Древнегреческая мудрость в современной обработке – вегетерианство

Мудрецы и философы о вегетарианстве

Древнегреческая мудрость в современной обработке – вегетерианство

Древнегреческая мудрость в современной обработке – вегетерианство

Диоген Синопский(412-323 гг. до н.э.;

древнегреческий философ):

«Мы можем с таким же успехом поедать человеческую плоть,как мы делаем это с мясом животных».

Плутарх (ок. 45 – ок. 127 гг. н.э., древнегреческий историк и биограф, наиболее известен своим трудом «Сравнительные жизнеописания»):

«Я, со своей стороны, недоумеваю, какими должны быть чувства, состояние души или рассудка первого человека, когда он, совершив убийство животного, поднес к своим губам окровавленную плоть жертвы? Как может он, расставив перед гостями на столе угощения из жутковатых трупов и мертвечины, давать имена «мяса» и «съестного» тому, что еще вчера ходило, мычало, блеяло, смотрело вокруг? Как может зрение его сносить картину пролитой крови невинно убиенных, ободранные и изувеченные тела? Как обоняние его сносит этот страшный запах смерти, и как все эти ужасы не испортят ему аппетит, когда он жует плоть, исполненную болью, смакуя кровь смертельной раны.Но как объяснить тот факт, что это безумие прожорливости и алчности толкает вас на грех кровопролития, когда кругом в избытке ресурсов, чтобы обеспечить нам безбедное существование? Что заставляет вас клеветать на Землю как неспособную обеспечить нас всем необходимым?.. Как вам не стыдно ставить на одну ступень продукт земледелия с растерзанной жертвой бойни? Воистину, среди вас заведено звать змей, леопардов и львов дикими зверями, тогда как сами вы покрыты кровью и ни в чем им не уступаете. То, что они убивают, – их единственная пища, но то, что убиваете вы, – для вас лишь прихоть, лакомство.Однако мы едим не львов и волков в порядке возмездия и отмщения, мы оставляем их с миром. Мы ловим невинных и беззащитных, лишенных смертоносного жала или острых клыков и безжалостно убиваем их.Но если вы убеждены, что рождены с такой предрасположенностью к плотской пище, как принято среди людей считать, то почему вы тогда сами не убиваете то, что потом пойдет вам в пищу? Будьте последовательны и сделайте все сами, без тесаков, дубин и топоров – как волки, медведи или львы делают это, убивая и поедая свою жертву. Загрызите быка своими собственными зубами, перегрызите горло кабану, разорвите ягненка или кролика на части и пожирайте их, набросившись на еще живых, как то делают хищники. Но, если вы предпочитаете постоять в стороне, пока жертва ваша не умрет, и терпеть не можете собственноручно отправлять кого-либо на тот свет, почему же тогда, вопреки законам Природы, вы продолжаете поедать живых существ?»

(«О поедании плоти»)

Луций Анней Сенека (4(?) г. до н.э. – 65 г. н.э., римский философ, драматург и государственный деятель):

«Принципы избежания мясной пищи, сформулированные Пифагором, если они верны, учат чистоте и невинности; если они ложны, то, по крайней мере, они учат нас бережливости, да и велика ли будет ваша утрата, лишись вы жестокости? Я всего лишь пытаюсь лишить вас пищи львов и стервятников. Мы способны обрести наш здравый смысл, лишь отделившись от толпы, ибо зачастую сам факт поощрения большинством может служить верным признаком порочности того или иного взгляда или образа действий. Спросите себя: «Что нравственно?», а не «Что принято среди людей?». Будьте умеренны и сдержанны, добры и справедливы, навсегда отрекитесь от кровопролития».

Порфирий (ок. 233 – между 301 и 305 гг. н.э., древнегреческий философ, автор ряда философских трактатов):

«Тот, кто воздерживается от причинения вреда живому…, будет куда более осторожен, дабы не причинить вреда представителям своего вида. Тот же, кто любит собратьев своих, не несет ненависти к другим видам живых существ.Отправлять животных на бойню и в котел, участвуя тем самым в убийстве и не от гастрономической неизбежности следуя естественным законам природы, а ради удовольствия и потакая демону обжорства, – чудовищная несправедливость.Ну разве не абсурдно, видя, как множество представителей рода человеческого живут лишь инстинктами, не обладая рассудком и интеллектом, видя и то, как многие из них превосходят в злобе, агрессии и зверствах своих самых лютых бестий, убивая детей и родителей своих, становясь тиранами и орудием тирании (не абсурд ли это?), воображать, что мы должны быть справедливыми по отношению к оным и отбросить всякое понятие о справедливости по отношению к быку, который пашет наши поля, собаке, которая охраняет нас, к тем, кто дает молоко нашему столу и одевает тела наши в свою шерсть? Не является ли такое положение вещей более чем абсурдным и нелогичным?»

(«Отказ от мясной пищи»)

Франсуа Вольтер (1694-1778, французский писатель и философ):

«Порфирий рассматривает животных как наших братьев, потому что они так же, как мы, наделены жизнью и делят с нами жизненные принципы, чувства, понятия, память, чаяния – те же, что и мы. Человеческая речь – единственное, чем они обделены. Обладай они таковой, посмели бы мы убивать и поедать их? Станем ли мы и дальше вершить это братоубийство?»

Жан-Жак Руссо (1712-1778, писатель и философ):

«Как одно из доказательств того, что мясная пища несвойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают фруктам, молочным продуктам, печеньям, овощам и т.п».

Артур Шопенгауэр (1788-1860, немецкий философ):

«Поскольку сострадание к животным столь неразрывно связано с положительными чертами человеческого характера, можно со всей уверенностью утверждать, что тот, кто жестоко обращается с животными, не может быть хорошим человеком».

Джереми Бентам (1748-1832, английский философ, экономист и правовед):

«Придет тот день, когда все представители животного мира обретут те неотъемлемые права, нарушить которые посмеет лишь власть тирании… В один прекрасный день мы осознаем, наконец, что количество конечностей, качество меха или строение позвоночника не есть основания, достаточные для определения судьбы живого существа. Что же еще может служить критерием для определения той черты, которую нам не дозволено переступать? Может, это рассудок или осмысленная речь? Но тогда взрослая лошадь или собака – куда более разумное и коммуникабельное существо, нежели младенец, которому день, неделя или даже месяц от роду. Допустим даже, что реальность была бы прямо противоположной, но что это меняет, в конце концов? Вопрос ведь не в том, могут ли они рассуждать? Могут ли они говорить? Но в том, способны ли они страдать?»(«Принципы морали и законотворчества»)

Ральф Уолдо Эмерсон (1803-1883, американский эссеист, философ и поэт):

«Вы только что отобедали; и как бы тщательно ни была скрыта скотобойня от вашего нечаянного взора, сколько долгих миль ни разделяло бы вас – соучастие налицо».

Джон Стюарт Милль (1806-1873, английский философ и экономист):

«Отдавая себе отчет в том, что страдания, испытываемые животными при существующем положении вещей, несоизмеримо больше, нежели удовольствия, получаемые в результате человеком, стоит ли нам признать таковую практику моральной или аморальной? И если люди, безуспешно пытаясь поднять голову из трясины эгоизма и себялюбия, в один голос не ответят: «Аморально», пусть тогда нравственная составляющая принципа утилитарности будет забыта навеки».

Анни Безант (1847-1933, английский философ, гуманист и общественный деятель, активная участница освободительного движения в Индии):

«Потребители мяса ответственны за всю ту боль и страдания, что проистекают из мясоедения и обусловлены самим фактом употребления живых существ в пищу. Не только ужасы скотобойни, но и предшествующие им пытки транспортировки, голод, жажда, нескончаемые муки страха, которые эти несчастные создания обречены сносить ради того, чтобы утолить гастрономические прихоти человека…, вся эта боль ложится тяжким бременем на род человеческий, замедляя, тормозя его прогресс и развитие…»

Лев Толстой (1828-1910, русский писатель-гуманист):

«Это ужасно! Не те страдания и гибель живых существ, но то, как человек без нужды подавляет в себе высшее духовное начало – чувство сострадания и жалости по отношению к подобным ему живым существам – и, попирая собственные чувства, становится жестоким. А ведь как крепка в сердце человеческом эта заповедь – не убивать живое!Не смущайтесь тем, что при вашем отказе от мясной пищи все ваши близкие домашние нападут на вас, будут осуждать вас, смеяться над вами. Если бы мясоедение было безразличное дело, мясоеды не нападали бы на вегетарианство; они раздражаются потому, что в наше время уже сознают свой грех, но не в силах еще освободиться от него».

Цитаты о вегетарианстве

Древнегреческая мудрость в современной обработке – вегетерианство

Бытует мнение, что вегетарианству столько же лет, сколько и человечеству. Поэтому споры и размышления о нем постоянно наталкивали великих и известных личностей нашей планеты на интересные мысли, которые позже были запечатлены в истории в виде цитат, стихов и афоризмов.

Просматривая их сегодня, невольно убеждаешься в том, что людей, которые сознательно отказались от животной пищи, на самом деле не счесть. Просто не все их слова и идеи пока удалось отыскать. Тем не менее, благодаря кропотливому труду историков был составлен следующий список.

Пожалуй, узнать кто в него вошел интересно абсолютно всем, вне зависимости от того кто мы по натуре и как мы к этому относимся.

Традиционно о пользе растительной пищи и вреде мясной размышляли:

  • мудрецы и философы, ученые;
  • писатели, поэты, художники, врачи;
  • политики и политические деятели всех стран и народов;
  • музыканты, актеры, радиоведущие.

Но что подтолкнуло их самих к вегетарианству? Говорят, этические соображения. Просто потому, что последние позволяли проникнуть в суть вещей и прочувствовать на себе чужую боль. Обладая заостренным чувством справедливости, такие люди просто не могли не переступить через собственные взгляды, желания и интересы, если кому-то из-за них плохо. О них в первую очередь и поговорим.

Мудрецы и философы Древней Греции и Рима о вегетарианстве

Диоген Синопский (412 – 323 гг. до н. э.)

«Мы можем точно так же поедать человеческую плоть, как мы поедаем мясо животных».

Плутарх (приблизительно 45 – 127 гг. н. э.)

«Я не понимаю, какими должны быть ощущения, состояние души и рассудка первого человека, который, совершив убийство животного, принялся поедать его окровавленную плоть.

Как он, выставив перед гостями на столе угощения из мертвечины, называл их словами «мясо» и «съестное», если еще вчера они ходили, мычали и рассматривали все вокруг? Как может зрение его сносить картины изувеченных, ободранных и невинно убиенных тел с пролитой кровью? Как обоняние его могло сносить страшный запах смерти, а весь этот ужас не портил ему аппетит?»

«Как безумие прожорливости и алчности толкает людей на грех кровопролития, если вокруг в избытке ресурсов для обеспечения безбедного существования? Как им не стыдно ставить на одну ступень продукт земледелия с растерзанной жертвой бойни? Среди них заведено звать змей, львов и леопардов дикими зверями, тогда как сами они покрыты кровью и ни в чем им не уступают».

«Мы не едим львов и волков. Мы ловим невинных и беззащитных и безжалостно их убиваем». (О поедании плоти).

Порфирий (233 – ок. 301 – 305 гг. н. э.)

«Тот, кто воздерживается от причинения вреда живому, будет куда более осторожен, чтобы не причинить вред представителям своего вида».

Гораций (65 – 8 гг. до н. э.)

«Отважься стать мудрым! Перестань убивать животных! Тот, кто откладывает справедливость на потом, подобен крестьянину, надеющемуся, что река обмелеет, прежде чем он ее перейдет».

Луций Анней Сенека (ок. 4 г. до н. э. – 65 г. н. э.)

«Принципы избегания мясной пищи Пифагора, если они верны, учат чистоте и невинности, а если нет – по крайней мере, учат бережливости. Велика ли будет ваша утрата, лишись вы жестокости?»

Евангелие мира от Есеев хранит слова Иисуса о вегетарианстве: «И плоть умерщвленных тварей в теле его станет его могилой. Ибо говорю я вам истинно: тот, кто убивает – убивает себя, поедающий плоть убиенную, вкушает от тела смерти».

Писатели, поэты, художники о вегетарианстве

Их труды радуют глаза, душу, сердце. Тем не менее, помимо их творения, они активно призывали людей отказаться от жестокости, убийства и насилия и, по совместительству, от мясной пищи.

Овидий (43 г. до н. э. – 18 г. н. э.)

О, смертные! Страшитесь осквернять, Свои тела сей пищей нечестивой, Взгляните — ваши нивы злаками полны, И ветви древ под тяжестью плодов склонились,

Даны вам овощи и травы, что вкусны,

Когда искусной приготовлены рукою, Богата гроздью виноградная лоза,

И мед дарит душистый клевер,

Воистину, Природа-мать щедра, Даря нам этих лакомств изобилье, У ней есть все для вашего стола,

Все.. чтоб избежать убийства и кровопролитья.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519)

«Воистину человек – царь зверей, ибо какой еще зверь сравниться с ним в жестокости!»

«Мы живем за счет убийства других. Мы – ходячие могилы!»

Александр Поуп (1688 – 1744)

«Как роскоши развратный сон, Упадок и болезнь сменяет, Так смерть в себе отмщение несёт, И пролитая кровь к возмездию взывает. Безумной ярости волна Сей кровью рождена от века, Спустив на род людской напасть,

Свирепейшего зверя — Человека.»

(«Эссе о человеке»)

Франсуа Вольтер (1694 – 1778)

«Порфирий рассматривает животных как наших братьев. Они, также как мы, наделены жизнью и делят с нами жизненные принципы, понятия, чаянья, чувства – те же, что и мы. Человеческая речь – единственное, чем они обделены. Обладай они ею, посмели бы мы убивать и поедать их? Станем ли мы и дальше вершить это братоубийство?»

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778)

«Одним из доказательств того, что мясная пища несвойственна человеку, является равнодушие к ней детей. Они предпочитают фрукты, молочные продукты, печенье, овощи и т. д.»

Жан Поль (1763 – 1825)

«О, справедливый Господь! Из скольких часов адских мучений животных человек выдаивает одну-единственную минуту наслаждения для языка».

Генри Дэвид Торо (1817 – 1862)

«Я не сомневаюсь в том, что человечество в процессе своей эволюции прекратит поедать животных так же, как когда-то дикие племена перестали поедать друг друга, когда они вошли в контакт с более развитыми».

Лев Толстой (1828 – 1910)

«Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»

«Если человек серьезен и искренен в поисках нравственности, первое, от чего он должен отвернуться – мясоедение. Вегетарианство считается критерием, по которому можно распознать, насколько серьезно и искренне стремление человека к моральному совершенству».

Джордж Бернард Шоу (1859 – 1950)

«Животные – это мои друзья… и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но и тем, что человек напрасно подавляет в себе высшее духовное сокровище – сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе».

«Мы молим Бога озарить наш путь: “Даруй нам свет, о, всеблагой Господь!” Кошмар войны нам не дает уснуть,

Но на зубах у нас животных мертвых плоть».

Джон Харви Келлог (1852 – 1943), американский хирург, основатель госпиталя Батл Крик Санаториум

«Плоть не является оптимальным продуктом питания для человека. Она не входила в рацион питания наших предков. Мясная пища – это вторичный производный продукт, ибо первоначально вся еда поставляется растительным миром. В мясе нет ничего полезного или незаменимого для человека. Того, чего бы не смог он найти в растительной пище.

Мертвая овца или корова, лежащая на лугу – это падаль. Деликатес, приукрашенный и подвешенный в мясной лавке – это труп! Лишь тщательное микроскопическое исследование покажет различия между мертвечиной под забором и мясной тушей в лавке, если не полное отсутствие таковых.

Обе они кишат болезнетворными бактериями и источают гнилостный запах».

Франц Кафка (1853 – 1924) о рыбках в аквариуме

«Теперь я могу смотреть на вас спокойно: я вас больше не ем».

Альберт Эйнштейн (1879 – 1955)

«Ничто не принесет такой пользы человеческому здоровью и не увеличит шансы сохранения жизни на Земле, как распространение вегетарианства».

Сергей Есенин (1895 – 1925)

Дряхлая, выпали зубы, Свиток годов на рогах. Бил ее выгонщик грубый

На перегонных полях.

Сердце неласково к шуму, Мыши скребут в уголке. Думает грустную думу

О белоногом телке.

Не дали матери сына, Первая радость не впрок. И на колу под осиной

Шкуру трепал ветерок.

Скоро на гречневом свее, С той же сыновней судьбой, Свяжут ей петлю на шее

И поведут на убой.

Жалобно, грустно и тоще В землю вопьются рога… Снится ей белая роща

И травяные луга.

(«Корова»)

Политики и экономисты о вегетарианстве

Бенджамин Франклин (1706 – 1790), американский политический деятель

«Я стал вегетарианцем в возрасте шестидесяти лет. Ясная голова и повышенная сообразительность – так бы я охарактеризовал перемены, произошедшие во мне после этого. Мясоедение – ничем не оправданное убийство».

Мохандас Ганди (1869 – 1948), лидер и идеолог индийского национально-освободительного движения

«Показателем величия нации и уровня нравственности в обществе может служить то, как ее представители обращаются с животными».

Прасад Раджендра (1884 – 1963), первый президент Индии

«Любой интегрированный взгляд на жизнь как единое целое выявит взаимосвязь между тем, что индивид ест и как поступает по отношению к окружающим.

Путем дальнейшего размышления мы придем к заключению, что единственным способом избегания водородной бомбы будет уход от того состояния ума, которое ее породило.

А единственным способом избегания ментальности будет развитие уважения ко всему живому, всем формам жизни при любых обстоятельствах. И все это – лишь еще один синоним вегетарианства».

У Ну (1907 – 1995), премьер-министр Бирмы

«Мир на земле находится в огромной зависимости от состояния ума. Вегетарианство дает правильное ментальное состояние для мира. Оно несет в себе силу лучшего пути жизни, который, если станет всеобщим, может привести к лучшему, более справедливому и мирному сообществу наций».

Музыканты и актеры

Сева Новгородцев (1940), радиоведущий ВВС.

«Попал под дождь — вымок. Угодил в грязь – испачкался. Выпустил вещь из рук — она упала. По таким же непреложным, только невидимым законам человек обретает то, что на санскрите называют кармой. Каждый поступок и мысль определяют дальнейшую жизнь.

И все — куда хочешь, туда и двигай, к святым или крокодилам. В святые мне не попасть, но и в крокодилы не хочется. Я — где то посередине. Мяса не ем с 1982 года, запах его со временем стал противен до мерзости, так что сосиской вы меня не соблазните».

Пол Маккартни (1942)

«Сегодня на нашей планете очень много проблем. Мы слышим много слов от бизнесменов, от правительства, но, похоже, они ничего не собираются с этим делать.

Но ты сам можешь кое-что изменить! Вы можете помочь окружающей среде, можете помочь прекратить жестокое обращение с животными, и вы можете улучшить свое здоровье.

Все, что вам нужно сделать, — это стать вегетарианцем. Так что подумайте об этом, это отличная идея!»

Михаил Задорнов (1948)

«Я видел, как женщина ест шашлык. Эта же женщина не может смотреть, как забивают барашка. Я считаю это лицемерием. Когда человек видит явное убийство, он не хочет быть агрессором. Вы видели бойню? Это как ядерный взрыв, только ядерный взрыв мы можем заснять, а здесь — лишь чувствуем выход страшнейшей отрицательной энергии.

Это ужаснет самого последнего обывателя. Я считаю, что человек, который стремится к самосовершенствованию, должен начинать с питания, я бы даже сказал, с философии, но не каждому это дано.

Сейчас мало найдется людей, способных начать с философии и прийти к заповеди «не убий», поэтому правильно будет начать с еды; через здоровую пищу очищается сознание и, следовательно, меняется философия».

Натали Портман (1981)

«Когда мне было восемь лет, отец взял меня на медицинскую конференцию, где демонстрировали достижения лазерной хирургии. В качестве наглядного пособия использовали живую курицу. С тех пор я мяса не ем».

Самое интересное, что этот список бесконечен. Выше представлены лишь самые яркие цитаты. Поверить им и изменить свою жизнь к лучшему или нет – личное дело каждого. Но попытаться сделать это – стоит обязательно!

MED24INfO

Древнегреческая мудрость в современной обработке – вегетерианство

О широком распространении вегетарианской диеты в древности свидетельствует масса исторических документов и преданий. Также свидетельства об этом можно обнаружить в наследии великих философов и ученых древности.

Несомненно, что у древних греков, египтян и иудеев основой питания являлись фрукты.

Жрецы Древнего Египта никогда не ели мяса. В Европе одним из первых известных вегетарианцев можно считать философа Пифагора (570—470 до н. э.). Как известно, Пифагор отказался от общепринятой в то время пищи, прежде всего от мяса, еще в юности.

Этим принципам он следовал всю свою долгую жизнь, но этим не ограничился. В южно-италийском городе Кротоне Пифагор организовал первую в истории Европы вегетарианскую общину, члены которой строили свою жизнь на принципах гуманности и самообладания, справедливости и умеренности.

Основными законами общины пифагорейцев были общность имущества и строгая воздержанность.

«Помимо многих других средств для умиротворения души Пифагор установил и вегетарианство, — пишет греческий философ Ямвлих. — Ведь пифагорейцы, привыкнув считать убийство животных делом беззаконным и противоестественным, еще более противоречащим божественному закону считали убийство человека и не участвовали в войне…»

Любопытно, что, защищая жизнь травоядных животных, Пифагор не одобрял борьбу с хищниками, напротив, он пытался изменить их природу, и небезуспешно. Известно, что при помощи исключительно растительной пищи он приручил огромную медведицу, наводившую ужас на поселян, приучив ее обходиться без мяса.

Одной из центральных фигур греческой философии считается Сократ (ок. 469—399 до н. э.).

Самым характерным элементом Сократовой этики является утверждение о тождестве знаний и добродетели (мудрость, храбрость, умеренность и справедливость — четыре основные добродетели древнегреческого общественного сознания).

Сократ постоянно указывал на необходимость властвовать над своими страстями, подчинять их разуму. Знаменитый мудрец считал, что в еде человек должен быть умеренным и отдавать предпочтение растительной пище.

Убежденным приверженцем пифагорейской этики был Платон (428—347 до н. э.). Во второй его книге «Государство» изложены взгляды на пищу, отразившие влияние школы пифагорейцев, с которой философ состоял в самых тесных отношениях. Придавая первостепенное значение социальной стороне вопроса, Платон рассматривал пищу как один из важнейших общественных факторов.

В юности Платон стал учеником и соратником великого Сократа, находившегося в то время в зените своей славы. В 399 г. до н. э., после казни своего учителя, Платон удалился из родного города, который и раньше запятнал себя преследованием другого великого мудреца — Анаксагора.

Некоторое время философ жил в Мегаре (недалеко от Афин), а потом отправился в путешествие. Во время своих странствий Платон посетил практически все очаги древней мудрости и современной ему науки, изучая языки и впитывая знания, накопленные тысячелетиями. Известно, что молодой философ в течение некоторого времени даже был храмовым жрецом в Древнем Египте.

Вернувшись в Афины уже зрелым человеком, Платон открыл в этом городе свою знаменитую Академию.

Любопытны взгляды Платона на предназначение человека в мире. Наиболее определенно они выражены в его ответе на вопрос: какими качествами должен обладать истинный философ? Каковы же эти качества?

Во-первых, это жажда знания всего сущего; во- вторых — отвращение ко лжи и преданность истине; в-третьих — презрение к плотским наслаждениям; в-четвертых — великодушие и щедрость; в-пятых — справедливость и кротость; в-шестых — быстрота понимания и хорошая память; в-седьмых — ровное и гармоничное настроение души.

По мнению Платона, достичь этого можно только благодаря ведению правильного образа жизни. В идеальном городе, описанном Платоном, народ и тем более правитель придерживаются в пище разумных правил (здесь Платон подразумевал вегетарианство).

К слову сказать, греки во времена Платона, да и позже, славились среди европейцев своей воздержанностью в пище. Поэт Антифон называл их «листоедами» из-за приверженности к растительной пище. Особой умеренностью отличались спартанцы и афиняне. Так, воздержанность в образе жизни спартанцев стала нарицательной, со временем войдя в известную поговорку.

Поэты-сатирики часто осмеивали это непонятное им равнодушие «к земным благам» со стороны умного и образованного аттического народа.

Интересное наблюдение: в греческой литературе почти никогда не упоминается о бойнях и мясниках, в то время как литература других европейских народов (итальянцев, англичан, французов, немцев) сплошь и рядом пестрит сюжетами и картинами на эту тему.

Традиционными блюдами греков, современников Платона и Гиппократа, были мадса — род варева из

пшеничной или ячменной муки, различные хлеба, сыр, мед, бобовые, латук, салат, лук и лук-порей. Из фруктов за обедом подавали оливки, финики, фиги и др. Что же касается животной пищи, то часто употреблялись лишь блюда из рыбы.

В числе прочих следует упомянуть и великого древнегреческого врача и философа Гиппократа (460—357 до н. э.). Многие известные врачи отмечали гениальность Гиппократа и его исключительные, выдающиеся заслуги перед человечеством. Гиппократ не был вегетарианцем и не внес прямого вклада в это учение.

Но основной принцип его диетики (а он считается отцом этой науки) — умеренность в питании — до какой-то степени определил успех гуманистического учения Платона и других вегетарианцев древности.

Гиппократ считал, что лучшей диетой для развития физической силы и выносливости являются ячменные лепешки с оливковым маслом.

Взгляды Гиппократа были подтверждены историческими изысканиями современных ученых. Еще сто лет назад известный врач и активная пропагандистка вегетарианства А.

Кингсфорд отмечала, что в славные дни Древней Греции и Древнего Рима, пока невоздержанность и распущенность еще не погубили эти народы, сыны их питались простой растительной пищей, приготовленной из ржаной муки, фруктов и молока, и были отличными воинами.

Пища римского солдата состояла из одного фунта овсяной муки, трех унций оливкового масла и одной пинты слабого вина. А римские гладиаторы, обладавшие чудовищной физической силой и выносливостью, питались главным образом ячменными лепешками с оливковым маслом.

Вегетарианцами также были видные деятели христианства. Известно, что апостолы употребляли в основном растительную пищу: хлеб, маслины, зелень. Известны слова Иоанна Златоуста: «Мы походим на волков и тигров! Мы даже хуже этих зверей! Природа создала их так, что они должны питаться мясом, тогда как нас Бог одарил разумной речью и чувством справедливости».

В средневековой Европе среди известных деятелей культуры, медицины было много вегетарианцев. Великий Леонардо да Винчи верил, что наступит время, когда люди будут смотреть на убийство животных так же, как на убийство человека.

Вегетарианцами также были Вольтер и Ж.-Ж. Руссо. Руссо, в частности, считал противоестественным для человека питание мясом и негуманным лишение жизни животных ради вкусовых ощущений.

Он писал: «Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней детей и на предпочтение, которое они всегда оказывают овощам, молочным блюдам, печениям, фруктам».

Целью жизни великого английского поэта П. Б. Шелли была борьба со страданием. Он считал, что, отказываясь от употребления мяса, человек становится более нравственным, физически здоровым. Сочувственно относился к идее вегетарианства и Дж. Байрон.

Философы М. Монтень и А. Шопенгауэр видели прямую связь между вегетарианством и более высоким нравственным уровнем человека. Оба философа задумывались над тем, имеет ли человек моральное право убивать животных, есть ли у людей обязанности перед другими живыми существами.

Когда у вегетарианца Б. Шоу спросили, почему он перестал есть мясо, писатель язвительно ответил: «Зачем требовать от меня отчет, почему я питаюсь, как порядочный человек? Если бы я поедал обожженные трупы невинных существ, вы имели бы основание спросить меня, почему я так поступаю».

Яростным противником мясоедения был Л. Толстой. Он считал, что культура и нравственность человека несовместимы с убийством и жестокостью, на кого бы эта жестокость ни была направлена. Прежде чем причислять себя к категории нравственных людей, каждый человек должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ, перестать есть мясо.

Великие о вегетарианстве

Древнегреческая мудрость в современной обработке – вегетерианство

Альберт Эйнштейн: «По моему мнению, вегетарианский образ жизни, благодаря своему чисто физическому воздействию на человеческий темперамент, оказал бы самое благоприятное влияние на большую часть человечества».

Джордж Бернард Шоу: «Животные – это мои друзья …и я не ем своих друзей. Это ужасно! Не только страданием и смертью животных, но тем, что человек понапрасну подавляет в себе высшее духовное сокровище – сочувствие и сострадание к живым существам, подобным себе, растаптывая свои собственные чувства, становясь жестокими».

Лев Толстой: «В то время, как мы представляем собой живые могилы убитых животных, – как можем мы надеяться на какие-то улучшения условий жизни на земле?»

Знаменитый математик древности Пифагор говорил: «Братья мои, не оскверняйте свое тело греховной пищей. У нас есть пшеница, у нас есть яблоки, под тяжестью которых сгибаются ветви яблонь, и виноград, наливающийся на лозах.

Есть душистые травы и овощи, которые можно готовить на огне, не отказано нам в молоке и меде, пахнущем чабрецом.

Земля щедро дарует нам свои сокровища, предоставляя чистую пищу, и приглашает нас на пиршество, которое не омрачено кровопролитием; только звери утоляют свой голод плотью, и то не все из них, ведь лошади, коровы и овцы кормятся травой».

В трактате, озаглавленном «О поедании плоти», римский историк Плутарх пишет: «Стоит ли спрашивать, почему Пифагор отказался от мяса? Лично меня больше интересует, в каком состоянии ума находился человек, впервые прикоснувшийся устами к окровавленной плоти и отведавший мертвечины, какие обстоятельства вынудили его уставить свои столы блюдами из разложившихся туш и назвать пищей то, что еще недавно мычало и блеяло, двигалось и дышало… Почему- то мы не едим львов и волков, которые представляют угрозу нашей жизни, а вместо этого убиваем безобидные, покорные существа, которые не могут причинить нам никакого вреда, ибо не имеют ни когтей, ни клыков. Ради куска мяса мы лишаем их солнца, света и жизни, на которую они имеют такое же право, как и мы».

Затем Плутарх бросает вызов всем, кто питается мясом: «Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу, тогда сперва убейте сами то существо, чье мясо хотите съесть. Но убейте его своими собственными руками или зубами, не прибегая к помощи ножа, дубины или топора».

Английский поэт Шелли тоже был убежденным вегетарианцем. В своем эссе «В защиту естественного питания» он писал: «Пусть сторонник мясоедения докажет свои убеждения делом. Пусть он, последовав совету Плутарха, растерзает своими зубами живого ягненка и, вгрызаясь в его внутренности, утолит жажду струящейся кровью… тогда, и только тогда, он будет последователен».

Джордж Бернард Шоу уличал людей в лицемерии: «Когда человек хочет убить тигра, это называется спортом, а когда тигр хочет убить человека, это называется жестокостью».

Лев Толстой писал, что, убивая животных ради пропитания, «человек подавляет в себе высшие духовные чувства – сострадание и жалость к другим живым существам, подобным ему, – и, переступая через себя, ожесточает свое сердце». Он также предупреждал: «Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание, если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?»

2600 лет назад Пифагор говорил: «Те, кто убивает животных для того, чтобы есть их плоть, могут не задумываясь уничтожать и себе подобных».

Мы страшимся вражеских орудий, бомб и ракет, но спокойно закрываем глаза на смертную боль и ужас, которые испытывают ежегодно убиваемые для нашего пропитания полтора миллиарда коров, овец и свиней и 22,5 миллиарда птиц.

Количество рыбы, вылавливаемой каждый год, исчисляется триллионами, не говоря уже о десятках миллионов животных, замученных в «лагерях пыток» – медицинских и научных лабораториях, и о животных, которых убивают ради меха, кожи, или просто ради развлечения на охоте. У кого повернется язык отрицать, что подобные зверства ожесточают наши сердца?

Леонардо да Винчи писал: «Поистине, человек – царь зверей, ибо своей жестокостью он намного превосходит их. Мы живем ценой жизни других. Наши тела – ходячие кладбища!» И далее: «Придет время, когда люди будут смотреть на убийцу животного так же, как они смотрят сейчас на убийцу человека».

Махатма Ганди считал, что этические принципы являются более веским основанием для того, чтобы стать вегетарианцем, чем забота о собственном здоровье.

«Я убежден, – писал он, – что если мы стремимся к духовному совершенствованию, то должны прекратить убивать наших меньших братьев ради удовлетворения своих физических потребностей».

Ему же принадлежит изречение: «О величии страны и ее нравственном состоянии можно судить по тому, как в ней относятся к животным».

Знаменитый врач-диетолог, д-р Дж. X. Кэллог, вегетарианец, однажды сказал перед обедом: «Как замечательно есть пищу, о которой мы не можем сказать, что она погибла по нашей вине»

Ральф Уолдо Эмерсон Вы только что поели на обед кусочек мяса, и все равно на каком тактичном расстоянии находится скотобойня от вашего дома, даже если это много километром за городом – Вы причастны к преступлению!

Пол Маккартни: «Если бы скотобойни были со стеклянными стенами, каждый стал бы вегетарианцем.»

Барон Кювье пишет: «Естественная пища человека, судя по его строению, состоит из плодов, кореньев и овощей»,

Профессор Рэй говорит: «Конечно же, человек никогда не создавался хищным существом».

Джордж Бернард Шоу: «Чудовищно питаться опаленными трупами животных — ведь это каннибализм без самого лакомого блюда.»

Сэр Ричард Оуэн, член королевского хирургического колледжа, пишет: «Антропоиды и все четверорукие добывают себе питание из плодов, зерен и прочих сочных растительных тканей, и существует прямая аналогия между строением этих животных и человека, ясно демонстрирующая его растительноядную природу».

Другой член Королевского общества, профессор Уильям Лоуренс, пишет: «Зубы человека не имеют и малейшего сходства с зубами хищных животных; и рассмотрим ли мы зубы, челюсти, или органы пищеварения, строение их у человека близко напоминает их строение у травоядных животных».

Доктор Спенсер Томпсон также замечает: «Никакой физиолог не станет спорить с тем, что человеку следует жить на вегетарианской диете»,

Сенека: Человеку и бескровной пищи хватит; а там, где резня служит удовольствию, жестокость переходит в привычку.

А  доктор Силвестр Грэхэм пишет: «Сравнительная анатомия подтверждает, что от природы человек — растительноядное существо, питающееся
плодами, семенами и мучнистыми растениями».

Вот, что Бог сказал Адаму в Эдемском саду: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу.»

Вегетарианство и знаменитости

Древнегреческая мудрость в современной обработке – вегетерианство

Спортсмены:

Билли Джин Кинг (амер. чемпион-теннисист)

Билл Уолтон (амер.баскетболист),

Карл Луис (амер. легкоатлет),

9-кратный медалист Олимпийских Игр),

Эдвин С. Моузес (амер. легкоатлет, двукратный медалист),

Элена Валенджик (чемпионка по боксу Германии),

Александр Даргац (атлет, чемпион-культурист Германии, врач),

Писатели:

Марк Твен (амер.писатель),

Джордж Бернард Шоу (ирландский писатель),

Джордж Гордон Байрон (английский поэт-романтик)

Публий Овидий Назонь(римский поэт)

Жан-Жак Руссо (французский писатель)

Рабиндранат Тагор (индийский писатель),

Максим Горький,(русский писатель)

Художники:

Леонардо Да Винчи (итальянский художник),

Альберт Швейцер (немецкий философ, физик, музыкант),

Плутарх (греческий писатель),

Вольтер (французский писатель),

Микеланджело (итальянский живописец, скульптор)

Ученые, изобретатели, инженеры:

Чарльз Дарвин (британский естествоиспытатель),

Альберт Эйнштейн (немецкий ученый),

Томас Эдисон (амер.ученый/изобретатель),

Сэр Исаак Ньютон (британский ученый),

Никола Тесла (американец хорватского происхождения ученый/изобретатель),

Генри Форд (амер. основатель фирмы Форд Моторс)

Политики, государственные деятели и активисты:

Махатма Ганди (индийский лидер движения за гражд. права),

Янеш Дрновшек (президент Словении),

Др. А.П.Дж. Абдул Калем (президент Индии),

Др. Манмохан Синкх (премьер-министр Индии),

Актеры и актриссы:

Алек Болдуин (амер.актрер),

Памела Андерсон (амер. актриса),

Ашли Джуд (амер. актриса),

Бриджит Бардо (франц. актриса),

Давид Духовны (амер. актер),

Данни Девито (амер. актер),

Камерон Диаз (амер. актер),

Джуд Ло (амер. актер),

Ричард Гир (амер. актер),

Дэрил Ханна (амер. актриса),

Дастин Хоффман (амер. актер),

Кэйти Холмс (амер. актриса),

Стив Мартин (амер. актер),

Деми Мур (амер. актриса),

Ян МакКеллен (брит. актер),

Тоби Магуаер (амер. актер),

Пол Ньюман (амер. актер),

Брэд Питт (амер. актер),

Гвинет Пэлтроу (амер. актриса),

Стивен Сигал (амер. актер),

Брук Шилдс (амер. модель/актриса),

Джерри Сайнфелд (амер. актер),

Найоми Уаттс (амер. актриса),

Кэйт Уинслет (брит. актриса)

Поп-звезды и музыканты:

Адриано Челентано (итал. поп-звезда),,

Виктория Бэкхем (амер. поп-звезда),,

Джоан Баез (амер. певица нар. песен),

Джордж Харрисон (брит. музыкант, член группы «Битлз»),

Пол Маккартни (брит. музыкант член группы «Битлз»),

Ринго Стар (брит. музыкант член группы «Битлз»),

Боно (ирландский певец),

Боб Дилан (амер. музыкант),

Майкл Джексон (амер. поп-звезда),

Моррисси (брит. певец),

Оливия Ньютон Джон (брит/австрал. певица),

Синид О’Коннор (ирландский певец),

Пинк (амер. певец), Принц (амер. поп-звезда),

Джастин Тимберлэйк (амер. поп-звезда),

Тина Турнер (амер. поп-звезда),

Шэнайя Туэйн (амер. певица),

Ванесса Уильямс (амер. поп. певица)

Боб Марли (ямайский гитарист)

Модели:

Кристи Бринкли (амер. супермодель),

Кристи Терлингтон (амер. супермодель)

Духовные проповедники:

Далай-Лама Тибетский XIV (тибетский духовный лидер),

Парамаханза Йогананда (индийский духовный учитель),

Иисус Христос (сын Божий)

Шакьямуни Будда (основатель Будизма, проповедник)

Философы и ученые:

Сократ (греческий философ),

Конфуций (китайский философ),

Лао Тзы (китайский философ),

Святой Франциск Ассизкий (итальянский христианский Святой),

Тик Нат Хан (вьетнамский буддийский монах/писатель),

Йоги Махариши Махеш (индийский писатель, философ, лидер трансцедентальной медитации),

Лев Николаевич Толстой (русский философ/писатель),

Пифагор (греческий математик/философ),

Зороастер (иранец–основатель зороастрианизма)

Бенедикт Спиноза (нидерландский ученый)

Лу́ций А́нней Се́нека (римский философ)

Фри́дрих Ви́льгельм Ни́цше (немецкий философ, поэт, композитор),

Исаа́к Нью́тон (английский физик, математик и астроном),

Гиппократ (древнегреческий врач,философ)

Платон (древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля)

Плутарх (древнегреческий философ, биограф, моралист),

Вольтер (фр.философ, поэт, сатирик)

Пифагор (VI-V вв. до н. э.) родился на острове Самос. По словам его биографа, “сон Пифагора был краток, душа чиста и бодра, тело закалено в совершенном и несокрушимом здоровье”. Он прославил себя как ученый, философ и как основатель знаменитого общества – первой вегетарианской ассоциации, включавшей 300 молодых людей из самых влиятельных семей города. Учение Пифагора основывалось на принципах гуманности и самоограничения, справедливости и умеренности; условиями принятия в общество были общность имущества и строгая воздержанность. Пифагор учил своих последователей жить в согласии, делать добро врагам; отличительной чертой учения Пифагора была заповедь не убивать невинных животных и не вредить им. Уважение Пифагора к прекрасному в природе было так велико, что он запрещал наносить вред плодоносным деревьям и растениям. Пифагор обещал своим ученикам, что, довольствуясь чистой, гуманной пищей, они будут иметь здоровье, душевное равновесие, обладать высокими нравственными качествами. Крупнейший писатель и философ древности Платон (V-IV вв. до и. э.) может считаться последователем Пифагора. Он основал близ Афин свою Академию, где он читал лекции. В знаменитом сочинении “Диалоги”, Платон излагает свои мысли об идеальном обществе, жизнь которого построена на принципах воздержания и благоразумия. Он подробно останавливается на том, какую пищу будут есть члены общества: это изделия из муки, овощи, фрукты, сыр. Платон убежден, что питание мясом приведет к возникновению болезней, возникнет необходимость в новых пастбищах для разведения скота, а это приведет к междоусобицам и войнам. Город перестанет быть здоровым, если его жители начнут употреблять в пищу мясо, и жизнь перестанет быть простой и справедливой.

Платон с негодованием восклицает: “И не стыдно ли, когда медицинская помощь требуется вследствие нашей распущенной жизни.” Сам Платон отличался большим воздержанием, предпочитая простую пищу, за что его прозвали “любителем фиг”.

Писатель и историк античной эпохи Плутарх также горячо поддерживал вегетарианство: ” Я со своей стороны не понимаю, какого рода чувства, мысль или причина руководила тем человеком, который впервые решился осквернить свой рот кровью и дозволил своим губам прикоснуться к мясу убитого существа. Ничто не приводит нас в смущение: ни замечательная красота беспомощных животных, которых мы убиваем для пищи, ни жалостные ласковые звуки их голоса, ни их умственные способности. Единственно из-за куска их мяса мы лишаем их лучезарного света, жизни, для которой они рождены”.

Нельзя говорить о великих вегетарианцах, не упоминая имени основателя буддийской религии Сиддхартхи Гаутамы, известного под именем Будды Шакья-Муни (563-483 гг. до н. э.). Еще в молодости у него произошел перелом в представлении о реальной жизни человечества. Это было результатом четырех знаменательных встреч в его родном городе.

Проезжая по улицам, он увидел нищего, просившего подаяние, впервые узнал, что существуют бедность и голод, и глубоко задумался об этом. Откровением стала для Будды и встреча с больным человеком, так как, наследный принц небольшого царства никогда не видел больных и страждущих.

В следующую поездку он увидел дряхлого старика; четвертая встреча была с похоронной процессией. Воспитанный среди дворцовой роскоши и удовольствий, он был потрясен страданиями мира. Отец Будды желал передать сыну царство и потому намеренно ограждал его от всего, что могло бы возбудить у него иные помыслы. Судьба решила иначе.

После этих четырех встреч Сиддхартха решил посвятить жизнь поискам путей избавления человечества от страданий. Он бежал в джунгли, чтобы у отшельников-аскетов найти наставления в мудрости. Бегство из дворца в буддизме называется “Великий уход”. В джунглях Сиддхартха стал учеником отшельников, отличавшихся суровой, аскетической жизнью. Семь лет продолжалось обучение.

Сиддхартха увидел, что аскетизм не приводит к истине. Он покинул своих учителей и один стал размышлять в глубоком сосредоточении. После долгих усилий он начал понимать смысл и суть мира. Однажды он сел под деревом, прислонившись спиной к стволу, и сказал себе, что не сойдет с места, пока не постигнет истину.

И нирвана, как высшее космическое сознание и освобождение от цепи перерождений на Земле, озарила его. Полный любви к человечеству, называемый теперь Буддой, он начал проповедовать путь освобождения от страданий жизни. Из своих последователей он создал монастырскую общину, где монахи не имели ни собственности, ни дома, ни семьи.

В бедной одежде они бродили по стране с чашей для подаяния пищи, куда домохозяйки никогда не отказывались насыпать хотя бы горсть риса. Ученики Будды показывали пример нестяжательства, воздержания во всем, душевного мира и спокойствия, любви, к людям и всему живому. Посетив Капилавасту, Будда обратил в буддизм свою семью.

В результате сорока с лишним лет проповедования Закона Будды число людей, отказавшихся от мяса и вина, заметно возросло. Одним из законов, завещанных Буддой, было запрещение умерщвлять животных. Если же обратиться к христианству, то следует сказать о том, что апостолы питались растительной пищей.

Климент Александрийский, описывал Св.Петра как строгого вегетарианца, питавшегося хлебом, маслинами, огородной зеленью. Такие же сведения сообщались об апостолах Св.

Матфее, Св.Иакове.

Иоанн Златоуст, выдающийся проповедник христианства, оставил после себя письменные документы, свидетельствующие о его убежденности в необходимости питаться растительной пищей.

А в эпоху Возрождения (XV в.) Леонардо да Винчи противопоставил свое вегетарианство проповеди отказа от самоограничения: “Наступит время, когда люди будут смотреть на убийство животных, как они теперь смотрят на убийство человека”.В Европе того времени насчитывалось много известных деятелей культуры, медицины, которые были вегетарианцами.

Противником употребления мяса был французский философ Гассенди. Он прославился не только философскими трудами, он занимался математикой, изучал анатомию и астрономию, писал литературные труды.

Гассенди писал: “Самое устройство человеческой природы указывает на то, что зубы наши предназначались к пережевыванию не мяса, а плодов. Что же касается мяса, то действительно верно, что человек им питается, но, скажите по совести, разве человек не делает ежедневно и ежеминутно того, что совершенно противно его природе?”.

Он опровергает утверждения, что мясная пища дает силу, и в доказательство указывает на силу лошадей, быков и других травоядных животных.

Эту же мысль проводит в своих трудах Дж.Рей, английский ботаник, один из основателей ботаники и зоологии.

В XVII в. известные врачи-вегетарианцы – французский реформатор в области медицины Эке и английский медик Чайн пришли к убеждению, что мясо никогда “не предназначалось человеку в пищу”.

Очень интересны размышления видного английского писателя-гигиениста Томаса Трайона. В своих трудах по реформе питания он выступает как реформатор в нравственной области.

Его книга “Путь к здоровью” произвела настолько сильное впечатление на американского государственного деятеля и ученого Бенджамина Франклина, что он стал вегетарианцем.

Трайон делает вывод, что изысканная и обильная пища приводит к болезням; он достаточно точно перечисляет основные недостатки мясной пищи: “Люди нашего времени сильно ошибаются, говоря или предполагая, что мясо дает не только большее, но и лучшее питание, нежели травы, злаки и т. п.

Дело в том, что оно больше возбуждает, но это не так прочно, как доставляемое другой пищей, ибо в мясе содержимся больше веществ, подверженных скорой порче и гниению… В-третьих, оно горячит тело и вызывает жажду. В-четвертых, оно развивает большое количество вредных жидкостей.

В-пятых, нужно принимать во внимание то, что скот и другие живые существа подвержены болезням и другим напастям, а также загрязнению, перекармливанию, непосильной работе и т. д., отчего их мясо становится еще более нездоровым”. Трайон очень убедительно показывает противоестественность умерщвления животных: “Какое скверное, неприятное зрелище представляют собой мертвые туши и куски окровавленного сырого мяса!”

Нельзя не упомянуть об английских поэтах XVII в., близких друзьях А. Поупе и Дж. Гее, осуждавших убийство животных для получения пищи.

В “Статье о нравственности” Поуп пишет о долге человека перед слабейшими: “Чем полнее низшие твари подчинены нашей власти, тем сильнее должна быть наша ответственность за неправильное пользование ею.

Но если губительны наши забавы, то пагубнее и противнее истинной человеческой природе наша прожорливость”

В XVIII в. среди известных сторонников вегетарианства были Вольтер и Руссо. Руссо писал: “Как на одно из доказательств того, что мясная пища не свойственна человеку, можно указать на равнодушие к ней.” «…Убивать не надо; И всем, нарушившим святой любви закон, Кровь неповинных жертв отмстит за преступленье…»

Сочувственно относился к идее вегетарианства Дж. Г. Байрон. Чрезвычайно интересны мысли философов Шопенгауэра и Монтеня о вегетарианстве.

И тот, и другой видят прямую связь между вегетарианством и более высоким нравственным уровнем человека.

Оба философа задумываются над тем, имеет ли человек моральное право убивать животных, есть ли у человека обязанности перед другими живыми существами.

Выдающийся английский драматург и писатель Б. Шоу (1856-1950), отвергавший лицемерные ограничения и условности, звал человека к истинной доброте и порядочности.

С присущей ему язвительностью Бернард Шоу отвечает на вопросы невегетарианцев, почему он перестал есть мясо: “Зачем требовать от меня отчет, почему я питаюсь как порядочный человек? Если бы я поедал обожженные трупы невинных существ, вы имели бы основание спросить меня, почему я так поступаю?”. На рубеже XIX-XX вв.

возвышается фигура Льва Николаевича Толстого, этический вклад которого в человеческую культуру был не менее велик, чем его писательское наследие. Он считал, что культура и нравственность человека несовместимы с жестокостью, убийством, на кого бы эта жестокость ни была направлена.

Прежде чем причислять себя к категории нравственных людей, каждый человек, считал он, должен снять с себя личную ответственность за убийство живых существ, перестать есть мясо.

На Толстого зрелище бойни произвело неизгладимое впечатление, изменило его жизнь.

Известный русский ученый академик А. Н. Несмеянов (1899-1980) также был этическим вегетарианцем.

В книге “Пища будущего” он писал: “Питаясь мясом, мы вынуждены убивать миллионы быков, баранов, свиней, гусей, уток, кур, приучая тысячи и тысячи людей к хладнокровному кровопролитию, к работе кровавой и грязной. И это не очень вяжется с воспитанием любви к природе, доброты, сердечности”.

Сторонником вегетарианских убеждений был и Альберт Энштейн, считавший, что вегетарианский образ жизни мог бы “самым благотворным образом повлиять на большую часть человечества”.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *