Мир кристины. почему картина эндрю уайета стала культовой
Table of Contents
Мир Кристины. Почему картина Эндрю Уайета стала культовой
«Мир Кристины» Эндрю Уайета (1917−2009 гг.) — культовая картина американской живописи.
Для американцев она имеет такое же значение, как для нас «Утро в сосновом лесу» Шишкина или «Девочка с персиками» Серова.
Так что же в ней необычного?
Да все. И история героини. И техника, в которой она создана. И то, как картина воспринимается зрителем.
Первый взгляд на «Мир Кристины»
Картины Уайета интровертны. Они «не кидаются в объятия» зрителю с первого взгляда. Потому что в них нет яркости.
Выжженная трава. Некрашеные, ветхие дома. Ветер. Один-два предмета. Редко люди.
Обратите внимание
Вы не увидите в них главного с разбегу. Вам нужно постоять, приглядеться. И только через какое-то время Вы рассмотрите то, что «спрятано» во втором слое картины.
Я сама на себе это испытала.
Я увидела «Мир Кристины», когда ничего не знала ни о художнике, ни тем более о какой-то там Кристине. И, конечно, картина сразу мне НЕ раскрылась.
Мне показалось, что передо мной стройная девушка с густыми волосами, отдыхающая в праздной позе. Она как будто выразительно поддалась вперёд. На фоне блеклого пейзажа, видимо, чтобы не отвлекать внимание от девушки.
И только приглядевшись, меня словно холодом обдало. Как я могла увидеть праздность?
Волосы грязны и нерасчесаны, отсюда и иллюзия густоты.
Какая там стройность! У девушки болезненная худоба.
В волосах — виднеется проседь. Да это вовсе и не девушка (Кристине на тот момент было за 50)…
Потом я пригляделась к её пальцам. Они, серые от пыли, впиваются в землю. В этом явно нет ничего романтичного. Это борьба и большое усилие…
После этого открываешь компьютер и читаешь о картине…
Вот так постепенно она раскрылась. Не сразу. Но поразив до глубины души.
Как возникла идея «Мира Кристины»
Однажды Энди Уайет выглянул в окно своего летнего дома в штате Мэн, близ города Кушнер.
И увидел на поле женскую фигуру. Она лежала и видимо отдыхала. И вдруг фигура встрепенулась и … поползла в сторону виднеющейся вдали фермы. Она цеплялась за землю пальцами и волочила за собой свои ноги.
Важно
Уайет понял, что это его соседка Кристина Олсон. Он знал, что она частично парализована. Но не ожидал, что она вот так, без инвалидной коляски и сопровождающих передвигается по окрестностям.
Сначала он испытал приступ жалости и хотел броситься помочь. Ведь эта фигурка в розовом платье и болезненной худобой была похожа на омара. Выброшенного на берег и раздавленного безжалостным сапогом. Но он был жив и изо всех сил продолжал ползти в искореженной скорлупе…
Но что-то остановило художника. Он не бросился на помощь. Он понял, что этой женщине она не нужна. Это был её каждодневный вызов судьбе.
Кристина Олсон
Кристина заболела полиомиелитом в 3 года. Она выжила. Но в подростковом возрасте у неё начались проблемы со здоровьем. Она начала спотыкаться и падать. Болезнь прогрессировала. К 30 годам она уже еле-еле делала 2−3 шага.
Диагноз ей так и не смогли поставить. Но сейчас врачи, изучив её медицинские карты, считают, что она страдала моторно-сенсорной нейропатией. При которой в течение жизни у человека постепенно деградирует двигательная активность.
На картине Кристине — 55 лет. Она ещё проживет после этого 20 лет. И продолжит отстаивать своё личную свободу и независимость от других.
Только представьте. Кристина жила не в квартире со всеми удобствами. Она жила на ферме. Без горячей воды, стиральной машины, посудомойки и прочих благ цивилизации.
И тем не менее была самостоятельной и почти полностью ухаживала за собой сама. И даже немало делала по ведению хозяйства.
Вот об этом картина. О силе духа. Несмотря на казалось бы непреодолимые жизненные обстоятельства, человек нашёл силы достойно прожить жизнь. Без нытья и жаления самого себя.
Совет
Уайет не мог не написать эту картину. История Кристины не отпускала художника. Перед его глазами все стояла эта маленькая фигурка на поле.
Как Уайет создавал «Мир Кристины»
Картину Уайет писал долго. Только над одним полем он работал целых пять месяцев.
Художник писал тонкой сухой кистью. На кончике она состояла лишь из одного волоска. Писал темперой (краской на основе яичного желтка), которая в отличие от масляной краски, позволяет прорабатывать очень мелкие детали.
Он даже подумывал не изображать на поле Кристину. А чтобы оно само передавало её незримое присутствие
И даже когда на его картине появилась Кристина, он долго не хотел показывать ей то, что получилось. Он боялся её реакции на слишком реалистичные детали: серые от пыли пальцы, неестественно вывернутые ноги.
Ведь она не видела даже набросков. Конечно, он не решился просить её позировать. Эту роль выполнила жена.
И вот картина готова. Почему же «Мир»?
У нас и вправду создаётся ощущение целого мира. За счёт совмещенной перспективы. Ферму вдали мы видим глазами человека на земле. Как бы снизу. От этого расстояние до неё кажется очень большим. Особенно для человека, ползущего по земле.
При этом саму Кристину мы видим сверху. Именно со второго этажа своего дома её когда-то увидел Уайет.
В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё широченное пространство с далеким горизонтом.
Но в нем помещается так мало: поле, небо и дом с сараем. Вот и весь мир Кристины. Огромный для человека-инвалида. Скудный и в то же время величественный.
«Мир Кристины» сегодня
Обратите внимание
Уайета никогда не привлекали обычные человеческие мотиваторы: деньги, слава, признание. Он работал в своём темпе. И главное в своём стиле.
Это очень удивляло искусствоведов и критиков. Как можно работать в стиле реализма в эпоху модернизма?
Как можно выписывать каждую травинку, когда небрежность — главная «фишка» современной живописи 20 века?
Но Уайет был безразличен к их мнению. Он писал, как хотел и как чувствовал.
А музеи все равно покупали его работы. Тихо, без шумихи, чтобы не прослыть старомодными.
Так случилось и с «Миром Кристины». Директор музея современного искусства (МОМА) купил работу в 1949 году всего за 1800 долларов…
Она так и осталась единственной работой художника в этом музее. Среди работ Поллока, Лихтенштейна и современных инсталляций «Кристина» смотрится чужестранкой.
Но это не мешает ей привлекать до сих пор толпы восторженных зрителей
https://arts-dnevnik.ru/mir-kristiny-uayet/
История одного шедевра: «Мир Кристины» Уайета
Сюжет
После смерти отца Эндрю Уайет начал на лето приезжать в Новую Англию — в окрестности города Кушинг в штате Мэн. Здесь на семейной ферме Олсонов он написал одну из самых известных картин из всей американской живописи XX века.
«Мир Кристины» (1948). Источник: pinterest.
ru
Кристина Олсон, изображенная на картине, жила по соседству с Эндрю Уайетом. Художник хорошо знал ее, и она нередко соглашалась позировать. С детства Кристина мучилась неврологическим расстройством. Предположительно, это была наследственная моторно-сенсорная нейропатия (болезнь Шарко-Мари-Тута).
К 26 годам женщина почти не могла самостоятельно ходить и работать руками. С годами Кристина и вовсе потеряла чувствительность в кистях и стопах. Олсон дожила до 74 лет, скончавшись в 1968 году.
Полотно было написано в 1948-м. На тот момент Кристине Олсон было уже за 50.
Однако на картине мы видим молодую женщину — для нее художнику позировала его жена Бетси. Уайат написал портрет не тела Кристины, а ее души, внутреннего мира, заложницей которого была больная женщина. Художник так говорил о своей соседке: «Она была ограничена физически, но не духовно.
Задача для меня заключалась в том, чтобы воздать дань ее победе над жизнью, которую большинство людей считают безнадежной».
Мир Кристины, таинственный и волшебный, обрел плоть. Уайет в свойственной ему манере скрупулезно выписывает пейзаж и героиню.
Мы не видим лица женщины, но через ее напряженную позу чувствуем, что взгляд, обращенный на дом, полон тревоги. Кажется, что Кристина рвется к дому, хотела бы вскочить и побежать, но что-то удерживает ее.
Портрет Кристины Олсон. Источник: pinterest. ru
Уайет посвятил немало работ Кристине Олсон. Одна из самых важных — «Герани».
Важно
Художник так описывал замысел: «Мне нравится, каким образом вы можете видеть красные цветы — через дом и окно на другую сторону, к морю. Кстати, чёрный предмет в окне напротив — чёрно-оранжевая рабочая перчатка её брата Альваро, оставленная им там. Кристины почти не видно, виден только отсвет на её полосатой рубашке.
Она была почти как пугало, когда не сидела укоренившись в этом кресле — из-за растрёпанных волос и лохмотьев рваной ткани. В ней мне было интересно то, что она всегда появлялась в странное время, в странных местах.
Великий английский живописец Джон Констебл говорил, что вы никогда не должны нарочно добавлять жизнь в сцену, но если вы будете тихо сидеть и ждать, жизнь придёт сама — как случайность в правильном месте. Это случается со мной всё время, и много раз случалось как раз с Кристиной. Весь смысл этой картины, которая является довольно абстрактной, в том как вы смотрите сквозь окна и как восхитительные точки цвета на геранях ловят свет с другой стороны дома».
«Герани» (1960). Источник фото: pinterest. ru
Судьба художника
Эндрю Уайет родился в Пенсильвании в семье известного иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета. Вспоминая детство, художник говорил: «Отец полагал: „Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему“. Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел в свой мир». Уже в 20 лет у него состоялась первая персональная выставка в Нью-Йорке, после которой все работы быстро были распроданы.
Эндрю Уайет на пленэре. Источник: pinterest. ru
Основным источником вдохновения была американская провинциальная повседневность. Художник часами наблюдал: за природой, людьми, одиноко стоящими домами, вещами, игрой света. «В моих картинах я не меняю вещи, а жду, когда они изменят меня», — говорил он. Любая вещь приобретала значимость на картине, стоило ей только проявить себя. Уайет: «Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл…».
«Легкий бриз» (1968). Это портрет сестры Уайета. Она была калекой, вынужденной передвигаться на костылях. И она очень любила шляпки. Уайет изобразил сестру в виде колокола. Девушка, увидев полотно, узнала себя и попросила подарить ей картину. Источник фото: pinterest. ru
Художника интересовали люди, их истории, поэтому в качестве моделей он выбирал личностей. Встретив этих людей на улице, вы вряд ли бы заинтересовались, но с помощью историй, об испытаниях, выпавших на долю людей, живописей наделяет силой их портреты.
«Патриот» (1964). Уайет нередко бывал на парадах 28 мая — Memorial Day, день памяти погибших американских военных. Однажды художник познакомился с 71-летним Ральфом Клайном, который воевал в Первой Мировой. Уайет попросил Клайна позировать. Работа заняла пару месяцев, во время которых художник впитывал рассказы ветерана. Источник фото: pinterest. ru
С конца 1940-х Уайет не покидал Восточного побережья США, в основном живя в Пенсивальвании и регулярно наведываясь в штат Мэн. Собственно, он писал только окрестности его родного города Чеддс-Форд и города Кушинг, где художник жил летом.
«Плывущий по течению» (1982). Заснувший в дрейфующей лодке Уолт Андерсон олицетворяет фантазии художника об обрядах викингов. Источник фото: pinterest.ru
«Ногишик» (1972), один из самых любимых портретов Уайета. Представитель индейского племени имел две слабости — алкоголь и женщины. Несколько раз он брал взаймы у Уайета, а однажды приехал специально, чтобы позировать. Ногишик попал в аварию, после которой стал инвалидом. Несмотря на это, он собирал деньги для своего народа. Ногишик погиб в пожаре в собственном доме. Источник фото: pinterest.ru
«Брак» (1993). На картине изображены Джордж и Хелен Сипала. Они позволили художнику нарисовать их спящими. Тогда Уайет начал приходить ранними утрами, подкрадывался к спальне и делал зарисовки. Иногда супруги клали в кровать манекенов, а сами наблюдали за художником из шкафа. Источник фото: pinterest.ru
«Оттенок» (1977). После смерти Кристины Олсон на полотнах художника появляются новые женщины, чаще других — Хельга Тесторф. Ей посвящена серия из двух с половиной сотен набросков и картин. Уайет говорил: «Я никак не мог выбросить из головы образ этого скуластого прусского лица с широко расставленными глазами в обрамлении белокурых волос». Источник фото: pinterest.ru
Эндрю Уайет в последний год жизни отказывался появляться на публике и давать интервью: «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах». Он скончался в 91 год.
Снежана Петрова
Источники:
«Мир Эндрю Уайета»
«Andrew Wyeth, autobiography», 1995
«Artist Paints a Ghostly House» Life
MoMA
Andrewwyeth.com
Artnet.com
Из: Дилетант
Эндрю Уайет. Мир Кристины. Как создавалось произведение
27 января 2019
Картина «Мир Кристины» была написана всего через 3 года после убийства на железнодорожном переезде отца художника. С 1945 года, после потери близкого человека, в творчестве Уайета окончательно формируется реалистический стиль. Отныне его палитра становится более приглушенной.
Эндрю Уайет «Мир Кристины». Музей современного искусства, Нью-Йорк. 82х1,21 см, 1948 год
Значительным моментом, повлиявшим на творческий диапазон художника, являлось то, что в течение всей своей жизни он писал всего два места – Чеддс-Форд, где он родился и город Кушинг, место, где он проводил летние месяцы: география его работ необычайна узка, но от этого более глубока.
В отличие от своих современников, Уайет не видел работы великих мастеров в музеях на родине или за рубежом. Он никогда не учился в Нью-Йорке; мастерство рисования было усвоено им дома, в Пенсильвании, благодаря стараниям его отца-иллюстратора.
Совет
Эндрю писал людей, которых знал там, а также своих соседей в штате Мэн (где позже у него был дом).
Эндрю Уайета часто критикуют за его неспособность развивать свой стиль со временем, но нельзя отрицать, что его вклад в американское искусство имеет первостепенное значение. Он оставался верен реализму на протяжении всей своей карьеры и усовершенствовал этот стиль с помощью многочисленных картин, изображающих сельские пейзажи и их жителей.
«Мир Кристины» – считается одной из самых знаковых американских картин, наряду с «Аранжировкой в сером и черном. Мать художника» кисти Джеймса Уистлера (1871) и «Американской готикой» Гранта Вуда (1930). Важно, что шедевр магического реализма дебютировал в то время, когда абстрактный экспрессионизм был на пике популярности.
Джеймс Уистлер «Аранжировка в сером и черном. Мать художника». 144,3х162,4. Музей Орсе, Париж. 1871 год
Грант Вуд «Американская готика». 74х62 см. Чикагский институт искусств, Чикаго. 1930 год
Так почему именно эту работу можно выделить среди всех остальных? Итак, есть три основных критерия, почему «Мир Кристины» – одна из выдающихся работ эпохи. Помимо личной истории героини, стоит выделить технику, а также восприятие работы смотрящим.
Почему именно «Мир Кристины», а не просто «Кристина»? Эндрю Уайет экспериментирует с перспективой – она у него совмещенная. Действительно, на дома на заднем фоне мы смотрим снизу-вверх, словно глазами женщины, ползущей по земле. За счет этого расстояние от нее до домов кажется значительным. Но на саму Кристину мы смотрим свысока.
Именно с точки зрения Эндрю Уайета, писавшего ее со второго этажа своего дома.
В результате получается разворачивающееся сначала к Кристине, а потом вдаль от неё обширное пространство с далеким, словно недостигаемым горизонтом. Мир Кристины так мал по своей сути, зрителю он кажется ограниченным и скудным, но для нее этот мир огромен и величав.
Над полотном живописец работал достаточно долго, он писал тонкой сухой кистью (именно поэтому каждая деталь отлично проработана). Изначально художник не планировал включать в работу фигуру женщины, он считал, ее присутствие чувствовалось бы в любом случае.
Выжженная, словно соломенная трава; некрашеные, разваливающиеся ветхие дома; ветер, колышущий травинки и волосы; девушка на переднем плане, чей взгляд направлен на постройки – казалось бы, ничего необычного.
Но если начать присматриваться, поза героини уже не кажется такой естественной и непринужденной, скорее неудобной и сломанной; а в копне волос, которые казались густыми и здоровыми, просматриваются множество седых.
Обратите внимание
Пальцы женщины словно впиваются в траву, они серые от пыли. Через какое-то время Кристина больше не кажется той, которой мы ее увидели вначале. Женщина предпринимает большие усилия, чтобы сдвинуть свое тело с места.
Только спустя время зритель ощущает, как шаг за шагом раскрывается картина, и в конечном итоге Эндрю Уайет попадает прямо в цель – его работа поражает до глубины души.
Девушка, которую изначально можно принять за просто поднимающуюся с земли после отдыха, на самом деле является женщиной, страдающей полиомиелитом с раннего детства, который парализовал ее нижнюю часть тела.
Она фактически ползет через поле к своему дому, без помощи инвалидной коляски.
У Кристины было дегенеративное мышечное расстройство (не диагностированное, но иногда идентифицируемое как полиомиелит, хотя на самом деле это могла быть зубная болезнь Шарко-Мари), которая лишила ее способности ходить к концу 1920-х годов.
Соседи впервые встретились в 1939 году, когда Уайету было всего 22 года и он ухаживал за 17-летней Бетси Джеймс, которая позже стала его женой и музой. Именно Джеймс познакомила Уайета с Олсон, начав дружбу, которая продлится всю оставшуюся жизнь.
Знать, где был Уайет, когда увидел Кристину (1893-1968), ползущую к своему дому, чрезвычайно важно, потому что, если зритель посмотрит на картину, он почувствует, что находится словно позади нее. Мы такая же часть мира Кристины, как и она нашего.
Безусловно, возникает желание помочь ей, это логично и человечно. Но ей не нужна помощь, это понял и сам Уайет, когда из окна своего дома увидел ее. Эта женщина отстаивала свою свободу и независимость. Она ценила свою самостоятельность.
Получается, что эта работа о невероятной силе духа.
Изможденные конечности и розовое платье принадлежат Кристине.
Однако молодая голова и туловище художник писал с Бетси Уайет, своей молодой жены, которой тогда было около двадцати лет (в отличие от Кристины, которой тогда было около пятидесяти).
Важно
Но самой известной «моделью» в этой сцене является сам фермерский дом Олсонов, который был построен в конце XVIII века и до сих пор стоит на том же месте. В 1995 году он был внесен в Национальный реестр исторических мест.
При работе над полотном, Уайет использовал яичную темперу, которая требовала от художника постоянного контроля за ее консистенцией и корректировки, но, при всем при этом, она давала ему достаточно возможностей, чтобы рисовать сложные детали, такие, как детально прорисованные волосы и траву, занимающую большую часть полотна.
В этой работе художник отказывается от ярких цветов: в его картине небо серое и не синее, а трава – увядшая, коричневая вместо привычной зеленой. Дом серый и темный, а не теплый и манящий, а платье Кристины тусклое и старое, а не новое и чистое.
Эндрю Уайет «Мир Кристины» (фрагмент). Музей современного искусства, Нью-Йорк. 82х 1,21 см. 1948 год
«Вызовом для меня было отдать должное ее необыкновенному завоеванию жизни, которую большинство людей сочло бы безнадежной», – писал он. «Если в какой-то мере я смог в живописи заставить зрителя почувствовать, что ее мир может быть ограничен физически, но никоим образом не духовно, тогда я достиг того, что намеревался сделать».
«Мир Кристины» является одним из нескольких полотен Уайета, посвященных этой женщине. Так, в следующие двадцать лет, образ Кристины не сходит с работ художника. Мы можем ее увидеть в таких работах, как «Мисс Олсон (1952), Кристина Олсон (1947) и Кристина (1967). Кристина была постоянной музой и моделью для Уайета.
Эндрю Уайет «Кристина Олсон». Галерея Кёртис, Минеаполис. 1947 год
Эндрю Уайет «Мисс Олсон». Частная коллекция. 1952 год
Эндрю Уайет «Кристина». Brandywine River Museum & Museum of Fine Arts, Бостон. 1967 год
Музей современного искусства приобрел “Мир Кристины” в 1948 году в галерее Макбета в Нью-Йорке, почти сразу после ее завершения, за достаточно большую на то время сумму – он потратил $1,800. Куратор художественного музея Фарнсворта Майкл Комански говорит, что Уайет создавал нечто отличное от своих сверстников, поэтому покупка этого полотна была отличным решением.
На сегодняшний день «Мир Кристины» – один из самых почитаемых экспонатов музея. Интересно, что Музей современного искусства только однажды одолжил работу Уайета.
Это случилось после смерти художника, в 2009 году – музей позволил картине посетить место рождения своего создателя, Чаддс Форд (штат Пенсильвания), где Музей Брендиуайн-ривер выставлял картину в течение двух дней в Мемориале, прежде чем вернуть ее в Нью-Йорк.
Показательно, насколько большую роль играет «Мир Кристины» в массовой культуре. Писатели, кинематографисты и другие визуальные художники часто ссылаются на него, а публика всегда относилась к этой работе с трепетом.
Сорок пять лет назад вам было бы трудно найти одну репродукцию Джексона Поллока в пределах нескольких городских кварталов, но все знали по крайней мере одного человека, у которого была копия “Мира Кристины”, висящая где-то на стене.
Кэрин Джурик «Сила воли». Частная коллекция. 2014 год
Искусствовед Манеева Анна
История одного шедевра: «Мир Кристины» Уайета
Сюжет После смерти отца Эндрю Уайет начал на лето приезжать в Новую Англию — в окрестности города Кушинг в штате Мэн. Здесь на семейной ферме Олсонов он написал одну из самых известных картин из всей американской живописи XX века. Кристина Олсон, изображенная на картине, жила по соседству с Эндрю Уайетом. Художник хорошо знал ее, и она нередко соглашалась позировать. С детства Кристина мучилась неврологическим расстройством. Предположительно, это была наследственная моторно-сенсорная нейропатия (болезнь Шарко-Мари-Тута). К 26 годам женщина почти не могла самостоятельно ходить и работать руками. С годами Кристина и вовсе потеряла чувствительность в кистях и стопах. Олсон дожила до 74 лет, скончавшись в 1968 году. Полотно было написано в 1948-м. На тот момент Кристине Олсон было уже за 50. Однако на картине мы видим молодую женщину — для нее художнику позировала его жена Бетси. Уайат написал портрет не тела Кристины, а ее души, внутреннего мира, заложницей которого была больная женщина. Художник так говорил о своей соседке: «Она была ограничена физически, но не духовно. Задача для меня заключалась в том, чтобы воздать дань ее победе над жизнью, которую большинство людей считают безнадежной».
«Мир Кристины» (1948). Источник: pinterest.ru Мир Кристины, таинственный и волшебный, обрел плоть. Уайет в свойственной ему манере скрупулезно выписывает пейзаж и героиню. Мы не видим лица женщины, но через ее напряженную позу чувствуем, что взгляд, обращенный на дом, полон тревоги. Кажется, что Кристина рвется к дому, хотела бы вскочить и побежать, но что-то удерживает ее.
Портрет Кристины Олсон. Источник: pinterest.ru Уайет посвятил немало работ Кристине Олсон. Одна из самых важных — «Герани». Художник так описывал замысел: «Мне нравится, каким образом вы можете видеть красные цветы — через дом и окно на другую сторону, к морю. Кстати, чёрный предмет в окне напротив — чёрно-оранжевая рабочая перчатка её брата Альваро, оставленная им там. Кристины почти не видно, виден только отсвет на её полосатой рубашке. Она была почти как пугало, когда не сидела укоренившись в этом кресле — из-за растрёпанных волос и лохмотьев рваной ткани. В ней мне было интересно то, что она всегда появлялась в странное время, в странных местах. Великий английский живописец Джон Констебл говорил, что вы никогда не должны нарочно добавлять жизнь в сцену, но если вы будете тихо сидеть и ждать, жизнь придёт сама — как случайность в правильном месте. Это случается со мной всё время, и много раз случалось как раз с Кристиной. Весь смысл этой картины, которая является довольно абстрактной, в том как вы смотрите сквозь окна и как восхитительные точки цвета на геранях ловят свет с другой стороны дома».
«Герани» (1960). Источник фото: pinterest.ru
Судьба художника Эндрю Уайет родился в Пенсильвании в семье известного иллюстратора Ньюэлла Конверса Уайета. Вспоминая детство, художник говорил: «Отец полагал: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему». Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда. Оттуда я все-таки выбрался, но ушел в свой мир». Уже в 20 лет у него состоялась первая персональная выставка в Нью-Йорке, после которой все работы быстро были распроданы.
Эндрю Уайет на пленэре. Источник: pinterest.ru Основным источником вдохновения была американская провинциальная повседневность. Художник часами наблюдал: за природой, людьми, одиноко стоящими домами, вещами, игрой света. «В моих картинах я не меняю вещи, а жду, когда они изменят меня», — говорил он. Любая вещь приобретала значимость на картине, стоило ей только проявить себя. Уайет: «Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл…».
«Легкий бриз» (1968). Это портрет сестры Уайета. Она была калекой, вынужденной передвигаться на костылях. И она очень любила шляпки. Уайет изобразил сестру в виде колокола. Девушка, увидев полотно, узнала себя и попросила подарить ей картину. Источник фото: pinterest.ru Художника интересовали люди, их истории, поэтому в качестве моделей он выбирал личностей. Встретив этих людей на улице, вы вряд ли бы заинтересовались, но с помощью историй, об испытаниях, выпавших на долю людей, живописей наделяет силой их портреты.
«Патриот» (1964). Уайет нередко бывал на парадах 28 мая — Memorial Day, день памяти погибших американских военных. Однажды художник познакомился с 71-летним Ральфом Клайном, который воевал в Первой Мировой. Уайет попросил Клайна позировать. Работа заняла пару месяцев, во время которых художник впитывал рассказы ветерана. Источник фото: pinterest.ru С конца 1940-х Уайет не покидал Восточного побережья США, в основном живя в Пенсивальвании и регулярно наведываясь в штат Мэн. Собственно, он писал только окрестности его родного города Чеддс-Форд и города Кушинг, где художник жил летом.
«Плывущий по течению» (1982). Заснувший в дрейфующей лодке Уолт Андерсон олицетворяет фантазии художника об обрядах викингов. Источник фото: pinterest.ru
«Ногишик» (1972), один из самых любимых портретов Уайета. Представитель индейского племени имел две слабости — алкоголь и женщины. Несколько раз он брал взаймы у Уайета, а однажды приехал специально, чтобы позировать. Ногишик попал в аварию, после которой стал инвалидом. Несмотря на это, он собирал деньги для своего народа. Ногишик погиб в пожаре в собственном доме. Источник фото: pinterest.ru
«Брак» (1993). На картине изображены Джордж и Хелен Сипала. Они позволили художнику нарисовать их спящими. Тогда Уайет начал приходить ранними утрами, подкрадывался к спальне и делал зарисовки. Иногда супруги клали в кровать манекенов, а сами наблюдали за художником из шкафа. Источник фото: pinterest.ru
«Оттенок» (1977). После смерти Кристины Олсон на полотнах художника появляются новые женщины, чаще других — Хельга Тесторф. Ей посвящена серия из двух с половиной сотен набросков и картин. Уайет говорил: «Я никак не мог выбросить из головы образ этого скуластого прусского лица с широко расставленными глазами в обрамлении белокурых волос». Источник фото: pinterest.ru Эндрю Уайет в последний год жизни отказывался появляться на публике и давать интервью: «Всё, что я мог сказать, уже висит на стенах». Он скончался в 91 год.
Источники:
«Мир Эндрю Уайета» «Andrew Wyeth, autobiography», 1995
«Artist Paints a Ghostly House» Life
MoMA Andrewwyeth.com
Artnet.com
Искусство существовать в одиночестве: художник Эндрю Уайет
Давно хотела представить картины этого художника,с детства полюбившегося мне…
И вот,наконец,перелопатив весь интернет,соединила две статьи о нем,добавила ,что нашла по своему вкусу, и выношу вам на просмотр.
Ветер с моря и холод по спине…Пронизывающие насквозь картины Эндрю Уайета(Andrew Wyeth) (это первая статья)
«Великая страна нуждается не в ярких красках, а в ярких людях. Величие в простоте. А самый простой и естественный цвет — серый, цвет обычной земли, которую истоптал башмак фермера, чье лицо, как и землю, выветрили ветра и лишил колорита пот того, кто трудится на земле.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Я убеждён в том, что искусство художника способно преодолеть лишь такое расстояние, какое способна преодолеть его любовь», — писал Уайет.
Что ж, его искусство покорило не только планету, но и время.
А то что человек смертен, — так это только на Земле.
«Самая важная вещь в искусстве — это эмоции, но они должны быть вашими собственными, так же как ваши затруднения, ваши мучения, когда вы создаете картину. Это большая опасность знать, как подать лицо, изобразить ель. Натура никогда не может быть формулой.
Я должен почувствовать модель, чтобы ее написать.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Господи, когда я начинаю по-настоящему во что-то вглядываться, в простой предмет, и осознавать его сокровенный смысл, если я начинаю ощущать его, этому нет конца.
»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Дочь Магги».
«Я добиваюсь чувства отчужденности модели от зрителей. Для меня важно сохранить долю тайны внутри картины.» Эндрю
Уайет (Andrew Wyeth)
«Там было жарко, я открыл окно, и вдруг, ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет 30.
Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела с пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход.
Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого – холод по спине.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Я ищу реальность, реальное чувство предмета, всей структуры вокруг него… Я всегда хочу видеть третье измерение чего-то… Я хочу ожить с объектом.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Не важно, что именно ты делаешь, важно, чтобы все, к чему ты прикасаешься, меняло форму, становилось не таким, как раньше, чтобы в нем оставалась частица тебя.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Сюжету я уделяю слишком много места. Если я в конце концов и стану действительно стоящим художником, то только тогда, когда откажусь от него.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Вы можете увидеть тот же самый предмет в любое время дня или в вашем воображении в мириадах тоновых изменений. Вообще говоря, мне скучно писать новые для меня предметы. Мне гораздо интереснее представить вещь, которую я видел многие годы, в новом свете.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«И тут на вершине холма показалась маленькая фигурка в зеленом немодном пальто с пелериной. Покрытый жухлой прошлогодней травой, освещенный слепящим зимним светом бесконечный этот холм вдруг приблизился.
В этой худенькой женщине, рука которой повисла в воздухе, я увидел себя, свою мятущуюся душу.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
“У меня действительно нет студий.
Совет
Я блуждаю по чердакам людей,в полях,в подвалах, везде я нахожу что-то, приглашающее меня.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Отец говорил: «Чтобы жизнь ребенка была творческой, он должен иметь собственный мир, принадлежащий только ему».
Я очень рано начал рисовать, и отец считал, что колледж художнику не нужен: меня учили приходивший на дом преподаватель, сам отец и его друзья-художники. И он добился своего. Еще немного, и я навсегда остался бы в Шервудском лесу Робин Гуда.
Оттуда я все-таки выбрался, но ушел в свой мир.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Я весьма скептически отношусь к настроению картины, если это настроение придается ей сознательно.
»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«У меня сильно развита романтическая фантазия по поводу вещей, и именно это я изображаю. Но я делаю это в реалистической манере. Если вы не можете подкрепить свои фантазии правдой, то получается очень, я бы сказал, сутулое искусство.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Стараюсь реагировать на все – сделаться вроде резонатора, всегда готового вибрировать в тон колебаниям, исходящим от чего-то или от кого-то. И я часто схватываю уголком глаза беглое впечатление виденного, волнующую вспышку…»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Я не могу передать какое-то чувство без связи с данным местом. В самом деле, я думаю, ваше искусство будет тем выше, чем глубже вы любите то, что изображаете.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Я видел массу портретов, люди на них как живые – все написаны без доли страсти. Детали точно скопированы. Это ужасно. Вы никогда не сможете понять изображенных, в картинах нет жизни.
Есть художник, который хочет продемонстрировать собственную личность.
Для меня все, что я пишу, обретает значение большее, чем я сам. Только полоумный может подчеркивать свою ценность, как создателя.
»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
«Я рисую эти холмы вокруг Чедз-Форда не потому, что они лучше, чем холмы в других местах, а потому, что я родился здесь, жил здесь, – для меня они полны смысла.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
“Мир Кристины”
«Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл.
Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие.
Делать фон – это как строить дом, чтобы потом там жить… Если сдержать себя, дождаться правильного момента, он может решить все дело.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
Мистик-домосед
Эндрю Уайет родился в 1917 году в Пенсильвании, в небольшом городке Чеддс-Форд. Отец его, известный книжный иллюстратор Ньюэлл Уайет, обучил сына своему ремеслу, и тот уже в возрасте двадцати лет открыл свою первую выставку акварелей.
Она имела успех, все картины, выставленные в Галерее Макбет, на удивление быстро раскупили восторженные ценители. Успех и дальше сопровождал молодого художника, и уже к 1955 году он становится членом Национальной академии дизайна и Американской академии искусств и литературы.
Не так быстро, но приходит к нему и международное признание. И хотя его картины и выставки колесили по всему миру, сам Уайет всегда отличался почти полным отсутствием интереса к каким-либо поездкам и путешествиям.
Всю жизнь он провёл там, где родился. А на летние месяцы переселялся в городок Кушинг, штат Мэн.
«Я сознательно не люблю путешествовать, — писал в своих дневниках Эндрю Уайет. — После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же — вы делаетесь более эрудированными… Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы, может быть, наивность».
Обратите внимание
Неудивительно, что на всех его картинах — пейзажи всего двух мест, а герои полотен — соседи, живущие неподалёку. Выбор в качестве модели человека, с которым хорошо знаком, уважительное внимание к каждому — этому правилу художник почти никогда не изменял.
Да и рисуя природу, он, прежде чем взяться за кисть, стремился познакомиться с ней максимально близко и мог часами лежать на земле, вглядываясь в маленькую веточку или цветок, — «вживаться в их бытиё».
Окружающую действительность и повседневность Эндрю возвёл в ранг самого ценного, что может быть дано человеку. Порой кажется, что, погружаясь в любой объект своего творчества, художник старается проникнуть сразу в суть всех вещей.
И передаёт это на холсте настолько точно, что незаметно переходит грань между видимым внешним и внутренним миром. Не зря искусствоведы, описывающие его творчество, заговорили об Эндрю как о «мистическом гиперреалисте».
Вселенная Хельги
Каждое драматические событие в личной биографии всегда событие и в художественном пространстве Уайета. Одно из таких событий — встреча с Хельгой Тесторф. Трудившаяся на соседней ферме немка-эмигрантка, которую взяли на работу в дом соседи, стала человеком, через которого Уайет открывал и познавал на холсте, казалось, целую Вселенную.
Как итог — 247 картин за почти 15 лет с главной героиней — женщиной со скуластым, ничем не примечательным прусским лицом и широко расставленными глазами. Картины создавались в тайне от всех, даже от жены, и художник впоследствии никогда не комментировал ни историю возникновения этой серии, ни обстоятельства работы.
Лишь однажды, в дневнике, описал первый момент этой перевернувшей его жизнь встречи: «И тут на вершине холма показалась маленькая фигурка в зелёном немодном пальто с пелериной.
Покрытый жухлой прошлогодней травой, освещённый слепящим зимним светом, этот холм преобразился. В этой худенькой женщине, рука которой повисла в воздухе, я увидел себя, свою мятущуюся душу».
Важно
Когда цикл работ с Хельгой Тесторф открылся миру, журналисты просили хотя бы жену художника что-то сказать по этому поводу. Она ответила: «Ему повезло, что полотна оказались гениальны, иначе я бы его убила».
* * *
Искусство Эндрю Уайета — это искусство существовать в одиночестве. И оно знакомо каждому. Вот на холсте только пустые холмы и фигурка путника, двигающегося не покоряя, но подчиняясь и принимая пространство.
Взгляду современного зрителя, привычному к зовущим, ярким объектам, не за что зацепиться — и без этой опоры теряешь равновесие и погружаешься в себя. Тогда вибрирующая напряжённость живого поля, пронизывающего весь мир, завораживает зрителя.
«Я убеждён в том, что искусство художника способно преодолеть лишь такое расстояние, какое способна преодолеть его любовь», — писал Уайет. Что ж, его искусство покорило не только планету, но и время. А то что человек смертен, — так это только на Земле.
Художник прожил долгую жизнь, оставив тысячи полотен, и перешёл в иной мир в возрасте 91 года в своём доме, во сне.
«В искусстве важно не потерять чистоту. Я сознательно не люблю путешествовать.
После путешествия вы никогда не возвращаетесь такими же — вы делаетесь более эрудированными…
Я боюсь утратить что-нибудь важное для моей работы — может быть, наивность.»
Эндрю Уайет (Andrew Wyeth)
Вот что пишет в своем блоге художница Мария Трудлер
Люди рвутся в путешествия, стремясь объездить весь мир, чтобы познать себя. А я знаю одного американского художника, который почти не путешествовал, проведя всю свою жизнь в родном городке.
Он не получил художественного образования, даже не закончил среднюю школу.
Был замкнут, вел дневник, был привязан к своим друзьям и знакомым. Его зовут Эндрю Уэйет.
Должна признаться, я все время забываю его имя. Нахожу его в интернете только по названию картины, которую люблю больше всего — «Мир Кристины». Картина — потрясающая.
Совет
Сквозь нее видишь чувства этой девочки так, как-будто сама лежишь в этом поле и смотришь на тот дом вдалеке. Такое сногсшибательное мастерство. Я не люблю реализм в живописи.
Но от его картин не могу оторвать взгляда. Не знаю, что так действует на меня. Они совершенно фантастичны. Ими дышишь и не можешь надышатся. В них какая-то глубокая тайна.
Полуоткрытая.
Как-будто чуть-чуть еще всмотришься — и все станет понятно. О жизни, смерти, любви, одиночестве. Вечности… Почти рембрандтовское, приглушенное освещение.
Ощущение от света и тени, как от главных героев картин, наравне с одиночеством.
От которого идешь к морю, подставляя свое лицо ветру. Бежишь в поле.
Прячешься, сворачиваясь в клубок на кровати. Стоишь у окна. Взбираешься на крышу дома, сидя там часами. Атмосфера в его работах — пронзительная до озноба, до мурашек.
Дневниковые записи пробирают не меньше, чем сокровенная сдержанность картин.
Читая его мысли, видишь романтика, главная цель которого показать не свое блестящее техническое ремесло, а свои страстные чувства. Он говорил, что никогда бы не позволил никому наблюдать за собой во время рисования. Живопись для него — это что-то очень личное. Как любовь.
Поэтому его мастерская — это поля, подвалы, чердаки, старые дома и лодки.
Художник писал акварелью и темперой. Стиль Эндрю Уэйета определяют, как мистический гиперреализм или магический реализм. Я до знакомства с ним не представляла, что реализм может иметь такое неописуемое воздействие.
Обычные, неприметные куски реальности, обыкновенные предметы, портреты его любимой Хельги — а пробирает так, что не по себе становится.
Как-будто падаешь в его картины и теряешься в них.
Все такое настоящее. Эндрю Уэйет — мой любимый художник-реалист. Он для меня стал примером того, что даже сквозь фотографическую реальность можно так показать свои чувства… Пронзит насквозь.
Обратите внимание
Как холодный, северный ветер с моря. А я ведь пока его картины не увидела, считала реалистичность антиподом искусства. За поверхностность, бездушность.
Вот такая ирония судьбы. Author name: Maria Trudler Publish date: 12.01.2012 Discussion: 41 Comments Categories:
Мысли об искусстве About Maria Trudler: Привет. Меня зовут Мария Трудлер.
Я художник. Люблю искусство. Во всех видах и проявлениях. Пишу картины, рисую.
Веду рукописный дневник о творчестве в свободное от рисования время.
Эндрю Уайет. Мир Кристины
Об Эндрю Уайете мы говорили в статье Американский художник-реалист Эндрю Уайет. Продолжим рассказ о его творчестве, а именно о работе «Мир Кристины«. Завершение рассказа об Эндрю Уайете смотрите в статье Бетси и Хельга.
«Мир Кристины» (Christina’s World). 1948. Музей современного искусства в Нью-Йорке, США.
Кристину Олсон, полностью парализованную ниже талии, Уайет впервые увидел ее, буквально перетаскивающей себя через поле – «словно краб по берегу Новой Англии», позднее вспоминал он.
Эта женщина стала для него образцом личного достоинства и гордости: она отказывалась пользоваться коляской и предпочитала жить в полнейшем беспорядке, зато никому ничем не обязанной.
Это было достоинство суровое, жесткое, чуть ли не человеконенавистническое, и именно такое и притягивало Уайета на протяжении всей его карьеры.
Он писал: «Она была ограничена в физических возможностях, но духовно — ни в коей мере.
Самое трудной задачей для меня было отдать ей должное, изобразив ее необычайную борьбу за жизнь, которую большинство людей сочли бы безнадежной». «she… was limited physically but by no means spiritually.
The challenge to me was to do justice to her extraordinary conquest of a life which most people would consider hopeless.»
Важно
На картине Олсон изображена со спины. В то время ей было 55 лет. Позировала, кстати, жена художника Бетси. Кристина умерла двадцать лет спустя, к тому времени успев стать героиней множества полотен Уайетта.
Christina Olson. 1947
Благодаря популярности художника, известие о ее смерти облетело всю страну. По изображению на картине невозможно определить ни ее возраст, ни то, как она выглядит, и эта загадочность дополняет и без того неоднозначную атмосферу.
Этому же впечатлению служит на картине и дом, который сам Уайет назвал «голым скелетом здания» — настоящий символ пасторальной Американской мечты, показанный сквозь призму Великой Депрессии: белая краска со стен облезла, кровля покосилась, а над его крышей – лишь пустое небо. «Мир Кристины» удивительно угрюм и мрачен. Но публика, казалось, куда больше внимания обращала не на атмосферу полотна, а на то, как филигранно Уайет изобразил каждую травинку – тот самый «механический» реализм, не имеющий отношения к посылу автора.
Miss Olson. 1952
«Нередко людям нравятся мои картины лишь потому, что солнце отражается от края окна, и им просто нравится на это смотреть, — заметил Уайет однажды. — Им это напоминает о чем-то своем.
Но для меня за этой картиной может скрываться лунная ночь, которую я провел в каком-то доме в Мэне, жуткая ночь, или я снова был в этом странном настроении… Может, это был Хэллоуин.
И все это есть там, скрывается за реалистичным фасадом.
Я думаю, что самая большая слабость моих работ – это их предмет. Его всегда слишком много».
«Понимаете, важно постоянное присутствие на месте действия. Мне надо жить в окружении того, о чем я пишу. Тогда в какой-то момент можно ухватить смысл. Когда я писал «Мир Кристины», я пять месяцев работал над полем… Я хотел бы написать только поле без Кристины и заставить почувствовать ее присутствие…»
У Уайета был летний дом в штате Мэн и он был дружен с Олсон, которую, как и ее младшего брата, он часто изображал на своих картинах в период с 1940 по 1968 гг.
The Wood Stove. 1968
Dry well Rain barrel. 1958
Дом, изображенный на картине, известен как «дом Олсон», расположен в штате Мэн, в г. Кушинг. Он открыт для посещения публики Фарнсвортским музеем искусств. Он включен в список национальных исторических достопримечательностей и отреставрирован в соответствии с видом, изображенным на картине.
Первоначально картина получила скупые отзывы критиков и оставалась малоизвестной до тех пор, пока не была приобретена для Нью-Йоркского Музея современного искусства (МСИ). После экспозиции в МСИ популярность картины стала стремительно расти, и сегодня картина считается образцом современного американского изобразительного искусства.
Ветер с моря — вид из окна дома Кристины Олсен. 1947
“Ветер с моря” — тоже связана с Кристиной Олсон. Однажды Уайет поднялся на второй этаж дома Кристины, куда сама она не поднималась и где никогда не прибирали…
Там было жарко, я открыл окно, и вдруг ветер вздул занавеску, которая не шевелилась, наверное, лет тридцать.
Совет
Боже, это была фантастика! Тоненькая тюлевая сеть взлетела от пыльного пола так стремительно, словно это был не ветер, а привидение, дух, которому открыли выход.
Потом я полтора месяца ждал западного ветра, но, к счастью, в памяти жил этот волшебный взмах, от которого — холод по спине»
Christina. 1948