Что такое прикладное искусство-виды

Что включает в себя Декоративно-прикладное искусство?

Определение и категория декоративного искусства включает в себя создание мебели и аксессуаров, ковров и ковровых покрытий, гобеленов, вышивки, книжную иллюстрацию, цветочные украшения, керамическую посуду (фаянс, керамогранит, фарфор и раку), плетение корзин, ювелирное дело, эмалирование, столовое серебро и ювелирное искусство (в том числе в технике перегородчатой и шамплеве), мозаичное искусство, а также витражи и дизайн интерьера. Она также включает в себя театральные декорации и костюмы, о чем свидетельствуют сказочные эскизы, созданные Леоном Бакстом для Сергея Дягилева и его русской балетной труппы.

Китайская лакированная посуда и резьба по нефриту являются ведущими образцами из Азии, как и китайский фарфор, особенно посуда эпохи Мин, и японское оригами для складывания бумаги. Декоративно-прикладное искусство также охватывает практически любую категорию «драгоценных или искусно изготовленных предметов». Сюда могут входить такие предметы, как пасхальные яйца Фаберже, драгоценные доспехи и оружие, а также каминные полки (напр. с использованием мрамора и мозаики), а также театральные декорации, задники и костюмы, например, созданные Александром Бенуа (1870-1960) и Леоном Бакстом (1866-1924) для Русских балетов.

Современное русское прикладное искусство

Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, – это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием – декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах.

  1. Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
  2. Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
  3. Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
  4. Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка – художественная роспись по керамике.

Виды

Роспись

Узоры, наносимые краской с целью декорирования и украшения.

Роспись – народный промысел, который можно назвать одним из самых старинных.

Картина, где женщины расписывают деревянные изделия
Роспись по дереву

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство – это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера бьют баклуши, то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются “бельем”. После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.

Фото деревянной посуды, расписанных под хохлому

Основные цвета хохломы – это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.

Тематическое содержание рисунка – ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.

Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.

Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.

Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.

Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Фото фарфоровых изделий, расписанных под гжель

Жостовская роспись

Наибольшую известность получила благодаря традиционному украшению подносов. Изначально расписывались другие изделия из папье-маше. Но постепенно ремесло сосредоточилось на раскрашивании металлических подносов.

Для росписи использовали масляные краски, рисунок чаще всего представлял собой букет из цветов и плодов на тёмном фоне.

Палех

Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Грановитой палаты Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.

В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.

Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций “Союз художников Палеха” и “Палехские художественные мастерские” при Художественном фонде СССР.

древнее прикладное искусство

Федоскино

С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением масляных красок. Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.

Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.

Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка (“замалевок”), затем детальная проработка (“перемалёвка”), лессировка – покрытие прозрачными красками, последний процесс – бликовка, передающая блики и тени на изображении.

Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: сусального золота, металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

Мстёра

Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с “мелочных писем” – миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился темперными красками, замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра.

художественное прикладное искусство

Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует “роскрышь”, нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап – детальная роспись. И наконец “плави” – окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется.

Характерные признаки мстёрской живописи – это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.

Городецкая роспись по дереву

Берет свое начало в городе Городец Нижегородской губернии.

Основной фон расписывается красным и желтым, а узоры потом дорисовываются другими цветами. Черный и белый цвета используются для проработки мелких деталей.

В городецкой росписи используется композиция, где первый и нижний ряд занимают сюжетные мотивы, а середина разделена повторяющимся цветочным орнаментом.

Главными героями сюжетов городецкой росписи выступают кони, всадники, собаки, барышни, птицы, деревья и охотники.

Мезенская роспись по дереву

Центром мезенской росписи являлась деревня Палащелье Архангельской области, где рядом протекала речка Мезень. Здесь росписью занимались только мужчины, передавая технологии своим сыновьям и внукам.

Основные мотивы геометрического орнамента – диски, ромбы, кресты, выполненные в кирпично-красном и черном цветах. В старину эти узоры и фигуры имели тайный, сакральный смысл.

Игрушки

Фото глиняных игрушек-свистулек
Свистульки из глины

Игрушки народных промыслов представляли собой синтез декоративно-прикладного и изобразительного искусства, а также музыкальных элементов. Игрушка – это народный промысел для детей и традиционный элемент социализации и воспитания.

Через них дети знакомились с окружающим миром, со своей национальной культурой. Традиционные народные игрушки различаются по типу, материалу и способу изготовления.

Часто игрушки лепились из остатков сырья, которое использовалось для изготовления предметов домашнего обихода.

Дымковская игрушка


Дымковская игрушка

Появилась в селе Дымково Кировской области.

Для изготовления использовали красную глину. Перед росписью глиняные игрушки покрывают белилами. Расписываются игрушки различными геометрическими орнаментами красками ярких цветов. Также на игрушку обязательно добавлялись элементы в форме ромбов из сусального золота.

Чаще всего дымковские глиняные игрушки делают в виде животных, водоносок, нянек с детьми, барынь.

Абашевская игрушка


Абашевская игрушка

Зародилась в селе Абашево Пензенской области.

Игрушки свистульки изготавливались из глины. Обычно изображались в виде животных в сказочном облике.

Используются красный, зеленый и синий цвета, символизирующие природу.

Игрушки изготавливают вручную и придают деталей с помощь стека. Затем фигурку просушивают и обжигают в печи. После того, как она высохнет, наносят рисунок масляными красками.

Филимоновская игрушка


Филимоновская игрушка

Появилась в деревне Филимоново Тульской области.

Свистульки изготавливаются из особой глины — синики. Из неё лепили форму, неровности разглаживали мокрыми пальцами и обжигали в печи. Главными цветами для росписи игрушек были зелёный, жёлтый и красно-малиновый.

Свистульки лепились в форме животных (чаще в виде лошади, коровы, оленя) и людей.

Каргопольская игрушка


Каргопольская игрушка

Была распространена в районе города Кардополя Архангельской области.

Первые игрушки изготавливались в виде одиночных фигурок: мужчин с бородами, женщин в широких юбках и различных зверей.

Некоторые игрушки носили символический характер и изображали различных героев фольклора: землю-матушку, защитника Полкана, медведя из народных сказок, двуглавого зверя Тянитолкая.

Фигурки использовали не только как развлечение для детей, но и как обереги для дома. Каждая игрушка имеет свою символику, скрытый смысл.

Образы животных каргопольские мастера очеловечивали, лепили их, стоящих на двух лапах, рисовали им одежду, добавляли человеческие бытовые предметы.

Игрушки лепили из цельного куска глины. Для работы не использовали инструменты, всё делали исключительно руками: проминали глину, вынимали комки, оглаживали форму. Затем фигурки высушивали на ветру и ставили в печь на обжиг.

При росписи больше использовали красный, зеленый, желтый и синий цвета.

Матрешка


Матрешка

Родиной русской матрешки стал город Сергиев Посад.

Деревянная кукла, при раскрытии которой появляются подобные игрушки, но разных размеров.

Изготавливали матрешек из пород лиственных деревьев, а в качестве красок для росписи брали цветную гуашь, тушь. Готовую игрушку покрывали воском для обработки дерева или же прозрачный лак на масляной основе.

Традиционными сюжетами для изображения на матрёшках были бытовые темы. Чаще всего отражались занятия русских барышень того или иного периода.

Голова куклы обязательно изображается прикрытой платком, расписанным традиционными русскими орнаментами. Из одежды у матрешки чаще всего сарафан. Украшается фигурка цветочными орнаментами.

По теме: Шаблоны матрешек для раскрашивания

Шитье

Самый распространенный и популярный вид рукоделия.

Шитье — это не только творчество, но и важная прикладная деятельность. Одежду создают для себя, семьи, детей, зарабатывают, занимаясь пошивом на заказ. Рынок оборудования для этого сегмента разнообразен. В продаже на полках магазинов стоят как вполне демократичные швейные машинки с ограниченным набором функций, так и довольно сложные, дорогие и многофункциональные.

Востребовано воссоздание костюмов разных эпох для исторических реконструкций. Подбираются материалы, технология пошива тщательно соблюдается в соответствии с теми условиями, которые существовали в то время, строчки, обработка производятся вручную. Для украшения одежды также используют фурнитуру ручной работы.

Резьба по дереву

Была необычайна популярна на Руси. Резные элементы декора присутствовали как внутри зданий, так и снаружи. Изделия из дерева использовали при строительстве и отделке церквей и соборов.

Фото деревянных изделий с художественной резьбой
Художественная резьба по дереву

Резьба – это форма обработки сырья (древесины, кости, камня, бересты) с помощью режущего инструмента (ножа) в одной руке или долота двумя руками или одной рукой на долоте, а другой рукой на молотке.

  • Абрамцево-кудринская резьба по дереву;
  • Богородская резьба;
  • Тобольская резная кость;
  • Уральская резьба по камню;
  • Шемогодская резьба по бересте.

Традиционными народными стали узоры в виде зубцов, треугольников, косиц, грибков, волн.

Резьба по камню

Одна из древнейших форм искусства. Первые образцы подобных произведений появились еще до н. э. Изображения и слова встречаются на камнях, которые были использованы при строительстве башен, пирамид, гробниц. Чаще всего такие вещи носили обрядовый характер.

В современном мире резьба по камню не распространена.

Кружево

История мастерства насчитывает сотни лет, оно было популярным элементом одежды придворных дам на европейских приемах.

Удивительна техника создания ирландского кружева, где крючком вывязывают мелкие мотивы и потом соединяют сеткой, это очень сложная и кропотливая работа.

Ажурные вставки украшают любую одежду и служат для создания особого стиля.

Брюггское кружево, пришедшее из Вологды, довольно простое в исполнении, но выглядит превосходно, вписываясь в любую моду.

Крючком создают как ажурные полотна, легкие, как иней, так и плотные, однотонные для создания одежды.

Самыми интересными выглядят вещи, в которых талантливо соединены разнообразные техники вязания.

В бытовых условиях такой вид рукоделия выполняют только вручную. Машинками можно заменить лишь работу спиц.

Кружево – изысканное и воздушное текстильное изделие, в котором, с помощь переплетения нитей, получается ажурный орнамент.

Вологодское кружево


Вологодское кружево

Зародилось в Вологде и Вологодской области.

Характерная особенность вологодского кружева – плотная полотняная тесьма или «вилюшка». Излюбленный орнамент – снежинка с белой опушкой.

Елецкое кружево


Елецкое кружево

Появилось в городе Елец Липецкой области.

Елецкие кружева тоньше и легче, чем вологодские.

Растительный и геометрический узор создавался тонкими и ажурными нитяными паутинками.

Вятское (кукарское) кружево


Вятское кружево

Центром был город Кукарка (г. Советское) Кировской области.

Основными орнаментами были бабочки, пышные цветы в окружении ромбических мотивов и зигзагов.

Вышивка

Вышивание – распространенный вид декоративно – прикладного искусства. Издревле вышивка украшала одежду человека и тканьевые изделия домашнего обихода – скатерти, рушники, занавески, салфетки. Для женщины – матери и хозяйки – вышивание было наиболее доступным видом прикладного творчества, и она сочетала свои эстетические потребности, жажду творческой деятельности с пользой для семьи и дома.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

Попадая в музей, где экспонируются старинные предметы быта, мы не можем не любоваться ярко расшитыми сарафанами, жилетами, кокошниками, вышитыми бисером сумками, кисетами, кошельками. И даже в крестьянской блузке или рубахе из простого холста с незамысловатым, но удивительно выразительным орнаментом обнаруживается бездна вкуса, талант неизвестной мастерицы.

Поистине необозрима география этого вида творчества. Пожалуй, не существует такого народа, чей национальный костюм не отделывался бы вышивкой. Возникнув в древние века (изображения вышивки встречаются в памятниках искусства древних цивилизаций Азии, Европы, Америки), искусство вышивания у разных народностей создало определенные, присущие только им традиции узорной вышивки. И именно в украшении предметов быта и в одежде дольше всего сохраняются и развиваются эти традиции.

Искусство вышивания имеет свою историю. Оно, как и любое другое искусство, знало периоды расцвета и упадка. Так, вышивки, созданные в эпоху Возрождения, отличаются необыкновенной художественной тонкостью и виртуозностью исполнения. Достаточно сказать, что рисунки для сюжетных вышивок нередко выполнялись известными живописцами (Перуджино, Боттичелли и др.). В 19 веке вышивание постепенно деградирует – к середине столетия оно становится в основном средством воспроизведения популярных картин, а во второй половине с возникновением и развитием машинного вышивания в промышленности развитых стран ручное вышивание лишается своих художественных традиций и приходит в упадок.

Новую жизнь народная вышивка приобрела в период существования СССР. Искусство вышивания развивалось на основе старинных национальных вышивок и завоевывало все большую популярность. Вновь было модно вышитое столовое и постельное белье; панно и картины, выполненные гладью или крестом, украшали интерьеры квартир; большую роль играла вышивка в отделке одежды. И это не удивительно. В условиях всеобщего дефицита и однообразия советские женщины стремились украсить вышивкой блузку, юбку или платье из недорогой ткани.

В наши дни вышивка не потеряла своей популярности. В современной вышивке сохранились лучшие традиции народного вышивального искусства. Многие женщины хотят украсить свою квартиру красивыми и современными вещами. Мебель, посуда, ткани, одежда, игрушки и многое другое, что окружает человека в повседневной жизни, не только служат ему, но и воспитывают его вкус, влияют на настроение. Вот почему очень важно, чтобы предметы эти были выполнены с большим вкусом и мастерством. Изучая образцы народных крестьянских вышивок художники создают узоры для украшения современных изделий, которые отличаются от прежних по форме, цвету, материалу, содержанию и вполне отвечают высоким требованиям.

Как художник кистью, так вышивальщица ниткой может отобразить окружающий мир и передать настроение. Вышиванием создаются уникальные произведения прикладного искусства. Увлечение вышиванием способствует развитию вкуса, чувства прекрасного, а главное приносит ни с чем не сравнимую радость творчества и доставляет удовольствие тем, кто видит результат этого кропотливого и прекрасного труда.

Вышитую одежду мы видим и на картинах эпохи возрождения. По виду этих работ легко можно предположить, что вышивать, плести кружево, вязать человек умел значительно раньше. Ведь само изготовление одежды привело к изобретению иглы и крючка, зародило простейшие швы, которые теперь мы называем «вперед иголку», «назад иголку», стебельчатый и тамбурный швы. Можно предположить, что название «тамбурный» шов произошло от способа вышивки по ткани, натянутой на пяльцы, как на тамбурин — бубен. И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под пальцами и протаскивая петельки нити крючком с изнанки на лицо. На поверхности ткани образовывались узоры из ряда петелек — то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.

Одежду на Руси шили из льняной ткани, сотканной из льняной нити, которую пряли из льняной купели. Ткань в основном была простейшего полотняного переплетения — холст. В зависимости от толщины спряденной нити получали и ткань — тонкую и очень толстую. Отбеливали холстины (новины) зимой на снегу в солнечный день. Изготавливали пряжу и из овечьей шерсти, ткали шерстяные полотна, из пряжи вязали изделия. Одежду — рубахи, сарафаны, фартуки, платки, брюки, верхнюю одежду, даже валенки и сапожки украшали вышивкой, кружевами, сплетенными поясами и лентами. Белье, полотенца (рушники), подзоры, занавески, скатерти и др. тоже украшали вышивкой и кружевом. Рисунки выдумывали сами, например, по узорам на окнах зимой, составляли из стилизованных изображений цветов, растений, фигур животных и человека.

Рисунку придавали магическое значение, некоторые изображения были так называемыми «оберегами», которые, согласно поверьям, оберегали дом, животных и людей от болезней и бед. Но это особая и очень интересная тема, теперь утратившая свое былое значение.

Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече. Поэтому и вышивка в основном была на белом полотне да белой нитью. Видимо, по этой причине самые старые вышивки были «по Выдергу», особенно в северных губерниях. Выдергивая из полотна нити и вдоль и поперек, получали новую фактуру ткани, по которой выдернутой нитью выполняли узоры, заполняя дырочки разными разделками. Книг не было, да и школ не было. Учились друг от друга.

В каждой губернии, небольшом районе рождалась своя, отличная от других техника вышивки. И до сих пор, хотя обмен опытом стал несравненно более широким, мы отличаем тверскую мелкую строчку от крестецкой, нижегородский гипюр от ивановской и ярославской строчки с обводкой, олонецкое шитье от цветной перевити. даже вышивка крестом в разных губерниях различается и по виду, и по цвету.

Так воронежские узоры вышивались преимущественно черной нитью, северные — красной, а чем южнее, тем ярче была вышивка, как и природа, окружающая вышивальщиц. Узоры, выполненные по ткани простыми швами, были очень примитивными, а цвета пряжи для вышивки весьма однообразными — красный, малиновый, желтый, синий да зеленый. Это объяснялось тем, что красители были растительного происхождения, а значит, число их ограничено. Чем южнее область, тем больше цветовая гамма, так как разнообразнее растительность.

По редине (это особое полотно, сотканное редко из ровной крученой пряжи) стали вышивать так называемыми счетными швами. Накладывая на ткань по счету ее нитей одноцветную пряжу, и заполняя отдельные участки треугольниками, квадратами, прямоугольниками, полосками, получали особые ритмичные узоры. Такую вышивку назвали «счетная гладь», а ее более совершенную разновидность — «атласники».

По полотну и, особенно по редине вышивали и швом «вперед иголку», создавая узоры из геометрических фигур. Такой вид вышивки получил название «браное шитье» и «набор», а его разновидность — «орловский спис».

Вышивка крестом, полукрестом-росписью тоже зародилась на Руси и давно и выполнялась по счету нитей ткани. Несколько позже стали вышивать гладью. По плотному неотбеленному холсту красной пряжей с добавлением желтой, синей и зеленой нити, вышивали цветочный орнамент, птиц, женские фигуры, рыбок. Этот способ вышивки получил название «верхошов», так как по лицу укладывалась гладь, а по изнанке лишь мелкие стежки — переход нити на лицо.

Такая вышивка зародилась во Владимирской области, и называется «владимирская гладь». Во Владимирской области, в п. Мстёра, родилась и другая разновидность глади — «Мстерская белая гладь». Ее выполняют по очень тонкому полотну, по батисту и маркизету.

Традиционно вышивают тонкими белыми нитями по белой ткани. (Теперь вышивают и по цветной ткани нитями в тон ткани.) Техника этой вышивки — двусторонняя гладь, гладь с настилом, подкладная гладь (теневая), краевая гладь, проколы и прорези, тонкие накладные сетки, все виды простых швов, узелки, россыпь и самая сложная техника — стяги, которые выполняют по счету нитей тонкой ткани.

Разумеется, с развитием торговли пришло на Русь и «заморское» рукоделие — вышивка шелком, металлизированной нитью, бисером. Хотя использование в вышивке каменьев и особенно речного жемчуга (которым Русь была очень богата) у нас существует с очень давних пор. Да и бисер делать мы научились очень давно. Одежда бояр и барышень, кокошники и душегрейки были очень богато расшиты. Вместе с христианской верой пришло на Русь и золотошвейное искусство.

Керамические изделия

Фото керамических изделий ручной работы
Керамика ручной работы

Керамическая изделия и посуда выполняется из разных материалов – керамики, фарфора и фаянса. Как правило, создавались при помощи гончарного круга.

  • Сысертский фарфор;
  • Кузнецовский фарфор;
  • Таволожская керамика;
  • Скопинская керамика.

Металлические изделия

Металлические изделия ручной работы

Художественная обработка металла известна с древнейших времён. Искусство работы с металлом передавалось из поколения в поколение, вбирая в себя развивающиеся ремесленные традиции и художественные приёмы других народных ремёсел.

  • Художественная ковка;
  • Скань (филигрань);
  • Мороз по жести;
  • Великоустюжское чернение по серебру (чернь);
  • Чеканка, гравировка;
  • Каслинское литье.

Вязание

Один из самых старинных видов рукоделия – вязание. Самый древний вязаный артефакт, найденный в Европе, датируется 4 столетием до нашей эры. Но это только показатель развитости данного направления на тот момент. Что говорить, если даже в гробнице Аменемхета археологи нашли рисунок, который датируется не много, не мало, 19 столетием до н. э.: и на этом рисунке изображены женщины будто бы в вязаных жилетах. А в гробнице другого фараона найден детский носочек из шерсти, вероятно – вязаный.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

В 13 столетии на Востоке случился настоящий «вязальный бум», со сложными орнаментами, необычайной геометрией решений. В Италии в то же время возникает популярность вязания как домашнего рукоделия. К 16 столетию вязание уже захватило всю Европу.

Сегодня вяжут спицами (круглыми и обычными), крючком. Интересно, что старинное ремесло стало формировать новую культуру: в Инстаграм необычайную популярность завоевывают аккаунты с вязаными коврами, пуфами, чехлами и корзинами. Это стало трендом, который настолько востребован, что мастера не справляются с потоком заказов.

Валяние

Валяние, что относится к декоративно-прикладному искусству, считается самой древней техникой изготовления текстиля. Первым валяным изделиям примерно 8 тысяч лет. Неизвестно точно, как древним людям пришла в голову мысль использовать найденную шерсть животных, но они начали ее художественно преобразовывать. Лишь натуральная шерсть имеет прядильные качества, и она же умеет свойлачиваться.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

В процессе валяния шерсти получался войлок, и для множества народов (в особенности – кочевых) долгое время он был единственным текстилем. Из него делали ковры, юрты и чехлы, головные уборы и т.д. Для того, что традиционным способом сделать валяное изделие, нужно-то немного: грубая шерсть, мыло и вода, руки. Но в этих рука вся сила и жизнь, которую они вдыхают в материал.

Сегодня валяют, в основном, в двух техниках – по-сухому и по-мокрому. Войлок часто называют текстильной глиной, и это справедливое замечание. Сейчас валяние также перешло на новые площадки для презентации: в аккаунтах мастеров появляются милейшие игрушки из войлока, картины и панно, броши и украшения.

Ткачество

Еще одно древнейшее ремесло – ткачество. Его истоки в первобытнообщинном строе. Возникло оно с появлением сырья: кожа животных, трава, лианы, тростник, молодые побеги деревьев становились таким сырьем. Самой старой тканью, найденной археологами, считает материал (лен), обнаруженный у турецкого поселка Чатал Хюиюк. Ему насчитали 6500 лет.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

Человек достаточно рано начал орнаментировать ткань – орнамент наносился вручную. Впоследствии его делали с помощью вышивки. Вершиной технологического открытия в этом деле был ткацкий станок, он мог быть как основным, так и вспомогательным инструментом ткача.

Особенно ценны образцы ткачества не только демонстрацией тяжкого труда, сложной технологии, но и теми узорами, что появлялись на изделии. Орнамент на одежде, поясах, рушниках был не просто красивым набором элементов – это шифр, код, в котором могло заключаться пожелание молодым или оберег мужу. В этом символизме не одна красота мысли, но и молитва, и вера, и забота о близких.

Станки не только в музеях – так сегодня можно сказать о ткачестве, традиции которого начали возрождаться сегодня. Все больше ремесленников увлекается этим ремеслом, в особенности – ковроткачеством. К слову, ковер на стене в спальне снова становится модным элементом интерьера. Но именно тот, что соткан вручную.

Ковка

Художественная ковка приручила металл, из него стали делать изящные, очень тонкие вещи. История славит кельтские племена, которые, кажется, если не придумали ковку, так сделали ее известной. Горн и наковальня, ручник и кувалда – вот те инструменты, которыми пользуется мастер в создании изящных ворот, калиток, вывесок, козырьков.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

Кованые элементы стали отличительными чертами барокко и модерна, и сегодня ковка становится изюминкой сооружения. К слову, в древности, чтобы стать кузнецом, нужно было не просто постигнуть азы ремесла. Оттачивали профессионализм мастера годами, не каждый осиливал эту задачу. У кузнецов в обществе был особый статус, они были обеспеченными и уважаемыми людьми. В 6 веке на Руси зародилась именно художественная ковка: оружие мастер украшал узорами, которые уникализировали вещь. И не только оружие!

Сегодня ковка ориентирована на запросы рынка. Но мастеров все так же ценят – от мангалов до беседок, а то и современных инсталляций заказывают тем, кто несет и хранит традиции предков и дает им новое осмысление.

Витраж

Термин «витраж» имеет французские корни, и переводится он просто – «оконное стекло». Это декоративная тематическая или орнаментальная композиция, которая делается из кусочков разноцветного стекла. Стекло это чаще всего расписано красками.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

Долгое время витражи украшали, главным образом, церковные и монастырские сооружения. Постепенно их стали применять и в светских сооружениях. Когда точно появились витражи, сказать точно нельзя. Но исследователи полагают, что случилось это вскоре после изобретения самого стекла.

Витражи украшали готические храмы, придавая им еще больше мистичности, но с уходом эпохи готики они все так же были востребованы. И в истории 20 века существует много примеров того, как витражи преобразовывали образ здания. В России полюбоваться витражным великолепием можно, главным образом, в Санкт-Петербурге.

Более подробную информацию об истории витражного искусства вы узнаете из видео:

Мозаика

Мозаикой называют технику создания изображений и украшения различных поверхностей путем фиксации на основе кусочков материалов, которые отличались цветово, фактурно или текстурно. Мозаика считается разновидностью инкрустации.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

История мозаики связана с 4 тысячелетием до нашей эры, и образцы ее найдены в оформлении шумерских городов Месопотамии. Большой интерес для ученых представляют и ранние античные произведения из морской гальки. В Древнем Риме мозаично выкладывали полы и стены богатых сооружений.

Традиционными мозаичными материалами считаются смальта, природный камень, металл и керамика. По способам укладки выделяют фиксации мозаичных элементов на бумаге и на сетке. Схожа технология с укладкой плитки.

Лепка

Лепка как вид ДПИ существует практически с незапамятных времен. Неслучайно в Библии написано, что человека Бог сотворил из глины. Считается, что использовать глину человек решил, когда увидел собственный след на сырой земле. Сначала природный материал применялся как покрытие для плетеных корзин, потом из нее делали первую посуду.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

Сегодня одно из самых древних ремесел живет и даже процветает. Открываются новые гончарные мастерские, а авторская керамика находит своего почитателя. Но лепят не только из глины. В конце 19 века преподаватель В. Харбатт изобрел пластилин, сначала он был просто серым, но все равно пользовался популярностью. Вскоре в пластилин стали добавлять цветные пигменты, и человечество получило самый доступный в плане лепки материал.

Между прочим, не только дети увлекаются лепкой из пластилина. Признанные мастера создают шикарные пластилиновые картины и панно, которые сравнимы с произведениями искусства.

Также сегодня очень популярна лепка из полимерной глины. Это самозатвердевающий материал, работа с которым проста тем, что не приходится мастеру думать о духовке. Глина сама затвердевает за несколько часов (обычно – не более суток)

Ювелирное искусство

История ювелирного искусства делится на несколько этапов. В первом, доисторическом, человек знакомился с цветными камнями и материалами, накапливал опыт их обработки. На втором античном этапе закладывались основы ювелирного дела. Третий этап связан с эрой великих географических открытий – расширялась сырьевая база и сам рынок драгоценностей.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo
Украшения в Средневековье

Четвертый этап относится к уже индустриальному миру, когда производство ювелирных изделий стало массовым. Наконец, пятый этап принадлежит уже нашему тысячелетию, когда в ювелирном деле стали использоваться синтетические материалы, а также достижения биоэлектроники.

Если же говорить о самом-самом зарождении ювелирного искусства, то нужно вспомнить дерево, кости, рога и зубы убитых животных, которые превращались первобытным человеком в украшения. Затем человек стал делать их из обожженной глины, а потом уже пришел черед драгоценных камней.

Выжигание

Самые старинные образцы выжигания по дереву датированы 700 г до нашей эры, они найдены в Перу. В любом магазине для творчества сегодня вы найдете набор для выжигания. Этим направлением увлекаются дети и взрослые, пирография востребована, и результаты художественного труда превращаются в красивые деревянные сувениры, декор для дома и не только.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

Выжигание по коже – интересное ответвление ремесла. На кожаных изделиях пирограф словно плетет кружево. Такие изображения украшают портмоне, кошельки, обложки ежедневников, ремни и сумки. Мотивы фольклора чередуются с современными картинками. Это одно из самых доступных ремесел, которое могут постигать даже дети младшего школьного возраста.

Плетение

Количество способов, техник, материалов для плетения потрясает воображение. Но самыми востребованными считаются бисероплетение, кружево, плетение из лозы и макраме. О макраме стоит сказать отдельно, ведь сегодня это творчество переживает новый виток популярности.

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

Если у вас дома царит скандинавский стиль или бохо, или вы просто еще не определились со стилем, но хотите декорировать спокойное, нежных и теплых оттенков пространство, обязательно присмотритесь к макраме.

Это восточное искусство интересно тем, что изначально узелковое плетение было способом передачи информации. Узелки расшифровывались по цвету и размеру, форме и сочетанию элементов. Парусный флот также способствовал развитию плетения. Заниматься макраме могут даже дошколята, и это увлекательное занятия: как говорят сами мастерицы – сродни творческому гипнозу.

Кожевенное ремесло

dekorativno-prikladnoe-iskusstvo

При раскопках гробниц в Древнем Египте археологи нашли картинки с процессом выделки шкур. Довольно быстро люди поняли, что шкуры животных будут служить долго после специальной обработки. И сегодня, несмотря на масс-маркет и доступность кожаных изделий, люди продолжают заниматься кожевенным делом.

И по сей день красивый кошелек из кожи, ремень с тиснением или стильный рюкзак будет дорогим и желанным приобретением. У народов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири до сих пор сильны традиции обработки шкур и их можно считать ценнейшим культурным наследием страны.

Пэчворк

Пэчворк

Это интересная, одновременно простая и сложная игра в мозаику из ткани. Используют для украшения интерьера. Для создания полотна ткань режут на кусочки, собирают орнамент и узор, подбирая цветовую гамму, сочетая фактуру ткани.

Макраме

Несколько лет назад этот вид творчества был на пике популярности.

Для плетения макраме понадобится веревка, тонкая бечева или нить. Мастерство основано на завязывании узлов.

В основном, в технике макраме изготавливали украшения для дома — панно, подвесные кашпо для цветов, декоративные подушки для диванов, коврики и женские сумки. Особо усидчивые рукодельницы украшали окна своих квартир плетеными гардинами, часто подобные вещи делали на заказ и продавали по высокой цене.

Береста

Плетение из бересты — это старый, народный вид прикладного творчества. Когда-то изделиями из березового лыка активно пользовались крестьяне. Символ русской деревни – лапти были самой дешевой обувью.

В быту и хозяйстве в берестяных коробах хранилось зерно, овощи, на кухне использовались емкости поменьше. Сейчас все эти предметы используют в домах с интерьером русской деревни, но они носят преимущественно декоративный характер.

Ротанг

Ротанговую мебель использовали с древних времен. Сейчас кресла, кушетки, столики из гибкой ветви являются предметом особого стиля в интерьере.

Прежде чем приступить к плетению, исходный материал подготавливают, вымачивают в солевом растворе, чтобы лоза стала упругой и особенно гибкой, а также для того, чтобы укрепить ее и сделать прочной в использовании.

Мебель из ротанга, сделанная искусным мастером, служит долгие годы, не разваливается, не деформируется.

Бисер

Бисер пришел к нам из Древнего Египта. Это мелкие стеклянные бусинки: круглые, с гранями, сплюснутые и цилиндрической формы. Он бывает разных цветов и текстур: матовый, прозрачный, с перламутровым напылением.

Бисер нанизывают на тонкую нить, которая вдета в специальную иголку, такое искусство позволяет реализовать в цвете любой орнамент.

Почти все народы используют подобное украшение в традиционных образах. Оригинально и стильно выглядят современные аксессуары из бисера. Они получаются пластичными и объемными.

Также изделия из бусин используют в искусстве декупажа или при создании аппликаций.

Аппликация

Свободная форма ДПИ. Ее суть в том, чтобы создать изображение, используя лишь подручные материалы. В ход идут ткани, цветы, травы, каштаны, камни, бисер, кожа и многое другое.

Поделка часто становится первым, ознакомительным видом декоративно-прикладного искусства, поскольку с ней человек сталкивается еще в школе.

Аппликации используют для декупажа или в качестве самостоятельного украшения, вплетенным в дизайн помещения.

Некоторые из них могут украсить одежду, добавив ей уникальные черты, повысив тем самым ее ценность.

Декупаж

Известный много веков способ декорирования мебели, икон, елочных украшений и пр. Техника подразумевает вырезание из бумаги изображения, затем наложение его на украшаемый предмет и покрытие лаком для закрепления.

Таким методом придания оригинального вида мебели пользовались еще в Китае. В Европе таким способом украшали женские шляпки, стулья или шкатулки, Русь переняла технику декупажа для использования в иконописи.

Самые красивые виды народного искусства России

Народные промыслы — это именно то, что делает нашу культуру богатой и неповторимой. Расписные предметы, игрушки и изделия из ткани увозят с собой иностранные туристы в память о нашей стране.
Почти каждый уголок России имеет собственный вид рукоделия, и в этом материале я собрал самые яркие и известные из них.
16 самых красивых видов народного искусства России
Дымковская игрушка

Дымковская игрушка — символ Кировской области, подчеркивающий ее насыщенную и древнюю историю. Она лепится из глины, затем обсыхает и обжигается в печи. После этого ее расписывают вручную, каждый раз создавая уникальный экземпляр. Двух одинаковых игрушек быть не может. 16 самых красивых видов народного искусства России
16 самых красивых видов народного искусства России
Жостовская роспись
В начале 19 века в одной из подмосковных деревень бывшей Троицкой волости (сейчас — Мытищинский район) жили братья Вишняковы, и занимались они росписью лакированных металлических подносов, сахарниц, поддонов, шкатулок из папье-маше, портсигаров, чайниц, альбомов и прочего. С тех пор художественная роспись в жостовском стиле стала набирать популярноть и привлекать внимание на многочисленных выставках в нашей стране и за рубежом. 16 самых красивых видов народного искусства России
Хохлома

Хохлома — один из самых красивых русских промыслов, зародившийся еще в 17 веке близ Нижнего Новгорода. Это декоративная роспись мебели и деревянной посуды, которую любят не только ценители русской старины, но и жители зарубежных стран. 16 самых красивых видов народного искусства России
Причудливо переплетенными травными узорами из ярко-алых ягод и золотых листьев на черном фоне можно любоваться бесконечно. Поэтому даже традиционные деревянные ложки, презентованные по самому незначительному случаю, оставляют у получившего их самую добрую и долгую память о дарителе.

Городецкая роспись

Городецкая роспись существует с середины 19 века. Яркие, лаконичные узоры отражают жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочны и орнаменты. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшает прялки, мебель, ставни, двери. 16 самых красивых видов народного искусства России
Уральский малахит

Известные месторождения малахита — на Урале, в Африке, Южной Австралии и США, однако по цвету и красоте узоров малахит зарубежных стран не может сравниться с уральским. Поэтому малахит с Урала считается самым ценным на мировом рынке. 16 самых красивых видов народного искусства России
16 самых красивых видов народного искусства России
Гусевской хрусталь

Изделия, изготовленные на хрустальном заводе города Гусь-Хрустальный можно встретить в музеях всего мира. Традиционные русские сувениры, предметы быта, сервизы для праздничного стола, изящные украшения, шкатулки, статуэтки ручной работы отражают красоту родной природы, ее обычаи и исконно русские ценности. Особой популярностью пользуются изделия из цветного хрусталя. 16 самых красивых видов народного искусства России
Матрешка
Круглолицая и полненькая веселая девушка в косынке и русском народном платье покорила сердца любителей народной игрушки и красивых сувениров по всему миру. 16 самых красивых видов народного искусства России
Сейчас матрешка — не просто народная игрушка, хранительница русской культуры: это памятный сувенир для туристов, на фартучке которой тонко прорисованы игровые сценки, сюжеты сказок и пейзажи с достопримечательностями. Матрешка стала драгоценным объектом коллекционирования, который может стоит не одну сотню долларов.

Финифть

Винтажные брошки, браслеты, кулоны, стремительно «вошедшие» в современную моду — не что иное, как украшения, изготовленные по технике финифть. Этот вид прикладного искусства возник в 17 веке в Вологодской области. 16 самых красивых видов народного искусства России
16 самых красивых видов народного искусства России
Мастера изображали на белой эмали цветочные орнаменты, птиц, зверей с помощью множества красок. Затем искусство многокрасочной эмали стало утрачиваться, его стала вытеснять однотонная финифть: белая, синяя и зеленая. Сейчас успешно совмещаются оба стиля.

Тульский самовар

В свободное время работник Тульского оружейного завода Федор Лисицын любил мастерить что-нибудь из меди, и однажды сделал самовар. Затем его сыновья открыли самоварное заведение, где продавали медные изделия, пользовавшиеся бешеным успехом. 16 самых красивых видов народного искусства России
Самовары Лисицыных славились разнообразием форм и отделок: бочонки, вазы с чеканкой и гравировкой, самовары яйцевидной формы, с кранами в виде дельфина, с петлеобразными ручками, расписные.

Палехская миниатюра

Палехская миниатюра — это особое, тонкое, поэтичное видение мира, которое свойственно русским народным поверьям и песням. В росписи используются коричнево-оранжевые и синевато-зеленые тона. 16 самых красивых видов народного искусства России
Палехская роспись не имеет аналогов во всем мире. Она выполняется на папье-маше и только потом переносится на поверхность шкатулок всевозможных форм и размеров.

Гжель

Гжельский куст, район из 27 деревень, расположенный под Москвой, славится своими глинами, добыча которых ведется здесь с середины 17 века. В 19 веке гжельские мастера стали выпускали полуфаянс, фаянс и фарфор. Особый интерес до сих пор представляют изделия, расписанные в один цвет — синей надглазурной краской, наносимой кистью, с графической прорисовкой деталей. 16 самых красивых видов народного искусства России

Павлово-посадские шали

Яркие и легкие, женственные павлопосадские платки всегда модны и актуальны. Этот народный промысел появился в конце 18 века на крестьянском предприятии села Павлово, из которого впоследствии развилась платочная мануфактура. На ней производились шерстяные шали с набивным рисунком, очень популярным в то время. 16 самых красивых видов народного искусства России
Сейчас оргинальные рисунки дополняются различными элементами вроде бахромы, создаются в разных цветовых гаммах и остаются прекрасным аксессуаром практически к любому образу.

Вологодское кружево

Вологодское кружево плетется на деревянных палочках, коклюшках. Все изображения выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотняной тесьмой. Они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных элементами в виде звёздочек и розеток. 16 самых красивых видов народного искусства России
Шемогодская резная береста

Шемогодская резьба — традиционный русский народный художественный промысел резьбы по бересте. Орнаменты шемогодских резчиков называются «берестяным кружевом» и используются при изготовлении шкатулок, коробочек, чайниц, пеналов, туесов, блюд, тарелок, портсигаров. 16 самых красивых видов народного искусства России
Симметричный узор шемогодской резьбы состоит из растительных орнаментов, кругов, ромбов, овалов. В рисунок могут быть вписаны изображения птиц или зверей, архитектурные мотивы, а иногда — даже сцены гуляния в саду и чаепития.

Тульский пряник

Тульский пряник — русский деликатес. Без этих сладких и душистых изделий не проходило на Руси ни одно событие — ни веселое, ни грустное. Пряники подавали как к царскому столу, так и к крестьянскому. Традиционная форма придается прянику с помощью доски с вырезанным орнаментом. 16 самых красивых видов народного искусства России
16 самых красивых видов народного искусства России

Оренбургский пуховый платок

Платки вяжутся из натурального козьего пуха и получаются изумительно нежными, красивыми, теплыми и практичными. Ажурные платки-паутинки настолько тонкие и изящные, что их можно продеть через обручальное кольцо. Они ценятся женщинами всего мира и считаются прекрасным подарком.

Народные промыслы в современном мире

Фото женщина с изделиями ручной работы из ткани и бересты
Современные народные промыслы

Культура народных промыслов не теряет актуальности на протяжении многих веков и продолжает жить в современном мире. На сегодняшний день в России работает около 300 организаций промыслов.

Несмотря на то, что в настоящее время мы можем наблюдать различные виды народных промыслов, которые существуют до сих пор, многие элементы национальной культуры и их технологии изготовления со временем были утрачены.

На сегодняшний день для возрождения народных промыслов и поддержания традиций их изготовления уходит большое количество усилий и средств. Это позволяет не терять связь со своей культурой, с национальными традициями и помнить богатую многовековую историю своего народа.

Сейчас изделия народных промыслов представляют собой всевозможную сувенирную продукцию, выступают экспонатами разнообразных музейных выставок, а так же являются символами русского народа и русской культуры.

Источники

  • https://www.risunoc.com/2022/09/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo-2.html
  • https://FB.ru/article/162611/prikladnoe-iskusstvo—chto-eto-takoe-dekorativno-prikladnoe-tvorchestvo-i-ego-vidyi
  • https://UdmDDN.ru/articles/narodnye-promysly/
  • https://art-dot.ru/dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/
  • https://studopedia.ru/24_30369_vishivka-kak-vid-dekorativno-prikladnogo-tvorchestva.html
  • https://masteridelo.ru/remeslo/rukodelie-i-tvorchestvo/interesnye-fakty-o-dekorativno-prikladnom-iskusstve.html
  • https://fishki.net/1255416-16-samyh-krasivyh-vidov-narodnogo-iskusstva-rossii.html

[свернуть]

Читайте также: