Святая цецилия рафаэля. самое интересное о картине – все о живописи

Рафаэль. Экстаз святой Цецилии (Святая Цецилия со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной) – описание картины, анализ

Святая цецилия рафаэля. самое интересное о картине – все о живописи

«Экстаз святой Цецилии», написанный для болонской церкви Сан-Джованни ин Монте, – одно из самих грандиозных творений Рафаэля. На российской выставке «Рафаэль. Поэзия образа» в 2016 году картина заняла центральное место.

«…это – величайшая картина Высокого Возрождения, – поясняет искусствовед Александр Тимофеевский на своей странице в Фейсбуке, – из самого первого ряда, там, где Тондо Дони Микеланджело и Анна и Мария с Младенцем Христом Леонардо.

Мы говорим «большой стиль», обзывая им все, что угодно, сталинскую архитектуру из папье-маше, любую бутафорскую хрень, но у слов все-таки есть первоначальный смысл, и «большой стиль», maniere grande, это как раз про тот ряд, откуда «Экстаз святой Цецилии»!»

Артхив собрал минимум знаний, необходимый для понимания одной из величайших работ Рафаэля. Цецилия (иногда встречается написание Чечилия или даже Кикилия) – почитаемая не только католиками, но также и православными мученица, жившая в Риме в начале III века и считающаяся изобретательницей и покровительницей церковной музыки.

Цецилия родилась в семье богатых римских патрициев и с детства воспитывалась в христианской вере.

Это означало особый подход к жизненным благам: юная римлянка стремилась разделить своё имущество с бедными, под роскошным платьем носила власяницу – длинную рубаху из грубой шерсти (она есть и на картине Рафаэля), которая колола и натирала тело и не позволяла ему стать изнеженным, а кроме этого, Цецилия дала Господу обет целомудрия. Родители выбрали ей в мужья знатного язычника Валериана. В подобных ситуациях девственницы-христианки поступали по-разному. Святой Либерате, к примеру, удалось вымолить, чтобы у неё выросла обезобразившая её борода и этим отвратить жениха от мысли о браке, а святая Лючия Сиракузская, жених которой, узнав о её обете безбрачия, решил отвезти её в публичный дом, молилась так истово, что тысяча стражников не смогли сдвинуть её повозку с места. Но святая Цецилия, в отличие от них, увидела в будущем муже не язычника и не мучителя, а человека – образ и подобие Божие. Цецилия убедила жениха не нарушать её обета и говорила так убеждённо и искренне, что Валериан не только согласился с ней, но и вместе со своим братом Тивуртием принял христианство. Все трое привели ко Христу еще 400 человек, были преследуемы властями, под ударами плетей не отреклись от Христа и приняли мученическую смерть.

Цецилия жила в III веке, а считать её покровительницей музыки стали гораздо позже – примерно в XV-XV вв. В XIII столетии увидел свет знаменитый сборник житий святых, записанных монахом-доминиканцем Иаковом Ворагинским, позднее получивший название «Золотая легенда». Содержа множество занимательных подробностей, он стал неисчерпаемым кладезем сюжетов для живописцев. О Цецилии, например, сообщалось: «ведомая под звуки музыкальных инструментов в дом своего жениха, Цецилия взывала к Богу, моля сохранить ее душу и тело незапятнанным». В ответ на свои молитвы Цецилия перестала слышать земную какофонию и услышала ангельское пение. На её лице Рафаэль запечатлел выражение восторга и экстатической отрешённости. Обратите внимание

Считают, что в изображении ангелов в верхней части картины Рафаэль зашифровал пифагорейскую теорию музыки: их количество и расположение, отмечает Александр Махов, «выражает математическую пропорцию самого совершенного музыкального консонанса – октавы».

Цецилия, которой дано слышать недоступную другим людям «музыку сфер», таким образом, становится посредницей между музыкой небесной и земной. С этой целью она, согласно устному преданию, изобрела орган – инструмент, который наилучшим образом может донести до людей музыку ангелов. Неслучайно эта святая вдохновляла многих композиторов: свои «Оды к св.

Цецилии» есть у Георга Фридриха Генделя и Генри Пёрселла, а Шарль Гуно создал целую «Торжественную мессу в честь святой Цецилии». Восторженное описание картины Рафаэля оставил Ференц Лист.
Действительно, под ноги Цецилии и её спутников презрительно брошены музыкальные инструменты: разбитая виола да гамба, бубен-тамбурин, треугольник, литавры и флейты.

Об их реалистичности Джорджо Вазари с восхищением писал, что они «кажутся доподлинно существующими, а не написанными». Правда, скорее всего, инструменты выполнил не Рафаэль, а его ученик Джованни да Удине, о чем также поведал Вазари: «Рафаэль, весьма любивший талант Джованни, работая над деревянным образом святой Цецилии…

поручил Джованни написать орган, который держит святая, воспроизведенный им с натуры столь отменно, что кажется рельефным». Однако органист и музыковед Александр Майкопар считает, что зритель, глядя на Цецилию Рафаэля, вправе задаться вопросом, «почему органетто (или органино) – маленький орган-портатив – св.

Цецилия держит так, что на нём не только нельзя играть, но из него даже вываливаются некоторые трубки?» Ответ, по-видимому, в том, что любые звуки, извлекаемые из земных и материальных музыкальных инструментов, меркнут перед небесной гармонией. Тому, кто слышит, как Цецилия, пение ангелов, становятся не нужны «грешные песни земли».

«Экстаз святой Цецилии» близок к иконографическому типу Sacra Conversazione, т.е. «святое собеседование». На картинах этого типа Богоматерь с младенцем изображалась в окружении святых, которые могли жить в совершенно разное время и быть небесными покровителями заказчиков, а сама атмосфера «собеседования» обычно отличается спокойной созерцательностью.

Нечто подобное мы видим и у Рафаэля с той разницей, что в центре композиции оказывается св.Цецилия. Её окружают апостол Павел, евангелист Иоанн, великий богослов Августин Блаженный и библейская Мария Магдалина.

Почему они?

Возможно, по мысли Рафаэля именно они лучше всего способны транслировать идею первенства божественного перед земным и христианскую философию любви. Иоганн Вольфгане Гете в «Итальянском путешествии» писал о них: «Пятеро святых рядом друг с дружкой, ни до одного из них нам, собственно, дела нет, но их земное бытие воссоздано так совершенно и несомненно, что этой картине желаешь вечной жизни, примиряясь даже с мыслью, что сам ты обратишься в прах».

Святые изображены так искусно, что, по словам Вазари, в их «фигурах мы воочию видим и трепет живой плоти, и проявление духа, и биение жизни в самом мимолётном ощущении».

Важно

Апостол Павел написан в красном плаще и зелёной тунике, он опирается на меч (возможно, потому, что и Христос говорил «Не мир пришёл Я принести, но меч», Мф.10:34), а в руках держит одно из своих посланий. Иоанн по традиции изображён юным и красивым, у его ног – орёл, символ этого апостола.

Блаженный Августин и Мария Магдалина также держат в руках предметы – посох и сосуд с благовониями. Этим распределением предметов Рафаэль как бы уравновешивает тяжесть органа св. Цецилии.

Своей геометричностью и прямолинейностью этот инструмент мог бы нарушить плавные криволинейные ритмы картины, но Рафаэль находит изобразительный способ нивелировать такой эффект, дублируя в смягчённом виде линии трубок органа в складках туники Марии Магдалины.

Интересно, что из всех пятерых изображённых взор в небесам обращает только святая Цецилия, остальные четверо смотрят в четырёх различных направлениях: Павел – вниз, Иоанн и Августин – друг на друга (т.е. вправо и влево), а Магдалина – прямо на нас.

Если иметь в виду еще и зрителя, смотрящего на картину, то получается, что Рафаэль учёл одновременно три взаимоперпендикулярных направления взглядов. Еще одна интересная деталь: все святые, кроме обутой в сандалии Цецилии, изображены босыми.

Это могло означать, что только она одна вполне оторвалась от земного, остальные же всё еще крепко привязаны к земле, на которой стоят. В отличие от многих других картин – да. Заказала картину аристократка из Болоньи по имени Елена Дальольо.

Она и сама была склонна к религиозной экзальтации, после её кончины католическая церковь признала Елену блаженной. Дальольо уверяла, что однажды во сне до её слуха донёсся голос, который повелел ей построить часовню в честь святой Цецилии при церкви Сан-Джованни ин Монте.

Елена пересказала сон своему родственнику – флорентийскому певцу и музыканту Антонио Пуччи. Тот горячо поддержал планы Елены: недавно Пуччи потерял голос и надеялся, что покровительница музыкантов Цецилия поможет его вернуть.

Совет

Брат Антонио, кардинал Лоренцо Пуччи, по счастью, был хорошо знаком с Рафаэлем и пообещал уговорить художника взяться за эту работу. Слава Рафаэля к этому времени уже была в зените, его работа стоила очень дорого, но Елена Дальольо и братья Пуччи смогли собрать крупную сумму – тысячу скудо золотом.

Заказ показался художнику интересным и, несмотря на сильную занятость, он принялся за дело.

«Экстаз св.Цецилии» преумножил славу Рафаэля. Вазари излагает легенду о том, что художник Франческо Франча, которому Рафаэль поручил встретить картину в Болонье и проследить за тем, как её разгрузят и установят в церкви Сан-Джованни ин Монте, при виде картины пришёл в такой восторг (а некоторые считают – в такое расстройство, вызванное завистью к более молодому и талантливому Рафаэлю), что его сердце перестало биться.

Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной

Святая цецилия рафаэля. самое интересное о картине – все о живописи

Дерево, масло (перенесена на холст)

236×149 см

Болонья, Национальная пинакотека

«Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной» – одно из самых известных изображений святой Цецилии, покровительницы музыки, и, может быть, одно из самых знаменитых произведений живописи в истории мирового искусства.

Об этой работе Рафаэля с восторгом отзывался Джорджо Вазари, автор знаменитых «Жизнеописаний прославленных живописцев, скульпторов и архитекторов».

Вот что пишет Вазари: «На картине изображена святая Цецилия, которая прислушивается к божественным звукам, ослепленная сиянием небесного хора поющих ангелов и вся во власти гармонии. В ее чертах видна та отрешенность, которую можно наблюдать на лицах людей, находящихся в состоянии восторга.

У ног ее разбросаны музыкальные инструменты, которые кажутся доподлинно существующими, а не написанными на полотне, таковы же ее покрывала и парчовые одеяния, а под ними – поразительно написанная власяница».

Произведение, выполненное в последние годы жизни Рафаэля, когда вокруг него сложился круг учеников, почти полностью написано им самим. Лишь музыкальные инструменты на переднем плане – работа Джованни да Удине, о чем говорил все тот же Вазари. Правоту его слов доказали современные технологические исследования.

По сторонам от центральной фигуры стоят погруженный в свои мысли святой Павел и обращенная к зрителю Мария Магдалина. Святые Иоанн и Августин молча обмениваются взглядами. Еще первые комментаторы замечали, что противопоставление ангельского хора и разбросанных по земле разбитых музыкальных инструментов – символ контраста между музыкой земной и небесной.

Предназначавшаяся для болонской церкви Сан Джованни ин Монте, эта композиция в 1796 году была перевезена в Париж, где выставлялась во вновь созданном тогда Музее Наполеона. Во Франции было осуществлено перенесение живописи с деревянной основы на холст.

В 1815 году картина была возвращена в Болонью, но размещена не в церкви, а в Пинакотеке. К сожалению, отсутствуют документы, касающиеся истории заказа произведения и времени его создания; известен только один подготовительный рисунок, что до сих пор дает почву для сомнений в датировке.

Обратите внимание

Достоверно известно лишь то, что прототипом образа святой Цецилии была жительница Болоньи Элена Дульоли, склонная к мистике и видениям и признанная при жизни блаженной.

В эпоху барокко, когда изображение мистического экстаза святых особенно поощрялось католической церковью, симметричная и уравновешенная композиция Рафаэля стала тем идеалом, на который ориентировались художники болонской школы.

С момента своего появления и во все последующие времена это произведение великого мастера вызывает восхищение.

В XVIII веке о «Святой Цецилии…» писал Вольфганг Гёте, а в следующем, XIX столетии, композитор Ференц Лист назвал ее «волшебно прекрасным выражением всего благороднейшего и идеальнейшего, чем обладает человеческая форма, чудом грации, чистоты и гармонии и одновременно совершенным символом искусства». С восторгом отзывался о картине и Александр Иванов, в 1834 году посетивший Болонскую пинакотеку.

Святая Цецилия

Святая цецилия рафаэля. самое интересное о картине – все о живописи

Фойе партера Большого зала консерватории украшает прекрасный витраж с изображением Святой Цецилии (Кикилии Римской).

Святая Цецилия (лат. Caecilia Romana, итал. Cecilia a Roma, Чечилия) — или Св. Кикилия Римская (ок.200–230) — раннехристианская святая дева-мученица. Она изображается с мечом и розой, рядом с клавишным (орган, клавесин) или струнным смычковым инструментом. Её имя упоминается в Евхаристической молитве Римско-Католической Церкви.

Святую Цецилию начинают почитать покровительницей церковной музыки с XVI века. Согласно преданию, она молилась Богу и пела духовные песнопения в то время, когда её вели к венцу.

Позже ангел спустился к жениху и невесте и возложил на их головы венки из роз и лилий. Эти цветы обычно являются атрибутами св.

Цецилии, как и разные музыкальные инструменты, чаще всего — клавишные (орган-позитив, клавесин, челеста) или струнные смычковые (виолы).

Святая Цецилия родилась в семье римских аристократов и ещё в юности уверовала в Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому смыслом её жизни стало служение неимущим и желание остаться в чистоте и целомудрии до смерти.

Когда родители решили выдать дочь замуж за знатного римлянина Валериана, девушка не стала им перечить и только молилась о помощи Божией. Ей удалось привести жениха к вере в Христа. Вскоре к христианству был приведен и брат Валериана Тивуртий. Молодые люди всячески помогали беднякам.

Важно

Они не испугались мучений во время преследований. Валериана и Тивуртия казнили, а в это время св. Цецилия успела раздать остатки имущества и привести к вере в Христа 400 римлян. Сначала её пытались умертвить в раскалённой бане, но св. Цецилия оставалась жива.

Тогда её попытались поразить мечом, но палач не смог отрубить деве голову и нанёс только смертельные раны. После этого св. Цецилия прожила ещё три дня, твёрдо исповедуя христианскую веру.

Христиане похоронили тело св. Цецилии в римских катакомбах и веками молились перед ними. В IX веке папа Пасхалий I торжественно перенёс мощи святой из катакомб и поместил в храм Св. Цецилии в Трастевере (за Тибром), а голову повелел хранить в монастыре Санти- Куаттро-Коронати.

Но когда в 1599 году мощи были открыты, то голова оказалась вместе с телом. Присутствовавшие при открытии мощей засвидетельствовали их нетленность.

Скульптор Стефано Мадерно, участвовавший в открытии мощей, запечатлел увиденное им тело Цецилии в мраморной скульптуре, находящейся в церкви Санта-Чечилия-ин-Трастевере.

Образ св. Цецилии не раз привлекал живописцев, прежде всего — Рафаэля Санти, позднее – Артемизию Джентилески, Карло Дольчи, Джона Мельюша, Николо Реньери, Гвидо Реньи, Маттео Россели, Джона Уотерхауза.

Джованни Пьерлуиджи Палестрина в XVI веке основал в Риме общество для развития духовной музыки под названием «Братство Св. Цецилии». Папа Пий IX преобразовал это общество в Академию и учредил орден отличия для ее членов.

Ныне она называется Национальная академия «Санта Чечилия». Ее действительными и почетными членами стали многие музыканты Италии и других стран.

Совет

При Академии существуют симфонический оркестр и хор, а также музей и научная музыкальная библиотека.

Известны музыкальные произведения, написанные в её честь, это «Оды на день св. Цецилии» (Ode for St. Cecilia’s Day) Генри Перселла (1659–1695) и Георга Фридриха Генделя (1685–1759).

В «Отчете по постройке и торжественному открытию здания Московской консерватории» (Москва, 1905 г.) напечатана информация о том, что изготовление витража для фойе Большого зала было поручено мастерским семьи Франков, входившим в Северное стекольно-промышленное общество.

Судьба этого выдающегося произведения искусства сложилась трагически. Во время Великой Отечественной войны в октябре 1941 года на дом, расположенный по соседству, упала немецкая фугасная бомба.

Поднятая ею взрывная волна разбила замечательный витраж вдребезги. Проем в стене быстро замуровали.

А после окончания войны здесь разместили картину Ильи Ефимовича Репина (1844–1930) «Славянские композиторы», написанную им в 1871–72 годах для гостиницы и ресторана «Славянский базар» на Никольской улице, дом 17.

К счастью, уцелели барельефы с изображением Святой Цецилии, которые венчают арочные конструкции и над лестницами, и над ложами. Они всегда напоминали о прекрасной покровительнице прославленного зала.

Лишь через 70 лет по инициативе ректора Московской консерватории, профессора Александра Сергеевича Соколова в процессе реставрации Большого зала в 2010–2011 годах было решено воссоздать утраченный витраж.

Обратите внимание

В Музее имени Н.Г. Рубинштейна сохранились негативы с изображением старого витража, а в мастерских «МОСПРОЕКТА № 2» — образцы стекол.

В восстановлении витража участвовали С.В. Кюнер, И.Б. Антоненко, А.В. Володина (ЗАО «БАЛТСТРОЙ»), А.Е. Михайленко (ФГУП «АТЭКС» — ФСО России), А.А. Берштейн (МОСПРОЕКТ № 2, мастерская № 13), В.Н. Лебедев, О.И. Лебедева, Е.О. Виссер, Э.О. Чепуров, А.С. Николаев (Витражная мастерская Вадима Лебедева, Санкт-Петербург).

На двух заседаниях Ученого Совета Московской консерватории детально рассматривался проект восстановления шедевра. Благодаря объединенным усилиям витраж «Святая Цецилия» воссоздан в его подлинном виде и украшает собой прославленный храм музыки.

Лучшие картины Рафаэля

Святая цецилия рафаэля. самое интересное о картине – все о живописи

Первую свою живописную Мадонну он создал в 17 лет, а самая знаменитая его картина – тоже изображение Богоматери с младенцем, великая «Сикстинская мадонна», – хранится в Дрезденской галерее.

Ученичество

Про таких, как Рафаэль Санти, говорят: он прожил короткую, но очень яркую жизнь. Да, уйти в 37 – значит, лишить мир еще многих и многих своих шедевров. Например, Микеланджело продолжал творить до самой смерти в глубокой старости. В грустных глазах Рафаэля на растиражированном «Автопортрете» словно бы угадывается трагически-скорый конец его земного существования.

Родители Рафаэля тоже не были долгожителями. Отец умер, когда мальчику только исполнилось 11 (но он, художник, успел передать азы мастерства наследнику), а мать будущего гения Возрождения пережила мужа на 7 лет. 

Теперь ничто не удерживало его в родном Урбино. И Рафаэлло становится одним из учеников мастера Перуджино в Перудже.  Там он знакомится еще с одним талантом умбрийской школы – Пинтуриккьо, несколько работ художники выполняют вместе.

Первые шедевры

В 1504-м (живописцу только лишь 21 год) родился шедевр «Три грации». Санти постепенно отходит от подражательства учителю и приобретает собственный стиль. К этому же периоду относится и миниатюрная «Мадонна Конестабиле». Это одна из двух картин мастера, которые хранятся в России (в собрании «Эрмитажа»). Вторая – «Мадонна с безбородым Иосифом» (другое название – «Святое семейство»). 

Очень обогатило «багаж» начинающего живописца знакомство со «столпами» Ренессанаса – Микеланджело Буонаротти и Леонардо да Винчи. Произошло это в тогдашней почти что «столице итальянского искусства» Флоренции. Влияние Леонардо чувствуется в портрете «Дамы с единорогом».

Удивительно видеть малюсенького однорогого зверька (взору привычнее киношные белогривые шикарные кони с рогом во лбу), смирно сидящего на коленях у белокурой девицы (именно девицы – по преданию, единороги становились ручными только у девственниц). Флорентийский период ознаменован созданием двух десятков Мадонн.

Вероятно, тема материнской любви была очень близка Рафаэлю – ведь он рано лишился этого блага. 

Самые лучшие работы Рафаэля

Одна из знаменитейших работ Рафаэля Санти создана в Риме, куда живописец переехал в 1508-м году. Фреска «Афинская школа» (она украшает Апостолический ватиканский дворец) – очень сложная композиция (на полотне изображено более 50 героев).

В центре – мудрецы Платон и Аристотель, первый провозглашает о первичности духовного (подняв руку вверх, к небу), второй – приверженец земного (он указывает в пол).

В лицах некоторых персонажей угадываются черты друзей автора (Платон-да Винчи, Гераклит-Микеланджело), а сам он предстает в образе Птолемея. 

Важно

Среди десятка римских рафаэлевых Мадонн – самая трогательная и известная из всех существующих изображений Богоматери «Сикстинская Мадонна». «Кусочек неба, мостик облаков – и к нам с тобой спускается Мадонна. К себе прижала сына так любовно, его оберегая от врагов…».

Главная фигура на полотне, конечно, Мария. Ее, несущую необычно серьезного ребенка, приветствуют святая Варвара и папа Сикст Второй с «зашифрованным» в правой руке именем (приглядитесь – на ней 6 пальцев). Внизу пара флегматичных пухлых ангелочков залюбовались на мать и дитя.

От ее тревожных глаз невозможно оторваться.

Любовь всей жизни

В облике главной героини «Сикстинской мадонны» можно узнать любовь всей жизни великого итальянского творца – она вошла в историю под прозвищем «Форнарина». Дословный перевод слова – «булочница». Красотка Маргерита Луте действительна выросла в семье хлебопека. В качестве модели и возлюбленной Рафаэлло девушка пробыла долгие годы – до смерти художника. 

Ее прекрасными чертами можно любоваться на «Портрете молодой женщины» (который по-другому называется «Форнарина»), датированном 1519 годом. Уже после смерти учителя (которая произошла через год) один из наиболее известных рафаэлевских учеников Джулио Романо подрисовал женщине на холсте браслет с именем автора.

Другое знаменитое  изображение Музы – «Донна Велато» («Дама под покрывалом»). Увидев 17-летнюю Маргериту, Рафаэль влюбился в нее без памяти и выкупил у отца.

Многие представители богемы той поры были гомосексуальны (эпохе Возрождения вообще было свойственно безудержное торжество плоти), а вот Санти оказался исключением. 

Две версии гибели

Одна из легенд о его кончине гласит, что смерть настигла художника в постели Форнарины. Та же злая сплетня утверждает: девица не была верна возлюбленному. А после его раннего ухода, получив немалое состояние, все же пошла на поводу своей порочной натуры и стала одной из известных куртизанок Рима.

Но почитатели таланта живописца придерживаются другой версии: в могилу его свела лихорадка. А любви пары Рафаэль-Форнарина могли бы позавидовать многие. После смерти своего невенчанного супруга она приняла постриг и ненадолго пережила маэстро, считая себя его вдовой.

Талант Рафаэлло был многогранен. Он проявил себя как архитектор, как поэт. А один из его рисунков ушел с аукциона «Сотбис» в конце 2012 года за рекордную цену в 29721250 английских фунтов.

Приезд “Святой Цецилии” – Журнал “Коммерсантъ Власть” – Издательский Дом КоммерсантЪ

Святая цецилия рафаэля. самое интересное о картине – все о живописи

ГМИИ имени Пушкина открывает выставку “Рафаэль. Поэзия образа”, на которую из коллекций итальянских музеев приедут несколько портретов флорентийского периода и один настоящий шедевр — “Экстаз святой Цецилии”.

Выставка получилась небольшой, но логичной: здесь понятно и доступно объясняется, как Рафаэль сделался титаном Возрождения. Начнем с ангела 1501 года, того времени, когда художник еще жил в Урбино и испытывал влияние своего учителя Перуджино. Здесь светлая живопись и упрощенные черты свидетельствуют о том, что искусствоведы обычно называют боязливым кватрочентизмом.

Избавиться от него Рафаэлю помог визит во Флоренцию, случившийся около 1504 года. Там молодой художник встретился с Леонардо и в тонкостях изучил его манеру. Основные работы на выставке происходят как раз из флорентийских собраний (галерея Уффици, палаццо Питти и другие).

Совет

Принято считать, что в парном портрете урбинских молодоженов Аньоло и Маддалены Дони Рафаэль наконец нашел свою манеру. Здесь он впервые задался целью написать живые портреты, то есть сделать так, чтобы портретируемые предстали перед зрителем в наиболее естественных позах, а не фронтальными и торжественными памятниками самим себе, как это было раньше.

В отличие от Леонардо, предпочитавшего готическую мрачность ландшафта, Рафаэль вписывает чету купцов и коллекционеров в более близкий ему солнечный пейзаж, на котором он набил руку еще в мастерской своего учителя Перуджино. Ближе всего Леонардо по цвету автопортрет Рафаэля из Уффици 1505 года, хотя с тонкостью деталей пока загвоздка.

Одна из первых мадонн, которые принесут ему вечную славу, “Мадонна Грандука”, интригует знакомых с историей итальянского искусства зрителей своим черным фоном. Но нет, Рафаэль не предшественник Караваджо: совсем недавно, в 2011 году, исследователи с помощью ультрафиолетового просвечивания нашли под слоем черного фирменный пейзаж. Кто закрасил его, неизвестно.

Может, модник XVII века, поклонник тьмы и световых контрастов.

И наконец, “Экстаз святой Цецилии”, работа зрелого Рафаэля в одном ряду со всеми его шедеврами, начиная с фресок в Ватикане.

“Пятеро святых рядом друг с дружкой, ни до одного из них нам, собственно, дела нет, но их земное бытие воссоздано так совершенно и несомненно, что этой картине желаешь вечной жизни, примиряясь даже с мыслью, что сам ты обратишься в прах”,— писал о “Святой Цецилии” Рафаэля Гете в “Итальянском путешествии”.

Восторг романтиков перед мадоннами и мученицами Рафаэля — это отдельная тема, в русской литературе наиболее страстно раскрытая Василием Жуковским, который перед “Сикстинской мадонной” восклицал: “Не понимаю, как могла ограниченная живопись произвести необъятное!” Правда, в случае Цецилии все чуть сложнее: перед нами не столько божественный образ, сколько аллегория музыки земной и небесной. Считается, что раздолбанные инструменты у ног святой символизируют отказ от плотских удовольствий на грешной земле ради музыки сфер, которую исполняют ангелы наверху, в облаках. Рафаэль нотной грамоты не знал и в тех случаях, когда надо было изобразить музыкальный текст, выдумывал отсебятину, однако на “Святой Цецилии” ангелы расположены группами так, что иллюстрируют пифагорейскую теорию консонансов. Скорее всего, в создании этой композиционной метафоры художнику помогли заказчики. “Святая Цецилия” писалась для капеллы церкви Сан-Джованни-ин-Монте в Болонье по заказу кардинала Лоренцо Пуччи и его покровительницы, аристократки Елены Дульольо, которую за праведную жизнь католическая церковь почитала блаженной.

Валентин Дьяконов

Рубрику ведет Мария Мазалова

10 неизвестных: уникальная возможность увидеть Рафаэля в Москве

Святая цецилия рафаэля. самое интересное о картине – все о живописи

Рафаэль. Автопортрет

По понедельникам многие из московских музеев не работают. Но это не значит, что у публики нет возможности познакомиться с прекрасным. Специально для понедельников редакция m24.

ru запустила новую рубрику “10 неизвестных”, в которой мы знакомим вас с десятью произведениями мирового искусства из собрания московских музеев, объединенных одной тематикой.

Распечатывайте наш гид и смело отправляйтесь с ним в музей.

13 сентября в ГМИИ имени Пушкина откроется выставка из одиннадцати произведений одного из важнейших художников в истории европейского искусства Рафаэля Санти.

Фотогалерея

Рафаэль Санти “Ангел”, 1500

Рафаэль Санти “Ангел”, 1500

Обратите внимание

Увидеть в Москве произведения Рафаэля – уникальный шанс познакомиться с творчеством одного из важнейших художников в истории мировой живописи. В России есть лишь две его картины, и обе хранятся в Государственном Эрмитаже.

Масляная живопись в начале XVI века не приобрела еще статуса главной художественной техники, поэтому картин, написанных масляными красками, у Рафаэля всего порядка ста, остальное – фрески и рисунки. Фрески – это живопись на стенах, которая по определению не может путешествовать по выставкам, а графика не так зрелищна.

Таким образом, выставка из восьми картин и трех рисунков, привезенных из итальянских музеев, беспрецедентный случай даже для самих итальянских музеев.

Рафаэль Санти “Мадонна Грандука”, 1505

Рафаэль Санти “Мадонна Грандука”, 1505

Почему имя Рафаэля Санти вызывает трепет у историков искусства? Потому что он считается одним из трех “титанов” итальянского Возрождения, наряду с Леонардо да Винчи и Микеланджело.

Эти три художника перевернули мир живописи, заложив основы всего, что было придумано в искусстве после них.

Масштабность их работ, технологические изобретения – от наложения красок до теорий цвета, технические приемы и инновационное отношение к перспективе – лишь небольшой список их заслуг.

Рафаэль Санти “Портрет Элизабетты Гонзага”, 1506

Рафаэль Санти “Портрет Элизабетты Гонзага”, 1506

Рафаэль умер в 37 лет, как Александр Пушкин, только его никто на дуэли не убивал.

Родился художник 28 марта 1483 года в Урбино, городе на востоке Италии, который всегда считался культурным центром региона, а умер 6 апреля 1520 года в Риме. Несмотря на религиозность живописи, Рафаэль вел светский образ жизни.

Вазари – главный исследователь его творчества, современник художника – писал, что Рафаэль умер “после времяпрепровождения еще более распутного, чем обычно”.

Рафаэль Санти “Портрет Аньоло Дони Строции”, 1505–1506

Рафаэль Санти “Портрет Аньоло Дони Строции”, 1505–1506

Важно

Рафаэль начал обучение живописи в 18 лет у художника Раннего Возрождения, то есть у человека, принадлежавшего поколению, предшествовавшему “титанам”. Его учителем стал Пьетро Перуджино из Пруджи.

Очень скоро художник переехал во Флоренцию, главный культурный центр Италии. Здесь одним из первых его стал заказчиков стал Аньоло Дони Строцци.

Портрет, который Рафаэль написал для Аньоло, очевидно, был создан под сильным впечатлением от леонардовской Джоконды, которая уже и в то время поражала воображение зрителя.

Рафаэль Санти “Портрет Магдалены Строции”, 1505–1506

Рафаэль Санти “Портрет Магдалены Строции”, 1505–1506

Также Рафаэль написал портрет супруги своего мецената. Изображения парные, что очевидно даже по композиции: если их повесить рядом, супруги будут повернуты друг к другу в три четверти, но при этом взгляд их будет устремлен на художника и на зрителя.

Рафаэль Санти “Немая”, 1507

Рафаэль Санти “Немая”, 1507

Во Флоренции Рафаэль быстро приобрел широкую известность. Слух о его таланте достиг даже Ватикана, после чего сам Папа Римский начал заказывать художнику алтарные образы и свой портрет.

Рафаэль пишет огромное количество портретов просвещенной флорентийской знати, которые, спустя столетие, будут копировать Рубенс и Рембрандт. Слава Рафаэля достигла даже севера Европы и вынудила приехать в Рим самого Дюрера, чтобы познакомиться с великим художником.

Рафаэль Санти “Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной”, 1515

Рафаэль Санти “Экстаз Святой Цецилии со святыми Павлом, Иоанном Евангелистом, Августином и Марией Магдалиной”, 1515

Совет

Несмотря на загруженность в Ватикане, где Рафаэль по заказу Папы делал целую серию фресок для Апостольского дворца, художник продолжал выполнять заказы для церквей по всей Италии.

Святая Цецилия со святыми – один из алтарных образов, выполненных в самый расцвет творческой активности художника. Характерная особенность: натюрморт с музыкальными инструментами у ног Цецилии – абсолютно уникален для творчества Рафаэля и нигде больше не встречается.

Цецилия считается покровительницей музыки, к что этот натюрморт и символизирует.

Рафаэль Санти “Голова женщины в профиль”, 1507

Рафаэль Санти “Голова женщины в профиль”, 1507

На сегодняшний день известно о примерно четырехстах сохранившихся рисунках Рафаэля. Они намного смелее по композиции, чем фрески и картины. Здесь, не завися от заказа, художник мог пробовать, выбирать и экспериментировать с художественными приемами.

Рафаэль Санти “Мадонна с младенцем”

Рафаэль Санти “Мадонна с младенцем”

Некоторые рисунки стали подготовительными эскизами к полномасштабным работам. К примеру, эта “Мадонна с младенцем” считается рисунком к “Мадонне Грандука”. Вообще, Мадонны стали одним из главных “жанров” в живописи Рафаэля.

Находясь в Риме, он написал больше десяти “мадонн”, самой известной из которых стала Сикстинская, которая сегодня находится в Дрезденской галерее. Рисунков с “мадоннами” Рафаэль создал и того больше.

Рафаэль Санти “Молодая женщина в профиль”, 1505

Рафаэль Санти “Молодая женщина в профиль”, 1505

Женские портреты в творчестве Рафаэля – отдельная глава. Это могли быть как частные заказы, так и женщины в образе Мадонны. Более того, уже 500 лет весь мир хранит историю любви Рафаэля с прекрасной Форнариной, чьи портреты также есть среди картин великого мастера.

Рафаэль умер 6 апреля 1520 года совсем молодым, и никто сегодня не скажет, что создал бы великий художник, если бы прожил еще полвека. На его гробнице в Пантеоне выгравирована эпитафия: “Здесь покоится великий Рафаэль, при жизни которого природа боялась быть побежденной, а после его смерти она боялась умереть”.

Сюжеты: 10 неизвестных: шедевры московских музеев , Выход в свет: на какую выставку отправиться в выходные

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *