«спаситель мира» леонардо да винчи. 5 интересных деталей картины – все о живописи
Table of Contents
Леонардо да Винчи: почти в каждом шедевре художника спрятаны загадки
Предлагаем подумать над пятью загадками, оставленными Леонардо да Винчи для будущих поколений.
«Спаситель мира» (Salvator Mundi)
Этот портрет Иисуса – самое спорное, резонансное произведение. Считается последней работой мастера, хотя многие специалисты сомневаются в причастности художника к шедевру. Обойдем споры стороной.
Просто внимательно посмотрим на портрет, будто не сомневаемся в авторстве Леонардо. Обратите внимание на прозрачный шар в руке Христа. Вроде, ничего необычного.
Обратите внимание
Тщательно присмотревшись, в шаре можно заметить крохотные вкрапления, указывающие на то, что выполнен он из чистейшего горного хрусталя. А вкрапления – частички кварца. Следовательно, шар внутри не полый.
Да Винчи, изучавший законы оптики, не мог не знать о преломлении света, вследствие которого форма предмета на границе разных сред искажается. Почему же на портрете ладонь, складки одежды Иисуса, перекрытые шаром, выглядят так, будто просвечиваются сквозь обычный плоский кусок стекла?
«Тайная вечеря»: кто Иуда?
Это не столько загадка, сколько легенда. Согласно ей, да Винчи писал образы Христа и Иуды с одного человека, с разницей в три года. Якобы подыскивая натурщика для образа Иисуса, художник нашел подходящую кандидатуру в храме: молодой мужчина пел в церковном хоре. Образ Иуды Леонардо писал последним.
Картина была уже почти завершена, а идеального лица для облика предателя все еще не было найдено. Художник не сдавался и все-таки отыскал его. Оно принадлежало жалкому пьянчужке, валявшемуся в канаве.
Когда живописец завершил портрет, позировавший бродяга сообщил, что узнал картину, ведь три года назад он позировал для нее в образе Иисуса.
«Тайная вечеря»: соль – к ссоре
Одна из интересных деталей картины – лежащая рядом с рукой Иуды опрокинутая солонка. Возможно, это зашифрованный намек на примету о рассыпавшейся соли, ведущей к ссорам и неприятностям. Тем более, на холсте запечатлен момент предсказания Христом предательства одного из апостолов.
«Портрет Изабеллы Д`Эсте»
Полотно не менее спорное, чем «Спаситель мира». Доподлинно известно, что эскиз к портрету Леонардо действительно рисовал. Но историки сомневались, писал ли он затем сам портрет. Считается, что картина была либо не завершена, либо утрачена. Лишь один источник указывал на то, что портрет был окончен.
О судьбе холста ничего не было известно более 500 лет. Лишь в 2013 г. картину случайно нашли в швейцарской частной коллекции. Исследования подтвердили: холст принадлежит кисти да Винчи, за исключением мелких деталей (например, пальмовой ветки), написанных его учениками.
Более того, женщина, изображенная на портрете, как две капли воды похожа на Мону Лизу…
«Дама с горностаем»
Новые технологии сканирования произведений искусства поразили ученых: оказывается, на картине не всегда присутствовал горностай. Под слоями краски было обнаружено как минимум две версии портрета, на одной из которых дама была без зверька, а на другой изображалось другое животное.
Что в картине «Спаситель мира» Леонардо да Винчи такого, что ее купили за 450 млн долларов?
АВТОР ВОПРОСА ОДОБРИЛ ЭТОТ ОТВЕТ
Здесь есть два аспекта. Первый касается живописных качеств этого полотна, и это вопрос к искусствоведам.
С точки зрения культуролога, защитившего диссертацию по культурологическим аспектам арт-рынка, могу сказать, что дороговизна обусловлена тем, что произведений Леонардо Да Винчи, сохранившихся до наших дней, осталось всего около двадцати. И большая часть – в музейных собраниях.Это полотно — фактически единственное, находившееся в частных руках.
Потому что музейные работы Леонардо крайне маловероятно когда-либо попадут на рынок. Такие картины даже на временные выставки вывозятся с очень большим трудом. Они фактически невыездные из-за возможного риска и сложностей, связанных с логистикой, суммой страховки.
Как именно эта работа оказалась на рынке и почему это стало возможным? В 1958 году на Sotheby's ее продали за 45 фунтов. Какое-то время авторство Да Винчи над этой работой было утрачено.
Ее относили кисти одного из его последователей или учеников. И только в середине 2000-х она была выкуплена с аукциона и после проведенной исследовательской работы было вынесено решение, что автор все же Леонардо.
Поэтому такая продажа стала возможной.
Но опять же, почему эта работа продалась за такую сумму? Потому что есть аукционный рынок и нашелся покупатель, готовый заплатить такие деньги.
Леонардо – это не только величайший мастер эпохи Возрождения, но многие столетия вообще в массовом сознании художник номер один (пока в XX веке его слегка не подвинули Ван Гог, Пикассо и Дали), ключевая фигура западноевропейской картины мира.Не могу сказать точно, кто ее купил.
Она была продана на аукционе Christie's покупателем, пожелавшим остаться неизвестным, то есть продажа была произведена по телефону через сотрудника аукциона. Что в дальнейшем он будет с ней делать? Думаю, в ближайшее время вряд ли будет на ней спекулировать.
Важно
Это бессмысленно, все равно ни один музей в мире себе не сможет позволить это приобрести, хотя многие могут надеяться получить ее рано или поздно от таинственного магната в дар или на хранение.
Цена определяется именем автора и больше ничем. Что бы ни было на картине Леонардо да Винчи, цена все равно будет сумасшедшая. Раньше было достаточно распространено мнение, что это не его картина. Но эксперты решили, что это не так.
Я не сторонник теории, что он оставлял в картинах тайные знаки. Не знаю никаких символов, хотя занимаюсь его искусством. Считаю, что все это домыслы. Я в этом совершенно уверена: никаких посланий в его живописи нет.
Есть определенные трудности в трактовке его рукописей, потому что он писал их справа-налево, и они читаются через зеркало. Там могут быть какие-то умолчания, намеки, о которых мы не знаем.
Этим занималось много поколений исследователей, и у них есть разные варианты.
На картине «Спаситель мира» обычная иконография, изображение Христа. Это не выдумано Леонардо, такого рода картины есть и у других художников.
По понятной причине внимание всех сосредоточено в настоящее время на денежной сумме, в которую оценили картину. Со своей стороны хочу обратить основное внимание на некоторые ее детали. Три воздушных пузырька внутри шара относят к научной точности, изображенного Леонардо да Винчи. В то же время, они обозначают вершины разностороннего треугольника.
Если в большем масштабе перенести их на лист бумаги и за основание треугольника принять большую сторону, то его высота с достаточной точностью поделит основание в соотношении чисел “золотой” пропорции. Таким, cкрытым от посторонних глаз способом, Леонардо да Винчи предлагает посмотреть на “золотое” сечение как на основу Мироздания.
В своей последней картине “Святой Иоанн Креститель” Леонардо да Винчи указывает на крест в пропорции “золотого” сечения, а также шифрует число 1,618… в своем завещании — в своем последнем послании к потомкам. Полотняный крест на груди изображенного на картине — солярный крест — древний символ выбора пути.
При этом — предсказанный Леонардо да Винчи путь в корне отличается от того, которого придерживаются современные теоретики Мироздания
Спаситель Мира
Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Леонардо да Винчи. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Леонардо да Винчи на натуральном холсте.
Леонардо да Винчи – итальянский ученый, изобретатель, художник, писатель.
Родился в семье нотариуса. Вскоре после рождения сына отец ушел из семьи, женившись на богатой женщине. Леонардо первые годы своей жизни воспитывался матерью, простой крестьянкой, затем отец взял мальчика к себе. Когда Леонардо исполнилось 13 лет, мачеха умерла. Отец еще раз женился, и опять стал вдовцом.
Сына он хотел видеть продолжателем своего дела, но в Леонардо в юношеском возрасте ярко проявился талант художника, и отец все-таки отправляет его во Флоренцию в мастерскую Андреа Вероккьо.
Помимо занятий скульптурой, рисованием, моделированием, Леонардо осваивает гуманитарные науки, химию, черчение, металлургию.
Совет
В 20 лет Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера, присвоенную ему Гильдией Святого Луки. Его учитель Андреа дель Верроккьо доверяет талантливому ученику принимать участие в его работах, позволяет принимать заказы на картины.
Следующий период жизни Леонардо характеризуется увлечением им образом Мадонны.
В 1481 году по заказу монастыря Сан Донато а Скопето Леонардо начинает работу над картиной «Поклонение волхвов». Внезапно прервав работу (Леонардо был склонен бросать работу недоделанной), художник уезжает из Флоренции. Причиной отъезда стало неблагосклонное отношение к нему семейства Медичи, которое было тогда у власти.
Леонардо отправляется в Милан ко двору Сфорца. Там он играет на лютне, становится известен как изобретатель оружия.
В Милане Леонардо приступает к созданию «Трактата о живописи». Эта работа длилась до самой смерти гения.
В 1483 году получает заказ на роспись алтаря от францисканского братства Непорочного зачатия. В течение трех лет выполняет его. Интересен тот факт, что по поводу оплаты ему пришлось обратиться в суд, судебное разбирательство длилось 25 лет.
Леонардо получает заказы от Сфорца: став придворным художником, пишет портреты.
Да Винчи изобретает прокатный стан, машину для производства напильников, станок для выделки сукна.Также в этот период Леонардо создает эскизы храмов, принимает участие в возведении Миланского собора. Им была разработана городская канализационная система, проведены мелиорационные работы.
С 1495 по 1498 год Леонардо работает над «Тайной вечерей».
После утраты Сфорцем власти в 1499 году Леонардо возвращается во Флоренцию.
В 1502 году Леонардо становится архитектором и главным инженером на службе у Чезаре Борджиа. В этот период да Винчи проектирует каналы для осушения болот, создает военные карты.
В 1503 году начинается работа над портретом Моны Лизы.
Следующее десятилетие Леонардо мало пишет, стараясь отдавать больше времени анатомии, математике и механике.
Обратите внимание
В 1513 году Леонардо переезжает в Рим под покровительством Джулиано Медичи. Здесь в течение трех лет он изучает изготовление зеркал, математику, исследует человеческий голос и создает новые рецептуры красок.
В 1517 году, после смерти Медичи, Леонардо становится придворным художником в Париже. Здесь он работает над мелиорацией, гидрографией и очень часто общается с королем Франциском I.
В возрасте 67 лет Леонардо да Винчи умер. Его тело было погребено в церкви Сен Флоран-тен, но могила в ходе многолетних войн была утрачена.
Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Леонардо да Винчи не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.
Поддельная картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира”, ПРОДАНА за $450 312 500
Автор – Alexandra-Victoria. Это цитата этого сообщения
Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира”, ПРОДАНА за $450 312 500 и стала самым дорогим в мировой истории произведением искусства.
ОТ МЕНЯ ЛИЧНО, НЕ ОТ АВТОРА ПОСТА!
ПОЧЕМУ ВЛАДЕЛЬЦУ НЕ ПОВЕЗЛО И ПОЧЕМУ ЭТУ КАРТИНУ РЕШИЛИ ПРОДАТЬ, СПРАШИВАЙТЕ В ЛИЧКУ! БАРЫГА, ЧТО КУПИЛ-ИДИОТ! С ЧЕМ ЕГО ДУРАКА И ПОЗДРАВЛЯЮ!
ЗАХОЧЕТ МНЕНИЕ, ПУСТЬ САМ СПРАШИВАЕТ, ПОЧЕМУ ЭТОЙ КАРТИНЫ В ПРИРОДЕ НЕТ И НЕ ДОЛЖНО БЫЛО БЫТЬ!
«Спаситель мира» — картина Леонардо Да Винчи, которая долгое время считалась утраченной. Её заказчиком обычно называют короля Франции Людовика XII. Несколько эскизов хранятся в Виндзорском замке. Сохранилось порядка 20 работ леонардесков на этот сюжет. Не исключено, что одна из них и есть сильно испорченный оригинал Леонардо, законченный кем-то из его мастерской. Парижская версия На протяжении десятилетий маркиз де Гане пытался убедить музейное сообщество в первичности того «Спасителя», который украшал его особняк в Париже. По версии де Гане, один из прежних владельцев картины, барон де Ларанти, приобрёл её в XIX веке из монастыря в Нанте, куда завещала передать работу вдова Людовика XII. В 1982 г. картина участвовала в выставке работ мастера в его родном городе Винчи; эту выставку курировал Карло Перетти, опытный специалист по атрибуции леонардесков. Несмотря на все усилия, маркизу не удалось доказать принадлежность парижского «Спасителя» кисти Леонардо. В большинстве современных каталогов он приписывается Франческо Мельци или Марко д’Оджоно. В 1999 г. картина была продана на аукционе «Сотбис» за $332 000.
Нью-йоркская версия Известна также гравюра середины XVII века, выполненная Вацлавом Холларом, вероятно, по заказу английской королевы Генриетты Марии. Если гравюра сделана с оригинала Леонардо, то можно сделать вывод, что в то время картина принадлежала Стюартам. Возможно, именно эта работа поступила в 1688 г. в собрание герцога Бекингема. Во всяком случае, в 1763 г. его потомки продали её на аукционе как работу Леонардо, после чего след картины затерялся. В конце 2011 г. Лондонская Национальная галерея объявила о том, что на предстоящей выставке работ Леонардо вместе с его достоверными произведениями миланского периода, привезёнными в Лондон со всей Европы, будет выставлен и «Спаситель мира» из частной коллекции в Нью-Йорке[3]. В 1900 г. его приобрёл как работу миланской школы один из богатейших людей викторианской Англии, баронет Фредерик Кук, владелец роскошного дворца Монсеррат в Синтре. В его доме висели работы Филиппо Липпи, фра Анджелико, Хуберта ван Эйка, Диего Веласкеса и Рембрандта. Репродукция из каталога коллекции Кука, 1913. Картина до реставрации. (слева) «Спаситель мира» из коллекции Кука был искажён позднейшими записями и исправлениями: в эпоху Контрреформации к безбородому и до странного женственному лицу Спасителя пририсовали традиционные усы и бородку. В таком виде атрибутировать картину было настолько затруднительно, что в 1958 г. наследники Кука смогли реализовать её на аукционе «Сотбис» только за 45 фунтов. В 2004 году на неназванном аукционе эта работа была приобретена Робертом Саймоном, специалистом по старым мастерам, и группой арт-дилеров. Затем произведение было отправлено на реставрацию, в ходе которой его удалось расчистить от записей[5]. Детали реставрации не раскрываются. После этого «Спаситель» проходил экспертизу в нескольких музеях Европы и США, причём только лондонский после консультаций с крупнейшими экспертами согласился признать авторство Леонардо. Обращается внимание на высокое мастерство исполнения стеклянной державы и как бы светящейся длани Христа, воздушную лёгкость голубых одеяний, использование сфумато, сходство рисунка с эскизами из Виндзорского замка и полное соответствие пигментов нью-йоркского «Спасителя» и лондонской «Мадонны в скалах». Хотя Карло Перетти и оспаривает атрибуцию этой картины Леонардо, рыночная стоимость нью-йоркского «Спасителя» оценивалась летом 2011 г. в $200 млн. В 2012 г. попытку приобрести картину предпринял Музей искусств Далласа. Год спустя за 79 млн долларов полотно купил российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев. 11 октября 2017 года было объявлено, что картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» 15 ноября будет выставлена на торгах Christie's в Нью-Йорке. Стартовая цена лота приблизительно оценивается в 100 млн долларов. Дмитрий Рыболовлев выставил на аукцион принадлежащую ему работу Леонардо да Винчи «Спаситель мира». Торги пройдут 15 ноября, сообщил во вторник нью-йоркский аукционный дом Christie’s. Картина оценивается в $100 млн. В Christie’s не называли продавца картины. То, что полотно продает семейный траст Рыболовлева, подтвердил The Wall Street Journal представитель российского миллиардера – в прошлом владельца «Уралкалия», а ныне владельца футбольного клуба Monaco. На полотне «Спаситель мира» изображен Иисус Христос в синих одеждах, в левой руке он держит стеклянный шар, правая поднята в знаке благословения. Картина датируется около 1500 г. В отличие от остальных сохранившихся до наших дней работ Леонардо (их менее 20), «Спаситель мира» находится в частной, а не музейной коллекции. В середине XVII в. картиной владел английский король Карл I, хотя есть свидетельства того, что изначально она была написана для французского королевского двора, рассказал Financial Times старший специалист по полотнам старых мастеров Christie’s Алан Уинтермьют. Затем на протяжении нескольких столетий картиной владели разные европейские монархи. Долгое время она считалась утраченной. А в 1958 г. была продана на аукционе всего за 45 фунтов (тогда около $125) как одна из работ «школы да Винчи». Об авторстве самого Леонардо стало известно только в середине 2000-х гг. В 2005 г. в ходе реставрации полотно освободили от слоев краски, наложенных поверх оригинального изображения. Таким образом, «Спаситель мира» стал последней обнаруженной картиной да Винчи после «Мадонны Бенуа», найденной в начале прошлого века. Специалисты Christie’s называют картину да Винчи «святым Граалем», ее обнаружение – «большее событие, чем открытие новой планеты», говорит Лоик Гоузер, сопредседатель отдела послевоенного и современного искусства Christie’s. Публика впервые увидела полотно в 2011 г. на выставке работ да Винчи в лондонском музее National Gallery. В дальнейшем «Спаситель мира» стал одним из предметов спора между швейцарским арт-дилером Ивом Бувье и Рыболовлевым, его бывшим клиентом. Спустя два года после выставки в National Gallery при посредничестве Sotheby’s картина была продана Бувье за $80 млн, а тот перепродал ее Рыболовлеву за $127,5 млн. Эта надбавка к цене впоследствии стала поводом для иска, который российский миллиардер подал, обвинив Бувье в мошенничестве. Судебные разбирательства продолжаются, но права семьи Рыболовлевых на картину не оспариваются. Миллиардер надеется, что «предстоящий аукцион наконец положит конец этой очень болезненной истории», заявил его представитель Брайан Кателл. Дмитрий Рыболовлев, владелец клуба Monaco, может стать персона нон грата в княжестве Картина оценена ниже, чем Рыболовлев заплатил за нее в 2013 г. Адвокат Бувье Рон Соффер сомневается, что российский миллиардер нуждается в деньгах от ее продажи. «Если он продает полотно Леонардо да Винчи только для того, чтобы заработать очки в этом деле, можно только развести руками», – заявил он WSJ. Рыболовлев увидел в публикациях о «монакогейте» попытки повлиять на правосудие Если «Спаситель мира» будет продан дороже предварительной оценки, то станет второй картиной, проданной в Нью-Йорке в этом году более чем за $100 млн. В мае на Sotheby’s более чем за $110 млн продали безымянную работу Жана Мишеля Баския. 15 ноября 2017 года картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» продана на аукционе Christie's в Нью-Йорке за $400 млн. + комиссия аукциона $50 312 500 итого $450 312 500$. После продажи картина «Спаситель мира» стала самым дорогим в мировой истории произведением искусства. Но как он сравнивается с некоторыми из самых ценных картин? Посмотрите ниже, чтобы узнать… ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ! Обмен (Interchange) Виллем де Кунинг 1955, 200.7×175.3 см Номер 17А Джексон Поллок 1948 Как сообщает Bloomberg, осенью минувшего года известный миллиардер, коллекционер и меценат Кен Гриффин установил абсолютный максимум суммы частной сделки по продаже произведений искусства. Гриффин приобрел у голливудского магната Дэвида Геффена, чья коллекция до заключения данной сделки оценивалась в 2,3 миллиарда долларов, картины классиков абстрактного экспрессионизма Виллема де Кунинга «Interchange (Обмен)» и Джексона Поллока «Номер 17А», уплатив за них 300 и 200 миллионов долларов. Таким образом, «Обмен» Куннинга разделил пальму первенства с картиной Поля Гогена Nafea Faa Ipoipo («Когда свадьба?»), проданной в 2015 году за аналогичную сумму 300 миллионов долларов Музейному управлению Катара.
Серия сообщений “ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ”: ИНФОРМАЦИЯ К РАЗМЫШЛЕНИЮ Часть 1 – Советская Россия – это пирог, который надо со знанием дела разделить и скушать.
Часть 2 – Документальный фильм С. Говорухина – “Россия, которую мы потеряли.” …
Часть 38 – Информация к размышлению… Почему нельзя мыть посуду в гостях?
Часть 39 – Информация к размышлению… Д/Ф “Оболганный Государь” и Другая “Матильда”. Об уроках шулерства от режиссера А. Учителя…
Часть 40 – Картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира”, ПРОДАНА за $450 312 500 и стала самым дорогим в мировой истории произведением искусства.
Серия сообщений “КЛАДЫ и ПОИСКИ”:
Часть 1 – Древнерусские нательные кресты XI-XIII веков
Часть 2 – Пермский звериный стиль в произведениях шаманской ритуальной пластики …
Часть 47 – Необходимо для разведчика
Часть 48 – Новые поиски «Черного принца»Часть 49 – Поддельная картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира”, ПРОДАНА за $450 312 500
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Поддельную картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» купили за рекордные $450 млн
Сегодня побит рекорд торгов, за картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» неизвестный заплатил почти полмиллиарда долларов. Рисунок – откровенное «фуфло». И на этом фоне естественно возникает вопрос: почему за этот шедевр, к тому же, возможно, ещё и поддельный, отдали столько реальных денег?
Главное, что картина является подделкой. И это следует из исторического контекста её «написания».
О причинах покупки картины за столь высокую цену и о том, что именно означает эта картина, смотрите в видео:
Сначала немного рабочей информации – для любителей считать чужие деньги. По информации The New York Times, картину продавал трастовый фонд российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева, который в 2013 году приобрел ее за $127,5 млн.
А теперь картину кисти Леонардо да Винчи «Salvator Mundi» на аукционе Christie's в Нью-Йорке купили за $450,3 млн. Имя нового обладателя шедевра Леонардо да Винчи не разглашается.
Поддельную картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» купили рекордные $450 млн
Так вот что изображено на картине? «Salvator Mundi» вовсе не переводится как «Спаситель мира». Это, скажем так, бестактно вольный перевод.
Правильный перевод такой. «Salvator» переводится как «ваза, сосуд, салатница, чаша» и т.д. Это обозначение сосуда, в который помещён Мир. «Salvator» – это образ религиозного ковчега. Однокоренным слову «Salvator» является «шаланда», «солонка», «салон», «зала» и т.д.
Важно
Слово «Mundi» тоже означает вовсе не Мир (сами видите, корень не тот). Вот несколько однокоренных слов: иврит ~ манъоль – «замок»; квенья mundo – «бык» (скорее, двурогий); эст. muna, muhk – «шишка»; каталан. munt, исп. montón – «куча»;
лат. mundus – «чистый».
Смысл слова «Mundi» в том, что оно обозначает мифологическую гору Мир (в индийской традиции – Меру). Именно гору под названием «Мир», а не сам мир как таковой. За пределами этой горы ещё находится огромное количество земель и территорий, которые тоже включаются в обобщающее понятие «мир».
Полностью перевод словосочетания «Salvator Mundi» означает «Ковчег у Горы». Это наиболее традиционный образ всех мифологий мира, а также религий. Наиболее древнее изображение такого ковчега у такой горы – это созвездие Южного неба Корма. Она – остаток от того самого ковчега, на котором древний, ещё добиблейский, мессия переправился с Северного неба в Южное.
Христианство, как религия, построено на языческих мифах и русских волшебных сказках. Состоялось это знаменательное событие – изобретение христианства – в 19-м веке. Авторы – масоны. Первая библия вышла в самом конце 19-го века. Второе её издание – в конце 20-го века.
Основа сюжета об Иисусе Христе изложена в русской сказке «По Щучьему велению». В ней царь запечатывает мать и дитя в бочку (ковчег) и бросает её в море. Этот ковчег, с женщиной и мужчиной на борту, причаливает к волшебному острову Буяну. Такой же сюжет повторил в своей сказке Александр Пушкин «Сказка о царе Салтане».
Имя Салтан и использовано в слове «Salvator».
Как я сказал в своём видео, Иисус Христос – это именно тот ковчег, в котором одновременно содержится и женская часть, и мужская. Поэтому и на картине Леонардо да Винчи верхняя, мужская часть картины – это лицо мужчины, а нижняя, женская – грудь и тело женщины.
Леонардо изобразил Иисуса Христа в качестве единого ковчега, несущего женские и мужские половые признаки. Из этой веры, кстати, происходит европейская болезнь общества, где поражением головного мозга верующих плодятся геи и лесбиянки. Это психическая религиозная болезнь.
И ещё одна деталь. Имя «Иисус Христос» переводится как «Женщина Мужчина», или в русской традиции – «Яга Велес», в английской – имя «ГенРих», в тотальной традиции «Америка Русь», в географической – «Антарктика Арктика» и т.д. Все переводы равнозначны: низ – женский, верх – мужской.
На картине Леонардо да Винчи Иисус Христос держит сферическую модель Земли. Она исполнена в виде стеклянного шара. Почему стеклянного? Это сделано для того, чтобы показать, что изображённая модель земли – сферическая, и она имеет не только круг в передней плоскости, но и сферическую глубину.
Совет
Что говорят по этому поводу специалисты? Они говорят, что этот шедевр из королевской коллекции. Здесь множество подробностей. Которые, однако, может сочинить любой. Вот эти душещипательные подробности:
«Как отметил эксперт по творчеству Леонардо да Винчи Люк Сэйсон, картина, возможно, была написана для французского королевского дома и попала в Англию после женитьбы Карла I на французской принцессе Генриетте Марии в 1625 году. Тогда же мастер Вацлав Холлар, видимо, по приказу королевы сделал с полотна гравюру.
Картина числилась в реестре королевской коллекции, составленном через год после казни Карла I в 1649 году, затем была продана на аукционе в 1651 году и к 1666 году вернулась в королевскую коллекцию при Карле II. По некоторым данным, она находилась в личном кабинете короля. После 1763 года следы картины теряются, пока ее не приобрели в 1900 году в сильно поврежденном виде для частной коллекции.
В 2007 году картина была отреставрирована в Институте изящных искусств Нью-Йоркского университета. На следующий год группа международно признанных экспертов по творчеству Леонардо да Винчи изучала полотно в Национальной галерее в Лондоне и сравнивала манеру письма с другой известной работой мастера “Мадонна в скалах”.
По мнению одной группы экспертов, “Спаситель мира” относится к концу миланского периода творчества Леонардо да Винчи в 1490-х годах, когда мастер писал знаменитую “Тайную вечерю”. Другая группа экспертов считает, что картина написана несколько позднее, в 1500-х годах, во флорентийский период творчества Леонардо да Винчи», http://tass.ru/kultura/4733122…
Леонардо да Винчи родился в 1452 году и умер в 1519 году. Первая работа о гелиоцентрической системе была опубликована Николаем Коперником только в 1543 году опубликовал свою работу о гелиоцентрической системе – «О вращении небесных сфер». После этого потребовалось ещё несколько десятилетий и столетий, прежде чем Земля в представлении учёных приняла сферическую форму.
Поддельную картину Леонардо да Винчи «Спаситель мира» купили рекордные $450 млн
Даже сам Николай Коперник изображён в таком же ракурсе, как и персонаж на дорогущей картине. Но Коперник держит в своей левой руке плоскую модель Мира, а Иисус Христос – сферическую. Вывернув ход времени наизнанку.
Что же касается вселенной вообще, то она и в наши дни является плоским кругом, а вовсе не сферой.
Таким образом, Леонардо да Винчи не мог изобразить то, о чём в его время никто ничего не знал. Конечно, заманчиво обманываться гением и провидением. Но факт есть факт. Сферическая Земля стала традиционной только в 18 – 19 веках.
Обратите внимание
К этому времени и следует отнести дату написания картины «Salvator Mundi», то есть «Ковчег у Горы» – это полотно 17 – 19 веков. И, естественно, подделка.
Андрей Тюняев, главный редактор газеты «Президент»
http://www.prezidentpress.ru/n…
+++
—————————————————————
Почившая Елизавета II: «Великобритания не имела ядерного оружия»!
https://cont.ws/@rastenie/7703…
- История
- Альтернативная история
- Исторические персоны
- Тайны и Мифы
Леонардо да Винчи Спаситель Мира (Сальватор Мунди): Описание произведения
Вечер 15 ноября 2017 года ознаменовался сенсацией в художественных кругах: картина «Спаситель Мира» или «Сальватор Мунди», уверенно приписанная Леонардо да Винчи, стала самым дорогим на планете произведением живописи. На аукционе Christie’s в Нью-Йорке неизвестный покупатель выложил за него немыслимую сумму – 450,3 млн долларов.
Это стало логичным завершением 11-летней эпопеи с переоткрытием, исследованием, реставрацией и перепродажей панели – истории более увлекательной, чем любой триллер.
Изображение Христа соотносится со стихом из Евангелия: «И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру» (Иоанна 4:14). Иисус с каштановыми локонами пристально смотрит на зрителя.
В его левой руке покоится хрустальная сфера, а правая поднята в благословляющем жесте. По словам профессора Мартина Кемпа из Оксфорда, «Спаситель буквально держит на ладони благополучие мира и его обитателей». При этом Леонардо однозначно представляет Искупителя не божеством, а человеком – что крайне необычно для того времени – без короны или нимба.
Шар – символ властителя и одновременно эмблема самого мира. Он сделан из горного хрусталя, чистейшей разновидности кварца, на что указывают крошечные крапинки и включения, которые кропотливо воспроизвёл да Винчи. В эпоху Возрождения было широко распространено поверье, что этот минерал обладает огромными магическими силами.
Его кристаллы устанавливались в реликвариях времён Средневековья. Таким образом, сам материал и совершенство непрерывной формы наделяют сферу чудесными свойствами. Точно известно, что «Спаситель Мира» принадлежал королю Карлу I Английскому (1600 – 1649). Запись о картине содержится в реестре королевской коллекции, составленной через год после казни монарха.
В период с 1763-го по 1900 годы о панели ничего не известно. За это время её происхождение, авторство Леонардо и «королевское» прошлое были полностью забыты. На заре XIX века работу приобрёл Фрэнсис Кук, посчитав её произведением живописца Бернардино Луини, последователя да Винчи.
К этому времени Христу дописали более густую бороду, а его лицо и волосы были настолько перекрашены, что образ изменился практически до неузнаваемости.
Впоследствии коллекция Кука рассеялась, и в 1958 году «Спаситель Мира» был продан с молотка всего лишь за 45 фунтов стерлингов (60 долларов США в ценах 2017 года).
Далее панель вновь исчезла почти на полвека и появилась только в 2005 году на региональном американском аукционе уже безо всякой атрибуции.
Новые владельцы шедевра проявили заботу и внимание, заказав его реставрацию доктору Диане Модестини из Института изящных искусств Нью-йоркского университета.
Важно
Она обнаружила, что первые вмешательства в изображение датируются ещё 1600-ми годами. За время существования картины оригинальный чёрный фон был заменён зелёным, а позже — грязно-коричневым. Перед продажей в 2005 году кто-то – возможно, владелец или местный любитель – нанёс на поверхность новый слой лака, «клейкий и неровный, с грубой подкраской».
В процессе реставрации доктор Модестини заподозрила, что работает с произведением Леонардо да Винчи. «Я шла домой и думала, что сошла с ума. У меня дрожали руки», – вспоминала учёный.
По мере того, как её уверенность крепла, было решено показать картину группе международных экспертов по Леонардо.
Панель тщательно и по нескольку раз изучали искусствоведы, кураторы и реставраторы из институтов Флоренции и Милана, национальных галерей в Вашингтоне и Лондоне, из Оксфордского университета, Метрополитен-музея и университета Лестера.
Они единодушно пришли к выводу, что перед ними – творение величайшего художника в истории, но разошлись во мнениях по поводу даты создания.
Большинство учёных отнесли картину к концу проживания Леонардо в Милане (поздние 1490-е годы), когда он писал «Тайную вечерю». Другие же посчитали, что «Спаситель Мира» появился несколько позже, уже во Флоренции, куда мастер переехал в 1500 году, а, значит, относится к периоду «Моны Лизы».
В 2011 году «Спаситель Мира» впервые был показан публике на выставке «Леонардо да Винчи. Художник при дворе Милана» в Национальной галерее в Лондоне. Тем самым был признан его статус как одной из всего двух десятков известных нам живописных работ мастера Ренессанса.
Открытия подобного уровня не случались с начала XX века, когда вновь была обретена панель Леонардо «Мадонна Бенуа» («Мадонна с цветком»), ныне принадлежащая Государственному Эрмитажу.
Казалось бы, владельцы «мужской Моны Лизы», потратившие столько времени, денег и усилий на реставрацию и идентификацию, должны дорожить своим сокровищем.
Совет
Помимо прочего, это единственная живописная работа самого знаменитого на планете художника, остающаяся в частной коллекции. Однако в 2013 году «Спаситель Мира» вновь оказался на аукционном подиуме. Тогда его купил за 80 млн долларов швейцарский арт-дилер Ив Бувье и через несколько дней перепродал российскому магнату Дмитрию Рыболовлеву уже за 127,5 миллиона.
Спустя несколько лет миллиардер заподозрил арт-дилера в мошенничестве при сделках с произведениями искусства и подал в суд. «Сальватор Мунди» стал одним из камней преткновения в юридических сражениях. Бувье все обвинения отметает.
Рыболовлев снова решил продать картину. Её беспрецедентная история и грамотный маркетинг аукционного дома Christie’s создали ажиотаж на рынке. В результате «Спаситель Мира» возглавил два списка самых дорогих картин на планете – как проданных на публичных торгах, так и в закрытых сделках. Его стоимость в 2,5 раза превысила предыдущий рекорд «Алжирских женщин (версия О)» Пабло Пикассо (174,9 млн долларов на распродаже в 2015 году), и в полтора раза – «Обмена (Interchange)» Виллема де Кунинга (300 млн долларов в частной продаже в том же 2015-м).
«Спаситель мира»
Несколько месяцев назад, 15 ноября 2017 года, на аукционе «Сотбис» за рекордную сумму в 450 миллионов долларов была продана знаменитая картина Леонардо да Винчи «Спаситель мира» (SalvatorMundi). На аукцион картину выставил ее последний владелец российский миллиардер Дмитрий Рыболовлев.
Казалось бы, какое нам дело до того, что один богатый человек покупает картину у другого богатого человека? Но перед нами не обычная картина, а последнее обнаруженное творение величайшего живописца эпохи Возрождения. И на ней изображен Христос, каким его представлял себе гениальный художник Леонардо да Винчи.
Именно поэтому «Прихожанин» решил рассказать своим читателем историю этой картины.
«Спаситель мира». Картина Леонардо да Винчи |
Кто не слышал имени гениального Леонардо да Винчи?! При его упоминании почти любой человек вспомнит величайшие творения художника – «Джоконду» («Мону Лизу») и «Тайную вечерю».
Другие напомнят, что Леонардо, на многие века опередив инженерную мысль, изобрел танк, вертолет и пулемет, автомобиль, скафандр и парашют, велосипед, прожектор, телескоп и спасательный круг.
В дошедших до нас дневниковых записях Леонардо эссе по искусству соседствуют с анатомическими зарисовками, а чертежи изобретений – с исследованиями в области геологии, гидравлики, геометрии, архитектуры, философии, оптики…
К слову сказать, да Винчи – ненастоящая фамилия великого итальянца, ибо будущий гений – незаконнорожденное дитя 25-летнего нотариуса Пьеро и крестьянки Катерины. И полное имя художника в переводе звучит так: «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи». Винчи – всего лишь маленький городок близ Флоренции, но это название теперь прославлено в веках, благодаря гениальному живописцу и изобретателю.
На сегодняшний день нам известно лишь о 19 шедеврах Леонардо да Винчи. Почти все они принадлежат музеям и институтам. Картина «Спаситель мира» долгое время считалась утерянной. Ее обнаружили лишь в 2011 году и находку сразу же окрестили «самым большим открытием XXI века» и «мужской Моной Лизой».
…Творчество гениальных людей – лишнее свидетельство проявления Божией воли. Господь направляет руку гения, помогая создавать грандиозные шедевры и совершать великие открытия. А то, что Леонардо был гением, признавали (что случается весьма редко) даже его современники.
Гениальный живописец и изобретатель Леонардо да Винчи |
Известна, к примеру, такая история. Отец Леонардо, тот самый нотариус Пьеро да Винчи, отдал сына учиться живописи в мастерскую знаменитого флорентийского живописца и скульптора того времени Андреа Верроккьо.
Там юный Леонардо познавал не только рисование, скульптуру и моделирование, но изучал также черчение и химию, металлургию и работу с металлом, гипсом и кожей…
Однажды Верроккьо получил заказ – написать картину «Крещение Христа».
Сам художник взялся за образы Спасителя и Иоанна Крестителя, а ученикам дал задание нарисовать Ангелов – обычная практика того времени, когда великие живописцы поручали своим ученикам дорисовывать малозначимые части своих полотен. На долю Леонардо выпало написать Ангела в самой левой нижней части картины.
Обратите внимание
Когда Андреа Верроккьо увидел Ангела, созданного юным Леонардо, он был так поражен его мастерством, что забросил кисти и никогда больше в жизни не возвращался к живописи.
Картина Андреа Верроккьо «Крещение Христа». Ангел в левом нижнем углу – творение Леонардо да Винчи |
…Считается, что картину «Спаситель мира» Леонардо да Винчи написал, приблизительно, в 1500–1506 годах по заказу французского короля Людовика XII. Как раз в то время в ходе итальянской военной кампании французский король захватил Миланское герцогство и взял под контроль Геную.
Узнав, что, помимо Милана, ему достался и гениальный живописец, чьими картинами «Дама с горностаем», «Мадонна Литта» и фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие восхищается вся Европа, король поручил художнику нарисовать образ Спасителя.
И Леонардо взялся за кисть.
В годы написания своего шедевра он сначала уезжает во Флоренцию, подальше от бесчинств, устроенных французскими солдатами в захваченном Милане, но позже по требованию Людовика XII возвращается в город, где продолжает работать над образом Христа.
Увидев законченную картину, восхищенный король по достоинству оценил творение гениального живописца и забрал шедевр с собой в Париж. Почти 100 лет картина «Спаситель мира» хранилась в личной коллекции королевского семейства во Франции.
Но когда в 1625 году младшая дочь французского короля Генриха IV Генриетта Мария выходила замуж за английского короля Карла I, творение гениального итальянца отправилось в качестве приданого Генриетты в Лондон.
Там картина и находилась в личных покоях Генриетты в доме королевы в Гринвиче до 1649 года, когда в результате гражданской войны английский король Карл I был казнен, а полотно да Винчи, оцененное в 30 фунтов стерлингов, было отдано за долги каменщику Джону Стоуну.
Впрочем, ненадолго: в 1660 году английская монархия была восстановлена, и картина вернулась в покои нового английского короля Карла II.
На протяжении еще 100 лет творение Леонардо да Винчи как величайшая художественная жемчужина передавалось от одного английского короля другому, пока в 1763 году картина таинственным образом вдруг не исчезла из королевской сокровищницы.
…И так же таинственным образом появилась вновь: в 1900 году ее обнаружил в какой-то частной коллекции и приобрел для себя знаменитый английский коллекционер Фрэнсис Кук, владелец знаменитой компании «Кук и сыновья». Впрочем, ни он сам, ни последующие владельцы не знали, что держат в руках последний шедевр великого да Винчи.
Важно
Кук полагал, что это произведение малоизвестного художника эпохи Ренессанса Бернардино Луини.
Вы спросите: «Почему?» Дело в том, что за прошедшие столетия образ Спасителя был сильно испорчен различными записями и наслоениями. В эпоху Контрреформации лику Христа какой-то горе-художник пририсовал усы и бороду.
Поэтому, приобретая картину за 30 фунтов стерлингов, Фрэнсис Кук никак не думал, что это произведение кисти великого итальянца.
Внук знаменитого английского коллекционера, которого также звали Фрэнсисом Куком, решил, что эту картину написал другой итальянский художник – Джованни Больтраффио, и преспокойно продал ее в 1958 году за каких-то 45 фунтов стерлингов (60 долларов).
Возможно, имя истинного автора «Спасителя мира» еще долгое время оставалось бы скрытым от нас, если бы в 2005 году картину не приобрела некая группа арт-дилеров. Всего-то за 10 тысяч долларов и то только ради перепродажи на каком-то мелком американском аукционе.
Вот тогда входивший в эту арт-группу специалист по старым мастерам Роберт Саймон первым заподозрил, что перед ним творение не учеников Леонардо, а шедевр самого гениального живописца.
Саймон уговорил других членов арт-группы не выставлять картину на аукцион, а попытаться ее реставрировать.
Шесть лет кропотливого труда лучших реставраторов мира. Специалисты сняли все наслоения, удалили чужие мазки, отчистили картину и восстановили деревянную панель. Вот как об этом говорят эксперты и реставраторы, работавшие с шедевром Леонардо.
«Мои руки дрожали, – вспоминала реставратор Диана Модестини, рассказывая о том, как снимала верхние чужие слои краски с панели. – Я шла домой и думала, уж не сошла ли я с ума». А вот слова эксперта в области мастеров Ренессанса Мартина Кемпа: «Нам было очевидно, что это тот же художник, что создал Мону Лизу.
Совет
Вы смотрите на картину и видите сверхъестественный вихрь: волосы движутся как живые, как вода. Так писал волосы только Леонардо».
И наконец официальное признание.
В 2011 году на выставке в одном из самых авторитетных музеев мира – Национальной галерее Лондона – был представлен 19-й шедевр кисти Леонардо да Винчи картина «Спаситель мира».
Деревянная панель из древесины грецкого ореха размером 66 х 47 см с образом Христа, держащего в левой руке хрустальный шар, а правой благословляющего людей.
«Спаситель мира» |
Есть несколько признаков, которые помогли экспертам установить подлинность творения да Винчи. Первое – так называемый прием сфумато, который Леонардо сам и изобрел. Как заметил в свое время великий живописец, в реальной жизни нет абсолютно четких линий – они плавные.
А раз так, то их не должно быть и в живописи. Леонардо разработал особый прием, позволяющий растушевывать линии и создавать мягкий переход от света к тени, тем самым делая лица объемными и живыми, а картины наполненными воздухом.
Этот же прием художник использовал и при создании знаменитой «Моны Лизы».
И в том случае, и в картине «Спаситель мира» Леонардо для достижения телесного эффекта положил, как считают эксперты, пять тончайших невидимых глазу слоев краски (известно, что лишь Леонардо да Винчи умел наносить слои краски толщиной всего в пару микрон).
«Спаситель мира» и «Джоконда» («Мона Лиза»). В обоих случаях художник использовал прием сфумато |
В «Спасителе мира» художник использует прием сфумато не везде, а лишь при передаче образа Христа, как бы желая чуть отдалить Его от зрителя.
Это особенно четко видно по контрасту с прорисовкой рук, тканей его одеяний и особенно прозрачного шара в левой руке Спасителя.
Дополнительным аргументом, убедившим экспертов в подлинности шедевра Леонардо, стал анализ красок: в «Спасителе мира» они оказались идентичны краскам, которые да Винчи использовал при написании своей картины «Мадонна в скалах».
И наконец четкость письма. Будучи блестящим анатомом, Леонардо да Винчи невероятно четко прорисовывал руки и части одежды. Кстати, эти детали в «Спасителе мира» совпадают с набросками да Винчи, которые хранятся в Виндзорском замке.
Леонардо очень четко прорисовывал детали, которые хотел подчеркнуть: руки, одежду |
Отдельно надо сказать о шаре в левой руке Спасителя. Ни одному художнику эпохи Возрождения, кроме Леонардо да Винчи, было не под силу написать столь абсолютно реальный и прозрачный хрустальный шар.
Как считают эксперты, этот шар в руке Христа символизирует планету Земля или Вселенную в руке Бога. Впрочем, есть предположение, что Спаситель держит в руке каплю воды, которая составляет основу всего живого на Земле.
Хрустальный шар в руке Спасителя символизирует Землю, или Вселенную, или каплю воды |
* * *
После того как картина Леонардо да Винчи получила всеобщее признание среди специалистов, ее рыночная цена подскочила аж до 200 миллионов долларов! Но к тому времени она уже находилась в частной коллекции швейцарского предпринимателя и арт-дилера Ива Бувье, который успел приобрести «Спасителя мира» за 80 миллионов, а после перепродал ее российскому олигарху Дмитрию Рыболовлеву за 127,5 миллионов.
Известно, что в свое время Рыболовлев и Бувье сдружились на почве любви к искусству. Рыболовлев стремился собрать у себя самую лучшую в мире коллекцию картин, и Бувье на протяжении 12 лет активно ему в этом помогал. Но потом, как говорится, между ними пробежала кошка: Дмитрий Рыболовлев узнал, что Ив Бювье не только сильно наживается, продавая ему картины мастеров по завышенной ставке, но даже не брезгует продажей украденных полотен. Так, большой скандал в мире искусства вызвал факт продажи Бювье Рыболовлеву пары украденных полотен Пикассо.
Но вернемся к началу нашей истории. Итак, бывший владелец «Уралкалия» и нынешний хозяин Банка Кипра олигарх Дмитрий Рыболовлев не пошел по стопам великого мецената Павла Третьякова и не оставил картину Леонардо да Винчи в России, а выставил ее на продажу. Обратите внимание
Картина «Спаситель мира» побила все аукционные рекорды. Новым покупателем шедевра Леонардо стал наследный принц Саудовской Аравии Бадр бин Абдула бин Мохаммед Аль Фархан. И теперь 19-я картина великого гения Ренессанса Леонардо да Винчи, изображающая благословляющего Христа, экспонируется… в мусульманском музее «Лувр Абу-Даби».
Петр Селинов
The Telegraph привел 4 аргумента в пользу версии о подделке картины да Винчи | Телеканал 360°
Leonardo da Vinci’s masterpiece Salvator Mundi achieves $450,312,500, a #worldauctionrecord for any work of art sold at auction. pic.twitter.com/snKxm7t3cb
— Christie’s (@ChristiesInc) 16 ноября 2017 г.
Во-первых, сомнение вызывает хрустальный шар. Когда да Винчи было 48 лет, он изучал преломление света и оптические иллюзии. Но, как утверждает издание, шар выглядит нереалистично, фигуры за ним не перевернуты.
Во-вторых, Христос изображен в анфас. Людям на картинах да Винчи присущи движения, тонкие изгибы шеи или плеча, а здесь такого нет. Произведение больше похоже на икону.
В-третьих, картина имеет странное происхождение. Существует не более 20 работ, которые официально признаны за авторством да Винчи. И «Спаситель мира» не входит в этот список.
Хотя считается, что именно да Винчи ее написал. В 17 веке художник Вацлав Холлар сделал гравюру на основе «Спасителя». В подписи к ней так и говорилось «Леонардо да Винчи нарисовал.
Вацлав Холлар сделал офорт согласно оригиналу. Год 1650».
Однако скептики не успокаиваются и считают, что история происхождения картины слишком сомнительная. Когда-то оригинал принадлежал Карлу I, затем в 1763 бесследно пропал. Вновь картина дала о себе знать в 1900 году, когда ее купил коллекционер сэр Чарльз Робинсон. В 1958 году картину продали и она снова пропала, появившись лишь в 2005 году.
Несмотря на то, что последние тесты показали, что картина относится ко времени, когда жил да Винчи, есть предположение, что «Спаситель мира» — совместная работа.
Важно
Четвертый, последний, аргумент говорит о реставрации картины, из-за которой от оригинала могло почти ничего не остаться. В 2005 году картина была практически неузнаваема из-за многих повреждений и частично нарисована. Реставрировали работу около шести лет. Один из критиков даже сказал, что 90% картины написаны за последние 50 лет. Скорее всего, это преувеличение.
Реставратор, который занимался «Спасителем мира», заявил, что оригинал не пострадал. Ведь старые фотографии должны выглядеть старыми, так и здесь, даже выбор, какие оставлять трещинки на картине, становится эстетическим решением.
Полотно Леонардо да Винчи «Спаситель мира» продали на аукционе Christie’s в Нью‐Йорке за 400 миллионов долларов. Это стало рекордом для когда‐либо продававшихся на аукционах произведений. Конечная стоимость картины составит более 450 миллионов.
“Спаситель мира” Леонардо?
Леонардо да Винчи Salvator Mundi
В Лондонской национальной галерее в рамках выставки Леонардо публике впервые будет показана картина “Спаситель мира”, на протяжении нескольких веков считавшаяся утерянной. О находке этого уникального артефакта в июне сообщил авторитетный журнал Artnews, ссылаясь на заявление Роберта Саймона, дилера, входящего в пул владельцев картины.
Им удалось приобрести эту работу в 2004 году на аукционе, название которого не разглашается, за неизвестную сумму. В июле этого года Саймон выпустил пресс-релиз, в котором говорилось, что после многочисленных экспертиз ряд ученых считает, что авторство картины принадлежит Леонардо да Винчи.
Дилер также сообщил, что именно это полотно является пропавшим оригиналом, с которого ученики художника делали копии и гравюры.
Ошеломляющая новость, казалось, разделила арт-мир на два лагеря: некоторые искусствоведы и критики сравнивают эту находку с открытием планеты, другие относятся к ней по меньшей мере настороженно.
Сотрудник музея Метрополитен, предпочитающий не афишировать свое имя, единолично подтвердил подлинность “Спасителя мира” изданию Artnews.
По его словам, первоначально большое количество краски действительно делало картину похожей на дурно выполненную копию, но, когда эксперты с ювелирной скрупулезностью очищали ее слой за слоем, им открылась удивительная нежная живопись и не осталось сомнений: перед ними был давно утерянный оригинал.
Однако когда картина была предоставлена для исследования в Бостонский музей изящных искусств, куратор музея отказался давать комментарии в отношении аутентичности артефакта. Другой известный историк искусства, знаток техники да Винчи Карло Педретти не только не верит в подлинность “Спасителя”, но даже считает всю историю с находкой полотна “изощренной маркетинговой операцией”.
Совет
По его мнению, за настоящего да Винчи выдают лишь бледное подобие, работу одного из его учеников, притом не самых даровитых. В финале статьи, опубликованной в официальной газете Ватикана, знаменитый искусствовед и куратор призывает не гоняться за химерами, подобными “очередному “Спасителю”, а просто взглянуть на картину, чтобы понять, что она не принадлежит кисти великого живописца.
Несмотря на такую неоднозначную оценку находки в прессе, многие ученые, специализирующиеся на творчестве да Винчи, признали подлинность картины, что позволило Национальной галерее в Лондоне экспонировать ее наряду с признанными шедеврами живописца.
Леонардо да Винчи “Дама с горностаем”
Интересно, что подлинность одного из представленных на выставке полотен, “Дамы с горностаем, также долгое время считалась спорной, но со временем она получила общественное признание.
Несомненно, включение этого полотна в экспозицию выставки, посвященной миланскому периоду творчества да Винчи, упрочит позиции картины в арт-мире. Однако неясно, почему до сих пор не проведены лабораторные исследования, такие как, например, спектрография, которые оправдали бы громкие заявления экспертов и без которых любые оценки кажутся голословными.
Альбрехт Дюрер “Автопортрет”
Тема Salvator Mundi в большей степени характерна для искусства Северного Возрождения, обычно она передается через фронтальное изображение Христа, несущего земной шар в одной руке и благословляющего человечество другой. К этому мотиву обращались такие художники, как Ян Ван Эйк, Дюрер, Тициан, Эль Греко и другие.
В конце жизни Леонардо тоже писал этот сюжет, о чем свидетельствует описание картины “отцом искусствоведения” Джорджио Вазари, а также многочисленные рисунки и эскизы самого да Винчи и гравюры его учеников. На сегодняшний момент известно лишь 15 работ великого гения, что делает находку подобного рода бесценной.
Антонелло да Мессина “Спаситель мира”
Эль Греко “Спаситель мира”