Триптих босха “сад земных наслаждений”. 7 невероятных загадок картины. – все о живописи

Загадки живописи Иеронима Босха

Триптих босха “сад земных наслаждений”. 7 невероятных загадок картины. – все о живописи

Среди произведений Босха особое место занимает триптих «Искушение святого Антония», написанный в 1506 году и находящийся сейчас в Национальном музее старинного искусства в Лиссабоне. Святой Антоний (ок. 251 — ок. 356) — один из самых почитаемых христианских святых, основатель первой монашеской общины.

Двадцать лет он провел в египетской пустыне, где боролся с жестокими искушениями, посылаемыми ему Дьяволом. Но Босх, взявшись за создание живописного повествования о страданиях святого отшельника, почти не пользовался его житием.

На триптих оттуда попали лишь два сюжета: искушение демоном сладострастия (правая створка) и низвержение Антония (левая створка: там изображено и как бесы возносят Антония к небу, и как падшего святого поднимают с земли братья-пустынники).

Центральная часть — это адские видения святого, которые, по мнению Босха, были главным источником его страданий. Говорят, Босх знал толк в галлюцинациях, отравляя свое сознание спорыньей — родом грибов, паразитирующих на злаках.

Обратите внимание

Существует множество интерпретаций созданных Босхом инфернальных образов, но совершенно очевидно, что многие из них должны были у его современников ассоциироваться с алхимией.

Дело в том, что Босх был ревностным католиком и не мог принять главного тезиса алхимиков: «Что внизу, то и наверху», — концепцию, согласно которой часть божественного света присутствует в каждом творении Господа. Отсюда было совсем недалеко до признания наличия божественного света и в Сатане, что предполагало его спасение в конце времен.

Именно поэтому в глазах Босха алхимики были закоренелыми еретиками. В средней части триптиха помещаются две сюжетные группы: «Черная месса» и «Бегство в Египет», полностью составленные из алхимических символов.

Антоний находится в центре первой, невозмутимо взирая на все, что происходит вокруг него. Во второй использован любимый алхимиками библейский сюжет, поскольку считалось, что алхимическое искусство пришло из Египта.

Босх явно приложил все усилия, чтобы показать зрителям, сколь далеко зашли алхимики в своей еретической интерпретации Священного Писания.

«Черная месса»

Женщина с чашей причастия
Ни в католической, ни в православной церкви женщина не допускается священнодействовать, и в частности совершать таинство причащения. Босх изображает здесь ведьму, в чаше которой не кровь Христа, а алхимический эликсир жизни, изготовленный с помощью черной магии

Черная, белая и красная фигуры
Они олицетворяют собой три одноименные фазы трансформации вещества в ходе алхимического процесса. Кувшин и стакан на столе тоже наполнены эликсиром, сваренным бесами

Уродец с яйцом в руках
Это выкидыш, символизирующий алхимического гомункулуса — человекоподобного существа, созданного искусственным путем, иными словами, человека из пробирки. В руках он держит философское яйцо, в котором вызревает философский камень — реактив, способный превращать металлы в золото.

Руины, в которых совершается месса
Это символ атанора — алхимической печи, в которой происходит трансмутация вещества

Сова
Единственный представитель светлых сил в этой сцене. Она выполняет функцию Божьего ока, чтобы на Страшном суде свидетельствовать против алхимиков.

«Бегство в Египет»

Перевернутый глиняный кувшин
Так обозначался один из двух способов получения философского камня — «мокрый». У Босха кувшин представлен в виде коровьего зада.

Сухое дерево
Это одновременно и символ «сухого» способа создания философского камня, и символ греха, который сушит и убивает душу. Запеленатый ребенок — еще одно изображение гомункулуса.

«САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ»

Ерун ван Акен, подписывавший свои картины «Иеронимус Босх», считался в Хертогенбосе вполне респектабельным человеком. Он единственный из художников состоял в благочестивом городском обществе, братстве Богоматери, при кафедральном соборе Святого Иоанна. Однако художник, возможно, до самой смерти вводил сограждан и заказчиков в заблуждение.

Подозрения, что под личиной доброго католика скрывался еретик, высказывались еще на рубеже XVI–XVII столетий. Историк и искусствовед Вильгельм Френгер в середине XX века предположил, что живописец принадлежал к секте адамитов. Современный исследователь творчества Босха Линда Харрис выдвинула гипотезу, что он был приверженцем катарской ереси.

Катары учили, что ветхозаветный Иегова, творец материальной вселенной, — на самом деле Князь Тьмы, а материя — зло. Души обманутых им ангелов пали из духовного мира на землю. Одни стали демонами, другие, у которых есть еще шанс на спасение, оказались втянуты в череду перерождений в телах людей.

Важно

Катары отвергали учение и обряды католиков, считая все это созданием дьявола. Несколько столетий церковь искореняла распространившуюся по Европе ересь, и к концу XV века о катарах уже почти нигде не было слышно.

Босх, по мнению Харрис, намеренно искажая на картинах канонические сюжеты, зашифровал в многочисленных символах тайное послание будущим поколениям о своей истинной вере.

Так, на левой створке триптиха «Сад земных наслаждений» Босх изобразил Эдем в дни сотворения первых людей, когда души ангелов попали в ловушку смертной плоти.

Центральная часть, полагает Харрис, — тот же Эдем, но настоящего времени: туда попадают души между реинкарнациями, и демоны прельщают их земными соблазнами, чтобы бывшие ангелы забыли о духовном мире и захотели снова воплотиться в материальном.

Правая створка — это ад, куда после Страшного суда попадут все, кто не сумел разорвать цепь перерождений.

Христос. Иисуса катары считали антагонистом Князя Тьмы, Спасителем, который напоминает падшим душам о духовном мире и помогает им выбраться из оков материального.

Обычно считается, что на левой створке триптиха Босх изобразил, как Бог представляет Адаму сотворенную из ребра Еву, но Линда Харрис полагает, что художник написал Христа, предостерегающего Адама от земных соблазнов, воплощение которых — первая женщина.

Кошка с мышью. Зверек, попавший в зубы к хищнику, — намек на души, оказавшиеся в ловушке материального мира.

Сова. Хищная ночная птица, присутствующая на большинстве картин Босха, — это Князь Тьмы, наблюдающий, как люди снова и снова попадают в его силки.

Фонтан духовной смерти. Пародия на фонтан живой воды, образ из христианской иконографии Эдема. Вода источника символизировала спасение человечества верой, обряды крещения и причастия.

Катары отвергали ритуалы, по их мнению, ложной религии, еще крепче связывающие души с материей. На картине Босха в фонтан встроена сфера — символ мира.

Из нее выглядывает коварный творец Вселенной в образе совы.

 Люди. Амурные забавы беспечных грешников на лоне природы, как считает специалист по творчеству Босха Вальтер Бозинг, — отсылка к популярному в те времена куртуазному сюжету «сад любви». Но катар увидит здесь души, предающиеся низменным плотским удовольствиям в иллюзорном «раю» в ожидании новых воплощений.

Жемчужина. В учении катаров и их идейных предшественников манихеев, утверждает Харрис, она символизировала душу, светоносное ядро из духовного мира, сохраненное падшим ангелом и на земле. С умножением числа людей эти души делились, все больше погружаясь в материю, потому Босх изобразил жемчужины рассыпанными в грязи.

Музыкальные инструменты. Итальянский историк искусства Федерико Дзери полагал, что художник поместил их в ад, поскольку выражение «телесная музыка» было хорошо знакомо людям того времени и означало сладострастие. Катары же считали похоть худшим из грехов еще и потому, что из-за нее рождаются новые люди — пленники материального мира.

 Хоровод всадников. Линда Харрис считает, что он символизирует круг перевоплощений, в который втянуты души из-за земных страстей.

 Древо смерти. Оно состоит из предметов, символизирующих бренную земную оболочку, — высохшего дерева и пустой скорлупы. По Харрис, у Босха это растение-монстр олицетворяет истинную сущность материального мира, раскрытую Страшным судом.

Средневековые ноты 

Клип Металлики по мотивам картин Босха

15 малоизвестных фактов о самом загадочном триптихе Иеронима Босха

Триптих босха “сад земных наслаждений”. 7 невероятных загадок картины. – все о живописи

Сад земных наслаждений Иеронима Босха.

Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

Фрагмент центральной панели триптиха Босха.

В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт – от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов.

Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

Совет

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

Счастье, как стекло – оно однажды разбивается.

Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти.

Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь.

Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель.

На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» – изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

Прославленное Братство Пресвятой Богородицы.

О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы – группы христиан, которые поклонялись Деве Марии.

Обратите внимание

Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении.

Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

Цвета картины также имеют скрытый смысл.

Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум.

И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» – он символизирует доброту.Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр.

В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части.

Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

Сальвадора Дали – поклонник Босха

Сад Радостей Земных. Триптих Иеронима Босха

Триптих босха “сад земных наслаждений”. 7 невероятных загадок картины. – все о живописи

  http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_12.html 

 Сегодня мы познакомимся с одной из самых известных картин Босха “САД ЗЕМНЫХ НАСЛАЖДЕНИЙ”, 1500-1510 гг. Ещё картину называют “САДОМ РАДОСТЕЙ ЗЕМНЫХ”.  Я думаю, на протяжении веков многие поняли, что Сладострастие не такой уже и большой грех, скорее всего Удовольствие. Но каждому времени свои каноны.

  Картина очень интересная, многое, на первый взгляд, совсем непонятно, но мы попытаемся присмотреться получше и разобраться, что же хотел выразить этот загадочный художник.            Триптих ” Сад земных наслаждений”      Увидев однажды оригинал в музее Прадо в Мадриде, я долго не могла разобраться, что же на ней изображено.

Что именно хотел сказать нам средневековый художник? Даже внимательно слушая экскурсовода, очень трудно разобраться в этом сплетении тел и огромном количестве голых людей.  “Сад земных наслаждений” – это триптих. Он должен был служить для украшения алтаря. Прежде, чем приступить к детальной характеристике картины, несколько слов о художнике.

Важно

              Иероним Босх (Ирун Антонисон Ван Акен) – 1450-1516 гг. – нидерландский художник, один из крупнейших представителей Северного Возрождения. Считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства.  Босх родился в семье художников, жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе в Нидерландах.

  Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер Меервене, которую по-видимому знал с детства. Она происходила из богатой купеческой Хертогенсбосской семьи.  Благодаря этому браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного города. Детей у них не было. Полгода спустя после смерти Босха в 1516 году его жена раздала то немногое, что после Босха осталось, его наследникам.

Есть все основания считать, что Иероним Босх никогда не был владельцем какой-либо недвижимости. Жена Босха пережила мужа на три года.  Искусство Босха всегда обладало громадной притягательной силой. Прежде считалось, что “чертовщина” на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы.

  Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл, и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Ни на одной из своих картин он не ставил дату и не давал им название. Всего сохранилось 25 картин и 8 рисунков.     “Сад земных наслаждений” состоит из 3-х частей.

        ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ    Босх на центральной створке своего псевдоалтаря изобразил Золотой век – воспоминание об утраченном единстве человека и природы, о состоянии всеобщей “безгреховности” (то есть незнании греха) и противопоставил идеальный “золотой” род людей современному, худшему “железному” роду, которому присущи все возможные пороки.            Центральная часть.

Сад земных наслаждений      “Сад радостей земных” – представляет собой панораму фантастического “сада любви”, населённого множеством обнажённых фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Влюблённые беззастенчиво предаются любовным утехам в водоёмах, в невероятных хрустальных сооружениях, скрываются под кожурой огромных плодов или в створках раковины.

  С человеческими фигурами смешались звери неестественных пропорций, птицы, рыбы, бабочки, водоросли, огромные цветы и фрукты.  Великолепная по живописи картина напоминает яркий ковер, сотканный из сияющих и нежных красок.

Но это прекрасное видение обманчиво, ибо за ним скрываются грехи и пороки, представленные художником в виде многочисленных символов, заимствованных из народных поверий, мистической литературы и алхимии.  В композиции “Сада радостей земных” выделяются три плана. На первом плане показаны “различные радости”. Здесь есть пруд роскоши и фонтан, цветы абсурда и замки тщеславия.

                      Bторой план занят пёстрой кавалькадой многочисленных обнажённых всадников, которые едут на оленях, грифонах, пантерах и кабанах – не что иное, как круговорот страстей, проходящих через лабиринт наслаждений.

Совет

              Лодка-яблоко, в которой уединяются любовники, формой напоминает женскую грудь;  птицы становятся олицетворением похоти и разврата,              Рыба – символом беспокойного вожделения,  раковина является женским началом.                      Третий (самый дальний) венчается голубым небом, где люди летают на крылатых рыбах и с помощью собственных крыльев.

  Для того, чтобы легче было разобраться можно посмотреть более детально фрагменты.                      Молодая пара объединилась в прозрачном пузыре. Сбоку молодой человек обнимает огромную сову.               Девушки срывают с дерева экзотические плоды.              Казалось бы, что на фоне такого пейзажа ничто не может быть целомудреннее любовных игр человеческих пар.

  Сонники того времени приоткрывают подлинное значение этих земных наслаждений: вишни, земляника, клубника и виноград, с такой радостью поедаемые людьми, символизируют греховную сексуальность, лишённую света божественной любви.

              Может показаться, что на картине изображено “детство человечества”, “золотой век”, когда люди и звери мирно существовали бок о бок, без малейшего усилия получая плоды, которые в изобилии дарила им земля. Однако не стоит считать, что толпа обнажённых любовников должна была по замыслу Босха стать апофеозом безгрешной сексуальности.

              Для средневековой морали половой акт, который в XX в. научились наконец воспринимать как естественную часть человеческого бытия, был чаще доказательством того, что человек утратил свою ангельскую природу и низко пал. В лучшем случае на совокупление смотрели как на неизбежное зло, в худшем – как на смертный грех.

Скорее всего, для Босха сад земных наслаждений – мир, растлённый любострастием.        ЛЕВАЯ СТВОРКА    Она олицетворяет последние три дня сотворения мира.              Небо и Земля произвели на свет десятки живых существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и мифических зверей наподобие единорога.

В центре композиции поднимается Источник Жизни – высокое, тонкое, розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический табернакль, украшенный затейливой резьбой.              Сверкающие в тине драгоценные камни, так же как фантастические звери, вероятно, навеяны средневековыми представлениями об Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев со времён Александра Македонского.

  Существовало народное и достаточно распространённое поверье о том, что именно в Индии находится утраченный человеком Эдем.              Исследователи обращали внимание на то, что Бог держит Еву за руку, как на церемонии заключения брака. Идея “парности” всех живых существ, заложенная с момента творения, воплощалась в работах многих художников.

  У Босха звери и птицы иллюстрируют совсем другую особенность, свойственную всем живым существам (и человеку тоже): кошка держит в зубах мышь, птицы пожирают лягушек, а львы охотятся за более крупной добычей.  Следовательно, поедание одного живого существа другим предусмотрено в плане самого Творца. На правой створке триптиха заглатывать и терзать будут уже не зверюшек и лягушек, а людей.

Обратите внимание

  Теперь подробнее рассмотрим животных, которые появились на земле.                                                  ПРАВАЯ СТВОРКА. МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД              Если на центральной части запечатлено эротическое сновидение, то на правой створке – кошмарная действительность.

Это самое жуткое видение Ада: дома здесь не просто горят, но взрываются, озаряя вспышками пламени тёмный фон и делая воду озера багряной, как кровь.

              На переднем плане кролик тащит свою добычу, привязанную за ноги к шесту и истекающую кровью, – это один из самых излюбленных мотивов Босха, но здесь кровь из вспоротого живота не течёт, а хлещет, словно под действием порохового заряда.              Самые безобидные существа превращены в монстров, обычные вещи, разрастаясь до чудовищных размеров, становятся орудием пытки.

Огромный кролик тащит свою жертву – человечка, истекающего кровью; один музыкант распят на струнах арфы, другой – привязан к грифу лютни.  Место, которое в композиции Рая отведено источнику жизни, здесь занимает трухлявое “древо смерти”, вырастающее из замёрзшего озера – вернее, это человек-дерево, наблюдающий за распадом собственной оболочки.

              На замёрзшем озере на среднем плане ещё один грешник неуверенно балансирует на огромном коньке, но тот несёт его прямо к полынье, где уже барахтается в ледяной воде другой грешник.              Дьявольский механизм – вычлененный из тела орган слуха – составлен из пары проткнутых стрелой исполинских ушей с длинным лезвием посередине.

Существует несколько вариантов толкования этого фантастического мотива: по мнению одних, это намёк на человеческую глухоту к словам Евангелия “имеющий уши да услышит”.

  Выгравированная на лезвии буква “М” обозначает либо клеймо оружейника или инициал живописца, по каким-либо причинам особо неприятного художнику (возможно, Яна Мостарта), либо – слово “Mundus” (“Мир”), указывая на вселенское значение мужского начала, символизируемого лезвием, либо имя Антихриста, которое, в соответствии со средневековыми пророчествами, будет начинаться с этой буквы.

              Адской музыкой будут наказаны те, кто слушал праздные песни и мелодии. Змеи обовьют тех, кто нецеломудренно обнимал женщин, а стол, за которым азартные игроки играли в кости и карты, превратится в западню.                      Странное существо с птичьей головой и большим полупрозрачным пузырём поглощает грешников и затем низвергает их тела в идеально-круглую выгребную яму.

Туда же скупец осужден вечно испражняться золотыми монетами, а другой, судя по всему, обжора – безостановочно изрыгать съеденные лакомства.              У подножия престола сатаны, рядом с адским пламенем, обнажённую женщину с жабой на груди обнимает чёрный демон с ослиными ушами.

Лицо женщины отражается в зеркале, прикреплённом к ягодицам другого, зелёного демона, – таково возмездие тем, кто поддался греху гордыни.              Аллегорически выглядят здесь музыкальные инструменты, которые из источников наслаждения превращены в пыточные машины.

              Внизу слева гневливец пригвожден монстром к доске, чуть выше завистника терзают две собаки,- гордыня смотрится в зеркало на заду черта, чревоугодник извергает содержимое желудка, а алчный испражняется монетами.  Средневековые моралисты именовали любострастие “музыкой плоти” – и вот у Босха многочисленные музыкальные инструменты терзают человеческую плоть, но уже отнюдь не звуками.  Образы ужасных наказаний, которым подвергаются грешники, не только плод фантазии Босха. В средневековой Европе существовала масса приспособлений для пыток: “ручная пила”, “пояс смирения”, “аист”, “покаянные рубашки”, “козлы для ведьм”, колодки, жаровни, ошейники. “Железный шлем” завинчивался на голове, ломая кости черепа.  В “железные ботинки” зажимали ноги, степень сжатия зависела от суровости приговора; в этой обуви осужденным полагалось ходить по городу, оповещая о своем приближении железным колокольчиком.  ХОЧУ ОБРАТИТЬ ВАШЕ ВНИМАНИЕ И НА ДРУГОЕ МНЕНИЕ О ГРЕХАХ.  ЛОРЕНЦО ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ – ГЕРЦОГ МЕДИЧИ, ПРАВИТЕЛЬ ФЛОРЕНЦИИ, который жил с Босхом в одну эпоху призывал к наслаждению жизнью:  “Пусть каждый поёт, играет и танцует! Пусть сердце горит негой! Долой усталость! Долой печаль! Кто хочет быть весёлым – веселись сегодня. Завтра – поздно”. Даже в Италии радость бытия представляется краткой и преходящей.  Северной Европе мотив бодрой радости чужд вообще. Полемизируя с итальянскими гуманистами, Босх показывает, что за все краткие радости жизни люди заплатят вечным муками в Аду. На исходе XV века в Нидерландах всерьёз верят, что после 1054 года, когда произошел раскол христианской Церкви на Восточную и Западную, никто уже больше в Рай не попадал.  Первым расшифровать это произведение попытался Хосе де Сигуенса в 1605 г. Он считал, что в нём дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшегo в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обречённого на гибель в аду.  Монах предлагал снять с этой картины побольше копий и распространять их среди верующих для вразумления.                Источники:  https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%B4_%D0%B7%D0%B…  http://hieronim.ru/symbols4.php  http://www.peremeny.ru/book/vh/441

Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

Фрагмент центральной панели триптиха Босха.

В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт – от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.
Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.
Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

Счастье, как стекло – оно однажды разбивается.

Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».
Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.
Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» – изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).
Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

Прославленное Братство Пресвятой Богородицы.

О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы – группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.
Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.
«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.
Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

Цвета картины также имеют скрытый смысл.

Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» – он символизирует доброту.
Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.
Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

Сальвадора Дали – поклонник Босха.

До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.Важно

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, кем была «Неизвестная» художника Ивана Крамского– самая загадочная из всех незнакомок.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *