Пауль клее. художник, рисующий музыку и другие миры – все о живописи
Table of Contents
Пауль Клее
Немецкий и швейцарский художник-авангардист, один из наиболее самобытных модернистов в истории западноевропейского искусства.
Детство и юность
Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в Мюнхенбухзее, небольшом городке близ Берна, Швейцария. Он происходил из музыкальной семьи: его отец был преподавателем музыки родом из Тюрингии, Германия; мать имела французские корни и была отменной вокалисткой, среди её предков также были педагоги.
В возрасте семи лет мальчик стал учиться играть на скрипке. Его любимыми композиторами были Бах, Бетховен и Моцарт. Впоследствии Клее говорил, что всегда рисует «с музыкой в глазах». Страсть к изобразительным искусствам была также привита ему в детстве. Его первой учительницей стала родная бабушка.
Начальное образование мальчик получил в гимназии с литературным уклоном.
В возрасте 19 лет Клее переехал в Мюнхен и стал брать частные уроки у Хайнриха Книрра. В 1900 году юноша поступил в Академию художеств в класс знаменитого художника-символиста Франца фон Штука. Одним из его сокурсников оказался Василий Кандинский. В Германии студент увлёкся творчеством Гойи, Блейка, Сезанна и Ван Гога.
Обратите внимание
В 1901-1902 гг. Клее совершил путешествие по Италии, где открыл для себя живопись эпохи Возрождения (в первую очередь Микеланджело).
Находясь под впечатлением от итальянского классического искусства, художник сделал серию офортов и гравюр на цинке («Встреча двух людей.
Каждый из которых убеждён в более высоком положении другого», «Дева на дереве», «Инвенции», «Однокрылый герой»). Он также опробовал свои силы в витраже, но его работы не вызвали воодушевления у окружающих.
В 1906 году Клее женился на пианистке Лили Штумпф. Через год у них родился сын Феликс. Супруги осели в пригороде Мюнхена. Лили давала уроки фортепиано, а Пауль занимался иллюстрированием журналов и музицировал.
Малоизвестен тот факт, что он писал музыку ради собственного удовольствия и даже иногда давал концерты.
Живописец считал, что музыка достигла вершины в XVII столетии, композиторы XIX века и современники его не слишком интересовали.
По возвращении в Берн в 1910 году Клее устроил скромную персональную выставку, на которой продемонстрировал довольно мрачные акварели, офорты и рисунки, явно носящие печать немецкого романтизма и символизма. Выставка прошла незамеченной, что чрезвычайно расстроило художника.
Приход в живопись
Клее начал писать маслом лишь в возрасте 30 лет. Новая техника давалась с трудом: у него было недостаточно опыта, и приходилось делать множество эскизов, что, впрочем, не уберегало от неудачи.
В 1911 году Клее сдружился с Василием Кандинским, Францем Марком, Августом Макке и Жаном Арпом и присоединился к основанному ими обществе «Синий всадник» («Der Blauer Reiter»).
17 декабря того же года в галерее Танхаузер прошла их первая групповая выставка, однако Клее в ней не участвовал.
Важно
Зато он представил 17 графических работ на последующей в марте 1912 выставке в Галерее Гольц под названием «Schwarz-Weiß» («Чёрное-Белое»).
В 1912 году Клее оказался в Париже, где открыл для себя французский кубизм – Пикассо, Брака, Делоне. На него также оказал значительное влияние примитивизм Руссо и фовизм Мориса Вламинка. В кубизме Клее привлекала манера работы с цветом и светом, а также характерный динамизм композиций.
Весной 1914 года Клее вместе с Августом Макке и Луи Муалье отправились в Тунис. Местная архитектура, исламское искусство и североафриканская природа с их ярким, но тонким колоритом вдохновили Клее – ещё никогда он не писал так много и так увлечённо.
Примечательные работы того времени – «Кайруан» и «По мотиву Хаммамета». В своём личном дневнике художник написал: «Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я — художник». К слову, дневник он вёл в течение 20 лет – с 1898 по 1918 гг.
Такое внушительное рукописное наследие сделало его одним из самых изучаемых художников XX столетия.
С началом Первой мировой войны художник был призван в армию. Годы с 1916 по 1918 он занимался канцелярской работой, находясь в резерве, вдали от боевых действий, и много времени посвящал творчеству. Фактически с живописью он не расставался. Клее был глубоко потрясён гибелью Макке и Марка и посвятил им серию литографий по дназванием «Смерть за идею» (1915).
К 1917 году Клее удалось завоевать признание критиков, и его работы стали хорошо продаваться.
Межвоенные годы: Клее-теоретик и Баухаус
После демобилизации Клее вернулся в Мюнхен, это случилось в 1919 году. Он подписал трёхлетний контракт с арт-дилером Гансом Гольцем, влиятельным владельцем собственной галереи.
В 1920 году в Галерее Гольца открылась персональная выставка, в чью экспозицию вошло порядка 300 работ; примерно в то же время в Берлине была издана теоретическая работа Клее «Творческая исповедь». В этой книге художник изложил свои взгляды на искусство вообще и живопись в частности.
С его точки зрения, целью изобразительного искусства является не воспроизводство видимого человеческому глазу, но воссоздание постигнутого. «В былое время люди рисовали вещи, которые можно было увидеть на земле. Вещи, на которые им приятно было смотреть.
Совет
Сейчас, рисуя, мы воссоздаем несомненную реальность видимых вещей и, делая так, выражаем веру, что в отношении к миру в целом, видимое – только вырванный из него кусок, а другие истины – скрыты… Наша цель – обнаружить основополагающую идею среди случайного».
В 1920 году вышло в свет издание повести Вольтера «Кандид» с иллюстрациями Клее. В том же году он получил приглашение от Вальтера Гропиуса стать преподавателем в недавно основанной им Высшей школе строительства и художественного проектирования «Баухауз».
Поначалу художник возглавил переплётную мастерскую. Когда переплётная машина сломалась, его перевели в мастерскую живописи по стеклу, однако техническая сторона мало привлекала художника.
С января 1921 Клее вступил в должность преподавателя пропедевтики, а с 1928 он и Кандинский стали вести уроки живописи для особо отличившихся студентов.
Клее оказался выдающимся теоретиком искусства, и особенного внимания заслуживают его размышления о взаимосвязи музыки и цвета. В его случае синестезия была не просто увлечением, а сравнение оттенка и музыкального тона – не просто метафорой. Он исследовал возможность звуков и чистых тонов гармонировать и контрастировать, искал их соответствия.
Его живопись стала настоящим эквивалентом ритмических и тональных музыкальных соотношений. В 1921 году поэт Райнер Мария Рильке написал, что даже если бы не знал, что Клее умеет играть на скрипке, он бы об этом догадался, глядя на его рисунки.
«Приведение в созвучие архитектонической и поэтической живописи» и конструирование «спиритического цветосветового пространства» были архиважными задачами, которые ставил перед собой художник.
Цветовая теория Клее основывалась на движении. Его цветовой круг был разделён на шесть секторов, в нём был выделен треугольник с основными цветами и треугольник с так называемыми не-цветами (тот бишь ахроматическими цветами – чёрным и белым). Они образовывали «цветовую звезду», демонстрирующую два типа цветовых взаимоотношений: движение по кругу и по диаметрам.
Эстетическая платформа Клее сформировалась под влиянием трудов Вильгельма Воррингера об абстракции и вчувствовании, работ о психофизиологии и перцепции Эрнста Маха, теоретических статей членов группы «Синий всадник» – в особенности Кандинского и, разумеется, теорий других сотрудников Баухауса, в первую очередь теории Gesamtkunstwerk. Клее полагал, что мировоззрение и эстетика должны быть сплавлены воедино.
Обратите внимание
На разных этапах своей творческой биографии Клее обращался к различным, порой даже конкурирующим направлениям абстрактного искусства: экспрессионизму, кубизму, футуризму, сюрреализму. В то же время он является абсолютно самобытным художником со своими уникальными методами и узнаваемым стилем.
Он использовал все доступные ему материалы и смешанную технику, экспериментировал с импасто (густое накладывание краски), аэрографией, аппликацией, тиснением, смешивал акварель и масло, акварель и чернила, масло и темперу.
Писал на картоне, холсте, металле, различных тканях, обоях и даже газетных листах. В 1923 году вышла книга «Пути изучения природы», в которой Клее изложил теорию единства формообразования в природе и искусстве. Эту теорию он стремился подкрепить фактическим материалом, для чего проводил опыты.
Он обобщил полученный материал в последующей работе – «Книге педагогических эскизов».
В 1923 году Клее вступил в «Голубую четвёрку», сообщество, в которое вошли также Кандинский, Лионель Файнингер и Алексей Явленский. В 1925 году группа провела ряд лекций в США и организовала выставку.
Клее также принял участие в парижской выставке сюрреалистов и имел оглушительный успех. Стоит отметить, что с сюрреалистами у него было немного общего, однако его чрезвычайно вдохновляло исследуемое ими «автоматическое письмо».
Клее уже давно экспериментировал с автоматизмом: известно, что ещё в 1914 году он нарисовал изображение с закрытыми глазами.
В 1928 году Клее посетил Египет, но он впечатлил его гораздо меньше, нежели Тунис.
В 1929 году вышла первая монография, посвящённая Клее, её автор, Уилл Громанн, был крупнейшим немецким арт-критиком своего времени, специализировавшимся на немецком экспрессионизме и абстрактном искусстве, за что получил прозвище «крёстный отец модернизма».
Бегство и кончина
В период с 1931 по 1933 гг. Клее преподавал в Дюссельдорфской художественной Академии. В это время он впервые обращается к технике пуантилизма в духе Жоржа Сёра и начинает работать в непривычном для себя большом формате. Знаковой работой того периода является картина «Ad Parnassum» (1932).
В 1933 году нацисты лишили его должности. В местной газете была опубликована заметка, в которой заявили: «…хотя он говорит всем, что является чистокровным арабом, на самом деле он типичный галисийский еврей».
Квартира художника была обыскана гестаповцами, после чего его и уволили. Под занавес 1933 Клее был вынужден вернуться в Швейцарию.
Важно
Он подал заявление на получение гражданства этой страны, но положительное решение было принято лишь спустя шесть дней после его смерти.
В 1934-35 гг. в Париже и Лондоне прошли персональные выставки, утвердившие значимость Клее на международной художественной сцене.
В 1935 году в Берне открылась значительная ретроспективная выставка Клее.
В 1937 году 17 полотен Клее оказались в экспозиции организованной нацистами выставке «Дегенеративное искусство».
Его творчество было запрещено к демонстрации в галереях, 102 полотна были изъяты из коллекций различных музеев и конфискованы нацистами, всё это нанесло психике художника непоправимый урон. Клее тяжело заболел – врачи обнаружили у него склеродермию – однако не переставал заниматься живописью.
В 1940 году в Цюрихе состоялась последняя прижизненная ретроспектива его работ. 29 июня 1940 года его не стало. Клее похоронили в Лугано, Швейцария. Несколько лет спустя урна с его прахом была перевезена на кладбище в Берне.
На надгробной плите художника выгравировали его собственное высказывание о себе: «Посюсторонне меня не постичь. Ибо как раз пребываю средь мертвых и среди нерожденных. Несколько ближе к Вселенной, чем водится. И всё же недостаточно близко…».
Наследие Клее огромно и включает более 9000 работ (по другим данным – более 10 000), включая витражи, скульптуру и куклы-перчатки, которые он мастерил для своего сына. Он был чрезвычайно впечатлён историей Ван Гога, создавшего 70 произведений в течение последних 70 дней своей жизни, и неукоснительно следовал девизу «Nulla dies sine linea» («Ни дня без линии» / «Ни дня без строчки»).
Пауль Клее оказал основополагающее влияние как на изобразительное искусство, так и на музыку. Композитор Эдисон Денисов называл его своим самым любимым художником, поэт Арсений Тарковский посвятил ему стихотворение «Пауль Клее» (1957).
Совет
На родине художника, в Швейцарском Берне был открыт Центр Пауля Клее. В его честь был также назван выставочный центр в Берлине.
Пауль Клее: музыка, написанная кистью
В жизни Пауля Клее музыка играла такую же важную роль, как цвета и краски. Композитором Клее не стал только потому, что искренне считал: своего апогея музыка достигла в творчестве Моцарта и Баха. А вот в живописи осталось еще много неизведанных путей. По одному из них и решил пойти Клее – и стал великим художником-авангардистом.
Клее – поэт и музыкант? Согласно легенде, цветные карандаши дала трехлетнему Паулю его бабушка, заботившаяся о развитии творческих способностей ребенка. Клее обожал рисовать с детства, и не забывал бумагу и карандаши, когда отец – учитель музыки – брал его с собой в путешествия. Если Клее не рисовал, он играл на скрипке или писал стихи.
Творчество было для него удовольствием, радостной встречей с искусством. Тем более что учеба в бернской гимназии казалось мальчику скучным и совершенно ненужным занятием.
В своем дневнике Клее запишет: «Я чувствовал себя мучеником, я любил заниматься только тем, что было запрещено, – писать и рисовать…»
Родители-музыканты хотели, чтобы Пауль стал виолончелистом, но у молодого человека были другие планы. Закончив школу, он отправляется в Мюнхен изучать живопись.
Именно в Мюнхене Клее знакомится со своей будущей женой Лили Штумпф, пианисткой, и музыка занимает еще более важное место в его жизни. Совершив путешествие по Италии, Клее на несколько лет возвращается к родителям в Берн. Все это время он зарабатывает на жизнь игрой в оркестре и статьями по искусству, продолжая заниматься самообразованием.
Так, у художника появляется новое увлечение – гравюры, и он изобретает оригинальную технику рисования иглой по стеклу. Клее выбрал живопись не потому, что предпочитал ее музыке. Он был блестящим исполнителем произведений, написанных другими, но в себе самом не чувствовал силы сочинять симфонии. Тем более что все лучшее в музыке уже было создано Бахом и Моцартом, считал художник.
К современным музыкальным экспериментам Клее относился скептически. В живописи же оставалось еще много не свершенного. Выбирая живопись, Клее выбирал свободу, выбирал свой собственный неповторимый путь. Но именно музыка помогла ему найти этот путь. Став художником, Клее цветами и формами он выразил то, чего не смог бы выразить с помощью нот и звуков. Его картины – симфонии, написанные красками.
Цвета и звуки музыки
«Цвета не играют одноголосных партий… скорее они образуют трехголосные аккорды». Клее часто говорил о цветовых полифониях, аккордах и партитурах, сложенных из чистых цветов. Сравнение музыкальных тональностей с цветовыми гаммами и оттенков звучания с оттенками цветовой палитры было не столько красивой метафорой, сколько принципом работы художника. Клее интересовали тоновые возможности цветов, особенно красного, коричневого и зеленого, и спектр чистых цветов, их способность гармонировать и контрастировать друг с другом – так же, как сочетания звуков могут создавать гармонии или контрасты. Клее много путешествует, посещает выставки авангардистов, открывает для себя Ван-Гога, Сезанна и Матисса, знакомится с художниками группы «Голубой всадник» – Василием Кандинским, Августом Маке, Францем Марком, с которыми его свяжут общие взгляды на искусство и крепкая дружба. Клее близки были размышления Кандинского о языке форм и цветов. Тем более что Кандинский, как и Клее, проводил параллели между музыкой и живописью. В своем эссе «О духовном в искусстве» он сравнивал цвета с музыкальными инструментами: например, голубой цвет, в зависимости от степени интенсивности, может звучать как флейта, как виолончель или как контрабас… Интересовали Клее и теории французского художника Робера Делоне о свете и цветовом спектре. Но все теории Клее интерпретировал по-своему, он создавал собственную философию живописи, в центре которой были цветовые ритмы, энергия цвета и динамика форм.
Путешествие в Тунис в 1914 году открывает Клее новые невероятные возможности цвета. Под ярким южным солнцем краски кажутся чище и сочнее. Впечатленный художник пишет более 30 акварелей и создает множество зарисовок.
Обратите внимание
С тех пор цвет становится для Клее самым выразительным и важным художественным средством, а цветовые гармонии и контрасты – самоценным сюжетом картин: “Цвет овладел мной, мне незачем гоняться за ним. Это осенило меня в счастливую минуту: я и цвет – едины. Я – художник”.
В 1928 году Клее снова отправится на юг, на этот раз – в Египет. Арабское искусство, в частности, архитектура и орнамент, вдохновило Клее на создание его собственной «живописной архитектуры», повлияв на геометрическую структуру рисунка и цветовую гамму.
Клее создает абстрактные композиции из цветных прямоугольников или превращает пейзаж тунисского города в «ковер» геометрических форм.
Другим открытием стала письменность – арабская каллиграфия, египетские иероглифы и шумерская клинопись.
По аналогии с арабской письменностью, Клее придумывает символический алфавит: графические знаки становятся абстрактным «языком живописи». Художник создает картины с загадочным содержанием и такими же безграничными возможностями интерпретации, как музыкальные произведения.
Если Клее неудержимо влечет к изобразительному искусству, музыка и поэзия остаются для него источником вдохновения, частью его души, как и природа Швейцарии. Если он избирает Германию своей культурной родиной, то Швейцария остается родиной духовной, домом, в который всегда можно вернуться.
Клее и Швейцария
И Клее возвращается. Время от времени. Один или с семьей – женой Лили и сыном Феликсом. Кажется, что в Берне у родителей ему удается расслабиться и отдохнуть, почерпнуть вдохновение в свежем горном воздухе и безмятежных пейзажах. Клее обожает длинные прогулки пешком, возможно, они напоминают ему путешествия с отцом, совершенные в детстве. Природа так же таинственна и полна символами, как музыка. К тому же, наблюдательного художника завораживают магические пропорции форм, особенно листьев и лишайников. Он создает абстрактные пейзажи с геометрическими фигурками и схематичными стрелочками, «символизирующими» загадки природы и бытия. Клее можно считать швейцарцем по духу – по любви к горам и озерам. Ведь официально швейцарское гражданство художник получил только… через неделю после смерти. Хотя родился и умер в Швейцарии.
На самом деле, родина отца художника – Германия, а его мать только наполовину швейцарка. Родители Клее постоянно жили в Швейцарии, но никогда не просили гражданства.
Клее же большую часть жизни провел в Германии – сначала в Мюнхене, затем в Веймаре и Дессау, где работал и преподавал для Баухауса, и, наконец, в Дюссельдорфе. Но в 1933 году к власти приходят фашисты.
Клее объявлен представителем «дегенеративного искусства», как и другие художники-авангардисты, его картины изъяты из музеев, ему запрещают преподавать в Академии искусств в Дюссельдорфе… И тогда Швейцария становится единственным местом, где можно укрыться.
Но швейцарские власти с подозрением относятся к художнику из Германии. Первая попытка получить швейцарское гражданство, предпринятая Клее в 1934 году, заканчивается провалом: ему отказывают, сославшись на соглашение, по которому граждане Германии обязаны были безвыездно прожить в Швейцарии в течение пяти лет, для того чтобы получить швейцарское гражданство. Через пять лет, в 1939 году, Клее предпринимает вторую попытку. Власти тщательно изучают его «дело» и дают положительный ответ в 1940 году. Но Клее к тому времени уже не стало. Художник умер за неделю до того, как его признали гражданином Швейцарии – страны, которая была для него родным домом и истинной духовной родиной.
Ренцо Пиано и Пауль Клее
Открытие Центра Пауля Клее в Берне – «единственная возможность публичного покаяния перед художником и его семьей», сказал бывший мэр столицы Клаус Баумгартнер. Строительство Центра поручили знаменитому итальянскому архитектору Ренцо Пиано.
Пиано искал вдохновения в картинах Клее и бернских пейзажах и задумал «пейзажную скульптуру», которая бы органично вписалась в природный ландшафт. Так неподалеку от исторического центра Берна выросли три волнистых холма, блестящих на солнце в ясный день. В концепции музея каждый из холмов символизирует ту или иную сторону в творчестве Пауля Клее.
Важно
Центральный холм посвящен Клее – художнику и поэту. В нем находится самая большая коллекция произведений Клее и постоянно проходят тематические выставки*. Северный холм отдан Клее – музыканту и педагогу, здесь расположены огромный концертный зал и детский центр творчества Creaviva.
Правда, организаторы уточняют, что просторные светлые ателье Creaviva предназначены для детей от «4 до 99» лет. В южном холме, в память о Клее-исследователе и теоретике искусства, находятся архивы и научный исследовательский центр.
А прогулка от бернского вокзала до Центра станет увлекательным путешествием: на тематических табличках, оформленных фотографиями и репродукциями картин Клее, можно прочитать о жизни и творчестве художника и узнать о том, что связывало его с городом Берном.
*до 24 мая в музее проходит выставка “В поисках востока. от Беллини до Клее”.
30 мая – 30 августа 2009г. – “Пауль Клее. Ковер воспоминаний”. Выставка, посвященная теме Востока в творчестве Клее.
Иллюстрации:
Музыкант, 1937
Фуга в красном цвете, 1921
Возбужденное состояние, 1939
Перед воротами Кайруана, 1914
Красные и желтые дома в Тунисе, 1914
Мотив по Хаммамету, 1914
Красный мост, 1928
Фотографии центра Пауля Клее (Zentrum Paul Klee Berne)
Пауль Клее, картины с названиями и биография, произведения Пауля Клее в хорошем качестве (фото)
Пауль Клее (нем. Paul Klee, 18 декабря 1879, Мюнхенбухзее, Швейцария — 29 июня 1940, Локарно, Щвейцария) — немецкий художник, теоретик авангардного искусства, участник художественного объединения «Синий всадник», преподаватель знаменитой школы Баухауз.
Особенности творчества художника Пауля Клее: будучи участником крупных художественных течений, Пауль Клее всегда остается уникальным художником, чьи живописные поиски невозможно вписать в рамки одного направления.
Эксперименты с различными техниками, изобретение собственного пуантилизма (картины, состоящие из разноцветных квадратов), мечта вырастить картину как растение, стремление передать максимальное движение минимумом изобразительных средств… Клее практически не писал абсолютно абстрактных картин.
Его художественный поиск — взгляд на нечто осязаемое и определенное изнутри и сразу со всех сторон, поиск исчерпывающей сути.
Известные картины Пауля Клее: «Чирикающая машина», «Новый ангел», «Революция виадука», «Кошка и птица», «Шоссе и переулки».
Пауль Клее — беспрецедентно положительный герой в истории изобразительного искусства. Он прожил всю жизнь с одной женщиной, по вечерам музицировал дуэтом (один — на скрипке, другой — на фортепиано) с Кандинским, для сына Феликса стал прекрасным отцом и первооткрывателем волшебных миров.
Во время Первой мировой войны он не стрелял, а в тылу наносил камуфляжный рисунок на самолеты. Он был вдохновляющим преподавателем, которого студенты слушали, затаив дыхание. В Баухаузе его называли Буддой. Он был светел, спокоен, немногословен и никогда и ни на кого не бывал отчаянно зол.
Пауль Клее — первый художник, который назвал рисунки детей и сумасшедших настоящим творчеством (лет за 10 до того, как об этом начали писать первые книги). Теоретик искусства, который умел быть крайне несерьезным, когда говорил о главном. Пауль Клее — интеллектуал и визионер. Без противоречий.
Он был уверен, что материальный и видимый мир — лишь один из миров, доступных человеку. А потом Клее умирал от страшно материальной болезни, склеродермии, приносящей боль с каждым движением — этот мир словно хотел навсегда стать единственным в его жизни, заставить Клее бросить здесь якорь и не искать больше других миров.
Совет
Он почти не вставал с постели, но за этот последний, самый тяжелый, год своей жизни написал рекордное количество работ — 1200! К черту якоря! Так говорила еще его бабушка.
Ну, она не говорила «к черту», и о якорях тоже не наверняка, она просто отбила маленького Пауля у других взрослых и настояла, чтоб ему разрешили писать и рисовать левой рукой.
Это она первой подсунула внуку цветные мелки и позволяла изображать все что вздумается, обеими руками сразу. Этот трюк профессора Клее с двумя руками через много лет не раз заставит студентов Баухауза открыть рты в изумлении.
Свои детские рисунки Клее позже бережно наклеит на картон, назовет и включит в каталог работ, который он вел на протяжении всей жизни.
Дальше Паулю приходилось отбиваться от мира самому.
И хотя уже в 11 лет он получил специальное предложение играть на скрипке в Бернской музыкальной академии, к 19 годам все же смог убедить родителей-музыкантов, что ему не место в оркестре, его дело — живопись.
После обучения в Мюнхенской академии художеств и традиционной для всех молодых художников поездки в Италию, он вернется в Берн. Много рисует и читает теоретических работ, продолжая зарабатывать на жизнь проверенным делом — работой в муниципальном оркестре.
Скрипку Клее никогда не забрасывал — очень любил поиграть перед тем, как взяться за кисть. Настраивался. И есть что-то закономерное и очевидное в том, что женой художника стала пианистка. Лили Штумпф была виртуозным музыкантом, отличным педагогом и удивительной женой.
Это она уже после свадьбы с Паулем Клее в 1906 году будет зарабатывать деньги, и даже после рождения сына Феликса в 1907 — все равно она. Даже сейчас, во время почти победившего феминизма, такое распределение сил в семье нельзя назвать привычным, а в начале ХХ века это был настоящий переворот, дававший почву для язвительной психоаналитики последователям Фрейда.
Обратите внимание
Зато Феликс был одним из счастливейших мальчишек во всей Вселенной. Пока мама работала, папа кормил его, ходил в магазин и делал для него театр. 50 кукол, которых создал Пауль Клее для домашнего театра своего сына, с гипсовыми и металлическими лицами, в фантастических нарядах, смешных и страшных, сейчас включают в экспозиции самых масштабных выставок художника.
А Феликс Клее, когда вырос, вспоминал: «Мой кукольный театр превратил меня в волшебника, имевшего успех у всех, у молодых и старых» — и стал театральным режиссером.
Оказавшись в Германии, Клее попал наконец-то в нужное художественное окружение: «Синий всадник», Василий Кандинский, Франц Марк, Робер Делоне, работу которого «О свете» Клее переведет на немецкий. Заниматься домашними делами ему скоро станет совсем некогда.
Пауль Клее первым придумал автоматическое письмо, за что сюрреалисты запишут его потом в свои предшественники, он изобрел уникальные техники вроде процарапывания рисунка на затемненном стекле, за что его скоро позовут учить студентов в авангардистском Баухаузе.
Процесс создания для него был всегда важнее готового результата, становление — важнее чем признание. Клее рождается как художник медленно и с наслаждением.
Отменный рисовальщик, чуткий к переменчивым формам окружающего мира, Клее тем не менее долго не мог справиться с маслом и заставить цвет жить в картинах. До тех пор пока не съездил в Тунис.
Это путешествие, совершенное в 1916 году (уже после нескольких персональных выставок, участия во второй выставке «Синего всадника» и в Первом немецком салоне в галерее «Штурм») освободит наконец в Клее художника, который всю жизнь будет свободен от -измов, от влияний коллег и мэтров, который всегда будет неожиданным даже по отношению к себе прошлогоднему.
Именно таким должен был быть учитель Баухауза, самой революционной и авангардной школы для художников во всей Европе, которая целью художника видела не украшение мира, а его изменение.
Важно
Он будет 10 лет вести здесь мастерские витража, текстильного и переплетного дела, создаст несколько теоретических работ, которые выйдут в серии «Книги Баухауза» и вырастит несколько поколений художников-ремесленников, у которых от Клее будет одно важное умение: не повторять слепо своего учителя, а иметь мужество быть свободными.
В начале 30-х Пауль Клее уйдет из Баухауза, не дожидаясь его скорого закрытия. Чтобы совсем ненадолго стать профессором Дюссельдорфской академии, встретить в своей мастерской людей с оружием, которые придут проводить обыск и в итоге изгонят опасного художника из академии, из города и из страны.
В Швейцарии, куда уедет Клее, художественной жизни практически не было, его коллеги в основном эмигрировали в Америку, некоторые — в Советский Союз. У Клее не будет больше собственной мастерской, но она ему никогда по большому счету и не была нужна.
Он мечтал когда-нибудь вырастить произведение искусства как растение.
Он умел разговаривать со змеями, и они его слушались. Он мог, гуляя по парку, чувствовать себя частью вселенной, как лист или кошка. Он оставался человеком без земного гражданства, кораблем без якоря и получил гражданство Швейцарии только через неделю после смерти. Но тогда Клее уже был далеко от Швейцарии.
Пауль Клее
Пауль Клее – немецко-швейцарский художник и преподаватель, чей индивидуальный стиль формировался под влиянием передовых творческих движений, включая экспрессионизм, кубизм и сюрреализм.
Живописец, исследовавший теорию цвета, написал множество работ, изданных в форме «Тетрадей», которые стали признанными трудами в области современного искусства и ценились не меньше великих трактатов Леонардо да Винчи.
Детство и юность
Пауль Клее, рожденный 18 декабря 1879 года, был младшим из двоих детей учителя музыки Ганса Вильгельма Клее и швейцарской певицы Иды Марии Фрик. Биография художника была предопределена генетически. Талантливые родители поощряли увлечение искусством и поддерживали сына во всех начинаниях в этой области.
Пауль Клее в детстве
В школьные годы Пауль играл на скрипке и был настолько одаренным музыкантом, что в 11-летнем возрасте его пригласили участвовать в концерте Музыкальной ассоциации Берна.
Повзрослев, мальчик отложил инструмент и заинтересовался изобразительным искусством, начал изучать передовые художественные стили. Пауль рисовал на каждом листе бумаги, попадавшем к нему в руки.
Ранним работам предшествовали картинки на полях учебников и тетрадей, в которых он оттачивал мастерство графика, прорисовывая линии, объемные фигуры и карикатуры.
Увлечение живописью мешало учебе, поэтому выпускные экзамены в гимназии Берна Клее сдал с большим трудом.
Пауль Клее в армии
В 1897 году парень начал вести дневник, который предоставил исследователям ценную информацию о жизни и мировосприятии молодого художника.
В 1898 году Клее поступил в Мюнхенскую академию художеств и стал преуспевающим рисовальщиком. Он отлично чувствовал форму и перспективу, но никак не мог овладеть искусством цветопередачи. Несмотря на все трудности, Пауль получил степень бакалавра и отправился в Италию изучать работы великих мастеров прошлого.
Творчество
Вернувшись в Берн, Клее поселился в родительском доме и начал совершенствоваться как художник, время от времени посещая частные уроки живописи. Он совмещал творчество с игрой на скрипке в оркестре и составлением театральных обзоров.
К 1905 году разработал некоторые экспериментальные техники письма, в числе которых было рисование иголкой на затемненном стекле, что производило эффект фотонегатива.
Картина Пауля Клее «Портрет моего отца»
Работая над методикой, Пауль создал 57 произведений, включая картину «Портрет моего отца», датированную 1906 годом.
Параллельно Клее сотворил цикл из 11 цинковых гравюр с изображением гротескных персонажей под названием «Изобретения». Эти работы выставили в местной галерее, они понравились посетителям. Автор чувствовал удовлетворение, но понимал, что способен на большее.
Совет
После женитьбы карьера Пауля замерла. Художника отвлекали домашние заботы и поиски нового стиля и творческого подхода. Сдвиг произошел после первой персональной выставки Клее, состоявшейся в Берне в 1911 году, после которой писатель и график Альфред Кубин предложил автору нарисовать иллюстрации к произведению Вольтера «Кандид», опубликованные в 1920-м.
Иллюстрация Пауля Клее к повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм»
В это время количество гротескных рисунков художника увеличилось, и в них проявилась склонность к абсурду и сарказму. Эти картины понравились Кубину, и он рекомендовал Клее ведущим искусствоведам страны.
Осенью 1911 года Пауль, вошедший в круг творческой элиты, познакомился с экспрессионистом Августом Маке и абстракционистом Василием Кандинским.
Оценив красивый и ясный ум и проникшись доверием к новым друзьям, Клее присоединился к ним в редакции альманаха, который назывался «Синий всадник».
Через несколько месяцев Клее стал одним из ведущих членов творческого коллектива и на второй выставке, организованной изданием, представил 17 графических работ.
Альманах познакомил художника с современными теориям цвета, изучение которых он продолжил в Париже в 1912 году.
Во время путешествия Пауль увлекся кубизмом и «чистой живописью» и начал эксперименты с акварелью, результатом которых стали примитивные пейзажи.
Картина Пауля Клее «Красный шар»
Настоящий прорыв в творчестве Клее произошел в 1914 году, после посещения Североафриканского государства Тунис. Художник слился с яркими цветами средиземноморских пейзажей и овладел техникой использования палитры.
В картинах этого периода Пауль совместил графику и живопись и начал увлеченно писать абстракции. Цветной прямоугольник стал основным предметом полотен художника. Объединенный с другими фигурами, он создавал либо ощущение гармонии, либо чувство глубокого диссонанса, характерные для музыкальных произведений.
Картины Пауля Клее «Новый ангел» и «Диана в осеннем ветре»
В годы Первой мировой войны Клее не бросил рисование. Работая в тылу в мастерской по восстановлению маскировки воздушных шаров, художник создавал литографии на героические темы и время от времени устраивал выставки.
К 1917 году Пауль стал довольно известным живописцем и графиком, чьи картины, признанные искусствоведами, хорошо продавались. Самым знаменитым произведением этого времени стало полотно «Ab ovo», написанное акварелью на марле, натянутой поверх холста.
Обратите внимание
В 1919 году Клее заключил контракт с владельцем модной галереи Гансом Гольцем, который принес художнику коммерческий успех. Именно там живописец впервые выставил картину «Восход луны и закат солнца», отражавшую его представления о магии природных явлений.
Картина Пауля Клее «Ab ovo»
С 1921 года Пауль совмещал творчество с преподавательской работой.
Он устроился в художественную школу-студию «Баухаус», возобновил дружбу с Кандинским и познакомился с другими членами талантливого учебного коллектива.
К этому моменту в архиве Клее были такие работы, как «Новый ангел», «Южные сады» и «Диана в осеннем ветре», впоследствии приобретенные лучшими музеями мира.
В 1920-х художник читал лекции по искусству, проводил выставки в США и Франции, много путешествовал. Он написал картины «Сенекио» и «Золотая рыба», где совместил акварельные и масляные краски.
Картина Пауля Клее «Золотая рыба»
Клее был необыкновенно продуктивным мастером: в 1933 году он создал около 500 работ. Однако на следующий год количество картин резко уменьшилось из-за неожиданно возникших проблем со здоровьем.
Ощущение приближающегося конца отразилось в произведениях Пауля: он начал использовать жирные линии и странное сочетание геометрических форм.
Чередование крупных и мелких предметов, темных и ярких оттенков символизировало перепады настроения угасающего таланта.
Личная жизнь
В юные годы Клее отличался довольно легкомысленным поведением. Он много времени проводил в пабах, где знакомился с женщинами и заводил романы. Плодом таких отношений стал незаконнорожденный сын, родившийся в 1900 году и умерший в младенчестве.
В 1906 году Пауль взял в жены баварскую пианистку Лили Штумпф, а спустя год в семье появился ребенок, которого назвали Феликс.
Пауль Клее и его жена Лили
Пара поселилась в пригороде Мюнхена, и пока молодая супруга давала частные уроки, Клее вел хозяйство и воспитывал сына. Для малыша Пауль мастерил перчаточных кукол, которые вскоре стали частью творчества живописца. На персонажах ярмарочных спектаклей Клее оттачивал технику воспроизведения формы и способы создания фактуры.
Другие подробности личной жизни художника не стали достоянием публики.
Известно, что с приходом к власти нацистов во главе с Гитлером Клее стал опальным художником в Германии. Прячась от режима, он переехал в Швейцарию, но при жизни так и не получил гражданства этой страны.
Смерть
В 1934 году у Пауля появились первые симптомы смертельной болезни, и на протяжении 6 лет приступы боли сменялись периодами ремиссии.
Весной 1940 года страдания Клее достигли высшей точки, он не мог рисовать и постоянно думал о скором конце. Избавление пришло 29 июня. Живописец скончался в швейцарской коммуне округа Локарно. Врачи констатировали, что причиной смерти стал отказ внутренних органов, спровоцированный склеродермией.
Могила Пауля Клее
Художника кремировали в городе Лугано, а его прах захоронили на городском кладбище Берна.
В 1997 году потомки Клее передали Министерству культуры Швейцарии 700 картин мастера, для экспозиции которых сконструировали и возвели выставочный центр, названный в честь выдающегося мастера.
Картины
- 1913 – «В каменоломне»
- 1914 – «Красные и белые купола»
- 1919 – «Полная луна»
- 1920 – «Пробуждение женщины»
- 1920 – «Разрушенный город»
- 1925 – «Золотая рыба»
- 1927 – «Выбранное место»
- 1931 – «Свет и многое другое»
- 1937 – «Ландшафт сцены»
- 1940 – «Натюрморт»
Фото
Пауль Клее: картины, биография художника
Пауль Клее (18.12.1879-29.06.1940) – немецкий и швейцарский художник и график, разработавший странный, сказочный художественный язык, посредством которого он хотел изобразить мир, лежащий по ту сторону действительности.
Клее родился в Мюнхенбухзее под Берном (Швейцария), его отец был учителем музыки в кантональной семинарии Хофвиля. Уже в семилетнем возрасте Пауль начал заниматься игрой на скрипке и через четыре года выступал в составе Бернского концертного оркестра. Тем не менее он решил стать художником, а не музыкантом.
Пауля Клее с полным правом можно назвать пионером модернизма. Свое кредо он сформулировал в начатом в 1918 году сочинении “Творческое вероисповедание”: на первом плане должно стоять не максимально точное отображение реальности, а ее индивидуальное восприятие. “Новое искусство формирует не предметы, а ощущения по отношения к предметам.
Важно
Художник воспроизводит не саму природу, а скорее закон природы”,- записал Клее в своем дневнике в июне 1905 года. Таким образом, он описывал существенный принцип своего творчества. Клее сам придумывал невидимые, но органически возможные формы. Созданные им картины с чисто визуальной точки зрения поддаются совершенно различным толкованиям.
Долгое время господствовало мнение, что абстрактные художники отвернулись от природы, не придают ей большого значения. Этому утверждению никто так не противоречит, как Пауль Клее, отличавшийся глубочайшей привязанностью к природе. В основу всех его работ заложены наблюдения природы, будь то ландшафт, ботаника, космос…
Одному приятелю, художнику и педагогу, он советовал: “Изучайте естественные пути Создателя, возникновение, функции и формы. Это – наилучшая школа. Исходя из природы, вы, быть может, придете к собственным формам”. Пауль Клее интересовался естественными науками, изучал сложные математические взаимосвязи.
Исходя из убеждения, что между природой и искусством существует тесная связь, Пауль Клее создавал свою графику и рисунки. Маслом он стал писать лишь в поздние годы.
Призванный к действию в момент вдохновения, он начинает безо всякого сознательного, а уж тем более нацеленного на тему намерения”. В результате произведения Клее вырастали подобно, например, растениям.
Они не осуществлялись в обычном смысле слова, а постепенно образовывались из первоначального хаоса.
Пауль Клее родился 18 декабря 1879 года в Мюнхенбукзе под Берном в Швейцарии. Его отец родом из Тюрингии, предки матери – из Франции и Швейцарии. Отец был музыкантом и преподавал на семинаре для учителей.
Мать по образованию была тоже музыкальным педагогом. Атмосфера в доме была насыщена музыкой, и в семь лет мальчик начал учиться играть на скрипке.
Совет
Любовь к Баху, Бетховену и Моцарту наложила отпечаток на всю его жизнь, он привносил ее в свою живопись, рисуя “с музыкой в глазах”.
Рисовать учила его бабушка по материнской линии. В девятнадцать лет Клее уже учился в Мюнхене у Хайнриха Книрра, а осенью 1900 года его приняли в академический класс Франца фон Штука. Путешествуя по Европе, Клее не только знакомился с произведениями классических художников, но и создавал свои офорты.
В 1906 году он женился на пианистке и педагоге Лили Штумпф и поселился с ней в Мюнхене. В том же году впервые выставил свои офорты. Его живописью на стекле никто особо не интересовался. Спустя четыре года у Пауля Клее в Берне состоялась первая персональная выставка рисунков, офортов и акварелей.
Резонанс на нее был слабый, что расстроило художника.
В том же году, когда Клее было уже тридцать лет, он написал свою первую картину маслом. Работать с масляными красками ему было трудно, он делал многочисленные эскизы, но оставался неудовлетворенным результатом.
В 1911 году Клее вступил в мюнхенское объединение “Синий всадник”, куда входили и русские художники.
Творческое объединение поддерживало все новые формы выражения в искусстве, не отдавая предпочтения какому-либо определенному стилю.
В 1914 году Клее едет в Париж, и в его жизни наступает перелом. После длительных бесед с друзьями – Василием Кандинским и Францем Марком – Пауль Клее начал ощущать доверие к собственной колористике.
“Это смысл счастливой минуты: я и цвет едины. Я – художник”,- записал он в дневник. В 1916 году его призвали в армию, где он до демобилизации (в 1919 г.
) занимался канцелярской работой, что не мешало ему писать картины.
Клее начал показывать свои работы на многочисленных выставках, и, при всей неоднозначности их восприятия, появились ценители его творчества. В 1920 году его пригласили в Веймар, где он стал педагогом в “Баухаузе” – Высшей школе строительства и художественного конструирования.
Обратите внимание
При своем создании школа объединила в себе веймарскую Высшую школу изобразительных искусств и училище прикладного искусства и должна была содействовать всем изобразительным искусствам, но под эгидой зодчества. Неотъемлемой частью творческого процесса считались здесь ремесленные навыки.
Пауль Клее десять лет преподавал в “Баухаузе”, а в 1931 году он стал профессором Дюссельдорфской академии. В 1933 году национал-социалисты вынудили его уволиться, а его искусство было объявлено “вырожденным”. Клее эмигрировал в Берн, где в 1935 году заболел склеродермией – смертельным кожным заболеванием.
29 июня 1940 года в 60-летнем возрасте он умер.
Пауль Клее являлся одним из лидеров экспрессионизма, был близок к сюрреализму. В его произведениях есть ощущение гармонии, почти музыкальных созвучий. Особенно это чувству-
ется в его натюрмортах и в такой работе, как написанная в 1920 году “Оттепель в Арктике”. Из типичных своих форм и красок создал Клее в 1919 году “Композицию”, которая находится теперь в Штутгартской картинной галерее.
Пауль Клее призывал делать невидимое видимым, стремился воспринять больше, чем в состоянии воспринять высокочувствительная камера, он поставил себе задачу “предельно дифференцированно исследовать” мир.
Пожалуй, ни у одного другого художника теоретические выкладки и творческое действие не дополняют друг друга с такой полнотой, как у Пауля Клее. Сложенная им строфа – она стала его надгробной надписью – гласит: “Посюсторонне меня не постичь.
Ибо как раз пребываю средь мертвых и среди нерожденных. Несколько ближе к Вселенной, чем водится. И все же недостаточно близко…”
Пауль Клее оставил более трех с лишним тысяч рисунков, картин маслом и акварелей.
Казалось бы, совсем простая тема: рыба в воде, но из нее Пауль Клее сделал полную напряженности картину “Золотая рыбка” в 1925 году.
Важно
Рыбка своим молодым свечением, угрожающими “колючками” и зловещим взглядом держит зрителя на почтительном расстоянии.
На периферии картины в подвижной воде плавают водоросли и другие рыбы, тогда как в непосредственном окружении “золотой рыбки” царит глубокая тьма и абсолютный покой: добро и зло, статика и динамика противостоят друг другу.
В поздний период творчества Пауль Клее пытался создать “спиритическое цветосветовое пространство” и обратился к пуантилизму (от франц. pointiller – “писать точками”). Эта живописная система предполагает письмо мелкими мазками правильной, точечной формы. При этом Клее предпочитал темперу на бумаге. Одна из наиболее известных его работ этого времени – “Кресты и колонны” (1931).
В 1937 году художник написал картину “Революция виадуков”, одну из важнейших в своем творчестве возможно, словно бы очеловеченные арки мостов символизируют здесь марширующие нацистские дивизии. Впрочем, некоторые искусствоведы истолковывают эту картину как критику художником статичного зодчества его времени. Пауль Клее всегда стремился противопоставить статике динамику.
Бoгдaнoв П.С., Бoгдaнoвa Г.Б.
Картины Клее
Основные вехи творчества Пауля Клее
1898: Художественное образование и первый успех. В 1898 Клее приехал в Мюнхен, где брал частные уроки живописи, а затем стал заниматься в Художественной академии. Одним из его учителей был художник Франц фон Штук, последователь стиля модерн. Окончив академию, Клее совершил путешествие в Италию (1901).
Там его особенно впечатлил неаполитанский аквариум, наблюдение за которым ему открыло совершенно необычные формы, созданные самой природой. По возвращении в Берн появились гравюры, созвучные по своим тонам и линиям работам в стиле модерн. В появлявшихся с 1905 черных акварелях под глазурью художник пытался “соперничать” с импрессионизмом.
В 1906 Клее женился на пианистке Лили Штумпф и поселился в Мюнхене. Жена зарабатывала на жизнь уроками игры на фортепиано, в то время как Клее занимался в основном сатирическими рисунками. Он сумел сблизиться с мюнхенским авангардом и с успехом экспонировал свои труды на выставках работ участников Сецессиона.
В 1911 он вошел в объединение художников “Синий всадник”, к которому принадлежали также Василий Кандинский, Аугуст Макке и Франц Марк.
1914: Открытие цвета. Встреча с французским художником Робером Делони подвигла Клее к интенсивным поискам оптимальных соотношений формы и цвета. Важным событием его жизни стала поездка вместе с Луи Муалье и Аугус-том Макке в Тунис и Кайруан (1914).
В теплых тонах Средиземного моря Клее открыл для себя те самые краски, в которых он нуждался как художник. В более чем сорока акварелях и сотнях набросков Клее упорно шел к специфическому соотношению цвета и формы.
В картине “Перед воротами в Кайруан” (1914) ландшафт передан художником в виде перекрестно заштрихованного пространства и за счет этого кажется растворенным в цветовой гармонии. Постепенно у Клее выработался свой язык непредметных форм.
Так, в один из дней 1915 он пишет в своем дневнике: “Чем ужаснее этот мир (возьмем хоть тот, что имеем сегодня), тем абстрактнее искусство”. До 1919 года появлялись структурные ландшафты, текстильные “кружевные картины”, а также картины, напоминавшие загадки.
1920: Школа “Баухаус”. В 1920 Вальтер Гропиус пригласил Клее преподавать в школе “Баухаус” в Веймаре (с 1925 – в Дессау). Там Клее продолжил разработку своей концепции “архитектурного сплетения картины”.
Помимо по-детски прелестных рисунков (таких, как “Поющая машина”, 1922, или “Золотая рыбка”, 1925), он создавал картины из переплетения линий и вставлял в них графические элементы (например, стрелки, как на картине “Точка поражения”, 1922).
Совет
Под влиянием школы “Баухаус” Клее создавал картины, составными элементами которых были полосы, зазоры и решетки (например, “Красное, желтое и синее в архитектуре картины”, 1923, или “Главные и окольные пути”, 1929). В своих работах он обращался к различным видам техники и материалов (акварель, масло, тушь).
Особенностью некоторых его творений было то, что созданную картину он разрезал на части, из которых затем собирал новую, на манер коллажа. Подобно Василию Кандинскому, Клее рассматривал видимую сущность лишь как небольшую часть “общей сущности”. Его интересовали внутренние законы вещей и их соотношение друг с другом.
Клее хотел найти универсальные шифры, с помощью которых можно было бы провести параллели с новыми мирами. Его девизом было: “Искусство не воспроизводит видимую сущность, а лишь делает ее видимой”.
1933: Поздние работы. После ухода из “Баухауса” Гропиуса (1928) климат в школе изменился к худшему, и Клее поменял место работы, став преподавателем в Академии техники живописи в Дюссельдорфе (1931).
Через два года нацисты развернули кампанию против представителей “вырожденческого искусства”, и Клее пришлось снова уехать в Швейцарию. В 1935 он заболел склеродермией – редким кожным заболеванием. В Швейцарии началась мрачная фаза творчества Клее.
Начатую в 1937 серию картин с изображениями ангелов часто истолковывали как предчувствие художником приближавшейся смерти. Последними его работами были так называемые “Картины с поперечной штриховкой”, которые по своему “стенографическому” исполнению ассоциируются с формами природы (например, “Смерть и огонь”, 1940).
В том же году Клее, достигнув своего 60-летия, умер в Муральто, под Локарно. На следующий день после смерти ему было присвоено швейцарское гражданство, которого он ждал в течение семи лет.
Дж. Лeнc