«девочка на шаре» пикассо. о чем рассказывает картина? – все о живописи
Table of Contents
«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина? – Магистерская программа «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование»
«Девочка на шаре» Пабло Пикассо: о чем говорит мне эта картина?
Хрупкая девочка и мощный атлет, неустойчивый шар и прочный куб – как они связаны между собой? В чем смысл этих контрастов? Психоаналитик Андрей Россохин и искусствовед Мария Ревякина рассматривают картину и рассказывают нам о том, что знают и чувствуют.
Пабло Пикассо написал «Девочку на шаре» в 1905 году. Сегодня картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Мария Ревякина: Размышляя о нелегкой доле свободных художников, Пикассо изображает семью цирковых артистов на фоне пустынного пейзажа. Он словно обнажает «закулисье» цирковой арены и показывает, что эта жизнь полна лишений, изнуряющего труда, нищеты и бытовой неустроенности.
Андрей Россохин: Картина наполнена колоссальным напряжением и драматизмом. Пикассо очень точно описал здесь психологическое состояние девочки-истерика, которая находится в крайне неустойчивом состоянии. Она балансирует на «шаре» собственной зарождающейся сексуальности, пытаясь сохранить равновесие между возбуждением, желанием и запретом.
1. Центральные фигуры
Мария Ревякина: Хрупкая девочка и мощный атлет – две равнозначные фигуры, которые составляют центральное ядро композиции. Гимнастка беззаботно демонстрирует отцу свои навыки, но он не смотрит не нее: его взгляд обращен внутрь себя, он погружен в размышления о судьбе семьи.
Эти образы, сильно контрастируя друг с другом, символически напоминают весы: непонятно, какая из чаш перевесит. В этом и заключена основная идея картины – надежда, которая возлагается на будущее детей, противопоставлена обреченности. Причем их шансы равны. Участь семьи отдана на волю судьбы.
2. Девочка на шаре
Андрей Россохин: Фактически, это маленькая Лолита, которая ищет любви отца – атлет может быть и ее старшим братом, но это неважно, в любом случае перед нами зрелый мужчина, отцовская фигура. Она чувствует, что не нужна матери, и в поисках любви обращается к ближайшей мужской фигуре.
Как и подобает истерику, она соблазняет, играет, увлекает и не может успокоиться, обрести устойчивость. Она балансирует между матерью и отцом, между желанием и запретом, между детской и взрослой сексуальностью. И этот баланс очень важен.
Обратите внимание
Любое неверное движение может привести к падению и к травме, которая нарушит ее развитие.
3. Атлет
Андрей Россохин: Очень важна реакция мужчины – он не поддается искушению, не реагирует на сексуальные провокации девочки, которая его соблазняет.
Если бы он признал ее право на взрослую сексуальную жизнь, это привело бы к ее падению с шара. Она сохраняет равновесие за счет того, что он стабилен, надежен, устойчив в своей отцовской роли.
Он не запрещает ей танцевать перед ним, не запрещает соблазнять его. Он дает ей это пространство для развития.
Но очевидно, что и внутри него происходит борьба. Неслучайно его лицо отвернуто в сторону: для того, чтобы справляться с возбуждением и победить свои чувства, ему нельзя смотреть на девочку. Интенсивно-синий цвет его плавок и ткани, на которой он сидит, подчеркивает конфликт между возбуждением и запретом.
4. Гиря
Андрей Россохин: Предмет, который атлет держит в руке, очень похож на гирю (4). Она расположена прямо на уровне его гениталий. Он не может ее поставить по каким-то причинам. И это дополнительный признак неустойчивости.
Мы видим, как сильно напряжены мышцы его спины. Удерживая гирю, атлет борется таким образом с сексуальным напряжением внутри себя.
Не осознавая этого, он боится, что если поставит гирю и расслабится, то может оказаться во власти сексуального чувства и поддаться ему.
Фигуры на заднем плане
Мария Ревякина: На заднем плане мы видим фигуру матери гимнастки (5) с детьми, собаку и белого коня. Черная собака (6), как правило, была символом смерти и служила посредником между различными мирами. Белый конь (7) здесь выступает как символ судьбы и издавна наделялся способностью ее предсказывать.
Андрей Россохин: Символично, что мать повернута спиной к девочке на шаре.
Когда женщина заботится о грудном ребенке, она переключает на него все внимание, психологически отстраняется от старших детей, а те начинают чувствовать фрустрацию.
И поворачиваются к отцу в поисках его любви, внимания и поддержки. Здесь этот момент ярко показан: обе девочки отвернулись от матери и смотрят в сторону отца.
Шар и куб
Мария Ревякина: Шар (8) всегда считался одной из самых совершенных и значимых геометрических фигур, он олицетворяет собой гармонию и божественное начало. Ровный шар с идеальной поверхностью всегда ассоциировался со счастьем, отсутствием препятствий и сложностей в жизни. Но шар под ногами девочки имеет неправильную геометрическую форму и говорит нам о ее непростой судьбе.
Важно
Куб (9) символизирует земной, бренный, материальный мир, скорее всего – мир цирка, к которому принадлежит атлет. Куб похож на ящик для хранения цирковых реквизитов, и отец готов передать их дочери, но пока не хочет раскрывать ей всю правду цирковой жизни: ему хотелось бы лучшей участи для своих детей.
Цветовая композиция
Мария Ревякина: В образах матери, эквилибристки и элементах одежды атлета преобладают холодные сине-пепельные тона, символизирующие грусть и обреченность: этим людям уже не вырваться из «циркового круга». Отсутствие теней на холсте – тоже символ безысходности. Во многих культурах тень наделялась сакральным смыслом: считалось, что человек, ее потерявший, обречен на гибель.
Надежду символизируют красные цветовые пятна, которые присутствуют в элементах одежды детей. При этом младшая дочь полностью облачена в этот цвет – ее еще не коснулись цирковые будни. А старшая уже почти полностью «захвачена» миром цирка – у нее только небольшое красное украшение в волосах.
Любопытно, что фигура самого атлета написана с преобладанием светлых, розоватых оттенков – таких же, как и на фоновом пейзаже. И это неслучайно. Другой, лучший мир находится где-то за холмами, и именно оттуда исходит божественный свет, символизирующий надежду: ведь сам атлет, несмотря ни на что, – надежда для девочки и семьи.
Андрей Россохин: Красный цвет ассоциируется с яркой, открыто демонстрируемой сексуальностью. Она как будто бы есть только у маленькой девочки в красном платье (10). Дети в этом возрасте не знают еще чрезмерных запретов, у них могут быть разные инфантильные сексуальные фантазии. Она пока твердо стоит на ногах, она еще далеко от мужчины и не боится обжечься.
Девочка на шаре – как бабочка рядом с огнем. Ее фиолетовый цвет связан с возбуждением и напряжением, однако он не переходит в интенсивный синий, в цвет тотального запрета. Интересно, что фиолетовый цвет дает именно сочетание красного и синего.
Белая лошадь
Андрей Россохин: В психоанализе лошадь символизирует страсть, дикое бессознательное. Но здесь мы видим мирно пасущуюся белую лошадь (7), которая расположена прямо между атлетом и гимнасткой. Для меня она символизирует возможность интеграции, позитивного развития. Это знак надежды на то, что запретное сексуальное напряжение спадет и страсти будут укрощены.
Возбуждение будет способствовать развитию каждого из них. Девочка вырастет и почувствует себя эмоциональной, сексуальной с другим мужчиной, а атлет будет зрелым отцом для детей и надежным мужем для своей женщины.
Об экспертах:
Андрей Россохин — психоаналитик, доктор психологических наук, руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование», руководитель магистерской программы «Психоанализ и психоаналитическая психотерапия» в НИУ «Высшая школа экономики».
Мария Ревякина – искусствовед, независимый бизнес-консультант, коуч, изучает психоанализ и бизнес-консультирование в НИУ «Высшая школа экономики».
http://www.psychologies.ru/standpoint/devochka-na-share-pablo-pikasso-o-chem-govorit-mne-eta-kartina/
К другим работам по психоанализу искусства
Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Описание картины
Самая узнаваемая картина художника. На смену щемящему «голубому» периоду приходит «розовый» — жизнерадостный, живой и лирический. Такая разительная метаморфоза в характере творчества Пикассо была вызвана знакомством с зеленоглазой красавицей Фернандой, с которой художника будет связать крепкие, но невечные чувства.
В начале 1900-х Пабло Пикассо увлёкся цирком Медрано. Его манили уличные арлекины, гимнасты и прочий цирковой люд, чья жизнь была свободной, полной специфической романтики. К слову сказать, мастер был не оригинален, многие художники того периода испытывали слабость к цирковому колориту.
Картина изображает тоненькую хрупкую девочку, старательно пытающуюся удержать равновесие, стоя на небольшом шаре. Наблюдающий за успехами девочки, массивный громоздкий силач-атлет поражает мускулистой спиной и мощной фигурой.
Совет
Удивительным образом решена композиционная сторона картины – две фигуры уравновешивают картину, демонстрируя невидимую нерушимую связь.
Хотя взгляды главных героев полотна не пересекаются, кажется, что существовать в рамках этого сюжета они могут только вместе, они связаны одной судьбой: убери девочку-гимнастку и присутствие силача будет лишено всякого смысла, а убери атлета – девочка в тот же миг потеряет равновесие.
Сюжет картины дополнен ещё некоторыми фигурами, которые можно сразу и не заметить, ввиду яркой трактовки главных персонажей – это пасущаяся лошадь и женщина с детьми и собакой. Эти герои увеличивают глубину фона, расширяя тем самым пространство картины.
Фон картины тоже вызывает у зрителя вопросы, так как цирковые артисты отчего-то изображены не в привычной обстановке, а в декорации бескрайней степи или пустыни. Сложно сказать, отчего именно этот фон был выбран Пикассо, хотя многие исследователи склонны видеть в этом скрытый глубокий смысл.
Гамма картины отличается приятным «лёгким» характером – это розово-голубой колорит с бежевыми оттенками. Основным приёмом воплощения сюжета является тёмная линия.
Вся «конструкция» картины пронизана антонимами – грузный силач и гибкая грациозная девочка, куб и шар, подробный близкий передний план и максимально далёкий задний.
Эту знаменитую работу можно представить и как предвестником кубизма – картина отличается удивительным сочетанием геометрических форм предметов и человеческих фигур.
Картина испанского художника Пабло Пикассо «Девочка на шаре» 1905 г. Холст, масло. 147 x 95 см. Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина
Девочка на шаре. Описание картины Пикассо
1904 – 1906 годы – так званный «Розовый» период творчества известного своими картинами художника Пабло Пикассо.
Он длился недолгие два годы, за которые художник сотворил более 20 прекрасных, в светлых, жемчужно-серых и розово-красных тонах картин, на тему – акробаты, атлеты, актеры. Художник создавал свои картины с реальных людей, что работали в цирке Медрано.
Множество разных людей юных и взрослых вернули Пикассо в реальный мир, его образы вновь наполнялись жизнью в противоположности от унылых персонажей «Голубого» периода.
Девочка на шаре
Портрет «Девочка на шаре» всем доводит, что Пикассо есть хорошим мастером формы. На полотне изображена маленькая, хрупкая девочка – акробат.
Обратите внимание
Она легка и гибка, осторожно держит равновесия на шаре, будто парит в воздухе, а около нее на массивном, грубом кубе сидит огромный, напротив девочки, атлет. Многие считают, что хрупкая девочка на шаре является основой самого изображения. Она олицетворяет собой драматизм.
Богатырь-атлет представляет собой силу и спокойствие. Образы на картине это противоположности друг другу, сто и помогает художнику воспроизвести его замысел контрастов цветовой гаммы.
Пейзаж на картине очень унылый – выжженная солнцем пустыня, по которой тянется длинная дорога, которая ведет неоткуда и приводит взгляд к головным персонажам. Этот в своем роде скучный пейзаж выделяет радость и веселие роботы цирковых артистов.
Настроение в акробатки и атлета очень разные. Девочка радостно удерживает равновесие на шаре, как в то же время атлет создает образ неподвижный и постоянный, застывший и спокойный. Она маленькая и хрупкая, он великий и крепкий. Также великое внимание уделяется шару и кубу, на каких разместились персонажи. Также противоположны друг другу.
Здесь также можно уловить контраст недвижимости и активности. Яркие нотки в общей композиции — это красный цветок, который закреплен в волосах девочки, далеко, за девочкой, видится мать с ребенком, которые оказались случайными прохожими, свидетелями всего что на картине происходит.
На первый взгляд прохожие и кажутся случайными но действительность совсем другая. Если убрать лошадь и мать ребенком, то в нас на картине будет пустота. А с этими лошадью и людьми в картину вносится тепло и эмоциональность. Этот план есть символом мира, живости и движения. Четкость линий – это также главный элемент в картине.
Художник изображению слабый объект который находится под «крылом» у сильного.
Автор сочинения: Алексей Петришен
О чем картина пикассо «девочка на шаре»: мнение детей
Хрупкая, практически невесомая девочка и мощный, громоздкий атлет… Картина «Девочка на шаре» — одна из самых известных работ Пабло Пикассо. Она относится к так называемому «розовому периоду» его творчества.
О чем думают герои, какое настроение передает картина — телеканалу «МИР» рассказали дети. И нарисовали свою «Девочку на шаре». Удалось ли им разгадать все тайны Пикассо, смотрите в рубрике «Экспертиза».
— Скажи, что ты видишь на этой картине? Опиши ее. Женщину и мужчину. Какая она?
«Ну это, наверное, все-таки не женщина, это девочка, молоденькая. Она очень красивая, молодая, умная, наверное, гибкая, уверенная в себе, по лицу видно», — считает ученица изостудии Анастасия Француз.
— Какая эта девочка-гимнастка? Сколько ей лет?
«Ну, наверное, если она закончила институт, ее возраст — 19 лет», — отметила ученица изостудии Виктория Дорофеева.
— Ты сказал, что это женщина. Как ты думаешь, сколько ей лет?
«Ну 21, может, или 22», — полагает ученик изостудии Илья Андрейчиков.
— Девочка — она какая, как бы ты ее описала?
«Она гибкая, много тренируется, очень хорошо все делает, и у нее хорошая разминка», — сказала ученица изостудии Вероника Груздева.
— А почему волосы красные? Или это повязка такая на голове?
Нет, волосы красные. — Расскажи, что ты видишь на этой картине?
«Какого-то странного мужчину и девочку», — указала ученица изостудии Соня Сергеева.
— А почему мужчина странный?
Я не знаю, он в трусах.
— Про мужчину еще расскажи. Как ты думаешь, почему он такой серьезный?
«Он серьезно относится к своей работе, и они должны выступить правильно», — считает ученица изостудии Василиса Гаврилова.
«Он, наверное, какой-то силач, он дружит с этой гимнасткой и смотрит, чтобы она не упала с шара, чтобы удержалась на нем», — полагает ученица изостудии Александра Сенина.
Картина маслом
Тест: разбираетесь ли вы в живописи?
— Ты смогла бы стать гимнасткой?
«Да», — уверена Василиса Гаврилова.
— А вот так встать на шар?
— А если бы потренировалась?
Тогда да.
— А сколько нужно тренироваться?
Года два.
— Ты бы хотела гимнастикой заниматься?
«А я ей уже занимаюсь», — рассказала ученица изостудии Дарья Матросова.
— Здорово. То есть ты умеешь так на шаре стоять?
На шаре не умею, я больше акробатикой.
— Тогда ты, наверное, знаешь, сколько нужно тренироваться, чтобы так стоять на шаре?
Очень долго.
— А ты могла бы встать в такую позу, как девочка?
«Да», — ответила Александра Сенина.
— Давай попробуем. Удобно?
Не очень.
— А как ты думаешь, девочке удобно?
— А как ты думаешь, зачем она это делает, если неудобно?
Ну ей нравится этим заниматься. — Как ты думаешь, где все это происходит, в какой стране?
«Ну мне что-то напоминает Кавказ, горы там…» — считает Илья Андрейчиков.
— Какое настроение у этой картины?
Радостное, я думаю, хотя небо какое-то хмурое, как будто дождь будет скоро. У Пикассо очень яркие картины, и я решил тоже яркую сделать.
ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС. НОВОСТЯХ
Картина Пикассо «Девочка на шаре»
Картина Пикассо «Девочка на шаре» — один из шедевров изобразительного искусства. Высоко оценивая картину, исследователи при ее рассмотрении обычно не шли дальше простого указания на контраст главных фигур, хрупкой девочки и мощного атлета.
Между тем поразительное совершенство и глубина этих образов позволяет говорить о значительном, многогранном содержании картины, что требует ее нового, более внимательного и разностороннего изучения.
Необходимо еще раскрыть образный смысл сопоставления двух фигур первого плана и их соотношение со всей сценой, а также проследить связь картины с другими ранними произведениями Пикассо. Настоящая статья является попыткой восполнить этот пробел.
Картина написана в 1905 г.
, в образно выражаясь «розовый период» творчества Пикассо. Но художник не сразу пришел к ее образному и композиционному решению. Вначале девочка балансировала на камне, как это видно в рисунке пером под названием «Эквилибристка» (Париж).
Важно
Более к окончательному варианту близкое изображение фигур первого плана намечено в двух рисунках 1905 г. (Париж, частное собрание), являющихся эскизами к картине московской. Голова акробата и фигура девочки разрабатываются и в наброске, выполненном на обратной стороне гуаши «Мальчик с собакой» (1905).
В графической работе «Семья акробата», выполненной в технике сухой кисти, девочка на шаре является уже в окружении многих фигур. Делают предположения, что Пикассо в это время задумал две парные большие композиции про жизнь актеров в странствии: картину «Странствующие комедианты» (1905 г., Вашингтон, Национальная галерея) и «Привал комедиантов».
Странствующие комедианты
Привал комедиантов
О замысле второй композиции известно по эскизам и работам подготовительного характера. На эскизе из музея в Балтиморе изображена стоянка актеров, расположившихся на отдых: женщины играют с детьми или занимаются хозяйством, позади виднеется лошадь возле циркового фургона, в центре акробат наблюдает за эквилибристикой девочки на шаре.
Подобной законченной композиции Пикассо не создал, но к балтиморскому эскизу восходят едва ли не все мотивы московской картины.
В ней также показан привал артистов в безлюдной местности: девочка балансирует на шаре, репетируя один из популярных цирковых номеров, рядом отдыхает мощный атлет, наблюдающий за нею; в отдалении видны мать с детьми, собака и пасущаяся белая лошадь.
Близок и характер ландшафта в эскизе и в нашей картине. Но еще более похожи ландшафты в «Странствующих комедиантах» и в «Девочке на шаре», что также говорит о единстве их первоначального замысла.
Задуманная, вероятно, как подготовительная работа к неосуществленному «Привалу комедиантов», картина «Девочка на шаре» стала законченным и одним из самых совершенных произведении розового периода Пикассо.
Московская картина воспроизводит, на первый взгляд, всего лишь эпизод из повседневной жизни странствующих комедиантов.
Совет
Однако внушительные размеры, величавый строй картины, в которой образы находятся в молчаливом предстоянии, необычное место действия (пустынное плато) и геометрические «пьедесталы» фигур способствуют возвышению образов над обыденной действительностью. Репетиция начинает казаться ритуальным действом и приобретает загадочную многозначительность.
Исключение образа из его прежней, привычной среды и перенесение в новое, отвлеченное окружение — важная особенность произведений Пикассо (ранних).
В новом контексте образ приобретает дополнительные значения, выражает более общие понятия, часто общезначимого характера, раскрывая великие вопросы человеческой судьбы, жизни и смерти.
Эта особенность объясняется, прежде всего, склонностью Пикассо с самых первых лет своего творчества к аллегорическому мышлению и символическим образам. При этом Пикассо нередко использовал иконографические мотивы старого искусства, в первую очередь христианского.
Это особенно характерно для картин голубого периода, но встречается и в розовом, хотя с появлением темы странствующих комедиантов подобные аналогии постепенно начинают исчезать из творчества художника.
Картина «Девочка на шаре» была написана в самый канун «первого классического периода» Пикассо (вторую половину 1905 — середину 1906 гг.), и поэтому в ней можно ожидать обращения художника к кругу новых для него классических идей и связанных с ними иконографических мотивов. В дальнейшем анализе мы попытаемся показать, что они действительно присутствуют в ней.
В раскрытии содержания этого произведения большую роль играет пластический контраст. Сопоставление двух противоположных качеств (слабости и силы, старости и молодости, и т. п.) — существенная черта поэтики раннего Пикассо.
В «Девочке на шаре» в качестве таких двух полюсов, вокруг которых распределяются остальные моменты содержания, выступают понятия женственности и мужественности, персонифицированные в главных фигурах: на одном полюсе — юность, легкость, грация, хрупкость, подвижность; на другом — зрелость, сила, массивность, устойчивость, тяжесть.
Обратите внимание
Девочка пребывает в сложном движении. Вскинутые руки ищут опоры в воздухе, ладони сжимают как бы второй, невидимый шар. Голова с розовым цветком в волосах мягко склонилась набок, глаза полуприкрыты, на лице — блуждающая улыбка, незаметно радость переходит в печаль.
Балансирование девочки словно не зависит от ее человеческой воли, подчинено случайному повороту шара, ее положение шатко и непостоянно. Подчиненность некоей внеличной силе, нестабильность, неосознанность действия, пленительность и хрупкость — все эти качества рассматриваемого образа являются разными гранями классического понятия «фортуна» (то есть удача, случай, судьба).
Балансирование на шаре было обозначением Фортуны, по крайней мере, с эпохи Возрождения. Так символизировалось непостоянство человеческого счастья.
Атлет же, в противоположность девочке, находится в прочном положении, неколебим внешними воздействиями. Его фигура производит впечатление собранности, уверенности и силы, что подчеркивается устойчивой формой куба, на котором сидит он. Атлет показан в раздумье и бездействии.
Своим физическим обликом он может напомнить фигуры юношей с фресок Сикстинской капеллы Микеланджело, а духовной сосредоточенностью — «Меланхолию» Дюрера. Он не только силач, но и мыслитель. Атлет как бы объединяет в себе достоинства, которые отдельный человек может противопоставить превратностям судьбы: мощь, разум, мужество, самообладание. Наконец, он является артистом.
Перед нами подлинное осуществление классического идеала Virtus, то есть Доблести или Добродетели.
Девочка и атлет не только по отдельности наделены чертами Фортуны и Доблести, но и их взаимоотношения напоминают взаимоотношения Фортуны и Доблести. Контраст между Фортуной и Доблестью, как между девочкой и атлетом, — это, прежде всего, контраст случайного и целенаправленного, стихийного и разумного.
Противопоставление между девочкой и атлетом можно также определить как «действие без мысли» и «мысль без действия». Фортуна и Доблесть всегда понимались вместе, взаимосвязанными. Все самое лучшее в жизни могло быть достигнуто Доблестью, как спутником Фортуны, ведущим, направляющим ее.
Важно
По представлениям классической философии в жизни человека борются, вступают в союз или побеждают друг друга два начала: внешние, безличные силы (судьба, случай) и собственная воля, достоинство человека, разум. Разрешение противоречия между ними было одним из важнейших вопросов античной литературы. Уже Цицерон утверждал: «Доблесть ведет, Фортуна следует за нею».
Другая формулировка той же мысли, проникнутая верой в человеческие возможности, — это слова Плиния Старшего перед восхождением на Везувий: «Удача сопутствует сильному».
Устойчивой иконографии совместного изображения Фортуны и Доблести в искусстве Возрождения и Нового времени не существовало. Однако известна латинская поговорка, говорящая о вещах, поразительно напоминающих нашу картину:
Sedes Fortunae rotunda,
Scdes Virtutis quadrata.
(то есть: «сиденье (местонахождение) Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»).
Трудно допустить, что мы имеем дело со случайным совпадением, объясняющимся простотой мотива. Ведь если каждый из двух мотивов картины, взятый в отдельности, женская фигура на шаре и мужская фигура на кубе, действительно элементарны, то их сочетание в одном произведении совершенно уникально.
В 1905 г., к которому относится картина, Пикассо вращался в кругу знатоков классической литературы, в творчестве которых как раз тогда проявились классицизирующие тенденции и образы. Вместе с Аполлинером Пикассо часто ходил слушать лекции близко знакомого ему поэта Ж.
Мореаса, основателя «романской школы», которая ставила своей целью оживление греко-латинской традиции в противовес всем современным течениям и принципам в искусстве. Поэтому вполне вероятно, что художнику были известны основные идеи и изречения классических авторов о Фортуне и Доблести, в том числе и приведенная выше латинская поговорка.
Все это свидетельствует в пользу несомненного использования Пикассо классических идей о Фортуне и Доблести и связанных с ними иконографических мотивов. Но картина Пикассо «Девочка на шаре» не является буквальной аллегорией Фортуны и Доблести, ее содержание гораздо шире.
Содержание московской картины раскрывается прежде всего из анализа взаимоотношений персонажей, их образной характеристики, а также путем рассмотрения пластических особенностей произведения.
Совет
Главные фигуры картины не только противостоят друг другу, но и образуют на плоскости единую конфигурацию, внутри которой шаткое движение девочки уравновешивается, успокаивается «квадратностью» атлета. Скользящие, текучие линии сдерживаются строгими прямоугольными очертаниями, переходят в них и благодаря этому приобретают устойчивость.
Так, нога девочки зрительно опирается на колено акробата. Атлет является поддержкой девочки не только композиционно, но и по смыслу: он ее наставник, и девочка балансирует на шаре как бы под его присмотром, не случайно оба показаны в общении, обращены друг к другу.
В то же время бездейственность атлета, его погруженность в свои мысли, напряженный разворот фигуры в пространстве точно говорят о том, что его внутренняя энергия сдерживается тяжестью собственного тела.
Все это, наслаиваясь на первоначальное впечатление уверенности и силы, рождает ощущение того, что атлет тоже не может существовать без девочки, что и он нуждается в ее хрупкости, легкости, подвижности, как в духовной опоре.
Девочка и атлет не могут восприниматься друг без друга, их невозможно представить по отдельности. Но главные персонажи зависят не только друг от друга, они кажутся также подчиненными действию невидимых, внеличных сил, ставящих их в вынужденное положение, помимо собственной воли. Эти внеличные силы выступают как судьба, стремящаяся лишить человека права быть самим собой.
Тема судьбы не случайна в раннем творчестве Пикассо. Противостояние человека судьбе, сопротивление силам, пытающимся его сломить, — характерно для многих произведений голубого периода. В розовом периоде образы странствующих комедиантов привлекали художника также и возможностью вновь поставить тему судьбы.
Пикассо раскрывает в комедианте противоречивость его положения и дуализм актерского и человеческого. Актерское сковывает человеческое, порой наряжает его в шутовской костюм, обязывает играть заученную роль, не считаясь с человеческой личностью и индивидуальностью. Комедиант не имеет свободы выбора и не волен идти своим путем, в желаемом направлении.
Так например, в уже упомянутой картине «Странствующие комедианты», как и в эскизе к ней, кажется, что какая-то невидимая сила прижимает актеров к земле, не позволяет им двигаться: их ноги расположены так, что напоминают «балетные» позиции.
Обратите внимание
Комедианты точно подчинены постоянной обязанности, профессиональному долгу, но в то же время они сопротивляются своему положению,— это люди, которыми нельзя управлять, как марионетками, дергая за веревочки.
В розовом периоде Пикассо представление никогда не происходит на цирковой арене, а лишь в отвлеченной среде. Место и время действия не локализованы и не ограничены.
Арена действия может простираться на весь мир. Актер Пикассо внеиндивидуален и многолик, являет образ всего человечества, призван воплощать противоречия мира.
Пикассо точно повторяет девиз шекспировского театра «Весь мир лицедействует».
Девочка и атлет словно разыгрывают представление о Фортуне и Доблести.
Для понимания содержания «Девочки на шаре» нужно также возвратиться к тому обстоятельству, что в ней аллегорическая тема проецирована на изображение цирковых артистов. В этой картине Пикассо на дальнем плане показывает мать с детьми, а рядом с ними бродит собака и пасется лошадь.
Они являются необходимым дополнением для главных фигур; художник показывает целую семью актеров, маленький, жизнеспособный коллектив, ведущий замкнутое, независимое существование. Актеры Пикассо — это представители особого мира, чье существование непохоже на жизнь городских обывателей, несет в себе другое содержание.
Их жизнь протекает в безлюдной местности, где нет следов современной цивилизации.
В «Девочке на шаре», как и в других произведениях на тему странствующих комедиантов, Пикассо стремится создать микро-общество, семью актеров как особый мир, противостоящий современному художнику обществу, строящийся на совершенно иных началах, началах человечности и искусства.
Сам Пикассо чувствовал особенную близость к актерам, акробатам, атлетам. Так, в картине «Странствующие комедианты» Пикассо наделил Арлекина автопортретными чертами, а старому клоуну придал особенности лица и фигуры поэта Г. Аполлинера. Художник также написал «Автопортрет в костюме Арлекина в кафе» (1905 г., Нью-Йорк). Это свидетельствует о том, какое значение придавал и как высоко ставил Пикассо людей близкой ему профессии.
Человек в представлении Пикассо розового периода — это художник, творческая личность, виртуоз своего дела, и именно его «виртуозность», то есть высокие человеческие качества, позволяют ему противоборствовать судьбе. Творческое начало в человеке помогает ему вступить в союз с удачей и счастьем.
О чем картина пикассо «девочка на шаре»: мнение детей
Хрупкая, практически невесомая девочка и мощный, громоздкий атлет… Картина «Девочка на шаре» – одна из самых известных работ Пабло Пикассо.
Она относится к так называемому «розовому периоду» его творчества. О чем думают герои, какое настроение передает картина – телеканалу «МИР» рассказали дети. И нарисовали свою «Девочку на шаре».
Удалось ли им разгадать все тайны Пикассо, смотрите в рубрике «Экспертиза».
– Скажи, что ты видишь на этой картине? Опиши ее. Женщину и мужчину. Какая она?
«Ну это, наверное, все-таки не женщина, это девочка, молоденькая. Она очень красивая, молодая, умная, наверное, гибкая, уверенная в себе, по лицу видно», – считает ученица изостудии Анастасия Француз.
– Какая эта девочка-гимнастка? Сколько ей лет?
«Ну, наверное, если она закончила институт, ее возраст – 19 лет», – отметила ученица изостудии Виктория Дорофеева.
– Ты сказал, что это женщина. Как ты думаешь, сколько ей лет?
«Ну 21, может, или 22», – полагает ученик изостудии Илья Андрейчиков.
– Девочка – она какая, как бы ты ее описала?
«Она гибкая, много тренируется, очень хорошо все делает, и у нее хорошая разминка», – сказала ученица изостудии Вероника Груздева.
– А почему волосы красные? Или это повязка такая на голове?
Нет, волосы красные.
– Расскажи, что ты видишь на этой картине?
«Какого-то странного мужчину и девочку», – указала ученица изостудии Соня Сергеева.
– А почему мужчина странный?
Я не знаю, он в трусах.
– Про мужчину еще расскажи. Как ты думаешь, почему он такой серьезный?
«Он серьезно относится к своей работе, и они должны выступить правильно», – считает ученица изостудии Василиса Гаврилова.
«Он, наверное, какой-то силач, он дружит с этой гимнасткой и смотрит, чтобы она не упала с шара, чтобы удержалась на нем», – полагает ученица изостудии Александра Сенина.
– Ты смогла бы стать гимнасткой?
«Да», – уверена Василиса Гаврилова.
– А вот так встать на шар?
Нет.
– А если бы потренировалась?
Тогда да.
– А сколько нужно тренироваться?
Года два.
– Ты бы хотела гимнастикой заниматься?
«А я ей уже занимаюсь», – рассказала ученица изостудии Дарья Матросова.
– Здорово. То есть ты умеешь так на шаре стоять?
На шаре не умею, я больше акробатикой.
– Тогда ты, наверное, знаешь, сколько нужно тренироваться, чтобы так стоять на шаре?
Очень долго.
– А ты могла бы встать в такую позу, как девочка?
«Да», – ответила Александра Сенина.
– Давай попробуем. Удобно?
Не очень.
– А как ты думаешь, девочке удобно?
Нет.
– А как ты думаешь, зачем она это делает, если неудобно?
Ну ей нравится этим заниматься.
– Как ты думаешь, где все это происходит, в какой стране?
«Ну мне что-то напоминает Кавказ, горы там…» – считает Илья Андрейчиков.
– Какое настроение у этой картины?
Радостное, я думаю, хотя небо какое-то хмурое, как будто дождь будет скоро. У Пикассо очень яркие картины, и я решил тоже яркую сделать.
ПОЗНАЙ ДЗЕН С НАМИЧИТАЙ НАС В ЯНДЕКС.НОВОСТЯХ
История одного шедевра: «Девочка на шаре» Пикассо
dmitry48
Сюжет
Цирковые артисты отдыхают в перерыве между бесконечными представлениями. Тонкая, как сама линия, гимнастка балансирует на шаре, повторяя номер, силач спокойно восседает на кубе.
Обычная сцена из цирковой жизни.
Контраст тел усиливается и разницей основ: шар — крайне неустойчивая фигура с единственной точкой опоры, куб же соприкасается всем основанием с плоскостью пола, что делает его максимально устойчивым.
Пикассо, в голове которого в 1905 году идеи кубизма еще только оформлялись, в этой работе уже сконцентрирован на форме. Именно через нее он выражает свои идеи, свое мироощущение.
В цветовой гамме преобладает розовый (основный цвет этого творческого этапа), но еще слышны отголоски предыдущего, «голубого» периода, посвященного беднякам, тяготам жизни, нищете и в целом производящего тяжелое впечатление (насыщенный синий с его оттенками использовался художником как ретранслятор печали, безнадежности и пустоты).
На горизонте Пикассо изобразил часть бродячей труппы, какие он видел в детстве на родине. Потому пейзаж так напоминает испанские земли.
Контекст
«Розовый» период связан у Пикассо с общением с артистами цирка. Переехав в Париж в 1904 году, он был влюблен в этот город, в его шум и суету, в фонтанирующее разнообразие идей и событий. Несколько раз в неделю он наведывался в цирк Медрано, перезнакомился с артистами и решил написать большое полотно «Семья акробатов». В процессе работы он далеко ушел от первоначальной задумки.
Семья акробатов, 1905
Важно
То, что сегодня мы знаем, как «Девочку на шаре», было эпизодом с мальчиком в «Семье акробатов», но в процессе художник отказался от этой части. Отдельный эпизод затем был оформлен в самостоятельное произведение, при этом мальчик стал девочкой.
Исследователи предполагают, что, работая над балансирующей фигурой, Пикассо взял за основу скульптуру Йоханнеса Гётца. Действительно, довольно сложно представить, что даже самый искусный акробат способен стоять на шаре долгое время.
«Мальчик, балансирующий на шаре» Йоханнеса Гётца
Судьба автора
Пабло Пикассо родился в семье художника. Именно отец научил ребенка рисовать, причем довольно рано. К 15 годам Пабло уже участвовал в городских выставках в родной Малаге. Было понятно, что у него один путь — в художники.
Поучившись в Мадриде, но не справившись с академической скукой, молодой человек отправился в Париж, где тогда был сконцентрирован интеллектуальный и творческий цвет.
В Париже Пикассо пережил все — от непереносимой нищеты до сказочного богатства.
Были времена, когда женщина, с которой он жил, не могла выйти на улицу — банально не было обуви. На Монмартре так жили многие творческие люди, и многие не выдерживали.
«Герника». 1937 год
Он не выходил один из дома и всегда носил с собой оружие, потому что район, где он жил, кишел теми, кто понимал только язык силы. Пикассо в те годы позволял себе все — и в творчестве и в жизни. Одна любовница сменяла другую, связи с мужчинами, алкоголь, опиумные запои.
Он перестал употреблять наркотики, когда увидел тело повесившегося в мастерской немецкого художника. Пикассо испугался, что однажды, будучи в наркотическом опьянении, он перейдет черту отчаяния и тоже покончит с собой.
Вместе с Жоржем Браком они придумали кубизм.
Отвергая традиции натурализма, они хотели более убедительно показать ощущение пространства и тяжести масс. Однако постепенно сошли до ребусов, разгадать которые практически невозможно.
Совет
Позднее творчество Пикассо всегда рефлексировало происходившее: модных сюрреалистов, политические пертурбации, войны, мирное время. Периоды творчества последовательно идет за изменениями в глобальном мире.
«Алжирские женщины», версия О. 1955 год
Пикассо был переполнен энергией. У него было несколько жен, несчетное количество любовниц и любовников, законные и внебрачные дети. Ему приписывают десятки тысяч работ.
Точно же оценить масштаб его художественного наследия не может никто — цифры варьируются от 20 тыс. до 100 тыс. картин.
И после смерти он остается самым популярным, самым дорогим, самым плодовитым, самым-самым Пабло Пикассо.
________________________________
источник
Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru
Как устроены Пабло Пикассо «Девочка на шаре»
?
Вадим Алешин (vakin) wrote,
2017-10-14 12:48:00 Вадим Алешин
vakin
2017-10-14 12:48:00 Category:
Пабло Пикассо.
Девочка на шаре. 1905
Холст, Масло. 147 × 95 см. Пушкинский музей, Москва, Россия
Руки эквилибристкиТонкий стан эквилибристки — очевидный контраст с массивной фигурой силача на переднем плане — венчают руки, устремленные к небу. Так героиня пытается обрести равновесие на неустойчивом шаре.
Сам образ не уникален: розовый период Пикассо (около 1904–1906 годов) часто еще называют цирковым; цирковые артисты, в том числе акробаты и эквилибристы, населяют множество его работ того времени.
Тем не менее в «Девочке на шаре» художнику удалось нащупать интересное композиционное решение: жест главной героини как бы связывает ее фигуру с небосклоном — нетрудно заметить, что и цвет ее трико ближе всего к голубоватому оттенку неба.
Пабло Пикассо. Семейство комедиантов.
1905 годNational Gallery of Art, WashingtonПабло Пикассо. Актер. 1904–1905 годыWikimedia CommonsПабло Пикассо. Акробат и молодой арлекин. 1905 год
Wikimedia Commons
Спина атлета
В отличие от тонкой, бестелесной фигуры девочки, монументальная спина атлета, занимающая добрую половину переднего плана картины, решена в охристо-розовых, «чахоточных», по выражению Аполлинера, тонах, которые эхом отзываются в землистых холмах фонового пейзажа.
Таким образом, центральное для «Девочки на шаре» противопоставление акцентируется сразу на множестве уровней: не только «женское — мужское», не только «молодость — зрелость», не только «хрупкость — устойчивость», но и «небо — земля», «дух — материя».
Шар и куб
Обратите внимание
По мнению некоторых исследователей, образ девочки на шаре восходит к ренессансной иконографии богини судьбы, Фортуны, — тогда как устойчивый куб, на котором сидит атлет, ассоциируется с понятием Доблести. Латинская поговорка гласит: «Sedes Fortunae rotunda, sedes Virtutis quadrata» (дословно «Сиденье Фортуны круглое, сиденье Доблести квадратное»).
Неизвестно, подразумевал ли Пикассо подобное толкование образов на картине, но это кажется вполне возможным, учитывая его любовь к художественным аллегориям, а также то обстоятельство, что к 1905 году он уже несколько лет вращался в парижских интеллектуальных кругах и ходил на лекции поэта Мореаса, провозглашавшего возвращение к идеалам греко-латинской литературы.
Следы второй ступни и правого колена
Несмотря на то что атлет показан художником со спины и мы видим лишь одну его ногу, если присмотреться, можно различить на картине вторую ступню и правое колено: сначала поза силача была несколько иной, но затем Пикассо изменил композицию.
По одной из гипотез, это было связано с тем, что живописца волновала тема поддержки — как в моральном смысле (циркачи, как, собственно, и художники-авангардисты, считались в обществе изгоями и могли уповать лишь друг на друга), так и в материально-физическом.
В финальном варианте «Девочки на шаре» получается, что эквилибристка отчасти опирается на атлета: если мысленно убрать его фигуру из картины, хрупкое равновесие будет разрушено и девочка упадет. По-видимому, вторая нога ослабляла этот эффект, и потому от нее было решено отказаться.
Мотив поддержки ярко воплощен и в других произведениях Пикассо, например в «Старом еврее с мальчиком». С другой стороны, с человеческими конечностями в своих работах он порой обращался достаточно вольно: на более позднем «Портрете Поля в костюме Арлекина» у сына художника, похоже, вырастает лишняя нога.
Фигуры на заднем плане
Цирковые артисты у Пикассо никогда не показаны на рабочем месте — сцены с их участием переносятся в пространство некоего условного пустынного ландшафта.
Именно это происходит и с «Девочкой на шаре»: пейзаж за спинами главных героев решен в виде последовательности горизонтальных планов разного цвета — на этом фоне вертикальная динамика атлета и эквилибристки воспринимается особенно ярко.
Важно
Человеческие фигуры на заднем плане — типичный стаффаж [cтаффаж — фигуры людей и животных, изображаемые в произведениях пейзажной живописи для оживления вида и имеющие второстепенное значение]: живописцы XVI–XVII веков взяли за правило изображать их на своих полотнах для оживления пейзажа.
Характерно, что эти фигуры развернуты спиной к основной сцене картины и явно удаляются прочь, равнодушные к трюкам, которые репетируют силач и эквилибристка. По одной из версий, это высказывание художника на тему невостребованности их искусства, которое он в значительной степени уподоблял своему.
Лошадь
«Девочка на шаре» — редкий у Пикассо пример композиции с последовательно открывающимися перед зрителем пространственными планами: на первом — атлет; на втором — эквилибристка; на третьем — фигура матери с детьми и собачкой; наконец, на последнем, четвертом, — пасущаяся в пейзаже белая лошадь. Лошадь — сквозной образ на картинах художника этого периода: она появляется также в «Мальчике, ведущем лошадь» и на большом количестве эскизов — например, это «Арлекин на лошади» и «Семья комедиантов».
Источник – arzamas.academy
Объясните на пальцах: «Девочка на шаре» Пикассо – bit.ua
В прошлый раз мы знакомились с «Олимпией» Эдуарда Мане, а в этот – рассмотрим одно из наиболее узнаваемых ранних полотен Пикассо.
За время жизни Пабло Пикассо создал около 20 000 картин и набросков. Сегодня он считается одним из наиболее дорогих и продаваемых художников в мире, чьи картины воруют из музеев намного чаще других.
Как говорил сам мастер, он рисовал не то, что видел, а то, что чувствовал.
Это со 100%-й уверенностью можно сказать и о его картине «Девочка на шаре» — первой, открывшей так называемый «розовый» период в творчестве Пикассо.
⇔
Полотно было написано в 1905 году. Почти все пространство на нем занимают две фигуры – тоненькая девушка-гимнастка, балансирующая на цирковом шаре, и монументальный атлет, который словно присел на куб, чтобы отдохнуть после изнурительных упражнений.
Насколько легкой и воздушной кажется девочка, облаченная в сине-голубое трико, настолько «приземленным» и надежным кажется зрителю атлет. В его позе, чуть согнутой спине и взгляде читается усталость, но скорее не физическая, а от тягостей жизни бродячего артиста.
Гимнастка еще лишена этого тяжелого опыта: на её лице блуждает улыбка, в волосах виднеется озорной яркий цветок, а тонкие руки, поднятые, чтобы удержать равновесие, подчеркивают хрупкость.
⇔
Пикассо является основоположником кубизма, поэтому появление на полотне циркового реквизита в виде шара и куба вряд ли можно считать случайностью.
Шар символизирует молодость, жизнь, движение, куб – стабильность, постоянство, которые приходят с возрастом.
Атлет, сидящий на нем, одновременно словно и погружен в свои раздумья, но и внимательно наблюдает за девушкой, готовый помочь и подхватить в случае опасности.
⇔
Контраст между персонажами полотна подчеркивается и окружающим фоном – пустынный пейзаж, лишенный растительности, навевает мысль о том, что бродячая труппа артистов остановилась где-то на дороге к очередному маленькому городку, чтобы отдохнуть и набраться сил перед выступлением.
Одинокие фигуры женщины и ребенка на заднем плане подчеркивают оторванность циркачей от жизни и забот обычного общества. Говорят, Иван Морозов, который приобрел картину, был пленен этим контрастом и авангардным взглядом художника. Сегодня картина хранится в Музее изобразительных искусств имени А.
Пушкина в Москве.
Пикассо, ” Девочка на шаре ” 1905 г. Анализ картины
Одна из самых известных картин Пикассо.
В 1900 году Пикассо со своим другом, художником Касахемасом уехал в Париж.
Именно там Пабло Пикассо познакомился с творчеством импрессионистов.
Его жизнь в это время была сопряжена со многими трудностями, а самоубийство Карлоса Касахемаса глубоко
подействовало на молодого Пикассо.
При этих обстоятельствах в начале 1902 года он начал делать работы в стиле, впоследствии названном «голубым периодом» .
Стиль этот Пикассо разработал по возвращении в Барселону в 1903—1904 годах.
Произведение переходного периода — от «голубого» к «розовому» — «Девочка на шаре» 1905 г. .
В творчестве Пабло Пикассо картина «Девочка на шаре» открывает так называемый «розовый период» ,
пришедший на смену «голубому» и еще сохраняющий в себе его отзвуки. .
Картина “Девочка на шаре” не относится к кубизму (как известно,Пикассо основоположник кубизма).
Действительно картина переходного периода. Классификация сложная, можно отнести к стилю модерн.
На холсте «Девочка на шаре» Пикассо изобразил бродячую труппу акробатов.
В центре композиции находятся двое артистов – девочка-гимнастка и силач.
Ребенок балансирует на шаре, репетируя свой номер.
Фигурка девочки грациозно изогнута, она подняла руки, чтобы удержать хрупкое равновесие.
Атлет сидит неподвижно, его мощное тело исполнено спокойствия.
Двое артистов резко контрастируют друг с другом.
С одной стороны, хрупкость и порывистость тоненькой девочки на шаре, а с другой – сила, мощь и статичность мужчины, сидящего на
кубе.
Основным выразительным средством Пикассо по-прежнему остается линия.
Но в отличие от картин «голубого» периода, здесь мы видим еще и перспективу. В полотне «Девочка на шаре» строится с помощью
нескольких горизонтальных линий и маленьких фигур на заднем плане (женщина с ребенком и белоснежная лошадь). Из-за этого
картина не выглядит плоской, в ней есть легкость и воздушность.
В качестве фона выбрано изображение голой пустыни или степи. Эта обстановка не слишком соответствует настроению цирка.
Тем самым художник подчеркивает, что жизнь этих людей не состоит только из веселья, ликования и аплодисментов зрителей.
В ней есть также нужда, горе, болезни.
Очень характерна и цветовая гамма, выбранная художником.
Голубой цвет, столь любимый Пикассо, остался лишь в одежде атлета и гимнастки.
А в остальном в картине преобладают оттенки розового цвета.
Картина жива и очень динамична, как художник добился такой динамики?
Рассмотрим картину в деталях, и, не вторгаясь в компетенцию искусствоведенья, изучим визуальные решения .
Первое, на что можно обратить внимание — противопоставление молодости и пластичности девочки опыту и силе атлета.
Шар, на котором девочка удерживает хрупкое равновесие противопоставлен кубическому цирковому реквизиту, на котором сидит атлет.
Таким образом есть контраст и конфликт — не только между двумя персонажами, но и двумя состояниями человека, происходящими с ним в течение его жизни, конфликт поколений.
Обратим внимание, что конфликт не заявлен художником в действиях персонажей, на картине взаимоотношения скорее родственные, возможно — это брат и сестра, девочка открыта, взгляд атлета спокоен.
Все это достаточно очевидно и общеизвестно.
Посмотрим еще внимательнее.
Девочка нарисована в холодных тонах, атлет — в теплых.
Обычно холодные тона визуально характеризуют персонажа отрицательным и, возможно, это выглядит странно для миловидной девочки, которую нарисовал великий художник. Но, если вспомнить свой подростковый период — разве не лезли мы на конфронтацию со взрослыми по всякому любому поводу? Разве не нарушали сложившиеся в обществе правила — формальные и неформальные? Это заложенный природой механизм, дестабилизирующий общественную систему в целом, но, одновременно, раздвигающий границы общечеловеческого восприятия.Совет
В цветах, которыми нарисована девочка, есть тревожность. Это и ее страх потерять равновесие, и тревога атлета за девочку, и тревога старшего за будущее юных.
Пластичность девочки контрастно подчеркнута статичной, спокойной осанкой атлета. В изгибах девочки — не только желание удержать равновесие, но и импульсивность характера, готовность к играм и провокациям, во взгляде атлета — солидность и готовность подхватить, поддержать, в мышцах и самой позе атлета — сила и готовность к быстрым, ловким движениям.
Направление девочки — вперед, на зрителя, в будущее. Атлет сидит спиной к зрителю, взгляд зрелого человека обращен в прошлое.
Возникающее движение времени подчеркнуто маленькой девочкой в красном платье, она логически завершает время внутри картины — детство, юношество, зрелость.
Теперь проведем несколько экспериментов.
Использовав графический редактор, поменяем тон девочки в теплый…
а еще — уберем людей…
…и лошадь с заднего плана.
С каждым внедрением в исходный замысел художника внутренняя напряженность и движение картины заметно снижается. «Исчезновение» лошади делает пейзаж безжизненным, лишает важной теплой эмоциональной составляющей картины. Пасущаяся лошадь — это равномерное, мирное, живое и теплое движение.
Платьице маленькой девочки, развевающееся на ветру — еще одно важное движение, легкое и воздушное. Лишенная этих акцентов картина становится сухой, почти документальной зарисовкой, этюдом. И ничего в ней не провоцирует воображение зрителя на размышления о течении времени, о взаимоотношениях поколений, о новых веяниях и вечных ценностях.
Картина перестает быть глубокой философской притчей.
Попробуйте в своем воображении убрать еще и красный бантик на голове девочки — картина «высохнет» окончательно.
После этого стоит еще раз оценить решения художника — внешне несложные — которые «зарядили» картину внутренней энергией, движением и пластикой.
автор автор: Саид Абишев
источник
А вот ещё одно мнение…
Каждый в этой картине может увидеть что-то свое.
Человек с позитивными эмоциями может видеть позитивный смысл, а человек в подавленном настроении увидит в ней что-то зловещее.
Доказывает это и тот факт, что на картину было сделано очень много карикатур и выражений своего видения картины.
Обратите внимание
Кто-то вместо девочки на шаре изображает гвоздь, кто-то собаку, или птицу, голую женщину – да что угодно.
Есть даже множество скульптур, посвященных этой картине. Многие авторы скульптур хотели воплотить шедевр живописи в камне или бронзе, другие в героях мультфильма и карикатурах.
Тема картины востребована, и продолжает поражать фантазию людей.
По официальным источникам картина изображает жизнь бродячего цирка, на камне сидит арлекин, а девочка из младшего поколения тренируется для выступлений.
Лицо мужчины нахмурено и серьезно, он о чем-то размышляет и уверен в себе. Девочка веселая, беззаботная, но в тоже время, неустойчиво балансирует на шаре.
В картине нежность противостоит грубости, детская беззаботность контрастно смотрится на фоне
удрученной жизненным опытом мудрости. Движение показано на фоне спокойствия.
Тут есть и забота о подрастающем поколении, и в то же время в мужчине чувствуется неуверенность в собственном будущем. Мужчина немного склонен, что показывает его грусть, в то же время вся фигура девочки стремится вверх, ее руки направлены ладонями к небу, как символ стремления к счастливому будущему.
Место расположения акробатов – на открытой местности, где-то вдалеке видно женщину с ребенком и лошадь.
Просторы бескрайние, вдали несколько горизонтов, как символ свободы. Картина несет в себе глубокий смысл, где каждая деталь является частью единого целого.
В 2012 году в России была выпущена монета, на ней была изображена именно эта картина Пабло Пикассо.”
СЕВЕРОВ А,С,
Важно
В 1913г приобретена И.А.Морозовым в Париже, в настоящее время находится собрании Государственного Музея Изобразительных Искусств им.Пушкина в Москве.
источники : Здесь
ещё ТУТ