Убийство китов и японский буддизм – вегетерианство
Table of Contents
Убийство китов и японский буддизм
Японская китобойная промышленность, стремясь загладить ложащуюся на неё тяжким бременем вину за продолжающееся истребление китов, но не желая при этом хоть сколько-нибудь изменить сложившееся положение вещей (читай: прекратить убивать китов, устранив тем самым саму необходимость испытывать это чувство вины), сочла для себя более выгодным начать манипулировать буддизмом для достижения своих сомнительных целей. Я имею в виду ту грандиозную поминальную церемонию, которая состоялась недавно в одном из Дзэнских храмов Японии. Помимо целого ряда государственных чиновников, а также руководства и простых служащих одной из крупнейших корпораций Японии, свидетелем этого события стал корреспондент американской газеты “Балтимор Сан”, написавший следующий репортаж об увиденном:
«Дзэнский храм был просторным внутри, богато обставлен и производил впечатление весьма процветающего. Поводом для собрания служило проведение мемориальной молитвенной службы по душам 15 000 погибших, которые в течение последних трёх лет отдали свои жизни во имя процветания японского народа.
Скорбящие были рассажены в строгом соответствии с иерархией, руководствуясь занимаемым ими служебным положением в компании, к которой все они принадлежали.
Около двадцати человек – мужчины-руководители и приглашённые государственные чиновники, одетые в строгие костюмы, – восседали на скамьях, находящихся на возвышении-подиуме, прямо перед алтарём.
Остальные, а их было около ста восьмидесяти, – в большинстве своём мужчины без пиджаков, а также небольшая группа молодых женщин сидели, поджав ноги, на циновках по обе стороны от подиума.
Под звуки гонга священники вошли в храм и расположились лицом к алтарю. Ударили в огромный барабан. Один из людей в костюмах встал и поприветствовал собравшихся.
Главный священник, одетый в канареечно-жёлтую робу и с наголо бритой головой, начал молитву: ”Освободи души их от мучений. Позволь им переправиться на Тот Берег и стать Совершенными Буддами”. Затем, все священники начали хором и нараспев читать одну из сутр. Продолжалось это довольно долго и производило какой-то гипнотический эффект.
Когда пение закончилось, все присутствующие по очереди, парами подходили к алтарю, чтобы воскурить благовония.
По окончании церемонии подношений главный священник подвёл итог краткой нотацией: “Я весьма польщён, что вы избрали наш храм для проведения этой службы. В армии я и сам часто ел китовое мясо и чувствую в себе особую связь с этими животными”.
Упоминание им китов не было оговоркой, ибо вся эта служба была организована служащими крупнейшей в Японии китобойной корпорации. Те 15 000 душ, за упокой которых они молились, были душами убитых ими китов».
Далее журналист продолжает, описывая насколько удивлены и обескуражены китобои критикой, раздающейся в их адрес из-за рубежа, в особенности из Соединённых Штатов, в которой они выставляются “жестокими и бессердечными созданиями, без нужды лишающими жизни одних из благороднейших животных на планете”. Автор приводит слова капитана китобойной шхуны, который припоминает, что именно “американские оккупационные власти, сразу после второй мировой войны, распорядились отправлять рыболовецкие суда на промысел китов, дабы спасти поверженную страну от голода”.
Теперь, когда японцам уже не грозит недоедание, их уровень потребления животного белка всё же в два раза ниже аналогичного показателя в Соединённых Штатах, а мясо кита зачастую входит в школьные завтраки. Один бывший гарпунщик сказал журналисту следующее:
“Я никак не могу понять аргументов противников промысла китов. Ведь это то же самое, что убивать корову, курицу или рыбу с целью последующего употребления в пищу. Если бы киты вели себя перед смертью как коровы или свиньи, производя массу шума, я никогда не смог бы их пристрелить. Киты же принимают смерть без единого звука, как рыбы”.
Пишущий завершает свою статью следующим наблюдением:
Их (китобоев) чувствительность может удивить немало активистов, ратующих за запрещение отлова китов. Инаи, например, убил более семи тысяч китов за свои двадцать четыре года работы гарпунщиком.
Однажды он увидел, как заботливая мать, сама имея возможность спастись бегством, сознательно вернулась в зону опасности, чтобы поднырнув, увести своего медлительного детёныша и тем самым спасти его.
Он был настолько тронут увиденным, что, по его словам, так и не смог нажать на спуск.
На первый взгляд эта служба в монастыре выглядит как искренняя попытка попросить прощения у «невинно убиенных” китов, своего рода “слеза раскаяния”. Однако факты говорят совсем об ином. Как мы уже знаем, первая заповедь запрещает умышленное лишение жизни.
Следовательно, это распространяется и на рыбную ловлю (как в виде спортивной рыбалки, так и в качестве промысла), которой буддистам заниматься запрещено. Мясники-забойщики скота и охотники относятся Буддой к той же категории, что и рыбаки.
Китобойной компании – прибегать к услугам буддийских священнослужителей и храмов с целью создать видимость некоего религиозного покровительства своим откровенно антибуддийским действиям, а её служащим – обращаться к Будде с молитвой об освобождении от мучений душ убитых ими китов (убийством этим в корне презрев самое учение Будды) подобно тому, как если бы подросток, зверски убивший обоих своих родителей, просил суд проявить к нему снисхождение на том основании, что он является круглым сиротой.
https://www.youtube.com/watch?v=TYZ5g4u0nyU
Доктор Д.Т. Судзуки, известный буддийский философ, согласен с этой точкой зрения. В своей книге “Цепь сострадания” он осуждает лицемерие тех, кто сначала без нужды, с жестокостью убивает, а затем заказывает поминальные буддийские службы за упокой душ своих жертв. Он пишет:
“Буддисты распевают сутры и жгут благовония, после того как эти существа уже убиты, и говорят, что тем самым они умиротворяют души казнённых ими животных. Таким образом, решают они, все остаются довольны, и вопрос можно считать закрытым. Но можем ли мы всерьёз думать, что это есть решение проблемы, и на этом наша совесть может успокоиться? …
Любовь и сострадание живут в сердцах всех существ, населяющих вселенную. Почему же только человек использует своё так называемое “знание” для удовлетворения своих эгоистичных страстей, пытаясь затем с таким изощрённым лицемерием оправдать свои деяния? …
Буддисты должны стремиться учить всех остальных состраданию ко всему живому – состраданию, которое является основой их религии…”
Будь эта церемония в храме не лицемерным спектаклем, а актом подлинного буддийского благочестия, китобои и служащие компании должны были бы покаяться в своих нарушениях первой заповеди, которым несть числа, помолиться Каннон, бодхисаттве сострадания, прося у нее прощения за содеянное, и поклясться впредь не убивать невинных существ.
Нет необходимости объяснять читателю, что ничего этого на практике не происходит.
Что же до тех буддийских священников, что сдают себя и свой храм в аренду для этой буффонады, мотивируемые, без сомнения, ожиданием существенного пожертвования от китобойной компании, то сам факт их существования красноречиво свидетельствует о том упадочном состоянии, в котором пребывает сегодня японский буддизм.
В послевоенные годы Япония несомненно являлась бедной и голодной страной, и обстоятельствами того времени ещё можно было пытаться оправдать неограниченный бой китов на мясо.
Руководствуясь именно этими соображениями, американские оккупационные власти и настаивали на развитии китобойного флота.
Сегодня, когда Япония является одной из богатейших стран в мире, чей валовый национальный продукт среди стран свободного мира уступает лишь Соединённым Штатам, с таким положением вещей невозможно более мириться.
Помимо всего прочего, китовое мясо уже не играет той существенной роли в рационе японцев, каковую ему приписывает автор статьи. По последним данным среднестатистический японец получает из мяса кита лишь три десятых процента от всего потребляемого им протеина.
Когда я жил в Японии в послевоенные годы, и даже в начале пятидесятых, лишь самые бедные люди покупали дешёвое кудзира – китовое мясо. Мало кому оно действительно нравится – большинству японцев не по вкусу это чрезмерно жирное мясо.
Теперь, когда блага “японского экономического чуда” докатились и до простых японских трудящихся, возведя их в разряд наиболее высокооплачиваемых рабочих в мире, разумно предположить, что и они предпочитают питаться более утончёнными мясными продуктами, нежели пресловутое мясо кудзира.
В действительности, потреблениие мяса японцами поднялось на такую запредельную высоту, что, по мнению наблюдателей, Япония в этом показателе уступает на сегодня лишь Соединённым Штатам.
Печальная правда состоит в том, что в наши дни японцы и русские продолжают, игнорируя протесты мировой общественности, истреблять китов в основном ради получения субпродуктов, используемых при изготовлении крема для обуви, косметических средств, удобрений, корма для домашних животных, промышленных жиров и прочих продуктов, которые все без исключения могут быть получены и иным путём.
Всё вышесказанное никоим образом не оправдывает непомерное количество животного белка, потребляемого американцами, и вытекающие из этого факты массового убийства свиней, коров и птицы, обслуживающего эти цифры потребления. Хочется лишь обратить внимание читателя на то, что ни одно из этих животных не относится к вымирающим видам, в то время как киты находятся на грани исчезновения!
Хорошо известно, что киты – это высокоразвитые морские млекопитающие, без сомнения куда менее агрессивные и кровожадные, чем человек. Сами китобои признают, что в своём отношении к потомству киты в точности напоминают людей. Как могут тогда японские китобои утверждать, что киты во всём ведут себя как рыбы?
Еще более важен в этом контексте тот факт, что наряду с интеллектом, киты обладают также и высокоразвитой нервной системой, обрекающей их на способность испытывать весь спектр физических страданий и боли.
Попытайтесь представить каково это, когда у тебя во внутренностях разрывается гарпун! В этой связи заслуживает внимания свидетельство доктора Г.Р.
Лилли, врача, работавшего на британской китобойной флотилии в южных морях:
“По сей день при охоте на китов используется древний и варварский по своей жестокости метод… В одном случае, который мне довелось наблюдать, потребовалось пять часов и девять гарпунов, чтобы убить самку голубого кита, которая к тому же находилась на поздней стадии беременности”.
Или представьте себе ощущения дельфинов, чья участь – быть насмерть забитыми палками, ведь именно так принято у японских рыбаков расправляться с ними.
Недавние фоторепортажи в прессе запечатлели то, как рыбаки тысячами убивают этих высокоразвитых млекопитающих и бросают их трупы в огромные мясорубки, опять же не для употребления в пищу человеком, а на корм животным и на удобрения! Что делает массовое истребление дельфинов особенно отвратительным, так это тот общепризнанный в мире факт, что эти уникальные существа всегда имели особую связь с человеком. Через века до нас доходят легенды о том, как дельфины спасали человека в беде.
Жак Кусто запечатлел на плёнку, как дельфины в Мавритании и Африке приносят человеку рыбу, а натуралист Том Гаррет рассказывает о племенах Амазонки, которые достигли такого симбиоза с дельфинами, что те охраняют их от пираний и прочих опасностей.
Фольклор, предания, песни и легенды многих народов мира восхваляют “одухотворённость и доброту”; этих существ. Аристотель писал, что “существа эти отличаются благородной силою своей родительской заботы”.
Греческий поэт Оппиан предал анафеме поднявших руку на дельфина в своих строках:
Охота на дельфинов внушает отвращенье. Тот, кто сознательно их умерщвляет, Не вправе более взывать к богам с мольбою, Они его не примут подношений, Разгневанные этим злодеяньем.
Его прикосновение лишь осквернит алтарь, Присутствием своим он опорочит Всех тех, кто вынужден делить с ним кров.
Сколь омерзительно богам убийство человека, Столь осуждающе они взирают со своих вершин На тех, кто причиняет смерть дельфинам –
Властителям морских глубин.
Буддизм и вегетарианство
Так японская китобойная промышленность, стремясь загладить ложащуюся на неё тяжким бременем вину за продолжающееся истребление китов, но не желая при этом хоть сколько-нибудь изменить сложившееся положение вещей (читай: прекратить убивать китов, устранив тем самым саму необходимость испытывать это чувство вины), сочла для себя более выгодным начать манипулировать буддизмом для достижения своих сомнительных целей. Я имею в виду ту грандиозную поминальную церемонию, которая состоялась недавно в одном из Дзэнских храмов Японии. Помимо целого ряда государственных чиновников, а также руководства и простых служащих одной из крупнейших корпораций Японии, свидетелем этого события стал корреспондент американской газеты “Балтимор Сан”, написавший следующий репортаж об увиденном:
“Дзэнский храм был просторным внутри, богато обставлен и производил впечатление весьма процветающего. Поводом для собрания служило проведение мемориальной молитвенной службы по душам 15 000 погибших, которые в течение последних трёх лет отдали свои жизни во имя процветания японского народа. Скорбящие были рассажены в строгом соответствии с иерархией, руководствуясь занимаемым ими служебным положением в компании, к которой все они принадлежали. Около двадцати человек — мужчины-руководители и приглашённые государственные чиновники, одетые в строгие костюмы, — восседали на скамьях, находящихся на возвышении-подиуме, прямо перед алтарём. Остальные, а их было около ста восьмидесяти, — в большинстве своём мужчины без пиджаков, а также небольшая группа молодых женщин сидели, поджав ноги, на циновках по обе стороны от подиума. Под звуки гонга священники вошли в храм и расположились лицом к алтарю. Ударили в огромный барабан. Один из людей в костюмах встал и поприветствовал собравшихся. Главный священник, одетый в канареечно-жёлтую робу и с наголо бритой головой, начал молитву: “Освободи души их от мучений. Позволь им переправиться на Тот Берег и стать Совершенными Буддами”. Затем, все священники начали хором и нараспев читать одну из сутр. Продолжалось это довольно долго и производило какой-то гипнотический эффект. Когда пение закончилось, все присутствующие по очереди, парами подходили к алтарю, чтобы воскурить благовония.
По окончании церемонии подношений главный священник подвёл итог краткой нотацией: “Я весьма польщён, что вы избрали наш храм для проведения этой службы. В армии я и сам часто ел китовое мясо и чувствую в себе особую связь с этими животными”.
Упоминание им китов не было оговоркой, ибо вся эта служба была организована служащими крупнейшей в Японии китобойной корпорации. Те 15 000 душ, за упокой которых они молились, были душами убитых ими китов”.58
Далее журналист продолжает, описывая насколько удивлены и обескуражены китобои критикой, раздающейся в их адрес из-за рубежа, в особенности из Соединённых Штатов, в которой они выставляются “жестокими и бессердечными созданиями, без нужды лишающими жизни одних из благороднейших животных на планете”. Автор приводит слова капитана китобойной шхуны, который припоминает, что именно “американские оккупационные власти, сразу после второй мировой войны, распорядились отправлять рыболовецкие суда на промысел китов, дабы спасти поверженную страну от голода. Теперь, когда японцам уже не грозит недоедание, их уровень потребления животного белка всё же в два раза ниже аналогичного показателя в Соединённых Штатах, а мясо кита зачастую входит в школьные завтраки”. Один бывший гарпунщик сказал журналисту следующее: “Я никак не могу понять аргументов противников промысла китов. Ведь это то же самое, что убивать корову, курицу или рыбу с целью последующего употребления в пищу. Если бы киты вели себя перед смертью как коровы или свиньи, производя массу шума, я никогда не смог бы их пристрелить. Киты же принимают смерть без единого звука, как рыбы”.59 Пишущий завершает свою статью следующим наблюдением: “Их (китобоев) чувствительность может удивить немало активистов, ратующих за запрещение отлова китов. Инаи, например, убил более семи тысяч китов за свои двадцать четыре года работы гарпунщиком. Однажды он увидел, как заботливая мать, сама имея возможность спастись бегством, сознательно вернулась в зону опасности, чтобы поднырнув, увести своего медлительного детёныша и тем самым спасти его. Он был настолько тронут увиденным, что, по его словам, так и не смог нажать на спуск”. На первый взгляд эта служба в монастыре выглядит как искренняя попытка попросить прощения у “невинно убиенных” китов, своего рода “слеза раскаяния”. Однако факты говорят совсем об ином. Как мы уже знаем, первая заповедь запрещает умышленное лишение жизни. Следовательно, это распространяется и на рыбную ловлю (как в виде спортивной рыбалки, так и в качестве промысла), которой буддистам заниматься запрещено. Мясники-забойщики скота и охотники относятся Буддой к той же категории, что и рыбаки. Китобойной компании — прибегать к услугам буддийских священнослужителей и храмов с целью создать видимость некоего религиозного покровительства своим откровенно антибуддийским действиям, а её служащим — обращаться к Будде с молитвой об освобождении от мучений душ убитых ими китов (убийством этим в корне презрев самое учение Будды) подобно тому, как если бы подросток, зверски убивший обоих своих родителей, просил суд проявить к нему снисхождение на том основании, что он является круглым сиротой. Доктор Д.Т. Судзуки, известный буддийский философ, согласен с этой точкой зрения. В своей книге Цепь сострадания он осуждает лицемерие тех, кто сначала без нужды, с жестокостью убивает, а затем заказывает поминальные буддийские службы за упокой душ своих жертв. Он пишет:
“Буддисты распевают сутры и жгут благовония, после того как эти существа уже убиты, и говорят, что тем самым они умиротворяют души казнённых ими животных. Таким образом, решают они, все остаются довольны, и вопрос можно считать закрытым. Но можем ли мы всерьёз думать, что это есть решение проблемы, и на этом наша совесть может успокоиться? …
Любовь и сострадание живут в сердцах всех существ, населяющих вселенную. Почему же только человек использует своё так называемое “знание” для удовлетворения своих эгоистичных страстей, пытаясь затем с таким изощрённым лицемерием оправдать свои деяния? …
Буддисты должны стремиться учить всех остальных состраданию ко всему живому — состраданию, которое является основой их религии…”60
Будь эта церемония в храме не лицемерным спектаклем, а актом подлинного буддийского благочестия, китобои и служащие компании должны были бы покаяться в своих нарушениях первой заповеди, которым несть числа, помолиться Каннон, бодхисаттве сострадания, прося у нее прощения за содеянное, и поклясться впредь не убивать невинных существ. Нет необходимости объяснять читателю, что ничего этого на практике не происходит. Что же до тех буддийских священников, что сдают себя и свой храм в аренду для этой буффонады, мотивируемые, без сомнения, ожиданием существенного пожертвования от китобойной компании, то сам факт их существования красноречиво свидетельствует о том упадочном состоянии, в котором пребывает сегодня японский буддизм. В послевоенные годы Япония несомненно являлась бедной и голодной страной, и обстоятельствами того времени ещё можно было пытаться оправдать неограниченный бой китов на мясо. Руководствуясь именно этими соображениями, американские оккупационные власти и настаивали на развитии китобойного флота. Сегодня, когда Япония является одной из богатейших стран в мире, чей валовый национальный продукт среди стран свободного мира уступает лишь Соединённым Штатам, с таким положением вещей невозможно более мириться.
Помимо всего прочего, китовое мясо уже не играет той существенной роли в рационе японцев, каковую ему приписывает автор статьи. По последним данным среднестатистический японец получает из мяса кита лишь три десятых процента от всего потребляемого им протеина.
61 Когда я жил в Японии в послевоенные годы, и даже в начале пятидесятых, лишь самые бедные люди покупали дешёвое кудзира — китовое мясо. Мало кому оно действительно нравится — большинству японцев не по вкусу это чрезмерно жирное мясо.
Теперь, когда блага “японского экономического чуда” докатились и до простых японских трудящихся, возведя их в разряд наиболее высокооплачиваемых рабочих в мире, разумно предположить, что и они предпочитают питаться более утончёнными мясными продуктами, нежели пресловутое мясо кудзира.
В действительности, потреблениие мяса японцами поднялось на такую запредельную высоту, что, по мнению наблюдателей, Япония в этом показателе уступает на сегодня лишь Соединённым Штатам.
62 Печальная правда состоит в том, что в наши дни японцы и русские продолжают, игнорируя протесты мировой общественности, истреблять китов в основном ради получения субпродуктов, используемых при изготовлении крема для обуви, косметических средств, удобрений, корма для домашних животных, промышленных жиров и прочих продуктов, которые все без исключения могут быть получены и иным путём.63
Всё вышесказанное никоим образом не оправдывает непомерное количество животного белка, потребляемого американцами, и вытекающие из этого факты массового убийства свиней, коров и птицы, обслуживающего эти цифры потребления. Хочется лишь обратить внимание читателя на то, что ни одно из этих животных не относится к вымирающим видам, в то время как киты находятся на грани исчезновения. Хорошо известно, что киты — это высокоразвитые морские млекопитающие, без сомнения куда менее агрессивные и кровожадные, чем человек. Сами китобои признают, что в своём отношении к потомству киты в точности напоминают людей. Как могут тогда японские китобои утверждать, что киты во всём ведут себя как рыбы? Еще более важен в этом контексте тот факт, что наряду с интеллектом, киты обладают также и высокоразвитой нервной системой, обрекающей их на способность испытывать весь спектр физических страданий и боли. Попытайтесь представить каково это, когда у тебя во внутренностях разрывается гарпун! В этой связи заслуживает внимания свидетельство доктора Г.Р. Лилли, врача, работавшего на британской китобойной флотилии в южных морях: “По сей день при охоте на китов используется древний и варварский по своей жестокости метод… В одном случае, который мне довелось наблюдать, потребовалось пять часов и девять гарпунов, чтобы убить самку голубого кита, которая к тому же находилась на поздней стадии беременности”.64
Или представьте себе ощущения дельфинов, чья участь — быть насмерть забитыми палками, ведь именно так принято у японских рыбаков расправляться с ними. Недавние фоторепортажи в прессе запечатлели то, как рыбаки тысячами убивают этих высокоразвитых млекопитающих и бросают их трупы в огромные мясорубки, опять же не для употребления в пищу человеком, а на корм животным и на удобрения. Что делает массовое истребление дельфинов особенно отвратительным, так это тот общепризнанный в мире факт, что эти уникальные существа всегда имели особую связь с человеком. Через века до нас доходят легенды о том, как дельфины спасали человека в беде. Жак Кусто запечатлел на плёнку, как дельфины в Мавритании и Африке приносят человеку рыбу, а натуралист Том Гаррет рассказывает о племенах Амазонки, которые достигли такого симбиоза с дельфинами, что те охраняют их от пираний и прочих опасностей.65 Фольклор, предания, песни и легенды многих народов мира восхваляют “одухотворённость и доброту” этих существ. Аристотель писал, что “существа эти отличаются благородной силою своей родительской заботы”. Греческий поэт Оппиан предал анафеме поднявших руку на дельфина в своих строках:
“Охота на дельфинов внушает отвращенье.Тот, кто сознательно их умерщвляет,Не вправе более взывать к богам с мольбою,Они его не примут подношений,Разгневанные этим злодеяньем.
Его прикосновение лишь осквернит алтарь,Присутствием своим он опорочитВсех тех, кто вынужден делить с ним кров.
Сколь омерзительно богам убийство человека,Столь осуждающе они взирают со своих вершинНа тех, кто причиняет смерть дельфинам —
Властителям морских глубин”.
66
Мобильный вегетарианский гид №1 в России и СНГ
16 Сен 2015 2291
В далеком прошлом жители Японских островов придерживались буддийских предписаний и вели вегетарианский образ жизни. Поедание мяса было запрещено на правительственном уровне.
Буддизм распространился на восток из Индии, и оказал сильное влияние на Китай, Корею и затем – Японию, которая узнала об этом учении в середине шестого столетия нашей эры.
Соблюдение буддийских предписаний.
В 675 г император Тенму, проведший свое детство в буддистском храме, провозгласил закон, запрещающий поедание мяса четвероногих и домашней птицы. Все последующие правители строго соблюдали этот запрет, постепенно модернизируя его, и к 10 веку этот закон устранил «мясоедение» повсеместно.
В Японии считалось большим грехом убить млекопитающее, будь то лошадь, корова или косуля. И, если убить дикое животное считалось злом, то убить домашнее – отвратительнейшим поступком, нравственной деградацией.
Градация грехов была следующая:
- млекопитающее – большой грех
- птица – грех средней степени
- рыба – маленький грех.
Известно, что японцы охотились на китов, но в те времена они не знали, что это млекопитающие, и считали их большими рыбами.
Японцы верили, что любое живое существо содержит в себе частицу Будды, божественный свет, и может достичь просветления.
Ответственность за «мясоедение».
Вначале в наказание за мясное чревоугодие назначалось 3 дня голодания. Позже, воздаяние за такой проступок имело в себе три уровня ответственности.
Уличенный в поедании мяса обязался голодать 100 дней, его сотрапезник 21 день, а сотрапезник сотрапезника – 7 дней. И не важно, что друзья грешника ели с ним за одним столом только рис, каждый считал своим долгом очиститься от скверны насилия над невинным существом.
Также японцы не употребляли молока, и не делали кисломолочных продуктов из него. Однако использовали «дайго» – это аналог индийского «гхи», то есть топили сливочное масло до полного перегорания животного белка. А также делали «раку» – варили молоко и сахар до твердого состояния и добавляли в чай.
Христианство в лице португальцев.
Впервые культура вегетарианства пошатнулась с появлением в 1580 году португальцев, на острова нацелились священники-иезуты. Началась торговля людьми в обмен на порох и ружья, а европейцам-«гостям» было разрешено убийство животных «для поддержания здоровья».
Вскоре это разрешение распространилось и на местное население. В японском социальном устройстве образовалась новая каста «эта» («обилие грязи») – люди, убирающие умерший своей смертью скот и изготавливающие из их шкур товары.
Сегодня эту касту называют «Баракумин», коров никогда не убивали, просто этому сословию разрешили использовать туши коров.
Как и в Индии образовалась каста «неприкасаемых». Их то и обратили впоследствии в христианство португальцы , именно эта каста была задействована в мясной промышленности Японии.
Поначалу правители Японии не вмешивались ни в новые привычки питания, ни в торговлю людьми, ни в навязывание христианской концепции своему населению.
Но в 1587 году возмутился сёгун Тойотоми Хидэёси, португальцам был объявлен ультиматум:
- прекратить торговлю людьми, вернуть всех вывезенных жителей страны
- запретить употребление мяса и убийства коров
- восстановить буддийские храмы
- запретить обращение в христианство
Вместе со своими самураями Хидэёси проехал всю страну, устанавливая вывески с законами самураев и запретом «НЕ ЕСТЬ МЯСО».
Вскоре христианские священники были изгнаны с островов, а христианство было заклеймено развратом, нечестивостью помыслов и варварством.
Так, с 1614 года в Японии снова воцарились вегетарианство и принцип «ахимсы» – ненасилия над животными. А в 1635 году Япония стала закрытой для иностранцев страной, не позволялось ни покидать страну, ни вернуться тем, кто побывал за ее пределами.
В проливе Нагасаки, на полуострове Деджима велась ограниченная торговля с иностранцами. Два столетия Япония сохраняла свою культуру и традиции, была изолирована от влияния иностранцев.
Варварское нападение Америки.
И вот, в июле 1853 г Америка перекрыла своими пароходами бухту Эдо, снабжение страны продовольствием было прервано, среди жителей началась паника. Будучи технически отсталым государством, Япония приняла условия торговых договоров Америки, а затем России и Голландии….
Под первое на островах консульство США выделили буддийский храм Гёкусендзи. Это и было крахом древних устоев, духовной целостности страны.
В консульстве, на территории буддийского храма, была убита первая корова. Страна возмутилась этим актом вандализма и кощунства, но тщетно. 80 лет спустя у оскверненного храма воздвигли мемориал в память об этом событии, а сам храм называется теперь «Храмом убитой коровы».
Новые идеалы японской интеллигенции.
Так началась новая страница в навязывании японцам не только «мясоедения», но и новой «культуры».
По всей стране строились бойни, и где бы это не происходило, жители требовали прекратить осквернять землю кровью невинных животных, предчувствуя беду. Их предчувствия оправдались, в феврале 1872 году император Мейджи заявил, что ест баранину и говядину.
Мейджи принудительно отменил буддийские ограничения, касающиеся брака и исключения мяса, чем спровоцировал восстание монахов, требующих остановить «уничтожение душ» японцев.
Это был последний акт протеста, признание императора в употреблении мяса, стало своеобразным атрибутом «прогресса» и «цивилизованности».
Производители мясной продукции применили маркетинговый ход, изменив название мяса. Свинину назвали «ботан», что означает «цветок пиона», конину – «сакура», оленину «момоджи» – клен…. Проводились рекламные компании формирующие имидж мяса, как символа успешности и богатства, а также здорового образа жизни.
Япония сдалась и теперь является не только потребителем мяса американских компаний, но и крупным экспортером и производителем своей мясной продукции.
Буддизм и вегетарианство в Японии
Я был очень удивлен, когда узнал, что Далай-лама XIV Тэнцзин Гьямцхо ест мясо и не является вегетарианцем.
По поводу вегетарианства Далай-лама XIV Тэнцзин Гьямцхо говорил, что один раз попытался отказаться от мясной пищи, однако долго так не смог продержаться.
Напомню, что Далай-лама XIV Тэнцзин Гьямцхо утверждает, что буддизм в первую очередь основывается на научных знаниях, вернее научные факты в современности подтвердили правильность многих позиций буддизма, которые появились задолго до развития науки.
Мы знаем, что буддизм религиозно-философское учение (дхарма) о духовном пробуждении (бодхи), возникшее около 6 века до нашей эры в Индии. Сам термин буддизм придумали европейцы, которые его воспринимают не только как религию, но и как философию, этическое учение, культурную традицию, науку о сознании.
В буддизме нет вечной души, искупления грехов, всемогущего Бога-творца, сотворения мира, мир считается «никем не созданным и никем не управляемым» абсолютной преданности, в буддизме нет религиозной организации, аналогичной церкви общих и непререкаемых для всех школ догматов, единого канона текстов, единственного мироздания, непременного отказа последователя от других религий, но при этом мы знаем, что буддизм признает полный отказ от мяса. Происходит круговорот кармы между палачом и жертвой: каждый палач в следующей своей жизни становится жертвой, если мы покупаем мясо в магазине, то мы ставимся соучастником убийства и в следующей жизни непременно станем жертвой. Тем не менее буддисты мясоеды нашли выход из ситуации, можно подуть на мясо, прочитать мантру, и пожелать лучшего перерождения животному, однако тут имеется нюанс, если мясу убитого животного больше семи недель, то связь между мясом и душой убитого животного пропадает и пожелания не достигнут души. Отрывки 129 и 130 Дхаммапады прямо указывают, что покупка мяса в магазине является причиной убийства.
Будда запретил монахам есть собак, слонов, медведей и львов, но при этом разрешил есть так сказать сельскохозяйственных животных. Причина вегетарианства состоит в буддизме в милосердии. Мы знаем, что буддисты невероятно милосердны и сострадательны ко всему живому.
Буда призывал монахов фильтровать воду, которую они пьют, чтобы не пострадали микроорганизмы в этой воде! Любое трактованные священных писаний по поводу мяса с точки зрения разрешения на его употребление — это желания поклонников мясоедения, все что угодно можно трактовать по-своему и в угоду своим привычкам.
Как мы поняли слова Будды трактовались у разных народов или в разных монастырях по-разному, самые суровые правила были в Китае и Японии, там поедание мяса считалось злом, особенно в монастырях.
Мясо было под запретом до середины 19 века в Японии, к примеру людям, которые ели мясо было запрещено подавать милостыню.
Некоторые буддисты считаю, что Будда умер от того, что съел кусок мяса в доме одного из своих последователей чтобы не обидеть его.
Отношение к мясу в буддизме точно такое же, как и в христианстве, поедание мяса возмущает страсти и не способствует духовному развитию. В последние годы все больше увеличивается количество монахов, которые полностью отказались от мяса, но эта тенденция идет и в обществе в целом, если для монахов это возвращение к старым традициям, то в обществе это еще и модное течение.
В Японии после прихода буддизма запрет мяса был на правительство уровне. Как нам известно буддизм в Японию пришел из Индии, откуда он распространялся на восток, и оказал большое влияние не только на Японию, но и на Корею, Китай.
В каких странах долгие века практиковался отказ от мяса можно наблюдать по среднему росту людей, в странах где люди поколениями жили в вегетарианстве там все очень низкого роста, по крайней мере это чувствуется по сравнению с европейцами.
Тяжело сказать какая была средняя продолжительность жизни в той же Японии в средние века, вероятно, она не слишком сильно отличалась от мясоедной Европы, но до Второй мировой войны японцы в среднем не могли дожить и до 50 лет, традиции вегетарианства не сильно сказывались на продолжительности жизни, вероятно, тут были и другие факторы, в том числе и социальные, Япония сильно отставала по всем показателям от западного мира.
Но вернёмся немножко в прошлое, император Тенму в 675 году провозгласил закон, запрещающий поедание мяса четвероногих и домашней птицы, особым грехом в Японии считалось убить любое млекопитающее, любое четвероногое животное, была даже градация грехов, самый большой грех — это убийство млекопитающего, средний грех — это убийство птицы и малый грех — убийство рыбы. Интересно, что японцы охотились и на китов, не подозревая что киты являются млекопитающимися и думали, что это просто большая рыба. Согласно религии, любое живое существо содержит в себе частицу Будды, и может достичь просветления.
За поедание мяса назначалось наказание в виде трех дней голодания, но к 10 веку наказания стали строже, если ты хозяин дома или продукта питания, то ты получишь 100 дней голодания, если сотрапезник 21 день, а сотрапезник сотрапезника – 7 дней.
Японцам запрещались и молочные продукты. Трудно сказать откуда японцы на протяжении многих поколений получали витамин В12. Тем не мене и в царской России простые люди веками жили без мяса, так была статистика новобранцев в армию, где практически 90% юношей впервые пробовали мясо только в армии.
Вегетарианство начало отступать с приходом португальцев в 1580 году, но полный переход к мясоедению пришел в Японию вместе с экспансией американцев, в 1872 году император Мейджи заявил, что ест баранину и говядину по американским обычаям, в Японии повсеместно начался культ поедания мяса, строились бойни, земля осквернялась кровью убитых животных.
Однако время шло, и японцы начали равняться на своего императора, употребление мяса в пищу постепенно становилось признаками прогресса.
Еще больше изменилось отношение к мясу в Японии после Второй мировой войны во времена так называемой американизации японского общества, кругом можно было увидеть рекламу мяса, которое начало ассоциироваться со здоровым образом жизни и благополучием, уходом от средневековья в счастливое светлое будущее.
Буддизм и вегетарианство
Все буддисты – вегетарианцы, верно? Ну, нет. Некоторые буддисты – вегетарианцы, но некоторые – нет. Отношение к вегетарианству отличается от одного направления буддизма к другому, а также – от личности к личности. Если вам интересно, обязуемся ли мы быть вегетарианцами, чтобы стать буддистами, ответ: может быть, да, но, может быть, и нет.
Вряд ли ее исторический Будда был вегетарианцем. В ранних записях своего учения “Трипитака” Будда не запрещал категорически своим ученикам есть мясо. В самом деле, если мясо клалось в качестве милостыни в его миску, монах должен был съесть его, приняв с благодарностью, как и другие продукты.
Исключения
Впрочем, исключением из этого правила был отказ – в случае, если монахи знали или подозревали, что животное было убито специально, чтобы накормить их. С другой стороны, даже в этом случае, остатки мяса забитого животного можно было употреблять в пищу семье мирянина.
Заметим, что Будда перечислял определенные виды мяса, запрещенные к поеданию. Они включали мясо коня, слона, собаки, змеи, тигра, леопарда и медведя. Но постольку, поскольку какое-то мясо было специально запрещено, мы можем заключить, что есть другие виды мяса было допустимо.
Вегетарианство и первая заповедь
Первая заповедь буддизма – не убивай. Будда завещал своим последователям не убивать, не участвовать в убийстве и не быть причиной гибели живого существа. Но, кто ест мясо, говорят некоторые, тот принимает участие как бы в убийстве по доверенности.
В ответ, он утверждал, что если животное уже было мертво и человек не убивал его специально, чтобы прокормить себя, то это не совсем то же самое, что убийство животного для себя. Это могло бы быть подтверждением того, что Будда ел мясо.
Заметим, что и исторический Будда, и монахи и монахини, которые следовали за ним, были бездомными скитальцами, живущими на подаяние.
Буддисты не сразу после Будды начали строить монастыри и организовали какие-либо постоянные сообщества.
Но трудно спорить с тем, что, хотя мясо, поставляемое в монашескую общину, было пожертвовано или даже куплено монахами, оно являлось частью животного, которое не было специально убито по разрешению или указанию этого сообщества.
Однако многие секты буддизма, махаяны в частности, все же настаивают на вегетарианстве. А некоторые махаяна-сутры, такие как ланкаватара, строго проповедуют вегетарианское учение.
Буддизм и вегетарианство сегодня
И в наши дни отношение к вегетарианству отличается от секты к секте и даже внутри сект.
В целом, последователи тхеравады полагаают, что буддисты не должны сами убивать животных, но быть ли вегетарианцем – это личный выбор каждого человека.
В школах ваджраяны, которое включает в себя тибетский и японский буддизм, поощряется вегетарианство, но оно не считается абсолютно необходимым для буддийской практики.
В школах махаяны чаще встречаются вегетарианцы, но даже в и здесь существуют разнообразные практики. К примеру, некоторые буддисты не могут купить для себя мясо или выбрать на базаре живого омара и съесть его в отварном виде, но они же могут отобедать мясным блюдом, предложенным им в доме друга.
Срединный путь
Буддизм препятствует фанатичному перфекционизму. Будда учил своих последователей нахождению среднего пути между крайними точками различного опыта и разных мнений. По этой же причине, буддисты, как правило, не являются фанатичными приверженцами вегетарианства.
В буддийской практике проявляется доброжелательность ко всем существам – без эгоистических привязанностей. Буддисты, в общем, воздерживаются от мясной пищи из милости к живым животным, но при некоторых обстоятельствах, даже из сострадания к близким, им допускается нарушать правила.
К примеру, вы посетили вашу пожилую бабушку, которую не видели долгое время. Вы пришли к ней домой и обнаружили, что она готовит вами с детства любимое блюдо – фаршированные свиные отбивные.
Сама она стара, ест совсем мало, и себе она не стала бы готовить отбивные. Но желанием ее сердца было угостить вас чем-то особенным, любимым.
Так вот, если вы сомневаетесь хоть секунду, съесть ли эти свиные отбивные, вы не буддист.
Бизнес страдания
Когда я была девушкой, выросшей в сельской местности штата Миссури, домашний скот пасся на открытых лугах, и куры бродили за пределами птичника. Это было много лет назад. Вы все еще можете увидеть свободное содержание скота в мелких хозяйствах. Но большие “фабрики-фермы” могут быть жестоким местом для животных.
Свиноматки живут здесь большую часть жизни в клетках, которые настолько малы, что они не могут там повернуться. Несушки, содержащиеся в “батареях клеток”, не могут расправить крылья. Эта практика делает подход к мясоедению более подверженным критике.
Как буддисты, мы должны рассмотреть вопрос, было ли привнесено страдание в пищевые продукты, и вещи, которые мы покупаем. Это включает в себя и человеческие страдания от жестокой эксплуатации рабочей силы, и страдания животных.
Жить, помня об этом
Дело в том, что жить невозможно без того, чтобы не убить. Этого нельзя избежать. Даже выращивание фруктов и овощи требует уничтожения насекомых, грызунов и других животных. Электричество и тепло в наших домах может исходить от объектов, которые наносят вред окружающей среде.
Даже автомобили, на которых мы едем, приносят вред природе. Мы все запутались в паутине убийства и разрушения. И пока мы живем, мы не можем быть полностью свободными от этого.
Наша роль, как буддистов, заключается в том, чтобы не бездумно следовать правилам, написанным в книгах, но – чтобы помнить зло, которое мы приносим, и делать его так мало, как только возможно.
Вегетарианство — все за и против с позиции буддизма
Журнал Мандала
В выпуске журнала «Мандала» за февраль-март 2007 года была опубликована статья «Почему не надо есть своих друзей» с изложением различных доводов в пользу вегетарианства.
Позже тема, затронутая в этой статье, вылилась в пылкие обсуждения:
нас завалили электронными сообщениями, почтовыми конвертами, а однажды даже оставили послание на кулере для воды.
Два известных учителя традиции тибетского буддизма досточтимая лама (гелонгма) Сангье Кхадро, автор бестселлера «Как медитировать», и досточтимая Лама (гелонгма) Робина Куртин, основатель проекта «Освобождение в тюрьме» и бывший редактор журнала «Мандала», делятся своими мыслями по этому неоднозначному для буддийских кругов вопросу.
Что же говорил Будда о вегетарианстве?
Досточтимая Лама — Сангье Кхадро о вегетарианстве
В буддизме до сих пор ведутся споры о вегетарианстве. Есть буддисты-вегетарианцы, которые отказались от мяса и рыбы, есть буддисты-веганы, которые вообще не употребляют пищу животного происхождения, включая молочные продукты и яйца. И есть буддисты, которые едят мясо.
Сангье Кхадро про вегетарианство
Что же говорил по этому поводу сам Будда? Похоже, в разные времена он высказывался по-разному. Может показаться, что Будда противоречил сам себе, однако, по утверждению тибетцев, Будда был столь искусным учителем, понимающим особенности умов живых существ, а также их нужды, что каждому слушателю он даровал учения, соответствующие его уровню.
Поэтому некоторым Будда разрешал есть мясо при условии, что животное не было убито ими самими или по их приказанию. Другим Будда говорил, что последователям пути бодхисаттвы, обладающим истинным состраданием, не следует есть мясо, и рассказывал о неблагих последствиях мясоедения.
Более того, в махаянской Ланкаватара-сутре (Сутре о нисхождении на Ланку), переведенной на английский язык, есть целая глава, где Будда твердо высказывается против мясоедения.
Я понимаю это так:
К тому же, некоторым людям противопоказана строгая вегетарианская диета в силу особенностей их телосложения или состояния здоровья. Его Святейшество Далай-лама тому пример.
Он пытался стать вегетарианцем, но его здоровье резко ухудшилось, и врачи порекомендовали ему не отказываться от мяса.
Но, уверена, он ограничивается минимальным употреблением мяса, потому что в своих учениях он часто поощряет людей (в особенности тибетцев, больших любителей мясных продуктов) либо совсем не употреблять мяса, либо сократить его долю в своем рационе.
Похоже, к его совету прислушиваются, потому что по моим наблюдениям за последние годы все больше тибетцев отказываются от мяса. Кроме того, появляются тибетские организации, пропагандирующие вегетарианство. Я слышала, что монастырь Сера на юге Индии стал зоной, свободной от мяса!
Если ваше здоровье позволяет обойтись без мяса или сократить его потребление, а также если в местности, где вы проживаете, доступны другие продукты, было бы замечательно попробовать стать вегетарианцем. Приведу несколько доводов в поддержку вегетарианства, основанных на книге «Капли нектара» индуистского учителя
Его Святейшества Свами Чидананды Сарасвати:
1) Ненасилие. Животные страдают, когда их убивают, а также от того, как с ними обращаются, когда их выращивают на убой. Необходимые человеку калории, белки, витамины и минералы содержатся и в немясных продуктах, поэтому нет никакой необходимости подвергать других существ столь ужасным мучениям.
2) Прямо и честно. Ради нас другие люди убивают животных, потрошат туши, стараются придать товару привлекательный вид и присваивают мясу другие наименования, называя его «гамбургером», например. Мы едим гамбургер, не задумываясь о том, чем он является на самом деле, не осознавая, что гамбургер − это плоть живого существа, которое совсем недавно дышало.
Если бы мы своими глазами увидели, как режут и убивают животных, то мясоедение, скорее всего, вызывало бы у нас совсем другие чувства. Кроме того, люди, убивающие животных, накапливают отрицательную карму, которая в будущем принесет им страдания, а мы, покупая и поедая мясо, оказываемся причастными к их неблагим деяниям.
3) Вкус страха. Перед смертью животное испытывает неописуемый ужас, в его теле вырабатываются гормоны стресса, которые пропитывают мясные волокна. Впоследствии, поедая мясо, мы наполняем этими гормонами свое тело. Сейчас люди едят гораздо больше мяса, чем прежде, и, вполне вероятно, что именно по этой причине они живут в постоянном стрессе и крайне ожесточены.
4) Экология и экономика. Использовать землю под кормовые культуры для коров, выращиваемых на убой, менее эффективно, чем использовать те же земельные участки под пшеницу. Ведь этим мясом можно накормить не так уж и много людей, большинство останутся голодными.
Тит Нат Хан в своей книге «Преобразование и исцеление» цитирует Чарльза Перро, экономиста Парижского университета, который писал:
Неравнодушным к проблемам окружающей среды, будет интересно узнать, что один гамбургер – это приблизительно пять квадратных метров вырубленного тропического леса и около двухсот тридцати килограммов углекислого газа, выбрасываемого в атмосферу (главной причины глобального потепления). Еще один драгоценный и невосполнимый природный ресурс – это вода.
Для производства одного килограмма мяса требуется почти двадцать тысяч литров воды, в то время как для производства одного килограмма хлеба – около двухсот литров. То есть, если заменить мясо пшеницей, потребление воды сократится в сто раз.
5) Здоровье. Мясоеды в десять раз чаще умирают от сердечных заболеваний и рака, нежели вегетарианцы. Более того, животных пичкают антибиотиками и гормонами, которые мы употребляем в пищу вместе с их мясом. Вырабатывается стойкий иммунитет к антибиотикам, и потому когда нам действительно нужна их помощь, они оказываются неэффективными. Перенасыщение организма гормонами приводит к болезням.
Наш организм не может обходится без мяса или еще 100 мифов убийц и торговцев трупами
Означает ли это, что нужно испытывать неистребимое чувство вины от того, что ваш организм не может обойтись без мяса или рыбы? Вовсе нет. От этого нет особой пользы.
Лучше всегда помнить о том, что мясная еда – это плоть живого существа или нескольких живых существ, которые не хотели расставаться с жизнью, и молиться о том, чтобы они как можно быстрее обрели счастье и освобождение от страданий.
Посвятите энергию, извлеченную из мясной пищи, трудам ради достижения пробуждения, чтобы, став просветленным, вы сумели помочь всем существам прийти к освобождению и пробуждению.
Лама Сангье Кхадро — несколько слов об учителе Дхармы
Лама Сангье Кхадро о вегетарианстве в буддизме
Досточтимая Сангье Кхадро (настоящее имя и фамилия в миру — Кэтлин Макдоналд) получила посвящение в буддийские монахини в 1974 году в монастыре Копан, в Непале.
По просьбе своих учителей в 1979 году досточтимая Сангье Кхадро стала обучать Дхарме и с тех пор дарует учения во многих странах мира. На протяжении одиннадцати лет она служит учителем в буддийском центре «Амитабха», в Сингапуре.
Также досточтимая Сангье Кхадро − учитель второго модуля «Как медитировать» образовательной программы ФПМТ «Открытие буддизма».
Ее книга «Как медитировать», вышедшая в издательстве «Виздом Пабликейшнз» стала бестселлером. После семнадцати дополнительных тиражей первого издания подготовлено ее второе издание.
Досточтимая Лама — Робина Куртин о вегетарианстве
Лама и учитель Робин Куртин о вегетарианстве
Прекрасно быть вегетарианцем. С этим не поспоришь. По крайней мере, ради собственного блага. Помню, как несколько лет тому назад Лати Ринпоче в Институте Ваджрапани, в Калифорнии, сказал:
Эти слова я запомнила навсегда.
Отказ от вреда и поедания мяса
Однако не думайте, что отказавшись от мяса, мы прекратим чинить вред живым существам. Конечно, нет. Мы вредим им день и ночь – когда дышим, ходим, водим машину. Во всей вселенной нет ни единого атома, где бы ни обитал живой организм. Подумайте о существах, которые гибнут, когда люди сажают овощи, выращивают их, собирают урожай и, в конце концов, отправляют выращенное на прилавки.
Мы печемся о цыплятах и рыбах, но никогда не задумываемся о миллиардах гибнущих насекомых − их топчут, разрубают на куски, они разбиваются о лобовые стекла автомобилей. Самим своим присутствием на земле мы причиняем им вред. Мир, в котором мы живем, по природе пронизан страданием.
Робин Куртин про вегетарианство с позиции буддизма
Часто спрашивают:
Основа любого действия – намерение его совершить (и, конечно, мотивация, определяющая намерение). «Намерение» − это состояние ума, сопровождающее действие, мысль и ли слово.
В действительности «намерение» – синоним слова «карма», или «действие». Разумеется, когда мы отправляемся в гости, где нас угощают мясным блюдом, или в супермаркет, где мы сами покупаем мясо, у нас нет намерения убить живое существо.
Вспоминаю, как несколько лет назад мы обсуждали тему намерения с геше Давой в Сиднее. Занятия проходили на верхнем этаже Института Ваджраяны.
Геше указал на окно и сказал:
А все потому, что у вас не было намерения убивать.
Нельзя с уверенностью утверждать, что мы вообще не создаем никаких кармических последствий, употребляя мясо или случайно убивая человека. Но все же эти действия несравнимы с намеренным убийством.
Тем не менее, если вы не собираетесь отказываться от мяса, существуют практики, которые принесут пользу как животному, чью плоть вы едите, так и лично вам.
Как говорит лама Сопа Ринпоче:
Вот один из советов Ринпоче:
Любая мантра обладает такой силой. Мантра благословит наше дыхание, которое в свою очередь, благословит сознание погибшего живого существа независимо от того, где оно находится в эту минуту. Более того, мы проявим добродетель, которая поможет уменьшить нашу привязанность к мясу.
Лама Робина Куртин — несколько слов об учителе Дхармы
Досточтимая Робина Куртин получила посвящение в монахини от ламы Сопы Ринпоче в 1978 году.
Лама Робин Куртин
В настоящее время она возглавляет проект ФПМТ «Освобождение в тюрьме», который приносит пользу тысячам заключенных в США, Австралии, Испании, Мексике и Великобритании. Она путешествует по миру, даруя буддийское учение ученикам разных возрастов и уровней.
Робин Куртин о привязанности
Досточтимая Робина также является учителем третьего модуля «Общий обзор пути» образовательной программы ФПМТ «Открытие буддизма».
Перевод с английского выполнила Дели Лиджи-Гаряева