“завтрак на траве” клода моне. как зарождался импрессионизм – все о живописи
Table of Contents
“Завтрак на траве” Клода Моне. Как зарождался импрессионизм – Дневник живописи
Клод Моне. Завтрак на траве. 1866 г. 130×181 см. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва
“Завтрак на траве” в Пушкинском музее – одна из самых знаменитых картин Клода Моне. Хотя она не типична для него.
Ведь создана она была, когда художник ещё искал свой стиль. Когда понятия “импрессионизм” не существовало. Когда до его знаменитых серий картин со стогами сена и лондонским парламентом ещё было далеко.
Не многие знают, что картина в Пушкинском – всего лишь этюд к более масштабному полотну “Завтрак на траве”. Да, да. Существует два “Завтрака на траве” Клода Моне.
Вторая картина хранится в музее д’Орсе в Париже. Правда картина сохранилась не полностью.
Только по этюду из Пушкинского музея мы можем судить о её первоначальном виде.
Так что же произошло с картиной? Начнём с истории её создания.
Вдохновение. “Завтрак на траве” Эдуарда Мане
Эдуард Мане. Завтрак на траве. 1863 г. Музей д’Орсе, Париж
Клода Моне на создание “Завтрака на траве” вдохновила одноименная работа Эдуарда Мане. Несколькими годами ранее тот выставил на Парижском салоне (официальной художественной выставке) свою работу.
Нам она может показаться обычной.
Обнаженная женщина с двумя одетыми мужчинами. Снятая одежда небрежно лежит рядом. Фигура и лицо женщины ярко освещены. Она уверенно смотрит на нас.
Однако картина произвела невообразимый скандал. В то время обнаженными изображали только нереальных, мифических женщин. Здесь же Мане изобразил пикник обычных буржуа.
Обратите внимание
Обнаженная женщина – не мифическая богиня. Это самая настоящая куртизанка. Рядом с ней молодые щеголи наслаждаются природой, философскими беседами и наготой доступной женщины. Именно так некоторые мужчины и отдыхали. Тем временем их жены в неведении сидели дома и вышивали.
Публика не хотела такой правды о своём досуге. Картину освистывали.
Мужчины не разрешали своим жёнам на неё смотреть. Беременных и слабонервных и вовсе остерегали к ней приближаться. Чам. “Мадам, вам не рекомендуется сюда входить!” Карикатура в журнале Le Charivari, 16. 1877 г. Музей Штедель, г. Франкфурт-на-Майне, Германия
Такая же реакция была у современников Мане и на его знаменитую “Олимпию”.
Об этом читайте в статье “Олимпия Мане. Самая скандальная картина 19 века”.
Клод Моне готовится к Парижскому салону
Клод Моне был восхищён скандальной картиной Эдуарда Мане. Тем, как его коллега передал свет на картине. В этом плане Мане был революционером. Он отказался от мягкой светотени. От этого его героиня выглядит плоской. Она чётко выделяется на тёмном фоне.
Мане сознательно к этому стремился. Ведь при ярком свете тело становится однородного цвета.
Это лишает его объема. Однако делает более реалистичным. На самом деле, героиня Мане выглядит более живой, чем Венера Кабанеля или Большая Одалиска Энгра.
Сверху: Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Музей д’Орсе, Париж. Посередине: Эдуард Мане. Олимпия. 1963 г. Там же. Внизу: Жан-Огюст-Доминик Энгр. Большая Одалиска. 1814 г.
Лувр, Париж
Моне был в восторге от таких экспериментов Мане. К тому же он сам придавал большое значение влиянию света на изображаемые объекты.
Он задумал по-своему эпатировать публику и привлечь к себе внимание на Парижском салоне. Ведь он был амбициозен и хотел славы.
Так в его голове родилась идея создать свой “Завтрак на траве”.
Картина была задумана по истине огромной. 4 на 6 метров. Обнаженных фигур на нем не было. Зато было много солнечного света, бликов, теней. Клод Моне. Завтрак на траве. 1866-1867 гг. Музей д’Орсе, Париж.
Работа шла тяжело. Слишком большое полотно.
Слишком много этюдов. Большое количество сессий, когда друзья художника позировали ему. Постоянные перемещения из студии на природу и обратно. Клод Моне. Завтрак на траве (этюд). 1865 г. Национальная галерея Вашингтона, США
Моне не рассчитал своих сил. До выставки оставалось всего 3 дня.
Важно
Он был уверен, что ещё нужно слишком много сделать. В расстроенных чувствах он бросил почти законченную работу. Он решил её не показывать публике. Но на выставку попасть очень хотелось.
И вот за оставшиеся 3 дня Моне пишет картину “Камилла”. Известная ещё, как “Дама в зеленом платье”.
Она выполнена в классической манере. Без экспериментов. Реалистичное изображение. Переливы атласного платья в искусственном освещении. Клод Моне. Камилла (Дама в зеленом платье). 1866 г. Художественный музей в Бремене, Германия
Публике “Камилла” понравилась.
Правда критики недоумевали, почему часть платья не уместилась в “кадр”. На самом деле Моне сделал это намеренно. Чтобы смягчить ощущение постановочного позирования.
Ещё одна попытка попасть на Парижский салон
“Дама в зеленом платье” не принесла той славы, на которую расчитывал Моне. К тому же он хотел писать по-другому. Хотел, как и Эдуард Мане, нарушать классические каноны живописи.
На следующий год он задумал ещё одну крупную картину “Женщины в саду”. Картина также была большой (2 на 2,5 м), но все же уже не такой огромной, как “Завтрак на траве”.
Зато Моне почти полностью написал её на открытом воздухе. Как и подобает истинному импрессионисту. Слишком ему хотелось передать, как ветер циркулирует между фигур. Как воздух вибрирует от жары. Как свет становится главным действующим лицом. Клод Моне. Женщины в саду. 1867 г. 205×255 см. Музей Д’Орсе, Париж
Картину в Парижском салоне не приняли.
Её сочли небрежной и незаконченной. Как сказал один из членов жюри Салона “Слишком много сейчас молодых людей движутся в непозволительном направлении! Пора их остановить и спасти искусство!”
Удивительно, что государство приобрело работу художника в 1920 году, ещё при жизни художника, за 200 тыс. франков.
Будем считать, что его критики таким образом взяли свои слова обратно.
История спасения “Завтрака на траве”
Публика картину “Завтрак на траве” так и не увидела. Она осталась у Моне, как напоминание о неудавшемся эксперименте.
Через 12 лет художник по-прежнему сталкивался с финансовыми трудностями. 1878 год был особенно трудным. Пришлось выехать с семьёй из очередного отеля.
Денег на уплату не было. Моне оставил владельцу отеля в залог свой “Завтрак на траве”. Тот картину не оценил и забросил на чердак.Совет
Через 6 лет финансовое положение Моне выправилось. В 1884 году он вернулся за картиной. Однако она уже была в плачевном состоянии.
Часть картины покрылась плесенью. Моне отрезал испорченные куски. И порезал картину на три части. Одна из них была утеряна. Две оставшиеся части сейчас и висят в музее д’Орсе.
Об этой интересной истории я также писала в статье “Зачем разбираться в живописи или 3 истории о несостоявшихся богачах”.
PS
После “Завтрака на траве” и “Женщин в саду” Моне отошёл от замысла писать большие полотна. Это было слишком неудобно для работы на открытом воздухе.
Да и людей он стал писать все меньше и меньше. Разве что членов своей семьи.
Люди если и появлялись на его картинах, то утопающими в зелени или еле различимыми в снежном пейзаже. Они уже не главные герои его картин.
Картины Клода Моне. Слева: “Сирень на солнце”. 1872 г. ГМИИ им. А.С. Пушкина (Галерея искусства стран Европы и Америки 19-20 вв.), г. Москва.
Справа. Мороз в Живерни. 1885 г. Частная коллекция.
Проверьте свои знания, пройдя онлайн-тест «Импрессионисты».
Картина » Завтрак на траве»
Картина кисти гениального художника — импрессиониста Клода Моне была написана маслом на холсте, и по своим размерам достигала 130 на 181 см. Полотно было создано за восемь лет до знаменитой первой выставки импрессионистов, вскоре после нашумевшей картины под таким же названием художника Эдуарда Мане, принесшей своему автору скандальную славу.
Работу над картиной » Завтрак на траве» Клод Моне начал в 1965 году в Живерни, когда увидел презентацию одноименного полотна Эдуарда Мане на выставке в Салоне. Эти работы мало что объединяет — общим у них является только пейзажный фон, а также название, хотя изначально полотно Клода называлось по — другому.
По прошествии времени трудно установить, почему полотно Клода Моне получило это же название ( вероятно, по аналогии с картиной Э. Мане), но раньше оно называлось » Завтрак под деревьями», что больше соответствовало композиции произведения
Клод Моне и писал свою картину как бы в подражание своему другу и почти однофамильцу ( художников иногда путали их современники — парижане, как путают и теперь), которого он, подобно другим будущим импрессионистам, считал своим учителем.
Подготовка к созданию полотна
Моне воздержался от изображения обнаженных человеческих тел, потому что именно этот фактор вызывал возмущение публики в те времена. Напротив, Клод Моне изобразил дам в роскошных летних платьях и мужчин, одетых в сюртуки. При этом фигуры людей не выделяются на фоне пейзажа, а являются его равнозначной частью.
Художник поставил перед собой задачу сделать человеческие фигуры частью пейзажа, окутать их воздухом и светом, добиться их слияния с природой, так, чтобы картина стала частицей окружающей жизни.
Обратите внимание
В процессе написания полотна Клод Моне долго готовился. Так, он тщательно выбирал пейзаж, и нашел — таки подходящую поляну в лесу Фонтенбло. Далее Моне начинает работу по написанию этюдов. Сначала он делает многочисленные наброски лесного пейзажа, а после этого берется за изображение человеческих фигур в разных положениях.
Позже, когда было готово огромное количества набросков, Клод Моне в полном одиночестве работает в своей мастерской, где гармонично вписывает человеческие фигуры в замечательный пейзажный фон лесной поляны в Фонтенбло.
Особенности композиции картины
Действующие лица композиции — люди, близкие автору, его друзья — художники, среди которых выделяется высокая фигура Фредерика Базиля, а также первая жена Моне — Камилла.
В построении полотна отдана дань классицизму: кулисам справа соответствуют три фигуры, а в центре представлен натюрморт — неотъемлемые атрибуты пикника.
Пространственная перспектива отмечена фигурами, уходящими в глубь леса.
Полотно » Завтрак на траве» Клода Моне заслуживает внимания не только благодаря особенностям композиции, но главным образом потому, что картина выполнена в уникальной художественной технике.
Смешивая краски особым образом и мастерски нанося их на полотно, художник добился эффекта чрезвычайной легкости и воздушности изображения.
Уникальной также является манера живописца изображать солнечные лучи, проникающие сквозь густую листву деревьев. Яркие блики солнца желтого и белого цвета трепещут на стволах деревьев.
белой скатерти и на лицах людей. Это и определяет художественный почерк будущего импрессиониста.
Дальнейшая судьба картины К. Моне » Завтрак на траве»
Изначально Клод Моне планировал написать полотно огромного формата, но работа над ним оказалась непосильной задачей для художника, тем более, что он хотел успеть презентовать ее на выставке в Салоне 1866 года.
Поэтому Моне оставил незаконченное полотно в качестве оплаты за аренду жилья. Хозяин квартиры не понимает истинной ценности картины и хранит ее в сыром подвальном помещении. В результате этого изображение на большей части полотна портится.
Через шесть лет, в 1872 году, Клод Моне выкупает свое произведение, и наконец — то завершает работу над ним. Художник восстановил утерянные фрагменты, а также дополнил полотно некоторыми новыми, интересными деталями.
Важно
Полотно представляет собой законченный эскиз большой картины, которую Моне разрезал в порыве неудовлетворенности собой, что случалось с ним постоянно. Три части полотна сохранились и экспонируются теперь в разных музеях мира.
Безусловно, подлинники полотен являются бесценными, и принадлежать к сокровищам мировой культуры. Однако в дизайне интерьера своей квартиры или загородного дома можно использовать качественные репродукции полотен великих мастеров.
Это придаст оформлению интерьера атмосферу роскоши и утонченного благородства, а также поможет в полной мере выявить вкусовые предпочтения хозяев дома. К тому же, картины используют в дизайне помещений во многих стилях. При этом важно правильно подобрать репродукцию картины в соответствии с другими декоративными деталями оформления комнаты.
Первая выставка импрессионистов. Клод Моне Завтрак на траве
В собрании музея Изобразительных искусств коллекция произведений художников-импрессионистов является исключительной по качеству и художественной ценности.
Первая выставка импрессионистов
На экспозиции выставляются полотна, которые были собраны московскими коллекционерами – С.И.Щукиным и И.А.Морозовым. В отличие от московской коллекции, собрание импрессионистов в музее Орсэ не отличается системностью и полнотой, многие произведения попали туда случайно, порой со скандалами и со слезами.
В настоящее время уже невозможно представить, что это направление в искусстве могло бы именоваться как-то иначе.
Название «импрессионизм» возникло в устах критиков как насмешка, чтобы лишний раз обидеть и унизить художников.
Блестящих мастеров нового направления на протяжении 15 лет обзывали неучами, недоучками, их творения не брали на выставки. Объединение художников существовало уже 10 лет до того, как они кое-как наскребли денег на выставку и в 1874 году наконец представили свои полотна.
Экспозиция получила название «Выставка Анонимного Общества живописцев, скульпторов и гравёров». Проходила она в фотостудии известного фотографа Надара. (Кстати сказать, “Бульвар Капуцинок” был написан из окна студии Надара и посетители выставки могли сравнить городской пейзаж Моне с реальным видом из окна.
) На ней присутствовали многие художники, которые разделяли взгляды импрессионистов и входили в их сообщество. 25 живописцев представили свои картины на этой выставке.
Первая выставка импрессионистов. Суждения публики
Будущие импрессионисты пригласили своих друзей, сочувствующих, которые, может быть, не разделяли их взглядов, но согласились участвовать в выставке. Молодые живописцы наблюдали за публикой, за её реакцией. И давали советы посетителям, как следует рассматривать картины.
Оптические эффекты, которые они применяли в живописи, лучше воспринимаются, если стоять не вплотную к полотну, а рассматривать картину с некоторого расстояния.
Художники не ждали от посетителей ничего хорошего. Они знали, как ценители относятся к их экспериментам искусстве, да и к ним самим. Реакция была ожидаемой.
Совет
Публика возмущалась, тыкала в картины тростями, картина «Бульвар Капуцинок» даже пострадала на глазах автора, Клода Моне. Особенно ярый противник новаторства в живописи бил её тростью и проколол в нескольких местах, в картине были дыры.
Те деньги, которые будущие импрессионисты собрали от этого показа, пошли на реставрацию картины, хотя они надеялись получить хоть какой-то доход.
После выставки в прессе появился ядовитый фельетон (topical satire) критика Луи Леруа, озаглавленный «Выставка художников-впечатленцев». Критик присутствовал на выставке, бегал по залу и переписывал название картин в блокнот. В своём фельетоне Леруа прицепился к Клоду Моне, который одну из своих картин назвал «Впечатление. Восход солнца».
Он ругал Моне за такое отношение к искусству, подвергая критике возможность выбора первого впечатления для сюжета картины. “Я не вижу никакого восхода, одно только впечатление” – писал он в этой заметке. И как мы сейчас знаем, импрессионисты не только приняли эту кличку, (nickname) но и сделали её официальным названием (title) своей группы.
Слово “имперссионизм” особенно понравилось Клоду Моне. Он объявил, что первое впечатление для него имеет первостепенное значение.
Все остальные согласились, подумав, что название довольно нейтральное, никакой ругательной подоплеки не несёт, и приняли это понятие за официальное название своего объединения.
Третья выставка импрессионистов, в 1877 году, проводилась уже под официальным названием объединения – выставка импрессионистов.
Клод Моне
Клод Моне стал признанным (acknowledged) лидером группы. История импрессионизма неотделима от его творческой биографии (creative biogrophy) . И совсем не случайно, что название картины Клода Моне дало имя целому направлению в искусстве.
Моне вырос в Гавре, там же стал рисовать пейзажи на пленэре по совету хорошо известного художника Эжена Бутена. Из своих наблюдений (from his observation) художник заключил, что в природе нет постоянных тонов и цвет каждого предмета меняется в зависимости от света. Работа на открытом воздухе стала неотъемлемой частью его искусства.
“Я хочу поймать момент: атмосферу и свет, рассеянный в нём” – признавался художник. Желание перенести немедленное впечатление от мотива требовало радикальных изменений (revision) в фундаментальных принципах изображения.
Его интерес к проблемам света и цвета дали художнику возможность (enable) совершенно отказаться (renounce) от предмета, тогда как его поэтическое восприятие мира помогло предугадать художественную красоту даже в самых обыкновенных мотивах природы.
Обратите внимание
Вибрация отдельных движущихся мазков стала самой сущностью работ Моне. На его холстах объекты потеряли свою плотность, превращаясь в бесконечное число световых рефлексов, которые создают единую среду света и атмосферы.
(On his canvases objects lose their density, breaking up into an infinite number of light reflexes, which create a single medium of light and atmosphere,)
Клод Моне “Завтрак на траве”. История создания
Место больших этюдников (large easel) заняли эпизоды или этюды, которые приобрели статус законченной работы, но всё ещё сохраняли (retained) всю свежесть быстротечного (fleering) визуального эффекта.
В собрании музея хранятся 11 работ Моне. (Первоначально в собрании С.И.Щукина и И.А.Морозова было около 600 работ французских мастеров рубежа веков).
“Завтрак на траве”. Все специалисты очень ценят эту работу, потому что на ней видны подпись самого Моне и дата 66 (1866 г.) В это время и импрессионисты, и барбизонцы работали на пленэре вместе, в одних и тех же местах и последователи так называемой барбизонской школы живописи давали молодым художникам советы. (Клод Моне познакомился с Ренуаром и Сислеем когда учился в мастерской Глеера).
Свою картину “Завтрак на траве” Клод Моне назвал в честь выдающегося мастера Эдуарда Мане. Признанный художник сначала относился к Клоду Моне весьма неприязненно, Клод, не поставив Эдуарда в известность, сделал его своим кумиром.
И не только он, все импрессионисты уважали и равнялись на Эдуарда Мане.
Постепенно сам Мане изменил свою точку зрения о Моне и они сблизились, поэтому Клод назвал одну из своих картин в честь своего кумира,потому что у Эдуарда Мане есть сюжет с таким же названием.
Клод Моне “Завтрак на траве”. Академизм и импрессионизм
«Недоучки» – это был один из самых безобидных эпитетов, которым называли импрессионистов, ведь полный курс Академии закончил только Эдгар Дега. Клод Моне решил доказать – чтобы писать картины не обязательно шесть лет перерисовывать скульптуры.
В «Завтраке на траве» он следует некоторым академическим традициям. Деревья в композиции играют роль классической театральной кулисы. Все фигуры вписаны в геометрические формы – эллипсы, треугольники, прямоугольники. Но здесь нет разделения на группы главных и второстепенных героев.
Это – толпа. Даже лица написаны схематично.
Интересно то, что картина была целиком написана на пленере. Импрессионисты отказались от метода барбизонцев доводить картину в студии. На полотне хорошо видно, как играет солнце! Оно здесь – главный герой! Пикник же со всеми его участниками – только повод, чтобы написать этот свет!
Клод Моне “Завтрак на траве”. Свет
Не случайно, что Моне использует белую скатерть для изображения сияющего солнечного света. Вряд ли реальные девушки, собираясь на пикник, взяли бы с собой белоснежное полотно.
Во-первых – это непрактично, во-вторых просто белый цвет скучный, они наверняка прихватили бы с собой что-то весёленькое.
Но ведь именно белая скатерть была нужна Моне для того, что бы показать, как играют солнечные блики.
Здесь Моне решает вопрос как показать пластику фигур не используя черный цвет. Он достигает этого контрастом тёплых, горячих цветов и холодных тонов. На переднем плане – горячие тона, потом – тёплые, а задний план рисуется холодными красками.
Работая над “Завтроком на траве” Моне наблюдал за цветом этой травы в разное время суток и записывал свои наблюдения! Ему удалось наглядно представить, как меняется цвет травы в течение дня при различном освещении.
На самом деле изыскания импрессионистов были основаны на научных открытиях. Клод Моне был знаком с оптической теорией Германа Гельмгольца – немецкого физика и оптика. Его книга была настольной в доме Моне. Гельмгольц доказывает, что чёрного цвета в природе нет вовсе. Импрессионисты изгнали чёрную краску со своей палитры.
Также импрессионисты узнали, что белого цвета в природе тоже нет! Существует только семь цветов, внутри каждого из них – тысячи оттенков.
Клод Моне “Завтрак на траве”
Бросается в глаза и ещё тот факт, что «Завтрак на траве» значительно отличается размером от других картин на экспозиции. Представьте, как неудобно было таскать с собой это полотно.
И сколько дополнительной работы приходилось делать – копать яму, чтобы установить туда картину, чтобы удобно было держать верх или середину на уровне глаз. Отскребать мошек, прилипших к ещё не застывшей краске, очищать от пыли, запачкавшей картину при порыве ветра и пр.
Добиньи, о котором речь шла на первом этаже Галереи, было несколько удобней, потому что он работал на лодке. И импрессионисты тоже пришли к выводу, что гораздо легче брать с собой холсты небольшого размера.
Важно
Это произведение написано на основе этюдов, но заканчивалось в ателье. Моне задумал его как огромное полотно, размером 3X5 метров. Это была неудачная попытка пробиться в салон 1866 года.
(Салон в то время был единственной возможностью представить себя публике и одновременно служил синонимом художественного качества. Если художник не был представлен в салоне, его никто не знал и не покупал.
Нашумевшая выставка 1874 года – это попытка пробиться, поддержать себя материально).
Затем Моне разрезал полотно на 3 части, 2 из которых сейчас хранятся в музее Орсэ, в Париже. Позже мастер повторил этот сюжет, благодаря чему существует уникальная возможность оценить (estimate) его замысел. Эта картина ещё тяготеет к салонному искусству.
Дело не только в размерах, но и в композиции – она замкнута и самодостаточна. (self-sufficient) Фигуры справа и слева повёрнуты к центру, что делает композицию замкнутой. Здесь нет эффекта фрагментарности.
Использование художником чёрного цвета (земля, тени, стволы деревьев) говорит о желании создать академическое полотно.
Клод Моне “Завтрак на траве”. Новаторство
Но здесь очень много абсолютно новаторских идей, которые не могли оценить официальные критики. Почему:
1.Сюжет. Пейзаж для понимания академиков был либо обителью нимф (как у Коро – нимфы, Дианы..), либо крестьян, либо животных. А здесь – горожане на природе! Такого ещё ни у кого не было!
2. Моне НЕ пытается устанавливать жанровые связи между горожанами, обыгрывать из взаимоотношения.
«Дерзкий» (impudent) – сказали о Моне, потому что он изобразил героев первого плана, стоящими спиной к зрителю! Каждый знает, что на выставке, салоне», все зрители – потенциальные покупатели и художник должен почтительно относиться к покупателю.
Совет
А здесь они стоят спиной к покупателю! Этим героям нет дела до того, что происходит за рамками картины. Они объединены тем эффектом, который никогда прежде в искусстве не обыгрывался до такой степени – ИГРОЙ СВЕТА. (play of sunlight)
3. Моне даже НЕ ПЫТАЕТСЯ показать, что это разные люди. Моне намеренно изображает только трёх человек, которые ему позировали.
Один из них – друг художника, Фредерик Базиль (он погиб очень молодым, в 29 лет, когда его призвали на войну, где он был убит шальной пулей) изображён дважды – стоит слева и лежит под деревом в правом нижнем углу. Художник Ля Грон – сидит у скатерти и Камилл Донсье, он тоже сидит у скатерти.
Женские фигуры – невеста Камилла Донсье – у скатерти. А все остальные женские фигуры, которые он изображает со спины и в глубине, поправляющая шляпку, взяты с обложек модных журналов.
Когда он писал этюды к этой картине, его увидел за работой художник Гюстав Курбе. Он заметил, что Моне очень долго не приступает к работе. Курбе уже успел покрыть холст грунтом и сделать набросок, а Моне всё ещё не начинал.
И на вопрос, чего же тот ждёт, Моне ответил, что ждёт нужного ему света. Курбе посоветовал писать пока предметы третьего плана, но Моне совету не последовал, так как прекрасно понимал, что невозможно писать даже разноплановые предметы в разном световом режиме.
Свет в природе соединяет буквально всё. Мастер изобразил эффект игры света, который сквозь листву начинает падать на скатерть, на платье, играть на земле и объединять все предметы.
(He was intrested not so much in portraying everyday details, as conveing the play of sinlight on the ladies’ dresses and the tablecloth spread on the grass).
И хотя Моне доводил полотно в ателье, он понял главное – как бы он ни старался, он не сможет передать все эффекты пленэрного освещения в студии. И тогда он решил полностью работать на пленэре. И хотя Моне ещё пытался писать большие полотна, но ему пришлось отказаться от этого.
Обратите внимание
Моне и Ренуар поняли, что нужно довести до совершенства то, что считалось вспомогательной стадией и не сохранялось, чему не придавалось значения (эскиз, набросок). Эскиз надлежало превратить в законченную картину. Надо сказать, что Моне был посредственным рисовальщиком и поэтому его картины вначале не покупались, в отличие от Ренуара, который рисовать умел.
О следующем этапе творчества художника мы расскажем в репортаже “Клод Моне. Стога, вода и лилии”.
Завтрак на траве картина Клода Моне
«Завтрак на траве» (Le déjeuner sur l’herbe) — картина великого французского художника-импрессиониста Клода Моне (1840-1926). Картина написана в 1866 году. Холст, масло. Размер: 130 × 181 см. Находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва.
Картина «Завтрак на траве» считается одной из самых известных картин Моне. Художник решил написать полотно после того, как зрители раскритиковали одноимённую картину Эдуарда Мане. Картина Эдуарда Мане вызвала шквал недовольства среди зрителей из-за того, что на ней изображены обнажённые женщины в обществе известных людей.
Клод Моне задумал создать новое полотно, которое было бы и данью и вызовом Эдуарду Мане. Его картина оказалась более сдержанной. Здесь нет ничего предосудительного или скандального. Сюжет картины создаёт впечатление встречи знакомых людей на поляне в летний день. Главными героями полотна стали друзья Моне. Для пейзажа Моне выбрал лес Фонтенбло.
Работа выглядит потрясающе как с точки зрения обычного зрителя, так и сточки зрения профессиональной живописи. В картине чувствуется гигантская работа. Клод Моне немало потрудился над тем, чтобы придать пейзажу и жанровой сцене естественный вид, ощущение солнечного тёплого дня, спокойной обстановки, лиричности сцены.
Критики оценивают данную картину как дебют Моне в импрессионизме. Реалистичность света и чуть размытые цвета указывают на его внимание не к деталям, а к самой атмосфере сцены, первому впечатлению от увиденного. Интересно, что в этой картине Клод Моне ещё использует чёрный цвет.
Как известно, в последующем импрессионисты отказались от изображения чёрного цвета на картинах, так как считали, что он не существует в природе в чистом виде.
Картина «Завтрак на траве» была куплена у Клода Моне московским промышленником и меценатом Сергеем Щукиным (1854-1936).
В 1948 году коллекция Щукина была разделена между двумя музеями — Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина в Москве.
В настоящее время картина находится в музее имени А. С. Пушкина в галерее искусства стран Европы и Америки XIX—XX веков.
Картина «Завтрак на траве» Клод Моне
Для предприятий актуальной и востребованной сегодня является автоматизация процесса. Особым вниманием пользуются депаллетайзеры, которые делают работу более эффективной. Ознакомиться с автоматическим и полуавтоматическим оборудованием вы сможете на сайте «Упаковочные Системы».
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Завтрак на траве
Эдуард Мане.
Название: Завтрак на траве.
Год создания: 1866
Холст, масло.
Оригинальный размер: 130х181 см.
ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва.
Описание: “Летом в 1865 году, оставшись в Шайи на пять месяцев (в результате несчастного случая, повлекшего за собой перелом ноги), Моне начал работу над подготовительными набросками к задуманному им огромному – 6х4,6 м – полотну, по размерам, равному “Мастерской” Курбе, которое он назвал “Завтрак на траве” – в знак уважения к Мане. На этой картине не было обнаженных тел, только элегантные дамы под зонтиками и мужчины в рединготах. Полотно было задумано прежде всего для того, чтобы изучить освещение в лесу – в тени деревьев и на поляне.
Это смелое начинание, предпрнятое 25-летним юношей, заинтересовало всех, и Курбе, в то время живший в Марлотт, навестил Моне в Шайи, дабы щедро помочь ему советами и приободрить юного коллегу, к которому всегда благоволил.
Курбе повел себя неожиданно: он посоветовал юноше умерить свой пыл.
В результате картина так и не была завершена: то ли духу не хватило, то ли Моне осознал, что еще не созрел для осуществления своего замысла, но он прекратил работу и более к этой картине не возвращался.
Важно
Этому полотну предстояло пережить неслыханные в истории искусства приключения. Моне, как водится, оставил картину под залог хозяину гостиницы “Золотой лев”, но полностью оплатить счет ему не удалось, несмотря на субсидии тетушки Лекадр.
Много лет спустя он разыскал холст в сарае, где тот хранился в свернутом виде, изъеденный сыростью.Видя, что холст не подлежит восстановлению, Моне отрезал куски, не тронутые влагой, а остальное выбросил.
Один из кусков, сменив многих хозяев, оказался в руках богатого ливанского коллекционера: другую часть опытный торговец Жером Вильденштейн разыскал после войны в мастерской в Живерни… и передал ее в дар Лувру.
Благородный поступок и в то же время удачный ход Вильденштейна в споре с ливанцем, не уступавшим принадлежащий ему кусок холста в надежде, что, устав от борьбы, Жером Вильденштейн уступит ему свой. Передав свой холст Лувру, торговец лишил ливанца последней надежды.
Можно только сожалеть о том, что Моне не закончил свою картину: большой подготовительный этюд, хранящийся в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в Москве, свидетельствует о том, что это произведение могло стать одним из самых удачных в его творчестве.”
По материалам книги Ж.-П. Креспель “Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883”./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. – М.: Мол.гвардия, 1999. – 301[3]с.
Описание картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве»
15 мая 1863 годав Париже правителем Наполеоном III был открыт «Салон отверженных». Целью этого мероприятия – защита творчества. Жюри, отбирая работы на выставку, подвергло жесткой цензуре множество произведений и авторов. Тогда Мане предлагает им свою картину «Завтра на траве».
Произведение подверглось жесткой критике, на художника обрушилось море эмоций и вынесение приговора: картина абсолютно не подходит для выставки. Более того, название и изображение совершенно не подходят друг другу, отчего смысл картины приобретает весьма двусмысленный оттенок.
Совет
Сюжет картины несколько фриволен. На поляне изображены молодые люди, хорошо одетые, скорее всего из высшего общества, а рядом с ними две девушки, обнаженная и полуодетая. Мы не видим «завтрака» в полном понимании этого слова. Лишь корзинка с грибами и ягодами, которая валяется на чьем-то платье, дает хоть какой-то намек на продукты питания и возможный прием пищи.
Центром картины выступает пара – молодой мужчина и обнаженная, не юная уже, женщина, возможно супруги. Молодой человек слушает своего собеседника с легкой улыбкой на лице, он спокоен и расслаблен. Так же спокойна и улыбчива женщина рядом с ним.
Второй мужчина более эмоционален. Он рассказывает что-то, жестикулируя.
Очевидно, история веселая и динамичная, потому что пара напротив внимательно слушает, женщина даже заняла удобную позу, положив ладонь под подбородок.
На заднем плане молодая девушка в легкой сорочке что-то собирает в траве. Но по наклону головы и выражению лица можно понять, что она слышит и слушает, о чем идет разговор.
Описание картины Клода Моне «Завтрак на траве»
Моне — один из лучших и известнейших художников, работавших когда-либо в стиле импрессионизма. Картины, написанные им, навсегда поменяли вектор развития европейского изобразительного искусства, внесли редчайшие коррективы в понятие живописи того времени.
Свой знаменитый «Завтрак на траве» он подготовил в качестве своеобразного изобразительного манифеста специально для поддержки одноименной работы Эдуарда Мане.
Та изображала нагую даму, окруженную одетыми мужчинами, из-за чего в 1863 году стала поводом для огромного скандала в светском обществе.
Писать свое полотно задуманного размера 6 на 4,6 метра Клод Моне принялся в 1865 году. Для начала он уединялся в лесу Фонтенбло для рисования небольших набросков и выполнения этюдов для подготовки фона.
Обратите внимание
С натуры он писал мужчин и женщин уже в условиях мастерской. Среди последних ему позировала и собственная невеста Камилла Донсье. Последним этапом стала компоновка всех элементов в единое гармоничное целое.
«Завтрак на траве» Моне выглядит чрезвычайно ярко и романтично. На полотне изображен пикник в лесу. День солнечный, но нарядно одетых женщин и мужчин укрывает тень густых деревьев. Сквозь их ветви на траву, лица и одежду участников пикника падают отдельные солнечные лучики. Техника светотени и оказалась основной при написании картины.
Работу Моне так полностью и не завершил. В 1878 году он был вынужден оставить незаконченную картину в залог хозяину гостиницы, где в то время проживал художник. Спустя еще много лет Моне попытался все же закончить труд.
Многие участки полотна успели отсыреть. Из-за этого художник попросту их вырезал, тем самым полностью изменив концепцию картины. Остатки полотна сейчас можно увидеть в галерее Лувр.
Эскиз выставлен в московском музее имени Пушкина.
Вся картина пронизана солнечным светом и спокойствием, на фоне одетых в темное мужчин, женские тела просто излучают свет и негу. Произведение поражает простотой и яркими, но не резкими, красками.
О картине:
Картина впервые выставлена в знаменитом «Салоне отверженных», который был открыт 15 мая 1863 года в Париже императором Наполеоном III, пожелавшим прослыть защитником свободы и творчества.
Тогда жюри отклонило множество работ художников, не допущенных к участию в выставке.
Эдуард Мане «Салону отверженных» предложил на десерт свой «Завтрак на траве», который вызвал бурю эмоций, жесточайшей критики и единодушного приговора, что этот «завтрак» абсолютно «несъедобный».
Особенно возмутил публику тот факт, что на лесной поляне собрались прилично одетые, обутые, при галстуках и с тросточками мужчины, рядом с которыми светятся обнаженные женские тела.
Название картины приобретает неких пикантный смысл, тем более, что ничего съедобного действительно не изображено.
Левый угол переднего плана содержит в себе слабый намек на продукты питания, но отчетливо видно, что на лоскуте ткани, возможно, чьем-то платье, валяется полупустая корзинка с несколькими грибами, а на зеленых листьях рядом видны несколько ягод. Вот и весь завтрак.
Двое достаточно молодых мужчин свободно раскинувшись на траве, о чем-то оживленно беседуют.
Тот, что справа, жестикулируя, рассказывает нечто интересное, веселое, потому что собеседник мило улыбается. Смущенная улыбка светится и на лице сидящей рядом с ним женщины.
Под ней скомканная светло-синяя ткань, сама женщина в свободной легкой позе сидит, абсолютно голая, не слишком юная, чуть полновата.
У пары, сидящей рядом, одного цвета волосы, они ровесники, возможно, супруги. Вторая женщина в легкой, свободной, белой сорочке виднеется чуть дальше, но ей слышен разговор, по ней видно, что она прислушивается и тоже улыбается. Картина полна светлого покоя, теплой неги.
Защитник картины:
После жесткой критики на выставке у картины появился едва ли не один защитник. Но зато какой!
Золя написал: «В картине нужно видеть не завтрак на траве, а весь пейзаж с сильными и тонкими местами, широким и устойчивым передним планом и столь легкими и деликатными задними планами. Это прочная плоть, смоделированная мощными потоками света. Уголок природы, переданный с такой правдивостью и простотой».
Золя стал другом и защитником Мане на долгие годы.
Завтрак на траве — 1866 Клод Моне
Сентябрь 08, 2012
„Я поступал как все: сначала исполнял небольшие этюды на пленэре, потом в мастерской компоновал их воедино. Эта картина несовершенна, шероховатости для меня очень важны” Клод Моне
Завтрак на траве (эскиз)
1866; 130х181 см
Музей им. Пушкина, Москва
В 1863 году Эдуард Мане представляет в рамках Салона Отвергнутых (организованной в пику официальному Салону Академии Искусств в Париже альтернативной выставки) картину, названную «Завтрак на траве». Полотно вызывает скандал, поскольку изображает на первом плане голую женщину и полностью одетых мужчин. Клод, к удивлению Мане, принимает его сторону.
В 1865 году начинается работа Моне над собственной версией этой темы. Картина должна быть огромной: 460х640 см. В лесу Фонтенбло Камилла Донсье и Жан-Фредерик Базиль позируют ему для набросков.
От Мане Клода отличает и композиция картины «Завтрак на траве», и прежде всего техника ее написания. Модели позируют Моне в мастерской, а затем он размещает их силуэты в пейзаже.
Важно
Для Моне человеческие силуэты и пейзаж имеют одинаковую эстетическую ценность. И те и другие он пишет с этюдов, сделанных на пленэре.
Завтрак на траве (средний фрагмент)
1865-1866; 248х150 см
Музей д'Орсэ, Париж
Писатель Эмиль Золя (1840-1902) подчеркивает художественную отвагу Моне, позволяющего себе при помощи светотени подчеркивать полы одежды «Женщин в саду».
Это относится к «Завтраку на траве», главной особенностью которого является изображение проникающих сквозь листья деревьев солнечных лучей.
В картине Моне лето буквально струится сквозь кружево листвы и мягко прикасается к различным фрагментам: человеческой коже, ткани на платье, тарелке, стакану, участку травы…
Моне работает в спешке. Картина оказывается слишком дорогой ввиду своих огромных размеров и из-за необходимости постоянно курсировать между предоставленной ему Базилем мастерской в Париже и лесом. К тому же полотно должно быть представлено на Салоне в 1866 году, а Моне считает, что оно еще недостаточно хорошо.
Он так и не заканчивает работу и в 1878 году оставляет ее в Аржантее в счет уплаты за жилье. Кредитор хранит картину прямо в подвале, и когда через шесть лет Моне находит полотно, ему приходится восстанавливать уничтоженные небрежным обращением фрагменты.
От первоначальной версии остается середина и левый фрагмент картины «Завтрак на траве», где мы видим Базиля. (В 1870 году, во время войны с пруссами, талантливый художник и верный друг Моне Жан-Фредерик Базиль погиб на фронте).
Совет
Эти фрагменты сейчас находятся в музее д'Орсэ. Кроме того, в московском Музее имени Пушкина находится небольшая работа маслом — первоначальный эскиз полотна.
Благодаря этой картине мы можем представить, как могло бы выглядеть одно из самых грандиозных произведений Моне.
(1840-1926) Клод Моне
Поделиться ссылкой в социальных сетях
Французские «Завтраки на траве» или как возник импрессионизм
Иногда отказ художника от традиционных техник и сюжетов ведёт к новым идеям не только в его творчестве, но и даёт идеи и вдохновение многим другим, и даже может послужить возникновению нового направления, стиля в изобразительном искусстве.
Импрессионизм одно из самых любимых мною направлений в искусстве.
В своей публикации хочу поделится с Вами интересными фактами о истории возникновения импрессионизма, а также предложить к сравнению две картины французских художников с одинаковым названием «Le déjeuner sur l’herbe» (Завтрак на траве).
Ряд французских художников второй половины XIX века — это не только зачинатели целого направления в истории искусства, но и основоположники изображения пикника (трапезы на природе) в живописи.
Картины Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863) и Клода Мане «Завтрак на траве» (1866) способствовали возникновению и дальнейшему развитию стиля импрессионизм в истории мирового искусства.
История импрессионизма началась в1863 году. 3000 полотен французских живописцев, среди которых была картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» (1863), жюри не допустило к ежегодной выставке Парижского салона, одной из самых значительных художественных выставок Франции.
Все эти картины были выставлены на так называемом «Салоне Отверженных», созданном по инициативе императора Наполеона III.
Чтобы избежать разногласий по поводу места развески, работы «отверженных» располагались строго в алфавитном порядке , в одном ряду с батальными сценами и обнажёнными девами висели работы ещё малоизвестных художников: Мане, Писсарро, Йонкинда и не числившиеся в каталоге работы Сезанна, Гийомена и Фантен-Латура.
Так как срок для подготовки был очень коротким и не было основного организатора, каталог «Салона Отверженных» указывал не всех художников. Выставка вызвала огромный интерес у публики и бурное обсуждение в прессе.
Сам термин «импрессионизм» появился позже , уже в 1870-х годах, благодаря критику журнала «Le Charivari» Луи Леруа, который озаглавил свой фельетон о Салоне Отверженных «Выставка импрессионистов». За основу критик взял название картины Клода Моне «Впечатление. Восходящее солнце» (Impression, soleil levant).
Обратите внимание
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872 год.Сначала этот термин носил несколько пренебрежительный характер, указывая на соответствующее отношение к художникам, писавшим в новой «небрежной» манере, но затем стал известен во всём мире, как название целого направления в искусстве.ДВА ЗНАМЕНИТЫХ «ЗАВТРАКА НА ТРАВЕ».
Эдуард Мане задумал «Завтрак на траве» ( размер 208 на 264,5 см.) во время воскресной поездки в Аржантей (Argenteuil), на берег Сены. За основу композиции Мане взял фрагмент с гравюры Марк Антонио Раймонди «Суд Париса» по рисунку Рафаэля.
Маркантонио Раймонди «Суд Париса» 1514 год.
Сюжет картины (двое полностью одетых мужчин с нагой женщиной на природе) вызвал скандал и обвинения в декадентстве и плохом вкусе. Публика была возмущена не только сюжетом, но и тем, как обнажённая женщина бесстыдно смотрит прямо на зрителя, а также узнаваемостью персонажей.
Эдуард Мане «Завтрак на траве» 1863 год.
Моделью женщины была Викторина Мёран, один из мужчин — брат Мане Густав, второй — будущий шурин Фердинанд Леенхофф. Мужчины одеты как денди, они так увлечены разговором, что, кажется, совсем не замечают обнажённой женщины. Перед ними лежит скинутая женская одежда, корзина с фруктами, хлеб.
На заднем плане — вторая женщина в лёгкой одежде моется в реке, её фигура выглядит непропорционально большой по сравнению с фигурами на переднем плане. Картине как бы не хватает глубины, создаётся впечатление, что вся сцена происходит не на природе, а в студии, это впечатление усиливается светом, почти не дающим теней.
В данное время картина находится Музее Орсе (Париж, Франция).
Картина написана в непривычном для того времени стиле, разрывающем академические традиции. Резкий свет, фотографические силуэты, почти без полутонов, нагота отличается от мягких и безупречных фигур Александра Кабанеля и Жана Энгра, смелые мазки кисти, ощущение незаконченности в некоторых местах полотна — всё это очень непривычно для живописи второй половины XIX века.
Картина «Завтрак на траве» Клода Моне должна была стать вызовом не только академизму , но и соратникам по кисти, например, Эдуарду Мане. Была выбрана та же тема и название, но другой стиль живописи, которым Моне хотел удивить зрителя.
Он задумал написать работу в три раза больше известной картины (размер 400 на 600 см.) Работа над картиной началась весной 1865 года, Моне написал множество пейзажных этюдов окраины леса Фонтенбло, этой своеобразной студии импрессионистов.
Важно
Эти эскизы больших деревьев с отбрасывающими тень ветками и листьями, созданные примерно в одних и тех же местах, послужили ландшафтным фоном для будущего «Пикника».
Главной моделью для написания мужских фигур стал Жан Фредерик Базиль, французский художник, один из основателей импрессионизма, большинство женских фигур были написаны с возлюбленной Моне — Камиллы (впоследствии ставшей его женой). Одновременно с большой картиной Клод Моне создал уменьшенную версию (размер 130 на 181 см).
Клод Моне «Завтрак на траве» 1866 год.
На картине изображены 12 фигур полностью одетых людей, которые наслаждаются солнечным днём на лесной опушке, на фоне природного пейзажа. Лица большинства мужчин отвёрнуты от зрителя, а две дамы изображены со спины, что даёт возможность рассмотреть складки их платьев.
В отличие от картин классического стиля, Моне изобразил людей полностью занятых своей беседой и никак не вступающими в контакт со зрителями. Художник сделал главными героями полотна своих друзей, собравшихся на пикник.
Он не останавливается на мелких бытовых деталях, а использует свободные мазки при написании игры солнечного света на листве, платьях дам, постеленной на траве скатерти.
Изображение природы, естественный свет, видимый на волосах и плечах людей, размытие цвета на тщательно прорисованных листьях деревьев — это и есть импрессионистическая техника, получившая развитие в творчестве Моне и ставшей его главным художественным стилем. Любая картина Клода Мане — это единая цветовая композиция из бликов и пятен, как бы пронизанная дрожащим воздухом.
В настоящее время картину оценивают как шедевр Моне, подтолкнувший настоящую революцию в истории искусства. К сожалению, судьба большой картины оказалась плачевной. Некоторые части её в данное время утеряны. Но судить о всём замысле и композиции картины мы можем по уменьшенной версии, которая находится в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва, Россия)
Эдуард Мане, задав моду на живописание пикников, не терпел того, когда его сравнивали и ставили рядом с Клодом Моне, «этим выскочкой из Гавра». Между тем, картины Мане и Моне часто путали, вследствие чего последнему приходилось подписывать свои работы, в том числе и «Завтрак на траве», не просто фамилией, а вместе с именем.
Совет
Новое течение в живописи отличалось от академической живописи в техническом и идейном плане. Импрессионисты отказались от контура, заменив его мелкими раздельными и контрастными мазками. Краски не смешиваются на палитре, а нужный цвет получается путём правильного наложения их на холст.
Также работы импрессионистов отличаются от академизма, предпочтением работы на пленэре. Многие работы импрессионистов напоминают фотографический стоп-кадр, где никто не позирует специально, а жизнь идёт своим чередом.
На картинах появились изображения маленьких семейных праздников, вечеринок, приятных времяпрепровождений за городом, женщин лёгкого поведения, моряков, артистов цирка и так далее (ряд картин Ренуара, Мане и Клода Моне).
Брались сюжеты пребывания в кафе, флирта, танцев, прогулок на лодках, на пляжах и в садах, появилось видение будничности и современности. Были забыты библейские, литературные, мифологические, исторические сюжеты, которые приветствовались официальным академизмом.
Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер» 1882 год.
Жан Фредерик Базиль «В кругу семьи» 1867 год.
Пьер Огюст Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт» 1876 год.
Клод Моне «Бульвар Капуцинок» 1873 год.
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897 год.
Все материалы взяты в свободном доступе в интернете.
Спасибо за внимание, с уважением, Лана.
Клод Моне Завтрак на траве: Описание произведения
В 1865 году Клод Моне решил писать огромную картину – 4 на 6 метров. Фигуры людей на ней должны превосходить средний человеческий рост вдвое.
В лесу Фонтебло он делает много этюдных зарисовок, для которых просит позировать друзей, и вскоре набрасывает предварительный вариант – именно этот пробный вариант сейчас хранится в музее Пушкина в Москве. Картина должна называться «Завтрак на траве».
И название будущей работы, и ее общий замысел – это дань уважения другому «Завтраку на траве», картине Эдуара Мане, которая двумя годами ранее была представлена в знаменитом Салоне отверженных и вызвала бурю негодования критиков, салонных судей и посетителей.
На Клода Моне, ученика частной студии, она произвела тогда грандиозное впечатление – и сейчас он готов объявить Мане о своем восхищении и совершить что-то настолько же невероятное. Он не собирается возмущать публику обнаженными женщинами, как это сделал Мане, он хочет писать яркие солнечные пятна и контрастные глубокие тени на одежде и на лицах, на траве и белом покрывале.
Трудно представить, где и как юный художник хранил огромное полотно во время работы над ним. Зато он подробно рассказывал позже, как при своем росте в 165 сантиметров ухитрялся доставать до его верхней части. Моне вырыл глубокий длинный ров, опускал в него картину – и сам оказывался на нужном уровне.
Этой работой Моне одержим, он пишет друзьям, что не может больше ни о чем думать, что сойдет с ума, если не доведет дело до конца. Эта работа отнимает все силы и, если честно, обходится совсем не дешево.
Сегодня воссоздать общий вид готового «Завтрака на траве» можно только по этому предварительному наброску.
Окончательный вариант не сохранился, вернее, сохранился изрядно потрепанным, побывав в нескольких передрягах. Моне полжизни был в долгах – он сбегал среди ночи из арендованной квартиры, когда не мог расплатиться с хозяином, он делил долгое время мастерскую с Фредериком Базилем и с Огюстом Ренуаром, он ссорился с владельцами гостиниц и давал обещания.
А однажды, оставшись без гроша в кармане, он свернул свой огромный «Завтрак на траве» и оставил хозяину квартиры в качестве залога. Деньги у Моне появятся не скоро – и он вернется за картиной много лет спустя. Все это время она пролежала свернутая в рулон в сыром подвале – и в некоторых местах начала подгнивать.
Картину пришлось разрезать на куски – и спасти удалось только три неповрежденных фрагмента. Но и из этих трех фрагментов до музейных стен добрались только два (1, 2)- сегодня они находятся в музее д’Орсе. Каждый – в отдельной раме. Третий фрагмент потерялся.
Обратите внимание
От предварительного, но вполне самостоятельного и завершенного, варианта огромная итоговая картина немного отличалась. Моне переодел девушку слева из белого платья в серо-красное и заменил центральную фигуру сидящего юноши на другую. Новый участник «Завтрака на траве», веселый, крупный бородач, очень похож на художника Гюстава Курбе.
С Курбе, тогда уже шумно знаменитым и признанным мастером, Клод Моне познакомился как раз во время работы над «Завтраком». Картину Курбе, по одним воспоминаниям, восторженно повалил, по другим – одобрил, но порекомендовал немного доработать.
Как бы то ни было, Моне уже не собирается отправлять «Завтрак» в Салон, он решительно настроен покорить судей новым портретом дамы в зеленом платье.