Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж – все о живописи

Содержание

Анри де Тулуз Лотрек, картины и творчество, лоск и нищета ночной жизни Парижа

Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж – все о живописи

Картины Анри де Тулуз Лотрека — это путаны и актрисы, канкан, шуты и танцовщицы. Творчество Тулуз Лотрека — это наследство настоящего художника импрессиониста, писавшего жизнь такой, какая она есть.

Если и можно охарактеризовать картины Анри де Тулуз Лотрека каким то одним словом — то это слово будет «кабаре».

Именно артисты, интерьеры, шлюхи и завсегдатаи кабаре запечатлены чуть менее, чем на всех картинах художника.
Обратите внимание

Вы не увидите здесь ангелочков порхающих вокруг мадонны. Как большинство импрессионистов, Анри изображал действительность без прикрас, заостряя внимание на индивидуальности.

Лотрек скорее подчеркивал своеобразные черты натуры, чем идеализировал ее, как художники академисты.

Анри де Тулуз Лотрек, творчество художника

Творчество Лотрека отличается лаконичностью и глубоким психологизмом. Анри не особо интересовали правильность анатомических пропорций, как художников академистов или цветовая и световая составляющие, как остальных импрессионистов. У него нету такого разбора цвета, как у Моне.

Что присутствует в картинах Анри де Тулуз Лотрека — так это хАрактерность персонажа, настроение, даже некоторая гротескность изображения. Точными экспрессивными мазками и линиями Лотрек чудесно отображает характер человека, его эмоциональное состояние.

Недаром его называют мастером наброска и психологического портрета.

Картина Анри де Тулуз Лотрека, Сидящая балерина в розовых колготках.

В кафе La Mie, Анри де Тулуз Лотрек

Анри де Тулуз Лотрек, картины художника с названиями, персонажи

Картины Анри де Тулуз Лотрека изображают персонажей, которые не менее интересны, чем сами работы. К примеру, Ла Гулю (обжора) — известная танцовщица кабаре «Мулен Руж», которая имела обыкновение пить из бокалов посетителей и угощаться за их счет. «Королева Монмартра» — так ее называли.

Она закончила свою жизнь не менее трагично, чем Тулуз Лотрек. Алкоголь сломил ее, в конце жизни Ла Гулю жила в нищете, зарабатывая на пропитание и бухло продажей спичек и сигарет.

Джейн Авриль, также танцовщица канкана, полная противоположность Ла Гулю.

Утонченная, меланхоличная натура, перипетиями судьбы попавшая в кабаре. Изгой среди коллег, которые называли ее «Безумная Джейн». Авриль стала близкой подругой художника и часто позировала ему в мастерской.

Ивет Гильбер, актриса, чей вычурный, оригинальный образ так импонировал Анри.

Рыжая Роза, девица легкого поведения, та самая, которая и заразила его сифилисом. Тысячи их.

Картина Ла Гулю, Анри де Тулуз Лотрек

Картина Мулен Руж: танец.

Анри де Тулуз Лотрек, картины. «A Montrouge» Рыжая Роза

Картина «Отказ (Два друга)»

Ранняя картина Анри де Тулуз Лотрека — Маршрут Ле Жюне в Селеране

La Toilette (туалет — для тех кто в танке).

Плакаты Анри де Тулуз Лотрека

Лично мне графика Анри даже более по душе, чем его живописные картины. Плакаты Анри де Тулуз Лотрека отлично делали то, для чего и предназначались — рекламировали лоск и порок парижского полусвета, алкоголь, порок и канкан.

Именно плакаты принесли художнику желанную известность.

Несмотря на то, что Анри написал более чем десятки плакатов, в интернете выудить их довольно тяжело, ибо особо «умные» особи человека путают их с графикой другого известного художника — Жюля Шере (настоящий плакатный монстр, кстати, тоже очень интересный художник).

Аристид Брюон, плакаты Анри де Тулуз Лотрека

Очерк, автор Acidbeaver

АРТ блог figgery.com.ua

Рекомендую читнуть:
Тулуз Лотрек или импрессионизм, вино, путаны и сифилис — биография

Внешние сцылко:
ru.wikiquote.org/wiki/Анри_де_Тулуз-Лотрек — цитаты художника

Анри Тулуз-Лотрек: картины художника :

Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж – все о живописи

Он мог бы быть блестящим аристократом, но стал уродливым калекой. Он мог бы блистать на балах и покорять сердца светских львиц, а стал завсегдатаем «Мулен Руж» и обольстителем его обитательниц.

Анри Тулуз де Лотрек, картины которого впечатляют своей откровенностью и реализмом, является самым странным и самым несчастным художником-постимпрессионистом.

Детство

Родился будущий знаменитый художник поздней осенью 1864 года в семейном дворянском поместье Альби – живописном городке на юге Франции. Восхитительная девственная природа с пеленок окружала юного аристократа, так как поселок находился на возвышенности красивой реки Тарн.

Мать Анри, Адель де Селейран, была кроткой и в то же время сильной личностью, она стойко переносила тяготы судьбы и была хорошим другом для своего единственного сына.

Отец, Альфонс де Тулуз, являл собою эксцентричную и претенциозную особу, часто переезжал с места на место, изменял супруге и любил поражать светское общество экстравагантными выходками.

Родители маленького наследника развелись, когда ему было четыре года, из-за страшной трагедии, омрачившей жизнь всей семьи – смерти младшего сына.

После расставания отца и матери маленький Анри несколько раз переезжал с одного имения в другое, а в возрасте шести лет основался с матерью в Париже.

Все это время малыш получал образование, достойное аристократа: обучался верховой езде, танцам и языкам.

Личная трагедия

В подростковом возрасте Тулуз-Лотрек, картины которого вскоре станут известными и популярными, живописью интересовался мало. Он любил охотиться, танцевать на балах, фехтовать. Однако в тринадцать лет все оборвалось.

Вставая с кресла, юный Анри неудачно подвернул ногу и сломал шейку бедра на правой ноге. Через год он по неосторожности падает в канаву и получает перелом шейки бедра уже левой ноги. После этого происходит непоправимое.

Важно

Кости наследника знатного рода перестают расти! Возможно, это произошло из-за кровосмешения, столь распространенного в те годы (родители Анри являлись двоюродными братом и сестрой). Или же причиной была давняя родовая болезнь, проявляющаяся довольно редко (тетка юноши по матери была карлицей). Как бы там ни было, но рост нижних конечностей у молодого аристократа остановился.

Спустя пару лет красивый и обаятельный Анри превратился в карлика с короткими ногами и большим туловищем. Его фигура длиной не больше полутора метров являла собой непропорциональную карикатуру.

Последствия

Естественно, молодому человеку с такой внешностью следовало забыть о блистании в светском обществе и карьере военного, можно было не вспоминать о балах и маскарадах, танцах и охоте. Из-за этого несчастный больной начинает испытывать стеснение среди красивых веселых сверстников и чувствовать себя уродливым изгоем.

Мать жалела своего обездоленного сына и во всем поддерживала его. А вот отец, видя, как единственный наследник не оправдывает его ожиданий, вел себя с сыном сурово и порой жестко. Разочаровавшись в собственной жизни и в лицемерном окружении, несчастный молодой человек открыл для себя мир искусства.

Анри Тулуз-Лотрек, картины которого подарят ему смысл и счастье бытия, становится художником.

Обучение

Вначале начинающий живописец становится учеником Пренсто – глухонемого художника-анималиста. Несмотря на немалую разницу в возрасте, эти два человека, так жестоко обделенные судьбой, нашли общий язык и подружились.

Обучение у Пренсто не прошло даром для юного таланта. Тулуз-Лотрек, картины которого поначалу были выполнены непрофессионально, по-дилетантски, освоил мастерство передачи движения на полотне.

Следующим этапом самообразования начинающего художника стало посещение мастерской Бонна и Кормона – живописцев академического (или классического) направления. Они помогают юному Анри набить руку в рисовании мелких деталей, правильно соединять цвета, обращать внимание на ракурс и освещение.

Поиск себя

Но Лотрек не был приверженцем строгого соблюдения правил. Его вдохновляли полотна импрессионистов. Их смелые линии и яркие тона восхищали и задевали чуткое воображение молодого человека.

В то же время начинающий художник был самолюбив и амбициозен. Он хотел создать свой собственный стиль написания картин, чтобы, глядя на его полотна, люди сразу же отмечали: это рука легендарного Лотрена!

И Анри добился этого. Картины художника Тулуз-Лотрека становятся характерными и специфическими, в них всегда виден талантливый неординарный стиль мастера.

Художник афиш

Свое становление как художника-профессионала Анри начал с рисования афиш и рекламных плакатов. Тулуз-Лотрек, картины которого уже пользовались некоторой популярностью, был приглашен как постоянный художник «Мулен Ружа» (всемирно известного кабаре Монмартра).

Здесь не было строгих правил и жестких границ. Нужно было рисовать так, чтобы люди захотели посетить представление, и Анри добивался этой цели лучше других.

Он рисовал без идеализации и стремления к совершенству. С удовольствием изображал изъяны и недостатки. Такой яркий живой реализм пришелся по душе сластолюбивой публике.

Плакат с изображением танцующих девушек с приподнятыми юбками или примадонны кабаре на фоне похотливых мужчин – все было выполнено гармонично, живо и маняще.

«В “Мулен Руж”»

Помимо рекламных афиш, Анри решает создать серию картин под общим названием: «В “Мулен Руж”». Ему с удовольствием позируют танцовщицы и проститутки, завсегдатаи кабаре и спивающиеся неудачники.

Картина Тулуз-Лотрека «В “Мулен Руж”» поражает живыми образами и динамичностью действия. Она ярко, в мелких деталях, передает характеры и предпочтения изображенных персонажей. Здесь есть и сам художник, и его обожаемая танцовщица Ла Гулю, и другие частые завсегдатаи фривольного Монмартра.

Тулуз-Лотрек, картины которого поражали своей откровенностью и притягивали взгляд ярким индивидуальным исполнением, рисовал не только для борделей. Он сотрудничал с различными журналами, украшал керамические изделия и витражи, выставлял свои работы на известных европейских и американских художественных выставках. Его полотна хорошо продавались и пользовались всемирным признанием.

Личная жизнь

Как постоянный клиент борделей, Тулуз-Лотрек погрязал в алкоголизме и безнравственности. Его постоянно окружали проститутки и извращенцы, с ними он забывал о своем уродстве и чувствовал себя обычным человеком.

В двадцать два года, благодаря помощи и поддержке матери, которая видела в сыне загнанного израненного ребенка, Анри получил собственный дом и мастерскую. Там он творил свои шедевры, там напивался и кутил.

Тулуз-Лотрек очень любил принимать гостей. Он обожал впечатлять их своими кулинарными способностями, сам лично готовил вкусные дорогие блюда и изобретенные им самим коктейли. Говорят, что именно он впервые смешал коньяк с абсентом, тем самым дав название будоражащему напитку “Землетрясение”.

Однако такая жизнь не могла не сказаться на здоровье Анри. Злоупотребляя спиртным, он несколько раз болел “белой горячкой” и даже лечился в заведении для умалишенных.

Совет

Венерическое заболевание, которое подхватил Тулуз-Лотрек в одном из домов терпимости, подтачивало его жизненные силы с неимоверной жестокостью.

Умер одаренный художник в семейном замке, на руках горячо любившей его матери, в тридцать шесть лет, оставив после себя около тысячи картин и акварелей, почти четыреста гравюр и плакатов и более пяти тысяч рисунков.

Остановим свое внимание на некоторых его произведениях.

Тулуз-Лотрек, описание картины «Прачка»

Свою знамениту картину «Прачка» Анри написал в возрасте двадцати трех лет, когда еще мало был знаком с жизнью богемного дна.

Хотя Тулуз-Лотрек картины (фото некоторыхъ из них размещены в данной статье) писал преимущественно о ночной жизни Парижа, среди его творений много работ и зарисовок и на другую тематику.

Например, ему нравилось изображать женщин за тяжелым физическим трудом. Яркий пример – полотно «Прачка».

На нем изображена красивая, но уставшая девушка. Она рыжеволоса и прекрасно сложена, полна сил и здоровья. Рядом с ней нет предметов ее труда – мокрого белья и чанов с водой. Поэтому все взгляды устремлены только на нее.

Образ молодой трудящейся поставлен в центре холста, он озарен ярким солнечным светом, от него исходит волна женской силы и уверенности в себе, успокоенности и в то же время страшного ежедневного изнеможения.

Лучшее, что написал Тулуз-Лотрек

Картины (с названиями некоторых из них вы уже знакомы) дарили художнику веру в себя, были его отрадой.

Рассказывая о других полотнах постимпрессиониста, необходимо обратить внимание на такие портреты:

  1. “Портрет Эмиля Бернара”. Реалистично и правдиво Анри Лотрек передает качества и характер молодого художника-символиста.
  2. “Портрет Винсента Ван Гога”. Картина, написанная в стиле Ван Гога (как дань уважения его таланту), являет собой истинное отображение голландского живописца, с его нервозностью и возбудимостью.
  3. “Мать художника, графиня Адель де Тулуз-Лотрек за завтраком”. С невероятной нежностью и любовью Анри изображает свою мать – женщину еще красивую, но измученную судьбой и невзгодами.
  4. “Пассажирка из 54-й”. Мгновенный портрет-набросок случайной попутчицы, покорившей сердце знаменитого художника своей приятной внешностью и спокойствием характера.

За двадцать лет творчества Анри Тулуз-Лотрек оставил огромное количество картин, обогативших изобразительное искусство всего мира. Если бы он не умер так рано, его культурное наследие, возможно, достигло бы невероятной отметки.

Алкогений: Анри де Тулуз-Лотрек

Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж – все о живописи

Великий художник Анри де Тулуз-Лотрек, бытописатель парижского дна и завсегдатай «Мулен Руж», совершил, наверное, самый странный в истории живописи кульбит: жизни знатного богача он предпочел существование богемного изгоя и алкоголика. Лотрек был одним из самых жизнерадостных певцов порока, так как у его вдохновения всегда были только три основных источника и три составные части: бордели, ночной Париж и, разумеется, алкоголь.

Лотрек вырос в семье классических аристократов-дегенератов: его предки участвовали в крестовых походах, а родители были двоюродными братом и сестрой. Папа Лотрек был форменным алкоэксцентриком: к обеду он имел привычку выходить в пледе и балетной пачке.

Сам Анри был весьма живописным экземпляром аристократического вырождения. Из-за наследственного заболевания кости его ног перестали расти после детских травм, в итоге полноценное туловище Анри венчало лилипутские ножки. Его рост едва превышал 150 сантиметров.

Голова его была непропорционально большой, а губы — толстыми и вывернутыми.

В 18-летнем возрасте Лотрек впервые познал вкус алкоголя, ощущение от которого он почему-то сравнивал со «вкусом павлиньего хвоста во рту». Вскоре Лотрек превратился в живой талисман увеселительных заведений Парижа. Он практически жил в борделях Монмартра.

Обратите внимание

Отношения сутенеров и шлюх, пьяные безобразия богачей, венерические болезни, стареющие тела танцовщиц, вульгарный макияж — именно этим питался талант художника. Лотрек и сам был не лыком шит: юная проститутка Мари Шарле как-то поведала Монмартру о невиданных размерах мужского достоинства художника, а сам Тулуз шутя называл себя «кофейником с огромным носиком».

Ночи напролет «кофейник» пил, затем рано вставал и усердно работал, после чего опять принимался бродить по кабакам и пить коньяк и абсент.

Постепенно белая горячка и сифилис сделали свое дело: Лот­рек рисовал все меньше и хуже, а пил все больше, из веселого шута превращаясь в злобного карлика.

В итоге к 37 годам его разбил паралич, после чего художник почти сразу умер — как и подобает аристократу, в своем родовом замке.

Пьяный папаша Лотрек поставил трагикомическую точку в беспутной жизни гениального художника: считая, что карета с гробом, в котором лежал Анри, движется слишком медленно, он подстегивал лошадей, так что люди вынуждены были бежать за гробом вприпрыжку, чтобы не отстать.

1882 — 1885 Анри приезжает из родного Альби в Париж и поступает учеником в мастерскую, где получает прозвище «ликерная бутылка». Из письма: «Дорогая матушка! Пришлите бочку вина; по моим подсчетам, в год мне потребуется полторы бочки».

1886 — 1892 Родители назначают Лотреку содержание, он арендует на Монмарт­ре студию и квартиру. Рядом с мольбертом Анри держит батарею бутылок: «Я могу пить без опаски, мне невысоко падать!» Знакомится с Ван Гогом, пишет под его влиянием картину «Похмелье, или Пьяница».

1893 — 1896 Едет в Брюссель на выставку, на границе скандалит с таможенниками за право ввезти в Париж ящик можжевеловой водки и бельгийского пива. Обычно допивается до безобразия: «Слюна стекала по шнурку его пенсне и капала на жилет» (А. Перрюшо. «Жизнь Тулуз-Лотрека»).

Важно

На светском приеме выступает барменом, решив свалить с ног высшее общество, для чего готовит убойные коктейли. Хвастается, что за ночь подал больше двух тысяч бокалов.

1897 — 1898 Пьет так, что теряет интерес к рисованию. Друзья пытаются вывозить его кататься на лодке, так как «находясь в море, он не пил». Влюбляется в родственницу Алину, думает завязать с пьянством. Но отец Алины запрещает ей встречаться с Анри, и тот уходит в запой.

1899 После приступа белой горячки мать художника настояла, чтобы он лег в психлечебницу.

Там ему дают пить только воду. Однажды Лот­рек обнаруживает на туалетном столике флакон зубного эликсира и выпивает его. Пробует опять рисовать.

1901 Выходит из клиники и в апреле 1901 года возвращается в Париж. Сперва ведет трезвый образ жизни, но, видя, что рука не слушается его, с горя начинает тайком попивать. У Лотрека отнимаются ноги, и его перевозят в замок.

Отец, скучая у постели умирающего, стреляет резинкой от ботинок мух на одеяле. «Старый дурак!» — восклицает Лотрек и умирает. А вот картины его чувствуют себя все лучше: «Прачка» была куплена в 2008 году за 22,4 миллиона долларов. Да и образ его живет: лорнетированный карла, покровитель парижского демимонда продолжает волновать умы современ­ных творцов (см.

 «Мулен Руж» Лурманна).

ЛА ГУЛЮ
Легендарная танцовщица «Мулен Руж» Ла Гулю(Обжора) была прозвана так за привычку подсаживаться к посетителям, есть из их тарелок и допивать остатки из рюмок. Лотрек восхищался Ла Гулю и нарисовал несколько ее портретов.

ЖЮЛЬ РЕНАР
Писатель Ренар сформулировал девиз, позже подхваченный панками: «Изматывайте себя, чтобы жить быстро умереть молодыми». Однажды они с Тулузом на спор выпили ящик бургундского, закусывая только корнишонами.

Совет

ПОЛЬ ГОГЕН
Великий импрессионист и пьяница очень любил ходить по Парижу под ручку с Лотреком: Гоген был высокого роста, а Лотрек — почти карлик. Такой живописный тандем нравился обоим, к тому же оба были заядлыми абсентистами.

Анри де Тулуз-Лотрек картины

Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж – все о живописи

Гюстав Люсьен Деннери 1883г Musée d'Orsay, Paris, FranceГолова женщины 1896гМодель в ателье (Портрет Элен В.) 1889г 75х50смKunsthalle, BremenАнри Дио 1891г Musee Toulouse LautrecАнри Габриэль Ибельс 1893г
Дезире Дио читает газету в саду. 1890г 56х45смMusee Toulouse LautrecПортрет Эмиля Бернара. 1885г 54х43см Tate Britain, London, England, UKЭмиль Даву 1889г Kunsthaus Zürich,Zürich, SwitzerlandГабриэль. 1890г Musee Toulouse LautrecЖанна Фонтейн 1891г
Девушка с хвостиком 1889гПортет рабочего в Селейран.1882гБюст мужчины. 1882гРоза ля Руж , Монтруж. 1887г 72х49см The Barnes FoundationМадам Джульетта Паскаль за пианино в Шато де Малром1896г
Любительница абсента. 1886г 55х49смВ Бастилле, портрет Жанны Венз. 1889г National Gallery of Art,Washingon, DC, USAЖанна Венц 1886г Art Institute of Chicago,IL, USAВ Батиньиоль 1888гМр. Делапорт в Жардин. Париж 1893г 76×70 см
Амбассадор, Аристид Брюант в его кабаре. 1892гАристид Брюант в его кабаре. 1892гSan Diego Museum of ArtВ шаге от эшафота. 1893гНемецкий Вавилон. 1894г 124x87cm Brooklyn Museum, Brooklyn,New York, USAКадье. 1893г San Diego Museumof Art
Конфетти 1894г 54x38cmСовременный мастер. 1896гЗакат 1896г 61х80смРазврат на втором этаже. 1896гК меню у Mей Белфорт. 1898г
Жардин, Париж, Мей Белфорт. 1883г 130х95 см Yale University Art Gallery, New Haven, Connecticut, USAЦыгане. 1899гАристид Бриант и его кабаре в Абасссадор. 1892г 255х120см Музей Тулуз-ЛотрекаМей Милтон 1895г 81х64см Free Library, Philadelphia,PA, USAМулен Руж Ла Гулю 1891г 191х171см
Рин де Жуи 1892г 136х93см Музей Тулуз-ЛотрекаГойя 1896гФотография Сеско. 1894гАфиша труппы Алигантин 1896г
Недалеко от Булонь1901г 55×46смМия Натансон 1897гАлин Жибер 1887гТапье де Салейран в саду 1896гЖюльет Паскаль 1871г
Мадам Адель Тулуз-Лотрек1882г 55×46 см /td>Мадам Лили Гранье1888гМадам Пупо за туалетным столиком 1898г 60×49 см Musee Toulouse LautrecМадам Беатрис Салейран 1897г 23×16 смМадмуазель Део за пианино 1890г 63×48 см Musee Toulouse Lautrec
Портрет мужчины 1893гМонсеньёр Луи Паскаль 1891г 81×54 см Musee Toulouse LautrecДядюшка Паскаль в полоборота 1893г Museu de Arte AssisChateaubriandСтарик из Селейран 1882гПоль Леклерк 1897г Musée d'Orsay, Paris, France
Укрощение лошади. 1881гВсадники в Булонском лесу. 1888гНаездница. 1899гНаездница и собака. 1899г 55х46смОхота. 1880г
Хороший жокей. 1895гПутешествие в почтовой карете.1881г 38х51смЭкипаж в Боск. 1881гКирасир. 1881гЭкипаж. 1880г 27х35см Musee Toulouse Lautrec
Сеттер Дун, собака Альфонса де Тулуза-Лотрека1881гЛошадь и наездник с маленькой собачкой. 1879г Musee Toulouse LautrecЛошадь сопротивляющаяся наезднику. 1881гНаездники близ Булонского леса.1888гНаездница. 1899г
Наездница и собака. 1899г 55х46 смОхота. 1880гЖокеи 1880гАнглийская карета. 1897гМаленькая собачка. 1888г
Марго 1881гГлавный охотник. 1882гНа прогулке. 1880гУход в Атей. 1881гЛошадь. 1881г 45х59см
Извозчики с набережной. 1888г 80х51смЭтюд. Собака. 1880г 35х26см São Paulo Museum of Art, São Paulo,BrazilСокол садится на руку Альфонсу де Тулуз-Лотреку. 1881г Музей Тулуз-ЛотрекаГенерал у реки. 1882гЖокей 1899г 51х36см Brooklyn Museum, Brooklyn, New York, USA
Белая кобылица. 1881г 61х49смПроцессия раджи. 1895гДва быка в упряже.1881гДва рыцаря в доспехах.1900г
Портрет мадам Гортзикофф 1893г 75х51смПортрет ребёнка. 1882гПортрет Мии Натансон 1895гПортрет женщины. 1888гПортрет женщины из дома на улице Амбоис 1892г
Портрет Берты Баду 1897г 69х58 смМузей Тулуз-ЛотрекаПортрет Сипа Годебски 1896г 57×45 см The Cleveland Museum of Art, Cleveland,OH, USAПортрет графини Тулуз-Лотрек 1886г 59×54 см Musee Toulouse LautrecПортрет Георга Анри Мануэля1891гПортрет мадам Тулуз-Лотрекм 1882г 65×43 см Brooklyn Museum, Brooklyn, NewYork, USA
Портрет Марсель 1894г 46×29 смMusee Toulouse LautrecПортрет Мии Натансон1898гПортрет Мей Белфорт 1890гПортрет Поля Сеско 1891г 83×36 см Brooklyn Museum, Brooklyn, New York, USAПортрет Месье Самари 1889г Musée d'Orsay,Paris, France
Адмирал Вио 1901гМолодой Рути в Селейране1882г 60х49смЭкзамен на факультет медицины в Париже. 1901г 65х81cm Musee Toulouse LautrecАртиллерист и девушка. 1886гMusee Toulouse LautrecАртиллерист, седлающий лошадь. 1879г 50х37cm Musee Toulouse Lautrec
Совет охотников 1879гБукет фиалок в вазе. 1882г 24х19cm Dallas Museum of Fine Arts, Dallas, Texas,USAПейзаж в Селейране, вид на виноградники. 1880г Musee Toulouse LautrecКофейник. 1884гЖенщина расчёсывающая волосы. 1899г
Рыжеволосая женщина на коленях. 1897г 47х60смSan Diego Museum of ArtОбед в доме Натансонов 1898г 60х80смMuseum of Fine Arts HoustonПервая прогулка. 1888г 63х36см Музей Тулуз-ЛотрекаВ кровати. 1892г Музей д Орсе ПарижВ кровати. 1893г 54х70смMusée d'Orsay, Paris, France
Портрет Октава Ракуи 1901г Museu de Arte Assis ChateaubriandПортрет Оскара Уайльда1895г 58х48 смВ студии 1881гВ студии 1882гПроститутка из Сфинкс. 1898г
Рыжеволосая женщина сидящая в саду Форреста.1889гРыжеволосая женщина вид сзади. 1891г Музей Тулуз-ЛотрекаРайс Поудер 1887г Van Gogh MuseumРомен Колю 1899г 55×35 смMusee Toulouse LautrecЖюстин Дево Сидящая женщина в саду мистера Форреста. 1890г 74×58 см Musée d'Orsay, Paris, France
Клоунесса Ша Ю Као 1895г 81×59 смЗелень. Женщина сидит в саду.1891г 55×46 смГабриэль 1893гТуалет госпожи Фабр.1891гГрафиня Адель де Тулуз-Лотрек за завтраком. Мать художника 1883г Musee Toulouse Lautrec
Английская девушка в Стар. Гавр. 1899г 62×47 см Musee Toulouse LautrecПрическа 1893гЖенщина из Звезды 1899г 41×32 см Musee Toulouse LautrecПрачка 1888г 93х75 смМодистки 1900гMusee Toulouse Lautrec
Модель художника Хелен 1889г 34×19 смMusee Toulouse LautrecПассажирка каюты №54 1896г 60×40 смДочь полицейского 1890 г 67×50 смHamburger KunsthalleРыжеволосая в белой рубашке 1888гУрок пения с мадам Дишо 1898г 75×69 см Mohammed Mahmoud Khalil Museum
Проститутка, известная , как Каска д Ор 1891г Philadelphia Museum of Art, Philadelphia,PA, USAЖенщина с татуировкой 1894г 62х48 смВильям Варенер 1893гЖенщина из борделя 1894г 49х34 смЖенщина в черной шляпке Берта ла Сур1890г
Женщина в саду Форреста 1891гГолова женщины 1899гЖенщина с чёрным боа 1892г 60х91 см Musée d'Orsay, Paris, FranceЖенщина с зонтом1889гЖенщина с перчатками Онорина Платцер 1891 54х40 см Musée d'Orsay,Paris, France
Молодой Рути 1882г Neue Pinakothek,Munich, GermanyИветта Гильбер поёт 1894г 57х42 см Pushkin Museum of Fine Art, Moscow,RussiaИветта Гильбер 1894г 48х25 см Musee Toulouse LautrecИветта Гильбер 1894г 48х28 смИветта Гильбер 1894г 24х19 см

Порочная история любви Анри де Тулуз-Лотрека и танцовщицы

Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж – все о живописи

Анри де Тулуз-Лотрек родился в богатой французской семье. Его родители были кровными родственниками, и именно поэтому ребенок рос совсем слабеньким и больным.

В возрасте 14 лет Анри неудачно оступился и, упав с лестницы, сломал две ноги.

К сожалению, после этого несчастного случая ноги у ребенка уже больше не росли, превратив красавца Анри в уродливого карлика. Его рост был не больше 145 см, голова была очень большой, ноги непропорционально короткими.

Но образ уродца довершали огромные губы на безукоризненно красивом лице.

Однако, Анри, казалось, все это было нипочем. Всегда веселый, остроумный и улыбчивый, он старался убедить близких, что абсолютно всем доволен. Но все это было не правдой, в глубине души, парень не смирился с трагедией, и изо всех сил искал мир, который бы приютил его. И нашел в кабаре на Монмарте.

Это было странное общество, состоящее из сутенеров, заезжих матросов, бедных студентов и девиц из борделей. Анри смотрел на них и наслаждался их легкостью, обворожительностью, молодостью, силой и красотой.

А в 1885 году Анри окончательно переехал на Монмарт, где в тиши маленькой мастерской начал учиться искусству живописи. Он рисовал то, что видел: игривых барышень, красивых певичек из кабаре, пьяных матросов. Анри любил эту публику и старался проводить с ними, как можно больше времени. Девушки тоже отвечали ему взаимностью.

Еще бы, ведь аристократические корни давали о себе знать, парень был безупречен в своих манерах, внимателен, нежен и заботлив. Он не стеснялся девушек из борделей, приглашал их в театры, гулял с ними по столичным улочкам, дарил подарки к Дню Рождению. За свою безумную любовь к женщинам Анри получил прозвище «горбатого донжуана».

Обратите внимание

Подружек он менял регулярно. Каких только женщин не было рядом с ним: безумные танцовщицы, нежные актрисы, простые уличные девицы. Правда, все отмечали, что особую страсть Анри питал к девушкам с рыжими волосами.

Так однажды в его жизнь ворвалась красавица Луиза Вебер, прозванная Ла Гулю, огненно-рыжая, прекрасная и весьма характерная особа.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Франциско Гойя и Каэтана Альба: испанские страсти

Рыжеволосая Луиза, похитительница сердца моего…

Выросла Луиза в нищете, поэтому с детства поняла, чтобы выжить придется работать. И девушка стала танцевать. В вихре танца она кружилась так, что захватывало дух и застывало время.

В нее влюблялись все, да и сложно было устоять перед такой энергичной и безбашенной красоткой. Однако, кто бы не пытался завязать с ней более тесное знакомство, вынужден был получить отказ.

Луиза была неприступна.

В 1889 году Луиза впервые выступила на сцене акробатического кабаре «Мулен Руж». Тогда это заведение только открылось и владельцы заведения, во что бы то ни стало, решили сделать его известным во всем мире. Прошло время и это им, несомненно, удалось. А у истоков стояли наши герои — французский художник Анри и талантливая танцовщица Луиза.

Постоянными посетителями открывшегося заведения стали люди знаменитые и популярные, любители развлечений и роскоши. В «Мулен Руж» подавались изысканные блюда, а дорогое спиртное лилось рекой. К тому же прекрасные танцы актрис, их красота и грация, наркотики и громкий смех манили сюда публику из лучших слоев Франции.

Краткий миг любви

Не обделил своим вниманием «Мулен Руж» и Анри де Тулуз-Лотрек. Здесь он и увидел впервые свою рыжеволосую музу. Ла Гулю была прекрасна и одновременно вульгарна в своем платье для танцев с глубоким декольте, обнажавшим на всеобщее обозрение ее грудь. Маленькая, огненно-рыжая, чувственная и страстная – она буквально приковала взгляд Анри к себе на долгие годы.

Теперь именно ей французский художник стал посвящать свои картины. Он писал ее сутки напролет – «Танец в Мулен Руж», «Ля Гулю, входящая в Мулен Руж».

Да и сложно было не влюбиться в эту бестию. На сцене Луиза задорно танцевала канкан, бессовестно обнажая тонкие, изящные ноги и дарила улыбки публике. Совсем скорое, ее признали лучше танцовщицей Франции.

Анри буквально сходил по ней с ума. Он не пропускал ни одного ее выступления, одаривал цветами и подарками, рисовал ее каждую ночь и страстно желал. Луиза снисходительно отвечала на его любовь. Однако, идиллия их длилась недолго.

ЧТО ПОЧИТАТЬ ЕЩЕ:  Маяковский и Брик: история сумасшедшей любви втроём

Бесславный конец успеха

Совсем скоро, гонорары юной танцовщицы стали такими, о которых она не смела и мечтать. Ей открылся вход в мир роскоши, и девушка словно обезумела, скупая уродливые и дорогие наряды. Вскоре она и, вовсе, начала регулярно употреблять вино и наркотики. И в ее жизни для Анри просто не осталось места.

Однажды, она выступала на сцене и просто свалилась в зал, не устояв на ногах. Зрители были недовольны таким поведением и требовали выгнать опустившуюся Луизу. Так бесславно закончилась ее карьера великой танцовщицы.

Такая Луиза стала всем безразлична. Располневшая, оплывшая и вечно нетрезвая, она шаталась по улочкам Парижа в поиске таких же неудачников. Увы, бывшие поклонники и воздыхатели от нее отвернулись.

Забыл свою музу и некогда безумно влюбленный в нее Анри. Теперь у него появилась новая любовь – Рыжая Роза. Она не только подарила художнику свою любовь, но и наградила его сифилисом.

Важно

Анри пил без меры, периодически страдал приступами белой горячки. Родные, отчаявшись от его образа жизни, положили его в психиатрическую клинику, в надежде на улучшение здоровье. Но курс лечения ничего не дал, напротив, мужчина начал пить еще больше. А в 1991 году его парализовало, через 3 недели он умер.

А еще через 14 лет мир покинула и Луиза. Она умерла в нищете, успев исповедоваться и покаяться священнику. Он простил ей все грехи, так и не узнав, какая страшная грешница каялась перед ним.

Анри де Тулуз-Лотрек. Жизнь и творчество

Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж – все о живописи

Биография и знаковые работы модерниста.

Анри де Тулуз-Лотрек (1864–1901)

Парижская жизнь

Тулуз-Лотрек происходил из богатой аристократической семьи, он с детства страдал врожденной болезнью костей, которая сделала его в конце концов калекой. В 1880-х годах вместе с родителями он приезжает в Париж. Здесь Тулуз-Лотрек начинает свое художественное образование.

Он знакомится с Эмилем Бернаром (1868–1941), знаменитым в будущем художником. Близкое знакомство с членами группы «Наби» — Боннаром и Вюйаром заставило Тулуз-Лотрека заинтересоваться журнальной иллюстрацией. Вместе с ними художник начинает работать для популярного журнала «Та Revue Blanche».

Несмотря на то, что Тулуз-Лотрек был состоятельным человеком, он поселился в студии на Монмартре, бедном и небезопасном, зато дешевом парижском районе, где жили или снимали мастерские многие художники.

Жизнь на Монмартре стала для художника неисчерпаемым источником сюжетов, связанных с посетителями кафе и публичных домов невысокого пошиба, с той странной ночной жизнью, которой здесь жили многие. Тулуз-Лотрек вел образ жизни, бросающий вызов всем буржуазным ценностям.

Художник часто изображал танцовщиц и проституток, ставших ему друзьями. Вскоре он начал пить и умер в возрасте 36 лет.

«Мулен Руж»

Творчество Тулуз-Лотрека чрезвычайно индивидуально, хотя следует отметить определенное влияние, которое оказали на него работы Шере и Боннара. В многочисленных портретах, сделанных в «Мулен Руже», Тулуз-Лотрек запечатлел знаменитую Луизу Вебер (1866–1929) и её партнера Жака Ренодена (1843–1907), прозванных Ла Гулю (lagoulu — обжора) и Валентина Дезоссе.

Кабаре «Мулен Руж» открылось в 1889 году и уже вскоре стало известным ночным клубом. Отчасти это произошло благодаря Жанне Авриль (1868–1943) и Иветт Гильбер (1867–1944), которых Тулуз-Лотрек увековечил в рисунках и живописных полотнах. Вероятно, люди приходили посмотреть и на Ла Гулю, получивших свое прозвище по причине чудовищного аппетита.

Лотрек испытывал отвращение к лицемерию и неискренности буржуазного общества, компанию людей из рабочего класса он ценил гораздо больше. Из-за своей внешности — неряшливо одетого человека маленького роста, часто пьяного, Тулуз-Лотрек походил на представителя низшего класса.

Подобно тем девушкам из кабаре, с образами которых этот художник ассоциируется в пашем представлении, он никогда не избегал любопытных взглядов и на публике становился весьма бойким и развязным.

Рекламный плакат для кабаре

Афиша Аристид Брюан в кабаре

Аристид Брюан (1851–1925), как и Тулуз-Лотрек, был выходцем из весьма состоятельной семьи, обретшим родину на Монмартре. В парижских артистических кабаре Брюан приобрел известность, регулярно появляясь в «Черном коте» — ночном заведении весьма скандального плана, открывшемся в 1881 году.

Началом звездной карьеры Аристида Брюана были его выступления в двух известных кабаре — «Эльдорадо» и «Амбассадор». Тогда-то Брюан и попросил Тулуз-Лотрека сделать афишу, и вскоре они стали друзьями. Ко времени создания афиши для Брюана Тулуз-Лотрек достиг известности благодаря своей деятельности в сфере печатной графики.

Совет

Хотя он был человеком состоятельным, художник гордился тем, что получает деньги за свое искусство и даже имеет отдельный банковский счет для гонораров. Его главным работодателем, заказывавшим ему афиши и плакаты, была фирма «Boussod, Valadon & Cie». Они же организовали в 1895 году его первую персональную выставку.

Более широко творчество Тулуз-Лотрека было показано в 1898 году на выставке его печатной графики и станковых произведений в Лондоне, которую устроила и профинансировала фирма, связанная с галереей Гупиль.

Жанна Авриль

Вероятно, самым известным из всех персонажей Тулуз-Лотрека была танцовщица Жанна Авриль. Впервые она появилась на его афише кабаре «Японский диван». Здесь Авриль наблюдала за ночным представлением.

Затем Тулуз-Лотрек изобразил её танцующей в «Мулен Руже». Грациозная фигура Жанны Авриль с осиной талией вполне соответствовала стилю модерн и составляла заметный контраст с Ла Гулю.

Большую часть рекламных плакатов танцовщица заказывала сама.

Нередко рекламные плакаты воспроизводились как литографии, отпечатанные ограниченным тиражом на высококачественной бархатистой либо на японской бумаге, и продавались как дорогие коллекционные вещи. Такая практика была обычной для арт-дилеров эпохи, которые спешили воспользоваться высоким спросом на искусство подобного рода.

Жанне Авриль, как и другим близким людям Тулуз-Лотрека, было хорошо известно о его пристрастии к алкоголю, к тому же художник заразился сифилисом. Все это обостряло его сумасбродное эксцентричное поведение. Временами Тулуз-Лотрек поселялся в том или ином борделе.

Хотя алкоголизм сократил его жизнь, он успел создать почти тысячу живописных полотен и акварелей, а также около 300 эскизов рекламных плакатов и другой печатной продукции.

История искусства – Эдгар Дега и Тулуз-Лотрек

Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж – все о живописи

04.04.2011 00:00

Творчество Лотрека и Дега имеет много схожего – оба наиболее известны своими  картинами танцовщиц, кабаре и музыкантов; оба виртуозные, блестящие рисовальщики, даже в их живописных работах чувствуется первенство рисунка, линии; оба активно работали в графике – преимущественной с пастелью.

Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1898-1899

Тулуз-Лотрек «Сидящая танцовщица в розовом трико» 1890

Тулуз-Лотрек был младше Дега на 30 лет. И когда последний был уже сформировавшимся художником, Лотрек только начинал свой профессиональный путь. Дега стал для Лотрека кумиром и любимым художником, у которого Лотрек многому научился и многое перенял, к примеру «случайную композицию».

И у Дега и у Лотрека вы не найдете вычурной эффектности  и  неестественной постановочности поз. Оба в своих работах стремились запечатлеть момент в его естественности, жизненности, словно случайно подсмотренным со стороны. Фигуры на картинах часто обрезаны, композиция очень вольная, зачастую нельзя определить, какой персонаж главный, а какой второстепенный.

Обратите внимание

Жизнь застатая  врасплох, безо всякого позирования – отличительная черта обоих художников.

В картине перед экзаменом 1880 Эдгар Дега смело обрезал фигуры изображенных танцовщиц.

  Но при этом, отчетливо передал эмоциональное состояние картины – девушки, готовящиеся выйти выступать перед экзаменаторами, запечатлены в момент, когда они настраиваются на выступление – одна героиня, наклонившись вперед, массирует ногу, вторая – опустив голову, словно дает самой себе последние указания, либо же, молится в надежде на удачу. Ощущается их волнение и собранность, которые еще более усиливаются за счет беззаботно болтающих старушек на заднем плане.

Десять лет спустя в 1890 году Лотрек пишет картину «Танец в Мулен Руж», здесь художник также прибегает к «случайной композиции», обрезая фигуры краями картины. В центре картины – танец знаменитой пары Ла Гулю и Валентина Бескостного.

Танцовщица изображена со спины, так и ее партнер запечатлен не в самом выгодном положении – тем не менее, в этой случайности, практически подобно фоторепортерской бесстрастной работе, лучше всего передана правдивая атмосфера этого места.

И все же Дега и Лотрек, несмотря на схожесть тем, изображали разные миры. Танцовщицы Дега, в конце жизни, писавшиеся им прямо из-за кулис Парижской оперы – весьма аристократичны, представляют верхи классического балета. Танцовщицы же Лотрека пляшут на эстраде непристойный канкан. Дега изображал фешенебельные кафе, Лотрек – Мулен Руж.

Дега «Танцкласс» 1871

Тулуз-Лотрек в «Мулен Руж». Начало кадрили. 1892

Лотрек несмотря на то, что многому научился у Дега в чем-то несомненно пошел дальше его. Его работы гораздо более ироничны и в тоже время глубоки.

Дега изображал «красивую» и «элегантную» жизнь сцены, а Лотрек – жизнь самых низов, обитательниц публичных домов и эстрадных танцорок, которых он также, живя с ними, писал из-за самых «кулис» их мира. Его творчество иронично, зачастую полно сарказма, даже карикатурно, но всегда человечно.

Важно

Оно гораздо более отражает глубину человеческой души, нежели балерины Дега, почти всегда запечатленные в своей изящности и грациозности, а потому ирреальности.

Дэга «Завершающий арабеск» 1877

Тулуз-Лотрек «Иветт Гильбер» на поклонах 1894

Граф парижских тайн – Анри Тулуз-Лотрек

Тулуз-лотрек. художник, прославивший мулен-руж – все о живописи

Год 1864 вошёл в историю, как год создания в Лондоне I Интернационала. Поднимало голову рабочее движение, шла Датская война в Европе и Гражданская война в США. Во Франции был отменён Закон Ле Шапелье — о запрете стачек и рабочих коалиций, принятый Учредительным собранием Франции в июне 1791. 

В такое неспокойное время родился граф Анри-Мари-Раймон де Тулуз-Лотрек де Монфа – будущий великий художник, ставший известным далеко за пределами своей страны.

Анри Тулуз-Лотрек имел счастье родиться в семье, принадлежащей к древнейшему роду Франции. Это графский род, который происходит от виконтов Лотрека. В XIV—XVII вв. глава этого рода носил титул виконта Монфа. В конце XVII в. Лотреки-Монфа сменили фамилию на «Тулуз-Лотрек».

Род Тулуз-Лотреков выделялся образованностью и особым почитанием искусства. Быть может, это обстоятельство и помогло Анри пережить страшную трагедию, случившуюся с ним в детстве, и определить своё будущее. Благодаря этому выбору и появилась эта статья.

В мае 1878 года, в возрасте 13 лет, Анри ломает шейку бедренной кости правой ноги. А через год мальчик ломает и левую ногу, при падении в канаву. После этого события ноги перестали расти, и юноша навсегда остался инвалидом. – “Подумать только! Я никогда бы не стал рисовать, если бы мои ноги были чуть длиннее”. – не раз шутил Анри де Тулуз-Лотрек.

Физический дефект помешал молодому Анри пойти на военную службу, как было принято среди мужчин в их роду. Именно тогда он принимает решение стать художником. Он много рисует, и талант его растёт так стремительно, что мастерства его прежнего учителя, мастера Пренсто, уже не хватало. Анри перебирается в Париж в ожидании творческого роста. Тут он и попадает к известному в то время портретисту Леону Бонна. Свои первые работы Анри подписывает псевдонимом «Трекло».

Так он попадает на Монмартр. И Монмартр захватывает его полностью. С этого момента Анри становится частью Монмартра, а Монмартр становится частью Анри. Тут граф Тулуз-Лотрек переходит из высшего света в мир богемы, и именно в этом мире, общаясь с людьми, творящими искусство, он выработал свой, неповторимый стиль, где важна линия, а гротесковая декоративность не режет глаз, а напротив, мягко сочетается с тонкостью и изяществом образов. Стоит лишь взглянуть на созданные мастером портреты, чтобы ощутить психологизм и неповторимость противоречивого лотрековского стиля.  По началу он подражает, модным тогда, импрессионистам, но потом находит свой путь. Ему уже мало сиюминутного впечатления. Он ищет способы как сделать свои работы глубже, как показать самую суть, изображаемого им мира, будь то природа, или человек. Вот потому, казалось бы, излишне декоративные работы Тулуз-Лотрека, снова и снова притягивают наш взгляд, заставляя заглядывать в самую душу его персонажей.

Скорее всего поэтому художник старается писать не холёных великосветских красавиц и красавцев. Его привлекают простые, и даже иногда порочные люди, с поломанной судьбой. В них художник находит отражении е живого мира, прекрасного в своей неповторимости. 

Он пишет танцовщиц и проституток, кухарок и прачек. Они женственны и живы, без тени фальши и наносного лоска. И тем прекрасны.

Совет

Тогда же Тулуз-Лотрек пишет афиши для кабаре «Мулен Руж» «Чёрный кот»  и “Диван Жапоне” и других ночных увеселительных заведений Парижа. Всего им было написано около тридцати афиш, каждая из которых настоящий шедевр. Прекрасно знавший дух ночной жизни Парижа, в своих афишах художник, передаёт и сиюминутное ощущение беззаботного праздника, и в то же время в них чувствуется атмосфера тонкого флирта  и лёгкой интрижки, свойственная таким заведениям. А ведь как мастер постимпрессионизма он умел это делать прекрасно. Потому и афиши, созданные Анри Тулуз-Лотреком, ныне воспринимаются нами с таким же интересом и восхищением, как и его портреты и другие картины.

Вот только в последние два года жизни, словно предчувствуя окончание веселья, художник всё чаще использует мрачные тона в своих работах. С каждой картиной растёт ощущение печали, ожидания прощания с тем миром, который он так любил. Весной 1901 года у Анри случился паралич ног, как следствие перенесённого инсульта. А 9 сентября, в возрасте 37 лет, он умирает. 

И лишь через много лет после его смерти к нему приходит признание критиков, совершенно не жаловавших его при жизни. За короткую творческую жизнь Анри Тулуз-Лотрек создал 737 картин, 275 акварелей, 363 гравюры и плаката, 5084 рисунков, несколько керамик и витражей.

Афиша как искусство

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *