6 самых древних языков мира – вегетерианство
Table of Contents
Самые ДРЕВНИЕ языки: десять выживших
Развитие языка напоминает биологическую эволюцию – она происходит ежеминутно, поколение за поколением, поэтому сложно определить, где заканчивается один язык и начинается другой, развивающийся из него.
Таким образом, мы не можем сказать, что один язык является более древним, чем другой; они все – ровесники человечества.
И все-таки, каждый из языков, описанных ниже, имеет что-то особенное – что-то древнее – что выделяет их среди общей массы.
Древнейшие из живых
Иврит
С ивритом получилась интересная ситуация, поскольку он практически вышел из употребления около 400 г. н.э. и использовался только при богослужении евреями всего мира. Однако, после подъема сионизма в XIV – XX ст. иврит прошел процесс возрождения и стал официальным языком Израиля.
Несмотря на то, что современная версия отличается от библейской, носители иврита полностью понимают все, что написано в Ветхом Завете и связанных с ним книгах.
Поскольку родным для первых носителей современного иврита часто был идиш, современный иврит имеет много общего с этим еще одним еврейским языком.
Тамильский
Тамильский, на котором разговаривают около 78 миллионов человек и который является официальным языком Индии, Шри-Ланки и Сингапура, – единственный древний классический язык, который дожил до нашего времени. Он принадлежит к дравидийской семье, которая включает в себя языки, носителями которых в основном являются жители южных и восточных штатов Индии.
Исследователи нашли надписи на тамильском, которые датируются третьим столетием до н.э., и с того времени он непрерывно использовался. В отличие от санскрита, другого древнего индийского языка, который вышел из общего употребления около 600 г до н.э.
и практически стал использоваться только для богослужений, тамильский продолжал развиваться и сейчас находится на 20-м месте среди наиболее употребляемых языков в мире.
Литовский
Большинство европейских языков принадлежат к индоевропейской языковой семье, однако они начали отделяться друг от друга примерно около 3500 г. до н.э. Они развились в десятки других языков, среди которых немецкий, итальянский и английский, постепенно теряя признаки, общие для них всех.
Однако один из этих языков, который принадлежит к балтийской ветви индоевропейской языковой семьи, больше, чем другие, сохранил черты языка, который лингвисты называют протоиндоевропейским (ПИЕ), который, как они предполагают, был в употреблении около 3500 г. до н.э.
Неизвестно почему, но литовский сохранил больше звуков и грамматических правил ПИЕ, чем другие его лингвистические собратья, и, следовательно, может быть назван одним из самых древних языков в мире.
Фарси
Вы никогда не слышали о фарси? На фарси сегодня разговаривают в основном в Иране, Афганистане и Таджикистане. Возможно, вы слышали о персидском языке, и, наверняка, в связи с этим ваше воображение рисует картину джинна, появляющегося из бутылки. В сущности, это один и тот же язык, только под разными названиями.
Фарси является прямым потомком древнеперсидского, который был языком Персидской империи. Современный персидский сформировался около 800 г. н.э., и от многих современных языков его отличает то, что он изменился относительно незначительно с тех пор. Сегодняшние носители персидского могут взять, например, текст, написанный в 900 г. н.э.
и прочитать его даже с меньшими трудностями, чем носитель английского может читать, скажем, Шекспира.
Исландский
Исландский – еще один индоевропейский язык, который принадлежит к скандинавской ветви (для сравнения, английский также принадлежит к германским языкам, но к западногерманской ветви).
Многие германские языки в ходе своего развития потеряли некоторые черты, которые имеют другие их индоевропейские собратья, но исландский развивался намного более консервативно и сохранил многие из этих особенностей. Правление Дании в стране с 14 по 20 ст.
также имело незначительное влияние на исландский, поэтому он почти не изменился со времени, когда викинги принесли его с собой при поселении на этой территории, и носители исландского могут с легкостью читать саги, написанные столетия тому назад.
Македонский
Славянская языковая группа, которая, среди прочих, включает русский, польский, чешский и хорватский, является относительно молодой. Они начали отделяться от их общего древнего предка, общеславянского (или праславянского) языка, когда Кирилл и Мефодий ввели языковые стандарты, создав то, что сегодня называется старославянским, и создали для него алфавит.
В 9 столетии они способствовали распространению этого древнего языка на север вместе с распространением христианства среди славян.
Они пришли с земли, которая находилась немного севернее от Греции, возможно, это была территория нынешней Македонии, и македонский (вместе со своим ближайшим родственником – болгарским) является языком, наиболее приближенным к древнецерковнославянскому.
Баскский
Баскский – это настоящая лингвистическая загадка. Его носителями является народ басков, который проживает в Испании и Франции, но сам баскский не имеет ничего общего ни с одним из романских языков (которыми являются французский и испанский), как, собственно, и с каким-либо другим языком в мире.
На протяжении нескольких десятилетий лингвисты пытались прояснить его древние родственные языковые связи, но ни одна из теорий не смогла выдержать критики.
Единственным точно известным фактом является то, что он существовал до появления на этой территории романских языков – то есть, до того, как римляне принесли на эту землю латынь, которая в конечном счете развилась во французский и испанский.
Финский
Финский не использовался в письменном виде до 16 столетия, но он имеет намного более глубокую, древнюю историю.
Он принадлежит к угро-финской языковой семье, которая также включает в себя эстонский, венгерский и несколько языков, которые используются национальными меньшинствами в Сибири.
Несмотря на это, финский содержит много заимствованных слов, которые внедрялись в него из других языковых семей на протяжении многих столетий.
Во многих случаях финский сохранил эти заимствованные слова в форме, более приближенной к оригиналу, чем те языки, из которых они были заимствованы. Например, слово aiti, обозначающее «мать», пришло из готского – который, естественно, больше не употребляется. Слово kuningas («король») произошло от старогерманского слова *kuningaz – которого больше нет ни в одном германском языке.
Грузинский
Кавказский регион – настоящая находка для лингвистов. Основные языки трех Южно-Кавказских стран: Армении. Азербайджана и Грузии, принадлежат к трем совершенно разным языковым семьям – индоевропейской, тюркской и картвельской. Грузинский – самый распространенные среди картвельских языков, и является единственным кавказским языком с древней литературной традицией.
Его мелодичный и уникальный алфавит также является довольно-таки древним – он был адаптирован с арамейского около третьего столетия до н.э.
Несмотря на то, что он не является изолированным языком в таком же смысле, как баскский, в мире существует всего четыре картвельских языка, и все они используются национальными меньшинствами на территории Грузии, и ни один из них не является родственным какому-либо языку мира.
Ирландский гэльский
Хотя на ирландском гэльском как на родном сегодня разговаривает только незначительное большинство ирландцев, он имеет глубокую историю. Он принадлежит к кельтской ветви индоевропейской языковой семьи. Он существовал на островах, которые сегодня являются Великобританией и Ирландией задолго до прихода на эту территорию германских племен.
Из ирландского гэльского развились шотландский и мэнский (который раньше использовался на острове Мэн), но то, благодаря чему он вошел в данный список, это то, что он имеет самую древнюю народную литературу в Западной Европе.
В то время как остальные европейские страны разговаривали на собственных языках, но использовали латинскую письменность, ирландцы использовали для письменности родной язык.
© КиївПереклад
10 фактов об Индии, которых вы не знали
Индия – страна с удивительно богатой по разнообразию жизнью – занимает второе место в мире по населению.
Индия также – одна из крупнейших в мире стран и население больше чем в миллиард человек дает ей «серебро» на мировом пьедестале.
Эта огромная страна приютила множество известных на всю планету достопримечательностей. Тем не менее многие факты о ней остаются неизвестными для большинства.
10. Шахматы изобрели в Индии
Шахматы получили огромную поддержку фанатов по всей Индии. Историки считают, что игра берет свое начало именно в этой стране, учитывая популярность разных видов шахмат в Индии в 6 веке н.э.
9. Индийская нация невероятно разнообразна
Индия – одна из самых многонациональных стран на планете – признана местом смешения культур. Доказательством этому служат большое различие языков, традиций, кухонь, архитектуры, религиозных верований и музыки. Богатая история страны, насчитывающая тысячи лет – главный фактор, повлиявший на такое многообразие.
Буддизм, ислам, христианство, индуизм – религии, исповедуемые в этой стране. Буддизм и индуизм – превалирующие религии в Индии – имеют в сумме около 2 миллионов последователей. Однако также в стране живет и существенное количество атеистов. Многообразие, вдобавок к сказанному, прослеживается еще и в различных по всей стране стилях одежды.
8. Индия находится на первом месте в мире по количеству вегетарианцев
В соответствии с докладом продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН в 2007 году Индия имела самый низкий уровень потребления мяса в мире, что связано с наличием сильных религиозных убеждений. В стране проживает самое большое количество вегетарианцев в мире, которые составляют 31% населения.
Вегетарианская диета настолько распространена в Индии, что там действуют законы, предусматривающие, что такие продукты должны иметь соответствующие отличительные знаки. Вегетарианство больше всего популярно среди вишнуитов, джайнистов и приверженцев лингаята и менее всего среди исламского сообщества.
7. Индия на четвертом месте в мире по длине сети железных дорог
Индийские железные дороги на четвертом месте в мире по длине после России, Китая и Соединенных Штатов Америки. Суммарная длина составляет 120000 км. Железнодорожная сеть насчитывает 7216 станций на всем своем протяжении. Индийские железные дороги принадлежат и находятся под руководством правительства.
Ежегодно сеть обеспечивает транспортировку 8 миллиардов пассажиров и 1,1 миллиарда тонн грузов. В железнодорожную сеть входят 133160 мостов. Индийские железные дороги также проходят и через соседние страны: Непал, Бангладеш и Пакистан.
6. В Индии нет единого официального языка
Перепись населения 2001 года показала, что в стране существует 122 основных языка и около 1600 менее распространенных. В конституции Индии отсутствует указание о едином официальном языке.
5. Это родина двух самых древних языков мира: санскрит и тамильский
Среди всех индийских языков два являются древнейшими в мире. На санскрите в Индии говорят всего лишь несколько человек, чье происхождение ведет ко второму тысячелетию до н.э. В древней Азии санскрит был международным языком миллионов, однако сегодня на нем говорит лишь небольшая группа людей.
Другим древнеиндийским языком, тамильским, пользуются более 78 миллионов человек. Это язык сангамской литературы, письменные примеры которой, сделанные в 300 году до н.э. в., являются древнейшим экземпляром его использования.
Однако ученые считают, что он появился во втором тысячелетии до н.э. и это делает тамильский самым долгоживущим языком на планете.
Также это первый индийский язык, который был использован португальскими миссионерами для публикации тамильского молитвенника в 1578 году.
4. Индия первая из азиатских стран достигла орбиты Марса
24 сентября 2014 года индийская межпланетная станция «Мангальян» достигла орбиты Марса.
Успех этой операции говорит о выдающейся космической программе под руководством индийской организации космических исследований и делает Индию первой страной в Азии, совершившей такой подвиг.
И более того, Индия – единственная страна в мире, выполнившая межпланетарный перелет до орбиты Марса с первой попытки.
Космическая станция была запущена 5 ноября 2013 года и провела около 30 дней на земной орбите, перед тем как начать свое 298-дневное путешествие к Марсу. Индийская организация космических исследований четвертая в списке совершивших такой впечатляющий перелет после европейского космического агенства, НАСА и участников космической программы Советского Союза.
3. Индия находится на последнем месте в мире по количеству заключенных
Индия – страна с самым меньшим количеством заключенных в мире. В 2014 году их число составляло 418536 человек. Заключенные содержатся в 1387 тюрьмах. Тихар Ашрам – самая большая тюрьма в стране и самая большая тюремная система в южной Азии, вмещающая 6250 человек.
Мужчины в количестве 400855 человек составляют 95,8% заключенных, в то время как оставшиеся 4,2% (17681 человек) – женщины. Но несмотря на не большое количество заключенных, тюрьмы в Индии перенаселены. Уровень заполненности составляет 114,4%.
2. Индия находится на 18 месте в мире по длине побережья
Побережье в 7500 км является одним из самых длинных в Азии. Береговой рельеф относительно ровный. Самая длинная часть приходится на штат Гуджарат, при этом самая короткая принадлежит Гоа. Песчаные пляжи, которые составляют 43% всего побережья – самое популярное место для отпусков.
1. Индийская почтовая сеть самая крупная в мире
Индийская государственная почтовая система самая крупная в мире.
«Индия пост» – почтовая сеть, насчитывающая 154939 почтовых отделений по всей стране, подавляющее большинство которых находится в сельской местности.
Каждое почтовое отделение обслуживает территорию в 13 квадратных км с населением около 8054 человека. Наравне с основными почтовыми услугами «Индия пост» также осуществляет и курьерскую доставку.
Являясь единственным государственным учреждением в некоторых удаленных селениях, почтовая служба предоставляет банковские и другие важные финансовые услуги. В обширной почтовой сети задействовано более 460000 работников. «Индии пост» принадлежит почтовое отделение, расположенное на 4725 метрах над уровнем моря в Хайккиме, что является самой высокой точкой для почтового отделения в мире.
Рекомендуется к просмотру:
Ещё несколько фактов об этой удивительной стране в видеоролике ниже:
Кто были первыми вегетарианцами? История возникновения вегетарианства
Кто были первыми вегетарианцами? История возникновения вегетарианства.
Бытует мнение, что такие понятия, как здоровое питание, диета, вегетарианство возникли в последнее время.
Действительно, сегодня пищевая промышленность и сельское хозяйство в развитых странах достигло такого уровня, что наблюдается перепроизводство продуктов питания (в первую очередь вредных продуктов), в то время как всего 100 -150 лет назад люди не понаслышке знали, что такое неурожайный голодный год.
А в древности от голода вымирали целыми деревнями. Какое уж тут вегетарианство! (Справедливости ради, стоит отметить, что, к сожалению и сегодня в некоторых районах Африки люди умирают от голода).
Тем не менее, вегетарианство имеет древнюю историю.
Еще в 3200 году до Рождества Христова в Египте, некоторые религиозные группы, которые верили в карму и перевоплощения, не только избегали употребления в пищу мяса, но и не носили одежду, изготовленную из животных материалов. Вероятно, они были первыми вегетарианцами в истории человечества.
Древнегреческий философ и математик Пифагор, живший в 5 – 6 веках до Рождества Христова, также был убежденным вегетарианцем. Знаменитый математик, кроме всего прочего, был прогрессивным мыслителем – новатором. Так, он уже в то время заявлял о равноправии мужчин и женщин и утверждал, что Земля имеет форму шара.
Пифагор выступал против убийства животных для употребления их в пищу. Он считал, что мясоедение, как мышление, связано с убийством и войной. Пифагор утверждал, что животные, также как и человек имеют душу и верил в переселение душ.
В то время как некоторые из философов пошли по его стопам (Плутарх, Платон, Порфирий, Аполлоний, Сенека), другие древнегреческие философы, как например Аристотель, считали, что животные существуют для людей и являются эквивалентом рабов, поэтому человек вправе убить животное, как и своего раба.
Дело даже дошло до политических преследований вегетарианцев – последователей Пифагора. Тем не менее, вегетарианство, как философия и жизненная позиция, в 3 – 6 веках под влиянием греческих философов стало распространяться по всей Римской империи.
Несколько азиатских религий были частично или полностью вегетарианскими, в частности буддизм, где ненасилие было возведено в культ. Первый индийский царь Ашока (264-232 до Р.Х.
), который исповедовал буддизм, отменил жертвоприношения животных во время своего правления, и большая часть Индии в то время обратилась к вегетарианству.
Также отказ от мяса исповедовали другие индийские религии: индуизм и джайнизм. Кстати Камасутру придумали тоже вегетарианцы.
В Средние века, когда голод и болезни массово истребляли народы Европы, вегетарианство было не в почете. Только некоторые монашеские ордена в течение определенных периодов истории культивировали вегетарианство. Также отказ от пищи животного происхождения поощрялся во время христианских постов.
Самым известным вегетарианцем этого периода истории был Леонардо да Винчи. Как он сам писал: «С ранних лет я избегал мяса и верю, что настанет время, когда люди, будут смотреть на убийство животного так, как они сегодня смотрят на убийство человека.
Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках? Человек действительно царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живём, убивая и поглощая других. Мы ходячие кладбища!».
Про вегетарианство в Европе вспомнили в Эпоху Просвещения.
Интеллигенция, писатели, и художники вернулись к классическим учениям греческих и восточных мыслителей более ранних эпох и вновь начал пропагандировать идеи вегетарианства.
Так, во второй половине своей жизни отказался от мяса и знаменитый английский физик и математик Исаак Ньютон. Согласно его записям растительная диета спасла его от серьезного отравления.
Также идеи вегетарианства в эпоху просвещения проповедовали Вольтер, Рихард Вагнер, Чарльз Дарвин, Жан-Жак Руссо́, Байрон, Шиллер, Шопенгауэр и многие другие.
Вегетарианцами также были президенты США Бенджамин Франклин и Авраам Линкольн. В своей автобиографии, Франклин описывает своё меню: вареные рис или картофель и пудинг.
Он обнаружил, что вегетарианство имеет свои экономические преимущества. Его расходы на питание были снижены вдвое, предоставляя ему возможность приобрести больше книг для своей коллекции.
Франклин также был защитником прав животных.
Как начиналось вегетарианство
В священном индийском труде – Дхаммапада – есть изречение Будды: «…будут утверждать, что я позволял есть мясо и сам ел его, но знай же, я никому не позволял есть мясо, сейчас не позволяю и никогда не позволю».
И это в литературе, датируемой третьим веком до нашей эры! А ведь многие считают, что вегетарианство – еще одна современная модная диета.
Всем, кто так считает, стоит узнать побольше об этой культуре питания, которая недалека от философии или даже религии.
Первые вегетарианцы в истории
Знакомясь с историей вегетарианства, часто встречается мнение, что авторство этой диеты принадлежит Великобритании. Англичане, правда, в XIX веке первыми назвали повседневный отказ от мясных блюд вегетарианством. Однако «пальма первенства» принадлежит не им, эта философия существовала задолго до этого.
Ученые-антропологи считают, что первые люди на Земле жили за счет собирательства и ели исключительно растительную пищу. Убивать животных им было незачем, так как места их обитания были полны плодами, ягодами, корнеплодами.
Для чего тратить драгоценную энергию на изнурительную охоту, если вокруг уже есть готовая еда? Но с наступлением Ледникового периода картина древнего мира сильно изменилась.
Человек вынужден был искать другие источники питания, так как растительности не было.
Так, по мнению науки, люди стали хищниками и мясоедами. Однако догадки о том, что все мы когда-то были вегетарианцами остаются только догадками.
Многие из ученых ставят под сомнение такую идею, ведь на наскальной живописи нет рисунков яблок или бананов. Зато сцены коллективной охоты наши пращуры очень любили изображать.
Первые письменные подтверждения о вегетарианстве были найдены в Египте, датируются они IV-V веком до н. э.
На берегах Нила жрецы отказывались есть мясо и носить шкуры животных. Однако точно неизвестно, почему они это делали. Есть предположение о том, что священнослужители боялись, как бы убитые животные не помешали общению с богами. Может быть и так. Ведь почти весь египетский пантеон состоял из богов-животных. Каждое живое существо здесь ценилось очень высоко и обладало душой.
Немного позже в античной Греции идея отказа от мяса появилась без всякой мистики. Здесь сформировалась именно та философия, которую преследуют и современные вегетарианцы.
Родина философов и математиков в свое время была очень прогрессивным и новаторским государством: первая демократия, массовое обучение женщин (в Европе до XIX века считали, что образованность очень вредна для женского мозга), искусство т. д. Здесь многие ученые мужи сознательно не ели мясо убитых животных, среди них были: Сократ, Плутарх, Платон.
Считается, что самый весомый вклад в развитие античного вегетарианства внес Пифагор (VI век до н. э.). Он слыл мудрым философом и окружал себя учениками, которым и передавал свои идеи.
Ученый полагал, что у каждой твари есть душа и верил в реинкарнацию, осуждал убийство животных и питался только растительной пищей. Ему подражали его последователи – пифагорийцы. Сегодня их называют «первым обществом вегетарианцев».
Спустя еще два века отец медицины – Гиппократ – описал вегетарианство как способ лечения.
В это же время идея отказа от мяса процветала в другой частях планеты. Вегетарианства придерживались:
- племена инков (точно не установлено);
- воины Спарты (считали, что мясо забирает силу и вредит сознанию);
- даосы (в силу религии);
- эллинское племя гипербориан (за это их называли «чистыми людьми»);
- римляне (руководствовались рекомендациями врачей, в том числе Гиппократа).
Но родиной вегетарианства считают Индию, так как многие индийские религии не допускают поедания животных. Эта страна и сегодня лидирует по количеству вегетарианцев среди населения.
Еще до появления Будды индусы отказывались убивать животных ради еды, так как считалось, что мясо мешает достичь гармонии духа и тела.
Также древние индусы верили, что такая пища вызывает агрессию и негативные мысли, порождает моральную слабость.
В I тысячелетии Сиддхартха Гаутама, который впоследствии стал основателем буддизма, продолжил идею неприкосновенности каждого живого существа.
Духовный наставник учил своих последователей: «…стремящийся к обретению сострадания, да не вкушает плоти живых существ…». Однако в силу климатических условий не каждый буддист является вегетарианцем.
Запрет на вегетарианство
История развития вегетарианства не лишена «белых пятен». С начала зарождения христианства и до эпохи Возрождения в Европе письменных упоминаний об этой идее очень мало.
Известно лишь, что некоторые монахи в Средние века отказывались от мяса в силу собственных убеждений.
Именно появление и широкое распространение христианской религии, которое пришлось на III век нашей эры, считают причиной забвения вегетарианства.
Хотя и в священных трудах этого вероучения четко сказано: «И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его собственной могилой…поедающий плоть убиенную — вкушает от тела смерти» (Евангелие от ессеев).
В первой книге Ветхого Завета можно прочесть: «…только плоти с душею ее, с кровью ее, не ешьте» (Бытие, IX глава). Однако христианская церковь поддерживала пищу из мяса, руководствуясь тем, что Иисус ел его.
Сегодня теологи еще спорят об этом, так как слово «тропхе» в древнегреческих текстах раньше переводили как «мясо», а сегодня как «еда».
Тем не менее в Средние века мясо было общедоступным продуктом для богачей и обычных крестьян и есть его никто не запрещал. Монахи-вегетарианцы, пытавшиеся оспорить такое положение никак не повлияли на ситуацию.
Церковь умела решать вопрос с негодующими: всех, несогласных с ней хоть в чем-то просто сжигали, в том числе осмелившихся упрекнуть религию в убийстве.
Период, растянувшийся почти на 1000 лет (с IV века до XIV) можно назвать упадком вегетарианства.
Конечно, такая картина была не везде, в той же Индии люди, как и раньше, не ели мясо и их никто не сжигал за это. Однако на большей части Евразии уже никто не прославлял эту идею. Разве что, в голодные годы люди поневоле становились вегетарианцами.
Возрождение философии
Вновь об отказе от мяса смело заговорили только к началу эпохи Просвещения. Новые идеи и веяния стали модными, кроме этого вторая волна популярности настигла древнегреческих философов.
Учения мудрых греков стали пропагандировать заново, в том числе и растительную диету. Одним из самых ярких ее последователей был любитель всего необычного и прогрессивного – Леонардо да Винчи.
Он полагал, что вскоре убийство животного будет равносильно убийству человека.
Считается, что официально возрождение вегетарианства произошло в Великобритании. Англичане привозили из Индии – своей самой большой колонии – самые разные диковинки: животных, пряности, ткани, краску, благовония.
Также среди «импорта» была ведическая религия, культура и вегетарианство, которое тогда называлось просто «индийская диета». Идеи о растительном питании и запрете на убийство животных получило и здесь своих поклонников.
К 1847 году в Манчестере появилось вегетарианское общество, которое пропагандировало свои идеи (хоть и не навязчиво). Отсюда эта философия распространилась на другие страны и континенты. В это время в Америке и Европе был экономический кризис и традиционные мясные продукты стоили достаточно дорого. Такое положение на рынке способствовало развитию растительной диеты.
Как и со многими нововведениями, Россия немного припозднилась с процветанием вегетарианства. Примерно в 1885 году знаменитый деятель и писатель Лев Толстой встретился с Владимиром Гейнсом (Уильям Фрей), который сумел доказать Толстому, что организм человека не способен нормально переваривать и усваивать мясо.
С тех пор Лев Николаевич стал ярым противником мясного рациона. Первое российское вегетарианское общество образовалось в Питере в 1901 году. Здесь даже открыли специальную столовую, где последователи этой идеи могли наслаждаться блюдами без мяса.
Немного позже такое же заведение открыли в Москве на Никитском бульваре.
Однако после 1917 года коммунистическая философия никак не состыковывалась с вегетарианством.
Животноводство должно было процветать, а кому это надо, если все откажутся от мяса? Как когда-то христианская церковь, коммунисты запретили подобные пристрастия, разговоры и мысли.
А для тех, кому вздумается найти информацию об этой пищевой культуре в Большой советской энциклопедии записали: «Вегетарианство основывается на ложных идеях и гипотезах, в Советском Союзе не имеет приверженцев». Таким и оставалось положение до новой эпохи.
Вегетарианство сегодня
В наши дни идею абсолютной растительной диеты может придерживаться каждый. Гуманное отношение к живым существам пропагандируется и подобная культура питания набирает популярности.
Как и прежде, больше всего вегетарианцев – индусы. Также немалую часть от этого миллиарда составляют тайванцы и китайцы. В Америке примерно 5% населения отказываются от насилия над животными и не едят их (статистические данные на 2012 год).
В Европе отношение к вегетарианству до сих пор неоднозначно. Например, в Польше эта культура практически не находит последователей, а некоторым неизвестен даже сам термин.
В 2013 году портал по подбору персонала Superjob организовал опрос россиян. 4% из них отнесли себя к ряду противников насилия над животными.
Среди старшего поколения оказалось больше всего несогласных с этим движением, возможно в силу того, что «в Советском Союзе не было приверженцев».
Многие наши современники говорят о том, что переход на растительную диету не просто право выбора, а обязанность человека перед нашей планетой. Массовое производство мяса в развитых странах загрязняет окружающую среду не меньше других видов промышленности.
Например, продукты жизнедеятельности животноводческих ферм загрязняют ее больше, чем канализация мегаполисов почти в 10 раз. Также, чтобы создать потребляемое количество мяса, человечество тратит огромную долю питьевой воды.
В 2006 году ООН доложило, что скотоводческие фермы вырабатывают больше парниковых газов, чем машины.
Как можем догадаться, в наши дни вегетарианство переживает еще один пик своей популярности. Возможно, как предсказывал да Винчи, скоро мы все будем относится к убийству животного также, как и к убийству человека. Если снова не появится новая религия или политическая партия.
Из истории вегетарианства
Сегодня питаться растительной пищей стало модным, причем новые вегетарианцы не только сами отказываются от мяса, но и ведут активную борьбу с мясоедами.
Согласно всезнающей науке-статистике на сегодняшний день в мире проживает около миллиарда вегетарианцев. В одних странах их больше, в других — меньше.
Абсолютным рекордсменом по количеству людей, сидящих на растительной диете, является Индия, где вегетарианцы составляют 80% от всего населения. Впрочем, это и неудивительно.
Для большинства индийцев корова до сих пор остается священным животным, и зарезать ее, чтобы поджарить бифштекс — грех величайший. Не слишком жалуют мясо и в перенаселенном Китае, предпочитая традиционные рис и овощи.
В японской кухне пища животного происхождения с давних времен представлена морепродуктами, а вовсе не свининой и говядиной. А вот в Америке и Европе вегетарианство появилось сравнительно недавно, и его поклонники пока еще находятся в меньшинстве, их всего 5%.
В России вегетарианцев еще меньше. Однако с каждым годом вегетарианство приобретает все большую популярность, и число людей, решивших навсегда отказаться от мяса, растет.
Вновь обращенные вегетарианцы отличаются от своих предшественников, примерно как новые русские от старых.
Напористые, уверенные в собственной правоте, деятельные вегетарианцы новой волны уже не просто люди, соблюдающие определенную диету. Они, подобно проповедникам, несут просвещение в массы.
Особенно это заметно в экономически развитых странах, где вегетарианство стало настоящей идеей фикс.
«Миссионеры» растительного питания распространяют литературу с подробным описанием ужасов из жизни зверей и птиц, предназначенных на убой, бойкотируют «Макдональдсы» с их гамбургерами, проводят митинги и демонстрации в защиту «братьев наших меньших». Поддерживая «Гринпис», они протестуют против опытов над животными, осаждая банки, через которые ученым-«убийцам» перечисляют зарплату. Решение провести Олимпиаду в Сеуле привело вегетарианцев в священный ужас: корейцы же едят собак.
Кафку сделать былью
В начале XX века известный писатель Франц Кафка, разглядывая рыб в аквариуме, как-то сказал: «Теперь я могу смотреть на вас спокойно, я вас больше не ем». Автор «Замка» и «Процесса» даже не догадывался, что его мимолетная фраза войдет в историю, превратившись в лозунг вегетарианцев — « я никого не ем ».
Строгие вегетарианцы, так называемые веганы, действительно, никого не едят. По их мнению, все, что раньше бегало, летало или плавало, для человека не может служить пищей. Вегетарианцы отказываются есть мясо и рыбу, а заодно и молочные продукты, и яйца.
Некоторые даже не едят мед, потому что он «является продуктом эксплуатации пчел». Обычных же людей, которые питаются разнообразно и могут при случае полакомиться мяском, вегетарианцы сравнивают с ходячими могилами для убитых животных и трупоедами.
Так 30% растительноядных граждан заявляют, что побрезговали бы целоваться с человеком, который накануне ел умерщвленную плоть.
Ну и конечно, среди них бытует убеждение, что тот, кто питается мясом, в глубине души маньяк-убийца. Потому что если человек может без угрызений совести съесть животное, значит, запросто способен убить и себе подобного.
Если на минутку поверить этому, получится, что чукчи, калмыки и эскимосы — самые кровожадные народности на Земле, потому как испокон веков питаются мясом.
А любителей охоты и рыбной ловли можно сразу без суда и следствия прятать за решетку, как потенциальных убийц.
Есть такая наука — логика
Чтобы не быть голословными, сторонники растительного питания подробно объясняют, почему человеку противопоказано есть мясо. Их самый главный аргумент: наш организм по своей природе не приспособлен к пище животного происхождения. И чтобы всем было понятно, сравнивают человека с хищными животными. Действительно, сходства мало.
У хищников — острые клыки и когти, помогающие терзать добычу, а у человека — и клыки недоразвитые, и ногти вместо когтей. Лучшему перевариванию мяса способствует кислый желудочный сок: у всех хищников его кислотность гораздо больше, чем у человека.
Длинный кишечник, необходимый для переваривания растительной пищи, хищникам ни к чему, поэтому их кишечник в несколько раз короче, чем у человека.
Таким образом, вегетарианцы делают вывод: люди — не хищники, поэтому питаться мясом не должны. Однако если сравнивать человека с травоядными животными, сходства будет еще меньше.
У травоядных — заостренные резцы и коренные зубы с плоской жевательной поверхностью без эмали.
А поскольку от жесткой растительной пищи коренные зубы быстро стираются, природа позаботилась о том, чтобы у травоядных животных они постоянно отрастали.
Приспособленный для брожения растительных масс огромный (иногда даже разделенный на отдельные камеры) желудок травоядных, тоже не похож на человеческий. Да и кислотность в нем поменьше будет.
Даже кишечник травоядных животных не такой, как у человека. У всяких коров и зайцев он примерно в двадцать раз длиннее тела, а у людей — только в восемь.
Получается, и растительная пища нам не подходит.
Такой пищевой парадокс уже давно объяснили биологи. Оказывается, человека нельзя отнести ни к травоядным, ни к хищникам. Он, как и его биологический предок обезьяна, всеяден. Человеческий организм устроен так, что одинаково хорошо справляется с пищей и растительного, и животного происхождения.
И предположение вегетарианцев об изначальной травоядности человека ошибочно. Наши древние предки ели исключительно растительную пищу, не унимаются веганы.
Тогда как быть с наскальными рисунками, где изображены сцены охоты на мамонтов и других животных? Никто не спорит, первобытный человек в основном питался съедобными плодами и кореньями, но если выпадала такая возможность, кушал и мясо.
Антропологи считают, что наиболее резкий переход на пищу животного происхождения произошел в ходе Ледникового периода, когда большинство растений вымерзло.
В этих тяжелых условиях человек был просто вынужден придерживаться мясной диеты. Выходит, и здесь теоретики вегетарианства ошибались: наши пращуры питались не только растениями.
Однако, несмотря на то, что вегетарианство не свойственно по своей природе человеку, оно все-таки появилось.
Сначала был Пифагор
Первые достоверные сведения о людях, которые осознанно отказались от мясной пищи, датируются примерно IV-V тысячелетиями до нашей эры. Чтобы успешнее общаться с богами и совершать магические обряды, древнеегипетские жрецы становились вегетарианцами.
Возможно, сыграл свою роль звериный облик многих египетских богов, а может, служители культа опасались, что духи съеденных живых тварей помешают полноценному диалогу с высшими силами. В Древней Греции вегетарианство возникло гораздо позже, во времена античности.
И причина его появления была уже совсем другой. Никакой мистики.
Просто прогрессивные греки задумались: зачем убивать невинных животных, если можно неплохо питаться растениями? Сократ, Платон, Диоген, Плутарх и многие другие философы были вегетарианцами и в своих трудах размышляли о целесообразности растительной диеты.
Однако ключевую роль в распространении вегетарианства сыграл в VI веке до нашей эры Пифагор. Знаменитый философ и математик верил в переселение душ, поэтому наотрез отказывался есть мясо животных.
Его многочисленные ученики, молодые люди из влиятельных семей, по примеру наставника тоже перешли на растительную диету, это было первое «Общество вегетарианцев» в мировой истории. «Не повредит ли вегетарианство здоровью?» — беспокоились родственники пифагорийцев.
На этот вопрос ответил в IV веке до нашей эры великий врач Гиппократ. Говоря об оздоровительном питании, он одобрил и вегетарианство.
С упадком древнегреческой цивилизации в Европе о вегетарианстве надолго забыли. Растительную диету соблюдали лишь представители некоторых религиозных общин, христианские аскеты и монахи-отшельники. Остальные же ели что придется, и не особенно задумывались над происхождением пищи.
Второе пришествие
Интерес к вегетарианству вернулся в эпоху Возрождения, но, кроме любителя всяческих нововведений Леонардо да Винчи, желающих отказаться от мясной пищи было немного. И только к середине XIX века вегетарианство стало приобретать массовый характер.
Официально считается, что заново открыли вегетарианство англичане.
Вместе с модой на все восточное они привезли из Индии (своей крупнейшей колонии) и идеи древнеиндийской ведической религии, которая запрещает убивать живые существа для пропитания.
Насмотревшись на голодных аборигенов и обнаглевших коров и фазанов, беззаботно разгуливающих по городу, англичане задумались. И по возвращении на родину, многие из них отказались от животной пищи.
Называть себя «вегетарианцами» вегетарианцы стали, начиная с 1842 года. Авторство этого термина принадлежит основателям «Британского вегетарианского общества». Наиболее подходящим им показалось латинское слово “vegetus”, что означает «здоровый, бодрый, свежий». Вышло вполне символично, так как по звучанию оно напоминало английское “vegetable” — овощной.
Из Англии вегетарианство постепенно распространилось по всей Европе и Америке. Основная цель западного вегетарианства была, та же что и индийского — отказаться от убийства беззащитных животных. Впрочем, ехидные политологи утверждают, что для европейцев не последнюю роль сыграл грянувший экономический кризис и последовавшее за ним подорожание традиционной мясной пищи.
С тех пор вегетарианство больше не исчезало, хотя и большим спросом не пользовалось.
На растительной диете чаще всего сидела экзальтированная интеллигенция: во главе с графом Толстым в России, врачом-натуропатом Гербертом Шелтоном в Америке, поэтом Рабиндранатом Тагором в Индии и драматургом Бернардом Шоу в Англии. Набирать популярность вегетарианство стало лишь к концу XX века, когда врачи доказали, что без мяса прожить можно. Такая вот история.
Мясо — вредно?
Сторонники вегетарианства были счастливы, теперь уже никто не посмеет сомневаться в пользе растительной диеты. Не учли они только одного: врачи доказали не пользу вегетарианства, а вред избыточного потребления мяса. И не столько мяса, сколько животных жиров.
Оказывается, бич современного общества — сердечно-сосудистые заболевания, напрямую связаны с холестерином, которого много в сале, сливочном масле и яйцах.
В небольших количествах холестерин — вещество чрезвычайно нужное и полезное, из него образуются гормоны и желчные кислоты, построены оболочки всех клеток, из которых состоит наш организм.
Если же объедаться жирной пищей, холестерин тут же начинает откладываться на стенках кровеносных сосудов, и они сужаются. По засоренным сосудам кровь движется хуже, начинает повышаться кровяное давление. Тут недалеко и до инфаркта с инсультом.
Другой аргумент врачей о вреде чрезмерного увлечения животной пищей — статистические данные, согласно которым мясоеды чаще болеют раком. Самое интересное, что причина этого явления кроется не в самом мясе, а в извращенной человеческой изобретательности.
Чтобы мясные продукты медленнее портились, их в обязательном порядке обрабатывают нитритами, нитратами и тому подобной химией. На многих фермах, особенно на Западе, животных, предназначенных на убой, кормят не только полезной травкой и комбикормом. Их еще пичкают специальными гормонами и лекарствами, чтобы быстрее набирали вес и жирели.
Разумеется, такое мясо кушать ежедневно не стоит, а некоторые из подобных химических добавок могут спровоцировать рак.
И все же, как быть с вегетарианством? Имеет ли смысл полностью переходить на растительную пищу? Окончательное мнение по этому вопросу высказала в 1988 году Американская диетологическая ассоциация: «При условии дополнительного приема витаминов и минеральных веществ вегетарианство является одним из путей профилактики атеросклероза, гипертонической болезни, некоторых форм рака, диабета и других заболеваний, несмотря на невысокую биологическую ценность белка строго вегетарианских рационов».
Получается, что вегетарианство — оздоровительная диета, в которой не хватает жизненно необходимых витаминов (В2, В12, D) и микроэлементов (железа, кальция, цинка). Хорошо еще, что на помощь вегетарианцам пришли фармакологи и наладили выпуск витаминных таблеток.
В противном случае, избавившись от одних болезней, сторонники подобного питания заработали бы другие: малокровие, хрупкость костей, нервные расстройства и снижение половой функции. По мнению медиков, самая разумная вегетарианская диета — нестрогая, которая разрешает употреблять молочные продукты и яйца.
С одной стороны, человек не мучается от недостатка полезных веществ, с другой стороны, постепенно избавляется от некоторых болезней. И зверей убивать не надо.
Как и чем питаться, каждый человек должен решить сам. И у растительной, и у животной пищи есть свои плюсы. Кавказские старцы доживают до ста лет, питаясь мясом. Люди далекого племени хунзы едят только растительную пищу и живут не меньше. Так сказать, каждому — свое.
Наталия Клим
По материалам журнала “Парадокс”
Дореволюционное вегетарианство
Первое вегетарианское общество под шуточным названием «Ни рыба, ни мясо» появилось в России еще в 1860-х годах, но по-настоящему идеи вегетарианства стали набирать силу с подачи Льва Толстого.
Писатель, в 1880-х сам отказавшийся от мяса, в 1891 году публикует мощный очерк «Первая ступень».
В нем он объявляет вегетарианство первым шагом к духовному возрождению, доказывает, что «добродетель несовместима с бифстексом», а для пущей убедительности в красках описывает свои посещения скотобоен.
Именно проповеди Толстого во многом определили главное отличие российских вегетарианцев от их западных «коллег».
В то время как европейские сторонники вегетарианства апеллировали в первую очередь к рациональным доводам, считая мясную пищу вредной для организма, в России вегетарианцами становились прежде всего по морально-этическим причинам.
К разговорам о пользе относились даже с некоторым презрением, пренебрежительно называя «гигиенистов» «желудочными вегетарианцами». «Среди вегетарианцев всего мира только русские принцип „не убий“ поставили главным условием», — с гордостью пишет в «Вегетарианском вестнике» В. П.
Войцеховский. «Вообще в русском народе есть еще много идеализма, — подтверждает немецкий журнал Vegetarische Warte. — Здесь смотрят на вегетарианство большею частью с идеальной стороны; гигиеническая сторона пока что мало известна».
Неудивительно, что общество относится к вегетарианцам в лучшем случае как к странным чудакам, в худшем — как к опасным сектантам. «Вегетарианство десятых годов имело мало общего с вегетарианством современным, — напишет в 1933 году Бенедикт Лившиц. — Оно в своей основе было чем-то вроде секты, возникшей на скрещении толстовства с оккультными доктринами.
Оно воинствовало, вербуя сторонников среди интеллигенции приблизительно теми же способами, к каким прибегали трезвенники, чуриковцы и члены иных братств.
Слепительно-белые косынки подавальщиц и снежные скатерти на столах — дань Европе и гигиене? Конечно, конечно! А все-таки был в них какой-то неуловимый привкус сектантства, сближавший эту почти ритуальную белизну с мельтешением голубиных крыл на хлыстовских радениях».
Эликсир жизни
Одним из самых знаменитых адептов вегетарианства в России стал Илья Репин, которому «безубойное» питание далось отнюдь не легко. Муки художника лучше всего иллюстрируют его письма старшей дочери Толстого Татьяне.
Так, 9 августа 1891-го он отчитывается: «Вегетарианствую я с удовольствием, работаю, а никогда еще не работал так успешно»; но уже через десять дней посылает отчаянное письмо: «Вегетарианство я должен был оставить. Природа знать не хочет наших добродетелей.
После того как я писал Вам, ночью меня хватила такая нервная дрожь, что наутро решил заказать бифштекс — и как рукой сняло». «Знаете ли, как это ни грустно, я пришел к окончательному заключению, что я без мясной пищи не могу существовать, — кается он в другом письме.
— Если я хочу быть здоровым, должен есть мясо; без него у меня теперь сейчас же начинается процесс умирания. Да вообще христианство живому человеку не годится».
Окончательно прийти к вегетарианству художнику помогла его вторая жена Наталья Нордман: особа во многих отношениях эксцентричная, она стала одной из первых в России проповедниц не только вегетарианства, но и сыроедения.
Уже в 1910 году в письме другу Репин восторженно рассказывает: «Насчет моего питания — я дошел до идеала: еще никогда не чувствовал себя таким бодрым, молодым и работоспособным. А мясо — даже мясной бульон — мне отрава: я несколько дней страдаю, когда ем в городе в каком-нибудь ресторане.
И с невероятной быстротой восстанавливают меня мои травяные бульоны, маслины, орехи и салаты… Салаты! Какая прелесть! Какая жизнь (с оливковым маслом!). Бульон из сена, из кореньев, из трав — вот эликсир жизни. Сытость полная на 9 часов, ни пить ни есть не хочется, все сокращено — свободнее дышится.
Жиры, комками выступавшие сверху заплывших мускулов, ушли; тело помолодело и я стал вынослив в ходьбе, сильнее в гимнастике и гораздо успешнее в искусстве».
«Яблоки и листья». Илья Репин, 1879 год
Не останавливаясь на достигнутом, супруги пытаются привить идеи сыроедения всем окружающим. «Вчера в Психо-Неврологическом институте Илья Ефимович читал „О молодежи“, а я: „Сырое питание как здоровье, экономия и счастье“, — рассказывает Наталья Нордман в 1913 году в письме друзьям.
— Было около тысячи слушателей, в антракте давали чай из сена, чай из крапивы и бутерброды, из протертых маслин, кореньев и рыжиков. После лекции все двинулись в столовую, где студентам было предложено за шесть копеек обед из четырех блюд: размоченная овсянка, размоченный горох, винегрет из сырых кореньев и смолотые зерна пшеницы, могущие заменить хлеб.
Несмотря на недоверие, с которым всегда относятся в начале моей проповеди, кончилось тем, что пятки все-таки удалось поджечь слушателям, съели пуд размоченной овсянки, пуд гороху и безграничное количество бутербродов. Запили сеном и пришли в какое-то электрическое, особенное настроение».
Нордман даже предложила Бехтереву основать в Петербурге «кафедру вегетарианства» и набросала примерный план обучения, но дальше разговоров дело не зашло.
Две гороховые сосиски, пожалуйста
Тем временем вегетарианство набирает обороты: в начале XX века в каждом более-менее крупном городе уже работает как минимум одна вегетарианская столовая.
И они пользуются успехом: по статистике, четыре московские столовые в 1914 году приняли почти 643 тысячи человек, а в Петербурге (где таких столовых девять) — вдвое больше.
Всего на начало 1914 года зарегистрировано 73 столовых в 37 городах.
Репин описывает одну из московских столовых с восторгом: «Порядок столовой образцовый; в передней гардеробным не велено ничего платить. И это имеет серьезный смысл, ввиду особого наплыва сюда недостаточного студенчества… Стены всех комнат увешаны фотографическими портретами Льва Толстого, разных величин и в разных поворотах и позах.
А в самом конце комнат, направо — в читальной висит огромный портрет Л. Н.
Толстого в натуральную величину на сером, в яблоках коне, едущего по яснополянскому лесу… Выбор кушаний вполне достаточен, но не это главное; а то, что кушанья, чтобы вы не взяли, так вкусны, свежи, питательны, что невольно срывается с языка: да ведь это — объяденье!»
У Чуковского, который вегетарианцем не был, находим более сдержанное описание: «Там приходилось подолгу простаивать и за хлебом, и за посудой, и за какими-то жестяными талонами. Главными приманками в этой вегетарианской столовой были гороховые котлеты, капуста, картошка. Обед из двух блюд стоил тридцать копеек».
История вегетарианства и виды вегетарианских диет
Это может удивить многих, но наши далекие предки жили на полувегетарианской диете в течение многих миллионов лет.
Некоторые антропологи создали стереотип «человека- охотника», однако тщательное изучение современных племен «охотников-собирателей» позволило ученым сделать вывод о том, что наши далекие предки питались преимущественно растительной пищей, лишь с редким дополнением из мяса животных.
Изучение жизни племен австралийских аборигенов и некоторых южноафриканских племен, живущих в условиях, весьма сходных с условиями жизни наших прародителей, наглядно показывает, что пища животного происхождения составляет не более четверти их рациона. Орехи, семена, фрукты и овощи – вот основная их пища.
Как и большинство идей, существующих сейчас в западном мире, вегетарианство впервые развилось в древней Греции. Самыми известными вегетарианцами того времени были Пифагор и Порфирий, однако, список сторонников вегетарианства можно продолжить такими именами как Диоген, Платон, Плутарх. Древние греки тяготели к вегетарианству по множеству причин.
Например, Пифагор и его последователи верили, что животные имеют душу наравне с человеком и после смерти душа животного может возродиться в человеке и наоборот. Это представление прямо перекликается с представлением о реинкарнации, принятой в индуизме, где большинство религиозных деятелей и многие простые люди, также придерживаются вегетарианства.
Платон в своей «Республике» описывает вегетарианство как наиболее подходящую диету для идеального общества. По мнению Платона, растительная пища предпочтительна, так как является пищей, более всего способствующей здоровью человека, а также потому, что для ее производства требуется меньшее количество земель, нежели для производства пищи животного происхождения.
Римляне, перенявшие большинство своих идей от греков, в том числе позаимствовали и вегетарианство. Наиболее известными вегетарианцами древнего Рима можно назвать Овидия и Сенеку.
Падение Римской империи и распространение христианства в Европе привело к «темным векам», в том числе, это коснулось и вегетарианства. В средние века такие христианские мыслители как, например, св.
Августин, интеллектуально обосновывали убийство, поедание и, вообще, использование животных людьми. Они доказывали, что только человек имеет душу и свободную волю, в то время как животные созданы исключительно для использования их человеком для своих нужд.
Такая точка зрения до сих пор является наиболее распространенной в современном мире.
Однако традиции вегетарианства продолжали жить и в средневековом мире. Многие монахи сторонились употребления мяса ради подавления «животных» страстей своего тела. Бенедиктинцы, Цистерцианцы и некоторые другие монашеские ордена средневековой Европы практиковали вегетарианство в течение некоторых периодов своей истории.
В XV веке Европа заново открыла для себя античную философию, искусство и науку. Однако вновь открыть для себя вегетарианство европейцы смогли не сразу.
Леонардо да Винчи, будучи мечтателем, опередил свое время, придерживаясь твердого вегетарианства.
Он писал в своем дневнике: «С ранних лет я испытывал отвращение к употреблению мяса и верю, что скоро настанут такие времена, когда люди, подобные мне, будут относиться к убийству животных так же, как сейчас относятся к убийству людей».
Настоящее возрождение вегетарианства можно отнести к XVIII – XIX векам.
Именно в это время теория эволюции Дарвина разрушила представление о том, что животные фундаментально отличаются от людей, и тем самым свела на нет религиозные и философские оправдания убийства и поедания животных. Новый взгляд состоял в том, что животные отличаются от людей лишь уровнем интеллекта, но не своей природой.
Такой взгляд на животных как на наших далеких предков привел к новым гуманистическим реформам. Именно в это время появились первые серьезные исследования по вопросам вегетарианства. Тогда же появились и первые авторские работы, связанные с этим вопросом.
Лев Толстой и Перси Шелли – вот примеры писателей XIX века, призывавших, среди прочего, к отказу от мясной пищи и от убийства животных. Какое-то время люди, которых мы сейчас называем вегетарианцами, называли себя последователями Пифагорейской диеты.
Позднее появился термин «вегетарианство», произошедший от латинского слова «вегетус» (vegetus), что означает сильный, активный, энергичный.
В XX веке вегетарианское движение набирало все большую и большую популярность.
Практически в каждой стране появлялись вегетарианские сообщества, издавались книги, газеты, проводились исследования, помогавшие лучше разобраться не только в этической, но и физиологической стороне этого вопроса, во влиянии вегетарианской диеты на физическое состояние человека.
В 1908 году сформировался Вегетарианский Союз (Vegetarian Union), основной функцией которого была организация конференций, на которых вегетарианцы со всего мира могли бы обмениваться информацией. Этот союз существует и работает в полной мере и по сей день.
60-е–70-е годы XX века были временем наибольшего подъема и рассвета вегетарианского движения во всем мире.
Новые знания о необходимости диет для поддержания здоровья, увлечение восточными философиями, заинтересованность в улучшении качества и продолжительности человеческой жизни, борьба за мир и утопическая вера в идеальное сообщество – все эти социальные течения привели к появлению множества новых путей в вегетарианстве.
В наше время насчитываются сотни видов вегетарианских диет, которые можно условно объединить в несколько общих групп. Вот основные:
Веганство. Абсолютное вегетарианство. Последователи этой диеты не употребляют в пищу ни мяса, ни молока, ни рыбы, ни яиц. Они практикуют полный отказ от продуктов животного происхождения.
Очень часто именно эта вегетарианская диета подвергается наибольшим нападкам со стороны официальной науки и медицины.
И на самом деле, полный отказ от продуктов животного происхождения нередко ведет к авитаминозу, снижению уровня железа и других ценных минералов в крови, что приводит к серьезным проблемам со здоровьем и иммунитетом.
Лактовегетарианство. Этот вид вегетарианской диеты допускает, наряду с продуктами растительного происхождения, употребление молока и молочных продуктов. Именно к лактовегетарианцам относится большинство последователей восточных, особенно индийских, философских и религиозных течений.
Ововегетарианство. Диета, исключающая употребление молока, но допускающая употребление в пищу яиц. Этот вид вегетарианской диеты основывается, в основном, на соображениях этического характера, либо на личной непереносимости молочных продуктов.
Лактоововегетарианство. Как следует из названия, это вегетарианская диета, которая, кроме пищи растительного происхождения, допускает употребление яиц и молока. Современные научные исследования доказывают, что именно такая диета является наиболее подходящей с точки зрения здорового и сбалансированного питания.
Кроме вышеперечисленных четырех основных групп вегетарианских диет существует множество видов диет полувегетарианских.
К ним относится, например, такая диета как семивегетарианство – диета, исключающая употребление красного мяса, но допускающая употребление любых других видов мяса и птицы. Также к полувегетарианским типам диет можно отнести флекситарианизм.
Эта диета основана на употреблении в пищу продуктов растительного происхождения, но допускает редкое употребление мяса, птицы и рыбы.
Также с вегетарианством тесно связаны и другие типы диетических практик:
Фруторианство. Это диета, которая допускает употребление в пищу фруктов, орехов, семян и других видов растительной пищи, но только при условии, что добыча этих продуктов не связана с причинением вреда растениям.
Су вегетарианство (в практике буддистов). Исключает все продукты животного происхождения, а также дурно пахнущие растительные продукты, такие как лук и чеснок.
Макробиотическая диета. Эта диета основана на употреблении в пищу продуктов из цельных зерен злаковых и бобовых культур.
Впрочем, макробиотическая диета не может считаться в полной мере вегетарианской, так как допускает употребление рыбы.
Сыроедение.
Эта диета допускает употребление любых видов продуктов растительного происхождения, но только в том случае, если они не подвергались тепловой обработке.
В любом случае, какой бы вегетарианской практики вы не решили придерживаться, вам следует помнить, что вегетарианство – это, все же, диета, связанная с ограничением употребления тех или иных видов продуктов, что может привести к потере или полному прекращению поступления в организм важных для здоровья питательных веществ, витаминов и минералов. А значит, прежде чем полностью или частично отказаться от употребления в пищу продуктов животного происхождения, следует проконсультироваться со своим лечащим врачом, чтобы быть уверенным в том, что ваши этические устремления не повредят вашему здоровью и благополучию.
Дмитрий Жалнин