Три гуны: благость, страсть и невежество – вегетерианство
Table of Contents
Благость, страсть, невежество: какая гуна правит вами?
Согласно Ведам, материальный мир образуют три вида энергий, именуемые гунами: гуна страсти, гуна невежества и гуна благости. Каждая из энергий толкает человека к определенным действиям, образу жизни и даже мыслям. Благость, страсть и невежество правят миром и каждым человеком в нем.
Благость, страсть, невежество – кто правит вами прямо сейчас?
Гуна невежества (тамо)
Страх, разрушение, негативные эмоции. Человек, управляемый этой гуной, поступает импульсивно, необдуманно, часто агрессивен и раздражителен, ему страшно и беспокойно.
В гуне невежества человек спит допоздна, а ложится далеко за полночь – именно в это время суток творятся все дела в невежестве: преступления, черная магия, драки и конфликты. Бары и ночные клубы также территория этой гуны.
Человек в гуне невежества становится ленивым, сонным и бездейственным.
Еда невежества – безвкусные, несвежие гнилостные продукты, часто это фастфуды и несвежая, полежавшая еда (приготовленная больше чем за три часа до еды), сюда же относятся лук и чеснок, алкогольные напитки, мясные продукты, рыбные, яйца и даже грибы. Такое питание не принесет пользы ни здоровью тела, ни развитию духа.
Время суток невежества – ночь.
Как проявляется в делах: полное отсутствие ответственности и понимания результатов неразумных действий. Вредоносные шаги, насилие, отсутствие контроля, разрушение.
Место гуны в пространстве: иньские места, где сосредоточена неживая энергия – больницы с моргами, кладбища, скотобойня и мясокомбинат, а также подземные объекты, такие как метрополитен, подвал, шахта…
Гуна страсти (раджо)
Соревнование, амбиции, постановка целей и достижение их во что бы то ни стало, материальные желания, отношения на уровне отдавания только взамен на какую-то ценность.
Гуна страсти поднимает людей с утра и отправляет на работу, гуна страсти толкает к развитию и конкуренции. Эта гуна несет в себе и разрушение и созидание: именно в этой гуне рождены все человеческие творения и научный прогресс.
Именно через эту гуну человек из невежества может выбраться в благость.
Еда страсти – это продукты с ярко выраженным и подчеркнутым вкусом, часто это мясо, насыщенный вкус, обилие приправ и пряностей, перца, остроты, а также это чересчур разнообразное питание. В страсти человек ест быстро, на ходу, в спешке.
Время суток страсти – день.
Как проявляется в делах: деятельность имеет четкую направленность на материальные желания, достижение любой ценой поставленных целей в условиях борьбы и жесткой конкуренции.
Человеком в страсти правит импульсивность в принятии решений, ответственность только за себя и желание получать только для себя, гордыня.
Чрезмерная привязанность к результату и получению личной выгоды часто приводит к разочарованиям, депрессии и в итоге к агрессии – а это уже прямая дорога в невежество.
Место гуны в пространстве: большие города, столпотворения людей – вокзалы, стадионы во время соревнований, базары, огромные торговые центры, кинотеатры, аэропорты.
Гуна благости (саттва)
Это энергии спокойствия, любви, умиротворения, чистота и свет, духовность и благодать. В гуне благости человек поднимается и ложится вместе с солнышком. Его утро наполнено обращением к высшим силам – молитвы, медитации, мантры, неспешная работа с телом.
В гуне благости человек стремиться давать миру бескорыстно во имя всеобщей любви и гармонии. В то же время гуна благости держит на себе все долгопротекающие процессы: люди идут на работу в благости. В страсти зарождаются великие цели, в благости они реализуются.
Еда благости: в основном простая, минимально обработанная пища, которая сохраняет свои природные вкус, консистенцию и вид — овощи, фрукты, орехи, молоко. Свежая «живая» еда.
Время суток благости – утро.
Как проявляется в делах: гуна благости означает ответственность, спокойное погружение в дела здесь и сейчас без страстной привязки к результату, без конкуренции и соперничества. Наслаждение процессом, доведение начатого до конца. Энтузиазм и интерес правят работой в благости.
Место гуны в пространстве: природные объекты, храмы любых религий и вероисповеданий, монастыри, места силы.
Гуна, в которой пребывает человек бОльшую часть своей жизни, правит им, определяя его распорядок дня, его пристрастия в еде и даже в отношениях.
Если невежество и страсть появляются в жизни человека сами по себе, то благость можно и нужно в себе взращивать и воспитывать. На внешнем уровне – это правильный распорядок дня, правильное здоровое питание, синхронизированный с законами природы сон. На внутреннем – стремление к любви, гармонии, помощи тем, кто рядом, добро по отношению ко всем независимо от отдачи.
Человек, достигший благости и научившийся пребывать в ней постоянно, приближается к просветлению и согласно Ведам, очищает карму, один за одним искупая свои грехи.
Обрабатывая эту статью, я поняла, что на мою жизнь в разной степени влияют все три гуны. А какая гуна правит вашей жизнью? Напишите в комментариях!
С любовью, Поля Радость
Три гуны материальной природы
Согласно ведической космологии мы живем в век Кали юга – темный век, его еще называют век раздоров. Это зима человечества – время всеобщей духовной деградации и морального разложения. Однако несмотря на хмурые прогнозы древних предсказаний, я вижу что Золотой век наступает уже сейчас.
Дело в том, что Золотой век наступает в душе каждого человека, так что не нужно откладывать свое развитие на сотни тысяч лет до наступления благоприятного периода. Не знаю как Вас, а меня очень радует эта перспектива! И я с радостью наблюдаю, что все больше людей стремятся приблизить для себя Золотой век, делая сознательный выбор в пользу развития, света и знаний.
В этом посте поговорим о критериях перехода человека в гуну благости.
Согласно ведической космологии мы живем в век Кали юга – темный век, его еще называют век раздоров. По космическим меркам он наступил совсем недавно (несколько тысяч лет назад) и будет длиться еще сотни тысяч лет.
Это зима человечества – время всеобщей духовной деградации и морального разложения. Люди проявляют самые скверные качества, их мужество, ум и сила слабеют. Когда зло и насилие достигнут апогея, мир будет разрушен и создан заново.
Так закончится темный век и начнется весна человечества – Сатья юга, Золотой век – это время знаний и мудрости.
Однако несмотря на хмурые прогнозы древних предсказаний, я вижу что Золотой век наступает уже сейчас.
Дело в том, что Золотой век наступает в душе каждого человека, так что не нужно откладывать свое развитие на сотни тысяч лет до наступления благоприятного периода.
Более того, говорят что именно в наш темный век человек может развиваться очень быстро, так как сейчас результаты наших действий проявляются гораздо быстрее, нежели в любое другое, даже более светлое время.
Не знаю как Вас, а меня очень радует эта перспектива! И я с радостью наблюдаю, что все больше людей стремятся приблизить для себя Золотой век, делая сознательный выбор в пользу развития, света и знаний.
Вы, наверное, уже слышали про три гуны материальной природы? Согласно ведическому знанию материальная природа обладает тремя качествами (на санскрите – гуны). Эти качества – тамас (невежество), раджас (страсть) и саттва (благость). Вся материальная жизнь соткана из этих качеств.
Да, и наша жизнь тоже! Рождаясь в материальном мире, мы вынуждены подчиняться законам материальной природы.
В каждом человеке присутствуют все три гуны и они ведут постоянную борьбу друг с другом за преобладание. Когда побеждает одна гуна, две другие ослабляют свое влияние.Это борьба происходит и вокруг нас, в природе, но главной ареной этого сражения становится наш ум.
Таким образом, “темный век” всего лишь означает, что в жизни большинства людей преобладают гуны страсти и невежества. А наступление Золотого века означает, что в жизни человека начинает преобладать гуна благости.
Постепенный переход в гуну благости – это именно тот процесс, который я наблюдаю последние годы в своей жизни, а также жизни многих друзей и знакомых. Возможно, прямо сейчас эта трансформация происходит в Вашей жизни. На основе своих наблюдений я выделил ряд критериев, по которым можно определить, что в жизни человека наметился переход к гуне благости.
Но прежде чем перейти к этим критериями, давайте более подробно посмотрим, что означает влияние каждой из трех гун применительно к жизни человека.
Тамас (невежество)
“Гуна тьмы, порожденная невежеством, держит все воплощенные живые существа в плену иллюзии. Её влияние проявляется в виде безумия, лени и сна, которые опутывают обусловленную душу.”
“Оказавшись под преобладающим влиянием гуны невежества, человек погружается во тьму, делается сонным, утрачивает разум и становится жертвой иллюзии.” – Бхагавад-Гита
Тамас проявляется в лени, инерции, глупости и невежестве.
Тамас – это полная противоположность гуне саттвы. Тамасичные люди невежественны, ленивы и апатичны. Такие люди плывут по течению, не задумываясь о смысле своей жизни. Им глубоко безразлично духовное развитие. Напрягаться они не любят, но зато склонны к чрезмерному сну и перееданию.
Все их мысли о еде, выпивке, сексе и праздных развлечениях. У тамасичных людей энергия на нуле, они страдают от хронической усталости, постоянно подавлены, находятся в депрессии. Быть на негативе – это их обычное состояние сознания, они раздражительны и озлоблены, любят ныть и жаловаться.
Они абсолютно не заботятся о своем здоровье, разрушая его дурными привычками и нечистой тамасичной пищей (см. ниже). Типичный рацион – чипсы, кола, пиво, макдак, кофе. Их деятельность не приносит блага ни им, ни окружающим людям. Зачастую это скучная и бессмысленная работа.
Деньги, зарабатываемые в невежестве, тратятся на невежество – казино, выпивка, секс, развлечения, интоксиканты.
Каждой гуне соответствует различная пища. В этом посте я не буду детально останавливаться на питании, перечислю лишь показательные продукты по каждой гуне.
Тамасичная пища – все, что отупляет сознание: фаст-фуд, все жирное, пережаренное, переваренное, несвежее, консервированное, мясо, рыба, яйца, все интоксиканты, наркотики, табак, алкоголь, а также лук и чеснок. Употребление этих продуктов затуманивает сознание, закрывая его от знания, и делает человека вялым, пассивным и беспомощным.
Как видите, описание тамасичного человека звучит довольно мрачно. Разумеется, типаж тамасичного человека, который я описал выше, это крайний случай, когда тамас полностью контролирует жизнь человека.
Если Вы оказались интересуетесь подобными статьями, то, как минимум, влияние тамаса в Вашей жизни не может быть преобладающим.
Раджас (страсть)
“Гуна страсти порождена бесконечными желаниями и алчностью, поэтому она, связывает воплощенное живое существо узами материальной корыстной деятельности.”
“Когда возрастает влияние гуны страсти, человек обнаруживает признаки сильной привязанности и погружается в зарабатывание денег, прилагает чрезмерные усилия для достижения своих целей и проявляет неуемное вожделение и ненасытную жажду наслаждений.” -Бхагавад-Гита
Раджас – это энергия деятельности, страсти, амбиций. Она чаще всего доминирует у жителей больших городов. Раджасичный человек превыше всего ценят претиж, силу, власть и авторитет. Он полон амбиций, похоти и жажды материальных ценностей и его усилия направлены на достижение таких желаний.
Однако он никогда не бывает полностью удовлетворен тем, что имеет – все возрастающие аппетиты такого человека заставляют его продолжать неуемную деятельность.
Ум раджасичного человека порабощен сильным желанием наслаждаться мирскими вещами и сексуальными отношениями, такие люди жадны, алчны и похотливы, они склонны совершать много разнообразных действий, их ум не знает покоя.
Раджасичный человек не может увидеть истину, так как он одержим удовлетворением своего эго. Он требуют признания его исключительности, стремится быть самым богатым, самым влиятельным и знаменитым.
До тех пор пока человек желает этого, он вынужден тяжело трудиться.
Деньги, заработанные в страсти, тратятся на страсть – вещи, подчеркивающие статус, дизайнерскую одежду, соблазнение женщин, экстравагантные причуды, дорогие машины, охоту за впечатлениями.
Люди этой гуны предпочитают раджасичную пищу – это все то, что разжигает страсть и возбуждает сознание.
Очень острая, очень горячая, соленая, горькая либо кислая еда, ресторанные изыски, большинство деликатесов, кофе и чай, энергетики, сахар и соль, а также большинство специй.
Такая еда возбуждает сознание человека, настраивает его на борьбу и агрессию и вызывает желание кипучей деятельности. Многие бизнесмены и политики – пример преобладания раджаса в жизни человека.
Саттва (благость)
“Гуна благости, которая чище других гун, просветляет живое существо и избавляет его от всех последствий грехов. Пребывающие под влиянием этой гуны привязываются к знанию и ощущению счастья.” -Бхагавад-Гита
Саттва – это радость, легкость, благость, умиротворение. Саттвичные люди не гонятся за чувственными удовольствиями, не склонны к депрессиям и тревожности, болеют редко. Они жизнерадостны, оптимистичны, открыты новому, стремятся к духовному развитию, гармонии, к обретению мира и спокойствия.
Такие люди свободны от эгоизма, а поэтому способны видеть вещи беспристрастно и постигать знания. Их ум не порабощен материальными желаниями, поэтому они не стремятся к накоплению материальных ценностей. Они не ленивы, но работают умеренно – ровно столько, сколько необходимо, чтобы вести достойный уровень жизни.
Свободное время они посвящают работе над собой и саморазвитию. Их жизнь и дело приносит пользу им и окружающим.
Саттвичная пища – это фрукты, овощи, зелень, злаки, орехи, мед, молоко и молочные продукты. Такая пища не загрязняет сознание и дает бодрость, силы, легкое и возвышенное состояние. Это предпочтительное питание для всех, кто занимается духовным развитием.
Наша задача как разумных существ – стремиться к тому, чтобы пребывать в гуне благости. На самом деле, это именно та гуна, в которой все мы должны жить по умолчанию. Но на дворе темный век…
Важно понимать, что гуна благости не является конечной точкой в развитии человека. Дело в том, что как и тамас с раджасом, гуна благости относятся к материальному миру.
Ловушка гуны благости в том, что в этой гуне очень хорошо и комфортно жить. Слишком хорошо, чтобы решиться пойти еще дальше. Саттва – это клетка с золотыми прутьями.
Мы – вечные души, поэтому жизнь в материальном измерении никогда не сможет принести нам полное удовлетворение, даже если это жизнь в гуне благости.
Жизнь в гуне благости еще не означает духовной жизни и не освобождает человека от страданий.
Тем не менее нам следует стремиться жить в благости, потому что именно из гуны благости мы можем подняться выше – в духовный мир. Невозможно соприкоснуться с духовным измерением, пребывая в страсти или невежестве.
Саттва это пограничная зона между материальным и духовным миром. Это взлетная полоса, с которой можно воспарить в духовное измерение.
Критерии перехода к гуне благости
Теперь давайте посмотрим на несколько критериев, по которым можно определить, что в Вашей жизни наметился переход к гуне благости:
1. Вы все больше начинаете ценить свое трезвое состояние – Ваше природное чистое сознание. Предложение его чем-то изменить (ускорить, замедлить, приподнять, расширить и т.д.) Вам уже не кажется столь привлекательным.
2. Если раньше Вы употребляли алкоголь, то со временем Вы замечаете, что это не приносит Вам никакой радости.
Еще какое-то время (несколько месяцев) по инерции старой привычки Вы можете выпить, но каждый раз после этого Вы жалеете об этом.
Алкоголь все меньше ассоциируется у Вас с какими-то позитивными событиями и эмоциями (праздник, отмечание успеха, романтический ужин и т.д.). Постепенно, но неизбежно Вы приходите к полному отказу от алкоголя.
3. Вы бросаете курить (как сигареты, так и его психологические заменители – кальяны, электронные сигареты, никотиновые жевачки, нюхательный табак и т.д.)
4. Вы начинаете задумываться о том, что Вы едите. Обращаете внимание на то, как тот или иной продукт влияет на Ваше тело и сознание. Ваше питание становится все более саттвичным. Вы уже стали вегетарианцем или на пути к этому, постепенно отказываясь от продуктов, которые тянут Вас вниз.
5. На первое место в Ваших приоритетах выходит духовное развитие, творческая самореализация и создание ценности для общества. Вам становятся интересны духовные практики – йога, цигун, восточные единоборства, медитация, молитва, мантры.
6. Вам уже не все равно, как и чем Вы зарабатываете на жизнь. Работать исключительно ради денег уже не приносит удовлетворения и Вас все меньше цепляют эгоистические цели – заработать 100 млн долларов, стать знаменитостью, получить похвалу начальника и т.д.
В своем деле Вы стремитесь к профессиональному развитию, самореализации, раскрытию своего творческого потенциала. Для Вас важно, чтобы Ваше дело было на благо людям, а не только Вам и Вашим близким.
Вы снимаете с себя шелуху общественных стереотипов и начинаете задумываться о своем предназначении, о том, чем бы Вы на самом деле хотели заниматься в жизни и что оставить после себя.
7. Политика и новости интересуют Вас все меньше. Вы уже давно не смотрите зомбоящик, не читаете желтой прессы, соблюдаете строгую информационную диету – впуская в себя только ту информацию, которая нужна Вам, а не ту, которой Вас пытаются накормить.
8. Вы стремитесь минимизировать негатив в своей жизни.
Вы осознаете, что внешний мир – это отражение Вашего внутреннего состояния, а поэтому стремитесь поддерживать свое внутреннее состояние в позитивном спектре – как можно чаще быть в состоянии радости, счастья, благости и благодарности, Вас уже не привлекают негативные состояния – уныние, тоска, депрессия, обиды, зависть, позиция “меня никто не понимает”. Вы не “питаетесь” негативом (ссорами и конфликтами) в отношениях с партнером, близкими, коллегами и социумом.
9. Вас все меньше привлекают праздные развлечения, не способствующие Вашему развитию – походы в кино и рестораны, шоппинг, сплетни, “зависание” в соц.
сетях и на сайтах знакомств, встречи по инерции с людьми, которые Вам уже не близки – одноклассники, однокурсники, бывшие коллеги.
Вы осознаете, что время и внимание – это ограниченный и очень ценный ресурс и Вы не готовы растрачивать их впустую.
10. Меняется круг вашего общения. Людей в невежестве объединяет негатив – обсуждение сплетней и жалобы на жизнь. Людей в страсти объединяют наслаждения, такому общению свойственно хвастовство, соперничество, лесть и взаимная выгода.
В благости людей объединяет стремление к знаниям и развитию, такое общение построено на взаимном уважении и сотрудничестве. Люди невежества и страсти постепенно покидают Вашу жизнь – им с Вами не интересно общаться, а Вам – с ними, общих тем становится все меньше.
Взамен Вы встречаете новых друзей – тех, для кого Золотой век наступает уже сейчас.
11. Вы перестаете ныть и жаловаться, отказываетесь играть роль жертвы. Вы берете на себя ответственность за все аспекты своей жизни – здоровье, тело, душа, финансы, дело, самореализация, отношения, секс, путешествия и т.д. Вы осознаете, что в Вашей жизни все зависит только от Вас.
12. Вы начинаете слушать благостную музыку. В Вашем сердце уже не находит отклика тоска русского рока, озлобленность рэпа, примитив шансона и попсы, отупляющие сознание биты электроники.
Вы тяготеете к музыке, настроенной на более высокие волны, написанной из состояния любви и благости, такой как музыка Deva Premal, Prem Joshua, Manish Vyas и многих других прекрасных исполнителей.
Такое же переосмысление и перенастройка происходят с фильмами, книгами, мероприятиями, которые Вы посещаете.
13. Вы перестаете страшиться перемен и держаться за иллюзорную стабильность – все чаще в выборе между страхом и свободой Вы выбираете второе.
Три гуны — невежество, страсть и благость
Мы продолжаем знакомиться с основами аюрведического знания. Из предыдущих статей мы узнали о:
- древней науке аюрведе
- ее комплексном подходе к здоровью человека
- понятии дош их влиянии на здоровье
- индивидуальной конституции
- методах, с помощью которых можно самостоятельно привести себя к гармонии через питание и контроль эмоционального состояния.
Еще одним важным аспектом аюрведы является знание о гунах материальной природы. Гуны – это качества окружающего нас мира. Интересно, какими продуктами питания и пищей вообще характеризуются эти качества.
Как и дош, гун всего три: Тамас, Раджас, Саттва. Они, как и доши, характеризуют весь окружающий мир, но на более тонком уровне. Гуны являют собой три силы, неизменно присутствующие в материальном мире и управляющие им.
Разберемся в их свойствах.
Тамас – гуна невежества. Гуна темноты, разрушения, тупости, инетрности. Это самая низшая из трех гун. Человек, пребывающий под действием преимущественно гуны Тамас инертен и ленив, совершенно не думает о духовном и личностном развитии. Его интересуют лишь базовые потребности тела: еда, секс, сон и т.п.
Возможный пример – неразвитые племена, сохранившиеся в отдаленных уголках Земли. Описание гуны невежества звучит довольно мрачно. Читателей я могу успокоить тем, что человек, который интересуется статьями вроде этой, как минимум не может безраздельно находится под влиянием Тамаса.
Гуна благости, страсти, невежества
Информация взята из ведических лекций, прочитанных разными лекторами, а также из собственных наблюдений.
Итак, проявленный мир состоит из трех гун (качеств или свойств материальной природы) – благости, страсти и невежества. Каждая из этих гун может проявляться в чистом виде, или же переплетаться с другими гунами в любом сочетании и соотношении, что в любом случае обуславливает человека.
Определив, в какой гуне находится тот или иной аспект вашей жизни, вы можете изменить его, сделав жизнь лучше. И сейчас мы рассмотрим проявления гун в различных сферах нашей жизни.
Общие характеристики гун
Гуна благости характеризуется спокойствием, счастьем, пониманием, любовью, трезвостью мышления, духовностью, разумностью, положительными эмоциями, здоровьем. В гуне благости нет страхов и других негативных эмоций, состояний и переживаний.
Гуна страсти характеризуется беспокойством (из-за множества материальных желаний и жажды наслаждений), эгоизмом, чрезмерными усилиями, перепадами настроения и множеством проблем.
Гуна невежества характеризуется глупостью (неразумностью), негативными эмоциями и состояниями, разрушительной деятельностью по отношению к себе и другим, депрессиями, апатией.
Рассмотрим более детально отдельные аспекты жизни с точки зрения гун.
Питание в благости, страсти и невежестве
Питание в благости – употребление качественных свежих или свежеприготовленных продуктов, таких как фрукты, овощи, зерновые, молочные продукты. В благости эти продукты употребляются в соответствующее время (см. Таблица правильного питания).
Пища в благости приготавливается в чистом помещении, в чистой одежде, со светлыми мыслями, красиво сервируется, с любовью предлагается, и вкушается в спокойном состоянии ума и вниманием к пище. Продукты со сладковатым вкусом содержат в себе благость, но могут иметь примесь других гун.
Пища в благости, как правило, имеет сочный, приятный, маслянистый вкус, и приятный аромат. Питание в благости приносит здоровье, хорошее настроение и способствует духовному развитию. Вот продукты благости.
Питание в страсти – пища, приготовленная или употребляемая наспех. Продукты в страсти обычно имеют чрезмерно выраженный вкус или запах, слишком острые, горькие, соленые блюда, пища слишком сухая или горячая, слишком разнообразная. Питание в страсти может принести больше вреда здоровью и духовному развитию, чем пользы.
Питание в невежестве – пища безвкусная или с неприятным запахом, видом и вкусом, несвежие блюда (приготовленные более чем за 3 часа до еды), объедки, испорченные продукты, мясо, рыба, яйца, грибы, лук, чеснок, спиртное. К невежеству также относятся продукты, выращенные или приготовленные в нечистых условиях. Питание в невежестве вредно для здоровья и духовного роста.
Режим дня
Гуны проявляются и в режиме дня. Благостный режим дня описан в статье Правильный режим дня. Чем дальше от такого распорядка, тем ближе к страсти и невежеству, что влечет за собой проблемы со здоровьем и препятствует духовному развитию.
Утро – это гуна благости, день – гуна страсти, и ночь – гуна невежества.
Деятельность
Деятельность в благости – это целенаправленная упорядоченная деятельность, приносящая благо всем. Действия в энтузиазме или сильном интересе, при отсутствии привязанности к результатам деятельности, без ожиданий и беспокойств.
Внимание сосредоточено на том, что происходит сейчас, а не на том, что могло бы произойти в будущем, или «к чему могут привести мои действия». В такой деятельности нет эгоизма, гордыни, конкуренции, негативных эмоций и состояний.
Присутствует чувство ответственности за себя и других.
Деятельность в страсти – диктуется эгоистичными материальными желаниями, жаждой личного наслаждения. Имеет место привязанность к результатам своего труда (действий), явно выраженная конкуренция, борьба, желание урвать «кусок побольше», «получить признание своих заслуг» и т.д.
Деятельность в страсти обычно сопровождается жадностью, злостью, неразумным эгоизмом, нечистыми мыслями и хитрыми действиями. Ответственность только за себя и перед собой.
Такая деятельность приводит к постоянной смене полюсов дуальности «удовольствие – страдание», что вызывает разочарование, вводит человека в депрессию, вызывает болезни, и окончательно погружает в гуну невежества.
Деятельность в невежестве – это действия, приносящие беспокойство и вред себе и другим, насилие, разрушение – в любых проявлениях. Отсутствие ответственности. В невежестве человек, как правило, не осознаёт последствий своих действий, а если и осознаёт, то самостоятельно изменить положение дел уже не может.
В деятельности, как и в других аспектах жизни, гуны могут смешиваться в различном сочетании и соотношении. Преобладающая гуна – та, которая проявляется чаще и ярче других.
Понимание
Для благости характерно понимание «какие действия к чему приводят», «что стоит делать, и чего не стоит». Есть понимание Единства проявленного мира, и видение взаимосвязей проявленных аспектов бытия. Понимание того, что дает освобождение, и того, что связывает сильнее. Отсутствует обвинение других, нет также обвинения себя, но есть работа над собой и помощь другим.
Понимание в страсти искажено и запутано, «нужно жить только для себя», отсутствие четкого видения причинно-следственных связей, нет видения Единства. Неспособность отличить, что более истинно, а что менее. Отсутствие ясного понимания, какие действия разумны, а какие нет. Обвинение других и себя.
Понимание в невежестве невозможно даже назвать пониманием, потому что оно перевернуто с ног на голову. В невежестве истина видится ложью, а ложь – истиной. Отсутствие понимания причинно-следственных связей, неспособность осознать свои действия причиной возникающих проблем. Тотальное обвинение других, «жизнь несправедлива», и «все враги».
Общение, эмоции и интересы в различных гунах
Общение в благости всегда приятно и позитивно. Человек в благости с удовольствием общается на духовные темы (даже если не относит себя к той или иной религии), его интересуют в первую очередь вопросы саморазвития и самопознания, он с радостью помогает другим разобраться в сложных вопросах и ситуациях.
Его речь проста, доступна для понимания, и общаться с таким человеком, как правило, приятно и полезно. Человек в благости испытывает позитивные эмоции, которыми заряжает и собеседника.
Такой человек не станет унижать, оскорблять, осуждать, намеренно ставить в неловкое положение, и не будет пытаться показать себя лучше, выше, продвинутее других.
Общение в страсти ведется только на темы, которые человеку интересны ввиду его эгоизма. И если он позволяет вам рассказать о своих проблемах и интересах, то только потому, чтобы потом снова переключиться на «свою волну».
Для страсти характерны споры, попытки доказать, переубедить, переделать другого человека – и это все с давлением, навязыванием, хитростью и задними мыслями.
Эмоции при общении в страсти могут быть разные, но больше всего проявляется антагонизм, злость, имеет место раздражительность и недовольство (которые иногда прикрываются напускными эмоциями более высокого диапазона). Интересы в страсти отстаиваются только свои, интересы собеседника рассматриваются в последнюю очередь.
Общение в невежестве характеризуется грубой речью, матом, психологическим насилием, подавлением. Преобладает общение о разрушении или разрушенном, например «как всё плохо», «все люди сволочи», «что они со мной/нами сделали», «а давай ограбим банк», «нужно отравить собаку соседа» и т.д. Соответствующие эмоции – гнев, ненависть, горе, апатия.
Места наибольшей концентрации гун
Гуна благости больше всего проявлена в нетронутых человеком местах (реки, горы, леса, поля), а также в Божественных местах – храмах, церквях, монастырях, местах поклонения и паломничества.
Гуна страсти сосредоточена в городах и людных местах – рынки, вокзалы, аэропорты, развлекательные заведения, места соревнований, кинотеатры и т.д.
Гуна невежества проявлена в местах, связанных со смертью (мясокомбинаты, кладбища, скотобойни, морги) и в подземных сооружениях типа метрополитена, шахт, подвалов и т.д.
Цвет, изображения
Оказывается, гуны также проявляются и в цвете.
Гуна благости проявляется в желтом и золотистом цвете.
Гуна страсти – в красном, алом.
Гуна невежества – в синем и черном.
Рисунки, картины, фотографии, плакаты, ковры, обои и т.д. можно оценить с точки зрения гун по сочетанию цветов, форм и переходов, а также по смысловой нагрузке.
Благостные изображения имеют немного цветов, не очень яркие, мягкие тона, не сильно броские, плавные переходы, не напрягают глаз при долгом смотрении. Сюда относятся пейзажи, картины на религиозные темы, изображения святых.
Страсть пестрит, слишком яркие цвета, слишком много использовано цветов, резкие переходы, отчетливые формы – такое бросается в глаза и напрягает, если долго наблюдать.
Изображения в невежестве выполнены, как правило, в тяжелых темных тонах, вызывают мрачные ассоциации, неприятные мысли, создают гнетущую обстановку. При долгом созерцании портится настроение.
Звуки, музыка
Музыка в благости спокойная, мелодичная, расслабляющая, приятная на слух. Переходы плавные, никаких резких звуков. К гуне благости также относятся звуки природы и медитативная музыка (но не вся).
Благостную музыку не следует путать с медленной попсой, где текст песни может быть в страсти или даже невежестве.
Церковные песнопения, воспевание имен Бога, мантры, и молитвы тоже могут относиться к благости, хотя, если они искренние и их целью является исключительно служение Богу, то эти вещи находятся выше благости, о чем будет сказано в следующем разделе.
Музыка в страсти ритмичная, заводная, пробуждающая или усиливающая различные материальные желания. В песне музыка может быть благостной, а текст песни страстным, или наоборот – текст в благости, а музыка в страсти (как сейчас многие мантры в трансовой или танцевальной обработке).
Музыка в невежестве тяжелая, давящая, резкая, напрягающая психику, хаотичные ритмы, хриплый вокал, заметен недостаток мелодичности, тексты песен – о смерти, насилии, негативе. Многие рок и металл композиции спасаются мелодичностью и ритмом, иначе поклонников было бы гораздо меньше.
Работа над собой в гуне благости, страсти и невежества
Работа над собой в благости всегда интересна и познавательна. Проявлено стремление познать себя и Бога, постичь истину, избавиться от плохих черт характера, от эго, или приобрести благостные черты.
Желание развить в себе то, что сделает жизнь спокойнее и радостнее для всех. Если это молитва, то молитва за всех, например, «Отче Наш», а не «Господи, дай мне то-то и то-то». К благости относится «Формула Счастья» и «Техника благодарения».
Также сюда относятся упражнения и медитации, целью которых является постижение своей истинной природы, например, упражнение «Я есть», самоисследование «Кто я?» и другие техники, предложенные на сайте.
Техники первого уровня, как и некоторые техники других уровней, могут сочетать в себе элементы благости и страсти, в зависимости от прорабатываемого материала и целей такой работы.
Работа над собой в страсти всегда направлена на достижение каких-то результатов в материальном мире, а не на самосовершенствование и самопознание. Желание и развитие сверхспособностей относится к страсти.
Человеку в страсти интересны астральные путешествия, необычные состояния сознания, и любой другой опыт, которым можно похвастаться, использовать в эгоистических целях, или сделать себя продвинутее других. Нет особо сильного желания изменить себя, но есть сильное желание, чтобы изменились другие и чтобы мир дал мне то, чего я хочу.
Человеку в страсти работать над собой не очень интересно, и практика не стоит на первом месте, уступая телевизору, развлечениям и материальным удовольствиям. Техники и упражнения в страсти: визуализации, аффирмации, формулы привлечения событий, и любые другие методы, целью которых является получение материальных благ.
При этом человек не знает или не учитывает, что за всё полученное придется расплачиваться, так как все материальные удовольствия имеют обратную сторону – страдания, в том или ином виде.
Работа над собой в невежестве – т.е. работа над другими – может включать в себя использование элементов черной магии (заговоры, привороты, наведение порчи, сглаза и т.д.), и такая деятельность в конце концов возвращается бумерангом и разрушает человека (см. Ничто не случайно). Другими словами, в невежестве «работа над собой» приводит не к духовному росту, а к деградации.
В статье Веды, просветление и беседы с Богом есть параграф “Механика и духовность, иерархия техник”, который дополнит и больше прояснит общую картину работы над собой. Там говорится, что духовная деятельность (некоторые духовные практики) находится выше гун материальной природы, и это самые сильные методы .
Кому интересна тема гун, их проявления и последствия, а также работа с гунами, слушайте ведические лекции или читайте Бхагавад-гиту. Также почитайте О душе и гунах на сайте Александра Хакимова.
Скоро будут еще публикации на эту тему.
Обсудить на форуме: Благость, страсть, невежество
Следующая страница сайта: Карма и судьба
Анекдот
Жена мужу: – Водку, сок, мясо положи в кастрюлю и поставь вариться. – Зачем водку варить?
– Ты совсем уже на водке помешался! Я сказала: вот кусок мяса, положи в кастрюлю и поставь вариться!
Распространяя материалы сайта Самопознание: путь к просветлению, ставьте, пожалуйста, ссылку на источник.
Три гуны материальной природы
Аюрведа > Статьи по Аюрведе > Три гуны материальной природы
Слово «Гуна» с санскрита переводится как «стихия» или «веревка».
Тремя гунами материальной природы являются три энергии: страсть, невежество и благость. В нашем мире всё выражается этими энергиями, ими пронизывается вся природа вещей.
Они влияют на всё: людей, общение, еду, работу, учебу, религию, воспитание детей, науку и прочее.
Тамас (гуна невежества) – обозначает тьму, развал. Деятельность, связанная с Тамас, служит источником гнева, насилия, скорби. Счастье в этой гуне понимается как хорошо для меня и плохо для других. В этой гуне совсем нет счастья, и не будет.
Раджас (гуна страсти) – обозначает энергическую деятельность для достижения результатов, соревнование. Счастье в этой гуне есть только тогда, когда мне и моему окружению хорошо, а всё, что творится в мире – не имеет значения. Счастье здесь только временное явление, а дальше нужно уже что-то новое.
Саттва (гуна благости) – значит чистоту, прозрение. Здесь есть счастье, люди счастливы, и желают его всем существам на земле.
Если гуны страсти и невежества сопровождают нашу жизнь, то саттву (гуну благости) надо вырабатывать и прибавлять в своей жизни.
По Аюрведе все трудности в психологическом и ментальном плане случаются из-за того, что Раджас и Тамас очень активны. Если выбрать гуну благости, то это даст возможность преуспеть во всем, и быть счастливым.
Взаимодействие и влияние гун
Гуны действуют только вместе, обычно они находятся в той или иной вещи, событии или человеке. Главным при этом является преобладание той или другой гуны, что циклично меняется.
Современные люди, которые стремятся жить гармонично, должны сбалансировать Саттву, Раджас и Тамас, потому что если это не случится, они будут чувствовать себя угнетёнными, обессиленными и слишком возбужденными. Со временем это возможно приведет к болезням и депрессиям.
Многое значит наш образ жизни и окружающие нас люди. Каждый человек может определить, какая гуна у него преобладает. Для этого нужно прислушаться к себе, понаблюдать за поведением и реакцией на жизнь.
В материальном мире преобладают три гунны материальной природы, а в духовном мире Вайкунтхе, есть лишь вишуддха-саттва – гуна благости, в которой нет страсти и невежества. В материальном мире те, кто пребывают в гуне благости, иногда могут чувствовать действия гун страсти и невежества. Но в мире Вайкунтхи, саттва имеет чистый вид.
Продукты трех гун
Направлять действия гун может не только физическая активность и направление мыслей, но ещё очень важен выбор вашей пищи.
Продукты гуны благости, такие как: злаковые, бобовые, орехи, мед, крупы, фрукты, молочные продукты – это саттвическая еда. Она способствует легкому и творческому состоянию, по этой причине ее нужно употреблять при занятии йогой, медитациями или умственной деятельностью.
Пища Раджаса – это всё горькое, соленое, кислое, острое или приторное, что кушается без меры, также кофе, чай, мясо, соль, сахар и большинство специй. Эта пища дает уверенность в себе, поэтому ее можно включить в свой рацион, если нужно ярче показать себя.
Пища Тамаса очень вредная. Это пища жирная, несвежая, плохо усвояемая организмом, в частности, алкоголь, табак, кондитерские изделия, лекарства. Это пища вызывает лень и вялость, способствует увеличению массы тела и нереализованной физической энергии. Аюрведа советует отказаться от этой пищи активным и целеустремленным людям.
Таблица гун материальной природы
Сфера влияния | САТТВА (благость) | РАДЖАС (страсть) | ТАМАС (невежество) |
Общие качества | Чище всех остальных, просветляет, освобождает от последствий грехов | Вызывает неограниченные желания и влечение | Вызывает заблуждение всех живых существ |
самоконтроль | похоть | гнев | |
бесстрашие, отрешенность, радость, знание | искаженное понимание из-за гипер активности чувств, познающие чувства неспособны отринуть от мирских объектов, болезненное состояние органов тела, временное заблуждение, замешательство, самообман | бессильность концентрирования своего сознания, разрушение и разделение ума, проявление им невежества и депрессии | |
Обусло-вленность | счастьем и знанием | материальной деятельностью ради выгоды | безумием, ленностью, унынием и сном |
Привозрастании | все врата тела освещаются знанием | развиваются признаки крепкой привязанности, кармической деятельности, непреодолимых стремлений и вожделений | мрак, бездеятельность, безумие, иллюзия, самообман |
Следующая жизнь, Общая тенденция и направленность | чистые высшие миры великих мудрецов | рождение среди занятых кармической деятельностью людей | рождение в животном царстве |
поднимаются в высшие миры | живут на земных планетах | спускаются в адские миры | |
поднимаются постепенно на все более высокое положение, на небесные планеты | переселяются в человеческие тела в мире смертных | попадают во все более низкие уровни рождения, отправляются в ад | |
Результаты деятельностив гунах | результаты благочестивой деятельности чисты | ведут к мучениям и страданиям | ведет к скудоумию и глупости |
Развивает | знание | жадность, алчность | глупость, безумие, иллюзию, самообольщение |
Поклонение | поклонение полубогам | поклонение демонам | поклонение призракам, духам |
Виды веры | вера, устремляющая человека к духовной жизни | вера, начинающаяся в кармической, т.е. корыстной деятельности | вера, оправдывающая безбожную деятельность |
Пища | увеличивает продолжительность и качество жизни, очищает существование, дает силу, здоровье, счастье, энергию, удовлетворение; сочная, маслянистая, здоровая, приятная сердцу | ведет к страданиям, несчастьям и болезнислишком горькая, слишком кислая, соленая, пряная, острая, сухая, слишком горячая; | приготовленная более чем за 3 часа до употребления, безвкусная, разложившаяся, испорченная, гнилая, состоящая из остатков и непригодных продуктов |
питательная, чистая и добытая без трудности | дает страстное наслаждение чувствам | нечистая и приносит страдания | |
Аскеза | аскетизм тела, ума и речи, творимый с духовной верой людьми, неждущими материальной выгоды, но занятыми этим только ради Всевышнего | совершаемая из гордости и ради завоевания уважения, чести и поклонения, не может быть ни твердым, ни постоянным | совершаемая из глупости, которой сопутствуют самоистязание или причинение вреда и погибели другим |
Благо-творительность | совершаемая из чувства долга, не желая получить что-либо взамен, в надлежащее время и в правильном месте и по отношению к достойной личности | в расчете на какое-то возмещениеи вознаграждение, или из желания что-либо за это получить, также совершаемая нехотя | в нечистом месте, в не надлежащее время, недостойной личности или без должного внимания |
Отречение | совершает данные обязанности из чувства долга, отрекаясь от материальных привязанностей к плодам деятельности | отказывается от предписанных обязанностей как от обременительных или из страха перед физическими неудобствами | отказывается от предписанных обязанностей из-за самообмана или иллюзии |
Знание | абсолютное знание | основанное на двойственности | глупое, заблуждающееся и материалистическое |
Восприятие | видит одну неразъеденимую духовную природу во всех живых существах, хоть они и разделены на бесчисленные формы | вид живого существа определяется физическим телом | порождающее привязанность к одному виду деятельности, как единственно важному, очень скудное и не отражающее истину |
Деятельность (или поступки) | посвященная Верховному Господу, без желания наслаждаться плодами | жажда наслаждаться плодами | из насилия и зависти |
деятельность регулируемая и исполняемая без привязанности или ненависти и без желания получить выгоду | с огромными усилиями, ради удовлетворения своих желаний, проистекающая из чувства ложного эго | совершаемая в иллюзии, в пренебрежении наставлениями писаний, без заботы о влекомых за нею рабстве, насилии или причиняемых другим страданиях и боли | |
Действующий | свободен от привязанности | заблужден и ослеплен личными желаниями | полностью позабывший, как хорошее отличать от дурного |
исполняет свой долг, свободный от влияния гун природы и ложного эго, с большой решимостью и энтузиазмом, одинаково стойкий в как в успехе, так и в поражении | привязан к своей работе и ее плодам, жаждет наслаждаться этими плодами, жаден, всегда завистлив, нечист и движим эмоциями | занят деятельностью, противоречащей наставлениям шастр, материалистичный, упрямый, лживый и изощренный в оскорблении других, ленивый, мрачный и медлительный | |
Понимание(или разум) | знает, чего делать следует, а чего не следует, чего надо бояться и чего не надо, что связывает и что освобождает | не видит различия между религиозностью и безверием, между действиями, которые следует совершать, и которые совершать не стоит | принимает безверие за веру, а веру за безверие, находящееся под покровом иллюзии и тьмы, всегда устремленное в ложном направлении |
Решимость | непоколебимая, неотступно поддерживаемая практикой йоги, контролирует деятельность ума, жизни и чувств | устремляется к плодам религии, экономического развития и чувственного наслаждения | не помогает преодолеть сон, страх, печаль, угрюмость и заблуждения |
Счастье | исходит из души | основано на удовлетворении собственных чувств | основано на заблуждении и деградации |
в начале подобно яду, а в конце подобно нектару; пробуждает человека к самоосознанию | возникает от соприкосновения чувств с их материальными объектами; в начале подобно нектару, а в конце – яду | слепо к самореализации, призрачно с начала до конца, проистекает из сонливости, ленности и иллюзии |