Мифологические картины. главные герои и символы – все о живописи
Table of Contents
Мифологические образы в картинах художника Алексея Головина
5 января 2014 • 3 932 смотр.
Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.
Художник Алексей Головин — член Союза Художников России. Родился в г. Ленинграде 26 июня 1977 г. Закончил Крымское художественное училище им.
Самокиша и Санкт-Петербургский государственный академический институт им. И.Е.Репина (мастерская академика РАХ, профессора А.А. Мыльникова). С 2008 — преподает в С-Пб.
академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.Репина.
В данной подборке представлены работы художника на тему «Легенды и мифы Древней Греции и Древнего Рима».
Рождение Венеры
Венера (греч. Афродита) — на Западе называется также Фосфоросом или Люцифером (светоносцем). В Древнем Риме Венера означала нечто подобное любовному очарованию и чувственному желанию. Богиня правила весной (праздник Венералии 1 апреля).
В древнегреческом мифе она родилась из морской пены на побережье острова Кипр (имя Афродита является производным от слова «афрос», пена), и ее металл — медь («кипрская»). Ее прозвище Анадиомена означает «Поднимающаяся из моря».
Обратите внимание
Культ богини любви с эротическими ритуалам имеет догреческое происхождение, причем, со гласно Платону, делалось различие между земным (Афродита Пандемос) и небесным (Афродита Урания) символическими образами любви. Она была также хранительницей плодородия (Венус Генетрикс, Venus Genetrix, в Риме).
Возвращение Одиссея
Одиссей (греч.) — от «гневаться», Улисс (рим.) — царь о-ва Итака, сын Лаэрта и Антиклеи, внук Автолика, правнук Гермеса по материнской линии. (По некоторым версиям мифа, Одиссея считают сыном прославленного обманщика Сисифа, соблазнившего Антиклею до ее брака с Лаэртом.) Во всех обстоятельствах Одиссея является образцом практического ума, красноречия, дальновидности и хитрости.
Антигона
Антигона — дочь фивского царя Эдипа и Иокасты, оказавшейся неведомо для него родной его матерью, была сестрой Этеокла, Полиника и Исмены.
Антигона представляет собой идеал любви к родителям и благородного самоотвержения при исполнении своего долга по отношению к брату, самоотвержения, которое и привело ее к трагической смерти.
Такой она и является в двух трагедиях Софокла: «Эдип в Колоне» и «Антигона», которые обессмертили ее имя.
Пенелопа
Пенелопа — супруга Одиссея, дочь Икария, Одиссей получил в жены Пенелопу благодаря посредничеству ее дяди Тиндарея в награду за мудрый совет о замужестве Елены (вариант: за победу в состязании в беге).
Весталка
Весталка — в древнем Риме жрица богини Весты, давшая обет целомудрия.
Юпитер и Антиопа
Юпитер (лат. Iuppiter) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, царь богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня.
Антиопа — в греческой мифологии: 1. Дочь царя Никтея; зачала от Зевса, явившегося к ней в образе сатира (полотна Тициана, Скьявоне, Тинторетто, Ватто). и бежала от отцовского гнева в Сикион к Эпопею, за которого вышла замуж. Лик, брат Никтея, убил Эпопея и вернул Антиону домой.
Возле Киферона Антиона родила близнецов Амфиона и Зета, которых подкинула. В Фивах Антиона стала рабыней супруги Лика Дирки, жестоко обращавшейся с ней. Антионе удалось бежать и встретить своих повзрослевших к тому времени сыновей. Они жестоко покарали Дирку. 2.
Царица амазонок Антиопа (по другому мифу – Ипполита) стала супругой Тесея.
Похищение Европы
Одно из преданий древних греков повествует о том, что некогда верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она была дочерью царя Агенора, выходца из Египта, сына Ливии и Посейдона. Он переселился в страну Ханаан и жил в городе Тире.
Европа любила гулять с подругами на берегу моря (Средиземного). Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового. Европа решила прокатиться на нем. Но как только она села на его широкую спину, бык вошел в море и поплыл.
Впереди сопровождал их сам владыка морей Посейдон.
Зевс с Европой добрался до острова Крит. (Здесь его некогда спрятала мать Рея, жена Крона, который пожирал своих детей, боясь, что они восстанут и свергнут его.) У них родилось три сына: Минос, Радамант и Сарпедон. Первый стал правителем Крита, где свято чтили быка.
Персей
Персей — герой древнегреческой мифологии, сын Зевса и Данаи, дочери аргосского царя Акрисия.
Победитель чудовища горгоны Медузы, спаситель царевны Андромеды.
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
Мифология в живописи
Этот мифологический сюжет неоднократно повторялся художником во многих картинах на протяжении всей его творческой жизни. Меркурий, чей алый плащ слегка колышет ветер, привел к Парису трех богинь: Юнону с павлином, Венеру с Купидоном и Минерву, которую можно узнать по шлему и щиту с головой Горгоны.
Украшенные драгоценностями и почти нагие, женщины стоят перед пастухом Парисом, держащим золотое яблоко, которое он по велению богов должен присудить красивейшей из трех богинь.
В этой картине раннего периода творчества Рубенс изобразил один из популярнейших мифологических сюжетов с яркостью и великолепием, типичными для стиля барокко. (Рубенс был в числе его ярчайших представителей.) Роскошный колорит и трепетные, волнообразные движения кисти передают чувственную красоту женскою тела.
Важно
В дальнейшем при повторных вариантах сюжета «Суд Париса», чтобы передать чувственный трепет жизни, Рубенс использовал богатую цветовую гамму, вдохновляемый венецианскими мастерами, Тицианом и Веронезе.
Текучие мазки кисти, сочный цвет и повышенная эмоциональность его композиций создали ему репутацию величайшего барочного живописца к северу от Альп.
Геро, в греческой мифологии жрица Афродиты (вариант: Артемиды) в городе Сест на берегу Геллеспонта, в которую влюбился юноша Леандр из Абидоса (на противоположном берегу пролива). Каждую ночь Леандр переплывал пролив, чтобы встретиться с возлюбленной, Геро зажигала на башне в Сесте огонь, и Леандр плыл по тёмному морю, глядя на пламя маяка. Однажды огонь погас, и Леандр утонул. Когда утром Геро увидела прибитый волнами к берегу труп юноши, она в отчаянии бросилась в море.
САМСОН И дАЛИЛА
Питер Пауль Рубенс
Когда ангел сообщил матери Самсона, что она наконец родит ребенка, та была вне себя от радости. Он будет «назорей Божий» — никогда не будет пить вино, а также бриться и стричь волосы. Бог наградил Самсона сверхъестественной силой, чтобы он избавил Израиль от его врагов, филистимлян. К сожалению, Самсон оказался плохим вождем.
Самсон безжалостно убил 30 филистимлян из города Аскалона и уничтожил их урожай, за что филистимляне сожгли его жену. Самсон отомстил им, перебив их всех, а заодно зверски убил еще тысячу человек с помощью ослиной челюсти.Когда однажды Самсон был в Газе и пришел к блуднице, его враги заперли ворота города, собираясь его убить.
Но Самсон вырвал из земли ворота и отнес их на вершину горы напротив Хеврона, что в 65 километрах от Газы.Наконец, вожди филистимлян подкупили Далилу, любовницу Самсона, чтобы она выведала секрет его необычайной силы.
Три раза Самсон обманывал ее, но потом, раздраженный ворчанием Далилы, открыл правду: «Если же остричь меня, то отступит от меня сила моя». Когда Самсон заснул, коварная женщина остригла ему волосы. Филистимляне схватили его и ослепили, а затем заставили молоть зерно на мельнице в Газе. В плену волосы Самсона снова отрасли.
Во время празднества в честь бога филистимлян Дагона Самсон не стерпел насмешек и в последний раз показал свою силу. С Божьей помощью он обрушил колонны храма и сам погиб под обломками вместе со всеми.
Существовал ли Самсон на самом деле? Он напоминает других сверхъестественно сильных мифических персонажей — вавилонского героя Гильгамеша и греческого Геракла. Однако все его подвиги диктовались больше мстительностью, чем религиозными чувствами. Возможно, история его жизни — лишь поучительная сказка.
Рождение Венеры
БОТТИЧЕ́ЛЛИ (Botticelli) Сандро (наст. Алессандро Филипепи, Filipepi) (1445-1510), итальянский живописец. Представитель Раннего Возрождения
Прекрасная, как древнегреческое мраморное изваяние и с ликом Мадонны, Венера кисти Боттичелли — символ идеальной и одухотворенной красоты.
Она вышла из моря и ее на большой раковине несет к берегу дуновение Зефира и Хлои в то время как Ора, олицетворение весны, приближается к ней, чтобы окутать покровом, расшитым цветами.
Совет
Как отмечалось некоторыми исследователями, соотношение поз и жестов богини и Оры отсылает нас к иконографии крещения Христа Иоанном Крестителем и придает мифологическому сюжету символическое значение.
Таким образом, Боттичелли показывает, что он близко знаком с культурной средой своей эпохи и, в частности, c неоплатонизмом, видевшим в античных мифах предвозвестие идей христианства. Наиболее правдоподобна гипотеза, согласно которой все четыре картины были написаны по случаю свадьбы.
Они являются самыми замечательными из сохранившихся произведений этого жанра живописи, который прославляет бракосочетание и добродетели, ассоциирующиеся с рождением любви в душе непорочной и прекрасной невесты. Те же идеи являются главными в четырех композициях, иллюстрирующих рассказ Дж. Боккаччо «Настаджо дельи Онести» (находятся в разных коллекциях), и двух фресках (Лувр), написанных около 1486 по случаю бракосочетания сына одного из ближайших сподвижников Медичи.
С одной рукой, чуть прикрывающей грудь, и другой — на лоне, поза Венеры напоминает античную статую Венеры Пудики (с лат.— скромная, целомудренная, стыдливая), которая также известна, как статуя Венеры Медичи (Медицейской), так как происходит из собрания Медичи.
Белое платье Оры — нимфы, олицетворяющей здесь весну, пору цветения и обновления,— покрыто живыми и украшено шитыми лилиями, с поясом из роз, как у Флоры в «Весне»; на шее у нее гирлянда из мирта, посвященного Венере символа вечной любви.
Справа на картине — апельсиновые деревья в цвету (апельсин — символ божественного происхождения Венеры и цветок брака).
На картине еще один атрибут Венеры — бледно-розовые цветы, которые летят по ветру: согласно мифу, белые розы окрасились в красный цвет каплями крови богини, поранившей ноги во время поисков своего погибшего возлюбленного Адониса.
Хотя картина и называется традиционно «Рождение Венеры», самого рождения она не показывает.
Обратите внимание
Согласно греческому мифу Венера возникла из пены морской, образовавшейся от падения в море отсеченного Зевсом детородного органа Урана.
Скорее всего, Боттичелли вдохновлялся здесь современной ему поэмой А. Полициано «Cтанцы на турнир», в которой говорится, что Венера приплыла к берегу на большой раковине.
Весна
БОТТИЧЕ́ЛЛИ Сандро
Точный замысел «Весны» (около 1482) Боттичелли всегда был предметом для бесконечного числа гипотез, хотя действующие лица здесь вполне опознаваемы: справа — Зефир (теплый западный ветер) преследует нимфу, богиня цветов Флора разбрасывает цветы по всей земле; слева три Грации сплетя руки, начинают танец; Меркурий своим крылатым жезлом разгоняет облака; в центре картины — Венера и Купидон наблюдают за происходящим. Тонкий символический подтекст в картине отчасти прочитывается: здесь вновь встречаются апельсиновые деревья на фоне (символ брака), Флора — образ цветения и плодоношения природы, Меркурий — бог одноименной планеты, видной на небе в весенние месяцы, Грации — нимфы гармонии, красоты, женских добродетелей, Венера — подлинная царица мира, закон которого сама любовь (стрелы любви мечет Купидон).
Возможно, картину следует интерпретировать в свете неоплатонической философии. В этом ключе Венеру можно рассматривать как олицетворение гуманистической мысли, которая отличает любовь чувственную (Зефир, настойчиво преследующий нимфу) от духовной, представленной Грациями и Меркурием.
Марс и Венера
БОТТИЧЕ́ЛЛИ Сандро
Еще одну картину из мифологической «серии» Боттичелли — «Марса и Венеру» (Лондон, Национальная галерея) — возможно, заказало художнику семейство Веспуччи, близкое Медичи, пoскольку на самом краю справа видны несколько ос («vespa» по-итальянски — оса, она — геральдический символ семейства).
Сюжет торжества любви часто обыгрывался в искусстве, и подобные картины часто дарили по случаю обручения. Пока Марс отдыхает, маленькие сатиры играют с его оружием и доспехами,— теперь оно совершенно безопасно.
Возможно, и эта картина украшала изголовье брачного ложа или украшала стенку свадебного кассоне. В картине можно усмотреть и аллегорию: Венера (гуманистическая мысль) благотворно действует на распри и безудержную стихию, усмиряя грубую природу (Марс).
Помимо того, в соответствии с гуманистическими воззрениями, от союза Венеры и Марса — любви и борьбы — рождается Гармония.
Важно
Лаокоон, Эль Греко. 1604-1614, Собрание де Орлеан Санлукар, Кадис
Лаокоон – жрец Аполлона в Трое. Возражал и старался помешать троянцам втащить в город, оставленного ахейцами деревянного коня, так как предвидел таящуюся в нём опасность. “Боюсь данайцев, дары приносящих!”- воскликнул Лаокоон. Боги наслали по морю двух огромных змей, которые задушили его вместе с двумя сыновьями Антифантом и Фимбреем.
Софокл написал трагедию «Лаокоонт». Родосские ваятели Агесандр, Полидор и Афинодор создали знаменитую группу “Лаокоон”. Сейчас эта работа находится в Ватикане в музее Пия – Климента.
Пан. М.А. Врубель
1899г, холст, масло, 124х106
Государственная Третьяковская галерея, Москва
Эта картина открывает серию «ноктюрнов» Врубеля (в нее вошли также «Царевна-Лебедь», «Сирень», «К ночи»).
Пан – персонаж древнегреческой мифологии, но на представленном полотне он заметно «обрусел», и это необыкновенно характерно для тогдашнего Врубеля, влюбившегося в русский фольклор.
Одновременно ночь у него здесь становится уже типично «символистской» и является в этом смысле «окном» в неведомое, в другие миры, недоступные дневному сознанию. Пан, божество лесов и полей, выступает ее символом.
Заметим, что сам Врубель в качестве главной причиной появления этой работы называл впечатление, произведенное на пего рассказом А. Франса «Святой сатир».
Пан написан на фоне типично русского пейзажа — поля, чарующего своей неброской красотой, речушки и берез, словно уснувших в ночной тишине. Сам бог в этом контексте как будто вырастает у нас на глазах из замшелого пня.
Свирель перекочевала в эту работу из греческой мифологии. Согласно мифам, она является постоянным атрибутом Пана—он выступает судьей в пастушеских состязаниях в игре на свирели.
Лицо Пана обладает какой-то странной притягательностью. Особенно поражают его бездонные голубые глаза, светящиеся из глазниц.
Совет
Полурог луны заполняет пространство картины фантастическим светом, одновременно перекликаясь с рожками божества.
“Свирель”
Апполон Майков
Вот тростник сухой и звонкой…Добрый Пан! перевяжиОсторожно нитью тонкойИ в свирель его сложи!Поделись со мной искусствомТрели в ней перебирать,Оживлять их мыслью, чувством,Понижать и повышать,Чтоб мне в зной полдня златогоРощи, горы усыпитьИ из волн ручья лесного
В грот наяду приманить.
Пан (Фавн) – бог лесов, полей, стад. Сын Гермеса и нимфы Дриопы. Родился с рогами, бородой, хвостом и козлиными копытами, весь в волосах.
Увидев ребёнка, мать ужаснулась и бросила его, а Гермес отнес Пана на Олимп. Боги умилились мальчиком и назвали его Паном (т.е. “понравившийся всем”).
Пан входил в свиту Диониса, веселился, бродил по лесам и горам, играл на изобретённой им свирели, страстно влюблялся и преследовал нимф.
Пан вызвал Аполлона состязаться в игре на свирели. Мидас присудил победу Пану и был наказан за это разгневанным Аполлоном: у него выросли ослиные уши.
Как божество стихийных сил Пан мог нагонять на людей сильный, без явных причин, страх (т.е. панический страх).
ПАН И СКРИНГА
Никола Пуссен
Полюбил Пан прекрасную нимфу Сирингу. Но гордая нимфа отвергла его любовь. Однажды Пан увидел Сирингу и хотел подойти к ней. Взглянула на Пана нимфа и в страхе обратилась в бегство. Едва поспевал за ней Пан, стремясь догнать ее. Но вот путь нимфе пересекла река.
Обратите внимание
Куда бежать? Простерла Сиринга руки к реке и стала молить бога реки спасти ее. Бог реки внял мольбам нимфы и превратил ее в тростник. Подбежавший Пан хотел уже обнять Сирингу, но обнял лишь гибкий, тихо шелестевший тростник.
Стоит Пан, печально вздыхая, и слышится ему в нежном шелесте тростника прощальный привет прекрасной Сиринги. Срезал Пан несколько тростинок и сделал из них сладкозвучную свирель. В память нимфы назвал Пан свирель сирингой.
С тех пор великий Пан любит играть в уединении лесов на свирели-сиринге, оглашая ее нежными звуками окрестные горы.
Якоб Йорданс “Пан и Сиринга”.
Около 1625 Холст, масло.
Музей старинного искусства, Брюссель
Стиль, направление – барокко
Франсуа Буше “Пан и Сиринга”
Франс Флорис (“Аполлон и пан”)
Состязание Пана с Аполлоном. Пан гордился своей игрой на свирели. Однажды вызвал он самого Аполлона на состязание. Это было на склонах горы Тмол. Судьей был бог этой горы. В пурпурном плаще, с золотой кифарой в руках и в лавровом венке явился Аполлон на состязание.
Пан первый начал состязание. Раздались простые звуки его пастушеской свирели, неясно неслись они по склонам Тмола. Кончил Пан. Когда замолкли отзвуки его свирели, Аполлон ударил по золотым струнам своей кифары. Полились величественные звуки.
Все стоявшие кругом, как зачарованные, слушали музыку Аполлона. Вся природа погрузилась в глубокое молчание, и среди тишины широкой волной лилась мелодия, полная дивной красоты. Кончил Аполлон, замерли последние звуки его кифары. Бог горы Тмол присудил Аполлону победу. Все славили бога-кифареда.
Только один Мидас не восторгался игрой Аполлона, а хвалил простую игру Пана. Разгневался Аполлон, схватил Мидаса за уши и вытянул их. С тех пор у Мидаса ослиные уши, которые он старательно прячет под большим тюрбаном.
А опечаленный Пан, побежденный Аполлоном, yдалился в чащу лесов; часто раздаются там полные грусти, нежные звуки его свирели, и с любовью внимают им юные нимфы.
Галерея картин мифических существ
Эльфы
Мифологический жанр (от греческого слова mythos – предание) – жанр искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов.
Мифы, легенды и предания есть у всех народов мира, они составляют важный источник художественного творчества.
Мифологический жанр зарождается в позднеантичном и средневековом искусстве, когда греко-римские мифы перестают быть верованиями и становятся литературными рассказами.
Собственно мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин Боттичелли, Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля.
В ХVII – начале ХIХ века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра.
Важно
Они служат для воплощения высокого художественного идеала в творчестве Пуссена и Рубенса, сближают с жизнью в произведениях Веласкеса, Рембрандта, Батони, создают праздничное зрелище в работах Буше, Тьеполо, Эйтевала.
В ХIХ столетии мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства, чему подтверждением являются скульптура Мартоса, Торвальдсена, картины Давида, Энгра, Иванова, Бугеро, Лейтона, Моро, Уотса, Уотерхауса.
Наряду с темами античной мифологии в ХIХ и ХХ веках в изобразительном искусстве и скульптуре стали популярны темы германских, кельтских, индийских и славянских мифов. На рубеже ХХ столетия символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру.
Он получил современное переосмысление в скульптуре Майоля, Бурделя, Коненкова, картинах Дени, Васнецова, Врубеля, графике Пикассо. Подробнее на сайте Арт Планета Small Bay → ( http://smallbay.ru/arthistory.html ) в рубрике «Исторический жанр».
Мифические существа, чудовища и сказочные животные
Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ.
Змеи, драконы и демоны являли собой облик, глубоко чуждый всему человеческому: чешуя, когти, крылья, огромная пасть, страшная сила, необычные свойства, огромный размер. Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи.
Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии.
Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами и одержавшими победу в казалось бы неравной схватке.
В античной мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда – волшебно-прекрасны; нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания. Чудовища символизировали темные, неуправляемые силы природы.
Совет
Греческая мифология изобилует различного рода монстрами, такими, как Химера, Сфинкс и Скилла, что связано со сложной природой зла.
Чаще всего чудовища оказывались злобными и жестокими тварями, хотя некоторые из них выполняют охранные функции, как, например, Ладон, дракон, стерегущий золотые яблоки в саду Гесперид; иные подобно Химере опустошали целые земли; другие были созданы богами в наказание людям, как морской змей, задушивший Лаокоона и его сыновей. Эти существа, а также сатиры и кентавры, полулюди-полуживотные, являлись причудливым воплощением мучительного страха потерять человеческий облик или ужас перед деяниями, которые людская фантазия приписывала чудовищам.
Тифон, ужасное змееподобное чудовище, чьи глаза испускали пламя, был зачат матерью-землей Геей от Тартара. Это бородатое и волосатое существо, у которого насчитывалась сотня драконовых голов, каждой своей пастью издавало дикие голоса быков, львов и псов.
Древние греки верили, что Тифон намеревался стать верховным божеством, но громовержец Зевс поразил его перунами. Постоянную активность вулкана Этна в Сицилии объясняли дыханием заключенного под кратером Тифона.
По одной из версий мифа, победа далась Зевсу с превеликим трудом: Тифон охватил его своими чешуйчатыми кольцами, перерезал сухожилия и заточил в Корикийской пещере в Киликии, где Зевса стерегла драконица Дельфина. К счастью, ему на помощь пришел вестник богов Гермес.
Незадолго до своего поражения Тифон стал отцом огнедышащей Химеры, огромного морского чудовища, впоследствии убитого славным героем Персеем.
Грифон или гриф-птица, мифическое существо, наполовину птица, наполовину зверь, перья у нее заостренные, словно стрелы, когти и клюв железные. Считалось, что гриф-птица вила гнезда на двенадцати дубах.
В народной памяти это причудливое создание запечатлелось в разных обличьях: исполинская птица, подобно черным тучам заволакивающая небо, затемняющая солнечный свет; от взмахов ее гигантских крыльев поднималась буря, колебалось сине-море.
В те далекие времена люди верили, что “гриф обитает в Азиатской Скифии (то есть в Сибири), владеет золотом, серебром и яростно набрасывается на тех, кто покушается на ее богатство, наказывает корыстолюбивых”.
Грифон пришел в славянские земли с Востока, где, как и лев, считался эмблемой царской власти, через Италию и Византию; возможно также имело место влияние греческого грифона, “собаки Зевса”, стерегущего золото в стране гипербореев, которых любил Аполлон.
Гамаюн – в восточнославянской мифологии вещая птица с женским лицом и грудью, посланник богов, их глашатай, поющая божественные гимны и предсказывающая будущее тем, кто умеет слышать тайное. Гамаюн знает о происхождении земли и неба, богов и героев, людей и чудовищ, птиц и зверей. Считалось, что ее крик пророчит счастье.
Демоны, низшие божества или духи, насылали беды и направляли людей на ложный путь. В славянской мифологии известно множество мифов о животных и птицах, а также существах, наделенных причудливой внешностью – полуптицы-полуженщины, человекокони – и необычайными свойствами.
Обратите внимание
Прежде всего это волк-оборотень, волкодлак. Славяне верили, что колдуны могут заклятием обратить в зверя любого человека. Это и напоминающий кентавра резвый получеловек-полуконь Полкан; чудесные полуптицы-полудевы Сирин и Алконост.
Интересно поверье, бытующее у южных славян, будто на заре времен все животные были людьми, но тех из них, кто совершил преступление, обратили в зверей. Взамен дара речи они получили дар предвидения и понимания того, что чувствует человек.
Считалось, например, что жалобное кукование кукушки предвещало беду или сулило определенное количество прожитых лет.
Драконы – крылатые змеи, в образе которых соединялись животные, воплощающие два мира – верхний (птицы) и нижний (змеи).
Эти фантастические существа, которые, например, в китайской мифологии олицетворяли мужское начало, первоэлемент ян, вместе с фениксом, воплощающим женское начало, первоэлемент инь, часто использовались в декоративном искусстве.
Изображение дракона служило символом императора, а феникса – императрицы. Сочетание этих изящных и причудливых созданий в представлении китайцев символизировало гармонию семейного счастья.
Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска
Наша жизнь так многогранна и разнообразна, что охватить все аспекты просто невозможно. Однако есть такая замечательная её часть, без которой сложно представить себе современного человека. Она самая древняя и, возможно, самая интересная из всех аспектов жизни.
Это мифы, очень разнообразные и необычные. Сегодня их вариаций и видов настолько много, что охватить их все кажется просто невозможным. Однако я попробовал это сделать на примере творчества витебских художников 1995-2010 гг.
Важно
Весь материал представлен в четырёх статьях, посвящённых соответственно различным направлениям в мифах современности:
Это исследование было проведено мною в 2009-2010 годах в рамках магистерской диссертации «Мифология в творчестве современных художников Витебщины», которая была успешно защищена в том же году.
Религиозные и мифологические темы в живописи современных художников Витебска
Мифы занимают большую часть в жизни каждого человека. Огромную долю среди них составляют религиозные мифы. И это на самом деле так. Хотя кто-то скажет, что предания и мифы в современных условиях урбанистического, научного и перенасыщенного информацией общества – это пережиток прошлого.
Но когда посмотришь внимательней и глубже, в самую суть каждой детали нашей жизни, то станет совсем очевидным существование мифов. Ведь они живут в неразрывной связи с каждым из нас. А может быть даже и большей, чем раньше. И уж точно не в меньшей степени сегодняшний мир, социум и, соответственно, искусство и живопись зависят от мифов.
Стоит только посмотреть вокруг и всё станет на свои места.
Золотое руно, Олег Захаревич
Религиозные и мифологические мотивы являют собой тот огромный пласт, в который с лёгкостью можно включить мифы, ставшие обычаями, обрядами, культами. Поэтому здесь называют мифологические сюжеты всех религий мира.
Это и христианские, и буддистские, и исламские, и мотивы древних, языческих религий. Например, таких, как греческие и римские, египетские и «восточные» (если объединять под общим названием все мифы народов, населяющих восточную часть Евразии). Таких религиозных мифов много.
И на большинство из сюжетов этих мифов хоть раз да была сделана работа художником. Современное искусство, и в частности живопись, так же как и в прошлые столетия постоянно обращается к религиозной тематике.
Сегодня в картинах художников можно найти всё те же мотивы из античной и современной сакральной мифологии. Авторы продолжают посвящать им свои работы, вкладывая новый смысл в известные сюжеты.
Фея коллизея, Олег Захаревич
В Витебске можно назвать довольно много художников, которые, так или иначе, обращались к мифам, отображая их в своих картинах косвенно или напрямую. Но не все из них обращены к сакральным мотивам.
Много современных художников, перерабатывая и изменяя увиденное и услышанное, отражают в своих работах не только конкретные религиозные мифы, а их сочетания и наслоения, превращая увиденный сюжет в свой миф. Под этим сегодня и понимают мифологические сюжеты в авторском толковании.
Однако среди витебских художников можно перечислить много имён авторов, которые обращаются именно к религиозной и мифологической тематике.
Вот некоторые из них: Сергей Кухто, Сергей Сотников, Олег Костогрыз, Олег Захаревич, Николай Дундин, Виктор Шилко, Эдуард Галустов, Дмитрий Горолевич, Анатолий Изоитко, Тамара Абабкова. Многие из этих художников постоянно обращаются к мифологическим сюжетам, а другие лишь изредка.
Купание Дианы, Олег КостогрызИкар, Олег Захаревич
В целом, среди работ витебских авторов, написанных на религиозные и мифологические мотивы, можно выделить несколько основных направлений.
В силу географического расположения Витебска и соответствующих веяний в обществе, которые оказывают огромное влияние на людей искусства, спектр мифологических мотивов не очень широк.
Совет
Среди них можно увидеть древнегреческие и древнеримские, индийские, китайские, египетские и под общим названием – «восточные» мифы. Самыми частыми мотивами, к которым обращаются авторы, являются древнегреческие и древнеримские.
Юдифь, Сергей Сотников
Классическим примером обращения к мифам являются древнегреческие и древнеримские мотивы.
Можно отметить следующие работы, которые были написаны в последние десять-пятнадцать лет и отражают взгляд художников на данную тему: Сергей Кухто «Хирон со спартанками»; Сергей Сотников «Юдифь», «Прогулка с единорогом»; Олег Костогрыз «Арго.
Время Посейдона», «Золотой дождь», «Похищение Европы», «Купание Дианы»; Олег Захаревич «Икар», «Золотое руно», «Артемида», «Елена троянская», «Похищение Европы», «Клеопатра», «Фея Колизея»; Николай Дундин «Сократ» и другие картины.
Артемида, Олег ЗахаревичЕлена троянская, Олег ЗахаревичЗолотое руно, Олег ЗахаревичПохищение Европы, Олег Захаревич
К примеру, на полотнах витебского художника Олега Костогрыза мы видим желание показать себя как часть мира, отразить окружающее в своеобразном зеркале художника. Мифы – это проецирование жизни: рождение, смерть, любовь, ненависть.
И всё это можно увидеть в самых разных мифологиях, которые автор отразил на своих работах. Среди них можно назвать такие, как древнегреческие и древнеримские, вавилонские и индийские, египетские и японские мифы.
Например, в работе «Золотой дождь» мы наблюдаем знаменитый сюжет из греческой мифологии о том, как Акрисию было предсказано, что он будет убит сыном своей дочери, то он заключил Данаю в подземный медный дом и приставил к ней служанку. Зевс, пленившись красотой узницы, проник к ней в виде золотого дождя и у них родился сын Персей.
Художник на своей картине показывает нам Данаю, её служанку и падающий сверху прямо на девушку золотой дождь. Вся работа написана в ярких золотых, красных и зелёных цветах. Ещё один сюжет из древнегреческой мифологии можно увидеть в работе «Похищение Европы».
Обратите внимание
В Европу, дочь финикийского царя Агерона, влюбился Зевс и похитил её, то ли превратившись сам в смирного быка, то ли послав за ней быка. Картина написана в таких же сочных золотых и красных цветах. Автор изобразил быка ярко-жёлтыми цветами, напоминающими золото. Так художник показывает его божественное происхождение.
Композиция работы имеет центральное построение и динамическое движение вперёд прямо на зрителя. Костогрыз О. в своих картинах чаще обращается к древнегреческим сюжетам, о чём свидетельствуют вышеуказанные работы. Художник старается передать основную идею мифа через хорошо найденные образы, которые помогают зрителю воспринять новую интерпретацию уже известного мифологического сюжета.
https://www.youtube.com/watch?v=okr4E1WlPhE
Золотой дождь, Олег КостогрызПохищение Европы, Олег КостогрызПохищение Европы, Олег Костогрыз
Новое прочтение старого мотива сегодня особо актуально. И на примерах работ Костогрыза можно это прекрасно увидеть.
Автор, используя общеизвестные символы и образы, составляет новое композиционное решение, которое совсем по-иному заставляет посмотреть на уже известный миф. Вот, например, как в картине «Арго. Время Посейдона» мы видим большое лицо, которое символизирует бога Посейдона, наблюдающего за аргонавтами.
Сами же аргонавты представлены в виде небольшого греческого корабля с оранжевыми парусами. В работе отсутствует небо, а вместо него общий фон картины составляют успешно найденные пятна синих и жёлтых цветов, пересекающиеся с образом Посейдона.
Все действие происходит в непонятном пространстве, хотя зритель сразу понимает, что действие происходит в море, т.к. видно, что судно плывёт по морю.
Арго. Время Посейдона, Олег Костогрыз
В таких работах авторы воссоздают мир старых мифов и легенд древних Греции и Рима через передачу конкретных образов и действий. Но не всё здесь так однозначно как кажется на первый взгляд.
Казалось бы, что художники пишут отдельные работы в разрезе классической греческой мифологии и на этом проблема мифов исчерпывается. Однако, можно проследить, что сегодня в живописи есть свои особенности. Они задают общий тон и характер работы. Особенности складываются из современных стилей, популярных в той или иной мере.
Например, Сергей Кухто в работе «Хирон со спартанками» использовал приём гладкого письма вместе с реалистическим построением всей композиции и пропиской деталей. Это позволило автору передать невероятное ощущение морского прибоя и кентавра, идущего по берегу вместе со спартанками.
Такое же невероятное ощущение древнего мифа, когда «оживают» герои, изображённые на картине, присутствует и в этой работе. Здесь сидит бог Пан и нимфа танцует рядом с ним. Всю композицию работы составляют две фигуры, одна из которых обращена к зрителю спиной. Автор намеренно изображает бога сидящим спиной, чтобы лучше выразить характер героя.
Важно
Данная фигура является изображением бога дикой природы и скотоводства. Такой вывод можно сделать по изображённым на фигуре бога Пана козлиным рожкам и ушам, копытам вместо ног и обилием шерсти на теле. Все эти признаки автор хорошо уловил и передал в своей картине. Сергей Кухто использует гладкую манеру письма.
Он прописывает каждый волос и другие характерные детали на теле фигуры. Но, между тем, это не только не мешает общему восприятию композиции, а хорошо дополняет уже найденный сюжет, позволяя при помощи мелочей и деталей углубиться в передачу характера и эмоциональных особенностей каждого образа.
Хирон со спартанками, Сергей Кухто
Николай Дундин в полотне «Сократ» при помощи символических и абстрактных элементов написал портрет знаменитого философа древней Греции.
Порой случайная поездка художника в другую страну с культурой и религией, отличной от европейской, захватывает его на столько, что он начинает писать исключительно в разрез этих новых мифов. Так и произошло с Николаем Дундиным.
Он близко, можно сказать вплотную, познакомился с таинственным миром легенд, мифов и искусством народа и великих мастеров древней Индии. Данная тематика не просто постоянно прослеживается на полотнах художника, но и влияет на его творчество в целом.
Сократ, Николай Дундин
Поездка автора в эту страну, с её древними традициями, верованиями и мифами оказала существенное воздействие на восприятие им всей действительности. Изменилось отношение к миру, изменились его работы. Они стали ярче, звонче и намного более живописными. В них присутствует масса ярких красок, цветов и оттенков.
Полотна художника довольно пёстрые и насыщенные. Однако это совсем не мешает ему создавать гармоничные и красивые по гамме картины. Например, если взять работу «Танец Шивы», то сразу бросаются в глаза танцующие фигуры: Шива в центре на втором плане и слева сидящая женщина с фруктами. Всё написано в ярких тонах, жёлто-оранжевыми оттенками.
Казалось бы, всё сочно, насыщено, что даже слишком, но всё не так просто. Художник имеет тонкое чутьё и прекрасно сочетает и, казалось, «дикие» цвета, и противоположные, а иногда на картине встречаются почти «все цвета радуги». На примере картины видно, что автор использовал древний миф об индийском божестве.
Это конкретная мифология определённой страны.
Танец Шивы, Николай Дундин
Таких примеров в творчестве других художников много. Например, Сотников С. «Китайский дракон», Юрий Потоцкий «Идол», Олег Захаревич «Клеопатра» и другие. На всех этих работах присутствует тот или иной древний миф. В работе Сергея Сотникова «Китайский дракон» прослеживается его серия китайских мотивов.
Сотников в течение года жил в Китае и это наложило свой отпечаток на всё творчество художника. На его полотне «Осень в императорских мастерских» изображён китаец, который несёт целый город.
При помощи символов и сюрреалистических приёмов (а, как уже описывалось выше, именно они как нельзя лучше могут помочь в передаче мифологических сюжетов) Сергей Сотников привносит в полотно «восточные» веяния и передаёт дух Китая на работе. А Юрий Потоцкий, используя всё те же приёмы символов, окунает нас в мир культуры Майя.
Совет
И какие бы средства выразительности не использовались, все художники умело отражают характерные черты, присущие культуре того или иного времени.
Китайский дракон, Сергей СотниковИдол, Юрий ПотоцкийКлеопатра, Олег Захаревич
Авторы в своих работах сочетают и владение техникой, и постановку композиции, и определение цветовой гаммы. Всё это позволяет художникам передавать особенности мифологических мотивов в своих работах.
Например, Сотников в работе «Ловец снов» отобразил легенду о ловце снов, которая была популярна в индейских мифах. Больше всего она была распространена в качестве амулета для управления своими снами. Художник же, в своей работе, показывает нам человека, как своеобразного ловца снов. В руках у него музыкальный инструмент, которым он созывает сны.
Художник представляет нам самого ловца образно – он выплывает из своеобразного облака снов, оголяя только плечи и нижнюю часть головы. Макушка головы у человека скрывается в облаке и, кажется, что он смотрит и изучает каждый сон. Такой приём очень необычен. Художник намеренно скрывает часть головы, вплоть до глаз человека.
Такой способ построения композиции довольно сложен и труден. Однако именно такое неординарное построение позволяет автору наиболее выразительно передать основную идею.
Ловец снов, Сергей СотниковПрогулка с единорогом, Сергей Сотников
Таким образом, можно сделать вывод, что творчество художников Витебска насыщено всевозможными религиозными мотивами различных стран и народов.
Такое разнообразие заставляет задуматься над сложностью и глубиной проникновения в тему авторами.
Ведь на самом деле работы хорошо освещают выбранные направления и помогают более детально проникнуть в тот или иной миф.
Мифологические сюжеты в живописи
?
Николай Подосокорский (philologist) wrote,
2011-06-16 17:38:00 Николай Подосокорский
philologist
2011-06-16 17:38:00 Category:
Штук, Франц фон (Franz von Stuck; 1863-1928) немецкий живописец, график, скульптор, архитектор и декоратор. Представитель символизма, один из основателей Мюнхенского Сецессиона и югенд-стиля (от названия художественного журнала Югенд , в котором Штук активно участвовал). Живописные полотна Штука отличает соединение аллегории и эротизма (Грех, Порок, Сладострастие, Невинность, Сфинкс, Битва за женщину и др.), а также динамизм и экспрессивность – не случайно его влияние испытали молодые В. В. Кандинский и П. Клее. В 1898 г. завершил строительство виллы Штука по собственному проекту, трактовав формы греческой классики в формах стиля модерн.
Перевод с французского Студии М.Л Лозинского.
Кентавры и бойцы, пьяны, красивы, смелы, Толпой ликующей нахлынули к столу, И в свете факелов мешаются сквозь мглу
И тело воинов, и шерсть сынов Нефелы.
Смех, шум… Внезапный крик!.. Невесту чернотелый Теснит скакун и рвет в неистовом пылу На ней багрец, и медь бряцает на полу, И скамьи рушатся под вой остервенелый.
Обратите внимание
Тогда тот, перед кем и великан – дитя, Встает. На голове щетинится, блестя, Пасть льва. То Геркулес, презревший сумрак Ада.
И через весь чертог до дальнего конца, Смирясь пред яростью ужасного лица,
Отходит, фыркая, чудовищное стадо.
Сборник “Трофеи” (1893). Раздел “Греция и Сицилия”. Цикл “Геракл и кентавры”
Лапифы – полумифическре племя, жившее в северной Фессалии. На одном из свадебных торжеств у лапифов кентавры пытались похитить невесту и ее подруг, но были побеждены лапифами с помощью Геракла.
Амазонки — народ женщин-воительниц и наездниц, живших в Малой Азии, или в предгорьях Кавказа, или на берегах Метиды (Азовского моря). Вступали в близкие отношения с мужчинами лишь для сохранения рода (родившихся мальчиков отсылали отцам или убивали, девочек оставляли).
Тесей и Геракл воевали с ними и одержали победу. В награду Тесей взял себе в жены самую храбрую из них — Антиопу (Ипполиту). Потом амазонки пошли войной на Афины, и Тесей вместе с Антиопой, горячо любившей мужа, защищали город.
В одном из боев копье вонзилось в грудь Антиопе, и обе армии прекратили сражение. Вместе с объятыми горем афинянами амазонки похоронили молодую царицу и вернулись домой. В Троянской войне амазонки были враждебны ахейцам и после смерти Гектора пришли на помощь троянцам.
Царица амазонок Пентесилея была убита Ахиллом.
РАНЕНАЯ АМАЗОНКА
Франц фон ШТУК
Амазонка
Перевод с французского Валентина Дмитриева
По скалам, по длинам и холмам Отважно скачет амазонка. Стучат копыта звонко, И стан наездницы так гибок и упрям! Назад отброшено пространство… Звенит Ее оружье и убранство: Копье, и лук, и меч, и щит. Леса, ручьи, озера, рощи – мимо! Она летит, как ветер, как стрела, Вся – мускулов комок, гибка, неутомима. Конь взмылен весь, и в пене удила.
Ее галоп пугает птичьи стаи В лесной глуши, где тень лежит густая И где стволы блестят, как чешуя. Струятся в них и днем и ночью соки, Разбуженные солнцем токи. Кусты, цветы и травы у ручья – Все солнце пьет и к солнцу все стремится, Как всадница, что без дороги мчится. Отвагой, силой, радостью лучится Ее улыбчивый и светозарный лик.
Мужчин – тиранов грубых и владык – Поколебалась мощь и ослабела. Власть перешла К воительнице смелой… Честь ей, хвала, Прекрасной, грозной, стройной, Оружия достойной! Ей не страшна грядущая борьба Со смертью: ведь она сама – судьба. Нет рук сильней: то – варварам преграда. Струится, золотясь, волос ее волна, Сияют звезды глаз среди их водопада.
Важно
Грудь правую сожгла себе она, Чтоб та в бою ей не мешала, И, гордая, на горизонте встала, К победе, к славе вся устремлена.
В пещере, где зарей мрак вечный не тревожим, Изранено до крови жестким ложем, Напрасно взор вперяя в темноту, Ждет Человечество, кусая кляп во рту, Ждет, побежденное, утратившее веру, В цепях, и с уст его невольно рвется стон, И сторожит его уродливый дракон, Свернувшийся у входа в ту пещеру. Но амазонка здесь, готовая на бой С жестоким чудищем.
Ей велено судьбой Сразиться с гадиной стоглавой, Хоть каждая оскаленная пасть Грозит, готовая напасть, И дышит смрадом и отравой. Дракон, рассвирепев, и страшен и могуч, Похож на дерево с корой шероховатой, И хвост чешуйчатый бьет в злобе бесноватой, И яд струящийся невыносимо жгуч.
Огонь, и кровь, и желчь внезапно изрыгая, Он извивается, врага подстерегая, И множество когтей, клыков и жал, И щупалец готовы впиться сразу… Распространяя вкруг зловонье, как заразу, Весь ощетинившись, дракон ей угрожал. Полна и отвращения и гнева, Разит его копьем воинственная дева.
И снов а прерывающийся стон, Стон Человечества несется в дали, И жалобно он эхом повторен, Как будто, полные печали На этот стон просторы отвечали. Чудовище взвилось, безжалостно, как рок… Когда бы не коня отчаянный прыжок – Спасенье к всаднице пришло бы слишком поздно… Встает пред нею смерть неотвратимо-грозно, И телом – не душой! – овладевает страх.
Весь лихорадочный огонь в ее глазах, Но вновь она кидается на зверя, Подняв свой меч, в победу твердо веря. И хрип, и лязг, и треск, и гром Кругом Отражены далекими горами. Сжимает рукоять меча, Рубя сплеча, Воительница мощными руками.
Сверкает молнией губительный металл, Но не слабеет вихрь и щупалец и жал: Срубила голову – два новых вырастают… И силы амазонки иссякают. О пораженье думает она – И вот заранее побеждена. В последний раз в руке ее усталой Меч заблестел… Потом он опустился. Нависли тучи, мрак сгустился, Лишь неба край – во мгле кроваво-алой.
Оружье, падая, звенит… В зенит Несется стон отчаянья и боли. Как вырваться из плена, из неволи? Воительница храбрая мертва… Светила, словно жернова, Вращаются во мраке тщетно… До цели далеко заветной. И вдаль Печаль свой устремляет взор.
Совет
И вторит ей в долине скорбный хор: О скалы бьется ветер, воя, Шумит река – ей не найти покоя… А может быть, то слез журчит родник, И Человечества, не ветра, крик, Несчастную оплакивая, рвется? Оно в цепях. Как раньше, остается, В то время как дракон, – которого Персей Бесстрашно укротил спустя немало дней Не силой – только мыслью, взглядом, – Улегся рядом, На все живое злобно зашипев И вновь разверзнув ненасытный зев.
Сборник “Буйные силы” (1902) Верхарн Э.
Впервые сведения о женщинах-воительницах, названных впоследствии амазонками, появились у древнегреческих (эллинских) историков. Видимо, зарождавшийся античный мир, созданный и расширяемый древними греками, сначала соприкоснулся, а затем и столкнулся с уходящим миром матриархата, где правили женщины. И этот мир поразил древних греков настолько, что отразился в их мифологии, легендах и сказаниях.
Амазонки (др.-греч. ἀμαζόνες) — в древнегреческой мифологии народ, состоявший исключительно из женщин, не терпевших при себе мужей, выходивший в походы под предводительством своей царицы и образовавший особое воинственное государство.
Для воспроизведения потомства амазонки ежегодно в течение двух весенних месяцев вступали в связь с мужчинами других народов. Родившихся мальчиков они отсылали отцам (по другой легенде — попросту убивали), девочек же оставляли у себя и воспитывали из них новых амазонок.
Амазонки жили на побережье Чёрного моря, при реке Фермодоне и близ реки Ирис, сейчас Иешил-Ирмак. Историк А. Б.
Снисаренко считает, что ареал обитания амазонок практически совпадал с контурами турецких вилаетов Амасия, или Амазья, и что, возможно, этот топоним хранит следы названия легендарного племени, и Самсун («Курс — Море Мрака»). Отсюда они предпринимали свои походы в Азию.
Ими, согласно преданию, построены Эфес, Смирна и другие города. Также легенды и свидетельства древних историков приписывают амазонкам участие в Троянской войне, вторжение с киммерийцами (кочевым народом, обитавшим в Крыму и близлежащих степях) в Малую Азию, поход в Аттику (страну древнегреческих городов-государств) и осаду Афин.
Тесей и Амазонки
Юпитер и Антиопа. Жан Огюст Доминик Энгр. Антиопа (Ипполита) – амазонка, дочь Ареса. Ее взял в жены Тесей, вместе с Гераклом одержавший победу в войне с амазонками. Родила от Тесея сына Ипполита, которого оклеветала его мачеха, после чего Тесей проклял его. Потом амазонки пошли войной на Афины, и Тесей вместе с Антиопой, горячо любившей мужа, защищали город. В одном из боев копье (по другой версии —стрела амазонки Малпадии) вонзилось в грудь Антиопе, и обе армии прекратили сражение. Вместе с объятыми горем афинянами амазонки похоронилм олодую царицу и вернулись домой. По другому варианту мифа, Антиопа была сестрой предводительницы амазонок Ипполиты. Далее по тексту. По третьей версии, Антиопы вообще не было, Тесей взял в плен саму предводительницу амазонок Ипполиту, которая родила ему сына. Но Тесей женится не на ней, а на Федре. Возмущенная Ипполита врывается в покои Тесея, и ее убивает стража.
(Источник: «Мифы Древней Греции. Словарь-справочник.» EdwART, 2009.) Тесей мудро правил в Афинах. Но не жил он спокойно в Афинах; он часто покидал их для того, чтобы принять участие в подвигах героев Греции. Так, участвовал Тесей в калидонской охоте, в походе аргонавтов за золотым руном и в походе Геракла против Амазонок. Когда был взят город амазонок Фемискира, Тесей увел с собой в Афины как награду за храбрость царицу амазонок Антиопу. В Афинах стала Антиопа женой Тесея. Пышно отпраздновал герой свою свадьбу с царицей амазонок.
>>Н.А. Кун: ПОЯС ИППОЛИТЫ (ДЕВЯТЫЙ ПОДВИГ)
И сразу же амазонки, придя в неистовство, вытащили луки и стрелы. Скрепя сердце взялся Геракл за свою палицу и стал разить воинственных дев. Ипполита пала одной из первых.
Наклонившись, Геракл снял с окровавленного тела девы пояс. Губы его шептали: “Будь ты проклят, Эврисфей! Ты заставил меня сражаться с женщинами”.
Геракл добывает пояс Ипполиты Николаус Кнюпфер.
Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж
Девятым подвигом Геракла был его поход в страну амазонок за поясом царицы Ипполиты. Этот пояс подарил Ипполите бог войны Арес, и она носила его как знак своей власти над всеми амазонками. Дочь Эврисфея Адмета, жрица богини Геры, хотела непременно иметь этот пояс. Чтобы исполнить ее желание, Эврисфей послал за поясом Геракла. Собрав небольшой отряд героев, великий сын Зевса отправился в далекий путь на одном только корабле. Хотя и невелик был отряд Геракла, но много славных героев было в этом отряде, был в нем я великий герой Аттики Тесей. Далекий путь предстоял героям. Они должны были достигнуть самых дальних берегов Эвксинского Понта, так как там находилась страна амазонок со столицей Фемискирой. По пути Геракл пристал со своими спутниками к острову Паросу [1], где правили сыновья Миноса. На этом острове убили сыновья Миноса двух спутников Геракла. Геракл, рассерженный этим, тотчас же начал войну с сыновьями Миноса. Многих жителей Пароса он перебил, других же, загнав в город, держал в осаде до тех пор, пока не послали осажденные послов к Гераклу и не стали просить его, чтобы он взял двоих из них вместо убитых спутников. Тогда снял осаду Геракл и вместо убитых взял внуков Миноса, Алкея и Сфенела. С Пароса Геракл прибыл в Мизию [2] к царю Лику, который принял его с великим гостеприимством. Неожиданно напал на Лика царь бебриков. Геракл победил со своим отрядом царя бебриков и разрушил его столицу, а всю землю бебриков отдал Лику. Царь Лик назвал эту страну в честь Геракла Гераклеей. После этого подвига отправился Геракл дальше, и, наконец, прибыл к городу амазонок, Фемискире. Слава о подвигах сына Зевса давно уже достигла страны амазонок. Поэтому, когда корабль Геракла пристал к Фемискире, вышли амазонки с царицей навстречу герою. Они с удивлением смотрели на великого сына Зевса, который выделялся, подобно бессмертному богу, среди своих спутников-героев. Царица Ипполита спросила великого героя Геракла: – Славный сын Зевса, скажи мне, что привело тебя в наш город? Мир несешь ты нам или войну? Так ответил царице Геракл:
– Царица, не по своей воле пришел я сюда с войском, совершив далекий путь по бурному морю; меня прислал властитель Микен Эврисфей. Дочь его Адмета хочет иметь твой пояс, подарок бога Ареса. Эврисфей поручил мне добыть твой пояс.
Обратите внимание
Не в силах была ни в чем отказать Гераклу Ипполита. Она была уже готова добровольно отдать ему пояс, но великая Гера, желая погубить ненавистного ей Геракла, приняла вид амазонки, вмешалась в толпу и стала убеждать воительниц напасть на войско Геракла.
– Неправду говорит Геракл, – сказала Гера амазонкам, – он явился к вам с коварным умыслом: герой хочет похитить вашу царицу Ипполиту и увезти ее рабыней в свой дом. Амазонки поверили Гере. Схватились они за оружие и напали на войско Геракла. Впереди войска амазонок неслась быстрая, как ветер, Аэлла.
Первой напала она на Геракла, подобно бурному вихрю. Великий герой отразил ее натиск и обратил ее в бегство, Аэлла думала спастись от героя быстрым бегством. Не помогла ей вся ее быстрота, Геракл настиг ее и поразил своим сверкающим мечом. Пала в битве и Протоя.
Семь героев из числа спутников Геракла сразила она собственной рукой, но не избежала она стрелы великого сына Зевса. Тогда напали на Геракла сразу семь амазонок; они были спутницами самой Артемиды: никто не был им равен в искусстве владеть копьем. Прикрывшись щитами, они пустили свои копья в Геракла. но копья пролетели на этот раз мимо.
Всех их сразил герой своей палицей; одна за другой грянули они на землю, сверкая своим вооружением. Амазонку же Меланиппу, которая вела в бой войско, Геракл взял в плен, а вместе с ней пленил и Антиопу. Побеждены были грозные воительницы, их войско обратилось в бегство, многие из них пали от рук преследовавших их героев.
Заключили мир амазонки с Гераклом. Ипполита купила свободу могучей Меланиппы ценой своего пояса. Антиопу же герои увезли с собой. Геракл отдал ее в награду Тесею за его великую храбрость. Так добыл Геракл пояс Ипполиты.
Дневник Алевтины Князевой
www.liveinternet.ru/users/3370050/