Моне и ренуар. рассвет импрессионизма и загадочный портрет – все о живописи
Table of Contents
ИМПРЕССИОНИЗМ.Ч.2. П.-О.РЕНУАР
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ П.-О. РЕНУАР
ПЬЕР – ОГЮСТ РЕНУАР (Renoir) (1841-1919), БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ ИМПРЕССИОНИСТ, французский живописец, график и скульптор. В юности работал живописцем по фарфору, расписывал шторы и веера.
В 1862-1864 Ренуар учился в Париже в Школе изящных искусств, где сблизился с будущими соратниками по импрессионизму Клодом Моне и Альфредом Сислеем.
Ренуар работал в Париже, посетил Алжир, Италию, Испанию, Голландию, Великобританию, Германию.
В ранних работах Ренуара сказывается влияние Гюстава Курбе и произведений молодого Эдуара Мане (“Харчевня матушки Антони”, 1866, Национальный музей, Стокгольм).
На рубеже 1860-1870-х годов Ренуар переходит к живописи на пленэре, органически включая человеческие фигуры в изменчивую световоздушную среду (“Купание на Сене”, 1869, ГМИИ, Москва). Палитра Ренуара светлеет, легкий динамичный мазок становится прозрачным и вибрирующим, колорит насыщается серебристо-жемчужными рефлексами (“Ложа”, 1874, Институт Кортолда, Лондон).
Обратите внимание
Изображая эпизоды, выхваченные из потока жизни, случайные жизненные ситуации, Ренуар отдавал предпочтение праздничным сценам городской жизни – балам, танцам, прогулкам, словно стремясь воплотить в них чувственную полноту и радость бытия (“Мулен де ла Галет”, 1876, Музей Орсе, Париж).
Особое место в творчестве Ренуара занимают поэтичные и обаятельные женские образы: внутренне различные, но внешне слегка схожие между собой, они как бы отмечены общей печатью эпохи (“После обеда”, 1879, Штеделевский институт искусства, “Зонтики”, 1876, Национальная галерея, Лондон; портрет актрисы Жанны Самари, 1878, Эрмитаж, Санкт-петербург). В изображении обнаженной натуры Ренуар достигает редкой изысканности карнаций, построенных на сочетании теплых телесных тонов со скользящими легкими зеленоватыми и серо-голубыми рефлексами, придающими гладкость и матовость поверхности полотна (“Нагая женщина, сидящая на кушетке”, 1876).
Замечательный колорист, Ренуар часто добивается впечатления монохромности живописи с помощью тончайших сочетаний близких по цвету тонов (“Девушки в черном”, 1883, Музей изобразительного искусства, Москва).
“Портрет актрисы Жанны Самари” 1878, Эрмитаж, Санкт-Петербург
“Жанна Самари” 1877, Музей им. А.С.Пушкина, Москва
Два из трех общеизвестных портретов Жанны Самари работы Огюста Ренуара представлены на обозрение в трех музеях мира. В Театре «Комедии Франсез» хранится самый первый и самый маленький портрет, на котором актриса предстает в темной будничной кофте (1877 г.
), в Музее изобразительных искусств им. А.С.Пушкина — изысканный поясной портрет (1877 г.), а в Эрмитаже — парадный портрет в полный рост (1878 г.). И на всех она женственна, обаятельна, держится просто и естественно.
Жанна — лучшая в стране исполнительница ролей в пьесах Мольера и Мюссе — и в жизни была такая же простая, светлая, красивая, приветливая, словно ожившая под кистью самого Ренуара. Сияющие синие глаза, рыжее золото волос, текучие формы тела — она был полна обаяния и привлекательности.
С каждого полотна смотрит не модель, а приятная собеседница, готовая вот-вот продолжить разговор.
Портрет из коллекции ГМИИ им. А.С.Пушкина признан одним из лучших ренуаровских портретов. На нем лицо актрисы, ее обнаженные руки и плечи светоносны и теплы, они мягко сияют на розовом фоне, не сливаются с ним, разделенные рыжими кудрями и зелеными переливами платья.
Ренуар был настоящим певцом диссонансных цветов — активного зеленого и розового— и умел с помощью широких пластичных и мелких вибрирующих мазков предать живописной поверхности несколько десятков оттенков одного цвета, исключив возможность цветового диссонанса.
Таким способом он заставлял предметы излучать свет, а человеческое тело — тепло и движение. В изображении фигуры нет ни единой четкой линии, все подвижно, неуловимо и зыбко. Но это удивительное цветовое равновесие и поразительные контрасты, которыми владел мастер, в то время только шокировали критиков и публику.
На портрете из собрания Эрмитажа актриса предстает в великолепном вечернем платье с глубоким декольте и длинным волнистым шлейфом на фоне роскошного театрального интерьера. Богатые ковры, массивная бронзовая подставке для пальмы словно «выбрасывают» фигурку Жанны на первый план.
Важно
Кажется, что она лишь краткий момент застыла в движении (фигура наклонена вперед) и сейчас сделает следующий шаг. При написании этого портрета Ренуар использовал более гладкую манеру письма. Краски уже не мельтешат и не смешиваются, как на предыдущем портрете.
Но не зависимо от манеры лицо Жанны, ее обнаженные руки и плечи, вся фигура выглядят прекрасными и естественными, а главное, художнику удалось передать не только внешние черты, но и характер девушки и отдать должное ее сценическому дарованию.
“На терассе”
“Нагая женщина, сидящая на кушетке” 1876
“Завтрак гребцов” 1881, Галерея Филлипса, Вашингтон
“Бал в Мулен де ла Галетт” 1876, Музей д'Орсе, Париж
“Зонтики” 1881-1886 Национальная галерея, Лондон
“Мост искусств в Париже” 1867, Фонд Симона Нортона
С 1880-х годов Ренуар все более тяготел к классической ясности и обобщенности форм, в его живописи нарастают черты декоративности и безмятежного идиллизма (“Большие купальщицы”, 1884-1887, собрание Тайсон, Филадельфия). Лаконизмом, легкостью и воздушностью штриха отличаются многочисленные рисунки и офорты (“Купальщицы”, 1895) Ренуара.
“Юлия Мане”
“Южные плоды” 1881
” Яблоки и цветы”
“Молодая женщина, читающая книгу”
“Жан Фредерик Базилл”
Розы и жасминРозы в вазе
” У воды”
“Большие купальщицы”
“Девушка за пианино” 1875
“Ребёнок с кнутом”
“Девушка, заплетающая косу” (Suzanne Valadon)
“Большая ваза с цветами” 1866
“Букет хризантем” 1884
“Женский портрет”
“Женский портрет”
“Ваза с цветами” 1866
“Розарий” 1870
“Дама с веером” 1906
“Художник Клод Моне” 1875
“Алжирская девушка
“Причесывающаяся женщина”
“В саду” Эрмитаж
“Пейзаж в Болье” Эрмитаж
“Дама в черном” Эрмитаж
“Девушка с веером” Эрмитаж
“Альфред Сислей” 1876
“Маленькая обнажённая в голубом” 1879
“Маленький букет” 1880
“Молодая женщина в шляпе с цветами”
” Девушка ” 1885
” В ложе” 1874
“Альфред Сислей и его жена”
“Бюст женщины” ( Перед купанием )
” Charles and Georges Durand-Ruel”
“Кариатиды”
“Девушка с зонтом” (Aline Nunes)
“Девочка в соломенной шляпе” 1884
“Две девочки за фортепианo” 1892
“Балерина” 1874
“Танец в Буживале” 1883
“Портрет девушки” (Mademoiselle Romaine Lancaux) 1864
” Portrait of Mademoiselle Sicot”
“Коко” 1906
“Мадмуазель Жюли Моне с кошкой” 1887
“Обнаженная на скалах” 1904
“Портрет Рихарда Вагнера”
“Габриэль с драгоценностями”
“Портрет семьи художника”
“Деревенский танец” 1882-83
“Габриэль в красной блузе” 1910
“Mademoiselle Legrand ” 1875
“Женщина с кошкой “
“Виктор Шоке” 1875
“Девушка в шляпе” Эрмитаж
“На качелях” 1876
“Автопортрет” 1910
В конце жизни Ренуар страдал от обострившегося артрита, но любовь к красоте мира, живописи побуждала его превозмогать боль. И негнущимися пальцами он великолепно продолжал писать жизнеутверждающие, светлые, несущие радость картины.
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Ренуар картины
Пьер Огюст Ренуар – французский художник-импрессионист, родился 25 февраля 1841 года во Франции в Лиможе. Отец его был портным. В 1862 году Ренуар поступает в школу изящных искусств. Во время учёбы познакомился с такими мастерами живописи, как А.Сислеем, Ф.Базилем и К.Моне. Любимыми художниками Пьера были А.
Ватто, Ф.Буше, O.Фрагонар, Г.Курбе. Его ранние работы очень схожи по стилистике с работами этих авторов. Детальная проработка светотени, которая придаёт изображению почти скульптурные формы, но даже тогда был заметен отличительный почерк будущего великого художника – это лёгкая, почти воздушная цветовая гамма — Харчевня матушки Антони.
На творчество Ренуара очень повлияли картины К.Моне, с которым они были в дружеских отношениях и часто занимались живописью совместно. Их самая известная совместная работа Лягушатник.
После этого картины Ренуара стали заметно изменяться, например, он вводит так называемые цветные тени и достигает определённых результатов в изображении световоздушной среды: Купание на Сене, Тропинка в высокой траве, В саду, Качели, Сена в Аржантее, Эстак.
После того, как выставку импрессионистов в отеле Надара буквально разогнали с позором гневные критики, которые были более привержены к классической живописи, Ренуар и Моне вынуждены были влачить бедное существование. Это продолжалось до картины, которая принесла настоящий успех Пьеру Огюсту — Мулен де ла Галетт, которая сейчас висит в музее Орсэ, что в Париже.
Для картин Ренуара характерны выразительные черты и случайные сцены, которые как бы выхвачены из повседневной жизни, этим они настраивают зрителя на созерцание, вхождение в состояние полного покоя. Как никакая другая, это настроение передаёт картина Завтрак гребцов, на котором особое место принадлежит даме с собачкой в руках – будущей жены Ренуара.
С 1880 годов Ренуар вместе со своей женой начинает путешествовать по миру, Средиземноморье, Алжир, Италия. Здесь он изучает творчество местных художников и постоянно работает над своим.
В 1903 году О.Ренуар переезжает на свою виллу на юге Франции. Его одолевает страшный артрит, который постоянно прогрессирует. Несмотря на это он постоянно рисует, даже когда его поражает паралич.
Он привязывает кисть к руке, так как пальцы уже не могут её держать.
Совет
После этого художник лишь один раз навестил свой любимый Париж, что бы взглянуть на свою картину Зонтики, которая выставлялась в Лувре.
3 декабря 1919 года Пьер Огюст Ренуар в возрасте 78 лет скончался от воспаления и был похоронен в Эссуа.
Компания Корпус Мебель поможет сделать ваш дом красивым, уютным и комфортным. Красивые и недорогие шкафы купе в Перми на заказ вы найдёте только здесь. Большой выбор продукции на любой вкус и дизайн вашего дома.
Картины Ренуара:
Завтрак гребцов
Зонтики
ЗадумчивостьВ садуВесенний пейзажТанцы в городеТанцы в БуживалеСпящая у моряРомен ЛанкоПричёсывающаяся девушкаПрачки
После купания
Первый выход
Парижанка
Обнажённая девушка
Новый мост
Обнажённая
Натюрморт с хризантемами
На терассе
Мост искусств в Париже
Нагая женщина, сидящая на кушетке
Моне за работой
Молодой человек в лесу Фонтенбло
Лягушатник
Мадам Клементина
Ложа
Купальщицы
Купальня на реке
Женщина у источника
Женщина, играющая на гитаре
Жанна Самари
Художник Базиль в Ателе
Габриэль Жан и девочка
Фигуры в саду
Еврейская свадьба
Две девушки у фортепиано
Диана-охотница
Девушка с мандолиной
Раннее интеллектуальное развитие детей 1,5 лет. Не уходите от ответственности, вы должны быть к этому причастны! Авторские методики Береславского помогут вам открыть талант и способности у вашего ребёнка.
Девочка с лейкой
Бал в Мулен-де-ла-Галлет
Барышня Гримпель с голубой лентой в волосах
Балерина
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Классика и импрессионизм в картинах Огюста Ренуара | Рисуй!
Июль 5, 2018 Татьяна Хакман
5
В конце зимы 1841 года в семье простого французского портного родился шестой ребенок. Мальчика назвали Пьером Огюстом, но мать никогда не пользовалась первым именем – в сочетании с фамилией оно казалось ей неблагозвучным. Так и вошел в жизнь своей семьи, а позже и в историю мировой живописи, выдающийся художник-импрессионист Огюст Ренуар.
Завтрак гребцов
В ряду других представителей импрессионизма этот человек занимает несколько обособленное место. Картины Огюста Ренуара отличаются тонким сочетанием классического стиля и техники мелких мазков, передающих мимолетность сцены, а кроме того, необычным выбором жанра картин.
Импрессионисты ставили своей целью запечатлеть мгновенные изменения в состояниях природы, поэтому работа на пленэре была важным условием создания картин.
Огюст Ренуар, хотя и разделял эти взгляды, но больше всего любил писать людей и жанровые сцены – как на открытом воздухе, так и в помещении.
Палитра художника отличалась мягкостью, краски часто смешивались, а мелкие контрастные мазки перемежались с плавными цветовыми переходами. Много взяв как от классики, так и от импрессионизма, при создании картин Огюст Ренуар с годами выработал собственный уникальный стиль живописи. Но путь к этому был долгим и тернистым.
Уже в молодости Огюст был успешным декоратором: занимался росписью по фарфору и ткани, украшал стены в кафе и трактирах. Точность руки и потрясающая скорость работы позволяла молодому мастеру иметь приличный заработок. Но карьера ремесленника-кустаря не удовлетворяла его.
Лягушатник
В 21 год молодой человек поступил учиться в мастерскую Глейра, где обрел не только навыки классической художественной школы, но еще и круг единомышленников, которые хотели расширить рамки академического искусства. Моне, Базиль, Сислей, Писсаро и другие основали кружок «непримиримых».
Обратите внимание
На своих полотнах молодые художники старались отразить реальность в ее мимолетной изменчивости. Отдельные контрастные мазки, создание очертаний с помощью цвета, а не контуров, приверженность к работе на пленэре – многое отличало их от корифеев старой школы.
Позже это направление стали называть импрессионизмом.
Площадь Троицы. Париж
Однако общество и критики того времени относились к новому течению в живописи более чем скептически. Энтузиаст своего дела, Ренуар около 15 лет едва сводил концы с концами, напряженно работая над полотнами, которые позже будут украшать залы крупнейших музеев мира.
Бал в Мулен де ла Галет
Поворотным моментом в творческой карьере художника стало знакомство с семьей Шарпантье, в гостиной у которых частенько собирался высший свет парижской богемы. Молва о новом модном портретисте облетела французскую столицу, теперь многие захотели приобрести картины Огюста Ренуара.
Мадам Шарпантье с детьми
Надо сказать, что в портретной живописи художник не признавал никаких правил. Свои картины Огюст Ренуар писал без четких контуров, мелкими мазками, передающими мягкую одухотворенность.
А в качестве основных цветов для портретов мастер нередко выбирал нетрадиционные сочетания, например розовый и зеленый.
Жемчужиной творчества Ренуара в этом жанре по праву считается серия портретов актрисы Жанны Самари.
Портрет Жанны Самари
После поездки в Италию и знакомства с классическими работами итальянских мастеров стиль художника сильно меняется, становится более «сухим», образы предметов обретают устойчивость.
Зонтики
Большой ценитель женской красоты, Ренуар в зрелом периоде своего творчества уделял много внимания обнаженной натуре. По словам художника, он всегда работал над изображением до тех пор, пока у него самого не возникало желания ущипнуть холст.
Важно
Последние годы художника были омрачены борьбой с прогрессирующим ревматизмом. Болезнь побеждала, но Ренуар делал все, чтобы иметь возможность продолжать работать. Даже будучи практически парализованным, он умудрялся писать кистью, привязанной к руке.
Девушка с мандолиной
Выдающийся художник не любил драматический жанр в живописи, он считал, что цель искусства – показать приятное и радостное состояние людей в их обычной жизни.
Картины Огюста Ренуара всегда наполнены светом, жизнерадостностью, легкостью и весельем: любя жизнь, художник старался передать это удовольствие окружающим.
Недаром его искусство стало бесценным даром как современникам, так и многим поколениям потомков.
Светлана Виноградова
Импрессионисты Э. Мане Э. Дега К. Моне О. Ренуар А. Сислей К. Писсарро Г. Кайботт Б. Моризо. – презентация
1
2 Импрессионисты Э. Мане Э. Дега К. Моне О. Ренуар А. Сислей К. Писсарро Г. Кайботт Б. Моризо
3 Начало импрессионизма Начало в 1874 г. – Париж. Первая выставка импрессионистов Выставка объединила художников, не признанных широкой публикой и отвергаемых жюри салонов – «Салон Отверженных» Термин «импрессионизм» (от французского слова «impression» «впечатление») произнесен критиком Леруа относительно картины Клода Моне «Впечатление. Восход солнца»Клода Моне «Впечатление. Восход солнца» Выставки импрессионистов с 1874 по 1886 г. Импрессионизм был мировым направлением в культуре, пронизавшим собой все виды изобразительного искусства, литературу, музыку, театр, повлиявшим на видение мира и философию людей Импрессионисты отказались в своих работах от повествования, фабулы, от социальной критики.
4 Э.Моне «Впечатление. Восход солнца»
5 Французский импрессионизм Это стилистическое направление, особое мировидение, мироощущение, мировосприятие. Импрессионисты основоположники современного искусства. Они установили прямую связь между глазом живописца и светом. Это особый творческий метод, в основе которого передача впечатления, фиксация ускользающих мгновений жизни Влияние света и воздуха на формы и тона предметов – одно из основных требований, предъявленных к картине. Воспроизвести впечатление от мгновенного взгляда на пейзаж,при особенной игре света, в момент, когда формы еще не поняты и только еще начинается процесс усвоения мозгом того, что видит глаз. Впечатление иногда подобно тому, какое ощущает только что проснувшийся человек, видящий свет и цвета, но не успевший еще сообразить, где он и что перед ним находится
6 Французский импрессионизм Этюд как законченное произведение. Перестановка акцента: то, что раньше казалось этюдом, заготовкой, стало целью их живописи. Сближение этюда и картины, а нередко и слияние нескольких стадий работы в один непрерывный процесс. Освещение – ключевое понятие. По возможности запечатлеваются те скоропреходящие оттенки, которые создает быстро меняющееся освещение. Работа на пленере – открытом воздухе, а не в студии. Очень быстрая манера письма. Такой метод изменил темпы их работы, писать надо было быстро. Следствием этого явилась подвижная импульсивная фактура их живописи. Влияние фотографии. Взяли из фотографии ускользающие, прежде не замечаемые жесты, новый ритм; новые точки зрения, крупный план Влияние японского искусства (гравюра).(гравюра).
7
8 Техника и метод импрессионистов 1.Свет – главный герой их живописи Принцип «писать то, что видишь среди света и воздуха» – основа пленэрной живописи импрессионистов. Свет стал равноправен сюжету. Из компонента изображения он превратился в предмет изображения. Пейзаж импрессиониста всегда показывает не только данную местность, но и данную местность в данном освещении. 2.Асимметрия композиции. Неожиданные точки зрения и сложные ракурсы. Децентрализация изображения, смещение композиционных осей, “произвольные” срезы частей композиции, предметов и фигур самой картины. Деталь может заслонять главное, отсутствие традиционного разделения на фон и основной предмет изображения. 3.Картина как фрагмент натуры, словно увиденного в окно или, по определению Дега, “подсмотренного через замочную скважину”.
9 Техника и метод импрессионистов 4.Нет предварительного рисунка. Контурный рисунок, как и светотень, отсутствует; глубина не передаётся перспективой, 5.Преимущество живым цветам солнечного спектра. Чёрные, коричневые и серые цветовые тона в общем игнорируются, не включаются в палитру. 6.Разложение сложных тонов на чистые цвета. Чистые цвета часто кладутся на холст без предварительного смешивания на палитре и воспринимаются зрителем согласно системе оптического смешения; 7.Мазки разнообразной формы. Цветные прикосновения дробятся, рассыпаются на многочисленные «запятые», нанесённые одни возле других. Жидкие, свободные, пастозные мазки придают рельефность красочного слоя.
10 Эдуард Мане Пренебрегает светскими условностями, общепринятыми идеалами красоты «Завтрак на траве» Открывает подлинную красоту в повседневном течении жизни. «Балкон» Придает поэтичности обычному, реальному образу «Олимпия»
11 Э.Мане. Завтрак на траве
12 Э.Мане. Балкон
13 Э.Мане. Олимпия
Совет
14 Клод Моне Первым формулирует принципы нового направления, разрабатывает программу пленера и характерную для данного направления технику. Мир, погруженный в воздушную среду, лишается материальности, превращается в гармонию световых пятен. «Бульвар Капуцинок» Писал один и тот же мотив, исследуя эффекты освещения в разное время суток и в различные времена года. «Руанский собор» «Кувшинки» Считал, что черного цвета в природе нет, утверждал, что даже тени цветные.
15 К. Моне. Бульвар Капуцинок
16 К. Моне Кувшинки
17 К. Моне. Руанский собор, западный портал и башня Сен-Роман, полдень. К. Моне. Портал Руанского собора: гармония в утреннем свете К. Моне. Руанский собор, западный портал, пасмурная погода.
18 Камилл Писсарро Искал художественную прелесть в обыденном, а значительность – в повседневном. «Жатва» Париж и его окрестности предстают и в лиловых сумерках, и в тумане серого утра, и в синеве зимнего дня. «Бульвар Монмартр»
19 К. Писсарро. Жатва
20 К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Солнце
21 К. Писсарро. Бульвар Монмартр. После полудня. Дождь
22 К. Писсарро. Бульвар Монмартр. Утро. Пасмурно.
23 Огюст Ренуар «Живописец счастья» Истинное призвание – изображение человека Образы построены на гармоничных, чистых, мажорных красочных сочетаниях «Портрет Жанны Сомари» Человек – неотрывная, самая прекрасная часть природы «Завтрак Гребцов»
24 О. Ренуар. Портрет Жанны Сомари
25
26 О. Ренуар. Завтрак гребцов
27 Эдгар Дега Противник непосредственности в искусстве, пленэра, почти никогда не писал картин с натуры. Изображал будни театра, ипподрома, женщин за туалетом, сцены труда. «Голубые танцовщицы» «Гладильщицы» «Скаковые лошади перед трибуной» Картины овеяны грустью, иногда ироничны, порой саркастичны «Абсент»
28 Э.Дега. Голубые танцовщицы
29 Э. Дега. Гладильщицы
30 Э. Дега. Абсент
Огюст Ренуар. Биография и картины
Огюст Ренуар (Pierre-Auguste Renoir) 1841-1919 г. Французский художник, признанный мастер женского портрета. Биография и картины.
Уж как не советовал знаменитый композитор Шарль Гуно юному Огюсту посвятить себя музыке, отец мальчика, портной, видел вершиной карьеры своего отпрыска профессию художника по фарфору – прибыльно и уважаемо. Однако Огюст Ренуар превзошёл и амбиции своего отца, и личные притязания, став всемирно известным художником-импрессионистом, обогатившим мировое художественное наследие своими превосходными работами.
От ремесла к искусству
Юный Ренуар не мог жаловаться на судьбу – его работа, заключающаяся в росписи фарфоровых сервизов приносила удовлетворение и заработки, но технический прогресс, внедривший технику печати, свел его ремесло на нет. Скопив кое-какие средства, юноша решил учиться, выбрав для себя Школу при Академии художеств, где попал в мастерскую Шарля Глейра.
Уже первые шаги Огюста вызывали неудовольствие учителя – слишком смело юноша работал с красками, отвергая каноны академизма.
Впрочем, в мастерской Ренуар нашёл много единомышленников, которые искали новые средства выразительности, и уже 1863 году Ренуар вместе с Моне, Сислеем, Базилем, Писсаро перестал посещать занятия.
Обратите внимание
Отчаянно сражаясь с нуждой, будущие основоположники импрессионизма, вместе добывали краски для работы, как и еду.
Последующие годы характеризуются поиском стиля, экспериментами и первым признанием Ренуара.
Первой знаковой картиной, которая открыла публике ещё неизвестного художника, явилась работа «Лиза», изображающая возлюбленную Огюста – Салон положительно принял картину в 1868 году.
Вообще портретный жанр можно отметить как ведущий у раннего Ренуара, причём он преимущественно изображал своих собратьев «по цеху» — Сислея, Базиля с супругой, Моне.
Да здравствует импрессионизм!
Можно сказать, что Ренуар очень рано уразумел свою индивидуальность и составил личный взгляд на искусство в целом, который заключался в желании дарить публике радость посредством живописи, нести свет и красоту, в ущерб морализаторским и назидательным поучениям.
Если классическое искусство представляла вещи слишком идеальными, то Ренуар выступал за максимальную передачу естественности и реальности, где колоссальное значение играл свет, воздух, сиюминутность, спонтанность и колористическое решение.
Переходной работой у Ренуара в его импрессионистском периоде является картина «Новый мост», где сюжет с тщательно выстроенной перспективой и точными архитектурными деталями представлен зрителю через размытую призму воздуха, расплавленного на солнце, благодаря чему, всю линии лишены чёткости, а фигуры определённости.
В 1874 году Ренуар часто посещает Аржантёе, где живёт Моне – вместе они пишут на пленэре, работают в эскизной манере, уделяя особое внимание Сене как сюжету. Это совместное творчество окажет значительное влияние на творчество обоих художников.
Кроме богатых пейзажей и бульварных просторов, импрессионистов неизменно влёк театр с его многочисленными образами, сюжетами, разномастной публикой, и Ренуар не был исключением. Картины «Ложа», «Танцовщица», «Парижанка» явились прекрасным примером работы мастера в театральных и притеатральных декорациях.
Ещё одна яркая страница в творчестве мастера была перевернута в 1875 году, когда на свет появились полотна, демонстрирующие единение человека и природы – «Обнажённая в солнечном свете» и «Обнажённая». Картины отличают непревзойдённая гармония, наполненная светом, играющим на нежной коже моделей.
Необходимо отметить, что все эти поиски, приведшие к созданию поистине великих картин, не приносили денежного довольствия – импрессионизм отвергался публикой, и поэтому верному стилю Ренуару приходилось туго.
Важно
Однако уже тогда его популярностью пользовались портреты, и именно они приносили доход.
Так появились прекрасные работы «Портреты Жанны Самари», «Портрет мадам Шарпантье с детьми», «Девушка с веером», «Портрет Альфонсины Фурне» и др.
На гребне успеха и закате дней
В отличие от сотоварищей, Ренуар стремился участвовать в Салоне, так как именно в этом случае можно было рассчитывать на признание. Не без помощи связей, живописец всё-таки пробивается на официальные выставки, заслуживая мало-помалу почёт. В начале 80-х Ренуар уважаемый художник, а в 1883 году была устроена его первая персональная выставка.
Вначале 80-х гг. Ренуар знакомится с Алиной Шериго, ставшей женой и музой мастера. Художник теперь финансово благополучен, что только способствует творчеству, благодаря многочисленным путешествиям, совершённым в поисках новых тем.
На протяжении всей своей жизни художник оставался верен себе – он «певец» красоты, радости и счастья, в чём можно ещё раз убедиться в его серии танцующих парных картин: «Танец в деревне», «Танец в городе», «Танец в Буживале».
Ренуар неустанно развивал свои сюжеты и в 80-х и в 90-х, изображая обнажённых муз на лоне природы («Большие купальщицы», «Сидящая купальщица») и создавая восхитительные по своей красоте портреты («Девушка в соломенной шляпе», «Причёсывающаяся девушка») вплоть до трагической травмы, полученной после падения с велосипеда. Законченный оптимист, Ренуар, сломавший правую руку, научился писать левой, однако, стремительно развивающийся артрит напоминал о себе болями и атрофией.
С приходом 1900-х пришло и международное признание, зарубежные выставки, всемирная слава и получение почётных знаков отличия, но ничто не могло спасти Ренуара от паралича. Конец жизни оказался и вовсе безрадостным — вернулись раненными с Первой мировой войны два сына, боровшаяся за здоровье мужа Алина быстро ушла из жизни под гнётом переживаний, а самого мастера продолжал снедать недуг.
Но до самой своей кончины 2 декабря 1919 года палитра мастера светилась оптимизмом и радостью, а творчество полно любованием светом, гладкой кожей, нежными изгибами тела, лучезарной улыбкой и яркими глазами. Ренуар до последних дней служил единожды выбранному для себя бремени в искусстве – нести радость и свет через живопись. О том, как справился он с задачей, красноречиво повествуют его картины.
Импрессионизм. Клод Моне, Ренуар
Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression – впечатление) – художественный стиль в искусстве последней трети XIX – начала XX вв., оказавший огромное влияние на все последующее искусство.
Представители его стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, изменчивые состояния природы живописными средствами. Импрессионизм зародился в 1860-х годах во Франции, когда Э. Мане, О. Ренуар, Э. Дега внесли в живопись многообразие и сложность городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира.
Для их произведений характерны изображение случайных ситуаций, смелость композиционных решений, кажущаяся неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой.
Импрессионисты создали живописную систему, которая отличается разложением сложных тонов на чистые цвета, накладываемые на холст раздельными мазками с таким расчетом, чтобы при восприятии зрителем картины издали происходило оптическое смещение этих цветов. Все это, а также цветные тени и рефлексы создавали светлую, радостную живопись.
Происходило слияние нескольких стадий работы художника в единый процесс, как бы замена картины этюдом. В отдельных приемах построения композиции и пространства в импрессионизме заметно влияние японской гравюры. Для импрессионизма характерна тенденция стирания четких границ между жанрами, например слияние бытового жанра с портретом.
Оска́р Кло́д Моне́ (фр. Oscar-Claude Monet, 1840—1926) — французский живописец, один из основателей импрессионизма. Был одним из создателей импрессионизма, направления изменившего историю искусства. Это именно от названия картины художника “Импрессия – восход солнца” получил свое название этот стиль живописи.
Импрессия – восход солнца “Завтрак на траве” Сирень на солнце Бульвар Капуцинок
Совет
Согласно принципам нового направления, живописца интересовала прежде всего игра солнечного света, меняющаяся с часу на час.
Моне наблюдал ее, работая на натуре, с одинаковым увлечением рисуя изменяющиеся в лучах солнца стога сена, кувшинки в своем саду в Живерни или фасад собора в Руане. Но самые прекрасные полотна художник создал в Лондоне, который обожал за окутывающий все вокруг туман.
Картины Моне поражают игрой цвета и лучезарностью. Но талант художника не сразу оценен должным образом. Много лет он испытывал финансовые трудности, которые, однако, не отразились в его солнечных и полных солнца полотнах.
РЕНУАР (Renoir) Пьер Огюст (25.2. 1841, Лимож, – 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма.
На рубеже 1860-70-х гг. Ренуар переходит к живописи на пленэре, естественно и органично включая человеческую фигуру в изменчивую свето-воздушную среду (“Купание на Сене”, 1869).
Его палитра светлеет, письмо становится прозрачным, мазок – вибрирующим, колорит насыщается тонкими рефлексами, смягчёнными контрастами тёплых по тону теней и богатых серебристо-жемчужными оттенками освещённых зон (“Ложа”).
В отличие от большинства импрессионистов, Ренуара (как и Э. Дега) интересует прежде всего индивидуальность человека – в его единстве с природой, в живом общении с другими людьми, в случайных жизненных ситуациях.
Он фиксирует тончайшие нюансы настроения модели (портрет В. Шоке), выявляет эмоциональность артистической натуры (этюд к портрету актрисы Ж.
Самари, 1877) и непосредственность юного характера (“Мадмуазель Гримпель с голубой лентой”).
Обратите внимание
Жизнерадостное, глубоко гуманистическое творчество Ренуара оказало значительное воздействие на развитие реалистического искусства 20 в
1.Нагая, сидящая на траве 2. Бал в Мулен де ла Галле 3. Зонтики
1. 2. 3.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Картины импрессиониста Пьера Огюста Ренуара: лучшие шедевры
Французский импрессионист Пьер Огюст Ренуар творил в конце XIX – начале XX века, он появился на свет в 1841 году. Отличием от других художников данного направления была тематика его работ. Если Моне, Сислей и Сезанн предпочитали пейзажи, то Ренуар посвящал свое творчество запечатлению повседневной человеческой жизни и запоминающихся женских образов.
Ранние работы Ренуара
Вырабатывая свой особый и неповторимый стиль, Ренуар стал одним из основоположников импрессионизма. Его картины всегда наполнены светом. Первые творения выполнены в розовых, голубых и нежно-зеленых тонах. Возможно, такой колористический выбор обусловлен тем, что в юношеские годы мастер подрабатывал в мастерской специализирующейся на росписи фарфора.
К лучшим творениям художника в этот период относятся:
«Натюрморт с большой цветочной вазой», написанный в 1866 году. Четко прописанная ваза с сине-голубым рисунком изумительно сочетается с большим количеством цветов в ней.
«Художник Базиль в ателье», 1867 года. Этот портрет наглядно показывает напряженную работу другого мастера. Положение художника, то, как он держит палитру и кисть, демонстрирует кропотливость творческого процесса рождения шедевра.
«Новый мост» 1872 года, погружает в атмосферу ясного дня со спешащими куда-то людьми.
Время выставок импрессионистов
В 1874 году состоялось открытие первой выставки импрессионистов, где участвовал мастер. Именно в это время Ренуар начинает писать преимущественно портреты:
«Портрет художника А. Сислея» 1874 года показывает задумчивого художника сидящего на стуле.
«Читающая девушка», над которой работал мастер в 1874-1876 годах, написана уже в другой цветовой гамме;
«Обнаженная (Анна)», 1876 года прорисована во всех деталях. Вообще, Ренуар, рисуя обнаженную натуру, выбирал себе в модели женщин далеких от совершенства: круглолицых, с пышными формами и крепкими руками.
«Перламутровый» период творчества
В 1880-х годах художник проводил много времени в путешествиях по Испании, Италии и Албании. Там он попал под влияние творчества Рафаэля и изменил манеру своего письма.
Это особенно заметно в четком выделении контуров, в более проработанных объемах. Но потом Огюст вернулся к своему свободному стилю, добавив особого света в картины.
Именно поэтому исследователи творчества Ренуара назвали этот период его жизни «перламутровым».
Яркими работами данного времени можно назвать эти работы:
«Фигуры в саду», которые мастер создавал с 1880 по 1890 гг. Светлая картина в лучших традициях импрессионизма показывает залитый солнцем сад и гуляющих в нем людей, очертания которых немного размыты.
«Большие купальщицы» написаны в 1887 году. Именно в этой работе видно влияние итальянской школы живописи;
«Натюрморт с анемонами» 1898 года очень отличается от «Натюрморта с большой цветочной вазой» 1866 года. В данной картине уже видна рука опытного художника, непревзойденно владеющего кистью.
В последние годы жизни Ренуара мучил артрит, и он почти перестал рисовать, отдавшись другому занятию – скульптуре. Последние его работы «Автопортрет» и «Портрет Тиллы Дюрье» написанные в 1910 году фактически безупречны. Мазки кисти передают не только внешнее сходство, но и всю глубину глаз позирующих, создается впечатление присутствия человека.
Пьер Огюст Ренуар скончался в 1919 году в Кань-сюр-Мер, где провел последние 16 лет своей жизни на своей вилле «Колетт». Его творчество было ярким, светлым и незабываемым не только на протяжении жизни, но и после, внося свой вклад в дальнейшее развитие искусства.
Импрессионизм
ancilla_librisСегодняшний пост будет живописным. Познакомиться с историей живописи поближе, с художниками, с картинами я давно хотела. И вот настал момент.
Ну и вы, мои дорогие друзья, да и просто читатели, будете свидетелями этого знакомства.
И первый свой пост на эту тему мне бы хотелось посвятить импрессионизму вообще, и К. Моне и Э.
Мане в частности.
Своим названием этот стиль живописи обязан острому языку малоизвестного журналиста Луи Леруа. Собственно речь идет о первой значительной выставке импрессионистов весной 1874 года, где было выставлено 165 работ различных художников.
Луи написал критическую статью, и чтобы выразить свое пренебрежение, назвал группу художников “импрессионистами”, взяв за основу название картины Моне – Впечатление. Восходящее солнце.
Художники, из вызова, приняли этот эпитет, впоследствии он прижился, потерял свой первоначальный отрицательный смысл и вошёл в активное употребление.
Важно
Импрессионисты сделали большой шаг в развитии европейской реалистичной живописи. Французский импрессионизм не поднимал философские проблемы и даже не пытался проникать под цветную поверхность будничности. Вместо этого импрессионизм сосредотачивается на поверхностности, текучести мгновения, настроения, освещении или угле зрения.
Были отброшены библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, присущие официальному академизму. Вместо этого появилось виденье будничности и современности. Художники часто рисовали людей в движении, во время забавы или отдыха, представляли вид определенного места при определенном освещении, мотивом их работ была также природа.
Брались сюжеты флирта, танцев, пребывание в кафе и театре, прогулок на лодках, на пляжах и в садах. Если судить по картинам импрессионистов, то жизнь — это очередь маленьких праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом или в дружеском окружении.
Импрессионисты одни из первых стали рисовать на воздухе, не дорабатывая свои работы в мастерской, что называется пленэрной живописью.
Что касается техники , то импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Последовательно просветляя свою палитру, импрессионисты освободили живопись от землистых и коричневых лаков и красок.
Условная, “музейная” чернота в их полотна уступает место бесконечно многообразной игре рефлексов и цветных теней.
Они неизмеримо расширили возможности изобразительного искусства, открыв не только мир солнца, света и воздуха, но также красоту туманов, беспокойную атмосферу жизни большого города, россыпь его ночных огней и ритм непрестанного движения.
примечание: Рефлекс – (от лат.
reflexus-отраженный) – термин, обозначающий отсвет цвета и света на поверхности предмета, падающий от окружающих объектов, например неба или соседних предметов. Точная фиксация рефлекса помогает более полно передать объем, показать богатство цветов и оттенков изображаемой натуры, вызванное их сложной взаимосвязью.
В целом, в стиле импрессионизма работало множество мастеров, но основой движения были Эдуар Мане, Клод Моне, Огюст Ренуар, Эдгар Дега, Альфред Сислей, Камиль Писсарро, Фредерик Базиль и Берта Моризо.
Совет
Однако Мане всегда называл себя «независимым художником» и никогда не участвовал в выставках, а Дега хоть и участвовал, но никогда не писал свои работы на пленэре.
Итак, Эдуар Мане (1832-1883) – можно сказать идейный вождь импрессионизма, но не причислявший себя к ним.
Начиная с двух своих программных произведений – “Завтрака на траве” и “Олимпии” (обе 1863), – Э.Мане подвергается остракизму. В глазах благонамеренной буржуазной публики и критиков его искусство становится синонимом безобразного, а самого художника называют “сумасшедшим, который пишет картину, трясясь в белой горячке” (М. де Монтифо).
Лишь наиболее проницательные умы того времени сумели по достоинству оценить дарование Мане. Среди них был Ш.Бодлер и молодой Э.Золя, заявивший, что “господину Мане предназначено место в Лувре”.
(Завтрак на траве)
(Олимпия)
Одним из первых он начал писать на чисто-белом грунте, то “нагружая” его сочными мазками ярких солнечных красок, то покрывая тончайшими полутонами благородных розоватых и серо-сизых оттенков.
Он обладал даром передавать бесконечное богатство красок и живую трепетность предметного мира, что особенно отчетливо проявилось в натюрморте – “никто из современников Мане не мог написать натюрморт лучше, чем он” (О. А. Лясковская).
(Белые пионы)
Мане обращался к разным жанрам – ему принадлежит несколько картин на исторические сюжеты, – однако наивысшие его достижения связаны с современной фигурной композицией.
Художнику была присуща необыкновенная зоркость в выборе острохарактерной ситуации, как бы выхваченной из окружающей жизни, где все угадывается, но ничего не сказано в лоб.
Его композиционное мастерство проявляется в умении найти неожиданную точку зрения, наиболее выразительный ракурс, жест, ограничиться лишь самым необходимым, так что все лишнее остается за пределами “кадра”.
( Расстрел императора Мексики Максимилиана)
Особое место занимает в творчестве Мане портрет. После ранних, вполне традиционных портретов он приходит к новому пониманию этого жанра.
Обратите внимание
Теперь основную роль играет не столько углубленное и обстоятельное раскрытие внутреннего мира человека, сколько его острая характеристика.
Он ищет ее в поведении модели, в ситуации, в присущей только ей повадке, которую передает экспрессивным жестом, неожиданным поворотом головы или позой, всякий раз открывая какую-то новую, очень существенную грань личности.
(На концерте в кафе)Новаторство Мане заключалось в том, что он сумел по-новому, непредвзято взглянуть на окружающую его действительность и расширить круг явлений, к которым обращалось изобразительное искусство. Он не побоялся сделать объектом подлинно высокого искусства и воплотить в совершенных живописных формах такие стороны жизни и человеческих отношений, от которых до него художники отворачивались или не замечали их.
До конца жизни Мане испытывал чувство неудовлетворенности своим искусством, хотя в его творчестве всегда ощущалось стремление к созданию “большого стиля”. Его последняя картина “Бар в Фоли-Бержер” (1881-1882)
Картина представляет собой синтез мимолетности, нестабильности, сиюминутности, свойственных импрессионизму, и постоянства, стабильности и незыблемости, присущих классическому направлению в искусстве. Четкий передний план картины противопоставлен заднему – неясному и почти фантастическому зеркальному отражению.
Это произведение можно считать программным в творчестве Мане, так как оно отражает его излюбленные темы: натюрморт, портрет, различные световые эффекты, движение толпы.
Ох, с таким трудом я выбирала работы Мане.. Я вам столько всего не показала.. Но мы переходим к еще одной страничке.
Самое последовательное, но и далеко идущее выражение импрессионизм получил в творчестве Клода Моне (1840-1926).
С его именем нередко связывают такие достижения этого живописного метода, как передачу неуловимых переходных состояний освещения, вибрацию света и воздуха, их взаимосвязь в процессе непрестанных изменений и превращений.
Ранние работы Моне вполне традиционны, их живопись свидетельствует о связи с искусством Курбе и барбизонцев. В них еще присутствуют человеческие фигуры, которые в дальнейшем все более превращаются в стаффаж и постепенно исчезают из его картин.
Важно
В 1870-х годах окончательно складывается импрессионистическая манера художника, отныне всецело посвятившего себя пейзажу. С этого времени он работает почти исключительно на пленэре.
Именно в его творчестве окончательно утверждается тип большой картины-этюда.
( Garden at Sainte-Adresse)
Одним из первых Моне начинает создавать серии картин, в которых один и тот же мотив повторяется в разное время года и суток, при разном освещении и состоянии погоды. (Возможно, в этом следует видеть воздействие японской гравюры на дереве, где этот принцип играл ведущую роль). Так появляются его знаменитые серии, посвященные вокзалу Сен-Лазар, полям цветущих маков, Руанскому собору, лондонским мостам и др. Не все они равноценны, но лучшие полотна этих серий поражают свежестью красок, интенсивностью цвета и артистизмом передачи эффектов освещения.
(The Thames at Westminster )
В поздний период творчества в живописи Моне усиливаются тенденции декоративизма и плоскостности. Яркость и чистота красок превращаются в свою противоположность, появляется какая-то белесость.
Говоря о злоупотреблении поздних импрессионистов “светлым тоном, превращающим некоторые произведения в обесцвеченное полотно”, Э.Зола писал: “И вот сегодня нет ничего, кроме пленэра… В Салоне остались только пятна: портрет только пятно, фигуры только пятна, одни только пятна”.
(The Japanese Bridge)А дальше и слова не нужны – галереей:
(завтрак на траве)
(Сирень на солнце)
(Бульвар Капуцинок в Париже)
(мост в Аржентёе)
(Вокзал Сен-Лазар)
(Водные лилии(облака))
Благодарю за внимание всех посмотревших эту подборку.
(использованы материалы из энциклопедии импрессионизма)
Картина Моне, с которой начался импрессионизм
Во времена Клода Моне слово «импрессионизм» было грубым оскорблением. Однако художника, с чьей картины и началось это явление в живописи, это нисколько не волновало. Его вообще мало заботили люди, он даже не тратил время на полотна с ними. Что Моне действительно увлекало, так это природа.
>> «Неизвестная» Крамского: русская Мона Лиза
Художник стал первым, кто низверг человека с пьедестала «главного героя» и возвел туда свет. Это кардинальным образом изменило не только живопись, но и культуру в целом. Само мировоззрение было перевернуто. Люди стали иначе смотреть не только на искусство, но и на окружающий их мир.
>> Как жилось столичным могильщикам до революции
Сюжет
«В то утро я вскочил с постели, чтобы поймать неуловимое, ведь на восходе освещение постоянно меняется. Его нужно писать сразу же, каждый оттенок. Сколько у меня было времени? Минут 10, не более.
И я схватил мольберт, кисти и стал наносить размашистые крупные мазки». Вот так было создано программное произведение, с которого и начался импрессионизм.
>> Чума как повод для погрома
Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра. В этом городе Моне вырос и впервые осознал себя художником.
Каждая секунда восхода солнца уникальна и неповторима, утверждал Моне. Мы видим на полотне бесчисленное количество оттенков серого. Резкими мазками даны мачты и доки. И огненными тонами само солнце.
Такие смелые размашистые мазки многим современникам казались неопрятными, даже грубоватыми. Немало было тех, кто посчитал полотно незавершенным этюдом. Посетители выставки, на которой картина была представлена, возмущались, заявляя, что даже обойная бумага смотрелась бы лучше.
Кстати, среди более поздних исследователей творчества Моне были те, кто называл картину эффектом Луны в тумане, полагая, что художник изобразил не восход, а закат.
Совет
Чтобы развеять сомнения, американский исследователь, изучив фотографии и метеорологические данные, выяснил, что полотно могло быть написано только 13 ноября 1872 года в 7:35.
Контекст
Клод Моне был новатором. Его интересовали состояния природы, впечатления от нее. Что же до сцен из жизни людей, то, в отличие от его современников (например, Дега, Ренуара, Мане, Сезанна), он совершенно не заботился тем, что происходило с людьми, и очень редко писал жанровые сцены.
Главный герой на его картинах — свет и его игра. Свои работы Моне писал быстро — пока не менялся свет. Ведь с изменением света меняется и смысл картины.
Изображение одного и того же мотива (например, одного из порталов Руанского собора или стога сена) в разное время дня дает разное впечатление, а потому представляет разное содержание. Этот принцип стал одним из важнейших в искусстве последующих десятилетий.
Моне стал современником всех художественных направлений конца XIX — начала XX веков. Он говорил так: «Техника меняется, но искусство отается тем же самым: это свободное и эмоциональное изображение природы».
Судьба художника
Клод Моне родился в Париже в семье бакалейщика. Когда мальчику было пять, семья переехала в Нормандию, в Гавр. В школе Клоду не нравилось, он большую часть дня проводил у моря, на скалах или в порту. На уроках же мальчик разрисовывал тетради карикатурами учителей и одноклассников. К 15 годам Моне был известен на весь Гавр как чрезвычайно талантливый карикатурист. Ему начали заказывать портреты, а подросток, не растерявшись, стал этим зарабатывать, чем поверг в шок своим почтенных родителей.
Благодаря карикатурам о Моне узнал художник Эжен Буден, который научил юношу серьезному отношению к живописи и заставил смотреть на мир иначе.
Именно он воспитал у Клода привычку писать с натуры и доверять впечатлениям. Буден считал, что нужно «проявлять крайнее упорство в сохранении первого впечатления, так как оно — самое правильное».Обратите внимание
К 18 годам Моне окончательно уверился, что хочет стать художником. Родители в целом поддержали эту идею, но не могли особенно помочь с деньгами. В Париже, куда Клод поехал учиться, он (не сразу, конечно, были и годы бунтарского отказа от работы в студии) постепенно нашел себе учителя и единомышленников.
Несколько лет проведя в Англии и Голландии, художник в начале 1870-х вернулся на родину. К тому времени он уже был женат и с детьми. Финансовое положение было тяжелым, семья жила в деревне, чтобы сократить расходы. Положение изменилось к началу 1880-х. Картины начали приносить прибыль, и художник смог купить дом в Живерни, где он и провел остаток лет.
За несколько лет до смерти Моне начал терять зрение — врачи поставили диагноз двойной катаракты. Перенеся две операции, Моне стал видеть ультрафиолет как голубой или лиловый цвет, отчего его картины обрели новые краски. Именно поэтому на его последних работах лилии, которые здоровый глаз видит в оттенках белого, Моне написал голубоватыми.