Василий кандинский. история зарождения абстракционизма
Table of Contents
Абстракционизм
Возникновение Абстракционизма:
Абстракционизм, как направление, возник в начале 20 в. одновременно в нескольких европейских странах. Признанными основоположниками и вдохновителями этого движения считаются художники Василий Кандинский, Казимир Малевич, Пит Мондриан, Франтишек Купка и Робер Делоне, изложившие основные положения Абстракционизма в своих теоретических трудах и программных заявлениях.
Разные по целям и задачам, их учения были едины в одном: Абстракционизм как высшая ступень развития изобразительного творчества создает формы, присущие только искусству.
«Освобожденный» от копирования действительности, он превращается в средство передачи различными изобразительными образами непостижимого духовного начала мироздания, вечных «духовных сущностей», «космических сил».
Как художественное явление Абстракционизм оказал огромное влияние на становление и развитие современного архитектурного стиля, дизайна, промышленного, прикладного и декоративного искусства.
Особенности Абстракционизма:
Абстракционизм (от лат.
Обратите внимание
Abstractus – отвлеченный) – одно из главных художественных направлений в искусстве 20 века, в котором структура произведения основывается исключительно на формальных элементах – линии, цветовом пятне, отвлеченной конфигурации.
Произведения Абстракционизма отрешены от форм самой жизни: беспредметные композиции воплощают субъективные впечатления и фантазии художника, поток его сознания, они порождают свободные ассоциации, движение мысли и эмоциональные сопереживания.
С момента появления Абстракционизма в нем наметились две основные линии:
- Первая – геометрическая, или логическая абстракция, создающая пространство путем сочетания геометрических форм, цветных плоскостей, прямых и ломаных линий. Она находит воплощение в супрематизме К.Малевича, неопластицизме П.Мондриана, орфизме Р.Делоне, в творчестве мастеров постживописной абстракции и оп-арта;
- Вторая — лирико-эмоциональная абстракция, в которой композиции организуются из свободно текущих форм и ритмов, представлена творчеством В.Кандинского, работами мастеров абстрактного экспрессионизма, ташизма, информального искусства.
Мастера Абстракционизма:
Василий Кандинский, Казимир Малевич, Франтишек Купка, Пауль Клее, Пит Мондриан, Тео Ван Дусбург, Роббер Делоне, Михаил Ларионов, Любовь Попова, Джексон Полок, Йозеф Альберс и другие.
Картины художников:
Композиция с красным, жёлтым, синим и чёрным. Пит Мондриан.
Кандинский Василий, беспредметное.
Дж. Поллок. Номер 8.
Малевич Казимир Северинович. Супрематизм (Супремус №58). 1916.
Франтишек Купка. Первый шаг. 1909. Нью-Йорк, Музей современного искусства.
Василий Кандинский – Основоположник абстракционизма | Журнал Neue Zeiten
Автор: Илья Дубинский
В номере: 09 (123) сентябрь 2011
Как вы уже, наверное, заметили, дорогие читатели, в последнее время основная тема моих статей — связь культур России с Германией.
Вот ещё незаурядная личность – Василий Васильевич Кандинский, крупнейший художник, один из основателей абстракционизма. В Германии он провёл 30 лет. Здесь сформировался как художник, творил, экспериментировал. В конце жизни принял немецкое гражданство.
В одной из статей мне встретилась даже такая характеристика: «немецкий художник русского происхождения». Пусть это определение останется на совести автора: всё-таки 62 года Кандинский оставался российским подданным.
Но, что верно, то верно: в Советском Союзе картины его хранились в запасниках, мы практически ничего не знали ни о нём, ни о его искусстве.
Озарение
Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866 года в Москве. Отец — коммерсант Василий Сильвестрович Кандинский, из старинного рода сибирских купцов (по семейному преданию, одна из его прабабок была мансийской княжной).
Мать вела происхождение от прибалтийских немцев. Когда мальчику было три года, семья переехала в Одессу, где отец управлял чайной фабрикой. Детство Василия прошло в этом приморском городе, где он окончил классическую гимназию.
В 1885 году юноша поступает в Московский университет на юридический факультет.
Казалось бы, всё шло своим чередом, жизненный путь намечался успешным.
После окончания университета будущий юрист готовит диссертацию, получает приглашение на должность профессора в Дерптском университете. Женится на своей кузине Анне Чемякиной. Но внезапно всё перевернулось.
Важно
В 1896 году в Москве состоялась Французская индустриальная и художественная выставка. Представленная на ней экспозиция импрессионистов глубоко потрясла будущего художника.
В воспоминаниях он пишет, что, увидев картину Клода Моне «Стог сена, освещённый солнцем», испытал озарение, понял, что в живописи, в развитии идей импрессионистов его призвание. Отказавшись от предложенного места, юрист внезапно, оставив жену, уезжает в Мюнхен учиться живописи.
Из Германии он выслал супруге бумаги на развод и дарственную на усадьбу в Коломенском. С прошлым было покончено.
В Мюнхене
Василий сначала обучался в знаменитой частной школе Антона Ашбе, затем в Мюнхенской академии художеств. Обладая незаурядным организаторским талантом, Кандинский, ещё будучи студентом, основал общество символистов «Фаланга».
Затем последовали в разное время: «Новое художественное общество Мюнхена», «Общество Кандинского», «Синяя четвёрка».
Особое значение имело создание «Синего всадника», в который вошли помимо основателей Василия Кандинского и Франца Марка ещё Август Макке, Пауль Клее, Алексей Явленский. Все эти имена теперь в учебниках.
В 1901 году В. Кандинский организовал собственные художественные курсы. Уже тогда его увлекал эксперимент, поиск новых форм синтеза искусств. Так, однажды он принёс на занятия виолончель и предложил ученикам изобразить на холсте музыку.
Из выполненных работ отметил лишь одну – этюд Габриель Мюнтер, который назвал «образцом абстрактного мышления». Вскоре Кандинский предложил этой талантливой ученице вступить с ним в брак, но получил отказ. Тем не менее, они остались вместе.
Совет
В 1903-1907 годах Кандинский с Габриелой много путешествуют, занимаясь живописью и участвуя в российских и европейских выставках: в Московском товариществе художников, парижском Осеннем салоне, Салоне независимых.
В творчестве раннего Кандинского (1901-1907 гг.) преобладает декоративность, орнаментализм, плоскостность. Основные темы работ – персонажи фольклора, сюжеты русских сказок, купола красочных церквушек некого «града Китежа».
Период Мурнау
В 1908 году Кандинский и его спутница поселились в Мурнау недалеко от Мюнхена. Будучи в Баварии, мы специально посетили этот живописный посёлок на берегу поэтического озера Штафельзее. Узкая улочка ведёт вверх к дому художника — «Русскому дому», как его называли тогда, да и теперь.
Рай для художников. Интерьер Кандинский оформил в народном стиле, расписал мебель орнаментами цветов. Идёшь по улочке и представляешь, что здесь же проходили ставшие ныне знаменитостями гости. Чаще других бывали русские художники Явленский и Верёвкина.
Работы «периода Мурнау» — это, прежде всего, пейзажи окрестностей. В них прослеживается постепенный отход от строгой реальности: от картины к картине ландшафты приобретают всё более размытые очертания, усиливается интенсивность и контрастность цвета.
Абстракционизм
В 1910 году появилась первая абстрактная картина Василия Кандинского. Этот год принято считать началом абстрактной живописи, а автора – её основоположником. Правда, к этому времени и другие художники пришли к беспредметной живописи, но русский живописец был первым, кто обосновал её принципы.
В 1911 году им опубликован трактат «О духовном в искусстве», в котором разработана теория нового направления, согласно которой любой цвет, линия, геометрическая фигура, их сочетания могут вызвать самые разные ассоциации: зрительные, звуковые, вкусовые и прочие. «Цвет — это клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль.
Художник — есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», — говорил Кандинский.
Обратите внимание
В автобиографической книге «Ступени» художник так описывает происшедший поворот в его сознании, приведший к абстракционизму: «Я… вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину.
Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен.
И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоящая на боку… В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».
Создавая абстрактные композиции, Кандинский изменил повествовательную природу живописи, приблизив её к музыке, которая не изображает, а выражает душевные состояния. Об этом периоде Нина Кандинская пишет: «Время с 1910 по 1913 годы – самый активный период в его творчестве.
Он музицирует, пишет теоретические статьи, делает проекты театральных постановок. В 1911 году, уже исходя из идей, изложенных в трактате «О духовном в искусстве», он вместе с Францем Марком основывает в Мюнхене общество «Синий всадник».
И хотя его деятельность ограничилась только двумя выставками и выпуском одного альманаха, общество завоевало репутацию самого значительного в Германии форума современного искусства. Рисунок Кандинского, изображающий всадника на синем коне, украсил обложку альманаха и стал эмблемой нового движения.
И автор уже чётко отдавал себе отчёт, куда был устремлён его всадник – он мчался по дороге к неизобразительности». Искусствоведы разделяют её точку зрения, считая этот период самым экспериментальным и самым интенсивным. За период 1909-1914 гг. Кандинским создано более двухсот живописных работ.
Творческая энергия его неиссякаема, интересы многогранны. Помимо живописи и графики он занимался музыкой, поэзией, оформлением интерьеров, проектированием моделей одежды, создавал эскизы росписей по фарфору.
Важно
В 1914 году с началом Первой мировой войны Кандинский, как русский подданный, должен был покинуть Германию. Страну, которую он любил, где созрел как художник. В письме к Габриеле Мюнтер он пишет:
«Я только наполовину русский… По воспитанию – я наполовину немец… Как художник я привязан к Германии, и всё немецкое, немецкие древности значат для меня больше, чем для многих немцев». Но не все его немецкие знакомые так думали.
Вот мнение друга и соратника Франца Марка: «В значительной степени он принадлежит к чужой расе и только носит маску «восточного европейца». Вот так.
Злободневный сейчас вопрос интеграции и в те времена решался непросто, даже в отношении лиц, в совершенстве знавших немецкий язык и культуру, десятилетиями живших и творивших в Германии.
Снова в Москве
Кандинский пробыл здесь до 1921 года. Личная жизнь его за это время резко изменилась. В 1916 году в Дании произошла последняя встреча и мучительное расставание с Габриелой Мюнтер. На следующий год он женился на Нине Андриевской. Кандинскому было тогда 50 лет, супруге — 20.
После революции художник со свойственной ему активностью включился в творческую и общественную жизнь России.
Работал в отделе Изобразительных искусств Наркомпроса, преподавал в Свободных Государственных художественных мастерских, во ВХУТЕМАСе, был избран вице-президентом Российской академии художественных наук (РАХМ), создал и возглавил Институт художественной культуры (ИНХУК).
Однако вскоре его понимание духовного и традиционного вошло в противоречие с революционной идеологией, отрицавшей «буржуазную» культуру.
Позиция Кандинского иная: «Беспредметная живопись не есть вычёркивание всего прежнего искусства, но необычайно и первостепенно важное разделение старого ствола на две главные ветви, без которого образование кроны зелёного дерева было бы немыслимо… Утверждение, что я хочу опрокинуть здание старого искусства, всегда действует на меня неприятно. Сам я никогда не чувствовал в своих вещах уничтожение уже существующих форм искусства: я видел в них только ясно внутренне логический, внешне органически неизбежный дальнейший рост искусства».
Совет
В 1921 году Кандинский был смещён с должности директора Института художественной культуры. Что могло последовать за этим? Будущее становилось неопределённым. И он уехал в Берлин.
Холодный период
В Германии Кандинский получил предложение преподавать в знаменитом «Баухаузе» — Высшей архитектурной и художественной школе, находившейся в Веймаре, затем переведенной в Дессау. В 1926 году он опубликовал известный труд «Точка и линия на плоскости».
В работах теперь преобладают геометрические элементы, холодная цветовая гамма. В отличие от «романтического» мюнхенского этот период называют «холодным» или «классическим».
В 1928 году Кандинские приняли немецкое гражданство. Но с приходом к власти нацистов школа в Дессау была закрыта.
Нина Кандинская пишет: «…после знаменитой речи Гитлера, где тот сказал, что современное искусство — это искусство либо сумасшедших, либо преступников, Кандинский решил покинуть Германию.
Для него это было невероятно больно, ведь вся его жизнь в искусстве была связана с Германией».
Супруги оставили Германию. Последние 11 лет жизни художника они провели в Нёйли-сюр-Сен во Франции. Там в 1944 году от кровоизлияния в мозг он скончался в возрасте 78 лет.
Память
Кандинский считал, что получит истинное признание лишь лет через сто. Но ошибся. Уже сегодня его знают и ценят во всём мире, чтят его имя.
Обратите внимание
В России в 2007 году учреждена ежегодная премия Кандинского за вклад в современное российское искусство.
В Одессе дом, в котором провёл детские годы художник, украшает теперь его бюст (ул. Дерибасовская, 17).
В Москве на доме, принадлежавшем Кандинскому, установлена мемориальная доска (ул. Бурденко, 8/1). На Плющихе восстановлена его мастерская.
В Дессау возле «Баухауза» поддерживаются в сохранности его дом и мастерская.
В Мурнау в доме, где жили Кандинский и Мюнтер, открыт музей, носящий название «Русский дом».
Кандинский востребован, является сейчас одним из самых дорогих русских художников. На аукционах его творения оцениваются в десятки миллионов долларов.
Его выставки пользуются неизменным успехом. В 2008-2010 годах в Мюнхене, Париже, Нью-Йорке была показана представительная ретроспектива, включавшая 95 произведений, написанных с 1907 по 1942 годы и отражающих все основные периоды творчества художника.
Экспозиция собрана из немецких, французских и американских галерей, обладающих наиболее крупными собраниями его работ. Прежде всего — это мюнхенская галерея Lenbachhaus, основу коллекции которой составляют работы, переданные в дар Габриелой Мюнтер.
Центр Помпиду в Париже обладает крупным собранием произведений последнего периода жизни художника, подаренных вдовой художника Ниной Кандинской. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке обладает самым богатым собранием его картин.
Нам посчастливилось побывать на выставке в Мюнхене.
Важно
Больше часа вместе с остальными ценителями искусств мы мёрзли в очереди на декабрьском морозе; в залах — столпотворение, как на самых экстраординарных экспозициях пушкинского музея.
Проследили весь творческий путь художника от ранних лубочных работ до творений «холодного периода». Впечатление захватывающее. Недаром показ этой выставки в Нью-Йорке «Таймс» отнесла к десяти наиболее выдающимся событиям года.
«В.В. Кандинский – абстракционист»
Творческая контрольная итоговая работа по музейной практике
Тема
«В.В. Кандинский – абстракционист»
Москва 2010г.
Содержание
Введение
Абстракционизм, как понятие
Кандинский – абстракционист
Заключение
Литература
Введение
Абстракционизм, как понятие
Абстракционизм — крайняя форма модернизма, возник как вызов обществу и как последовательное разрушение реального образа, отражающего мир привычными средствами.
Можно сказать, что абстракционизм возник на обломках кубизма, футуризма и ряда других модернистских течений достигших своего упадка. В. Кандинский, К. Малевич, П. Клее, В. Татлин, М. Ларионов, Р. Делоне, П.
Мондриан и др. стояли у истоков абстракционизма.
Художники, утверждая значение подсознательного, рассматривали творческий процесс как погружение в мир интуитивных движений души, автоматическую передачу своих ощущений. Они исходили из того, что связь искусства с формами жизни себя уже исчерпала и человек осознать мир не способен, а тем более не способен воплотить его в пластических образах в силу многообразия нового мира.
Средства отображения смутного подсознательного образа могут быть любые: от классических красок и холста до камня, проволоки, мусора, труб и т. п. Главное в абстракционизме — сочетание цветов, линий, пятен, штрихов, оторванных от природной и социальной реальности. Это беспредметное и бесформенное искусство.
В абстрактном искусстве исключается образная основа, составляющая суть художественного творчества.
Ранний (1920 — 1930 гг.) абстракционизм широкое распространение получил в архитектуре и прикладном искусстве. Его питательной средой были настроения буржуазной интеллигенции.
Поздний (послевоенные годы) абстракционизм представлен тремя потоками:
1) экспрессивная живопись и графика (вольное, спонтанное сочетание линий и пятен),
2) сюрреализм (тяготение к загадочности, магии, кошмарным психологическим видениям, бредовым ассоциациям, абсурдному взаимосочетанию различных предметов и образов)
Совет
3) абстрактно-геометризированное, технизированное искусство (чисто декоративные решения, абстрактная скульптура из различных видов металла с применением современных средств его обработки).
Кандинский – абстракционист
Кандинский родился 4 декабря 1866 года в Москве. Первой профессией Кандинского стали музыкальные выступления, на которых он играл на фортепиано и виолончели.
Через некоторое время Кандинский стал рисовать, причем в его картинах встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью.
Поворотным событием в жизни молодого Кандинского стало посещение выставки французских импрессионистов. Именно после этого блестящий правовед решил оставить привычную профессию и обучаться искусству живописи.
В 1896 г. он уехал в Мюнхен, который был в то время центром европейского академического образования. В этом городе, названном художником «островком духовного в громадном мире», жил и работал теоретик нового искусства Август Эндель, статьями которого зачитывался молодой Кандинский.
«Мы стоим в преддверии совершенно нового искусства, слияние форм которого ничего не представляет, не изображает, не рассказывает, но которое захватывает душу так глубоко, как это способна сделать лишь музыка!»
— эти строки Энделя, ставшие пророческими, особо запомнились начинающему живописцу. Обучаясь у мюнхенских профессоров Антона Ашбе и Франца фон Штука, Кандинский создавал свои ранние произведения, для которых в основном позировали профессиональные модели.
Полотна «Синяя гора», «Купола», «Пейзаж с лодкой», «Дамы в кринолинах» стали первыми работами, свидетельствовавшими о серьезных изменениях в живописной манере Кандинского. В этих Картинах ландшафтах, для которых были характерны энергичные краски и простые сменяющие друг друга контуры, образы едва угадываются. За счет этого композиции стали весьма близки к абстрактным.
Традиционно считается, что история абстрактного искусства началась в России с 1910 года, когда появились первые неизобразительные акварели В. Кандинского. Перспективы развития абстрактного искусства В.
Кандинский связывал, как пишет доктор философских наук И. П. Лукшин, с «наступлением новой духовной атмосферы.
Обратите внимание
Он и ощущал себя не рядовым художником, а деятелем, который сам приближает эру духовного царства, эпоху великого духовного возрождения».
Говоря о духовности, В. Кандинский подчеркивал, что она связана с выражением внутреннего мира человека, который наиболее адекватно раскрывается в беспредметных формах, так как предметность является бездуховным, вульгарным материализмом.
Для того, чтобы наглядно представить переход к эпохе великой духовности, В. Кандинский изобразил треугольник. Его верхнюю острую часть занимают художники пророческого типа, чье творчество отвергается многочисленной толпой, располагающейся в основании треугольника.
Движение в нем идет по направлению вверх, и впоследствии на место, которое изначально занимали всего несколько человек, со временем приходят целые массы. Так осуществляется духовный рост общества – с отклонениями, временными остановками, иногда прерывается периодами упадка. И в такие моменты (считает В.
Кандинский) искусство ищет содержание в твердой материи, потому что не находит его в тонкой. Эра же нового искусства означает его движение к «анатуральному, абстрактному и внутренней природе».
Многие термины — «вибрация», «созвучие», «восхождение», ставшие впоследствии ключевыми в теоретических работах художника, он позаимствовал из теософских и оккультных трактатов. В апокалиптическом взгляде на мир концентрировалось ощущение конца света, ощущение господства сатаны.
В битве добра и зла, света и тьмы, Бога и сатаны будет разрушен старый неправедный мир, воскреснут все христиане и на земле воцарится Мессия. Мотивы этой вселенской катастрофы переходили у В. Кандинского из одного произведения в другое, исполнялись им в различных материях.
Например, фигуры апостолов из «Всех святых» превратились в «Воскресение» в живописи на стекле, в акварель и гравюру для сборника «Звук», а потом трансформировались в «Страшный суд». Если сначала в левом верхнем углу картин В.
Важно
Кандинского сохранялись еще смутные очертания ангела с трубой, то впоследствии конкретность деталей постепенно исчезает, контуры отделяются от цветовых плоскостей, цветные пятна теряют свою вещественность и объемность, живописные формы становятся прозрачными и взаимопроникающими. Святой Илья превращается в красное пятно, ангелы в левом верхнем углу становятся повторяющимися кривыми линиями.
Свое обращение к абстрактной живописи В. Кандинский объяснял не фантазией, не прихотью художника, а существованием замаскированных образов, содержание которых должно выявляться постепенно.
Отказавшись от предметности изображения, В. Кандинский разработал три типа абстрактных картин, которые и легли в основу его дальнейшего творчества. Первый тип — это «импрессии», которые рождаются от прямого впечатления при созерцании внешней природы.
Второй — импровизации, выражающиеся «главным образом бессознательно, большей частью внезапно». Первые беспредметные работы и были созданы В. Кандинским в «импрессиях» и импровизациях.
В них художник еще сохранял некоторую связь с реальными предметами, но потом окончательно разделил свои картины на три стадии удаления от первоначального импульса, который дал толчок к их написанию. Третий тип — собственно композиции, в которых многолетние художнические изыскания В.
Кандинского получили наиболее полное выражение. «С самого начала, — писал художник, — уже одно слово «композиция» звучало для меня, как молитва». Лучшие из них созданы в начале 1910-х годов — в период наивысшего развития таланта художника.
Вершиной творчества В. Кандинского считаются «Композиция VI» и «Композиция VII», написанные в 1913 году. Как пишет искусствовед Н.Б. Автономова, по комбинациям живописных форм и линий картины эти многосоставны и разнообразны. В них нет глубины пространства в привычном для нас понимании, однако при этом она все же сохраняется.
Характер распределения форм, наложенных друг на друга, и свойства самой краски (которая, по словам В. Кандинского, «может отступать или выступать, стремиться вперед или назад») помогают ему построить «идеальную плоскость» и вместе с тем дать ее «как пространство трех измерений». Сам он называл это рисуночным (или живописным) «растяжением пространства».
«Композиции», над которыми В. Кандинский работал долго и напряженно, имеют свою живописно-пластическую драматургию.
Совет
Художник исполнил много графических и живописных набросков и эскизов, он мыслил свои «Композиции» как некие новые миры, возникающие так же, как возник «космос» — «путем катастроф, подобно хаотическому реву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер».
Композиция VI (1913)
Композиция VII (1913)
Василий Кандинский – поэт и музыкант абстракционизма
Василий Васильевич Канднский
(4 (16) декабря 1866, Москва — 13 декабря 1944, Нёйи-сюр-Сен, Франция)
Когда разговор заходит об искусстве ХХ века, имена Марка Шагала и Казимира Малевича редко упоминаются без третьего — Василия Кандинского. Их картины стали символами нового мировосприятия, которое несколько позже Жан-Поль Сартр назовет философией экзистенционализма.
«Величайшая свобода, являющаяся вольным и необходимым дыханием искусства, не может быть абсолютной. Каждой эпохе дана своя мера свободы. И даже наигениальнейшая сила не способна перескочить через границы этой свободы. Но эта мера во всяком случае должна быть исчерпана, и в каждом случае и исчерпывается…»1
Кто хоть однажды видел картины Кандинского, — яркие, шокирующие, непонятные — скажет, что художник, написавший эти, по сути, правильные слова, сам дерзнул перескочить через границы свободы. Это поняли его современники, в начале прошлого века увидевшие акварели неизвестного тогда художника.
Картины казались ничем иным, как хаотичным размещением красочных пятен и линий, ничего не изображавших и не обозначающих, но в то же время притягивающих взгляд, рождающих образы — необыкновенные, загадочные.
Это поняли и потомки, которые спустя годы назвали Василия Кандинского великим творцом, одним из основоположников современного абстракционизма. Критики изобразительного искусства на протяжении многих лет будут пытаться разгадать феномен художника, понять, что натолкнуло его на такие странные образы и их воплощение.
И придут, в конце концов, к выводу: понять Кандинского сложно. Это то же, что, слушая музыку — либо представлять себе что-то волнующее, прекрасное, либо слышать просто беспорядочный набор звуков.
Живи Василий Кандинский ныне, его бы, вероятно, назвали гражданином мира. В свое время он был просто талантливым изгоем, которого не принимали страны и режимы, который всюду умудрялся слыть инакомыслящим. Художник родился в Москве 4-го декабря 1886-го года в состоятельной семье.
Родственники по материнской линии происходили из прибалтийских немцев, отец появился на свет в Восточной Сибири, к югу от озера Байкал. Однако предки отца Кандинского не были аборигенами Забайкалья, они были высланы с севера России и принадлежали, видимо, к народу манси.
Обратите внимание
Такие различия в происхождении родителей сказались и на образовании Василия — он органично воспринимал и европейские и азиатские культурные традиции. Его родители очень любили путешествовать — материальное положение позволяло — поэтому еще в детстве он побывал в Венеции, Риме, Флоренции, на Кавказе, в Крыму.
Мальчик получил блестящее музыкальное образование: играл на фортепиано и виолончели. Со временем стал увлекаться рисованием, причем уже в первых его картинах встречались весьма нетрадиционные цветовые сочетания, которые он объяснял тем, что каждый цвет живет своей таинственной жизнью.
В двадцать лет, как и надлежало юноше такого общественного положения, Кандинский поступил в Московский университет, где изучал экономику и право. Однако это мало его интересовало, хотя он и получил докторскую степень в области юриспруденции.
Когда же ему предложили место профессора в университете эстонского города Тарту, Кандинский решил для себя: сейчас или никогда, отказался от заманчивого предложения и уехал в Германию, где собирался учиться рисованию, чтобы стать настоящим художником. Поступок неразумный, почти мальчишеский.
А ведь мужчине, совершавшему его, было уже тридцать лет.
В студенческой биографии юриста Кандинского есть одна история, которой теперь исследователи жизни и творчества художника Кандинского приписывают судьбоносную, решающую роль. Будучи на четвертом курсе, он отправился без всякого официального повода в самую глушь России — Вологодскую губернию.
Там жил древний народ зыряне, сохранивший остатки собственной языческой религии. Изучению их традиций и обрядов Кандинский и посвятил свою поездку.
Конечно, вологодскую экспедицию можно было бы рассматривать как незначительный эпизод юности будущего художника, впоследствии занимавшегося совершенно другой культурной проблематикой. Можно было бы, если бы не точка зрения самого художника, вспоминавшего об этом «эпизоде» всю жизнь.
Он писал, что поездка в губернию явилась одним из самых сильных впечатлений его молодости и сравнима с эффектом, который произвели на него впервые увиденные полотна Рембрандта и Моне. Интересно и то, что студенческий экспедиционный дневник художник постоянно хранил при себе.
Важно
Образы и идеи, навеянные впечатлениями вологодской поездки, встречаются в его работах всех периодов. Все это позволяет предполагать, что во время путешествия в земли зырян случилось нечто, чрезвычайно важное в духовном смысле и радикально повлиявшее на весь дальнейший путь Кандинского.
Итак, высокий респектабельный тридцатилетний мужчина, одетый с иголочки, слегка свысока смотрящий на мир, приезжает в Мюнхен и становится простым студентом частной художественной школы. Столица Баварии стала для него Афинами и Римом, художественной Меккой. В музыке Вагнера и в росписи католических церквей художник почерпнул энергетику для своего искусства и своих теоретических трудов.
Многие годы Кандинский жил в Мурнау, маленьком городке в предгорьях Альп, и темы этой местности из сияющих пейзажей переходят на его картинах в абстрактные образы, а русские мотивы из лубочной «Русской красавицы» и иконы «Святого Владимира» — в абстрактные полотна со святым Георгием и праздником Всех святых.
В 1911-ом году, уже будучи автором знаменитой безымянной акварели, положившей начало искусству абстракционизма, Кандинский образует сообщество художников «Синий всадник», куда входили Франц Маер, Аугуст Маке, Арнольд Шенберг. С последним, совершившим в начале прошлого века переворот в музыке так же, как и Кандинский в живописи, художника долгое время связывали дружеские отношения.
Мне посчастливилось побывать в Третьяковской Галерее ХХ века на Крымском Валу, как раз в тот период, когда были объединены выставки Василия Кандинского и Арнольда Шенберга. Звучала музыка Шенберга, на миг мне показалось, что я схожу с ума от столь сильных впечатлений, или сердце мое не выдержит и разорвется от упоения…!
Но я продолжала слушать и смотреть, не в силах оторваться от этого тревожно-сладостного и кошмарного упоения! Это было поистине уникальное событие, навряд ли оно повторится…
Их знакомство началось с того, что Кандинский посетил концерт Шенберга и направил ему восторженное письмо. Композитор в лице художника встретил горячего единомышленника в период всеобщего непризнания.
Кандинский, для которого музыка всегда имела особое значение, увидел в сочинениях Арнольда Шенберга именно то, к чему стремился в своей живописи. Они друг друга дополняли и поддерживали. Композитор писал: «Мы оба ведем поиск на одном, почти том же самом пути».
Совет
Дружба двух талантливых людей закончилась так же нелепо, как удачно началась. Еврей Шенберг истолковал какое-то высказывание Кандинского как антисемитское и резко в запальчивости прервал отношения.
Однако эта ссора произойдет через двенадцать лет, а пока Кандинский, поддерживаемый друзьями и единомышленниками, в самом расцвете творчества. В период с 1909-го по 1914-й годы художник написал около двухсот картин.
Он объединял их в циклы: «импровизации», «композиции» и «впечатления», нередко имеющие порядковые номера и подзаголовки. Пятна, цвета, то крупные, то мелкие, парящие в неведомом пространстве, словно сливаются и разбегаются. Сверкающие, как молнии, зигзагообразные линии прорезают эти таинственные миры.
Зритель словно погружается в атмосферу тайны, пятна как бы обживают, стремясь заманить его в бездонные пространства, где они обитают. Так виделось самому Кандинскому, о чем он рассказал в своих книгах. Художник часто брался за перо, чтоб пояснить свои замыслы.
Философия его, конечно, по-своему наивна, как только может быть у поэта. А Кандинский и был поэтом, не только потому, что писал стихи, а потому, что поэтически воспринимал действительность.
Первая мировая война перечеркнула поэтическое представление об окружающем мире. Художник вынужден вернуться в Россию. Его друзья-единомышленники Маке и Марк погибают на фронте. «Синего всадника» больше нет. Василий, женившись на русской барышне, принимает решение погрузиться в жизнь Российской империи.
Революцию 1917-го года он воспринял воодушевленно, да и она его встретила приветливо — большевики были лояльны к абстракционизму. В 1918-м году художник стал профессором Московской академии изобразительных искусств, была даже издана его биография.
Через год Кандинский создал Институт художественной культуры и приложил немало усилий, чтобы открыть музеи по всей стране. Еще через год он уже был профессором Московского университета, тогда же прошла его личная выставка. Однако вскоре Кандинский с его абстракцией стал никому не нужен.
Обратите внимание
В 1921-ом, в год «великого исхода» интеллигенции из России, художник уезжает в Германию, ставшую второй родиной — через семь лет он получил немецкое гражданство, читал там лекции по теории свободного искусства.
Однако в 1933-ем к власти пришли нацисты, школа Кандинского была закрыта в рамках кампании против «выродившегося искусства», а его полотна конфискованы как пример «дегенеративной живописи», не имеющей права на существование. Сам художник вынужден был эмигрировать во Францию.
Эта страна стала его третьей родиной — через несколько лет он получил французское гражданство. Третьей и последней — 13-го декабря 1944-го года в предместье Нюлли-сюр-Сен великий художник умер.
Сейчас его картины стоят миллионы, на выставки выстраиваются очереди. А тайна Кандинского так и не разгадана: как в музыке за звучанием люди пытаются услышать что-то неведомое, так в его картинах в сочетании красок и форм они пытаются увидеть это. Но главная тайна в том, что увидеть-то на самом деле удается. Как художник заставляет нас делать это — вот в чем загадка.
И только друг и единомышленник Кандинского, великий Арнольд Шенберг, кажется, смог ее разгадать, написав однажды: «Красота существует постольку, поскольку обыватель испытывает в ней потребность… художник же в этом не нуждается. Ему вполне достаточно правды».
Василий Кандинский: картины, биография, разбор работ, личная жизнь художника
«Художник есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу».
Художник на фоне картины «Маленькие радости». 1913 год
16 декабря 1866 года родился Василий Кандинский — художник, теоретик искусства, основоположник абстракционизма, человек, перевернувший привычные представления о живописи, который вписал свое имя в мировую историю искусства. Его картины находятся в музеях по всему миру, а его творческое наследие стоит на аукционах миллионы долларов…
Начало пути. От науки — к живописи. 1866–1895
Кандинский родился в Москве, в семье успешного коммерсанта. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Одессу. Здесь Василий получил не только классическое гимназическое образование, но и частным образом обучался музыке и живописи.
Родители видели сына юристом, и он не ослушался их. Более того, он поступил и блестяще закончил юридический факультет МГУ. Женился, остепенился, занимался наукой.
В 1893 году стал преподавателем родного факультета, а три года спустя 30-летнему Кандинскому Дерптский университет в Тарту предложил место профессора юриспруденции, но молодой ученый отказался.
Он уже решил оставить науку ради живописи…
Становление художника. 1896–1911
К тому времени Василий Кандинский окончательно разочаровался в науке: «Я решил оставить свои занятия наукой. Прежде всего я убедился, что неспособен к постоянному усидчивому труду, но во мне нет еще более важного условия — нет сильной, захватывающей все существо любви к науке, а самое важное — во мне нет веры в нее».
Кандинский продолжал рисовать, будучи ученым, а все свободное время отдавал искусству, музеям, театру… В 1895 году картина «Стога» Клода Моне и опера Рихарда Вагнера «Лоэнгрин» потрясли Кандинского.
И в 1896-м он отправляется в Германию, в Мюнхен, в частную школу художника Антона Ажбе.
Важно
Там кроме него учились Алексей Явленский, Марианна Веревкина, Мстислав Добужинский, Кузьма Петров-Водкин, Игорь Грабарь.
В 1900-м Кандинский поступил в Мюнхенскую академию живописи, в класс Франца фон Штука, одного из лучших немецких рисовальщиков. Учитель был доволен учеником, хотя и находил его палитру слишком яркой.
Активный, бьющий энергией Василий Кандинский как магнит притягивал к себе людей и как вирус заражал их своими идеями. Он организовал группировку «Фаланга», в которой сам устраивал выставки и сам преподавал. На одном из таких уроков и произошла встреча художника с ученицей Габриэлой Мюнтер, его второй женой.
С ней Кандинский путешествовал по Европе, посещал Америку и Россию. Затем вернулся в Баварию, поселился в Мурнау и продолжил эксперименты — писал экспрессионистские пейзажи окрестностей, пробовал себя в фовизме и абстракции.
«Синий всадник». 1911–1914
Так называлась картина, написанная Кандинским в 1903 году, альманах и художественное объединение, которые появились в 1911-м. Его вдохновители — друзья-художники Василий Кандинский и Франц Марк.
Теперь «акцент делался на выявлении ассоциативных свойств цвета, линии и композиции, а привлекались при этом столь различные источники, как романтическая теория цвета Гете и Филиппа Рунге, югендстиль и теософия Рудольфа Штайнера», — писал живописец.
Мастерская художника стала научной лабораторией, в которой ставились опыты, ради получения нового знания. Не будем забывать, что Кандинский был ученым и поиск истины, взаимосвязь современных теорий и современного искусства были очень важны для него. Эти опыты вылились в книгу Кандинского «О духовном в искусстве» — первый труд художника, посвященный абстракции.
«Живопись есть искусство, и искусство в целом не есть бессмысленное созидание произведений, расплывающихся в пустоте, а целеустремленная сила; она призвана служить развитию и совершенствованию человеческой души… Живопись — это язык, который формами, лишь ему одному свойственными, говорит нашей душе о ее хлебе насущном».
Кандинский и революция. 1914–1921
С началом Первой мировой войны Кандинский расстается с Габриэлой Мюнтер и переезжает в Москву. Здесь в 1916 году он встречает Нину Андреевскую, свою третью жену. В послереволюционной России у Кандинского много дел: он сотрудничал с ИЗО Наркомпроса, создавал музеи современного искусства в 22 городах провинции, преподавал в «Свободных мастерских» и ВХУТЕМАСе.
Однако учение Кандинского в штыки восприняли конструктивисты Варвара Степанова, Александр Родченко и Любовь Попова, ставившие во главу угла рациональный подход.
Живописец критиковал их в ответ: «Если художник использует абстрактные средства выражения, это еще не означает, что он абстрактный художник. Это даже не означает, что он художник.
Форма без содержания не рука, но пустая перчатка, заполненная воздухом».
Проникновение социалистической идеологии в искусство Кандинскому не по душе. В декабре 1921 года он отбыл с женой в Берлин для организации там отделения Российской академии художественных наук. И больше в Россию не возвращался.
Баухаус. 1922–1932
Вальтер Гропиус, основатель Высшей школы строительства и художественного конструирования (Баухаус), пригласил Кандинского возглавить мастерскую настенной живописи. Одновременно с преподаванием Василий Васильевич выпускает книгу «Точка и линия на плоскости», участвует в выставках в США и там же читает лекции.
В его живописи появляется больше геометрии, особенно кругов: «Круг, который я использую в последнее время столь часто, можно назвать не иначе как романтическим. И нынешняя романтика существенно глубже, прекраснее, содержательнее и благотворнее: она — кусок льда, в котором пылает огонь. И если люди чувствуют только холод и не чувствуют огня — тем хуже для них…»
В 1932 году пришедшие к власти в Германии национал-социалисты закрыли Баухаус — и чета Кандинских переехала во Францию.
Парижские годы. 1933–1944
Парижские мастера живописи восприняли приезд Кандинского весьма прохладно, поскольку не любили, во-первых, иностранцев, а во-вторых, абстракционизм. Поэтому художник общается только с друзьями и продолжает экспериментировать с кистью в руках. Краски на его картинах бледнеют, а формы становятся биоморфнее.
Публика и коллеги по цеху не понимали и не принимали его искусство, но Кандинский оставался верен себе: «Абстрактное искусство создает рядом с «реальным» новый мир, с виду ничего общего не имеющий с «действительностью». Внутри он подчиняется общим законам «космического мира». Так, рядом с «миром природы» появляется новый «мир искусства» — очень реальный, конкретный мир.
Поэтому я предпочитаю так называемое «абстрактное искусство» называть конкретным искусством».
Кандинский и музыка
Василий Кандинский был сторонником теории взаимодействия и объединения различных видов искусства. Он играл на фортепиано и виолончели, обожал театр и мечтал соединить цвет, музыку и сцену. Даже названия его работ звучали по-музыкальному — «композиции» и «импровизации».
Еще в 1910-е годы Кандинский создал четыре сценические композиции: «Зеленый звук», «Фиолетовый занавес», «Черный и белый» и «Желтый звук». Последняя считалась самой значительной и интересной. Ее либретто было опубликовано в альманахе «Синий всадник» в 1912 году.
В 1914-м Кандинский вместе с композитором Фомой Гартманом занимался подготовкой постановки «Желтого звука» в Мюнхене. По его замыслу, композиция гармонично соединяла музыку, цвет, пластику и слово, то есть оркестр, цветные проекторы, пантомиму и певцов. Но Первая мировая война нарушила планы Кандинского. Впервые это произведение было поставлено лишь 12 мая 1972 года в Музее Гуггенхайма.
Василий Кандинский
Василий Кандинский (1866—1944) сделал переворот в изобразительном искусстве. И сначала он сделал его буквально: вернувшись поздно из мастерской, он обнаружил в полумраке своего дома неизвестную чудесную картину.
Когда он приблизился к ней, оказалось, что это его собственная работа, случайно (случайно?) повешенная вверх ногами. Было совершенно непонятно, что за предмет изображен на картине, и это поразило художника.
На следующий день он захотел испытать те же ощущения, но особого восторга не почувствовал. Да и предмет на полотне теперь можно было узнать даже вверх тормашками.
Художник решил: долой предмет и саму «предметность»!
Вряд ли, правда, мастер был трезв в тот судьбоносный вечер (это объясняет и почему утром он был несколько разочарован), но, так или иначе, открытие было сделано. Хотя вообще-то Василия Васильевича отличает, я бы сказал, рафинированная трезвость. Достаточно посмотреть его карандашные эскизы, поражающие филигранностью.
Совет
Поэтому забавно сейчас читать, как некоторые современные исследователи его творчества упирают на знание Кандинским шаманских практик Сибири (откуда был родом его отец). И различают на его холстах «галлюциногенные грибы, инкрустированные узорами».
Так сказать, нажравшегося поганок Василия Васильевича (ни дать ни взять пелевинский герой) регулярно глючило, а как отпустит — сразу за кисть! Ведь разве нормальный человек способен узреть такое?
А вот представьте себе!
Кандинский напечатал десятки статей, рефератов, эссе и автобиографическую повесть. Где довольно подробно изложил свой художественный метод и мировоззрение. Конечно, «специалисты» презрительно хмыкнут: так он и опишет запретное. Но Берроуза или Хаксли такие резоны не останавливали. Художника вообще мало что может остановить, ежели ему «песня крылья расправит».
В 90-е безраздельно властвовало левое искусство: работа на понижение. Содержание — иронично-маргинальное. Форма — постмодернистская, эклектично-цитатная.
Художественная стратегия выстраивалась исключительно медийно: утром в газете, вечером в куплете.
В 2000-е российское государство оклемалось и стало прилично влиять на внутреннюю и внешнюю политику, что отражала и медийная сфера. Возникла правая тенденция.
Кандинский, в частности, говорил, что избавиться от «внешнего» ему помогали болезни. Ещё в детстве, из-за большой температуры, он наблюдал парочку видений. И позднее случались рецидивы (в рамках здоровой психики).
А при развитом воображении он добивался точного воспроизведения виденных «духовных пейзажей».
Кандинский как художник эволюционировал постепенно, меняя стили и техники. «Долгие годы я себе казался обезьяной, запутавшейся в сети, — откровенничал он.
— И только после больших усилий мне удалось опрокинуть эту «стену на пути к искусству». Развитие искусства, подобно развитию нематериального знания, не состоит из новых открытий, вычёркивающих старые истины и провозглашающих их заблуждениями.
Обратите внимание
Его развитие состоит во внезапных вспышках, подобно молнии, из взрывов, подобно «букету» фейерверка, разрывающемуся высоко в небе и рассыпающему вокруг себя разноцветные звёзды…»
Результаты его усилий таковы, что только два русских художника в рейтинге мирового искусства проходят по разряду «тяжеловесов»: Кандинский и Малевич. Когда в 2007 году организаторы самой крупной премии (40 тыс.
евро) в области российского contemporary art решали, чьим именем её назвать, выбирали исключительно между этими двумя авангардистами.
В пользу Кандинского, как было заявлено, были такие аргументы: он гражданин мира (жил в Германии и Франции) и его картина «Фуга» (1914) удерживала ценовой рекорд 17 лет — она была продана в 1990 году на аукционе Sotheby's за 19 млн долларов.
Однако уже в 2008-м «Супрематическая композиция» Малевича была продана за 60 млн долларов. «Логика денег» в искусстве — вещь хоть и влиятельная, но сомнительная. Как сказал другой российско-французский классик, художник-эмигрант Оскар Рабин, «если мои картины в 60-е стоили на порядок меньше, они что, были хуже? Или когда цена поднялась на мои работы — они улучшились?»
Но вернёмся к основателю абстракционизма.
Кандинский пришёл к своему призванию только в тридцать лет. Он был доцентом на юридическом факультете МГУ. В 1895 году Кандинский отказывается от должности профессора Дерптского университета в Тарту и решает стать художником-профи. И отправляется в «царство модерна» — в Мюнхен.
Этому решению предшествовало несколько событий.
Во-первых, этнографическая экспедиция в Вологодскую область в 1889 году. «Помню, как я впервые вошёл в крестьянский дом, — вспоминал экс-юрист, — остановился на пороге как вкопанный.
Стол, лавки, печь — всё сплошь было покрыто простыми, наивными орнаментами разнообразных цветов. На стенах — народные картины. Красный угол был заставлен образами и заклеен репродукциями икон.
Когда, наконец, я прошёл внутрь избы, сам оказался в Картине».
Важно
Узоры в народном творчестве несут символическое и магическое значение. Под влиянием этой экспедиции Кандинский обратится к фольклору, былинам. Героями его полотен временно станут богатыри, драконы и красавицы в кокошниках. Но выполнять эти работы Кандинский будет в мозаичном стиле Климта.
Во-вторых, Кандинского потряс пейзаж Моне «Стог сена» на выставке импрессионистов в Москве. В.В. (как в случае с перевёрнутой картиной) понял, что там изображено, только прочитав название.
Позднее он переосмыслил новую французскую живопись, отражающую распад цельной картины мира: от точек пуантилиста Сера до широких мазков Моне и геометризированных холстов Сезанна. На картинах самого прогрессивного тогда австрийского модерниста Густава Климта мир напоминал мозаику. Как сказали бы сейчас, Кандинский узрел точку сборки.
Дополнительное впечатление на Кандинского произвело открытие деления атома. Материальный мир стремительно терял прочность! Оказывается, его можно было «разобрать». Но что там дальше?
В-третьих, Кандинского поразила опера Вагнера «Лоэнгрин» в Большом театре: тогда в сознании московского доктора права звуки отчётливо окрасились в определённые цвета…
По схожему с Кандинским пути двигался голландец Пит Мондриан. Так же, как Кандинский, он был увлечён французскими живописными новациями и модными мистическими учениями: теософией и антропософией.
Но, в отличие от пластичного, восприимчивого к музыке Кандинского, Пит был холодным философом. Под его «распадающимися» пейзажами обнаружилась структура мира, его «скелет» в виде крестов и квадратов.
Холсты Мондриана похожи на конструктор Lego. Этот мир статичен.
Кандинского же увлекала динамика: «Живопись есть грохочущее столкновение различных миров, призванных путём борьбы создать новый мир, который зовётся произведением. Каждое произведение технически возникает, как возник космос, путём катастроф, подобных хаотическому рёву оркестра, выливающемуся в конце концов в симфонию, имя которой — музыка сфер. Создание произведения есть мироздание».
Совет
То есть при помощи красок художник моделирует космические процессы, которые сравнимы с симфониями. И наоборот.
На пересечении живописи и музыки Кандинский-теоретик сделал важный вывод: для художника отпала обязательная необходимость рисовать с натуры.
Он может творить, повинуясь внутренним импульсам: «Произведение возникает целиком «из художника», что известно в музыке в течение нескольких столетий. В этом смысле живопись догнала музыку».
Продолжая линию «звучащих» картин, Кандинский свои работы называет «композициями», «импровизациями» и «фугами». К концу 10-х годов XX века он начинает выдавать подлинные шедевры.
Из полуабстрактных это «Деталь композиции IV», или «Казаки» (1910). Художник утверждал, что её сюжет навеян казаками, спускающимися по улице в 1905 году.
В верхнем левом углу картины двое казаков дерутся на саблях. Справа, внизу, — стоят с пиками. Вдалеке синий холм с дворцом. От зрителя к замку ведёт мост в виде радуги. Этот мотив близок будущей поэме Блока «Двенадцать»: пройдя горнило революции, наши граждане поднимутся по радуге-мосту в духовные чертоги…
В это время Кандинский опубликовал труд «О духовном в искусстве» (1912) и составил (вместе со своим другом немецким художником Францем Марком) альманах «Синий всадник» (1912).
Была торжественно объявлена эпоха Великого Духовного, когда произойдёт синтез искусств, потому как при внешних различиях налицо «внутренняя тождественность звука, цвета, слова».
(В русле этих идей — цветомузыкальные симфонические поэмы Александра Скрябина.)
Уже сложившимся мастером Кандинский в 1914 году возвращается на родину.
Франц Марк убит в Первую мировую осколком снаряда.
Обратите внимание
Уже поменьше «радужных» красок в программной картине Кандинского «Москва. Красная площадь» (1916). По существу, на полотне — теософская планета Москвы (вроде планет-миров в сказке Экзюпери «Маленький принц»).
В центре холста мужчина и женщина, вокруг них несколько сфер, на которых расположились высотки, соборы, кладбища, река. Из верхнего угла сквозь облака бьёт солнце, из правого — готова проклюнуться луна.
За пологом жёлто-голубого неба открывается звёздная бездна — это лирико-мистическое полотно, словно иллюстрация к ещё не написанному Булгаковым роману «Мастер и Маргарита».
О любимом городе Кандинский напишет: «Москва: двойственность, сложность, высшая степень подвижности, столкновение и путаница отдельных элементов внешности… Эту внешнюю и внутреннюю Москву я считаю исходной точкой моих исканий. Москва — мой живописный камертон».
Октябрьскую революцию Кандинский принял восторженно, поскольку большевики поначалу поддерживали левые течения в искусстве. Социальные катаклизмы вдохновили художника на создание ярких апокалипсических холстов, на которых, кажется, борьба идёт на разных планах реальности («Смутное», 1917, «Импрессия», 1917, «В сумерках», 1919).
Кандинский попытался сотрудничать с советской властью, но вскоре понял, что ему, потомку дворян и космополиту, не по пути с диктатурой пролетариата. В 1921-м он отправляется обратно в Германию.
Художники считают, что члены авторитетного жюри премии «легитимируют возможность откровенно фашистских высказываний в публичном пространстве». Причём гнев части художественного сообщества оказался направлен исключительно против члена жюри Александра Боровского, заведующего отделом новейших течений Государственного Русского музея.
За границей он продолжает развивать принципы беспредметной живописи: его картины спокойны, медитативны и сбалансированы. Он преподаёт в Веймаре в академии Баухауз. В 1933 году Баухауз был объявлен «опасным гнездом большевизма» и закрыт нацистами.
Кандинский эмигрирует в Париж.
В 1937-м пятьдесят работ Кандинского попадут на выставку в Мюнхене «Дегенеративное искусство». Во Франции же ему респект: в гости часто наведываются знаменитости, но у публики к В.В. интерес сдержанный. Перед войной он получил французское гражданство.
Важно
Его картины конца 30-х становятся холодны и безжизненны. С 1940 года он «населяет» полотна существами, смахивающими на планктон. Возможно, в этих простейших организмах Кандинский видел наиболее точное воплощение законов космической гармонии (как, к примеру, в раковине моллюска).
Умер художник в своём доме в западном предместье Парижа Нёйи-сюр-Сен 13 декабря 1944 года.
Бум абстрактного искусства начнётся в 50-е, но уже в США.
Представители американского абстрактного экспрессионизма (Арчил Горки, Марк Ротко, Виллем де Куниг) назовут Кандинского своим учителем.
Напоследок хотелось бы процитировать некоторые высказывания Мастера. Уж больно хороши!
Принципы ответственности художника за свои творения, сформулированные Кандинским в книге «О духовном в искусстве», не потеряли актуальности. А показанная им ситуация в арт-среде будто списана с наших современников.
«Конкуренция» растёт. Дикая погоня за успехом делает искания всё более внешними. Маленькие группы, которые случайно пробились из этого хаоса художников и картин, окапываются на завоёванных местах. Оставшаяся публика смотрит, не понимая, теряет интерес к такому искусству и спокойно поворачивается к нему спиной».
«Иногда художник пользуется своей силой для потворства низменным потребностям: в якобы художественной форме он изображает нечистое содержание, он привлекает к себе слабые элементы, постоянно смешивает их с дурными, обманывает людей и помогает им обманывать себя, убеждая себя и других, что они жаждут духовно и удовлетворяют эту жажду из чистого источника. Такого рода произведения не помогают движению ввысь, они тормозят, оттесняют назад стремящихся вперёд и распространяют вокруг себя заразу».
«Художник — служитель высшим целям, обязательства которого точны, велики и святы. Он должен воспитывать себя и научиться углубляться, должен прежде всего культивировать душу и развивать её, чтобы его талант стал облачением чего-то, а не был бы потерянной перчаткой с незнакомой руки — пустым и бессмысленным подобием руки».
«Художник несёт троякую ответственность, по сравнению с не-художником: 1) он должен продуктивно использовать данный ему талант, 2) поступки, мысли и чувства его, как и любого другого человека, образуют духовную атмосферу, очищая или заражая окружающую среду, и 3) поступки, мысли и чувства являются материалом для его творений, которые, в свою очередь, воздействуют на духовную атмосферу. Художник — «царь».
ОТПРАВИТЬ: