“положение во гроб” караваджо. почему это шедевр – все о живописи
Table of Contents
“Положение во гроб” Караваджо. Почему это шедевр – Дневник живописи
Караваджо. Положение во гроб. 1602-1604 гг. Пинакотека Ватикана
Перед нами тело Христа и 5 фигур. Его тело со стороны головы держит святой Иоанн. Самый молодой ученик Христа. Со стороны же ног его удерживает Никодим. Житель Иудеи, тайный ученик Христа.
В темно-синем одеянии – святая Мария. Она протянула руку к лицу сына.
Прощаясь с ним навек. Вытирает от слез лицо Мария Магдалина. А самая дальная фигура – это Мария Клеопова. Скорее всего, она является родственницей Христа.
Фигуры стоят очень тесно. Они словно единый монолит. Выступающий из темноты.
Конечно, это шедевр. Но что делает эту картину такой выдающейся?
Как мы видим, композиция интересна.
Но не оригинальна. Мастер воспользовался уже существующей формулой. Примерно в таком же положении Христа изображали и Рафаэль в начале 16 века. И маньеристы* за полвека до Караваджо (1571-1610 гг.)
Слева: Рафаэль. Положение во гроб. 1507 г. Галерея Боргезе, Рим. Справа: Якопо Понтормо. Положение во гроб. 1526-1528 гг.
Церковь Санта-Феличиты, Флоренция, Италия
Обратите внимание
Не стал Караваджо шокировать нас реалистичностью мертвого тела. Как он это сделал в “Успении святой Марии”. Вместо прекрасной, как будто уснувшей святой, мы видим мертвую женщину. Вздутое тело. Босые ноги. Безжизненная бледность кожи.
Не стал Караваджо экспериментировать с расположением и освещением фигур. Как, например, в “Призвании святого Матфея”.
Когда фигура Христа находится в самой тёмной и удаленной части картины.
В картине “Положение во гроб” тело Христа не пугает нас своим видом. Оно находится на переднем плане. Весь свет падает именно на него.
Однако есть несколько моментов в картине, которые делают ее шедевром. Хотя эти новаторства Караваджо и не настолько бросаются в глаза.
1. Вовлечение зрителя
Караваджо максимально приближает нас к происходящему. Мы как будто стоим на краю могилы. Край плиты и локоть Никодима словно вот-вот прорвут пространство картины.
А теперь посмотрите на картину учителя Караваджо, Петерцано. Симоне Петерцано. Оплакивание. 1584 г.
Церковь Сан-Фиделе, Милан, Италия
Вам словно демонстрируют тело Христа. Он возлежит так, чтобы его мертвое тело выглядело максимально благородно. Персонажи одеты в красивые атласные ткани. А на заднем плане Вероника держит свою вуаль с ликом Христа. Так, чтобы вам было хорошо ее видно.
В этом всем чувствуется театральность. Вы здесь как сторонний зритель. Перед которым разворачивается представление.
Караваджо преследует в своей картине другие цели. Он хочет вас вовлечь в действие. Поэтому Никодим смотрит в вашу сторону. Как будто следующим порывом он передаст тело Христа вам.
Такого раньше живопись не знала. Это чисто караваджинский приём.
2. Предельная простота
Большинство современников Караваджо следовали моде зарождающегося Барокко. Переполняя свои картины помпезной символикой и пухлыми ангелочками.
Караваджо терпеть не мог аллегорий. Лишних деталей. Он хотел, чтобы его картины мог понять любой. Чтобы чувства персонажей были искренни.
В этом он был полной противоположностью маньеристов*.
Чья живопись скорее напоминала ребусы для самых образованных. Аньоло Бронзино. Аллегория с Венерой и Амуром. 1545 г. Национальная галерея ЛондонаВажно
Например, не разбираясь в мифологии, не зная языка символов, вы едва ли сможете понять картину Бронзино “Аллегория с Венерой и Амуром”.
К чему эта девочка с ногами льва и хвостом змеи? Почему она держит соты в одной руке и жало в другой?
Картины же Караваджо были предельно понятны. В его “Положении во гроб” нет ничего, что бы отвлекало ваше внимание от главного сюжета. Разве что одинокий могильный цветок.
Его персонажи даже одеты очень просто. Никаких шелков. Никакого ультрамарина.
И уж тем более милых ангелочков. Да и позировали ему всегда люди с улицы.
Подходящие лица он находил среди простых трудяг и проституток. Так, Мария Клеопова (та, что воздела руки) – это проститутка Филлида. Она же позировала ему и для других его картин. Например, для “Марфы и Марии Магдалины”. Караваджо. Марфа и Мария Магдалина. 1598 г.
Музей искусств, Детройт, США
Это, кстати, очень многих раздражало. Что в образе святых они видели знакомых им проституток. Но это тема другого разговора. Об этом читайте в статье о тайной гибели Караваджо.
3. Реалистичность людей
Караваджо изобразил святую Марию лет 55. Кажется, что она выглядит старше своих лет из-за постигшего ее горя. Приглядитесь к ее лицу. Это не старуха, как часто ее обозначают на этой картине. Это женщина за 50, убитая горем. Караваджо. Положение во гроб. Фрагмент. 1603-1605 гг. Пинакотека Ватикана
Ее возраст реалистичен.
Именно так и могла выглядеть женщина, сыну которой 33 года.
Дело в том, что до Караваджо святую Марию изображали молодой. Тем самым максимально идеализируя ее образ. Аннибале Карраччи. Пьета. 1600 г. Музей Каподимонте, г. Неаполь, Италия
Например, Карраччи, немного-немало основатель первой художественной академии, следовал той же тенденции.
Его святая Мария и Христос на картине “Пьета” – примерно одного возраста.
4. Ощущение динамики
Караваджо изображает момент, когда мужчины находятся в сильном напряжении. Святому Иоанну тяжело удерживать тело. Ему не легко. Он неловко прикоснулся пальцами к ране на груди Христа.
Никодим также на пределе своих сил.
Вены на его ногах вздулись. Видно, что он держит свою ношу из последних сил.
Мы словно видим, как они медленно опускают тело Христа. Такая необычная динамика делает картину ещё более реалистичной. Караваджо. Положение во гроб. Фрагмент. 1603-1605 гг.
Пинакотека Ватикана
5. Знаменитое тенебросо Караваджо
Караваджо использует приём тенебросо. На заднем фоне – кромешная тьма. А фигуры словно вырисовываются направленным на них неярким светом.
Многие современники критиковали Караваджо за такую манеру. Называли ее “подвальной”. Но именно эта техника является одной из самых характерных черт творчества Караваджо. Он смог максимально раскрыть все ее преимущества.
Фигуры приобретают необычайную рельефность. Эмоции героев становятся предельно выражены. Композиция ещё более цельной.Совет
Такая манера стала очень популярной благодаря Караваджо. Среди его последователей можно выделить испанского художника Сурбарана.
Посмотрите на его знаменитую картину “Агнец Божий”. Именно тенебросо создаёт иллюзию реальности.
Ягненок словно живой лежит перед нами. Освещённый тусклым светом. Франсиско де Сурбаран. Агнец Божий. 1635-1640 гг. Музей Прадо, Мадрид
***
Караваджо был реформатором живописи. Он основатель реализма. И “Положение во гроб” одно из величайших его творений.
Его копировали самые крупные мастера. Что также подтверждает его ценность для мирового искусства.
Одна из самых известных копий принадлежит Рубенсу. Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб. 1612-1614 гг. Национальная галерея Канады, г. Оттава
“Положение во гроб” – сюжет очень печальный. Но именно за такие сюжеты Караваджо и брался чаще всего.
Думаю, это связано с детской психологической травмой. В 6 лет он наблюдал, как в муках умирал его отец и дед от бубонной чумы.
После чего его мать сошла с ума от горя. С детства он усвоил, что жизнь полна страданий.Обратите внимание
Но это не помешало ему стать величайшим художником. Правда прожил он всего 39 лет. Он погиб. Бесследно исчезло его тело. Предположительно его останки нашли лишь 400 лет спустя! В 2010 году. Об этом читайте в статье “Караваджо. 5 невероятных фактов о жизни и творчестве”.
* маньеристы – художники, работающие в стиле маньеризм (100-летняя эпоха между Ренессансом и Барокко, 16 век). Характерные черты: перенасыщенность композиции деталями, удлиненные, часто закрученные тела, аллегорические сюжеты, повышенный эротизм. Яркие представители: Джорджо Вазари, Джулио Романо, Эль Греко, Аньоло Бронзино.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
Картина «Положение во гроб»
Дата написания: 1602–1604 годы.
Тип: Холст, масло, 300*203 см.
Положение во гроб (Погребение Христа)
Портрет художника
О жизни большинства художников и других известных личностях мы узнаем из записок и книг, написанных современниками, историками и друзьями. В случае с Микеланджело Меризи да Караваджо, однако, эти знания мы получаем, в основном, из полицейских сводок.
Из них легко понять, что у художника был сложный характер. Так же агрессивный Караваджо мог проявлять жестокость, и арестовывался за нападение. Помимо участия в кровавых драках, в полицейских архивах сохранились записи о незаконном ношении оружия.
В конце концов живописец совершил убийство и провел несколько лет в бегах от закона.
Сюжет
После несения креста на Голгофу и распятия, некоторые из последователей Христа (Никодим, Иосиф Аримафейский, Мария Магдалина) снимают тело с креста и помещают его в гроб.
Свет и тень
Одна из первых вещей, которую можно заметить в стиле Караваджо — гробовая темнота. Это так называемый темный стиль (тенебризм). Художник пытался сделать сцену, события которой происходят ночью, фигуры будто освещены гигантским прожектором, что находит отражение и в других картинах.
Положение во гроб. Фрагмент.
У картины буквально нет фона. Только темнота. Нет архитектурных творений, пейзажа, в результате чего зритель сосредоточен на фигурах переднего плана. Световые эффекты работают на драматизм, мы можем видеть очень выразительные контрасты светлого и темного. Другими словами, темные тени находятся в непосредственной близости от области яркого освещения, без плавного перехода.
Пространство
Все персонажи расположены максимально близко. Посмотрите на тело Христа, мы буквально ощущаем, что оно может прикоснуться к нам. Выступ гробницы укорочен, кажется, что он входит в наше «пространство».
Аналогичный эффект можно наблюдать на локте, принадлежащем фигуре, держащей Иисуса ха ноги.
Одна из особенностей искусства барокко — тонкая грань между нашим миром и картиной, достигаемая использованием специфичных ракурсов и игрой света.
Давид с головой Голиафа. 1607.
Композиция
Фигуры на картине образуют диагональную линию, которая также является распространенной особенностью стиля барокко. В искусстве Высокого Возрождения мы можем найти композиции в форме пирамиды. Но тут мы видим диагонали, которые иногда пересекаются в форме буквы «Х».
Падение Фаэтона. Рубенс.
Одна из важнейших задач барокко — вовлечение зрителя. С ней Караваджо отлично справляется, организовывая композицию так, чтобы тело Христово «врывалось» в нашу реальность.
Реализм
Искусство барокко также имеет тенденцию быть очень реалистичной. Тело Христово выглядит действительно мертвым, а фигуры тратят все силы держа этот груз.
Караваджо на выставке “Шедевры Пинакотеки Ватикана. Roma Aeterna”
Главный шедевр на выставке “Roma Aeterna” (лат. Вечный Рим) в Третьяковской галерее – большое полотно «Положение во гроб» кисти знаменитого итальянского мастера Караваджо. Без этого шедевра не обходится ни один учебник по истории живописи.
Автор: Микеланджело Меризи, прозванный Караваджо (1573 – 1610)
Картина: “Положение во гроб”
Дата написания картины: 1604 год
Размеры: 300 х 203 см
Караваджо “Положение во гроб” 1604
Место постоянного экспонирования: Пинакотека Ватикана
Временно экспонируется в залах Третьяковской галереи в рамках выставки “Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана”
Для подчеркивания исторических параллелей напомню читателю, что в год написания картины, 1604, в России началась Смута, а в Риме Караваджо закончил полотно огромных размеров, предназначавшееся для центрального образа алтаря – “Положение во гроб“.
Фрагмент “Положение во гроб” Караваджо. Святой Никодим
Произведение не было написано в канонах живописи рубежа XVII-XVII веков и потому многими было воспринято негативно.
«Положение во гроб» своим открытым трагизмом и силой простоты бунтовало против узаконенного хорошего вкуса.
Когда картина была открыта, многие были возмущены, но многие, в том числе художники и коллекционеры, среди которых были аристократы и кардиналы, новое искусство приветствовали.
Храм Санта-Мария делла Валичелла (Рим, Италия) для алтаря которой Караваджо написал “Положение во гроб“
С тех пор, как Караваджо стал личным живописцем кардинала Франческо дель Монте, он стал получать множество заказов, в том числе и на религиозную тематику. Одну из таких картин под названием «Положение во гроб» он написал для римского храма Санта-Мария делла Валичелла (также известной как Кьеза Нуова). Полотно считают одной из вершин творчества художника.
Как следует из записи в церковном архиве, картина была окончена до 6 сентября 1604 года. В 1797 году Наполеон вывез картину Караваджоо в Париж в результате конфискации. “Положение во гроб” вернулось в Рим в 1816 году при папе Пие VII.
Интерьер Санта-Мария делла Валичелла (Рим, Италия) для алтаря которой Караваджо написал “Положение во гроб”. Сейчас в храме можно увидеть копию работы Караваджо
Важно
Пышный мраморный декор капеллы, для которой предназначалась картина, резко контрастировал с простотой полотна Караваджо. По сравнению с традиционными для того времени “Положениями во гроб” трактовка полотна выглядела очень непривычно.
Вместо обычной трехфигурной композиции художник изобразил шесть фигур в натуральную величину, головы пяти из которых, ярко выделяющиеся на темном фоне, словно в театральном пространстве.
Караваджо расположил их друг над другом, подчеркнув тяжесть их ноши направленным сверху вниз движением.
Караваджо. “Положение во гроб” на выставке “Roma Aeterna” в зале Третьяковской галереи
Все фигуры изображены очень реалистично – это обычные списанные с натуры люди, облагороженные общим переживанием, наделяющим происходящее монументальностью античной трагедии.
Драматизм сцены усиливается благодаря резкому контрасту света и тени, одной из характерных черт живописи Караваджо.
Художник не делал подготовительных эскизов для этой картины, а сразу писал ее на холсте, используя натурщиков.
В залах Пинакотеки Ватикана. Караваджо “Положение во гроб”
В этой картине присутствует характерный для художника контраст света и тьмы.
На фоне мрачной и непроглядной тьмы стоит группа людей – на переднем плане Апостол Иоанн и старец Никодим держат тело Христа, с намерением опустить его в каменный гроб.
За ними находятся мать Иисуса, Мария Магдалина и Мария Клеопа. Скорбящая мать, Дева Мария, горестно распростерла руки, стараясь обнять и защитить тело сына.
Дева Мария. Фрагмент “Положение во гроб” Караваджо
Мария Клеопа застыла в безмолвном крике, подняв руки к небу, ее волосы торчат в разные стороны – видимо, она рвала их в стенаниях. Голова Марии Магдалины скорбно опущена, она скрывает свои слезы, переживая по поводу утраты.
Мать Иисуса не плачет и не кричит, она молча смотрит на лицо своего сына, зная, что больше не увидит его никогда. Лик Марии в отличии от привычной нам молодой девушки более соответствует реальному возрасту Марии в день утраты сына.
Лица мужчин сосредоточены и скорбны.
Дева Мария, Мария Магдалена и Мария Клеопа, Фрагмент “Положение во гроб” Караваджо
Апостол Иоанн, хмурясь, всматривается в неживое лицо своего Учителя, а сильный Никодим глядит вниз, на дно гробницы, напрягаясь под весом тела Иисуса. Тело Христа бледно, как будто лишилось всех красок жизни. Никодим и Иоанн, опуская тело Христа в гроб, наклоняются с ним вперед к зрителю.
Фрагмент “Положение во гроб” Караваджо
Совет
Рука мертвого Спасителя едва коснулась холодного камня. Таким образом движение, начатое всплеском рук Марии Клеопы наверху картины справа, заканчивается прикосновением руки Христа к мраморной гробнице.
Композиция «Положения во гроб» выстроена так, что смотрящий на нее зритель невольно становится частью картины. Каменная гробница, в которую хотят положить Христа, одним из углов повернута к зрителю (3D эффект) – этот угол как бы прорывает тонкую преграду между миром картины и обычной реальностью.
Фрагмент “Положение во гроб” Караваджо
Впечатление усиливает острый локоть держащего Иисуса за колени Никодима. Кажется, что они хотят передать недвижимое тело Христа тому, кто смотрит на картину. В чертах Никодима многие исследователи и зрители находят сходство с портретом зрелого титана Возрождения Микеланджело Буанаротти.
В истории искусства никогда еще классический религиозный сюжет не был таким житейским и живым. Никогда больше художники не захотят рисовать схемы вместо людей, иллюстрируя Библию. Ремейки этой картины Караваджо кто только не делал: Рубенс и Сезанн, Фрагонар и Жерико.
Портрет Караваджо. Автор- Оттавио Леони. Около 1600 года. Флоренция. Библиотека Маручеллиана
Портрет художника
О жизни большинства художников и других известных личностях мы узнаем из записок и книг, написанных современниками, историками и друзьями. В случае с Микеланджело Меризи да Караваджо, однако, эти знания мы получаем, в основном, из полицейских сводок.
Из них легко понять, что у художника был сложный характер. Агрессивный Караваджо часто участвовал в кровавых драках, в полицейских архивах сохранились записи о незаконном ношении оружия.
В конце концов живописец совершил убийство и провел несколько лет в бегах от закона.
Свет и тень
Одна из первых вещей, которую можно заметить в стиле Караваджо — гробовая темнота. Это так называемый темный стиль. Художник пытался сделать сцену, события которой происходят ночью, фигуры будто освещены гигантским прожектором, что находит отражение и в других картинах.
Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб, 1612
У картины буквально нет фона. Только темнота. Нет архитектурных творений, пейзажа, в результате чего зритель сосредоточен на фигурах переднего плана. Световые эффекты работают на драматизм, мы можем видеть очень выразительные контрасты светлого и темного.
«Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера, Жоржа де Латура или Рембрандта. И Делакруа, Курбе и Мане писали бы по-другому», — говорил великий итальянский искусствовед Роберто Лонги (1890—1970).
Здание Пинакотеки Ватикана
Ссылки на статьи, описывающие произведения выставки “Roma Aeterna. Шедевры Пинакотеки Ватикана”
“Апостол Матфей и ангел ” Гвидо Рени – ссылка расположена здесь.
“Видение святой Елены” Веронезе – ссылка расположена здесь.
“Ангел, играющий на лютне” Мелоццо да Форли – ссылка расположена здесь.
“Пьета” Карло Кривелли –ссылка расположена здесь.
Пределлы “Вера” и “Милосердие” Рафаэля – ссылка расположена здесь.
Очередь на выставку “Шедевров Пинакотеки Ватикана”
Цитата из художественного произведения
Ниже приведу выдержку из художественного произведения, посвященного творчеству Караваджо в части, повествующей о написании “Положения во Гроб”:
«Пятеро стояли на краю могильной ямы в такой тьме, против которой самая глухая ночь показалась бы прозрачными сумерками. Их окружала черная немота остановившегося времени.
Иисус сказал: «Свершилось». И, преклонив главу, отдал дух. От шестого же часа тьма была по всей земле. И померкло солнце.
Мрак безвременья окутал этих пятерых людей, и они опускали шестого во тьму. Опускали не только в кладбищенскую сырость свежераскопанной земли – отпускали в вечное небытие и не знали, что он воскреснет на третий день, прощались с ним навсегда. Молодая женщина, как и две другие, тоже Мария, раскинула руки вверх и в стороны. Это жест, раздираемый криком.
Изо рта вырывается вопль – да ведь она на грани обморока – вон как закатились ее глаза. И волосы растрепаны: плакальщица только что терзала их. Горе молодой Марии неподдельно, однако, ей легче, чем другим: ее скорбь находит выход в движениях и звуках.
Рядом с ней, чуть ближе к зрителям – Магдалина.
Ее слез не видно, лицо полузакрыто платком, который она, комкая в руке, прижимает к глазам. Магдалина прячет от остальных не плач, а свою любовь, безвыходную, беспомощную любовь, которая ни в одном слове не проявилась, когда он был жив, и которую не выплакать и не выкричать теперь. У нее черты небогатой горожанки, она не похожа на обращенную грешницу, она молода и здорова.
И еще одно женское лицо – мать Спасителя. Ее никак не назовешь Мадонной – она стара. По писанию ей не больше пятидесяти лет, а здесь – семидесятилетняя старуха. Stabat mater dolorosa…- Мать скорбящая стояла… Странно: в первую минуту она кажется спокойнее других, но сколько жуткого горя в этом спокойствии. Она не прячет лицо, не отводит глаза, не может потерять сознание.
Бесконечным последним взглядом мать вбирает в себя сына – его тело, его смертную наготу, последние секунды этого тела на земле. Если бы ее взгляд мог на самом деле вернуть сыновнюю плоть обратно в материнское лоно! Губы чуть шевелятся, но Мария не слышит своего голоса. Она одряхлела вдруг, внезапно, за один день, и смотрящий на полотно сразу понимает это.
Холодное синее пятно плаща, наброшенного на голову поверх белого платка, мрачней и строже самого глубокого траура. Двое мужчин держат тело Иисуса. Молодой Иоанн, как и Богоматерь, всматривается в его лицо. Он напряжен, на лбу собрались морщины. В такие минуты юноши превращаются в мужей.
Обратите внимание
Рука Иоанна подсунута под плечи Христа, он поддерживает мертвую плоть бережно, но неумело: пальцы касаются раны на ребрах, той страшной раны от римского копья, которое прекратило страдания Иисуса на кресте.
Красный плащ Иоанна волочится по земле, путаясь под ногами, в его складках залегли черные тени.
Никодим, в коричневой тунике чуть выше колен, выделяется мощью своей кряжистой фигуры. Он обхватил ноги Христа и сомкнул кольцо рук под его коленями. Единственный изо всех, Никодим смотрит вниз, в яму. Мышцы этого лысоватого, еще не старого мужчины, вздулись, на загорелых ногах набрякли вены; при взгляде на его усилия чувствуешь, насколько мертвая плоть тяжелее живой.
Тело Христа бескровно, однако, в его бледности нет трупного оттенка. Краски жизни сошли с него, и остались резко, рельефно-четко вылепленные формы. Эта высокая грудь, широкие плечи, крепкие бедра и ноги принадлежат не проповеднику слова, а борцу, мускулистому атлету. В запрокинутом лице нет покоя, но нет и смертной гримасы.
Люди стоят на могильной плите, выдвинутой углом вперед, она выглядит, как подножие скульптурной группы, но это – настоящая надгробная плита, под ней зияет провал, из-под нее тянет сыростью, и у нижнего среза картины растет мясистый кладбищенский цветок.
Фигуры написаны в полный рост, приближены к самому переднему краю; кажется, что локоть Никодима и острая грань камня вот-вот прорвут полотно. Свет борется с тьмой, и в борении они создают особую осязаемость, их контраст животворящ.
«Получилось» – думает Караваджо, стоя перед своей картиной. Линия, очерчивающая группу, скорбно клонится вниз. Взгляд, следуя за этой надломленной линией, опускается к лицу Христа, задерживается на нем, здесь – средоточие происходящего. А теперь эту кривую продолжит и замкнет белая, бессильно упавшая рука Иисуса».
Отрывок из романа В. Клеваева «Накануне прекрасного дня. Неоконченный роман об итальянском живописце Микеланджело Меризи да Караваджо»
Два Микеланджело: Буонарроти и Караваджо
«Тот, кто идет за другими, никогда их не перегонит, а тот, кто сам не умеет хорошо сделать,
не сумеет хорошо воспользоваться и чужим…»
Микеланджело Буонарроти
В Риме часто можно услышать: «чем был бы Вечный город, если бы у него не было двух Микеланджело…»
Речь, конечно, о Микеланджело Буонарроти и Микеланджело Меризи да Караваджо.
Первый — знаменитый флорентийский скульптор, художник, архитектор, поэт и философ, титан Возрождения, в своем позднем творчестве заложивший основы нового стиля, маньеризма.
Второй — художник из Ломбардии, создатель собственного направления в живописи, непостижимого в своей реалистичности.
Важно
Буонарроти и Караваджо разделены во времени (первый умер в Риме в 1564 году, второй родился в Милане в 1571 году), и на первый взгляд сложно вообразить себе более далеких друг от друга мастеров: и по характеру, и по своей манере, и по образу жизни. Но, все-таки без Микеланджело невозможно до конца понять Караваджо.
В небогатой семье Меризи, родом из маленького городка Караваджо, в праздник Архангела Михаила (29 сентября), родился мальчик, которого назвали в честь святого.
Незадолго до этого отец будущего художника, каменщик и архитектор, получает работу на стройке Кафедрального собора в Милане и перевозит семью в большой город. Через десять лет семья Караваджо после смерти отца от тифа вернется в родные места.
Юный Микеланджело начнет интересоваться рисованием и вновь возвращается в Милан, где будет учиться живописи в мастерской художника Симоне Петерцано, бывшего ученика самого Тициана.
Юноша изучает изобразительные традиции Венеции и региона Венето, в основе которых лежит виртуозное владение светом и цветом. К тому же он увлечен современными художниками Ломбардии, реалистичная живопись которых передает жизнь такой, какая она есть.
В возрасте 21 года художник при неясных обстоятельствах переезжает в Рим (позже поползут слухи, что он, якобы, убил кого-то из-за карточной игры, но доказательств или опровержений найдено не будет).
В Риме его ждут не только величайшая слава, но и пожизненный позор. Однако, все это еще впереди. А пока молодой человек оказывается в солнечном Риме и, желая найти себе жилье и работу, обходит мастерские художников, предлагая свои услуги.
В начале XVII века в городе насчитывалось около двух тысяч художников, и многие жили в окрестностях пьяццы Навона. Караваджо пытается устроиться в мастерские к художникам довольно среднего уровня, но безрезультатно, ведь молодого человека никто не знает.
Совет
Здесь Микеланджело Меризи и превратится в Караваджо: это прозвище он получит, как и многие другие приезжие художники (Джентиле из Фабриано, Перуджино — из Перуджи, Веронезе — из Вероны).
Он вынужден голодать, бродяжничать, перебиваться случайными заработками и, надо отметить, такая жизнь приходится ему по душе. Да-да, Караваджо необычайно манило «римское дно», опасность, разгул и разврат.
Он один из немногих художников, чье творчество невозможно рассматривать, не обращая внимание на то, каким он был по складу характера.
Современники описывают Караваджо как грубияна, неотесанного и бесчестного человека, вспыльчивого и склонного к насилию, всегда готового ввязаться в драку и авантюру.
Примерно через год Караваджо удается устроиться в мастерскую модного художника Чезаре д’Арпино. Ему поручают писать гирлянды из цветов, фруктов и листьев. Одновременно с этим Караваджо начинает писать свои картины.
Одной его первых работ становится «Юноша с корзиной фруктов» (1593–1594). Для нее позирует молодой сицилийский художник, Марио Миннити, ученик, друг и возлюбленный Караваджо. Он также необуздан и неотесан, вместе они бродят по римским трущобам в поисках приключений. Они будут неразлучны много лет.
В своих ранних работах Караваджо увлечен приторной, грубоватой и простоватой красотой черноглазых и черноволосых юношей с округлыми чертами лица.
И «Юноша с корзиной фруктов», и «Мальчик, укушенный ящерицей», и «Голова медузы», и «Лютнист», и юноши с картины «Музыканты» — всё это Марио Миннити.
Обратите внимание
Стоит лишь взглянуть на автопортрет художника в образе больного Вакха и становится очевидно: к этому же типу красоты относился и сам Караваджо.
Но не только черноглазые юноши привлекали художника. Природа во всех её проявлениях была главным источником вдохновения для Караваджо. За реалистичность в изображении плодов, цветов и листьев его называли «певцом гнилых фруктов». Неспелые персики, перезрелый инжир, треснувшие гранаты, кислый или сладкий виноград, червивое яблоко, сухие листья… никогда прежде природа не была такой настоящей!
В мастерской Чезаре д’Арпино Караваджо знакомится с крупными заказчиками и коллекционерами. Вскоре он находит своего главного мецената и покровителя, кардинала Франческо Мария дель Монте, посла Великого герцога Тосканского в Риме. С 1594 по 1599 год Караваджо будет жить в его дворце как частный художник, получая заказы и щедрое содержание.
Караваджо вихрем ворвался в культурную жизнь города! Джустиниани, Маттеи, Боргезе, Барберини… во дворце кардинала дель Монте бывают самые влиятельные, богатые и просвещенные люди Рима. Все они, искушенные коллекционеры в восторге от манеры Караваджо.
За его картинами выстраивались в очередь: если что-то не нравилось одному заказчику (в случае с Караваджо такое происходило часто, многие были шокированы реалистичностью его работ), картину тут же приобретал стоящий в очереди.
Некоторые работы были столь популярны, что Караваджо был вынужден делать копии.
Надо сказать, что во дворце кардинала дель Монте царила необычная атмосфера. В мужском кругу здесь наслаждались поэзией, музыкой, живописью, особенным удовольствием было пение кастратов, молодых людей, после известных медицинских манипуляций, издающих совершенно божественные звуки. Во дворце также располагалась огромная библиотека.
Караваджо, мечтающий о дворянском титуле, должен бы быть доволен жизнью, ведь теперь у него были деньги, известность и престиж. Но ничто не могло удержать его от опасности, разгула и разврата, которые неудержимо затягивали его в водоворот.
Не желая становится ручной обезьянкой для богачей, в мастерской он проводил не более четырех часов, после чего выходил в город. Неизменно со шпагой. А быть вооруженным, тем более шпагой, считавшейся привилегией дворянского сословия, означало во что бы то ни стало нарваться на неприятности.
Его часто останавливали жандармы, которым Караваджо дерзил, за что бывал задержан, и только лишь вмешательство покровителей спасало его от тюремных заключений.
Важно
Он бросался камнями, частенько нападал со спины, однажды залез в дом двух женщин, а еще бросил блюдо артишоков в лицо якобы заносчивого трактирщика… и подобным историям не было конца!
Само собой, для вдохновения Караваджо не нужны были другие художники. Его вдохновением была улица. Да и своих героев, торговцев, бродячих музыкантов, гадалок, картежников, неопытных юношей, городских щеголей, куртизанок, он встречал на самом дне римской «народной» жизни.
Однако, было в его жизни нечто, вселяющее трепет в его сердце. Искусство Микеланджело Буонарротти. Он простаивал в Сикстинской капелле, забывая обо всем.
А после, с большой долей уверенности можно сказать, что мог отыскать в библиотеке кардинала дель Монте «Жизнеописания…» Джорджо Вазари и прочесть слова самого Микеланджело, записанные в его биографии: «Хорошая живопись — это как бы сближение, слияние с Богом… Она лишь копия Его совершенств, тень Его кисти, Его музыка, Его мелодия… Поэтому художнику недостаточно быть великим и умелым мастером. Мне кажется, что и жизнь его должна быть возможно более чистой и благочестивой, и тогда Святой Дух будет направлять все его помыслы…»
Только с ним, с Микеланджело, хотел Караваджо вести свой диалог, только на него равняться, только у него учиться.
В начале 1600-х годов Караваджо создает Иоанна Крестителя. И картина эта — яркий пример той самой манеры Караваджо, которая так шокировала современников. Он создает религиозных персонажей необыкновенно реальными, живыми людьми, в которых есть и плохое, и хорошее.
На первый план он выносит реальность людей. Но плотское при этом тесно переплетено с духовным. Для позы Иоанна Крестителя он выбирает одного из обнаженных, которых написал Микеланджело на потолке Сикстинской капеллы.
Но при этом и в голову не приходит мысли о простом заимствовании.
Караваджо преклоняется перед искусством Микеланджело, отдает ему должное, не забывая о своем видении и о виртуозном владении светом и тенью, что позволяло ему подчинять себе пространство, создавать необычайно драматические сцены и передавать переживания персонажей.
Совет
Таков же и его «Амур-победитель»! Караваджо вновь использует позу одного из обнаженных с потолка Сикстинской капеллы.
Созданная для коллекции банкира Джустиниани, эта картина казалась современникам настолько непристойной, что хранилась у искушенного знатока живописи за тяжелым занавесом.
В действительности этот озорной Амур на смятой постели, недвусмысленно прославляя гомосексуальную любовь, торжествует надо всем: любовь прекрасней музыки (инструменты), сильнее войны (доспехи), долговечнее власти (корона).
Настоящую славу художнику принесли алтарные образы. Именно когда искусство Караваджо вышло из частных коллекций к людям и переместилось в церкви Рима, он стал по-настоящему знаменитым.
В 1599 году Караваджо начинает работать для Маттео Контарелли, при посредничестве кардинала дель Монте заказавшего картины для семейной капеллы в церкви Сан-Луиджи деи Франчези. 3 холста с эпизодами из жизни Святого Матфея станут первыми произведениями художника, созданными не для частных коллекций.
Картина «Призвание Святого Матфея» — одна из важнейших в творчестве Караваджо. Перед нами библейская история, но Караваджо рассказывает ее так, словно она могла бы произойти в таверне за углом.
Группа людей слева, среди которых сборщик податей Левий Матфей, занимаются своим делом, и похожи они при этом на обычных римлян, в обществе которых часто оказывался Караваджо.
Справа — Иисус Христос и апостол Петр. Спаситель протягивает руку, произнося: «Следуй за мной».
Обратите внимание
Матфей, словно, не веря, что слова Иисуса обращены к нему, сборщику податей (не было занятия постыднее), указывает на своего приятеля вместо себя.
Глубину и драматургию сцене придает свет, который падает со стороны Христа, освещая группу слева. Иисус Христос — свет истины, освещающий самые затемненные стороны жизни, и грешников и праведников. Именно об этом написано в евангелии от Матфея: «Не больным, а здоровым нужен лекарь».
И рука Спасителя, с любовью и прощением, призывающая грешника, так похожа на руку Создателя, что вливает жизненную энергию в безвольно протянутую руку Адама. Как тонко понял этот буян и хулиган Караваджо все те основы, на которых зиждется сама идея Спасения, как верно он прочувствовал суть искусства великого Микеланджело, словно дыша с ним в унисон.
Знаменитое «Положение во гроб» Караваджо создает в 1604 году. Джироламо Виттриче, представитель богатой и влиятельной римской семьи, будучи наследником своего дяди, Пьетро Виттриче, умершего в 1600 году, исполняя его волю, заказывает художнику алтарный образ для семейной капеллы в церкви Кьеза Нуова.
«Положение во гроб» похоже скорее на реквием, настолько поражает оно своей глубиной и печалью.
Никодим и Иоанн Креститель переносят мертвое тело с плиты (камень, на котором, по традиции средиземноморских стран, покойного готовят к погребению, обмывая и натирая миррой) в могилу. Это момент скорби и прощания. Позади — три Марии и три оттенка женского горя.
Одна из них отчаянно кричит, вскинув руки. Фигура ее столь выразительна, что женский крик ощущается почти физически. Другая, Мария Магдалина, погружена в себя и безутешна. И третья, дева Мария, оплакивает своего сына.
Она выглядит почти старухой, так состарило её горе.
Караваджо с беспощадностью документалиста изображает то, как смерть забирает тело 33-летнего мужчины. Он, как и Микеланджело, изучал природу во всех ее проявлениях.
Если Буонарроти интересовался анатомией и занимался вскрытиями, то Караваджо интересовала сама смерть, он рассматривал, изучал и запоминал тела утопленников, убитых и повешенных.
Важно
Взгляните, как безжизненно лицо Христа, как смерть поднимается по его руке, как тяжело его мертвое тело, которое с таким усилием удерживают двое мужчин.
Работая со светом и пространством, Караваджо наполняет «Положение во гроб» атмосферой траура, скорби и печали. Кажется, от могилы веет холодом, а мясистый кладбищенский цветок усиливает ощущение сырости.
Плита, обращенная углом к зрителю и локоть Никодима словно прорывают холст, создавая необычное ощущение: кажется, что персонажи передают тяжесть, боль и скорбь тому, кто смотрит на картину.
«Пьета», созданная Микеланджело в 1499 году для церкви, в последствии разрушенной и включенной в нынешний собор Святого Петра, повлияла на Караваджо. Безусловно, «Пьета» Микеланджело и «Положение во гроб» Караваджо, не поддаются прямому сравнению. Но тысячи невидимых нитей связывают эти шедевры через время и пространство.
Микеланджело, отражая свои воззрения, наполняет мрамор божественной любовью, красотой и совершенством. Его Дева Мария — молода и непорочна, она не только мать своего сына, но и его дочь (ведь Иисус — создатель всего сущего). А Караваджо показывает мрачное погребение мертвого, отчаяние живых и горе постаревшей матери.
Примечательно лицо Никодима! По одной версии, в его образе предстает Пьетро Виттриче, тот самый, что погребен в капелле, для которой предназначено «Положение во гроб». С другой стороны, надо ли быть экспертом, чтобы заметить в лице Никодима знакомые черты Микеланджело Буонарроти, того, чьим гением восхищался гений Караваджо?..
«Положение во гроб» — глубокое размышление Караваджо, дань уважения таланту Буонарроти и яркое проявление собственного стиля.
Караваджо было всего лишь 35 лет, когда началась самая мрачная глава его жизни. 29 мая 1606 года спор на площадке для игры в мяч перерос в драку, в ходе которой был убит Рануччо Томассони. В убийстве был обвинён Караваджо.
Папа Павел V объявляет художника «вне закона». Караваджо вынужден бежать. Следующие 4 года до самой смерти, что настигнет его на пляже в порту Эрколе, он будет как в агонии метаться из Неаполя на Мальту, а после — на Сицилию.
Это время страданий и надежды на прощение.
За годы своего изгнания Караваджо создаст ошеломительные шедевры, но сам он, обезумев от горя и усталости, уже никогда не познает счастья.
Совет
В одной из своих последних работ он напишет свой автопортрет… в образе отрубленной головы Голиафа. Таким, измученным и отчаявшимся, он встретит смерть.
И это представление о себе будет очень созвучно с тем, как изобразил себя и свою усталость от трудов под сводом Сикстинской капеллы Микеланджело на фреске «Страшного суда»… на содранной со святого Варфоломея коже, которую держит в руках уже его прекрасный и могучий дух.
Два Микеланджело, два гения и творца, поразившие человечество. Погруженный в себя, одинокий и смиренный Буонарроти и полубезумный, развратный Караваджо… трудно вообразить себе два таких далеких друг от друга мира! Но вместе с тем, трудно найти более яркий пример преемственности в искусстве и иллюстрации самой природы творения, чем эти, иногда пересекающиеся, жизненные пути.
Творчество Караваджо: 10 знаменитых картин художника с названиями, фото
Он великий художник. Один из тех, кто изменил живопись. И всякий, кто хоть немного ею интересуется, немало знает о Караваджо. Что коллеги-современники проклинали его за натурализм, а обыватели ужасались тому, что святых он писал с бродяг и проституток. Что несносен и вспыльчив он был до того, что в одной из многочисленных драк убил человека.
Что не меньше винограда, с которым на его картинах позируют аппетитные юноши, он любил самих юношей. Что своей драматичной светописью он дал один из важнейших уроков будущим фотографам. Даже то, что его полное имя — Микеланджело Меризи да Караваджо. Мы собрали для вас не столь широко известные факты о гении и его творчестве.
Караваджо похоронили в июле 2014-го — в тосканском городке Порто-Эрколе, где он умер еще в 1610-м году, 38-леним, от последствий сифилиса: как вы понимаете, 400 лет назад выступающим на его похоронах трудно было подобрать красивые слова для пафосной речи — талант Караваджо был очевиден и при жизни, но сама жизнь, с карточными долгами, пьяными дебошами, драками, убийством, тюрьмами, побегами, не располагала к произнесению слезоточивых надгробных спичей. Зато теперь… После торжественного перезахоронения вокруг могилы даже парк разбили.
Во время траурной церемонии на гроб с останками вместо букета положили корзинку с фруктами — как на известном натюрморте Караваджо.
Кстати, вовсе не голландцев, а именно Караваджо считают автором первого натюрморта!
А останки, которые генетическая экспертиза приписала художнику, нашли четырьмя годами ранее, в 2010-м, на городском кладбище Порто-Эрколе, где у Караваджо уже был покой, но все еще не было достойных его почестей. В борьбу за них тотчас вступил Милан, где, по одной из версий, родился гений. Порыв понятный: могила Караваджо автоматически превращается в туристическую мекку и делается стабильным источником дохода.
Кажется, сам Караваджо был бы не против того, чтобы его мертвого потревожили ради дела.
Во всяком случае, сам он так однажды поступал — когда писал свое «Воскрешение Лазаря»: для пущей правдоподобности в качестве модели для заглавного героя он велел подать ему в мастерскую эксгумированного покойника.
Рассказывают, натурщики, которым надлежало давно бездыханного Лазаря держать, воспротивились: мол, не богоугодно, да и противно. Но Караваджо достал нож, пригрозил отправить их в освободившуюся могилу — и процесс пошел.
Искусствоведами до сих пор не найдены эскизы, сделанные Караваджо хотя бы к его самым большим и многолюдным работам. Его жизнь была бурной и короткой, а произведений он после себя оставил, будто умер седовласым праведником (и ведь это еще очень многие из них утрачены!). А все потому, что художник, видимо, обходился без черновиков, создавая свои сложнейшие многофигурные композиции прямо на холсте. Что ж, это и к лучшему. Случается, окончательное полотно выходит совсем безжизненным, если автор поддается перфекционизму и все вдохновение вкладывает в эскизы.Удивительного психологизма и драматизма Караваджо добивался особым освещением своих полотен: источника света на картинах почти никогда не видно, но он явно не естественного происхождения и расположен где-то над головами героев, высвечивая из темноты их фигуры, лица, жесты — а в итоге характеры и эмоции. Такой многозначительный свет, используемый не только для создания объема (ЗД-эффекта, по-нашему говоря), но и для разжигания страстей, по сей день пытаются воспроизводить на театральных подмостках и в голливудских фильмах. Операторы, которым это удается, обычно номинируются на «Оскар».
Обратите внимание
Это кадр из фильма «Роковая страсть» (2013) Джеймса Грея, американского режиссера с украинскими корнями.
Операторов своих фильмов он, прежде чем допустить на съемочную площадку, выгуливает по музеям с произведениями Караваджо. Показывает, как надо.
Такое же, как в этой сцене, резкое противопоставление света и тени на картинах Караваджо называют словом «кьяроскуро» (итал. светотень).
Еще один голливудский поклонник Караваджо — режиссер Мартин Скорсезе. Он говорит, что Караваджо был прирожденным режиссером и «помогал» ему ставить свет на съемках фильма «Злые улицы». Люди, тусующиеся в мрачных нью-йоркских барах в этом фильме, — это ремейки картины Караваджо «Призвание апостола Матфея».
- Караваджо. Призвание апостола Матфея, 1599
- Мартин Скорсезе. Фильм «Злые улицы», 1973
А взгляните на кадры из «Славных парней» Скорсезе (1990), где художником по свету в титрах тоже вправе значиться Караваджо.
А еще Мартин Скорсезе говорит, что учился у Караваджо рассказывать истории: на картинах этого художника действие схвачено в самом разгаре — так хороший режиссер должен уметь начинать свое повествование не издалека, а сразу с того, от чего зрителю не оторвать глаз.«Все, что я знаю, я узнал, глядя на картины Караваджо», — МАРТИН СКОРСЕЗЕ
- Мартин Скорсезе. Фильм «Таксист», 1976
Ну, а самая популярная у художников картина Караваджо — пожалуй, эта:Локоть Никодима вот-вот прорвет холст. А кладбищенская плита? Ой! Им бы там поосторожнее — как бы не потеряли равновесие и не сорвались в могилу. Лица у канонических плакальщиков — точь-в-точь, как у убитых горем простых смертных, современников хоть Караваджо, хоть наших. Никогда еще классический религиозный сюжет не был таким житейским и живым. Никогда больше художники не захотят рисовать схемы вместо людей, иллюстрируя Библию. Ремейки этой картины Караваджо кто только не делал: Рубенс и Сезанн, Фрагонар и Жерико.
- Питер Пауль Рубенс. Положение во гроб, 1612
- Дирк ван Бабюрен. Положение во гроб, 1617
«Без Караваджо не было бы Риберы, Вермеера, Жоржа де Латура или Рембрандта. И Делакруа, Курбе и Мане писали бы по-другому», — РОБЕРТО ЛОНГИ
караваджо
Краткая
биография Караваджо
Караваджо
Микеланджело Меризи да (1573—1610), итальянский
художник.
Родился
28 сентября 1573 г. в местечке Караваджо в
Ломбардии (Северная Италия). Художественное
образование получил в Милане. В Рим
перебрался около 1590 г. Первые годы жизни
здесь зарабатывал тем, что писал цветы
и фрукты на картинах других художников.
Затем стал самостоятельно создавать
жанровые произведения и натюрморты.
Главное в произведениях Караваджо —
характерные типажи людей.
Живописец
утверждал превосходство непосредственного
воспроизведения окружающего мира,
простоту и естественность повседневного
(«Девушка с лютней», 1595 г.).
Он
часто избирал религиозные темы.
Удивительная
конкретность и материальность форм,
смелая трактовка библейских персонажей,
которые художник наделял сходством с
простонародьем, — всё это принесло ему
скандальную известность.
Зачастую
Караваджо трактовал религиозные сюжеты
как жанровые сцены («Призвание Матфея»,
1597— 1601 гг.; «Обращение Павла», 1601 г.;
«Неверие Фомы», 1603 г.). Святые и
великомученики на его картинах —
крепкие, полнокровные люди.
Караваджо
прекрасно знал жизнь народа и сделал
его героем своих произведений.
От
картины к картине усиливается драматизм
восприятия, проявляется всё большее
тяготение к монументальности, нарастает
трагическая сила образов («Положение
во гроб», 1604 г.; «Успение Марии», 1605—1606
гг., и др.).
Суровый
реализм Караваджо не был понят
современниками, вызывал нападки со
стороны духовенства и официальных лиц.
Но художник всю жизнь сохранял верность своим
убеждениям, внутреннюю независимость,
упорство в достижении цели. Человек
неистового темперамента, он усугублял
своё положение вспыльчивостью. После
того как во время игры
в мяч он убил своего противника, Караваджо
бежал из Рима.
Важно
Последние
годы его жизни прошли в скитаниях. Умер
8 июля 1610 г. в Порт-Эрко-ле (Великое
герцогство Тосканское, ныне в Центральной
Италии).
Караваджо
был крупнейшим представителем
реалистического направления в итальянском
искусстве XVII в., оказавшим огромное
воздействие на развитие всей реалистической
живописи Европы
Микеланджело
да Караваджо
Вернутся
к художникам
“Краткое
содержание”
БиографияГалерея
Микеланджело да Караваджо (итал. Michelangelo Merisi de Caravaggio) настоящее имя Микеланджело Меризи Караваджо родился 28 сентября 1571 Милан — 18 июля 1610 Гроссето, Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в. , один из крупнейших мастеров 1595, Эрмитаж), он выступает как смелый новатор, бросающий вызов эстетическим нормам своей эпохи. Своим героем он делает человека из уличной толпы — римского мальчишку или юношу, наделенного грубоватой чувственной красотой и естественностью бездумно-жизнерадостного бытия; герой Караваджо предстает то в роли уличного торговца, музыканта, простодушного щеголя, внимающего лукавой цыганке, то в облике и с атрибутами античного бога Вакха. |
Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю, изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. Не чуждаясь нарочито натуралистических эффектов, особенно в сценах насилия и жестокости («Жертвоприношение Авраама», ок. 1596, Уффици; «Юдифь и Олоферн», ок. 1596, собрание Коппи, Рим), Караваджо в ряде других картин того же периода находит более глубокую и поэтически значительную трактовку образов («Отдых на пути в Египет», ок. 1595 и «Кающаяся Мария Магдалина», ок. 1596, галерея Дория-Памфили, Рим). |
Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв.) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим). В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни. |
«Погребной
свет», проникающий в темное помещение
вслед за вошедшими туда Христом и св.
Петром, высвечивает фигуры собравшихся
вокруг стола людей и одновременно
подчеркивает чудесный характер явления
Христа и св.
Петра, его реальность и
одновременно ирреальность, выхватывая
из темноты лишь часть профиля Иисуса,
тонкую кисть его протянутой руки, желтый
плащ св. Петра, в то время как фигуры их
смутно проступают из тени.
Во
второй картине этого цикла — «Мученичество
св. Матфея» — возобладало стремление
к более бравурному и эффектному решению.
Третья картина — «Св.
Матфей и ангел»
(впоследствии находилась в берлинском
Музее императора Фридриха и погибла во
время Второй мировой войны) — была
отвергнута заказчиками, шокированными
грубым, простонародным обликом апостола.
В алтарных картинах «Мученичество св.
Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601,
Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази,
Рим) Караваджо находит баланс между
драматической патетикой и вызывающими
натуралистическими деталями.
Еще более
органично соединяет он подчеркнуто
плебейский облик персонажей и глубину
драматического пафоса в скорбно-торжественных
алтарных картинах «Положение во гроб»
(1602—1604, Ватиканская пинакотека) и
«Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших
восхищение молодых художников, в том
числе Рубенса (по его настоянию «Успение
Марии», отвергнутое заказчиками, было
куплено герцогом Мантуи).
Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). |
Учился
у Симоне Петерцано в Милане. В 1592—1594
гг. переехал в Рим, где приобрел
покровительство кардинала дель Монте.
В мае 1606, после ссоры во время игры в мяч
и убийства на дуэли участника ссоры,
был вынужден бежать из Рима в Неаполь,
откуда в 1607 перебрался на остров Мальта.
Совет
Здесь, вступив в конфликт с могущественным
вельможей, был брошен в тюрьму, бежал
на Сицилию. В 1608—1609, преследуемый
наёмными убийцами, подосланными тем же
вельможей, скитался по городам Сицилии
и южной Италии, в 1610, рассчитывая на
помощь римских покровителей и прощение
папы, отправился в Рим.
По дороге был по
ошибке арестован испанскими таможенниками,
затем продолжил путь и в городке Порто
д’Эрколе умер от лихорадки в возрасте
38 лет.