Сурик натуральная краска из железа и свинца: для каких целей служит и  где применяется — процесс получения минерального пигмента и как правильно использовать

История красочных пигментов. Рецепты старых мастеров

Сурик натуральная краска из железа и свинца: для каких целей служит и  где применяется — процесс получения минерального пигмента и как правильно использовать

Египет

         Самый известный пигмент – египетский синий, впервые был изобретен в 3тыс. до н.э, он также стал первым синтетическим пигментом изобретенным человеком. Это синее стекло, изготовленное из песка и меди, перемолотое в порошок.

         В 16 столетии этот пигмент был заменен смальтой, а в 19 – кобальтом.

         Египтяне также использовали малахит, азурит и киноварь путем измельчения и промывания каждого минерала.

         Киноварь стала первым ярким красным пигментом.

         Растительные красители также были изобретены в Египте.

Китай

         Вермильон был изобретен в Китае около 2 тыс. лет до того, как римляне начали его использовать.

         Вермильон изготавливали путем нагревания ртути и серы, в результате чего получали чрезвычайно темный, насыщенный красный пигмент. В 18 веке он практически полностью заменил киноварь. Но уже к концу 20 века, вермильон был заменен кадмием, который стал более устойчивым.

Греция и Рим

         Греки изобрели свинцовые белила, первую матовую белую краску.

         В закрытое пространство складывались пластинки свинца, и в течении длительного времени они перекисали с уксусом и животными экскрементами.

         Этим методом (с некоторыми уточнениями) пользовались до 1960-х годов, и производили, вероятно, самый лучший красочный пигмент из палитры художников. При соединении с маслом краска приобретала эластичность и устойчивость.

         В Греции также был изобретен свинцовый сурик.

         Греки изобрели одну из самых важных, а также дорогих красок –тирийский пурпур, ярко красную краску, получаемую из морских моллюсков двух сортов.

         Из одной раковины можно было получить только пару граммов красителя. По этой причине производство тирийского пурпура повело за собой истребление 4 миллионов моллюсков.

         Пурпурный цвет мог быть и синеватым, и красноватым, все зависело от технологии, и соотношения количества раковин каждого сорта.

         Тирийский пурпур ценился выше золота, и поэтому считался цветом царей и императоров.

         Благодаря высокой цене ее использовали для окрашивания тоги Римских императоров. Сенаторы же имели право только на одну широкую пурпурную полосу на тоге.

Эпоха возрождения

         В Италии был изобретен ряд земляных пигментов, путем обжигания умбры и сиены, в результате чего возникли: глубокий и насыщенный красный – сиена жженная, а также насыщенный коричневый – умбра жженная.

        Неаполитанская желтая и ультрамарин также благодарны своим появлением итальянцам.

         Ляпис лазурь (природный ультрамарин) – яркий, глубокий синий пигмент, обладающий высокой светостойкостью.

         Это самый ценный и дорогой пигмент, из которого изготовляли ультрамариновую краску. Его доставляли в Европу из Афганистана Большим Караванным Путем.

         После измельчения, порошок приобретает серый цвет, и только арабы владели технологией измельчения лазурита, так чтобы он сохранял свой природный синий цвет.

         Владея единственным известным в то время месторождением лазурита, а также технологией получения синего пигмента, арабы монополизировали этот рынок, и европейцы, вынуждены были согласится с высокой ценой на пигмент.

         Благодаря высокой ценности пигмента, Мадонна облачена именно в синее.

         Лазоревый камень можно было обменять на золото 1:1.  После обработки, из 100 грамм камня получали лишь 3 грамма красочного пигмента.

         Словом ультрамарин был настолько дорогим, что художники использовали его только в тех картинах, которые выполняли на заказ, и лишь в том случае если заказчик соглашался заплатить за пигмент заранее.

         Менее дорогим, но и также менее красивым был голубой пигмент, получаемый из медной руды.

         После того, как в 15 века начали применять масляные растворители, возникли проблемы. Дело в том, что при соединении с маслом ультрамарин (лазурит) тускнеет.

         После этого, художники перешли на краску, получаемую из медной руды, добавляя свинцовые белила, и таким образом частично решили проблему.

         Такое событие положило начало переходу от средневековых красок к современным.

Немецкий ультрамарин

         Основным компонентом было растение вайда, его еще называют немецким индиго. Рецепт изготовления возник в 8 веке в Тюрингии.

         Конечно это растение было не наилучшим вариантом, ведь в отличии от индигоноски, произрастающей в Индии, Америке и Египте, вайда содержала в 30 раз меньше индиго.

         Тем не менее, вплоть до 15 века, вайда оставалась практически единственным источником синей краски для большей части ремесленников Европы.

         Вайда – дикое растение, произрастающее по всей Европе, культивируемое в Тюрингии.

         Еще раньше, кельты использовали это растение для боевой раскраски.

         Рецепт: Листья и стебли вайды измельчают, заливают мочой и добавляют спирт. Причем моча использовалась, только пьяного человека.

         Краску готовили в воскресенье, и все красильщики напивались до бессознательного состояния.

         С тех пор и появились выражения: «быть синим» – напиться, «синий понедельник» – выход из пьяного состояния.

         После того, как Васко да Гама, в 1498 году, привез индийскую  синюю краску из растения индиго, дело ремесленников Европы оказалось под угрозой.

         По этой причине, в 1654 году, король Германии запретил использовать индиго, а тому, кто нарушит закон – полагалась смертная казнь.

         Но Индийский индиго был красивее, ярче, французская знать носила платья окрашенные индиго, в то время, как обычный синий (вайда) был цветом прислуги.

         В конечном счете, краску легализовали.

         На Руси, к примеру, для получения синей краски, лазурит в течении 3-4 дней выдерживали в кислых щах, а для того, чтобы получить золотую краску смешивали шафран с щучьей желчью.

         Подобные рецепты хранились в строжайшей тайне, и передавали их только из поколения в поколение.

         В 1500-х годах испанцы привезли ярко малиновую краску в Европу из Мексики.

        Карминовый красный (кошениль) добывался Ацтеками из самок карминоносных червецов.

         Фунт такого экстракта, который растворялся в воде, требовал около миллиона насекомых.

         Насекомые кошениль обитали на колючих грушеобразных кактусах. В Мексике эти кактусы специально культивировали ради насекомых кошениль.

         Мундиры гвардейцев, охраняющих Букингемский дворец, все еще окрашиваются в американский кошениль.

         Зеленая краска делалась из ягод крушины, а коричневая сепия из высушенных чернил кальмара.

Рецепты натуральных красок из Инсбрукского Манускрипта (14 век)

         Синяя краска: пигмент ляпис лазури довести до кипения с квасцами (купоросной глиной) и камедью. Получится светлый синий цвет. Чтобы получить темный – нужно добавить черную краску и васильки (цветы), смешать с квасцами и вскипятить в моче.

         Черная краска: зеленые орехи растираются в кашу, гниют в каменном горшке 7 дней, и таким образом получается черная краска.

         Коричневая краска: железная стружка, железо ржавое и мягкая смола варятся вместе длительное время, и таким образом получается красивый коричневый.

         Красная краска: Берутся морские крабы, кипятятся, потом очищаются от внутренностей, оставив только панцири. Панцири снова кипятятся, затем растираются в ступке, и процеживаются через ткань. Затем смешиваются с квасцами, пока цвет не станет красным.

         Не всегда художники могли похвастаться разнообразием красочных пигментов. Старые мастера создавали шедевры, имея всего несколько цветов.

         К примеру, в картинах голландского живописца Франса Халса (17 век), эксперты обнаружили более 40 оттенков одного только черного цвета, и это притом, что черный считается самым сложным цветом для художников.

Зарождение современных пигментов

         18 век ознаменовался не только все возрастающей торговлей между континентами, но и развитием современной химии.

         В 1704 году, создатель красителей из Германии, по имени Дисбах, работал над изготовлением ярко красного пигмента – краплака.

         Красный он так и не получил, но в ходе многочисленных экспериментов был получен первый синтетический пигмент – прусский синий.

         Прусский синий до сих пор один из самых популярных пигментов, а все благодаря его удивительной способности тускнеть при ярком освещении, и становится ярким при слабом.

Начало 19 века

         С индустриальной революцией появились новые пигменты: кобальт зеленый, кобальт синий, кобальт фиолетовый, кобальт желтый, лазурно голубой.

         При соединении окиси кобальта  с алюминием, фосфором, оловом, цинком, а также многими другими металлами, создавались разнообразные краски.

         Кобальтовые пигменты всегда были очень дорогими, и поэтому поиски более дешевых темно синих пигментов велись на разных уровнях, даже государственных.

         В 1820 году, французским правительством было предложено вознаграждение в размере 6 тыс. франков любому, кто найдет метод изготовления ультрамарина по цене менее чем 300 франков за килограмм.

         В получении денежного приза соревновались и Франция, и Германия, но лишь в 1828 году был создан такой пигмент, его творцом стал Жан Баптист Гимет.

         Химические свойства искусственного ультрамарина идентичны с природным, но физические гораздо лучше, без примесей породы.

         Единственным недостатком искусственных красок было то, что они часто становились причиной аллергии, а также ухудшения здоровья.

         Обнаружение залежей цинка дало толчок в развитии цинковых белил, которые получили превосходство перед свинцовыми белилами, поскольку оказались менее токсичными.

         Одна из самых интересных красок на палитре художника, индийская желтая, обладает прозрачностью и удивительной светостойкостью.

         Также, не менее удивителен процесс ее изготовления, суть которого в использовании мочи коров, которых кормят исключительно листьями манго.

         Еще в 17 веке художники (Рембрандт, Вермеер, Караваджо и другие) стали привозить из Индии шарики желтого цвета. Они давали прекрасный желтый цвет, но и отвратительный запах мочи.

        Благодаря такому амбре, люди перестали покупать картины, где использовалась эта краска, и ее переставали привозить.

         В дальнейшем, эксплуатация коров, таким образом, была запрещена, и в начале 20 века от этого метода отказались.

         С тех пор для изготовления индийской желтой использовали различные пигменты, но лишь в 1990 был найден нужный, для получения той светостойкости, которой обладала оригинальная краска.

         Приблизительно в это время, в Италии начали изготавливать желтую краску, получаемую из породы, которую добывали на склонах вулкана Везувий.

         Полностью удовлетворить потребность художников в желтой краске удалось лишь в 19 веке. Краску научились получать из соли хромовой кислоты.

        Обнаруженные в 1820 году залежи хрома, в США, облегчили процесс изготовления желтого хрома. Несмотря на то, что хромовые краски имеют свойство темнеть, они не теряли свою популярность вплоть до 1990 – х годов, и все благодаря низкой цене.

         Ван Гог в своем знаменитом полотне «Подсолнухи», использовал именно эту желтую.

         Поскольку Ван Гог нашел своим картинам «достойное» применение – в качестве загородок в курятнике, «Подсолнухи» не только поблекли, но и частично разрушились под влиянием куриного помета.

         Изумрудно зеленая впервые была получена в 1822 году, но она оказалась очень токсичной, ведь в ее состав входили уксус, окись меди и мышьяк. Свою печальную известность краска приобрела, когда было обнаружено, что она способна вызвать летальный исход.

         Эту симпатичную краску также обвиняют в смерти Наполеона. Дело в том, что изумрудно зеленая была очень популярна, особенно ее любили использовать для окрашивания обоев.К сожалению, именно такие обои  были поклеены в доме на острове Св. Елены, где Наполеон отбывал наказание.

         Мышьяк, входивший в состав краски, имеет свойство выделятся во влажных условиях, и тропические условия острова особенно этому способствовали .

Современные пигменты

         В 1856 году молодой химик Вильям Генри Перкин в попытках синтезировать хинин получил багрянистую краску, так и родилась первая органическая краска – анилиновый пурпур.

         Анилиновый пурпур стал самым популярным цветом среди модниц Викторианской эпохи.

         Одним из самых важных органических пигментов 19 века стал ализарин малиновый, который вскоре занял центральное место на палитре художников.

         Также в 19 веке появились марсовые краски: коричневые, красные, желтые и черные.

Импрессионизм

         Новые яркие краски в удобных, устойчивых тюбиках, а также возможность путешествовать благодаря развитию железной дороги, ознаменовало рождение самого известного периода в живописи – импрессионизма.

20 век

         В начале века были изобретены: лимонная желтая, кадмий красный и титановые белила.

         С развитием автомобильной промышленности, ученые начали разрабатывать краски устойчивые к переменным погодным условиям.

         Благодаря этому, художники получили более сотни новых красок, среди них разнообразие красных, желтых и розовых.

         Следует помнить, что краски это всего лишь инструмент, а вовсе не главный  атрибут художника.

         Старые мастера создавали гениальные полотна, имея в своем распоряжении, зачастую не больше десяти красок, а то и меньше.

Тициан говорил, что для того, что бы стать хорошим живописцем, достаточно иметь всего три краски: белую, красную и черную.

Пигменты: какие бывают сухие строительные краски

Сурик натуральная краска из железа и свинца: для каких целей служит и  где применяется — процесс получения минерального пигмента и как правильно использовать

Строительные пигменты представляют собой порошок мелкого помола, разведенный специальным веществом. Именно из них и получаются различные колеры красок, используемых для малярных работ. Основные пигменты для красок – это известь, охра, кобальт, хром, умбра и сажа. Существуют и другие виды пигментов естественного происхождения или полученные искусственным путем.

Пигменты, или сухие строительные краски, используются в малярных работах в качестве вспомогательного материала и соединяются с мелом, олифой, клеем и т. д.

В зависимости от того, какой взять пигмент для сухих строительных смесей, краска обретет тот или иной оттенок.

Если есть повод сомневаться в качестве материала, его лучше не использовать, поскольку это может привести к браку, исправить который будет тяжело.

Сухие строительные пигменты для красок бывают: натуральные (органические) и искусственные. Их главные свойства — они хорошо просеиваются через сито и не растворяются в воде, масле или растворителе, при соединении с которыми через некоторое время оседают на дно.

Под воздействием солнечных лучей или после увлажнения цвет сухого красящего пигмента может измениться. Способностью противостоять выцветанию и намоканию и определяется качество сухих строительных красок. Многие сухие пигменты для красок не реагируют на воздействие щелочей — к ним относятся охра, сурик, сажа и др.

Еще одним свойством, определяющим качество красящего пигмента для красок, является его укрывистость (выражается в г/м2). Если говорить проще, определяется количество пигмента, необходимое для того, чтобы полностью покрыть определенный участок поверхности, равный 1 м2. При этом чем выше укрывистость, тем пигмент, добавляемый в краски, качественнее и долговечнее.

Сухие красящие пигменты, добавляемые в краски: белые и желтые

Различают несколько основных типов пигментов для строительных красок.

Белые пигменты. К белым пигментам относятся известь, мел и белила.

Известь, в свою очередь, делится на воздушную и гидравлическую.

Воздушная известь используется для окрашивания как внутренних, так и наружных поверхностей и может соединяться с пигментами, не подверженными воздействию щелочей.

Гидравлическая известь используется в тонко-измельченном виде для изготовления строительных растворов. Растворы из нее менее пластичны, чем из воздушной извести, но отличаются большей прочностью и свойством равномерно затвердевать по всей толще стены.

Для малярных работ используют гашеную известь в виде теста. Комовая известь гасится водой из расчета 1 часть извести на 3 части воды. Затем перемешивается, процеживается через сито и разводится водой до получения консистенции молока (так называемое известковое молоко).

Мел может иметь желтоватый или серый оттенок. В промышленности используется сухой натуральный пигмент максимально мелкого помола, проходящий через сито с 980 ячейками на 1 см2.

Если мел комовой, его перед применением перемалывают до необходимой тонкости. В бытовых условиях 1 часть комового мела заливают 3 частями воды, перемешивают, процеживают. Полученный раствор переливают в другую емкость и отстаивают. Затем воду сливают, верхнюю часть мела снимают, просушивают, перемалывают и просеивают.

Из просеянного через сито сухого мела можно приготовить замазку или шпатлевку. При этом следует учитывать, что чем крупнее помол мела, тем больше остается отходов.

При изготовлении клеевых или меловых красок эти материалы процеживаются предварительно через 2-3 слоя марли.

Белила представляют собой тонкий белый порошок из перемолотых и прокаленных цинка, титановой руды или углекислого свинца. Белила используются при производстве масляной краски, шпатлевки и других отделочных материалов.

Желтые пигменты. При приготовлении красок применяются две основные разновидности желтых пигментов — охра и кроны.

Цвет охры желтый с большим количеством оттенков. Пигмент устойчив к негативному воздействию. Кроны производятся из свинца или цинка и имеют оттенки от лимонного до оранжевого.

Сухие натуральные пигменты для красок: синие и зеленые

Синие пигменты. Выделяют несколько разновидностей синих пигментов — ультрамарин, лазурь, кобальт, лак и голубой пигмент.

Ультрамарин используется в малярных составах для осветления или нейтрализации желтого оттенка клеевых или известковых красок.

Темно-синяя лазурь применяется в масляных и эмалевых составах, предназначенных для окрашивания дерева или металла, а также для разбеливания бесщелочных составов. Если смешать лазурь с желтым кроном, можно получить зеленый оттенок.

Синий кобальт стоек к высоким температурам, поэтому его часто используют для росписи по горячим поверхностям.

Темно-синий лак применяется для росписи внутри помещений или для декоративной отделки.

Голубой пигмент в разбелах дает яркий голубой оттенок. Он стоек и отличается высокими качественными характеристиками. Его смешивают с масляными, эмалевыми, клеевыми и ПХВ-составами.

Зеленые пигменты. Зеленый пигмент входит практически во все малярные составы для внутренних работ. Существуют такие разновидности зеленого пигмента, как окись хрома, свинцовая и сухая цинковая зелень.

Окись хрома, или хромовая зелень, получается, если смешать лазурь и желтые кроны. Этот органический пигмент для красок отличается стойкостью и применяется для окрашивания поверхностей, эксплуатируемых в агрессивной среде.

Свинцовую зелень получают при смешивании однородной краски синего и желтого цвета. Выпускается три сорта свинцовой зелени — цельная, 1 и 2 сорта (без наполнителя) и 3 сорта с 5-50%-м наполнителем. Пигмент используется при окрашивании металла и дерева.

Сухая цинковая зелень выпускается трех сортов и смешивается с масляными и эмалевыми красками для окрашивания сухих оштукатуренных поверхностей.

Органические красящие пигменты для красок: коричневые и черные

Коричневые пигменты. В малярной работе используется три вида коричневого пигмента: умбра, жженая сиена и марс.

Умбра может иметь несколько оттенков и после обжига становится красновато-коричневой.

Жженая сиена близка к охре, но, в отличие от нее, может использоваться только для работы с деревянными поверхностями.

Марс выпускается светлый, темный прозрачный и непрозрачный. Пигмент стоек к щелочам и солнечным лучам. Используется при окрашивании металла, штукатурки и древесины.

Черные пигменты. Среди черных пигментов выделяют сажу и перекись марганца.

Сажа производится посредством пережога нефти или газа, смешивается с маслом, клеевой или мыльной водой. Печная сажа в малярных работах не используется.

Перекись марганца — это естественный черный пигмент, хорошо смешивающийся с водой. Входит во многие малярные составы.

Красные пигменты. В малярных работах находят применение три разновидности красных пигментов: железный сурик, мумия и киноварь.

Железный сурик — это природный пигмент кирпично-красного цвета, который изготавливается из руды тонкого помола. Железный сурик стоек к любому воздействию, его используют при внутренних и внешних отделочных работах.

Мумия — пигмент красного цвета с большим количеством оттенков от светло- до темно-красного. Мумия бывает естественная и искусственная. Устойчивость пигмента достаточно низка, поэтому он быстро утрачивает яркость.

Киноварьбывает искусственная и естественная. Синтетическая киноварь имеет яркий красный оттенок и используется для окрашивания древесины, бетона и кирпича при наружной и внутренней отделке. Пигмент быстро портится под воздействием прямых солнечных лучей, но в кислотной или щелочной среде его свойства не изменяются.

Металлические пигменты. Эти пигменты изготавливаются из алюминиевой и бронзовой крошки и используются для окрашивания металла и в некоторых видах малярных работ.

Применение всех типов пигментов для красок

Практически все перечисленные пигменты могут применяться для соединения с водными окрасочными составами, но не все применяются для окрашивания масляных и эмалевых составов. Например, известь и мел разводятся только в составах на основе воды.

Пигменты, устойчивые к кислотам и щелочам, могут использоваться для изготовления любых лакокрасочных материалов — это перекись марганца, киноварь, ламповая сажа, железный сурик, сиена, охра, умбра, ультрамарин. Другие перечисленные выше пигменты могут соединяться с клеевыми и эмульсионными красочными составами.

Основное применение белил – производство масляной краски. Кобальт используется для росписи внутри помещений или для декоративной отделки. Сухая цинковая зелень применяется при окрашивании металла и дерева, марс – для штукатурки и древесины. Желтый сурик и киноварь используют при внутренних и внешних отделочных работах.

Прежде чем добавлять сухой пигмент в окрасочный состав, его замачивают в воде. Затем смесь перемешивают, процеживают через сито и вводят в состав тонкой струей, непрерывно помешивая.

ПОИСК

Сурик натуральная краска из железа и свинца: для каких целей служит и  где применяется — процесс получения минерального пигмента и как правильно использовать

    Сурик свинцовый — пигмент оранжевого или оранжево-красного цвета улучшает защитные свойства покрытий, нанесенных на черные металлы, не стоек к действию солнечного света, используют только для приготовления грунтовок для черных металлов (железа и его сплавов). [c.

19]

    В состав ингибиторных грунтовок в качестве пигментов входят свинцовый и железный сурики, свинцовый крон, цинковые белила, мумия, сажа, которые образуют со связующими веществами сложные соединения, замедляющие процесс коррозии.

К этим грунтовкам относятся ПФ-046, ГФ-021, ФЛ-ОЗ-к, ПФ-0142, ГФ-017, ЭП-09Т и др. [c.104]

    Было установлено, что свинцовые пигменты при контакте со сталью могут восстанавливаться до металлического свинца. Для этого необходимо, чтобы в данной среде потенциал стали был отрицательнее стационарного потенциала свинца. При сочетании свинцовых пигментов с цинковой пылью в результате сдвига потенциала стали цинком в сторону отрицательных значений происходит ускоренное восстановление свинцовых пигментов до металлического свинца. На основании этого явления была разработана грунтовка ЭП-060, в которой 20% цинковой пыли заменено свинцовым суриком. При эксплуатации в атмосфере или в электролитах покрытия из грунтовки ЭП-060, нанесенной на сталь, наблюдалось постепенное восстановление сурика и образование на поверхности стали пленки металлического свинца. К моменту, когда цинк перестает действовать в качестве протектора, на стальной поверхности уже имеется достаточно плотный свинцовый слой, который продолжает защищать подложку от коррозии. Свинец, образующийся при восстановлении сурика, не только не препятствует контакту цинка с железом, но даже улучшает его. [c.148]

    Краски и пигменты вводят в состав лакокрасочных композиций для придания им определенного цвета. Краски растворяются в растворителях, а пигменты находятся в них в нерастворимом мелкодисперсном состоянии.

Размер частиц от 0,5 до 5 мкм. В качестве пигментов используют охру, сурик свинцовый, хром свинцовый, цинковые белила, порошки металлов. Пигменты повышают твердость, атмосферную и химическую стойкость, износостойкость и т.д.

[c.283]

    Особую опасность представляет пыль токсичных пигментов Наибольшей токсичностью обладают свинецсодержащие пигменты (свинцовые белила, свинцовый сурик, свинцовые крона и др ), хроматы всех металлов, оксиды хрома, кадмиевые и ртутные пигменты Так, предельно допустимая концентрация свинцовых пигментов в воздухе составляет 0,01, а кадмиевых — 0,2 мг/м  [c.355]

    Концентрация красного свинцового пигмента в грунтовочной краске изменяется от 30 до 260 г/л, предпочтительней от 60 до 240 г/л. Для изготовления грунтовочной краски пригоден сурик, содержащий 85—96 % основного вещества. Связующее состоит из одной или двух частей сырого льняного масла и одной части синтетической высокомолекулярной смолы. [c.106]

    По механизму защитного действия к цинковому протекторному грунту очепь близок т. паз. комбинированный протекторный грунт, в состав к-рого наряду с цинковой пьи ью вводят какой-либо свинцовый пигмент (напр., свинцовый сурик, глет).

При отрицательных потенциалах, обусловленных протекторным действием цинка, свинцовые пигменты постепенно восстанавливаются до металлич.

свш ца и, по мере того, как цинк расходуется (корродирует), на стали образуется тонкая свинцовая пленка, устойчивая в коррозионном отношении и хорошо защищающая сталь. [c.394]

    К свинцовым пигментам, используемым в лакокрасочной промышленности, относятся окислы свинца — сурик и глет, а также целый ряд других соединений свинца, таких как ортоплюмбат кальция, цианамид свинца, которые в основном служат как антикоррозийные пигменты. [c.437]

    Разработкой способов улучшения свойств красок на свинцовых пигментах занимается ряд фирм. Льномасляные краски на свинцовом сурике, выпускаемые в настоящее время, не имеют недостатка, присущего прежним сортам, а именно — медленного высыхания.

С использованием свинцовых пигментов (сурика, свинцовых белил, основного хромата свинца) созданы также разнообразные водоразбавляемые грунты горячей сушки для автомобилей, установок кондиционирования воздуха и других стальных поверхностей 98].

Потребление свинцового сурика в лакокрасочной промышленности составляло [27, 29]  [c.437]

    В настоящее время свинцовые пигменты полностью потеряли свое значение, за исключением свинцового сурика, применяемого для изготовления грунтовочных красок. [c.383]

    К искусственным пигментам, представляющим собой окислы или соли некоторых металлов, относятся сурик свинцовый, хром свинцовый, хром цинковый, лазурь малярная, свинцовые и цинковые белила, ультрамарин и др.

В гидротехническом строительстве в составах лакокрасочных материалов применяют следующие пигменты а) белые— белила цинковые и литопонные б) желтые — охра, цинковый хром в) красные — мумия, сурик железный г) синие — ультрамарин д) черные — сажа в) оранжевые — свинцовый сурик ж) металлические — алюминиевая и цинковая пудра. [c.179]

    В настоящее время выпускают такие пассивирующие пигменты, как крон цинковый, сурик свинцовый, фосфат хрома и другие. [c.76]

    Пигменты с окислительным действием замедляют анодное растворение, образуя продукты окисления при контакте с металлом. Как уже указывалось, некоторые пигменты обладают пассивирующим действием, основанным на облагораживании электродного потенциала, и уменьшают склонность металла к коррозии.

В качестве замедлителей коррозии могут быть применены свинцовый сурик, свинцовый глет, хроматы цинка, бария, стронция и калия и некоторые другие пигменты.

Из них наиболее широкое применение в активных грунтах получил хромат цинка, который, будучи частично растворим в воде, образует хроматине ионы, оказывающие пассивирующее действие и замедляющие анодную реакцию. [c.15]

    Пигменты, слабо влияющие на сорбционно-десорбционные свойства покрытий.

К ним можно отнести окись хрома, двуокись титана, газовую сажу, графит, сурик железный, сурик свинцовый, крон свинцовый желтый, титанат магния, красный железоокисный пигмент.

После пяти циклов загрязнений и отмывок остаточная активность перхлорвиниловых покрытий с применением этих пигментов составляет нё более 2,5%. [c.254]

    Применение вредных для здоровья пигментов (свинцового сурика, свинцового крона, медянки и др.) для растворов цветной штукатурки не допускается. [c.209]

    Из перечисленных пигментов к противокоррозионным (ингибиторам коррозии) относят сурик свинцовый и крон свинцовый, к коррозионно-нейтральным — диоксид титана, литопон, крон свинцовый к стимуляторам коррозии — сажа и охра. [c.18]

    Г рунтовка — суспензия пигментов или их смеси с наполнителями в олифе, лаке или другом пленкообразующем веществе с введением добавок и без них, образующая после высыхания непрозрачную пленку с хорошей адгезией к подложке и к покрывным слоям.

Грунтовки содержат большое количество пигментной части и кроме высокой адгезии (сцепления) к окрашиваемой поверхности и последующим слоям покрытия обладают также противокоррозионными свойствами.

По роду входящих в состав пигментов грунтовки делятся на 3 группы предохранительные, придающие покрытию противокоррозионные свой-гва, благодаря наличию в их составе сурика свинцового, крона рового и алюминиевой пудры нейтральные, мало влия-на коррозионные процессы и содержащие сурик желез-крон свинцовый, двуокись титана, барит, мел стимул я-I ы, ускоряющие коррозионные процессы и содержащие са-охру, графит. [c.17]

    Индикация красных и коричневых минеральных Пигментов. Реакции на сурик свинцовый. Растворимость в HNO в присутствии щавелевой кислоты в отсутствие последней наличие коричневого осадка. Выявление свинца в полученном-растворе. [c.132]

    Грунтовки обладают высокой адгезией (сцеплением) к окрашиваемой поверхности и последующим слоям покрытия и противокоррозионными свойствами.

В зависимости от входящих в их состав пигментов грунтовки делятся на три группы предохранительные, придающие покрытию противокоррозионные свойства, благодаря наличию в их составе сурика свинцового, крона цинкового и алюминиевой пудры нейтральные, мало влияющие на коррозионные процессы и содержащие сурик железный, крон свинцовый, диоксид титана, барит, мел стимуляторы, ускоряющие коррозионные процессы и содержащие сажу, охру, графит. [c.26]

    Лаки и краски применялись главным образом для декоративных и художественных работ, хотя их функция как защитного покрытия была известна давно.

Уже во времена Геродота древние греки красили корпуса судов суриком, так как знали, что краски, содержащие свинцовые пигменты, хороню защищают поверхности от разрушающего действия влаги.

Количество производившихся красок и их ассортимент были крайне ограниченными, поэтому их применяли только для уникальных архитектурных сооружений — храмов, [c.9]

    Обычно пигменты подразделяют по цвету на ахроматические, причисляя к ним белый, серый и черный цвета и хроматические или цветные желтый, красный, синий, зеленый и др. Белые минеральные пигменты — двуокись титана пигментная, цинковые белила, литопон и свинцовые белила.

Желтые — крон свинцовый лимонный и желтый, крон цинковый, крон стронциевый, пигмент железоокисный желтый, охра. Красные и коричневые пигменты — крон свинцовый оранжевый, крон свинцово-молибдатный, сурик свинцовый, пигмент железоокисный красный, редоксайд, мумия, сурик железный.

Синие пигменты — лазурь железная (милори), ультрамарин. Зеленые пигменты — зелбнь свинцовая,- Черные пигменты — сажа.

Из перечисленных пигментов предохраняют от коррозии (ингибиторы коррозии) сурик свинцовый, крон цинковый, белила свинцовые двуокись титана, литопон, сурик железный — нейтргальные пигменты стимулируют коррозию сажа, охра. [c.12]

    В качестве красного пигмента для масляных красок часто применяют свинцовый сурик РЬз04. По химической природе сурик — свинцовая соль ортосвинцовой кислоты РЬаРЬ04. [c.451]

    Свинцовые пигменты свинцовый сурик, цианамид РЬ, плюмбат Са, силикохромат РЬ в н н н Б X X н В(Х) в в [c.166]

    По механизму защитного действия к цинковому протекторному грунту очень близок т. наз.

комбинированный протекторный грунт, в состав к-рого наряду с цинковой нылью вводят какой-либо свинцовый пигмент (напр., свинцовЫ11 сурик, глет).

При отрицательных потенциалах, обусловленных протекторным действием цинка, свинцовые пигменты постепенно восстанавливаются до металлич.

свинца [c.391]

    К пигментам, применяемым в линолеумной промышленности, предъявляется ряд специфичных требований. Ввиду длительности срока службы линолеумного покрытия находя щийся в линолеуме пигмент в первую оче редь должен иметь высокую светостойкость. Это му требованию в общем удов ле-творяют земляные краски.

В процессах изготовления линолеума, вапр имер при каландровании, молсет происходить значительное повышение температуры, поэтому применяемые пигменты должны быть достаточно теплостойки и не давать изменений оттенка до 130°.

При подвеаке линолеумных полотен в больших количествах образуются органические кислоты, как-то уксусная, муравьиная и т. д., поэтому пигменты должны быть стойки к действию органических кислот. Пигменты, кроме того, не должны быть ускорителями окисления. .

Линолеум во время хранения и применения -должен сохранять свою зластичнос ть, необходимо поэтому учитывать, что некоторые пигменты вследствие содержащихся в них окисей могут действовать ускоряющим образом еа процесс окисления и тем самыМ способствовать отв е рждению линолеумной массы.

Следовательно, пигменты не должны содержать окисей цинка, кальция, бария и магния, соединений марганца, свинца. Коричневую умбру, содержащую окись марганца, поэтому следует применять лишь с большой осторожностью.

Свинец, с одержащийся в желтых пигментах, химически связан и яе может действовать каталитически в (качестве ускорителя окисления. Каталитически действуют лишь растворимые в масле соединения свинца и окиси свинца, как, например, свинцовый глет, свинцовый сурик. Наконец, пигментА не должны содержать солей железа, способных давать че > ное окрашивание с дубящими веществами пробки. [c.290]

    Крупный недостаток обычного сурика как пигмента — его способность вызывать быстрое загустевание олифы, вследствие чего тертый сурик приходится заготовлять непосредственно перед применением.

Способность сурика вызывать загустевание олифы объясняется присутствием в нем глета (в обычном техническом сурике содержится до 23% свободного глета), который легко реагирует с маслом, образуя свинцовые мыла.

Для малярных целей изготовляют специальные сорта незагустевающего и высокодисперсного сурика, содержащего РЬз04 не менее 95—97%. [c.387]

    Растворителями пленкообразующих веществ служат спирты (этанол, бутанол), ацетон, бензин, скипидар, толуол, ксилол, этилацетат и др. Пластификаторы придают покрытиям требуемую эластичность.

К ним относятся касторовое масло, каучуки, дибу-тилфталат, трикрезнлфосфат, хлорированный нафталин и др. Количество пластификаторов, вводимых в смесь, составляет 20—75 % от массы пленкообразующего. Красители и пигменты вводят для придания определенного цвета покрытию.

Красители (органические вещества) растворяются в растворителях и пленкообразователях, а пигменты находятся в них в нерастворимом микродисперсном состоянии (от 0,5 до 5 мкм).

В качестве пигментов применяют охру, титановые и цинковые белила, железный сурик, свинцовый и цинковый крон, оксид хрома, порошки металлов и др. Пигменты повышают твердость, изно- [c.92]

    Менее важными пигментами этого класса являются ограниченно растворимые пигменты с основными свойствами. Установлено, что свинцовый сурик, свинцовый глет и некоторые сорта порошкообразного металлического свинца сообщают воде щелочность и поэтому оказывают ингибирующее действие это недтверждено Прайором .

Указанный эффект обусловлен, по-видимому, присутствием в растворе гидроокиси свинца атмосферная двуокись углерода переводит это соединение в нерастворимый основной карбонат свинца, удаляя те.м самь , ингибирующие вещества из раствора.

Поэтому такие пигменты обладают ограниченным ингибирующим действием, если связующие неспособны к мылообразо-ванию. [c.476]

    Свинцовый сурик. Этот пигмент известен с древних времен. Согласно описанию Витрувия [22], свинцовый сурик был открыт случайно после пожара в доме, где находились кувшины, наполненные свинцовыми белилами, применявшимися в те времена для косметических целей. С тех пор в течение нескольких столетий свинцовый сурик получали путем обжига свинцовых белил. [c.60]

    Якро-красный пигмент — сурик свинцовый (окись свинца [c.86]

    Индикация красных и коричневых неорганических пигментов. а) Реакции на сурик свинцовый. Растворимость в HNO3 в [c.162]

    Индикация красных и коричневых неорганических пигментов. Реакции на сурик свинцовый. Растворимость в HNO3 в присутствии щавелевой кислоты в случае ее отсутствия выпадение коричневого осадка. Обнаружение свинца в полученном растворе. [c.135]

    Известно [11, с. 63—68], что некоторые пигменты могут реагировать с полиорганосилоксанами уже при комнатной температуре, вызывая загустевание лакокрасочного материала и переход его в неплавкое и нерастворимое состояние. Это наблюдается при введении в полиорганосилоксаны, например, свинцового сурика, свинцового глета, свинцовых белил, коричневого марса. [c.44]

Пигменты

Сурик натуральная краска из железа и свинца: для каких целей служит и  где применяется — процесс получения минерального пигмента и как правильно использовать

Пигменты являются одной из составных частей красок и эмалей. От типа пигмента зависят цвет лакокрасочного покрытия, его укрывистость, а также устойчивость к действию атмосферных факторов, химических реагентов и высоких температур.

Пигменты обладают определённым цветом, так как они способны избирательно отражать лучи дневного света. Когда на пигмент падает световой луч, то часть лучистой энергии поглощается, а другая отражается, окрашивая пигмент в цвет отраженных лучей.

Часть лучей дневного света, попадая на поверхность краски, проходит через прозрачное для них связующее, не окрашивая пленку.

Другая часть лучей отражается от краски, и это создает эффект зеркальной, блестящей поверхности (блик). Часть лучей полностью поглащается пигментом, и эта точка кажется темной.

Лучи поглощаются избирательно: одна часть лучей, составляющих спектр дневного света, поглощается, а другая отражается от поверхности пигмента и окрашивает поверхность.

Например, если пигмент поглощает фиолетовые, синие, зеленые, желтые лучи и отражает красные, то и поверхность воспринимается как окрашенная в красный цвет. Пигмент, отражающий почти весь падающий на него свет, кажется белым, а пигмент, поглощающий падающие на него световые лучи — черным.

Основными цветами следует считать три — красный, синий и желтый. Эти пигменты входят в состав эмалей.Не исключение представляет и эмали ЭП-1236 для морских контейнеров.Смешивая их между собой, можно получить фиолетовый, оранжевый, зеленый. В малярной технике такой способ наложения краски на краску носит название «лессировка».

Следует иметь в виду, что, смешивая пигменты между собой, мы получим равномерно окрашивающую краску, только тогда, когда показатели плотности пигментов близки. Пигменты добавляют в процессе изготовления краски. Цветные краски — хроматические; сочетания черного и белого — ахроматические цвета. Тонов пигментов более 250. Это позволяет производить краску стандарных цветов и по  Системе цвета RAL.

Химический состав пигмента обуславливает его главные свойства:

  • термостойкость
  • коррозионную и химическую устойчивость
  • цвет

Содержание водорастворимых солей в пигментах должно быть минимальным, так как под действием воды (дождь, погружение в морскую или речную воду) они вымываются, пленка становится пористой и разрушается.

Дисперсность пигмента характеризуется размерами его частиц, которые не должны превышать толщину пленки красочного покрытия, иначе поверхность будет неровной, шероховатой. Наилучшая укрывистость достигается при использовании частиц пигмента 0,2-10мкм.

Пигменты, как правило, отличаются высокой тонкостью помола и просеиваются сквозь сито 10000 отв./кв.см. Для определения дисперсности пигментов используют методы ситового, микроскопического и седиментометрического анализов.

Тонкодисперсные пигменты используются при производстве эмалей ЭП-1267 по пластику.
Маслоемкость — это способность частиц пигмента удерживать на своей поверхности определенное количество масла. Выражается она в граммах на 100 грамм пигмента и колеблется обычно от 40 до 100.

Посколку стоимость связующего масла (олифы) обычно выше, чем пигмента, более экономичны пигменты с малой маслоемкостью. Кроме того, чем меньше связующего требуется для получения краски малярной консистенции, тем более долговечным будет покрытие.

Для определения маслоемкости к пигменту добавляют по каплям масло, перемешивая при этом смесь стеклянной палочкой до тех пор, пока вся масса не превратится в комок.

Укрывистостью называют способность краски (или пигмента, затертого на олифе) при равномерном нанесении на одноцветную поверхность делать невидимым цвет последней. Укрывистость выражается в граммах краски (пигмента), необходимой для того, чтобы сделать невидимым цвет закрашиваемой поверхности площадью 1 квадратный метр.

Укрывистость пигментов считают хорошей, если она составляет 20-60 гр./кв.метр. Например, у железного сурика она 35 гр./кв.метр, у охры — 180 гр./кв.метр. Укрывистость в основном зависит от формы и размера частиц, цвета пигмента. В ряде случаев фирмы указывают расход краски (укрывистость) в метрах квадратных с одного килограмма (литра) краски.

Кроме того, важное значение имеют такие свойства пигмента, как плотность , которая колеблется от 0,5 гр./куб.см.(сажа), до 9,55 г/куб.см. (свинцовый сурик); интенсивность цвета , красящая способность, зауключающаяся в способности пигмента передавать свой цветовой тон смеси с белым пигментом; светоустойчивость; безвредность для здоровья работающих; щелочестойкость (для силикатных красок); коррозийная стойкость и т.д.
Цвет
— свойство тел вызывать определённое зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом и интенсивностью отражаемого или испускаемого ими видимого излучения. Основные качества цвета — цветовой тон, насыщенность и светлота. Цвет лакокрасочных материалов зависит в основном от цвета пигментов, наполнителей и связующих. Цвет может быть разным и даже по картотеке RAL, по заявке на эмаль ЭП-140 от потребителя. инструментальным методами (ГОСТ 16873-78).
Блеск — способность поверхности направленно отражать световой поток. Блеск лакокрасочных покрытий устанавливают фотоэлектрическим методом. Сущность метода заключается в измерении величины фототока, возбуждаемого в фотоприёмнике под действием пучка света, отражённого от поверхности испытываемого покрытия.
Светостойкость — свойство материала сохранять свой цвет под действием световых лучей. В процессе эксплуатации лакокрасочные материалы изменяют свой цвет под действием ультрафиолетовых лучей естественного света и источников искусственного освещения, излучающих ультрафиолетовые лучи. Лакокрасочные материалы заводского изготовления — готовые лакокрасочные материалы, а также пигменты, связующие и другие материалы, составляющие окрасочную плёнку, должны быть светостойкими. Это особенно важно для наружных лакокрасочных покрытий фасадов и кровель зданий, открытых металлических конструкций.
У лакокрасочных материалов и неорганических пигментов определяют условную светостойкость (ГОСТ 21903-76).
Атмосферостойкость — свойство лакокрасочного покрытия сопротивляться разрушающему действию солнечных лучей, дождя, мороза, снега, ветра, и других атмосферных факторов (например, газов и пыли, загрязняющих нижние слои атмосферы).
Для определения атмосферостойкости (ГОСТ 6992-68) образцы с лакокрасочным покрытием выдерживают в атмосферных условиях с последующей количественной оценкой стойкости покрытия по изменению декоративных и защитных свойств. Испытания проводят на атмосферных площадках, расположенных на открытом воздухе на крыше здания или на земле.

Виды пигментов

Наибольшее распространение получили неорганические пигменты, они делятся на природные и искусственные .

Природных сравнительно немного, добываются они из недр земли и в своем естественном виде готовы к употреблению.

Они уступают искусственным по яркости и насыщенности цвета, но дешевые, безвредны и весьма устойчивы к атмосферным воздействиям.

Природные минеральные пигменты:

Мел — порошок белого цвета. Состоит в основном из углекислого кальция (Ca CO3). Применяется в водных красках и шпатлевках.
Мумия — красный, с коричневым оттенком пигмент. Представляет собой алюмосиликат, окрашенный окислами железа. Применяется со всеми видами связующих.

Сурик железный — коричневато-красного цвета, представляет собой размолотую в мелкий порошок железную руду и в основной массе состоит из оксида железа (78-85 %). Отличается свето — и атмосферотойкостью.
Охра — желтый пигмент, состоящий из глин, окрашенных 10-25% раствором Fe2O3. Дешевый и стойкий пигмент.

Умбра — коричневый, с зеленым оттенком пигмент, содержит до 50% оксида железа и MnO.
Сиена — темножелтый, по составу алюмосиликат с содержанием 45-70% оксида железа. Сиена жженая имеет каштановый цвет.
Киноварь — сернистая ртуть. Встречается в виде минерала красного цвета.

Боксит (от белого до красного цвета) состоит в основном из гидроксидов алюминия. Отличается высокой атмосферостойкостью, светостойкостью и укрывистостью.
Пиролюзит (от черного до серо-стального цвета) состоит из перекиси марганца. Применяется для производства водных красящих составов.

Графит — темно-серый минерал, состоящий из углерода. Используется для покрытия орячих металлических поверхностей.

Искусственные минеральные пигменты

Белые пигменты

Белила цинковые — по составу представляют собой оксид цинка с небольшим количеством примесей. Эти белила применяются как для внутренних, так и для наружных работ. Они обладают хорошей свето — и атмосферостойкостью. Укрывистость — не более 100-110 г/кв.м., коэффециент отражения — 99,7%.

Белила литопон — тонкий порошок — продукт осаждения из раствора смеси ZnSO4 и BaSO4. Для получения атмосферостойких покрытий не пригоден, так как не обладает атмосферостойкостью (желтеет на свету). Укрывистость литопона не более 110г/кв.см., коэффециент отражения — 97,8%.

Для повышения светостойкости литопона при его изготовлении добавляют к раствору сернокислого цинка 0,01-0,015% (от массы ZnSO4) сернокислого кобальта. При хранении в темноте сереет. Что мешает при производстве краски зеленого цвета эмали ЭП-255.
Белила титановые — порошок двуокиси титана.

Двуокись титана по своей укрывистости превосходит все другие белые пигменты. Она нейтральна и может быть введена во все пленкообразующие. Укрывистость составляет — 50-70г/кв.м. Коэффециент отражения — 98,9%.

Белила свинцовые — углекислый свинец, атмосферостоек, химически вреден, поэтому применяется для наружной отделки.

Желтые пигменты

Из желтых пигментов наибольшее техническое значение имеют кроны , обладающие высокими защитными (антикоррозийными) свойствами. Кроме того, кроны улучшают пластические свойства малярных составов, способствуют равномерному распределению краски по окрашиваемой поверхности.

Крон свинцовый представляет собой хромат свинца (желтого цвета), а более светлый цвет — смесь хромата свинца с различным количеством сульфата свинца. Укрывистость кронов колеблется в пределах от 40г/кв.м. (для желтого крона) до 190 г/кв.м (для лимонного). Плотность желтого крона — 6,12 г/куб.см.

Крон цинковый — порошок светложелтого цвета. Чем больше в составе крона Ca2O3 и К2О, тем ярче его цвет, чем больше ZnO, тем он белее. Укрывистость крона в пересчете на сухой пигмент не более 120-170 г/кв.м / в зависимости от марки/. Плотность — 3,46 г/ куб.см.

Крон стронциевый — лимонно-желтый порошок, обладает хорошей светостойкостью, превосходящей светостойкость свинцовых и цинковых кронов.

Красные пигменты

Сурик свинцовый — это искусственно получаемый оранжевый или красный порошок, ядовит. По составу представляет собой свинцовую соль ортосвинцовой кислоты. Обладает высокой коррозийной стойкостью. Используется в замазках — уплотнителях водопроводных труб.

Марс красный — красящим веществом в нем является оксид железа. Укрывистость в нем составляет 10-20 г/кв.м., плотность — 4 — 4,5 г,/куб.см.

Сурик железный — искусственный пигмент, получаемый помолом колчеданных огарков, отличается высокой коррозийной стойкостью.

Синие пигменты

Лазурь малярная — искусственный пигмент, имеющий вид темно-синего порошка, Она устойчива к действию слабых кислот, но не устойчива к действию щелочей. Поэтому ее не используют в красках, предназначеных для нанесения по штукатурке, и в слабощелочных красках (латексных).

Она представляет собой сложный цианид железа и щелочного металла и добавляется в специфические краски, например ледокольные эмали ЭП-437 серая или черная.
Кобальт синий — содержит соли кобальта и алюминия, получается путем прокаливания при температуре = 1350 градусов по цельсию.

Светостоек, стоек к действию щелочей и кислот. Ускоряет сушку масляных красок. Способен выдерживать высокие температуры и используется для окраски горячих поверхностей.
Ультрамарин — продукт обжига смеси каолина+кварца+соды (от синих до светло-лазурных тонов).

Берлинская лазурь — ярко-голубой пигмент (железная соль железистосинеродистой кислоты).

Зеленые пигменты

Оксид хрома — пигмент темно-зеленого цвета, нерастворимый в щелочах и кислотах. Применяется для приготовления химически устойчивых, жаро- и атмосферостойких красок. Его химический состав — оксид хрома с небольшими примесями водорастворимых солей. Плотность — 4,6 — 5,2 г/куб.см.

, температура плавления — 1990°С.
Зелень изумрудная — гидроксид хрома.
Медянка — основная уксуснокислая соль меди. Ее часто применяют со свинцовыми белилами. Чернеет от сероводорода. Под действием света меняет бирюзовый цвет на ярко-зеленый.

Кроме того, применяют зелень изумрудную, свинцовую, пинковую.

Черные пигменты

Сажа печная, нефтяная, газовая — продукт неполного сжигания различных углеродосодержащих веществ, является почти чистым углеродом. Обладает высокой атмосферо- и светостойкостью.
Кость жженая — содержит в своем составе 10% углерода. 84% кальция, 6% углекислого кальция. Получается обжигом, без доступа воздуха, обезжиренных грубоизмельченных костей.

Металлические пигменты, или бронзы

Являются порошками тонко измельченных на специальных мельницах меди, алюминия, сплавов никеля и цинка (мельхиор) и других цветных металлов.

В отличие от минеральных пигментов металические бронзовые порошки характеризуются пластинчатой формой частиц.

Благодаря такой форме эти частицы образуют в покрытии чешуйчатую поверхность, хорошо защищающую материал основания от воздействия агрессивных сред.

По основным оттенкам бронзы делятся на серебристые и золотистые . Оттенки бронзы получаются путем химической обработки в спиртовых растворах с анилиновыми красителями. При этом могут быть получены бронзы различных оттенков: голубого, фиолетового, пурпурного.

В золотистой бронзе металлические чешуйки должны быть отполированы во вращающихся барабанах при помощи жирных полировочных составов. Бронзирование металлических конструкций: мостов, ферм, резервуаров, скульптур и т.д. хорошо предохраняет их от вредных внешних влияний.

Серебристый пигмент — алюминиевая пудра. Представляет собой почти чистый алюминий и содержит 3-4% парафина, предохраняющего его от окисления и устраняющего опасность самовозгарания и взрыва. Марки ПАК-1, ПАК-2, ПАК-3, ПАК-4. Укрывистость — 10 г/кв.м.

Кроме того применяют краски с использованием вспученного вермикулита (золотистого и серебристого цветов).

Искусственные органические пигменты Органические красящие вещества обычно отличаются от неорганических большей дисперсностью, более высокой интенсивностью и яркостью цвета. Однако свето-термо-химическая стойкость их хуже.

Наибольшее применение находят органические черные пигменты: нигрозин, индулин; синие пигменты: ортолоциановый голубой, монастраль, индатрен; красные пигменты: литоль, ширлах; ганза желтый — лимонно-желтый с зеленоватым оттенком; пигменты алый, красный, зеленый. Применяются также фарблаки — пигменты, получаемые путем осаждения анилиновых красителей на белую основу, такие как мел и белила.

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *