал своих учителей в виде карикатур, разрисовывая обложки тетрадей. В 15 лет его побаивались даже известные люди Гавра.
Первым учителем живописи Моне был Эжен Буден, который сразу рассмотрел талант в подростке. Позже Моне писал Будену: “«Я не забыл, что вы были первым, кто научил меня видеть и понимать».
Первая картина Клода Моне “Вид на Рюэлль” была похожа на пейзажи Будена.
Увлеченный живописью Моне перебирается в Париж.
На этом безоблачная жизнь художника заканчивается. Отец Моне был в ярости узнав о решении Моне бросить школу и стать художником. Он отказал ему в средствах, но это не остановило Клода.
(Как часто родители не понимают истинные стремления своих детей, и не поддерживают их.
Если бы отец Моне знал, что в истории он будет известен лишь как “отец Клода Моне”, а картину сына “Пруд с кувшинками” приобретут за 80,5 миллионов долларов. )
Однако, после того как Моне попал в армию и тяжело заболел лихорадкой, отец выкупил его и отправил его в Школу изящных искусств В Париже с условием, что он будет серьезно изучать академическое искусство.
(Опять эти родители с их вечными условиями!) Но Клоду были неинтересны мастера Академии, он ее бросил и поступил в свободную мастерскую Шарля Глейра.
Там он и познакомился с молодыми художниками Базилем, Сислеем, и Ренуаром – могучей кучкой основавшей движение импрессионизма.
Пьер Огюст Ренуар, Альфред Сислей, Фредерик Базиль
Что было общего между ними — сыном бедного портного с окраины Парижа Огюстом Ренуаром и наследником сенатора из Леро, богатого виноградаря, Фредериком Базилем и сыном богатого коммерсанта из Лондона Альфреда Сислея? Лёгкость, с какой давалась учёба, и уверенность в том, что им суждено нечто большее, чем копирование картин? Но им всем не хватало бесспорного лидера.
Обратите внимание
И тут появился четвертый, его появление запомнили все! Щеголь! Денди, одетый с иголочки у лучшего портного в Париже, не имел в кармане ни гроша. А когда портной пытался протестовать, он говорил ему со снисходительным высокомерием: „Если вы настаиваете, мсье, я лишу вас своих заказов“. Обучение в мастерской Глейра проходило весело и с большим энтузиазмом.
Друзья снимали студию, вместе работали и вместе веселились по вечерам в ближайших кафе. Обычно выбор падал на кафе Гербуа (Cafe Guerbois) на улице Батиньоль. Здесь властвовал Эдуард Мане (Edouard Manet), самый старший из всех.
Нужно сказать, что Моне был страшный транжира, как только у него появлялись деньги, он в лучшем случае закупался красками, а остальное прогуливал с друзьями.
Художники решили объединиться и название их движению нашлось само собой. Этот термин придумал в своем фельетоне журналист по имени Луи Леруа. Он использовал производное слово от названия картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце».
Заметка, в которой журналист обронил слово «импрессионист», была посвящена выставке работ так называемого «Салона отверженных», где выставлялись произведения, отклоненные членами жюри Парижского салона, самой авторитетной выставки того времени.
Первоначально воспринимаемое как кличка, название группы вскоре становится общепринятым, и уже через несколько дней после статьи в “Шаривари” благонамеренный критик пишет о молодых живописцах: “Если нужно одним словом охарактеризовать их намерения, то следует создать новое понятие – импрессионисты. Они импрессионисты в том смысле, что они передают не пейзаж, но вызванное им впечатление”
Картина была подвергнута жесткой критике.
Впечатление. Восход солнца.1873 год Мармоттан Париж Франция
Друзья часто писали портреты друг друга. Есть интересная история двух картин. Однажды Ренуар приехал в гости к Моне, когда тот работал в своем саду в Аржантее. Ренуар не стал терять времени даром, поставил мольберт и написал картину
Клод Моне работающий в своем саду.1873 год. Музей д'Орсэ, Париж.
А Клод Моне тем временем написал (так любимую мной) картину
Сад в Аржантее (Георгины)1873 год Национальная галерея живописи Вашингтон.
Так одновременно родилось два мировых шедевра.
Клод Моне в своей лодке студии, картина Эдуарда Мане 1874г.
Ранний Моне — это максимальное скопление портретов и натурщиков, человеческих фигур и лиц, обведённых жирным чёрным контуром. Этот период творчества совсем не похож на всем нам знакомого Моне. Далее, по ходу движения его творческой эволюции, будут постепенно исчезать из работ люди, уступая место картинам природы.
Портрет Мадам Годиберт (Клод Моне 1968 г Лувр Париж)
Завтрак. Моне 1868 г.(частная коллекция)
Терасса в Сент-Адресс 1867, Музей метрополитен Нью-Йорк
Важно
Один из ранних шедевров Моне. В этот период Моне еще стремился к строгому построению картины: она четко прописана, тщательно выверена по композиции и мало напоминает мягкие, размытые тона работ более позднего периода.
Там же в Париже он знакомится с Камиллой-Леонией Донсье, женщиной всей его жизни. Знакомство произошло в кафе Гербуа, куда Камилла приходила выпить чашечку кофе и поглазеть на художников. История любви молодого художника легла в основу романа Эмиля Золя “Творчество”. Однако Моне не оценил роман и считал, что Золя предал его, Моне написал Золя гневное письмо и разорвал с ним все отношения.
Женщина в зеленом платье, Моне, 1866 г, Бремен, Германия.
Друзья Моне сразу узнали Камиллу в „Даме в зелёном“, картина была выставлена в Салоне в 1866 году. Над „Дамой в зелёном“ дружно потешались критики и зрители; газетные остроумцы не уставали печатать шаржи, где длинный шлейф вываливался за край картины, а шея женщины была перекручена, как штопор. Моне старался не обращать на них внимания и продолжал работать, хотя и тяжело переносил неудачи.
Камилла стала сразу всем для Клода: его единственной любовью, хранительницей его душевного покоя, вдохновением и музой, а затем и матерью его детей. Долгое время Моне приходилось скрывать своё бесценное сокровище: его родители были против девушки. Клод и Камилла жили очень бедно. Казалось, что путь художника к известности и достатку был непреодолим и бесконечен.
Камилла Моне и сын Жан на холме. (Дама с зонтиком) 1862 год Национальная галерея, Вашингтон
Эта любовь оставила много шедевров.
Женщины в саду. 1867 год Орсэ, Франция
Камилла у окна 1873 год, частная коллекция
Раздумья мадам Моне на софе 1871 г
Камилла на садовой лавочке 1765 г
Самой значимой была огромная шестиметровая картина “Завтрак на траве”, которую Моне писал к очередному Салону, но ее пришлось оставить в залог за жилье, и по возвращении Моне с ужасом обнаружил, что от сырости на картине облупилась краска. Пытаясь спасти картину Моне порезал ее на несколько кусков.
Нужда была так сильна, что иногда Моне приходилось соскабливать краску с прежних картин для создания новых. Денег катастрофически не хватает, Моне вынужден постоянно останавливать работу над картинами.
Небольшое состояние Камиллы, которое она получила в приданное, безвозвратно промотано. Потрачено на погашение долгов и самое дорогое вино.
Совет
Как -то спасаясь от кредиторов Моне (в первый раз) порезал 200 своих картин, но, даже, уцелевшие куски были собраны и проданы по 30 франков каждый.
Родители категорически против этой связи (ох, уж эти мне родители. Ну, какая им разница?Представляете как бы было хорошо, если бы родители окружили Камиллу любовью и заботой, чем продлили бы ей жизнь и создали счастье своему сыну.
) Они соглашаются расплатиться с кредиторами и приютить Клода, но с условием полного разрыва с Камиллой. Моне поступает совершенно безответственно, оставляет беременную Камиллу практически без средств к существованию. И уезжает жить к своей тетке.
Первый сын Моне – Жан родится в отсутствие отца.
Через некоторое время Моне возвращается и продолжает работать. Появляется интересная картина. Картина была написана, когда Моне жил в небольшом городке близ Парижа — Аржантее. Прекрасный сад и небольшой дом — все, о чем художник только мог мечтать.
На картине — жена и сын Моне. Желая передать ощущение движения, Моне добавил вторую пару фигур на вершине холма. Они соединены с фигурами на переднем плане едва заметной, пробегающей по траве тропинкой.
Кажется, что фигуры женщины и мальчика будто вырастают прямо из поля.
Поле маков у Аржантее 1873 год
Регата в Аржентее 1872 г
Клод Моне был одержим способом написания на плэнере, художник упорно пытался уловить момент “здесь и сейчас”, чтобы потом передать его зрителю. Он совершенно не берег свои глаза, можно сказать, что он жестоко их эксплуатировал, заставляя себя работать на открытом солнце, ничем не защищая. Он работал изо дня в день.
Моне подчеркивал: “Я пытался сделать невозможное – нарисовать сам свет”.
Лодки в Аржантее
Маковое поле в ложбинке близ Живерни.
Он написал несколько серий картин, включая полотна с изображением собора в Руане. Каждая картина передает игру света и теней в разное время суток: раннее утро, когда солнце ласково пробивается сквозь туман, обволакивающий шпили собора, и полдень, когда весь фасад утопает в солнечном свете.
Моне начинал работать ранним утром, не дожидаясь семи часов, при контровом свете, так как солнце всходило за собором, и его лучи падали на здание сзади, едва высвечивая контуры башен и шпилей.
В полдень, когда солнце находилось в зените, все здание озарялось ослепительным солнечным светом, в тени оставались лишь порталы, заслоненные фасадом.
Обратите внимание
Во второй половине дня, ближе к вечеру, тени близлежащих домов окрашивали фасад в различные оттенки синего.
Руанский собор 1903 – 1905 год
Здание парламента в Лондоне
Голод доводил Моне до отчаяния, Салон не принимал его картины. Все стены и комнаты были заставлены не проданными полотнами.
Однажды Моне разбудил Ренуара торжествующим возгласом:
— Я нашёл, что им нужно! Вокзал Сен-Лазар! Когда отправляется поезд, дым паровоза застилает всё так, что кругом ничего не видно! Это волшебная картина! Надо только задержать руанский поезд: освещение куда лучше через полчаса после его отправления! Ты увидишь: теперь всё изменится!
Уговорив директора вокзала Моне написал свой
Вокзал Сен -Лазар 1877г
Но ничего не изменилось, картины по – прежнему не покупали.
Не имея должного лечения и нормального питания Камилла угасла, сразу после родов второго ребенка. В возрасте 32 лет.
Горестно вглядываясь в холодеющее лицо, Моне заметил сначала голубоватое свечение над ним, а потом с ужасом обнаружил, что взгляд его отмечает изменение цвета — эти синие, жёлтые и серые тона, появившиеся после смерти. Инстинктивно, не сознавая того, что делает, Моне взял кисть и стал набрасывать последний портрет Камиллы.
Он проклинал себя, плакал, пытался разжать пальцы и выпустить кисть, но пальцы не разжимались, и кисть словно сама по себе ходила по холсту. „Я не человек, — подумал он, — я животное, вращающее мельничный жёрнов“.
Камилла. Посмертный портрет.
Вскоре после смерти Камиллы Моне снова женится на Алисе Ошеде, с шестью детьми, вдове его мецената, и уезжает в Живерни, где художник проведет остаток своей жизни. Алиса сделает все, чтобы Моне забыл Камиллу, даже могила ее будет заброшена и зарастет цветами и травами. Наконец картины начинают покупать, слава приходит к нему.
По прежнему Моне много работает, не жалея своих глаз, зрение его сильно ухудшается и врачи ставят диагноз: катаракта. Поселившись в Живерни, Клод и Алиса Ошеде вызывали подозрительность среди крестьянского окружения.
Особенно профессия главы семьи — художник — не впечатляла патриархальных крестьян. А Моне и правда выглядел интересно: каждое утро бродивший по полям, сопровождаемый ребятней, которые на тележке везли за ним холсты, краски и кисти.
Здесь он пишет свои знаменитые стога.
Стога сена. Конец лета. 1890 год
Стог сена возле Живерни 1886г
Клумба с ирисами в саду 1900 год
Важно
Клод Моне как никто другой придавал значение свету, его оттенкам и игре теней, и как никто другой боготворил природу. Это было непривычно – городской житель в деревне. Но постепенно все привыкли.
Крестьяне стали уважать его за то, что он не гнушался ежедневной работы, а Моне и не нужно было привыкать, он попал в объятия своей музы. То, что раньше было просто огородиком возле дома, превратилось, благодаря Моне в настоящий праздник цвета, света и красоты.
Он засадил все разнообразными видами цветов и растений. Вряд-ли найдется много садов, которые смогут спорить с садом Клода Моне по количеству видов растений.
Однажды ему прислали огромный каталог цветочных семян – чтобы он выбрал и заказал нужные.
Он быстро пролистал каталог и заказал весь каталог. Розы, лилии, глицинии, тюльпаны, ромашки, подсолнухи, гладиолусы, астры – сад Моне – это буйство красок практически круглый год.
Берега пруда украсили разнообразные растения – малина, остролист, японская сакура, анемоны, пионы многие другие. Главной достопримечательностью сада является Японский мостик, который просто не смогут не узнать любители творчества художника. И главное Моне заказал из Японии семена нимфей (кувшинок) и украсил ими водную гладь пруда…
Мостик через пруд с лилиями 1899 год
Кувшинки
Но болезнь прогрессировала. Моне видел все хуже и хуже. Настал такой момент, когда он не мог отличить голубой цвет от черного, и ему приходилось раскладывать тюбики с краской в определенном порядке, чтобы не перепутать цвета. Он рисовал почти вслепую тот же мостик через пруд.
В конце концов Моне решился на операцию, которая прошла успешно. И после выздоровления загорелся прямо-таки изнуряющей одержимостью в работе. Далекий от того, чтобы спокойно трудиться над старыми произведениями или думать о покое, он максимально загружал себя. Боясь, что после него останутся посредственные работы, он вновь и вновь уничтожал многочисленные картины.
Японский мостик.
Клод Моне просто остановил мгновение, потому что всё уходит, но ничто не исчезает, а жизнь всегда – это ожидание следующего дня. Это был прижизненный триумф творчества Клода Моне.Моне был очень счастливым человеком. Он добился признания еще при жизни, любил и был любим, занимался любимым делом.
Совет
Сейчас этот сад выглядит также красиво как и при жизни художника благодаря мировому художественному сообществу, которое собрало пожертвования на его восстановление и сохранение.
А теперь я предлагаю остановиться на небольшой перерыв, налить себе чашечку любимого напитка и посмотреть великолепную видео подборку из картин Оскара Клода Моне под не менее прекрасную музыку Фредерика Шопена.
Я очень надеюсь, что данная публикация вам понравилась, помогла отвлечься от насущных проблем и получить эстетическое удовольствие.
С Уважением Наталия Рыкова