Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

Мобильный вегетарианский гид №1 в России и СНГ

Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

17 Дек 2015 1808

Вегетарианство на Руси испокон веков было заложено в традицию питания, основанную на щах да кашах, ягодах и грибах. Все источники информации о повседневной жизни древних русов, дошедшие до нас, не несут сведений о кровавых жертвах во славу своих богов.

Причины возникновения мясоедения.

Изначально все существа на нашей планете были вегетарианцами, вплоть до момента грехопадения. Вот тогда-то падшие ангелы и научили людей  употреблять в пищу мясо, гласят предания.

Во время последнего ледникового периода растительная пища стала недоступна, и скудный рацион человек заменил на мясной. Только по необходимости, ради выживания на время кризисного периода.

После окончания ледникового периода люди не прекратили есть мясо. И это связано с многолетними устоявшимися традициями, которые постепенно переросли в банальное невежество.

Во времена глубокой старины климат на нашей планете был гораздо мягче. Природа была более разнообразна и множество растений, которые исчезли на сегодняшний день давали человеку все необходимое.

Этим и объясняется строение нашей пищеварительной системы,  растительноядной с одной стороны, но способной справиться при необходимости и с мясной пищей. Тем не менее, наш организм не предназначен для употребления мяса, и болезни связанные с мясным питанием тому доказательство.

**Все растения, заменяющие мясную пищу, которые существуют сегодня – это лишь малые крохи, оставшиеся от былого величия древней природы.

Традиции вегетарианства в прошлом.

До середины XX века мясная пища была доступна только правящему классу и тесно ассоциировалась с богатством и достатком. Постепенно бедное сословие, в постоянном подражании правящей элите, переняло все предпочтения и вкусовые пристрастия, которые распространились на всё общество в целом.

Вегетарианство было распространено во всех культурах древнего мира, мясо в пищу употребляли немногочисленные народы.

** На сегодняшний день человечество употребляет мясо больше, чем в любой другой исторический период.

Во времена процветания египетской цивилизации употребление мяса считалось кощунством. По описаниям Геродота, египтяне по большей части были сыроедами.

Йога, которая зародилась в 6 тысячелетии до н. э. в Индии, несёт в себе нравственную концепцию самосовершенствования, основанную на запрете употребления мяса. Индусы знают, что вместе с мясом убитого животного человеку передаются страдания и болезни этого животного.

Согласно индийской науке о здоровом питании Аюрведе, свежие овощи и фрукты, орехи и мёд, финики улучшают качество крови, благоприятно влияют на возвышенный образ мыслей, поэтому такая пища должна составлять 80% от всего рациона.

** В древних индийских писаниях говорится, что во времена ведической древности существовало только три болезни, одна из которых старость, а с появлением мясоедения возникло 78 новых видов заболеваний.

Люди древности тысячелетиями знали о том, что мертвечина, падаль провоцирует возникновение множества заболеваний, так как кишит различными, болезнетворными бактериями.

В былинах и сказаниях, русские витязи и богатыри питались ржаным хлебом и квасом. Казалось бы, как можно на таком скудном питании быть сильным богатырём? А вот, оказывается, можно было, так как сила в духе и чистоте помыслов.

В ведах упоминается о том, что скудная пища обновляет организм, так как на пищеварение не затрачивается много энергии и она копится в человеке. А получает он её прямо из космоса. Многие йоги и мудрецы довольствуются умеренным количеством еды, они умеют получать энергию из простой и скудной пищи.

Вегетарианство — это наука, основанная на этике.

Вегетарианство не основывается на религиозных и моральных догмах, скорее это наука, основанная на этике.

** Вегетарианство на Руси – это определённый образ жизни, мироощущения. Это чувство единства с природой, богами, Землёй, космосом и всеми живыми существами. Это дар, видеть во всём происходящем часть самого себя, а это значит жизнь ради жизни. Это глубокое самосознание, а не механическое исполнение морально-нравственных законов бытия.

В период между 1890-1917 годом, в России возникло сильное вегетарианское движение, которое было насильственно подавленно большевиками. На вегетарианство наложили табу якобы в связи с ложными идеями и гипотезами, из которых оно вытекает.

В России существовала тысячелетняя практика воздержания от мяса по религиозным соображениям не только среди монахов, но и среди православных граждан.

** Пост был настолько важным элементом в практике верующих, что в общей сложности составлял 220 дней в году и соблюдался крайне добросовестно.

Вегетарианство на Руси. Традиционные блюда.

Некоторые старинные русские блюда, которые традиционно назывались кушанья и готовились в русской печи. Основой этих кушаний были цельнозерновые продукты, которые очень полезны для организма.

ТЮРЯ.

Постная похлёбка из холодной воды, соли, ржаных сухариков, нарезанного лука, сырых овощей, различных трав и растительного масла.

ПОЛЕВКА.

Похлёбка из закваски ржаной муки, подсоленной воды, лука и сушёных грибов.

КУЛАГА РЖАНАЯ.

Народное блюдо славян, что-то вроде лечебного киселя из ржаной муки и солода. Готовилась в протопленной печи 8-10 часов.

ЗАВАРУХА — ПОВАЛИХА.

Проваренную пшеничную муку в подслащенной воде, запекают с топленым маслом в печи. Едят с простоквашей.

ТОЛОКНО.

Овёс в течение ночи держали в теплой печи, затем делали муку, которая не образовывала клейковину. Потом замешивали на кипячёной остывшей воде с солью.

ЛОГАЗА.

Каша из ячменя и гороха или чечевицы.

КОЛИВО.

Каша из целых зёрен пшеницы или ячневой крупы, мака, мёда, молока.

ДЖУР.

Кисель из овсяной муки с сушёными или свежими ягодами. Ели с мёдом и молоком.

Еда наших предков была очень проста и невероятно полезна, также она обладала лечебным эффектом, потому что они чувствовали природу и относились к ней с уважением. Поэтому природа отдавала им во много крат больше.

Мы должны помнить и чтить заветы прародителей. Только так мы сможем передать нашим потомкам правильный образ и понимание жизни. Вегетарианство — это основа жизни, давайте будем жить.

История возникновения вегетарианства

Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

Вегетарианство – это  новое веяние моды, возникшее на рубеже 20 и 21 столетия, или исторически сложившийся факт? Когда появились первые вегетарианцы, и какими мотивами руководствовались они?

Обратимся к истокам и фактам. Столь популярное ныне слово «вегетарианец» впервые было произнесено в первой половине 19 столетия в «Британском вегетарианском обществе».

Пару столетий назад, человек, называвшийся вегетарианцем, заявлял не столько об отказе от мясной пищи, сколько говорил о своих философских взглядах на жизнь. И лишь спустя годы, этот общеизвестный термин – вегетарианство — стал явно указывать не только на образ жизни, но и на гастрономические пристрастия человека.

Само явление возникло не в 19 столетии, а намного раньше.

Давайте перенесемся в Древний Египет и приоткроем завесу тайны над взглядами египетских жрецов, хранителей древних священных традиций. Большинство из них были истинными вегетарианцами — они не только не ели мясо, но и не прикасались к тушам мертвых животных.

Жрецы верили, что отказ от мяса является необходимым для успешного общения с богами, просветления духа и проведения таинственных ритуалов. Их примеру следовали многие египтяне.

По свидетельствам историков Геродота и Плиния Старшего, египтяне, в большинстве своем, питались сырыми фруктами и овощами.

Олимп, могущественные боги, колыбель поэзии, математики, философии. Древняя Греция! В ней значительная часть населения была вегетарианцами. Один из основных элементов их рациона — фрукты.

Не все знают, что знаменитые древнегреческие философы – Сократ, Пифагор и Платон – придерживались вегетарианских взглядов на жизнь! Пифагор верил в переселение душ, поэтому и отказывался от мясной пищи.

Многие последователи Пифагора унаследовали вегетарианские традиции своего учителя.

Платон, разделявший взгляды Пифагора, в труде «Диалоги» рассказал о своем представлении идеального общества. Каким же было оно? Прежде всего, таким, в котором нет места мясной пище. В понимании великого древнегреческого философа, именно пристрастие к мясу порождало конфликты и недоразумения,  способствовало возникновению новых болезней – как физических, так и душевных.

У Плутарха, жившего в Древней Греции, были более философские взгляды на вегетарианство. Он не мог одобрить и понять то, как человек может решиться на убийство живого существа, у которого есть своя жизнь, которое наделено умственными способностями.

Исторические факты свидетельствуют о том, что в период с 6 по 2 тысячелетие до нашей эры в Древней Индии зародилась хатха-йога, система, которая позволяет человеку совершенствоваться духовно и физически. Но для этого нужно преложить усилия и отказаться от мяса животных.

  Мясная пища передает человеку все страдания и болезни убитого животного. В Древней Индии считали, что именно поедание мяса животных – причина агрессивности и злости людей. В то время как вегетарианцы становятся более здоровыми, сильными – духом,  культурно развитыми людьми.

Огромное значения для развития вегетарианства сыграло появление буддизма в первом тысячелетии до нашей эры. Основателем этой религии стал Будда, который, вместе со своими последователями, пропагандировал отказ от вина и мяса и запрет на умерщвление любого живого существа.

В наше время буддисты делятся на вегетарианцев и не вегетарианцев. К сожалению, не все буддисты, проживающие в Тибете или Монголии, могут придерживаться одной из основных заповедей буддизма в силу жестких климатических условий.

Согласно заповедям Будды, есть три вида нечистого мяса: мясо животного, убитого специально для конкретного человека, мясо животного, убитого по распоряжению конкретного человека и мясо животного, убитого самим человеком.

Буддисты считают, что главное, не употреблять нечистое мясо, если человек имеет к нему прямое отношение.

Древние инки, чьи тайны были сокрыты временем, и чья жизнь до сих пор интригует потомков, также были вегетарианцами. Их образ жизни разделяли древние римляне и спартанцы.

Последние, как известно, жили в условиях полного аскетизма, но обладали огромной силой воли, были выносливыми, сильными и замечательными воинами.

Кто знает, быть может тайна их превосходного здоровья и огромной силы воли скрыта именно в вегетарианстве?

Ранее средневековье — период, когда человечество забывает о вегетарианстве.

Среди великих людей Эпохи Возрождения были приверженцы вегетарианского образа жизни, например — Леонардо да Винчи. Он считал, что в будущем, к убийству животных будут относиться так же, как сейчас, относятся к убийству человека.

  Французский философ Гассенди считал, что употребление мяса человеком – противоестественное явление, и что человек обязан употреблять лишь пищу растительного происхождения.

В качестве аргументов указывал на то, что зубы у человека не предназначены для пережевывания мяса.

Несмотря на эти не многочисленные, но существенные доводы, вегетарианства, как осознанного и добровольного явления, не существовало.

Известный английский ученый Дж. Рей, который внес огромный вклад в развитие зоологии, заявлял, что, не смотря на теории приверженцев употребления мясной пищи, еда животного происхождения не прибавляет человеку силу.

Английский писатель Томас Трайон в своей книге под названием «Путь к здоровью» заявлял, что мясная пища приводит к болезням. Животные болеют, существуют в тяжелых условиях, и их мясо несет в себе определенный отпечаток. Помимо этого писатель заявлял, что убийство любого живого существа ради еды – недопустимо.

К 50-м годам 19 столетия вегетарианство стало зарождаться как целостная и научная теория о пользе растительной пищи для хорошего самочувствия и душевной гармонии. Толчком для развития этой теории в Великобритании послужил ряд причин, одна из них -распространение в метрополии индийских верований.

Свою лепту внес и экономический кризис, который привел к подорожанию значительной части продуктов питания.

Шопенгауэр считал, что вегетарианец – человек с более высокими нравственными и моральными устоями, а Бернард Шоу заявлял, что он питается как порядочный человек, не употребляя трупы невинных существ.

В конце 19 – начале 20 века большой вклад в развитие вегетарианства сделал Лев Толстой. Он стал приверженцем этого образа жизни в 1885 году после встречи с англичанином Уильямом Фреем. Последний доказал, что организм человека просто не предназначен для того, что бы употреблять в пищу мясо.

В пропаганде вегетарианского учения Льву Толстому помогали некоторые из его детей. Их взгляды нашли отклики в сердцах многих людей, и уже спустя годы, сын одного из его последователей – Ю.С.

Николаев, читал лекции о пользе растительной диеты и активно общался с представителями западных вегетарианских организаций.

В конце 80—х годов 20 столетия в России прошла конференция, в которой участвовали представители Армении, Литвы, Украины и России. Они приняли решение о создании вегетарианской организации.

Идею воплотили в жизнь в 1992 году. У образовавшегося «Вегетарианского общества» было несколько важных задач и целей.

Участники общества пропагандировали растительную диету и стремились привить людям бережное отношение и любовь к природе.

В 21 веке у вегетарианства начинается новый этап развития. В Индии, по-прежнему, большая часть населения – убежденные вегетарианцы (их численность около 40%). В Китае абсолютное вегетарианство практически не развито.

В Бельгии и Франции вегетарианство, как образ жизни — развивается, но небольшими темпами. Люди посещают рестораны для вегетарианцев, но лишь не многие решают отказаться от одежды из меха и кожи.

На сегодняшний день в мире существует более одного миллиона вегетарианцев.

За тысячелетия существования, такой образ жизни, как вегетарианство, проделал длительный путь. От популярности и забвения — до возрождения.

Вегетарианская кухня славян или что ели наши предки

Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

    Мы привыкли видеть на своём столе разнообразную еду, а в течение всего дня что-нибудь перекусываем. А что ели наши предки и почему они были почти что вегетарианцами?

    Гиппократ сказал: «Мы то, что мы едим». Интересуясь историей своего народа, мы подчас упускаем такой момент, как традиционная кухня. А это немаловажный фактор. Ведь, народная кухня – один из способов проявления культурного развития.

Употребляемые в пищу продукты, говорят об умении или неумении людей вести хозяйство. Наши предки приготовляли многие овощные культуры и, как это ни странно, ели мало мяса.

Неужели не хватало опыта в животноводстве, или есть другая причина?

Самая первая еда

    В те далёкие времена, когда люди только-только учились засеивать поля и разводить животных, основной пищей служило то, что можно собрать. Славяне пользовались богатыми дарами леса: охотились, собирали грибы, орехи, ягоды и плоды деревьев. Ягоды тогда умели засушивать на зиму, а вот яблоки и груши ели только свежими.

    Также славяне добывали мёд лесных пчёл. Бортничество тогда ещё не существовало, но наши предки умели ухаживать за дикими насекомыми, вырубая в стволах деревьев специальные углубления для их ульев.

    Ранней весной с авитаминозом боролись с помощью берёзового и кленового сока, из которого варили сиропы. В ход также шла крапива. Ели её не сырой, конечно же, а варёной или ошпаренной кипятком.

    Славяне были искусными рыбаками. Именно рыба являлась главным заменителем мяса. Из неё приготовляли множество блюд, в том числе знаменитую уху. Ловили тогда при помощи специальных ловушек – вятелей, которые плели из ивовых прутьев.

Родные продукты

    До того, когда торговля между русичами и другими странами ещё не была налажена, наши предки могли подать на стол лишь те продукты, которые росли в средней полосе.

Самыми первыми окультуренными растениями были рожь, ячмень и овёс. Помол зерна был трудоёмким делом, требующим усилий многих человек. Поэтому в каждом поселении была всего одна мельница с каменными жерновами, и работала она нечасто.

Из полученной ячменной и ржаной муки готовили каши и пекли хлеб.

    Вместо картофеля жарили брюкву. Это растение требовало ухода и достаточного полива, а давало небогатый урожай. Зато оно могло храниться в погребе аж до весны, а то и до нового урожая. Ещё одним распространённым продуктом была капуста. Правда, тогда она ещё не была кочанной и напоминала теперешний салат, а хранилась совсем недолго.

    Помните сказку про Репку? Да, она была самым «русским» продуктом. Её можно было увидеть на каждом огороде. Репа и росла быстро, и хранилась долго, а приготовить из неё можно было едва ли не десятки блюд.

Обрусевшие продукты

    Вы не задумывались, почему гречневая крупа носит такое название? Ответ прост: она появилась на Руси, когда установились торговые отношения с Причерноморьем. Закупали её у греков, а оттого и прозвали гречей. Это не очень требовательное растение быстро прижилось на берегах Днепра, и также быстро полюбилось нашим предкам. Из неё варили каши, а муку добавляли в хлеб.

    Вместе с гречихой к славянам попали из Причерноморского края огурцы, лук и некоторые сорта плодовых деревьев. Правда, садоводство развивалось на Руси очень медленно: нашим предкам больше нравилось собирать плоды от диких деревьев, чем ухаживать за садом.

    Популярные тыква и чеснок тоже «иностранцы» на русском столе. Попали они к нам во время разорительных набегов кочевых поволжских хазар где-то в 9-10 веках. Наши предки запасали тыкву на зиму, чтобы добавлять её в каши, а чеснок использовался для засолки и как приправа к мясу.

Мясной вопрос

    Так почему наши предки чаще ели рыбу и грибы, чем мясо? Неужели правдив стереотип о том, что славяне – прирождённые лентяи, и даже животноводством заниматься не хотят? Конечно, нет! Причина кроется в другом.

    Те, кто живут в деревне, знают, насколько трудно и затратно содержать скот.

Несколько свиней, коз или коров ещё куда ни шло, а вот прокормить стадо, чтобы самому кушать мясо каждый месяц, – это уже мало кому по силам. Так же было и в древности.

Скотину держали, но мало, и закалывали её только к большим праздникам. Поэтому наши предки разводили чаще птицу, и реже коз, свиней и туров – предшественников коров.

    Но если трудно содержать скотину, почему бы не добывать мясо из леса? Но и с охотой было не всё так просто. Чтобы запастись мясом надолго, требовалось добывать не зайцев или птицу, а кабанов, лосей, косулей или туров.

А это опасное и трудное дело. Охотники объединялись в небольшие группы и уходили далеко от селений, покидая семью на несколько дней.

К тому же, богатые угодья чаще принадлежали князьям или боярам, и охота обычным селянам там была запрещена.

    Поэтому наши предки мясо заменяли рыбой и грибами, а на охоту ходили за пушниной. Добыть белку, куницу или соболя можно и в одиночку, а продать их шкуры было куда выгоднее, особенно на рынках Причерноморского края. Выделывать меха славяне умели издревле. Для этого они использовали соль и щавелевую кислоту.

Рейтинг

последние 5

Вегетарианство в Древней Руси

Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

Рубрика: Жизнь | Рецепты

2017-04-10 | Автор: админ | 2016 просмотров

Вегетарианство было исконно русской традицией питания. Еще в конце XlX века русские жили без мяса и легко обходились щами и кашами из круп и овощей, фруктов и ягод. Велесова книга, которая диктовала догмы ведической религии испокон веков, никогда не упоминает о подношении богам мяса или рыбы. Все это соответствует нормам вегетарианства.

Помните, как питались русские богатыри? Краюха хлеба, да жбан кваса. Казалось бы, как после такого скудного питания можно быть сильным и биться по тридцать дней и три ночи? А богатыри могли, потому что были сильны и чисты духом, то есть питались высшими энергиями.

В ведах говорится, что скудная и умеренная пища всегда ведет к обновлению организма, потому что энергия человека не затрачивается на пищеварение, а человек получает ее, чтобы общаться с божественным, он черпает энергию жизни прямо из космоса, он получает благодать и силы.

Вот почему мудрые старцы отказываются от пищи или едят очень скудно. Вот почему дети едят так мало и наедаются яблочком или кусочком хлеба. Мамы часто волнуются, что ребенок перед едой испортил аппетит, но дети просто получают необходимую энергию от простой пищи. Заставлять ребенка есть в таком случае – вредить ему, блокировать канал восприятия божественного. Мамы должны об этом помнить.

Кроме того, вегетарианская еда действует на организма как очищение. Человек, который ест мясо, становится тяжелым, неповоротливым, их притягивает к земле. Вегетарианцы же не затрачивают столько усилий на переваривание пищи, они легки, изящны и их начинает притягивать небо.

Несмотря на всю эту философию, вегетарианство не имеет религиозных основ – это глубоко научный подход. Моральных догм здесь тоже нет – скорее это вопрос этики. Трудно поверить, что чувствительный, тонкий и осознанный человек ест мясо. А если он может есть мясо, наверняка что-то упущено – возможно, он не до конца осознает значение своих поступков и действий.

Пока мы не изменим тело человека, мы не можем изменить его сознание. Когда мы едим мясо, мы впитываем в себя животное, но мы же не животные, нам нужно победить животное в себе. Если мы по-настоящему хотим идти выше, познавать новое и познавать Вселенную, необходимо себя менять всеми возможными способами.
Древние мудрецы сравнивали вегетарианство с алхимией.

Изменения, которые создаются в теле практикующего, подобны чудесным превращениям камня в золото. (с)

7 главных русских вегетарианцев

Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

Сегодня вегетарианство становится чуть ли не мейнстримом, формируется мода на отказ от мясной пищи. И в русской истории вегетарианцами становились передовые люди.

В пятидесятилетнем возрасте Лев Толстой стал свидетелем убийства свиньи. Тяжелых переживаний не хватило – Толстой отправился в Тульскую область на бойню.

Вид умирающего быка ужаснул писателя, заставил предпочесть мясу вегетарианство: «Мое питание состоит главным образом из горячей овсяной каши, которую я ем два раза в день с пшеничным хлебом». На идее вегетарианства зиждилось не столько здоровье писателя, сколько новое восприятие мира.

Предпочтение овсяной каши и компота из сухофруктов совпало с религиозным подъемом – по мнению писателя, запрет насилия над животными мог положить конец злу всего мира. Собственное вегетарианство Лев Николаевич почитал не иначе как исполнением христианской заповеди: «Не убий».

Последние двадцать пять лет своей жизни Толстой рьяно пропагандировал идею вегетарианства, сопереживал всему живому в статье 1892 года «Первая ступень» и активно поддерживал журнал «Вегетарианство».

Иван Поддубный, чудо-богатырь, человек-легенда, в 67 лет победивший сильнейших борцов Америки, весил больше 120 килограммов и был вегетарианцем.

Сегодня интерес к Ивану Поддубному силен не только в спортивных кругах, но и среди вегетарианцев или тех, кто хочет отказаться от мяса.

Феномен Поддубного, если и не доказывает приоритет вегетарианства в спортивной диете, то хотя бы даёт уверенность в том, что сильный человек – это не обязательно тот, кто съедает за обедом баранью ногу и заедает салом.

«Не убивать»

Мальчик убил жука, Хотелось ему его узнать. Мальчик забил птицу, чтобы ее рассмотреть. Мальчик забил зверя, только ради знания. Мальчик спросил, позволительно ли Для добра и для знания Убить человека. Если ты убил жука, птицу и зверя, Почему же людей

Не убить?

Стихотворение Николай Рерих написал в 1916 году, впрочем, в отличие от Толстого, Рерих не боялся вида крови или убитого животного. Все дело в глубоком убеждении – чистота пищи не только залог удачной реинкарнации, но и умственного развития.

Знаменитый физиолог, лауреат Нобелевской премии, Павлов известен широким кругам общественности, прежде всего тем, что создал науку о высшей нервной деятельности, а также ставил опыты на собаках, провоцируя у животных условные рефлексы.

Эти эксперименты над животными, тем не менее, привели Павлова к отказу от мясной пищи.  В ходе опытов ученый доказал, что конечный продукт распада животного белка, мочевина, приводит к повышенной раздражительности и нервозности.

По воспоминаниям современников, чистым вегетарианцем Павлов не был, изредка позволяя себе “раздражиться”.

Николай Фёдорович Фёдоров, философ-космист, один из виднейших русских учёных, футуролог, “московский Сократ”. Фёдоров был очень верующим человеком.  В основе его жизненной позиции лежала заповедь преп.

Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». Науке Фёдоров отводил не меньшее место и был убеждён, что она внесёт значительный вклад в становление человечества.

 Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком.

Отказ от мяса был продиктован как философией космизма, по которой вселенная является структурированной системой и потому каждая его частица ценна, так и аскетичной скромностью философа, его отказом от всякого насилия.

В 1878 году была опубликована статья Андрея Николаевича Бекетова «Питание человека в его настоящем и будущем» – первое русское сочинение о вегетарианстве.

Этот скромный труд размером в три печатных листа в журнале «Вестник Европы» сумел пробудить в умах людей интерес к вопросам питания как одного из важных факторов физического и интеллектуального развития человека.

Знаменитый ботаник, популяризатор науки, общественный деятель и дедушка поэта Блока стал предтечей толстовского движения. Говорят, именно статья Андрея Николаевича Бекетова побудила писателя Толстого окончательно отказаться от мяса.

Иван Ефремов, один из сильнейших советских фантастов, палеонтолог, философ-космист был вегетарианцем. Причиной отказа от мяса стала идейная убеждённость Ефремова в том, что развитие человеческой культуры невыполнимо без отказа от мяса животных с развитой ЦНС.

– Когда отпала необходимость убивать для еды, тогда человечество совершило последний шаг от необходимости к истинно человеческой свободе. Этого нельзя было сделать до тех пор, пока мы не научились из растительных белков создавать животные. Вместо коров – фабрика искусственного молока и мяса,- пояснял Гриф Рифт.

– Почему же у нас нет этого до сих пор? – обычно спрашивали тормансиане.

– Ваша биология, очевидно, занималась чем-то другим или была ущербной, была потеснена другими науками, менее важными для процветания человека. Положение, известное и в земной истории…

– И вы пришли к заключению, что нельзя достигнуть истинной высоты культуры, убивая животных для еды? – Да! – Но ведь животные нужны и для научных опытов.

– Нет! Ищите обходной путь, но не устраивайте пыток. Мир невообразимо сложен, и вы обязательно найдете много других дорог к раскрытию истины.

(Иван Ефремов “Час Быка”)

История возникновения и развития вегетарианства | Читать онлайн, без регистрации

Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

История возникновения и развития вегетарианства

В последние годы распространилось ошибочное суждение, что вегетарианство – это такое себе новомодное явление, которое пришло к нам с Запада. Это является глубоким заблуждением!

Еще до Рождества Христова, на заре человечества, жрецы различных племен не употребляли в пищу туши убитых животных. Такая еда считалась нечистой, поэтому жрецам было запрещено к ней даже прикасаться.

Большинство древних философов, чьи труды дошли до наших дней, также являлись строгими вегетарианцами. К ним можно отнести Сократа, Платона, Гиппократа, который не был чистым вегетарианцем, но придерживался умеренности в питании, и многих других.

Вегетарианства придерживались и некоторые основатели древнейших религиозных верований, такие как Зороастр (Заратустра) и Пифагор.

Прежде чем появился термин «вегетарианство», эта система питания носила название «пифагорейской» или «индийской». Последнее основано на том, что и сейчас в Индии от 20 до 40 % населения страны придерживается вегетарианского стиля питания.

Не стоит далеко ходить за аргументами, христианские монахи и причисленные к лику святых придерживались вегетарианского питания по религиозным причинам, считая, что мясо убитых животных притягивает мысли человека к земле, заглушая в нем голос души.

В Европу вегетарианство пришло только в середине XІХ века, в разгар эпохи колонизации. Под влиянием индуизма и буддизма английские колонизаторы принесли моду на вегетарианство в Англию, а потом распространили знания о нем по всей Европе.

Термин «вегетарианец» был введен в употребление в 1842 году основателями Британского вегетарианского общества. За основу было взято латинское слово «vegetus», что означает «крепкий, здоровый, свежий, бодрый». Словосочетание homo vegetus указывает на духовно и физически развитую личность.

В России массовое вегетарианское движение развивалось постепенно и достигло своего пика к началу XX века.

В Санкт-Петербурге в 1901 году было зарегистрировано первое в России вегетарианское общество.

После этого подобные организации единомышленников и приверженцев вегетарианства были организованы во многих крупных городах.

Члены вегетарианских обществ вели не только просветительскую и ознакомительную работу, они открывали свои столовые с вегетарианским питанием.

Большой вклад в распространение вегетарианства внес Л. Н. Толстой. Он не только сам придерживался вегетарианской диеты и писал о ней в своих книгах, но и на свои деньги открывал детские учебные заведения и народные столовые, в которых кормил малообеспеченных людей вкусной, но простой вегетарианской пищей.

После Октябрьской революции новая коммунистическая власть запретила вегетарианское движение. Идея гуманного отношения к животным шла вразрез с той жесткой политикой, которая внедрялась в массы.

И даже много лет спустя, слово «вегетарианство» нельзя было найти ни в одном словаре русского языка, а в Большой советской энциклопедии была написана только одна фраза: «Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев».

Сегодня уже не те времена, и отношение к вегетарианству совсем другое. Идеям о гуманном отношении к собратьям нашим меньшим не дано было исчезнуть из умов просветленных людей.

Поэтому сейчас вегетарианское движение вновь активно набирает силу во всем мире и расширяет ряды своих приверженцев.

Наши предки не ели мясо!

Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

Бытие утверждает, что изначально животные и люди были вегетарианцами. Всеобщая вегетарианская эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным потопом.

Начавшаяся грехопадением человека деградация мира распространилась и на отношения между животными (Быт. 6, 7 и 12). В этот же период, согласно апокрифической, но цитируемой в Hовом Завете (Иуд.

1, 14-15) Книге Еноха, падшие ангелы научили людей мясоедению.

Антропологи утверждают, что человек отошел от растительной диеты и стал употреблять мясо со времен последнего ледникового периода, когда обычная пища, состоящая из фруктов, орехов и овощей, стала недоступна, древним людям пришлось питаться мясом для того, чтобы выжить.

Не так давно, многие ученые пришли к заключению о том, что наши предки были вегетарианцами, не употреблявшими мяса, за исключением периодов чрезвычайных кризисов (когда растительная пища была не доступна).

Считается почти доказанным, что систематическое мясоедение начиналось с каннибализма, и только потом распространилось на других животных.

К несчастью, привычка есть мясо сохранилась и после окончания ледникового периода – либо по необходимости (как у эскимосов и племен, живущих на крайнем севере), либо в силу традиций и невежества.

Но чаще всего, причина сохранившейся привычки – просто непонимание.

За последние пятьдесят лет известные специалисты в области здравоохранения, диетологи и биохимики обнаружили убедительные свидетельства: для того, чтобы оставаться здоровым, совершенно не обязательно есть мясо, даже напротив – диета, приемлемая для хищников, способна нанести вред человеку.

Согласно теории гиперборейского происхождения представителей белой расы, мы можем смело утверждать то, что изначально действительно все люди на земле не употребляли в пищу продукты животного происхождения.

Природные и климатические условия были благоприятны для произрастания растений – заменителей мясной пищи. В наше время подобные растения и плоды остались, но в малом количестве.

Даже сейчас, в более тяжелых климатических условиях, природа не забывает о своих детях и обеспечивает их “хлебом насущным”.

Охоту выдумали, когда климатические изменения уничтожили источники пищи в северных районах во время ледникового периода. Но с точки зрения эволюции все это происходило совсем недавно, и наши организмы все еще являются вегетарианскими.

В действительности, до середины двадцатого столетия мясо было, в основном, прерогативой богатых и имеющих власть, крестьянство ело мясо только во время нескольких религиозных праздников, может быть, три или четыре раза в год.

Но поскольку богатые ели мясо, его стали связывать с богатством и постепенно все остальные люди стали подражать богатым. Этика правящей элиты всегда становится этикой всего общества в целом.

Древние греки, египтяне и иудеи считали фрукты основной частью питания. Жрецы Древнего Египта никогда не ели мяса. Такие великие греческие философы как Платон, Сократ и Пифагор активно выступали в защиту вегетарианства.

Плутарх пишет в своем трактате “О мясоедении”: “Можете ли вы действительно спросить, из каких побуждений Пифагор воздерживался от мясоедения? Со своей стороны я задаю вопрос, при каких обстоятельствах и в каком душевном состоянии человек впервые решился попробовать вкус крови, потянуться губами к плоти трупа и украсить свой стол мертвыми, разлагающимися телами, и как он потом позволил себе назвать пищей куски того, что незадолго до этого еще мычало и блеяло, двигалось и жило… Ради плоти мы крадем у них солнце, свет и жизнь, на которые они имеют право рождения”.

Затем Плутарх бросает открытый вызов мясоедам: “Если у вас теперь осталось желание утверждать, что подобная пища дана вам природой, тогда убивайте сами, что вы хотите съесть, и делайте это тем, что у вас есть от природы, но не ножом мясника, дубиной или топором.

Какая борьба за существование или какое неудержимое безумие понудило вас обагрить ваши руки кровью, чтобы питаться мясом животных? 3ачем вы, пользующиеся всем необходимым и всеми удобствами существования, делаете это? 3ачем клевещете вы на землю, как будто она не в состоянии без мяса животных питать вас?”

Вегетарианство было распространено среди величайших цивилизаций индейцев Инков. Даосы Древнего Китая также были вегетарианцами. Имеются также достоверные сведения о том, что основная часть человеческой расы, предшествующей нынешнему времени, питалась целиком или в основном растительной пищей.

Племена, потреблявшие исключительно мясную и другую животную пищу, были очень редки или же вообще не существовали. Даже эскимосы употребляют в пищу двадцать четыре различных вида мха и растений, растущих в Арктике, в том числе морошку, барбарис, воронику, олений мох и другие. В настоящее же время человек, вероятно, ест больше мяса, чем в любой другой период истории.

Можно проследить такую особенность в истории: цивилизации были основаны на вегетарианстве, сельском хозяйстве и садоводстве, в то время как племена, зависящие от охоты и скотоводства, не создавали цивилизаций.

“Когда я совершал экскурс, – пишет Хиггинс в “Апокалипсисе II” (с.

147), – в самую далекую древность, я находил ясные и определенные свидетельства следующих важных моментов: во-первых, животная пища не потреблялась, во-вторых, никакие животные не приносились в жертву”.

Христианский теолог, философ Ориген (ок.184 – 253) оставил запись о том, что “египтяне предпочитали умереть, чем оказаться обвиненными в таком преступлении, как употребление мяса”.

Древнегреческий историк Геродот (484 до н. э. – 425 до н. э., известен описанием обычаев разных народов, а также детальной историей греко-персидских войн, был первым серьезным историком Древней Греции, известен как отец истории), писал, что египтяне существовали на фруктах и овощах, которые потребляли сырыми.

Это же подтверждает Плиний Старший (23-79 н. э., автор естественной истории в XXXVII книгах. 77 г. н. э.): “Исида, одна из самых любимых богинь египтян, их обучала [как они верили] искусству выпекания хлеба из злаков, до того росших дикими.

Однако в более ранний период египтяне жили на фруктах, кореньях и растениях. Богине Исиде поклонялись всюду в Египте, в честь ее были построены величественные храмы.

Жрецы ее, присягнувшие чистоте, обязаны были носить льняные одежды без примеси животных волокон, воздерживаться от животной пищи, а также овощей, считавшихся нечистыми, – бобов, чеснока, обычного лука и лука-порея”.

В Исландии проживали племена, не потреблявшие мясной пищи. Там и сейчас есть народности, которые воздерживаются от мяса по религиозным соображениям. То же самое мы находим в Китае, Индии, Турции, древней Палестине.

Древние цивилизации Востока имели продуманные системы оздоровления, важной составной частью которых была система питания. Примечательно, что древняя восточная медицина, имевшая несравненно больший опыт, чем западная, до сих пор безоговорочно рекомендует растительное питание.

Древней системой оздоровления, созданной в Индии, является хатха-йога, возникновение которой относят к II тысячелетию до н. э.; согласно некоторым источникам, йога появилась еще раньше – в VI тысячелетии до н. э. Хатха-йога является популярнейшей гигиенической системой в мире.

Центральное место йога отводит духовным и физическим упражнениям. Однако необходимо напомнить, что йога, будучи системой нравственного и физического совершенствования, не разрешает потребление мясных продуктов.

В качестве мотивировки запрещения питаться мясом йога приводит довод о том, что вместе с мясом убитого животного к человеку переходят болезни и страдания животного.

Кроме йоги в Древней Индии существовали и другие руководства по оздоровлению. Индийская священная литература, относящиеся ко II – началу I в. до н. э., – содержит книгу, называемую Аюрведой (“Наукой о долгой жизни”). Это научный трактат о методах лечения, содержащий также подробные указания, как правильно питаться.

В Древней Индии были сформулированы этические, оккультные, гигиенические и физиологические принципы, согласно которым человеку запрещено убивать животных и потреблять мясо.

Считалось, что плотоядная пища делает людей глупыми и скотоподобными (агрессивными, злыми, психически неуравновешенными); питающийся мясом не может стать философом, мудрецом; интеллект проясняется, утончается и обостряется благодаря растительной пище.

Растительная пища, по мнению учителей Востока, в высшей степени благоприятствует возвышенному образу мыслей и божественному созерцанию. Она придает больше жизнеспособности, чем животная пища. Исключительно полезны свежие фрукты, салаты и сырые овощи, сыр, орехи, ячмень, мед, финики, миндаль. От сырой пищи улучшается качество крови, а потому она должна составлять 80% пищи.

Джон Харви Келлог, американский хирург, заявлял: “Плоть не является оптимальным продуктом питания для человека и исторически не входила в рацион наших предков. Мясо – вторичный, производный продукт, ибо первоначально вся пища поставляется растительным миром.

В мясе и животных продуктах нет ничего полезного или незаменимого для человеческого организма, чего нельзя было бы найти в растительной пище. Мертвая корова или овца, лежащая на лугу, называется падалью.

Тот же самый труп, приукрашенный и подвешенный в мясной лавке, проходит по разряду деликатесов! Тщательное микроскопическое исследование покажет лишь минимальные различия между мертвечиной под забором и мясной тушей в лавке (или же полное отсутствие таковых). Обе кишат болезнетворными бактериями и источают гнилостный запах”.

Лев Толстой, знаменитый русский писатель, утверждал: “Было время, когда люди ели друг друга; пришло время, когда они перестали это делать, но продолжают еще есть животных. Теперь пришло время, когда люди все больше и больше бросают и эту ужасную привычку”.

“Людоеды выходят на охоту, выслеживают и убивают свою жертву – другого человека, затем жарят и едят его, точь-в-точь как поступили бы они с любой иной дичью. Не существует ни единого факта, ни единого аргумента в оправдание мясоедения, которые нельзя было бы употребить и в оправдание каннибализма”.
Герберт Шелтон, известный американский врач-натуропат (“Совершенное питание”)

“Извинением для тех жалких существ, которые первые прибегли к мясоедению, может служить полное отсутствие и недостаток средств для жизни, так как они (первобытные народы) приобрели кровожадные привычки не из потворства своим прихотям и не для того, чтобы предаться ненормальному сластолюбию среди избытка всего необходимого, а из нужды. Но какое может быть оправдание нам в наше время?”
Плутарх

В древних писаниях индусов находится очень примечательное высказывание, касающееся того факта, что даже в Индии некоторые из низших каст в ранний период начали питаться мясом. Там говорится, что в древние времена существовало только три болезни, одной из которых была старость, но теперь, когда люди стали есть мясо, возникло 78 новых болезней.

Понимание того, что болезни могут происходить от употребления мертвечины, существовало тысячи лет. В ведический период (времена языческой Руси) люди ведали предназначенье разных тварей. И все животные служили человеку. Кормлением животных человек не утруждал себя – они его кормили.

Домашние животные и человек в Ведический период были вегетарианцами и никогда не ели мяса, даже помыслить не могли о такой пище. С животными язычники дружили. А рацион их повседневного питания был многообразен, но состоял он только из растительного.

Люди всей языческой Руси ели легкоусваемую калорийную пищу. Пищу мясную внедрили в мир кочевники. В пустынях и степях они могли найти немногое для еды. Вот потому кочевники и убивали скот.

И ели мясо тех животных, что с ними вместе переносили тяготы кочевья, возили скарб их, кормили молоком, давали для одежды свою шерсть.

“Велесова книга”

“Велесова книга”, сложный и объемный источник о древних славянах, авторство которой приписывается новгородским жрецам, подтверждает, что славяне были людьми ведической культуры, родственной культуре и верованиям древней Индии, а прародиной славян является Семиречье, то есть долина Кулу, окруженная вершинами Гималаев.

Это свидетельство указывает на то, что славяне и в самом деле могли быть вегетарианцами, так как древние ведические тексты, сохранившиеся на родине славян (территории нынешней Индии), указывают на необходимость вегетарианства, как для тела, так и для духа.

“Велесова книга” – источник древних знаний о доолеговой Руси, памятник ведической культуры славян, который опровергает многие устоявшиеся в науке взгляды, так же как и индийские ведические тексты.

“Велесова книга” повествует о многовековой дохристианской эпохе восточных славян и их отношениях с греками, готами, гуннами и многими другими народами. Эта книга дает еще один аргумент в пользу версии о степном центральноазиатском происхождении наших предков. Даты, факты “Велесовой книги” совпадают с данными исторической науки, что подтверждает подлинность книги.

История вегетарианства

Животные на руси: история любви и/или кухни?! – вегетерианство

Аргументы в пользу подобного образа жизни выдвигаются самые разные:

  • Этические — нельзя подвергать к страданию животных, необходимо избегать их бессмысленное эксплуатацию и уничтожение.
  • Гигиенические — трупы животных существ, категорически неприемлемы как пища.

  • Диетические — в этом случае полагают, что вегетарианская диета способна защитить организм от самых разных болезней и продлить жизнь человека.
  • Экологические— производство мясо в современных условиях и масштабах, видятся одной из причин угрожающего состояния окружающей среды.

  • Религиозно-философские — считается, что употребление животной плоти, служит препятствием для духовного роста человека.

Существует и собственное религиозное обоснование вегетарианства, они особо распространены в восточных религиях, буддизме, индуизме и джайнизме. Некоторые апологеты мясного неедения, ссылаются на религиозно-вегетарианское рвение христианства в соблюдение постов, но это несколько иная история.

фото: Бенджамин Франклин

Можно встретить и более прозаическую мотивацию… экономия денежных средств. Вегетарианская диета, может в той или иной мере способствовать денежной экономии за счет отказа дорогих мясных продуктов. У такого обоснования, есть и свой авторитет.

Известно, что один из отцов основателей США, Бенджамин Франклин, стал вегетарианцем приняв во внимание по мимо диетических соображений, именно экономию денег. Сэкономленные таким образом средства он мог тратить на покупку книг.

На первый взгляд апология вегетарианства выглядит достаточно убедительно, но давайте углубимся в историю.

фото: Упанишад — древнеиндийские трактаты религиозно-философского характера.

Действительно вегетарианство имеет весьма глубокие корни, на протяжение тысячелетий оно практиковалось в тех странах где распространены такие религии как буддизм, индуизм и джайнизм.

Уже ведическая религия ставшая основой индуизма, содержала многочисленные предписания вегетарианского толка. Подобного рода запреты встречаются в священных текстах «Упанишад» и «Яджурведы», относятся к VIII — VII в. до н.э..

Мотив вегетарианства здесь один, не насилие в отношение животных.

Джайнизм — религия появившаяся в Индии где-то в VI в. до н.э., еще более радикализировала вегетарианские установки ведической традиции. Хотя в основном как ни странно, джайнизм выступал оппонентом ведического культа. Так вот джайны добровольно принимают на себя обет «Ахимсы», не причинять вреда живому.

Поэтому у последователей этой религии существует множество ограничений в пище; они не только не едят мясо, но и стараются не причинять вреда самым мелким насекомым. Джайны не хотят излишне вредить и растениям, поэтому не едят клубни и их корней, а также плодов с содержащих много семян.

Наиболее ревностные джайны закрывают рот особыми повязками, что бы с воздухом не вдохнуть случайно мелкое насекомое.

фото:Махаянская триада, в том числе Бодхисаттва Майтрея, Будда и Бодхисаттва Авалокитешвара. II—III век, Гандхара.

Аналогичные запреты существуют и в буддизме, однако не во всем.

Священные тексты одной из буддистских традиций «Махаяны», утверждают, что Будда и его ученики были строгими вегетарианцами, а снятие запрета на мясо появилось в буддисткой общине лишь позднее, в связи с упадком дисциплины.

фото: Гомер

Приближаясь к европейской традиции вегетарианства мы видим упоминание о неких «лотофагах», у Гомера и Геродота. В древнегреческой мифологии лотофаги(то есть поедатели лотоса), считались народом жившим на острове в Северной Африки.

Этот самый лотос, поедатель из племя мужей хлебоядных, как называет их Гомер в Одиссеи, употребляли с одной целью — обрести забвение, «кто от плода его, меду по сладости равного вкусит, тот уж не хочет ни вести подать о себе, ни вернуться».

В этом случае мотивы вегетарианства вполне понятны, закусил и забылся.

фото:Пифагорейцы, орфики. худ.

Фёдор Андреевич Бронников

От поедания плоти животных, воздерживались члены мистической секты «орфиков», зародившиеся в начале VI века до нашей эры во Фракии, а также последователи Пифагора, знаменитого древнегреческого философа и загадочного религиозного учителя, того же времени.

Сам Пифагор говорил, что мясо затемняет умственные способности; оно мешает предвидению будущего, портит чистоту души и ясность сновидений. И орфики и строгие пифагорийцы, так же не употребляли яиц и избегали приносить в жертву богам мясо, что считалось почти обязательном в ритуалах той поры.

фото:Эмпедокл

В V веке до нашей эры, ярым приверженцем вегетарианства провозгласил себя сицилийский философ и врач Эмпедокл. Философствовал он вполне в пифагорийском духе и проповедовал переселения душ. Именно по этой причине он предписывал воздержание от мясной пищи и кровавых жертв, в которых видел убийства ближних.

Эмпедокл допускал только растительную пищу, за исключением бобов, запрещенными пифагорейскими правилами. Ведь каждый продукт питания по мнению Пифагора, порождает свойственные лишь этой пищи состояние души; по этому нельзя есть, во первых, чуждую богам пищу — мясо и вино, и во вторых, ту пищу которая считается священной — мальву и бобы.

Кстати, почему согласно пифагорейским воззрениям нельзя есть бобы, так и до конца не понятно.

Объяснение этому пытались найти еще древние авторы, однако мнения их разделились; одни древние комментаторы говорили, что пифагорийцы не ели бобов потому, что считали будто бы бобы возникли из того же перегноя, что и люди; другие придерживались более прозаического мнения — от них в животе сильный дух, ну и тому подобное.

фото: Пифагор

Эмпедокл также как его учитель Пифагор, верил во взаимообратимость всех живых организмов и в метемпсихоз( переселение душ). Действительно, в целом можно уловить четкую связь между вегетарианскими пристрастиями древностями и верой в реинкарнацию.

Согласно этому учению душа человека после смерти периодически возвращается в этот мир в новых телесных воплощениях. Связь между вегетарианством и верой в реинкарнацию обнаруживается как в индийской религиозной философии, так и в пифагориизме.

В последним случае, учения об этом психозе, то есть о переодушевление, предполагает посмертное переселение человеческой души, не только в тела людей, но и в духов, а также в животных, растения, минералы и т.д.. К примеру Эмпедокл утверждал, что помнит, что сам уже однажды был, юношей, девой, кустом, птицей и рыбой безгласной.

Так, что в этом случае понятно, откуда происходит не насилие над животными существами и растениями, а так же их не едение.. съешь кого нибудь ненароком и прервешь его цикл перерождения, а вдруг это окажется ваш родственник в теле коровы или в обличье брюссельской капусты.

Итак,  мы выяснили что в восточных религиях индуизме, джайнизме и буддизме, а также в религиозно-философском учение пифагорийцев, присутствует ясная связь между вегетарианскими предписаниями и верой в посмертное переселение душ.

Такая вера чужда в целом иудейским традициям и еще более жестко, противоречит она христианскому учению. Однако, в самом начале библии и в книге «Бытия», мы встречаем по сути вегетарианский завет который Бог дает первым людям Адаму и Еве.

 

Действительно, не слово о поедание рыб морских, зверей и птиц небесных, над которыми человек был поставлен владычествовать.

После изгнания первой людской четы из рая, Бог опять говорит проклятому Адаму «и будешь питаться полевою травою», и вновь ни слова, о вкусной и здоровой мясной и рыбной пищи. Потомкам Адама видимо скоро прискучило питаться всякими травками и корешками и они решили, что уж в райские кущи нет возврата, то можно попробовать и мясца.

После вселенской катастрофы-«потопа», Бог заключил новый договор с праведником Ноем и его потомками. Через Ноя Бог подтвердил власть человека над всем живым на земле.

Но вслед за этим, последовал запрет на поедание человеком плоти с душою, то есть с кровью.

Этот запрет становиться основополагающим в иудаизме и определяет требования «кашрута» — целой системы ритуальных правил устанавливающих соответствие пищи предписание еврейского закона « галахи».

И так, в иудейской традиции мясо есть можно, но это должно быть мясо чистых животных…

одновременно жвачных(строго травоядных) и парнокопытных(то есть, имеющих раздвоенные копыта), это такие травоядные животные как коровы, овцы и козы, лоси, газели, горные козлы и даже жирафы.

А вот свинина, у евреев к примеру не кошерна, и вовсе не потому, что она грязнее прочих животных, а из-за того, что она не жует жвачку.

Появилась в иудаизме и понятие «поста». Пост заключался в полном воздержание от пищи и питья в течение суток или даже нескольких дней. Главная цель поста, выражение верующим своего смирение перед богом.

Этим объясняется то, что иудеи часто прибегали к посту, что бы вымолить прекращение какого либо бедствия, и спросить исцеления или снискать прощения своей вины. Пост также служил выражением скорби и траура.

Такую практику поста, как покаяние, приняло по наследству иудаизма и христианство.

Если, первоначально христиане воздерживались в течения определенного времени, от всякой пищи и питья, то с III века, распространяется другая форма поста — отказ лишь от некоторых видов пищи.

Постепенно в зависимости от строгости постов, сложилась и определенная иерархия продуктов.

На византийским Востоке, по мере убывания значимости для постного воздержания, продукты выстраивались в следующей последовательности:

  • Мясо теплокровных животных.
  • Яйца и молочные продукты.
  • Рыба и другие хладнокровные существа.
  • Икра.
  • Растительно масло.
  • Вино.

Такая градация пищи в постном воздержании была обусловлена не только степенью ее калорийности, но и чисто экономическими соображениями…

отказывая себе в дорогостоящей мясной пищи, христианин мог потратить сэкономленные средства, на помощь своим братьям.

Главными механизмами и основными движущими силами после практики, являлись усиленная молитва и дела милосердия, а ограничение в пищи создавали так сказать: экономическую базу этой благотворительности.

Пост в христианстве всегда рассматривался как аскетическая практика и правила поста были доведены до наибольшей степени жесткости, в монашестве. На ряду с другими ограничениями повседневной жизни, монашество и на Востоке и на Западе, практически отказалась от всех видов мясной пищи.

фото:Климент Александрийский. Иллюстрация из «Les vrais pourtraits…» Андре Теве (1584).

Но, хорошо скажите вы, все замечательно и даже поучительно, но какое отношение имеет вегетарианство к христианскому посту? С одной стороны вроде ни какого.

Никаких общих установок на вегетарианском питание мы не видим в правилах христианской жизни, существует лишь требование временного воздержания от мясомолочной и рыбной пищи, в знак смирения и покаяния. Ничего похожего на религиозно-философское обоснование вегетарианства в восточных религиях в христианстве нет и в помине.

Переселение душ и реинкарнация, все это нонсенс для христианства, с другой стороны мы все таки находим вегетарианство как элемент аскетической практики, прежде всего в монашеской среде.

Но и здесь конечно нет и мысли об очистки кармы и оптимизации цикла перерождения. Нет здесь как такового и призыва к ненасилию по отношению к животным.

Хотя к примеру, Климент Александрийский учитель церкви, писал в конце второго в начале третьего века «лучше заботится о блаженстве нежели превращать свои тела в кладбища животных».

Но в целом воздержание от дорогой калорийной и обильной пищи, для христианина это исключительно знак смирения и покорности божьей воли.

фото: Леонардо да Винчи

В Европе, вегетарианство в современном виде, появляется не раньше эпохи «Возрождения» и возникает она как философская доктрина, с явно этическим уклоном.

Число адептов мясного неедения, принадлежали Леонардо да Винчи и французскому философу-математику XVI века Пьер Гассенди. Примечательно, что новое европейское вегетарианство утверждается на основе реанимированной пифагорейской теории питания.

Томас Страйен один из первых пропагандистов вегетарианства в XVII столетии, основывался именно на пифагорейской диете.

фото:Пьер Гассенди

Однако, подлинный рассвет европейского вегетарианства наступает в XIX веке. В 1847 году, вегетарианское общество учреждается в Англии, а к 1853-у она насчитывает около 900 человек.

Английские вегетарианцы верили в простую жизнь, чистую еду, гуманистические идеалы следовали четким нравственным принципам.

Примечательно, что свои идеи английские последователи вегетарианства, в значительной степени заимствовали из древнеиндийской ведической религии.

На многих англичан, годами живших в колониальной Индии, огромное впечатление производили беспрепятственно бродившие по улицам индийских городов священные коровы, а также другие животные, павлины, фазаны, цесарки.

Этих тварей никто и не пытался зарезать, изжарить и съесть, хотя голодных, нищих и обездоленных людей, в Индии всегда хватало.

Так индуистское вегетарианство пришло в европейскую практику, но уже сильно в обмирщенном виде.

фото: Льв Николаевич Толстой

В России, вегетарианство начинает распространяться с конца 70-х годов XIX века, прежде всего в научных сочинениях, а в 1892-м году, в журнале «вопросы философии и психологии» появилась библия русского вегетарианства, статья Льва Николаевича Толстого «первая ступень».

Что же я хочу сказать? Вопрошает в этой статье великий писатель, уже полностью ощутивший себя религиозным и нравственным учителем: то, что людям для того, что бы быть нравственными, надо перестать есть мясо? Совсем нет, но именно воздержание от животной пищи, будет первым делом поста и нравственной жизни, считал Толстой.

Его призыву последовали многие и в 1901 году, в Петербурге образовалась первое российское вегетарианское общество.

С тех пор вегетарианское движение прочно обосновалась в отечественной истории, оно оправдывает свой образ жизни разными соображениями — этическими, религиозно-философскими, диетическими или экологическими.

Конечно оно не задает тон в нашей повседневной жизни, но вегетарианство, каким бы оно ни было, это вызов людскому самодовольству и вопрошание о цели существования человека в этой жизни.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *