История и эволюция движения за права животных – вегетерианство

История и эволюция движения за права животных

История и эволюция движения за права животных – вегетерианство

История и эволюция движения за права животных

Доктор философии Вилл Таттл, одна из ключевых фигур современного движения за права животных, автор книги «The World Peace Diet» ( «Диета во имя мира») коротко и емко изложил историю и эволюцию мирового движения за права животных.

По словам доктора Таттла, согласно официальной концепции животные помещены на Землю для того, чтобы люди могли их использовать в своих интересах, и что жестокость, как часть процесса их использования, является вполне приемлемой. В итоге, считает профессор, движение за права животных является серьезной угрозой существующей в мире структуре власти.

Далее приводится полный доклад доктора философии, сделанный им на всемирной конференции по правам животных в Лос-Анджелесе в конце июля этого года.

«Когда мы бросаем вызов этой официальной точке зрения, мы также подвергаем сомнению структуру власти и мировоззрение этой культуры, а также общепринятую интерпретацию нашей культурой своей собственной истории. Нам всем известны многочисленные примеры ложных официальных концепций, которые имеют место в настоящее время или имели в прошлом.

Как пример: «Если не употреблять мяса, молока и яиц, человек умрет от белкового дефицита»; «Если вода не обогащается фтором, то зубы будут повреждены кариесом»; «У животных нет души»; «Внешняя политика США нацелена на установление свободы и демократии по всему миру»; «Чтобы быть здоровым надо принимать лекарства и подвергаться прививкам», и так далее…

Корнем движения за права животных является подвержение сомнению официальной концепции на самом ее глубоком уровне. Поэтому движение за права животных является серьезной угрозой существующей структуре власти.

По сути, движение за права животных сводится к веганскому образу жизни, сокращающему нашу жестокость по отношению к животным до минимума.

И мы можем отследить корни нашего движения, уходящие далеко в историю нашего общества.

Согласно антропологическим исследованиям, около 8-10 тысяч лет назад в районе, где сейчас расположено государство Ирак, люди начали практиковать скотоводство — владение и заточение животных для употребления в пищу — сперва это были козы и овцы, а где-то 2мя тысячами лет позже к ним добавились коровы и другие животные. Я считаю, что это была последняя важнейшая революция в истории нашей культуры, коренным образом изменившая наше общество и нас, людей, рожденных в этой культуре.

Впервые животные стали рассматриваться относительно их товарной пригодности, вместо того, чтобы восприниматься как независимые, полные тайн, наделенные собственным достоинством соседи по Планете. Эта революция изменила ориентацию ценностей в культуре: выделилась богатая элита, владеющая скотом, как признаком ее состояния.

Произошли первые крупные войны. И само слово «война», на старом Санскрите «gavyaa», буквально означало: «желание захватить больше скота».

Слово капитализм в свою очередь произошло от латинского «capita»- «голова», применительно к «голова скота», и с развитием общества, вовлеченного в военную деятельность, измеряло богатство элиты, владеющей головами: животными и людьми, захваченными на войне.

Статус женщины систематически снижался, и в исторический период, имевший место около 3 тысяч лет назад, их стали покупать и продавать как товар. Статус диких животных был снижен до статуса вредителей, так как они могли представлять угрозу «капиталу» скотовладельцев.

Наука начала развиваться в направлении поиска методов покорения и подавления животных и природы.

В то же самое время получил развитие престиж мужского пола, как «мачо»: укротителя и владельца скота, сильного, не задумывающегося о своих поступках, и способного на крайнюю жестокость по отношению к животным и к соперникам-скотовладельцам.

Эта агрессивная культура воинственно распространилась к востоку от Среднедиземноморья, а затем в Европу и в Америку. Она до сих пор распространяется. Мы рождены именно в этой культуре, которая основана на тех же принципах и практикует их каждый день.

Исторический период, начавшийся где-то 2500 лет назад, оставил для нас свидетельства первых выступлений заметных общественных деятелей в пользу сострадания к животным и в пользу того, что в наши дни мы бы называли веганизмом.

В Индии два современника: Махавир, признанный учитель традиций Джейн, и Будда Шакьямуни, кого мы знаем из истории как Будду, оба проповедовали в пользу вегетарианской диеты и требовали от своих учеников отказа от владения какими-либо животными, от нанесения вреда животным и от употребления их в пищу.

Обе традиции, традиция Джейн в частности, заявляют, что они получили начало более чем 2500 лет назад, и что практикование образа жизни без насилия последователями религии уходит в историю еще более глубокими корнями.

Это были первые борцы за права животных, о которых мы можем с точностью говорить сегодня. Основой их активизма было учение и понимание АХИМСЫ.

Ахимса — доктрина ненасилия и принятие идеи, что насилие над другими чувствующими существами является не только неэтичным и приносит им страдания, но также неизбежно приносит страдание и бремя тому, кто является источником насилия, а также и самому обществу.

Ахимса является основой веганизма, стремления сводить жестокость по отношению к чувствующим существам к минимуму путем полного невмешательства в жизнь животных или минимального вмешательства, и предоставление животным суверенитета и права на собственную жизнь в природе.

Очень важно понять, что владение животными для употребления их в пищу, является завуалированным ядром, определяющим нашу культуру, и что каждый из нас был или до сих пор подвержен менталитету, диктуемому гастрономическими традициями нашего общества: менталитету доминирования, исключения более слабых из круга сочувствия, снижения значимости других существ, элитизма.

Духовные пророки Индии, с их проповедованием Ахимсы, отвергали и бойкотировали жестокое ядро нашей культуры уже 2500 лет назад, и были самыми первыми веганами, о которых до нас дошли знания. Они сознательно пытались сократить жестокость по отношению к животным, и передать этот подход другим.

Этот могущественный период нашей культурной эволюции, названный Карлом Ясперсом «Осевое Время» (Axial Age), свидетельствовал об одновременном или близком по времени появлении таких этических гигантов как Пифагор, Гераклит и Сократ в Средиземноморье, Заратустры в Персии, Лао Цзы и Чанг Цзы в Китае, пророка Исайи и других пророков на Ближнем Востоке.

Все они подчеркивали важность сострадания к животным, отказ от принесения животных в жертву, и учили, что жестокость по отношению к животным возвращается бумерангом к самим людям. Что посеешь то и пожнешь.

Эти идеи распространялись духовными учителями и философами на протяжении столетий, и к началу Христианской эры буддистские монахи уже основали духовные центры на Западе, дойдя до Англии, Китая и Африки, неся с собой принципы ахимсы и веганизма.

В ситуации с древними философами я сознательно использую слово «веганизм», а не «вегетарианство» в силу того, что мотивация тех учений соответствовала мотивации веганизма — сведения жестокости к чувствующим существам до минимума.

Со всеми пересекающими друг друга идеями древнего мира неудивительно, что многие древние летописцы считали, что Иисус Христос и его ученики воздерживались от употребления животной плоти, и до нас дошли документы, что первые христианские отцы были вегетарианцами и вполне возможно веганами.

Несколькими столетиями позже, когда христианство стало официальной религией Римской Империи, во времена императора Константина, философия и практика сострадания к животным были жестоко подавлены, и тех, кого подозревали в отказе от мяса, римские воины жестоко пытали и убивали.

Практика наказания за сострадание продолжалась несколько столетий и после падения Рима. В средние века в Европе католики-вегетарианцы, такие как Катары и Богомилы подвергались подавлению и в конечном счете были полностью истреблены церковью.

Кроме вышеназванных, во времена древнего мира и средневековья существовали еще и другие течения и отдельные личности, пропагандирующие философию ненасилия по отношению к животным: в неоплатонических, герметических, суфистских, иудаистских и христианских религиозных школах.

Во времена Ренессанса и эпохи Возрождения могущество церкви снизилось, и как результат начала развиваться современная наука, но, к сожалению, это не принесло улучшения судьбе животных, а, наоборот, дало начало еще более жестокой их эксплуатации ради экспериментов, развлечений, производства предметов одежды и, конечно, еды. В то время как до этого существовал какой-то канон уважения к животным как творениям Бога, то во времена доминирующего материализма их существование рассматривалось только в качестве товаров и ресурсов в механизме развивающегося индустриализма и в условиях ускоренного роста всеядной популяции человека. Это продолжается и по сей день и представляет угрозу для всех животных, а также для природы и самого человечества в силу масштабных разрушений и истребления природы и животного мира.

Пересекающиеся философские течения из разных частей света всегда помогали подвергать сомнению официальную концепцию нашей культуры, и в 19 — 20 веках этому свидетельствовало бурное возрождение вегетарианства и идей защиты животных.

Вдохновлением этому в большой степени послужили заново открытые учения, пришедшие с Востока в Европу и в Северную Америку.

Переводы древних буддийских и джейновских священных сутр, упанишад и вед, тао те чингов и других индийских и китайских текстов, а также обнаружение народностей, процветающих на растительной диете, побудили многих на Западе подвергнуть сомнению принятые в их обществе нормы, основанные на жестокости по отношению к животным.

Слово «вегетарианец» было сформировано в 1980 году вместо старого «пифагорианец». Экспериментирование и пропаганда вегетарианства увлекла многих влиятельных авторов, таких как: Шелли, Байрон, Бернард Шоу, Шиллер, Шопенгауэр, Эмерсон, Луиза Мэй Алкот, Уолтер Бесант, Елена Блаватская, Лев Толстой, Ганди и других.

Образовалось и христианское течение, в которое входили несколько глав церквей, таких как: Уильям Каухерд в Англии и его протеже в Америке Уильям Меткалф, который проповедовал сострадание к животным.

Эллен Уайт, принадлежащая ветви Адвентисты Седьмого Дня и Чарльз и Мертл Филмор из Христианской Школы Единства проповедовали веганство за 40 лет до того, как было сформировано слово «веган».

Их усилиями была развита идея о полезности питания на растительной основе, а также было привлечено внимание к жестокости, вовлеченной в употребление животных продуктов. Образовались первые общественные организации по защите животных — таких как RSPCA, ASPCA, Humane Society.
В 1944 году в Англии Дональд Уатсон укрепил фундамент современного движения за права животных.

Он сформулировал термин «веган» и основал Веганское Общество в Лондоне, бросив прямой вызов официальной версии нашей культуры и его ядру.

Доналд Уатсон определил веганизм как «философию и способ жизни, исключающий на сколько это возможно с практической точки зрения все формы эксплуатации и проявления жестокости по отношению к животным ради употребления их в пищу, изготовления из них одежды и для любых других целей».

Таким образом было рождено веганское движение как манифестация древней и вечной истины Ахимсы, и которое является сердцем движения за права животных.

После этого прошли десятилетия, было выпущено много книг, опубликовано множество исследований, основаны многочисленные организации и периодические издания, был создан ряд документальных фильмов и сайтов — все в едином усилии человечества сократить жестокость по отношению к животным.

В результате всех вышеназванный усилий веганизм и права живоных все больше выходят на первый план, и движение набирает оборот, несмотря на гигантское сопротивление всех институтов нашего общества, на враждебность со стороны наших культурных традиций и на многие другие сложности, вовлеченные в этот процесс.

Становится все более очевидным, что наша жестокость по отношению к животным является прямой движущей силой разрушения окружающей среды, наших физических и психологических болезней, войн, голода, неравенства и социальной жестокости, не говоря уже о том, что эта жестокость не имеет никакого этического оправдания.

Группы и отдельные личности объединяются, чтобы распространять идеи защиты прав животных в различных комбинациях сфер защиты, в зависимости от того, к чему они более склонны, образуя таким образом ряд соревнующихся между собой направлений.

Кроме этого, выявилась определенная тенденция, особенно среди крупных организаций, проводить кампании совместно с индустриями, эксплуатирующими животных, с целью попытки оказания влияния на эти индустрии и склонения их в сторону сокращения жестокости при производстве их продукции.Эти кампании может быть и приносят финансовый успех этим зоозащитным организациям, увеличивая приток пожертвований в результате объявления одной «победы» за другой в пользу порабощенных животных, но по иронии судьбы, их проведение связано с огромным риском для движения за права животных и для веганизма.

Причин для этого много. Одной из них является огромная власть, которой обладает индустрия, способная обернуть кажущиеся победы для животных в свои собственные победы.

Это выбивает почву из под ног движения за освобождение животных, когда мы начинаем обсуждать какой вид забоя является более гуманным.

Потребитель скорее всего будет употреблять больше животных продуктов, если его убеждают, что они являются гуманными.

История и эволюция движения за Права Животных

История и эволюция движения за права животных – вегетерианство

Доктор философии Вилл Таттл (Dr. Will Tuttle) одна из ключевых фигур современного движения за права животных, автор книги The World Peace Diet, поделился с участниками Конференции “Animal Rights 2009” своими исследованиями в области истории и эволюции мирового движения за Права Животных.

Ниже следует изложение его речи: 

“Добрый вечер дорогие друзья активисты. Для меня большая честь иметь возможность поделиться с Вами моим пониманием истории и эволюции движения за Права Животных на конференции, призванной чествовать и пропагандировать эти Права.

Нас всех в этом зале объединяет нечто общее.  Нас всех беспокоят страдания животных, причиняемые им человеком, и мы все работаем в направлении устранения этих страданий.

 Но кроме этого мы все подвергаем глубокому сомнению официальную концепцию культуры, внутри которой каждый из нас был рожден.   Это глубокое сомнение и является коренным моментом нашего движения.

 Согласно официальной концепции животные помещены на Землю для того, чтобы люди могли их использовать в своих интересах, и что жестокость, как часть процесса их использования,

является вполне приемлемой.

Когда мы бросаем вызов этой официальной точке зрения, мы также подвергаем сомнению структуру власти и мировоззрение этой культуры, а также общепринятую интерпретацию нашей культурой своей собственной истории.  Нам всем известны многочисленные примеры ложных официальных концепций, которые имеют место в настоящее время или имели в прошлом.

 Как например: “Если не употреблять мяса, молока и яиц,  человек умрет от белкового дефицита”. “Если вода не обогащается фтором, то зубы будут повреждены кариесом”, “У животных нет души”. “Внешняя политика США нацелена на установление свободы и демократии по всему миру”.  “Чтобы быть здоровым надо принимать лекарства и подвергаться прививкам”.  И так далее…

Корнем движения за права животных является подвержение сомнению официальной концепции на самом ее глубоком уровне.  Поэтому  движение за права животных является серьезной угрозой существующей структуре власти.  По сути, движение за права животных сводится к веганскому образу жизни, сокращающему нашу жестокость по отношению к животным до минимума.

 И  мы можем отследить корни нашего движения,  уходящие далеко в историю нашего общества.

Согласно антропологам, около 8-10 тысяч лет назад в районе, где сейчас расположено государство Ирак, люди начали практиковать скотоводство – владение и заточение животных для употребления в пищу – сперва это были козы и овцы, а где-то 2мя тысячами лет позже к ним добавились коровы и другие животные.  

Я считаю, что это быа последняя важнейшая революция в истории нашей культуры, коренным образом изменившая наше общество и нас, людей, рожденных в этой культуре.  

кадр из фильма Home (помещен GK)

Эта революция изменила ориентацию ценностей в культуре, выделилась богатая элита, владеющая скотом, как признаком ее состояния.   Произошли первые крупные войны.  И само слово “война”, на старом Санскрите “gavyaa”, буквально означало:”желание закватить больше скота”.

Слово капитализм в свою очередь произошло от латинского “capita”- “голова”, применительно “голова скота”,  и с развитием общества, вовлеченного в военную деятельность,  измеряло богатство элиты, владеющей головами: животными и людьми, захваченными на войне.

 Статус женщины систематически снижался,  и в исторический период, имевший место около 3 тысяч лет назад, их стали покупать и продавать как товар. Статус диких животных был снижен до статуса вредителей, так как они могли представлять угрозу “капиталу” скотовладельцев.

Наука начала развиваться в направлении поиска методов покорения и подавления животных и природы.  В то же самое время получил развитие престиж мужского пола, как “мачо”: укротителя и владельца скота, сильного, не задумывающегося о своих поступках, и способного на крайнюю жестокость по отношению к животным и к соперникам-скотовладельцам.

 Эта агрессивная культура воинственно распространилась к востоку от Среднедиземноморья, а затем в Европу и в Америку. Она до сих пор распространяется.  Мы рождены именно в этой культуре, которая основана на тех же принципах и практикует их каждый день.

Исторический период, начавшийся где-то 2500 лет назад, оставил для нас свидетельства первых выступлений заметных общественных деятелей в пользу сострадания к животным и в пользу того, что в наши дни мы бы называли веганизмом.

 В Индии два современника: Махавир, признанный учитель традиций Джейн (Jain), и Шакямуни Будда (Shakyamuni Buddha), кого мы знаем из истории как Будда, оба проповедовали в пользу вегетарианской диеты и требовали от своих учеников отказа от владения какими-либо животными, от нанесения вреда животным и от употребления их в пищу.

 Обе традиции, традиция Джейн в частности,  заявляют, что они получили начало ранее чем 2500 лет назад, и что практикование образа жизни без насилия последователями религии уходит в историю далеко раньше чем 2500 лет назад.

Это были первые борцы за права животных, о которых мы можем с точностью узнать сегодня. Основой их активизма было учение и понимание АХИМСЫ.

 Ахимса это доктрина ненасилия и принятие идеи, что насилие над другими чувствующими существами является не только неэтичным и приносит им страдания, но также неизбежно приносит страдание и бремя тому, кто является источником насилия, а также и самому обществу.

 Интересен факт, что обе эти традиции, являющиеся одними из главных духовных традиций, фокусируют свое внимание не столько на велфере животных, сколько на том, что мы бы назвали права животных “animal rights” и освобождение животных “animal liberation”.

 Ахимса является основой веганизма, стремления сводить жестокость по отношению к чувствующим существам к минимуму путем полного невмешательства в жизнь животных, или минимального вмешательства, и предоставление животным суверенитета и права на собственную жизнь в природе.

Очень важно понять, что владение животными для употребления их  в пищу, является завуалированным ядром, определяющим нашу культуру, и что каждый из нас был или до сих пор подвержен менталитету, диктуемому гастрономическими традициями нашего общества: менталитету доминирования, исключения более слабых из круга сочуствия, снижения значимости других существ, элитизма.  Духовные пророки Индии, с их проповедованием Ахимсы, отвергали и бойкотировали жестокое ядро нашей культуры уже 2500 лет назад, и были самыми первыми веганами, о которых до нас дошли знания.  Они сознательно пытались сократить жестокость по отношению к животным, и передать этот подход другим.  Этот могущественный период нашей культурной эволюции, названный Карлом Яспером Осевое Время “Axial Age”, свидетельствовал об одновременном или близком по времени появлении таких этических гигантов как Пифагор,  Гераклит и Сократ в Средиземноморье, Зороастра в Персии, Лао Цзы и Чанг Цзы в Китае, пророка Исайи и других пророков на Ближнем Востоке.  Все они подчеркивали важность сострадания к животным, отказа от принесения животных в жертву, и учили, что жестокость по отношению к животным возвращается бумерангом к самим людям.  Что посеешь то и пожнешь.  Эти идеи распространялись духовными учителями и философами на протяжении столетий,  и к началу Христианской эры Буддистские монахи уже основали духовные центры на Западе дойдя до Англии, в Китае и в Африке, неся с собой принципы ахимсы и веганизма. Вилл Татл поясняет, что в ситуации с древними философами он использует слово “веганизм” а не “вегетарианство” в силу того, что мотивация тех учений соответствовала мотивации веганизма – сведения жестокости к чувствующим существам до минимума.

Со всеми пересекающими друг друга идеями древнего мира, не удивительно, что многие древние летописцы считали, что Иисус Христос и его ученики воздерживались от употребления животной плоти, и до нас дошли документы, что первые Христианские отцы были вегетарианцами и вполне возможно веганами.  Несколькими столетиями позже, когда Христианство стало официальной религией Римской Империи, во времена императора Константина, философия и практика сострадания к животным были жестоко подавлены, и тех, кого подозревали в отказе от мяса, римские воины жестоко пытали и убивали. Практика наказания за сострадание продолжалась несколько столетий и после падения Рима.  В средние века в Европе католики-вегетарианцы, такие как Катары и Богомилы подвергались подавлению и в конечном счете были полностью истреблены церковью.  

Кроме вышеназванных, во времена древнего мира и средневековья существовали еще и другие течения и отдельные личности, пропагандирующие философию ненасилия по отношению к животным: в неоплатонических, герметических, суфистских, иудаистских и христианских религиозных школах.

Во времена Ренессанса и эпохи Возрождения могущество церкви снизилось, и как результат начала развиваться современная наука, но к сожалению это не принесло улучшения судьбе животных, а наоборот дало начало еще более жестокой их эксплуатации ради экспериментов,  развлечений, производства предметов одежды  и конечно еды.  В то время как до этого существовал какой-то канон уважения к животным как творениям Бога, то во времена доминирующего материализма их существование рассматривалось только в качестве товаров и ресурсов в механизме развивающегося индустриализма и в условиях ускоренного роста всеядной популяции человека.  Это продолжается и по сей день и представляет угрозу для всех животных, а также для природы  и самого человечества в силу масштабных разрушений и истребления природы и животного мира.

Пересекающиеся философские течения из разных частей света всегда помогали подвергать сомнению официальную концепцию нашей культуры, и в  19 – 20 веках этому свидетельствовало бурное возрождение вегетарианства и идей защиты животных.

Вдохновлением чему в большой степени послужили заново открытые учения, пришедшие с Востока в Европу и в Северную Америку.

 Переводы древних Буддистских и Джейновских священных сутр, упанишад и вед, тао те чингов и других Индийских и Китайских текстов, а также обнаружение народностей, процветающих на растительной диете, побудили многих на Западе подвергнуть сомнению принятые в их обществе нормы, основанные на жестокости по отношению к животным.

 Слово “вегетарианец” было сформировано в 1980 году вместо старого “Пифагорианец”.  Экспериментирование и пропаганда вегетарианства увлекла многих влиятельных авторов, таких как: Шелли, Байрон, Бернард Шоу, Шиллер, Шопенгауэр, Эмерсон, Луиза Мэй Алкот, Уолтер Бесант, Елена Блаватская, Лев Толстой, Ганди и других.

 Образовалось и христианское течение, в которое входили несколько глав церквей, таких как: Уильям Каухерд в Англии и его протеже в Америке Уильям Меткалф, который проповедовал сострадание к животным.

Эллен Уайт, принадлежащая ветви Адвентисты Седьмого Дня и Чарльз и Мертл Филмор из Христианской Школы Единства (Unity School of Christianity) проповедовали веганство за 40 лет до того, как было сформировано слово “веган”.

 Им помогала новаторская работа предшествующих им распространителей вегетарианства как Сильвестр Грэм (Graham) – пресбетарианский священник создатель “graham crackers” хлебцев;  Чарлз Уильям Поуст (Post) – основатель фирмы Post, выпускающей зерновые мюсли-сериалы и Келлогг (Kellogg) – основатель зерновых мюсли-сериалов Kellogg.  Их усилиями была развита идея о полезности питания на растительной основе, а также было привлечено внимание к жестокости, вовлеченной в употребление животных продуктов.   Образовались первые общественные организации по защите животных таких как RSPCA, ASPCA, Humane Society.

В 1944 году в Англии Дональд Уатсон укрепил фундамент современного движения за права животных.  Он сформулировал термин “веган” и основал Веганское Общество в Лондоне,  бросив прямой вызов официальной версии нашей культуры и его ядру.

Доналд Уатсон определил веганизм как “философию и способ жизни, исключающий на сколько это возможно с практической точки зрения все формы эксплуатации и проявления жестокости по отношению к животным ради употребления их в пищу, изготовления из них одежды и для любых других целей”.

 Таким образом было рождено веганское движение как манифестация древней и вечной истины Ахимсы, и которое является сердцем движения за права животных.

После этого прошли десятилетия,  было выпущено много книг, опубликовано множество исследований, основаны многочисленные организации и периодические издания, был создан ряд документальных фильмов и сайтов – все в едином усилии человечества сократить жестокость по отношению к животным.

В результате всех вышеназванный усилий веганизм и права живоных все больше выходят на центральный план, и движение набирает момент не смотря на гигантское сопротивление всех институтов нашего общества,  на враждебность со стороны наших культурных традиций и на многие другие сложности, вовлеченные в этот процесс.

Становится все более очевидным, что наша жестокость по отношению к животным является прямой движущей силой  разрушения окружающей среды, наших физических и психологических болезней,  войн,  голода, неравенства и социальной жестокости,  не говоря уже о том, что эта жестокость не имеет никакого этического оправдания.

 Группы и отдельные личности объединяются, чтобы распространять идеи защиты прав животных в различных комбинациях  сфер защиты, в зависимости от того, к чему они более склонны, образуя  таким образом ряд соревнующихся между собой направлений.

Нетрадиционная медицина

История и эволюция движения за права животных – вегетерианство

Термин веганство ввёл в обиход Дональд Уотсон (его же и считают основателем данного движения) в 1944г. Изначально было только одно понятие —  вегетарианство, подразумевающее отказ от мяса и большинства продуктов животного происхождения (рыба, яйца и молоко).

Дональд Уотсон

Однако впоследствии все же возникла необходимость ввести отдельные термины — веганство и вегетарианство. Дело в том что некоторые вегетарианцы стали допускать компромиссы в своём рационе, что в большинстве случаев противоречило изначальной идее вегетарианства.

Так появились старовегетарианцы — веганы и младовегетарианцы, к которым относят оволактовегетарианцев (употребляют яйца и молоко) и лактовегетарианцев (употребляют молочные продукты).

Также часто к веганам относят сыроедов (не употребляют термически обработанную пищу) и фрукторианцев (питаются только фруктами).

Существуют ещё такие околовегетарианские диеты как пескетарианство (не употребляют только красное мясо и мясо птицы), поллотарианство (исключают только красное мясо) и флекситарианизм (употребляют мясные и морепродукты ограниченно).

 Причины, побуждающие людей перейти на веганство

  • этическая причина, самая основная, заключается в стремлении уменьшить страдания животных, жертв современного промышленного животноводства;
  • экологические причины. Переход на веганство – один из способов уменьшения уровня загрязнения окружающей среды и истощения природных ресурсов;
  • улучшение и сохранение собственного здоровья. Польза веганства доказана практикой, в том числе для детей и беременных женщин.
  • религиозные соображения (индуизм, джайнизм, кришнаизм, соблюдение постов, например, в христианстве);
  • неприятие организмом любых продуктов животного происхождения.

Какие продукты неприемлемы в веганстве?

Как уже говорилось выше, веганы не употребляют никаких продуктов животного происхождения. Помимо таких очевидных продуктов, как мясо, рыба, морепродукты животного происхождения, яйца и молоко, веганы исключают также:

  • мёд и другие продукты пчеловодства (прополис, воск, например);
  • продукты, в составе которых содержатся компоненты животного происхождения (желатин, сычуг);
  • продукты, при изготовлении которых использовались компоненты животного происхождения (например, некоторые виды рафинированного сахара очищают при помощи костного угля, а большинство спиртных напитков осветляют посредством так называемого рыбного клея, яичного желтка или желатина);
  • пищевые добавки, которые бывают и растительного, и животного происхождения (как правило, происхождение таких добавок на упаковке не указано. Например, Е471).

Также веганы не носят одежду и не покупают изделия из натуральной кожи, меха, шерсти, каракуля, шёлка и их производных. Не пользуются косметикой и бытовой химией, тестированной на животных. И не поддерживают индустрию развлечений с цирками, зоопарками, дельфинариями, лошадиными скачками, корридой и боями с участием животных.

Почему веганы отказываются от употребления казалось бы безубойных продуктов животного происхождения?

  • молоко и его производные. В промышленном производстве коров содержат в неволе в течение всей их жизни, часто в плохих условиях. Постоянное доение не является естественным процессом в жизни животных. При этом забивают на мясо не только телят-бычков, получаемых от молочных коров, но и самих коров в возрасте 4-6 лет, когда уровень молочного надоя снижается из-за возраста. Если же не брать в расчёт этический аспект, то животное молоко само по себе не является продуктом, необходимым для человеческого организма. Оно предназначено для вскармливания детёнышей;
  • яйца. Куры-несушки всю жизнь проводят в тесных клетках на птицефабрике, не имея возможности расправить крылья или размять свои лапы. Многие из них страдают различными болезнями. Помимо этого при сортировке цыплят для периодического пополнения поголовья несушек, маленьких петушков за ненадобностью уничтожают посредством перемалывания в мясорубке или отравления углекислым газом;
  • большинство веганов не употребляют промышленный мёд ввиду того, что большинство пчеловодов хоть и заботятся о сохранении пчёл, однако периодически убивают лишних и неудачных маток и трутней. Многие коммерческие пчеловоды заменяют пчёл на более молодых в среднем каждые 2 года. (Другими словами, старых пчёл просто убивают). Для удержания пчелиного роя на месте насекомых окуривают дымом, отлавливают отроившихся и возвращают на место. При заборе мёда часть пчёл гибнет, защищаясь и жаля пчеловодов, часть оказывается просто раздавленной;
  • шерсть. Мериносы, чья шерсть в основном и используется в производстве, искусственно выведенная порода овец. В многочисленных складках кожи на задней части тела у этих овец скапливаются остатки испражнений, в которых мухи откладывают яйца. Вылупившиеся личинки едят овец заживо. Во избежание подобного ягнятам обрезают на этих участках кожу, на зарубцевавшейся ране кожа становится гладкой, и шерсть на ней не растёт. Процедура называется мьюлесинг, и осуществляется без анестезии;
  • шёлк. Для того чтобы получить шёлковую нить, коконы шелкопрядов живьём варят в кипящей воде, а затем разматывают. личинки при этом погибают.

Из истории возникновения веганства как движения

Часто можно услышать, что вегетарианство/веганство является новомодным явлением, пришедшим к нам с запада в последние несколько лет. На самом деле это не так. Наше отечественное вегетарианское-веганское движение существует довольно давно и сыграло не последнюю роль в формировании современного мирового движения, выступающего за права животных.

Явление отказа от мяса известно столько же, сколько существует само человечество. Растительной пищей питались Сократ и Пифагор. О жизни греческого философа Пифагора писал его соотечественник Плутарх.

И когда ему задавали вопрос, по какой причине Пифагор не ест мяса, писатель неизменно отвечал, что он удивлён не этому, а тому, что у людей есть возможность питаться овощами, фруктами и зерном, а они продолжают убивать животных и есть их плоть.

Сократ

Основателем первого веганского общества в Великобритании в 1944 г. является Дональд Уотсон, он же и автор термина «веганство».

Благодаря Уотсону и его единомышленникам были сломаны традиционные медицинские стереотипы и было доказано, что веганство является полноценным и здоровым образом жизни.

Уотсон умер в 2005г, ему было 95 лет, и до самого последнего дня он сохранил ясный ум и энергичность.

Со второй половины 20 века веганство стало распространяться в первую очередь в западной Европе и северной Америке. Сейчас в крупных городах появились веганские кафе и рестораны, пекарни и магазины. Увеличивается количество предприятий, которые специализируются на производстве различных веганских товаров.

По результатам опросов к 2001 г в Германии насчитывалось около 200-400 тыс. веганов (это значит 0,25 – 0,5% от всего населения), в Великобритании веганами себя назвало 0,4 % населения, а в Америке на июль 2002 г — 0,9 % взрослых жителей страны.

С подачи Веганского общества 1 ноября каждого года отмечается Международный день вегана.

В России вегетарианское движение возникло в 1860 –е годы, активно развиваясь до революции 1917 г. Главной причиной отказа от мяса являлась этическая составляющая.

Основная масса дореволюционных вегетарианцев придерживалась принципов, в целом соответствующих современному веганству.

Большой вклад в развитие идеи, как у нас, так и во всём мире, внёс русский писатель лев Толстой, описавший в нескольких своих эссе этические принципы вегетарианства. По словам Дональда Уотсона именно «Первая ступень» Толстого была для него отправной точкой.

Ещё в 1908 г на I Вегетарианском Конгрессе в Дрездене обсуждалась особенность русского восприятия вегетарианства, в первую очередь как этическо-философского мировоззрения. И сейчас, спустя столько лет, этический аспект приоритетен в движении веганов.

Среди известных веганов можно отметить

педиатр Бенджамин Спок

режиссёра Джеймса Кэмерона; актёров Вуди Харрельсона, Эмили Дешанель, Хоакина Феникса, Алисию Сильверстоун, Памелу Андерсон, Марию Калинину; музыкантов Пола Маккартни, Моби, Энтони Кидиса (гр.

Red Hot Chili Peppers), спортсменов Карла льюиса (спринтер), Мака Данцига (чемпион мира в боях без правил), Скотта Юрека (неоднократный победитель марафонов); врачей Нила Барнарда и Бенджамена Спока, телеведущую Ольгу Шелест.

Отметим также веганов долгожителей

основатель Веганского общества Дональд Уотсон (95 лет), математик И.М. Гельфанд (96 лет), врач-педиатр Бенджамин Спок (95 лет), доктор биологических наук Этель Тёрстон (95 лет).

Итак, веганство – это не только желание сохранить собственное здоровье, но и стремление минимизировать вред и страдания, причиняемые человечеством окружающему миру и другим его обитателям.

Есть животных нельзя

История и эволюция движения за права животных – вегетерианство

“Из всех мясных продуктов я предпочитал курицу, считая, что у нее наименее осмысленные глаза, потому перешел на рыбу, пока не увидел однажды на рынке рыбу, почувствовал ее взгляд, обреченность, и мы с женой отказались от рыбы. Перешли на морепродукты.

Однажды приехали в гости, там нам наделали кальмары – и как судьба сложилась – показывают передачу про кальмаров. Я до этого думал, что это какая-то субстанция неосознанная, плавает где-то в океане. А оказалось, что это развитое существо, у него глаза как у человека”.

Игорь Тальков – младший

Так рассказывает о своем приходе к веганству певец Игорь Игоревич Тальков.

“Мы побеждаем! Уже даже не борясь и не сражаясь.

Все идет своим чередом! Веганов сегодня на планете уже миллионы! И эта армия разрастается с каждым днем! В России уже в 900 городах есть сообщества на нашу тему, это популярно и среди медийных лиц, в Мосгордуме и Госдуме, среди спортсменов, врачей, журналистов”, – говорила на пресс-конференции, посвященной Дню вегана, отмечающемуся 1 ноября, президент Центра защиты прав животных “ВИТА” Ирина Новожилова.

Веганы выступают против насилия и жестокости, включая в систему ценностей не только человека, но и животных. Веганы не употребляют в пищу любые продукты животного происхождения, включая молоко и яйца, не носят мех и кожу животных, выступают против экспериментов на животных и развлечений с их использованием (цирки, зоопарки, охота, бои, бега, коррида, охота, рыбалка).

Несмотря на успехи российских веганов, забот у них гораздо больше, чем у единомышленников в странах, где права животных защищены законом. В России такого закона нет, и у стен Госдумы уже несколько месяцев проходят пикеты с требованием его принять.

Если бы такой закон был, не выходили бы телепрограммы, в которых пропагандируется насилие по отношению к животным. Зоозащитники требуют от администрации Первого канала уволить ведущих передачи “Мужское-женское”​ Александра Гордона и Юлию Барановскую, оправдывавших убийства собак.

Эта петиция собрала уже более 25 тысяч подписей.

Многие веганы участвуют в политических протестах, особенно в акциях левых движений.

На первомайской демонстрации в 2017 году веганы шли в колонне вместе с ЛГБТ-активистами, полицейские увидели радужные флаги и стали хватать всех без разбора.

Был задержан Ростислав Чеботарев, который нес плакат “Ни в какой эксплуатации нет необходимости – становись веганом”. Тверской суд Москвы оштрафовал его на 15 тысяч рублей за “пропаганду вегетарианства и нетрадиционной ориентации”.

Веганский рестобар Animals, на который в Петербурге напала группа неонацистов, и раненый посетитель

Это курьез, но происходят и настоящие столкновения.

1 октября в Петербурге группа неонацистов, разыскивавших молодого человека, помочившегося на могилу Дмитрия Боровикова, напала на веганский рестобар Animals и устроила там погром. В одного из посетителей выстрели из ракетницы, несколько человек получили травмы. Средства на ремонт бара собирали методом краудфандинга.

С этой истории мы начинаем разговор с одним из ветеранов веганского движения в Петербурге Дмитрием Корецким, называющего себя Дмитрием Вегановым.

– Странно, что нападение фашистов на веганское кафе почти не получило огласки по желанию владельцев пострадавшего заведения. Мне кажется, к таким случаям надо привлекать как можно больше внимания. Возможно, мы не знаем и о других нападениях такого рода. Часто ли такие конфликты происходят и в чем причина?

​–Такого в России ни разу не было. В прошлом году грузинские неонацисты напали на веганское кафе в Тбилиси.

Вот там был более ярый пример ненависти к веганам, они не только закидали посетителей колбасой, но и кричали расистские лозунги против работников кафе, многие из которых были из России. Я знаю достаточно подробно эту историю, так как был в Тбилиси после этого события…

Как там, так и здесь, среди представителей антифашистского движения огромное количество веганов и вегетарианцев.

Это смешно, но и среди неонацистов и националистов встречаются веганы и вегетарианцы (возможно, они ведутся на миф о том, что Гитлер был вегетарианцем, но это не так). Поэтому, если копнуть глубже, то данная конкретная ситуация в Петербурге связана именно с конфликтом фашистов и антифашистов, а не веганов и неонацистов.

– Верно ли, что вегетарианство – это просто диета, ни к чему не обязывающая, а веганство – стиль жизни и, возможно, даже нечто, напоминающее религию?

​–Изначально вегетарианство, так же как и веганство – это определенная идеология, а не просто диета. Во времена расцвета вегетарианских обществ в Российской империи вегетарианская идеология была плотно связана с духовным ростом, стремлением к гармонии с природой, религиозностью и ненасильственным отношением к животным. Для примера достаточно вспомнить Толстого.

Но даже в те времена, еще до изобретения термина “веган” (в 1944 году), вегетарианцы уже задумывались о других вопросах безубойного образа жизни, например, статья 1912 года. Со временем любое движение развивается, то же произошло и с вегетарианством.

Веганство стало более строгой формой вегетарианства, с полным исключением насилия над животными и без примеси какой-либо эзотерики, религиозности. То есть основа веганского движения сейчас – это этичное отношение к животным, признание за ними внутренней ценности, то есть отношение к животным не как к вещам, а фактически как к личностям.

Но сейчас что вегетарианство, что веганство для значительной части общества связаны именно с диетой. И это достаточно легко объяснить. Сторонники этих идей показывают, как можно жить без убийства и эксплуатации животных и что подобный образ жизни абсолютно безвреден. Демонстрация этого проходит через демонстрацию питания.

Я обычно, чтобы избежать путаницы, стараюсь говорить не “веганская диета”, а “диета веганов”. А чтобы разделить различного рода “кулинаров” и приверженцев диеты веганов ради ЗОЖ говорю: “Не каждый, кто придерживается диеты веганов, – веган, но каждый веган придерживается диеты веганов”.

– Среди моих знакомых становится все больше вегетарианцев и веганов. В последние годы в Европе и Америке новые рестораны и магазины для них открываются на каждом шагу, а в меню обычных ресторанов появляется все больше немясных блюд. Это стремительный скачок, который произошел буквально за 5–10 лет. Как это объяснить? Это просто мода, которая может пройти, или нечто более глубокое?

–Здесь нет какого-то одного фактора, я бы выделили сразу несколько.

Главным, на мой взгляд, все же стало развитие интернета и социальных сетей. Раньше мы устраивали акции, раздавали листовки, ориентировались сильно на СМИ.

Или, например, после создания или перевода каких-нибудь роликов, фильмов записывали их на диски и раздавали людям, чтобы те, посмотрев, передавали другим.

Сейчас такая передача информации делается в один клик мышкой, и не нужно тратить деньги на болванки и время на их нарезание и раздачу.

Параллельно развитию соцсетей и ютуба развивались и зоозащитные, веганские организации и движения. Они проводили расследования на фермах и делали информацию о том, как живут животные и как их убивают, доступной для всех. Более того, результаты подобных расследований попадали в крупнейшие западные СМИ.

Еще один важный фактор – это “зожники” и информация ООН, ВОЗ о вреде мяса и влиянии животноводства на окружающую среду, которая была озвучена даже по федеральным СМИ. Именно “зожники” являются основными покупателями вегетарианских магазинов, т. к. там полезные для здоровья продукты, и потому что сбалансированная диета веганов реально помогает улучшить здоровье.

– Россия катастрофически отстает от Европы во всем, что касается прав животных. Само это словосочетание вызывает у многих обывателей ярость. Есть ли очевидные успехи у вашего движения?

– В Европе развиты институты демократии и есть возможность лоббировать интересы различных групп, поэтому есть и сильные экологические партии, через которые проводятся зоозащитные законы. Недавно в Финляндии даже появилась партия за права животных.

У нас… даже и говорить не надо, как и кем принимаются законы по тем или иным вопросам. Поэтому в основном мы вынуждены действовать на низовом уровне. Но есть местами и успехи.

Например, 21 октября Центру защиты прав животных “Вита” удалось сделать концерт за права животных прямо у стен Кремля. “Голоса за животных” в Санкт-Петербурге через комитет по природопользованию выпустил плакаты против фотобизнеса, а до этого была подобная социальная реклама.

Ну и стоит упомянуть борьбу за закон “Об ответственном обращении с животными”, который так пока и не приняли.

Если говорить о не связанных с законодательством вещах, то “веганский” рынок развивается достаточно бодро, несколько раз в год в Петербурге проходят веган-фесты, в Москве вообще каждый месяц проходит вегетарианский “вегмарт”. Все это позволяет развиваться этичному бизнесу, появляется много новых производителей, кафе, магазинов, ресторанов.

– Что вас сейчас заботит больше всего и какие у вас первоочередные задачи?

– Говорить за все движение я очевидно не могу. Потому что у разных организаций и небольших активистских групп есть свои приоритетные задачи и направления. Но все же выделю необходимость рассмотрения и принятия закона “Об ответственном обращении с животными”. Мои приоритетные направления – это “Веган-фест” и проект с очками виртуальной реальности “Их глазами”.

Павел Дуров считает, что мясо есть нельзя

– Павел Дуров советует “всем, кто занимается созиданием”, отказаться от семи вещей: алкоголя, любого мяса, таблеток и любых продуктов фармацевтики, никотина, кофе и чая, фастфуда, а также телевидения и его аналогов. Вы согласны с его рекомендациями?

– Многие восприняли их как крайне категоричные заявления, но я думаю, что это не так. Например, фармацевтика. Никто не будет отказываться от реально жизненно важных препаратов. Фармацевтика реально спасает жизни, хоть и фармкорпорации (как, впрочем, и любые корпорации) заточены на продажи и рост прибыли.

Если говорить с позиции вегана, то 6 из 7 пунктов – это личный выбор каждого (пить – не пить, смотреть – не смотреть). А вот пункт 2 хорошо бы заменить на “все продукты животного происхождения”, потому что в данном пункте вопрос уже не личного выбора.

С моральной точки зрения можно сравнивать его с “не насиловать женщин” или “не заниматься каннибализмом”, или “не поддерживать рабство”. Ведь когда-то люди ели людей, рабы не считались личностями, а у женщин не было совсем никаких прав.

Но ситуация меняется, и мы знаем, что все животные, которых мы едим и эксплуатируем, испытывают боль, более того: они обладают когнитивными способностями.

Дмитрий Корецкий (Веганов)

– Как и когда вы сами стали веганом? Были ли у вас из-за этого конфликты в семье?

– Больше 12 лет назад. У меня были знакомые, которые уже были веганами. Я пообщался с ними и через какое-то время понял, что могу спокойно прожить без убийства невинных существ. Конфликтов с семьей особо не было. Поначалу я говорил, что так мне проще избавиться от аллергии (и действительно помогло), потом привыкли.

– Читал, что вы пытаетесь развеять заблуждение о том, что веганство вредит физическому развитию человека. Действительно среди веганов много спортсменов и бодибилдеров?

– Точных цифр не существует. Но есть, например, целое сообщество “Вегетарианская сила”, многие участники которого мастера спорта или кандидаты, и их успехи говорят сами за себя.

– Можно ли говорить о том, что у российских веганов существует общая политическая платформа? Участвуете ли вы в акциях протеста?

– Политической платформы как таковой не существует.

Грубо говоря, есть защитники животных – сторонники Путина, есть Навального, есть и националисты, и огромное количество веганов-анархистов или сторонников левых идей.

В США, например, по статистике большинство веганов – это либералы. У некоторых веганов есть понимание, что демократические преобразования помогут положению животных. В акциях протеста я участвую.

– Многие люди вашего поколения возлагают надежды на Алексея Навального. Как вы к нему относитесь?

​– Мое поколение – это те, кому за 30! Это поколение давно никому не верит и ничего не ждет. Если речь про поколение ютуба, то за них лучше скажут они сами. Мне нравятся его расследования, изобличающие коррупционеров, но отношусь я к нему лично как к охотнику и националисту, то есть негативно.

Единственное, что при Навальном может открыться, – это так называемое окно возможностей, но глобально ничего не изменится.

А вообще всем политикам рекомендую послушать Пифагора, вот его цитата как раз о них: “Если они стремятся быть справедливыми в высшей степени, то отнюдь не должны причинять вред и низшим животным.

Как убедят они других людей поступать справедливо, если известно, что сами они с ненасытной алчностью пожирают близких человеку созданий? Ведь благодаря общению с нами, одинаковым условиям существования и взаимной привязанности эти животные… связаны с нами братским союзом”.

Полицейские возле Госдумы хватают участника пикета, требующего запретить притравочные станции. Фото Ирины Савицкой

– Возможно ли, что с мясоедением постепенно произойдет то же самое, что и с курением – постепенное вытеснение из сферы приемлемого? Какой, на ваш взгляд, будет ситуация через 15–20 лет?

– Скорее на замену мясу с животноводческих ферм придет так называемое “чистое мясо”: стопроцентные аналоги из растительного мяса или мясо из пробирки. Этот процесс уже идет семимильными шагами. Но его нужно ускорять.

– Можно ли вообразить мир, в котором промышленное животноводство и употребление животных продуктов будет запрещено?

– Можно. Би-би-си сняли даже фильм про это. Можно еще вспомнить роман Урсулы Ле Гуин “Обездоленные”, где описано общество, в котором не принято есть животных. Или трогательный ролик с Йохеном Никелем, веганом и актером фильма “Список Шиндлера”:

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *