«поцелуй» климта. почему это шедевр – все о живописи
Table of Contents
15 малоизвестных фактов о модернистском шедевре Густава Климта «Поцелуй»
Картина Густава Климта «Поцелуй», которая считается шедевром раннего модернистского периода, с первого взгляда кажется ещё одним тривиальным изображением страсти и любви. Но за обманчиво простым сюжетом кроется множество увлекательных фактов, о которых мы и решили рассказать нашим читателям.
1. Климт написал «Поцелуй» на излёте своей карьеры
В первом десятилетии 20-го века Климт столкнулся с волной критики и презрения со стороны Венского сецессиона из-за того, что в своих работах он допускал изображение наготы. Из-за его нестандартных взглядов в вопросах философии, медицины и юриспруденции его картины считали «извращением и порнографией».
2. «Поцелуй» – результат творческого кризиса Климта
Фрагмент картины «Поцелуй» Климта.
В 1907 году после того, как его раскритиковал Венский сецессион, Климт продолжил активно рисовать, но он начал сомневаться в своем таланте. Как-то он признался в письме: “Или я стал слишком старым или слишком нервным или слишком глупым, но что-то явно идет не так”. Но именно в этот период он и написал картину, которая принесла ему огромную популярность.
3. Картина «Поцелуй» была куплена ещё до того, как художник её закончил
В 1908 году “Поцелуй” был впервые выставлен в австрийской Галерее искусств, несмотря на то, что Климт фактически ещё не закончил свою картину. Его незавершенную работу выкупила Галерея Бельведер.
4. «Поцелуй» был продан за рекордную для Австрии сумму
Цена картины в $240 тыс. стала рекордом цены для Австрии.
Как приобрести произведение искусства, которое еще даже не закончено? Нужно сделать предложение, от которого невозможно отказаться. Чтобы приобрести картину, Галерея Бельведер заплатила 25 000 крон (примерно $ 240 000 на сегодняшние деньги). До этой продажи, самая высокая цена, заплаченная за живопись в Австрии, составляла 500 крон.
5. Сегодня цена картины возросла в много раз
Австрия считает “Поцелуй” национальным достоянием, поэтому Венский музей не собирается продавать эту картину. Тем не менее, если подобное произойдет, то “Поцелуй” снова побьет рекорды продаж. Ведь, в 2006 году менее известная картина Климта “Портрет Адели Блох-Бауэр” была продана за $ 135 млн.
6. Картина Климта – эклектика стилей
Поза любовников, изображенных на “Поцелуе”, полностью отражает стилистику, которая была популярна во время венского модернизма. Но простая форма и золотая окантовка их плащей скорее относится к движению Arts and Crafts , а использование спиралей относится и вовсе к искусству бронзового века.
7. «Поцелуй» — яркий пример «золотого периода» Климта
Густав Климт с котёнком.
Вдохновленный византийскими мозаиками, которые он видел во время своих путешествий, Климт смешивал сусальное золото с масляными красками. Это стало его фирменным стилем.
8. “Поцелуй” контрастирует с основной тематикой картин Климта
Работы художника в основном были сосредоточены на женщинах, поэтому включение в сюжет полотна мужчины очень необычно для Климта. Скромные одеяния любовников также более консервативны, чем те, которые в основном можно встретить на его картинах.
9. “Поцелуй” может быть автопортретом
Некоторые искусствоведы предположили, что влюбленные, слившиеся в поцелуе, на самом деле являются изображением самого австрийского художника и его возлюбленной — австрийского модельера Эмилию Флёге.
10. На картине запечатлена муза Климта
Есть ещё одно мнение – натурщицей для картины “Поцелуй” была Адели Блох-Бауэр, которая позировала еще для одной картины – “Портрета Адели Блох-Бауэр”. Третья теория гласит, что рыжие волосы свидетельствуют о том, что девушка является “Красной Хильдой” — моделью, с которой Климт писал “Данаю”, “Даму со шляпкой и боа из перьев” и “Золотую рыбку”.
11. Размер картины достаточно большой
Картина в музее.
Размеры “Поцелуя” – 180 х 180 сантиметров.
12. Форму картины часто неправильно изображают на репродукциях
Хотя оригинальная картина Климта представляет собой квадрат, популярность картины привела к тому, что начали появляться ее бесчисленные репродукции на плакатах, открытках и памятных подарках. Но на этих сувенирах обычно обрезают правую и левую части картины, чтобы сделать ее форму более стандартной, прямоугольной.
13. «Поцелуй» может быть кощунственным
Использование Климтом золота перекликается с религиозным искусством, которое можно часто встретить в церквях. Использование сусального золота, чтобы отобразить земные удовольствия и чувственность, может быть кощунственным, по мнению некоторых профанов.
14. «Поцелуй» и самого Климта можно увидеть на монетах
«Поцелуй» и самого Климта можно увидеть на монетах.
В 2003 году Австрия выпустила памятную монету номиналом 100 евро, на одной стороне которой был изображен “Поцелуй”, а на другой – портрет Климта.
15. Критики всегда были благосклонны к «Поцелую»
Может быть, это случилось из-за масштабности картины. Может быть, из-за золота. А может и из-за гения художника. Но всегда картина получала только положительные отзывы от критиков.
Кристина созерцатель Кристина созерцатель
Густав Климт «Поцелуй» – что же зашифровано в работе?
В каждом периоде и стиле мирового искусства есть знаковые произведения, вобравшие в себя все характерные черты, приёмы и особенности эпохи. Именно такова картина Густава Климта «Поцелуй».
Сейчас её называют шедевром первых десятилетий ХХ ст., однако в своё время художник стал жертвой недопонимания, удивления и протестов.
О том, как было создано это панно, о его истории, значении и символике и поведает Вам наша статья.
Густав Климт – судьба живописца
Карьера Густава Климта была неоднородной. Несмотря на восхищение публики, критики не всегда принимали его работы благосклонно. И в конце XIX ст. художник окончательно изменил свои взгляды, отринув традиционную австрийскую живопись.
Он основал собственную культурную группу – Венский Сецессион. В ней собрались представители авангарда, символизма, модернизма и импрессионизма, бросающие вызов общепринятым ценностям.
Так, аллегорические картины мастера «Философия», «Медицина» и «Юриспруденция» обыватели назвали «порнографическими».
Обратите внимание
Однако постепенно пути Климта и основанной им организации разошлись. В 1906 г. он оставил Сецессион и стал одним из вдохновителей Союза австрийских художников.
Этот период стал одним из самых плодотворных в творчестве живописца, хотя и заставил его сомневаться в своих способностях, сознаваясь об этом в письмах: «Кажется, я стал чересчур старым, или очень нервным, или слишком глупым – что-то явно идет не так».
Популярные товары |
Как раз тогда мастер и создал одно из своих наиболее знаменитых полотен – сейчас описание картины Густав Климт «Поцелуй» известно каждому, кто хоть немного интересуется искусством. Что же зашифровано в работе? Читайте об этом далее.
Толкование и гипотезы – что означает произведение?
На этом панно, созданном в 1908-1909 гг., запечатлена пара влюблённых, наряженных в яркие, покрытые загадочными узорами одежды.
Они олицетворяют неразрывное единение мужского и женского начал, противоположности, которые тянутся друг к другу.
Стилистика работы традиционна для модерна, однако тяготение к геометрическим формам (орнамент на фигуре мужчины состоит из квадратов и прямоугольников, тогда как даму украшают круги и спирали) более характерно для движения «Arts and Crafts».
Исследователи допускают, что в качестве модели мастер использовал свою любимую женщину – Эмилию Луизу Флеге.
Но есть и другое мнение – оно гласит, что натурщицей была Адель Блох-Бауэр (дочь генерального директора Венского банковского союза).
А ещё одна теория утверждает, что живописец изобразил «Красную Хильду» – рыжеволосую красавицу, которая присутствует на таких произведениях, как «Даная», «Золотая рыбка» и «Дама со шляпкой и боа из перьев».
А вот личность мужчины до сих пор остаётся не прояснённой – некоторые даже считают, что им мог быть сам австрийский художник Густав Климт! «Поцелуй» – достаточно нетипичная работа, ведь на большинстве полотен мастера показаны только женщины.
В этом произведении чётко проявилась любовь Г. Климта к византийским мозаикам. Вдохновлённый древними работами, он наносил сусальное золото поверх обычных масляных красок – именно поэтому картина выглядит так эффектно.
Важно
Впрочем, в своё время подобный приём вызывал протесты со стороны церкви.
Некоторые священники считали, что кощунственно использовать сакральный материал (тонким слоем благородного металла издавна покрывали иконы и купола храмов) для воссоздания земной красоты и чувственности.
Стоимость полотна
Несмотря на то, что другие произведения художника часто критиковали, «Поцелуй» получал только хвалебные и положительные отзывы.
В частности, Галерея Бельведер (один из самых крупных венских музеев) выкупила картину ещё до того, как живописец её завершил. А её цена составила рекордные на то время 25 тыс. крон (приблизительно 240 000 $).
Такая щедрость превзошла все ожидания, ведь до этого максимальной суммой, уплаченной австрийскими коллекционерами за живописное полотно, было всего 500 крон!
Это панно причислено к национальным сокровищам Австрии, поэтому вряд ли оно когда-нибудь будет продано. Тем не менее, если подобное всё же произойдёт, стоимость работы грозит превысить любые ожидания, ведь произведения Г. Климта пользуются грандиозным успехом. Например, в 2006 г.
«Портрет Адели Блох-Бауэр» ушёл с молотка за 135 млн. $.
Впрочем, у Вас всегда есть возможность украсить свой дом более доступной репродукцией – картина из янтаря «Поцелуй» в точности воспроизводит оригинал, а насыщенные тона полесских самоцветов великолепно подошли для передачи окружающего его золотого ореола.
Густав Климт «Поцелуй» – репродукции из янтаря от ТМ «Янтарь Полесья» |
Картина «Поцелуй» в мировой культуре
Популярность этого произведения трудно переоценить. Его копии можно увидеть повсеместно – от открыток и блокнотов до плакатов и рекламных роликов. Однако подобные работы не всегда достоверны.
Оригинальные размеры полотна довольно масштабны – оно представляет собой квадрат 180*180 см. Поэтому издатели часто обрезают фон шедевра, придавая ему более привычную прямоугольную форму. Если Вы желаете купить картину из янтаря, обязательно обратите внимание на её размеры.
А в 2016 г. знаменитое произведение запечатлели даже… на денежных знаках! Монетный двор Австрии отчеканил золотую монету номиналом 50 €. На одной стороне показан портрет Г. Климта, а другую украшал фрагмент картины «Поцелуй».
Как известно, работы художника присутствуют в интерьере многих дворцов, музеев, галерей. Именно поэтому картина «Поцелуй» – идеальный декоративный акцент. Она великолепно впишется в любой дизайн благодаря своему неординарному, привлекательному и заметному виду.
Совет
А наш магазин изделий из янтаря может предложить Вам и другие панно и даже декоративные тарелки, выдержанные в духе модерна.
Такие произведения ручной работы, переливающиеся тёплыми огоньками солнечных самоцветов, сделают Ваш дом стильным, уютным и гостеприимным!
Шедевр Густава Климта “Поцелуй”
Опубликовано пользователем сайта
Говорят, что… Julyjulia 30 7 апреля 2014, 23:33
“Поцелуй” был создан в 1907-1908 годах в так называемый “золотой период” творчества художника. Этот период называют “золотым” так как Климтво многих картинах того времени применял золото не только в качестве цвета, но и при создании рельефа. На картине мы видим мужчину и женщину, которые составляют единое цветовое пятно, и этим кажутся одним целым.
Мужчина склонившийся над женщиной, стоящей на коленях (что означает покорность) застывает в поцелуе, в то время как женщина, закрыв глаза так ему и не отвечает взаимностью.
В орнаментальном отношении одежды мужчины и женщины отличаются, прямоугольные формы и более строгая цветовая гамма мужской одежды контрастирует с одеждой женщины, более свободной в цветовом и орнаментальном плане. Пара изображена на краю обрыва, буквально заросшего цветами, что примечательно – одежда женщины словно вплетается в растительность на обрыве.
Фон мерцающий и довольно абстрактный, чем не отвлекает нас от происходящего на обрыве. Использование золота художником в этой картине и в других картинах этого периода, скорее всего обусловлено тем, что отец художника был ювелиром и в юности Густав постигал азы этого ремесла под его руководством.
История этой картины такова: некий граф заказал художнику двойной портрет, предоставив медальон, где была изображена его возлюбленная, с условием, что Климт изобразит графа и девушку во время поцелуя.
По завершении работы граф был доволен исполнением, но не давало ему покоя одно обстоятельство – почему на картине губы влюбленных так и не слились в страстном поцелуе. На что художник ответил, в том духе, что хотел изобразить желание, атмосферу и настроение перед тем как сам момент поцелуя бросит их в бездну любовного удовольствия. Граф принял ответ.
Через некоторое время Климт, известный своей неутомимой любовью к женщинам, признался одному из своих знакомых, что работая над картиной, влюбился в девушку с медальона, поэтому так и не смог изобразить сам поцелуй, а только его ожидание. О правдивости этой истории можно только догадываться, хотя она и имеет некоторую красоту сюжета.
Но если присмотреться к женщине и попробовать понять ее чувства, становится видно, что хоть она стоит на коленях, но ее лицо и руки выражают некоторую непокорность и желание если не оттолкнуть, то хотя бы увернуться. Ее рука обвитая вокруг шеи мужчины практически сжата в кулак, в то время как другая рука пытается убрать мужскую руку. Закрытые глаза с одной стороны могут говорить о наслаждении, но с другой об отрешении от происходящего.
Возможные модели для картины
Обратите внимание
Что касается моделей для этого произведения, то здесь имеется несколько вариантов. Есть предположение, что в роли мужчины здесь выступает сам Климт, однако очевидного сходства художника с изображенным мужчиной нет.
Для женщины, в первую очередь исследователи рассматривают единственную любовь и спутницу жизни (на фоне многочисленных романов) Эмилию Флёге, даже есть несколько слегка туманных доказательств в пользу этой версии. Но есть еще одна известная женщина, которая могла быть изображена на картине “Поцелуй” – это Адели Блох-Бауэр.
Ее художник написал годом ранее в нескольких своих работах, в числе которых “Эдифь I” 1901 года, считающаяся одной из самыхскандальных и эротических произведений Климта. Если сравнить фото Адели и Эмилии, то можно предположить, что версия в пользу Адели более вероятна.
Это видно по линии бровей и изгибу губ, которые имеют некоторое сходство с лицом изображенной женщины.
Эти две женщины занимали куда более значительное место в жизни Климта, чем одна из его натурщиц Хильде Рот, которая также могла быть изображена на картине “Поцелуй”, по словам ее племянника, утверждавшего, что на картине была изображена именно она.
Впрочем, наследникам всех этих женщин и, возможно, и еще других, которым посчастливилось быть Климту натурщицами, хотелось, чтобы именно их родственница была запечатлена на одной из самых известных произведений мировой живописи. Некоторые исследователи уверены, что это не какая-то конкретная особа, а всего лишь собирательный образ женщины, потому как задумав изобразить знакомую женщину, Густав Климт изобразил бы ее портрет, а не плохо узнаваемую женщину.
Поцелуй у других художников
“Поцелуй” стал последним произведением “золотого периода” Климта. Живопись развивалась и на смену венскому сецессиону пришел экспрессионизм, совершенно непохожий на плавные линии и светлые образы своего предшественника.
Но тема “поцелуя” была неоднократно воспроизведена другими мастерами, вдохновившимися картиной Климта – “Кардинал и монашка” 1912 года Шиле, в которой композиция произведена практически в точности, “Поцелуй” 1907-1908 гг.
скульптора Бранкузи, “Поцелуй” 1969 года кисти Пикассо и др.
Оставьте свой голос:
10 известнейших картин Климта
Самые популярные картины живописца.
Густав Климт (1862–1918) был ведущей фигурой так называемого Венского Сецессиона, художественного направления, сторонники которого восстали против установленных концепций искусства и создали свой стиль, похожий на модерн.
Хотя австрийский художник часто шокировал искусствоведов своими нетрадиционными и провокационными методами в конце концов стал рассматриваться как один из лучших художников Европы. Сегодня его работы включены практически во все подборки лучших картин всех времен.
В этом списке приведены 10 самых известных полотен Климта.
Климт. Знаковые работы
Поцелуй
Самая известная из всех картин Густава, основа движения Сецессиона и одна из самых прекрасных работ раннего периода творчества художника. Поцелуй изображает двух обнявшихся влюбленных в цветочном поле. Представленная в 1908 году картина взволновала искусствоведов, а галерея Бельведер (Вена) сразу же приобрела шедевр в свою коллекцию.
Портрет Адели Блох-Бауэр
«Портрет Адели Блох-Бауэр I», завершенный в 1907 году, является первым из двух портретов Адель, жены влиятельного промышленника.
Последняя картина из так называемой серии «Золотого периода» должна была быть передана в дар галерее Бельведер после смерти Адели, но её муж не отдал шедевр. Во время нацистской оккупации Австрии, картина была конфискована.
В конечном итоге в 2006 году портрет был куплен Рональдо Лаудером для Новой галлереи в Нью-Йорке за 135 миллионов долларов.
Девы
Написанная маслом на холсте, картина «Девы» изображает девушку, окруженную шестью обнаженными женщинами. Завершенная в 1913 году, работа имеет несколько различных интерпретаций, касающихся основной фигуры.
В основном эксперты сходятся на том, что Климт изобразил процесс превращения в женщину юной девы, о чем свидетельствуют спирали на драпировке, символизирующие плодородие, и прикрытые ноги, указывающие на половую зрелость.
Аллегорическую картину можно увидеть в Национальной галерее в Праге.
Даная
Даная — дочь мифического короля Акрисия Аргоса, пришедшего к дельфийскому оракулу. Оракул сказал правителю, что тот однажды будет убит своим ребенком.
Чтобы обезопасить себя Акрисий заточает дочь в бронзовой камере, чтобы не дать ей возможности забеременеть. Однако девушку в виде золотого дождя посещает Зевс.
Климт «захватил» именно этот момент, на что четко указывает золото между ног Данаи. Картина, завершенная в 1907 году, сегодня располагается в Вене.
Три возраста женщины
Завершенная в 1905 года картина «Три возраста женщины» (иногда называемая «Матерь и ребенок») изображает трех женщин на различных этапах жизни. Картина была представлена публике в 1910 году в Венеции. Два года спустя приобретена Национальной галереей современного искусства в Риме, где находится до сих пор.
Юдифь и голова Олоферна (Юдифь I)
Картина изображает библейскую вдову Юдифь, держащую отрубленную голову. Красивая женщина пришла в лагерь своих врагов, чтобы обольстить генерала и убить его, когда представится возможность. Картина, завершенная в 1901 сегодня находится в галерее Бельведер.
Портрет Фрицы Ридлер
Один из самых знаменитых портретов Климта ценен своим балансом между натурализмом и ощущением объемности. Геометрия кресла и стены дополняет композицию и акцентирует внимание на лице героини. Как и многие другие работы Густава (завершена в 1906 году) хранится в галерее Бельведер.
Надежда II
Окрашенная в 1907–08 году, «Надежда 2» изображает беременную женщину с обнаженной грудью. Голова героини согнута к животу, возле которого расположен череп, как символ опасности для будущего ребенка. У её ног три женские молящиеся фигуры. Шедевр сегодня хранится в музее современного искусства (Нью-Йорк).
Бетховенский фриз
Серия работ на штукатурке, посвященная композитору Бетховену, по праву считается одной из самых известных и значимых произведений Густава.
Жизнь и смерть
Окрашенная в 1910 году, работа является аллегорией жизни и смерти. Смерть представлена в виде человеческого скелета в темной мантии, представляющая угрозу как для старых, так и для молодых.
Общее впечатление от картины, однако, положительное. Смерть может прятаться за углом и без разбора забирать души, но она бессильно против бесконечного жизненного цикла.
Шедевром можно полюбоваться в музее Леопольда (Вена).
Чувственная красота. Густав Климт «Поцелуй»
Известный всему миру шедевр «Поцелуй» можно назвать апофеозом чувственности и настоящим символом любви, нежности и одновременно страсти. Сколько загадок таит этот шедевр? Какие истории он нам может поведать?
«Я никогда не писал автопортретов»…
И правда — Густав Климт известен нам в первую очередь как певец женской красоты. А поначалу казалось, что судьба приготовила для него совсем иное предназначение.
Он родился в семье художника, но его отец Эрнст Климт был гравером и ювелиром. Казалось, что по этой же стезе пойдет и сын. И поначалу так и было — Густав Климт обучался архитектурной живописи и следовал принципам академизма. Он оформлял здания придворного театра в Хофбурге и Художественно-исторического музея, его работы высоко ценились, однако…
Однако именно Климт в какой-то момент стал одним из лидеров австрийского модерна. «Венский сецессион», активным членом которого он был, боролся с буржуазным искусством, стремился расширить границы творчества, провозглашал свободу для художников.
Важно
Постепенно более свободной, раскованной становилась и манера самого Климта. Он словно посвятил себя служению Женщине, женственности, красоте и эротике.
Многие его полотна словно дышат страстью, и конечно, они поражали современников непривычной эстетикой.
«Кто хочет узнать обо мне как о художнике, должен внимательно изучать мои картины»
Картина «Поцелуй» была написана в 1907-1908 годах, когда уже сложился стиль Климта. Про него иногда говорят, что он очаровывал и шокировал одновременно. Он показывал такие стороны человеческого естества, о которых говорить было не принято. Какими были люди на его полотнах? Красивыми и одержимыми страстями. Бросающими вызов миру.
Красивая легенда создания «Поцелуя»
Будто бы заказал ее Климту некий граф, который попросил изобразить на полотне его и его возлюбленную, слившимися в поцелуе.
Возлюбленная не позировала Климту, он видел лишь ее портрет в медальоне. Однако красота девушки так впечатлила художника, что он не смог «отдать» героине картины поцелуй графа.
Томимый ревностью, Климт изобразил на картине лишь ожидание поцелуя, лишь его предвкушение.
На самом деле эта история больше походит на миф. Серьезные исследователи полагают, что в мужской фигуре Климт воплотил собственный образ, однако что делать со словами художника о том, что он никогда не рисовал автопортретов? Как бы то ни было, мужская фигура выглядит надежной, словно закрывающей свою спутницу от всех невзгод.
Кто же та женщина, фигура которой и сегодня поражает своей чувственностью и одновременно целомудренностью?
Не исключено, что это Эмилия Флеге, австрийский модельер, с которой Климта связывали долгие годы отношений. Впервые Эмилия увидела Климта еще юной девушкой, когда художник рисовал портрет ее и ее сестер.
После она стала брать у него уроки рисования, которые продолжались около шести лет. Потом она позировала ему… Мучилась от его постоянных измен…
Ждала предложения выйти замуж, но дождалась его слишком поздно, когда ей уже не хотелось выходить за Климта, долгие годы изводившего ее своими чудачествами.
Совет
Лицо женщины на картине действительно похоже на лицо Эмилии. А вот руки… Вполне возможно, что руки героини картины «Поцелуй» принадлежат Адели Блох-Бауэр (многие полагают что и лицо тоже ее). Адель некоторое время была возлюбленной Климта.
Узнав об этом, ее муж заказал художнику портрет жены, работа над которым продолжалась целых 4 года. За это время чувства угасли, а нам осталась великолепная картина «Золотая Адель».
Что ж, не исключено, что черты и этой возлюбленной были воплощены на полотне.
«Поцелуй» — это последняя картина Золотого периода Климта. Словно отдавая дань своему отцу, он украшал картины сусальным золотом, уделяя много внимания оформляющим фигуры орнаментам.
Надо сказать, что сколько ни ругали Климта современники за выраженный эротизм его картин, «Поцелуй» всегда пользовался успехом у критиков.
Ни одного отрицательного отзыва в адрес картины не было, она является национальным достоянием Австрии и в свое время была выкуплена музеем за рекордную сумму.
Быть может, тот накал чувств и та тонкая красота отношений мужчины и женщины, которая воплощена на картине, тронула каждого. Трогает она и до сих пор.
Картина «Поцелуй» Густав Климт: история создания шедевра
Картина «Поцелуй» была написана в 1907-1908 гг. в Золотой период художника-модерниста.
Такое название он приобрел не только потому, что в этот период тона его изображений, в основном, были желтых оттенков, но и потому, что в своих картинах он часто использовал золото.
Такая манера изображения была привита художнику еще с самого детства, так как его отец был ювелиром, и часто гравировал золотые украшения.
Замысел картины Климта
Картина «Поцелуй» показывает нам обнимающихся мужчину и женщину. Они словно слились в одно яркое желтое пятно. Мужчина склоняется над женщиной и целует ее, на что девушка не отвечает ему взаимностью и отворачивается, хоть и обнимает его. Она закрыла глаза и стоит перед ним на коленях. Это символизирует покорность мужчине.
Одежда молодых людей в ярких тонах, у мужчины она более выдержана и имеет строгую цветовую гамму по сравнению с женской. Пара находится на краю обрыва, который зарос цветами. Кажется, что одеяние девушки постепенно вплетается в растения обрыва. Фон картины абстрактный и мерцающий, что не отвлекает нас от главных героев.
«Поцелуй» Густав Климт: история создания шедевра
Один граф заказал у Густава портрет из двух человек, где он и его любимая девушка целуются. Граф дал Климту медальон, откуда он должен был перерисовать даму.
Готовая работа понравилась заказчику, но ему не давало покоя то, что губы влюбленных так и не соприкасаются.
Художник сказал ему, что он, в первую очередь, хотел передать настроение, атмосферу и желание людей окунуться в поцелуй. С этим граф и ушел.
Через какое-то время Густав признался, что пока он писал эту картину, он якобы влюбился в девушку с медальона и не смог нарисовать, что она целуется с другим. Правда это или нет, никто не знает, но картина именно в таком виде сохранилась до наших дней.
Обратите внимание
Если присмотреться к девушке, можно обратить внимание, что хоть она и стоит перед мужчиной на коленях, выражение ее лица и положение рук все равно говорят о некой непокорности.
Видно, что девушка пытается оттолкнуть его или отвернуться. Одна ее рука обхватывает шею мужчины, возможно, удерживаясь, чтобы не упасть с обрыва. Другая рука пытается убрать мужскую руку.
Ее закрытые глаза могут говорить как о наслаждении, так и об отречении от того, что с ней происходит.
Точные изображенные модели неизвестны. Есть версия, что мужчина и есть сам Густав, однако особых сходств с ним нет.
В роли девушки исследователи предполагают изображение единственной любви художника по жизни Э. Флеге. Говорят, что существуют даже несколько доказательств этому.
Еще один вариант, более реальный, что на картине изображена Адели Блох-Бауэр. Эту девушку он уже изображал в своих картинах.
Репродукция из янтаря картин Густава Климта «Поцелуй» |
Янтарный «Поцелуй» Климта
Картина, инкрустированная янтарем, завораживает каждого. Переливание камешков добавляет красок и света.
Янтарь отлично смотрится с золотом картины, он еще больше подчеркивает яркость изображения. Репродукция картины станет самым оригинальным подарком для вашей второй половинки.
Янтарная картина Климта «Поцелуй» не только напомнит и докажет ваши чувства, но и оригинально разбавит интерьер.
Самая романтическая картина Гюстава Климта “Поцелуй” – история создания
«Я художник, пишущий день за днем с утра до ночи… Кто хочет что-нибудь обо мне знать… должен внимательно рассмотреть мои картины» (Гюстав Климт)
История картины. Рассказывает искусствовед Эльнара Мафусова
Одна из самых узнаваемых и, несомненно, прекрасных, эта картина была создана в 1907 – 1908 годах, в так называемый «золотой» период его творчества, и передает, на мой взгляд, суть отношений между мужчиной и женщиной в их идеализированном виде.
«Золотая лихорадка», охватившая Климта, оказала благоприятное влияние на его творчество. В этот период художник много работал с золотым цветом и использовал настоящее листовое сусальное золото – в том числе для создания незабываемого рельефа.
Солнечный отблеск золота и ощущение тепла, исходящего от него, легли в основу «Поцелуя» и подчеркнули его истинную ценность.
Позолота и своеобразная символика в духе Византии, вероятно, были подсмотрены художником в Венеции или Равенне с их мозаичными фресками.
Важно
Но «Поцелуй» привлекает вовсе не богатым блеском. Глядя на эту поистине магическую картину, вы увидите: на самом краю бездны (которая, мне кажется, говорит о неизвестности грядущего дня), обнявшись и словно оставив позади весь бренный мир, стоят влюбленные.
Женская хрупкость сменяется мужской силой. Фигура мужчины выражает защиту, а наклон головы и положение рук – большое чувство к возлюбленной и где-то даже слабость, ведь защита мужчине по жизни нужна не меньше, чем женщине.
Женщина оборачивается символом и воплощением верности и преданности, она может стоически выдержать и принять любой жизненный удар и, словно феникс, возродиться из пепла с еще большей силой и любовью, способной излечить раненое сердце.
Климт изобразил женщину стоящей на коленях, тем самым желая показать ее покорность в самом прекрасном смысле – от слова покорять. Признание своего мужчины, абсолютное доверие ему, готовность следовать за ним хоть на край света.
Сила женщины оказывается в ее слабости, которая, в свою очередь, покоряет мужчину, ведь именно в женщине он находит то, ради чего стоит жить дальше, даже когда веры совсем не осталось. Может, и поэтому Климт поставил их на самом краю, пусть и застланном цветами, которые словно шепчут, что путь был ненапрасным.
Часто критики называли эту картину «Союз» из-за ее орнаментальной символики. Но если мы научились читать между строк, то тут всё гораздо сложнее. Ведь любая картина – это разгаданная или нет, но загадка.
«Поцелуй» – это чувства в их совершенной форме, момент наивысшего счастья между мужчиной и женщиной, когда уже ничего никому не нужно доказывать, когда наступило полное взаимопонимание и принятие жизненной ситуации, благодарность, умиротворение и возможность раствориться друг в друге.
Союз двух сердец, любовь, как неподвластное времени состояние души, не знающая границ, не терпящая условностей, – такой, мне думается, видел ее Климт. Возможно, это и даровало «Поцелую» то бессмертие, которого желал художник своим работам.
Ведь как только он выставил картину, она незамедлительно была выкуплена Современной галереей (позже – галерея Бельведер), и вот уже два столетия мы не перестаем восхищаться самым долгим «Поцелуем».
Климт одним из первых в своем поколении применил своеобразную технику написания картин.
И вскоре стал узнаваем благодаря своим «золотым рукам» – он выделялся из большого числа художников, а заказы так и сыпались на него.
Совет
И однажды поступил заказ от знатного графа – двойной портрет. Заказчик предоставил медальон, где была изображена его возлюбленная, и поставил условие: художник изобразит влюбленных в момент поцелуя. Хотя граф оказался доволен исполнением, ему не давало покоя одно обстоятельство – на картине губы влюбленных так и не слились в страстном поцелуе, который, казалось бы, предвещало всё вокруг.
Климт объяснил это тем, что ему больше хотелось передать желание, атмосферу и магию любовного чувства, нежели сам поцелуй. Граф принял ответ, тем более что его возлюбленная, увидев полотно, сразу дала согласие на брак.
А Климт, известный своей любовью к женскому полу, позже признается одному знакомому: работая над заказом, он влюбился в девушку с медальона и именно поэтому изобразил лишь ожидание, а не сам поцелуй.
О правдивости этой истории нам остается лишь догадываться…
Есть мнение, что хоть изображенная женщина и стоит на коленях перед мужчиной, лицо ее выражает некоторую непокорность, закрытые глаза говорят о нежелании. Одна рука сжата в кулак, а другая словно пытается оттолкнуть его от себя.
Некоторые исследователи уверяют, что на картине изображен сам художник (однако очевидного сходства не наблюдается) с Эмилией Флеге – австрийским модельером и спутницей Климта по жизни.
Впрочем, даже если Флеге была единственной любовью Климта, то уж точно не единственной его женщиной.
Есть факты, которые говорят о возможном присутствии на этой картине другой женщины – Адели Блох-Бауэр, дочери (1881)генерального директора Венского банковского союза, больше известной по живописному портрету «Золотая Адель» (1907) – одному из самых значительных произведений Климта. Годом ранее художник написал ее на нескольких своих полотнах, в числе которых – скандальная «Юдифь» (1901).
Если сравнивать фотографии двух женщин – Адели и Эмили, – которые играли важную роль в жизни Климта, версия Адели кажется более вероятной, ведь есть некоторое внешнее сходство с портретом. Хотя с той же вероятностью это могла бы быть и одна из его натурщиц Хильде Рот. По словам ее племянника, именно его любимая тетушка изображена на этой картине. Неудивительно: многие хотели бы стать той самой женщиной с полотна знаменитого Климта, а заодно и частью мировой живописи. Теряясь в догадках, многочисленные исследователи, которые провели немало времени, изучая жизнь и творчество Климта, пришли к выводу, что женщина с картины не более чем собирательный образ.
Несколько строк о художнике
Густав Климт родился 14 июля 1862 года в Баумгартене, Австро-Венгрия, в семье художника-гравера Эрнеста Климта, выходца из Богемии. Может, именно благодаря профессии отца он испытывал такой интерес к искусству, особенно к использованию благородного металла. Первой специализацией Гюстава Климта стала архитектурная живопись – в основном, фрески для театров.
В 1897 году он стал одним из основателей и президентом Венского сецессиона (проще говоря, объединения художников).
Обратите внимание
Несмотря на многочисленные романы, в жизни Климта царила только одна женщина, о которой говорилось выше, – Эмилия Флеге.
Говорят, что они были настолько близки, что последними словами художника 6 февраля 1918 года было: «Пошлите за Эмилией». Основоположник модерна в австрийской живописи, Гюстав Климт был похоронен на Хитцингском кладбище в Вене.
Его работы вдохновили многих и стали отправной точкой для художников различных направлений, хотя многие картины так и не были завершены.
Главный акцент в большинстве его работ делался на человеческое тело, а объектом изображения чаще всего становились женщины, тогда как присутствие мужчины всегда сопровождалось некой тайной, и обычно лицо оказывалось скрыто.
Излишняя откровенность и эротизм, а это значит, и скандальная слава, сопровождающая большинство работ художника, не отпугнули зрителя.
«Поцелуй» и по сей день считается одним из самых известных его полотен и, несомненно, иллюстрирует талант, своеобразный почерк и смелость, которая понадобилась Климту, чтобы заявить о себе, как об одном из величайших художников в этом большом мире искусства.
И если в одном быстротечном мгновении любви есть что-то от вечности, Климт сумел не только прикоснуться к ней, но и поделиться с нами красотой величайшего чувства.
Источник
Густав Климт. «Поцелуй»
Густав Климт. Поцелуй
1907-1908 гг. Холст, масло. 180 х 180 см
Австрийская галерея Бельведер, Вена
И дольше века длится день,
И не кончается объятье.
Борис Пастернак
В Вене «Поцелуй» сопровождает нас повсюду. Фрагменты картины стократно умножаются в витринах сувенирных магазинов и художественных салонов: они украшают часы и броши, сумочки и портмоне, чашки и тарелки, вазы, шкатулки, записные книжки, шали… «Поцелуй» – не только лучшая картина Климта, но и одно из самых известных живописных полотен, созданных в 20-м веке.
Когда сорокашестилетний Климт написал «Поцелуй», он был уже зрелым, сложившимся, и (хотя его работы часто эпатировали чопорную публику) очень успешным мастером. Как один из основателей и лидер художественного объединения «Сецессион» в Вене, отвергавшего традиции академического искусства, Климт был известен всей Европе.
Стиль венского «Сецессиона» (аналог югендстиля в Германии, ар нуво во Франции) ассоциировался прежде всего с именем Климта.
«Поцелуй» – очень узнаваемая и характерная для Климта работа. Мы, пожалуй, не найдем в ней мотивов, не встречавшихся в предшествующих произведениях художника.
Важно
Луга, усеянные мелкими цветами, знакомы нам по его пейзажам; сложные орнаменты и позолоту мы видим во многих крупных композициях Климта («Бетховенский фриз» Сецессиона, 1902, «Портрет Адели Блох-Бауэр»,1907). Почти такая же, как в «Поцелуе», склоненная женская головка с закрытыми глазами изображена на картине «Три возраста женщины» (1905).
Прелесть «Поцелуя» не в новизне, а в гармоничном согласовании всех мотивов, доведенных до пластического и смыслового совершенства, до высшей степени законченности и ясности.
Густав Климт. Три возраста женщины.
1905 г. Фрагмент
Первое, что поражает зрителя – сияние золота. Золотые капли фона, ниспадающие золотые ткани, золото стеблей и листьев – все это занимает чуть ли ни две трети полотна.
Сын ювелира и гравера, получивший первые уроки в отцовской мастерской, Климт всегда высоко ценил выразительные возможности золота. Путешествуя по Италии в 1903 г.
, художник был потрясен византийскими мозаиками Равенныв церкви Сан Витале и мозаиками собора Сан Марко в Венеции, выложенными из многоцветной смальты на сплошном золотом фоне, и в его творчестве начался настоящий «золотой период».
«Чужестранец из Византии», как его называли современники, Климт щедро использовал в своих картинах позолоту и рельеф, с ювелирной тонкостью и тщательностью прорабатывал каждый сантиметр поверхности полотна, уподобляя его сверкающей мозаике.
Императрица Феодора. Мозаика в церкви
Сан-Витале в Равенне. 6 в. н. э.
Столь любимые художником цветущие луга в картинах «золотого периода» почти неуловимо меняются, уподобляясь пестрым коврам или камешкам смальты, при этом каждый цветок остается узнаваемым (так в «Поцелуе» по лугу рассыпаны весенние крокусы и примулы). Причудливые орнаменты просторных одежд довершают ощущение византийской пышности, узорчатости.
Одновременно художник парадоксальным образом достигает в «Поцелуе» далеко не всегда свойственного ему лаконизма: пустота золотого фона, цветущий луг, мужчина и женщина, спеленатые узорными тканями, и ничего больше… Природа этой выразительности близка японской гравюре укиё-э, которой, как многие европейские художники того времени, увлекался Климт.
Судзуки Хуранобу.
Гравюра укиё-э. Середина 18 в.
«Der goldene Kuss – die Ikone des Jugendstil» («Золотой поцелуй – икона югендстиля»), – читаем мы в проспекте галереи Бельведер.
Сопоставление обязывающее, но верное: эта картина медитативна, торжественна и возвышенна, как молитвенный образ.
Где находятся влюбленные? Золотистые капли фона подобны звездам, а круто обрывающийся у ног женщины луг кажется то ли закруглением самой планеты, то ли краем звездной бездны. Они остались вдвоем во Вселенной, на земле, во всем мире.
Совет
Коленопреклоненная женщина с нарочито крупными ступнями и похожими на древесные корни пальцами ног словно вырастает из цветочной вязи. В ее одеянии повторяются мотивы волнистой линии, круга и овала, венчики цветов складываются в округлые «букеты».
В одежде мужчины главенствует более строгая и энергичная геометрия – черные и белые вытянутые прямоугольники.
Золотой рельефный покров, обволакивающий обнявшуюся пару, испещрен любимыми орнаментальными фигурами Климта – так называемыми «микенскими спиралями», характерными для вазописи античных Микен, искусством которых восхищался художник.
Густав Климт. Древо жизни. 1905 – 1911 гг.
Присмотревшись, мы замечаем, что золотые «островки» спиралей есть и на плаще мужчины, внутрь прямоугольников помещены «женственные» струящиеся линии, а в одеянии женщины присутствуют светлые квадраты.
Если мы вспомним, что круг и узкий прямоугольник – древнейшие символы женской и мужской сексуальности, то смысл этой игры орнаментов станет ясен: орнаментальные мотивы взаимопроникают, как мужское и женское начала, а знаком их единения становится спираль – древнейший символ жизни.
(Такая же спираль – основной мотив панно «Древо жизни», написанного Климтом в 1905 – 1911 гг. для виллы Стокле в Брюсселе).
Интерес художника к архаической символике связан с влиянием на него взглядов властителя умов тогдашней Вены Зигмунда Фрейда, который открыл современникам, что бессознательное говорит с человеком на языке символов.
К счастью, Климт не просто отдал дань фрейдизму, но сумел с завораживающей пластической убедительностью воплотить в прихотливых орнаментах «Поцелуя» идею соединения строгой мужественности с нежной женственностью.
Перекличка взаимопроникающих орнаментов, увитый спиралями покров, объединяющий фигуры и словно заключающий их в овальную капсулу, в золотое яйцо – все это и без фрейдистских аналогий убеждает зрителя: происходящее на картине – начало творения, таинство, делающее человека равным божеству.
Густав Климт. Поцелуй.
Фрагмент
Обратите внимание
Мы недаром так много говорим об одеяниях влюбленных. «Поцелуй», наверное, самое целомудренное произведение Климта.
Художник, многие полотна и рисунки которого заполняют обнаженные женские фигуры, изображенные в весьма смелых позах, и который не раз шокировал современников пряной чувственностью своих работ, написал любовную сцену, не только не обнажив, но старательно задрапировав героев.
Свой излюбленный прием – объемную моделировку открытых частей тела на плоском орнаментальном фоне – он доводит в «Поцелуе» до крайности: две головы, кисти мужских и женских рук, ступни женщины – вот все, что нам открыто и, несмотря на яркое богатство орнаментики, неустанно приковывает наш взгляд.
В своих композициях (исключая, конечно, портреты) Климт редко сосредоточивается на лице: для него важнее поза, жест.
Так и в «Поцелуе»: стоящая на коленях женщина с самозабвенно откинутой к плечу головой и закрытыми глазами – олицетворение покорности и вместе с тем отрешенности, почти религиозного экстаза. Мы не видим лица мужчины, но в решительном наклоне его головы, в трепете чутких пальцев, касающихся лица подруги, ощущается вся сила нарастающей страсти.
Густав Климт. Портрет Эмилии Флёге. 1902 г. Фрагмент
Картина считается автобиографичной: большинство исследователей улавливает в лице женщины сходство с возлюбленной Климта Эмилией Флёге.
Роман живописца с Эмилией Флёге, известной художницей-модельером, продолжался 27 лет и, несмотря на многочисленные увлечения любвеобильного Климта, стал главным в его жизни.
Конечно, было бы слишком прямолинейным отождествлять мужскую фигуру с автором картины, но, несомненно, глубоко личное переживание художника питает эту работу.
Важно
Женское начало представлено в «Поцелуе» мягким и жертвенным, что для Климта необычно.
Образы сильных женщин-властительниц («Афина Паллада»,1898, «Нагая истина»,1899) и роковых красавиц, подавляющих и губящих мужчину («Юдифь I»,1901, «Саломея» или «Юдифь II»,1909), гораздо чаще встречаются в его произведениях. В «Поцелуе» мужское и женское начала не воюют, но примиряются, сливаясь воедино.
Густав Климт. Юдифь 1. 1901 г.
«Поцелуй» можно назвать «формулой любви»: многие веками хранящиеся в памяти человечества метафоры нашли в этой картине простое и точное пластическое выражение: золотое сияние счастья, цветущая земля, ставшая для влюбленных раем, Вселенная, в которой нет никого и ничего, кроме этих двоих, мгновенье длинною в вечность…
Своим целомудрием и искренностью картина сразу же завоевала сердца взыскательной венской публики. Ею были покорены и те, кто прежде упрекал Климта в «болезненном эротизме» и «манерности».
Судьба «Поцелуя» сложилась счастливо: на выставке 1908 года картину ждал триумф.
Экспозиция еще не закрылась, а она уже была куплена Современной галереей (впоследствии Австрийская галерея Бельведер), и с тех пор мы не перестаем восхищаться этим длящимся уже больше столетия объятием.
«Поцелуй» Густава Климта
14 апреля 2012, Vision
Поцелуй – это одно из самых многогранных и самых романтичных явлений в мире. Поцелуй вдохновлял на создание самых красивых произведений искусства музыкантов, писателей и поэтов, а в кинематографе есть целый рейтинг самых романтичных поцелуев в истории кино.
Но, пожалуй, чаще всего к теме поцелуя в своем творчестве обращались художники. Одним из самых романтичных полотен на эту тему считается картина австрийского художника Густава Климта, которая так и называется – «Поцелуй».
При взгляде на эту картину может возникнуть странное, двоякое ощущение. С одной стороны, романтика здесь сквозит в каждой черточке, в каждом мазке – в фигурах влюбленных, в пейзаже и даже в золотом орнаменте, который подчеркивает весомость и важность события.
Женщина стоит на коленях у самого обрыва скалы на ковре из цветов, которые покрывают поляну. Но она не боится упасть – ведь ее поддерживают сильные руки находящегося рядом мужчины. И кажется – вот она, любовь в самом сильном ее проявлении.
Но все же что-то не дает почувствовать того полнейшего ощущения счастья, которое должен исходить от пары в такой волнующий момент.
Кажется, что что-то не так во всей картине – возможно, это слегка напряженная поза женщины или то, как она, зажмурившись, отвернула голову и е позволила мужским губам прикоснуться к ее губам, а лишь подставила для поцелуя щеку?
Кстати, вопрос, почему женщина изображена именно так, волновал и заказчика картины.
Совет
Рассказывали, что к Климту с просьбой нарисовать такую картину обратился один австрийский граф. Он хотел сделать предложение своей любимой девушке, но боялся, что она ему окажет. Вот и решил воспользоваться таким оригинальным методом – подарить ей картину, на которой она и он будут изображены в момент страстного поцелуя.
Он принес художнику медальон с изображением своей любимой и хотел, чтобы тот передал через картину ту страсть, которую испытывал к девушке сам граф. Вскоре картина была готова, но, к разочарованию графа, самого поцелуя на картине он так и не увидел.
Художник объяснил, что в изобразительном искусстве существует уже немало самых разных поцелуев, и такая картина не может привлечь большого внимания, а ведь именно это требовалось графу. А вот изображение атмосферы страсти, желания, стремления слиться воедино – то, мимо чего не сможет пройти ни одна девушка, чувствующая любовь.
Графу понравился такой ответ, и он отправился с подарком к любимой. Вскоре состоялась свадьба, и возможно, именно такое необычное признание в любви помогло девушке дать свое согласие.
Позже сам Климт раскрыл истинную причину несостоявшегося поцелуя – он признался, что во время работы над картиной сам почувствовал любовь к этой девушке, которую он не знал, но изображение которой ему надо было перенести на полотно.
И как истинный художник, он просто не мог не чувствовать ревности к графу, для которого писал картину. Эта ревность выразилась в том, что уста графа на картине так и не сомкнулись с устами его возлюбленной.
Да и вся поза девушки, если присмотреться, говорит не совсем о страстной любви, а скорее о покорности и терпении.
Она держит за руки мужчину, но хочет ли она обнять его или стремится оттолкнуть? Любит ли она его или только терпит его ласки, подставляя для поцелуя щеку? Все эти загадки и составили привлекательность полотна, которое до сих пор очаровывает и заставляет задуматься.
Обратите внимание
И все же эта картина не может не вызывать романтические чувства. В этом большая заслуга Климта-пейзажиста. Он обрамил фигуры мужчины и женщины великолепным фоном, в котором причудливо переплетаются цветы и орнаменты. Картина относится к «золотому» периоду творчества Климта.
В то время художник экспериментировал с использованием в картинах золотой краски и листового сусального золота, которое до того момента считалось принадлежностью церковного оформления. Помещая в свою картину золотые орнаменты, художник придавал им совсем иное звучание, золото как бы подчеркивало ценность изображенного момента, его значимость.
Здесь золото служит одеянием для влюбленной пары, и продолжением этого одеяния. Ведь говорили, что, изображая людей, Климт писал сначала обнаженную натуру, и только после этого облачал ее в золотые «одежды», сплетенные из листьев, цветов и причудливых узоров. Но золото это скрывает не богиню и не нимфу, а обольстительную земную женщину, заключенную в объятия влюбленного в него мужчины.
И не удивительно, что картину долго не воспринимали, как настоящий шедевр – уж слишком пуританские нравы царили в начале прошлого века (картина была написана в 1908 году) в Австрии.
Еще на эту тему
Артикул: