“чёрный квадрат” малевича. почему это шедевр – все о живописи
Table of Contents
Как «Черный квадрат» Малевича изменил наш внешний облик
Казимир Малевич. Чёрный супрематический квадрат. 1915 г. Государственная Третьяковская галерея, г. Москва.
О парадоксе “Чёрного квадрата” Малевича задумывался каждый.
Ничего проще придумать нельзя. Как чёрный квадрат. Ничего легче нарисовать нельзя. Как чёрный квадрат. Тем не менее он признан шедевром.
Если сегодня он попадёт на открытые торги, его готовы будут купить за 140 миллионов долларов!
Обратите внимание
Как возникло такое “недоразумение”? Примитивное изображение всеми искусствоведами мира признается шедевром. Они сговорились?
Очевидно, в “Чёрном квадрате” есть что-то особенное. Невидимое обычному зрителю. Попробуем это “что-то” обнаружить.
1. “Чёрный квадрат” не так прост, как кажется
Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.
Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.
А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить “Чёрный квадрат”. Потому что не все в этой картине так просто.
Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный
“Чёрный квадрат” на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ парараллельны друг другу.
К тому же “Чёрный квадрат” НЕ совсем чёрный.
Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая – жженая кость. Вторая – чёрная охра. А третья – ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.
То есть Малевич не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил прочерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку краски.
Существует четыре “Чёрных квадрата”
Если бы это была случайно созданная картина, художник не стал бы создавать ее повторений. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 “Чёрных квадрата”.
Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна – в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание, насколько они не похожи.
Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый “Квадрат” 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.
Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из “Квадратов” больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой – намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).
Ниже – все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую.
Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930-1932 гг. 53,5 х 53,5 см. Эрмитаж. 3. Чёрный квадрат. 1923 г. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915 г. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.
“Чёрный квадрат” закрывает ещё две картины
На “Квадрате” 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний красочный слой. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде картины “Дама у фонарного столба”.
Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914 г. Городской музей Стеделек, Амстердам
Это ещё не все. Под ней – другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.
Казимир Малевич. Точильщик. 1912 г. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен
Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.
Почему же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!
Важно
Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут незначимые картины. Или которые художник считает неудачными.
Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и до чистого супрематизма в виде “Чёрного квадрата”.
2. Сильная теория сильной личности
“Чёрный квадрат” был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. “Supreme” означает “превосходный”. Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.
Это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.
Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм – это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.
Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.
Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.
Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже и возглавить это движение.
Он придумал по сути новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, который вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.
“Чёрный квадрат” и есть главный знак этой азбуки. “Нуль форм”, как говорил Малевич.
До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале 14 века. По этой азбуке и существовало все искусство. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.
Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305 гг. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия Совет
У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы. В которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.
“Чёрный квадрат” – главная “буква” в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.
Вместе с “Чёрным квадратом” Малевич создаёт “Чёрный крест” и “Черный круг”. Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.
Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915 г. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые “слова”. Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.
Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916 г. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916 г. Русский музей, г. Санкт-Петербург.
В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.
Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, “поиграли” в красивую теорию и хватит.
На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.
Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932 г. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932 г. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934 г. Третьяковская галерея
Так что “Чёрный квадрат” – это не конец искусства. Как иногда его обозначают. Это начало нового искусства.
Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.
Проверьте себя: пройдите онлайн-тест «Насколько Вы разбираетесь в живописи?»
3. Огромное влияние на жизненное пространство
Создав супрематизм, Малевич делал все, чтобы тот не пылился в музеях. А шёл в массы.
Он рисовал эскизы платьев. Но при жизни смог их “надеть” лишь на героев своих картин.
Казимир Малевич. Портрет жены художника. 1934 г. Русский музей. Wikiart.org
Еще он расписывал фарфор. Создавал рисунки для тканей.
Слева: сервиз Ленинградского фарфорового завода, созданный по эскизам Малевича (1922 г). Справа: образец ткани с рисунком Малевича (1919 г.)
На языке “Чёрного квадрата” заговорили сторонники Малевича. Самый известный из них – Эль Лисицкий. Который изобрёл печатные шрифты, а также новый дизайн книг.
Вдохновлялся он теорией супрематизма и “Чёрным квадратом” Малевича.
Эль Лисицкий. Обложка книги Владимира Маяковского “Хорошо!”. 1927 г. Обратите внимание
Подобное оформление книг нам кажется естественным. Но лишь потому, что стиль Малевича прочно вошел в нашу жизнь.
Наши современники, дизайнеры, архитекторы и модельеры не скрывают, что всю жизнь черпали вдохновение в работах Малевича. Среди них – один из самых известных архитекторов Заха Хадид (1950-2016 гг.).
[easy-image-collage id=7495]
Слева: Dominion Tower. Архитектор: Заха Хадид. Строительство 2005-2015 гг. Москва (м. Дубровка). В центре: Стол “Малевич”. Альберто Льеворе. 2016 г. Испания. Справа: Габриело Коланджело. Коллекция весна-лето 2013 г.
4. Почему “Черный квадрат” вызывает недоумение. И почему он все-таки шедевр
Почти каждый зритель пытается понять Малевича с помощью привычного языка натурного изображения. Того самого, который придумал Джотто и который развили художники Эпохи Возрождения.
Многие пытаются оценить “Чёрный квадрат” по неподходящим критериям. Нравится – не нравится. Красиво – не красиво. Реалистично – не реалистично.
Появляется неловкость. Обескураженность. Потому что “Чёрный квадрат” остаётся глух к таким оценкам. Что же остаётся? Только осудить или высмеять.
Мазня. Ерунда. “Ребёнок лучше нарисует” или “Я такое тоже могу нарисовать” и прочее.
А теперь оцените “Чёрный квадрат”, как букву алфавита. Как атом молекулы. Как электрон магнитного поля.
Вот тогда станет понятно, почему это шедевр. Невозможно “Чёрный квадрат” оценить сам по себе. А только лишь вместе с тем пространством, которому он служит.
PS
Малевич был известен при жизни. Но материальной выгоды он от этого не получил. Отправляясь в 1929 году на выставку в Париж, он просил власти отпустить его туда … пешком. Потому что денег на дорогу у него не было.
Власти поняли, что пришедший на своих двоих в Европу товарищ Малевич подорвёт их авторитет. Поэтому 40 рублей на поездку выделили.
Правда через 2 недели он был срочно вызван телеграммой обратно. И по приезду сразу арестован. По доносу. Как немецкий шпион.
Важно
Больше никаких выставок. Никакого супрематизма. В СССР может иметь место только соцреализм.
Художник умрет от рака в 1935 году.
Для тех, кто не хочет пропустить самое интересное о художниках и картинах. Оставьте свой e-mail (в форме под текстом), и Вы первыми будете узнавать о новых статьях в моем блоге.
“Черный квадрат” Малевича: в чем смысл картины и где сейчас находится
Кто нарисовал «Черный квадрат» известно даже людям, далеким от искусства. Она стала своеобразным антиподом профессионализма и художественной ценности, а также сюжетом многих анекдотов.
На самом деле речь идет о совершенно уникальном явлении в творческом мире и «Черный супрематический квадрат» (настоящее название картины) далеко не так прост, как кажется простому обывателю.
В чем смысл Черного Квадрата Казимира Малевича до сих пор неизвестно доподлинно, но существует много интересных теорию, в которых попробуем разобраться вместе.
История создания и возможные теории
Автор «Черного Квадрата» — нашумевшего произведения, будоражившего умы и по сей день, — Казимир Северинович Малевич. Длительные поиски и открытия нового направления принесли свои плоды и именно Малевичу приписывают разрушение традиционных устоев.
Теперь нет привычных форм, цветовых сочетаний и пропорций «золотого сечения». Выставка картин с футуристическим названием «0,10» (ноль-десять) принесла ему мировую славу и подарила известность «Черному квадрату».
Открытием стало не только превосходство простых линий и фигур (основными считается три: квадрат, круг и крест), но и глубинный смысл. Следует отметить, что супрематическое движение стало настоящим прорывом и открыло новый взгляд на традиционное искусство.
Впоследствии увидела свет и книга «Черный квадрат» Казимира Малевича, в которой автор нагнетает еще больше таинственности и не дает объяснения своему произведению. Вместе с тем, существует несколько заслуживающих внимания теорий, связанные с созданием произведения.
Теория 1: скрытый смысл
Самое простое объяснение столь необычному произведению — художник просто закрасил черной краской неудавшуюся картину. В пользу этого можно привести разноцветные «прожилки», проступающие на фоне полотна.
Многочисленные исследования специальными приборами с целью обнаружения подлинной картины под черным фоном проводятся до сих пор, но результата пока не дали. Реставрацию самой картины и восстановление якобы существующего нижнего изображения не разрешают проводить искусствоведы.
Впрочем, их намерения как раз и ясны, ведь в случае обнаружения другой картины, цена картины «Черный квадрат» будет весьма сомнительной.
Теория №2: эволюция футуризма
Увлекаясь теориями кубизма и основав собственное направление — супрематизм, автор своим произведением воплотил в жизнь идею полного формализма. Манифест Малевича «Черный квадрат»— отказ от содержания и баланс четких форм.
Такое явление искусства дано понять не каждому, но и последователей у него хватает.
Это произведение даже называют «вершиной достижения беспредметного искусства», что подчеркивает полный отрыв изображения от реальности и отсутствие любого художественного посыла.
Теория №3: психологический прием
Подобная манипуляция сознания успешно используется во многих сферах современной жизни. Впоследствии даже появился термин «Эффект квадрата Малевича». Его суть — любой человек поддается влиянию общественного мнения и не может сознательно определить ценность того или иного предмета, как и распознать правду и ложь.
Чем знаменит «Черный квадрат» Малевича? По аналогии с «голым королем», суть и смысл этой картины определяется не задумкой художника и даже не используемыми пропорциями, перспективой и цветом, а исключительно мнением других.
Совет
В этой роли выступают художественные критики, которые нашли в ней больше смысла, нежели было заложено изначально.
Кстати, в пользу этой теории говорит и то, что изначально выставка не имела столь оглушительного успеха. Только с назначением Малевича на должность народного комиссара ИЗО в 1929 году его картины стали широко известны и популярны. Таким образом, художник в буквальном смысле заставил признать свое творчество, пусть даже и путем злоупотребления служебным положением.
Теория №4: вызов религии
Поводом к такому мнению стало расположение картины. Выставка включала 49 произведений художника, а знаменитый «Черный квадрат» входил в состав триптиха, в котором также были круг и крест.
Вместе с тем, картина висела в «красном углу», где по православным обычаям располагалась икона. На этот момент обратили внимание все критики, поэтому и назвали «Черный квадрат» новой иконой грядущего века.
Известно, что Малевич активно поддерживал идеи коммунизма и занимал руководящие должности при новой власти. Именно это в полной мере и способствовало его популярности.
Место для иконы
Теория №5: мистическое озарение
Сам автор на вопросы о создании своей картины отвечал, что действовал бессознательно, практически в трансе. Так ли это на самом деле, неизвестно, но большинство людей сходится во мнении, что есть в этом произведении некое таинственное притяжение. Многие видят в глубине другие фигуры, причем ни одна из них не окрашена в черный цвет.
Кроме того, особо впечатлительные люди плохо себя чувствуют рядом с полотном, испытывают приступы паники и беспричинного страха. Утверждать мистические истоки сотворения и тайный смысл, что означает «Черный квадрат» Малевича очень сложно, а вот списать все на психологическое воздействие, описанное ранее, намного разумней.
Не зря ведь много людей восторгаются этим полотном, ну не может же быть это обычный квадрат!
Интересно, что «Черный квадрат» по сути — неправильное определение. Форма отображенной геометрической фигуры неправильна, ведь ни одна сторона не является параллельной противоположной.
Кроме того, при написании картины черный цвет не использовался вообще. Необходимый оттенок был получен смешением красок разных тонов.
Именно поэтому на полотне отчетливо виден эффект кракелюр (верхний растрескавшийся слой краски) под которым проглядывают разноцветные полосы.
Интересный факт о «Черном квадрате»:
Известно, что Малевич был далеко не первым художником, позиционирующим подобный минимализм в искусстве. Первооткрывателями можно назвать сразу несколько авторов:
- Роберт Фладд в 1617 году написал картину «Великая тьма», которая также выполнена в виде черного квадрата.
- В 1843 году появилось произведение «Вид на Ла-Хог (ночной эффект)» художника Берталь.
- В 1854 году — «Сумеречная история России».
Предшественниками также можно назвать юмористические зарисовки «Ночная драка негров в подвале», датированная 1882 годом и ее откровенная пародия «Битва негров в пещере глубокой ночью» (1893 год).
Не менее интересным опусом стало создание полотна «Философы ловят кошку в темной комнате» французского журналиста Альфонса Алле (1893 год).
Как уже можно догадаться, все вышеописанные полотна представляют собой прямоугольник черного цвета.
Где сейчас находится «Черный Квадрат» Малевича?
Оригинальное полотно меняло много владельцев, но сейчас принадлежит фонду Третьяковской галереи. Выкупил и передал в собственность ее влиятельный и очень богатый российский меценат.
Считается, что стоимость полотна составляла 1 млн. долларов.
Сколько стоит «Черный квадрат» Малевича? По данным международного аукциона «Сотбис» стоимость составляет более 20 млн, но его художественная ценность просто неизмерима.
Кстати, всего Казимир Малевич создал четыре полотна «Черного квадрата».
Почему «Черный квадрат» Малевича — это искусство?
Как и другие футуристы, Малевич считал, что способ, которым мы воспринимаем и понимаем мир, слишком узок.
Пять физических чувств и их рациональные анализаторы (то есть, язык и логическое мышление) ограничивают наше представление о действительности, а творческое новаторство это представление расширяет: так, поэту достаточно поставить слова в непривычные соотношения — это рождает новые ощущения и смыслы.
Футуристы решили бороться с логикой и конвенциональным языком, и изобрели для этой цели «заумь» — алогический странный язык, порождающий не обычные, а непривычные смыслы и разрушающий конвенциональные схемы сознания.
Вместе они поставили оперу «Победа над солнцем» (1913), где музыка была построена на диссонансах, язык — на зауми, а солнце (свет рационального разума) должно было исчезнуть из мира. Декорации Малевича ничего не изображали и состояли из набора абстрактных форм, а занавес к одному из действий представлял собой простой черный квадрат.
Обратите внимание
Так родился этот по выражению Малевича «царственный младенец», образ, в котором нет ничего, что связано с возможностью видеть и осознавать видимое обычным способом. Это, как говорил Малевич, «нуль форм», от которого открывается путь в другую живописную реальность.
Эскиз занавеса не сохранился, но двумя годами позже Малевич написал картину маслом «Черный квадрат». Ее показали на выставке футуристов «0,10», среди других чисто абстрактных картин Малевича.
Сохранилась фотография этой экспозиции, где видно, что «Черный квадрат» был повешен не на стене, а на углу под потолком, как икона в традиционном русском доме.
Из этого обычно делается вывод, что «реальность как она есть», не воспринимаемая физическими чувствами, которую искал Малевич, имеет в себе нечто мистическое.
Тот же самый вопрос я задал своему другу, фанатику современного искусства, на что он мне ответил: “Черный квадрат – это жирная точка в искусстве, финальный аккорд. Грандиознее этого ничего не придумаешь.
” Даже взяв детали можно это почувствовать. Квадрат – самая важная (а если не главная) геометрическая фигура не только в математике, но и архитектуре, живописи, да и в искусстве в принципе. Черный – цвет, который взял в себя все цвета.
Дальше черного нет ничего.
Для меня это стало открытием и огромным событием. Заставила смотреть на вещи немножечко шире и выше)
Для меня все творчество футуристов, что в живописи, что в литературе, это так или иначе насмешка над традиционными формами и правилами искусства, это резкий контраст с ними: “Вы любите розы? А я на них срал”.
Футурист вполне мог, например, написать стихотворение матом и записать кругами, раскручивая от центра, начиная с самого сильного матного слова. А теперь представьте это на фоне символизма (Блок, например), направления в искусстве в 1900-1910 годов.
Это протест, насмешка, “приколка” над искусством, но – какого качества приколка! Ведь до стихов спиралью, до черного квадрата на холсте о таком никто и помыслить не мог.
Иными словами, черный квадрат – приколка над искусством потрясающей новизны и потрясающей же дерзости: “Вы пишите природу, пишите портреты… А я напишу черный квадрат и докажу вам, что ваше понимание искусства слишком узколобое”.
Важно
И, мне кажется, эта картина заслуживает быть известной. Такое никто никогда не писал до и никто не напишет после.
Малевич, наряду с последователями, считал, что искусство не должно подражать существующей реальности, а должно создавать новую. Именно поэтому его работы так популярны, он был одним из первых, чьи картины шли в разрез с традиционной живописью
Когда я был в Русском музее и стоял возле Черного Квадрата, ко мне подошел пожилой мужчина, и спросил, что я думаю об этой картине. Я сказал, что у меня смешанные чувства и я не понимаю, в чем тут ценность. Старичок представился, сказал, что он русский композитор, живущий в Австрии.
Говорит, сейчас я тебе объясню это на примере музыки. Музыка – самое абстрактное из искусств, потому что в изобразительном искусстве мы видим или осязаем некий объект. А музыку мы только слышим, и два человека с трудом могут описать одни и те же звуки одинаково.
Для каждого музыка это нечто своё (то же самое можно сказать и про картины, но про музыку, наверное, в большей степени). Так вот, сказал мне венский композитор, Черный Квадрат Малевича – это музыка живописи. Потому что это самое абстрактное, что в живописи может быть.
Не претендую на объективную истину, но мне показались его слова очень любопытными. Раньше я не думал об этом в таком ракурсе.
Читать ещё 30 ответов
«Черный квадрат Малевича» – шедевр или шарлатанство
Наверняка каждый из вас не раз задумывался о смысле картины Казимира Малевича. С одной стороны, такое «произведение» может написать любой ребенок, но почему-то «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире, о которой уже более ста лет не утихают споры и горячие дискуссии. Попробуем разораться, в чем заключается смысл и ценность картины.
Разноцветный прямоугольник
На деле черный квадрат – это прямоугольник, и цвет его не так прост. Темный цвет – результат смешения красок различных цветов, при этом черной среди них нет. Стороны «квадрата» не равны друг другу, более того, противоположные стороны друг другу не параллельны.
По словам автора, такие форма и цвет не случайны – они символизируют подвижную, динамическую форму.
По замыслу автора вешать картину следует самой широкой стороной вверх, однако известны случаи, когда произведение представляли на выставках «вверх ногами» или «лежа на боку».
Вызов православию
Впервые произведение было представлено общественности в 1915 году на выставке «0,10». В том месте, где обычно в русских избах висели иконы – в красном углу красовался «Черный квадрат».
Несомненно, такое расположение не могло не бросаться в глаза критикам, явно намекая на то, что это – новая икона в искусстве.
Картину немедленно окрестили «вызовом православным традициям» и «антихристианским жестом».
Супрематизм Малевича
Помимо известной картины на выставке также были представлены «Черный круг» и «Черный крест» – по мнению автора, также являющиеся основополагающими формами в супрематизме.
Также автором были представлены еще 2 базовых супрематических квадрата – белый и красный.
Объяснял это художник так «Супрематические три квадрата есть установление определённых мировоззрений и миростроений… чёрный как знак экономии, красный как сигнал революции, и белый как чистое действие».
Венец искусства или его тупик
С давних времен люди, создавая предметы искусства, в частности в живописи, стремились максимально точно передать увиденное. Достаточно вспомнить наскальные изображения и произведения античных авторов. Со временем техника живописи позволяла передавать в картинах все более точные, «фотографические» изображения портретов, пейзажей и натюрмортов.
Художники конца XIX – начала XX века столкнулись с проблемой поиска новых способов передачи, т.к. изобретение и широкое распространение фотосъемки напрочь убило смысл реализма в живописи – какой смысл соревноваться с техникой в точности передачи изображения.
Этим и обусловлено появление множества различных стилей, так непохожих на все то, что было раньше. Несомненно, таким поиском вынужден был заниматься и Малевич – импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, кубофутуризм – лишь неполный список творческих метаний автора.
В итоге, автор нашел идеальную форму и цвет – олицетворение того, что искусство зашло в тупик, исчерпало себя, и уже вряд ли сможет превзойти простой «Черный квадрат».
Гениальный пиар-ход
Есть мнение, что Малевичу просто удалось уловить всю суть современного искусства – важен ни смысл, а то как подать и как продать.
Художники экспериментировали на протяжении многих столетий, и стоит сказать, что попытка изобразить нечто подобное совсем не нова – еще в начале XVII века Роберт Фладд изобразил в том же цвете произведение искусства под названием «Великая тьма».
Однако такого успеха добился только Казимир Северинович, и именно он остался навсегда первопроходцем и пожалуй самым известным художником, оставившем свое имя в истории.
Не квадрат и не черный: все, что вы хотели спросить о главном шедевре Малевича
Привет, с вами Анастасия Постригай и моя Школа популярного искусства Op_Pop_Art.
Много лет я рассказываю об искусстве самым разным людям, и знаете, что их объединяет? Каждый из них хоть раз спрашивал: «А что же хотел сказать Малевич своим «Черным квадратом»? Говорят, как ни вглядывайся — сплошная темнота, да и только. И почему ее показывают в Третьяковке?»
Так родилась серия текстов о «Черном квадрате», первый из которых вы начнете читать уже через пару строк. Вы узнаете, в чем же смысл этой простой и одновременно странной картины, как правильно на нее смотреть и какой была эпоха «Черного квадрата».
Начнем с самого главного… В этой статье ВСЕ, что вы хотели спросить о «Черном квадрате». 3-2-1… Старт!
Говорят, что «Черный квадрат» — не совсем квадрат и не совсем черный. Это правда?
Совет
Да. В каталоге футуристической выставки «0,10» (ноль-десять), где в 1915 году и состоялась премьера картины, «Черный квадрат» назывался «Четырехугольником» — на этом настаивал сам Казимир Малевич.
Строго говоря, из квадратного в «Черном квадрате» только сам холст размером 79,5 на 79,5 сантиметров, а у черной фигуры нет ни одного прямого угла. К тому же всякий, кто хоть раз останавливался напротив полотна в Третьяковской галерее, мог заметить, что со словом «черный» в названии тоже погорячились.
Трещинки на красочном слое так и тянут заглянуть «Черному квадрату» в самое сердце: а что если художник всех обманул? Малевич и правда оказался выдумщиком.
В 2015 году в Третьяковке выяснили, что под слоем черной краски действительно есть посторонние изображения — целых два! Сюрпризом стал и состав «черноты»: художник использовал жженую кость, темно-зеленый пигмент и даже мел. Поэтому «Черный квадрат» лишен блеска и глянца — только матовая, глубокая, всепоглощающая темнота.
А причем тут «негры в темноте»? Это народный анекдот или скрытый смысл картины?
Когда «Черный квадрат» стали исследовать с помощью рентгена, под слоем черной краски обнаружили еще и авторскую надпись. Специалисты расшифровали два слова из трех — «битва негров», но предположили, что на месте третьего прячется «ночью».
Дело в том, что еще в 1880-х французский писатель Альфонс Алле создал три картины, которые явно пришлись бы по вкусу эксцентричному Малевичу.
Это «Битва негров в пещере глубокой ночью», «Уборка урожая помидоров на берегу Красного моря апоплексическими кардиналами» и «Первое причастие хлоротически-бледных девушек в снежную пору» (или в другом переводе с французского «Анемичные девицы идут к первому причастию в снежную пору»). Звучит сложно, но на деле это были черный, красный и белый прямоугольники.
Получается, Малевич не изобрел ничего нового? Тогда почему «Черный квадрат» считается революцией в искусстве?
Француз Алле был шутником, черным юмористом и любителем абсурда. Его «негры», «помидоры» и «бледные девушки» были остроумной выходкой, не более. Малевич же был изобретателем, горячим теоретиком и далеко не глупым человеком, которому повезло жить в эпоху великих перемен.
Обратите внимание
Начиная с Эдуарда Мане, импрессионистов (Клода Моне, Эдгара Дега, Камиля Писсарро) и постимпрессионистов (особенно Поля Сезанна) у искусства не было шансов оставаться в классических рамках. Понятные полотна с сюжетами из Библии и мифологии остались в ушедшем XIX веке.
В новом столетии у художников появились новые задачи: им больше не нужно было рисовать людей и предметы «как в жизни» — с этим прекрасно справлялись фотографы.
Живописцы хотели разговаривать со зрителем на языке эмоций! Кто-то делал ставки на цвет (как Анри Матисс и фовисты), кто-то разбивал реальность на множество осколков (как Пабло Пикассо и кубисты), а кто-то просто «разбрасывал» по холстам фигуры и линии (как Василий Кандинский и абстракционисты).
Абстрактная живопись вообще похожа на музыку: как композитор расставляет ноты в правильном порядке, так и художник выстраивает картину. А вот смысл зритель может толковать как угодно: что чувствуешь — то и правильно!
Стоп… Мы же о «Черном квадрате». Причем тут музыка?!
Самым «музыкальным» русским авангардистом считается Василий Кандинский: его абстрактные полотна и правда напоминают разбросанные по холстам ноты и порванные нотные линии. Но и в творчестве Малевича музыка сыграла не последнюю, хотя и довольно условную, роль.
Дело в том, что в 1913 году русские футуристы во главе с поэтом Анатолием Крученых задумали ставить оперу «Победа над Солнцем», где люди будущего снимают Солнце с небосклона и заколачивают в гроб.
Текст написали на выдуманном языке — «зауми» (всякое слово на нем слышалось как случайный набор звуков), да и музыка была не самой приятной. Декорации доверили Малевичу. Он создал яркие костюмы, похожие на роботов, задник разрисовал геометрическими фигурами, а в финале показал…
обычный черный квадрат на белом холсте! В следующий раз «Черный квадрат» увидит мир уже в 1915 году, на выставке «0,10».
Казимир Малевич. Эскиз декорации к опере «Победа над Солнцем»
То есть на то, чтобы подготовить «Черный квадрат» к выставке у него ушло два года? Серьезно?!
По правде сказать, Казимир Малевич не сразу понял, что создал шедевр.
Важно
Спустя два года после премьеры «Победы над Солнцем» он признавался, что написал «Черный квадрат» бессознательно, но теперь разглядел в рисунке большое значение.
Он чувствовал, что старое искусство закончилось, и новому суждено было начаться с «Черного квадрата». Так родился супрематизм — абсолютно новое течение в искусстве, а «Черный квадрат» стал его манифестом.
Малевич брал белый холст, простейшие фигуры (круг, квадрат, крест) и закрашивал их одним цветом (черным, красным, желтым или синим). Глядя на такую картину, вы не видите ничего, кроме… круга, квадрата и креста! Но в этом и смысл.
Художник не подсказывает и не диктует, что вы должны чувствовать. Он просто и ясно говорит вам: вот холст — он белый, вот фигура — она простая, вот краска — она чистый цвет. А вот искусство — теперь оно свободно.
Как и вы! Художник дает свободу думать, как вам угодно, и понимать его произведение, как вам хочется.
Окей, а что сам Малевич-то говорил?
Малевич мечтал, что люди вырвутся из рамок, в которые их ставит собственный разум, и заговорят со своим подсознанием. Как рассуждал художник? Вот подходит человек к «Черному квадрату». Видит белый холст без рамы, черную фигуру посередине, читает название: «Черный квадрат»…
Хм! Человек подозревает неладное. Он думает, что просто «черный квадрат» не может висеть в галерее. Значит, есть какой-то особенный смысл, надо только основательно подумать. Человек думает. Думает, что картина напоминает темное окно. Что бесконечный космос, должно быть, такой же черный. Что…
Стоп! ЭТО ЖЕ ПРОСТО ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ. Все, круг размышлений о высоком замкнулся. А Малевичу только того и надо! Художник надеялся, что пока вы напрягаете мозг в поиске адекватных объяснений, у вашего подсознания есть шанс вырваться наружу.
Совет
И показать вам такое, чего никто другой в этом «Черном квадрате» никогда не разглядит.
Впрочем, некоторые современники Малевича увидели в «Черном квадрате» запустение и бездушие. Историк искусства и художник Александр Бенуа говорил, что картины Малевича заменяют супрематистам иконы с мадоннами. На что Казимир Малевич отвечал, что нет ничего проще, чем «разогреваться» перед хорошенькими, милыми личиками. А ты попробуй увидеть красоту в густой темноте!
Выставка «0, 10
А что еще говорили современники Малевича? Как жили, что читали в газетах, какую музыку слушали, каким новостям удивлялись? Какая она, эпоха «Черного квадрата»?
Погружение в эпоху усиливает эмоции от картины и приближает вас к пониманию замысла художника. Устрою вам свидание с началом XX века! В с
ледующей статье ?
А как Вы относитесь к «Черному квадрату»? Напишите в комментариях
Интересуетесь искусством? Тогда посмотрите мой бесплатный вебинар!
СМОТРЕТЬ ЗДЕСЬ >>
“Черный квадрат” Малевича. В чем смысл?
Опубликовано пользователем сайта
Совсем необязательно быть великим художником, чтобы нарисовать черный квадрат на белом фоне. Да любой так сможет! Но вот в чем загадка: «Черный квадрат» — самая знаменитая картина в мире. Уже почти 100 лет прошло с момента ее написания, а споры и бурные дискуссии не прекращаются. Почему это происходит? В чем заключается истинный смысл и ценность «Черного квадрата» Малевича?
«Черный квадрат» — это темный прямоугольник
Впервые «Черный квадрат» Малевича был представлен на суд публике на скандальной футуристической выставке в Петрограде в 1915 году.
Среди других диковинных полотен художника, с загадочными фразами и цифрами, с непонятными формами и нагромождением фигур, выделялся своей простотой, черный квадрат в белом обрамлении. Изначально, работа называлась «черный прямоугольник на белом фоне».
Позже название было изменено на «квадрат», несмотря на то, что с точки зрения геометрии все стороны этой фигуры разной длины и сам квадрат слегка искривлен. При всех этих неточностях, ни одна из его сторон не параллельна краям картины.
А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина
Для футуристической выставки «0,10», открывавшейся в Петербурге 19 декабря 1915 года, Малевич должен был написать несколько картин.
Время уже поджимало, и художник то ли не успевал дописать картину к выставке, то ли не был доволен результатом и, сгоряча, замазал ее, нарисовав черный квадрат.
Обратите внимание
В этот момент в мастерскую зашел один из его друзей и, увидев картину, закричал «Гениально!». После чего Малевич и решил воспользоваться случаем и придумал некий высший смысл своему «Черному квадрату».
Отсюда и эффект растрескавшейся краски на поверхности. Никакой мистики, просто картина не получилась.
Неоднократно совершались попытки исследовать полотно на предмет нахождения изначального варианта под верхним слоем. Однако ученые, критики и искусствоведы посчитали, что шедевру может быть нанесен непоправимый ущерб и всячески препятствуют дальнейшим экспертизам.
«Черный квадрат» — это разноцветный куб
Казимир Малевич неоднократно заявлял, что картина создана им под воздействием бессознательного, некоего «космического сознания».
Некоторые утверждают, что исключительно квадрат в «Черном квадрате» видят люди со слаборазвитым воображением.
Если же при рассмотрении этой картины выйти за рамки традиционного восприятия, выйти за пределы видимого, то вы поймете, что перед вами не черный квадрат, а разноцветный куб.
Тайный смысл, вложенный в «Чёрный квадрат», можно тогда сформулировать так: мир, окружающий нас, только на первый, поверхностный, взгляд выглядит плоским и черно-белым.
Если человек будет воспринимать мир объемно и во всем разноцветии, его жизнь кардинально изменится.
Важно
Миллионы людей, которых по их словам инстинктивно притягивало к этой картине, подсознательно чувствовали объемность и разноцветность «Черного квадрата».
Черный цвет поглощает все другие цвета, поэтому увидеть в черном квадрате разноцветный куб достаточно сложно. А увидеть за черным белое, за ложью правду, за смертью жизнь сложней многократно. Но тому, кому удастся это сделать, откроется великая философская формула.
«Черный квадрат» — это бунт в искусстве
На момент появления картины в России было засилье художников кубистской школы.
Куби́зм (фр. Cubisme) — модернистское направление в изобразительном искусстве, характеризующееся использованием подчеркнуто геометризованных условных форм, стремлением «раздробить» реальные объекты на стереометрические примитивы.
Основателями и крупнейшими представителями которого были Пабло Пикассо и Жорж Брак. Термин «кубизм» возник из критического замечания по поводу работ Ж.Брака о том, что он сводит «города, дома и фигуры к геометрическим схемам и кубам».
Пабло Пикассо, “Авиньонские девицы”
Хуан Грис “Человек в кафе”
Кубизм достиг своего апогея, уже порядком поднадоел всем художникам, и начали появляться новые художественные направления.
Одним из таких направлений стал супрематизм Малевича и «Черный супрематический квадрат» как его яркое воплощение.
Термин «супрематизм» произошел от латинского suprem, что означает доминирование, превосходство цвета над всеми остальными свойствами живописи. Супрематические картины — это беспредметная живопись, акт «чистого творчества».
Одновременно были созданы и экспонировались на той же выставке «Черный круг» и «Черный крест», представляя три основных элемента супрематической системы. Позднее были созданы еще два супрематических квадрата — красный и белый.
«Черный квадрат», «Черный круг» и «Черный крест»
Совет
Супрематизм стал одним из центральных явлений русского авангарда. Его влияние испытали многие талантливые художники. Поговаривают, что Пикассо охладел к кубизму после того, как увидел «квадрат Малевича».
«Черный квадрат» — это пример гениального пиара
Казимир Малевич раскусил суть будущего современного искусства: неважно что, главное как подать и продать.
Художники экспериментировали с черным цветом «сплошь», начиная аж с XVII века.
Первым наглухо черное произведение искусства под названием «Великая тьма» написал Роберт Фладд в 1617 году
За ним в 1843 году последовали
Берталь и его работа «Вид на La Hougue (под покровом ночи)». Спустя более чем двести лет. А дальше уже практически без перерывов —
«Сумеречная история России» Гюстава Доре в 1854, «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда в 1882, совсем уж плагиат «Битва негров в пещере глубокой ночью» за авторством Альфонса Алле.
И только в 1915 году Казимир Малевич представил публике свой «Черный супрематический квадрат». И именно его картина известна всем, тогда как прочие знакомы только историкам искусств.
Экстравагантная выходка прославила Малевича в веках.
Впоследствии Малевич нарисовал как минимум четыре версии своего «Черного квадрата», различающиеся рисунком, фактурой и цветом в надежде повторить и приумножить успех картины.
«Черный квадрат» — это политический ход
Казимир Малевич был тонким стратегом и умело подстроился под меняющуюся ситуацию в стране. Многочисленные черные квадраты, нарисованные другими художниками во времена царской России, так и остались незамеченными.
В 1915 году квадрат Малевича приобрел совершенно новый актуальный своему времени смысл: художник предлагал революционное искусство на благо нового народа и новой эпохи.
«Квадрат» к искусству в его обычном понимании не имеет почти никакого отношения. Сам факт его написания — это декларация конца традиционного искусства.
Большевик от культуры, Малевич пошел навстречу новой власти, и власть ему поверила. До прихода Сталина Малевич занимал почетные должности и успешно дослужился до народного комиссара ИЗО НАРКОМПРОСА.
«Черный квадрат» — это отказ от содержания
Обратите внимание
Картина знаменовала собой явный переход к осознанию роли формализма в изобразительном искусстве. Формализм — это отказ от буквального содержания в угоду художественной форме.
Художник, рисуя картину, мыслит не столько понятиями «контекст» и «содержание», сколько «баланс», «перспектива», «динамическое напряжение».
То, что признал Малевич и не признали его современники, является де-факто для современных художников и «просто квадратом» для всех остальных.
«Черный квадрат» — это вызов православию
Картина была впервые представлена на футуристической выставке «0,10» в декабре 1915г. вместе с другими 39 работами Малевича. «Черный квадрат» висел на самом видном месте, в так называемом «красном углу», где в русских домах согласно православным традициям вешали иконы.
Там на него и «наткнулись» критики-искусствоведы. Многие восприняли картину, как вызов православию и антихристианский жест. Крупнейший художественный критик того времени Александр Бенуа писал: «Несомненно, это и есть та икона, которую господа футуристы ставят взамен мадонны».
Выставка «0,10». Петербург. Декабрь 1915
«Черный квадрат» — это кризис идей в искусстве
Малевича называют чуть ли не гуру современного искусства и обвиняют в гибели традиционной культуры. Сегодня любой смельчак может назвать себя художником и заявить, что его «произведения» обладают высочайшей художественной ценностью.
Искусство изжило себя и многие критики сходятся во мнении, что после «Черного квадрата» ничего выдающегося уже создано не было. Большинство художников ХХ века утратили вдохновение, многие находились в тюрьмах, ссылках или эмиграции.
«Черный квадрат» — это тотальная пустота, черная дыра, смерть. Рассказывают, что Малевич, написав «Черный квадрат», долгое время говорил всем, что не может ни есть, ни спать. И сам не понимает, что такое сделал. Впоследствии он написал 5 томов философских размышлений на тему искусства и бытия.
«Черный квадрат» — это шарлатанство
Шарлатаны успешно дурят публику, заставляя поверить в то, чего на самом деле нет. Тех, кто им не верит, они объявляют глупыми, отсталыми и ничего не понимающими тупицами, которым недоступно высокое и прекрасное. Это называется «эффект голого короля». Всем стыдно сказать, что это фигня, потому что засмеют.
Важно
А максимально примитивному рисунку — квадрату — можно приписывать какой угодно глубокий смысл, простор для человеческой фантазии просто безграничен. Не понимая, в чем великий смысл «Черного квадрата», многим людям нужно его себе придумать, чтобы было чем восхищаться при рассматривании картины.
Картина, написанная Малевичем в 1915 году, остается, пожалуй, самой обсуждаемой картиной в русской живописи. Для кого-то «Черный квадрат» — это прямоугольная трапеция, а для кого-то — это глубокое философское послание, которое зашифровал великий художник.
Альтернативные мнения, достойные внимания (из разных источников):
– “Самая простая и существенная идея этой работы, ее композиционно-теоретический смысл. Малевич был известным теоретиком и преподавателем теории композиции.
Квадрат является самой простой фигурой для визуального восприятия – фигурой с равными сторонами, посему именно с нее начинают делать шаги начинающие художники. Когда им дают первые задания по теории композиции, на горизонтальные и вертикальные ритмы.
постепенно усложняя задания и формы – прямоугольник, круг, многоугольники. Таким образом квадрат это основа всего, а черный, потому что ничего больше добавить невозможно. “(С)
– Некоторые товарищи утверждают, что это пиксель (в шутку, конечно). Пи́ксель (англ. pixel— сокращение от pix element, в нек. ист. piсture cell) — наименьший элемент двумерного цифрового изображения в растровой графике. То есть любые рисунки и любые надписи, которые мы видим на экране при увеличении состоят из пикселей а Малевич был в чем-то провидцем.
– Личностное “прозрение” художника.
Начало 20 века ознаменовало собой эпоху великих потрясений переломного периода в мироощущении людей и их отношении к действительности.
Мир находился в состоянии, когда старые идеалы прекрасного классического искусства померкли окончательно и возврата к ним уже не наблюдалось, а рождение нового предрекали большие перевороты в живописи.
Шло движение от реализма и импрессионизма, как передачи ощущений, к абстрактной живописи. т.е. сначала человечество изображает предметы, затем — ощущения и, наконец – идеи.
Чёрный квадрат Малевича оказался своевременным плодом прозрения художника, который сумел создать основы будущего языка искусства этой простейшей геометрической фигурой, которая таит в себе многие другие формы. Вращая квадрат по кругу, Малевич получил геометрические фигуры креста и круга.
Совет
При вращении по оси симметрии, получил цилиндр. Плоский элементарный, с виду, квадрат содержит не только и другие геометрические фигуры, но может создавать объемные тела. Черный квадрат, облаченный в белое обрамление, есть ничто иное, как плод прозрения творца и его размышлений о будущем искусства..
. (С)
– Эта картина, несомненно, есть и будет таинственным, притягательным, всегда живым и пульсирующим объектом человеческого внимания. Она ценна тем, что имеет огромное количество степеней свободы, где теория самого Малевича является частным случаем объяснения этой картины.
Она обладает такими качествами, наполнена такой энергией, что дает возможность объяснять и интерпретировать ее бесконечное количество раз на любом интеллектуальном уровне. И главное, провоцировать людей к творчеству.
По поводу «Черного квадрата» написано огромное количество книг, статей, прочего, создано много картин, вдохновленных этой вещью, чем больше проходит времени со дня ее написания, тем больше необходима нам эта загадка, не имеющая отгадки или, наоборот, имеющая их бесконечное количество.
__________________________________________________
п.с. Если присмотреться, то сквозь кракелюры краски виднеются другие тона и цвета. Вполне возможно, что под этой темной массой и была картина, но все попытки просветить чем-то эту картину не завершились успехом.
Безусловно только то, что там есть какие-то фигуры или узоры, длинная полоса, что-то очень нечеткое.
Что вполне может быть не картиной под картиной, а просто нижним слоем самого квадрата и узоры могли образоваться в процессе рисования ?
А какая идея наиболее близка вам?
Великое и непонятное: Почему все восторгаются «Черным квадратом»
Есть произведения искусства, которые знают все. Ради этих картин туристы стоят в длинных очередях в любую погоду, а затем, попадая внутрь, просто делают селфи на их фоне.
Однако, если спросить у туриста, отбившегося от группы, почему он так рвется посмотреть на шедевр, – он вряд ли объяснит, ради чего он страдал, толкался и мучился с фокусным расстоянием. Зачастую дело в том, что из-за постоянного информационного шума вокруг конкретного произведения забывается сама его суть.
Наша же задача в рубрике «Великое и непонятное» вспомнить, почему всем надо ходить в Эрмитаж, Лувр и Уффици. Обратите внимание
Первой картиной в нашей рубрике стало полотно Казимира Малевича «Черный квадрат». Оно является, пожалуй, самым известным и спорным произведением русского искусства и при этом самым узнаваемым на Западе.
Так, в Лондоне сейчас проходит масштабная выставка, посвященная творчеству художника. Главным экспонатом стал, конечно, «Черный квадрат». Можно даже утверждать, что у европейских критиков русское искусство ассоциируется не с Карлом Брюлловым и Ильей Репиным, а именно с Малевичем.
При этом, к сожалению, мало кто из посетителей Третьяковской галереи или Эрмитажа может четко сказать, чем же так известно это полотно. Сегодня попытаемся это исправить.
Казимир Малевич (1879 – 1935) «Автопортрет». 1933 год.
1. Это не «Черный квадрат», а «Черный квадрат на белом фоне»
И это важно. Этот факт стоит запомнить, как теорему Пифагора: в жизни вряд ли пригодится, но не знать ее как-то неприлично.
К.Малевич «Черный квадрат на белом фоне». 1915 год. Хранится в Третьяковской галерее
2. Это не квадрат
Сначала художник назвал свою картину «Четырехугольник», что подтверждается линейной геометрией: здесь нет прямых углов, стороны не параллельны друг другу, а сами линии неровные. Таким образом, он создал подвижную форму. Хотя, конечно, пользоваться линейкой умел.
3. Зачем Малевич нарисовал квадрат?
В своих воспоминаниях художник пишет, что сделал это бессознательно. Однако развитие художественной мысли можно проследить по его картинам.
Малевич работал чертежником. Неудивительно, что сначала его увлекал кубизм своими правильными формами. Например, картина 1914 года – «Композиция с Джокондой».
Здесь уже появляются черные и белые прямоугольники.
Слева – Казимир Малевич «Композиция с Джокондой». Справа – Леонардо да Винчи «Мона Лиза», она же «Джоконда»
Затем, при создании декораций для оперы «Победа над солнцем», появилась идея квадрата как самостоятельного элемента.
Однако картина «Черный квадрат» появилась только спустя два года.
4. Почему именно квадрат?
Малевич считал, что именно квадрат является основой всех форм. Если следовать логике художника, круг и крест являются уже вторичными элементами: вращение квадрата образует круг, а перемещение белых и черных плоскостей – крест.
Картины «Черный круг» и «Черный крест» были написаны одновременно с «Черным квадратом». Все вместе они составили основу новой художественной системы, но главенство всегда было именно за квадратом.
«Черный квадрат» – «Черный круг» – «Черный крест»
5. Почему квадрат черный?
Для Малевича черный – это смешение всех существующих цветов, в то время как белый – отсутствие всякого цвета. Хотя, это полностью противоречит законам оптики. Все помнят, как в школе рассказывали, что черный цвет поглощает остальные, а белый – соединяет весь спектр.
А потом мы делали опыты с линзами, разглядывая получившуюся радугу. Но у Малевича все наоборот. Важно
К. Малевич «Черный квадрат». Фрагмент.
Здесь видно, что полотно покрылось кракелюром.
В некоторых местах просвечивает краска предыдущей композиции, которая была закрашена художником.
6. Что такое супрематизм и как его понять?
Малевич основал в середине 1910-х годов новое направление в искусстве. Он назвал его супрематизмом, что в переводе с латыни означает «наивысший». То есть, по его мнению, это течение должно было стать вершиной всех творческих поисков художников.
Супрематизм легко узнать: различные геометрические фигуры объединены в одну динамическую, обычно асимметричную композицию.
К.Малевич «Супрематизм». 1916 год.
Пример одной из многих супрематических композиций художника.
Что это значит? Подобные формы зрителем обычно воспринимаются, как разбросанные по полу детские разноцветные кубики. Согласитесь, нельзя две тысячи лет рисовать одни и те же деревья и дома. Искусство должно находить новые формы выражения. И не всегда они понятны для обывателей.
Например, полотна малых голландцев когда-то были революционными и глубоко концептуальными. На натюрмортах через предметы отображалась жизненная философия. Однако сейчас они воспринимаются, скорее, как красивые картинки, современный зритель просто не задумывается над глубоким смыслом произведений.
Ян Давидс де Хем «Завтрак с фруктами и омаром». Вторая четверть XVII века.
Каждый элемент в голландских натюрмортах несет определенный символический смысл. Например, лимон – символ умеренности.
Эта стройная система рушится при знакомстве с картинами авангардистов.
Здесь не работает система «красиво – не красиво», «реалистично – не реалистично». Зрителю приходится думать, что же могут означать эти странные линии и кружочки на полотне. Хотя, на самом деле, в лимонах на голландских натюрмортах смысла не меньше, просто посетителей музея не заставляют его разгадывать. В картинах XX века надо сразу понимать идею произведения искусства, что намного сложнее.
7. Неужели только Малевич был таким умным?
Малевич был не первым художником, который начал создавать подобные картины. Многие мастера Франции, Англии и России были близки к постижению беспредметного искусства. Так, Мондриан в 1913 – 1914 годах создавал геометрические композиции, а шведская художница Хильма аф Клинт писала так называемые цветные диаграммы.
Хильма аф Клинт.
Из серии SUW (Звезды и Вселенная). 1914 – 1915 годы.
Однако, именно у Малевича геометрия приобрела четкий философский подтекст. Его замысел ясно вытекал из предыдущего художественного течения – кубизма, где предметы дробятся на геометрические формы, и каждая из них раскрашена отдельно.
В супрематизме перестали изображать первоначальную форму, художники перешли к чистой геометрии. Совет
Пабло Пикассо «Три женщины». 1908 год.
Пример кубизма. Здесь художник еще не отказывается от формы-прототипа – человеческого тела. Фигуры похожи на работу скульптора-плотника, который как будто создал свое произведение с помощью топора.
Каждый «срез» скульптуры закрашен оттенком красного цвета и не выходит за границы.
8. Как квадрат может быть подвижным?
Несмотря на внешнюю статичность, эта картина считается одной из самых динамических в истории русского авангарда.
По замыслу художника, черный квадрат символизирует чистую форму, а белый фон – бесконечное пространство.
Малевич употреблял прилагательное «динамический», чтобы показать, что эта форма находится в космосе. Это похоже на планету во Вселенной.
Так что фон и форма неотделимы друг от друга: Малевич писал, что «самое главное в супрематизме – два основания – энергия черного и белого, служащие раскрытию формы действия». (Малевич К. Собрание сочинений в 5 томах. М., 1995. Том 1. С.187)
9. Почему у «Черного квадрата» две даты создания?
Полотно было создано в 1915 году, хотя сам автор на оборотной стороне написал 1913 год. Это было сделано, видимо, чтобы обойти своих конкурентов и утвердить первенство в создании супрематической композиции.
На самом деле, в 1913 году художник занимался оформлением оперы «Победа над солнцем», и в его эскизах, действительно, был черный квадрат как символ этой победы.
Но в живописи замысел был воплощен только в 1915 году.
Картина была представлена на авангардистской выставке «0, 10», причем художник поместил ее в красный угол, место, где в православном доме обычно висят иконы.
Обратите внимание
Этим шагом Малевич провозгласил значимость полотна и оказался прав: картина стала поворотным пунктом в развитии авангарда.
Фотография, сделанная на выставке «0, 10». «Черный квадрат» висит в красном углу
10. Почему «Черный квадрат» есть и в Эрмитаже, и в Третьяковке?
Малевич несколько раз обращался к теме квадрата, так как для него это самая главная супрематическая форма, после которой в порядке важности идут круг и крест.
В мире существует четыре «Черных квадрата», однако они не являются полными копиями друг друга. Они различаются размерами, пропорциями и временем создания.
«Черный квадрат». 1923 год.
Хранится в Русском музее
Второй «Черный квадрат» был создан в 1923 году для биеннале в Венеции. Затем, в 1929 году, специально для своей персональной выставки художник создает третью картину. Считается, что его попросил директор музея, потому что оригинал 1915 года уже к тому времени покрылся сеточкой трещин, кракелюром.
Художнику идея не понравилась, он отказался, но затем передумал. Так в мире стало на один квадрат больше.
«Черный квадрат». 1929 год. Хранится в Третьяковской галерее
Последнее повторение было создано предположительно в 1931 году.
Никто не знал о существовании четвертого варианта, пока в 1993 году некий гражданин не пришел в самарское отделение Инкомбанка и не оставил эту картину под залог. Больше загадочного любителя живописи не видели: за полотном он так и не вернулся. Картина стала принадлежать банку. Но ненадолго: он банкротился в 1998 году. Картину выкупили и передали на хранение в Эрмитаж.
«Черный квадрат». Начало 1930-х годов. Хранится в Эрмитаже
Так, первая картина 1915 года и третий вариант 1929 года хранятся в Третьяковской галерее, второй вариант – в Русском музее, а последний – в Эрмитаже.
11. Как современники отнеслись к «Черному квадрату»?
Если надежды на понимание творчества Малевича уже не осталось, не стоит печалиться. Даже последователи русского авангардиста не до конца осозновали глубокий замысел художника. До нашего времени дошли дневники одной из современниц мастера – Веры Пестель.
Она пишет: «Малевич написал просто квадрат и закрасил его сплошь розовой краской, а другой черной краской и потом еще много квадратов и треугольников разных цветов. Нарядной была его комната, вся пестрая, и хорошо было переходить глазу с одного цвета на другой – все разной геометрической формы.
Как спокойно было смотреть на разные квадраты, ничего не думалось, ничего не хотелось. Розовый цвет радовал, а рядом черный тоже радовал. И нам понравилось. Мы тоже стали супрематисты». (Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С.
144-145)
Это все равно, что сказать о натюрмортах малых голландцев – зачем вдумываться.
Впрочем, есть и более разумеющие замечания. При том, что не все понимали философский подтекст полотна, его значимость все-таки оценили. Андрей Белый так сказал о супрематизме: «История живописи и все эти Врубели перед такими квадратами – нуль!» (Малевич о себе.
Важно
Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2 томах. М., 2004. Том 1. С. 108).
Александр Бенуа, основатель движения «Мир искусства», был крайне возмущен выходкой Малевича, но все равно понимал значение, которое приобрела картина: «Черный квадрат в белом обрамлении – это и есть та «икона», которую господа футуристы предлагают взамен мадонн и бесстыжих Венер. Это не простая шутка, не простой вызов, а это один из актов самоутверждения того начала, которое имеет своим именем мерзость запустения…». (Бенуа А. Последняя футуристическая выставка. Из “Малевич о себе…”. Т.2. С.524)
В общем, картина произвела двоякое впечатление на современников художника.
12. Почему я не могу нарисовать «Черный квадрат» и прославиться?
Можете нарисовать, но прославиться уже не получится. Смысл современного искусства не только в том, чтобы создать что-то совершенно новое, но и правильно это преподнести.
Например, черные квадраты рисовали и до Малевича. В 1882 году Пол Билхолд создал картину с неполиткорректным названием «Ночная драка негров в подвале». Еще раньше, в XVII веке, английский художник Флад написал полотно «Великая тьма». Но именно русский авангардист обозначил картиной новую философию и эксплуатировал ее на протяжении нескольких десятилетий. Сможете так? Тогда вперед.
Роберт Флад «Великая тьма». 1617 год.
Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале». 1882 год.