Нынешние деревни станут городами будущего – вегетерианство

Содержание

Будущее человечества — вегетарианство

Нынешние деревни станут городами будущего – вегетерианство

«Тенденция роста вегетарианства в мире неукротима. Может быть, уже через 100 лет ни один человек больше не будет есть мяса».
Гельмут, бывший генеральный директор компании «Нестле»

Каждый год 1 октября планета отмечает Всемирный день вегетарианца. Ряды вегетарианцев растут. И если даже это просто мода – то мода с очень благоприятными для всех последствиями. Меньше потребность в мясе – меньше убийств на планете. Меньше убийств животных – меньше войн и разрушений. Закон кармы в действии.

В настоящее время во всем мире насчитывается более 1 миллиарда вегетарианцев. В Индии, по различным оценкам, вегетарианцами являются от 20 до 40% населения страны, то есть до 500 миллионов человек.

Следующими после Индии идет Тайвань и Германия – около 10%. На третьем месте по числу вегетарианцев –Израиль (около 9% населения). В Китае вегетарианцев 400 миллионов – 3% населения. Значительное количество вегетарианцев проживает в европейских странах.

В Бельгии – 2%, в Австрии – 3%, в Швейцарии – 5%. В США около 4% населения – вегетарианцы.

В Украине такой подсчет не проводился, но судя по тому, как растет количество вегетарианских кафе (только в Днепре их уже 4), можно утверждать, что мировая мода на здоровое безубойное питание захватила и нас.

Конечно,10 процентов – не сто и даже не пятьдесят. Но темпы распространения вегетарианства говорят о многом. Скрупулезные немцы вели учет: в 1983 году вегетарианцами являлись только 0,6 % жителей Германии, а сегодня – почти 10 %. За последние 20 лет их число увеличилось в 16 раз.

Сегодня ни одна студенческая или школьная столовая здесь не обходится без вегетарианского меню, ни один супермаркет – без вегетарианской колбасы и иных продуктов.

В ряде стран, например, Индии и Великобритании, государство стало прислушиваться к интересам вегетарианцев и ввело маркировку вегетарианских продуктов – зеленый кружок на упаковке.

Вегетарианство — это способ питания, исключающий потребление продуктов, добытых путем убийства, – мяса, рыбы, птицы Вегетарианство не отрицает молоко, мед и другие продукты, полученные ненасильственным путем.

Ученые предсказывают, что к 2050 году так или иначе людям придется переходить на вегетарианское питание. Производство мяса требует много ресурсов: обширные территории, большое количество воды и корма.

Население Земли растет и вскоре будет крайне сложно придерживаться мясной диеты чисто по техническим причинам. Билл Гейтс как-то сказал: «Будущее мяса – это вегетарианство» (в оригинале “The future of meat is vegan”).

И вслед за компьютерными программами взялся за производство растительных заменителей мяса.

Очень многие выдающиеся личности, как сегодня, так и в историческом прошлом, встали на путь вегетарианства: Аристотель, Пифагор, Никола Тесла, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Авраам Линкольн, Альберт Швейцер, Лев Толстой – счет идет на сотни и тысячи.

Как пишет газета «The Guardian», человечеству придется переходить преимущественно на вегетарианскую диету, чтобы избежать катастрофического дефицита пресной воды.

Эта проблема обсуждалась на конференции в Стокгольме, где присутствовали представители 120 стран.

Выращивание скота и производство мясных продуктов требует по сравнению с немясными в 10 раз больше воды, и 2 миллиарда людей на планете уже сейчас сталкиваются с недостатком пресной воды.

Сегодня более чем 925 миллионам людей не хватает пищи. Это при том, что на Земле выращивается зерновых культур в 2 раза больше требуемого количества для того, чтобы накормить все человечество. Большая часть производимого зерна идет на корм сельскохозяйственным животным, выращиваемым на убой.

Чтобы добиться привеса в один килограмм, животному надо скормить16 кг зерна.

Согласно данным USDA (Американское агентство сельского хозяйства) с 1 акра земли можно получить 20 фунтов пригодного для еды белка, если выращивать на нем скот, и в 17 раз больше – 340 фунтов такого же полноценного белка, если выращивать зернобобовые.

Эра вегетарианства, если таковая наступит в обозримом будущем, хороша еще и тем, что она станет настоящей эрой милосердия, так как сократится число убийств на планете. А по законам вселенского равновесия, если человечество будет меньше убивать животных, станет меньше войн, катастроф и разрушений.

Веганы и сыроеды дореволюционного Петербурга

Нынешние деревни станут городами будущего – вегетерианство

В начале XX века вегетарианство ненадолго становится в России по‑настоящему модным. Бульон из сена, культ Толстого и страдания Репина — в исследовании Arzamas

Подготовил Алексей Мунипов

Лев Толстой с внуками. Фотография Владимира Черткова. 1909 год © Wikimedia Commons

Вегетарианцев можно найти в любом столетии и практически на любом континенте, но заметным поветрием отказ от животной пищи становится в Европе только в XIX веке.

Первое Вегетарианское общество появилось в Англии еще в 1847 году (там же придумали и само слово «вегетарианец»), но распространялась мода медленно и неравномерно: если в Германии сразу два подобных общества открылись в 1860-х, то в Швеции — в 1894-м, а во Франции — в 1899-м.

В России вегетарианство становится популярным прежде всего благодаря Толстому — он отказывается от мяса в 1880-х и пишет невероятно влиятельный очерк «Первая ступень», называя вегетарианство первым этапом нравственного возрождения.

Эти строчки многих превратили в сторонников «безубойного питания». В начале XX века это поветрие уже невозможно не замечать: повсюду открываются вегетарианские столовые, издаются «Вегетарианские обозрения», появляются добровольные общества. С «безубойниками» спорят, про них пишут фельетоны, их обсуждают, высмеивают, цитируют в пьесах.

Идейные вегетарианцы и культ Толстого

Быть вегетарианцем в Петербурге начала века — это значит быть человеком прогрессивным и в известной степени упертым: абсолютное большинство отечественных врачей считает вегетарианство вредной и опасной идеей, а окружающие встречают этот выбор в лучшем случае недоумением. «Когда не знают, какой ярлык прилепить к моему лбу, то говорят: „Это странный человек, странный!“ — жалуется Астров в „Дяде Ване“. — Я люблю лес — это странно; я не ем мяса — это тоже странно».

Дореволюционные вегетарианцы делились на «идейных» безубойников и «гигиенистов». Для первых отказ от мяса — это нравственный выбор, и дело вообще не в еде; для вторых — вопрос исключительно здорового питания. «Идейных» в России подавляющее большинство (в то, что вегетарианская еда страшно полезна для здоровья, многие из них и не верят-то до конца). 

К разговорам про еду они относятся презрительно — потому что собираются, вообще-то, поменять мир, — а «гигиенистов» называют «желудочными вегетарианцами». В Европе ситуация обратная: там большинство — «гигиенисты», и на этический пыл русских коллег они смотрят с недоумением. Немецкий журнал Vegetarische Warte пишет: 

Впрочем, всем остальным кажется блажью и «идейное», и «желудочное» вегетарианство: это очередная мода, которой следуют легкомысленные горожане, чтобы казаться современными.

«Гомеопатия, гипнотизм, буддизм, вегетарианство — все это у спиритиста как-то мешалось вместе», — запишет Чехов в черновике рассказа «Три года». Духовные лица относятся к вегетарианцам с откровенным подозрением.

В рассказе «Полунощники» Лескова с пристрастием допрашивают главную героиню, убежденную вегетарианку Клавдию:

Пойти на званый ужин — это почти наверняка нарваться на недоуменные или даже враждебные расспросы: о них часто упоминают в письмах и дневниках убежденные вегетарианцы того времени — от Соловьева и Черткова до Лескова, Рериха, Репина и Ге. Они, впрочем, не остаются в долгу и портят окружающим настроение разговором про поедание трупов.

Вегетарианская столовая в Москве © Wikimedia Commons

Зато можно спокойно отобедать в городе: к началу века почти в каждом крупном российском городе есть вегетарианская столовая. Больше всего их в Петербурге — девять штук.

Появление самой крупной, на Невском, 110, сопровождается скандалом: ее владелец, председатель Вегетариан­ского общества, самовольно тратит на открытие деньги общества.

Столовые страшно популярны: данных по Петербургу не сохранилось, но известно, что только одна московская столовая в Газетном переулке в день принимает 1300 человек, а во всех московских вегетарианских заведениях (их четыре) в 1914 году побывало 642 870 человек — в Петербурге эту цифру можно смело умножать как минимум на два.

Популярность их во многом объяснялась дешевизной. Корней Чуковский оставил описание петербургской вегетарианской столовой, находившейся за Казанским вокзалом:

Многие заведения напоминали мини-алтари Толстого.

Это, конечно, не могло не раздражать современников.

Не случайно Маяковский, который вегетарианцев недолюбливал, именно в такой столовой устроил что-то вроде перформанса, прочитав громадному портрету Толстого новые стихи со строчками: «Туман, с кровожадным лицом каннибала, жевал невкусных людей». Заканчивалось все фразой: «А с неба смотрела какая-то дрянь величественно, как Лев Толстой».

Репин и проклятый бифштекс

Илья Репин был, вероятно, самым известным петербургским вегетарианцем: натурой он был страстной и безубойным питанием увлекся надолго, прославляя его в лекциях, письмах и публичных выступлениях. Благодаря им нам осталось меню зажиточного дореволюционного вегетарианца.

Впрочем, с той же страстью Репин несколько раз отказывался от вегетарианства, особенно на начальной стадии.

9 августа 1891 года он пишет Татьяне Толстой, старшей дочери Льва Николаевича: «Вегетарианствую я с удовольствием», а уже 20 августа: «Вегетарианство я должен был оставить… После того, как писал вам, ночью меня хватила такая нервная дрожь, что наутро я решил заказать бифштекс — и как рукой сняло».

На следующий год он напишет ей еще раз: «…Как это ни грустно, я пришел к окончательному заключению, что я без мясной пищи не могу существовать. Если я хочу быть здоровым, я должен есть мясо; без него у меня сейчас же начинается процесс умирания». После этого он все-таки постепенно перешел на растительную пищу, во многом под влиянием своей второй жены Натальи Нордман.

А. М. Горький, М. Ф. Андреева, Л. Яковлева (секретарь Стасова), В. В. Стасов, И. Е. Репин и Н. Б. Нордман-Северова в «Пенатах». 1904 год © Архив аудиовизуальной информации Нижегородской области

Нордман и чай из сена

Многие не останавливались на отказе от мяса и переходили на полностью сырую еду. Главным пропагандистом сыроедения в Петербурге была вторая жена Репина Наталья Нордман, одна из самых очаровательных женщин начала века. Для газет того времени она была излюбленной мишенью.

«Нас часто спрашивают, как это мы [с Репиным] питаемся сеном и травами? Жуем ли мы их дома, в стойле или на лугу, и сколько именно?» — так обычно она начинала свои публичные лекции.

Красноречия ее (и явных кулинарных талантов) обычно хватало, чтобы склонить на свою сторону даже скептиков.

Первая мировая и конец вегетарианства

Во время войны идеи вегетарианства стали впервые откровенно раздражать все русское общество. Во-первых, лозунг «Не убий» автоматически превращал идейного вегетарианца, отказывающего проливать кровь, в пацифиста, а значит — в предателя, не желающего защищать родину.

Во-вторых, тяготы войны совсем по-другому поставили вопрос, что есть: пропагандиста, предлагающего отказаться от мяса, могли и побить.

Крестьяне и рабочие и раньше считали вегетарианство барской блажью — сами они частенько и голодали, и постились (в традиционном православном календаре более 220 постных дней), но не то чтобы по своей воле, во время войны же проповеди «толстовцев» стали и вовсе звучать издевательством, о чем видные вегетарианцы с обидой писали в дневниках.

Вегетарианцы питали некоторые надежды в связи с установлением советской власти — в конце концов, если царская власть преследовала толстовские коммуны, то, вероятно, теперь все будет по-другому? В 1921 году на Первом Всероссийском съезде сектантских сельскохозяйственных и производительных объединений была принята резолюция, в одном из пунктов которой значилось: «Мы считаем убийство не только человека, но и животных недопустимым грехом перед Богом и не употребляем мясной убойной пищи, а потому от лица всех сектантов-вегетарианцев просим Наркомзем не требовать от сектантов-вегетарианцев выполнения мясной повинности, как противной их совести и религиозным убеждениям». Власть к резолюции не прислушалась — Бонч-Бруевич даже язвительно заметил, что молокане и баптисты, присутство­вавшие на съезде, едят мясо и прекрасно себя чувствуют.

Вскоре все вегетарианские общества в стране были разогнаны, многие их участники отправлены на Соловки или расстреляны, а сама идея «безубойного питания» была признана безусловно вредной для советского человека.

«Вегетарианство, основанное на ложных гипотезах и идеях, в Советском Союзе не имеет приверженцев», — пригвоздила Большая советская энциклопедия, это стало окончательным приговором русскому вегетарианс­кому движению, оправиться от которого оно смогло только в 1990-е.  

8 существующих утопий для тех, кому всё надоело

Нынешние деревни станут городами будущего – вегетерианство

Пионер экологичного дизайна, итало-американский архитектор Паоло Сольери основал Аркосанти в 1970 году, в 100 километрах от города Феникс. Сольери называл Аркосанти «урбанистской лабораторией» и задумывал сообщество как эксперимент в «архологии» (симбиоз архитектуры и археологии).

Сольери мечтал построить плотнонаселённый город, в котором люди взаимодействовали бы как можно больше. По его задумке, в Аркосанти у всех должен быть доступ к общей, дешёвой инфраструктуре, город должен быть энергетически эффективен, в нём должны разумно использоваться вода и земля, а также сведено к минимуму загрязнение окружающей среды.

Идеи, отчасти воплощённые в коммуне, в конечном счёте повлияли на урбанистику по всему миру. Сейчас в Аркосанти живут всего 50 человек (Сольери планировал, что в итоге их будет 5 000) и город продолжают застраивать. Туда каждый год приезжают десятки тысяч туристов со всего мира.

Основной источник заработка жителей коммуны на удивление анахроничный: бронзовые и керамические музыкальные подвески, которые они производят коллективно.

Твин Оукс — одно из немногих утопических сообществ 60—70-х годов, оставшееся целым до нашего времени. Жители коммуны разделяют ценности эгалитаризма (то есть всеобщего равенства), экологии и ненасилия. В Твин Оукс живут 100 человек, которые делят общий доход и ресурсы.

Некоторые работают в коммерческих предприятиях Твин Оукс, делая гамаки и тофу на продажу, некоторые работают на ферме. В коммуну входит семь общих домов, кладбище, бассейн, теплицы, соевая фабрика и ещё несколько зданий.

В 60-е и 70-е подобных социальных утопических экспериментов в Америке запускалось немало, но они разваливались из-за внутренних неурядиц и проблем, вызванных экономической независимостью; Твин Оукс всё это обошло стороной.

Коммуна для любителей йоги и медитации, расположенная на главном гавайском острове в 50 километрах южнее города Хило. Поулстар основан на учениях Парамханса Йогананда, автора книги 1946 года «Автобиография йога».

Коммуна живёт по законам карма-йоги (её суть в бескорыстном служении другим), жители вкладывают все силы в духовное развитие.

В Поулстар есть небольшое сообщество постоянных жителей, но в то же время здесь с радостью принимают гостей: на 8 гектарах, на которых расположена коммуна, есть храм для медитации, духовная библиотека, огороды и фруктовые сады.

Сонгдо — самый настоящий город будущего в Южной Корее, пока что относительно пустынный (в нём живут 22 000 человек, треть запланированного населения). Впрочем, город до сих пор строится — строительство должно завершиться в этом году, и тогда Сонгдо заживёт полной жизнью.

Сонгдо должен стать самым умным и технологичным городом в мире: уличные фонари, дороги, парки, здания, машины — всё в городе будет компьютеризировано и подключено к общей сети, и в любой точке города будет доступен интернет. Несмотря на это, Сонгдо будет предельно экологичным городом.

По задумкам корейцев, Сонгдо должен стать главным центром бизнеса и торговли в Северо-Восточной Азии — такого города в регионе ещё нет.

Экопоселение Финка Беллависта

Финка Беллависта — это деревня на деревьях, создали её Эрика и Мэттон Хогены, супружеская пара из Колорадо. Поселение состоит из 25 построек на деревьях и находится в тропическом лесу в Коста-Рике.

Часть домов сдаётся всем желающим, часть строится людьми, которые остаются в поселении навсегда.

Никаких жёстких требований, чтобы стать членом Финка Беллависта, нет, нужно просто построить свой дом на дереве — но такое желание, по мнению создателей деревни, возникает только у «спокойных, ненапряжённых людей».

Жители Финка Беллависта при этом не бегут от технологий и современной жизни: в поселении, например, работают Wi-Fi и мобильная связь. Тут нет никакой идеологии, но питаются все жители коммуны, например, вместе, а вся еда выращивается прямо на территории Финка Беллависта — в поселении работают четыре садовника.

В 1971 году американский хиппи Стивен Гаскин покинул Сан-Франциско с группой из 400 единомышленников на караване из 60 автобусов, чтобы основать коммуну где-нибудь на востоке США.

Четыре месяца они выступали с лекциями по всей стране, а потом остановились в штате Теннеси и создали Ферму — на данный момент старейшее хиппи-сообщество Америки.

Ферма — образцовая современная утопия, которую населяют 200 человек; все как один — вегетарианцы, хиппи и философы, проповедующие пацифизм и уважение к окружающей среде.

Одна из главных особенностей, отличающих Ферму от прочих хиппи-коммун, — они не выступают за свободную любовь; скончавшийся в прошлом году Гаскин верил в святость брака. В Ферме даже действует тренировочный центр мечтающих создать собственную утопию, их учат, как сконструировать сообщество, ведущее экологичный, практичный и счастливый образ жизни.

Кристал Уотерс — мирное австралийское экопоселение, основанное в 1987 году. В нём живут 240 человек, а с ними — дикие животные вроде сумчатых крыс и бородатых ящериц. Жители заботятся об окружающей среде, ухаживают за животными и озеленяют территорию поселения.

У Кристал Уотерс, правда, есть один недостаток: здесь запрещено иметь домашних кошек и собак.

Жизнь и работа в поселении основаны на идеях пермакультуры — это подход к экологии и сельскому хозяйству, последователи которого пытаются уйти от современных технологий и стремятся создать экосистему, максимально близкую к существующим в природе.

Файндхорн — это, с одной стороны, основанная в 1972 году шотландская благотворительная организация, продвигающая экологичный образ жизни. С другой — экодеревня, появившаяся в результате работы организации в начале 80-х.

Жители Файндхорна стараются жить максимально экологично и экспериментируют с самыми разными идеями: от экологичной архитектуры до ветряных электростанций. В деревне используются так называемые «живые машины», превращающие отходы в чистую питьевую воду.

По данным независимого исследования, Файндхорн — самое экологичное поселение в цивилизованном, индустриальном мире. С 2002 года тут даже действует собственная местная валюта.

фотографии via Justin Howard, Arcosanti, Twin Oaks, Polestar, FincaBellavista, The Farm, CrystalWaters, Findhorn foundation

Сено, глина, ЗОЖ. Репортаж из «деревни будущего»

Нынешние деревни станут городами будущего – вегетерианство

Когда жить в городе уже не в кайф, но и в деревню ехать не хочется, приходится пробиваться сквозь измерения и улетать куда-то совсем далеко. Например, за 50 километров от Минска, где как раз есть такое далекое от наших реалий местечко.

Там все не такие, как везде. Там все вверх дном, кувырком и поперек. Там не город и не деревня — что-то третье, пока не слишком понятное.

Залетному горожанину непросто проникнуться этим местом, но попробовать все же можно: как-никак, побывать в параллельном мире удается нечасто.

Кольцо из холмов, лесов и полей. Больших деревень рядом нет, машин не слышно, хотя дорога почищена. От знака «Петрусовщина» редким пульсом пробиваются ухоженные дома. Постройки не деревенские, но и не золотые пристоличные дворцы — простые аккуратные домишки.

К дороге выходит высокий человек с прической Курта Кобейна и ухоженной бородой, в теплых валенках и шапке с помпоном.

— Сейчас расскажу, как секс, наркотики и рок-н-ролл превратились в тихую деревенскую жизнь, вегетарианство и любовь к природе. Вот такие метаморфозы. Но я нормальный! Хотя раньше и сам бы сумасшедшим назвал, — Владимир бодро шагает по поселку с прилипшим к ноге котом и рассказывает о здешней жизни.

В Росы он переселился около пяти лет назад. Кроме него, круглый год здесь обитает еще семей двадцать. Это самое крупное в Беларуси поселение родовых поместий, созданное на окраине Налибокской пущи.

Сегодня подобных мест довольно много в стране. В некоторых люди живут круглый год, другие только-только организовываются и оживают исключительно в теплый сезон. В целом ничего сверхъестественного здесь не увидишь, разве что народ в таких местах живет совершенно другими ценностями.

Сложно сказать наверняка, что объединяет этих людей. Одни говорят, что единственное условие проживания в поселениях родовых поместий — это любовь к природной чистоте.

Другие убеждены: селятся здесь исключительно последователи неоднозначного течения или просто секты, название которой мы оглашать не станем.

Один из местных жителей, Егор, попытался разубедить нас в правдивости последней теории.

— Своеобразные люди действительно селятся в родовых поместьях, несколько человек есть и в нашем поселении, но такие далеко не все! Мы и сами крайне осторожны с ними и стараемся контактировать только по мере крайней необходимости. Мы давно пытаемся донести, что в основной массе здесь живут совершенно нормальные ребята с правильными ценностями. Надеюсь, со временем этот стереотип уйдет, — рассказывал мужчина в телефонном разговоре.

Того же мнения придерживается и наш провожатый Владимир. Он уверяет, что объединяют их исключительно свободолюбие и желание хорошо жить.

— Многие не понимают, как молодые здоровые ребята могут сидеть в деревнях, когда вся жизнь — в городе. Нас называют помешавшимися, сектантами, вот только объяснить свои слова не могут. Если ты упарываешься наркотой и бухаешь круглыми сутками — ты обычный парень, а вот если от мяса отказываешься и пытаешься жить в окружении природы — сектант? Мне так не кажется.

На самом деле здесь живут очень разные люди, у нас не все вегетарианцы и сыроеды. Кто-то и мясо ест, и выпить может, кто-то дом из глины и соломы строит, а кто-то просто на рынке стройматериалы покупает. Для нас все это не важно, у каждого своя жизнь.

Вероятно, правда где-то посередине. Кто-то из местных верит в мистическую дамочку, разгуливающую голышом по тайге в поисках волшебных деревьев и чудодейственных трав, другие просто ищут здоровой обстановки для себя и своих детей. Во всяком случае, ничего необычного в поведении встречавшихся здесь людей нами замечено не было.

На перекрестке видим несколько автомобилей и с десяток людей в спортивной одежде.

— О, наша секта на волейбол собирается, — иронизирует Владимир и машет соседям рукой. — Привет, сектанты!

— Hello, Володя!

— Расскажите журналистам, как мы тут живем!

— Не-е-е, no comments, сам давай, — улыбаются парни и заводят машину.

— У нас все ребята активные, все чем-то занимаются: кто-то работает удаленно (интернет выручает), кто-то ремеслом промышляет, кто-то свадьбы и корпоративы ведет, а некоторые каждый день на работу в Минск ездят. Это, конечно, тяжеловато, но на природе быстро восстанавливаешься, главное, домой доползти.

Дети у нас воспитанные, мы с ними занимаемся, учим английский. Каждое утро автобус отвозит их в школу, а потом привозит обратно. Мы давно мечтаем свою школу построить, но пока это только планы.

Владимир ведет по поселку и рассказывает о здешних домах и их обитателях. Многие коттеджи построены из соломенных блоков, сруба и других экоматериалов.

Есть в поселке даже полноценный саманный дом, возведенный по древней технологии из соломы и глины. Правда, снаружи он выглядит совершенно привычно: увидеть всю прелесть необычного для Беларуси строения не позволяет деревянная обшивка.

— Я думаю, когда-нибудь так будет выглядеть каждая белорусская деревня, и это здорово. Пока жить в обычном селе совершенно некомфортно.

Там не оставишь открытой дверь, потому что местные алкаши тут же вынесут все, что не прибито к полу. Там не позволишь себе большой участок, не поселишься рядом с такими же инициативными людьми, близкими по духу.

Наверное, наше поселение — это и есть деревня будущего, которая должна послужить примером другим.

Раньше Владимир жил в обычной минской квартире, потом переехал в собственный дом в Колодищах, а когда и его стало не хватать, вырвался еще дальше от города. Он уверен, что жизнь в коттедже за МКАД мало чем отличается от страданий в панельке: все равно стесняет.

Сейчас Владимиру 44 года. Если бы он был военным, через год ушел бы на заслуженный отдых. Вот как, оказывается, может выглядеть человек предпенсионного возраста:

Резкую смену образа жизни мужчина объясняет просто: приходил конец.

— К 29 годам у меня начались серьезные проблемы со здоровьем: мотор реально начал останавливаться. Молодость была чересчур бурной: мотоциклы, бухло, наркотики и рок-н-ролл. Мы начинали пить в четверг и кое-как отходили только к воскресенью.

И так каждую неделю. Однажды мы по пьяни в прямом смысле добрались до Кипра без копейки в кармане. Как, зачем и почему, помню смутно. Тогда я понял, что пора прекращать и как-то менять свою жизнь: она уже не приносила каких-то новых эмоций.

Все просто шло по кругу.

Владимир бросил пить и курить, потом отказался от мяса. Затянуло. Два последних месяца он практикует сыроедение и говорит, что всем доволен. Здорового образа жизни он придерживается уже 15 лет.

Свой дом он тоже постарался построить из экологичных материалов. Все делал сам — от чертежа до внутренней отделки. За много лет ремонта и строительства Владимир здорово прокачался и стал консультировать людей по вопросам возведения и ремонта коттеджей, а недавно завел YouTube-канал, где рассказывает 30-тысячной аудитории о тонкостях строительных работ.

Собственный коттедж мужчина называет «домом на печи» и считает, что такой тип постройки — наиболее оптимальный для наших краев. Суть крайне проста: в центре помещения устанавливается дровяная печь, а уже вокруг нее проектируется постройка. Идем смотреть.

Снаружи домик выглядит аккуратно и уютно. Во дворе порядок, растут кусты и деревья, выкопан небольшой пруд.

— Это обычный каркасно-щитовой дом, утепленный каменной ватой, зашитый OSB-плитой и оштукатуренный (понимаю, что материалы не самые экологичные, но так случилось). Лет пять назад потратил на него где-то $35 000, но сейчас цены совершенно другие, сложно сопоставить. Участок мы взяли через аукцион, кажется, за $1500. Тогда свободных земель еще хватало, это сейчас уже почти все застроено.

Перед тем как начать работы, мы ставили баню размером примерно 7×7 метров. Знакомый печник сложил нам дровяную печь — тогда я и понял, что вполне можно отапливать помещение всего одной печкой, если все сделать по уму.

Внутри дом выглядит так же респектабельно, как и снаружи: панорамные окна, потолки высотой 4,5 метра, деревянные полы и аккуратная отделка. В центре гостиной-студии стоит огромная печь — гордость Владимира. Со слов мужчины, топит он ее всего один раз в день и только дровами — этого вполне хватает.

По краям гостиной — две небольшие спаленки, на втором этаже — крохотная игровая комната для детей. В доме площадью 90 квадратных метров есть все удобства. Вода подогревается от печи: внутри установлен металлический бак, температура в котором постоянно поддерживается благодаря регулярной протопке.

— Я уже много лет думаю над тем, как мы можем вернуть глубинную белорусскую жизнь, и прихожу к выводу, что нужно стараться использовать только то, что есть в стране.

Нет в Беларуси газа — значит, и газовый котел лучше не ставить, использовать только древесину и электричество. Свой дом я именно так и строил.

Нет возможности протопить печь — включу электроконвекторы и буду заниматься своими делами, никаких проблем.

Надо как-то развивать эту мысль и стараться менять деревню. Я уверен, что однажды мы сможем прийти к тому, что село перестанет ассоциироваться с чем-то нехорошим.

Раньше я был одним из тех сумасшедших, убеждающих всех вокруг, что только я живу правильно и все просто обязаны последовать моему примеру.

На этом фоне у нас было много конфликтов с первой женой, которую я постоянно пытался привести к своему образу жизни. Я только потом понял, что это большая ошибка. Захотят мои дети жить по-другому — их право, я ни слова не скажу.

Захотят — уедут навсегда в город, а решат вернуться — пожалуйста. Все же каждый должен сам решать, как ему строить свое будущее.

От редакции. Хотите рассказать необычную историю? Пишите на dm@onliner.by.

Что будет, если все люди станут вегетарианцами

Нынешние деревни станут городами будущего – вегетерианство

Автор: Зарина Техова |  20 мая 2017, 14:35

Исключение мяса из рациона может стать щедрым подарком нашему здоровью и планете в целом, но одновременно может принести вред миллионам людей.

Побуждения вегетарианцев различны: одни стремятся облегчить мучения животных, другие стараются вести более здоровый образ жизни, третьи выступают за экологическую безопасность.

При этом все вегетарианцы убеждены, что исключение мяса из рациона имеет много преимуществ.

Однако если представить, что каждый из нас станет убежденным вегетарианцем, миллионам, даже миллиардам людей не миновать серьезных последствий такого образа жизни.

«Палка о двух концах»

Как и любое нововведение, вегетарианство ведет как к положительным, так и отрицательным последствиям.

Чтобы глубже изучить этот вопрос доктор экологии Марко Спрингманн из школы им. Джеймса Мартина при Оксфордском университете, создал компьютерную модель, которая позволяет предсказать, что может произойти, если каждый человек на планете станет вегетарианцем к 2050 году.

Производство продовольственных продуктов, в особенности промышленное, становится причиной 1/4 — 1/3 всех антропогенных выбросов парниковых газов в мире. Результаты подсчетов ученого показали, что преимущественно за счет исключения из потребления красного мяса, парниковые выбросы могут сократиться примерно на 60% – 70%.

Согласно статистике, из пяти миллиардов гектаров мировых сельскохозяйственных угодий 68% используется животноводством. При реализации описанного в модели сценария, в идеале 80% пастбищ можно выделить на восстановление лугов и лесов, что в свою очередь создаст благоприятную среду для биологического разнообразия и снизит риск климатических изменений.

Оставшиеся 10-20% фермерских пастбищ могут быть использованы для выращивания сельскохозяйственных культур, что обеспечит дополнительное продовольственное снабжение в тех регионах, где его недостаточно.

Профессия – животновод

Безусловно, такой план потребует тщательной подготовки и больших инвестиций, учитывая, что земли, используемые под пастбища, чаще всего непригодны для выращивания сельскохозяйственных культур. Ведь нельзя просто взять и трансформировать пастбища в плодородные земли.

При этом даже наилучшим образом составленный план, возможно, будет не в состоянии предложить альтернативные источники дохода для каждого фермера.

Поэтому многие регионы, тесно связанные с промышленным производством могут столкнуться со значительным уровнем безработицы и социальным потрясением.

Более того, полный отказ от мяса может оказать очень серьезное воздействие на культуру многих народов. Потребление мяса – это важная часть истории, традиции и культурной самобытности людей: рождественские праздничные ужины невозможно представить без мяса индейки и ростбифа, и многие блюда из мяса считаются своего рода «визитной карточкой» определенных стран и народов.

«Здоровое» питание

Влияние вегетарианства на здоровье также неоднозначно.

Исследования Спрингманна показали, что если каждый из нас станет вегетарианцем к 2050 году, уровень смертности в мире сократится на 6-10% благодаря снижению риска заболевания сердечно-сосудистой системы, инсульта и некоторых типов раковых заболеваний. И чем строже «вегетарианская диета», тем больше жизней она может спасти (около 7— 8 миллионов).

С другой стороны, как известно, продукты животного происхождения содержат больше питательных веществ в 1 калории, чем такие основополагающие продукты вегетарианства как зерно и рис, и им часто сложно найти замену. И эта проблема встанет более остро для 2 миллиардов голодающих людей во всем мире.

«Золотая середина»

Возникает вопрос: какое решение будет наиболее оптимальным при столь неоднозначных последствиях вегетарианства?

По мнению ученых, решение в первую очередь состоит в сокращении частоты потребления и размера потребляемых порций мяса.

По мнению Спрингманна, определенные изменения, внесенные в систему потребления, вынудят всех нас принимать более здоровые и экологически безопасные решения при выборе рациона питания.

Например, один из вариантов решения проблемы – повысить цены на мясо, а свежие фрукты и овощи делать более дешевыми и доступными широкой массе потребителей.

Также это поможет бороться против неэффективного потребления, возникающего в результате нерационального использования продуктов питания, переедания и т.д.

В поисках рационального решения, ученые также пришли к выводу, что необходимо создавать низкопродуктивные системы, которые обеспечат качественные условия для животных и окружающей среды, и в то же время будут выгодными.

Идея состоит в производстве мяса в качестве деликатеса, а не основного продукта питания. В такой ситуации фермеры будут получать тот же самый доход.

Разница в том, что выращивание животных будет происходить совершенным другим способом.

В действительности существует множество решений. Единственное препятствие – это недостаточное желание претворить все эти изменения в жизнь.

Оригинал статьи

  Поделиться   Поделиться

Вегетарианство как неизбежность

Нынешние деревни станут городами будущего – вегетерианство

Мне кажется что мы, население земного шара, «обречены» стать в будущем вегетарианцами. Конечно, не все  поголовно, но все же большинство, и особенно это коснется более развитых стран. О том что натолкнуло на такие выводы я напишу ниже, ну а прежде небольшое вступление.

Прогресс есть рост нравственности

Это в действительности очень обширная тема и весьма дискуссионная, поэтому ниже лишь личное мнение, не судите строго.

Я не верю в то, что жизнь по каким-то причинам со временем становится хуже, что жить становится скучнее, сложнее и «опаснее».

Скорее наоборот, — благодаря общему развитию и технический прогрессу наше бытие куда стало куда проще, краше, а самое главное для человека открываются по-сути неограниченные возможности.

Мы сегодня можем позволить себе не только заботиться о пропитании и безопасности, а думать о устройстве мира, исследовать его, заниматься любимыми делами, музыкой, путешествиями и прочим.

Прогресс открывает новые горизонты высвобождая время для творчества и переосмысления бытия, в результате чего c каждым шагом развития человечество становится более гуманным,  нравственным и, как следствие, снисходительным к природе. Я знаю, что многие не согласятся с тем, что написано выше и приведут уйму хороших аргументов против.

Да, то и дело слышны крики о загрязнении окружающей среды, о произволе в экологии питания, опасностях ГМО и глобальном потеплении, — но это отнюдь не значит, что дела человечества лишь усугубляются. Скорее всего мы чаще слышим о этом лишь потому, что мы стали более информированы в общем.

 Раньше эти вопросы нас просто не беспокоили! Тут конечно не последняя заслуга у СМИ и интернета, эти раскрутят любую нашу оплошность.

Сегодня малейшая трагедия, авиакатастрофа, отравление лекарством могут быть раздуты до таких границ, что мы начинаем принимать во внимание даже то, что еще бы недавно просто не замечалось.

Свойственно нам заострять внимание на единичных случаях и делать из них далеко идущие выводы.

 Одной вести об авиакрушений может быть достаточно, чтобы никогда не сесть на борт самолета, при этом мы каждый день будем ездить на авто по дорогам, на которых погибает в разы больше людей. Одна аллергия от вакцинации может пойти войной против медицины и т.д.

Хочу привести еще пару примеров:

— Европейские державы считаются наиболее развитыми в современном мире.

Даже несмотря на то, что там сосредоточено огромное число различных промышленных предприятий, перерабатывающих, химических заводов при этом общее состояние экологии здесь только улучшается.

Экологическая ситуация в развитых странах в целом несоизмеримо выше, нежели в менее развитых. А еще совсем недавно крупнейшие европейские города были окутаны смогом и стояли на страшно грязных реках, теперь об этом мало кто помнит…

Возьмем обратный пример, Индия, как страна склонная к «духовному», религиозному мировосприятию и, конечно же, вегетарианству. Тот кто в поближе знаком с этой страной знает какая в действительности «чистота» в ней царит. Когда гуляешь по городам этой страны, то тебя не покидает уверенность в том, что общая экология — это последнее о чем думают местные жильцы.

Здесь потрясающе грязные улицы, а реки вообще превращены в свалки и канализацию всех городских отходов. В них сбрасывают абсолютно все, от мелкого мусора и помоев, до человеческих полуразложившихся трупов. Последнее происходит, конечно, не повсеместно, а является духовной и почитаемой традицией лишь в отдельных местах.

Схожая картина наблюдается и в соседних странах вроде Непала ила Бангладеша.

— Чем больше мы развиваемся нравственно и социально, тем больше мы заботимся о природе и братьях наших меньших. Еще 50 лет назад можно было без проблем поехать на африканское сафари и вдоволь порезвиться, отстреливая различную живности лишь ради забавы.

Сейчас это, возможно, тоже доступно особо богатым особам, но и им чтобы осуществить такое придется выложить солидную сумму, а каждое поверженное животное вылетит в еще более солидную копеечку.

Сейчас не разрешено издевательство над домашними животными, повсеместная вырубка лесов и т.д.

Да, сегодня еще существуют бойни и другое насилие в отношении животных, и это, как мне кажется, является загвоздкой для современного мира. Ведь количество противников этого всего растет! Я думаю проблема  пока не решена лишь по той причине, что адекватной замены мясу, которая бы всех устраивала, пока не найдено.

— В развитых странах о животных заботятся и не только потому, что их там исчезающе мало. Напротив, история знает примеры удивительной жестокости, когда в лесах отстреливалось буквально все, что движется.

Теперь же создаются различные питомники, центры помощи, заповедники… Меня очень удивил, к примеру, центр помощи черепахам в Таиланде, где работники заняты тем, что помогают детенышам этих животных добраться до воды невредимыми, а не помирать из-за отливов или других природных неприятностей. Теперь представьте такое заведение в былые времена?

Вегетарианство или что-то немного другое?

На эти все претендующие на глубину размышления меня натолкнула вот эта статья о новом мясе для вегетарианцев. Пара цитат из неё:

Вот и спрашиваю я себя: может это и есть тот шажок к откажу от разведения животных? Пусть это случится не совсем так как видится вегетарианцам, но многие все же будут рады видеть исчезновение скотобоен. А если такой продукт пойдет в массы, то мясокомбинаты могут постепенно перестроиться на новый лад.

Да, сейчас это синтетическое мясо, возможно, кажется многим диковинкой, глупостью, ерундой… Но за этим мне видится будущее. Других альтернатив, увы, не вижу.

Вскоре, когда такое производство станет на поток, а заменитель станет более доступным, то через какое-то время такой товар просто заместит собой скотобойни и фермы сделав их попросту невыгодными. А убийство животных при этом скорее станет варварством.

Да, как обычно предстоит серьезная война за «натуральность», и куча еще других проблем. Но все это скорее временное явление, да и растет человечество сейчас такими темпами, что наступит момент, когда выбор сделать придется.

Мы развиваемся. Пусть с ошибками и глупостями, но все в конечном итоге движется в нужном направлении. Иначе и быть н может.

P.S. Кстати, мне вот интересно станут ли этические вегетерианцы или веганы кушать такую вот продукцию?

Вегетарианцами не рождаются? Личный опыт перехода на растительное питание

Нынешние деревни станут городами будущего – вегетерианство

Татьяна Бурцева

Представляю себя в комнате с приглушенным светом, сидящей в кругу незнакомцев. Я встаю, смущенно улыбаюсь и говорю «Привет. Я Таня, и я — вегетарианка». В Москве, Питере и Европе этим уже никого не удивишь. А у нас, в Перми, люди до сих пор смотрят на вегетарианцев как на людей, страдающих какой-то болезненной зависимостью.

Эта статья — не попытка что-то кому-то доказать, но если вы начали читать текст, значит размышляете о жизни после мяса. И, честно сказать, не так уж она и проста.

Первая неудача

Впервые я решила стать вегетарианцем в 15 лет. Мысли об этом появились за несколько лет до полного отказа от мяса.

Когда мама готовила на ужин курицу, у меня перед глазами стояли останки кур, о которых я заботилась в деревне у бабушки во время летних каникул.

Я дала им имена, различала их по характеру, кормила и выводила гулять по малиннику. А потом — оп, из Красотки и Ворчуньи сварили борщ.

Прошло еще пару лет и я перестала есть мясо, птицу и рыбу. Если дома ели макароны с котлетой — я ела макароны. Рис с рыбой — только рис. В школе, разумеется, булочки с сахаром вместо пирожков с мясом.

Это продолжалось полтора года, и с учетом моего освобождения от физкультуры, я значительно прибавила в весе. Родители не одобряли мое избирательное питание, поэтому период вегетарианства закончился в кабинете врача.

Женщина в белом халате заверила, что без мяса мой организм испытывает дефицит белка, и это для него безмерно опасно. Я поверила.

…и даже носила шубу. Теперь ни-ни!

Зачем эти ограничения?

Уже сейчас, когда я знаю как правильно питаться и какие плюсы у растительного питания, у меня не возникает вопроса «зачем мне это нужно?». Но изначально к вегетарианству меня привела любовь к животным (оооочень банально, да).

Я не смотрела никаких жутких роликов с мясокомбинатов и меховых фабрик, после просмотра которых «ни один нормальный человек не будет есть мясо».

Эта шоковая терапия, на мой взгляд, может оказывать только временный эффект и приводить к инфарктам.

Вся моя мотивация заключается в том, что я не хочу участвовать в массовых убийствах. Я не разделяю живых существ по категориям «они же тупые и ничего не понимают» и «это ребенок, его жизнь бесценна». Мне кажется, что жизнь бесценна в любых своих проявлениях, потому что — чудо.

И в итоге я задала себе вопросы: «Если ты обожаешь своих кошек и спасаешь бездомных животных, почему ты ешь корову или курицу? Почему ты подписываешь петиции за защиту зверей, против фестиваля собачьего мяса в Китае, и покупаешь в магазине филе?».

Так, почти два года назад, я снова стала вегетарианкой. Но уже осознанно.

Я и мой подопечный из приюта, который уже нашел дом.

Три мифа о вегетарианцах

«Вегетарианцы толстеют и не могут заниматься спортом»

Надо понимать, что отказ от мяса — это не просто поедание двойной порции гарнира и картошки фри. Многие начинающие вегетарианцы, как и я, даже не догадываются, какой гастрономический мир открыт перед ними. Стыдно признаться, но раньше я никогда не ела тофу, нут и чечевицу. А это очень полезные для организма продукты, насыщенные белком.

Сейчас есть огромное количество прекрасных книг и блогов о вегетарианстве. Чем больше я читаю, тем разнообразнее становится мой рацион и тем правильнее мое питание. Больше никакой жаренной на масле яичницы и сдобных булочек. А то, что вегетарианцы становятся физически слабыми, это глубокое заблуждение. На самом деле растительная пища дает даже больше сил.

Вы удивитесь, но среди нас есть спортсмены и марафонцы. У моего тренера, например, занимается вегетарианец с солидным стажем. И выглядит он отлично. Я и сама скинула почти 10 килограммов, при этом совершенно не голодая.

После похода в продуктовый магазин. Вегетарианская колбаса у нас по праздникам, для «Оливье» на Новый год.

«Вегетарианцы безумны и хотят, чтобы все были веганами»

Да, наверное мы немного безумны. И некоторые из нас действительно агрессивно настроены к мясоедам, не стесняясь говорить за столом «Фу, ты ешь разлагающиеся трупы». Я предпочитаю не настаивать на том, что растительное питание гораздо этичнее и лучше для здоровья.

Мне кажется, что люди должны приходить к этому сами, как когда бросают курить. Все члены моей семьи мясоеды, и они готовят мясо дома. Но мы научились жить вместе, без притеснений. Я не фыркаю при виде котлет, и к моему выбору относятся уважительно.

Иногда мне даже готовят потрясающий вегетарианский борщ (он существует!).

Одно из моих любимейших блюд — кабачок и томаты под сыром. Запекать в духовке без масла.

«Вегетарианцы не получают необходимых витаминов и аминокислот»

Современные исследования показывают, что животный белок во многом уступает растительным белкам. О том, где вы можете подробнее узнать об этом, я расскажу позже.

Но согласитесь, мир не стоит на месте: развиваются не только гаджеты, огромные шаги сделаны и в науке. Теперь мы знаем о мясе и его влиянии на организм гораздо больше, чем 10-20-50 лет назад.

Просто пока политические и финансовые интересы выше, а продвижение мясной и молочной промышленности гораздо проще прививать нам с «рекомендациями врачей».

Если вы задумываетесь о вегетарианстве, но боитесь, что это ухудшит ваше здоровье, найдите хорошего врача. Только не того консервативного, старше вашей бабушки телом и мировоззрением. Вернувшись к вегетарианству, я в первую очередь обратилась к знакомому эндокринологу и задала все волнующие меня вопросы.

Мои друзья дарят мне витамины вот так.

Почему вегетарианство стало пыткой

На самом деле не пыткой, а испытанием силы воли. Я никогда не была мясоедом: меня не волновало отсутствие котлеты в обед и не текли слюнки при виде шашлыка. Но, отказавшись от животной пищи, я поняла насколько мне не хватает селедки, замаринованной моей мамой!

Второй приступ бешенства у меня случился, когда я узнала, что при изготовлении сыра тоже убивают животных. Может быть, вы обращали внимание на «фермент животного происхождения» в составе продукта? Так вот, это желудочный сок телят. Не считайте рекламой фотографию ниже, но ассортимент сыра без этого фермента достаточно широк.

От молочных продуктов и яиц я еще не отказалась. Все-таки новый образ жизни мне проще вводить постепенно, чем сразу ограничив себя во всем. Но в итоге и в этом случае я ничего не потеряю.

Не сразу удалось привыкнуть к отсутствию вегетарианского меню в ресторанах и кафе, но пока удается найти что-то вкусное для себя. К счастью, в нашем городе заведений для веганов становится все больше, а друзья не против время от времени составить компанию за ужином и попробовать что-то новенькое.

Полезные книги

Я могу очень долго говорить о вегетарианстве, но ничто не заменит книг. Возможно, поэтому у нас в «МИФе» очень много вегетарианцев.

Отказ от вегетарианства – основные причины

Нынешние деревни станут городами будущего – вегетерианство

По своему анатомическому строению человек больше приспособлен для вегетарианского питания: у нас нет острых клыков для разрывания пищи; наша система пищеварения предназначена к перевариванию растительной пищи. Так почему же мы стали употреблять в пищу мясо?

Многие учёные объясняют это великим обледенением планеты, когда вся флора была почти полностью уничтожена, и поэтому древним нашим предкам пришлось научиться охотиться, чтобы выжить в сложившейся ситуации.

Убив первого своего мамонта и приготовив сытный ужин на весь свой многочисленный род, древний человек понял, что это вкусно и питательно, и стал изобретать орудия для будущей удачной охоты.

Многие учёные — защитники окружающей нас фауны и приверженцы вегетарианского образа жизни предупреждают нас о раке и других болезнях, развивающихся у человека при употреблении в пищу мяса. Возникает вопрос: а почему же наши предки выжили только благодаря обилию мяса в их рационе, а о раке и атеросклерозе тогда и знать не знали?

Как вы уже догадались, сегодня мы будем обсуждать тему — почему человечество предпочитает мясо в своём рационе.

Наши тела рассчитаны на потребление мяса

Многие учёные доказывают обратное, что изначально наш организм был предназначен для вегетарианского образа жизни – наши предки собирали орехи и съедобные плоды, выкапывали коренья. Но от этого у них в черепной коробке серого вещества не прибавлялось, и они оставались обыкновенными приматами.

Другие же учёные радуют нас сообщениями, что ещё 2,5 млн. лет назад древние люди питались мясом и потому быстро развивались, и в результате эволюции активизировалось развитие разума и осмысливание своих действий. Другими словами, сочная отбивная — это не достижения современного декаданса, а часть нашего обычного рациона питания.

Наша система пищеварения не способна переваривать многие компоненты из рациона травоядных животных, да и зубы наши все-таки предназначены для пережёвывания мяса и рыбы.

Мясо сделало нас разумными существами

Если подходить с чисто логической точки зрения, то очень много странного в нашем организме.

Для начала вспомним, что наш мозг не так уж и велик по отношению ко всему телу, но зато обладает множеством извилин и вмещает огромное количество информации.

Если взять для сравнения приматов, то у них размер мозга возрастает с увеличением размеров тела, и все побуждения направлены только на пропитании и о продолжении рода.

Многие учёные, долго изучающие развитие разума на планете и эволюцию человека, пришли к выводам, что своему разуму и способности мыслить человечество обязано привычкой к мясному рациону. Человек может быть и вегетарианцем – у каждого свои привычки, но для развития, особенно в детском возрасте, когда идёт формирование всего организма, все-таки необходимо употребления мяса.

И другие приматы едят иногда мясо

Неверным оказалось и утверждение, что мы единственные из приматов на планете питаемся мясом других животных. Некоторые виды обезьян едят всевозможных личинок и земляных червей, поедая и мелких грызунов. Лакомятся птичьими яйцами. В целом, по заверениям специалистов, мясо у них составляет примерно 1-2% от всего рациона.

Так что обезьяны не являются вегетарианцами, просто они питаются преимущественно растительной пищей, так как её вокруг в изобилии, однако при случае охотно поедают мясо, а самые близкие к нам по эволюционному развитию шимпанзе вообще устраивают коллективное сафари на мелких обезьян.

Об этом факте впервые сообщила ещё в 60-х годах прошлого столетия Валери Джейн Моррис Гудолл (Valerie Jane Morris Goodall)– известный приматолог из Великобритании и единственная в мире дама – Командор ордена Британской империи, которая 45 лет своей жизни посвятила изучению социальной жизни шимпанзе в Национальном парке Танзании.

Производство мяса должно быть устойчивым

Производство мяса не всегда поспевает за его потреблением. Задача на ближайшие годы состоит в том, чтобы запасы постоянно пополнялись.

В наш век активного развития технического прогресса строительство новых заводов и фабрик может нанести огромный вред окружающей природе, так как часто под застройку идут бывшие пастбища для крупнорогатого скота.

Дома держать коров тоже становится невыгодным из-за сокращения заливных лугов и расширения территорий быстро растущих городов.

Учёными, занимающимися статистическими прогнозами, было подсчитано, что глобальное употребление мяса может удвоиться в период с 2000 по 2050 годы из-за прироста населения, а также и с увеличением потребления на душу населения в развитых странах. И чтобы обеспечить всех мясными продуктами, необходимо более интенсивное развитие в мировом масштабе структур, занимающихся выращиванием различных домашних животных для последующего убоя.

Размеры ущерба окружающей среде

По мнению некоторых учёных, потребление так называемого «красного» мяса убивает постепенно нашу планету. По их мнению, необходимо переходить на тофу, чтобы сохранить экологию Земли. Тофу — это соевый творог, пищевой продукт из соевых бобов, богатый белком. У него нейтральный вкус, что позволяет широко использовать тофу в современной кулинарии.

Но исследования Крэнфилдского университета доказывают обратное — при переходе всего человечества на питание аналогами мяса, такими как тофу, резко возрастёт количество пахотной земли, для выращивания этого растения.

К тому же промышленная переработка этого экологически чистого продукта требует колоссальных затрат электроэнергии, что становится невыгодным в мировом масштабе. Поэтому переход на питание безвкусным сыром тофу приведёт нашу планету к экологической катастрофе быстрее, чем вкусный и ароматный ромштекс.

Это уменьшает агрессию

Оборонительная агрессия заложена в нашем сознании на генетическом уровне и призвана охранять жизненно важные интересы от внешней угрозы. Если бы человеческая агрессивность была такая же, как у других приматов, — например, как у шимпанзе, то наше общество было бы намного миролюбивее.

Учёные много лет изучали зависимость агрессивности человека от рациона его питания и пришли к выводу, что мысли о сочной отбивной или хорошо поджаренном беконе значительно уменьшают нашу природную агрессию.

Так что закоренелый мясоед, обожающий бифштекс с кровью, может быть совсем не кровожадным по сравнению с вегетарианцем, который питается только чечевицей и бобами.

Не наносить вреда животным

Веский аргумент против употребления мяса в рационе ежедневного питания заключается в том, что это жестоко. Человек разводит домашних животных, заботится о них, заготавливает для них корм на зиму и все это для того, чтобы потом пустить на полуфабрикаты. Так было испокон веков и внимания на этом никогда не заостряли, до возникновения движения «Гринпис».

Голландский учёный Виллем ван Элен (Willem van Eelen) много лет посвятил кропотливой работе по выращиванию искусственного мяса в лаборатории. На его разработки правительство выделило 4 млн. долларов, и в ноябре 2009 года было объявлено о первом в истории человечества выращенном искусственным путём мясном продукте.

Пока что выращивание мяса таким способом довольно дорогое занятие, но через пару десятилетий мы, возможно, сможем уже в полной мере заявить, что скоромный рацион человека не приносит вреда ни одному животному.

Это поможет спасти планету

В течение многих тысячелетий наши предки выращивали крупнорогатый скот на великолепных пастбищах среди девственных лесов, и это не нарушало природного равновесия. Сейчас же многие деятели науки заявляют, что повышение поголовья крупного рогатого скота приведёт к экологической катастрофе, так как продукты их жизнедеятельности нарушают экологию планеты.

Но, скорее, это сделают отходы человека, потому что помет животных идёт на удобрение и уже есть наработки по использованию его на нужды производства в качестве топлива.

К тому же естественный выпас животных благодатно действует на зелёные насаждения, ведь животные поедают только побеги, не нарушая корневую систему, и следующий урожай травы ожидается ещё более сочный и многочисленный за счёт естественного удобрения.

Чем больше естественных пастбищ сегодня по всему миру, тем больше их будет в ближайшем будущем, а соответственно и больше мяса, выращенного естественным путём, которое мы все с удовольствием потребляем.

Мясо не только вкусно, но и полезно

Мясо это очень полезный продукт, и его калорийность может сравниться разве что с грибами. Свинина богата витаминами группы B и содержит много калия, фосфора, железа и магния. Говядина, кроме этих элементов, содержит ещё и натрий, медь и кобальт, а говяжья печень довольно полезна наличием витаминов A, E и C.

Курица содержит много протеина и белка, а мясо кролика — лецитин, витамины B6, B12, PP. Индейка – единственный вид мяса не вызывающий аллергию, содержит малое количество жиров и много протеина, стимулирует сердечную деятельность и повышает иммунитет.

Этот список можно и продолжить, но и так ясно, что в мясе достаточно полезных витаминов, чтобы включить его в ежедневный рацион. Без мясных продуктов питание подрастающего поколения будет абсолютно неполноценным, ведь для нормального формирования костей и мышечной массы необходимо наличие всех вышеперечисленных витаминов.

Можно долго спорить, что же лучше – вегетарианство или мясоедство, но пусть эта полемика продолжается на страницах Интернета. Мы же определили девять основных причин, почему в нашем рационе будет преобладать мясо.

Защитники вегетарианства, да и сами поклонники овощной диеты, задают мясоедам вечный вопрос: «Как вы едите мясо, если из-за этого страдают безвинные животные?» Я тоже хочу задать встречный: «Почему вы отбираете корм у нашей будущей пищи?»

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *