Мировые религии и основоположники медицины о посте – вегетерианство
Table of Contents
Пост как диета и лекарство. Мнения врачей о пользе и вреде поста
В недавнем прошлом в советской атеистической и медицинской литературе пост критиковали как проявление опасного для здоровья религиозного фанатизма.
В настоящее время наблюдается перекос в обратную сторону – постом именуют различные разгрузочные диеты, искусственные методы питания, голодание, вегетарианство и тому подобное. Дошло до того, что модные московские барышни заказывают на ланч «постный куриный бульончик».
Однако оставим глупости заблуждающимся и обратимся к мнению врачей по поводу полезности и вреда постов.
Разграничение постного и скоромного стола, изолирование одних продуктов от других и недопущение их смешивания в дни поста в итоге приводит к упрощению всего рациона питания (что весьма близко к принципам раздельного питания).
Однако так ли уж необходимо для здоровья раздельное питание? Один из апологетов этого типа диет Герберт Шелтон предполагал, что разные виды пищи требуют для своего переваривания разные виды пищеварительных соков, кислой или щелочной среды.
Поэтому если в желудке оказываются одновременно, например, белки, требующие для своего переваривания кислой среды, и углеводы, которым для этого необходима щелочная среда, то процесс переваривания пищи нарушается, так как кислые и щелочные ферменты нейтрализуют друг друга. Так, по Г.
Шелтону, совершенно неприемлемы такие сочетания, как хлеб с мясом или молоком, пирожки с мясом, молочные каши, употребление за один прием пищи и разных видов белков: молока и яиц, рыбы и творога, а также белков и жиров. Молоко, сладкие ягоды и фрукты по мнению Шелтона вообще не сочетаются ни с какими продуктами.
В отличие от ученых начала XX века сегодня не только диетологам, но и широким слоям населения известно, что любая – и растительная, и животная пища – содержит одновременно белки, жиры и углеводы.
В природе нет продуктов (если они не получены искусственным путем), состоящих только из белков, или только из углеводов, или только из жиров. Например, орехи содержат около 20% белков, более 20% жиров, остальное приходится на углеводы, клетчатку и другие вещества. Картофель содержит не только крахмал, но и белки.
Любые зерновые достаточно богаты белками и крахмалом. В хлебе содержание белка достигает 10-13% и т.д.
Выдающемуся ученому Г. Шелтону в пору создания его системы питания не был известен химический состав большинства продуктов питания, а также и тот факт, что белки, жиры, различные виды углеводов перевариваются в своем, конкретном отделе кишечника.
И там, где перевариваются белки, не перевариваются жиры и углеводы, и наоборот. Поэтому для переваривающих систем организма человека и животных совершенно безразлично, вместе или раздельно эти пищевые вещества поступают в кишечник.
Все это было доказано позже классическими опытами замечательного русского ученого И.П. Павлова, полностью опровергнувшими предположения Г. Шелтона. Открытия эти, как известно, признаны во всем мире, стали классикой физиологии питания, а сам знаменитый физиолог И.П.
Павлов был удостоен Нобелевской премии. И все же и в современном мире люди периодически хватаются за отжившие свое диеты и ложные принципы.
Целесообразно ли осложнять свою жизнь диетой Шелтона и другими подобными системами вроде монодиет? Наука в этом вопросе категорична: нет. Нет доказательств правильности высказанных Г. Шелтоном идей, хотя в отдельных случаях для больных людей, безусловно, что-то и может оказаться полезным.
Напомним, что человек в результате длительной эволюции приспособился к смешанному питанию как наиболее удовлетворяющему его потребности в разнообразных пищевых веществах.
Если бы такой тип питания не был биологически оправдан, человек просто не выжил бы; многие биологические виды вымирали, когда вследствие изменения природных условий исчезала привычная для них пища.
Человек же, питаясь смешанной пищей, приспосабливался к изменяющимся условиям, при этом постепенно увеличивалась продолжительность его жизни.
Если хотя бы один тип нетрадиционного питания был так полезен человеку, как о нем пишут его авторы, он бы чрезвычайно быстро распространился среди людей без всяких на то особых рекомендаций. Пока же весь мир в течение многих тысячелетий питается смешанной пищей, что доказывает оптимальность именно такой системы питания для практически здоровых людей.
Однако вернемся к целесообразности поста и мнению ученых на этот счет.
Так, ведущий сотрудник Института археологии РАН, доктор исторических наук Мария Добровольская считает, что «в целом, чередование постов с пирами, вероятно, благотворно для человеческого организма, устающего от однообразия, будь то однообразие деятельности, мысли или пищи.
Для нас – аборигенов относительно высоких широт, ежегодно переживающих значительные сезонные климатические изменения – свойственно прибавлять в весе в холодное время года и терять – в теплое.
Способность прибавлять в весе в зимний сезон может быть связана не только с меньшей подвижностью, но и с общей перестройкой обменных процессов, призванных сохранить наше здоровье. Однако достаточно стабильные условия городской жизни делают эту «физиологическую заботу» излишней. Еще и поэтому в конце зимы нам полезно освободить свой организм от зимних излишков».
Наталья Плетнева, кандидат медицинских наук, старший научный сотрудник НИИ детской гастроэнтерологии так смотрит на вопрос целесообразности постов: «Сегодня многие стремятся держать пост.
Но нельзя забывать, что весной оживает природа и усиливается работа всех выделительных систем организма – почек, печени, желчного пузыря, поэтому питание должно быть рационально. Когда человек интенсивно учится и работает, никаких строгих постов он соблюдать не должен.
Пост противопоказан беременным женщинам и детям в возрасте до 14 лет. Конечно, если вы хотите, то вы можете ограничить потребление отдельных продуктов – исключить спиртное, мясо, молоко, ограничить яйца (не больше двух в неделю).
Но питание в этот период должно оставаться разнообразным, богатым не только витаминами, но и белками, жирами, углеводами. Следует есть много рыбы, зерновые продукты – хлеб, каши, особенно гречневую, налегать на овощи, фрукты.
Даже во время Великого поста можно готовить разнообразно и вкусно, скажем, испечь блинчики на гречневой муке. У постящегося не должно быть ярко выраженного чувства голода. Человек не должен испытывать никакого дискомфорта. Я не советую совсем отказываться от кисломолочных продуктов – стакан кефира на ночь необходим для нормальной работы сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта».
Однако даже среди врачей нет единства мнений по вопросу нужности и полезности постов для здоровья. Так, например, врач-реабилитолог, заведующий отделением реабилитации Украинского центра спортивной медицины Владимир Ничипорук, считает, что «постный рацион очищает организм.
Во время поста организм и все его системы отдыхают от пищеварения и начинается интенсивное очищение от шлаков и токсинов. Из-за этого в первые дни поста у человека закономерно могут возникать слабость, тошнота, головокружения».
Однако, предостерегает он, не следует пугаться, а напротив, пройдя хотя бы один раз весь период поста, необходимо в дальнейшем закрепить результат. «Для этого нужно по крайней мере раз в неделю делать разгрузочный день, питаться в который нужно той же постной пищей.
Особенно это полезно тем, кому за 40 – у людей этого возраста уже снижается обмен веществ и появляются жировые отложения. А разгрузочные дни будут препятствовать этому», – убежден врач.
Другого мнения придерживается врач-диетолог, реабилитолог, президент ассоциации «Движение за здоровый образ жизни» Борис Скачко. Он считает, что посты себя уже изжили.
«Постное питание неполноценно: оно не может обеспечить человека всеми необходимыми веществами, прежде всего – аминокислотами, – утверждает специалист.
– Находясь на таком питании на протяжении всего Великого поста, человек рискует заполучить всевозможные расстройства обмена веществ, белковую дистрофию, дисбактериоз, половую слабость и даже усугубить атеросклероз, а значит, ударить по сердцу».
Казалось бы, все должно быть наоборот, ведь мы ограничиваем поступление в организм мяса и жира – основных источников холестерина, который, в свою очередь, является главным виновником атеросклероза.
Однако не все так просто, как объясняет Борис Скачко: если ограничивать холестерин, организм начинает синтезировать его сам, причем в «агрессивной» форме. Поэтому перенести Великий пост, по его мнению, может только абсолютно здоровый человек. А пожилым людям, а также тем, кто страдает любым расстройством в острой стадии (особенно людям с болезнями желудка), беременным, кормящим матерям, детям пост вообще противопоказан, уточняет врач.
«Вторая опасность поста заключается в том, что свежие тепличные овощи, которые нам предлагают в магазинах, весной часто таят в себе нитраты, – предостерегает Скачко. – В результате, желая разгрузить свой организм, люди отравляют его.
Чтобы обезопасить себя, нужно тщательно проваривать овощи, а если что и есть сырым, то только овощи с грядки, которые хранились с прошлого года, – свеклу, морковь, картошку». Резюме специалиста такое: пользу пост может принести только в том случае, если он будет неполным.
То есть можно отказаться от мясного, но оставить в рационе молочные продукты и яйца. Из них организм как раз может взять все необходимые аминокислоты, и негативных последствий не возникнет.
Еще одна опасность может подстерегать тех, кто в средней полосе придерживается пищевых ограничений в зимнее время: ученые предупреждают, что это может стать причиной частых простудных заболеваний.
Оказалось, что снижение количества потребляемых калорий зимой на 40% серьезно ослабляет иммунитет и приводит к развитию различных заболеваний. Повторное исследование с участием группы добровольцев подтвердило эти результаты. Диеты зимой становятся причинами частых простудных заболеваний: простуды, ОРЗ, гриппа.
В числе негативных факторов, ослабляющих иммунную систему человека, также оказались недостаток витаминов и снижение физической активности.
Что касается соблюдения поста детьми, то мало того, что практически все мировые религии освобождают малолетних от его соблюдения, так еще и в этом вопросе мнение церкви и врачей полностью совпадает.
Так, в прошлом году в медицинском журнале Lancet была опубликована статья, демонстрирующая четкую связь между питанием в детстве и благополучием во взрослой жизни.
В результате исследований нескольких групп детей в Гватемале, было установлено, что дети, в чей рацион питания входило достаточное количество белков, жиров и углеводов, в будущем зарабатывали на 46% больше, чем их «обездоленные» сверстники. Российские специалисты также категоричны.
Так главный государственный санитарный врач России Геннадий Онищенко заявил, что детям, в отличие от взрослых, не следует придерживаться поста. «Я бы этого не рекомендовал, – заметил Онищенко в связи с Великим постом, – Он, кроме двух дней из 47, полностью исключает использование животного белка.
Для детей это, конечно, неприемлемо». По его словам, отсутствие в рационе белка во время поста, то есть в течение почти полутора месяцев, останавливает рост детского организма. При этом Г.Онищенко подчеркнул, что для взрослого человека ограничивать себя в еде во время поста даже полезно.
С точки зрения врачей православных, оздоровительный эффект поста не является самоцелью, а своеобразным очищением самоисцеляющегося организма, действием благодати Божией по вере самого постника.
Правильно соблюдаемый пост является психологическим средством для создания особого состояния физической природы человека, в первую очередь, ради его духовного обновления.
Одновременно пост становится испытанием для верующих в стойкости при нападении искушений и соблазнов, в терпении и в смирении.
В Москве с 1995 г. действует Общество православных врачей. В него входят терапевты, хирурги, акушеры-гинекологи, невропатологи, психиатры – в общей сложности более 60 врачей разных специальностей. Кроме того, в работе общества активно участвуют врачи, ставшие священниками.
Возглавляет Московское общество православных врачей Александр Викторович Недоступ – профессор, доктор медицинских наук, сопредседатель Церковно-общественного Совета по биомедицинской этике при Московской Патриархии. По его мнению, для православного врача очень важной представляется духовная сторона поста.
Ведь православные признают, что природа человека представляет собой не только тело, но также и душу, и дух.
Поэтому очень важно, подчеркивает он, чтобы во время поста человек соблюдал не только пост телесный, не только воздержание от пищи, но и воздержание от некоторых поступков духовной жизни – гнева, очень буйных развлечений.
«Мы можем быть душевно вполне здоровыми, логически четко мыслить, знать высшую математику, контролировать эмоции, но при этом дух у нас будет очень поврежден. Все мы этим страдаем – маловерием, отсутствием любви, – то есть качествами, которые измеряются уже по иным критериям, чем логическое мышление».
Православные медики, говорит А.Недоступ, убеждены, что болезнь имеет происхождение не только чисто телесное, но и духовное, причем любая болезнь – и телесная, и душевная. Верующий человек понимает, что болезнь, как правило, – это следствие греха. Поэтому очищение души, одним из инструментов которого является пост, помогает исцелиться и телу.
Однако, предупреждает он, «в светской прессе делается упор на диетическое значение поста, доказывается, что это очень полезно – временно перейти на такую облегченную пищу, растительные продукты, что это типа разгрузки, от которой люди вдобавок еще и худеют. Это, конечно, очень утилитарное отношение к посту.
Ведь пост – это не разгрузочная диета, а нравственное очищение».
Он также призывает не забывать, что Церковь не настолько жестока и эгоистична, чтобы заставлять всех людей поститься по тем правилам, которые были разработаны в монастырях в средние века. «Эти правила поста очень тяжелы и трудны, поэтому Церковь снисходит к людям, когда им бывает трудно.
Во-первых, для больных существуют многочисленные послабления, причем иногда до такой степени, что пост снимается совсем. Я однажды был свидетелем того, как одно высокое духовное лицо запретило поститься больной монахине, когда я сказал, что ей здоровье не позволяет поститься.
А уж людям светским, которым это вдвойне трудно, безусловно, разрешаются послабления».
Конечно, с мнением православных врачей солидарны и служители церкви. Так, священник Михаил Зазвонов предостерегает: «Главная цель Великого поста не в том, чтобы лишить себя какой-то еды, а очистить сердце от грехов.
В эти дни мы призываем людей задуматься, остановиться в этом безумном потоке повседневной жизни и проанализировать свое поведение, поступки, отношение к себе и другим людям. Христос говорил: «Возлюби ближнего», и важно в эти дни стяжать добродетель, любовь, милосердие.
Мы призываем людей вспомнить о Боге, следовать за законами, о которых говорит Библия. Это должно помочь людям к светлому празднику Воскресения Христова очиститься духовно и приблизиться к Богу.
Что касается того, как соблюдать пост больным людям, то важно помнить, что не постятся беременные и кормящие женщины. Люди, имеющиеся серьезные заболевания, также имеют право на послабления в еде».
Вегетарианство в мировых религиях
В теологических дискуссиях еда очень скользкая тема. В отличие от других книг, авторы которых либо грешат излишней эмоциональностью, либо претендуют на единственно верное истолкование ключевых проблем теологии, «Вегетарианство в мировых религиях» пристально и логически рассматривает эту проблему и анализирует ее честно, ясно и точно.
Несмотря на расхождения в области учения и обрядов, все религии единогласно признают необходимость нравственных устоев и этических принципов.
Эти устои и принципы неизбежно подразумевают вегетарианство и сострадание к животным.
Данная книга имеет целью показать, что первые приверженцы основных мировых религиях действительно предпочитали жизнь без мяса и зачастую пропагандировали вегетарианство.
Говорить о вегетарианстве и вероисповеданиях особенно трудно из-за религиозного лицемерия, которое нередко на одном дыхании проповедует братскую любовь и человекоубийство. Все верующие (и многие атеисты) ценят милосердие и сострадание, но мировые религии не слишком заботятся и поощрении этих качеств.
Мы проявляем жестокость и нетерпимость по отношению к себе подобным, точно так же мы поступаем по отношению к животным. Кажется, что религия скорее разжигает насилие, чем искореняет его.
Тому есть множество примеров: крестовые походы, инквизиция, бесконечная война католиков и протестантов в Северной Ирландии, извечная вражда между евреями и их исламскими соседями, распри индуистов и мусульман в послевоенной Индии и недавнее кровопролитие в результате стычек буддистов и индуистов Шри-Ланки (англ. издание вышло в 1997 г. — ред.).
Очевидно, милосердие и сострадание, к которым призывают большинство религий, обходят стороной не только животных, но и людей, принадлежащих к другим вероисповеданиям.
Интересная подборка исторических фактов и цитат из священных писаний разных религий в поддержку вегетарианства.
«Пища для духа»…убеждает нас в том, что все религии учат состраданию, и что воздержание от мясной пищи — нечто гораздо большее, чем просто забота о здоровом питании. Это — основа истинно глубокой духовности».
«Индуизм сегодня»
«Книги о вегетарианстве и религии редки на Западе. Потому работа Стивена Розена, написанная с точки зрения философии вегетарианства, особенно ценна… Те, кто уже перешел на растительную диету, еще больше укрепятся в своих убеждениях».
«Вегетариан таймс»
«Книга Роузена станет откровением для тех, кто до сих пор слишком просто и ограниченно понимает призыв к вселенскому состраданию и почитанию священной природы всего творения. Те же, кто уже вступил на путь духовного развития и осознал, что вегетарианство — важный шаг на этом пути, найдут в этой книге поддержку и источник вдохновения».
«Мысли по поводу», т. 3
«Эта прекрасная книга принесет верующим большую пользу, поскольку в ней приводится множество причин, по которым следует вести вегетарианский образ жизни…и один из самых убедительных доводов, приводимых автором — теософическое представление о том, что все живые существа, — не только люди, — принадлежат к одному взаимозависимому сообществу».
«Американский Теософ»
«В этой книге Стивен Розен призывает последователей всех мировых религий вернуться к их вегетарианским корням. Теперь мы располагаем научными доказательствами того, что растительная диета полезна для здоровья. Великие учителя духовности всегда знали, что она полезна для души».
Преподобный Элвин В. П. Харт, епископальный священник, капеллан больницы св. Люка-Рузвельта, Нью-Йорк
«Вегетарианство — это тот образ жизни, к которому мы все должны стремиться ради решения финансовых проблем, улучшения здоровья и достижения духовной цельности… Как католический священник, я настоятельно рекомендую читателям эту книгу».
Отец Томас Берри, основатель Центра изучения религии в Ривердейле, бывший руководитель программы «История религий», Университет Фордхема, Нью-Йорк
«Иудаизм основан на доктрине сострадания, в нем можно найти целую философскую систему, осуждающую убийство ради пищи. Мы надеемся, что эта книга обретет многочисленных читателей и вдохновит их на более духовное отношение к своему питанию, что, соответственно, должно повлечь за собой одухотворение воззрений человечества в целом».
Филип Л. Пик, президент и основатель Международного общества иудеев-вегетарианцев, Лондон, штаб-квартира Общества
«…потребность в такой книге, как «Пища для духа», назрела уже давно, и учение о сострадании, которое излагает мистер Розен, должно быть принято равно иудеями и приверженцами других религии».
Рабби Джозеф X. Гельберман, Синагога Древа Жизни, президент Новой Семинарии, основатель Центра Каббалы, Нью-Йорк
«Медицинские исследования говорят о том, что жиры, содержащиеся в мясе, вредны для нашего здоровья.
Такие религии, как ислам… оставляют человеку свободный выбор в отношении пищи применительно к обстоятельствам и окружающей среде… Мистер Стивен Розен, автор книги «Пища для духа», знает свой предмет достаточно хорошо для того, чтобы помочь людям, которые желали бы изменить свои прежние гастрономические привычки и перейти на растительную диету».
Аль-Хафиз Б. А. Масри, бывший имам (сунни), мечеть Шах-Джехан, Уокинг, Англия
«Все истинно верующие должны прочесть «Пищу для духа» с открытой душой.
Несмотря на то, что традиционно среди мусульман редко встречаются сторонники отказа от мясных блюд, исследования г-на Розена показывают нашу религию с другой стороны… Основываясь на суфийских учениях, Святом Коране и житиях пророка Магомета, автор находит в исламе множество доводов в пользу вегетарианства. После прочтения его книги я сам стараюсь постепенно исключить из рациона мясные продукты!»
Рашид Л. Р. Махмуд, директор Центра изучения ислама, Лос-Анджелес, Калифорния
«Наконец-то у индуистского сообщества есть книга, которая дает исчерпывающее описание его вегетарианского наследия. Работа Стивена Розена заслуживает одобрения всех истинных индуистов и убежденных приверженцев любой из мировых религий».
Доктор Вибхакар Моди, глава Союза индуистов Америки, Вашингтон, Округ Колумбия
Вегетарианство и религия
Вегетарианство считается одним из наиболее распространенных видов особенных схем для питания наравне с простыми блюдами, свойственными постам верующих людей. Так же как и пост, вегетарианство часто тесно связано с религиозными вопросами.
Большинство приверженцев только «зеленого стола» утверждают, что в их почитаемой духовной литературе точно сказано, что кушать мясо, а то и рыбу запрещено вовсе. Некоторые верования предусматривают даже отказ от яиц и молока.
На фоне этого исследователи решили провести более детальное изучение исторической подноготной, которая послужила началом для введения столь специфичных запретов. Некоторые результаты исследований удивили даже самих научных сотрудников. Проблемы заключались в неправильном переводе, некорректной трактовке или поверхностном изучении религиозных документов.
Питание и вера
Любая религия основывается на вере человека во что-то или кого-то. Но, помимо непосредственных личных убеждений в существовании чего-либо или кого-либо, у каждого направления имеются собственные традиции и прочие атрибуты.
Людям, далеким от исторических изысканий, кажется, будто все верования серьезно отличаются друг от друга. Но у историков по этому вопросу имеются сомнения, так как при ближайшем рассмотрении становится понятно, что все люди просто по-разному трактуют одинаковые или похожие события.
К такому выводы пришла группа ученых, среди которых оказался известный специалист Стивен Роузен. Именно он детально изучил принадлежность различных конфессий к вегетарианским традициям.
В ходе изучения особенностей основных религий эксперт пришел к странному выводу: чем старше учение, тем больше ее приверженцы уделяют внимания отказу от животной пищи.
В качестве примера господин Роузен привел ислам, которому официально насчитывается более 1300 лет. Здесь люди не ставят во главу угла приверженность исключительно пище растительного происхождения.
Молодое учение имеет лишь небольшие ограничения по заданной части.
Христианство, которому исполнилось около двух тысяч лет, уже строже относится к заданному вопросу. Тут приветствуется отказ от мяса, о чем свидетельствуют многочисленные правила для обычных постов и случаев, когда человек перед каким-то великим делом тоже берет индивидуальный жесткий пост.
Немного похожая картина складывается вокруг иудаизма, которому насчитывается 4000 лет. Из этого течения позже вышел буддизм и джайнизм, которым по 2500 лет. Все они имеют вегетарианские традиции.
Но только в древних писания Веды, возраст которых по некоторым оценкам составляет около 7000 лет, четко рассказывается об отказе от мясных продуктов в пользу еды растительного формата.
Несмотря на то, что подобная схема действительно объясняет основные принципы в мировых религиях, исследователь предупреждает, что это лишь обобщенные правила. Ярким тому примером послужат мормоны. Их культура причисляется к христианству с не особо строгими на фоне остальных правилами рациона. Но мормоны решили пойти другим путем, сделав себя полными вегетарианцами.
То же самое можно встретить даже среди мусульман, которые тяготеют к бахаизму. И хотя в этом случае резких ограничений по употреблению мясных изделий нет, верующие сознательно стараются от них избавляться на столе.
Исламские особенности
Рассматривая более детально одну из самых распространенных на мировой арене религий, сложно согласиться с тем, что вегетарианство тут на первом месте. Но если детально углубиться с существующие околорелигиозные традиции, то все становится яснее.
Приверженцы ислама знают, что в Мекке, которая считается малой Родиной Магомета, запрещены убийства. На практике это означает, что все живое тут обязано жить в мире и согласии. Косвенно подтверждают подобный подход и обычаи, связанные с паломничеством в те края.
Людям предлагают облачать с особенные ритуальные одежды. Если мусульманин их надел, то он больше не может никого убивать, даже если речь идет о мошкаре.
Паломникам, на пути которых попадаются даже комары, приходится их обходить стороной, а не уничтожать после болезненных укусов.
Отдельно следует рассмотреть упоминания о жизни самого Магомета, который придерживался вегетарианских направленностей. Об этом свидетельствуют следующие упоминания в дошедших до наших дней духовных книг:
- запрет на отстрел птиц, которые высиживали птенцов;
- нравоучения тем, кто плохо относился к своим верблюдам;
- ополаскивания рта перед молитвой, если человек перед этим вкушал мясо.
Из-за этого некоторые интересуются, почему он вовсе не запретил употребление мясной еды. Большинство приверженцев ислама утверждают, что таким образом их главный учитель проявлял терпимость по отношению к потенциальным ученикам. Он верил, что со временем окружающие его люди смогут достигнуть окончательного просветления.
Даже кончина Магомета, по легенде, тесно связана с вегетарианством. Он принял приглашение женщины, которая не относилась к мусульманству. Хозяйка отравила мясо, что не укрылось от всеведущего ока мудреца. Тем не менее, сам он не отказался от сомнительного угощения, хотя остальных своих друзей успел предупредить о нависшей опасности.
После того странного случая он прожил еще некоторое время, а сложившаяся ситуация для многих верующих послужила примером того, насколько вредно мясоедение.
Христианское сострадание
По очень близкому принципу рассматривается вегетарианство в разрезе христианства. В Библии сказано о том, что человек попросту обязан испытывать сострадание к живым организмам. Подтверждения этому можно найти на страницах Священного Писания, чем успешно пользуются теологи.
Довольно долго люди брали за основу знаменитую библейскую выдержку, где говорилось о том, что Бог дал человечеству различных представителей флоры, чтобы те могли насытиться. Так было до тех пор, пока кто-то не столкнулся с противоречащим упоминанием в Новом Завете. Там шла речь о том, что Иисус попросил дать ему мясо.
Нашлось нечто подобное даже в Евангелие, где ученики отправились за мясом. Все вместе это подтолкнуло некоторых христиан к мысли, что мясо вовсе не противоречит установленной религии.
Уже гораздо позже некоторые эксперты стали сомневаться в противоречащих сведениях и решили разобраться более детально. Их старания окупились, так как при более тщательном анализе выяснилось, что слова из Книги Бытия вообще-то по хронологии принадлежат временам Всемирного потопа.
В тот период Ною с семейством пришлось терпеть множество лишений, спасая животных по всему миру. Вряд ли знаменитый ковчег мог бы стать отличным ботаническим садом, где хватило бы растительных припасов на весь период скитаний.
Из-за этого Ной получил разрешение использовать мясную пищу.
Еще страннее на этом фоне выглядит упоминание о желании христовых учеников отправиться за покупкой мяса. Но здесь проблема оказалась в переводе. В оригинале использовалось слово «broma», имеющее греческое происхождение. Дословно это означает «пища», но никак не «мясо», как считалось ранее.
Разбирая завалы предшественников, историки также нашли еще несколько других упоминаний в пользу вегетарианства среди христиан. Основными из них стали следующие факты:
- первые христиане не употребляли животную пищу из милосердия;
- 12 апостолов тоже отказывались от еды животного происхождения;
- в «Милосердных проповедях» вообще сказано, что мясоедство ассоциируется с язычеством;
- шестая заповедь: «Не убий».
Отсюда следует, что самые первые верующие действительно придерживались классических канонов растительной диеты, но при этом не исключали молочные изыски.
Так почему же тогда догмы были сдвинуты? По некоторым данным, политики и священники во время правления императора Константина пошли на хитрость по его же приказу.
Тексты адаптировали так, чтобы христианство идеально вписалось в официальную культуру Римской империи.
Исследуя оригинальные писания, эксперты пришли к выводу, что кроме переписывания пищевых привычек под раздачу попало и употребление горячительного. По некоторым данным, это было сделано для того, чтобы вышестоящим инстанциям было легче следовать установленным принципам.
Иудаизм и меню
Несмотря на то, что нынешнее поколение приверженцев представленного учения не ставит вегетарианство в ранг заповеди, это не совсем корректно. Даже в Писании было сказано, что каждое последующее поколение не может правильно трактовать Тору.
В Ветхом Завете четко сказано о том, что люди должны придерживаться правил «зеленого меню». Там же идет речь о том, что бог подарил людям различные травы и прочую растительность, призванную утолить голод.
Потом был Всемирный потом с его вынужденными мерами, но даже после успешного завершения путешествия по бескрайним далям, Господь пытался вразумить свою паству. Речь идет о манне небесной, которая была прислана блуждающим. Считается, что эта самая загадочная манна имеет растительное происхождение.
Но далеко не все готовы были перейти на скромный паек, постоянно пытаясь разыскать питательный животный белок. Бог им его предоставил, но, как сказано в Книге Чисел, мясо имело неприятный довесок – опасную болезнь.
Камнем преткновения в иудаизме стало упоминание о владычестве человека над землей. Но тут, по мнению историков, снова имело место то ли недопонимание, то ли нежелание принять очевидное. В священных трудах объясняется, что термин «владычество» подразумевал вовсе не всевластие, а обязанность заботиться об окружающем мире.
В пользу такого утверждения свидетельствуют и сопутствующие законы о пище, которые вводят ряд ограничений касательно рациона. Не зря ведь у иудеев считается, что растительные блюда и молочные вкусности представляют собой кошерную еду. Это означает, что такие блюда разрешены для потребления.
С мясными кулинарными шедеврами дела обстоят совсем иначе. Там нужно провести ряд манипуляций, которые бы смогли привести трапезу к стандартам дозволенной.
Очень часто люди, исповедующие иудаизм, вспоминают в связи спорами по питанию историю Даниила. Согласно преданию, он вместе с тремя другими людьми попал в плен вавилонского царя.
Правитель голодом морить своих пленников не захотел, прислав огромное блюдо с разными вкусностями, среди которых имелись и мясные деликатесы, а также лучшие вина. Даниил же решил отказаться от царского подарка. Вместо этого он десять дней употреблял исключительно овощи и воду.
Сделано это было для того, чтобы своим примером показать владыке пользу вегетарианства. Согласно все тем же упоминаниям, на десятый день заключения Даниил действительно стал выглядеть гораздо лучше, нежели те пленники, которые ели мясные вкусности.
Азы религии ведов
Совсем все строго у ведов, чьи священные тексты были изложены санскритом. Люди с самого начала приветствовали вегетарианство хотя бы просто потому, что они не хотели причинять даже малейшего вреда живым существам.
Причем осуждению подвергались не только те, кто самостоятельно пошел на охоту ради убийства животного, но и те, кто просто прикоснулся к туше. Объясняется это тем, что веды верят в наличие души у каждого живого существа. Исходя из их учений, в мире насчитывается более 8 миллионов различных форм жизни.
Далеко не все представили этой огромной армии считаются высокоразвитыми, но все же заслуживают того, чтобы к ним относились с должным почтением.
Вегетарианство в христианстве
Отказ от мяса в христианстве как «учение для посвященных» В сознании современных людей идея вегетарианства, как обязательного компонента духовной практики, связана в большей степени с восточными (ведическими, буддистскими) традициями и мировоззрением.
Однако причина такого представления вовсе не в том, что практика и учение Христианства не содержит идеи отказа от мяса. Она в другом: с начала возникновения Христианства на Руси его подходом была определенная «политика компромисса» с потребностями простого народа, не желающим «углубляться» в духовную практику, и с прихотями власть имущих.
Показательным примером является «Сказание о выборе веры князем Владимиром», содержащимся в «Повести временных лет» за 986 год. О причине неприятия ислама Владимиром сказание говорит так: «Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье и подавно сказал: «Не можем без того быть, ибо веселие на Руси есть питие».
Нередко эту фразу толкуют как начало широкого распространения и пропаганды пьянства среди русского народа. Сталкиваясь с подобным мышлением политиков, церковь не проповедовала широко о необходимости отказа от мяса и вина для основной массы верующих. Не способствовал этому также климат и сложившиеся кулинарные традиции Руси.
Итогом стало следующее положение вещей. Для восточных духовных школ требование отказа от мяса является экзотерическим наставлением: знанием, которое раскрывается публично и является обязательным требованием для каждого. В христианстве же идея воздержания от мяса является эзотерической, т.е.
тайной, передающейся внутри традиции среди тех, кто желает серьезно практиковать аскетизм и обуздание плоти, прежде всего, в монашеской среде.
Посты в христианстве
Единственный случай воздержания от мяса, хорошо известный и монахам и мирянам — это Великий Пост. Этот пост можно с уверенностью назвать самым главным для любого верующего православного человека. Также его называют Святой Четыредесятницей, в память о 40 днях поста Иисуса Христа, пребывающего в пустыне.
За собственно Четыредесятницей (шесть недель) следует Страстная неделя — воспоминание страданий (страстей) Христовых, которые добровольно принял на себя Спаситель мира во искупление грехов человеческих. Страстная неделя заканчивается главным и самым светлым христианским праздником — Пасхой или Христовым Воскресением.
Во все дни поста запрещается употреблять «скоромную» пищу: мясо и молочные продукты. Строго запрещено также курить и пить алкогольные напитки. Церковный устав разрешает в субботние и воскресные дни Великого поста испивать на трапезе не более чем три красовули (сосуд размером со сжатый кулак) вина. Рыба разрешается в пищу только немощным, в виде исключения.
В наши дни во время поста многие кафе предлагают специальное меню, а в магазинах появляются выпечка, майонез и другие широко распространенные продукты без яиц. В действительности, количество предписанных постов в Христианстве гораздо больше.
Православный интернет-ресурс «Просто Пост» сообщает: «Пост как форма религиозного аскетизма, упражнение духа, души и тела является обязательной практикой для православных христиан, у которых количество постных дней в году может достигать двухсот». Постными днями, в частности, считаются среда и пятница каждой недели.
Воздержание от мяса в Ветхом завете
Согласно Книге Бытия, первоначально, в шестой день творения, человеку и всем животным Господь позволил лишь растительную пищу: «Вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя: вам сие будет в пищу» (1.29).
Ни человек, ни какое-либо из животных изначально не умерщвляли друг друга и не причиняли друг другу никакого вреда. Всеобщая «вегетарианская» эпоха продолжалась вплоть до времени растления человечества перед всемирным Потопом.
В Библии противопоставляются друг другу два образа: питание овощами, фруктами и злаками — чистая жизнь и преданность Богу, жизнь Адама и Евы до грехопадения и питание мясом — жизнь в блуде и чревоугодии, идолопоклонничество и развращение людей. Многие эпизоды ветхозаветной истории свидетельствуют о том, что разрешение на мясную пищу — это лишь уступка упрямому желанию человека.
Именно поэтому, когда израильский народ выходил из Египта, символизирующего порабощение духа началом материальным, вопрос «кто накормит нас мясом?» (Числ. 11, 4) расценивается Библией как «прихоть» — ложное устремление человеческой души. В Книге Чисел рассказывается о том, как, недовольные посланной им Господом манной, евреи стали роптать, требуя в пищу мясо.
Разгневанный Господь послал им перепелов, но на следующее утро все, кто ел птиц, были поражены моровой язвой: «33. Мясо еще было в зубах их и не было еще съедено, как гнев Господень возгорелся на народ, и поразил Господь народ весьма великою язвою. 34. И нарекли имя месту сему: Киброт — Гаттаава, ибо там похоронили прихотливый народ» (Числ. 11, 33-34).
Вкушение мяса жертвенного животного имело, прежде всего, символический смысл (принесение в жертву Всевышнему животных страстей, влекущих ко греху). Древняя традиция, закрепленная затем в Законе Моисеевом, предполагала, фактически, лишь ритуальное употребление мяса.
Воздержание от мяса в Новом Завете и апостольская традиция
«Новый Завет» содержит ряд описаний, внешне не согласующихся с идеей вегетарианства. Например, знаменитое чудо, когда Иисус накормил множество людей двумя рыбами и пятью хлебами (Мф.15:36). Однако следует помнить не только о буквальном, но и о символическом значении данного эпизода. Знак рыбы был тайным символом и словесным паролем, происходящим от греческого слова «ichthus» — рыба. В действительности он представлял из себя акростих, составленный из заглавных букв греческой фразы: «Iesous Christos Theоu Uios Soter» — «Иисус Христос, Сын Божий, Спаситель». Частые ссылки на рыбу символически указывают на Христа, не имея ничего общего с поеданием мертвой рыбы. Но символ рыбы не был одобрен римлянами. Они выбрали знак креста, предпочитая сосредоточиться более на смерти Иисуса, чем на его выдающейся жизни. Отдельного разбора заслуживает история переводов Евангелий на различные языки мира. Например, еще в английской Библии времен короля Георга ряд мест Евангелий, в которых употребляются греческие слова «trophe» (питание) и «broma» (пища), переводились как «мясо». К счастью, в православном синодальном переводе на русский язык большинство таких неточностей исправлены. Однако в фрагменте об Иоанне Крестителе говорится: он питался «акридами», что нередко трактуется как «род саранчи» (Матф. 3,4). В действительности же, греческое слово «locusts» относится к плодам псевдоакации или рожкового дерева, что и было хлебом Св. Иоанна. В апостольской традиции мы встречаем упоминания о пользе воздержания от мяса для духовной жизни. У апостола Павла находим: «Лучше не есть мяса, не пить вина и не делать ничего такого, от чего брат твой претыкается или соблазняется, или изнемогает» (Рим. 14:21). «Потому, если пища соблазняет брата моего, то не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего» (1 Коринф. 8:13). Евсевий, епископ Кесарии Палестинской и Никифор — церковные историки, сохранили в своих книгах свидетельство Филона — иудейского философа, современника апостолов. Хваля добродетельную жизнь христиан египетских, он говорит: «Они (т.е. христиане) оставляют всякую заботу о временных богатствах и не пекутся о своих имениях, не считая ничего на земле своим, для себя дорогим. Вина отнюдь никто из них не пьет, и все они не едят мяса, присоединяя к хлебу с водою только соль и иссоп (горькую траву)».
Отказ от мяса в христианском монашестве
В подвижническом христианском монашестве пост понимался как одна из важнейших практик обуздания страстей, путь к «бытию ангельскому на земле», и стяжанию полноты богопознания. Сохранился знаменитый «Устав отшельнической жизни» Св. Антония Великого (251-356 гг.), одного из основателей института монашества. В главе «О пище» Св. Антоний пишет: (37) «Мяса совсем не ешь», (38) «к месту, где точат вино, не подходи». Насколько эти изречения отличаются от широко пропагандируемых образов полных, не вполне трезвых монахов с чашей вина в одной руке, и сочным окороком в другой! Упоминания об отказе от мяса, наряду с прочими практиками духовного делания, содержатся в биографиях многих выдающихся подвижников. «Житие Сергия Радонежского, чудотворца» сообщает: «С первых же дней своей жизни младенец показал себя строгим постником. Родители и окружающие младенца стали замечать, что он не питался молоком матери по средам и пятницам; не прикасался он к сосцам матери и в другие дни, когда ей случалось употреблять в пищу мясо; заметив сие, мать вовсе отказалась от мясной пищи». Строгим вегетарианцем был и столь почитаемый в народе Св. Серафим Саровский. «Житие» свидетельствует: «Сам себе добывая пропитание, преподобный держал очень строгий пост, ел один раз в сутки, а в среду и пятницу совершенно воздерживался от пищи. В первую неделю Святой Четыредесятницы он не принимал пищи до субботы, когда причащался Святых Тайн. В летнюю жару преподобный собирал на болоте мох для удобрения огорода; комары нещадно жалили его, но он благодушно терпел это страдание, говоря: «Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом». Около трех лет преподобный питался только одной травой снытью, которая росла вокруг его келии». Сохранились также воспоминания о том, как Св. Серафим кормил хлебом, который ему приносили из монастыря, огромного медведя. Достаточно ознакомиться с биографиями христианских подвижников и святых, чтобы заметить, сколь часто практиковалось ими воздержание от мяса. Например, блаженная Матрона Анемнясевская (XIX в.) с детства была слепой. Особенно строго соблюдала она посты. С семнадцати лет не ела мяса. Кроме среды и пятницы соблюдала такой же пост по понедельникам. В церковные посты почти ничего не ела или ела очень мало. Св. мученик Евгений, митрополит Нижегородский (нач. XX в.) с 1927 по 1929 годы находился в ссылке в Зырянском крае (Коми А.О.). Владыка был строгий постник и, невзирая на условия лагерной жизни, никогда не вкушал мяса, а также рыбы, если она предлагалась в неположенное время. Последнее из воплощений образа христианского старца на телеэкране — это гениальный, признанный церковью фильм Павла Лунгина «Остров». В одном из эпизодов главный герой, отец Анатолий, говорит: — Все продать подчистую. — Все? — Все подчистую. Слышь? Продашь, не пожалеешь. За твоего хряка, я слышал, хорошие деньги дадут. Славный хряк. Ты знаешь, кабы я мясо ел, я б у тебя его сам бы купил».
Станислав Зюзько
Вегетарианство. Религиозные посты
Среди альтернативных систем питания наиболее привлекательной и обоснованной является вегетарианство. Строгое, или истинное, вегетарианство предполагает питание только растительными продуктами с полным исключением всех животных продуктов – молока, мяса, птицы, яиц, рыбы.
Есть еще более строгие вегетарианцы (веганы), которые потребляют только сырые растительные продукты. Лактовегетарианцы употребляют растительные и молочные продукты, исключая мясо, птицу и рыбу.
Оволактовегетарианцы исключают из питания только мясные продукты и рыбу, употребляя яйца, молоко и растительную пищу.
Вегетарианство сейчас – довольно популярное увлечение в некоторых странах. Так, в США около 1% населения (большинство из которых молодые люди) придерживаются вегетарианской диеты по различным соображениям.
Для одних людей следование вегетарианской диете обусловлено религиозными или другими духовными причинами, например, защитой животных от истребления. Для других – путь противопоставления образу питания богатых членов общества.
Для третьих – это осознанная спланированная диета, направленная на профилактику различных заболеваний, так как хорошая вегетарианская диета взрослого человека способствует сохранению его здоровья.
Следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве вегетарианцы придерживаются всех правил здорового образа жизни, занимаются физкультурой и спортом, являются противниками алкоголя и курения.
Что можно сказать за и против вегетарианства? Строгое вегетарианство, т.е. полное исключение из пищи животных продуктов, включая молоко, не поддерживается наукой о питании.
Лактовегетарианская диета пригодна для пожилых людей при условии разнообразного набора продуктов. Оволактовегетарианская диета, т.е. питание без рыбы и мяса, но с включением молока и яиц, вполне годится для всех людей, в том числе и для детей.
Оволактовегетарианцы, по существу, сторонники смешанной пищи, включающей растительные и животные продукты (молоко, яйца).
Положительными свойствами вегетарианской пищи служат, прежде всего, содержание в ней больших количеств пищевых волокон, витамина С и ß-каротина, низкое содержание или отсутствие холестерина и насыщенных животных жиров. Вегетарианство дает больше возможностей для снижения веса тела при ожирении.
Нет возражений против вегетарианйтва в питании взрослых людей. Если здоровье человека улучшается на диете без животных продуктов, то он становится ее сторонником. Есть ряд заболеваний взрослых, которые требуют воздержания от животной пищи.
Однако для детей строгое вегетарианство несет риск развития анемии из-за недостатка усвояемого железа или витамина В12, рахита (недостаток витамина D), задержки роста из-за дефицита факторов роста: белка, цинка, витаминов В6, В12, йода.
Риск развития этих состояний частично устраняется при потреблении молочных продуктов и яиц, т.е. у оволактовегетарианцев.
В целом наука о питании весьма положительно относится к потреблению людьми овощей, фруктов, хлебных продуктов, но не считает строгое вегетарианство, т.е.
полное исключение из пищи животных продуктов, полноценным питанием для детей и подростков.
Главным в питании является принцип разнообразия пищи, который нарушается при вегетарианстве, так как исключается из пищи одна или даже две группы продуктов.
Взрослые сторонники вегетарианства в семье должны осознавать тот факт, что полезность и приемлемость вегетарианства для взрослых и пожилых людей не означает его пригодность для питания растущего организма детей и подростков.
Поощрение потребления растительной пищи – овощей, фруктов, злаков – не равнозначно полному исключению из пищи продуктов животного происхождения. Целесообразнее выбирать животные продукты с низким содержанием жира и холестерина, готовить их без добавления жира, ограничить жарку и обугливание мясных и других продуктов.
Такие животные продукты и блюда из них в сочетании с разнообразной растительной пищей составляют основу разнообразного здорового питания.
Следует также иметь в виду, что в условиях города в нашей стране отсутствуют кулинарные традиции, умение и возможности спланировать полноценное вегетарианское питание. Переходить на вегетарианское питание необходимо, постепенно увеличивая долю растительных продуктов в дневном меню.
Оволактовегетарианцам следует также помнить о нежелательном потреблении большого количества яиц, и высокожирных молочных продуктов, содержащих большие количества холестерина и насыщенных жиров.
Смысл перехода на вегетарианскую диету теряется, если не уменьшается потребление жира вследствие потребления больших количеств сливочного или даже растительных масел в виде заправок для овощных и крупяных блюд, в составе жирных молочных продуктов, в составе блюд из яиц.
Неспособны обеспечить рациональное вегетарианское питание большинство предприятий общественного питания. Это возможно только в элитных ресторанах.
Религиозные посты
В православном церковном календаре около 200 дней отведено постам. Каждому верующему предписано поститься по средам и пятницам в течение всего года. Помимо этого существует еще 4 многодневных поста: Великий пост, Петров пост, Успенский и Рождественский.
Особенность постов в том, что они постепенно готовят человека к строгому вегетарианскому питанию.
Так, в первую подготовительную неделю Великого поста не постятся в среду и пятницу, в последнюю неделю – сырную – исключается мясная пища, но разрешаются молоко, сыр, яйца.
Каждый пост предшествует большому христианскому празднику. Великий пост идет перед Пасхой, Рождественский – перед Рождеством, Петров – в честь святых Петра и Павла, Успенский – приурочен ко дню праздника Успения Пресвятой Богородицы.
Если отвлечься от религиозно-философской сути постов, а рассмотреть их с точки зрения питания, то окажется, что в посты верующему предписано придерживаться вегетарианской диеты с различной степенью строгости.
При соблюдении любого поста можно есть овощи и фрукты в любом виде, картофель, блюда из рыбы (некоторые посты не разрешают рыбу), грибы, хлеб, блины, пироги, макароны, каши. Все блюда в постные дни готовятся на растительном масле.
Исключаются из пищи мясные и молочные продукты, яйца, животные жиры (сливочное масло, сало).
Надо сказать, что строгий пост – не для всех. Отношение к соблюдению поста детьми должно быть таким, как мы говорили в отношении вегетарианства. Это полностью совпадает с установлениями церкви.
Православная церковь «не возлагает правил лощения во всей полноте на детей и больных, немощных и престарелых».
Посты, учрежденные христианской церковью как средство, содействующее возвышению духа над плотью, заслуживают внимания и должны поощряться для людей среднего возраста.
Посты соблюдают не только православные, но и мусульмане и иудеи. Условия мусульманского поста более суровые и строгие, чем у православных. Пост предписан для мусульман на весь месяц рамадан. В течение всего этого месяца в дневное время, от утренней зари до вечернего заката, нельзя пить, есть, купаться, курить, принимать лекарства.