Мехенди – восточный символ красоты и счастья – вегетерианство
Table of Contents
Искусство мехенди: красота по-восточному
Образ восточной женщины издавна окружён ореолом загадочности и очаровывает непосредственной женственностью, чему во все времена способствуют различные старинные обычаи и традиции, возводящие женскую красоту в ранг настоящего искусства, в котором основой всего является гармония души и тела. Мехенди относится к числу одних из наиболее древних, характерных для многих стран Востока традиций, в основе которых лежит создание именно такого образа восточной женщины – загадочной, таинственной и невероятно женственной.
Древнейшее таинство восточной красоты
Мехенди называется искусство росписи тела с помощью хны, являющееся не просто элементом создания оригинального женского образа, как его воспринимают на Западе, а настоящим ритуалом, обладающим множеством уникальных функций и особым сакральным смыслом. Это искусство иногда ещё называют более коротким наименованием «менди», что в переводе с языка хинди всего лишь обозначает материал нанесения узоров – хну.
Искусство мехенди зародилось в глубокой древности. Женщины Индии и стран Ближнего Востока издавна использовали хну для создания оригинальных украшений на теле, украшая всевозможными узорами ладони, ступни, пальцы рук и ног.
Но сказать однозначно, кто же именно стал первооснователем этого восточного искусства-таинства сложно.
Обычаи, связанные с украшением тела хной, встречаются в индийской культуре ещё в IV веке, поэтому, по одной из версий, мехенди зародилось в Индии, а уже оттуда распространилось по арабскому Востоку и в страны Азии.
Согласно иной версии, традиции этого искусства в Индию пришли гораздо позже, а страной, в которой впервые появилось менди, является Древний Египет. Там хной окрашивали ладони и стопы мумий фараонов, считая, что такой ритуал позволит беспрепятственно перейти в загробный мир, а украшения хной – угодное богам дело.
Искусство мехендиИскусство мехендиИскусство мехенди
Искусство мехендиИскусство мехендиИскусство мехенди
Символичность мехенди
Украшение тела узорами для женщин Востока в первую очередь носит культовый, а не развлекательный характер. Рисунки наносятся не когда-либо, а в соответствии с определёнными традициями: для конкретного времени года, на отдельные праздники и церемонии.
Особенно красивые узоры мехенди наносятся девушками для свадебного торжества. Для замужних женщин Востока мехенди является своеобразным талисманом и оберегом, поскольку существует древнее поверье, что такие узоры способны привлечь счастье в семейную жизнь.
Каждый такой узор несёт в себе особый сакральный смысл. Прежде всего, мехенди ассоциируется с любовью. Считается, что чем темнее окраска рисунков, тем сильнее чувства, а для насыщенности цвета в хну специально добавляют чай.
Для выражения чувств любящая своего супруга женщина изображает узоры мелкими точками, а изображение цветов символизирует счастье и гармонию.
Для религиозных обрядов в мехенди обычно используются изображения животных и птиц, образы которых наиболее тесно связаны с культом плодородия и произведения потомства.
Талисман и лекарство для тела и души
Одно из главных назначений узоров из хны — защита от злых духов. Также жители Индии верят, что мехенди способно очистить душу, ведь на ладонях сосредоточены важные энергетические центры – чакры, состояние которых является прямым результатом мыслей и действий человека.
В связи с этим древнеиндийские врачеватели, придерживающиеся аюрведических принципов лечения, рекомендовали использовать хну для укрепления костей и при лечении заболеваний, связанных с кожей и суставами. Это вещество безопасно для кожи и оказывает на неё лишь лечебное воздействие.
Благодаря хне удаётся сохранить мягкость кожи рук, даже не смотря на тяжёлый физический труд, а узоры на руках привлекают внимание к женщинам Востока, когда они танцуют.
Создаётся впечатление, что узоры также кружат в ритме музыки, поэтому индийские храмовые танцовщицы всегда используют менди.
Искусство мехендиИскусство мехендиИскусство мехендиИскусство мехенди
Мехенди как часть свадебных ритуалов на Востоке
В свадебных обрядах хна издавна символизировала разгорающуюся страстную любовь. Считается, что чем более сложными будут узоры, тем более счастливой будет супружеская пара.
Свадебный обряд нанесения узоров хной позволял создать атмосферу телесной и душевной релаксации, а родственницы невесты, которыми для нанесения рисунков непременно выбирались замужние женщины, в процессе нанесения узоров посвящали девушку в таинства брачных уз.
В некоторых регионах Индии узорами из хны украшают и ладони жениха. В ряде мусульманских стран также существует обычай свадебного мехенди, который известен как «ночь хны».
Считается, что украшения хной способны принести много радости и счастья в жизнь молодожёнов и озарить их сердца бесконечной любовью, а невеста освобождается от хозяйственных работ до тех пор, пока рисунок не сойдёт.
Искусство нанесения мехенди и его стили
Искусство мехенди требует особых навыков, поскольку мастера такой росписи тела должны уметь быстро и оригинально нанести изумительные узоры. Настоящие мастера сами готовят раствор хны, и у каждого есть свои секреты яркости и долговечности (обычно рисунок держится в течение некоторого времени, но не более 4 недель) наносимых ими узоров.
Процедура нанесения мехенди может составлять от 5 минут до 5 часов, но сам процесс включает различные сопроводительные оздоровительные процедуры для кожи. Сначала кожа подготавливается для нанесения рисунка: очищается с помощью различных эфирных масел.
Затем при помощи специальных трафаретов (или же вручную, что свидетельствует о высшем профессионализме мастерицы мехенди) и деревянных или металлических палочек наносятся оригинальные узоры, которые закрепляются при помощи натурального (кокосового, оливкового и т.п.
) масла.
Различают 4 стиля мехенди, каждый из которых обладает специфическими характеристиками своих узоров и наиболее характерен для определённых стран. Арабский стиль наиболее характерен для стран Ближнего Востока.
В нём преобладают преимущественно цветочные узоры, напоминающие арабскую вышивку, которые наносятся без особой схемы. Африканский или же марокканский стиль распространён в странах Северной Африки.
В нём используются геометрические узоры, которые чередуются с цветочными, и при этом каждый рисунок обладает строго обозначенными, чёткими контурами.
Индийский стиль преобладает в Индии и Пакистане, где рисунки делают не только на ладонях и стопах, а и выше. Узоры этого стиля мехенди имеют вид линий, переплетающихся с каплевидными орнаментами религиозного содержания.
Такие сложные узоры, напоминающие изящное кружево, выполняются к ритуальным торжествам и, в частности, являются одним из основных обрядов индийской свадьбы.
Азиатский стиль характерен для стран Южной Азии и представляет собой смешанную технику, в которой сочетаются узоры индийского и арабского стилей, включая полное окрашивание хной подушечек пальцев.
В современном мире мехенди практикуют и во многих европейских странах, но только на Востоке это искусство остаётся не просто нанесением красивых рисунков на тело, а настоящим ритуалом, сочетающим в себе многочисленные функции с особой смысловой нагрузкой.
МЕХЕНДИ. ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛОВ
В Индуизме узорам мехенди приписывались оберегающие, магические и сексуальные функции и даже помощь во всех перипетиях женской судьбы. Таинственные узоры, несущие мистические заклинания удачи, счастья и красоты.
Красный цвет – символ плодородия и восстановления власти, женской энергии Сати и Парвати.
Все символы берут свое начало с зерна (биджа), которое является зародышем любого растения.
Существуют простые формы, такие как линия (рейха) и угол (кона), где соединяются две прямые линии, отражая двойственность жизни.
Треугольник (трикона) может быть направлен вершиной вверх (пуруса) как символ мужской активности, олицетворение огня и вознесения в Небеса или вниз (пракрити) как пассивный женский символ воды и милости, нисходящей с Небес. Также, треугольник — защита от трёх страданий (болезни, беспокойств и стихийных бедствий).
Звезда символизирует божественность и надежду. Шестиконечная звезда (саткона) соединяет в совершенной гармонии мужчину и женщину. Шестиугольник внутри звезды (садбхуджа) — сильная форма, отраженная в природе, даже в очертаниях клетки нашего тела. Пятиконечная звезда (панчакона) включает пять элементов: огонь, землю, воду, воздух и небо.
Квадрат (чатускона) означает стабильность, честность и кров, алмаз (ваджра) символизирует просвещенность.
Восьмиугольник (астакона) составлен из двух наложенных друг на друга квадратов и означает защиту.
Крест (бавари) — источник, а также космический символ, обозначающий связь между небом и землей. Если поверх него наложен квадрат (сарватобхадра) — это храм с дверями со всех сторон.
Свастика — один из старейших и самых сложных символов. Само это слово означает «все хорошо». В Индии свастика символизирует движение, счастье и добрую судьбу, ее часто используют как печать на кувшинах со святой водой.
Круглые мотивы – символы целостности, часто обозначают виток жизни; круглый диск является символом верного и целомудренного характера женщины; Круг с языками пламени символизирует пракрити — «то, что развивается, производит и порождает” – изначальную природу, материальную первопричину Вселенной и считается женским основополагающим элементом.
В индуизме серп луны — это новорожденный ребенок, который стремится быстро вырасти. Солнце — дверь Вселенной, вход в мир знания и бессмертия.
Мандала — символизирует мудрость, духовное просветление, равновесие. Нанесенная на ладонях гармонизирует все чакры. Ее обычно изображают в виде круга с квадратами, треугольниками и окружностями внутри.
Солнце означает всевидящее божество и силу, а его лучи приносят жизнь в наш мир.
Лотос имеет множество символических значений, включая щедрость земли, древо жизни и женский половой орган. Этот цветок обычно растет на болотах, но каким-то образом сохраняет чистоту и безупречность.
Именно поэтому его считают символом выживания в самых неблагоприятных условиях, и в индийской философии детей наставляют быть как лотосы, поскольку грязное окружение не считается оправданием для дурного поведения и темной души.
Многие другие цветы и фрукты используют как символы радости и счастья. Цветы олицетворяют недолговечность детства и новую жизнь, а фрукты — сущность бессмертия. И роза, и незрелый фрукт манго (символ девственности) обычно используют в орнаментах для невест. Виноградная лоза — символ преданности, потому что она тянется к свету и нуждается в подпорке.
Самый распространенный в Индии анималистический элемент орнамента — павлин, которого рассматривают как компаньона для жены на время отсутствия мужа, А еще это символ любви и желания, поскольку в Индии павлины появляются в сезон дождей — время страсти. Павлинов часто включают в орнаменты для невест как символ приближающейся брачной ночи.
Очень популярны и другие птицы — лебеди (успех) и попугаи (вестники).
Маленькие точки, изображающие капли дожде (бунда), символизируют любовь, которую женщине проявляет по отношению к мужу, а волны (глагария) означают страсть и желание.
Трезубец (тришула) – когда изображается на женщине — Шакти, внутренняя сила, энергичность, также материнское начало, связанное с землёй. На мужчине — Шива, героизм, воля, целеустремлённость.
ИНДИЙСКИЙ ОГУРЕЦ (он же – турецкий боб, восточный огурец, слеза Аллаха, бута, пейсли — декоративный орнамент каплеобразной формы). – изначально был символом плодородия и, несмотря на простонародное происхождение, украшал регалии и одежду знати. – по форме этот символ напоминает проросший боб, завязь, зародыш. В Индии считают, что подобная форма – один из символов движения, развития, энергии. Не случайно “огуречный” орнамент часто украшает свадебный наряд индийской невесты и это один из самых популярных элементов свадебных мехенди. – в Иране изображение “восточного огурца” считается пожеланием счастья и благополучия дому. – в Египте “восточный огурец” был знаком бессмертия. – в Персии этот узор представляет собой пламя, которое персы в древности боготворили. Неслучайно “бута” в виде трех языков пламени (трех капель) присутствует и на гербе Баку – городе неугасимых огней на берегу бушующего моря. Немало источников утверждают, что Баку на протяжении долгого времени, вплоть до прихода ислама являлся духовным центром одной из древнейших религий мира — зороастризма, у которых бута был символом жизни и вечности. Бута или иначе – «турецкий огурчик» – элемент восточного орнамента. значок этот, воспринимаемый сегодня как своеобразный символ Востока, является Символом – Огня. Да и само слово – «бута» на санскрите означает – «огонь»( буте – пута – бута). Самое прекрасное на свете – это жизнь! Вглядитесь в изображение БУТЫ – разве не напоминает она капельку? Капельку жизни. Кстати, за право считаться родиной этого символа Индия спорит с Персией. А свое европейское название “пейсли” (paisley) он получил потому, что основным центром производства тканей с таким орнаментом в Западной Европе стал шотландский город Пейсли.
Ганеша:
– почитается в Индии как Бог мудрости и благополучия (и потому, наверное, один из самых любимых богов в Индии). Ему поклоняются как разрушителю зла и устранителю препятствий. – Бог образования и знаний. Считается, что это он со слов мудреца Вьясы записал «Махабхарату», для чего воспользовался своим бивнем. – поскольку он имеет тело ребенка, Шри Ганеша – покровитель детей и всех невинных и бесхитростных людей. Он следит за рождением, ростом и развитием детей, сам являясь вечным ребенком. – сам облик Ганеши обладает символизмом. Вот лишь одна из трактовок его образа: слоновья голова Ганеши – символ истинного “я” без примеси человеческого эго; его тело ребенка – это земное существование людей (Майя) и символ невинности; хобот представляет “Ом” – звуковой символ космической сущности; в верхней правой руке – прут, которым он устраняет препятствия; топорик в левой руке – оружие, с помощью которого он справляется с трудностями (либо лассо, которым он их «арканит»); он любит сладости и держит их в одной из рук – это символ того, что в жизни необходимо найти сладость своего собственного духа; огромные уши прислушиваются к просьбам верующих; большой живот Ганеши – сокровищница знаний; змея, обернувшаяся вокруг живота представляет энергию Кундалини. – считается, что Шри Ганеша управляет первой чакрой человека (Муладхарой) и воплощает собой все идеальные качества, которые развиты у людей с сильной здоровой Муладхарой: мудрость, целомудрие, преданность Богу, интуиция и природный магнетизм.
Раковина— символ победы, защиты от бед и неурядиц. Раковина наполняется водой, которая гасит пожар наших страданий.
Флаг означает уют и благополучие в доме.
Рыба — любовное желание.
Лук со стрелой — преодоление трудностей, а также счастливый брак.
Кнут (стрекало) — самообладание, чувство собственного достоинства.
Луна (полумесяц) — символ неземной красоты. В индийской поэтике прекрасная девушка сравнивается с полной луной в небе.
Кривая линия — успех в карьере, преодоление трудностей, удачливость.
Диск (символ Вишну) — у женщины — верный и целомудренный характер, у мужчины — рыцарство, мужество, способность повелевать другими.
Зонтик — защита от дождя мирских невзгод.
Колесница — развитый ум, многообразные познания.
Серьга — музыкальный и поэтический талант, творческий склад характера.
Браслет — успехи в любви.
Игра
В Индии, настольные азартные игры и стратегии всегда были популярны, особенно в качестве приятного времяпрепровождения высших классов. В эпической Махабхарата, Шакуни пригласил Юдхиштхиру к игре в кости, где Пандавы потеряли свое царство в пользу Кауравов. Это простое представление клеточек игрового поля является традиционным индийским элементом мехенди, известным по меньшей мере, с конца 19 века, и продолжает использоваться в современных узорах. Художники могут включать этот элемент в качестве метафоры к азартной игре, которой является брак, или в смысловом значении игр в качестве приятного отдыха. Жизнь — это Игра, в которой каждый из нас исполняет свою роль. Эту игру в Индии называют Лилой (санскр. लीला, līlā), санскритский термин, который в буквальном переводе означает «игра», «времяпрепровождение». а играет в нее наше Высшее «Я», создающее весь мир имен и форм.СОХРАНИТЬ СЕБЕ
Как тело становится храмом (16 украшений женщины)
Индийская цивилизация за две тысячи лет довела до совершенства каноны украшения человеческого тела. Подчеркивать его красоту полагалось не только ради собственного удовольствия и счастья, но и ради исполнения воли богов.
В культуре Индии всё символично, всё – метафора. Украшая видимое, материальное тело, индийцы выражают тоску по своей вечной божественной природе. Для многих индусок красивая одежда и украшения – один из способов поклонения Богу.
Изящно одетая женщина – олицетворение идеальной красоты и тайны, присущей природе и музыке. Каждая часть убранства оправдана и последовательно вплетена в общий узор символических форм и образов.
Считается, что красиво только то, что украшено узором. Глагол alamkara (алам-кара) буквально означает «украсить», «сделать достаточно». Соответственно простой вид, без орнамента, это «недостаточно» и подходит лишь аскету.
Шрингар – так называется полное убранство женщины. Оно включает 16 атрибутов, связанных с шестнадцатью фазами луны, которые, в свою очередь, связаны с женским менструальным циклом. Таким образом, 16 – особое число.
Название Шрингар связано со Шри Лакшми – богиней женской красоты, удачи, процветания и плодородия, идеальной женой Вишну.
Согласно предписаниям, некоторые шрингары располагаются в соответствии с определенными чакрами (энергетическими центрами): так, высшая чакра сахасрара (чакра вечной молодости), связанная с работой гипофиза, украшается подвеской на проборе – манг-тика.
Налобное украшение позволяет раскрыться аджня-чакре – «третьму глазу», центру познания и интуиции, связанному с эпифизом.
В области гортани расположена вишуддха-чакра, управляющая щитовидной железой; ее деятельность поддерживается украшением, плотно охватывающим шею.
За грудиной находится анахата-чакра – центр любви и сердечного тепла. С ней соприкасается мангалсутра – свадебное ожерелье; оно означает преданность и любовь как смысл жизни женщины.
Ниже располагается манипура-чакра – солнечное сплетение, чакра жизненной энергии. Ее украшением служит пояс на талии или на бедрах.
Нижние чакры – свадхиштхана-чакра и муладхара-чакра, прикрыты одеждой и не предполагают украшений.
Кроме ювелирных украшений (ножных и ручных браслетов, серег, колец, ожерелий, драгоценностей для носа – натх), в понятие «шрингар» входит и косметика (карандаш для глаз – каджал, ароматическая помада, притирания для волос и тела, шлифовальная паста для ногтей) и жевательное средство, окрашивающее рот и язык в красный цвет – бетель. И, наконец, самые своеобразные шрингары – это пирсинг, роспись хной (хенна, менди, мехенди) и бинди – наклеивание блестящих украшений на лоб.
1. БИНДИ
Бинди – небольшая декоративная точка в области третьего глаза. На метафизическом языке это место бесконечного потенциала, из которого возникает все проявленное существование.
Это мистический третий глаз – канал мудрости и возвышенной интуиции, божественного знания. Глаза часто сравнивают с солнцем и луной. Другое символическое значение – огонь. Два глаза способны видеть только прошлое и настоящее.
Третий глаз наделён полномочием видеть будущее.
Бинди могут быть нанесены на лоб с помощью красного порошка кункум или же используются декоративные бинди на клеевой основе — от обычных «точек» до ювелирных шедевров в миниатюре!
Традиционно замужние женщины ежедневно наносят себе на лоб красные точки, которые сразу же «сигналят» всем окружающим своим ярким цветом – я замужем, я нахожусь под защитой мужа! Сегодня в Индии часто можно видеть, как современные индианки над традиционной красной точкой наклеивают красиво украшенную цветную бинди в цвет надетого сари, отдавая дань современной моде и природной страсти украшать своё тело.
Молодые незамужние девушки и девочки также используют цветные бинди, как правило в тон одежде, а также украшают лоб узорами «гопи-дотс» подобно тому, как в духовном мире украшают себя юные Богини.
2. СИНДУР (Вермилен)
Синдур – глубокий кроваво-красный порошок, с помощью которого рисуют красную полосу в прямом проборе прически. Используется это украшение исключительно замужними женщинами. Синдур – важный компонент в индуистских поклонениях божествам (пуджах).
Красный цвет – символ плодородия и восстановления власти, женской энергии Сати и Парвати. Сати является идеалом жены из-за жертвоприношений, которые она совершает для защиты чести своего мужа.
Богиня Парвати (олицетворённая материальная природа) дарует пожизненное счастье замужним женщинам, которые наносят синдур на пробор в своих волосах.
Ко всему прочему считается, что нанесенный синдур помогает избежать проблем с морщинами и вообще с кожей, также он защищает от злых умыслов и дарует долгую и успешную жизнь мужу. На более практическом уровне (особенно в Индии, где браки, как говорят, заключаются на небесах), синдур громко и страстно провозглашает статус женщины как принадлежащей лишь одному мужчине.
Первый опыт обращения с синдуром женщины получают во время своей свадебной церемонии. Жених приглашает всех гостей прийти и благословить свою невесту.
Когда все собираются, он под слова благословения совершает синдурадану, то есть наносит синдур на пробор своей невесты. Иногда эта церемония называется «сумангали». Синдурадана является отличительной чертой современных свадеб в Индии.
Мусульманки в Индии также наносят синдур на свои причёски для обозначения замужнего положения.
3. ТИКА
Тика – подвеска, состоящая из цепочки с крючком на одном конце и кулоном на другом. Носится так же, как и синдур, в проборе. Подвеска должна попадать точно в центр лба. Это место считается домом аджна-чакры. Таким образом женщина повторяет свой статус как замужней.
Разновидность тики – лалатика – это более сложный дизайн тики с двумя (или более) боковыми цепочками с маленькими крючками на концах, соединённые с центральной цепочкой над кулоном и украшающими линию волос.
Бывают тики, где боковые цепочки, украшенные камнями, стразами и подвесками из бисера и жемчуга, в несколько рядов украшают волосы.
Т-образные тики в виде широкой расшитой тесьмы наряду с гирляндами из искусственных цветочных лепестков украшают головы танцовщиц.
4. АНДЖАНА (Кхоля)
Кхоля – широкая черная линия вокруг глаз, где стрелки соединяются, придавая особую контрастную резкость взгляду: «Мои глаза – не глаза, о возлюбленные, но стрелы света. Мои брови – не брови, но мечи уничтожения».
На Востоке считается, что каджал (восточный черный карандаш для глаз), нанесённый на контуры глаз, улучшает зрение, а также защищает от духов и дурного глаза. Поэтому даже самые маленькие индийцы – и мальчики, и девочки – не появляются на людях без особого защитного макияжа.
Каждое чувство сердца передается через глаза. Они могут выражать благоговение, сочувствие, любовь, страх или похоть. В индийских танцах глаза танцовщицы выполняют не меньшую роль, чем её руки и ноги.
С помощью движения глаз и различных взглядов танцовщица передаёт всю гамму чувств и эмоций своего танцевального послания. Индийские поэты обычно хотят утонуть «в глубинах глаз своей возлюбленной». Большинство поэтических сравнений о глазах взяты из природы.
Глаза как нарцисс, миндаль, лилия, как «рыба, сверкающая в скольжении», как моря и океаны, бездны, огонь и т.д.
В западной моде мы также можем наблюдать популярность этого украшения женщины – стрелки снова входят в моду, едва успев из неё выйти, а дымчатый макияж глаз с темной обводкой в стиле болливудских красавиц покорил весь мир!
5. НАТ
Нат –
кольцо или другое украшение в носу. Мы привыкли думать, что нос отвечает исключительно за обоняние. Однако ещё древние знали, что нос тесно связан с эмоциональной чувствительностью. Серьги для носа принимают самые различные формы, начиная от драгоценных шпилек до больших золотых обручей во всю щеку.
6. ХААРА
Хаара – колье, бусы, ожерелье. Шея – один из важных мистических центров. Поэтому считается, что ожерелье привлекает и сохраняет любовь, приносит удачу, предохраняет от сглаза.
Среди других видов ювелирных изделий ожерелья всегда имели максимум магических чар. Вероятно, яркое и богатое ожерелье отвлекало недоброжелателя от лица владельца и таким образом защищало от опасности сглаза, гипнотического воздействия. Скорее всего, предшественницей бус была обычная цветочная гирлянда.
7. КАРНА ПХУЛ
Карна пхул – серьги. Дословно, цветок в ухе.
С древнейших времен мочка уха рассматривалась как признак духовного развития и высокого социального статуса. Среди отличительных черт Будды и как знак его величия – чрезвычайно длинная мочка уха. По общему мнению мочки Гомера и Аристотеля имели те же характеристики.
Прокалывание мочки уха было широко распространено во всех частях мира с древнейших времен. Целью операции являлось не только декоративное украшение, но и защита владельца от злых влияний. Серьги выступали в качестве талисманов.
Сегодня считается, что прокалывание ушей полезно для улучшения зрения и обострения внимания. Акупунктурная точка находится в центре мочки.
По преданиям, серьги – утешение в боли и страданиях. Чем более декоративны и дороги серьги, тем больше человек получает утешения.
Большие серьги очень благоприятны для замужней женщины, они заявляют о ее статусе и власти. Некоторые серьги столь тяжелы, что их приходится крепить цепочками за волосы. Добавляя все новые и новые украшения, женщина привлекает благополучие в дом.
Наибольшей популярностью с древних времен до сегодняшнего дня пользуются серьги в виде цветов и фруктов. Они отражают нежность, молодость, духовное совершенство, бесхитростность, невинность – основные атрибуты женского характера.
Мехенди (менди) – рисунок хной. В отличие от татуировки, она является временным украшением тела и держится около трех недель. Наиболее распространена в арабских странах, Индии, Северной Африке и Индонезии.
Менди появилось около 5000 лет назад. Ещё в Древнем Египте знатные дамы украшали своё тело и ногти рисунком.
В XII веке она закрепилась в Индии, став не только лишь украшением. Например, многие арабские женщины считают, что менди приносит счастье и защищает от неудач. Так за день до свадьбы (в девичник) невесту расписывают рисунком, а оставшуюся хну закапывают в землю, чтобы защитить брак и избежать неверности мужа.
Мехенди часто применяют для того, чтобы умилостивить Ганеша, сына Шивы, который преодолевает все препятствия и всегда приглашается на церемонию индуистского брака. Ганеша также очень дорог богине богатства и удачи Лакшми. Также украшают себя мехенди к праздникам.
В рисунке используются только растительные орнаменты, они символически связывают женщину с природой, понятиями рождения, питания, роста, регенерации. Менди защищает от злых духов, несчастий, болезней и даже смерти.
9. НАРУЧНЫЕ БРАСЛЕТЫ (ЧУРИ)
Поэты называют их блестящими жетонами лучистой жизни, кругами света для счастливой дочери и счастливой жены. Браслеты символизируют мощную энергию солнца. Выполняются из любого материала, поддающегося обработке: терракоты, камня, раковин, меди, бронзы, золота, серебра и т.д.
Браслеты – знак замужней женщины. Звенящий звук браслета сообщает о присутствии женщины, о том, что ей требуется внимание, что она гневается или желает обменяться взглядами. Замужняя женщина никогда не позволит себе появиться в обществе без браслетов.
Как правило, носят 8, 12 или 24 браслета на каждом запястье.
10. БААДЖЮБАНД
Бааджюбанд – повязка, браслет или нить с амулетом на предплечье.
В зависимости от традиций, принятых в общине, и от статуса женщины в браке бааджюбанд может покрывать всю верхнюю часть руки от локтя до плеча.
Бааджюбанд должен жестко сидеть на руке. Он выполняется из различных материалов, богато украшается орнамен-том. Служит кавачей – защитой от дурных взглядов и считается символом безупречной красоты.
11. АРСИ
Арси – кольцо с зеркалом, носится на большом пальце.
Большой палец – царь ладони. В китайской хиромантии большой палец считается настолько важным, что часто по нему можно определить характер человека, состояние здоровья и будущее. В Западной античности большой палец считался символом Венеры.
По преданию, первое, что должна увидеть женщина, просыпаясь – своё лицо. Для этого всегда нужно зеркальце под рукой. Такое кольцо-дозорный бережет красоту и психику женщины.
На другие пальцы надеваются золотые кольца, либо украшения, состоящие из центрального медальона, к которому прикреплены 8 цепочек – три из них крепятся к браслету, пять – к кольцам, надеваемым на пальцы.
12. КЕШАПАШАЧАРАЧНА
Кешапашачарачна – убранство волос.
Волосы относят к элементу земли как нечто твердое и материальное; к элементу воды, так как они свободны, текучи; к стихии огня, потому что поступают из печи головного мозга к элементу воздуха, поскольку они легки и могут быть унесены ветром.
Волосы имеют свою собственную жизнь. Растут быстрее, чем все другие части тела. Они представляют связь между этим миром и будущим.
Волосы – источник жизненной и магической силы. Они образуют корону вокруг головы – самой святой части человека.
Часто волосы предлагались богам в качестве сублимированной человеческой жертвы.
Волосы, заплетенные в косу, считаются наиболее благоприятным символом. Согласно мифологии, три плети волос в косе обозначают три наиболее почитаемые индийские реки – Гангу, Ямуну и Сарасвати, а так же троицу богов – Брахму, Вишну и Шиву.
Дабы не соблазнять мужчин, женщинам предписано посещать храмы с покрытой головой.
Во многих местах в Европе невесты ходили до свадьбы с длинной косой. После замужества коса собиралась в пучок или пряталась в головной убор, что означало ограничение власти и независимости, новые обязанности.
13. КАМАРБАНД
Камарбанд – поясной ремень, удерживающий и украшающий сари.
Защищает манипура-чакру. Он удерживает связку ключей, что означает символическую передачу правления от свекрови к невестке, новые полномочия и обязанности.
14. НОЖНЫЕ БРАСЛЕТЫ
Ножные браслеты – от тонких цепочек до тяжелых, толстых жестких браслетов. Иногда к ножным браслетам крепят бубенцы.
15. КОЛЬЦА ДЛЯ ПАЛЬЦЕВ НОГ
Пальцы на ногах украшаются кольцами, простыми или сложного дизайна.
Некоторые кольца украшают бубенцами.
Также иногда на ноги надевают украшения из медальона с цепочками.
16. САРИ
Этот предмет гардероба заслуживает отдельного рассказа.
ЕЩЕ ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ ДЛЯ ЖЕНЩИН НА НАШЕМ САЙТЕ :
Тайное значение узоров мехенди
Искусство украшения хной с каждым днем становится все популярнее. Их наносят на все части тела, но чаще всего они красуются на руках. Это выглядит красиво и маняще, но мало кто задумывается о том, что древняя культура, которой насчитывается более 5000 лет, не может быть бессмысленной. В мехенди есть объяснение для каждого символа и рисунка.
Острые углы для активной защиты
Популярны несколько разновидностей фигур, которые пришли в культуру из африканского направления. Их признают мощными оберегами от злых духов.
Что обозначаю «колючие» рисунки в мехенди:
Форма | Характеристика |
Звезда | Надежда, божественность. Пять углов – стихии Шесть концов – гармония между женщинами и мужчинами. Какую роль играет символика шестиугольника в центре менди? Это сильная фигура, которую имеют многие природные тела. |
Треугольник | Стремление всегда достигать поставленных целей. Вершина вниз (женский)– милость Небес, знак воды; вершина верх (мужской) — огонь. Переплетение двух конфигураций – символ Ин-Ян. Сочетание нескольких треугольников – защита от злых сил, их негатива, бед. |
Крест | Подобные символы в хенна выражение связи между небом и землей. |
Квадрат | Защищает, говорит о честности и стабильности. |
Ромб | Чувственность обладателя, влияние эмойций. |
На втором месте по важности в искусстве рисования тату хной находятся круглые изображения, которые являются воплощением целостности, равновесия, совершенства человека, завершенности.
Кроме того, это знамя вечности, бесконечности, единства. Одним из перевоплощений круглого мехенди считается мандала.
Ее иногда именуют, как шар, территория, кольцо, круг, страна, колесо, общество, собрание, сфера, область, орбита, совокупность, диск. У будд это мир спасения.
Что обозначают основные рисунки в менди?
Глядя на тату хной, созданные умелыми мастерами, хочется постичь все таинство их узоров и погрузиться в загадочную восточную культуру. Здесь все имеет глубинный философский смысл.
Значение в мехенди знака лотос – женское лоно, печать творящей силы, зарождения жизни, славы, процветания, духовности, бессмертия, долголетия, плодородия, чистоты. Это образ возникновения мира из пустоты или на первичных водах. Распускаясь с восходом солнца и прячась на закате, он всегда был олицетворением Солнца. В Индии им всегда обозначают женский детородный орган.
Слон. В древнем мире эти животные служили царской семье, вельможам, полководцам и считалось, что их ум и характер – идеал для правителя страны. Что означает этот знак в мэнди? В данном случае тату хной – это достоинство, мощь, власть.
Он, как и лотос, является воплощением плодородия, изобилия, мудрости. В Греции и Риме на протяжении многих веков считали слона мифом, пока войска Александра Македонского не ощутили на себе его силу и мощь.
С тех пор он стал символом воинской доблести, славы.
В Китае считается, что он приносит удачу, счастье в семью и любовь.
Сова. Обозначение рисунков с этим пернатым в мехенди имеет интересный смысл. В наше время это знак мудрости, но на протяжении тысячелетий он оставался их символом главенствующего класса. Наносить его могли только влиятельные и могущественные личности.
Ладонь Фатимы. Рисунок, как и лотос, имеет женское начало. Это воплощение целомудренности и идеала женственности. Он защищает человека от злых сил, помогает скрыться от сглаза, дарит процветание, единство с близкими и врагами, наделяет мощью и благородством. Объяснение узора в менди может быть и следующим – терпеливость и вера. Часто это хенни рисуют на удачу.
Рыба. Тату хной в данном стиле имеет разные объяснения. Иногда истолковывается как связь с плодородием, животворящая сила воды. Может быть, как менди на крепкую любовь. В Индии и Китае это знак абсолютной свободы. В христианской вере он является символом чистоты, веры и Девы Марии. Будды считают, что обозначая себя этим рисунком мехенди на руке или в другом месте можно достичь просветления.
Огурец. Как и лотос, всегда символизировал плодородие. Тату хной в этом стиле имеет каплеобразную форму, вытянутый круг. Самый популярный свадебный менди с богатым смыслом – развитие, благополучность, движение, энергичность и счастье в доме.
Спирали – особые древние узоры в хенна. Помогают открыть чакры, поэтому их часто можно увидеть на руках йогов, принявших позу лотос. Это живая энергия человека.
Значение узоров, размещенных на разных частях тела
В искусстве украшения хной, не только вид тату имеет смысл, также важно, на каком месте оно нарисовано. Мы уже изучили основные символы мехенди и их сакраментальное значение, теперь пора переходить на новый этап в познании восточной культуры.
Где размещают рисунки?
- Грудь – желание человека устанавливать свои порядки, вызов общим нормам.
- На правой руке – говорит о стремлении выразить свои мысли и представления о жизни. Внутри обладателя царит уверенность в своих силах, решительность, твердость и полное отсутствие гибкости. Здесь моно часто увидеть менди знак круг.
- Шея – непреодолимое желание стать значимой личностью в обществе. Обладатель может не контролировать открытие свои внутренних способностей и выглядит эмоциональным. Решаясь на тату хной в этом месте нужно четко знать их влияние на хозяина. Узор в стиле лотос не уместен.
- Живот – здесь лучше разместить символы материальных стремлений и интересов.
- Ягодицы – изображения, которые обозначают в мехенди признание окружающими неординарных способностей и лидерства.
- Нанося менди на левой руке нужно осознавать, что означают рисунки, так как есть риск неправильно расположить важные картинки. Изображения в этом месте оказывают влияние на принятие решений. Можно выбрать лотос или слона.
- Спина – лучшее место для демонстрации доминирования, потенциала. Круг, например, поможет показать свое совершенство и связь с Богом.
- Левая нога – должна быть украшена знаками, помогающими открыть скрытые резервы и возможности. Ступня – говорит о поиске опоры в жизни, близкого человека. Поэтому лучше выбирать талисманы с обозначением счастья, любви и удачи в мехенди, можно знак с более широким смыслом.
- Значение символики хенна на половых органах это открытое недовольство поведением и отношением партнера. Для достижения гармонии рекомендуется лотос.
- Правая нога – рисунок менди означает стремление к движению вперед. Знаки должны помочь выбрать направление. Ступня – изображения для подавления собственных прихотей и эгоизма.
Теперь вы знаете, какое великое влияние приписываю изящным тату хной лотос, и как правильно читать мехенди на частях тела, ручках и т.д. Что выбрать решать только вам.
Немножко о росписи хной – mehndi
Сегодня нам с Алисой сделали очень красивые рисунки хной на руках. Мы пищали от восторга! Проблема лишь в том, что удовольствие это не из дешевых и часто такое себе не позволишь… Вот я и решила узнать об этом побольше, чтобы потом самой рисовать нам такие милые и полезные “картинки”:)
Так вот, рисунки хной называются “менди”(mehndi или Механди – mehandi) это древняя традиция, происходящая из многих древних культур, начинающаяся примерно 5 000 лет назад. Но больше всего оно распространено в Индии. Использование хны и куркумы для создания рисунок на теле было описано в древних ведических книгах, повествующих о традиционных для ведических верований ритуалах.
Одной из традиций некоторых индуистских праздников является обязательное нанесение рисунков хной на руки и ноги для каждой женщины.
Как правило, такие рисунки наносят на ладони и ступни, где цвет рисунка будет наиболее темным, потому что кожа содержит более высокий уровень кератина, который временно связывает красящий пигмент хны.
Хна первоначально использовалась исключительно как краситель, который применялся только в торжественных случаях, например, для нанесения украшений на кожу невест.
Традиционные индийские модели менди – замысловатые рисунки тонких линий, арок, листьев растений, лотосов (цветок-символ Индии), павлинов (птица-символ Индии), манго (фрукт-символ Индии), кружевные эскизы, благоприятные и религиозные символы.
Часто образцы мэнди основаны на более простых формах – пейсли, кругах, треугольниках, линиях, объединенных между собой для создания замысловатого узора, и покрывают все руки, иногда предплечье. На ноги наносят геометрические цветочные узоры, подчеркивая тем самым форму ног.Мехенди означает силу любви в браке. Чем темнее менди, тем сильнее любовь.
Красный цвет – цвет плодородия, власти. В рисунке используются растительные орнаменты, образы птиц и животных, они символически связывают женщину с природой, понятиями рождения, питания, роста, регенерации. По преданию, менди защищает от злых духов, несчастий, болезней и даже смерти.
Многие арабские женщины считают, что менди приносит счастье и защищает от неудач.
В индийской культуре роспись по телу хной считается символом удачи для замужних женщин (сухаган). Индийские женщины глубоко верят, что менди принесет им много любви и заботы со стороны мужа.
Насколько прекрасно украшены ее руки и ноги, настолько она должна приложить все усилия, чтобы восхитить своего мужа и полюбиться родственникам с его стороны. В Раджастане тело украшают и женихи, образцы рисунков не менее сложны, чему девушек.
Очищающе действуют рисунки из хны и на более тонком энергетическом уровне, ведь известно, что на наших ладонях находят свое отражение все основные энергетические центры организма – чакры. Чакры расположены в областях основных нервных сплетений в центральной нервной системе человека.
Они регулируют работу различных органов тела. Состояние наших чакр является прямым результатом наших мыслей и действий. Каждой чакре, из семи основных, соответствует определенная область на ладони. Попадая на проекции чакр, хна очищающее воздействует на весь организм в целом, впитывает лишний жар, приводит человека в баланс.
Халди (роспись по телу с применением пасты, изготовленной из куркумы), а также менди являются одним из наиболее важных ведических ритуалов, которые призваны символизировать символическое представление внешнего и внутреннего солнца.
Ведические обычая в большинстве своем призваны пробудить «внутренний свет» в каждом человеке, и поэтому сияние внутреннего Солнца имеет важную символическую функцию.
В наше время, как правило, люди покупают уже готовые упаковки пасты хны, которые готовы к использованию именно с целью создания менди.
Таким образом любой рисунок создать очень легко. На картинке слева хна, которой нам рисовали на руках. По секрету скажу, собираюсь ее прикупить:)
Но вот в сельских районах Индии, женщины по-прежнему растирают свежие листья хны на специальном точильном камне. Хотя получившаяся смесь не является настолько однородной и эстетичной, как покупная, в результате рисунок получается гораздо более темного цвета и большей интенсивности.
Место нанесения рисунка желательно перед рисованием обезжирить спиртом. Втирание в кожу около трёх капель эвкалиптового масла сделает узор долговечнее и позволит избежать раздражения.
Применяется также специальное масло для закрепления рисунка, в состав которого входят как правило терпентинное масло, масло лимона, глицерин.
рекомендуют сначала обработать таким маслом кожу, потом нанести рисунок, после полного его высыхания снова обработать уже готовый рисунок.
Паста, приготовленная из хны, как правило, наносится на кожу с помощью пластикового конуса или с использованием специальной кисти. Иногда мастерицы менди используют трафарет, шприц-пакет, или специальные тюбики с металлическими наконечниками, которые позволяют создавать очень тонкие линии – ведь такие тюбики традиционно используются для росписи по шелку.
По составу хна обладает антисептическими свойствами. Это абсолютно безопасный краситель, она окрашивает лишь отмершие, ороговелые слои кожи. Чем больше ороговелость, тем насыщеннее получается цвет, и дольше держится рисунок – ладони и ступни в этом смысле самые подходящие места. Цвет хны бывает только коричневым. Также в мехенди распространены два других красителя – Индиго, дающий синий цвет, и Харкус – черный краситель. Харкус – это, по сути, зола – он образуется от пережигания коры различных деревьев. Держится на коже совсем недолго.л
Подготовка:
Потребуются готовый состав хны; сок лимона; крепко заваренный чай; растительное масло; ватную палочку или тампон, тоненькую палочку (можно использовать обыкновенную зубочистку); немного сахара и тряпочку для удаления дефектов.
Процедура нанесения рисунка:
Подготовьте кожу, предварительно обезжирив ее и смазав ватным тампоном, смоченным смесью лимонного сока и сахара.
После этого можно приступить к нанесению рисунка.
Период сушки:
– Примерно через 15-20 минут сушки, паста хны высыхает и начинает трескаться, ив это время можно нанести на кожу смесь лимонного сока и сахара, чтобы получить более темный оттенок.
Окрашенные области, после процедуры окрашивания следует накрыть тканью, обернуть полиэтиленом или медицинским бинтом – чтобы под воздействием температуры тела цвет узора стал еще более интенсивным.
– Держать место росписи в тепле следует от трех до шести часов, а иногда и целую ночь, после этого кожу можно открыть. Первоначально рисунок варьируется от бледно- до темно-оранжевого цвета, однако постепенно он темнеет за счет окисления, приобретая окончательный оттенок в течение от 24 до 72 часов. Окончательный цвет рисунка менди, как правило, красновато-коричневый и может оставаться таким от одной до трех недель, в зависимости от качества и типа той пасты хны, которая применялась для его создания, и от того, где именно, на каком участке тела был создан рисунок (рисунок на участках с грубой кожей кажется более темным, нежели рисунок на участках со светлой нежной кожей).
Кстати, на ладонях и стопах краска сохраняется дольше всего, поскольку в этих местах кожа суше и тоньше.
– Чтобы менди продержалось на коже как можно дольше, советуют применять увлажняющие маски с натуральными маслами, например, оливковым, кунжутным, или кокосового ореха, поскольку причиной постепенного выцветания рисунка менди является процесс естественного отшелушивания верхнего слоя кожи.
Если менди быстро выцветает, значит, готовая паста неправильно хранилась, или же у вас слишком сухая кожа.
По той же причине, чтобы кожа не отшелушивалась слишком быстро, не рекомендуется вручную стирать или мыть посуду, лучше использовать стиральные и посудомоечные машины или, хотя бы, надевать защитные перчатки.
Наконец мы подобрались к самому интересному: к значению символов!
Все символы берут свое начало с зерна (биджа), которое является зародышем любого растения. Существуют простые формы, такие как линия (рейха) и угол (кона) где соединяются две прямые линии, отражая двойственность жизни.
Треугольник (трикона) может быть направлен вершиной вверх (пуруса) как символ мужской активности, олицетворение огня и вознесения в Небеса или вниз (пракрити) как пассивный женский символ воды и милости, нисходящей с Небес.
Квадрат (чатускона) означает стабильность, честность и кров, алмаз (ваджра) символизирует просвещенность.
Звезда символизирует божественность и надежду.
Пятиконечная звезда (панчакона) включает пять элементов: огонь, землю, воду, воздух и небо.
Шестиконечная звезда (саткона) соединяет в совершенной гармонии мужчину и женщину. Шестиугольник внутри звезды (садбхуджа) — сильная форма, отраженная в природе, даже в очертаниях клетки нашего тела.
Восьмиугольник (астакона) составлен из двух наложенных друг на друга квадратов и означает защиту.
Крест (бавари) — источник, а также космический символ, обозначающий связь между небом и землей. Если поверх него наложен квадрат (сарватобхадра) — это храм с дверями со всех сторон.
Свастика — один из старейших и самых сложных символов. Само это слово означает «все хорошо». В Индии свастика символизирует движение, счастье и добрую судьбу, ее часто используют как печать на кувшинах со святой водой.
Круг — это универсальный символ целостности, но в Индии он имеет еще и особое значение витка жизни. Круг с языками пламени символизирует пракрити — то, что развивается, производит и порождает.
В индуизме серп луны — это новорожденный ребенок, который стремится быстро вырасти. Солнце — дверь Вселенной, вход в мир знания и бессмертия. Солнце означает всевидящее божество и силу, а его лучи приносят жизнь в наш мир.
Мандала — символ просвещенности, ее обычно изображают в виде круга с квадратами, треугольниками и окружностями внутри.
Лотос имеет множество символических значений, включая щедрость земли, древо жизни и женский половой орган. Этот цветок обычно растет на болотах, но каким-то образом сохраняет чистоту и безупречность.
Именно поэтому его считают символом выживания в самых неблагоприятных условиях, и в индийской философии детей наставляют быть как лотосы, поскольку грязное окружение не считается оправданием для дурного поведения и темной души.
Многие другие цветы и фрукты используют как символы радости и счастья.
Цветы олицетворяют недолговечность детства и новую жизнь, а фрукты — сущность бессмертия.
И роза, и незрелый фрукт манго (символ девственности) обычно используют в орнаментах для невест.
Виноградная лоза — символ преданности, потому что она тянется к свету и нуждается в подпорке.
Самый распространенный в Индии анималистический элемент орнамента — павлин, которого рассматривают как компаньона для жены на время отсутствия мужа, А еще это символ любви и желания, поскольку в Индии павлины появляются в сезон дождей — время страсти. Павлинов часто включают в орнаменты для невест как символ приближающейся брачной ночи.
Очень популярны и другие птицы — лебеди (успех) и попугаи (его спутники).
Маленькие точки, изображающие капли дождя (бунда), символизируют любовь, которую женщина проявляет по отношению к мужу, а волны (глагария) означают страсть и желание.
Бута (пейсли) или иначе – «турецкий огурчик» – элемент восточного орнамента и является, ничем иным, как одним из символов в сложной символике зороастризма. Символом Огня.
Значком этим помечались и древние огнепоклоннические капища, и предметы быта тех времен. Его и сегодня можно увидеть на многих древних сооружениях.
И не случайно изображение его встречается и в терме Индии, и в декоре металлических изделий и в рисунках тканей Ирана, и в узорах ковров Азербайджана. В произведениях декоративно-прикладного и ювелирного искусств стран Ближнего Востока и Средней Азии.
То есть, в искусстве стран, на территориях которых некогда главенствующей религией являлся – зороастризм. Да и само слово – «бута» на санскрите означает – «огонь»( буте – пута –бута).
Кстати, так же называется и небольшое степное кустарниковое растение, цветки которого напоминают по форме этот символ. Возможно именно благодаря этим свойствам их и возжигали на капищах в храмах и домах почитателей зеленой богини Веги, Анахит, Митры и позже – Ахура Мазды.
БУТА была везде: она изображалась на всех официальных бумагах в качестве печати, служила оберегом для жилища и людей, ей придавалось значение талисмана. БУТА обязательно присутствовала в свадебном одеянии новобрачных, некоторые виды БУТЫ служили в старину своеобразными знаками различия для знати и военачальников… БУТА послужила прообразом для создания ковровых узоров, причем в каждой местности была своя стилизованная форма. Мы видим очертания БУТЫ в форме куполов мечетей, предметов быта и национальных костюмов и обуви.
Да, не зря этот символ притягивает взоры многих….