Болезнь: взгляд тибетских буддистов – вегетерианство

Содержание

Буддисты – вегетарианцы или нет? Питание монахов разных школ

Болезнь: взгляд тибетских буддистов – вегетерианство

Болезнь: взгляд тибетских буддистов – вегетерианство

Здравствуйте, уважаемые читатели!

Многих интересует вопрос о пищевых предпочтениях в буддизме. Сегодня мы постараемся разобраться: все ли буддисты — вегетарианцы или нет?

Что сказал об этом Будда

Так как основоположником данного учения является Будда Шакьямуни, обратимся сначала к древним источникам, которые зафиксировали его высказывания на тему вегетарианства. Она поднималась по разным поводам неоднократно, и почитать про это можно в:

  • Амагандха-сутре
  • Дживака-сутре
  • Ланкаватара-сутре
  • Ангулимале-сутре
  • Сутре о слоне
  • Сутре о великом облаке
  • Сурангама-сутре
  • Махапаринирвана-сутре

Монахи до начала строительства монастырей вели странствующий образ жизни и питались людскими подаяниями. Они принимали с благодарностью любую еду, которую им жертвовали оседлые жители.

Будда не считал возможным указывать мирянам, чем им питаться, хотя и не одобрял профессию мясника. А для монахов был создан сборник правил, который назывался Виная-питака. 

Однако и в нём не предписывалось питаться без мяса, так как буддизм рекомендует следовать срединным путём и избегать крайностей. Чтобы сгладить возникающее противоречие – питаться мясом и не причинить зла животному, Шакьямуни советовал монахам не включать в рацион блюда из мяса в трёх случаях:

  • Если они сами видели животное, забиваемое специально к их столу
  • Если они об этом слышали
  • При имеющихся подозрениях на этот счёт

Однажды один из послушников по имени Дэвадатта, предложил установить вегетарианство в монашеском сообществе, на что Будда ответил, что каждый свободен сделать свой выбор, и принуждать к этому не нужно. 

Учитель образно пояснил, что в действительности человека делает нечистым то, что выходит изо рта, а не то, что туда кладут. 

Чтобы сохранить чувство собственного достоинства и в целях безопасности членам монашеского сообщества запрещалось есть плоть десяти видов:

  • человека,
  • слона,
  • лошади,
  • собаки,
  • змеи, 
  • льва, 
  • тигра, 
  • леопарда, 
  • медведя,
  • гиены.

Это также косвенно указывает, что на поедание мясных блюд не было строгого запрета — раз это мясо запрещено, значит, другое – можно.

Также правила ограничивали монахов и в земледельческих работах, так как, вскапывая землю, можно было нанести вред насекомым и мелким животным.

Растения в полной мере относятся к живым существам. Монахам нельзя было вырывать растительность с корнем или заставлять кого-то так поступать, или есть фрукт с косточками.

Будда рекомендовал послушникам в монастырях даже фильтровать воду, чтобы не уничтожать имеющиеся в ней микроорганизмы.

Вегетарианство и различные направления буддизма

Сравнивая питание представителей разных буддийских направлений, можно сделать вывод, что более или менее последовательными вегетарианцами являются махаянцы.

 В частности, в махаянской сутре Ланкаватара, строго предписывается соблюдать вегетарианскую практику: 

  • кушать рис, 
  • другие зерновые, 
  • бобовые, 
  • зеленные культуры, 
  • масло гхи, 
  • растительное масло, 
  • мёд и сахар.

Однако существуют и нюансы пищевого поведения. Например, махаянским буддистам нельзя приобрести себе мясной продукт или выбрать на рынке живую рыбу или другого обитателя водоёмов и заказать, чтобы его сварили или пожарили, но им не запрещается съесть одно из вышеперечисленных блюд на обеде у друга. 

С документальной точки зрения в тхераваде убийство животных запрещено. Но если состояние здоровья послушника требует употребления мясного продукта, то он сможет съесть мяса ненасильственно умершего существа с большим количеством куркумы.  Послушнику предписывается съесть его с закрытыми глазами.

Тхеравадинцы, отвергая кровопролитие и приветствуя практику вегетарианства, всё же мало соблюдают свои принципы. Они питаются тем, что подносят им местные жители. Однако в некоторых монастырях монахи едят лишь рис с овощами.

В ваджраянских школах, в том числе тибетских и японских, приветствуется вегетарианство, но оно неявляется непреложным условием практикования буддизма. Почему так произошло?

Потребление мяса и принесение живых существ в жертву в Стране Снегов настолько закоренелой добуддийской традицией, что ни призывы Падмасамбхавы и Шантаракшиты, проповедовавших тут в IX столетии, ни запрет на употребление монахами мяса, изданный тибетским правителем Трисонгом Деценом, не возымели действия.

Правитель Трисонг Децен

Когда властитель Лангдарма свёл к нулю присутствие буддизма в этих местах, вместе с ним исчезло и сообщество послушников, и в течение восьмидесяти лет никто не укреплял вегетарианские буддийские традиции. А прибывший сюда в XII веке, после возрождения буддизма, Атиша советовал придерживаться вегетарианства нестрого, и к его советам мало кто прислушался.

В горах Тибета довольно сложно вырастить овощи. Поэтому тибетцам приходится балансировать на тонкой грани: если забить крупного яка, а не, скажем, курицу, то и еды будет достаточно для большого количества человек, и не придётся совершать множество убийств. Но с другой стороны, чем крупнее животное, тем, с точки зрения буддизма, нежелательнее его забой.

Современные реалии

Со времён Будды многое изменилось в нашей жизни. Условия жизни животных, содержащихся в клетках для дальнейшего забоя, очень жестоки. В буддийской практике принято проявлять доброжелательность ко всем живым существам, эгоистически не привязываясь к ним. 

Особо сострадательные будддисты просто отказываются от мясной пищи, проявляя милость к невинным животным. Некоторые даже становятся веганами, то есть, исключают из рациона: 

  • мясо, 
  • рыбу, 
  • яйца, 
  • молочные продукты, 
  • морепродукты, 
  • мед.

Истинные буддисты отказываются от приобретения определённых продуктов или вещей, производство которых замешано на страдании животных или людском горе, вследствие жесточайшей эксплуатации труда человека.

Однако современный буддийский лидер, Далай-лама XIV не является вегетарианцем. Он потребляет мясопродукты раз в семь дней по совету своего доктора, для поддержания здоровья. 

Далай Лама XIV

Другим последователям веры он даёт такой совет: нужно очень постараться, чтобы не принимать мясную пищу, но когда это почему-либо не получается, нужно просто есть её понемножку.

Ещё в шестнадцатилетнем возрасте, на официальном приёме, посвящённом его назначению на этот пост, где подали множество деликатесов из мяса, Далай-лама твёрдо решил убрать их из списка угощений на официальных мероприятиях.

Такое правило соблюдается и во время проведения буддийских учебных мероприятий. Далай-лама просит владельцев окрестных заведений общепита не включать мясные блюда в меню на это время, чтобы избежать массового убийства животных и наживы на их смерти.

Ещё одним буддийским способом уменьшить негативные последствия от поедания мяса является произнести перед едой сочувственную мантру «ОМ МАНИ ПЕМЕ ХУНГ» или «ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ ШРИ», подуть на блюдо и пожелать существу лучшего перерождения в следующей жизни. 

Если не истекло семь недель между забоем и трапезой, то связь между сознанием и плотью ещё не утеряна, и это может помочь.

Заключение

Люди принимают пищу, чтобы продолжать жить. Энергия, вырабатывающаяся в результате приёма пищи, позволяет человеку быть здоровым, трудиться, выполнять свои обязанности по отношению к ближнему. 

Но многие люди с хорошим материальным уровнем едят для получения наслаждения. Тяга к мясной, да и любой другой пище или участие в убийстве для удовлетворения своих гурманских пристрастий считается неверной с буддийской точки зрения.

Правильным будет знать в еде меру, не жадничать, есть ровно столько, сколько необходимо для поддержания здоровья. Грех алчности в еде гораздо тяжелее греха мясоедства.

Друзья, всего доброго!

Если статья оказалась полезной для вас, поделитесь ссылкой на нее с друзьями в социальных сетях!

И подписывайтесь на наш блог, чтобы получать новые интересные статьи себе на почту!

Буддисты о болезнях – Психолог Литвина Ольга, Психотерапевт, Юнгианский аналитик

Болезнь: взгляд тибетских буддистов – вегетерианство

(Сопа Римпоче – учитель тибетского буддизма традиции гелуг, глава международной сети буддийских центров Фонда поддержания Махаянской традиции)

Трансформация образа мышления необходима, поскольку исцеление самым тесным образом связано с образом наших мыслей. Нам следует научиться видеть в болезни то, в чём мы нуждаемся, а не то, от чего мы стремимся избавиться, научиться воспринимать болезнь как носимое нами украшение, вобравшее в себя страдания всех живых существ.

Вместо того чтобы ви­деть в болезни препятствие, необходимо использовать её для развития любви, сострадания и мудрости. Подобно тому, как яд может быть использован в приготовлении лекарства, используйте ваше заболевание в качестве пути, ведущего к счастью.

Преображая собственный ум, мы сможем наполнить все наши переживания в процессе болезни глубоким смыслом, сделать их полезными не только для нас самих, но и для всех живых существ.

Если нам так или иначе предстоит страдать, испы­тывая данное заболевание, почему бы не сделать это переживание полезным для себя и всех живых существ? Таков искусный подход к переживаниям, связанным с утратой здоровья.

Когда Люк, мой китайский ученик из Сингапура, отправился в клинику для того, чтобы пройти обследование, врачи сообщили ему, что он болен СПИДом.

Бу­дучи исключительно преданным учеником, он тотчас написал письмо своему духовному наставнику — ныне покойному Рато Ринпоче, очень известному ламе, жившему в то время в Дхарамсале, в предгорьях Индийских Гималаев. Благая карма Люка позволила ему получить наставления по медитации от своего гуру.

Несмотря на то, что сам Рато Ринпоче в тот момент являл видимость заболевания, он милостиво послал Люку специальную практику — медитацию на любви и сострадании, именуемую тонг-лен, что в переводе с тибетского означает «принятие-даяние».

При медитации принятия-даяния, стремясь развить в себе сострадание, мы принимаем на себя все страдания, включая болезни, от других живых существ и используем их для того, чтобы разрушить эгоцентризм нашего себялюбия, являющийся корнем всех наши бед.

Получив наставления от Рато Ринпоче, Люк тотчас приступил к медитации, однако до проведения повтор­ного обследования у него оставалось всего четыре дня. Проведя обследование и изучив все анализы, врачи не смогли обнаружить никаких следов ВИЧ-инфекции.

Поинтересовавшись у Люка, сколь продолжительны­ми были его медитации, я был поражён, услышав, что он медитировал всего по три-четыре минуты в день. Сказать по правде, я ожидал услышать, что медитации его длились по несколько часов.

Для нас важно понять, что те несколько минут, которые Люк тратил на меди­тацию, использовались им крайне эффективно. Во время медитации в уме его не было мыслей о себе самом и о своём недуге, так, словно бы проблем его не суще­ствовало вовсе.

Он думал лишь о страданиях других, в особенности тех, кто болен СПИДом, и порождал в своём уме интенсивное сострадание. Слёзы катились по его лицу всякий раз, когда он начинал эту медитацию, но не от того, что он тяжело переживал собственное не­счастье, а от того, что его переполняло сострадание по отношению к другим больным СПИДом и ко всем тем, кто вынужден страдать в силу иных причин. Их судьба заботила Люка гораздо больше, чем его собственная. В нём жила сильная преданность учителю, и во время медитации он всегда ощущал, что гуру был рядом и на­правлял его.

Быстрое выздоровление Люка произошло благодаря силе его собственного ума, силе того сострадания, которое он испытывал во время своих, пусть и непродол­жительных, медитаций, благодаря тому, что интенсивное сострадание, которое ему удалось в себе породить, очистило его сознание от огромного объёма негатив­ной кармы и омрачений — причины его заболевания СПИДом.

Люк многократно возвращался в клинику, чтобы пройти обследование вновь, однако вердикт врачей ос­тавался прежним: «Здоров». На сегодня это един­ственный случай полного исцеления от СПИДа с помощью медитации, который мне довелось наблюдать лично.

Из книги “Абсолютное исцеление, Духовное целителъство в тибетском, буддизме”.

Преобразование проблем в радость

Все мы испытываем вредоносные влияния как от живых существ, так и со стороны неодушевленных предметов, например стихий.

До тех пор, пока в нашем уме существует привычное отношение к переживаниям подобного рода как к проблемам, мы будем обнаруживать всё больше и больше мешающих нам существ и внешних условий.

Малейшее, самое незначительное событие окажется способным причинить нашей душе большую боль, и мы очень быстро станем приходить в состояние гнева. Главным корнем проблем является наш собственный ум, одержимый сильным эгоизмом.

До тех пор, пока мы всё воспринимаем как проблемы, всё способно причинить огромное неудобство, даже такая малость, как слегка остывшая пища.

Незначительные отклонения в манере поведения или в одежде других людей, не вполне соответствующие нашим собственным представлениям, становятся причиной большой душевной боли. Если человек или животное разбудит нас среди ночи шумом, мы страшно рассердимся.

И весь следующий день станем жаловаться на это: “О, я не спал всю прошлую ночь от того-то и от того-то.” Недостаток сна становится невероятной проблемой и невероятным страданием.

Если такое крошечное и незначительное существо, как блоха, бегает по вашей ноге и кусает вас в то время, когда вы спите или медитируете, это также становится невероятной проблемой. Некоторые европейцы тратят тысячи долларов, чтобы добраться до Катманду, но, проведя там всего лишь одну ночь, не могут выдержать дискомфорта и возвращаются в Европу на следующий же день.

Ум по своей природе склонен к определенному образу видения вещей. Благодаря привычке видеть проблему в каждой мельчайшей вещи, которая не соответствует в точности нашим эгоистическим представлениям, мы возводим эти мелочи в степень глобальных проблем.

Если даже небольшое страдание мы видим как большую трудность, которая приводит нас в состояние раздражения, то наш ум постоянно будет погружен в тяжелые, мрачные мысли. И окажется крайне трудно переносить любые проблемы. Всё вокруг станет враждебным.

Всё, что мы воспринимаем чувствами, не удовлетворяет нас: всё, что мы слышим, видим, вкушаем, обоняем и трогаем, делает нас несчастными. Ум преувеличивает наши трудности, и жизнь наполняется раздражительностью, подавленностью, мнительностью и нервными срывами.

Мы постоянно погружены в горестные мысли и не способны испытывать счастье в течение одного дня или даже одного часа.

Нет возможности испытывать счастье, если нет ничего, что вы любите, ничего, что вас удовлетворяет. Что бы вы ни задумали, куда бы вы ни пошли, всё делает вас несчастными.

Не понимая, что вы сами причина этого, что ваш ум уже приобрел привычку думать таким образом, вы видите во внешних вещах — в других существах и в элементах неживой природы — источник своих проблем. По мере того, как вы укрепляетесь в мысли, что проблемы приходят извне, от живых существ и материальных предметов, ваш гнев усиливается.

Как огонь разгорается всё сильнее, когда вы вливаете в него масло, так же увеличиваются ваш гнев и негативная карма; гнев становится непереносимым, а негативная карма всё тяжелее. Вы приходите в негодование от всего, что предстоит вашему восприятию, будь то домашняя обстановка или окружающие люди.

Это состояние известно под названием “все явления становятся врагами.”

То, что великий йог Миларепа изображается держащим правую руку возле уха в мудре (жесте) слушания, означает, что всё существующее является ему в виде совета или учения. Для великих йогов все явления приходят не как враги, — напротив, все они являются им как друзья. Перестав быть помехой, всё становится благотворным. Для великого йога все является в форме блаженства, в форме пустоты. 

Как увидеть пользу трудностей

Что бы ни происходило, всегда думайте: “Это — подходящие, благоприятные условия.” Например, когда кто-то бывает укушен змеей, вырезание плоти вокруг места укуса можно рассматривать как благоприятную, хотя и болезненную, процедуру. Ее нельзя считать вредной, поскольку это сохраняет жизнь.

Согласно воззрениям тибетской медицины, когда болезнь, коренящаяся внутри тела, демонстрирует внешние проявления, считается, что больному стало лучше. Болезнь выходит из тела, вместо того, чтобы оставаться внутри, разрастаться всё больше и оставаться там надолго, — это считается хорошим знаком.

Это болезненно, и, тем не менее, считается благом.

Рассматривать зло, наносимое вам живыми существами и миром неодушевленных предметов, в качестве помех — неправильно.

Думайте снова и снова обо всех затруднениях, которые вы испытали в жизни, и о негативных результатах того, что вы видели в них проблемы. А затем решитесь: “Отныне, какие бы проблемы я ни встретил, я не стану из-за них раздражаться.

Никакие затруднения я не стану считать проблемами. Я буду видеть только их пользу.” Иметь такую смелую, решительную установку очень важно. 

Из книги “Преобразование проблем в радость”

«Интервью с Чатралом Ринпоче. Вегетарианство в тибетском буддизме.»

Болезнь: взгляд тибетских буддистов – вегетерианство

«Интервью с Чатралом Ринпоче. Вегетарианство в тибетском буддизме.»
(прим. Чатрал Ринпоче Родился в 1913 году и по прежнему с нами, в данный момент живет в Непале)

Вопрос: Почему вы решили перестать есть мясо? Сколько лет вам было, когда вы приняли это решение?

Ринпоче: Во многих текстах Тхеравады и Махаяны написано, что практикующий не должен есть мясо. Есть такой текст и в Ваджраяне, говорящий то же самое, что человеку не нужно наслаждаться мясом и алкоголем. Исходя из этого, я следую наставлениям Будды Шакьямуни.

Будучи человеком верующим, я не принимаю мясо и алкоголь и стараюсь призвать других людей не употреблять эти вещи. Вот почему я решил – я просто стараюсь дать пример другим людям.

Мне было 47 лет, когда я пришел в Бодхгайю и принял обет перед всеми Буддами и Бодхисаттвами бросить мясо и алкоголь.

Вопрос: Почему вы считаете, что вегетарианство — это важный аспект практики Дхармы?

Ринпоче: Если вы едите мясо, вы нарушаете обеты, которые принимали, ища прибежища в Будде, Дхарме и Сангхе. Потому что когда вы едите мясо, вы забираете чужую жизнь. Так что я перестал это делать.

Вопрос: Некоторые утверждают, что человек может помочь животным, кторых он ест, молясь за них, и такое употребление мяса сострадательно. Что так поступали наиболее реализованные йоги и ламы, что вы думаете об этом утверждении?

Ринпоче: Обладая сверхъестественными силами, обретенными с помощью определенных медитативных практик, некоторые реализованные йоги действительно могут оживить умерших животных и помочь им достичь более высокого перерождения, употребив при этом небольшое количество их плоти.

Но это делается не для питания, а чтобы помочь такому животному. Лично я такой способности не имею, и поэтому я не ем мяса. Употреблять мясо как продукт питания это совсем не то же самое, что употребить плоть животного для его освобождения с помощью сверхспособностей.

Я просто обычный практикующий, у которого таких способностей нет. Так что если я буду есть мясо, это будет то же самое, что вы или любой другой мирской человек ест мясо. Я просто совершу грех и накоплю негативную карму.

Я не притворяюсь, что у меня есть сверхспособности приводить животное к высшему перерождению и поэтому я не ем мясо, я просто полностью избегаю его.

Вопрос: Видите ли вы, что тибетские буддисты, нашедшие пристанище в Индии, искренне стремятся уменьшить употребление мяса и стать вегетарианцами, или же мясоедение остается устойчивой частью тибетской культуры?

Ринпоче: В Тибете есть только мясо и цампа (жаренная ячменная мука) – это единственные основные продукты. Тибет расположен высоко в горах и климат там холодный и ветреный. Там очень мало фруктов и овощей. Но переселившись в Южную Азию, нет никакой нужды сохранять тибетский обычай есть только мясо и цампу.

Здесь множество фруктов, овощей, питательных продуктов – все виды хорошей еды. Все можно купить. Так что не стоит говорить о тибетских обычаях как оправдании мясоедения. Из моего личного опыта, отказ от мяса дает много пользы. Мне сейчас 88 и с тех пор, как я перестал есть мясо, у меня не было никаких значительных заболеваний.

Сплю я очень хорошо, когда просыпаюсь, могу сразу встать и пойти. Когда я читаю священные тексты, то отлично их вижу, я очень хорошо слышу и могу слушать внимательно. Все эти качества я имею в моем возрасте, потому что не ем мяса. Я не заболел и не умер, когда перестал его есть, никаких негативных последствий не было.

Я могу ехать на машине, поезде, лететь на самолете, не испытывая тошноты и головокружения, головных болей у меня тоже не бывает. Я такой же человек из крови и плоти, как и другие, и я могу подтвердить, что отказ от мяса не сделает вас больным, как до сих пор думают многие тибетцы.

Я говорю вам на своем личном опыте – я испытал только хорошие результаты, с тех пор как перестал есть мясо.

Вопрос: Некоторые монахи говорили мне, что поскольку при производстве риса или сборе овощей погибают насекомые, то нет никакой разницы – едите ли вы их или мясо. Что вы об этом думаете?

Ринпоче: Если так подходить, то вы вообще ничего не можете есть и умрете от голода. Если вы решите прожить месяц без гибели насекомых, которая происходит при сборе вашей еды, то в конце-концов умрете.

Если вы умрете, то драгоценное рождение в человеческом теле будет потрачено зря. Так что если вы позволите своему телу разрушиться, вы заберете свою собственную жизнь, это как самоубийство. Если вы видите в рисе насекомое, вы всегда можете его вынуть и отбросить.

Мы не можем остановить все гибели. Но нет необходимости специально убивать живых существ, с целью съесть их плоть. Хотя, даже когда мы идем, многие насекомые погибают под нашими стопами. Мы их даже не замечаем и не видим, но все равно убиваем.

Если вы что-то не замечаете, это не значит, что вы не совершаете грех, потому что закон причины и следствия всегда работает.

Что такое болезнь взглядом тибетских буддистов – статьи о йоге и здоровом образе жизни

Болезнь: взгляд тибетских буддистов – вегетерианство

С точки зрения буддизма, разум – творец как здоровья, так и болезни. В действительности, он же – источник всех наших проблем. Разум не имеет физической природы. Он, с точки зрения буддистов, бесформен, бесцветен, беспол.

Его природа чиста, безгранична, всеобъемлюща, словно солнце, сияющее в ясном небе.
Проблемы или болезни сравниваются с облаками, закрывающими солнце.

Подобно тому, как облака временно загораживают солнце, не имея свойственной ему природы, наши болезни носят временный характер, а их причины могут быть устранены.

Пожалуй, едва ли можно найти человека, незнакомого с концепцией кармы (что буквально означает действие). Все наши поступки отпечатываются в потоке сознания и имеют потенциал к тому, чтобы «дать росток» в будущем. Эти действияпоступки могут быть как положительными, так и отрицательными. Считается, что «кармические семена» никогда не проходят мимо.

Негативные вызревают в виде неудач и болезней, позитивные же приносят счастье, здоровье и успех.
Чтобы избавиться от уже существующей болезни, мы должны совершать положительные действия в настоящем времени.

Буддисты верят: всё то, что происходит с нами сейчас, является результатом наших предыдущих действий не только в этой жизни, но и в прошлых.

Для стойкого исцеления нам необходимо не только лечить внешние симптомы заболевания при помощи медикаментов или натуральных трав, но и воздействовать на причину, которая берёт своё начало в разуме. Если мы не очищаем свой разум, то болезнь возвращается к нам снова и снова.
Главным корнем наших проблем и болезней является эгоизм, наш внутренний враг.

Эгоизм порождает негативные действия и чувства, такие как ревность, зависть, злость, жадность. Эгоистичные мысли увеличивают нашу гордость, вызывая чувство зависти по отношению к тем, кто имеет больше нас, чувство превосходства перед теми, у кого есть меньше, чем у нас, а так же чувство конкуренции с теми, кто наравне.

И наоборот, мысли и действия, направленные на благополучие других, приносят счастье и умиротворение.

Тибетская медицина является достаточно популярной и эффективной. Она основана на лечении травами, но её уникальность заключается в том, что во время приготовления лекарств произносятся молитвы и мантры, наполняющие их энергией.

Благословленные лекарства и вода оказывают тем более мощный эффект, чем более духовно развит человек, выполняющий духовные практики во время приготовления.

Имеют место случаи, когда просветлённый тибетский лама дует на поражённый участок тела, после чего наступает излечение или уменьшение боли. Сострадание – это сила, которая лечит.

Визуализация так же может быть мощным инструментом исцеления. Один из буддистских методов: визуализация светящегося белым светом шара над головой, который распространяет свет во всех направлениях.

Представляйте, как свет распространяется через ваше тело, полностью растворяя болезни и проблемы. Такая визуализация ещё более эффективна в сочетании с воспеванием мантр.

Важно отметить, что религиозные верования здесь не имеют значения.

В буддизме много говорится о вопросе восприятия. Если кто-то злится на нас, мы имеем выбор: сердится в ответ, либо быть благодарным за предоставленную возможность практиковать терпение и очистить карму. На это может уйти много времени.

Основные принципы тибетской медицины

Болезнь: взгляд тибетских буддистов – вегетерианство

Проанализировав всё это, врач может поставить диагноз. Затем нам необходимо лечение. Оно включает диету, изменение поведения и приём лекарств, однако есть и другие способы лечения различных состояний, например акупунктура и моксатерапия – прижигание определённых участков тела.

Питание

Если у нас расстройство ветра, нам будут вредны некоторые продукты. Так, кофеин, содержащийся в кофе, усиливает заболевания ветра. Мы очень нервные, и наше кровяное давление высокое. Чечевица, как и бобы, производит ветер – на это указывает повышенное образование пищеварительных газов.

При желчных расстройствах вредны яйца и жирная или жареная пища. При заболеваниях слизи мы избегаем молочных продуктов и риса, поскольку они производят слизь. На Западе мы тоже обращаем на всё это внимание. Другие продукты при подобных заболеваниях могут быть очень полезны.

Например, при расстройствах слизи полезно пить горячую воду, так как она вымывает слизь.

Изменение поведения

По поводу изменения поведения, если у нас расстройство ветра, важно находиться в тепле и общаться с любящими друзьями. При заболеваниях ветра отлично помогает смех. Если мы очень расстроены или нервничаем, смех облегчает это состояние. Также очень полезно смотреть вдаль, в открытое пространство. Кроме того, мы избегаем находиться перед вентилятором или на улице при сильном ветре.

Часто люди обнаруживают, что из-за мощных механизмов, которые сильно шумят, например газонокосилок или кондиционеров, они становятся более нервозными. При расстройствах желчи очень полезно оставаться в прохладной среде и избегать прямого солнца. При расстройстве слизи очень полезно делать физические упражнения и находиться в тепле. Это добавит гибкости суставам и поможет избавиться от слизи.

Лекарства

Приём лекарств – основа лечения в тибетской медицине. Лекарства делают в основном из трав. Кроме того, в их состав входят различные минеральные вещества и прочее. Каждый из лекарственных препаратов содержит пятьдесят и более составляющих.

Обычно их смешивают и размельчают, делая из них пилюли. Пилюли надо разжёвывать и запивать горячей водой. Если их просто проглотить, скорее всего, они пройдут через нас, не растворившись. Они очень твёрдые. У тибетцев очень сильные зубы.

Если нам сложно жевать пилюли, мы можем обернуть их во что-нибудь наподобие платка и разбить молотком.

Лекарства принимают за полчаса до еды либо спустя полчаса после еды. Иногда врач прописывает четвёртую пилюлю, которую следует принимать примерно в четыре часа дня, так как обедают тибетцы в полдень.

Здесь, в Мексике, и других латинских странах, если вам прописали четыре разных лекарства, то, которое предназначено для приёма в обед, вам следует принять в полдень, а предназначенное для приёма в четыре часа дня – после обеда.

Одно из существенных преимуществ тибетской медицины – почти во всех случаях у неё нет побочных эффектов, хотя исключения встречаются.

Однако это немного похоже на гомеопатические лекарства – не маленькими дозировками, а тем, что лекарство собирает болезнь в одну часть тела, концентрирует её, а затем уничтожает. Из-за этого во многих случаях, хотя и не всегда, болезнь сначала немного усугубляется.

Это просто знак того, что лекарство собирает болезнь, чтобы её уничтожить. Необходимо набраться терпения и пройти через эту начальную стадию.

Принимая лекарство, важно разжевать его – не только чтобы правильно переварить, но и чтобы почувствовать вкус. Он обычно ужасен. Лекарства могут иметь вкус, который невозможно было себе представить.

Вкус важен, так как он стимулирует выделение различных секретов во рту и в пищеварительном тракте. Стимулировать организм к выделению различных ферментов и прочего – часть действия лекарства.

Необходимо терпимо относиться к его вкусу.

Интересно, что пищу и различные ингредиенты тибетской медицины классифицируют по вкусу, а не по пяти стихиям или инь и ян, как принято в китайской классификации, и не по трём качествам – раджасу, саттве и тамасу, – как в аюрведе. Тибетские врачи классифицируют их по основному вкусу и послевкусию. При различных типах заболеваний подходят определённые вкусы.

Также существует система примерно восемнадцати качеств пищи и трав. Здесь интересно, что место, где растёт пища или травы, влияет на их качества. Качества произрастающих в ветреном месте будут отличаться от качеств тех, которые растут в сухом. Выращивать лекарственные растения очень сложно, поскольку они должны расти в естественной для них среде.

Массаж и акупунктура

Тибетская медицина не уделяет много внимания массажу. При некоторых заболеваниях больного натирают лекарственным маслом, однако при этом не делают мануальный массаж. Тибетская медицина не работает с аурой, как японская система рэйки. Однако в ней есть акупунктура, отличная от китайской.

Отличия – в точках и описании каналов, по которым энергия течёт через тело. Кроме того, отличаются иглы. Тибетцы используют иглы из различных материалов. Наиболее распространены золотые иглы. Их помещают в мягкую часть макушки, стимулируя различные нервы. Это делают, например, при эпилепсии.

Прижигание

Мокса – это применение жара, или прижигания, к различным участкам тела. Используются те же точки, что и для акупунктуры. На высокогорье, в холодных местах мокса более действенна; в низинных, более тёплых местах при прочих равных условиях эффективнее иглы. Тем не менее, при некоторых заболеваниях рекомендуют моксатерапию.

По теории этого метода течение энергии через главные каналы может быть заблокировано, и, прижигая или стимулируя эти точки иглами, врач устраняет блокировку. Прижигать можно с применением различной степени тепла. Самая мягкая форма – при помощи определённого камня, который помещают на деревянную подставку.

Это белый камень с чёрными полосками, который называется камнем зи, – особенный тибетский камень. Его нагревают трением о деревянную доску, после чего помещают на особую точку тела. Это очень действенно. Меня лечили так при различных заболеваниях, вероятно, раз сто. Давайте я расскажу вам об этом подробнее.

У меня возникли ранние признаки артритного ревматизма – стали появляться болезненные уплотнения в плечах и коленях. Врач дал мне лекарство, которое собирает в этих болезненных точках то, что тибетцы называют «лимфой», а затем прижёг эти точки. Он проводил курс лечения три или четыре года.

Прижигание не так страшно, похоже на ожог сигаретой, и не так больно, хотя и выглядит как нечто средневековое. Я не знаю, как описать это с точки зрения западной медицины, однако моё объяснение таково, что это была какая-то опухоль в лимфаузлах суставов или, возможно, проблема с синовиальной жидкостью в суставах.

Как бы то ни было, когда врач прижёг эти точки, жидкость, вызывавшая болезненное давление внутри, образовала волдырь, поскольку сразу после прижигания боль прекратилась.

Другая моя версия: когда тело прижигают в определённых точках, оно «посылает сигнал тревоги» и в это место прибывает огромное количество белых кровяных клеток, помогая вылечить всё, что в не в порядке, кроме ожога. Я нашёл это лечение очень полезным, болезнь прошла.

У меня было другое заболевание. Временами, когда вам приходится часто подниматься в гору и затем спускаться, сухожилие начинает тереться о кость в колене. Это очень болезненно. Я обратился к западному врачу, и он сказал: «Просто обматывайте колено эластичным бинтом перед прогулкой». Большое спасибо.

Я обратился к китайской акупунктуре, и это не помогло. Наконец я вернулся в Индию и встретился со своим тибетским врачом. Он сделал прижигание в двух точках: на колене и в верхней части ноги, и я полностью выздоровел.

То есть я на личном опыте обнаружил, что моксатерапия – это очень действенный вид лечения.

Более сильный тип прижигания делают с помощью железной или серебряной палочки, раскалённой на углях докрасна.

Я видел, как этот метод применяют при проблемах с позвоночником, когда что-то не в порядке с межпозвонковыми дисками или позвоночник искривлён.

Врач прижигает в определённых точках рядом с позвоночником, и это вызывает такой шок организма, что он автоматически исправляет себя. Опять же, это выглядит очень по-средневековому, однако работает.

Ещё более сильный тип прижигания – с помощью маленького конуса из особой пасты. Он медленно горит. Такое прижигание применяют при очень тяжёлых артритах и ревматизмах, когда человек не может пошевелить конечностями.

Другие виды лечения

Есть несколько мазей, которые изготавливают из растительного или сливочного масла, смешанного с различными травами. Их используют при проблемах с кожей.

Есть даже травяные клизмы, которые полезны при расстройствах нижнего отдела кишечника. Также есть особые порошки, которые вдыхают, подобно нюхательному табаку, при проблемах с носовыми пазухами.

Кроме того, тибетцы широко используют горячие минеральные источники.

Будда Медицины. Классификация болезней в буддизме

Болезнь: взгляд тибетских буддистов – вегетерианство

«Его тело сияет цветом лазури. Левая ладонь его сложена в мудре медитации и держит чашу для подаяния, наполненную нектаром долгой жизни. В знак того, что он дарует защиту от болезней, его правая ладонь вытянута в жесте даяния и держит «великое лекарство» — растение арура».

Мен Тце Кханг

Древние учения повествуют, что тот, кто даже просто увидит изображение Будды Медицины, или услышит его имя, получит невообразимую пользу.

Будда Медицины (еще его называют  «Гуру-целитель», «Будда Исцеления», «Духовный учитель-лекарь») – это особый аспект Будды, его особое проявление как целителя. Много веков назад Будда явил себя в форме Будды Медицины и преподал на Земле учение о болезнях, их причинах и способах исцеления.

На основе его учений составлены трактаты по Тибетской медицине. В форме Будды Медицины он дал очень сильные обеты, которые неукоснительно выполняет и до наших дней.

Обеты Будды Медицины:

  1. Излучать бесконечное количество света своим сиянием, чтобы помочь каждому стать Буддой, как стал Буддой он сам.
  2. Пробуждать осознанность чувствующих существ с помощью своего сияния лазурного цвета.
  3. Обеспечивать материальные нужды чувствующих существ, по потребностям.

  4. Исправлять мировоззрение и путь существ, направляя их к тому, чтоб они стали Пробудженными.
  5. Помогать существам следовать Моральным Принципам (заповедям), даже если раньше им это не удавалось.
  6. Исцелять существ, уже рожденных с физическими недостатками и болезнями (т.е. лечить кармические болезни).
  7. Нести облегчение беспомощным и больным (т.

    е лечить любые болезни).

  8. Помогать женщинам, которые хотят родиться  в следующей жизни мужчинами, получить такое перерождение.
  9. Помогать в исцелении от ментальных болезней и омрачений ума (т.е. лечить душу).
  10. Помогать угнетенным освободиться от страданий.
  11. Помогать тем, кто страдает от сильного голода и жажды.

  12. Покрывать тех, кто страдает от холода и комаров.

Будда Медицины обладает безграничным состраданием к живым существам и мудростью всеведения.

Плоды практики Будды Медицины

Практика Будды Медицины, Высшего Целителя в буддизме – это практика всех буддистских целителей, очень мощный метод исцеления и увеличения целительских возможностей как самого целителя, так и его пациентов.

Выполняя практику перед встречей с пациентом, целители получают подсказки, понимание причин болезней и методов лечения. При помощи этой практики преодолеваются привязанности, ненависть, невежество; исцеляются физические и ментальные болезни, устраняется страдание.

Практика Будды Медицины не только способна исцелить недуги тела, но и очищает от негативной кармы.

В традиции буддизма, тяжело больной, прикованный к постели человек начитывает мантру Будды Медицины, а также пьет воду, над которой начитывалась эта мантра (такая вода считается благословленной Буддой Медицины и имеет сильные целительные свойства). Практика также применяется в качестве профилактического средства при угрозе серьезных заболеваний, заражения, эпидемий.

4 класса болезней согласно Тибетской медицине

Согласно учению Будды, записанному в Бхайшаджьягуру-сутре, причинами всех болезней являются 3 яда: иллюзия (омрачение, невежество, заблуждение), привязанность (желание, гордость, вожделение) и отвращение (гнев, ненависть, агрессия). Они порождают 4 класса физических и ментальных болезней:

  1. 101 неизлечимая кармическая болезнь, вызванная неблагими деяниями прошлых жизней. Последствия таких кармических болезней проявились в этой жизни в соответствии с неотвратимыми законами Кармы. Эти болезни неизлечимы средствами современной медицины, во многих случаях они смертельны. Помочь здесь может только духовная практика, и то не всегда. Но если даже духовная практика не привела к полному исцелению, то в этом случае она облегчит течение болезни, обеспечит более легкую смерть, а человек, переродясь в новой жизни, благодаря практике уже получит освобождение от кармы прошлого и благие заслуги (более благоприятную карму). В буддизме считается, что самая благоприятная практика при кармических болезнях – практика Будды Медицины.
  2. 101 болезнь, вызванная негативным влиянием злых духов и темными силами (например, путем одержания и т.п.). Если такую болезнь лечить медицинскими средствами, то пользы от этого не будет. Исцеление возможно при помощи человека, владеющего методами освобождения от таких состояний (ламы или продвинутого на духовном пути человека). После экзорцизма, такая болезнь легко поддается медицинскому лечению.
  3. 101 болезнь, имеющая причины в текущей жизни (по грехам этой жизни, начиная с раннего детства), которая проявляется в более поздний период этой же жизни. Такие болезни трудно и медленно поддаются лечению официальной медициной, но быстрее уходят, если человек занимается духовной практикой и изменяется, работает над собой. Тут нужно сочетать духовную практику и медицину.
  4. 101 поверхностная болезнь – вызванная неправильным образом жизни или неблагополучной экологией. Такие болезни легко лечатся даже просто изменением образа жизни (режима питания, отдыха и т.п.), не прибегая к помощи медицины.

Будда Медицины имеет силу и полномочия лечить все 4 класса болезней. Он зрит в корень, причину болезни (которая может быть скрыта пеленой веков и времен) и незримыми путями приводит человека либо к осознанию и изменению себя, либо непосредственно к исцелению. Будда Медицины может оказывать помощь как на тонком плане (работает с полем), так и на физическом (работает с телом).

Аудио-запись мантры Будды Медицины, начитанная ламой Сонамом Джорфалом Ринпоче:

Долгожители: правила питания буддистских монахов

Болезнь: взгляд тибетских буддистов – вегетерианство

Всем, привет! Друзья, ответьте на один вопрос. Хотите ли вы долго жить? Вот прям больше 100 лет? Если у вас есть такое желание, тогда эта статья будет для вас ответом на интересующий вас вопрос.

Анализ ряда исследований показал, что у поклонников вегетарианского образа жизни по сравнению с мясоедами ниже кровяное давление и редко повышен уровень холестерина в крови.

У вегетарианцев снижены риски сердечно-сосудистых заболеваний, рака, диабета, склонности к ожирению и полноте. Также вегетарианцы, как правило, чаще находятся в хорошем настроении. При этом они не останавливаются на здоровом питании.

Они также уделяют огромное внимание спорту, дыхательной гимнастике, йоге, медитациям, стараясь поддерживать в здоровом состоянии не только свое физическое тело, но и духовное. Что касается нас с женой, то мы по сути является веганами.

В чём отличие веганов и вегетарианцев мы уже писали вот в этой статье.

8 продуктов буддистских монахов

А сегодня мы рассмотрим с вами ряд продуктов, которые используют в своём рационе буддистские монахи. Почему мы решили показать пример питания буддистских монахов.

Ну, во-первых, доверять основам древнего буддизма стоит потому, что буддисты, как правило, действительно являются долгожителями.

Во-вторых, если о нирване, медитации и буддистских истинах информация уже давно всем доступна, то тайны питания, которые самым прямым образом влияют на продолжительность их жизни, остаются все ещё тайной и мало кто об этих тайнах знает.

Мы все знаем об огромной пользе овощей и фруктов, о том, как много витаминов и питательных веществ они содержат, но знаем ли мы о волшебстве долголетия, которое несут в себе эти продукты питания? И, вообще, что это за продукты. Внимание! Занавес!

Первый продукт – ЯБЛОКО!

Удивлены? Да, именно яблоко является основным продуктом из рациона буддистких монахов. Очень доступный фрукт не только для них, но и для нас с вами. Ответьте на вопрос, сколько яблок в месяц или неделю вы съедаете? Уверен вы удивитесь своему ответу.

Итак, почему монахи предпочитают яблоко? Яблоко содержит важные витамины и микроэлементы: витамины — А, В1, В2, В3, С, Е, Р, РР, К; микроэлементы — натрий, фосфор, калий, сера, медь, цинк, кальций, алюминий, фтор, хром, железо, магний, молибден, никель, бор, ванадий, марганец.

Кверцетин, содержащийся в яблоках, способен тормозить развитие раковых клеток, а также является неплохой профилактикой болезни Альцгеймера.

  Также яблоки полезны для профилактики повышенного уровня холестерина, укрепляют иммунную систему. Яблоки благотворно действуют при низком кровяном давлении и отвердевании сосудов, потому что они мощный очиститель крови.

Яблоки полезны для сердца и сосудов, ведь чем меньше холестерина — тем здоровее сердечно-сосудистая система.

Исследование, проведённое Ноттингемским научно-исследовательским институтом, показало, что еженедельное употребление 5 яблок способствует снижению уровня респираторных заболеваний (включая астму). Также исследования показали, что дети, страдающие астмой, легче переносят заболевание, если регулярно пьют яблочный сок.

Второй продукт – БАНАНЫ!

Банан содержит в себе массу полезных веществ. Лишь один плод банана вмещает целых 500 мг калия – такого количества хватит, чтобы регулировать давление и поддерживать баланс жидкостей в организме. Помимо этого, плоды банана несут в себе кальций, натрий, магний, железо и фосфор.

Из витаминов в них следует отметить витамины A, B1, B2, B3, B6, B9, E и PP. Заслуживает внимания тот факт, что в состав бананов входит эфедрин – вещество, оказывающее влияние на ЦНС (центральную нервную систему).

Такое воздействие придаёт человеку собранность, ответственность и сосредоточенность.

Третий продукт– АВОКАДО!

Этот фрукт улучшает память, понижает риск возникновения сердечно-сосудистых заболеваний, этому способствуют полиненасыщенные жирные кислоты, которые в нём содержатся. В состав этого фрукта входит медь, которая препятствует развитию анемии, а также железо — очень важный кроветворный элемент.

Оба элемента прекрасно усваиваются организмом. Витамин B2, который содержится в авокадо, принимает участие в процессе образования красных кровяных телец.

Приносит пользу авокадо и всей пищеварительной системе, помогает при решении деликатных проблем, таких как запоры. Авокадо также является рекордсменом по содержанию витамина Е.

  Этот фрукт контролирует старение клеток нашего организма, продлевая нашу жизнь и укрепляя здоровье.

Четвертый продукт – СЕЛЬДЕРЕЙ!

В древней медицине Индии, Китая и Тибета сельдерей рекомендовали включать в рацион больных раком. Это сильное средство для укрепления нервной системы и стимулирования аппетита. А волшебное воздействие на почки и печень делает это продукт бесценным.

Содержание витаминов группы В, а именно витаминов В1, В2, В3, В5, В6, говорит о том, что он очень полезен для мозга и центральной нервной системы, обладает свойством помогать концентрировать внимание, ускоряет скорость мышления, улучшает память.  Высокое содержание калия говорит о том, что сельдерей очень полезен гипертоникам, он способен нормализовать высокое артериальное давление.

В сельдерее содержатся вещества, которые способны губительно действовать на канцерогены в организме, это полиацетилены и фталиды. То есть он обладает противоопухолевым действием и его употребление – своеобразная профилактика онкологических заболеваний.

Пятый продукт – ПАПАЙЯ!  

При регулярном употреблении сока папайи можно оздоровить кишечник и желудок и придать им тонус, уничтожить инфекции толстого кишечника, очистить его от слизи, гноя. Папайя имеет и противораковые и противовоспалительные свойства, способствует уменьшению боли при артритах и остеопорозах.

А свежие фрукты являются превосходным средством для уничтожения паразитов, глистов, лямблий, кишечных амёб. Папайя важна и для женского здоровья. Ежедневное употребление свежих плодов позволяет сделать кожу более упругой и гладкой, а также благодаря содержанию железа облегчить симптомы предменструального синдрома.

Шестой продукт – ГУАВА (или тропическое яблоко)

По богатству витаминно-минерального состава гуава стоит на одной из самых высоких строчек фруктового хит-парада. Гуава – это почти весь набор витаминов В, витамины А и Е, такие минералы, как кальций, магний, фосфор и др. Но главное богатство южного фрукта – калий и витамин С, которого в разных сортах гуавы больше, чем в апельсинах, в 5-15 раз!

Благодаря этому тропическое яблоко отлично укрепляет иммунитет, в период простуд успешно лечит первые симптомы, снимает температуру, убирает воспаление и восстанавливает силы. Калий в составе фруктовой мякоти укрепляет сердце и нормализует давление, а в сочетании с марганцем в гуаве ликвидирует «вредный» холестерин и снижает риск атеросклероза.

Седьмой продукт – МАНГО!

Витамины в плоде – это сочетание составляющих, необходимых для укрепления иммунитета, защитных свойств организма, профилактики и борьбы с вирусными инфекциями. Плод насыщен витаминами РР, А, С, Е, в нём присутствуют практически все витамины группы В, кроме В12. В плодах находится около 12 аминокислот, играющих очень важную роль для нашего здоровья.

Манго издавна применялся при лечении холеры и чумы, а сейчас отличается отличными природными свойствами, способными положительно влиять на мочеполовую систему. Также манго является сильным кровоостанавливающим средством. Сок манго используют для лечения острых дерматитов.

Восьмой продукт – МАРАКУЙЯ!

Как и во многих экзотических фруктах, в маракуйе содержится колоссальное количество полезных веществ. Богатая минералами, маракуйя во многом является лидером по содержанию калия, железа, меди и цинка. Кроме того, маракуйя содержит много витамина С и РР.

Такое обширное разнообразие полезных веществ делает этот фрукт очень ценным для человеческого организма. Регулярное употребление маракуйи способно продлить молодость, улучшить состояние кожи, укрепить волосы, а также улучшить работу нервной и сердечно-сосудистой системы.

Секреты вечной молодости

Основные пункты, придерживаясь которых можно прожить дольше. Причём полноценным активным человеком, а не в состоянии старческого слабоумия.

  1. Не объедайтесь. Каждый уважающий себя тибетец начинает заботиться о своём здоровье с питья горячей воды. Она считается первейшим средством в тибетской медицине, потому что «заглушает» элемент огня, которым является желудок, и убивает микробов.
  2. Чашка тёплой воды каждое утро, как полагают тибетские монахи и врачи, способна продлить жизнь на 10–15 лет.
  3. Рацион должен соответствовать вашему возрасту.
  4. Больше двигайтесь и занимайтесь спортом.
  5. Спите в прохладной комнате. Важно, чтобы и ночью ваш организм получал необходимую энергию.
  6. Периодически балуйте себя и позволяйте съесть что-нибудь не совсем полезное, но что очень хочется. Не накапливайте в душе негатив, давайте выход отрицательной энергии, иначе это может привести к онкологическим заболеваниям.
  7. Тренируйте мозг, заставляя его работать.

К сожалению, все тайны монахов нам недоступны. Это лишь та часть продуктов и рекомендаций, о которых мы можем говорить с уверенностью. Но даже употребляя вышеперечисленные продукты и используя тибетские правила, вы наверняка сможете избавить себя от многочисленных и достаточно серьёзных болезней, тем самым продлевая себе жизнь на долгие года.

Важно понимать, что употребление указанных продуктов в небольшом количестве с сохранением вашего привычного образа жизни вряд ли сможет вам поможет преобразовать себя до неузнаваемости. Мы рекомендуем вам изучить тему перехода на правильное питание и включить в свою жизнь спорт и физические нагрузки.

Обязательно делитесь этой полезной статьёй со своими друзьями. Кнопочки социальных сетей находятся ниже. Не забудьте также подписаться на обновления нашего блога, если вы вдруг все ещё этого не сделали.

Мы желаем вам крепкого здоровья и долгих лет жизни.

До скорых встреч!

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *