Спящая цыганка. полосатый шедевр анри руссо – все о живописи
Table of Contents
Анри Руссо Спящая цыганка: Описание произведения
Картину «Спящая цыганка» Руссо предлагал приобрести мэру своего родного города Лаваля за 2000 франков. Тот даже не удостоил послание ответом. Зато это письмо послужило доказательством авторства – многие полагали картину розыгрышем Дерена, якобы написавшего её «под Руссо».
Как мечтал Таможенник (под таким прозвищем Руссо вошел в историю мировой живописи) прославиться в качестве художника-реалиста, как искренне верил, что его картины – реалистические! С какой надеждой именовал он себя в биографии, которая так и не будет опубликована, «одним из наших лучших художников-реалистов современности».
Своими учителями Руссо считал популярных в то время Феликса Клемана и Леона Жерома. По его словам, он «пользовался некоторыми советами» этих живописцев. Не факт, что они сами об этом знали, по крайней мере, о встречах с Жеромом ничего неизвестно, хотя, по слухам, мэтр салонной живописи как-то раскритиковал в пух и прах картины Руссо (и Моне тогда тоже досталось).
Тем не менее, Руссо очень старался работать в реалистическом стиле и подражал своим учителям: Жером достаточно много писал диких животных, любил их изображать и Таможенник. В частности, эта картина вдохновлена «Святым Иеронимом» Жерома. Если святой может спать, облокотившись на льва, что мешает спящей цыганке соседствовать со львом?
Дополнительным подтверждением того, что картина написана в реалистическом стиле, по мнению Руссо, были детали – раз пустыня, так вот же и кувшин с водой. В письме мэру художник старательно подчеркивал этот факт: «рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода)». Мандолина возле спящей, по задумке Руссо, должна свидетельствовать о роде её занятий.
Обратите внимание
Цыганка изображена в стилистике восточных женщин, цветная одежда контрастирует с темным тоном лица. Изображение двухмерно. Конечно, это не реализм.
Но неумение Руссо выстраивать перспективу и соотносить размеры обуславливает грандиозность картины, придает ей ощущение некой монументальности и, пожалуй, даже мифологичности.
Подобное можно наблюдать в работах грузинского самоучки Нико Пиросмани.
Ни Руссо, ни Пиросмани не умели создавать пространственные конструкции на холсте. Но в некоторых случаях неумение и незнание того, «как это делается», приводят к росту мастерства в другом направлении. В частности, Руссо – блестящий колорист, во многих работах он вполне успешно создает перспективу исключительно посредством виртуозного использования цвета.
О «Спящей цыганке» Руссо сказал, что она утопает в лунном свете. И действительно, прохладный, спокойный свет заполнил холст, создавая ощущение умиротворения и гармонии, несмотря на сюжет, который теоретически о «жажде крови». Таможенник часто сопровождал свои картины длинными подписями. В частности, когда «Цыганка» была выставлена на Салоне независимых, к раме картины художник прикрепил пояснительный текст: «Хищник, обуреваемый жаждой крови, застывает на месте, не решаясь наброситься на крепко спящую обессилевшую жертву».
Художник Руссо Анри: биография, фото, произведения :
Анри Руссо — известный французский художник-примитивист, получивший прозвище «Таможенник». Он начал писать картины достаточно поздно — в 42 года, не имея никакого художественного образования. Однако его работы в стиле примитивизма и сюрреализма получили высокую оценку публики и специалистов благодаря оригинальному видению мира и его выражению в живописи.
Биографические данные
Henri Julien Felix Rousseau родился в 1844 г. в Лавале департамента Майенн (Франция), отец его работал в жестяной мастерской. Сведений о его детстве и молодости очень мало.
Учился он плохо, проявляя способности только к музыке и сочинению стихов, выпускные экзамены в школе сдать не смог.
Затем он записался добровольцем во французскую армию, где служил в качестве полкового музыканта-кларнетиста в оркестре пехотной части до 1868 г.
По его рассказам, Руссо бывал в Мексике, однако по данным историков, он всю жизнь прожил во Франции и никогда никуда не выезжал. После выхода в отставку он поступил клерком в судебную контору и в 1869 г. женился по любви на К. Буатар.
Однако их семейная жизнь была не очень счастливой: из рожденных 7 детей выжили только двое, затем старший сын умер в 18 лет. В живых осталась единственная дочь, а жена в 1888-м умерла от чахотки. Второй женой художника в 1899 г.
стала Жозефина Нури.
В 1871 г. он поступил на работу в таможню. Впоследствии именно поэтому ему дали прозвище Таможенник (Le Douanier). Он занимался сбором пошлин с крестьян и выдачей квитанций, проводя рабочее время у городских ворот или в пригородах Парижа на таможенных пунктах.
Уже в зрелые годы он неожиданно для всех занялся созданием живописных полотен. Творческий период в биографии Анри Руссо начался в 1886 г., когда он впервые показал свои работы на «Выставке независимых».
Важно
Картины были оценены зрителями, которым понравились оригинальные сюжеты и яркая колористика полотен.
Однако при жизни художник вел нищенское существование, часто писал картины в кредит или просил задаток даже у друзей.
Кроме рисования, Руссо занимался игрой на скрипке и написанием литературных произведений. Из-под его руки выходили мелодраматические романы, наполненные такой же фантазией и наивностью, как и его картины.
Художник умер совершенно нищим в возрасте 66 лет в сентябре 1910-го в Парижской больнице Неккера, куда попал для лечения раны на ноге. В результате занесения инфекции у него развились гангрена и заражение крови. Похоронен был в Париже, через год на его могиле друзья установили барельеф с эпитафией, выполненный скульптором К. Брынкуши, французом румынского происхождения.
В 1947 г. его останки были перевезены на родину в город Лаваль, где удостоились торжественной церемонии. Слава пришла к нему только после смерти.
Оригинальный метод живописи
Постепенно А. Руссо стал совершенствовать свое мастерство и своеобразный художественный метод рисования. Вначале специалисты причислили его картины к направлению примитивизма. Однако после овладения в полной мере техникой написания живописных полотен художника стали оценивать как представителя постимпрессионизма и сюрреализма.
Основные черты его стиля: оригинальная цветовая гамма, изображение реальных и выдуманных растений, отсутствие в композиции перспективы.
Большинство живописных произведений Анри Руссо посвящено теме тропического леса и происшествиям в экзотических джунглях, где он никогда не бывал. Он рисовал только то, что придумывал сам, за что его называли романтичным и странным чудаком.
Многие зрители специально приглашали своих друзей, чтобы повеселиться и посмеяться над буйными красками и примитивными сюжетами картин.
Специалисты назвали его работы новым направлением в искусстве живописи. Его произведения наделены магической силой, которая подчинена фантастическому воображению мастера.
Он смог создать атмосферу таинственности и наполнил свои композиции выдуманными историями, животными и растениями.
Единственным местом, где Руссо мог увидеть природу, был Парижский Ботанический сад, который стал для него источником неуемной фантазии.
Его друзья Ф. Клеман и Ж. Л. Жером были художниками и помогли ему оформить карту копииста. По ней он мог бесплатно входить в залы Лувра, Версаля и Люксембургского дворца, где и познакомился с работами классиков живописи и современных мастеров.
Первые работы
Ранние работы Руссо посвящены видам природы и городским пейзажам. Это «Таможня» (1890), «Пейзаж с водяной мельницей» (Landscape with Watermill, 1879), «Свидание в лесу» (Rendezvous in the Forest, 1886) и «Прогулка в лесу» (1890). В них большую часть пространства занимают деревья или неподвижный и даже зловещий лес.
Впервые А. Руссо выставил свои произведения в 1886 г. в Салоне независимых, который был создан в это же время. Выставка была организована для всех желающих, и каждый художники за небольшой взнос мог в ней участвовать. Салон прославился своими открытиями таких мастеров и представителей постимпрессионизма, как Гоген, Сезанн и Сера.
Одна из первых работ Анри Руссо — «Карнавальный вечер» (Carnival Evening, 1886), на которой изображен зимний лес, окруженный таинственной атмосферой, и пара людей, одетых в костюмы. Фоном служат черные деревья, а на небе висит яркая луна.
Совет
Слева стоит маленький домик, из которого выглядывает загадочное лицо. Картина продемонстрировала уникальную хроматическую фантазию художника и мастерство при стилизации и изображении элементов и форм.
Картина сейчас находится в Художественном музее Филадельфии (США).
Анри Руссо «Нападение в джунглях»
Самой первой картиной, изображавшей тропический лес, стала работа Tiger in a Tropical Storm. Она была выставлена в 1891 г. в Салоне независимых, где автор дал ей первоначальное название «Сюрприз».
На ней изображен нападающий тигр во время бушующего ливня и урагана (тропического шторма). Все происходит при яркой вспышке молнии, когда животное приготовилось к прыжку, чтобы напасть на свою добычу.
Картина Анри Руссо «Нападение» кажется простой по сюжету, однако стиль художника позволяет изобразить буйную растительность джунглей, используя послойное заполнение всего пространства.
На холсте изображено множество фантастических растений различных оттенков зеленого цвета. Чтобы нарисовать проливной дождь, А.
Руссо придумал собственный метод, который состоит в расположении серебристых потоков воды в диагональном направлении сквозь всю композицию.
Картина, висящая сейчас в Лондонской национальной галерее, помогла получить Руссо первое признание. И, вдохновившись им, художник впоследствии ежегодно представлял свои работы для публики именно в Салоне независимых.
К теме изображения джунглей Анри Руссо вернулся только в 1898 г., спустя 7 лет после первой работы. Это были картины «Обезьяны в джунглях», «Атака тигра» (1904), «Голодный лев» (1905), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Джунгли на экваторе» (1909), «Тропический лес с обезьянами» (1910).
Городские сценки
Много работ Анри Руссо было посвящено теме городских пейзажей. Из-за своей профессии он часто посещал различные районы и предместья Парижа, которые постепенно стал переносить на полотна. Одним из первых произведений стал «Пейзаж с водяной мельницей» (1879, находится в Музее искусств Гетеборга), позже появились другие работы:
- «Мебельная фабрика в Альфортвиле» (1897) – одна из самых известных картин, где художник применил правильную перспективу, хотя все дома и объекты выглядят условно и неестественно, на берегу реки стоит небольшая фигурка рыбака, которая (по мнению Руссо) позволила ему воплотить идею вечности;
- «Вид с моста в Севре» (1908) – представляет мост между берегами Сены, покрытыми густым лесом; по реке плывет пароход, а над ним летают современные летательные аппараты (самолет, дирижабль, воздушный шар), которые принадлежат надвигающемуся на природу техническому прогрессу.
Анри Руссо «Спящая цыганка»
Эта картина, на которой художник отступил от тематики тропиков, одно время считалась поддельной и ее авторство приписывали другому мастеру (А. Дерену).
Фоном ее является бесплодная пустыня, в центре лежит спящая цыганка, держа в руке мандолину и кувшин. Рядом с ней стоит лев и с любопытством ее обнюхивает.
Композиция работы немного странная из-за изображения наклонной плоскости и местоположения действующих лиц (ниже линии горизонта).
Обратите внимание
Женщина одета в восточный наряд, а окружающие детали пейзажа наделены необычными цветами, что и создает иллюзию сновидения.
Вверху висит голубая луна, свет от которой дает ощущение гармонии, существующей между человеком, животным и природой.
В изображении использованы различные геометрические фигуры: округлая мандолина, прямой львиный хвост и палка в руке цыганки, волнообразные женские волосы и грива зверя.
За свою нереальную и немного жуткую красоту картина Анри Руссо «Спящая цыганка» (La Bohémienne endormie, 1897) стала культовой в творчестве художника и приобрела статус первой среди сюрреалистических работ. Полотно было выставлено и Руссо хотел продать его мэру г. Лаваля, однако критики и публика не смогли понять и оценить ее при жизни мастера.
Жанровые работы
Кроме «Цыганки» Анри Руссо написал много других работ, где изображены жанровые сцены, зарисовки или значимые события, например:
- «Столетие независимости» (Le Centenaire de l'indépendance, 1892) – создана к юбилею 1-й Французской республики, на ней изображены крестьяне, танцующие фарандолу (народный танец Прованса) вокруг Дерева свободы, символа революции; сюда же добавлены знамена, вагончик с музыкантами в костюмах и др., внизу справа – 4 лидера Республики. Вся работа заполнена движением и демонстрирует веселье и счастье от происходящих событий.
- «Война» (La Guerre, 1894) – посвящена событиям франко-прусского конфликта, центром картины является женщина с факелом и мечом в руке, изображает римскую богиню войны Беллону, сидящую на коне (напоминающем у Руссо монстра), внизу лежат грудой тела погибших, между которыми ходят черные вороны-падальщики. После демонстрации картина вызвала много нареканий за жестокость, а также восхищений независимым стилем художника.
Автопортреты
Картина «Портрет-пейзаж» (1890) была выставлена в марте в Париже и вызвала много насмешек критиков и эмоций у публики. По мнению Руссо сочетание черного и белого цветов было каноном для живописи, поэтому все его герои на портретах были одеты в черные одежды.
Художник несколько лет подряд дописывал детали, меняя свою внешность (добавлял седину), имя жены на палитре и т. д. Работа выставлена в Национальной галерее Праги (Чехия).
Портретные работы
Анри Руссо писал также портреты своих друзей и других людей, часто на заказ. Себя он считал создателем жанра ландшафтного портрета, хотя такой стиль на самом деле существовал и у старых мастеров.
Два женских портрета, похожие по композиции, были написаны им с интервалом в 2 года. Это «Портрет госпожи М.» (1896) и «Портрет женщины» (1891). Персонажи и их расположение на полотне очень похожи, однако сведений о том, кто позировал, нет. По неподтвержденным сведениям на ней изображена полька Ядвига, к которой художник воспылал страстными чувствами, считая ее олицетворением женственности.
Госпожа М. — элегантная женщина среднего класса, одетая в черное платье с пышными рукавами, на руках — браслеты, на шее — тонкий шарф, в руке держит зонт. У ее ног расположилась кошка, играющая с клубком, фоном служат стилизованные кусты и цветы.
В другом портрете женщина в черном драматическом платье держит в руке ветвь, символизирующую смерть. Это подтверждает легенду, ведь модель уже умерла к тому времени. В 1908 г. картину купил П. Пикассо, выразив свое восхищение и устроив в честь покупки торжественный прием в собственной мастерской.
Картина «Портрет Пьера Лоти» (Portrait de Pierre Loti, 1906) оказывает на зрителя завораживающее действие, ведь на ней высказаны все мечты и желания художника. Моделью был писатель и морской офицер П.
Лоти, который часто путешествовал в дальние страны, описывая их затем в своих книгах.
Важно
На заднем плане портрета представлены приметы эпохи: дымящиеся трубы заводов, дома, а полосатый кот символизирует спутника человека и сильно похож на тигра из джунглей.
Работа «Муза, вдохновляющая поэта» (1909) относится к известным полотнам Руссо, написанным в период его творческого вдохновения. На ней изображен его друг Гийом Аполлингер, поэт-символист, стоящий со своей подругой-музой, художницей М. Лорансен. Она была куплена коммерсантом А. Волларом, который часто приобретал работы Руссо, за 300 франков.
Завещание художника
Считается, что для полотна «Сон» (The Dream, 1910), которая сейчас находится в Музее современного искусства (Нью-Йорк, США), моделью была также Ядвига.
Эта картина стала одной из последних работ Анри Руссо (фото в мастерской сделано в 1910 г.), и была с восторгом принята друзьями и коллегами.
После ее демонстрации они заговорили о создании ориентира для последующих поколений в искусстве сюрреализма.
На полотне изображен фантастический мир тропиков, традиционный для Руссо и совсем не похожий на реальные джунгли. Многие зрители посчитали, что картина показывает загадочную часть Рая. В центре композиции лежит Ева, пребывая в неге и истоме и видя волшебный сон.
Картину «Сон» некоторые называют завещанием художника, т. к. она была написана за несколько месяцев до его смерти. Картина была выставлена на 26-м аукционе Салона независимых.
Заключение
Творчество Анри Руссо (1844-1910) стало примером для многих художников, послужило образцом стиля примитивизма и его эстетической ценности для изобразительного искусства. Кропотливая работа мастера и уникальное фантастическое видение природы и взаимоотношений ее с человеком привели в восхищение многих его поклонников, среди которых был Пабло Пикассо и другие знаменитости.
Современные поэты выразили свое восхищение художником, сочинив стихи с рифмой Пикассо-Руссо следующего содержания: «Подари мне, Анри Руссо, детское колесо! Подари, молодой Пикассо, треугольное колесо…».
Анри Руссо – биография и картины художника в жанре Примитивизм – Art Challenge
Столетие независимости
Столетие независимости
1892
1892 Cвадьба
Cвадьба
1905
1905 Рыболовы
Рыболовы
1908
1908 Авеню в парке Сен-Клу
Авеню в парке Сен-Клу
1908
1908 Берега реки Уаз
Берега реки Уаз
1905
1905 Мальчик на скалах
Мальчик на скалах
1897
1897 Карнавальный вечер
Карнавальный вечер
1886
1886 Мебельняа фабрика в Альфортвиле
Мебельняа фабрика в Альфортвиле
1897
1897 Девочка с куклой на поляне
Девочка с куклой на поляне
1904-1905
1904-1905 Ева и змей
Ева и змей
1904-1905
1904-1905 Нападение в джунглях
Нападение в джунглях
1891
1891 Экзотический пейзаж
Экзотический пейзаж
1908
1908 ← →
Tropical Forest: Battling Tiger And Buffalo
← →
Tropical Forest: Battling Tiger And Buffalo
1908
1908 Букет цветов
Букет цветов
1909
1909 Букет цветов в вазе
Букет цветов в вазе
1889
1889 Счастливый квартет
Счастливый квартет
1902
1902 Нападение ягуара на лошадь
Нападение ягуара на лошадь
Неизвестно1910
Неизвестно1910 Дом в предместье Парижа
Дом в предместье Парижа
1902
1902 Пейзаж с дирижаблем
Пейзаж с дирижаблем
1910
1910 Люксембургский сад. Памятник Шопену
Люксембургский сад. Памятник Шопену
1909
1909 Поле коров
Поле коров
45
45 Liberty Inviting Artists to Take Part in the 22nd Exhibition of the Societe
Liberty Inviting Artists to Take Part in the 22nd Exhibition of the Societe
1906
1906 Обезьяны в джунглях( где вы обезьян увидели!?)
Обезьяны в джунглях( где вы обезьян увидели!?)
19 век
19 век The Monkeys In The Jungle
The Monkeys In The Jungle
1900 – е
1900 – е Автопортрет
Автопортрет
1890
1890 Ягуар , напавший на негра
Ягуар , напавший на негра
1910
1910 Семья во главе с отцом в дог-карте
Семья во главе с отцом в дог-карте
1908
1908 Художник, картина и его жена
Художник, картина и его жена
неизвестно
неизвестно Portrait of Joseph Brummer
Portrait of Joseph Brummer
1909
1909 Портрет мадам М
Портрет мадам М
ок.1896
ок.1896 Portrait of Pierre Loti
Portrait of Pierre Loti
1891
1891 Портрет женщины
Портрет женщины
1895
1895 Автопортрет
Автопортрет
1890
1890 ← →
Portrait Of Josephine The Artist's Second Wife( Портрет Жозефины, второй жены художника
← →
Portrait Of Josephine The Artist's Second Wife( Портрет Жозефины, второй жены художника
1900-1903
1900-1903 Прогулка в лесу
Прогулка в лесу
1886 – 1890
1886 – 1890 Свидание в лесу
Свидание в лесу
1886
1886 Пила Милл Окрестности Парижа,
Пила Милл Окрестности Парижа,
1893
1893 нападение в джунглях
нападение в джунглях
1891
1891 Артиллеристы
Артиллеристы
неизвестно
неизвестно Весенний пейзаж
Весенний пейзаж
1908-1909
1908-1909 The Banks Of The Oise
The Banks Of The Oise
1905
1905 Таможня
Таможня
1890
1890 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно Жан-Жак Руссо-стрит (Париж)
Жан-Жак Руссо-стрит (Париж)
1900 – е
1900 – е Экваториальные джунгли
Экваториальные джунгли
1909
1909 Фламинго
Фламинго
1907
1907 Игра в футбол
Игра в футбол
1908
1908 Муза, вдохновляющая поэта
Муза, вдохновляющая поэта
1909
1909 Landscape with Farmer
Landscape with Farmer
1900 – e
1900 – e На лугу
На лугу
неизвестно
неизвестно Настоящее и прошлое или философские мысли.
Настоящее и прошлое или философские мысли.
1899
1899 Лев в джунглях
Лев в джунглях
1900 -е
1900 -е The Representatives Of Foreign Powers Coming To Salute The Republic As A Sign Of Peace
The Representatives Of Foreign Powers Coming To Salute The Republic As A Sign Of Peace
1907
1907 Спящая цыганка
Спящая цыганка
1897
1897 Заклинательница змей
Заклинательница змей
Неизвестно
Неизвестно The Waterfall
Общественное достояние
← →
The Waterfall
The Waterfall
Общественное достояние
← →
The Waterfall
1910
1910 The Tiger Hunt
The Tiger Hunt
1895 -1896
1895 -1896
Child with a Puppet
Child with a Puppet
1903
1903 The Customs Post
The Customs Post
неизвестно
неизвестно Обезьяны в джунглях. Анри Руссо, ну скажи мне что это за черти с апельсинами?
Обезьяны в джунглях. Анри Руссо, ну скажи мне что это за черти с апельсинами?
1890 – е
1890 – е Прогулка
Прогулка
1909
1909 Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно
Неизвестно View Of Malakoff Hauts De Seine. Городской пейзаж
View Of Malakoff Hauts De Seine. Городской пейзаж
1903
1903 View Of The Bridge At Sevres And The Hills At Clamart St. Cloud And Bellevue
View Of The Bridge At Sevres And The Hills At Clamart St. Cloud And Bellevue
1908
1908 Пейзаж. Деревья
Пейзаж. Деревья
19 век
19 век Near Port Saint Nicolas, Evening
Near Port Saint Nicolas, Evening
20 век
20 век Рыбная ловля
Рыбная ловля
20 век
20 век Walking in the Montsouris
Walking in the Montsouris
1909
1909 War or Ride if Discord
War or Ride if Discord
1894
1894 Девушка в розовом
Девушка в розовом
1900 – е
1900 – е
Спящая цыганка
Анри Руссо
“Спящая цыганка” (1897)
Пионер примитивизма и наивного искусства Анри Руссо долго и тяжело шел к признанию. А одна из его cамых известных на сегодняшний день картин стала признана только после смерти художника. «Спящая цыганка», написанная в 1897 году, была обнаружена только в 1923 году.
Первое время эту картину считали подделкой, шуткой и баловством Андре Дерена. Также появилась версия о том, что это работа одного из художников-сюрреалистов, иллюстрирующая «случайную встречу двух далеких реальностей на неподходящем месте».
Но оставались и те, кто не сомневался в авторстве Руссо и рассматривал эту картину в качестве решительного шага художника от реализма к сюрреализму. Споры завершились после того, как было найдено письмо Руссо, в котором художник предлагал мэру своего родного города Лаваля купить картину.
«Спящая цыганка» (фр. La Bohémienne endormie) — картина французского художника-примитивиста Анри Руссо, написанная в 1897 году.
Анри Руссо
Спящая цыганка. 1897
La Bohémienne endormie
Холст, масло. 129,5 × 200,7 см
Музей современного искусства, Нью-Йорк
Картина впервые была вставлена на Салоне независимых, после чего Руссо безуспешно пытался продать её мэру своего родного города Лаваля. В письме к нему художник писал:
Совет
Имею честь обратиться к Вам в качестве земляка, который, являясь художником-самоучкой, хотел бы, чтобы его родной город приобрёл одно из его новых произведений. Я предлагаю купить жанровое полотно «Спящая цыганка».
Странствующая цыганка, исполнительница песен под мандолину спит глубоким сном, сломленная усталостью, рядом с ней изображён лежащий кувшин (внутри него питьевая вода). Неожиданно появляется лев, обнюхивает её, однако не трогает девушку. Всё утопает в лунном свете, царит поэтичная атмосфера.
Действие происходит в иссушенной пустыне. Цыганка одета в восточные одежды. Я уступлю Вам картину за сумму 1800—2000 франков, потому что был бы счастлив, если бы в Лавале осталась память об одном из его сыновей.
В надежде на то, что моё предложение будет благосклонно принято, примите, господин мэр, заверения в моём уважении. Анри Руссо, художник, улица Верцингеториг, 15, Париж.
Письмо осталось без ответа, и картина оказалась в частной коллекции парижского торговца углём, где и оставалась до 1924 года, когда была замечена художественным критиком Луи Вокселем.
В том же году торговец произведениями искусства Даниэль-Анри Канвейлер приобрёл «Спящую цыганку» несмотря на сомнения в её подлинности. Полотно позже было куплено историком искусства Альфредом Х. Барром младшим (Alfred H. Barr Jr.
) для Нью-Йоркского музея современного искусства.
Анри Руссо: факты из жизни самого «наивного» художника
Ирреальная реальность Анри Руссо — картина «Спящая цыганка»
Анри Руссо (Henri Rousseau) — французский живописец, писавший в стиле «примитивизм». О художнике, пришедшем в мир искусства, благодаря таланту и самостоятельному обучению живописи — далее в статье.
Путь Анри Руссо в мир искусства
Анри Руссо родился в семье мастера по изготовлению изделий из жести в 1844 году. В юности Анри увлекался музыкой, в особенности он любил упражняться в игре на саксофоне. Демобилизация привела юношу на должность в парижском таможенном департаменте. Позднее, именно из-за службы на таможне художнику дадут прозвище «таможенник».
Интересно, что интерес к живописи у Анри Руссо проснулся в зрелом возрасте. За кисть Анри впервые взялся в 40 лет. Пенсия и обилие свободного времени послужили плодотворной почвой для обучения искусству живописи.
Несмотря на рвение 40-летнего начинающего живописца, знакомые Руссо относились к его занятиям с долей иронии. Но художник не сдавался и создавал все больше необычных ярких полотен.
Обратите внимание
В конце концов, картинами Анри Руссо заинтересовались такие известные импрессионисты, как Камиль Писсарро и Поль Синьяк.
С тех пор Руссо стал желанным гостем в Салоне Независимых — месте, где собирались лучшие авангардисты Парижа того времени. Именитые мастера кисти усмотрели в полотнах Руссо протест против цивилизации, выраженный сквозь призму «наивного» мира примитивизма.
Анри Руссо «Фламинго»
Анри Руссо «Муза, вдохновляющая Поэта»
Самобытный стиль живописи Анри Руссо
Чем самоучка Анри Руссо покорил сердца сведущих живописцев своего времени? Весь секрет крылся в прирождённом чувстве формы и цвета Руссо, которая не была свойственна многим профессионалам в сфере живописи, положившим на обучение несколько десятилетий жизни. Искусная работа над деталью, необычные темы, вдохновение банальной эстетикой, загадочность и наивность полотен — вот секреты успеха Анри Руссо.
Больше всего поражают воображение художника и сказочные персонажи, как будто оживающие на его картинах. К примеру, ботанический сад, изображенный на полотне «Сон», предстает перед взором зрителя как настоящие джунгли, а лев, нападающий на лошадь (сюжет полотна «Нападение ягуара на лошадь») и вовсе кажется каким-то мифическим существом.
Анри Руссо «Красавица и Чудовище» («Нападение», ок. 1908)
В творческом наследии Руссо есть место не только аллегорическим пейзажам, но и изображениям парижских видов, сценам баталий («Артиллеристы», 1895), автопортретам («Автопортрет с палитрой» 1889-1890), портретам детей («Портрет ребенка с полишенелем», 1903).
Анри Руссо «Сон»
Анри Руссо «Нападение ягуара на лошадь» (Музей имени Пушкина)
Анри Руссо «Портрет — пейзаж»
Анри Руссо «Товарищ в играх»
источник
Анри Руссо — сказочник и маг
Анри Руссо. Автопортрет с керосиновой лампой. 1903 г.
Анри Руссо – художник из породы талантливых чудаков, сохранявших до конца жизни ощущение детства и волшебства.
Наивный, странный чудак и романтик, над картинами которого смеялись и специально водили своих знакомых, чтобы повеселиться, глядя на них, открыл новое направление в искусстве.
От картин Анри Руссо веет таинственностью, светом, непосредственностью восприятия и чудом.
Они завораживают, в них есть та магия, сила которой заставляет повиноваться воображению художника, как заставляет чарующая музыка выползать гадов на ее звуки, как на картине «Заклинательница змей».
Художник видел красоту и тайну там, где простому смертному все казалось обыкновенным и не стоящим внимания, он создавал атмосферу таинственности, а главное мог передать это в своих удивительных по силе воздействия картинах.
Он никогда не был в джунглях, никогда не был в Мексике, как любил иногда фантазировать, все его таинственные картины создавались силой воображения и фантазии. Дальше Ботанического сада в Париже он нигде не бывал. Но именно этот сад стал для него источником фантазий, действовавших на него также сильно и таинственно, как действуют теперь на нас – его картины.
А.Руссо. Экзотический пейзаж. 1908 г.
Впервые увидела репродукции картин Анри Руссо в советских журналах, из которых вырезала все самое интересное. Его репродукций собралось в моей папочке достаточно, чтобы отличить его стиль и почерк от других. Самая загадочная из них была без названия.
И какое было чудо увидеть вдруг эту картину наяву – счастью не было предела. Париж, Музей Орсе. «Заклинательница змей». Да, это была она! Я ее сразу узнала и остановилась перед ней как вкопанная. Ночь, луна, джунгли, таинственная природа, черная как ночь женщина, заклинающая дудочкой змей, выползающих на ее звуки из-под земли, из девственных лесов джунглей и кустов.
Анри Руссо. Заклинательница змей. 1907 г.
Важно
Они поднимают к ней свои головы, вытягивают неимоверно длинные шеи и тела, подбираясь к заклинательнице все ближе и ближе, обволакивая ее, замирая около нее, становясь ручными и послушными. В темноте не видно лица женщины, только две точки ее блестящих глаз на черном.
Увлечение джунглями началось у художника после посещение Ботанического сада в Париже: в 1891 году он написал первую работу на эту тему «Буря в джунглях». В центре картины тигр, его освещает молния, хлещет дождь, ветер срывает листву, но он весь в охоте, он ничего не замечает, он выслеживает свою добычу, готовясь к прыжку.
А.Руссо. Буря в джунглях. 1891 г.
Период работы над серией «Джунгли», длившийся более 15 лет, был самым плодотворным. Художник создал свой, неповторимый сказочный мир, достигнув вершины мастерства в картине “Сон” (1910г.). Первая картина серии была показана на выставке в Салоне Неизвестных и вызвала насмешки, но профессионалы сразу увидели в ней самобытный талант, детскую наивность и свежий оригинальный взгляд.
Потом появились другие картины этой серии: «Атака тигра» (1904), «Женщина в тропическом лесу» (1905), «Заклинательница змей» (1907), «Нападение тигра на буйвола» (1908), «Экзотический пейзаж» (1908), «Нападение тигра на быка» (1909) и другие.
А.Руссо. Нападение тигра на быка. 1909 г.
Они были необычны не только по сюжету, но и по композиции, цветовой гамме, деталировке деталей, четкости их исполнения, насыщенности одним цветом, но самых разных оттенков.
Одними только оттенками зеленого, количество которых достигало пятидесяти, он мог создавать перспективу.
Она ему никак не давалась, оставаясь тайной за семью печатями, потому что Анри был самоучкой и не мог овладеть многими техническими приемами.
Но он нашел способ как непрофессионализм сделать достоинством, как незашоренным академизмом взглядом открыть новый пласт в искусстве, отголоски которого мы видим у Пикассо, Гогена, фовистов, сюрреалистов. Новое направление, созданное им, принято называть «примитивизмом» или наивным искусством.
Второй картиной, поразившей меня так же, как и «Заклинательница змей», стала «Война или Всадница раздора» (1894). Ее тоже можно отнести к серии «Джунгли». Поразила она не не только меня. На выставке она вызвала бурную реакцию и первую положительную рецензию.
А.Руссо. Война или Всадница раздора. 1894 г.
Совет
Воительница войны скачет во весь опор на огромной черной лошади с мечом и огнем в руках. Она все уничтожает на своем пути: трупы покрывают землю, деревья стоят с сожженными листьями, черный цвет и огненные облака подчеркивают ужас войны. Все сгорает в этом пламени бойни.
Последняя работа художника «Сон Ядвиги» или просто «Сон» (1910) вызвала у ценителей полный восторг. Среди джунглей на диване лежит обнаженная молодая женщина. Джунгли в смятении: тигры присели на задние лапы, птицы всполошились от неожиданного появления красавицы в их доме, заклинатель то ли радуется, то ли заклинает красавицу.
Свой сюжет Анри Руссо объяснял так: молодая женщина уснула и ей снится сон, что она оказалась в джунглях под звуки дудочки заклинательницы (опять Заклинательница!).
А.Руссо. Сновидение (Сон). 1910. Нью-Йорк. Музей современного искусства
Но на самом деле здесь художник соединяет свой излюбленный сюжет с салонным изображением обнаженной Олимпии. Соединение несоединимого вызвало восторг и даже зависть. Такое мог позволить себе только непрофессионал и художник с совершенно невероятным видением мира.
Одна из самых дорогих картин «Сон цыганки» была найдена уже после смерти художника. Вокруг нее начались споры, кому она принадлежит: сюрреалисту или Руссо. Все, кто знал художника, однозначно высказывались за его авторство.
И только когда нашли письма, в которых художник описывает эту картину и что она вовсе даже не сюрреалистична, а как раз наоборот, убедило, что эта картина его.
Анри Руссо действительно считал себя реалистом и был им в высшей степени.
Так около цыганки мы видим кувшин, который был наполнен водой, потому что, объясняет Руссо, действие происходит в пустыне, где вода является источником жизни.
А.Руссо. Спящая цыганка. 1897 г.
Цыганка устала и легла спать. В руках у нее трость, помогающая в пути, и музыкальный инструмент, верный спутник цыган. Вот только лев? А лев появился после того, как Анри Руссо услышал рассказ о святом Иерониме, к которому в пустыне приходил лев и он его кормил. Так почему бы и здесь не прийти льву к цыганке!
В свое время эта картина так понравилась самому художнику, что он предложил ее купить мэру своего родного города Лаваля. Всего за 2000 или даже за 1800 франков он хотел оставить городу память об одном из сыновей города. Мэр вежливо отказался. А через пятьдесят лет это полотно оценили в Лувре в 315000 новых франков.
Обратите внимание
Есть у художника и другие замечательные картины: городские пейзажи, портреты, автопортреты и жанровые зарисовки. В последние годы он стал изображать движение, игру в мяч, например. Из этих картин мне очень нравится «Сельская свадьба». Я купила ее репродукцию в Музее Орсе и она долго стояла у меня на полке пока я ее кому-то не подарила.
А.Руссо. Сельская свадьба. 1904-1905 гг.
Несколько слов о жизни художника. Родился он в небольшом французском городке Лаваль в 1844 году. Родился в бедной семье, которая вскоре после его рождения разорилась, продала за долги дом и вынуждена была уехать из города.
Но мальчик остался и жил при школе, где в то время учился. Потом с ним случилась неприятная история, в результате которой он был осужден и вынужден был уйти в армию, чтобы не попасть в тюрьму.
После армии он устроился сначала судебным приставом, потом стал работать на таможне. Отсюда его прозвище «Таможенник». Работая на таможне, он много наблюдал за природой и рисовал деревья. Работа таможенником была несложной и у него была возможность рисовать.
В своем творчестве он доходил до всего сам. Потом у него появилась возможность делать копии с картин в Лувре, с которыми он и начал выставляться. Анри Руссо во многом хотел следовать традиции, например, Делакруа, но у него все равно все получалось по-своему.
В 49 лет он вышел в отставку и полностью отдался творчеству. Но денег не хватало, он всю жизнь нуждался. Тогда они с женой (уже второй) купили маленькую лавочку с канцтоварами, где он пытался продавать свои картины, но желающих их купить было мало.
И он, чтобы зарабатывать на хлеб, стал уличным музыкантом. Личная жизнь у него не складывалась. Он пережил двух жен, из девяти детей, рожденных в первом браке, семь умерли в детстве, а потом,уже будучи взрослым, умер и сын. Осталась одна дочь, но с ней он виделся очень редко. Его отдушиной были природа, краски и музыка.
А.Руссо. Мост в Севре. 1908 г. Эрмитаж
Кроме художественного дара, Анри Руссо был наделен музыкальным талантом и обладал даром словом. В свое время он был отмечен наградами за музыкальные произведения. Можно только удивляться, как после всех ударов и несчастий он не сломался и в свои шестьдесят шесть лет по новизне стиля, цветовой палитре и энтузиазму не отставал от своих более молодых коллег.
Важно
В 1910 художника не стало. Умер он в нищете от случайной раны на ноге, которой он не придал значения, но она стала гноиться, поднялась температура, появился озноб. Врач поставил диагноз «белая горячка». Анри Руссо отправили в больницу, где он вскоре скончался от заражения крови и начавшейся гангрены.
А.Руссо. Женский портрет. 1895 г.
Похоронили Руссо на кладбище для нищих, рядом с могилой стояло всего несколько верных его друзей. Аполинер написал карандашом эпитафию художнику, которую позднее выгравировали на памятнике.
«Милый Руссо, ты нас слышишь? Мы приветствуем тебя, Делоне, его жена, Господин Кеваль и я. Пропусти наш багаж без пошлины к небесным вратам. Мы доставим тебе кисти, краски, холсты, Чтобы свой священный досуг, озаряемый светом истины, Ты посвятил живописи, И чтобы, как когда-то меня, ты написал звездный лик».
Дочь художника после смерти отца разорвала и выбросила все его рисунки и картины, не считая их достойными: в их доме никогда не было картин Анри Руссо.
И когда друг художника Делоне после смерти пришел к нему домой, чтобы забрать его рисунки и картины, он ничего не нашел, ни одного рисунка, ни одной картины. Все превратилось в пепел.
Сохранились только газетные вырезки с рецензиями, которые художник тщательно подклеивал в свои записные книжки.
Тина Гай
coded by nessus
Анри Руссо. Примитивные и «детские» рисунки или шедевры?
Наивный художник, которому не хватает образования, художник-экспериментатор, глупец и фантазёр, его картины детские и примитивные – всё это о себе и о своих картинах слышал Анри Руссо.
Взяв кисть в руки в 42 года, и не имея художественного образования, Руссо превратился в художника-самоучку. Не всё получалось у него сразу, и признанные художники некоторое время смеялись над ним. Однако Анри Руссо не опускал руки, и сегодня его картины считаются шедеврами во всём мире.
«Автопортрет»
Каким был путь Руссо к успеху?
Картины Руссо зачастую имеют фантастический оттенок. Вдохновение художник черпал в ботанических садах и сельских пейзажах. Его девиз: «Каждый имеет право на самовыражение без ограничений».
Тема картин Анри Руссо – гармония человека и природы, а также природа в самых восхитительных её проявлениях.
В данной картине примечательно изображение грозы и молнии. И тигр, пугающий и напуганный одновременно. Именно в этом вся притягательность этой работы.
«Нападение в джунглях»
«Обезьяны в джунглях»
Совет
А эта картина по сей день вызывает вопрос: что именно хотел показать автор? Комичность того, как обезьяны подражают людям или то, что люди порой ведут себя не намного лучше, чем обезьяны?
Руссо пишет так, как чувствует. Часто в его картинах нет правильной перспективы и пропорций. Например:
«Мебельная фабрика в Альфортвиле»
Порой художник прибегает к хитрости, чтобы скрыть недостаток образования. Например, Руссо было сложно рисовать ноги, поэтому на картинах он часто их скрывает.
«Портрет мадам М.»
«Портрет женщины»
А в этой картине, как показал рентген, художник дорисовал подолы женским платьям, видимо, по той же причине. Кроме того, Руссо менял взгляд тех, кого изображал на картине.
Именно взгляды, устремлённые на невесту, несут в этой картине главную смысловую нагрузку.
«Свадьба»
Лучше всего Руссо давались деревья. А когда художник рисовал львов, то открывал двери и окна мастерской.
Сам художник объяснял это так: «А вдруг нападут?!». Это говорит о том, насколько Руссо был увлечён своими фантазиями, которые выражал на полотне.
«Спящая цыганка»
В жизни Руссо было много горя и печалей: смерть двух жён и пяти детей, неразделённая любовь уже на закате жизни, бедность и необходимость всё время доказывать своё право на звание «художник». Однако Руссо никогда не сдавался. Страсть к живописи была сильнее отсутствия образования или ошибок.
Обратите внимание
Со временем кропотливость Руссо и его фантастическое видение мира принесли ему восхищение Пикассо и других художников. Уже после смерти художника его полотна будут стоить больших денег.
Пример Руссо учит тому, что мечта сильнее обстоятельств. Стать великим, не допустив ряда ошибок, невозможно. И лишь тот, кто не стыдится своих ошибок и готов идти вперёд, невзирая на насмешки и обидные слова в адрес своего творчества, сможет достичь успеха.
«Карнавальный вечер»
Закончить хочется картиной «Карнавальный вечер» – первым масштабным произведением Руссо, с которого начался путь к признанию в художественных кругах.
Статья подготовлена @mralya для @vp-painting
Руководство по публикации статей в сообществе «Мастерская художников»
Анри Руссо: жизнь и творчество художника
Анри Жюльен Феликс Руссо (по прозвищу Le Douanier, «Таможенник»; 1844—1910) — французский живописец-самоучка, один из самых известных представителей наивного искусства, или примитивизма.
Содержание
Биография Анри Руссо
Творчество Руссо
Работы художника
Картины Анри Руссо
Библиография
Анри Руссо родился 21 мая 1844 года в городке Лаваль (департамент Майенн), в семье рабочего. После службы в армии устроился на работу на французскую таможню. Живописью стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования.
В 1886 году Руссо впервые показывает свои работы широкой публике, участвуя в «Выставке независимых». Уже при жизни в художественном сообществе Франции его высоко ценили за колористическое богатство работ и оригинальные сюжеты (Руссо часто рисует экзотические джунгли, которых он никогда в жизни не видел).
Художник умер от гангрены 2 сентября 1910 года в парижской больнице Неккера (фр.) после того, как поранил себе ногу.
Надгробный барельеф на могиле Анри Руссо выполнил великий французский скульптор румынского происхождения, Константин Брынкуши.
Творчество Руссо
Руссо был художником-дилетантом. Он привлек к себе внимание парижского авангарда. когда впервые выставил картины в Салоне Независимых в 1885 году.
Творчество Руссо вызывало восхищение Пабло Пикассо и его окружения, где ценили необычное, непринужденное восприятие мира Руссо, абсолютно свободное от догм академического общения.
Интенсивный цвет, твердо очерченные формы и тщательно исполненные детали характеризуют наивный стиль Руссо.
Важно
Фантастические, наивные и непосредственные пейзажи Руссо (“Прогулка в лесу”, около 1886, Кунстхауз, Цюрих), виды Парижа и его пригородов, жанровые сцены, портреты (“Автопортрет с палитрой”, 1889-1890, Национальная галерея, Прага; “Артиллеристы”, 1895, Музей Гугенхейма, Нью-Йорк) отличаются условностью общего решения и буквальной точностью деталей, плоскостностью форм, ярким и пестрым колоритом.
Создавая воображаемые джунгли, Руссо черпал вдохновение во время многочисленных посещений ботанического сада в Париже.
Прозвище Руссо — Таможенник — обязано своим происхождением его основной профессии.
Творчество Руссо послужило импульсом к признанию эстетической ценности примитивизма, к использованию его выразительных средств многими профессиональными художниками ХХ века.
Работы художника
- Спящая цыганка
- Напавший тигр
- Тигр напавший на быка
- Прогулка
- Тропический лес с обезьянами
- Война
Война
Заклинательница змей
Спящая цыганка
- Заклинательница змей
- Экваториальные джунгли
- Карнавал
- Сон
Библиография
- BihaIji-Merin L. und О., Leben und Werk des Malers Henri Rousseau, Dresden, 1971.
- Dora Vallier. Henri Rousseau, 1979,
- Великие художники: их жизнь, вдохновение, творчество, Киев, 2003 г.
При написании этой статьи были использованы материалы таких сайтов: ru.wikipedia.org, smallbay.ru
Если вы нашли неточности или желаете дополнить эту статью, присылайте нам информацию на электронный адрес admin@allpainters.ru, мы и наши читатели будем вам очень благодарны.
Анри Руссо: картины художника
Творчество. Свобода. Живопись.
Allpainters.ru создан людьми, искренне увлеченными миром творчества. Присоединяйтесь к нам!
Анри Руссо: жизнь и творчество художника
Проголосуйте
Волшебник и фантазёр Анри Руссо
Руссо был самоучкой, полностью посвятить себя живописи смог только в зрелом возрасте,
когда ушёл со службы в отставку в 1885 году, тогда ему было уже более 40лет.Источником вдохновения мастера в ранний период его творчества были
народные картинки, с их простыми и яркими цветами и обилием деталей.
Значительная часть картин, относящихся к позднему периоду творчества Руссо, —это экзотические пейзажи,фантастические изображения джунглей.
Период работы над циклом “Джунгли” в течение 15 лет стал для художника самым плодотворным
.
В его картине “Сон ” из этого цикла (1910,Нью-Йорк, коллекция Дженис)
сочетание реальных и воображаемых пространства и времени предвосхищает опыты сюрреализма. Начав писать пейзажи, художник дает волю своей безграничной фантазии.Львиная трапеза Самое удивительное,что никогда художник не был в дебрях Африки и джунглях Мексики,все его таинственные картины создавались силой воображения и фантазии. Дальше Ботанического сада в Париже он нигде не бывал.
Но именно этот сад стал для него источником фантазий, действовавших на него также сильно и таинственно, как действуют теперь на нас – его картины.
Экзотический пейзаж
Правда ходили легенды,которые сам художник не опровергал ,будто ему пришлось
однажды побывать в Мексике, когда он был солдатом французскойармии, которую Наполеон III послал воевать в далекую Мексику.Не потому ли в его “тропических” картинах тигры, обезьяны и фламингоживут в окружении растений, удивительно похожих то на американскую
агаву, то на стебли мексиканской кукурузы.
Среди многих его экзотических, просто завораживающих полотен особо выделяется колдовская картина “Заклинательница змей”,ставшая знаменитой и хранящаяся в музее Орсэ в Париже.
Заклинательница змей 1907
Руссо как художника отличала особая работа с цветом. Художник тщательно
прорабатывал тона картины и детали пейзажа. Чтобы изобразить,например,листву, ему иногда требовалось более 50 оттенков зеленой краски.
Его внимание сосредоточивалось главным образом на придумывании,сочинении картин, а не на использовании впечатлений от натуры,что имелоогромное значение для дальнейшего развития живописи в тот момент,когда произошел отказ от импрессионизма.
Сон (Сон Ядвиги) 1910«Сон» – последняя и главная картина последнего периода творчества Анри Руссо,
написанная за несколько месяцев до внезапной смерти художника.
Она получила широкое признание и критиков, и публики сразу после выставки«Салона Независимых». Как объяснял сам Руссо, на полотне изображен сон,который видит лежащая девушка. Обнаженная на диване – излюбленный идаже традиционный сюжет салонной живописи – на этой картине оказываетсяпосреди джунглей.”Тут, задолго до опытов сюрреализма, смешиваются сон и явь,демонстрируя реальность воображаемого.” Руссо удивительно ярко и сочно
изображает тропическую растительность. И хотя его травы и цветы не имеют
соответствий в атласах растений и являются плодом богатого
воображения художника, они выписаны с предельной тщательностью.
“Определить границы плоскости, передать трехмерное пространство, придать
композиции глубину, – все это для него было непостижимым.”Так и не освоив законы перспективы, Руссо добивался реалистичного объема
своих джунглей за счет цветовых нюансов и сложного переплетения растений,
например, только для изображения листвы он использовал здесь больше 20-ти оттенков зелёного,
что создавало ощущение зрительной удалённости.
«Не знаю, нравится ли это Вам, как мне, однако когда я попадаю в оранжерею
и вижу там редкие растения из экзотических стран, то думаю, что мне снится сон.И я начинаю чувствовать себя другим человеком…»Анри РуссоСпящая цыганка 1897
Кроме живописи Руссо создал и несколько литературных произведений —
мелодрамы, полные той же наивной фантазии, что и его полотна,а также занимался музыкой,за свой вальс,например он был награждён.
Умер Анри Руссо в Париже 4 сентября 1910.
Совет
Причиной его смерти стала гангрена, которая развилась после травмы ноги.А Гийом Аполлинер напишет на его надгробии сочиненную им эпитафию: «Прощаемся с тобою, наш добрый друг Руссо! Услышь нас — Делоне с женой,Кеваля и меня. Мы принести тебе в подарок кисти, краски, холст,
чтоб на святом досуге ты писал портреты звезд».
Коляска папаши ЖюньеКорабль,попавший в шторм
Игра в мяч
Крестьянская свадьбаКарнавальный вечерСчастливый квартетНападение тигра на буйволаМебельная фабрика
Нападение в джунглях 1891
«Тигр во время тропической грозы» (так буквально переводится французское название картины) —это первое произведение Руссо, посвящённое джунглямСтолетие свободы (Карманьола)Букеты цветов
О художнике :http://gallerix.ru/read/anri-russo/
Картины :http://gallerix.ru/storeroom/550004248/