Картины брейгеля. самые известные шедевры мастера – все о живописи
Table of Contents
Питер Брейгель Старший, Изображений: 50
- Начало
- Галерея
- Артклуб
- Магазин
- Новости
- Форум
Питер Брейгель Старший – нидерландский художник, донесший до нас посредством своих картин кусочек средневековья, в котором ему довелось прожить короткую, но наполненную творчеством жизнь. В Нидерландах он и родился, и умер, хотя многие великие художники заканчивали свою жизнь на чужбине, вдали от родины (как, например, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Николай Рерих).
Река среди гор
Жнецы
Скрыто комментариев: 42 Показать все defs
Питер Брейгель Старший – нидерландский художник, донесший до нас посредством своих картин кусочек средневековья, в котором ему довелось прожить короткую, но наполненную творчеством жизнь. В Нидерландах он и родился, и умер, хотя многие великие художники заканчивали свою жизнь на чужбине, вдали от родины (как, например, Франсиско Гойя, Пабло Пикассо, Николай Рерих).
О первом двадцатилетнем периоде жизни Питера Брейгеля практически ничего не известно, документальные свидетельства начинают отражать его жизнь только с 1551 года. Предположительные дата и место рождения художника – 1525 год и деревушка Брейгель.
Биография великого художника была написана автором «Книги о художниках» Карелом ван Мандером спустя 35 лет после смерти Питера Брейгеля Старшего и проверить её достоверность не представляется возможным. К сожалению, не осталось ни переписки, ни изображений супруги и сыновей выдающегося художника.
Обратите внимание
Становление таланта молодого Брейгеля проходило в художественной мастерской Питера Кука ван Альта. Живописец императора Карла V усердно передавал свои знания талантливому ученику. И его труды не пропали даром – в 1551 г.
гильдия художников имени Святого Луки приняла Брейгеля в свои ряды. В мастерской Кока он впервые видит эстампы Босха. Они производят на него неизгладимое впечатление и он пробует писать свои варианты, подражая великому художнику.
До конца своей жизни он сохранит своё восторженное преклонение перед гением Босха.
По предложению владельца гравюрной мастерской Иеронима Кока художник совершил заграничную поездку в Италию и другие европейские страны с целью совершенствования своего мастерства и ознакомления с красивейшими итальянскими пейзажами, памятниками, скульптурой и живописью эпохи Возрождения. Горы настолько потрясли воображение молодого Брейгеля, что нашли отражение во многих его картинах. Его называют мастером жанровых сценок из сельской жизни. Однако на многих картинах нельзя разглядеть лица, только фигуры.
По некоторым данным он работает в Риме с Джулио Кловио, занимавшегося миниатюрой.
В 1563 г. произошли радикальные перемены в жизни художника: из Антверпена он переехал в столичный город Нидерландов – Брюссель и сочетался счастливым браком с Марией Кук, дочерью своего умершего в 1550 г. бессменного наставника и друга. Брейгель создает целую серию гравюр о семи смертных грехах. Это приносит ему широкую известность.
Среди его постоянных заказчиков появляются и кардиналы, и банкиры, и знатные вельможи. Он богат, перспективен, с открывающимися впереди широкими горизонтами. В 1564 и 1568 гг. рождаются сыновья Питер и Ян, продолжатели рода и династии. Но осенью 1569 г. жизнь замечательного художника неожиданно обрывается.
В церкви Нотр-Дам де ла Шапель он когда-то венчался, там же и был погребен.
Многогранный художник, осветивший своим талантом все шестнадцатое столетие, а особенно ярко свои родные Нидерланды, оставил нам очень разноплановые картины, в которых нашли отражение и прекрасные пейзажи, и мистические сюжеты, и библейские мотивы, и простая крестьянская жизнь (за что, кстати, он и получил прозвище «Мужицкий»). Самые известные картины, которые просто впечатываются в сознание далекого от эпохи Возрождения современного человека – это «Вавилонская башня», «Времена года», «Слепые».
Искусствоведы утверждают, что Брейгель никогда не писал портретов по заказу, а также избегал изображения обнаженных фигур.
Питер Брейгель Старший
Самые знаменитые шедевры мировой живописи: Топ 10
Истории известны имена тысяч гениальных художников, принадлежащих разных народам, эпохам, направлениям. И все же в мировой живописи выделяют творцов, произведения которых на протяжении столетий не теряют актуальности, волнуют, тревожат, вдохновляют.
В десятку лидеров попал только один представитель древнерусской живописи – Андрей Рублев, зато великий итальянец Да Винчи занял сразу три позиции, вслед за ним идет Питер Брейгель Старший с двумя гениальными работами.
Теперь чуть подробнее о шедеврах и авторах, их создавших.
«Рождение Венеры»
Автор картины – представитель тосканской школы, итальянец Сандро Боттичелли. Для создания художественного шедевра, который сегодня хранится во Флоренции, в знаменитой галерее Уффици, гениальному художнику потребовались холст и темпера.
Картина датируется 1486 годом, первоначально находилась на вилле Кастелло и принадлежала Лоренцо Медичи. Моделью для образа Венеры послужила золотоволосая красавица Симонетта Веспуччи. Картина – художественное воплощение мифа о рождении богини любви Венеры (у греков – Афродиты).
Композиция изображает плывущую в раковине богиню, которую на берегу встречает грация с пурпурной мантией. В картине присутствуют сакральные символы, которые еще предстоит расшифровать ученым.
«Троица»
Одна из самых загадочных и самых известных икон в честь Святой Троицы в русской живописи датируется 1425-1427 гг. Автором ее, как и знаменитых фресок во Владимире, считают гениального Андрея Рублева.
Икона изображает трех ангелов, восседающих за столом и образующих замкнутый круг. На столе чаша, формой напоминающая голову тельца, являющаяся композиционным центром иконы.
Важно
Взгляды ангелов словно устремляются в вечность. На заднем плане можно увидеть горный массив, символизирующий гору Мориа, дерево, соотносящееся с Мамврийским дубом, и дом, символическое изображение палат Авраама.
Шедевр перенес несколько реставраций, сегодня его можно увидеть в экспозиции знаменитойГосударственной Третьяковской галереи, в Москве.
«Мона Лиза»
Следующая история посвящена «Портрету госпожи Лизы дель Джоконда», именно так звучит полное название знаменитого шедевра Леонардо да Винчи.
Картина экспонируется во Франции, в Лувре, считается самым известным живописным портретом и датируется 1503–1505 гг.
Искусствоведы предполагают, что прототипом красавицы с загадочной улыбкой послужила Лиза Герардини, муж которой торговал шелком во Флоренции. Картина имела очень важное значение для самого Да Винчи, он много работал над ней и даже забрал с собой во Францию.
На первый взгляд, обычный женский портрет, но загадочная улыбка модели спустя столетия продолжает волновать зрителей, искусствоведов. В ХХ столетии картину могли увидеть жители США, Японии и Советского Союза.
Французы решили не вывозить больше шедевр за пределы музея из-за плохого физического состояния, сегодня увидеть оригинал можно в Лувре.
«Мадонна Литта»
Чуть менее известная работа того же великого Леонардо да Винчи хранится в Государственном Эрмитаже, в Санкт-Петербурге.
Название картины напоминает о ее владельцах – миланском семействе Литта. По поводу авторства споры не утихают, есть версии, что автор – ученик Да Винчи, что мастер написал в 1491 году лишь часть картины.
Совет
В центре сюжета мать, которая кормит грудью младенца. Она изображена на фоне темной стены с арочными окнами, сквозь которые падает свет, при этом ребенок смотрит на зрителя, а мать – на дитя.
До середины XIX века работа хранилась в Италии, в 1865 году по предложению владельца была продана Эрмитажу.
«Сикстинская мадонна»
Еще одна бессмертная картина, изображающая мать, но принадлежащая перу другого итальянца, Рафаэля Санти, носит название «Сикстинской Мадонны» и датируется 1512 годом.
Этот шедевр эпохи Великого Возрождения уже более 250 лет находится в Дрездене, в знаменитой Галерее старых мастеров. Заказ о полотне для украшения алтаря в церкви св. Сикста (Пьяченцо) Рафаэлю сделал папа римский Юлий II.
Там она и находилась, пока в середине XVIII века не переехала в Дрезден. Поскольку отсюда начинались большие туры русских путешественников, этот шедевр получил оглушительную известность в России.
В январе 1945 года случайно уцелел при бомбежках города, был вывезен в СССР, отправлен в запасники Пушкинского музея. В 1955 году шедевр вернулся в Дрезден, но перед этим воочию увидеть шедевр мировой живописи смогли многие советские граждане.
«Тайная вечеря»
Эту работу Леонардо да Винчи, датируемую 1495–1498 гг., относят к шедеврам монументальной живописи. Сегодня она украшает стены Доминиканского монастыря, расположенного в Милане и носящего имя Санта-Мария-делле-Грацие.
Символично, что шедевр с таким названием расположен в монастырской трапезной. Работа,заказчиками которой выступили ЛодовикоСфорца и его супруга, шла с перерывами нескольколет.
Картина имеет значение не только, как яркий представитель религиозной живописи. Она характеризуется точно воспроизведенной глубиной перспективы, что стало своеобразной точкой отсчета нового периода в истории Ренессанса.
«Сотворение Адама»
Следующий шедевр относится к фресковой живописи, написанной Микеланджело около 1511 года. Художник расписывал потолки Сикстинской капеллы, создавая иллюстрации к книге Бытия, вернее, к ее девяти сюжетам.
На фреске изображен Бог-Отец в окружении бескрылых ангелов, его рука едва касается сотворенного им Адама. В этом прикосновении заложен главный смысл художественного произведения, через него получает жизненную силу человек.
Есть версии, что Микеланджело хотел показать не столько сотворение человека (тела), сколько наделение его душой. Фрески по-прежнему находятся в Сикстинской капелле, в Ватикане.
«Вавилонская башня»
Библейские сюжеты являются одними из самых распространенных во времена Средневековья. Вот и Питер Брейгель Старший принял активное участие в воплощении христианских историй и легенд.
Одна из работ художника связана со знаменитой «Вавилонской башней», она написана в 1563 году, сегодня хранится в Вене, в Музее истории искусств.
За 10 лет до написания картины Брейгель посетил Рим, где увидел Колизей. Типично римская архитектура просматривается в башне, которую возводят люди на картине мастера. Символично, что руководитель строительства изображен намного большим, чем рядовые строители.
«Притча о слепых»
В рейтинге 10 шедевров мировой живописи находится еще одна работа Питера Брейгеля Старшего – это «Притча о слепых». Работа, датируемая 1568 годом, сегодня экспонируется в Музее Каподимонте, в Неаполе.
Интересно, что она имеет несколько названий, но все они соотносятся со словом «слепой». На этой картине изображено шестеро незрячих, шествующих друг за другом, все они на грани смерти, ибо впереди огромная яма.
Символически автор хотел предупредить человечество, что если ведущий слепой, то катастрофа неминуема.
«Ночной дозор»
В ТОП-10 шедевров попал и Рембрандт, со своим знаменитым полотном «Ночной дозор», написанным в 1642 году. Это сокращенное название картины, полное – намного длиннее, в нем упоминаются капитан стрелковой роты Франс Баннинг Кок и лейтенант Виллемван Рёйтенбюрг.
Работа является своеобразным групповым портретом, где, кроме выше названных лиц, изображены и их подчиненные. Заказчиком выступило известное Стрелковое общество, руководство которого мечтало увидеть запечатленными все шесть рот.
Интересный факт – в XVIII столетии полотно пришлось обрезать, поскольку оно не вмещалось в зале, где его хотели повесить. Сегодня шедевр экспонируется в Амстердаме, в Государственном музее.
Обратите внимание
В кратком обзоре были представлены всего десять живописных полотен прошлых столетий, на самом деле гениальными художниками создано намного
Картины Брейгеля (живопись), смотреть картины художника с названиями и описанием
Картины великого нидерландца XVI века Питера Брейгеля Старшего (нидерл. Pieter Bruegel de Oude) — удовольствие для терпеливых. Десятки, если не сотни крошечных странных фигурок. Суетливых, занятых разнообразнейшими делами, но при этом потрясающе безликих. Попробуйте сосчитать их — и немедленно собьётесь со счета.
В «Играх детей» кто-то насчитал не меньше 230-ти фигур; другой исследователь Брейгеля называет уже цифру 250 — они словно наделены способностью размножаться. А есть картины Брейгеля, в которых сосчитать персонажей не удастся при всём желании. «Триумф смерти», например.
Мёртвые тела беспорядочно сгрудились, еще живые переплетаются в объятиях со скелетами, откуда-то из ущелья тянется поток кандидатов в покойники. Что, дьявол забери, это значит?!
Попытайтесь найти в этом хаосе тел перспективу — и у вас немедленно закружится голова. Брейгель применяет технический приём «углового смещения»: точку, с которой его картины нужно смотреть, надобно еще отыскать. Если получится.
Но и это не всё! Вам придётся сильно напрячь зрение, чтобы в густой толпе с картины «Несение креста» разглядеть фигурку Спасителя, в «Переписи в Вифлееме» — святое семейство, а в «Падении Икара» с усердно пашущим крестьянином на переднем плане — собственно, самого Икара.
Ах, да! Вот же он: из морской пучины торчат только ноги да развеваются остатки перьев.
Для близкого знакомства с Брейгелем простая лупа полезнее, чем все знания о колорите и перспективе.
Первый биограф художника Карел ван Мандер, прозванный «северным Вазари», сообщает, что Брейгеля называли «Питер-шутник».
По правде говоря, это странные шутки — те, которыми проникнуты его картины. Они грубоватые и одновременно зловещие. В них больше предостережений, чем юмора.
Важно
Другое прозвище художника, с которым он и остался в истории, — Брейгель Мужицкий. Во-первых, потому что никогда не писал ничего «высокого» — мифологических сцен, нагих античных божеств или заказных портретов аристократов. Только голландские простолюдины, «только хардкор».
Во-вторых, по преданию, сам он происходил из крестьян. «По преданию» — потому что доподлинно не известно, где и даже когда он родился.
Примерной датой рождения Брейгеля называют отрезок между 1525 и 1530 годами, а местом — деревушку Брейгель в округе Кемпен, которая и дала ему имя.
Известно, что в 1545 году Брейгель появился в Антверпене — богатом интернациональном портовом городе, коммерческой столице Нидерландов. Здесь он поступил в мастерскую художника по имени Питер Кук ван Альст. Зная творчество Брейгеля, мы можем сказать: это был неожиданный выбор.
Питер Кук был прекрасный человек, в прошлом придворный художник короля Карла V, однако его «романтическая» итальянизированная манера живописи не имела ничего общего с тем, как представлял себе искусство Брейгель. Тем не менее, учителя и ученика что-то связывало. Вероятно, это была человеческая симпатия.
Брейгель был вхож в дом Кука, знаком с его женой, писавшей отличные акварели, а маленькую дочку Кука Марию (Майкен) — носил на руках.
Около 1552 года Брейгель предпринимает почти ритуальное для всех художников действие — едет в Италию. Он беден, и его путешествие полно опасных приключений. Он пересекает Францию, Альпы и наконец достигает Неаполя, Палермо и Рима.
Поразительно, но Италия, эта художественная Мекка, оставила Брейгеля почти равнодушным, очень мало повлияла на его искусство. Всем возрожденческим открытиям он продолжает предпочитать позднюю готику.
Его не увлекают ни Рафаэль, ни Тициан, ни Микеланджело — то ли дело его соотечественник, «почетный профессор ночных кошмаров» Иероним Босх!
Совет
От итальянского периода у Брейгеля остался морской пейзаж «Вид на Неаполь» и осознание, что именно в пейзаже он может выразить самое сокровенное — ощущение беспредельности и красоты мира. Потому и человек в творчестве Брейгеля никакая не индивидуальность.
Он — лишь органичная часть бескрайнего пейзажа или гудящей человеческой массы. Брейгель смотрит не на человека (потому в его творчестве нет портретов) — он смотрит на мир целиком.
О личной жизни Брейгеля известно, что он сожительствовал с некой служанкой и даже женился бы на ней, когда б не одна беда — возлюбленная очень любила приврать. Брейгель не раз ловил её на лжи и, в конце концов, поставил условие.
Он сказал, что будет отмечать каждый случай вранья зарубками на деревянном шесте. Если за определённый срок шест покроется отметинами — никакой свадьбы не будет. Так и произошло.
Зато свадьбы были другие — крестьянские, простонародные. Брейгель с другом, переодевшись победнее и выдавая себя за родственников то ли невесты, то ли жениха, любили бывать там, наблюдать грубоватые безыскусные радости. «Крестьянская свадьба» и «Свадебный танец» Брейгеля — об этом.
Дальнейший карьерный путь художника его биографы обозначают каламбуром «От Кука к Коку». В мастерской гравёра и коммерсанта Иеронима Кока «На четырех ветрах» Брейгель занимался тем, что создавал рисунки для гравюр. Кок был ловок и предприимчив. Он быстро понял, что картины маслом по карману немногим, а вот хорошую гравюру может позволить себе любой.
Надо только найти остроумного и техничного рисовальщика — такого, как Брейгель. А как сделать, чтобы гравюры покупали? Ну, например, заказать Брейгелю цикл о смертных грехах — на порок и одновременно на мораль всегда есть спрос.
Иногда Кок опускался до запрещённых приёмов: гравюру Брейгеля «Большие рыбы пожирают малых» он подписал именем Босха — знаменитого и давно покойного.
Брейгель не оставил ни дневников, ни путевых заметок — ничего, что позволило бы нам понять строй его мыслей. Но в картинах этого периода («Триумф смерти», «Безумная Грета«) нарастает ощущение жути и безысходности. Вероятно, он испытал какой-то острый экзистенциальный кризис. Но о его причинах мы можем лишь строить догадки.
Обратите внимание
Возможно, тяготы Брейгеля имели не только личную природу: в это время Нидерланды переживали один из самых трудных отрезков своей истории. Попав под политический контроль Испании, выжимавшей из богатых голландских провинций все соки, Нидерланды столкнулись с еще более тяжелыми, нежели экономические, притеснениями — религиозными.
Еще раньше через Германию и Францию в страну проник протестантизм. Трудолюбивые, прямодушные голландцы оказались для него благодатной почвой. Но их испанский правитель, король Филипп II, был ревностный католик. Он поклялся выжечь протестантизм калёным железом.
В Нидерланды были направлены карательные отряды жестокого фанатика герцога Альбы. Счет убитых протестанстких проповедников и женщин, принятых за ведьм, шёл на тысячи. Нидерланды истекали кровью. Не было зрелища страшнее, чем-то, когда суровый и неброский голландский пейзаж оживляли ярко-красные туники испанских конников.
Алые одежды в «Избиении младенцев» и «Несении креста» — это именно они, несущие ужас и смерть.
А потом в личной судьбе Брейгеля наступила светлая полоса. Художник женился. Его женой стала Мария Кук — повзрослевшая Майкен, дочка его наставника. Самого Кука уже не было в живых, а его вдова и дочь жили в Брюсселе.
Теща настояла, чтобы Питер тоже перебрался из Антверпена в Брюссель — подальше от непутёвой служанки. Зрелые картины Брейгеля («Жатва», «Охотники на снегу«) отличает совсем новое настроение — чувство счастья и умиротворения.
Мария родила мужу троих детей — дочку и двух сыновей, которые станут художниками. Первенец, названный в честь отца, будет делать замечательные копии его работ и называться Питер Брейгель Младший («Адский»).
Его младший брат Ян Брейгель Старший прославится как один из лучших европейских пейзажистов, станет другом Рубенса и получит прозвища «Райский» и «Бархатный» — за любовь к дорогим платьям и за роскошную фактуру живописи.
Его сын Ян Брейгель Младший и внуки Абрахам и Ян также станут художниками.
Важно
Питер Брейгель Старший умрёт от неизвестной болезни, когда сыновья будут еще слишком малы, чтобы перенять его опыт. Он так и не узнает, что стал родоначальником целой художественной династии.
Его последняя картина, загадочная, как и всё им написанное, с маленькими фигурками и пейзажем с высоты птичьего полёта, называется «Сорока на виселице». Ван Мандер уверяет, что в ней Брейгель хочет обличить сплетниц.
Так ли это на самом деле и имел ли он в виду свою давнюю возлюбленную — не известно.
Питер Брейгель Младший (Адский): картины и биография
В эпоху Возрождения и нового времени профессия живописца нередко становилась наследственной, подобно обычаю, существовавшему у других сословий.
Видя в ком-то из своих детей склонность к занятию искусством, художник всегда был рад найти в нем продолжателя, в чьи руки можно передать руководство мастерской, которая вместе с работавшими в ней учениками и подмастерьями, собранными картинами, рисунками, моделями, гравюрами и другими художественными образцами представляла маленькое (а иногда и довольно значительное) предприятие по созданию произведений искусства и как часть наследуемого имущества обладала вполне исчислимой материальной стоимостью. История искусства знает немало художнических династий, охватывающих подчас несколько поколений, среди них династия нидерландских живописцев Брейгелей — одна из самых известных.
Ее основателем был замечательный художник Питер Брейгель Старший (1525/1530-1569), творчество которого с наибольшей полнотой выразило идеалы нидерландского Ренессанса. Он получил также прозвище Брейгель Мужицкий, поскольку наряду с традиционными религиозными сюжетами писал картины с изображением сцен из жизни крестьян.
В своеобразном искусстве Брейгеля фольклорные образы и элементы фантастического гротеска служили формой воплощения национальной гуманистической мысли, подобно тому как их использовал его французский современник Франсуа Рабле при создании бессмертной книги “Гаргантюа и Пантагрюэль”.
Оба сына художника — Питер и Ян — также стали живописцами, причем последний отличался более оригинальным талантом и был известен как тонкий пейзажист и мастер цветочного натюрморта (смотрите здесь галерею его картин).
Их сыновья Питер III и Ян II в свою очередь наследовали занятие отцов, а в четвертом поколении более всего прославился Абрахам Брейгель — художник натюрмортов, работавший преимущественно в Италии.
Питер Брейгель Младший родился в 1565 году в Брюсселе, куда его отец переехал в последние годы жизни из Антверпена. Он рано потерял родителей, и заботы о нем и его младшем брате Яне взяла на себя их бабка Маритген Верхюлст, которая не только была вдовой художника, но сама успешно занималась миниатюрной живописью.
Совет
Она была первой наставницей внуков в искусстве, а позднее направила Питера в Антверпен в мастерскую профессионального живописца. Закончив обучение и получив звание мастера, Питер, как старший сын, имел преимущественное право на наследование мастерской отца, что сыграло решающую роль в становлении его собственного творчества.
В мастерской еще оставался достаточно обширный круг произведений Питера Брейгеля Старшего, и Питер II начал с того, что стал копировать картины своего отца, тщательно повторяя не только композицию и рисунок, но и цвета оригинала, а затем переводить в живопись композиции рисунков и гравюр.
Его повторения имели успех, так как необычные по стилю и сюжетам работы Брейгеля Старшего казались занимательными и вызывали большой интерес.
Мастерская Питера Брейгеля Младшего превратилась в главный центр популяризации произведений выдающегося художника; число копий было в ряде случаев весьма значительно — так, картина “Проповедь Иоанна Крестителя” повторялась 25 раз, “Поклонение волхвов” — 13, “Нидерландские пословицы” — 14. Деятельность Питера Брейгеля Младшего — копииста имела бесспорное историческое значение: благодаря ей до нас дошли композиции некоторых утраченных впоследствии картин и рисунков Брейгеля Старшего.
Естественно, одним копированием работы мастера не ограничивалась, однако и для собственных произведений он выбирал сюжеты уже знакомого репертуара.
Одной из основных тем оригинального творчества Питера Брейгеля Младшего стало изображение сцен деревенской жизни — сельских ярмарок, крестьянских свадеб и праздников, прототипы которых он нашел в произведениях отца. “Кермесса св.
Георгия” (Брюссель, частная коллекция) изображает праздник гильдии лучников в день их патрона — святого Георгия.
В этот день члены гильдии во главе со старшиной чинной процессией посещали церковь, потом состязались в стрельбе из лука (эти два эпизода показаны на втором плане картины), после чего следовала пирушка с танцами, играми, потасовками, грубоватыми любовными развлечениями, изображение которой вынесено на первый план.
Обратите внимание
То же незатейливое веселье наполняет и “Крестьянскую свадьбу” (Брюссель, антиквариат), где каждая из неуклюжих фигурок, переданных с меткой наблюдательностью за поведением крестьян, вносит свою лепту в общую шумную и пеструю картину праздника.
При внешнем сходстве с работами Питера Брейгеля Старшего картины Питера II обнаруживают существенное отличие: они утрачивают глубинный философский смысл, наполнявший произведения старшего художника, который нашел в сценах народной жизни образ гармонии жизни человека и природы, когда занятия людей и, кажется, даже сами движения их крепких, могучих фигур послушны ритмам природного механизма. У его последователя эти картины приобретают характер забавного, развлекательного зрелища, приближаясь по содержанию к произведениям бытового жанра XVII века. В поздних работах Питера Брейгеля Младшего все большую роль начинает играть пейзаж (“Гостиница св. Михаила”, Брюссель, частная коллекция), который выделяется и в самостоятельную тему творчества. Среди пейзажных образов особой привлекательностью для художника обладало изображение зимней природы, и он с несомненной выразительностью передавал уголки фламандского ландшафта, застывшего в морозном оцепенении.
Наконец, третьим направлением в творчестве Питера Брейгеля Младшего, принесшим ему прозвище “Адский”, было изображение фантастических видений пылающего ада, населенного чудищами, представляющими самые прихотливые порождения человеческого воображения.
Эти произведения продолжают сюжетную линию нидерландского искусства, начатую загадочным гением Иеронимом Босхом и подхваченную в ряде гравюр (цикл “Семь смертных грехов”) и картин (“Безумная Грета”) Брейгелем Старшим.
Но теперь для художника важно не столько само действие — мучение чудовищами грешников, — как общее впечатление, превращающее его картины в ночные пейзажи с охваченными пожаром воображаемыми строениями, символизирующими архитектуру ада; при этом художнику удавалось тонко передать средствами живописи эффект светящихся языков пламени, пронзающих черноту ночи.
В общем развитии фламандской живописи конца XVI- первой трети XVII века творчество Питера Брейгеля Младшего занимает место в стороне от основных открытий.
Однако в своей приверженности искусству Брейгеля Старшего художник не был одинок — по-своему перетолковывали наследие великого художника Мартин ван Клеве, Давид Винкбонс и другие мастера этого времени.
В свою очередь пристальный интерес к творчеству выдающегося предшественника включается в более общую тенденцию эпохи — он аналогичен одновременному и столь же сильному увлечению голландских графиков наследием Луки Лейденского и новому открытию творчества Дюрера, переживаемому художниками, работавшими при дворе германского императора Рудольфа II, — как будто искусство на рубеже двух веков, колеблясь в выборе новых путей, заново пересматривало лучшие достижения уходящего столетия.
Н. Маркова
Важно
Сто памятных дат. Художественный календарь на 1988 год. М.: Советский художник, 1987.
33 шедевра мировой живописи
Бессмертными картинами великих художников восхищаются миллионы людей. Искусство, классическое и современное, это один из самых главных источников вдохновения, вкуса и культурного воспитания любого человека, а уж творческого и подавно.
Всемирно известных картин безусловно гораздо больше, чем 33. Их несколько сотен, и все они не поместились бы в один обзор. Поэтому для удобства просмотра мы отобрали несколько, наиболее значимых для мировой культуры и часто копируемых в рекламе картин . Каждая работа сопровождается интересным фактом, объяснением художественного смысла или историей ее создания.
Рафаэль «Сикстинская мадонна» 1512
Хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.
Рембрандт «Ночной дозор» 1642
Хранится в Государственном музее в Амстердаме.
Истинное название картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга».
Обнаружившим в XIX веке картину искусствоведам показалось, что фигуры выступают на темном фоне, и ее назвали «Ночной дозор». Позднее обнаружилось, что темной картину делает слой копоти, а действие на самом деле происходит днем.
Однако в сокровищницу мирового искусства картина уже вошла под названием «Ночной дозор».
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495–1498
Находится в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
За более 500-летнюю историю существования произведения фреска не раз подвергалась разрушениям: через роспись был проделан, а затем заложен дверной проем, трапезную монастыря, где находится изображение, использовали как оружейный склад, тюрьму, подвергали бомбежке. Знаменитую фреску реставрировали не менее пяти раз, причем последняя реставрация заняла 21 год. Сегодня, чтобы посмотреть произведение искусства, посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут.
Сальвадор Дали «Постоянство памяти» 1931
Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
По признанию самого автора, картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидевши «Постоянство памяти», уже его не забудет.
Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня» 1563
Хранится в Музее истории искусств в Вене.
По мнению Брейгеля в неудаче, постигшей строительство Вавилонской башни, повинны не внезапно возникшие согласно библейскому сюжету языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства.
На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.
Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915
Хранится в Государственной Третьяковской галерее
По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь).
По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах.
Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание красного коня» 1912
Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Написанная в 1912 году, картина оказалась провидческой. Красный конь выступает в роли Судьбы России или самой России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. таким образом, художник символически предсказал своей картиной «красную» судьбу России XX века.
Питер Пауль Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» 1617-1618
Хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.
Картина «Похищение дочерей Левкиппа» считается олицетворением мужественной страсти и телесной красоты. Сильные, мускулистые руки юношей подхватывают молодых нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Сыновья Зевса и Леды крадут невест своих двоюродных братьев.
Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» 1898
Хранится в Музее изящных искусств в Бостоне.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.
Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов».
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» 1830
Хранится в Лувре в Париже
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года во Франции. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать». Обнаженная грудь женщины, ведущей народ, символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872
Хранится в Музее Мармоттан в Париже.
Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции.
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой» 1665
Хранится в галерее Маурицхейс в Гааге.
Одну из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера часто называют северной или голландской Моной Лизой. О картине очень мало известно: она не датирована, имя изображенной девушки не известно.
В 2003 году по одноимённому роману Трейси Шевалье был снят художественный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», в котором гипотетически восстановлена история создания полотна в контексте биографии и семейной жизни Вермеера.
Иван Айвазовский «Девятый вал» 1850
Хранится в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
Иван Айвазовский — всемирно известный российский художник-маринист, посвятивший свою жизнь изображению моря. Им создано около шести тысяч произведений, каждое из которых получило признание при жизни художника. Картина «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».
Андрей Рублев «Троица» 1425-1427
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым в XV веке, является одной из самых прославленных русских икон. Икона представляет собой доску вертикального формата. Цари (Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович) «обкладывали» икону золотом, серебром и драгоценными камнями. Сегодня оклад хранится в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.
Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890
Хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.
Уильям Блейк «Великий архитектор» 1794
Хранится в Британском музее в Лондоне.
Название картины «The Ancient of Days» буквально переводится с английского как «Ветхий днями». Это словосочетание использовалось в качестве имени Бога. Главный персонаж картины — Бог в момент творения, который не устанавливает порядок, а ограничивает свободы и обозначает пределы воображения.
Эдуар Мане «Бар в „Фоли-Бержер“» 1882
Хранится в Институте искусства Курто в Лондоне.
«Фоли-Бержер» — это варьете и кабаре в Париже. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю перед своей смертью в 1883 году. За стойкой бара, посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, стоит поглощенная собственными мыслями барменша, наблюдающая за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.
Тициан «Любовь земная и Любовь небесная» 1515–1516
Хранится в Галерея Боргезе в Риме.
Примечательно, что современное название картины не было дано самим художником, а начало употребляться лишь два века спустя. До этого времени у картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная» (1613), «Три типа любви» (1650), «Божественная и светская женщины» (1700), и, в конце концов, «Любовь земная и Любовь небесная» (1792 и 1833).
Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» 1889–1890
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение.
На старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет „Отрок Варфоломей“.
Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.»
Питер Брейгель Старший «Притча о слепых» 1568
Хранится в Музее Каподимонте в Неаполе.
Другие названия картины — «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведет незрячего». Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Виктор Васнецов «Аленушка» 1881
Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Изначально картина Васнецова называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот.
«Аленушка», — рассказывал впоследствии сам художник, — «как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение.
Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».
Винсент ван Гог «Звёздная ночь» 1889
Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В отличие от большинства картин художника, «Звездная ночь» была написана по памяти. Ван Гог находился в то время в лечебнице Сен-Реми, терзаемый приступами безумия.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи» 1830-1833
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушения города Помпеи близ Неаполя. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.
Пабло Пикассо «Девочка на шаре» 1905
Хранится в Пушкинском музее, Москва
Картина оказалась в России благодаря промышленнику Ивану Абрамовичу Морозову, который в 1913 г. приобрел ее за 16 000 франков. В 1918 г. личная коллекция И. А. Морозова была национализирована. В настоящий момент картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491
Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. Существует предположение, что фигура младенца была написана не Леонардо да Винчи, а принадлежит кисти одного из его учеников. Об этом свидетельствует необычная для авторской манеры поза младенца.
Жан Энгр «Турецкие бани» 1862
Хранится в Лувре в Париже.
Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц, тематика которых давно присутствовала в его творчестве. Изначально полотно было в форме квадрата, однако через год после его завершения художник превратил его в круглую картину — тондо.
Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» 1889
Хранится в Третьяковской галерее в Москве
«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.
Михаил Врубель «Царевна-Лебедь» 1900
Хранится в Государственной Третьяковской галерее
Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.
Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» 1590
Находится в Замке Скоклостер в Стокгольме.
Одна из немногочисленных сохранившихся работ художника, который составлял портреты из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и так далее. «Вертумн» — это портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времен года, растительности и преобразования. На картине Рудольф полностью состоит из плодов, цветов и овощей.
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897
Находится в Музее искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Дега был большим поклонником балета. Его называют художником балерин. Произведение «Голубые танцовщицы» относится к позднему периоду творчества Дега, когда его зрение ослабело, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» 1503–1505
Хранится в Лувре, Париж.
«Мона Лиза» возможно не получила бы всемирную известность, если бы ее не похитил в 1911 году работник Лувра. Картину нашли спустя два года в Италии: вор отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1486
Хранится во Флоренции в галерее Уффици
Картина иллюстрирует миф рождения Афродиты. Обнаженная богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром.
В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.
«Рождение Венеры» хорошо сохранилось благодаря тому, что Боттичелли нанес на картину защитный слой из яичного желтка.
Микеланджело «Сотворение Адама» 1511
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане.
Фреска «Сотворение Адама» является четвертой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт.1:27).
Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!
Самые знаменитые и значимые для истории искусства картины мира
?
Виктория (vvv2010) wrote,
2011-08-29 16:49:00 Виктория
vvv2010
2011-08-29 16:49:00 Category:
Бессмертными картинами великих художников восхищаются миллионы людей. Искусство, классическое и современное, это один из самых главных источников вдохновения, вкуса и культурного воспитания любого человека, а уж творческого и подавно.Всемирно известных картин безусловно больше, чем 33. Их несколько сотен, и все они бы не поместились в один обзор. Поэтому для удобства просмотра пришлось сократить несколько пост и отобрать наиболее значимые для мировой культуры. Каждая работа сопровождается интересным фактом, объяснением художественного смысла или историей ее создания.
Рафаэль «Сикстинская мадонна» 1512
Хранится в Галерее старых мастеров в Дрездене.
У картины есть маленький секрет: задний фон, издали кажущийся облаками, при тщательном рассмотрении оказывается головами ангелов. А два ангелочка, изображенные на картине внизу, стали мотивом многочисленных открыток и плакатов.
Рембрандт «Ночной дозор» 1642
Хранится в Государственном музее в Амстердаме.
Истинное название картины Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбюрга».
Обнаружившим в XIX веке картину искусствоведам показалось, что фигуры выступают на темном фоне, и ее назвали «Ночной дозор». Позднее обнаружилось, что темной картину делает слой копоти, а действие на самом деле происходит днем.
Однако в сокровищницу мирового искусства картина уже вошла под названием «Ночной дозор».
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» 1495—1498
Находится в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане.
За более 500-летнюю историю существования произведения фреска не раз подвергалась разрушениям: через роспись был проделан, а затем заложен дверной проем, трапезную монастыря, где находится изображение, использовали как оружейный склад, тюрьму, подвергали бомбежке. Знаменитую фреску реставрировали не менее пяти раз, причем последняя реставрация заняла 21 год. Сегодня, чтобы посмотреть произведение искусства, посетители должны заказывать билеты заранее и могут провести в трапезной только 15 минут.
Сальвадор Дали «Постоянство памяти» 1931
Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
По признанию самого автора, картина была написана в результате ассоциаций, возникших у Дали при виде плавленого сыра. Вернувшись из кино, куда она ходила в тот вечер, Гала совершенно правильно предсказала, что никто, раз увидевши «Постоянство памяти», уже его не забудет.
Питер Брейгель Старший «Вавилонская башня» 1563
Хранится в Музее истории искусств в Вене.
По мнению Брейгеля в неудаче, постигшей строительство Вавилонской башни, повинны не внезапно возникшие согласно библейскому сюжету языковые барьеры, а ошибки, допущенные в процессе строительства.
На первый взгляд огромное строение кажется достаточно прочным, однако при ближайшем рассмотрении видно, что все ярусы положены неровно, нижние этажи либо недостроены, либо уже рушатся, само здание кренится в сторону города, и перспективы всего проекта весьма печальны.
Казимир Малевич «Чёрный квадрат» 1915
Хранится в Государственной Третьяковской галерее
По утверждению художника, он писал картину несколько месяцев. Впоследствии Малевич выполнил несколько копий «Черного квадрата» (по некоторым данным, семь).
По одной из версий, художник не смог закончить работу над картиной в нужный срок, поэтому ему пришлось замазать работу черной краской. Впоследствии, после признания публики, Малевич писал новые «Черные квадраты» уже на чистых холстах.
Малевичем были также написаны картины «Красный квадрат» (в двух экземплярах) и один «Белый квадрат».
Кузьма Сергеевич Петров-Водкин «Купание красного коня» 1912
Находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Написанная в 1912 году, картина оказалась провидческой. Красный конь выступает в роли Судьбы России или самой России, которую не в силах удержать хрупкий и юный седок. таким образом, художник символически предсказал своей картиной «красную» судьбу России XX века.
Питер Пауль Рубенс «Похищение дочерей Левкиппа» 1617—1618
Хранится в Старой пинакотеке в Мюнхене.
Картина «Похищение дочерей Левкиппа» считается олицетворением мужественной страсти и телесной красоты. Сильные, мускулистые руки юношей подхватывают молодых нагих женщин, чтобы посадить их на коней. Сыновья Зевса и Леды крадут невест своих двоюродных братьев.
Поль Гоген «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?» 1898
Хранится в Музее изящных искусств в Бостоне.
По указанию самого Гогена картину следует читать справа налево — три основные группы фигур иллюстрируют вопросы, поставленные в названии.
Три женщины с ребёнком представляют начало жизни; средняя группа символизирует ежедневное существование зрелости; в заключительной группе, по замыслу художника, «старая женщина, приближающаяся к смерти, кажется примирившейся и предавшейся своим размышлениям», у ее ног «странная белая птица… представляет бесполезность слов».
Эжен Делакруа «Свобода, ведущая народ» 1830
Хранится в Лувре в Париже
Делакруа создал картину по мотивам июльской революции 1830 года во Франции. В письме брату 12 октября 1830 года Делакруа пишет: «Если я не сражался за Родину, то я хотя бы буду для нее писать». Обнаженная грудь женщины, ведущей народ, символизирует самоотверженность французских людей того времени, которые с «голой грудью» шли на врага.
Клод Моне «Впечатление. Восходящее солнце» 1872
Хранится в Музее Мармоттан в Париже.
Название произведения «Impression, soleil levant» с легкой руки журналиста Л. Леруа стало именем художественного направления «импрессионизм». Картина написана с натуры в старом аванпорте Гавра во Франции.
Ян Вермеер «Девушка с жемчужной серёжкой» 1665
Хранится в галерее Маурицхейс в Гааге.
Одну из наиболее известных картин нидерландского художника Яна Вермеера часто называют северной или голландской Моной Лизой. О картине очень мало известно: она не датирована, имя изображенной девушки не известно.
В 2003 году по одноимённому роману Трейси Шевалье был снят художественный фильм «Девушка с жемчужной серёжкой», в котором гипотетически восстановлена история создания полотна в контексте биографии и семейной жизни Вермеера.
Иван Айвазовский «Девятый вал» 1850
Хранится в Санкт-Петербурге в Государственном Русском музее.
Иван Айвазовский — всемирно известный российский художник-маринист, посвятивший свою жизнь изображению моря. Им создано около шести тысяч произведений, каждое из которых получило признание при жизни художника. Картина «Девятый вал» включена в книгу «100 великих картин».
Андрей Рублев «Троица» 1425—1427
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Икона Святой Троицы, написанная Андреем Рублевым в XV веке, является одной из самых прославленных русских икон. Икона представляет собой доску вертикального формата. Цари (Иван Грозный, Борис Годунов, Михаил Федорович) «обкладывали» икону золотом, серебром и драгоценными камнями. Сегодня оклад хранится в Сергиево-Посадском государственном музее-заповеднике.
Михаил Врубель «Демон сидящий» 1890
Хранится в Третьяковской галерее в Москве.
Сюжет картины навеян поэмой Лермонтова «Демон». Демон — образ силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Трагически сцепив руки, Демон сидит с печальными, направленными вдаль огромными глазами, в окружении невиданных цветов.
Уильям Блейк «Великий архитектор» 1794
Хранится в Британском музее в Лондоне.
Название картины «The Ancient of Days» буквально переводится с английского как «Ветхий днями». Это словосочетание использовалось в качестве имени Бога. Главный персонаж картины — Бог в момент творения, который не устанавливает порядок, а ограничивает свободы и обозначает пределы воображения.
Эдуар Мане «Бар в “Фоли-Бержер”» 1882
Хранится в Институте искусства Курто в Лондоне.
«Фоли-Бержер» — это варьете и кабаре в Париже. Мане часто посещал «Фоли-Бержер» и в итоге написал эту картину — последнюю перед своей смертью в 1883 году. За стойкой бара, посреди пьющей, едящей, разговаривающей и курящей толпы, стоит поглощенная собственными мыслями барменша, наблюдающая за акробатом на трапеции, которого можно заметить в верхнем левом углу картины.
Тициан «Любовь земная и Любовь небесная» 1515—1516
Хранится в Галерея Боргезе в Риме.
Примечательно, что современное название картины не было дано самим художником, а начало употребляться лишь два века спустя. До этого времени у картины были различные названия: «Красота приукрашенная и неприукрашенная» (1613), «Три типа любви» (1650), «Божественная и светская женщины» (1700), и, в конце концов, «Любовь земная и Любовь небесная» (1792 и 1833).
Михаил Нестеров «Видение отроку Варфоломею» 1889—1890
Хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Первая и самая значительная работа из цикла, посвящённого Сергию Радонежскому. До конца своих дней художник был убеждён в том, что «Видение отроку Варфоломею» — самое лучшее его произведение.
На старости лет художник любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет “Отрок Варфоломей”.
Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я.»
Питер Брейгель Старший «Притча о слепых» 1568
Хранится в Музее Каподимонте в Неаполе.
Другие названия картины — «Слепые», «Парабола слепых», «Слепой ведет незрячего». Считается, что сюжет картины основан на библейской притче о слепых: «Если слепой ведет слепого, то оба они упадут в яму».
Виктор Васнецов «Аленушка» 1881
Хранится в Государственной Третьяковской галерее.
За основу взята сказка «О сестрице Алёнушке и братце Иванушке». Изначально картина Васнецова называлась «Дурочка Алёнушка». «Дурочками» в то время называли сирот.
«Аленушка», — рассказывал впоследствии сам художник, — «как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение.
Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах… Каким-то особым русским духом веяло от нее».
Винсент ван Гог «Звёздная ночь» 1889
Хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
В отличие от большинства картин художника, «Звездная ночь» была написана по памяти. Ван Гог находился в то время в лечебнице Сен-Реми, терзаемый приступами безумия.
Карл Брюллов «Последний день Помпеи» 1830—1833
Хранится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге.
На картине изображено известное извержение вулкана Везувий в 79 году н. э. и разрушения города Помпеи близ Неаполя. Изображение художника в левом углу картины является автопортретом автора.
Пабло Пикассо «Девочка на шаре» 1905
Хранится в Пушкинском музее, Москва
Картина оказалась в России благодаря промышленнику Ивану Абрамовичу Морозову, который в 1913 г. приобрел ее за 16 000 франков. В 1918 г. личная коллекция И. А. Морозова была национализирована. В настоящий момент картина находится в собрании Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.
Леонардо да Винчи «Мадонна Литта» 1491
Хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге.
Первоначальное название картины — «Мадонна с младенцем». Современное название картины происходит от имени её владельца — графа Литта, владельца фамильной картинной галереи в Милане. Существует предположение, что фигура младенца была написана не Леонардо да Винчи, а принадлежит кисти одного из его учеников. Об этом свидетельствует необычная для авторской манеры поза младенца.
Жан Энгр «Турецкие бани» 1862
Хранится в Лувре в Париже.
Энгр закончил писать эту картину, когда ему было уже за 80 лет. Этой картиной художник подводит своеобразный итог изображения купальщиц, тематика которых давно присутствовала в его творчестве. Изначально полотно было в форме квадрата, однако через год после его завершения художник превратил его в круглую картину — тондо.
Иван Шишкин, Константин Савицкий «Утро в сосновом лесу» 1889
Хранится в Третьяковской галерее в Москве
«Утро в сосновом лесу» — картина русских художников Ивана Шишкина и Константина Савицкого. Савицкий нарисовал медведей, но коллекционер Павел Третьяков, когда приобрел картину, стер его подпись, так что сейчас автором картины указывается один Шишкин.
Михаил Врубель «Царевна-Лебедь» 1900
Хранится в Государственной Третьяковской галерее
Картина написана на основе сценического образа героини оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина. Врубель создал премьеры оперы 1900 года эскизы для декораций и костюмов, а партию Царевны-Лебеди пела его жена.
Джузеппе Арчимбольдо «Портрет императора Рудольфа II в образе Вертумна» 1590
Находится в Замке Скоклостер в Стокгольме.
Одна из немногочисленных сохранившихся работ художника, который составлял портреты из фруктов, овощей, цветов, ракообразных, рыб, жемчужин, музыкальных и иных инструментов, книг и так далее. «Вертумн» — это портрет императора, представленного в виде древнеримского бога времен года, растительности и преобразования. На картине Рудольф полностью состоит из плодов, цветов и овощей.
Эдгар Дега «Голубые танцовщицы» 1897
Находится в Музее искусств им. А. С. Пушкина в Москве.
Дега был большим поклонником балета. Его называют художником балерин. Произведение «Голубые танцовщицы» относится к позднему периоду творчества Дега, когда его зрение ослабело, и он стал работать большими цветовыми пятнами, придавая первостепенное значение декоративной организации поверхности картины.
Леонардо да Винчи «Мона Лиза» 1503—1505
Хранится в Лувре, Париж.
«Мона Лиза» возможно не получила бы всемирную известность, если бы ее не похитил в 1911 году работник Лувра.
Картину нашли спустя два года в Италии: вор отозвался на объявление в газете и предложил продать «Джоконду» директору галереи Уффици.
Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.
Сандро Боттичелли «Рождение Венеры» 1486
Хранится во Флоренции в галерее Уффици
Картина иллюстрирует миф рождения Афродиты. Обнаженная богиня плывет к берегу в раскрытой раковине, подгоняемая ветром.
В левой части картины Зефир (западный ветер) в объятиях своей супруги Хлориды дует на раковину, создавая ветер, наполненный цветами. На берегу богиню встречает одна из граций.
«Рождение Венеры» хорошо сохранилось благодаря тому, что Боттичелли нанес на картину защитный слой из яичного желтка.
Микеланджело «Сотворение Адама» 1511
Находится в Сикстинской капелле в Ватикане.
Фреска «Сотворение Адама» является четвертой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвященных девяти сюжетам книги Бытия. Фреска иллюстрирует эпизод: «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт.1:27).