Внимание к животным приобретает оттенок идолопоклонничества: правильно ли это? – вегетерианство
Table of Contents
Религии о вегетарианстве
Христианство.
В Ветхом Завете ясно сказано, какую пищу Бог дал людям в пищу: «И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; – вам сие будет в пищу; а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так» (Бытие, глава 1). К сожалению, фразу «Только плоти с душой ее, с кровью ее, не ешьте! – Я взыщу и вашу кровь, в которой жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя…» (Быт.9.4,5) удаляют Христианские сайты, которые «выкладывают» Библию в интернет.
Писания всех основных религий запрещают человеку без необходимости убивать другие живые существа. Хотя в Ветхом Завете есть ряд предписаний, регламентирующих употребление в пищу мяса, все же не оставляет сомнений, что в идеале человек должен питаться только вегетарианской пищей.
В малоизвестном тексте апокрифического “Евангелия мира Иисуса Христа от ученика Иоана” (оригинал находится в Ватиканской библиотеке) Иисус говорит:
“Питайтесь всем тем,что находится на Божьем столе:плодами деревьев, зерном и полезными травами,молоком животных и пчелиным медом.Вся остальная пища дело рук Сатаны,ведет к греху,болезни и смерти.Тогда как богатая пища,которую вы находите на столе у Бога,даст вашему телу силу и молодость, и болезнь не коснется вас.”
Большинство христиан убеждено, что Иисус Христос ел мясо, о чем упоминается в нескольких местах Нового Завета. Для многих из них это является серьезным доводом против вегетарианства. Однако изучение оригинальных греческих рукописей показывает, что множество слов (тропхе, броме и др.
), переводимых обычно как “мясо”, на самом деле обозначает пищу или еду в самом широком смысле слова. В Евангелии от Луки (8.55), например, мы читаем, что Иисус воскресил женщину из мертвых и “велел дать ей мяса”*
. Но греческое слово пхаго, переведенное здесь как “мясо”, на самом деле означает “есть”.
По-гречески “мясо” будет креас (плоть), и ни в одном месте Нового Завета это слово не употребляется в связи с Иисусом Христом. Нигде в Новом Завете прямо не говорится, что Иисус ел мясо. Это согласуется с известным пророчеством Исаии о явлении Иисуса Христа: “Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил.
Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отвергать худое и избирать доброе”. * Имеется в виду английский перевод Нового Завета. В русском переводе это место звучит: “велел дать ей есть”.
Ислам: “Не существует ни животных на земле ни пернатых тварей, летающих на двух крыльях, но все они люди как и ты.
“
В книге “Так говорил Магомет” (перевод хадисов, сделанный доктором М. Хафизом Сидом) ученики пророка Магомета спрашивают его: “Правда ли, что воздастся нам за то, что мы делаем добро четвероногим и поим их водой?” Магомет отвечает: “Будет вознагражден тот, кто приносит благо любому животному”.
Употребление в пищу мяса, хотя и разрешено в Коране, но так же, как и в Ветхом Завете, ограничено множеством правил и запретов, один из которых гласит: “Запрещена вам мертвечина, и кровь, и мясо свиньи, и то, что заколото с призыванием любого имени, помимо имени Аллаха” (Коран, сура 5.4).
Строго говоря, это ограничение, перекликающееся с ветхозаветным (Левит, 17.14), накладывает запрет на употребление в пищу любого мяса, потому что полностью очистить от крови плоть убитых животных практически невозможно.
Буддизм: “Тот,кто ради своего счастья убивает или истязает других существ,так же как и он стремящихся к счастью, не обретает счастья после смерти.”(Дхаммапада)
Господь Будда известен своей проповедью, направленной против убийства животных. Он провозгласил ахимсу (непричинение вреда живому) и вегетарианство необходимыми условиями духовного самосовершенствования.
Известны два его афоризма, связанные с этим: “Не убивай быка, который пашет твои поля” и “не потворствуй чревоугодию, которое сопряжено с убийством животных”.
В “Дхаммападе”, предвидя возможные отступления от его учения, Господь Будда говорит: “Найдутся глупцы, которые в будущем станут утверждать, будто я позволял есть мясную пищу и сам ел мясо, но знай же, что (…
) я никому не позволял есть мясо, не позволяю сейчас и никогда не позволю в будущем, нигде, ни при каких обстоятельствах и ни в каком виде; это раз и навсегда запрещено для всех и каждого”.
Другой афоризм “Дхаммапады” предупреждает о печальных последствиях употребления в пищу мяса: “Тот, кто в надежде обрести счастье мучит или убивает другие живые существа, которые тоже стремятся к счастью, закрывает себе путь к счастью в следующей жизни”.
Ведические писания Индии, относящиеся к добуддистскому периоду, также утверждают, что принцип ахимсы является этической основой вегетарианства. “Мясо невозможно получить, не причинив вреда живым существам, – говорится в “Ману-самхите”, древнем своде законов Индии, – поэтому пусть каждый воздерживается от употребления мяса”. В другом разделе “Ману-самхиты” дается совет: “Помня о том, каким отвратительным способом добывается мясо, и о той жестокости, с которой содержатся в неволе и убиваются живые существа, человек должен раз и навсегда отказаться от употребления в пищу мяса”.
В “Махабхарате” (эпической поэме, которая считается самой большой поэмой в мире) есть множество предписаний, запрещающих убивать животных. Вот некоторые из них: “Тот, кто наращивает свое мясо, поедая плоть других созданий, обрекает себя на страдания, в каком бы теле он ни родился”; “Нет на свете более жестокого и эгоистичного человека, чем тот, кто увеличивает свою плоть, поедая плоть невинных животных”; “Тот, кто хочет долго жить, сохранив красоту, твердую память и хорошее здоровье, а также обладать физической, моральной и духовной силой, должен воздерживаться от животной пищи”. Все живые существа наделены душой.
В “Бхагавад-гите” говорится, что душа является источником сознания и животворящей силой в теле каждого живого существа. Согласно Ведам, живое существо, которое находится на более низкой ступени развития, чем человек, постепенно поднимается по эволюционной лестнице, пока в конце концов не получает человеческое тело. Только та душа, которая обрела тело человека, может обратить свое сознание к Богу и перенестись в момент смерти в духовный мир. Чтобы достичь этого, человек должен подчиняться всем законам, будь то законы государства или законы вселенной.
Иначе говоря, убийство животного замедляет его эволюцию от низших видов к высшим, а убийца неизбежно будет страдать от последствий этого греховного поступка.
Вегетарианство и Библия. Разрешает ли Бог человеку есть мясо?
Мир Вам!
Действительно, в Библии есть тексты, которые, как с первого взгляда кажется, запрещают кушать мясо. Однако, в той же Библии есть стихи, которые прямо разрешают и даже предписывают есть мясо (ниже мы их рассмотрим). Получается, либо Библия себе противоречит (чего быть не может), либо какие-то тексты Библии говорят об ином.
Давайте сначала рассмотрим те стихи Библии, где Бог явно разрешает есть мясо. И заметьте Он не говорит, чтоб его варили или жарили – это и так понятно.
«Да страшатся и да трепещут вас все звери земные, и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские: в ваши руки отданы они; все движущееся, что живет, будет вам в ПИЩУ» (кроме нечистых животных, запрещенных отдельно) (Быт. 9.2,3).
«И сказал Господь Моисею и Аарону, говоря им: скажите сынам Израилевым: вот ЖИВОТНЫЕ, которые МОЖНО вам есть из всего скота на земле: …» (Лев. 11:1,2) далее перечисляются чистые и нечистые животные.
Далее в Библии мы видим…
Пророк Давид ел овец.
«… и меду, и масла, и ОВЕЦ, и сыра коровьего, принесли Давиду и людям, бывшим с ним, в пищу; ибо говорили они: народ голоден и утомлен и терпел жажду в пустыне» (2 Цар. 17:29).
А вот здесь говорится о том, что Бог Сам через ворона кормил великого пророка Илию мясом, хотя конечно, если бы мясо было есть нельзя по закону Божьему, Сам бы Творец мясо не давал Илии:
«И вороны приносили ему хлеб и МЯСО поутру, и хлеб и мясо по вечеру, а из потока он пил» (3 Цар. 17:6).
Иоанн Креститель пришел в духе Илии («и предъидет пред Ним в духе и силе Илии», см. Лук. 1:17), поэтому нет ничего странного, что Иоанн ел саранчу.
«Сам же Иоанн имел одежду из верблюжьего волоса… , а пищею его были акриды (саранча) и дикий мед» (Матф. 3:4).
Иисус дважды кормил людей рыбой (см. Евангелие от Матфея 14 и 15 главы), чудным образом сотворив ее для нескольких тысяч людей! Он мог сотворить что угодно, но сотворил именно рыбу.
Также после Своего воскрешения Иисус давал ученикам есть рыбу в пищу:
«Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами … Иисус говорит им: придите, обедайте. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу» (Иоан. 21:10-13).
Кроме этого, в ветхозаветное время народ Божий, должен, а точнее обязан был вкушать Пасхального агнца и мирные жертвы (Исх. 12 глава, Лев. 7 глава)… Это было актуально вплоть до жертвы Христа (см. Мар. 14:12, 1 Кор. 5:7).
Библия показывает, что первые христиане ели мясо. Им было запрещено Богом есть лишь мясо удавленены, мясо с кровью и идоложертвенное, то есть приносимое в жертву идолам.
Запрет удавленены (при удавлении кровь не сливалась, поэтому пропитывала мясо) и мяса с кровью был связан с запретом законом Божьим употреблять в пишу кровь (см. Быт. 9:4, Лев. 3:17).
А запрет на идолжожертвенное был дан, чтоб оградить людей от приобщения к языческим обрядам (см. Исх. 34:15)
«Ибо угодно Святому Духу и нам не возлагать на вас никакого бремени более, кроме сего необходимого: воздерживаться от идоложертвенного и крови, и удавленины…» (Деян. 15:28,29).
Поэтому в Новом завете апостол Павел часто поясняет, что мясо есть можно, но от идоложертвенного стоит воздержаться:
«Все, предлагаемое вам, ЕШЬТЕ без всякого исследования, для [спокойствия] совести. Но ЕСЛИ кто скажет вам: это ИДОЛОЖЕРТВЕННОЕ, – то не ешьте ради того, кто объявил вам, и ради совести» (1 Кор. 10:27,28).
«ЕСЛИ пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Кор. 8.13).
Здесь тоже идет об идоложертвенном мясе, а не просто о мясе. Речь о том, что мы не имеем право искушать слабых в вере братьев, которые думали, что посвященное идолам является нечистым. Раньше язычники перед своими идолами приносили жертвы и им их посвящали, а потом мясо продавали. Павел же говорил, что идол в мире ничто – ибо нет иных богов.
«Итак об употреблении в пищу ИДОЛОЖЕРТВЕННОГО мы знаем, что ИДОЛ В МИРЕ НИЧТО, и что нет иного Бога, кроме Единого» (1 Кор. 8:4).
Поэтому в принципе и есть идоложертвенное можно. Но для некоторых христиан – это будет выглядеть как идолопоклонство, или как разрешение есть посвященное идолам…
Для их веры в Бога это будет ударом! Так как некоторые из них недавно были язычниками и верили в идолов и приносили им жертвы…
Поэтому Павел говорит, что готов совсем отказаться от мяса, лишь бы не соблазнить немощного в вере брата – христианина.
«Немощного в вере принимайте без споров о мнениях. Ибо иной уверен, что можно есть все, а НЕМОЩНЫЙ ЕСТ ОВОЩИ» (чтобы случайно не съесть идоложертвенного) (Рим. 14:1)
Видите Павел того, кто не ест мяса называет НЕМОЩНЫМ. Это будет иметь смысл только, если речь идет об идоложертвенном мясе – именно об этом речь идет в данных главах Нового Завета. Перечитайте их и в этом убедитесь. Павел об этом говорил и другими словами:
«Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, ОТЧЕГО брат твой претыкается, или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21).
Видите здесь Павел четко поясняет свою позицию. То есть нужно понимать контекст – о чем писал апостол Павел.
Во всех вышеперечисленных главах Павел вел речь только об идоложертвенном, что не сложно проверить просто внимательно перечитав эти главы и рядом с ними расположенные.
Дело в том, что в то время очень ОСТРО стояла проблема идоложертвенного мяса, которое продавали повсеместно на торгах – на рынках, поэтому об этом много написано в Новом завете.
Что касается указанных Вами текстов, то в контексте, то есть по общему смыслу всей главы, речь там идет совсем об ином.
Быт 1 глава. Да. Библия говорит, что до потопа люди не если мясо. Но после потопа Бог его разрешил есть (см. выше Быт. 9:2,3).
Ис 66 глава. Вся книга пророка Исаии посвящена обличению Израиля в религиозном формализме, и духовной деградации.
По Божьему закону (книги Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие) человек должен был перекладывать свой грех на жертвенное животное и затем убивать его, что представляло собой прообраз жертвенной смерти Христа за грехи людей.
Во времена Исаии люди впали в формализм, принося много жертв, но делая это без того смысла, который вкладывал Господь в обряд заместительной жертвы. Поэтому народ морально деградировал – был жесток, развращен и удалялся в язычество. Посмотрите, что пишет Исаия сразу в следующем тексте:
«Так и Я … НАВЕДУ на них ужасное…: потому что Я звал, И НЕ БЫЛО ОТВЕЧАЮЩЕГО, говорил, и они НЕ СЛУШАЛИ, А ДЕЛАЛИ ЗЛОЕ в очах Моих и избирали то, что НЕУГОДНО Мне» (Ис. 66.4).
Посмотрите с чего начинается книга пророка Исаии:
«Слушайте слово Господне … ВНИМАЙ ЗАКОНУ Бога нашего…! К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком откормленного скота, и крови тельцов и агнцев и козлов не хочу. …. БЕЗЗАКОНИЕ – И ПРАЗДНОВАНИЕ! …
Омойтесь, очиститесь; УДАЛИТЕ ЗЛЫЕ ДЕЯНИЯ ВАШИ от очей Моих; ПЕРЕСТАНЬТЕ ДЕЛАТЬ ЗЛО; 17 научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову. 18 ТОГДА ПРИДИТЕ – и рассудим, говорит Господь.
Если будут грехи ваши, как багряное, – как снег убелю» (Ис. 1.10-18).
Здесь Бог указывает на приоритеты людей. Удалите ЗЛОЕ, а потом приходите с жертвами за свои грехи. Напомню, что жертвоприношения были неотъемлемой и основной частью Божьего закона, являясь прообразом Голгофы – где за грехи людей умер истинный агнец – Иисус Христос. О заместительной жертве Христа читайте книгу “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”
В Притчи 23:20 речь идет о переедании, то есть об обжорстве, излишествах … Что видно из следующего стиха:
«Потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище» (Прит. 23:21).
Эта же мысль повторяется не раз в Библии том числе и в Новом завете:
«Довольно, что вы в прошедшее время жизни поступали по воле языческой, предаваясь … излишеству в пище и питии» (1 Пет. 4:3, см. также Лук.6:25).
Итак… Многие люди ищут в Библии подтверждения своим устоям, тому, что им кажется правильным… И конечно они находят в ней такие тексты.
Только при этом они зачастую вырывают их из контекста и закрывают глаза не тексты Священного Писания, которые прямо говорят против их богословской позиции. Естественно, так поступать неправильно и нельзя.
Нужно не искать в Библии подтверждений своему мнению, а нужно изучать Библию и вникать чему она учит.
Изучайте Библию и живите по заповедям Божьим, среди которых нет сыроедения и вегетарианства!
Напоследок отмечу, что безусловно, лучше не есть мяса, а питаться растительной пищей, как это было в Эдеме! Однако при вегетарианстве, нужно следить за составом еды, чтобы получать все требуемые микроэлементы.
Наша церковь пропагандирует ВОЗДЕРЖАНИЕ ОТ МЯСА, а именно ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ с учетом требуемых микроэлементов!
Однако, повторяю, прямого запрета на употребление мяса Бог не давал.
Поэтому, выбор за человеком – либо стать полным вегетарианцем; либо лишь симпатизировать вегетарианству и ограничивать себя в количестве мяса; либо совсем не следовать принципам вегетарианства, но не употреблять только мясо нечистых животных… О запрете Библии на употребление нечистых животных читайте материал Свинина в Библии. Закон о чистой и нечистой пище
Здесь = > другие вопросы по Библии, ответы, комментарии
Перейти к чтению книги «Возвращаясь к истокам христианского вероучения»