Выставка «самскара»: цифровая трансформация сознания – вегетерианство
Table of Contents
Лекции Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа
Семинар «История вайшнавских сампрадай», Самара, 2000 г. (Диск 18, л. 6)
Важно понять, что вопросы передачи духовного знания, которые мы затрагиваем, актуальны для нас с вами.
Процесс передачи духовного знания происходит сейчас, и от того, насколько мы понимаем механизм этого процесса, зависят успехи и неудачи нашей духовной жизни и, в значительной степени зависит то, каким образом эта система будет действовать в будущем.
То, что происходит сейчас, не имеет аналогов. Впервые за пределами Бхарата-варши в разгар Кали-юги распространяется чистое учение гуру-парампары. Нет ничего удивительного в том, что иногда мы допускаем ошибки.
Баладева Видьябхушана в Прамее-ратнавали говорит: ”Безупречные преданные должны постоянно медитировать на безупречную цепь духовных учителей, ибо благодаря такой медитации в человеке развивается целеустремленность и желание обрести чистую преданность, которое в свою очередь приносит преданному милость Господа, обретаемую через парампару”.
В этом утверждении заключен очень глубокий смысл. Именно от нашего желания зависит, получим мы милость Господа или нет. Мы полностью зависим от Его милости. У нас нет ничего, кроме Его милости. Но, в свою очередь, для того, чтобы беспричинная милость Господа пролилась на нас, должно быть исполнено определенное условие. Мы должны желать обрести чистую преданность.
Это желание приходит с целеустремленностью, а целеустремленность возникает тогда, когда мы размышляем об этом. Цель нашего семинара не в том, чтобы доказать свое мнимое или реальное превосходство над кем-то, а в том, чтобы осознать уровень ответственности, которая лежит на нас с вами. В каком-то смысле, именно мы творим историю.
Вернее, история уже сотворена Кришной, от нас зависит только то, на чьей стороне мы будем играть.
Мы можем совершать ошибки. И последствия этих ошибок могут быть очень печальными. Равиндра Сварупа однажды сказал: “Диалектика развития религии заключается в том, что люди переходят от глупого идеализма к не менее глупому цинизму”. Вначале люди думают: “Наконец, я нашел то, что искал! Чистое духовное знание пришло ко мне благодаря моим заслугам.
Меня окружают чистые преданные. Я избран Богом!” Постепенно человек осознает уровень своего осквернения и, соответственно, уровень осквернения других преданных. Ложное эго помогает ему в этом. Он больше не видит вокруг себя вайшнавов, а видит негодяев и подлецов. Он разочаровывается в себе и в других.
Мы быстро очаровываемся и быстро разочаровываемся, потому что привыкли судить обо всем поверхностно.
Очень важно стать реалистом. Мы находимся в чуждой нам среде, которая постоянно влияет на нас, навязывая свои принципы и ценности. Более того, мы воспитаны в этой среде. Нельзя ожидать, что в такой ситуации у нас все будет хорошо.
Тем более что миссионерство предполагает, что к нам будут приходить новые и новые люди. Что значит, быть реалистом в преданном служении? Кто может процитировать стих, отвечающий на этот вопрос? Аньябхилашита шуньям… Скорее для идеалистов.
В “Бхакти-расамрита-синдху” Рупа Госвами говорит:
утсахан нишчайад дхаирйат
тат-тат-карма-правартанат
санга-тйагат сато вриттех
садбхир бхактих прасидхйати
Бхакти – это энтузиазм и твердая, непоколебимая вера в успех. Мы должны верить, что каждый прочитанный круг мантры приближает нас к цели. Каждое слово мантры – это шаг навстречу Кришне.
Расстояние, отделяющее нас от Бога, огромное, а потому этих шагов можно сделать очень много. Если у нас не будет терпения, дхаирйат, мы ничего не достигнем. Тат-тат-карма-правартанат – со всей тщательностью мы должны следовать наставлениям священных писаний.
Отбросив все ненужное, санга-тйагат, мы должны следовать по стопам великих преданных.
ИСККОН – это образовательное учреждение. Корень, от которого происходит латинское слово “образование”, звучит как “эдюкаре” , что значит, “то, что необходимо вывести наружу”. Образование не является чем-то внешним.
Суть его заключается в том, чтобы вывести скрытые, дремлющие резервы души, и найти применение им в этом мире. Разумеется, для того, чтобы это стало возможным, нужна определенная среда.
Мне бы хотелось рассказать о нескольких учениках Вьясатиртхи.
Одного из них звали Пурандара Даса. По происхождению он был брахманом, торговал бриллиантами и был невероятно богатым человеком. Когда он встретился с Вьясатиртхой, он отказался от своего богатства и стал поклоняться Кришне. Пурандара Даса был замечательным музыкантом.
Сборник его песен так и называется Пурандарапанишад. Жена Пурандары Даса была очень огорчена тем, что ее муж отказался от нее и от богатства, и тоже писала песни, в которых критиковала вайшнавов. У каждого из них был свой источник вдохновения.
У него – Кришна, у нее – деньги.
Сам Вьясатиртха Рая, вдохновленный талантом своего ученика, написал песню-гимн, прославляющий Харидаса (при посвящении Пурандара Даса получил имя Харидас).
В ней он говорит о том, что слуга Господа Хари это не тот, кто одевается в одежды вайшнава, для того, чтобы ходить от дома к дому и выпрашивать милостыню. Не тот, кто носит брахманский шнур, но думает лишь о почете.
Настоящий слуга Господа Хари – тот, кто все время воспевает качества Господа, который находится в сердце каждого живого существа и в сердце Ханумана. Такому преданному Господь раскрывает суть Вед.
https://www.youtube.com/watch?v=ILSR727KVTc
Харидас написал знаменитую книгу “Майавада-шата-душани”, “Сто опровержений майавады”, где, продолжая дело своего духовного учителя, приводит сто веских аргументов, опровергающих теорию майавади.
Один из этих аргументов звучит так: “О дорогой майавади, если ты – это я, а я – это ты, почему бы тебе не отдать деньги, которые лежат в твоем кармане мне, и не забрать пустоту, которая находится в моем кармане?”
Другой ученик Вьясатиртхи, Канака, был пастухом и принадлежал к Рамануджа-сампрадае. Во всех своих песнях он, прежде всего, прославляет Рамануджачарью, тем не менее, своим шикша-гуру принял Вьясатирху. Ученики Вьясатиртхи недолюбливали Канаку, постоянно конфликтовали с ним, сам же Вьясатиртха очень ценил преданность Канаки Рамануджачарье.
Еще до знакомства с Вьясатиртхой, пастух Канака услышал о Кришне, который живет в главном храме Удупи. Поскольку в то время в этот храм пускали только брахманов, Канаке ничего не оставалось делать, как сесть рядом и петь, прославляя Удупи-Кришну.
Он никогда не видел Божество Удупи-Кришны, но пел о Нем так, как будто хорошо знал Его. Измазанный маслом, с мутовкой и йогуртом в руках Кришна стоял перед глазами Канаки. И хотя его не пускали в храм, Канака был счастлив, он чувствовал близость Господа.
Однако Кришна не был счастлив, Он желал увидеть Своего преданного и потому, в четвертую ночь пребывания Канаки у стен храма, устроил землетрясение. Это было сильное землетрясение. Стена, возле которой находился пастух Канака треснула, и через трещину в стене Кришна увидел Канаку.
До этого Он смотрел на Мадхва-саровар, на север, а теперь был повернут прямо к западной стене храма, возле которой пел Его преданный. Канака невероятно обрадовался и стал петь: “О великий Кришна, Ты устроил землетрясение только для того, чтобы я мог увидеть Тебя. Спасибо Тебе большое”.
Если вы приедете в Удупи, то сможете увидеть этот храм и мурти Канаки, который сидит на том же самом месте и смотрит на Кришну, и Удупи-Кришну, который смотрит на него.
Другая история рассказывает о смирении Канаки. Он нисколько не беспокоился о себе и питался исключительно отбросами с какой-нибудь кухни. Он брал кусочек кожуры кокосового ореха, зачерпывал им выброшенные кичри и предлагал их Господу. “О Кришна, – говорил он, – прими, пожалуйста, это скромное подношение.
У меня ничего другого нет”. Он делал это с такой любовью, что один из ачарьев Мадхва-сампрадаи Вадираджа Тиртха ввел это в традицию. Он сказал, что теперь это кичри в кожуре из кокосового ореха будет ежедневно предлагаться Удупи-Кришне, поскольку Кришна очень пристрастился к нему.
До сих пор кичри, которое так и называется Канака-кичри, ежедневно предлагают Удупи-Кришне.
Мне бы хотелось рассказать еще об одном ачарье нашей сампрадаи Рагхавендре Свами. В прошлом воплощении он был Вьясатиртхой, в позапрошлом Бахликой, еще раньше Прахладой Махараджем, и еще раньше преданным на Вайкунтхе, который делал гирлянды для Господа Вишну.
История Рагхавендры Свами удивительна. Дело в том, что он живет до сих пор. Все началось с предсказания астрологов… Когда астрологи собрались, чтобы вычислить гороскоп ребенка, они все были поражены возвышенными качествами, отраженными в гороскопе мальчика.
Когда дело дошло до продолжительности жизни, мнения их разошлись. Один астролог сказал, что он проживет сто лет, другой – триста, третий – семьсот. Так они спорили до тех пор, пока Рагхавендра Свами не решил прекратить их спор: “Все вы правы. Я проживу 100 лет, 300 лет и 700 лет. 100 лет проживет мое тело.
300 лет будут жить мои писания. В течение 700 лет я буду находиться в своем самадхи”.
Однажды Рагхавендра Свами находился в глубокой медитации на святые имена Господа. Вдруг он вскочил. Ученики, которые находились рядом с ним, испугались: “Гуруджи, что с вами случилось?” Но Рагхавендра Свами опустился в поклоне и стал произносить молитвы.
Потом он пришел в себя и опять решил погрузиться в медитацию, но ученики снова спросили его: “Что с вами было, гуруджи?” “Разве вы не видели, – удивился Рагхавендра Свами, – в воздухе мимо нас пролетал Вьясадева! Он великий духовный учитель в нашей парампаре, а потому я задал ему вопрос: ”Сколько мне еще жить? Сколько мне нужно времени, чтобы исполнить здесь свою миссию?” и он показал мне: “Два года, два месяца и два дня”. К этому времени Рагхавендре Свами было девяносто с лишним лет.
Время, предсказанное Вьясадевой, прошло быстро. Рагхавендра Свами сказал своим ученикам: “Пожалуйста, приготовьте мне самадхи, я сяду в яму живым. Сверху на меня положите семьсот шалаграма-шил. Не отчаивайтесь и не печальтесь. В течение семисот лет я буду жить в этой самадхи, и дарить вам свое общение”.
До сих пор в Мантралае, небольшом городе в Махараштре, находится самадхи Рагхавендры Свами. Говорят, он иногда выходит, чтобы дать наставления своим ученикам. Рагхавендра Свами не имеет прямого отношения к нашей сампрадае.
В свое время парампара Мадхвачарьи разделилась на три ветви. Таков был план Господа. Вначале она разделилась на две ветви, одна из которых, впоследствии разделилась еще на две ветви. К основной ветви принадлежали настоятели монастыря в Удупи. К побочной ветви относится наша парампара, ачарьи которой перечислены в “Бхагавад-гите”.
Именно в этой побочной ветви постепенно стала развиваться рага, привязанность к Кришне. В каком-то смысле, это был изъян Мадхва-сампрадаи. Философия Мадхва-сампрадаи делает слишком большой акцент на бхеде, на отличии Бога и его Творения.
Соответственно отношения, которые завязываются при этом, преисполнены духа айшварьи, преклонения, благоговения, порядка.
Однажды к Мадхвачарье во сне пришел Господь Гауранга. Мадхвачарья очень вдохновился и сказал: “О, мой Господь, можно я буду проповедовать мадхурья-расу?” “Нет, – ответил Гауранга, – твое дело проповедь айшварьи”.
Дело в том, что среда, в которой проповедовал Мадхвачарья, была атеистической. Люди не были готовы к тому, чтобы принять чистое духовное знание из уст Мадхвачарьи, но пришел Господь Чайтанья и пролил на нас милость в той форме, в которой мы смогли ее воспринять.
Он позволил нам приобщиться к высшим расам через служение Себе. И Шрила Прабхупада по всему миру открывал храмы Шри Шри Гаура-Нитай, чтобы мы могли служить миссии Господа Чайтаньи в дасья-расе.
Нароттам Дас Тхакур объясняет, что единственный способ войти в высшие отношения с Господом Кришной – с благоговением и почтением служить Господу Чайтанье.
Бхактивинода Тхакур объясняет, что если мы с вами начнем сейчас медитировать на аштакалья-лилу, то станем сахаджиями, поскольку не готовы к тому, чтобы сосредоточиться на играх Кришны-пастушка. Обычным людям трудно понять, как Бог может пасти коров.
Тем не менее, мы распространяем книгу о Кришне, Десятую Песнь “Шримад-Бхагаватам”. Почему? Потому что основной сюжет “Книги о Кришне” построен на лилах Господа, связанных с убийством демонов. Этих игр нет в духовном мире.
Эти игры происходят в материальном мире, и потому люди, которые читают или слушают эти истории, очищаются. По мере того, как сердце человека очищается, его сознание подготавливается к тому, чтобы воспринять Кришну таким, каким Он является на самом деле, Кришной во Вриндаване.
Однако очень важно понять, что айшварья не является для нас высшей целью, высшая цель – мадхурья. Именно памятование высшей цели, на каком бы уровне духовного развития ни находился человек, обеспечивает чистоту нашей философии.
Шрила Прабхупада говорит в “Нектаре наставлений”: “Основная цель нашего Движения заключается в том, чтобы создать благоприятную среду для развития сознания Кришны”.
Это то, что делали все ачарьи нашей сампрадаи, это то, что пытаемся сделать мы с вами.
Помимо того, что мы занимаемся индивидуальной практикой, мы пытаемся создать в своих храмах атмосферу, которая бы возвышала людей, приходящих сюда, атмосферу чистоты и смирения.
Есть знаменитая история о воре, который однажды отправился во дворец на сваямвару царской дочери, в надежде чем-нибудь поживиться. Дочь царя желала выйти замуж только за святого, а потому вор оделся как садху, и сел посреди других садху, которые пришли во дворец.
Когда царь начал спрашивать, согласен ли кто жениться на его дочери, садху по очереди стали отказываться. Они говорили: “Зачем нам жена? Зачем нам деньги? Все это препятствия на пути к Кришне”. Вор внимательно слушал садху, а сам думал, что когда очередь дойдет до него, скажет: “Да.
Я готов жениться на вашей дочери”, однако когда царь остановил свой взгляд на нем, он ответил: “Я не садху, я – негодяй, но я очень хочу к Кришне”.
Наш успех как преданных и как организации зависит от того, насколько мы сможем вложить в сердца людей, которые приходят к нам, желание служить Кришне. Это удивительное желание вложил в нас Шрила Прабхупада, это то самое желание, которое передается по цепи учителей нашей парампары и, вырастая, превращается в кришна-прему.
Мы должны понять ценность этого желания, и относиться к нему очень бережно, помня, что самым большим его врагом является гордость. Настроение, которое позволит нам уберечь себя от гордости – настроение Госвами Вриндавана, випраламбха-сева, чувство разлуки с Господом.
Это самое возвышенное чувство, которое дал нам Шрила Прабхупада, и только от нас зависит, сможем мы сохранить его или нет.
Выставочный проект Samskara по сюжетам Android Jones
Компания FullDome Pro и студия 360art, мировой лидер в технологиях сферического проецирования, совместно с именитым американским художником-визионером Андроид Джонсом (Android Jones) приготовили для москвичей уникальное мероприятие – иммерсивную выставку Samskara с эффектами полного погружения.
Работы Андроида Джонса выставляются в России впервые, поэтому в течение 5 недель в центре дизайна ArtPlay в Москве проходит настоящий фестиваль цифрового искусства. Георгий Аистов, идейный вдохновитель проекта, говорит: «В мире сознания есть место для всех, и мы раздвигаем эти границы вместе».
GreenWord, увлекаясь не только природным, но и трансцендентным, отправляется туда в первые дни 2018 года и ведёт оттуда подробный репортаж в магических тонах. Итак, пройдёмся.
Что же означает слово «иммерсивный»? Оно образовано от английского слова «immersive» – «погружающий». Другие интерпретации это слова “обеспечивающий полный эффект присутствия”, “с одновременным воздействием на человека посредством нескольких каналов восприятия”, “погружающий в виртуальную среду”.
На выставке Samskara всё именно так: посетитель именно погружается в происходящие, задействует все свои чувства. Он не просто сторонний наблюдатель, он растворяется в аудио-визуальном действе, становится его участником, впускает в себя статичные и динамичные образы и размышляет о них.
Допустим, в самом начале, ещё в холле у красивейшей картины разложены фантастические аксессуары, которые посетители имеют возможность взять, примерить и сфотографироваться на эффектном фоне.
И себе на память, и для хэш-тегов #samskara в соцсетях, помогающих распространять информацию о беспрецедентном мероприятии.
Погружение в основное пространство выставки происходит посредством зеркального лабиринта. Здесь посетители проходят первый уровень встречи с собой и своими размноженными образами.
Повороты лабиринта порой не легко определить, утыкаешься в себя в зеркале, касаешься пальцами скользкой поверхности в поисках пустого пространства для прохода.
За некоторыми поворотами встречаются картины Андроида Джонса, фантастические портреты на уровне своего лица, и таким образом ты сливаешься с персонажами выставки.
Световые линии лабиринта не помогают ориентироваться, а наоборот дезориентируют, что придаёт действу характер бесконечного непредсказуемого. Здесь вспоминается “Воображариум доктора Парнаса” режиссёра Терри Гильяма, в котором герои никогда не могли предсказать, что будет после завершения прохода.
Итак, нам удалось выйти из лабиринта. Перед глазами просторная комната без верхнего света, полная ярких картин в переливающихся подсветках. Помещение обволакивает таинственная ambient-музыка, настраивающая на медитативный лад.
Потолок оформлен в футуристическом стиле, мы как будто внутри космической станции, это многообещающее ощущение. Зеркальные шары хитро отражают происходящее под ними, создают множество микрокосмосов из макрокосмоса выставки.
Всё это будоражит.
Слева вдоль стены тянется панорамная проекция анимированных шоу на основе работ Андроид Джонса. Перед длинным экраном разбросаны подушки-лежаки также с репродукциями картин автора. Выходит, это дополнительный иммерсивный опыт – выбрать и мягко упасть в одну из картин, чтобы вдумчиво созерцать многоцветный видео-поток.
Андроид Джонса называют цифровым алхимиком, его стиль определяют как “эзотерический сюрреализм”. Джордж Лукас, на студии которого он работал, научил его верить в воображаемые миры и не бояться своих фантазий.
Проекты художника включают в себя (без подробностей) такие наименования, как Nintendo, Burning Man, Сиднейская Опера, Empire State Building. Что рассказывает Андроид Джонс, или Эндрю Джонс, если быть ближе к его биографии, о своём творчестве. “В своей жизни я видел вещи, для описания которых я не способен подобрать слова.
В своей практике я посещал такие пространства, где заканчивается воображение, а невообразимая красота бесконечности раз за разом раскрывается перед глазами. Если бы мне пришлось передавать суть своего искусства словами, то им и не стоило бы заниматься. Вместо этого я выбрал перо.
Честно говоря, я не могу точно сказать, почему я создаю подобное искусство. Это для меня загадка, ответ на которую я намереваюсь искать всю свою жизнь. А каждая картина приближает меня к Абсолютной Истине”.
Для свой первой российской выставки Андроид Джонс предоставил свои лучшие работы, которые представлены в 9 форматах: от цифровых полотен до полнокупольных фильмов. Объём представленных работ впечатляет, это было сродни настоящему путешествию духа.
Особенно выигрышно было то, что освещение картин плавно меняло цвета. Это создавало очень живой эффект для каждой работы. Открывались разные аспекты сюжетов, многочисленные детали, которые хотелось подолгу рассматривать и изучать.
Здесь, кстати, показываем отражение панорамной видео-инсталляции во внешней оболочке зеркального лабиринта.
В семье Эндрю Джонса царила художественная атмосфера: его отец занимался абстрактной живописью, а мать- акварелью. Она поощряла Эндрю к рисованию и радовалась его рисункам, вдохновляя его на эксперименты.
Также ему повезло с учителями, которые ещё в детстве объяснили Эндрю силу света и цвета. На его творчество несомненно оказал значительное влияние опыт клинической смерти. Коснувшись смертельного контура, художник подсознательно ищет способы выражения пережитого.
Ведь что обозначает слово “самскара”? Бессознательные впечатления, отпечатки, оставленные в сознании от прошлых воплощений. Мы не можем их помнить, но тем не менее они способны влиять на нас, они подталкивают нас к тому или иному выбору и шаблону мышления.
Варианты его голографических работ, когда образ меняется на альтер-образ при взгляде под разным углом, увлекают зрителей особо.
Андроид Джонс всегда мечтал оживить свои двухмерные картины, и студия FullDome со своей уникальной технологией реализовали это для него.
Фильм Samskara метафизического содержания для формата полнокупольного кинотеатра с эффектом полного погружения стал настоящим шедевром цифрового искусства, получившим множество призов международных арт-фестивалей.
На выставке купол для просмотра визуального шоу Samskara установлен в центре зала, иногда туда собираются небольшие очереди. Видео-ряд фильма включает в себя формы сакральной геометрии, мистические мотивы, эзотерические смыслы, образы индуизма, ожившие сны, но и кармические, социальные страсти.
Саундтрек фильма следует отметить особо – пробирает до глубин души, а женский вокал – это русский голос, кстати. Увиденное не оставляет равнодушным, задействованы все чувства, у людей текут слёзы, они хотят погружаться в это повторно.
Это обязательный опыт для людей открытых к изучению внутренней вселенной, неразрывной связи микрокосмоса с глобальным макрокосмосом.
Минуем большой купол справа и попадаем во вторую часть выставочного пространства. По левую руку нас встречает профиль трансцендентной красавицы. На неё проецируется фэнтэзийный, постоянно меняющийся видео-мэппинг, который делает этот образ очень живым и значительным.
Проекция венчает сценическое пространство, на котором проводятся концерты инструментальной и электронной музыки. Тематика музыкальных потоков непременно коррелирует с основными глубинными сюжетами выставочного проекта.
Созерцание перетекающего психоделического (от греческих “психи” – душа и “делос” – ясный”) видео-оформления красавицы одновременно успокаивает сознание и будит воображение. Отсюда точно не уйдёте такими, какими пришли.
Выставочный проект “SAMSKARA”
Андроид Джонс совместно с FULLDOME.PRO и студией “360Арт” представляют выставочный проект “SAMSKARA”. «Цифровой алхимик» и «живописец цифровой эры», как критики прозвали Андроида Джонса, начинал свою карьеру на студии Джорджа Лукаса Industrial Light and Magic.
Всемирное признание он получил благодаря своим масштабным инсталляциям на фестивале Burning man, интерактивным проекциям на здания Сиднейской оперы и Empire State Building, созданию обложек альбомов для групп Papa Roach и Bluetech и оформлению прощального тура группы Grateful Dead.
Его последняя сенсационная работа – иммерсивная инсталляция «Самскара» в формате полного погружения с использованием технологии Full Dome HD, была создана в сотрудничестве с российской студией «360 арт». Она получила множество призов международных арт-фестивалей, среди которых Immersive Film Festival (Португалия), Fulldome Festival Jena (Германия) и Fiske Fest (США).
«Это моя первая персональная выставка в России, для нее я собрал свои лучшие работы за двадцать лет – рассказывает художник . – Для московской публики мы подготовили нечто особенное – на 5 недель мы устроим в Москве масштабный фестиваль цифрового искусства на стыке природы и технологий».
«Электроминеральные» работы Андроида Джонса будут представлены в 9 различных формах: от видео-инсталляций и цифровых полотен, до динамических скульптур и фильмов Microdose VR, благодаря которой объемный купол кинотеатра станет цифровым холстом, на котором перформеры создадут картины на глазах у зрителей.
Выставку дополнят костюмированные шоу, концерты электронной музыки и работы российских художников. VR-проект шоу создан совместно с лабораторией Математического обеспечения имитационно-динамических систем МГУ имени М.В.Ломоносова.
“Я видел вещи в этой жизни, которые не описать словами. В моей практике я посетил сферы жизни, где воображение заканчивается, и ужасающая красота бесконечности разворачивается снова и снова. Если бы я мог передать словами то, что меня мотивирует к творчеству… Вместо этого я взял карандаш.
Честно я не знаю, почему я делаю это искусство, или что заставляет меня продолжать создавать его; это – это тайна, которой я намерен заниматься всю оставшуюся жизнь, и каждый образ приближает меня к Абсолютной Истине”. – Android Джонс, 2013
Экспозиция продлится до 30 июня 2018 года. Программа лекций, мастер-классов и шоу доступна на сайте проекта www.samskara.pro
23 декабря 2017 – 30 августа 2018
Вторник – Воскресенье – 12.00 – 22.00
Понедельник: выходной
Центр дизайна Artplay, Нижняя Сыромятническая улица, 10 строение 3, 6 этаж
Билеты и подробная информация на сайте: http://www.samskara.pro
Телефон для справок: + 7 495 77 333 52
6+
Аккредитация и дополнительная информация для СМИ: Виктория Конюхова, http://vk@teamplusone.ru, +7 916 350-22-44
Строение – этаж 0 – офис
Художник выставки «Самскара» Эндрю Джонс о йоге, границах воображения и паломничестве
В ArtPlay в начале года открылась выставка «Самскара», которая стала экспериментальной и для организаторов, и для самого автора Эндрю Джонса или Андроида Джонса, как его называют многие любители современного искусства.
Андроид рисовал эскиз для огромных декораций к фестивалю Burning Man, картины для светового шоу на здании оперы в Сиднее, а теперь приехал в Москву, чтобы лично увидеть свою самую большую авторскую выставку.
«Самскара» в переводе с санскрита означает «бессознательные впечатления», которые чаще всего возникают от эмоций, полученных в прошлых жизнях. Однако сам Андроид говорит, что его кундалини еще не проснулась, и он не достиг таких высот в йоге, чтобы заглядывать в предыдущие жизни.
«Для меня создание таких картин — это исследование возможностей человеческого воображения. Каждый приходит на выставку и видит что-то свое, личное, у каждого на выставке своя самскара», — объяснил Джонс.
Вы практикуете йогу? Почему так много отсылок к Индии и к восточной культуре в целом?
Я практикую йогу, но недостаточно. Я часто и подолгу тянусь, но вот на работу с моим ментальным миром не хватает времени. Поэтому я познаю себя и людей вокруг с помощью создания своих картин и наблюдения за тем, какой отклик они находят у зрителей.
Так почему же Индия?
Я много путешествую, бывал в самых разных странах — Китай, ОАЭ, Австралия и многих других, но Индия меня буквально захватила. Там особенные люди, я похожих не встречал нигде.
Они живут с ощущением, что у их истории нет конца, что после этой жизни их ждут новые и новые перевоплощения. Меня безумно влекут сюжеты, у которых нет конца, поэтому я перенес их на свои картины.
В них меняется свет, в них множество мельчайших деталей, поэтому конечного объяснения, конечного единственного образа нет нигде.
Вы настолько увлеклись Индией, йогой, что стали жертвовать на строительство ашрама, это так?
Мне посчастливилось попасть на фестиваль, который проводится раз в 12 лет — Кубха Мела (на самом деле это масштабное паломничество, которое верующие совершают к святыням индуизма — Прим. ред.
), тогда в нем участвовало бесчисленное количество человек, я знаю, что численность достигает нескольких миллионов (в 2007 году в паломничестве приняло участие более 70 миллионов человек, что стало абсолютным рекордом — Прим. ред.).
Я тогда проводил много времени с нага-баба, они представляют из себя нечто среднее между растаманами, своеобразными воинами и в то же время монахами. Они свободны от всевозможных мирских привязанностей — у них нет семьи, дома, они даже не носят одежду.
Один из нага-бабов меня вдохновил больше всех. Оказалось, что он строил ашрам для таких же садху, как он. Вдохновленный, я вернулся домой, нарисовал картину, выставил ее на продажу в Сеть. Все вырученные средства действительно идут на строительство ашрама.
Индия и Россия так далеки друг от друга. Ожидали ли вы, что ваша выставка найдет такой невероятный отклик здесь, в Москве?
Каждый художник сомневается, будут ли иметь успех его картины, выставка. Я не мог представить, что будет такое количество зрителей. Мои картины часто сравнивают с видеоиграми, комиксами, наверняка это тоже стало одной из причин, которые привлекли людей.
У меня ушло много времени, чтобы понять, на что люди дают позитивный отклик. Я пробовал и пробовал. Если бы я просто читал эссе и рецензии на картины и выставки других художников и наблюдал за ними, у меня не хватило бы терпения, да и сил, я слишком ленивый.
Ленивый? Так и не скажешь, глядя на то, как детально прорисована каждая картина.
Да, на это я готов отдать все силы. Процесс создания одной картины — результат очень тяжелой работы целой команды. Мы с разработчиками постоянно что-то создаем — стираем, создаем — стираем, и так до тех пор, пока не получится выразить то, что хотелось сказать.
Иммерсивная выставка SAMSKARA / Artplay- центр дизайна
ВЫСТАВКА ПРОДЛЕНА ДО 31 ОКТЯБРЯ
ВЫСТАВКА ПРОДЛЕНА
ДО 31 ОКТЯБРЯ
По всем вопросам звоните нам с 12:00 до 22:00
+7 (495) 77-333-52
Нижняя Сыромятническая, дом 10, строение 3, вход 3В1 этаж – касса,6 этаж – выставка
10 минут от м. Курская
Вторник-Воскресенье Понедельник – выходнойс 12:00 до 22:00Касса работает до 21:00Стандартный: 800 рубЛьготный (будние дни) : 500 рубКрупнейшая коллекция картин Андроида Джонса. Фантастическое шоу на сферических экранах. Виртуальные игры и полеты по мирам Самскара, а также шоу и представления.Крупнейшая коллекция картин Андроида Джонса.Фантастическое шоу на сферических экранах.Виртуальные игры и полеты по мирам Самскара, а также шоу и представления.
80 000
человек увидели выставку
САМСКАРА – впечатление души, едва ощутимый эмоциональный след в подсознании. Мы путешествуем из жизни в жизнь между чужими мирами и пространствами, но не в силах вспомнить об этом, сохраняем только Самскары. Мы не знаем, что ищем, только постоянное чувство утраченного счастья и жажда перемен ведут нас вперед. Единственное, в чем мы уверенны – то, что мы ищем – существует.
ПОЧЕМУ ВЫСТАВКАИММЕРСИВНАЯ?
ИММЕРСИВНОСТЬ – это эффект погружения, когда зритель не довольствуясь ролью наблюдателя, становится действующим лицом, способным увидеть мироздание, как если бы он находился внутри головы художника. Уловить как автор создавал картины и даже участвовать в процессе творения. Технологии 360° и VR позволят вам сопереживать все происходящее в реальном времени.
САМСКАРА – впечатление души, едва ощутимый эмоциональный след в подсознании. Мы путешествуем из жизни в жизнь между чужими мирами и пространствами, но не в силах вспомнить об этом, сохраняем только Самскары. Мы не знаем, что ищем, только постоянное чувство утраченного счастья и жажда перемен ведут нас вперед. Единственное, в чем мы уверенны – то, что мы ищем – существует.
ПОЧЕМУ ВЫСТАВКА ИММЕРСИВНАЯ?
ИММЕРСИВНОСТЬ – это эффект погружения, когда зритель не довольствуясь ролью наблюдателя, становится действующим лицом, способным увидеть мироздание, как если бы он находился внутри головы художника. Уловить как автор создавал картины и даже участвовать в процессе творения. Технологии 360° и VR позволят вам сопереживать все происходящее в реальном времени.
Вы не просто созерцаете экспонат, вы непосредственно ощущаете себя внутри происходящего.
- Стандартный билет разового посещения
Льготный билет (будние дни)
- Школьники, студенты дневного отд., пенсионеры, многодетные семьи при предъявлении документов
Льготный билет (будние дни)
- (школьники, студенты дневного отд., пенсионеры, многодетные семьи при предъявлении документов)
СКИДКИ В БУДНИ
– 25% на стандартный билет при предъявления карты Vegeterian- студентам Британской школы дизайна – стоимость билета 500 руб
– для группы от 5 человек: -10% с каждого билета.
ГРАФИК РАБОТЫ
Мы работаем со вторника по воскресенье.Время работы: 12:00-22:00 без перерывов
Понедельник: выходной
ПОСМОТРЕТЬ СХЕМУ ВЫСТАВКИ
Посмотреть схему выставки
ОФИЦИАЛЬНОЕ ВИДЕО ВЫСТАВКИ
SAMSKARA – результат совместного творчества людей с разных уголков планеты,
которые хотят сделать окружающий нас мир прекраснее.
ОФИЦИАЛЬНОЕ ВИДЕО ВЫСТАВКИ
SAMSKARA – результат совместного творчества людей с разных уголков планеты, которые хотят сделать окружающий нас мир прекраснее.Вы не просто изучаете экспонаты, вы погружаетесь в миры Андроида Джонса.
Погрузитесь в ожившие миры на центральном событии выставки – купольном кинотеатре.
Откройте для себя вселенные Андроида Джонса на более 70 картинах.
Расслабьтесь в зоне отдыха с захватывающими дух проекциями на 20 метровом экране.
Создавайте виртуальные шедевры в режиме реального времени.
We can do a facinating scribing for your business. Design thinking has not yet been fully embraced by business leaders as a means to navigate the constant rate of change in today's climate.
Curiosity about life in all its aspects, I think, is still the secret of great creative people.
Good design is obvious. Great design is transparent.
ПОСМОТРИ КАРТИНЫ В AR СЕЙЧАС
Скачай бесплатноеAR приложение
Наведи телефон
на картины ниже
Наденьте очки виртуальной реальности и попробуйте игру, разработанную нашей командой.
Полетайте в мире Самскара на уникальном аттракционе от лаборатории математических вычислений МГУ.
Инсталляция
Symbiosis от Kuflex
Кинетическая проекция, повторяющая движения вашего тела. Почувствуйте свой Symbiosis от Kuflex.
ВИДЕОМЕППИНГ ОТ САШИ ПОРТНОВА
Взгляните на проекции Саши Портнова, победителя Сontemporary Art Projection Mapping Competition в 2017 году.
Этот «цифровой алхимик» стал всемирно известным благодаря своим впечатляюще масштабным инсталляциям на фестивале Burning Man, интерактивным проекциям на зданиях Сиднейской оперы и Эмпайр Стейт Билдинг в Нью Йорке, а также созданию обложек альбомов для групп Papa Roach и Bluetech.
«Это шоу можно сравнить с огромной коллекцией ключей, которые я создавал последние десятилетия в своей маленькой мастерской.И я всего лишь делаю азартную ставку в надежде, что люди, посещающие выставку, случайным образом подберут ключи к своим замкам. И когда это случится, они просто скажут:- Ваау, так вот оно что!»
Этот «цифровой алхимик» стал всемирно известным благодаря своим впечатляюще масштабным инсталляциям на фестивале Burning Man, интерактивным проекциям на зданиях Сиднейской оперы и Эмпайр Стейт Билдинг в Нью Йорке, а также созданию обложек альбомов для групп Papa Roach и Bluetech.
Это шоу можно сравнить с огромной коллекцией ключей, которые я создавал последние десятилетия в своей маленькой мастерской. И я всего лишь делаю азартную ставку в надежде, что люди, посещающие выставку, случайным образом подберут ключи к своим замкам. И когда это случится, они просто скажут: «Ваау, так вот оно что!».
Телеканал РОССИЯ Культура
Более 15 тысяч человек посетили “Самскару” только за первый месяц после открытия. Поклонников современного визуального искусства становится все больше!
Более 15 тысяч человек посетили “Самскару” только за первый месяц после открытия. Поклонников современного визуального искусства становится все больше и больше!
самскары
Самскары являются реалией жизни каждого человека. Существование самскар столь же естественно и неизбежно, как существование сорняков в саду. Самскары (буквально «ментальные отпечатки» или «ментальные впечатления») образуют часть цикла кармы.
Составляющие этого цикла таковы: действие (карма) → впечатление (самскара) → тенденция (васана) → ментальный шаблон (вритти) → действие (карма). Таким образом, кармический цикл представляет собой замкнутый круг.
Действия (кармы) суть: видение, слушание, переживание вкуса, переживание тактильных ощущений, переживание ощущений, вызываемых запахом, и мышление.
Примером всех вышеназванных карм может служить посещение кинотеатра. Мы приходим в него, чтобы увидеть фильм. Естественно, видение сопровождается и слушанием.
Если зритель покупает попкорн и газировку, то совершаются также и такие действия, как переживание вкусовых ощущений, тактильных ощущений и ощущений, вызванных запахом. Все эти действия совершаются в сознательном уме.
Если ум бессознателен («рассеян»), то фильм не будет увиден и услышан, а ощущения, вызываемые поглощением попкорна и напитков, останутся не замеченными. Впоследствии сеанс нельзя будет вспомнить.
Самскары – это тонкие «отпечатки» (впечатления), которые остаются в субстанции ума (в санскрите она именуется «читта»). Это происходит всякий раз, когда мы совершаем действия сознательно. Эти впечатления не являются воспоминаниями.
Воспоминания формируются из впечатлений, подобно тому, как фотография развивается из негатива. Как правило, мы сохраняем воспоминания, сформированные недавними (относительно говоря) впечатлениями.
Однако, мы наделены бесчисленными впечатлениями (самскарами), которые формировались в течение многих жизней. Большая часть этих впечатлений уже не несёт связанных с ними воспоминаний.
Иначе говоря, на нас влияют впечатления (самскары) из многих жизней, но мы, в целом, не знаем, как или почему они воздействуют на нас, поскольку у нас не осталось воспоминаний о действиях, которые вызвали эти впечатления.
Эффект самскары именуется «васана». Васаны – это тенденции или наклонности, сформированные впечатлениями (самскарами). Это ментальные позывы, желания и ощущения. В отличие от самскар, васаны (тенденции) легко идентифицировать.
Тенденции (васаны) порождают ментальные шаблоны (вритти). Наше мышление становится мотивируемым этими тенденциями. Иначе говоря, мы думаем, чтобы подкрепить наши чувства (желания, побуждения и т. д.).
Эти ментальные шаблоны формируют наши ментальные наклонности и позицию.
Наконец, ментальные шаблоны (вритти) приводят к действиям. Иными словами, мы действуем (карма), поскольку наши умы побуждают нас (вритти) действовать, потому что именно так мы осуществляем наши желания (васана), проистекающие из впечатлений (самскара), оставленных в уме прошлыми действиями.
Согласно древнеиндийским представлениям, цикл кармы не имеет начала. Не существует «первого действия», благодаря которому колесо кармы начало вращаться, или же это «первое действие» относится к состоянию, выходящему за пределы пространственно-временного континуума.
Если самскары безначальны, то как можно их контролировать? В действительности, мы не можем контролировать свои прошлые самскары, поскольку они были автоматически сотворены как результат наших прошлых действий.
Поэтому, скорее, следует задаться вопросом о том, как можно помешать самскарам контролировать нас. Индуизм предлагает разные пути, ведущие к достижению этой цели, включая карма-йогу, джнана-йогу, раджа (или хатха)-йогу и бхакти-йогу.
Последователи каждой школы считают свои методы наиболее эффективными, а некоторые говорят о «синтезе путей».
Самскара – впечатления из прошлого
Самскара – это наши бессознательные впечатления пережитого, сумма сделанного. Все наши предыдущие действия записываются в уме, который является частью нашего тонкого тела, окружающего душу.
Тонкое тело имеет три составляющие: ум, разум и ложное Эго. Это тело мы носим с собой в каждом земном воплощении.
Вся информация записывается там, как файлы на жестком диске компьютера. Именно самскара толкает нас на большинство наших поступков, сильно влияет на то, кем мы станем в этом воплощении.
Самскары бывают очень разные. Чем длиннее путь воплощений человека, чем больше он повторял то или иное действие, тем сильнее оно будет проявлять себя в его текущем воплощении.
Человеку с большой «историей впечатлений» бывает очень сложно что-то изменить. И плохие, и хорошие поступки записываются в этих воспоминаниях, как код души, который имеет намного большее значение, чем генетический код.
Почти все наши основные черты характера, наклонности и интересы, привязанности и антипатии – это проявление самскар.
Дети из одной семьи, выросшие в одних условиях и воспитанные одними родителями, так часто имеют совершенно разные характеры – это тоже проявление предыдущих воплощений, создающих характер.
Возможность очищения самскар
Последняя оболочка, которая нас покрывает – это наши чувства: слух, вкус, осязание, зрение и обоняние. Именно посредством их мы получаем информацию с этого мира.
Полученная информация, доходя до тонкого тела, вызывает в нас те или иные эмоции в соответствии из полученными в прошлом воплощениями. Здесь и сокрыты корни фобий и необъяснимых страхов.
Чувства не имеют сознания, они служат просто инструментами, через которые мы получаем информацию. При правильном использовании, эти «инструменты» позволяют нам воздействовать на наше тонкое тело и очистить его.
Правильный образ жизни, питания, изменение ума и сердца – это путь к очищению полученных из прошлого впечатлений. Возможность посеять в свой ум новые семена потенциальных реакций. Есть и другие способы воздействия на наши самскарические реакции.
Например, в ведической астрологии Джйотиш широко используются драгоценные камни, для отражения воздействия определенных планет, влияющих на кармический код конкретного человека.
Однако чем сильнее самскары, тем длиннее будут пути ее очищения. Значительно ускорить процесс очищения можно посредством мантр.
Мантры, как способ ускорения очистки тонкого тела
Мантры – это особые вибрации, способные воздействовать непосредственно на наше тонкое тело. Они обладают невероятной силой, действуют на ум и сознание как произносящих, так и слушающих их.
Посредством мантр можно использовать инструмент ума во благо, а не во вред как это происходит в повседневной жизни, когда ум реагирует на обыденные обстоятельства, вызывая то раздражение, то гнев, то другие негативные реакции.
Духовные мантры способны очистить любые самскары, даже самые плохие. С помощью мантр мы можем вообще разрушить их, главное правильно к этому подойти: с искренним сердцем и ясным стремлением.
Каждая из них имеет свое особое предназначение. Мантра Ом позволяет наиболее сильно воздействовать на психическую сферу и очищать ум, уничтожать самые тончайшие причины кармических болезней.
Сакральный звук Ом (ॐ) является источником всех мантр. При правильном произношении эта мантра зарождается из пупка и подымается до ноздрей выливаясь в носов звуке М. Ом проходит через дыхание (прану) и проникает во всю жизнь.
Мантра Хум устраняет влияние плохих эмоций, имеет огненный характер. Полезна Вата и Капха дошам. Мантра Брим улучшает концентрацию ума, развивает интуицию, успокаивает и приносит проницательность. Гармонизирует все три доши. И так далее.
Подобрав наиболее подходящие себе мантры можно существенно изменить качество всей своей жизни, изменить самскару и повысить осознанность. До тех пор пока мы позволяем самскарам руководить всеми нашими действиями, нам не достичь покоя.
Практикующий аюрведу, кроме очищения физического тела, должен стремиться очистить и тонкое тело.