Защитники коров – самураи – вегетерианство
Table of Contents
10 рок-музыкантов – защитников животных – Роккульт
Один из основателей The Beatles, Пол Маккартни, известен не только как музыкант: вместе со своей второй женой Линдой он стал активным борцом за права животных, а также начал придерживаться вегетарианской диеты.
Маккартни упорно призывает бойкотировать производителей одежды из натурального меха; более того, в 2005 году он публично пообещал не выступать в Китае из-за того, что в этой стране убийство животных ради меха превратилось в норму. Кроме того, музыкант призывал прекратить охоту на тюленей.
А вместе с дочерями Мэри и Стеллой Маккартни он организовал проект Meat Free Monday, цель которого – обратить внимание людей на экологические проблемы, связанные с животноводством, и побудить их обходиться без мяса хотя бы один день в неделю.
Американская певица, композитор и гитаристка, вокалистка рок-группы The Pretenders Крисси Хайнд активно борется за права животных и является убежденной вегетарианкой – настолько, что в 2007 году певица открыла собственный вегетарианский ресторан «The VegiTerranean», просуществовавший почти четыре года. А вот заведения с фаст-фудом побуждают ее протестовать: так, в 2003 году Крисси Хайнд была задержана парижской полицией во время пикета против ресторана KFC. «Но когда нас выпустили, мы вернулись и разбили стекла в этой забегаловке», – призналась она в интервью Rolling Stone.
Американская рок-исполнительница, продюсер и актриса Джоан Джетт осознанно придерживается вегетарианства и призывает поклонников последовать ее примеру: отказ от мяса не только избавит от страданий животных на фермах, но и благоприятно скажется на здоровье человека и состоянии окружающей среды, на которую негативно влияет мясная промышленность.
Британский музыкант и поэт, основатель рок-группы The Smiths Стивен Патрик Моррисси является принципиальным защитником прав животных и проповедником вегетарианства.
О важности гуманного обращения с животными музыкант говорит с поклонниками не только на концертах: он прямо выражает эту точку зрения в своем творчестве.
Так, один из альбомов и песня The Smiths носят название Meat is Murder (Мясо – это убийство).
В 2011 году Моррисси был отмечен званием «человек года» по версии организации PETA (People for the Ethical Treatment of Animals – Люди за этичное обращение с животными).
В 2008 году шотландская певица, актриса, вокалистка группы Garbage Ширли Мэнсон, которая не единожды участвовала в различных благотворительных акциях, поддержала PETA и снялась в провокационной и шокирующей фотосессии, направленной против использования натурального меха для изготовления одежды.
Актер и музыкант, один из основателей группы 30 seconds to Mars Джаред Лето также сотрудничает с PETA и является убежденным веганом. Джаред – посол Всемирного фонда дикой природы (WWF), он помогает фонду распространять информацию об экологических проблемах нашей планеты – в частности, музыкант сотрудничал с WWF в кампании по спасению популяции носорогов в Африке.
Популярная канадская певица Аврил Лавин – вегетарианка. Этот образ жизни она пропагандирует как самый мирный и полезный для здоровья.
В 2005 году Аврил была номинирована PETA на звание самого сексуального вегетарианца года.
В декабре того же года она снялась в фильме Нация фастфуда, заставляющем задуматься о том, что мы едим и какой ценой это получаем. В фильме певица сыграла небольшую роль школьницы, защищающей коров.
Защищают права животных и знаменитые исполнители более легкой музыки, и их защита от этого не становится слабее. Так, Пинк, поющая в жанрах поп, поп-рок и R&B, принципиально не ест мяса из любви к животным; кроме того, она поддерживает PETA.
Певица пропагандирует этичное отношение к животным в своих письмах: она обращалась к Принцу Уильяму с просьбой прекратить охоту на лис, писала Королеве Елизавете II, осуждая использование натурального меха в медвежьих киверах Гвардейской Пехоты и Почётной артиллерийской роты, критиковала певицу Бейонсе за любовь к меху. Кроме того, Пинк внесла свой голос в протест против сети KFC.
В России самым активным защитником животных среди музыкантов является, пожалуй, лидер группы Мумий Тролль Илья Лагутенко.
Илья представляет Россию в международной коалиции по защите тигров, является попечителем британско-российского благотворительного фонда «Амур», созданного для защиты амурских тигров и дальневосточных леопардов.
Кроме того, музыкант участвует в благотворительных концертах и аукционах, организованных WWF, а также регулярно выступает на Дне Тигра в родном Владивостоке – это ежегодный местный праздник.
В 2007 году Мумий Тролль выпустили альбом Амба (удэгейское слово «тигр»), все доходы от продаж которого группа передала Международной коалиции по защите тигров. А в сентябре 2012 группа Мумий Тролль при поддержке Русского географического общества издала «ТигрИные истории» – серию книг для всей семьи об амурском тигре.
Солистка Ночных снайперов Диана Арбенина в начале 2014 стала послом WWF в России. Певица участвовала в акции «Помоги тигру выжить», привлекая внимание к проблеме сохранения амурских тигров.
Для популяризации акции Диана снялась в «рычащей» фотосессии, а также устроила конкурс среди поклонников, одним из условий которого было поучаствовать в акции WWF и рассказать о ней друзьям в социальной сети.
Кроме того, певица помогала WWF в проведении акции «Час земли», а также снялась в видеоролике, в котором рассказала о необходимости сохранения биоразнообразия Земли и о том, как за это борется WWF.
7 знаменитостей — защитников животных
Бунтарка Pink способна загрызть тех, кто обижает братьев наших меньших. А уж если она увидит человека, который облачился в натуральный мех или кожу — пиши пропало…
Pink не побоялась написать гневное письмо принцу Уильяму, где в достаточно жесткой форме высказала свое отношение к традиции королевской семьи — охоте на лис, а саму Елизавету II отчитала за обилие меха в ее гардеробе и на киверах гвардейцев.
В борьбе за свои убеждения, девушка обнажилась для благотворительной фотосессии, девизом которой стала фраза:
«Лучше ходить голым, чем надеть меховое изделие из шкур убитых животных».
Сегодня, 8 сентября, в честь 36-летия певицы Pink, истиной вегетарианки и участницы организации PETA, мы решили собрать других знаменитостей, которые яро защищают животных и пропагандируют вегетарианство.
Хайден Панеттьер
Миловидная блондинка, амбициозная актриса и пассия боксёра Владимира Кличко не употребляет в пищу продукты животного происхождения (правда, по другим данным, она иногда изменяет своим гастрономическим убеждениям и позволяет себе на обед что-нибудь из меню мясо- и рыбоедов). Чему Хайден действительно не может изменить, так это организации PETA и Фонду защиты лесов.
В эти организации девушка перечисляет баснословные суммы. Кроме того, в 2007 году актрису чуть не арестовали за участие в благотворительной акции протеста против охоты на дельфинов.
Для девушки все обошлось благополучно — в тюрьму она не попала, привлекла к проблеме внимание СМИ и неравнодушных людей, а также получила от PETA специальную награду, которой гордится по сей день.
Тоби Магуайр
Этот парень известен во всем мире по роли Человека-паука, а также своими убеждениями по поводу продуктов животного происхождения. Вегетарианцем (хотя сам Тоби позиционирует себя почти веганом) он стал в 19 лет: «Я почти веган: не ем яиц и молокопродукты: никакого сыра и молока. Правда, бывает, ем мед и молочный шоколад.
У меня никогда не было желания есть мясо. Скорее, нелегким для меня было время, когда меня кормили им в детстве». Есть у Тоби еще одна забавная фишечка — актер не пускает к себе домой людей, которые пришли к нему в кожаной или меховой одежде, поскольку не хочет, чтобы в его доме парил запах смерти.
Все эти элементы гости оставляют у входа в дом знаменитости.
Шарлиз Терон
Шарлиз является не только вегетарианкой, но и активной участницей организации «Люди за этичное обращение с животными» и представляет их в антимеховой рекламной кампании. В интернете самым известным плакатом с изображением Терон является ее фотография вместе с любимой собакой. Надпись на плакате гласит:
«Животные, которых убивают за мех и кожу, ничем не отличаются от наших домашних животных — разница лишь в том, что о последних есть кому заботиться».
Шарлиз вместе с плакатом кричат о том, что живые существа не должны страдать ради прихоти и удовольствия людей. Сама актриса не изменяет своим принципам и не носит меховые и кожаные изделия.
Леонардо ДиКаприо
Пятикратный номинант на премию «Оскар» и закоренелый холостяк Голливуда не остался в стороне от проблемы защиты животных.
Встать на путь истинный Лео помог его давний друг — Тоби Магуайр, который показал актеру, что человек прекрасно может обходиться растительными продуктами и избегать животных материалов в одежде.
В 2010 году Леонардо даже приезжал в Санкт-Петербург на международный форум, посвященный сохранению тигров и пожертвовал в их пользу 3 млн. долларов.
Да, кроме защиты прав животных, Лео является убежденным борцом за экологию — он пересел на экологически чистый автомобиль, оборудовал свой особняк солнечной батареей, снимается в документальных короткометражках, посвященных экологии, и активно выступает на конференциях. Вот это да! А по виду и замашкам не скажешь, что этот красавец и ловелас может проявить милосердие к животному миру и бороться за окружающую среду.
Натали Портман
После того, как 8-летняя Натали побывала на медицинской конференции с отцом и увидела, как с помощью хирургического лазера «мучают» бедного цыпленка, девочка наотрез отказалась употреблять в пищу мясо.
В 15 лет актриса отказалась от других продуктов животного происхождения, объяснив свое решение тем, что не хочет питаться за счет страдания братьев наших меньших.
Только во время беременности Портман вернулась от веганизма к вегетарианству, чтобы обеспечивать свой организм и малыша необходимыми микроэлементами. С каждым годом убеждения Натали только укрепляются, она является активным участником PETA, не носит одежду из кожи, меха и перьев.
Актриса даже создала собственный обувной бренд, в котором используются исключительно искусственные материалы. В общем, Натали не только говорит о защите животных, но и старается минимизировать их убийства ради моды.
Пол Маккартни
Бывший участник The Beatles сэр Пол Маккартни по одним данным стал вегетарианцем еще в детстве, посмотрев мультфильм «Бэмби», по другим — на такое питание его убедила перейти ныне покойная жена Линда Истман. Вместе с Линдой Пол активно боролся за права животных, состоял в организации PETA и выступал против генетически модифицированных продуктов.
В 2008 году сэр Маккартни выступал против убийства кенгуру и пытался убедить Американцев отказаться от употребления индейки на День благодарения. Мало кто послушал музыканта, но он хотя бы попытался.
Интересно, что дочь Пола, дизайнер Стелла Маккартни тоже является членом PETA и не использует в своих нарядах кожу и мех, заменяя их искусственными материалами.
Лили Коул
Кукольное личико Лили нельзя не заметить среди обыденных и похожих друг на друга моделей. Благодаря своей нестандартной внешности Лили может сделать из ничего конфетку, а также привлечь внимание людей к проблеме убийства животных ради выгоды. Супермодель является активной участницей Общества по защите окружающей среды, частенько перечисляет немаленькие суммы в приюты для животных.
В 2005 году, узнав, что во время показа, дизайнер использует вещи из натурального меха, Лили отказалась выходить на подиум, заплатив большую неустойку. Правда, полностью отказаться от животных продуктов супермодель пока не может: «Я целеустремленный веган… что значит, что я пытаюсь быть веганом, но это не всегда легко.
Даже если я ем невеганскую пищу, я стараюсь сохранять свое отношение».
Светлана Мисник (род. 16 декабря 1992 года) — life-style журналист, по основному образованию философ, а по второму — юрист. С 15-ти лет пишет для Kleo.ru, Wmj.ru, Cosmo.ru, MarieClaire.ru о психологии, знаменитостях и красоте. С июня 2015 — автор Love2Beauty.ru. В людях ценит честность, любимое занятие — просмотр хорошего кино, а личный рецепт хорошего настроения — пляжный отдых.
Защитники коров – Cамураи-I
Статья о том, как был положен конец тысячелетней истории вегетарианства в Японии, хотя если быть точнее, пескаторианства. Целиком не поместилась, поэтому разобью на две части.
Если бы я сказал вам, что когда-то ни одна другая страна, за исключением Индии, не защищала коров так, как Япония, я бы не удивился, что вы мне не верите. Сегодня мы считаем Японию страной, в которой принято есть мясо. Тем не менее это представление – результат 150-летнего влияния Америки.
В традиционной японской культуре корову считали самым священным животным. Читайте далее правдивую историю об одних из величайших защитников коров – Самураях.
По стопам Будды
Когда из Индии буддизм стал распространяться на восток, он оказал сильное влияние на все страны, которые встретились на его пути, включая Китай, Корею и Японию. Буддизм пришел в Японию около 552 года н.э. В апреле 675 н.э.
японский император Тенму запретил употребление мяса всех четвероногих животных, включая коров, лошадей, собак и обезьян, а также мяса домашней птицы (куры, петухи).
Каждый последующий император периодически усиливал этот запрет, пока в 10 веке мясоедение не было полностью устранено.
На материковой части Китая и Кореи буддистские монахи придерживались принципа «ахимсы» или ненасилия в своих пищевых привычках, но эти ограничения не распространялись на население в целом.
В Японии, однако, император был очень строг и правил так, чтобы привести своих подданных к учению Будды о ненасилии. Убийство млекопитающих считалось величайшим грехом, птиц – грехом средней степени, а рыб – небольшим грехом.
Японцы ели китов, которые, как мы знаем сегодня, являются млекопитающими, но тогда они считались очень большой рыбой.
Японцы также делали различие между животными, выращенными в домашних условиях, и дикими животными. Убийство дикого животного, такого как птица, считалось греховным. Убийство же животного, выращенного человеком с самого его рождения, считалось просто омерзительным – равносильным убийству одного из членов семьи. Как таковая диета японцев состояла в основном из риса, лапши, рыбы и иногда дичи.
В период Хейана (794-1185 н.э.) книга законов и обычаев «Энгишики» предписывала голодать в течение трех дней в качестве наказания за употребление мяса. В течение этого периода человек, стыдясь своего проступка, не должен был смотреть на божество (изображение) Будды.
В последующие века Исэ Шринэ ввел еще более строгие правила – тот, кто ел мясо, должен был голодать 100 дней; тот, кто ел вместе с тем, кто ел мясо, должен был голодать 21 день; а тот, кто ел, вместе с тем, кто ел, вместе с тем, кто ел мясо, должен был голодать 7 дней. Таким образом, существовала определенная ответственность и назначалась епитимья за три уровня осквернения насилием, связанным с мясом.
Для японцев корова была самым священным животным.
Употребление молока в Японии не было широко распространено. В исключительном большинстве случаев крестьяне использовали корову как тягловое животное, чтобы вспахивать поля.
Есть некоторые доказательства употребления молока в аристократических кругах. Были случаи, когда сливки и масло использовались для уплаты налогов. Тем не менее, большинство коров находились под защитой, и они могли мирно бродить по королевским садам.
Одним из молочных продуктов, который, как мы знаем, использовали японцы, был «дайго». Современное японское слово «дайгоми», означающее «самая лучшая часть», произошло от названия этого молочного продукта.
Он предназначен, чтобы пробуждать глубокое чувство прекрасного и дарить радость. Символически «дайго» означало заключительную стадию очищения на пути к просветлению.
Первое упоминание о дайго найдено в Нирвана Сутре, где приводился следующий рецепт:
«От коров к свежему молоку, от свежего молока к сливкам, от сливок к свернувшемуся молоку, от свернувшегося молока к маслу, от масла к гхи (дайго). Дайго – лучше всего.» (Нирвана Сутра).
Другим молочным продуктом был «раку». Говорится, что его делали из молока, смешанного с сахаром, и уваренного до состояния твердого куска.
Некоторые говорят, что это был один из видов сыра, но по этому описанию это больше походит на бурфи.
В века, предшествующие существованию холодильников, такой способ позволял перевозить и сохранять молочный белок. Стружку раку продавали, ели или добавляли в горячий чай.
Прибытие иноземцев
15 Августа 1549 года Франциск Ксаверий, один из основателей Иезуитского Католического Ордена, прибыл вместе португальскими миссионерами в Японию, на берега Нагасаки. Они начали проповедь христианства.
Япония в то время была политически раздроблена. Множество разрозненных правителей господствовали на различных территориях, происходили всевозможные альянсы и войны.
Ода Нобунага, самурай, несмотря на то, что был рожден крестьянином, стал одной из трех великих личностей, объединивших Японию.
Он также известен тем, что размещал иезуитов, чтобы они могли проповедовать, а в 1576 году, в Киото, поддержал создание первой христианской церкви. Многие уверены, что именно его поддержка пошатнула влияние буддистских священников.
Вначале иезуиты были просто внимательными наблюдателями. В Японии они обнаружили чуждую им культуру, утонченную и высокоразвитую. Они заметили, что японцы были одержимы чистотой и принимали омовение каждый день.
Это было необычным и странным в те времена. Отличалась и манера письма японцев – сверху вниз, а не слева направо. И хотя у японцев был сильный военный орден Самураев, в битвах они все еще использовали мечи и стрелы.
Король Португалии не оказывал финансовой поддержки миссионерской деятельности в Японии. Вместо этого иезуитам разрешили принять участие в торговле.
После обращения местного Даймё (феодала) Омура Сумитада, маленькая рыбацкая деревня Нагасаки была передана иезуитам.
В тот период христианские миссионеры снискали расположение всей южной Японии и обратили Кюсю и Ямагучи (области Даймё) в христианство.
Всевозможные виды торговли начали течь через Нагасаки, а купцы становились все богаче. Особый интерес вызывали португальские ружья. По мере того, как миссионеры расширяли свое влияние, они стали вводить употребление мяса.
Сначала это было «компромиссом» для иностранных миссионеров, которые «нуждались в мясе для поддержания здоровья». Но убийство животных и употребление мяса распространялось везде, где людей обращали в новую веру.
Мы видим тому подтверждение: японское слово мясо «waca» произошло от португальского «vaca».
Одним из социальных классов был «Эта» (литературный перевод – «обилие грязи»), представители которого считались нечистыми, так как их профессией было убирать мертвые туши. Сегодня они известны как Буракумин. Коров никогда не убивали.
Однако этому сословию было позволено делать и продавать товары из кожи коров, умерших естественной смертью.
Занимающиеся нечистой деятельностью, они находились внизу социальной лестницы, многие из них обратились в христианство и были вовлечены в разрастающуюся мясную промышленность.
Но распространение употребления мяса было только началом. В то время Португалия была одной из главных стран-работорговцев. Иезуиты помогали торговле рабами через свой портовый город Нагасаки. Он стал известен как «Нанбан» или «южная варварская» торговля.
Тысячи японских женщин были жестоко проданы в рабство по всему миру.
Сохранилась переписка между королем Португалии Жоао III и Папой Римским, в которой указывалась цена за такого экзотического пассажира – 50 японских девочек за 1 бочку иезуитской селитры (пушечного пороха).
По мере того, как местных правителей обращали в христианство, многие из них принуждали своих поданных также принимать христианство.
Иезуиты же рассматривали торговлю оружием как один из способов изменить баланс политических сил между различными воюющими сторонами. Они снабжали оружием христианских Даймё и использовали собственные военные силы, чтобы усилить свое влияние.
Многие правители были готовы обратиться в христианство зная, что получат преимущество над своими соперниками.
Оценивается, что в течение нескольких десятков лет появилось около 300,000 новообращенных. Осторожность теперь сменилась самоуверенностью. Древние буддистские храмы и святыни теперь подвергались оскорблениям и именовались «языческими» и «нечестивыми».
Все это наблюдал самурай Тоётоми Хидэёси. Как и его учитель, Ода Нобунага, он родился в крестьянской семье и вырос, чтобы стать могущественным генералом. Мотивы иезуитов стали вызывать у него подозрения, когда он увидел, что испанцы поработили Филиппины. То, что происходило в Японии, вызывало у него отвращение.
В 1587 году генерал Хидэёси принудил иезуитского священника Гаспара Коэльо встретиться и вручил ему «Искупительную директиву Ордена Иезуитов». В этом документе было 11 пунктов, среди которых:
1) Прекратить всю японскую работорговлю и вернуть всех японских женщин со всего мира.
2) Прекратить мясоедение – не должно быть убийства ни коров, ни лошадей.
3) Прекратить оскорбление буддистских храмов.
4) Прекратить насильственное обращение в христианство.
С этой директивой он выслал иезуитов из Японии. Прошло всего лишь 38 лет с момента их прибытия. Далее он повел свои армии через южные варварские земли.
Покоряя эти земли, он с отвращением видел множество забитых животных, сваленных у уличных магазинов.
По всей местности он начал устанавливать Косатсу – предупреждающие вывески, сообщающие людям о законах Самураев. И среди этих законов – «Не Есть Мясо».
Мясо не было просто «греховным» или «нечистым». Теперь мясо ассоциировалось с безнравственностью иностранных варваров – сексуальным рабством, религиозными надругательствами и политическими свержениями.
После смерти Хидэёси в 1598 году, к власти пришел Самурай Токугава Иэясу. Он также считал христианскую миссионерскую деятельность чем-то вроде «экспедиционных войск», чтобы завоевать Японию.
К 1614 году он полностью запретил христианство, отмечая, что оно «развращает добродетель» и создает политическое деление.
Оценивается, что в течение последующих десятилетий, вероятнее всего, было убито около 3 000 христиан, а большинство отказались от своей веры или скрыли ее.
В конце концов в 1635 году Указ Сакоку («Закрытая Страна») наглухо закрыл Японию от иностранного влияния. Никому из японцев не позволялось покидать Японию, а также возвращаться в нее, если кто-то из них был заграницей.
Японские торговые суда были подожжены и потоплены у побережья. Иностранцы были высланы, а очень ограниченная торговля позволялась только через крошечный полуостров Деджима в заливе Нагасаки.
Этот остров был размером 120 на 75 метров и на нем позволялось находиться не более, чем 19 иностранцам за один раз.
Следующие 218 лет Япония оставалась изолированной, но политически стабильной. Без войн Самураи медленно обленились и стали интересоваться только последними политическими сплетнями. Общество находилось под контролем. Кто-то может сказать, что оно было репрессировано, но эти ограничения позволили Японии сохранить свою традиционную культуру.
Самураи — защитники коров
Если бы вам сказали, что ни одна страна, кроме Индии, не защищала коров так, как Япония, вы бы, наверняка, не поверили этим словам.
Современная Япония известна как страна с высоким потреблением мяса, однако эта тенденция существует на протяжении только последних 150 лет, и развилась она в следствие американского воздействия.
В традиционной японской культуре корова являлась почитаемым животным, и главными защитниками священных коров были самураи!
По стопам Будды
Почитание коров связано с распространением буддизма за пределами Индии. Пройдя через территории Китая и Кореи к 552 году н.э. буддизм «пересек» границы японских островов.
Столетие спустя японский император Тенму официально в 675 году н.э. запретил употребление в пищу мяса четвероногих, включая коров, лошадей, собак, обезьян, а также домашней птицы.
Принц Тенму был младшим и наименее вероятным из возможных наследников трона императора, но, дабы избежать любых притязаний на трон, он с семьей был сослан своим старшим братом в изгнание, которое Тенму провел в монашестве в горах. После скорой смерти старшего брата, Тенму собрал армию и отвоевал себе трон.
С 672 года Тенму был признан новым императором. Последующие поколения правителей регулярно подтверждали эдикт, запрещающий употребление мяса, и к 10 веку этот закон повсеместно устранил поедание мясной пищи.
В Китае и Корее буддистские монахи в своих правилах питания также придерживались принципа «ахимсы» (ненасилия), но это не распространялось на остальное население страны. Тем временем, в Японии император очень серьезно относился к своему долгу – привести подданных к учению Будды.
Убийство млекопитающих считалось очень серьезным грехом. Различалась также степень греховности проступка. Убить дикое животное было злом, но убить домашнее животное, выращиваемое с рождения, приравнивалось к отвратительному проступку.
Буддизм и местная религия Синто рассматривали поедание мяса как нечистое действие. Периодически, тем не менее, люди либо от необходимости или под влиянием своих слабостей употребляли в пищу рыбу, дикую птицу или лесную дичь. Куры и петухи считались священными.
Им было дозволено свободно бродить на территории синтоистских храмов и созывать верующих к молитве.
В период Хэйан (в переводе с яп. «мир» или «спокойствие»), с 794 по 1185 гг., который в свою очередь также подразделяется на отдельные эпохи, появились две новые буддистские школы: Тэндай и Сингон. Основатели обеих школ – монахи, путешествовавшие в Китай и принесшие духовное знание.
Утверждалось: «Все живые существа содержат в себе свет и частичку природы Будды и могут достичь просветления».
В книге законов и традиций того времени предписывалось в качестве наказания за употребление в пищу мяса голодать в течение трех дней, а также запрещалось смотреть на изображение Будды.
ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ
- История
- Китай
- Япония
- Индия